После трех сезонов эксплуатации на моей ПВХашке «Хантер 290» стал заметно мокнуть транец. Вскрытие показало, что была некачественная проклейка и «влагостойкая» фанера с одного угла превратилась в труху. В сервисе озвучили цену — «до 12 тыс» — и было принято решение менять самому.
Да и материалов на такой ремонт набегало в сумме значительно меньше чем на 12 тыс. В том числе — 1000 р. ушло на лист фанеры 18 мм 1,5 на 1,5 метра, причем осталось больше половины; клей обошелся в 230р за 700 граммовую банку; 2-3 кв. метра ПВХ тентовой ткани из фирмы по пошиву автотентов; кисточку, бутылку ацетона.
Браться за ремонт было страшновато — «а вдруг не получится» )) Но, — не Боги горшки обжигают!
Первым делом с транца снято (отвинчено, отодрано) все, что было привинчено и прибито — накладки, бруски, таблички. Осталась только фанера и ПВХ ткань. Приклеенное снаружи дно местами уже отклеилось, и во время плавания лодки, внутрь беспрепятственно поступала вода.
Фото 1.
Во время отклеивания старого транца выяснилось, что фанера сильно пропиталась водой, поэтому приклеенная ПВХ ткань от нее отдиралась довольно легко, хотя и с усилием, но не требуя нагрева феном. Ткань отходила немного «с мясом», поэтому потом потребовалось шкуркой отчистить слой клея с вкраплениями волокон дерева.
Толщина транца на моей лодке — 18 мм., но прежде чем покупать фанеру для своей лодки, обязательно измерьте этот параметр.
Тем временем… работа идет дальше.
Переворачиваем лодку дном вверх и начинаем разбирать ее. Отклеив дно изнутри и снаружи от транца, с помощью фена хорошо прогреваем, а затем разбираем резиновые швы, заходящие на баллоны. Это надо делать аккуратно, чтобы не повредить швы между ПВХ и держателями транца.
Вверх транец вынуть не удалось, даже спустив лодку. Имейте ввиду что ТРАНЕЦ ВЫНИМАЕТСЯ ВНИЗ, в сторону дна. Полукруглые вырезы на нем — несимметричны.
После разборки — вымываем песок и остатки всевозможной трухи — этого «добра» там много… Места, где остался клей со следами шпона от фанеры обрабатываем шкуркой, хорошо что это не на баллонах — с ними как можно аккуратнее. Заплатку-то наложить можно, но в многослойном шве это будет некрасиво смотреться.
Вот что показало вскрытие —
Фото 2.
Фото 3. (обратите внимание на форму транца и станет понятно почему вытаскивать его нужно только вниз)
По нижнему торцу он сгнил в труху на 0,5-1 см, так что ровный край вывести было нереально — и за 2-3 недели сушки он все равно казался не до конца высохшим.
Был куплен лист фанеры, родной транец послужил шаблоном и заготовка с помощью электролобзика были сделана.
Фото 4.
Также была обновлена вставка и покрыта палубным лаком
Да, еще — нижний торец транца должен быть не под 90 градусов — в баллоны он же вклеен не вертикально! Это конечно не смертельно, но желательно учесть.
Далее, были долгие раздумья — как сделать транец. Делать «как было» — голую фанеру без пропитки — ну совсем не хотелось. Учитывая, что ПВХ ткань на нижнем торце транца уже была протерта и местами пробита до самой фанеры, такой ремонт был бы недолговечен. Значит, надо чем-то пропитывать. Вопрос чем? Лучше всего палубным лаком — но как к ней потом клеить дно?
Почитав в интернете кучу статей, как обклеить транец. Было принято решение сделать сложнее, но надежнее. То, что вода рано или поздно попадет на фанеру — это неизбежно, значит…. весь транец я пропитал палубным лаком (4 раза), но это означало что ПВХ к нему уже не приклеится.
Фото 5 (транец и накладка)
Примерка
Для приклейки я решил обклеить транец полностью, со всех сторон. Ткань нашлась в фирме, делающей автотенты на КАМАЗы и прочие фуры, и хотя у них обороты ткани (в кв.м.), ткань они продают от метра. Тентовая ПВХ плотностью 650 г\м (кажется, Унисол) отлично подходит для ремонта лодки. Так как транец был 18мм, а стал 18 мм + 2 слоя ПВХ (плоскости) плюс 2 слоя (загиб с торца) — были опасения, что в держатель транец влезет с трудом. Поэтому торецы были заклеены тонкой прозрачной серебристой ПВХ — влезло в держатель отлично.
Фото 6.
Получилось, что: 1. фанера уже закрыта от повреждений (царапин, вмятин, сколов от ноги мотора) 2. она же — пропитана палубным лаком, т.е. даже при попадании воды не будет гнить 3. приклеится даже лучше, чем просто фанера, пропитанная клеем (как было на новой) 4. ну и просто красиво получилось
Рабочая температура строительного фена
Пользуясь моментом, решил слани для лодки привести так же в порядок. Очистив от мусора и обезжирив.
Окончательный вид транца.
Дальше было все просто, приятно и удобно. Главное не перепутать внутреннюю и внешнюю стороны транца — нижний торец не под 90 градусов!
Вставил транец в держатели — обвел границы, для нанесения клея, чтоб промазать без лишних «соплей». Приклеил сначала верхнюю защитную полосу, затем ….
{Технология клейки ПВХ такова, что после нанесения клей надо высушить 10-15 минут, затем нагреть феном до 80-100 градусов и приложить к 2 склеиваемой детали. Затем с усилием прикатать} В держатели так вклеивать очень сложно — нагретый клей схватывается почти намертво — а 2-компонентный так и без «почти». Я клеил 1-компонентным, потому что после 2-компонентного ремонт невозможен. В следующий раз если что-то надо будет делать, то — только резать.
Пришлось немного изменить технологию, чтоб можно было все тщательно подогнать по месту. После нанесения клея и 15 минутной выдержки (для подсыхания), транец был вставлен в держатели, выровнен и зафиксирован — и только потом я начал греть феном детали. Оказалось очень простым отгибать край держателя и дуть туда феном ))) Насчет прилипания беспокоиться не приходится — это же ПВХ и ПВХ, а не ПВХ-дерево, липнет что надо.
Так, осталось приклеить дно снаружи, дно изнутри. Здесь всё просто (складка на дне явно показывает как клеить, но все равно лодку надо обязательно накачать); Проклеить внутренние уголки сложнее, но выполнимо.
Так как дно в районе транца на лодке было протерто и заклеено заплаткой, накладываю усиление — тут-то и помогает то, что тентовая ткань всего 650 г/м, а не как лодка — 1100. Тонкая ткань хорошо тянется при нагреве феном и позволяет убирать складки.Разрезы, впрочем, на совсем уж криволинейных поверхностях приходится делать — зато все полотнище сделано одним слоем. (На фото).
Некрасивые места с разрезами я заклеил сверху, но финальных фото не сделал.
На всё — про всё ушло порядка 8 часов. Клей использовал УР-600, очень понравился. Не забывайте хорошо очищать и обязательно обезжиривать любые склеиваемые поверхности, а после склеивания хорошо прижимать друг к другу материалы и тогда всё получится.
В конце прошлого года мы с товарищем продали верно прослужившую нам 2 года старенькую уфимку (надо сказать, что 2 года владения лодкой обошлось в 1 тысячу рублей — очень выгодно!) и начали думать, что же купить в этом году.
В целом мы рассчитывали на ПВХ лодку начального уровня с транцем, с тем, что бы иметь возможность плавать с небольшим (до 5 л.с.) мотором. В очередной раз проглядывая avito.ru наткнулись вот на этот экземпляр:
… nissamaran 290! Лодочка 2007 года, очень толстый ПВХ (1100 гр/м2), не рваный, не замятый, все отлично, практически полный комплект (нет сумки под сиденьем). Одна беда — «немного» гнилой транец (фанера), поэтому лодка нам досталась в четверть цены новой.
Общий вид, лодка немного не докачана
Изначально был вариант просто подлатать, например залив эпоксидкой, но отклеив ПВХ от транца, стало ясно, что это не поможет. Фанера по низу прогнила насквозь, и как она держалась до сих пор — непонятно.
Прочитав пару статей из интернета, определились, что все довольно просто: отклеиваем старый транец, меняем фанеру и заклеиваем вновь. Ну что ж, приступим!
Этап 1. Разбираем!
Для этого этапа понадобится Промышленный фен, что бы греть ПВХ, так клей легче отстает, терпение, несколько рук и что нибудь типа отвертки. В принципе по низу ПВХ от гнилой фанеры отвалился сам, а вот в верхней части пришлось помучаться. Клей держит очень хорошо, особенно связку ПВХ-ПВХ. Но понемногу прогревая феном и отрывая небольшими кусками смогли вынуть фанеру.
Жалкое зрелище:
В углах остались куски гнилья:
А вот и сам транец, на фото вверх ногами, видно что внизу ничего целого не осталось:
Этап 2. Вырезаем!
Теперь нужно найти замену сгнившей фанере. В оригинале ее толщина 24 мм. Найти такую в продаже не удалось, поэтому за 600 рублей был куплен кусок фанеры ФСФ (влагостойкой) размером 1,5*1,5 метра и от него отрезаны два куска размером 1*0.5 м. Фанеру купили влагостойкую, но вся ее влагостойкость заключена в том, что она склеена клеем, который не боится воды. А сама фанера воды боиться =)
Теперь берем эпоксидный клей, саморезы 3.5*20 с потайной головкой, обильно смазываем один кусок фанеры клеем (у меня ушло примерно 150-200 мл клея), и склеиваем, стягивая саморезами (около 20 штук, равномерно). Под саморезы предварительно сверлятся в верхнем листе фанеры отверстия диаметром 2 мм. Еще нужно обратить внимание, что бы они не попали на границу будующей детали.
Оставляем сохнуть на сутки в теплом месте (это важно, эпоксидка сохнет при t выше 15 градусов).
После просушки обводим контур по оригиналу и вырезаем при помощи циркулярки и электролобзика:
Этап 3. Пропитка фанеры
Для защиты от воды было решено пропитать фанеру от воды. Для этого купили пропитку тикурилла, литровую банку и в 3 слоя покрыли всю доску. Сушка между слоями была сутки.
Получилось плотное покрытие, которое пропитало немного вглубь дерево и покрыло его снаружи, как краска.
Как оказалось — есть обратная сторона — к покрытию клей не прилипает. Клеишь — а он отходить очень легко. В итоге доска была зашкурена, не полностью конечно, но сильно, что значительно ослабило толщину пропитки.
Этап 4. Обклейка.
Спустя неделю настало время обклеить фанеру ПВХ, для придания декоративного внешнего вида и для 100% защиты от воды.
Сначала я попробовал использовать обычную толстую ПВХ ткань, но оказалось что на углах приходится клеить ее аж в 3 слоя, что сделало фанеру в этих местах толщиной не 24 мм, а все 28, и она уже точно не влезла бы в держатель транца на лодке.
Решение было найдено весьма специфичное — надувной бассейн для детей за 59 рублей =)
Он сделан из тонкого ПВХ, и даже будучи наклеен в несколько слоев не дает значительной толщины. Им я проклеил торцы с небольшим (1-2 см) нахлестом на боковые стороны.
Клеить этот ПВХ очень тяжело, вся проблема в том, что клей его очень сильно коробит, ПВХ начинает скручиваться и слипаться сам с собой. Клеить лучше в 4 руки. Я клеил небольшими отрезками по 10-15 см, внахлест.
После оклейки торцов — вырезал и приклеил боковинки из ПВХ ткани.
Их клеить одно удовольствие конечно. Вся работа заняла много времени, примерно 5 часов.
Клеил клеем УР-600 по инструкции, «горячим» методом. Сушка клея — минут 10-15 (при рекомендуемых 15-30).
Этап 5. Вклейка транца
Вклейка транца прошла в целом без особых трудностей, хотя сначала бало непонятно и казалось что его не запихнуть.
Хорошо промазываем клеем держатели транца, сам транец, сушим клей. Затем вставляем транец. Общий рецепт — прилично спускаем лодку, но не до конца, и через низ вставляем. Соответственно снизу необходимо все расклеить.
После того, как транец на месте, но еще плохо сидит — хорошо надуваем лодку и запихиваем его на свое место, что бы и сверху он хорошо встал и снизу, как на рисунке выше…
Теперь отгибаем резину и прогреваем феном, после чего приклеиваем. Эта процедура не сложная.
Последним этапом приклеиваем пол к транцу.
Этап 6. Разное всякое.
А теперь крепим к транцу разные элементы снятые с него ранее. Для крепежа можно смело использовать саморезы к примеру 4*25, в магазине спрашиваем нержавеющие. Мы саморезы сажали предварительно хорошо обмазав их герметиком, что б вода не пошла под саморез.
После этого решили еще в один слой обклеить снизу углы транца, что бы еще лучше защитить от воды их.
Ну и общий вид вышел таким:
Сливной клапан пока не врезали, решили поплавать несколько раз без него. Честно говоря, рука не поднимается делать дырку в хорошо закрытой от воды фанере =), но потом все же надо будет сделать и его.
Здравствуйте! Приходилось заниматься ремонтом лодок, в том числе и заменой транцев. Ничего божественного здесь не требуется.. Как я понимаю, фанера на Вашей лодке кЕтайская, а не должная водостойкая, ламинированная. И, наверно, приобретенная Вами, тоже обычная, «белая». Если это так, то Вы рискуете через некоторое время опять получить подгнивший транец. Без использования водостойкой фанеры обойтись можно, но Вам придется потратиться на хорошую, защитную от воды, пропитку. Тиккуррилла такие выпускает.. И обязательно обклеить все поверхности хотя бы тонкой ПВХ-тканью. Сначала плоскости, потом ВСЕ срезы ленточкой в виде буквы П. Короче говоря, задача, как можно надежнее защитить фанеру от воды. Затем хорошо протереть ацетоном внутри опор транца. Промазать клеем (кстати, какой Вы используете?) и внутри опор и края транца, которые в опоры вставляются, дать подсохнуть минут 10. Промазать еще раз. Еще просушка. Прогреваете феном все, что будете склеивать, и вставляете фанеру в опору. Сразу две не клейте. По очереди. Сначала без клея порепетируйте. Далее, с ткани днища удаляете все следы старого клея, можно и шкуркой. Нежно, не до корда. По обеим склеиваемым поверхностям: ацетон, клей-просушка (два раза), нагрев, приклейка по месту, как на старом транце. Греть до температуры 50-70 град. Не пережгите! По горячему прикатать роликом или чем-то гладким, круглым. В полевых условиях можно столовой ложкой. Под все нахлобучки засверливаете фанеру, вливаете пропитку, просушиваете ее там и с клеем ставите саморезы, а, если есть сквозные отверстия, с силиконовым герметиком ставите крепеж.
Коротко не получилось.. Если что, — спрашивайте.. Удачи!
С уважением, Александр Николаевич.
- Как приклеить крепления навесного транца
- Как установить навесной транец на крепления
Как приклеить навесной транец
- Накачиваем лодку
- Собираем навесной транец (надо установить на него 4 шайбы леера)
- Прикладываем его к борту лодки в место, показанное на картинке
- Обводим стираемой ручкой шайбы леера, которые приложили к борту лодки, ответственно и аккуратно отмечаем порядок расположения и углы наклона частей
- Снимаем шайбы леера с навесного транца
- Обезжириваем приклеиваемые поверхности на шайбах леера и лодке
- При желании можно покрыть малярным скотчем области на лодке ПВХ вокруг обведенных ручкой областей, чтобы при нанесении клея не оставить подтеков и пятен на лодке
- Спустите лодку и разместите местом склейки на твердой поверхности
- Нанесите клей на шайбы леера и лодку
- Дождитесь полного высыхания клея, чтобы он не лип к пальцам
- Нанесите второй слой клея и снова дождитесь полного высыхания
- Обязательно нагрейте клеевые поверхности перед приклеиванием, но не перегревайте их, если есть строительный фен – грейте им. Клей должен стать податливым и липким от нагревания (для приклейки ответственной части лодки – транца, это очень важно, чтобы он держался крепко)
- Приложите шайбу к намеченному месту без нажима (обязательно проверьте угол наклона шайбы), возьмите твердый заостренный предмет в руки
- Начните прокатывать шайбу с сильным нажимом от центра к краям, выгоняйте воздух из-под нее, при прокатывании учитывайте, что важно не как долго Вы прокатываете деталь, а как сильно Вы нажимаете, для этого и рекомендовалось проводить работы на жесткой поверхности. Во время прокатывания можете продолжать нагревать поверхность
- Подождите сутки перед использованием
Какой клей использовать для приклейки навесного транца
Выбор клея, в этом случае, очень важен, так как транец должен держаться «намертво» и не должен оторваться при использовании. Нагрузка на него будет приходиться большая, поэтому настоятельно рекомендуем использовать только заводские клея, которые нельзя купить в обычных магазинах: спросите клей у производителя лодок или у нас. Мы продаем такие профессиональные клея на розлив (Внимание! Клей имеет непродолжительный срок годности).
Как установить навесной транец
- Если на вашу лодку уже установлены крепления навесного транца, то для установки его вам надо:
- Спустить лодку
- Установить сначала левую или правую часть навесного транца, а потом противоположную
- Расправить материал под транцем, проверить установку
- Накачать лодку и пользоваться
Сравнение клея для ПВХ
Комментарии 22
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.
Во чё делают, молодец мастер!
Да. Он очень аккуратен. И в мастерской чисто, убрано, всё на своих местах.
Да. Спасибо)
И я очень доволен. По прежнему можно движок до 20 сил вешать
Если есть свой — 6500. Под ключ — 10500
За 10500 божно хорошую бу взять
Можно. И через год-транец менять. А новая — 35-40 Тыщ. В этой же лодке я уверен
Я просто не знаю что вы делали с транцем чтоб он под замену пошел, но на своей проблем и у друзей тож, даж на дешёвом флинке 10 лет без проблем
Просто всё время на воде. Да и пользовали лодку нещадно. Нормуль всё. Главное ведь, чтобы меня устраивало)
Народ просто не в теме, у них 20 дней на воде это за год эксплуатации.отсюда и 10 лет все нормально.у комрада мотор каждый день ходит.выкинул пвх перешел на дюраль.и один хрен, привозил лодку транец усиливать
Спасибо за понимание. Это действительно так. Смотря как пользоваться. Я на машине за лето почти 30000 накрутил. И это не такси. Другие за 10 лет столько наезжают)
Статистика, убийственная наука.) Не за что .я по своеф теме рулю.там такие же песни.
Vasyanovih
Спасибо за понимание. Это действительно так. Смотря как пользоваться. Я на машине за лето почти 30000 накрутил. И это не такси. Другие за 10 лет столько наезжают)
У меня жена за 3 недели наездила 4000 в поселке, так что эт норм
Совсем с дуба рухнула, )) это 200 км в день.у нас ток таксисты такие км отжигают.
А это поселок 3.5 протяженностью, ну и поездки на озеро 4км))
Ну немогла она 25 раз за день на озеро ездить.))))
Ну сам в шоке был, ну в соседних деревню, а так с утра и вечером, что не сгонять
У меня друг уехал на три дня, оставил машину жене.2370 км, я плакал…дорвалась, она бедолага не спала не ела а тупа рулила.мы ее потом сросили как она смогла такой пробег накатать по городу.))) В ответ, что то не члено раздельное.