-
Законность (принцип, метод, режим) в государственном управлении. Административное усмотрение.
Законность
— комплексное (принцип, метод, режим)
социально-правовое явление, характеризующее
организацию и функционирование общества
и государства на правовых началах.
Термин
«законность» является производным от
термина «закон» и, будучи комплексным
понятием, охватывает все стороны жизни
права — от его роли в создании закона
до реализации его норм в юридической
практике. Законность отражает правовой
характер организации общественно-политической
жизни, органическую связь права и
власти, права и государства, права и
общества. Требование законности в
равной мере относится к высшим органам
государственной власти, к иным
государственным органам, которые
принимают в рамках своей компетенции
подзаконные акты (сфера правотворчества),
к непосредственным исполнителям законов
— должностным лицам, а также к общественным
организациям, коммерческим корпорациям,
гражданам (сфера правореализации).
Законность
характеризуется единством двух
признаков: внешнего (формального) —
обязанностью исполнять предписания
законов и подзаконных правовых актов
государственными органами, должностными
лицами, гражданами и различными
объединениями; внутреннего (сущностного)
— наличием научно обоснованных и
соответствующих праву законов; качеством
законов.
Важно
не только соблюдать законы, но и создавать
справедливые, т.е. правовые законы.
Правовые законы должны быть нормативной
основой законности. Законность является
не самоцелью, не исполнением во имя
исполнения. Её назначение — соблюдение
законов во имя торжества свободы,
справедливости. Законность — явление
прогрессивное и призванное содействовать
общественному прогрессу. В истории
было немало случаев, когда граждане
придерживались законов, а законность
нарушалась, когда «суровое соблюдение»
в действительности означало «суровое
нарушение» (например, массовые репрессии
во времена культа личности Сталина в
СССР). В таких случаях закон не
соответствовал праву, не отвечал
потребностям общественного прогресса.
Чтобы в государстве была «правозаконность»,
действующие законы, прежде всего
Конституция, должны адекватно отражать
правовые принципы, общечеловеческие
ценности. В сфере правотворчества это
выражается в обеспечении издания
закона, соответствующего праву,
Конституции.
Законность
— явление многоаспектное и может
выступать как принцип, метод, режим.
Законность является принципом
деятельности государственных органов,
общественных организаций, коммерческих
корпораций, должностных лиц, граждан.
Принцип
законности присущ только демократическим
государствам, поскольку он является
антиподом произвола и беззакония,
предполагает связанность всех органов
государства правовыми нормами, действия
в их рамках и во имя их реализации. С
другой стороны — со стороны деятельности
государства законность выступает как
определенный метод государственного
руководства обществом, т.е. оно
осуществляется исключительно правовыми
средствами. Как
метод
государственного руководства обществом
законность означает, что:
1)
органы государства и должностные лица
при осуществлении своей деятельности,
разрабатывая и принимая решения,
опираются на принципы и требования
законности;
2)
при организации реализации принятых
решений они не выходят за пределы своей
компетенции;
3)при
осуществлении контроля и надзора за
законностью действий участников
общественных отношений они придерживаются
правовых процедур, используют правовые
средства и способы.
Метод
законности является основой применения
иных методов государственного управления:
организации, принуждения, воспитания,
контроля и т.п. Он предполагает высокий
уровень правовой культуры и одновременно
является
средством повышения уровня общей и
правовой культуры.
Законность
есть и режим реально действующего
права, состояние (атмосфера) соответствия
общественных отношений законам и
подзаконным нормативно-правовым актам,
которые, в свою очередь, призваны
отражать принципы свободы и справедливости,
заложенные в праве.
Режим
законности
— непременный элемент демократии, ибо
без законности демократия может
перерасти в охлократию — власть толпы.
Без законности как режима
общественно-политической жизни общество
может быть ввергнуто в анархию и хаос,
когда личность становится уязвимой
для бесконтрольных действий со стороны
государственной власти, незащищенной
от ее произвола.
Без
законности нет демократии, без демократии
невозможно обеспечить законность.
Законность и демократия — факторы
построения правового государства.
Административное
усмотрение
Известно,
что понятия дискреции и дискреционной
власти означают решение должностным
лицом или государственным органом
вопроса по собственному усмотрению.
То есть административное усмотрение
это мотивированный выбор для принятия
правомерных решений и совершения
действий управомоченным субъектом в
рамках его компетенции для исполнения
функций государственного управления.
Административное
усмотрение – это административно-правовое
повеление, которое основывается на:
– правильно
понятом публичном интересе и совершении
действий, принятии решений в соответствии
с ним и в рамках собственных полномочий;
– формировании
соответствующей мотивации;
– оценке
юридических альтернатив действий и
решений и обосновании выбора;
– осуществлении
или неосуществлении юридических
действий,
намерении
следовать принятым решениям и действовать
в соответствии с ними.
Административное
усмотрение предусматривается законом,
проявляется в процессе его реализации
и должно быть основано на правильном
его понимании.
При
этом надо учесть, что усмотрение может
формироваться не только на базе
позитивных позиций его носителя, но и
под давлением вышестоящих органов и
руководителей, общественного мнения,
третьих лиц, а также под иным, в том
числ,е и противоправным воздействием.
Неправильное
использование административного
усмотрения ведет к субъективизму в
государственном управлении и создает
коррупционные риски.
Таким
образом, административное усмотрение
является фактором, обеспечивающим
динамику государственного управления,
невозможную без него при существующем
объеме государственных дел. В то же
время только законодательное закрепление
его форм и оснований и контроль являются
гарантией его эффективности.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Законность — комплексное (принцип, метод, режим) социально-правовое явление, характеризующее организацию и функционирование общества и государства на правовых началах.
Термин «законность» является производным от термина «закон» и, будучи комплексным понятием, охватывает все стороны жизни права — от его роли в создании закона до реализации его норм в юридической практике. Законность отражает правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства, права и общества. Требование законности в равной мере относится к высшим органам государственной власти, к иным государственным органам, которые принимают в рамках своей компетенции подзаконные акты (сфера правотворчества), к непосредственным исполнителям законов — должностным лицам, а также к общественным организациям, коммерческим корпорациям, гражданам (сфера правореализации).
Законность характеризуется единством двух признаков:
внешнего (формального) — обязанностью исполнять предписания законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями;
внутреннего (сущностного) — наличием научно обоснованных и соответствующих праву законов; качеством законов.
Важно не только соблюдать законы, но и создавать справедливые, т.е. правовые законы. Правовые законы должны быть нормативной основой законности. Законность является не самоцелью, не исполнением во имя исполнения. Её назначение — соблюдение законов во имя торжества свободы, справедливости. Законность — явление прогрессивное и призванное содействовать общественному прогрессу. В истории было немало случаев, когда граждане придерживались законов, а законность нарушалась, когда «суровое соблюдение» в действительности означало «суровое нарушение» (например, массовые репрессии во времена культа личности Сталина в СССР). В таких случаях закон не соответствовал праву, не отвечал потребностям общественного прогресса. Чтобы в государстве была «правозаконность», действующие законы, прежде всего Конституция, должны адекватно отражать правовые принципы, общечеловеческие ценности. В сфере правотворчества это выражается в обеспечении издания закона, соответствующего праву, Конституции.
Законность — явление многоаспектное и может выступать как принцип, метод, режим. Законность является принципом деятельности государственных органов, общественных организаций, коммерческих корпораций, должностных лиц, граждан. Принцип законности присущ только демократическим государствам, поскольку он является антиподом произвола и беззакония, предполагает связанность всех органов государства правовыми нормами, действия в их рамках и во имя их реализации. С другой стороны — со стороны деятельности государства законность выступает как определенный метод государственного руководства обществом, т. е. оно осуществляется исключительно правовыми средствами. Как метод государственного руководства обществом законность означает, что:
1) органы государства и должностные лица при осуществлении своей деятельности, разрабатывая и принимая решения, опираются на принципы и требования законности;
2) при организации реализации принятых решений они не выходят за пределы своей компетенции;
3)при осуществлении контроля и надзора за законностью действий участников общественных отношений они придерживаются правовых процедур, используют правовые средства и способы.
Метод законности является основой применения иных методов государственного управления: организации, принуждения, воспитания, контроля и т.п. Он предполагает высокий уровень правовой культуры и одновременно является средством повышения уровня общей и правовой культуры.
Законность есть и режим реально действующего права, состояние (атмосфера) соответствия общественных отношений законам и подзаконным нормативно-правовым актам, которые, в свою очередь, призваны отражать принципы свободы и справедливости, заложенные в праве.
Режим законности — непременный элемент демократии, ибо без законности демократия может перерасти в охлократию — власть толпы. Без законности как режима общественно-политической жизни общество может быть ввергнуто в анархию и хаос, когда личность становится уязвимой для бесконтрольных действий со стороны государственной власти, незащищенной от ее произвола.
Без законности нет демократии, без демократии невозможно обеспечить законность. Законность и демократия — факторы построения правового государства.
Что такое законность — принцип, метод или режим?
И принцип, и метод, и режим. Все зависит от угла зрения. Однако без принципа законности как основополагающего начала деятельности государственных органов, государственных и общественных организаций, должностных лиц, граждан, без законности как метода государственного руководства обществом не состоится режим законности. В широком понимании законность — это режим общественно-политической жизни, создаваемый:
— государством, которое устанавливает порядок издания (изменения, отмены) законов и подзаконных нормативно-правовых актов, обеспечивает их соответствие потребностям общественного развития;
— всеми субъектами права (государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, коммерческими организациями, гражданами) в результате однозначного понимания и неуклонного осуществления ими предписаний законов и подзаконных актов.
При режиме законности устанавливается правовая атмосфера, где господствуют идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности; личность ограждена от произвола власти, общество — от анархии, хаоса, беспорядка и насилия.
27.1
Три аспекта понятия законности. Ее структура
В юридической литературе даются различные определения понятия законности. Так, проф. М. С. Строгович трактовал законность как принцип деятельности государства, его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Как соответствие правовой деятельности закону определял законность проф. Л. С. Явич. В качестве «системы социальных и юридических требований правомерного поведения» рассматривает законность проф. Н. Н. Вопленко. Чаще же всего подчеркивается, что законность представляет собой строгое и неуклонное исполнение всеми субъектами права действующего законодательства.
Однако, как справедливо отмечается в юридической литературе, приведенные и некоторые другие дефиниции акцентируют внимание главным образом на функциональной характеристике законности, но не раскрывают ее сущности и содержательной наполненности. Известно, что функции любого социального явления не тождественны его сущности и содержанию, хотя во многом определяются ими. В литературе отмечается, что трактовка законности как точного и неуклонного следования предписаниям законов и других нормативных правовых актов всеми субъектами правового общения игнорирует содержание законов и других установлений государственной власти. Между тем они могут быть неправовыми, т. е. не воплощать важнейших человеческих ценностей — справедливости, свободы и равноправия людей. Следовательно, законность предполагает оценку содержания законов и других актов. С позиции сторонников различения права и закона, не должно быть слепого следования закону независимо от его содержания.
Поскольку приведенные определения понятия законности не отражают ее природы и сущности, в теории государства и права был предложен комплексный подход к этому понятию. В настоящее время законность трактуется в трех аспектах, как:
1) правовой метод, ориентирующий всех участников правового общения на четкое соблюдение юридических норм и других предписаний. Данный правовой принцип обладает универсальностью. Это означает, что вне законности не могут действовать другие правовые принципы — равенства всех перед законом и судом, неприкосновенности личности, жилища, частной жизни, состязательности, взаимной ответственности личности и государства и др.
Универсальный характер законности сообщает ей свойство общеправового принципа, который имеет самую широкую сферу применения и занимает ведущее положение среди других принципов права;
2) метод государственного руководства обществом, предполагающий, что государство, его органы и должностные лица выполняют свои функции правовыми средствами и в правовых формах. Государственный аппарат в процессе своей деятельности использует специальные приемы и способы решения служебных задач в соответствии с действующим законодательством. При этом законность служит одним из ведущих критериев оценки качества этой деятельности.
Данный аспект функционирования законности требует наличия трех основных условий: развитого и качественного законодательства; его реализуемости и исполнимости; специальных органов надзора и контроля за выполнением правовых предписаний.
Действующее законодательство, включающее в себя не только систему законов и других нормативных правовых актов, но и санкционированные государством иные формы права (правовые обычаи, правовую доктрину, судебную практику, принципы права и т. д.), образуют исходную нормативную основу законности. Однако наличие качественного и развитого законодательства само по себе не означает автоматического установления и укрепления законности, а служит только предпосылкой, внешней, формальной стороной, фундаментом, на котором возможно возведение института законности. Важно также, чтобы действующее законодательство исполнялось на практике, чтобы соблюдались его требования. В противном случае законность будет носить формальный, а не реальный характер. Наконец, еще одно необходимое условие законности как метода государственного руководства обществом — существование специальных правоохранительных органов, которые располагают юридическим механизмом и средствами для контроля за исполнением действующего законодательства, особенно в процессе его реализации. К числу таких средств можно отнести обжалование актов и решений государственных органов и должностных лиц (как единоличных, так и коллегиальных), опротестование, судебный нормоконтроль, проверка актов на их соответствие Конституции и др. В необходимых случаях соответствующие правоохранительные органы вправе подключить механизмы государственного принуждения для обеспечения действия законности.
В системе такого контроля одно из ключевых мест следует отвести контролю гражданского общества за деятельностью государства, всех его структур, поскольку именно государство призвано служить обществу, действовать слаженно и безупречно в процессе претворения в жизнь общей воли народа, всех его слоев и групп населения. Отсюда вытекает, что законность предполагает ответственность государства перед обществом за то, как оно выполняет свою управленческую миссию;
3) самостоятельный аспект законности составляет — режим жизни общества, или устойчивый, повсеместный политико-правовой режим, который характеризуется неотъемлемостью, всеобщностью, общеобязательностью требований, предъявляемых не только к соблюдению действующего законодательства, но и в процессе правореализации. Законность как режим общественной и политической жизни предполагает: верховенство Конституции в правовой системе и ее прямое действие, установление правовых отношений между государственной властью и личностью, приоритет прав и свобод человека, подзаконность любой социально значимой деятельности, правомерность поведения всех действий людей, а также деятельности организаций, учреждений, государственных и общественных структур.
Все три компонента законности: правовой принцип, метод и режим — являются формами выражения законности, которые не образуют ее независимых частей. Их нельзя противопоставлять, напротив, целостное восприятие законности возможно только тогда, когда законность рассматривается как единство принципа, метода и режима, как перерастание сформировавшегося правового принципа законности в метод, а в итоге — в режим законности. Последний представляет собой высшее проявление законности, завершающую ее форму, правомерное состояние жизни общества. Именно в качестве режима государственно-правовой жизни законность составляет главную ценность для общества и страны в целом. Однако нельзя не учитывать значимости и двух других форм проявления и существования законности.
Законность имеет не только разнообразные формы проявления, но и различное содержание. Большинство юристов-теоретиков соглашаются с выделением в содержании законности трех сторон (элементов):
во-первых, предметную сторону, т. е. явления и процессы, а также поведение и деятельность, которые соответствуют требованиям юридического характера. Эту сторону нередко называют поведенческой;
во-вторых, субъективную сторону, которая охватывает состав участников правоотношений, обязанных соблюдать правовые предписания или требовать такого соблюдения от других;
в-третьих, нормативную сторону, включающую совокупность норм права, подлежащих реализации (проф. В. С. Афанасьев).
В юридической литературе к числу дискуссионных относится вопрос о законности требования исполнения и соблюдения абсолютно всех нормативных правовых актов, или речь может идти только о законах.
По мнению ряда ученых, понимание законности как исполнения всех нормативных правовых актов, всех норм права объективно принижает значение и престиж закона в системе законодательства. Закон обладает такими свойствами, которые присущи только ему и сообщают закону высшую юридическую силу, что позволяет ему занимать высшую ступень в иерархии актов. Поэтому проф. М. С. Строгович и проф. Н. В. Витрук полагают, что законность — это требование исполнения закона и только закона.
Дискуссионен в науке вопрос и об определении субъектов законности, т. е. являются ли субъектами законности все субъекты права или только должностные лица.
В свое время отечественный юрист Н. Г. Александров полагал, что нельзя ставить в один ряд нарушение обязанности соблюдать закон гражданами и должностными лицами. Требование соблюдения законности относится в первую очередь к должностным лицам. Несоблюдение же норм права гражданами означает совершение ими правонарушения (за что они несут юридическую ответственность), а не нарушение законности. Аналогичной позиции придерживался теоретик права проф. В. М. Горшенев, а ныне проф. Н. В. Витрук. По мнению последнего, нельзя по общественной опасности сравнивать несоблюдение законов со стороны граждан и должностных лиц.
Против этой позиции возражал в свое время проф. М. С. Строгович, а в наши дни — проф. В. В. Лазарев, считая, что принцип законности является всеобщим и распространяет свое действие и свои требования на всех.
С этой точкой зрения можно согласиться, однако следует иметь в виду, что должностные лица являются представителями государства, работают в государственном аппарате на профессиональной основе, поэтому на них лежит в первую очередь обязанность следить за соблюдением законности и самим исполнять закон. Но исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, видимо, было бы неправильно считать неисполнение закона гражданином правонарушением, а должностным лицом — нарушением законности.
Итак, в общей теории права сложилось узкое и широкое понимание законности. Узкое понятие законности означает требование соблюдать и исполнять только законы, а широкое — любые действующие нормативные правовые акты. Существуют и определения законности, которые раскрывают более подробно данное понятие. Например, проф. В. И. Червонюк определяет законность как такое состояние общественной жизни, которое характеризуется верховенством правового закона, безусловным исполнением его требований всеми субъектами права, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление ею своих прав и свобод.
В учебнике «Теория государства и права» саратовских ученых (под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько) законность определяется как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного исполнения действующего законодательства.
Что касается сущности законности, то ее, как правило, составляет фиксация соответствия деятельности в правовой сфере и результатов этой деятельности юридическими предписаниями. Такое соответствие является ключевым свойством законности, ее сущностью (доц. О. П. Сауляк).
Структура законности характеризуется в юридической литературе по-разному. Чаще всего выделяют:
нормативную основу законности, которая определяется содержанием действующего законодательства: каково содержание законодательства, таково и содержание законности. Иногда говорят, что нормы права служат базой и предпосылкой законности;
теоретико-мировоззренческую основу законности. Ее составляют правовые взгляды, принципы;
средства, приемы, условия осуществления законности;
систему эффективной защиты законности, включая систему контроля и надзора за действием законов и систему защиты прав и свобод граждан и их объединений.
Некоторые специалисты в области теории государства и права вносят в эту структуру изменения. Например, проф. В. К. Бабаев, соглашаясь с четырехзвенной структурой законности и выделением таких элементов, как нормативная и теоретико-мировоззренческая основы, в качестве третьего звена называет законопослушное поведение всех субъектов права, а четвертым элементом считает гарантии законности, т. е. средства ее обеспечения.
Проф. Н. Н. Вопленко также вычленяет в структуре законности четыре элемента, хотя вносит в них определенные уточнения. Так, помимо нормативной основы, ученый выделяет систему требований правомерного поведения участников правовых отношений, затем состояние связанности юридически значимой деятельности субъектов нормами права как результативную сторону законности, и, наконец, завершающим элементом структуры законности Н. Н. Вопленко считает «юридическую правильность, точность деятельности субъектов правоотношений как основную цель законности».
Думается, что принципиальных различий между указанными позициями нет, хотя последний тезис Н. Н. Вопленко было бы более корректно назвать соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям. Именно это свойство, как отмечалось выше, относится к сущностной характеристике института законности.
В последние годы в юридической литературе высказываются суждения о необходимости более глубокой разработки понятия законности, концептуального переосмысления этой категории. Среди новых моментов такого переосмысления можно указать на позицию, согласно которой следует отказаться от позитивного правопонимания, которое стирает различия между правом и законом. В связи с этим было выдвинуто предложение о разработке концепции не просто законности, а именно правовой законности, или, что то же самое, — правозаконности. Отсюда следует, что требование всеобщей обязательности соблюдения и строгого исполнения относится не к любому закону, а к правовому закону.
Концепция правозаконности была сформулирована в 1955 году проф. С. С. Алексеевым, который утверждал, что правозаконность есть «верховенство закона, правление права, основанного на правах человека». Аналогичное понимание законности разделял акад. В. С. Нерсесянц. «Когда речь идет о верховенстве закона и господстве принципа законности в правовом государстве, — писал он, — то имеются в виду, конечно, не всякий закон и не всякая законность, а именно правовой закон и правовая законность — в противоположности, противостоянии к антиправовому (правонарушающему, произвольному) закону и соответствующей законности».
Данная точка зрения неоднократно подвергалась критике в юридической литературе главным образом на том основании, что трудно определить критерии, позволяющие установить, какой закон (или иной нормативный правовой акт) является правовым. Ряд исследователей отмечают также, что подобная трактовка применима лишь к западноевропейской модели правовой системы, где закон понимается как акт, выражающий волю государственной власти. Но категория правозаконности не применима ко многим другим видам правовых семей — мусульманской, традиционной и т. д.
В общетеоретической литературе последних лет справедливо указывается, что излишне прямолинейное противопоставление права и закона в учении о законности представляется неплодотворным, так как оправдывает субъективный произвол в выборе и оценке легальных вариантов поведения и поступков, отдает на субъективное усмотрение лица признание тех или иных актов «истинно правовыми» или, напротив, неправовыми.
Таким образом, можно констатировать, что несмотря на попытки пересмотреть понятие законности, каких-либо существенно новых подходов не наблюдается.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Вопрос 12. Понятия «адвокат» и «адвокатская деятельность».Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.Гарантии независимости адвоката. Понятия «адвокат» и «адвокатская деятельность»
Вопрос 12. Понятия «адвокат» и «адвокатская деятельность».Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.Гарантии независимости адвоката.
Понятия «адвокат» и «адвокатская деятельность»
Адвокатом является лицо, получившее в установленном Законом об адвокатуре
§ 2. Принцип законности
§ 2. Принцип законности
Принцип законности означает, что исключительно федеральный уголовный закон регламентирует ответственность виновного в преступлении лица.Данный принцип слагается из ряда правовых требований. Первое из них — приоритет международного уголовного
Статья 5. Принцип законности
Статья 5. Принцип законности
(1) Никто не может быть признан виновным в совершении правонарушения, а также подвергнут наказанию за его совершение иначе как в соответствии с законом о правонарушениях. (2) Применение других положений законодательства в ущерб лицу,
6. Принципы законности и гумманизма
6. Принципы законности и гумманизма
В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. В ст. 8 УИК РФ перечислены принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законодательство Российской
17. Обеспечение единства законности
17. Обеспечение единства законности
Прокуратура является единственным в стране органом, выполняющим важнейшую функцию в правовом государстве, – функцию надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории государства
15. Понятие законности
15. Понятие законности
Законность является универсальным правовым принципом, относящимся не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных органов. Это вытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все государственные органы, должностные лица
7. Принцип законности
7. Принцип законности
Отдельное место среди принципов гражданского процессуального права занимает присущий любой отрасли права общеправовой (межотраслевой) принцип законности.По ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
Статья 3. Принцип законности
Статья 3. Принцип законности
1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.2. Применение уголовного закона по аналогии не
Статья 3. Принцип законности
Статья 3.
Принцип законности
Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности части первой статьи 3 см. Определение Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 №270-О.1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия
§ 2. Содержание законности
§ 2. Содержание законности
Анализ законности в широком смысле слова позволяет различить в ее содержании следующие самостоятельные моменты диалектики правового, юридического и государственно-политического.Законность неотторжима от общеобязательности права. Именно
§ 3. Требования законности
§ 3. Требования законности
Как режим общественно-политической жизни законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе
§ 4. Основные принципы законности
§ 4. Основные принципы законности
Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Каковы же эти принципы?Единство законностиПри всем
§ 6. Гарантии законности
§ 6. Гарантии законности
Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс
27.2 Принципы законности
27.2
Принципы законности
Проблема принципов законности относится к дискуссионным в юридической литературе. Это объясняется разнообразием критериев для классификации принципов, а также различным их перечнем. Нет однозначного отношения к принципам законности и ее