Являются ли должностные инструкции источниками уголовно процессуального права

  1. Источники уголовно-процессуального права

Система
уголовно-процессуального права (нормы,
институты, отрасль в целом) составляют
внутреннюю форму уголовно-процессуального
права. Внешнюю форму уголовно-процессуального
права образует комплекс юридических
источников, формально закрепляющие
правовые нормы и позволяющие субъектам
ознакомиться с их реальным содержанием
и пользоваться ими.

Вопрос
о видах и системе источников
уголовно-процессуального права в
настоящее время считается дискуссионным
и до конца не решённым в науке. Во многом
это объясняется различными подходами
к пониманию источника уголовно-процессуального
права.

Одни
авторы источник уголовно-процессуального
права ассоциируют с Уголовно-процессуальным
кодексом РФ2
или уголовно-процессуальным
законодательством3.
Другие считают источником нормативные
акты, регулирующие уголовно-процессуальные
отношения4.
Третьи источниками признают юридические
акты различных государственных органов,
в которых содержаться уголовно-процессуальные
правовые нормы.

Многие
сходятся в единстве мнения о том, что
способом внешнего выражения и закрепления
уголовно-процессуальных норм может
быть только федеральный закон Российской
Федерации. В подтверждении своих доводов
ссылаются на п. «о» ст. 71, ст. 55 Конституции
РФ, ст.ст. 1 и 7 УПК РФ.

Решение
спорного вопроса об источниках
уголовно-процессуального права зависит
от того, насколько правильно передаётся
значение слов «форма права» и «источник
права».

Понятия
«форма права» и «источник права» тесно
взаимосвязаны, но не совпадают. Если
форма права показывает, как содержание
права организовано и выражено вовне,
то источник права – истоки формирования
права, систему факторов, предопределяющих
его содержание и формы выражения,
механизм их воздействия на формирование
права.

В
правоведении источник права различают
в трёх смысловых вариантах. Источник
права в материальном смысле

– материальные общественные отношения,
обусловливающие содержание норм права,
формы собственности и т.п. Источник
права в идеальном смысле

– совокупность юридических идей,
обусловливающих содержание норм права,
то есть правосознание. Источник
права в специальном юридическом смысле

— собственно форма права, которая
посредством ряда правотворческих
процедур получает объективированное
выражение в юридических актах. В данном
случае внешняя форма права является
одним из компонентов источника права
в юридическом смысле. Только в названном
случае источник права в юридическом
смысле и внешняя форма права совпадают
по своему содержанию.

Таким
образом, источники
уголовно-процессуального права –
это
нормативные правовые акты, в которых
содержатся уголовно-процессуальные
нормы.

Основные
виды источников уголовно-процессуального
права установлены в самом тексте
Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Статья 1 настоящего Кодекса определяет
четыре вида источников: Конституция
РФ, УПК РФ, общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации. По смыслу
ст. 7 УПК РФ источниками могут быть
федеральные законы и иные нормативные
правовые акты.

Такое
понимание сущности, смысла и видов
источников уголовно-процессуального
права согласуется со ст.ст. 1 и 7 УПК РФ
и не противоречит п. «о» ст. 71 и ст. 55
Конституции РФ.

Становится
очевидным — источниками уголовно-процессуального
права могут быть не только законы, но и
другие нормативные правовые акты
различной юридической силы. При этом
не обязательно чтобы уголовно-процессуальные
нормы содержались в одном законодательном
акте, например в УПК РФ.

Нормативно-правовой
акт самое общее название всех источников
уголовно-процессуального права. В связи
с доминирующей ролью государства в
регулировании уголовно-процессуальных
отношений, нормативно-правовые акты
являются основной и единственной формой
закрепления уголовно-процессуальных
норм в российской правовой системе.

Нормативно-правовой
акт –
это
официальный документ (акт), содержащий
нормы уголовно-процессуального права.

Нормативно-правовые
акты не следует отождествлять с
нормативными (уставы политических
партий, акты общественных организаций
и др.), а также с иными правовыми актами
(правоприменительными, актами толкования
права).

Законодатель
ориентирует дознавателей, следователей,
прокуроров и судей при производстве по
уголовному делу применять положения
нормативно-правового акта, имеющего
наибольшую юридическую силу (ч. 3 ст. 5
Федерального конституционного закона
«О судебной системе РФ», ч. 2 ст. 7 УПК
РФ). Поэтому
все нормативные правовые акты, содержащие
в себе уголовно-процессуальные нормы,
принято делить в зависимости от их
юридической силы на:
законы и подзаконные акты.

Закон
– это принятый в особом процедурном
порядке акт законодательного органа
государственной власти, обладающей
высшей юридической силой и направленный
на регулирование уголовно-процессуальных
отношений.

По
своему значению законы в Российской
Федерации подразделяются на:

— конституции;

— конституционные
законы;

— кодификационные
законы (кодексы, основы);

— текущие законы.

В
зависимости от особенностей территориальной
организации государства и построения
органов государственной власти, могут
быть выделены:

— федеральные
(общенациональные) законы;

— республиканские
(региональные) законы.

Подзаконный
нормативный правовой акт

– принятый компетентным органом или
должностным лицом государства на
основании и во исполнение закона правовые
акты, содержащие нормы права.

Соотношение
между законом и подзаконным актом
таково, что всякий подзаконный акт
должен приниматься на основе и во
исполнение закона.

Подзаконные
акты подразделяются по юридической
силе на:

— Указы Президента
РФ;

— постановления
Правительства РФ;


постановления Государственной Думы
Федерального собрания Российской
Федерации.


акты министерств и ведомств РФ: приказы,
инструкции, положения, наставления,
указания, уставы и др.

Нормативные
правовые акты образуют стройную систему,
основанную на их юридической силе.

Законодатель
требует от следователей, дознавателей,
прокуроров, судей в процессе применения
норм уголовно-процессуального права
соблюдалась правовую субординацию
нормативных правовых актов и применять
только тот закон, который имеет большую
юридическую силу.

Конституция
РФ
имеет
высшую юридическую силу, прямое действие
и применяется на всей территории
Российской Федерации. Законы и иные
правовые акты (в том числе и УПК РФ),
принимаемые в Российской Федерации, не
должны противоречить Конституции
Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции
РФ). Конституция имеет верховенство и
по отношению к международным договорам.
Приоритет Конституции РФ над международными
договорами подтверждает тот факт, что
ч. 6 ст. 125 Основного закона запрещает
вводить в действие и применять не
соответствующие Конституции Российской
Федерации международные договоры
Российской Федерации.

Для
формирования законодательства об
уголовном процессе многие положения
действующей российской Конституции
имеют основополагающее значение,
поскольку имеют ярко выраженный
уголовно-процессуальный характер. Не
случайно УПК РФ текстуально и содержательно
воспринял целый ряд конституционных
норм.

Так,
нормы ч. 1 ст. 10 и ч. 2 ст. 94 УПК восприняли
конституционные положения ст. 22 о сроках
задержания лица по подозрению в совершении
преступления. Положения ст. 22 Конституции
РФ о заключении под стражу только по
судебному решению, нашло своё отражение
в нормах ст. 108 и 109 УПК. Конституционное
положение ст. 25 о неприкосновенности
жилища текстуально нашло своё отражение
в ст. 12, ч. 2 ст. 29, ч.5 ст. 177 УПК.

Развивающим
положения ч. 2 ст. 50 Конституции РФ следует
назвать ст. 75 УПК, устанавливающей, что
доказательства, полученные с нарушением
требований УПК, являются недопустимыми
и не могут быть положены в основу
обвинения и доказывания обстоятельств,
перечисленных в ст. 73 УПК РФ.

В Конституции
сформулирован ряд существенных для
уголовного судопроизводства положений,
вытекающих из презумпции невиновности.
В частности, предусмотрено, что: а)
обвиняемый не обязан доказывать свою
невиновность (ч. 2 ст. 49); б) неустранимые
сомнения в виновности лица толкуются
в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49). Данные
конституционные нормы конкретизированы
в ст. 14 УПК.

К
числу процессуальных следует отнести
и положения норм ст. 23, ч. 1 ст. 47, ст. 51,
ст. 123 Конституции РФ, которые также
нашли свое отражение в нормах УПК РФ,
создавая комплекс дополнительных
процессуальных гарантий прав человека
в уголовном процессе.

Несмотря
на то, что УПК РФ непосредственно
воспринял целый ряд конституционных
норм, Конституция Российской Федерации
остаётся действующим источником
уголовно-процессуального права,
поскольку, во-первых, при рассмотрении
конкретных уголовных дел сохраняется
прямое применение названных норм.

Во-вторых,
конституционные нормы определяют
пределы деятельности законодательной
власти при разработке и принятии новых
федеральных законов о суде и уголовном
судопроизводстве.

В-третьих,
они позволяют разрешить на практике
коллизии между законами, действовавшими
до вступления в силу Конституции и
принятыми после её опубликования.

В-четвёртых, они
дают возможность Конституционному Суду
РФ в предусмотренных законом случаях
проверить соответствие тех или иных
норм УПК Конституции РФ.

В-пятых,
конституционные нормы способствуют
деятельности Пленума Верховного Суда
РФ по разъяснению уголовно-процессуального
законодательства5.

Общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации
являются
составной частью законодательства РФ,
регулирующего уголовное судопроизводство.
Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила,
чем предусмотрены УПК РФ, то применяются
правила международного договора (ч. 4
ст. 15 Конституции РФ, ч. 3 ст. 1 УПК РФ).

В
связи с действием ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ, ч. 3 ст. 1 УПК РФ в теории уголовного
процесса и практике деятельности органов
предварительного расследования, судов
возникли, по крайней мере, два вопроса.
Первый,
какие именно нормы и международные
договоры следует считать неотъемлемой
частью её правовой системы и непосредственно
порождающие процессуальные права и
обязанности. Второй,
обладают ли приоритетом перед нормами
национального законодательства
общепризнанные принципы и нормы
международного права.

Пленум
Верховного Суда РФ в постановлении от
31 октября 1995 года № 8 «О некоторых
вопросах применения судами Конституции
РФ при осуществлении правосудия» по
этому поводу дал следующие разъяснения:
«Судам при осуществлении правосудия
надлежит исходить из того, что
общепризнанные принципы и нормы
международного права, закреплённые в
международных пактах, конвенциях и иных
документах (в частности, во Всеобщей
декларации прав человека, Международном
пакте о гражданских и политических
правах, Международном пакте об
экономических, социальных и культурных
правах), и международные договоры
Российской Федерации подлежат
непосредственному применению в уголовном
судопроизводстве»6.

Руководствуясь
вышеназванным постановлением Пленума
Верховного Суда РФ, в качестве источников
уголовно-процессуального права можно
назвать:


Всеобщую декларацию прав человека от
10 декабря 1948 года7;


Международный пакт о гражданских и
политических правах от 16 декабря 1966
года8;


Пакт об экономических, социальных и
культурных правах от 16 декабря 1966 года9;


Европейская Конвенция о защите прав
человека и основных свобод 1950 года10;


Устав Совета Европы от 5 мая 1949 года11;


Декларацию о защите всех лиц от пыток
и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращений
и наказаний12;


Конвенцию против пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство
видов обращений и наказаний13;


Кодекс поведения должностных лиц по
поддержанию правопорядка14;


Конвенцию о правах ребенка15;


Конвенция о правовой помощи и правовых
отношениях по гражданским, семейным и
уголовным делам, подписанную
странами-участниками СНГ от 22 декабря
1993 года16;


Договор о правовой помощи с Республикой
Молдова от 26 января 1995 года17
и др.

Однако,
все названные и другие международно-правовые
акты, договоры могут применяться в
уголовном судопроизводстве непосредственно,
если они ратифицированы федеральным
законом (то есть пропущены через
Государственную Думу РФ) и для их
применения не требуется издания
внутригосударственного акта18.

Федеральные
конституционные законы РФ

в иерархии правовых актов имеют приоритет
перед нормами федеральных законов.
Нормы Федерального конституционного
закона должны применяться в уголовном
процессе непосредственно, несмотря на
отсутствие прямого указания на это в
ст. 7 УПК.

Федеральные
конституционные законы РФ (в дальнейшем,
для сокращения – ФКЗ РФ) принимаются
по вопросам, строго перечисленным в
Конституции РФ. В настоящее время принят
ряд ФКЗ, отдельные нормы, которых имеют
непосредственное отношение к правовому
регулированию уголовно-процессуальной
деятельности.

Так,
ФКЗ РФ от 21 июля 1994 года «О Конституционном
Суде Российской Федерации»19
закрепил в нормах ст. 98, 101-103 основания
приостановления производства по
уголовному делу, которые нашли своё
отражение в нормах п. 3 ч. 1 ст. 238 УПК РФ.

Достаточно
весомый вклад в правовую регламентацию
уголовно-процессуальной деятельности
по отправлению правосудия внёс ФКЗ РФ
от 31 декабря 1996 года «О судебной системе
РФ»20,
нормы которого, наряду с Конституцией
РФ, закрепляют: основы судебной системы
РФ (ст. 1-4); основные принципы судебной
деятельности (ст. 5-10); основы правового
статуса судей в РФ (ст. 11-15); порядок
создания, упразднения и компетенцию
судов общей юрисдикции, входящих в
судебную систему РФ (ст. 17-28) и иные
положения, относящиеся к судебной
деятельности.

С
26 февраля 1997 года в России действует
ФКЗ РФ «Об Уполномоченном по правам
человека в РФ»21.
Нормы данного закона предусматривают
комплекс дополнительных процессуальных
гарантий (иммунитетов) для Уполномоченного
по правам человека. К примеру, в силу
ст. 12 настоящего ФКЗ Уполномоченный
обладает неприкосновенностью в течение
всего срока его полномочий. Он не может
быть без согласия Государственной Думы
РФ привлечён к уголовной ответственности,
задержан, арестован, подвергнут обыску,
за исключением случаев задержания на
месте преступления. Неприкосновенность
Уполномоченного распространяется на
его жилое и служебное помещения, багаж,
личное и служебное транспортные средства,
переписку, используемые им средства
связи, а также на принадлежащие ему
документы. В силу ст. 24 Закона, Уполномоченный
вправе отказаться от дачи свидетельских
показаний по уголовному делу об
обстоятельствах, ставших ему известными
в связи с выполнением его обязанностей.
Уполномоченный при проведении проверки
по жалобе вправе лично знакомится с
делом, приговор по которому вступил в
законную силу, либо с делом, производство
по которому прекращено, а также с
материалами об отказе в возбуждении
уголовного дела (подпункт 1 п. 1 ст. 23).
Ему же принадлежит право присутствовать
при рассмотрении уголовного дела в
порядке надзора (ст. 29).

Федеральный
конституционный закон от 23 июня 1999 года
№ 1-ФКЗ «О военных судах РФ»22
содержит нормы о подсудности уголовных
дел о преступления, совершённых
военнослужащими и гражданами, проходящими
военные сборы (ст. 7), устанавливает
систему, состав и полномочия военных
судов при производстве по уголовным
делам (Глава 2).

Уголовно-процессуальный
кодекс РФ от 18 декабря 2001 года (сокращённо
— УПК РФ)

занимает четвёртую ступень в иерархии
источников вслед за федеральными
конституционными законами Российской
Федерации. Принимая во внимание ведущее
значение УПК РФ в системе источников
уголовно-процессуального права, его
характеристика рассматривается в
отдельном – 3-м вопросе настоящей лекции.

Уголовное
судопроизводство в России регулируется
не только УПК РФ. Согласно ст. 1 и ст. 7
УПК РФ при производстве по уголовному
делу могут быть применены и другие
нормативные правовые акты, в том числе
органов исполнительной власти РФ.

Иные
федеральные законы.
Регулирование
ряда уголовно-процессуальных отношений
осуществляется на основе норм права,
содержащихся в других федеральных
законах. Имея свой предмет правового
регулирования, как правило, не связанный
со сферой уголовного судопроизводства,
эти законы относятся либо к другим
отраслям права, либо имеют межотраслевой
характер. Включённые в них
уголовно-процессуальные нормы
регламентируют определённые стороны
уголовно-процессуальной деятельности
государственных органов и должностных
лиц, ведущих уголовный процесс, а также
иных участников уголовного судопроизводства.

К
их числу можно отнести следующие
федеральные
законы:
«О
присяжных заседателях федеральных
судов общей юрисдикции в Российской
Федерации» от 20 августа 2004 года, №
113-ФЗ23;
«О статусе судей в Российской Федерации»
от 26 июня 1992 года24;
«О прокуратуре Российской Федерации»
с изменениями от 17 ноября 1995 года25;
«О милиции» от 18 апреля 1991 года26;
«О федеральной службе безопасности» с
изменениями от 30 июня 2003 года27;
«О содержании под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений»
от 15 июля 1995 года28;
«Об оперативно-розыскной деятельности»
от 12 августа 1995 года29;
«О психиатрической помощи и гарантиях
прав граждан при её оказании» от 2 июля
1992 года30;
«О государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации»
от 31 мая 2001 года31;
«О государственной защите судей,
должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов» от 20 апреля
1995 года № 45-ФЗ32;
«О государственной защите потерпевших,
свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства» от 20 августа 2004 года33;
«О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998
года34
и другие.

Например,
Закон о
прокуратуре РФ

основным предметом имеет регулирование
организации и построения прокуратуры,
определение отраслей прокурорского
надзора и средств его осуществления.
Тем не менее, в рассматриваемом законе
имеются нормы, относящиеся к
уголовно-процессуальной деятельности
прокуратуры РФ – это ч. 2 ст. 1, ст.ст.
29-31 которые устанавливают направление
надзора за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие, определяют предмет надзора,
полномочия прокурора при осуществлении
уголовного преследования. Закон
о статусе судей

регулирует вопросы независимости
судебной власти, определяет гарантии
независимости судей, недопустимость
вмешательства в деятельность судьи,
гарантии неприкосновенности судей
(ст.ст. 1, 10, 16). Закон
о государственной судебно-экспертной
деятельности

регулирует возможные сроки производства
стационарной судебно-психиатрической
экспертизы в отношении подозреваемых
(обвиняемых) и порядок продления названных
сроков, восполняя тем самым пробел норм
УПК РФ в этом вопросе (ст. 30).

Законы
субъектов Российской Федерации
не
могут быть источниками уголовно-процессуального
права. В соответствии со ст. 72 Конституции
РФ уголовное судопроизводство находится
в ведении Российской Федерации. Это
означает, что уголовно-процессуальные
отношения не могут регулироваться
законами субъектов Российской Федерации.

Уголовный
кодекс РФ
не
может быть источником уголовно-процессуального
права. Данный нормативный правовой акт
имеет самостоятельное значение и
применяется к уголовно-правовым
отношениям.

В
УПК РФ много статей, содержащих ссылки
на положения УК РФ. Положения УПК РФ
предназначены обеспечить применение
предписаний статей УК РФ. Например, ст.
25 УПК РФ обеспечивает применение ст. 76
УК РФ в вопросе о прекращении уголовного
дела. В УК РФ содержатся материально-правовые
основания для прекращения дел, имеющие
самостоятельное значение.

Указы
Президента Российской Федерации.

Президент РФ является гарантом Конституции
РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Как высшее должностное лицо Президент
РФ обязан реально обеспечивать и
гарантировать осуществление конституционных
и уголовно-процессуальных норм о правах
и свободах человека, соблюдение баланса
законных интересов личности, общества
и государства.

В
соответствии со своими обязанностями
и с п. 1 ст. 90 Конституции РФ, Президент
РФ как глава государства, издаёт
обязательные для исполнения на всей
территории Российской Федерации указы
и распоряжения. По своим юридическим
свойствам указы и распоряжения Президента
РФ делятся на правоприменительные и
нормативные.

Правоприменительные
указы носят индивидуально-разовый
характер и принимаются по конкретным
вопросам (о помиловании осуждённого, о
назначении на должность, присвоении
звания и т.д.). Распоряжения Президента
также ненормативны и принимаются по
оперативным вопросам государственного
управления (создание рабочих комиссий,
выделение регионам средств из резервного
фонда и т.п.).

Следственная
и судебная практика развивается по пути
признания Указов Президента РФ в качестве
источников уголовно-процессуального
права. Изложенное подтверждает
Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября
1995 года № 8, где сказано, что нормативные
указы Президента Российской Федерации
как главы государства подлежат применению
судами при разрешении конкретных
судебных дел, если они не противоречат
Конституции РФ и федеральным законам35.

Таким
образом, власть Президента РФ по созданию
уголовно-процессуальных норм существенно
ограничена Конституцией РФ и федеральными
законами. Кроме того, в своей правотворческой
деятельности Президент не подменяет
парламент Российской Федерации. Вопросы
изменения и дополнения уголовно-процессуального
законодательства не относятся к ведению
Президента РФ. Он не может отменить или
изменить установленные законодателем
процессуальные сроки, подследственность
и подсудность уголовных дел, порядок
производства следственных действий и
мер уголовно-процессуального принуждения.

Исторический
опыт показал, что Указы Президента РФ
в сфере уголовного судопроизводства
принимаются как крайняя мера в условиях
начала становления правового государства,
разгула преступности, чрезвычайной
медлительности и неупорядоченности
законотворческого процесса (кризиса
законодательной ветви власти). По мере
стабилизации обстановки в стране и
восполнении пробелов в УПК, дальнейшая
необходимость регулирования процессуальной
деятельности по Указам Президента РФ
отпадает.

В
настоящее время Указы Президента РФ в
сфере уголовного судопроизводства
принимаются крайне редко и не находят
широкого распространения в процессуальной
деятельности органов предварительного
расследования, прокуратуры и суда.
Резкого ухудшения криминогенной
обстановки в государстве и потерей
контроля над преступностью.

Постановления
и распоряжения Правительства РФ
принимаются
для осуществления Правительством РФ
своих полномочий. Постановления, как
правило, нормативны и общеобязательны,
они разрабатываются и принимаются
коллегиально. Распоряжения
– разновидность правоприменительных
актов, принимаются и подписываются
Председателем или заместителем
Председателя Правительства на основе
единоначалия и адресуются, как правило,
узкому кругу исполнителей. В своём
подавляющем большинстве, Постановления
Правительства РФ принимаются на основе
и во исполнение Указов Президента РФ
или по собственной инициативе.

В
сфере уголовного судопроизводства
Правительство РФ разрабатывает и
принимает Постановления, как правило,
на основе реализации воли законодателя.
Например, в соответствии со ст. 14
Федерального закона от 18 декабря 2001
года № 177-ФЗ «О введении в действие УПК
РФ», законодатель поручил Правительству
РФ подготовить и утвердить предусмотренное
ст. 82 УПК РФ Положение
о порядке хранения и реализации предметов,
являющихся вещественными доказательствами,
хранение которых до окончания уголовного
дела затруднительно. В этой связи
источником уголовно-процессуального
права являются:


утверждённое Постановлением Правительства
РФ от 20 августа 2002 года № 620 Положение
о хранении и реализации предметов,
являющихся вещественными доказательствами,
хранение которых до окончания уголовного
дела или при уголовном деле затруднительно36;


утверждённое Постановлением Правительства
РФ от 11 декабря 2002 года № 883 Положение
о направлении на переработку или
уничтожение изъятых из незаконного
оборота либо конфискованных этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции.

Перечисленные
документы Правительства РФ регулируют
уголовно-процессуальную деятельность
дознавателя, следователя и прокурора,
путём конкретизации их действий с
вещественными доказательствами.

Все
нормативные правовые акты Правительства
РФ не должны противоречить Конституции
РФ, федеральным законам и указам
Президента РФ. В случае противоречия
они могут быть отменены Президентом РФ
или признанны недействующими Верховным
Судом РФ (ст. 27 ГПК РФ).

Постановления
Государственной Думы Федерального
собрания Российской Федерации.
Возможность
принятия постановлений Государственной
Думы РФ прямо предусмотрена ст. 103
Конституции РФ. В сфере уголовного
судопроизводства к ведению Госдумы РФ
Конституция РФ относит объявление
амнистии (п. «е» ст. 103). Акт амнистии
имеет нормативно-правовой характер и
относится к числу нормативных правовых
актов37.
Вследствие акта об амнистии следователь
и дознаватель могут прекратить уголовное
дело или уголовное преследование в
отношении лиц, подпадающих под её
действие (ч. 1 п. 3 ст. 27 УПК РФ). По этому
же основанию судья может прекратить
уголовное дело на стадии подготовки к
судебному заседанию (ч. 1 ст. 239 УПК РФ).

Не
смотря на то, что в УПК РФ достаточно
подробно регламентирован порядок
принятия решения в связи с актом об
амнистии, на практике все же возникают
вопросы о процессуальном порядке
применения данного документа к реальным
жизненным ситуациям. Зная подобные
затруднения, Госдума РФ нередко включает
в содержание своих постановлений
процессуальные нормы о дополнительных
гарантиях законного и обоснованного
применения амнистии, либо детализирует
процедуры (процессуальную форму)
применения амнистии к тем или иным лицам
по отдельным категориям уголовных дел.

Акты
министерств и ведомств РФ: приказы,
инструкции, положения, наставления,
указания, уставы и др.
Акты
министерств и ведомств издаются по
вопросам следствия и дознания, не
требующим законодательного регулирования.
Они имеют большое значение для правильного
применения норм уголовно-процессуального
законодательства.

Издание
актов министерств и ведомств объясняется
тем, что применение норм уголовно-процессуального
закона нередко встречает затруднения
на практике, в связи с чем, они нуждаются
в толковании (разъяснении) в целях
наиболее правильной, быстрой, экономной
и эффективной реализации. Это делает
Генеральный прокурор РФ, МВД РФ, ФСБ РФ,
МЮ РФ, Министр обороны РФ – в приказах,
инструкциях, указаниях. С учётом
накопленной многолетней практики
применения УПК РФ, анализа, обобщения
допущенных на практике ошибок и
недостатков, в них даётся разъяснение
отдельных норм уголовно-процессуального
права, содержатся тактические рекомендации,
а также указания по надлежащей организации
работы сориентированной на создание
благоприятных условий производства по
уголовному делу и обеспечения прав
личности.

В
силу своего предназначения, акты
толкования не устанавливают новых
уголовно-процессуальных норм, не отменяют
и не изменяют их содержание (тем более
не придают норме закона нового правового
смысла), поэтому не являются источниками
уголовно-процессуального права.

Постановления
Пленума Верховного Суда РФ

принимаются в целях необходимости дачи
разъяснений по вопросам судебной
практики применения уголовно-процессуального
законодательства (ст. 126 Конституции
РФ). Вопросы могут возникнуть в связи с
рассмотрением коллегиями и президиумом
Верховного Суда уголовных дел в
кассационном или надзорном порядке,
запросам судов, прокуратуры (ст. 39 Закона
о прокуратуре РФ), правоохранительных
органов. Постановления Пленума Верховного
Суда РФ могут быть посвящены организационным
проблемам, практике применения
законодательства по отдельным категориям
уголовных дел, либо по вопросам разъяснения
уголовно-процессуального законодательства.

Необходимость
в разъяснениях Пленума Верховного Суда
РФ возникает в следующих случаях:

  1. Недостатки
    в организации деятельности судов.

    В таких случаях разъяснения Пленума
    направлены на обозначение наиболее
    оптимальных, эффективных путей исполнения
    закона. Такой характер носят, например,
    разъяснения о необходимости шире
    использовать выездные судебные
    заседания, тщательно анализировать
    доказательства, внимательно и вдумчиво
    относится к кассационным жалобам и
    представлениям, не допускать чёрствого
    и бездушного отношения к подсудимым,
    потерпевшим и т.д. Проведённый
    Л.Б.Алексеевым анализ постановлений
    пленумов по вопросам применения
    уголовно-процессуального законодательства
    показал, что почти 1/4 часть содержащихся
    в них указаний направлена на обращение
    внимания на необходимость неукоснительного
    его исполнения, на некоторые моменты
    организационного порядка, способствующие
    более эффективному использованию
    процессуальных средств38.

  2. Неопределённость,
    неясность смысла и содержания нормы
    УПК РФ, в результате чего её применение
    вызывает на практике разнобой. В качестве
    примера можно привести выдержку из
    Постановления Пленума Верховного Суда
    РФ от 5 марта 2004 г. № 1. «О применении
    судами норм УПК РФ»: «разъяснить судам,
    что к иным обстоятельствам, исключающих
    доставление в суд обвиняемого для
    решения вопроса о продлении срока
    содержания под стражей могут быть
    отнесены, в частности, болезнь обвиняемого,
    стихийное бедствие, плохие метеоусловия,
    карантин в месте содержания под
    стражей»39.

  3. Наличие
    пробелов в законе.

    В уголовно-процессуальном праве немало
    случаев полного или частичного отсутствия
    нормы, подлежащей применению, что ставит
    практических работников в затруднительное
    положение. Например, в УПК РФ не решён
    вопрос о возможности принудительного
    проникновения в жилище при необходимости
    осмотра места происшествия. В ст. 188 УПК
    не указываются уважительные причины
    неявки по вызову следователя.
    Представляется, что Пленум Верховного
    Суда РФ может преодолеть данный пробел
    путём применения аналогии закона.

Если
какой-либо возникший в процессуальной
деятельности вопрос не получает прямого
разрешения в УПК РФ, а разрешить его
необходимо, аналогию закона может
применить следователь, дознаватель и
прокурор не дожидаясь выхода в свет
решений Верховного Суда РФ.

Применение
уголовно-процессуального закона по
аналогии преодолевает пробел в праве.
Способом устранения пробела является
только правотворчество, издание
недостающей нормы или её части.
Следовательно, аналогия закона применяется
до тех пор, пока не произошло восполнение
пробела путём изменения, дополнения
действующего уголовно-процессуального
закона. Но пока пробел в законе не
устранён в законодательном порядке,
такая надобность всегда может возникнуть.

Применение
уголовно-процессуального закона по
аналогии предполагает строгое соблюдение
следующих ограничительных условий:

  1. решение вопроса
    по аналогии допустимо только в случае
    полного отсутствия или неполноты
    правовых норм;

  2. предусмотренный
    нормой процессуального закона случай
    должен быть схожим с тем, к которому
    данная норма закона применяется по
    аналогии;

  3. применение
    процессуального закона по аналогии не
    может вести к ограничению процессуальных
    прав участвующих в процессе лиц или
    возложению на них непредусмотренных
    законом обязанностей;

  4. применение
    процессуального закона по аналогии не
    допускает совершения органами дознания
    и следствия, прокурором и судом
    процессуальных действий, не предусмотренных
    нормами УПК РФ, а равно действий,
    запрещённых законом;

  5. решение
    по аналогии предполагает поиск нормы
    вначале в УПК РФ и только за неимением
    таковой возможно обращение к другой
    отрасли права или законодательству в
    целом40.

Постановления
Конституционного Суда РФ

принимаются Конституционным Судом РФ
по результатам проверки конституционности
применённых норм уголовно-процессуального
законодательства (ст. 125 Конституции
РФ). В силу предоставленных законодательством
полномочий, Конституционный Суд РФ
различными способами воздействует на
систему норм действующего
уголовно-процессуального законодательства
и практику его применения. Признавая
не соответствующими (полностью или в
части) те или иные процессуальные нормы,
Конституционный Суд РФ предлагает судам
и другим субъектам уголовно-процессуального
права разрешать различные ситуации по
уголовным делам посредством:

1) прямого применения
положений Конституции РФ;

2)
предписания парламенту РФ о внесении
изменений в УПК;

3)
ориентирования на применение норм
других статей УПК.

Воздействуя,
в указанных случаях, на законодательные
и правоприменительные процессы,
Конституционный Суд РФ не создаёт новых
норм, он либо инициировал их принятие
законодательным органом, либо ориентировал
суды, органы следствия и дознания на
прямое применение конституционных
норм, либо признавал процессуальные
нормы соответствующими Конституции
РФ. Следовательно, акты Конституционного
Суда РФ не могут быть безоговорочно
признаны источниками уголовно-процессуального
права41.

Выводы
по второму вопросу лекции:
источники
уголовно-процессуального права – это
нормативные правовые акты, в которых
содержатся уголовно-процессуальные
нормы.

УПК
РФ в ст. 1 и ст. 7 устанавливает исчерпывающий
перечень и иерархию источников права,
определяющих порядок уголовного
судопроизводства в Российской Федерации:

— Конституция РФ;


Общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации;

— Федеральные
конституционные законы РФ;

— Уголовно-процессуальный
кодекс РФ;

— Федеральные
законы РФ;

— подзаконные
нормативные правовые акты.

Постановления
Пленума Верховного Суда РФ. Акты
министерств и ведомств РФ: приказы,
инструкции, положения, наставления,
указания, уставы и др., не являются
источниками уголовно-процессуального
права.

Тема 4. Источники уголовно-процессуального права

Уголовно-процессуальный закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый представительным законодательным органом государства, регулирующий общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства.

Уголовно процессуальное законодательство должно обеспечивать защиту каждого гражданина, общества и государства от противоправных посягательств посредством создания условий раскрытия преступлений, привлечения виновного к ответственности, возмещения ущерба, причиненного преступлением, при строгом соблюдении прав и законных интересов, чести и достоинства всех участников уголовного процесса.

Предписания уголовно-процессуального закона в равной степени обязательны как для органов расследования, прокуратуры, суда, так и для иных субъектов судопроизводства.

Особенностью процессуального законодательства является то, что оно действует лишь в связи с применением уголовного закона, при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, расследовании преступления и судебном разбирательстве.

Внешней формой выражения уголовно-процессуального права являются нормативные акты, закрепляющие государственные волеизъявления в сфере уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальные нормы имеют следующее значение :

1. Они устанавливают наиболее рациональный порядок деятельности органов расследования, прокуратуры и суда в борьбе с преступностью. Каждое правило уголовного судопроизводства продиктовано проверенной на практике целесообразностью, которая обеспечивает наиболее эффективные пути и методы отыскания, закрепления доказательств и их оценки.

2. Регламентируя деятельность органов, осуществляющих судопроизводство, они определяют их компетенцию (права и обязанности) и тем самым способствуют не только раскрытию преступления и изобличению виновного, но также и правильному применению уголовных законов.

3. Уголовно-процессуальные нормы определяют характер и границы взаимоотношений правоприменительных органов (должностных лиц) с иными участниками судопроизводства, предоставляют им необходимые права и возлагают определенные обязанности.

В уголовно-процессуальном праве основным источником является федеральный закон, т. е. принимаемый высшим законодательным органом РФ нормативно-правовой акт. Он содержит положения, регулирующие порядок судопроизводства по уголовным делам и возникающие при этом отношения. Это обусловлено тем, что в данной сфере деятельности государства могут быть ограничены либо затронуты действиями или решениями соответствующих должностных лиц конституционные права и свободы граждан.

Поэтому основания и пределы возможного ограничения или лишения этих прав регламентируются только законом, а не ведомственным или иным актом органов управления.

Совокупность (систему) правовых актов, являющихся источниками уголовно-процессуального права, составляют следующие федеральные законы :

1. Конституция Российской Федерации. Основной закон страны имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории России, служит юридической базой для любого отечественного законодательства. Все иные законы и правовые акты не должны ей противоречить.

Конституционные положения, которые касаются уголовного судопроизводства, преимущественно сосредоточены в гл. 2 и 7, где получили свое закрепление права и свободы человека и гражданина, а также компетенция судебной власти. Эти предписания содержат базисные институты, лежащие в основе уголовного процесса в целом: равенство всех перед законом и судом; неприкосновенность личности, частной жизни, жилища; охрана тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; презумпция невиновности и т. д.

Конституцией утвержден правовой институт судебной власти в действующем законодательстве, регламентированы самостоятельность судебной власти и ее право действовать свободно, независимо от других ветвей власти. Так, в Основном законе провозглашен принцип недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50) и закреплены нормы, согласно которым:

а) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 2 ст. 50);

б) никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51).

Эти нормы имеют определяющее значение для процедуры уголовно-процессуального доказывания и реального осуществления всего комплекса законных прав на защиту от предъявленного обвинения. «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ содержат некоторые правила введения в действие конституционных норм, в том числе и уголовно-процессуальных, порядка рассмотрения дел судом с участием народных заседателей, ареста, содержания под стражей и задержания лиц по подозрению в совершении преступления.

2.  Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Наиболее полно и всесторонне регламентирует все производство по уголовным делам – Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ). Развивая конституционные положения, он формулирует общие задачи и компетенцию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в борьбе с преступностью.

Структура действующего УПК РФ построена в прямой зависимости от содержания и этапности производства по уголовным делам. Он состоит из 6 частей, 19 разделов, 57 глав, 476 статей.

3.  Иные федеральные законы. Источниками уголовно-процессуального права служи не только УПК РФ, но и иные федеральные законы РФ, в той или иной степени регулирующие вопросы рассматриваемой сферы государственной деятельности.

К ним относятся законы, определяющие устройство судов, их компетенцию, статус судей, структуру и полномочия милиции, налоговой полиции, федеральной службы безопасности, прокуратуры, а также принципы организации, права и обязанности адвокатов.

4.  Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные по сравнению с предусмотренными законом правила, то применяются правила международного договора. Наиболее значимые, имеющие непосредственное отношение к уголовному судопроизводству положения содержатся во Всеобщей декларации прав человека (1948); Международном пакте о гражданских и политических правах (1966); Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (1950); Конвенции против пыток и других жестоких , бесчеловечных или унижающих видов обращения и наказания (1984).

Практическое значение для регулирования уголовного судопроизводства имеют также договоры о правовой помощи, в которых решаются многие вопросы сотрудничества правоохранительных органов при расследовании и осуществлении правосудия по уголовным делам. Такие договоры заключены Россией со всеми восточноевропейскими странами, с государствами – членами СНГ и некоторыми иными странами.

5.  Постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд России, к компетенции которого относится разрешение дел о соответствии федеральных законов Конституции РФ, в том числе и норм УПК РФ, играет заметную роль в формировании уголовно-процессуального права.

Осуществляя конституционный контроль, Конституционный Суд РФ вправе признать какой-то закон (в том числе регламентирующий уголовное судопроизводство) полностью или частично противоречащим Конституции РФ. Это означает, что закон в целом или его часть не подлежат применению. Решения (постановления) Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории страны для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

6.  Указы Президента Российской Федерации. Источником уголовно-процессуального права могут быть Указы Президента РФ. Согласно ст. 80 Конституции России он является гарантом Основного закона страны, т. е. высшим должностным лицом, которое обязано реально обеспечивать осуществление всех конституционных норм, в том числе о равной защите всех форм собственности, прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства.

Указы Президента РФ, регламентирующие вопросы в области уголовного судопроизводства, носят исключительный характер. Они необходимы в качестве механизма, обеспечивающего оперативную корректировку федерального законодательства в условиях разгула преступности и чрезвычайной медлительности и не упорядоченности законотворческого процесса в стране.

Также существуют нормативные документы, которые не входят в структуру источников уголовно-процессуального права, но широко используются в судопроизводстве. В частности, на уголовно-процессуальную деятельность значительное влияние оказывают разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики. Они, как правило, основываются на результатах изучения массы уголовных дел, рассмотренных судами в различных регионах страны, а также на анализе статистических показателей судебной работы. Руководящие разъяснения высшего судебного органа обязательны для всех судов, органов и должностных лиц, применяющих закон.

Важное юридическое значение имеют также ведомственные акты, адресованные органам дознания, предварительного следствия и прокуратуры: приказы и указания Генерального прокурора РФ, министра внутренних дел РФ и руководителей других министерств и ведомств страны, правомочных возбуждать и расследовать уголовные дела. Главная их особенность состоит в том, что они не должны противоречить закону или корректировать его и издаются руководителями министерств (ведомств) в пределах предоставленных им полномочий. Эти полномочия закреплены в актах, которые определяют основы организации и деятельности конкретного министерства или ведомства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Глава 4. Источники и общая характеристика уголовно-исполнительного права

Глава 4. Источники и общая характеристика уголовно-исполнительного права
4.1. Конституция России и иные федеральные правовые актыКонституция России 1993 г. имеет высшую юридическую силу и действует на всей территории нашего государства, являясь одновременно и основным,

14. Источники уголовно-исполнительного права

14. Источники уголовно-исполнительного права
Согласно ст. 71–72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. А это означает, что постановления и другие

Источники уголовно-исполнительного права

Источники уголовно-исполнительного права
Согласно ст. 71–72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации. А это означает, что постановления и другие

1.3. Источники гражданского процессуального права

1.3. Источники гражданского процессуального права
Под источником права понимается форма выражения вовне государственной воли, направленной на регулирование определенных отношений. Источниками гражданского процессуального права являются нормативные акты, включающие

2. Источники уголовного процессуального права

2. Источники уголовного процессуального права
Среди всех правовых актов по вопросам уголовного судопроизводства особое место, разумеется, занимает Конституция РФ, так как она имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15) и занимает вершину иерархической лестницы

5. Источники гражданского процессуального права

5. Источники гражданского процессуального права
Источники гражданского процессуального права– совокупность юридических норм, регулирующих деятельность лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, а также деятельность судов общей юрисдикции и мировых судей по

Тема 2. Источники международного права

Тема 2. Источники международного права
Общеизвестно, что нормы международного права в основном закрепляются в двух источниках (формах существования норм международного публичного права) – договорах и обычаях. Согласованный список источников международного права

§ 5 Источники гражданского процессуального права

§ 5
Источники гражданского процессуального права
Источниками гражданского процессуального права в юридическом значении являются те законодательные акты и международные договоры с участием Российской Федерации, в которых содержатся гражданские процессуальные нормы,

2. Источники гражданского процессуального права

2. Источники гражданского процессуального права
Источниками гражданского процессуального права являются способы или формы выражения данной отрасли права; правовые нормативные акты, содержащие нормы, в которых закреплены правила, регулирующие порядок организации и

Какие существуют источники гражданского процессуального права?

Какие существуют источники гражданского процессуального права?
Источниками гражданского процессуального права в юридическом значении являются те законодательные акты и международные договоры с участием Российской Федерации, в которых содержатся гражданские

7. Источники гражданского процессуального права

7. Источники гражданского процессуального права
Источники гражданского процессуального права – совокупность юридических норм, регулирующих деятельность лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, а также деятельность судов общей юрисдикции и мировых судей по

Тема 4. Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

Тема 4.
Система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины

1.
Основания и виды систематизации норм административного права
Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом

Тема 6. Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве, по кругу лиц

Тема 6. Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве, по кругу лиц
Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени. В ст. 4. УПК РФ «Действие уголовно-процессуального закона во времени» сказано: «При производстве по уголовному

Тема 13. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права россии

Тема 13. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права россии
О роли общепризнанных принципов и норм международного права в области прав человека говорится в ряде статей Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в

Тема 20. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения

Тема 20. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения
Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения.Меры

Любая отрасль права включает в себя нормативно-правовые акты, образующие отраслевое законодательство. Уголовно-процессуальное законодательство, с одной стороны, обеспечивает законность деятельности субъекта расследования, прокурора и суда, с другой стороны – направлено на реализацию положений уголовного закона. Применение уголовного наказания невозможно без проведения надлежащей процедуры установления всех обстоятельств преступления с помощью доказательств. Вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство призвано защищать от незаконного и необоснованного привлечения лиц к уголовной ответственности и осуждения; направлено на реабилитацию каждого, кто незаконно и необоснованно подвергся уголовному преследованию и осуждению. Уголовно-процессуальный закон нацелен на обеспечение такого порядка судопроизводства, который защищает человека и гражданина, а также общество и государство в случаях нарушений чьих-то прав и законных интересов в результате совершения преступлений; создание условий для раскрытия и расследования преступлений, изобличения и осуждения виновного, возмещения ущерба, причиненного преступлением; неукоснительное соблюдение процессуальных норм, охраняющих права и законные интересы, честь и достоинство всех участников уголовного судопроизводства. Закон является основным элементом права.

В отличие от России, в странах англосаксонской правовой семьи доминирует судебный прецедент как норма права, сформулированная в конкретном судебном решении. В настоящее время судебный прецедент не признан официально в качестве источника права. Однако, субъекты расследования, судьи нередко используют соответствующие позиции вышестоящих судов именно как образец собственных действий и решений.

Уголовно-процессуальное право – это отрасль права, представляющая собой совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих деятельность субъектов расследования, прокуроров, судей и судов по проверке заявлений (сообщений) о преступлении, проведению предварительного расследования, рассмотрению уголовных дел, а также решению вопросов, связанных с исполнением приговоров. Под источниками уголовно-процессуального права следует понимать совокупность правовых положений, содержащих соответствующие нормы. В уголовно-процессуальном праве основным источником является закон – принимаемый высшим представительным органом акт, содержащий правовые нормы, предназначенные для регламентации деятельности, осуществляемой в связи с производством по уголовным делам, и возникающих при этом отношений. К источникам уголовно-процессуального права России можно отнести международные договоры и общепринятые принципы международного права, Конституцию РФ, УПК РФ, законы, федеральные и федеральные конституционные законы. Подзаконные правовые акты (приказы, инструкции и т.п.) источниками уголовно-процессуального права не являются, они самостоятельно не регулируют отношения между участниками уголовного судопроизводства, но оказывают, при этом, существенное влияние на порядок производства по уголовным делам, детально регламентируя или определяя общее направление деятельности должностных лиц при решении отдельных вопросов раскрытия и расследования преступлений, а также рассмотрения уголовных дел в суде.

Международные правовые акты регламентируют различные вопросы уголовного процесса. При этом устанавливается приоритет их применения в случае, если нормами национального законодательства предусматриваются иные правила. Такими источниками являются все международные договоры (конвенции, пакты, декларации, протоколы и др.), в том числе и ранее заключенные СССР, поскольку Российская Федерация является его правопреемником. Такие акты можно группировать по отдельным направлениям уголовно-процессуальной деятельности, а именно:

– сбор, анализ и обмен информацией (ст. 11 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года; ст. 28 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года);

  • выдача лица, причастного к совершению преступления (ст. 7 Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года; Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 года; ст. 11 Конвенции о физической защите ядерного материала от 26 октября 1979 года; ст. 16 Конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года; ст. 16 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года; ст.ст. 15–17 Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 года.);
  • оказание взаимной правовой помощи (Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи от 20 апреля 1959 года; ст. 37 Единой Конвенции о наркотических средствах от 30 марта 1961 года; ст.ст. 10, 11 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года; ст. 21 Конвенции о психотропных веществах от 21 февраля 1971 года; ст.ст. 5, 7 и 9 Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года; ст.ст. 8, 12 Конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года; ст. 18 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года; раздел 4 Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации от 23 ноября 2001 года; ст. 6 Европейской Конвенции о правой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года; ст. 17 Конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 года;), которая включает в себя:
  1. получение свидетельских показаний или заявлений от отдельных лиц;
  2. вручение судебных документов;
  3. проведение обыска и производство выемки или ареста;
  4. осмотр объектов и участков местности;
  5. предоставление информации, вещественных доказательств и оценок экспертов;
  6. предоставление подлинников или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая правительственные, банковские, финансовые, корпоративные или коммерческие документы;
  7. выявление или отслеживание доходов от преступлений, имущества, средств совершения преступлений или других предметов для целей доказывания;
  8. содействие добровольной явке соответствующих лиц в органы запрашивающего государства-участника;
  9. оказание любого иного вида помощи, не противоречащего внутреннему законодательству запрашиваемого государства-участника, в частности:
  • проведение совместных расследований (ст. 19 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года, ст. 63 и ч. 2 ст. 100 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года);
  • передача уголовного производства (ст. 21 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года; ст. 8 Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года);
  • получение сведений об интересующих лицах (ст. 6 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года; ст. 22 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года; ст. 18 Европейской Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации от 23 ноября 2001 года);
  • криминализация воспрепятствования осуществлению правосудия (ст. 23 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года);
  • защита свидетелей (ст. 24 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года);
  • помощь потерпевшим и их защита (ст. 25 Конвенции против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года). В соответствии с положениями ст. 15 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 УПК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

Общепризнанные принципы и нормы международного права. Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые мировым сообществом государств в целом, отклонение от которых является недопустимым. Так, к общепризнанным принципам международного права относят принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое мировым сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Конституция в ч. 4 ст. 15 включает общепризнанные принципы в правовую систему государства. Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся в международных нормативных актах и официальных документах, например:

  • гласность судебных процессов, право обвиняемого на защиту, презумпция невиновности, уважение чести и достоинства личности, в частности, в уголовном процессе, неприкосновенность жилища, защита частной жизни, недопустимость произвольных арестов (Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г.);
  • запрет на применение пыток и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение и наказание; право на свободу и личную неприкосновенность; немедленное доставление задержанного к судье для проверки законности задержания; справедливое публичное разбирательство дела в течение непродолжительного («разумного») срока независимым и беспристрастным судом; состязательное построение судебного процесса; презумпция невиновности; право обвиняемого защищать себя лично или через избранного либо оплачиваемого государством защитника; пересмотр дела вышестоящей судебной инстанцией (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Рим, 1950 г.);
  • гласность судопроизводства, обеспечение обвиняемому права на защиту, презумпция невиновности, уважение чести и достоинства личности, защита частной жизни, равенство граждан перед судом и законом (Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН).

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конституционные предписания содержат наиболее общие положения, лежащие в основе уголовного процесса в целом (равенство всех перед законом и судом; свобода и неприкосновенность личности; неприкосновенность частной жизни; охрана тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; состязательность и равенство прав в суде и т.д.). Осуществление же уголовно-процессуальной деятельности невозможно без ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые определены гл. 2 Конституции РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В ст. 25 Конституции РФ закреплено положение о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных Федеральным законом или на основании судебного решения.

УПК РФ – является основным источником уголовно-процессуального права России. 22 ноября 2001 года Государственной Думой РФ был принят указанный кодекс. Ранее действовавший УПК РСФСР 1960 г. со вступлением 1 июля 2002 года в силу УПК РФ утратил силу. Законы как источники уголовно-процессуального права можно разделить на три группы:

  • законы;
  • федеральные законы;
  • федеральные конституционные законы.

К первой группе можно отнести, например, Закон «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года № 3132-1. Вторая группа включает в себя: ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ, ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ, ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ, ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ, ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ и т.д. Третью группу образуют такие нормативные акты, как ФКЗ «О военных судах в РФ» от 23 июня 1999 года; ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ; ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ.

Определенное регулятивное воздействие на деятельность участников уголовного судопроизводства и отношения, складывающиеся между ними в процессе производства по делу, оказывают подзаконные правовые акты, решения высших судов, официальные указания должностных лиц (Министра внутренних дел РФ, Генерального прокурора РФ и т.п.). Однако официальными источниками уголовно-процессуального права они не признаны. Некоторые из них имеют принципиально значение для формирования практики правоприменения и требуют некоторого комментария. Так, постановления Пленума Верховного Суда РФ, обладают руководящим значением для формирования единой судебной практики в случае обнаружения пробелов и противоречий в уголовно-процессуальном или уголовном законодательстве и имеют для судов важный характер. Будучи актами органов судебной власти, а не высшего законодательного органа, такие постановления признаков закона не приобретают.

Постановления Конституционного Суда РФ имеют важное влияние на регулирование уголовно-процессуальной деятельности путем признания отдельных положений уголовно-процессуального закона не соответствующими Конституции РФ. В случае возникновения вопроса о том, соответствует ли Конституции РФ применяемое нормативное правило того или иного закона, следователь, дознаватель, прокурор или любой гражданин, принимающий участие в уголовном процессе, вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности данного положения. В соответствии со ст. 36, 38, 101 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» запрос в Конституционный Суд РФ может быть направлен на любой стадии уголовного процесса. Решения Европейского Суда по правам человека являются важными правовыми средствами. Согласно ст. 1 ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 30 марта 1998 года: «Российская Федерация… признает… юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протокола к ней…».

В некоторых случаях может возникнуть ситуация, при которой нормы процессуального закона, регламентирующей конкретный вопрос, не имеется, то есть процессуальный вопрос не может быть разрешен путем прямого применения имеющейся нормы. В связи с этим отметим, что при отправлении правосудия по гражданским делам важное значение имеет правило, предусмотренное ст. 1 ГПК РФ: в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). При применении аналогии необходимо иметь ввиду, что это возможно только тогда, когда действительно существует пробел в процессуальном праве, а не его видимость, и при этом не будут ущемлены права каких-либо лиц, которые гарантированы законом. В УПК РФ подобной нормы не предусмотрено.

Так, например, в ст. 144 УПК РФ закреплено, что субъект расследования при проверке сообщения о преступлении вправе получать объяснения. В подавляющем большинстве уголовных дел эти объяснения имеются. Но порядок получения объяснений в ходе проверки заявлений и сообщений о преступлениях не имеет правовой регламентации в уголовно-процессуальном законодательстве, поэтому на практике используется аналогия закона, а именно объяснение отбирается по аналогии с нормами УПК РФ, регламентирующими допрос. Или, например, в силу ст. 425 УПК РФ допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. Возникает вопрос: это ограничение связано только с допросом или иными следственными действиями (проверкой показаний на месте, очной ставкой и др.)? Прямой нормы в УПК РФ для ответа на этот вопрос не найдется. Но, в силу аналогии закона, в целях соблюдения прав несовершеннолетнего целесообразно эти ограничения распространить и на очную ставку, и на проверку показаний на месте. Принципиальная возможность применения аналогии в уголовном судопроизводстве подтверждается в решениях Конституционного Суда РФ и постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

1. Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации.

2. Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Азитромицин уколы инструкция по применению цена отзывы
  • Чайка 132м инструкция по эксплуатации как заправить
  • В каком году под руководством шацкого была организована небольшая группа сотрудников
  • Создать таблицу в ворде пошаговая инструкция для чайников на компьютере
  • Руководство по ремонту для рено сценик

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии