Всечка по дереву своими руками пошаговая инструкция

Корысть — это когда только для себя.

Интерес — для себя и других.
Корысть замкнута и ограничена.
Интерес открыт, распахнут.

В данном мастер-классе я постараюсь познакомить вас с технологией тульской всечки — инкрустации древесины полоской металла.
Мастер-класс будет состоять из введения, 3-х частей и заключения. В процессе ознакомления с предоставленным материалом у Вас естественно будут возникать вопросы, на которые я с удовольствием вам отвечу.
Данный мастер-класс был разработан для самостоятельного обучения данному ремеслу — поэтому так всё подробно.

Введение

Историческая справка
Тула — старейший центр специализирующийся уже с XVI века на выпуске оружия. С созданием в Туле военного гарнизона, который располагался в Тульском Кремле, у кузнецов-ремесленников появился большой спрос на военные изделия. Одновременно с этим оружейники были родоначальниками многих местных промыслов.
По царскому указу в 1595 году некоторые кузнецы были поселены в Туле в специальной казённой слободе за рекой Упой. Работники этой слободы были казёнными людьми поэтому всех работников, а затем и жителей города начали называть — «казюками». С 1714 года Петром I в Туле был пущен первый завод по изготовлению оружия, а уже через 5 лет начался бурный расцвет искусства оружейников Тулы. Туляки, украшая ружья, ножи и их миниатюрные копии, осваивали сложнейшие технические приёмы обработки и оформления металлических частей, а также деревянных лож и рукоятей: оброн, таушировка (насечка), всечка, наводка, инкрустация, гравировка, литьё, воронение, резьба, чеканка. Наряду с украшением оружия мастера использовали свои технологии при узготавлении и предметов утилитарного назначения и мы потомки наших знаменитых мастеров, по мере возможности, стараемся продолжать их традиции.

Часть 1. Материалы и инструменты необходимые для работы.

Материалы:
Древесина: грецкого ореха; яблони; груши; ясеня; берёзы (необходимо отметить, что на древесине ясеня, яблони и груши выполнять всечку сложнее из-за высокой твёрдости и плотности древесины этих пород).
В основном использую древесину грецкого ореха из-за его изумительно красивой текстуры.
Проволока. Для работы использую проволоку диаметром 0,7-0,8мм, которая при помощи вальцов раскатывается в полоску шириной 1,2-1,4мм и толщиной 0,2-0,25мм. Материал проволоки — хромель; алюмель; редко алюминий. Медную и проволоку сплавов на её основе не применяю, так как она окисляется, и отрицательно сказывается на качестве изделия.
Клей ПВА. Для закрепления в изделиивсекаемойполосочки, вставок изперламутра; древесины (клёна, сирени, липы) и установку фурнитуры.
Олифа — натуральная на льняном масле, для отделки изделия.
Восковая мастика — готовится из воска, канифоли и скипидара — для окончательной отделки изделия с приданием ему блеска.
Нихром. Проволока диаметром 0,8-1мм используется для изготовления фурнитуры.

Инструменты:
Плоский резец — для прорезания лунки, с последующей установкой в неё полоски металла.
Угол заточки резца подбирается опытным путём, так, чтобы лезвие свободно входило в древесину заготовки на глубину 1.5-2 мм, а ширина лунки в верхней её части была 0.3-0.5мм, чуть больше толщины полоски металла — Секрет №1.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 1

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 2

Бокорезы( с напайками из твёрдого сплава) — для отрезания всекаемой полоски металла.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 3

Молоточек — весом 50-70 гр. для вбивания полоски металла.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 4

Пинцет — для подкручивания завитков и удобства работы с мелкими деталями.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 5

Напильники — с мелкой и грубой насечкой — для обработки заготовки после всечки.
Плоскогубцы и круглогубцы — для изготовления фурнитуры и её установки при сборке изделия.
Бокорезы для грубой работы — для работы с перламутром при изготовлении вставок.
Абразивные бруски — разной зернистости для обтачивания вставок.

Приспособления:

Правилка — металлический стержень диаметром 3 мм рабочий конец немного расплющен и немного загнут вверх.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 6

Предназначен для удобства работы при сопряжении всекаемых элементов и правки овалов завитков всекемой полоски — Секрет № 2.

Швейная игла (с ручкой) — для заполнения клеем ПВА лунки(в нескольких местах) перед установкой полоски.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 7Тульскую всечку можно выполнять на заготовке (изделии) любой формы (после того, как овладеете навыками работы на плоских поверхностях).

Я даю мастер-класс для тех, кто только начинает и хочет заняться этим ремеслом поэтому и разговор пойдёт о изготовлении изделия плоской формы из пластины толщиной 5-6 мм древесины грецкого ореха(в том случае если нет древесины ореха, можно взять древесину берёзы или осины, дуб нежелательно-пористый).
1. От бруска размером 70х60х150 на горизонтальном фрезерном станке отрезаем пластину толщиной 5-6мм.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 8

Пластина должна иметь толщину не менее указанной, а если пластина будет меньшей толщины, то при прорезании резцом лунки, на глубину 1,5-2мм, она может разломиться или дать трещину — выброшенные на ветер денежки стоимости пластины.
Вышеназванный брусок закрепляется в тисках, установленных на салазках продольной подачи, под углом 40-45° по отношению к вертикальной плоскости фрезы.Тиски устанавливаются под углом к фрезе для лучшего проявления текстуры древесины и увеличения прочности пластины. (Секрет3).
Скорость вращения фрезы выбирается максимально низкой, с целью недопущения нагрева древесины и коробления отрезаемой пластины. Можно распускать брусок и вдоль волокон, но в этом случае текстура древесины будет менее выразительной.

2. В случае отсутствия фрезерного станка — закрепляем брусок в обычных тисках и ножовкой отпиливаем пластину (большей толщины, так как от зубьев ножовки будут оставаться на поверхности древесины следы, которые необходимо потом убрать при помощи напильника, сделав поверхность ровной. В том случае, если и этот вариант вам не подходит, то:

3. Отпиливаете пластину любым доступным для вас способом.
Прежде чем приступить к Занятию №3 определитесь — данная заготовка у вас будет тренировочной или вы сразу хотите изготовить изделие. В том случае, если вы хотите сразу изготовить изделие — придайте пластине определённую форму (в зависимости от вашего воображения).
Некоторые формы изделий, с которыми я работаю:

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 9

Часть 2. Технология всечки.

Для того чтобы всечь полосочку металла в древесину, необходимо прорезать резцами лунку под неё. Прорезание лунки, для последующего вбивания в неё полосочки металла, производится по линиям рисунка, который наноситься на заготовку. Следовательно работу надо начинать с переноса рисунка на заготовку:
а) если вы умеете рисовать — нарисуйте его на заготовке самостоятельно (но не увлекайтесь сразу прорисовыванием сложных и мелких элементов, начинайте с простого);
б) выберите простой рисунок и перенесите его при помощи копировальной бумаги на поверхность заготовки. После переноса линий рисунка на древесину — обведите их ещё раз карандашом (желательно М или 2М);
в) любым другим известным вам способом.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 10

Необходимо отметить, что рисунок тульской всечки состоит из спиралей и всевозможных завитков и других элементов присоединённых к ней.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 11

Целесообразно перед началом работы на ореховой или берёзовой заготовке — потренироваться на заготовке из древесины липы или осины (толщиной 8-10мм и размером 90х120мм — обрезки «вагонки» для облицовки стен бани и ли других помещений) нанеся на неё прямые линии на расстоянии 5 мм друг от друга — вдоль и поперёк волокон. Кроме прямых линий на тренировочной заготовке необходимо научиться прорезать и дугообразные линии.
Данная тренировка необходима для того, чтобы рукой прочувствовать сопротивление волокон древесины при их прорезании — тренировочные лунки должны быть прорезаны точно по нарисованным прямым линиям и должны быть действительно прямыми, а не зигзагообразными. Одновременно с этим при прорезании тренировочной лунки укрепляются мальцы руки и приобретается навык правильной постановки резца.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 12

Лунка прорезается резцом на глубину 1,5-2 мм следующим образом:
Лезвие широкого резца устанавливается, в начало линии рисунка, под прямым углом к поверхности заготовки (Секрет 4) и производится нажатие на ручку резца пальцами сверху вниз — в результате чего лезвие резца заглубляется в древесину.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 13

Это самая ответственная операция так как неправильная установка резца (с наклоном вправо или влево) приведёт к тому, что невозможно будет вставить полосочку металла в прорезанную лунку, а в том случае, если полосочка и вставится, то при дальнейшем вбивании полосочки металла произойдёт её сминание или загиб — то есть БРАК.
После первого реза, резец не полностью вынимаем из древесины, а делаем небольшой наклон его на себя.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 14

И затем продвигаем лезвие резца по линии рисунка вперёд, но не на всю его ширину, а лишь на половину ширины лезвия резца.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 15

Если лезвие резца вынуть полностью из древесины и продвинуть вперёд на всю его ширину, то между прорезами образуется выступ не прорезанной древесины (так называемый пик), который не даст в последствии вставить в прорезанную лунку полосочку металла (Секрет 5).
Движение руки с резцом можно сравнить с работой иглы швейной машинки, с единственным отличием, что рука с резцом продвигается вперёд по линии рисунка заготовки.
Как вы заметили, линии рисунка тульской всечки не прямолинейны, а имеют закругления разного радиуса следовательно прорезание лунки завитка производится сначала широким резцом, а затем по мере уменьшения радиуса закругления и резцы последовательно сменяем на более узкие.
Можно начинать прорезание лунки и с внутренней части завитка, но в этом случае надо брать резец самый узкий и по мере увеличения радиуса закругления менять резцы при работе на более широкие.
Выбор резца и места начала прорезания лунки элемента завитка целиком и полностью зависит от вас, а вернее от того, как вам удобнее работать.
Главные условия правильного прорезания лунки:
1. Угол между лезвием резца и плоскостью заготовки — 90.° см. Секрет № 4.
2. Прорезаемая лунка должна быть сплошной от начала до конца.
3. Заглубление резца не должно быть больше ширины(высоты) полосочкивсекаемого металла, т.е. не более 1,5 – 2мм.

Рисунки тульской всечки состоят из многочисленных криволинейных элементов.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 16

Прорезав лунку первого элемента, в его начало вставляем торец (кончик) полосочки металла и забиваем его лёгким ударом молоточка.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 17

Затем пальцами левой руки продолжаем постепенно вставлять полосочку в лунку, а молоточком (идя за пальцем) забиваем её на половину глубины,

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 18

продвигаясь от начала линии к её конечной части. После того как всекли полосочку по всему элементу на половину глубины,

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 19

начинаем с начала элемента забивать, плоскость бойка молоточка должна быть при ударе параллельна плоскости заготовки, иначе говоря направление удара по полосочке металла необходимо наносить строго вертикально не наклоняя боёк молоточка ни вправо, ни влево (Секрет №6), полосочку постепенно до конца на всю глубину, так чтобы она была заподлицо (на одном уровне) с плоскостью заготовки.
Иногда, а некоторые мастера всегда, в конце элемента завитка ставят точку, которая всекается следующим образом: шилом делаем углуюление в конце завитка в плотную к вбитой полосочке, вставляем в это углубление круглую проволоку (диаметр по вашему желанию) и обрезаем её бокорезами на расстоянии 2-3 мм от плоскости заготовки. Молоточком отрезанный штырёк забиваем в заготовку на половину её толщины, а оставшуюся над заготовкой его часть спиливаем примерно на 0,5 мм надфилем (так, чтобы посмотрев с верху было видно образовавшийся круг проволоки) и затем окончательно вбиваем его в заготовку. На конце завитка получается точка.
Закончив всечку первого элемента приступаем к прорезанию лунки второго элемента, но начинаем прорезать её (узким резцом) со свободного конца завитка, доходя постепенно до места сопряжения с первым элементом. Я уже упоминал о том, что рисунок Тульской всечки состоит из множества элементов — завитков соединённых в единое целое. Места соединения (сопряжения) элементов должны быть выполнены так, чтобы было видно что один элемент является продолжением другого, как бы из одной полосочки завитка выходит другая, а само соединение этих элементов не было заметно. Незаметное сопряжение элементов достигается следующим образом: прорезав лунку первого элемента и вбив в неё полосочку металла у нас имеется законченная работа с первым элементом, начинаем прорезать второй элемент (как говорилось в предыдущем занятии, с конца завитка и постепенно подходим к месту сопряжения) и дойдя до места соединения элементов продолжаем прорезать дальше лунку второго элемента,примерно на расстояние 5-7мм, вплотную к вбитой полосочке, касаясь правой боковой поверхностью резца этой полосочки металла первого элемента.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 20

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 21

Полосочки металла имеют одинаковую толщину, а для более незаметного сопряжения конец полосочки присоединяемого элемента необходимо сточить надфилем так, чтобы он имел тонкий клинообразный участок длинной 5-7 мм,

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 22

который вставляем в прорезанную лунку вплотную к полосочке первого элемента.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 23

и забиваем второй элемент по ранее рассмотренной технологии.
Для более плотного и незаметного соединения полосочек между собой используют правилку, торцом которой проводят по полосочке второго элемента прижимая её к полосочке первого элемента (Секрет №7).

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 24

Последовательно соединяя элементы рисунка продолжаем работы до тех пор, пока все элементы рисунка не будут всечены.

Часть 3. Инкрустация изделия перламутром, отделка, сборка.

Кроме украшения изделия всекаемой полосочкои металла, мастера-оружейники, исходя из фрагментов рисунка, делали, некоторые из них (листья, лепестки, цветы и так далее) из более светлой древесины (клён, берёза), перламутра или слоновой кости (которая в старину применялась чаще, чем другие материалы).
Вставка из другого материала производится по технологии инкрустации и интарсии древесины — с технологиями которых вы можете ознакомиться самостоятельно, но я расскажу вам, как я выполняю работы по изготовлению и установке вставок из перламутра.
Работу по инкрустации заготовки другими материалами я делаю так: рисунок на заготовке состоит из 4-х элементов крыльев бабочки и бутона к которому она устремлена. Накладываем на рисунок кальку и прорисовываем на ней элементы всечки в которые в последствии будут установлены вставки из перламутра (в своей работе я использую обычные речные перловицы доставая их из речки и выбирая с более плоскими внутренними поверхностями светлой и перламутровой части). Бокорезами для грубой работы делю перловицу на части соответствующие размерам вставляемых элементов (естественно эти части будут больше самих элементов). Ножницами для маникюра (с загнутыми концами) вырезаю элементы из рисунка на кальке и наклеиваю вырезанные элементы вставок на кусочки поверхности перловицы с тыльной стороны (тёмной — наружной части). Если куски перловицы велики и сильно выступают за контуры приклеенного элемента — излишки убираю осторожно откусывая их бокорезами для грубой работы,

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 25

а затем абразивными брусками обтачиваем края перловицы до контуров на кальке.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 26

Внимание! Работы с перламутром необходимо производить аккуратно, не прилагая больших усилий при обтачивании, так как 1. перламутр очень хрупкий материал, 2. подвержен расслаиванию, 3. пыль от перламутра вредна для лёгких, работать желательно в респираторе.
После того как вставки готовы, беру заготовку, после отделки, и к местам будущих вставок прикладываю (последовательно) элементы из перламутра, обвожу их контуры кончиком тонкой иглы, снимаю перламутр, по очерченным линиям произвожу прорезание лунки как для всечки, а затем маленькой стамеской выбираю древесину внутри контуров — делаю гнездо вставки.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 27

Заполняю его на клеем ПВА и устанавливаю в него вставку. Произвожу изготовление гнезд для остальных вставок, пока не устанолю все элементы в гнёзда.
В том случае, если при установке вставки имеется зазор между вставкой и прорезанной ранее линией контура элемента, заполняею его смесью пылеобразных опилок древесины заготовки с клеем ПВА (Секрет №8). Излишки смеси после 10-15 минут высыхания убираю лезвием скальпеля.

Для придания изделию товарного вида производят его отделку: 1) шлифовку; 2) полировку; 3) покрытие восковой мастикой.
1. Шлифовка изделия производится сначала крупнозкрнистой, затем среднезернистой, а окончательно мелкозернистой или затёртой наждачной шкуркой на тканевой основе. Шлифовкой мы снимаем слой с поверхности изделия, достигая того чтобы все всечённые элементы были видны и блестели.
Толщина снимаемого слоя не должна превышать примерно 0,2 – 0,25 мм, так как если снять большую толщину, то всечённая полоска естественно уменьшиться по высоте и может достичь такой величины, что не сможет удерживаться древесиной и выскочит из неё (Секрет№9).
Операцию шлифовки можно заменить обработкой «бархатным» напильником(с очень мелкой насечкой), но снимать верхний слой с изделия также толщиной не более выше указанной, а затем произвести шлифовку затёртой шкуркой, чтобы не было на древесине следов от насечки напильника (Секрет №10).
2. Полировка производится торцом деревянной палочки (из древесины твёрдых пород) просто натирая всю поверхность изделия, либо иглой для сшивания мешков(так называемой «цыганской») — проводя по всей поверхности изделия цилиндрической её частью.
3. Заключительная операция отделки изделия — вощение. Изделие покрывается восковой мастикой при помощи щётки или байковой ткани. Мастику лучше наносить подогретую(но не горячую) на водяной бане, а в зимнее время можно ёмкость с мастикой, для разогрева, поставить на батарею отопления.
Рецепт приготовления мастики:
— 1 часть пчелиного воска (а не парафина);
— 1 часть канифоли(можно растолочь для более быстрого растворения);
— 2 части скипидара.
Все компоненты смешиваются в ёмкости и расплавляются на водяной бане. Периодически мастику помешивают деревянной палочкой и через 15 – 20 минут варки мастика становится однородной расплавленной массой — готова.
После нанесения тонкого слоя мастики(обычно я наношу её пальцами – втирая в изделие) изделие выдерживается в течении 24 часов для того, чтобы мастика впиталась в древесину. Излишки мастики удаляются шерстяной тканью, которой потом натираем изделие до блеска.
Для улучшения защитных свойств изделия от влаги и других агрессивных воздействий и экономного расходования восковой мастики — перед вощением изделие покрывается натуральной олифой и просушивается 24 часа (Секрет № 11).

Для того чтобы изделие было завершенным, необходимо установить фурнитуру и дополнительные элементы оформления. Фурнитура представляет из себя дужки и кольца изготовленные самостоятельно из нихромовой проволоки диаметром 1мм.

Дужку изготавливаю при помощи круглогубцев с тонко заточенными концами.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 28

Для изготовления колец: закрепляю сверло диаметром 4 мм в тисках, а на хвостовик наматываю виток к витку спираль из нихрома. Снимаю спираль с хвостовика и бокорезами для грубой работы разрезаю её на отдельные элементы — кольца.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 29

Сборку изделия произвожу следующим образом: в заготовке кулона, с торцевой его части сверлю отверстие диаметром 1 мм для установки дужки (сверлом может служить кусочек нихромовой проволоки 1 мм, режущий торец которого затачивается как режущая часть зубила) и по периметру изделия (в кромке) необходимое количество отверстий для установки «шариков».

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 30

В верхнее отверстие вставляю дужку, предварительно смазав её хвостовик клеем. В отверстие дужки вставляю кольцо диаметром 4 мм и свожу концы кольца друг с другом (держа их плоскогубцами) так, чтобы не было между ними зазора.
Дополнительные элементы оформления — так называемые «шарики» — берём обычные деревянные бусины, вставляем в отверстия зубочистку и обрезаем с 2-х торцов, затем в просверленные по кромке отверстия вставляам куски нихромовой проволоки диаметром 1 мм и на неё (смазав концы клеем) насаживаем шарики.
В верхнее кольцо вставляю кожаный ремешок.

Изделие готово к реализации.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 31

Заключение

В заключении хотелось бы сказать следующее: при разработке мастер-класса основной моей задачей являлось — доступность материала и достижение вами при самостоятельном обучении качества — правильности сопряжения элементов, соблюдения плавных радиусов закругления завитков, спиралей и так далее, в применении материала проволоки, не поддающегося окислительному воздействию и сохраняющего свой блеск длительное время, (у меня на рабочем столе, в качестве образца, находится изделие, изготовленное в 1994 году, и до настоящего времени блеск всечённой полоски хромеля — не потускнел, единственное приходилось протирать иногда изделие от пыли).
Ищите свой стиль изготовления изделий!
Соблюдайте правила безопасной работы — берегите свои руки, пальцы, глаза, лёгкие и так далее.

Мастер-класс 12 секретов тульской всечки, фото № 32

В первую очередь — сделайте себе напальчник из треугольного кусочка тонкой кожи, чтобы при длительной работе резцом опираясь на ноготь не прорезать его (Секрет 12). Об остальных условиях безопасной работы, я надеюсь, вы позаботитесь сами! Желаю всем успехов!

Инкрустация по дереву

Разумеется, вся описанная ниже технология пригодна не только для рукояток ножей, но и для любых деревянных предметов — от очечников и шкатулок до мебели.

Создание художественного произведения в виде инкрустированной рукоятки ножа (да, собственно, и любого другого) начинается с эскиза. Константин рисует их сам, так как благодаря художественному образованию хорошо владеет орнаментами в разных стилях, от древнерусского и готического до современных.

Инкрустация дереву мастер класс

Нарисованный орнамент (1) переносят с шаблона на кальку, затем прикладывают к рукоятке и прокалывают по контуру иглой. От такой работы руки быстро устают (особенно если дерево твердых пород), поэтому лучше пользоваться специальным электроинструментом — маленьким моторчиком с муфтой на валу, в котором крепится короткая игла. Вращающаяся игла оставляет след на дереве при меньшем осевом усилии, чем неподвижная.

Заготовку рукоятки крепят в приспособлении, состоящем из струбцины, деревянной подкладки и станочных тисков. Такое решение удобно тем, что при обработке любой части изделия оно будет иметь хорошую опору, к тому же его легко поворачивать на столе.

Инкрустация по дереву

Инкрустация по дереву

Инкрустация по дереву проволокой

Первая операция — всечка металлической проволоки. Для этого используют белый металл, вытягивая его через ювелирные фильеры до нужного диаметра (2), в данном случае 0,65 мм. Объяснение простое: разумнее покупать проволоку наибольшего из нужных диаметров и при надобности тянуть более тонкие, чем хранить мотки проволочек разного диаметра. Дальше прокаткой через вальцы проволочку сплющивают в ленточку примерно 1,3×0,25 мм (3).

Затем надо по цепочкам следов от иглы прорезать в дереве тонюсенькие канавки, куда и будет вбита проволока. Константин обнаружил, что тонкие молоточные (по ним бьют молоточком) резцы удобнее в работе. Такие рукотворные инструменты (5) имеют разную ширину, а режущая часть у них преимущественно плоская, хотя есть и несколько округлых. Это предельно точная и кропотливая работа — резец ставят на будущую линию (4), ударом маленького молоточка вбивают в дерево, переставляют дальше — и так до тех пор пока не будет просечена линия или несколько логически связанных (продолжающих друг друга) отрезков ее.

По форме канавки проволочку выгибают круглогубцами. Перед самым вколачиванием капают в канавку цианоакрилатный клей и немедленно начинают вбивать туда проволочку (6). Избыток клея удаляют миниатюрной циклей, и окончательно осаживают металл маленьким молотком.

Инкрустация по дереву

Вбив одну линию, прорезают канавку для следующей. Тут дело в том, что дерево неоднородное и мягкое (по сравнению с металлом), и если прорезать вторую линию параллельно первой, предварительно не заполнив ее, то дерево просто сместится, и работа будет испорчена. А когда канавка заполнена вклеенным в нее металлом, то дереву некуда деваться. Линия за линией — так создают рисунок металла в дереве (7).

Когда одна сторона рукоятки готова, выступающую из дерева часть металла спиливают напильником, а рукоятку протирают растворителем. Рисунок на обеих сторонах симметричен.

Инкрустация перламутром по дереву

Следующая операция — выпиливание перламутровых деталей сложной формы и выборка в дереве гнезд для них.

Шаблоны отдельных вставок наклеивают на раковины (8), основное требование к которым — толщина побольше (хорошо если 3-4 мм, так как кривизна ракушки не совпадает с кривизной рукоятки и потребуется подгонка). Большой припуск вокруг шаблона отрезают алмазным диском в бормашин-ке, чтобы часть ракушки могла ровно лежать на столе.

При помощи маленького лобзика и ювелирных пилок по металлу вырезают перламутровые вставки (9, 10). Пилки при такой работе часто ломаются, поэтому закупать их приходится дюжинами.

Выпиленный фрагмент нужно положить на место, куда он будет вставлен, и обвести по контуру, чтобы потом сделать под него гнездо (11). И тут есть хитрость — фрагмент приклеивают парой капелек цианоакрилата, обводят граненой иглой, а потом сбивают при помощи цикли и молоточка (12) — все равно поврежденная часть дерева будет удалена.

Процарапанный контур прорубают теми же микрорезцами, которыми делают канавки под узор (13), а дерево в середине выбирают обратноконусной фрезой. Обратный конус нужен для того, чтобы полость расширялась вниз, так как кривизна фрагмента и изделия разная, и иначе они не соберутся.

Инкрустация по дереву

Инкрустация по дереву

Потом начинается самая тонкая и кропотливая часть работы — взаимная подгонка перламутра и дерева. Тут идут в ход разные фрезы и диски к бормашинке. После боров задействуют стамеску типа «сапожок», которая имеет два изгиба под 90 градусов и плоскую режущую часть, расположенную ниже черенка и параллельно ему (14). Понятно, что если перламутр не совпадает с краем гнезда, в котором есть металлическая вставка, то подпиливают именно его. Подогнанную вставку вклеивают на цианоакрилат и осаживают текстолитовым молотком до дна гнезда (15). Выступающую часть перламутра спиливают узкой ленточной шлиф-машиной Ргоххоп с шириной ленты около сантиметра (16) и окончательно доводят напильником (17).

Инкрустация по дереву

Инкрустация по дереву

Инкрустация по дереву

Инкрустация по дереву

Круглые перламутровые детали

Круглые вставки («кнопки», «пробки») делаются чуть иначе — сверлением перламутра алмазным трубчатым сверлом. Его зажимают в патрон миниатюрного станка с рукотворной системой водяного охлаждения, а ракушку кладут на деревянную подставку и с небольшой подачей сверлят (18). Причем, пройдя перламутр насквозь, нажимают на рычаг подачи, отчего полученная «кнопка» продавливается дальше в трубку сверла откуда потом выталкивается (просто проволочкой).

Отверстия в рукоятке делают сверлом при помощи бормашинки, частота вращения — примерно первые тысячи оборотов (19). В отверстия капают цианоакрилат, и изогнутым (чтобы видеть, что делаешь) пинцетом перламутровый кружочек кладут на место (20) и забивают заподлицо маленьким молоточком.

Металлические гвоздики в инкрустации

Маленькие, меньше трех миллиметров, металлические «гвоздики» делают так: отверстия опять же сверлят бормашинкой, на край тисков капают клей, в который обмакивают кончик проволоки, а затем проволоку вставляют в отверстие, вжимая в него давлением руки по оси. Излишек откусывают кусачками с двойным шарниром (21). Вставив несколько отрезков проволоки, забивают их до упора молоточком и срезают лишнее бокорезами.

Чтобы получить цепочку из соприкасающихся кружочков, проволочки сначала вставляют через одну, а после того как они вклеены и зашлифованы, сверлят отверстия в промежутках и вставляют остальные.

Более тонкие проволочки лучше брать из другого сплава — после окончательной отделки это обеспечит разницу в оттенках. Константин считает, что в одной работе следует применять минимум три оттенка металла, то есть три сплава, чтобы рисунок смотрелся гармонично.

Всеченный металл шлифуют (22).

Инкрустация по дереву

Инкрустация по дереву

Штрихи и узоры
В последнюю очередь на перламутр наносят штрихи и узоры, завершающие образ.

Сначала их рисуют просто карандашом, а затем прорезают шпицштихелем с заточкой в виде треугольника вершиной вниз (23). Угол заточки штихеля примерно 45 градусов, что обусловлено большой твердостью перламутра.

Приемы работы этим инструментом отличаются от гравировки бормашиной, которая проводит линии в любом направлении. Штихелем режут примерно по оси руки, а заготовку вместе с тисками поворачивают на столе так, чтобы рез шел в самом удобном для мастера направлении. При этом большой палец рабочей руки (к слову, мастер — левша) упирается в палец правой, что позволяет контролировать инструмент: он не может сорваться вперед и нанести неустранимую царапину.

Затачивают штихель на алмазном диске, вставленном в бормашинку, и затем правят на агате вручную.

Первыми прорезают более крупныелинии, образующие основной узор. Затем карандашом размечают тонкие линии и прорезают их более тонким штихелем. В последнюю очередь ставят точки электроинструментом под названием матовка (он больше всего похож на крошечный отбойный молоток и наносит удары острием). Когда все линии и точки нанесены, закрашивают перламутр черным красителем на спиртовой основе, который проникает в поверхности срезов и впитывается в них. С плоскостей перламутра лишний краситель стирают твердой чертежной резинкой.

Придание рукоятке ножа рельефа

Последняя операция — так называемая подрезка, или придание рельефа подпальцевой части рукоятки, чтобы она не скользила в ладони. Эту работу выполняют шарообразной фрезой диаметром 2,7-3 мм, после чего рельеф сглаживают шлифовкой (24) при помощи полоски наждачной бумаги, вставленной в вилкообразный держатель.

Последовательно применяя наждачные бумаги зернистостью 120, 150, 180, 220, 250 и 320 единиц, в итоге получают гладкую поверхность без малейших царапин.

Инкрустация по дереву

Инкрустация по дереву

Результат инкрустации по дереву

На этом работа над изделием почти закончена (25). Осталось протереть дерево льняным или каким-либо другим высыхающим маслом и отдать изделие заказчику или передать на следующую операцию. В случае с рукояткой ножа это будет слесарная работа по сборке воедино клинка, навершия, гарды и рукоятки. Но эти операции делает другой мастер.

Материалы и инструменты необходимые для работы:

Древесина. В процессе работы я использую древесину лиственных пород: грецкий орех, яблоня, груша и т.д. В основном работаю с грецким орехом из-за изумительной его текстуры.

Проволока для работы использую проволоку диаметром 0.7 — 0.8 мм, которая раскатывается в полосочку шириной 1.2 — 1.4мм и толщиной 0.2 — 0.25мм. Материал проволоки: хромель, алюмель, редко алюминий. Медь и сплавы на её основе не применяю так как она окисляется, темнеет и отрицательно влияет на качество изделия.

Клей для закрепления в изделии полосочки при её всекании, вставок и фурнитуры.

Олифа натуральная на льняном масле, для отделки изделия.

Восковая мастика для окончательной отделки изделия.

Нихром — проволока диаметром 1мм для изготовления фурнитуры.
Плоский резец — для прорезания лунки с последующей всечкой в неё полосочки металла

Секреты тульской всечки. Урок 1 изготовление заготовки под всечку, фото № 1

Секреты тульской всечки. Урок 1 изготовление заготовки под всечку, фото № 2

Угол заточки резца подбирается опытным путём, так, чтобы лезвие свободно входило в древесину заготовки на 1.5 — 2мм, а ширина лунки(вид сверху) была0.3 — 0.5мм, чуть больше толщины полосочки металла(Секрет № 1)
Бокорезы(с напайками из твёрдого сплава) — для отрезания всекаемой полосочки металла.

Секреты тульской всечки. Урок 1 изготовление заготовки под всечку, фото № 3

Молоточек — весом 50 — 70 гр. для вбивания полосочки.

Секреты тульской всечки. Урок 1 изготовление заготовки под всечку, фото № 4

Пинцет — для подкручивания конца завитка.

Секреты тульской всечки. Урок 1 изготовление заготовки под всечку, фото № 5

Напильники — №2,№3(с мелкой и грубой насечкой) для обработки заготовки после всечки.

Плоскогубцы, круглогубцы — для изготовления фурнитуры и её установки в изделие.

Бокорезы для грубой работы — для работы с перламутром при изготовлении вставок.

Абразивные бруски — разной зернистости для обработки вставок.

Правилка — металлический стержень диаметром 3 — 4 мм рабочий конец которого расплющен и немного загнут вверх.

Секреты тульской всечки. Урок 1 изготовление заготовки под всечку, фото № 6

Предназначен для удобства работы при сопряжении всекаемых элементов и правки овалов завитков всекаемой проволоки (Секрет №2).

Вальцы — для раскатки проволоки.

Швейная игла (с ручкой) — для заполнения клеем ПВА лунки(в нескольких местах) перед установкой полосочки.

Секреты тульской всечки. Урок 1 изготовление заготовки под всечку, фото № 7

Изготовление заготовки под всечку

Тульскую всечку можно выполнять на заготовке(изделии) любой формы*после того как овладеете навыками работы на плоских поверхностях).
Я даю мастер-класс для тех, кто только начинает и хочет заняться этим ремеслом поэтому и разговор пойдёт о изготовления изделия плоской формы из пластины толщиной 5 — 6 мм древесины грецкого ореха, можно взять заготовку из берёзы если нет ореха.
1. От бруска 70х60х150мм на горизонтальном фрезерном станке отрезаем пластину толщиной 5-6 мм.

Секреты тульской всечки. Урок 1 изготовление заготовки под всечку, фото № 8

Пластина должна иметь толщину не менее указанной, так как при меньшей толщине, при прорезании лунки на глубину 1.5 — 2мм она может разломиться или дать трещину — выброшенные на ветер денежки стоимости пластины.

Вышеуказанный брусок закрепляется в тисках, установленных на салазках станка, под углом 40 -45 градусов по отношению к вертикальной плоскости фрезы.Тиски устанавливаются под углом для лучшего проявления текстуры древесины и увеличения прочности пластины (Секрет №3).

Скорость врещения фрезы — минимальная, с целью недопущения нагрева древесины и вследствии этого её коробления.

2. В случае отсутствия фрезерного станка — закрепляем брусок в обычных тисках и ножовкой отпиливаем пластину(большей толщины), которую потом обрабатываем напильниками выравнивая плоскости резе. Пластину отрезаем также под углом 40 — 45 градусов. В том случае, если и этот вариант Вам не подходит, то:

3. Отпиливаете пластину любым доступным для Вас способом.

Некоторые формы изделий, с которыми я работаю.

Секреты тульской всечки. Урок 1 изготовление заготовки под всечку, фото № 9

Инкрустация по дереву: техникаЧасто в книжках или статьях можно увидеть слова «инкрустированный» или «инкрустация». Бывает, о мебели и разных изделиях пишут: «инкрустировано золотом» или «серебром», или «красивыми камнями». Ну и что же это означает? Разобравшись, что это такое и как сделать инкрустацию по дереву своими руками, можно выполнить удивительные шедевры.

Основная информация

Инкрустация — это один из видов мозаики, когда на деревянное основание методом врезания наносят узорчики из пластинок иного материала, в основном драгоценных металлов. Название пришло от старого слова «incrustatio», что означает «покрытие».

Вставочки при этой работе должны быть на одном уровне со всей поверхностью предмета. Для покрытия применяются самые разные материалы: металлы, дорогие камни, мраморные изделия, керамика, древесина и перламутр. Инкрустация — это искусство, популярное со старых времён и прекрасно развивающееся до сих пор.

Материалы для работы

Первым делом нужно подготовить материалы для работы. Для создания инкрустации потребуются специальные приспособления:

  • Резаки.
  • Стамески и долота разных видов.
  • Рейсмусы, сверло.
  • Специальный разметчик и циркуль.

Особенности инкрустации

Материал для выполнения орнамента:

  • Груша.
  • Бук.
  • Клен.

Для вставок чаще всего используют материал природного оттенка и лишь иногда его красят. Из одной породы дерева можно выбрать не только различные тона, но и цвета. Если потребуется черный цвет, используют темный орех и протравливают в коре дуба с частицами железа или ржавчиной в течение нескольких дней. Можно вывести любой цвет дерева, приближенный к натуральному цвету, если варить тонкие пластины груши в определенных красителях. Для создания инкрустации бруски выбранной древесины нарезают пластинами толщиной в два мм. Чтобы выполнить работу хорошо, еще стоит использовать чертеж, проволоку, шпон и фанеру.

Этапы инкрустации по дереву металлом

Порядок выполнения инкрустации: на взятую доску циркулем или специальным разметчиком наносится орнамент или иной выбранный рисунок. После переноса изображения на предмет и разметки переходят к инкрустации. Вначале делаются прямые линии, между которыми необходимо поместить полоску иной древесины, и подбирают материал между щелями на глубину два или три мм.

Прямые линии на равномерных плоскостях предмета прорезают специальным инструментом рейсмусом, в его подвижный брусочек поставлено два резака на выбранном расстоянии.

Как делают инкрустацию ручным способом

Этим устройством с подготовленной доской одного цвета делают полосочку чуть длиннее, чем необходимо, потом, используя стамеску или ножик, отрезают до выбранной длины. Готовую полоску обрабатывают специальным клеем и вставляют в подготовленное гнездо. Чтобы сделать лепестки цветов или «пшеницу», пользуются круглым долотом. Дугу с обеих сторон обрезают, потом тонкой стамеской подбирают углубление.

Таким же образом делают вставку из цветного материала. Намазав элемент клеем, вставляют в подготовленное гнездо и пристукивают киянкой или молотком.

Чтобы вложить округлую вставку, подготавливают парные сверла выбранного диаметра для внешнего обреза, внутренней частью делают круг на предмете, внешним — вставочку из иной древесины. Подбирают обрезанный круг стамеской малых габаритов.

Если же необходимо выложить пару блочных кругов, то сначала вставляют на клею кружок огромного диаметра. Лучше в этих кругах смазывать лишь края, чтобы проще было вынимать определенное гнездо.

Потом прорезают и вытаскивают круги меньших радиусов. Эту манипуляцию делают столько раз, сколько будет вставлено кружков, в центральную часть складывают бисер. Прилегающие части смазывают специальным клеем и добивают молоточком. Когда клеящее вещество высохнет, выступы над поверхностью подчищают напильниками и специальной бумагой. После шлифования (маленькой наждачной бумагой) поверхность предмета покрывают лаком или полируют. Вот и разобрана тема выполнения мозаики на изделиях из древесины.

Создание штрихов и узоров

В завершении работы на перламутр накладывают штрихи и узорчики, которые заканчивают образ.

Ручная работа инкрустация

Сначала их изображают обычным карандашом, а потом прорезают устройством с заточкой в форме треугольника вершинкой вниз. Уголок заточки штихеля где-то сорок пять градусов, что обусловлено хорошей прочностью перламутра.

Методы работы таким приспособлением отличаются от гравировки бормашиной, которая выполняет линии в любом направлении. Штихелем работают где-то по оси руки, а заготовку совместно с тисками переворачивают на столике таким образом, чтобы рез проходил в самом простом для человека направлении. При этом большой палец одной руки упирается в палец другой, что помогает контролировать приспособление: он не может убежать вперед и нанести настоящую царапину.

Затачивают устройство на специальном диске, вставленном в бормашину.

Первыми выполняют большие линии, создающие главный узор. Далее карандашом отмечают мелкие линии и прорезают их более тонким штихелем. В конце выставляются точки электрическим инструментом (матовка, он очень похож на маленький отбойный молоточек и производит удары острием). Когда все линии и точки сделаны, докрашивают перламутр черной краской на спиртовой основе, которая может проникнуть в части срезов и впитаться в них. С плоскостей перламутра ненужный краситель убирают плотной резинкой.

Инкрустация по деревуНа этом работа над изделием практически завершена. Осталось протереть древесину льняным или каким-либо иным высыхающим маслом, и можно отнести предмет заказчику или передать на новую операцию. Ну и, в конце концов, многим стоит запомнить, что деревянная мозаика для стен своими руками подходит для оформления комнат в стиле Кантри, Прованс и считается прекрасной альтернативой обоям.

Для украшения изделий еще можно использовать технику маркетри по дереву для начинающих, она выполняется похожим способом и не требует каких-то особых навыков.

Originally posted 2018-04-18 14:01:51.

Мастер remesla.by

 

Аватар для Вера Сагалович

По умолчанию
«Секреты Тульской всечки»


Введение

Корысть — это когда только для себя.
Интерес для себя и других.
Корысть замкнута, ограничена
Интерес открыт, распахнут.

Здравствуйте уважаемые посетители моего мастер-класса — любители и мастера декоративно-прикладного искусства. Спасибо, что посетили его. В данном мастер-классе я постараюсь познакомить Вас с технологией Тульской всечки — инкрустации древесины полосочкой металла.
Мастер — класс будет состоять из Введения, 8 занятий и Заключения. В процессе ознакомления с предоставленным материалом у Вас будут возникать вопросы, на которые я с удовольствием отвечу в блоге и по E.mail: levshata@yandex.ru или kanun2010@mail.ru
Успехов, удачи желаю Всем от души!
Введение
Историческая справка
Тула — старейший центр специализирующийся уже с шестьнадцатого века на выпуске оружия. С созданием в туле военного гарнизона, который распологался в тульском кремле, у кузнецов-ремесленников появился большой спрос на военные изделия. Одновременно с этим оружейники были родоначальниками многих местных промыслов — коретного, пряничного, резьбы по дереву и т.д. По царскому указу в 1595 году некоторых кузнецы были поселены в специальной казённой слободе за рекой Упой. Работники этой слободы были казёнными людьми и в связи с этим в пос ледствии всех работников и жителей города начали называть — казюками. С 1714 года Петром первым в туле был пущен первый завод по изготовлению оружия, а уже через 5 лет после пуска завода начался бурный расцвет искусства оружейников Тулы. Туляки, украшая ружья, ножи и их миниатюрные копии, осваивали сложнейшие технические приёмы обработки и оформления металлических частей, а также деревянных лож и рукоятей: оброн, таушировка(насечка), всечка, наводка, инкрустация, гравировка, литьё, воронение, резьба,чеканка.

Занятие 1

Материалы и инструменты необходимые для работы.

Древесина. В процессе работы я использую древесину лиственных пород: грецкий орех, яблоня, груша и т.д. В основном работаю с грецким орехом из-за изумительной его текстуры.
Проволока. для работы использую проволоку диаметром 0.7 — 0.8 мм, которая раскатывается в полосочку шириной 1.2 — 1.4мм и толщиной 0.2 — 0.25мм. Материал проволоки: хромель, алюмель, редко алюминий. Медь и сплавы на её основе не применяю так как она окисляется, темнеет и отрицательно влияет на качество изделия.
Клеи. Для закрепления в изделии полосочки при её всекании, вставок и фурнитуры.
Олифа — натуральная на льняном масле, для отделки изделия.
Восковая мастика — для окончательной отделки изделия.
Нихром — проволока диаметром 1мм для изготовления фурнитуры.

Плоский резец — для прорезания лунки с последующей всечкой в неё полосочки металла

Угол заточки резца подбирается опытным путём, так, чтобы лезвие свободно входило в древесину заготовки на 1.5 — 2мм, а ширина лунки(вид сверху) была0.3 — 0.5мм, чуть больше толщины полосочки металла(Секрет № 1)
Бокорезы(с напайками из твёрдого сплава) — для отрезания всекаемой полосочки металла

Молоточек — весом 50 — 70 гр. для вбивания полосочки

Пинцет — для подкручивания конца завитка

Напильники — №2,№3(с мелкой и грубой насечкой) для обработки заготовки после всечки.
Плоскогубцы, круглогубцы — для изготовления фурнитуры и её установки в изделие.
Бокорезы для грубой работы — для работы с перламутром при изготовлении вставок
Абразивные бруски — разной зернистости для обработки вставок
Правилка — металлический стержень диаметром 3 — 4мм рабочий конец которого расплющен и немного загнут вверх

Предназначен для удобства работы при сопряжении всекаемых элементов и правки овалов завитков всекаемой проволоки (Секрет №2)
Вальцы — для раскатки проволоки
Швейная игла(с ручкой) — для заполнения клеем ПВА лунки(в нескольких местах) перед установкой полосочки

Занятие 2

Изготовление заготовки под всечку.
Тульскую всечку можно выполнять на заготовке(изделии) любой формы*после того как овладеете навыками работы на плоских поверхностях).
Я даю мастер-класс для тех, кто только начинает и хочет заняться этим ремеслом поэтому и разговор пойдёт о изготовления изделия плоской формы из пластины толщиной 5 — 6 мм древесины грецкого ореха, можно взять заготовку из берёзы если нет ореха.
1. От бруска 70х60х150мм на горизонтальном фрезерном станке отрезаем пластину толщиной 5-6мм

Пластина должна иметь толщину не менее указанной, так как при меньшей толщине, при прорезании лунки на глубину 1.5 — 2мм она может разломиться или дать трещину — выброшенные на ветер денежки стоимости пластины.
Вышеуказанный брусок закрепляется в тисках, установленных на салазках станка, под углом 40 -45 градусов по отношению к вертикальной плоскости фрезы.Тиски устанавливаются под углом для лучшего проявления текстуры древесины и увеличения прочности пластины(Секрет №3)
Скорость врещения фрезы — минимальная, с целью недопущения нагрева древесины и вследствии этого её коробления.
2. В случае отсутствия фрезерного станка — закрепляем брусок в обычных тисках и ножовкой отпиливаем пластину(большей толщины), которую потом обрабатываем напильниками выравнивая плоскости резе. Пластину отрезаем также под углом 40 — 45 градусов. В том случае, если и этот вариант Вам не подходит, то:
3. Отпиливаете пластину любым доступным для Вас способом.
Некоторые формы изделий, с которыми я работаю


Занятие 3

Технология прорезания лунки.
Прорезание лунки для последующего вбивания в неё полосочки металла производиться по линиям рисунка нанесённого на заготовку. Следовательно работу надо начинать с переноса рисунка на заготовку:
а) если Вы умеете рисовать — нарисуйте его самостоятельно на заготовке( но не увлекайтесь сразу прорисовыванием сложных и мелких элементов, начинайте с простого).
б) выберите простой рисунок и перенесите его на заготовку при помощи копировальной бумаги. После переноса — обведите линии ещё раз простым карандашом(желательно М или 2М)
в) любым другим известным Вам способом.

Необходимо отметить, что рисунок Тульской всечки состоит из спиралей, всевозможных завитков и других элементов.

!Целесообразно перед началом работы на ореховой заготовке — потренироваться на заготовке из древесины липы или осины(толщиной 8-10мм и размером 90х120мм) — обрезки «вогонки» для облицовки стен бани или других помещений) нанеся на неё прямые линии на расстоянии 5мм друг от друга — вдоль и поперёк волокон. Кроме прямых линий на тренировочной заготовке научиться прорезать и дугообразные линии.
Данная тренировка необходима для того, чтобы прочувствовать сопротивление волокон древесины,укрепления пальцев рук и главное — приобретение навыков правильной постановки резца. Тренировочные лунки должны быть прорезаны точно по нарисованным линиям и быть прямыми, а не зигзагообразными.

Лунка прорезается резцом на глубину 1.5 — 2мм следующим образом:
Лезвие широкого резца устанавливается, в начало линии рисунка, под прямым углом к поверхности заготовки(Секрет № 4) и производится нажатие на ручку резца пальцами сверху вниз — в результате чего лезвие резца заглубляется в древесину(контролируйте усилие нажатия на резец, от этого зависит заглубление лезвия).

Это самая ответственная операция так как неправильная установка резца(с наклоном вправо или влево) приведёт к тому, что невозможно будет вставить полосочку металла в лунку, а в том случае, если полосочка и вставиться, то при её дальнейшем вбивании в древесину произойдёт её сминание или загиб — то есть БРАК!
После первог реза, резец не полностью вынимаем из древесины, а делаем небольшой наклон его на себя

и затем продвигаем лезвие резца вперёд, но не на всю его ширину, а лишь на половину ширины лезвия резца.

Если лезвие резца вынуть полностью из древесины и продвинуть вперёд на всю его ширину, то между прорезами образуется выступ не прорезанной древесины, который не даст вставить полосочку металла в прорезанную лунку.(Секрет № 5)
Движение руки с резцом можно сравнить с работой иглы швейной машинки, с единственным отличием, что рука с резцом движется вперёд по линии рисунка заготовки.
Вы заметили, что линии рисунка Тульской всечки не прамолинейны, а имеют закругления разного радиуса, следовательно прорезание лунки производиться сначало широким резцом, а затем по мере уменьшения радиуса закругления и резцы последовательно сменяются на более узкие.
Можно начать прорезать лунку и с внутренней части завитка, в этом случае наоборот, берём сначала самый узкий резец и по мере увеличения радиуса завитка меняем на более широкие.
Выбор резца и места начала прорезания лунки элемента — целиком и полностью зависит от Вас, вернее от того как Вам удобнее работать.
Главные условия правильного прорезания лунки:
1. Угол между лезвием резца и плоскостью заготовки 90 градусов!
2. Прорезаемая лунка должна быть сплошной от начала до конца.
3. Заглубление резца не должно быть больше ширины(высоты) полосочки всекаемого металла т.е. не более 1.5 — 2мм.
Честно говоря в компьютерных технологиях я чайник и не знаю как разместить видео по прорезанию лунки здесь поэтому, кто хочет можете посмотреть видео прорезания лунки на YouTube набрав в поиске — прорезание лунки(там помогли мне разместить материал мои ученики).

ИСТОЧНИК

__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).


Последний раз редактировалось Вера Сагалович; 18.07.2011 в 22:06.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Техническое руководство encased
  • Чарон бэби инструкция на русском языке
  • Arena руководство пользователя
  • Микролакс слабительное средство инструкция по применению взрослым
  • Руководство пользователя автомагнитолы кенвуд

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии