Военное руководство в годы войны осуществлялось: Варианты ответа: а) Наркоматом обороны; б) Ставкой Верховного Главнокомандования; в) Ставкой Главного командования.
Военное руководство в годы войны осуществлялось:
Варианты ответа:
а) Наркоматом обороны;
б) Ставкой Верховного Главнокомандования;
в) Ставкой Главного командования.
Вопрос закрыт для новых ответов.
Uchitel Выбран как лучший ответ 27.02.2023
Великая Отечественная
война внесла существенные изменения в
состав, структуру и управление вооруженными
силами. Нападение на нашу страну
многомиллионной громады фашистских
войск потребовало проведения немедленной
мобилизации. В соответствии с
мобилизационным планом уже 22 июня 1941
г. Президиум Верховного Совета СССР,
руководствуясь Конституцией СССР,
объявил мобилизацию военнообязанных
14 возрастов по 14 военным округам страны.
В первые дни войны в армию было призвано
5 млн. человек. Позже мобилизация была
проведена и в других округах, и призыву
подлежали мужчины в возрасте от 18 до 55
лет. К концу войны численность советских
вооруженных сил достигала 11 365 тыс.
человек. Всего за время войны в Красной
Армии служило около 31 млн. человек,
родившихся до 1927 г. включительно.
Одной из важнейших
задач военного строительства была
массовая подготовка защитников Родины
для пополнения действующей армии.
Советское государство принимало меры,
чтобы каждое новое пополнение приходило
в армию и флот уже с навыками военного
дела. В соответствии с постановлениями
ГКО «О подготовке резервов в системе
Наркомата обороны и Наркомата
Военно-Морского Флота» от 16 июля 1941 г.
и «О всеобщем обязательном обучении
военному делу граждан СССР» от 18 сентября
1941 г. обязательному обучению подлежали
все мужчины в возрасте от 16 до 50 лет.
Всего за годы войны систему военного
предварительного всеобуча прошло около
18 млн. человек.
Военные мобилизации
не были единственным источником
пополнения вооруженных сил. В первые
же дни войны патриотический подъем
охватил всех советских граждан. В армию
вступили сотни тысяч добровольцев.
Стали формироваться дивизии народного
ополчения, истребительные батальоны,
добровольческие женские части и
подразделения. В начале июля 1941 г.
создание дивизий народного ополчения
было санкционировано ГКО. Эти дивизии
формировались на началах добровольности
в районах, которым непосредственно
угрожали фашистские войска, из граждан,
не подлежащих обязательной мобилизации.
Оказывая помощь кадровой армии, народное
ополчение покрыло себя неувядаемой
славой.
На территории,
временно захваченной фашистами, росло
число партизанских формирований –
яркое свидетельство активности народных
масс в освободительной борьбе против
оккупантов. Только по официальным
данным, в партизанских отрядах и
соединениях насчитывалось более 1 млн.
бойцов. Народы СССР осознанно шли в бой,
на жертвы и лишения ради приближения
победы над фашистскими захватчиками.
Многое было сделано
для совершенствования системы подготовки
командных кадров. За годы войны ее прошло
около 2 млн. военнослужащих.
В январе – феврале
1943 г. для личного состава Красной Армии
и Военно-Морского Флота были введены
новые знаки различия, восстановлены
погоны.
В самый тяжелый,
начальный период войны в боях родилась
советская гвардия. Воинским частям,
кораблям, соединениям и объединениям
(армиям), проявившим героизм, высокую
организованность и умение громить
врага, присваивались наименования
гвардейских с вручением им гвардейских
Красных Знамен. Для личного состава
были установлены особые отличия в виде
воинских гвардейских званий и нагрудного
знака. Для поощрения особо отличившихся
в боях солдат и офицеров в годы войны
учредили девять новых боевых орденов,
в том числе ордена Суворова, Кутузова,
Александра Невского, Отечественной
войны, Славы, и много медалей.
Начало Великой
Отечественной войны внесло существенные
изменения в организацию военного
управления.
В июне – августе
1941 г. была перестроена система органов
стратегического и оперативного
руководства Вооруженными Силами. 23 июня
1941 г. решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР была
создана Ставка Главного командования
Вооруженных Сил СССР как орган высшего
военного руководства страной. 10 июля
1941 г. она получила название Ставки
Верховного командования, а 8 августа –
Ставки
Верховного Главнокомандования.
В нее вошли члены Политбюро ЦК партии
и руководители Наркомата обороны: С.К.
Тимошенко (председатель), СМ. Буденный,
К.Е. Ворошилов, Г.К. Жуков, Н.Г. Кузнецов,
В.М. Молотов, И.В. Сталин.
В период войны
целый ряд высших партийных и государственных
постов занимал Сталин. Он был одновременно
Генеральным секретарем ЦК ВКП(б),
Председателем СНК СССР (с 6 мая 1941 г.),
Председателем ГКО, Верховным
Главнокомандующим (с 8 августа 1941 г.),
наркомом обороны СССР (с 19 июля 1941 г.),
Председателем Транспортного комитета
ГКО.
Рабочим аппаратом
Ставки служили Генеральный штаб,
Управления Наркомата обороны и Наркомата
Военно-Морского Флота. Принимаемые
Ставкой решения доводились до командования
фронтов и флотов в виде директив
Верховного Главнокомандования. В своей
деятельности Ставка опиралась на военные
советы фронтов. Связь с фронтами
осуществлялась и через представителей
Ставки, в задачу которых входили:
координация действий фронтов, контроль
за исполнением директив Верховного
Главнокомандования, помощь фронтам в
планировании, подготовке и осуществлении
операций. Чаще всего Ставку представляли
Г.К. Жуков, назначенный в августе 1942 г.
первым заместителем Верховного
Главнокомандующего, и начальник
Генерального штаба A.M.
Василевский.
Высшими объединениями
войск с июля 1941 г. являлись три важнейших
стратегических направления во главе с
их Главным командованием
(Северо-Западное
–
К.Е. Ворошилов,
Западное – С.К. Тимошенко, Юго-Западное
– С.М. Буденный), а после реформирования
направлений с июля 1942 г. высшими
объединениями войск стали фронты,
возглавляемые командующими и военными
советами. Они и руководили военными
операциями.
Военные советы
фронтов и армий были постоянно связаны
с ГКО и Верховным Главнокомандованием,
несли перед ними полную ответственность
за боевые действия, военную подготовку,
политико-моральное состояние и
материально-техническое обеспечение
войск.
К соединениям в
годы войны относились корпуса, дивизии,
бригады. Командующим фронтами и армиями,
командирам соединений, которые
непосредственно руководили боевыми
операциями, были предоставлены права
по присвоению воинских званий, назначению
на должности командного и начальствующего
состава, награждению от имени Президиума
Верховного Совета СССР орденами и
медалями отличившихся в боях. Частями
в Красной Армии являлись полки, а также
особая категория подразделений,
получивших наименование «отдельных»
(отдельный батальон, отдельный дивизион),
командование которых пользовалось
правами на ступень выше.
Важную роль в армии
и на флоте играли политорганы. Общее
руководство партийно-политической
работой в армии осуществляли Главное
политическое управление (ГПУ) РККА и
Главное политическое управление ВМФ
(оба – на правах военных отделов ЦК
партии. К концу войны в армии действовало
более 2 тыс. политорганов, около 78 тыс.
первичных организаций.
16 июля 1941 г. в частях
и соединениях был введен институт
военных комиссаров, которые, руководя
партийно-политической работой, наравне
с командирами несли полную ответственность
за боевую подготовку и боеспособность
войск. Но в отличие от времен гражданской
войны функциями контроля над командным
составом комиссары не обладали. В
подразделениях вводились должности
политруков. После успешного развертывания
многомиллионной армии, подъема ее
морально-политического духа и
боеспособности, накопления командирами
опыта политической работы стало возможным
укрепление единоначалия в управлении
войсками. В октябре 1942 г. институт военных
комиссаров в армии и на флоте был
упразднен. Были введены должности
заместителей командиров по политчасти.
В партизанских отрядах военные комиссары
были сохранены. При Главном политуправлении
и при политуправлениях фронтов
существовали партизанские отделы.
30 мая 1942 г. для
объединения руководства партизанской
борьбы в тылу врага в общесоюзном
масштабе и координации действий
партизанских отрядов с частями Красной
Армии при Ставке был создан Центральный
штаб партизанского движения (начальник
– первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии
П.К. Пономаренко) и республиканские
(украинский, белорусский, литовский,
латвийский, эстонский) штабы. При штабах
армий создавались спецотделы по связи
с партизанскими отрядами.
С этого момента
партизанское движение приобретает
более организованный характер и
координирует свои действия с армией
(Белоруссия, северная часть Украины,
Брянская, Смоленская и Орловская
области). К весне 1943 года диверсионная
подпольная работа велась практически
во всех городах на купированной
территории. Стали возникать крупные
партизанские соединения (полки, бригады),
возглавляемые опытными командирами:
С.А. Ковпаком, А. И. Сабуровым, А.Ф.
Федоровым, Н.З. Колядой, С.В. Гришиным и
др. Почти все партизанские соединения
имели радиосвязь с Центром. C
лета 1943 г. крупные соединения партизан
осуществляли боевые действия в рамках
общевойсковых операций. Особенно
масштабными были партизанские действия
во время Курской битвы, операции
«Рельсовая война» и «Концерт». По мере
наступления советских войск партизанские
соединения переформировывались и
вливались в подразделения регулярной
армии.
Всего за годы войны
партизаны вывели из строя 1,5 млн. солдат
и офицеров противника, взорвали 20 тыс.
вражеских поездов и 12 тыс. мостов,
уничтожили 65 тыс. автомашин, 2,3 тыс.
танков, 1,1 тыс. самолетов, 17 тыс. км линий
связи.
В тылу врага
сражалось в течении всей войны более 1
млн. партизан. Центральный штаб
партизанского движения устанавливал
связи с партизанскими формированиями,
направлял и координировал их деятельность,
распространял опять партизанской
борьбы, готовил кадры, снабжал партизан
оружием, боеприпасами, медикаментами,
а главное — организовывал их взаимодействие
с войсками. Некоторое время (с 6 сентября
по19 ноября 1942 г.) существовала должность
Главнокомандующего партизанским
движением (Маршал Советского Союза К.Е.
Ворошилов).
Боевой
опыт всех родов войск в годы войны
регулярно обобщался и нашел свое четкое
отражение в новых уставах и наставлениях,
в том числе в Боевом уставе пехоты 1942
г., Наставлении по полевой службе штабов
1942 г., Наставлении по войсковой
разведке.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №09/2003, стр. 66-74
Стратегическое руководство Советскими Вооруженными Силами в годы войны: уроки истории
Генерал-лейтенант в отставке
Е.И. МАЛАШЕНКО
МАЛАШЕНКО Евгений Иванович родился в 1924 году. С 1941 года — в Вооруженных Силах СССР. Во время Великой Отечественной войны — в действующей армии: командир взвода, разведывательной роты, начальник разведки морской стрелковой бригады, стрелковой и воздушно-десантной дивизий. После войны окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба. Служил на должностях заместителя начальника штаба корпуса, армии и округа. Возглавлял оперативную группу штаба Особого корпуса в Будапеште в 1956 году и штаб Главного военного советника в Египте после шестидневной арабо-израильской войны 1967 года. В последующем занимал должности начальника штаба Прикарпатского военного округа, заместителя начальника штаба Объединенных вооруженных сил государств — участников Варшавского Договора, работал в центральном аппарате Министерства обороны, являлся консультантом Центра оперативно-стратегических исследовании 1енерально-го штаба Вооруженных Сил СССР.
В годы Великой Отечественной войны руководство вооруженной борьбой осуществляла Ставка Верховного Главнокомандования (СВГК). Решения Ставки ВГК доводились до войск (сил) через Генеральный штаб, командующих видами Вооруженных Сил и родами войск, главкоматы стратегических направлений и представителей Ставки при фронтах. На характер ее работы существенное влияние оказывала личность И. В. Сталина, его характер и неограниченная власть в стране.
В предвоенные годы считалось, что руководство Красной Армией в военное время будет осуществлять Главный военный совет, поэтому заблаговременно не были созданы высшие органы стратегического руководства Вооруженными Силами — Ставка и главкоматы направлений.
Сложность управления войсками и силами в начале войны усугублялась крайне неблагоприятной оперативно-стратегической обстановкой. Несмотря на поступавшие разведданные о подготовке нападения фашистской Германии, наша армия и флот не были приведены в боевую готовность, что поставило страну в тяжелое положение. В первый день войны в соответствии с довоенными планами без учета сложившейся обстановки директивой наркома обороны № 3 войскам фронтов ставилась задача концентрическими, сосредоточенными ударами окружить и уничтожить сувалкскую и львовскую группировки противника и к исходу 24 июня овладеть районами Сувалки и Люблин.
Задача была нереальной. Пяти мехкорпусам, которые должны были нанести контрудар, предстояло совершить выдвижение на сотни километров, разгромить сильные группировки противника и на вторые сутки овладеть районами, находящимися на удалении 100-150 км. Войска не смогли выполнить поставленной задачи, понесли большие потери, особенно механизированные корпуса.
22 июня 1941 года все руководство Генштаба: генерал армии Г.К. Жуков и его заместители — генерал-лейтенанты Н.Ф. Ватутин, В.Д. Соколовский и Г.К. Маландин — были направлены для оказания помощи фронтам, что затруднило работу Генерального штаба.
23 июня 1941 года создается Ставка Главного Командования, в состав которой вошли: нарком обороны С.К. Тимошенко (председатель), члены Политбюро К.Е. Ворошилов, В.М. Молотов, И.В. Сталин, начальник Генштаба Г.К. Жуков, заместитель наркома обороны С.М. Буденный, нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов. 10 июля 1941 года она была преобразована в Ставку Верховного Командования, в ее состав ввели начальника Генштаба Б.М. Шапошникова, а председателем стал И.В. Сталин. 8 августа 1941 года И.В. Сталин становится Верховным Главнокомандующим, а Ставка переименовывается в Ставку Верховного Главнокомандования.
Управлять войсками на огромном фронте от Баренцева до Черного моря было крайне трудно, поэтому для приближения стратегического руководства к фронтам 10 июля 1941 года Ставка создала главные командования Северо-Западного, Западного и Юго-Западного направлений, их возглавили маршалы К.Е. Ворошилов, С.К. Тимошенко и С.М. Буденный. Однако повысить оперативность руководства им так и не удалось. Главкомы не располагали резервами для активного влияния на боевые действия, не имели опыта управления крупными группировками войск, не было у них и подготовленных работоспособных штабов, а также необходимых средств связи. Кроме того, они не были наделены соответствующими полномочиями.
Постоянное вмешательство Сталина в деятельность Генштаба, главкомов направлений и командующих фронтами, переоценка им своих сил и знаний в руководстве войсками, пренебрежение судьбами и жизнью людей нередко приводили к тяжелым последствиям. Так, при угрозе окружения войск Юго-Западного фронта в начале сентября 1941 года (несмотря на мнение Генштаба и просьбы главкома направления и командования фронта) он не разрешил отвести войска на восточный берег Днепра и оставить Киев, что привело к окружению и поражению наших войск на Украине. В результате Красная Армия лишилась самого сильного — Юго-Западного фронта, безвозвратные потери составили 627 тысяч человек. Погибли командующий фронтом генерал-полковник М.П. Кирпонос, начальник штаба генерал-майор В.И. Тупиков, член военного совета МЛ. Бурмистенко и другие.
В ряде случаев Ставка руководила фронтами, минуя созданное ею промежуточное звено стратегического управления — главкоматы направлений: задачи ставились непосредственно командующим фронтами, и командованию других фронтов требовалось согласовывать со Ставкой все принимаемые решения, что во многом усложняло управление.
В последующем (в 1942 году) в связи со значительными изменениями условий вооруженной борьбы главные командования войск направлений были упразднены, так и не сыграв отведенной им роли.
Позднее для управления войсками на Дальнем Востоке при ведении войны с Японией с учетом большого удаления Дальневосточного театра, его огромной территории, а также необходимости использования сил Тихоокеанского флота в интересах фронтов в 1945 году был создан Главкомат войск Дальнего Востока. Его возглавил маршал AM. Василевский. Ему подчинялись Забайкальский, 1 -и и 2-й Дальневосточные фронты и Тихоокеанский флот. Наличие такого органа управления позволяло оперативно руководить фронтами и флотом, быстро реагировать на изменения обстановки, незамедлительно оказывать фронтам необходимую помощь.
В ходе войны Ставка нередко необоснованно создавала и упраздняла фронты. Так, Центральный фронт был создан в июле 1941 года, а в августе упразднен, его армии включены в состав Брянского фронта, расформированного 10 ноября и вновь образованного 24 декабря. Сталинградский фронт 5 августа 1942 года разделили на Сталинградский и Юго-Восточный, а через неделю, 13 августа, Ставка приняла решение о подчинении Сталинградского фронта командующему Юго-Восточным фронтом. В июне 1942 года Воронежский фронт был расформирован, а 8 июля восстановлен, причем с запозданием (противник уже подошел к Воронежу).
Усложняла руководство войсками и частая замена командующих фронтами. В годы Великой Отечественной войны фронтами командовали 43 генерала, при этом многие из них, особенно в начальный период, возглавляли фронты очень короткие сроки (от пяти до пятидесяти дней). В их числе К.Е. Ворошилов (пять дней), Д.Г. Павлов, С.И. Богданов, В.Н. Гордов, М.Г. Ефремов, Ф.И Кузнецов, И.И. Федюнинский, Н.Е. Чибисов, Д.И. Рябышев, П.П. Собенников (от десяти до пятидесяти дней). Конечно, это негативно отражалось на управлении войсками.
В начале войны Ставка и Генштаб допускали серьезные оперативно-стратегические просчеты. После неудачного приграничного сражения Ставка ВГК не смогла осуществить ранее намечавшийся замысел — занять рубеж Осташков, Дорогобуж, река Днепр и сдержать наступление немецко-фашистских войск, рвавшихся к Москве. Однако в декабре 1941 года Красной Армии удалось остановить противника под Москвой, в ходе оборонительной операции обескровить его ударные группировки, а затем перейти в контрнаступление, нанести ему тяжелое поражение и сорвать гитлеровский план молниеносной войны. Удержанием Ленинграда, Москвы и Донбасса Красная Армия сохранила шансы на победу. Перелом в войне был достигнут в результате возросшего сопротивления и самоотверженности наших солдат и офицеров.
Созданный в стране государственный и политический строй позволил мобилизовать все людские и экономические ресурсы страны. Несмотря на огромные потери в начальный период войны, их удалось восполнить, а в последующем постоянно наращивать силы. Необходимо отметить, что сосредоточие в руках Сталина всей полноты государственной и политической власти, его твердая воля, неукротимая энергия и решительность способствовали мобилизации и использованию всех ресурсов страны для разгрома врага.
Однако Ставка и Генштаб не всегда правильно оценивали оперативно-стратегическую обстановку, порой завышали потери немецкой армии. Так, по данным Генштаба, в 1941 году безвозвратные потери противника составили более 1 млн солдат и офицеров, а по данным Германии, за пять месяцев 1941 года немцы потеряли убитыми около 230 тыс. человек, пропавшими без вести — 14 тыс. человек1. Верховное Главнокомандование в 1942 году из-за переоценки возможностей своих войск и недооценки сил противника поставило перед Красной Армией нереальную задачу — «добиться того, чтобы 1942 год стал годом окончательного разгрома немецко-фашистских войск и освобождения советской земли»2.
Многим фронтам в этот период определялись задачи на проведение наступательных операций, хотя сил и средств для этого было недостаточно. Кроме того, Ставка ошибочно полагала, что в 1942 году немецкая армия будет по-прежнему стремиться нанести главный удар по Москве, а не на юге страны. Эти стратегические просчеты способствовали продвижению противника к Волге и Кавказу.
Вместе с тем, несмотря на серьезное поражение в начальный период, Ставка и Генштаб смогли подготовить и сосредоточить крупные резервы и организовать проведение осенью 1942 года выдающейся Сталинградской операции. В ходе ее была окружена и уничтожена крупная группировка немецко-фашистских войск, Красная Армия вырвала стратегическую инициативу из рук противника.
Решения Ставки ВГК в 1943 году о преднамеренном переходе войск фронтов к обороне под Курском обеспечили разгром наступающих ударных группировок противника и успешное проведение контрнаступления нашими войсками.
Важнейшие итоги деятельности Ставки и Генштаба по стратегическому руководству Советскими Вооруженными Силами в годы Великой Отечественной войны заключались в разгроме немецко-фашистских войск и достижении Великой Победы.
Методы стратегического руководства были разнообразны. Начиная с 1942 года при проведении крупных наступательных операций силами нескольких фронтов Ставка для координации их действий и оказания помощи фронтам посылала своих представителей. В этой роли наиболее часто выступали Г.К. Жуков, А.М. Василевский, С.К. Тимошенко и Н.Н. Воронов.
Представители Ставки проделывали большую работу при подготовке и ведении операции: принимали активное участие в период разработки замыслов и планов, оказывали помощь командующим фронтами и армиями в подготовке войск, организации боевых действий, взаимодействия наступающих группировок фронтов с соединениями видов Вооруженных Сил, родов войск и своевременном обеспечении операции. С помощью своих представителей Ставка оказывала влияние на подготовку и проведение всех крупных и важных операций, осуществляла контроль за выполнением намеченных планов и задач, определяемых Верховным Главнокомандованием.
По характеру своей деятельности представители Ставки выступали как промежуточное звено стратегического управления между Ставкой и фронтом. Многое в их работе зависело от личной подготовки, умения организовать выполнение поставленных задач.
Представитель Ставки при Крымском фронте армейский комиссар 1 ранга Л.З.Мехлис весной 1942 года не справился с возложенными на него обязанностями. Он очень часто вмешивался в деятельность командования фронта, проводил бесплодные заседания военного совета и писал доносы на командующего фронтом генерала Д.Т. Козлова. Безответственная бумажно-бюрократическая деятельность Мехлиса и Козлова явилась одной из причин поражения войск в мае 1942 года. Крымский фронт, обладая значительным превосходством в силах и средствах, за 12 дней наступления немецко-фашистских войск потерял 176 566 человек, 347 танков, 3476 орудий и минометов, 400 самолетов. Командование немецкой армии заявляло, что они взяли в плен около 170 тыс. человек, сами же потеряли всего 7588 человек3. Ставка сняла Мехлиса и Козлова с занимаемых постов и понизила их в воинских званиях.
Представители Ставки при проведении операции группой фронтов, для участия в которой привлекались авиация дальнего действия, войска ПВО страны и силы флотов, осуществляли координацию их действий, направляя усилия на выполнение поставленных им задач. Так, 27 июля 1944 года директивой Ставки Г. К. Жукову было поручено координировать действия 1 -го и 2-го Белорусских фронтов, а А. М. Василевскому — 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов.
В последний год войны, когда протяженность советско-германского фронта сократилась, число фронтов уменьшилось, а их стратегическое значение особенно при действиях на главных направлениях возросло, Ставка взяла на себя руководство большей частью фронтов, возложив командование фронтами на решающих направлениях на наиболее подготовленных военачальников — Г.К. Жукова, A.M. Василевского, К. К. Рокоссовского и И.С. Конева.
Нужны ли были представители Ставки при фронтах? Подобного института не существовало ни в одной армии мира. Корни этого явления кроются в стиле советского государственного и партийного руководства. В годы Гражданской войны, когда на фронте складывалось тяжелое положение, В.И. Ленин посылал туда особоуполномоченных партии и Советского правительства. Делалось это из-за недоверия к старым военным специалистам. За всю Великую Отечественную войну И.В. Сталин только один раз выезжал на фронт в августе 1943 года, встречался с командующими Западным и Брянским фронтами В.Д. Соколовским и А.И. Еременко. Поездка заняла двое суток. Вместе с тем он хотел знать о всех событиях, происходящих на фронтах, и оказывать на них влияние. Представители Ставки должны были обеспечивать получение объективной информации об оперативной обстановке. Верховный Главнокомандующий требовал своевременного представления докладов, что считалось одной из главных функций представителей Ставки. В августе 1943 года за задержку на несколько часов доклада с фронта он даже грозился снять с должности начальника Генерального штаба А.М. Василевского. В этом состояла одна из особенностей сталинских методов руководства Вооруженными Силами.
Командующие фронтами высказывали различные мнения о роли представителей Ставки ВГК. Бывший командующий войсками 1-го Прибалтийского фронта И.Х. Баграмян считал, что «представители Ставки ВГК в целом сыграли важную роль в организации военных действий на фронтах Великой Отечественной войны, в повышении устойчивости, оперативности и эффективности руководства Вооруженными Силами, в рациональном использовании сил и средств в проводимых операциях. С их помощью ВГК могло с минимальными управленческими затратами успешно решать основные задачи подготовки и ведения стратегических операций, осуществлять координацию действий крупных группировок войск, поддерживать тесное и непрерывное взаимодействие между ними, видами Вооруженных Сил и родами войск. По своей сути представители Ставки ВГК со своим небольшим аппаратом являлись временными органами оперативно-стратегического руководства, создаваемыми на период подготовки и проведения важнейших операций на соответствующих стратегических направлениях. По характеру они выступали как промежуточные инстанции между Ставкой и фронтами»4.
Командующий войсками Центрального фронта К. К. Рокоссовский в апреле 1943 года высказывал иное мнение по вопросам управления войсками и о роли представителей Ставки ВГК. Он, в частности, писал в Ставку: «Непонятное положение сложилось и в управлении войсками, когда начальник Генерального штаба, вместо того чтобы находиться в Центре, где сосредоточено все управление Вооруженными Силами, убывает на длительное время на один из участков фронта и тем самым выключается из управления. Заместитель Верховного Главнокомандующего тоже убывает на какой-то участок, и часто получалось так, что в самые напряженные моменты на фронте, в Москве оставался один Верховный Главнокомандующий… Я считаю, — продолжал Константин Константинович, обращаясь к Маленкову и Антонову, — что управление фронтами должно осуществляться из Центра Ставкой и Генеральным штабом. Они же координируют действия фронтов, для чего и существует Генеральный штаб. Ведь первые месяцы войны показали всю нежизненность созданных в спешке направлений, объединявших управление несколькими фронтами. Однако Ставка опять начала применять то же, но под другим названием — представитель Ставки по координированию действий двух фронтов. Такой представитель, находясь при командующем фронтом, подменяет его, не неся какой-либо ответственности за исход боевых действий»5.
Рокоссовский также отмечал и снижение степени ответственности командующих, когда рядом находился представитель Ставки, связывающий его по рукам и ногам6.
К. К. Рокоссовский имел все основания высказать такое мнение о представителях Ставки. В Сталинградской операции при Донском фронте, войсками которого он командовал, почти два месяца представителем Ставки был начальник артиллерии Красной Армии Н.Н. Воронов, оказывающий помощь по вопросам использования артиллерии и обеспечения ее боеприпасами.
После войны командующие фронтами И.С. Конев и АИ. Еременко заявляли, что представители Ставки были не нужны, являлись излишним промежуточным звеном руководства войсками, особенно при проведении фронтовых операций. Их постоянное присутствие на пунктах управления, в соединениях и частях нередко сковывало и затрудняло работу командующих и штабов фронтов, отвлекало их от выполнения своих обязанностей.
На наш взгляд, появление института представителей Ставки при фронтах было порождено Сталиным, соответствовало его методам руководства и созданному режиму в стране. Если бы Верховным Главнокомандующим был, например, маршал Г.К. Жуков, они бы не потребовались. Но тогда другой была бы страна и иными условия.
Вся деятельность Ставки и Генштаба во многом определялась Сталиным и зависела от его характера и методов руководства. При выработке того или иного решения или рассмотрении важных вопросов вооруженной борьбы он вызывал ответственных лиц, имеющих непосредственное отношение к ним и нередко при участии некоторых членов Политбюро и Государственного Комитета Обороны принимал необходимые решения, которые сразу же оформлялись в виде директив, приказов или распоряжений Ставки.
В полном составе Ставка не собиралась. Членство в ней было символическим. А.М. Василевский, будучи начальником Генштаба около трех лет, членом СВГК не состоял*.
После Сталинградской битвы Сталин стал больше прислушиваться к мнению Генштаба. При планировании операций запрашивались соображения представителей Ставки, командующие фронтами вызывались в Москву для доклада разработанных ими планов. Вместе с тем Верховный Главнокомандующий нередко не соглашался со сроками проведения операций, иногда их завершение пытался приурочить к определенным датам — 23 февраля, 1 мая, 7 ноября.
Генерал армии М.А. Гареев пишет: «Главная беда Сталина, как и других политических деятелей (как, например, К.Е. Ворошилова, Д.Ф. Устинова), в разное время самонадеянно бравшихся за решение военных вопросов, состояла в том, что они, не зная войск, не имели опыта управления ими, совершенно не представляли себе, как в действительности могут развиваться события после принятия политических решений, и отсюда — военная некомпетентность решений, постановка войскам нереальных задач»7.
Свидетельством этого является, например, разговор командующего войсками 2-го Украинского фронта маршала Р.Я. Малиновского со Сталиным по телефону ВЧ в конце октября 1944 года. Малиновский просил перенести начало наступления на Будапешт на пять дней позже, чтобы успеть подготовить операцию и дождаться прибытия 4-го мехкорпуса, предназначенного для усиления 46-й армии. При этом он заверял: «Если вы дадите мне пять дней сейчас, то в последующие дни, максимум пять дней, Будапешт будет взят». Но Иосиф Виссарионович ответил: «Я вам категорически приказываю завтра же перейти в наступление на Будапешт»8. Неподготовленная операция успеха не имела, боевые действия за Будапешт затянулись до февраля 1945 года.
В последний год войны, несмотря на выгодную стратегическую обстановку на фронтах, в соответствии с указаниями И. В. Сталина Ставка требовала быстрейшего разгрома отсеченных группировок немецко-фашистских войск в Крыму, Прибалтике и Восточной Пруссии, обосновывая это необходимостью создания благоприятных условий для развития наступления соседними фронтами и достижения определенных военно-политических целей.
Войска шести фронтов обшей численностью 3,5 млн человек были вынуждены выталкивать противника, прорывать подготовленную оборону, сильно укрепленные рубежи, штурмовать крепости, вести ожесточенные бои, нести значительные потери. Только в Восточно-Прусской операции потери составили 584 тыс. человек, при этом безвозвратные — более 126 тыс. солдат и офицеров.
Крупные группировки противника можно было надежно блокировать и уничтожать в основном огнем артиллерии и ударами авиации, а переброску его войск морем воспрещать массированными ударами ВВС и сил флота.
Генеральный штаб являлся основным рабочим органом Ставки, он осуществлял всю работу по стратегическому руководству Вооруженными Силами, одновременно был главным органом оперативно-стратегического управления войсками. По существу, Генштаб выполнял многие функции Ставки ВГК. Он организовывал и проводил сбор и анализ данных обстановки, готовил доклады и предложения Верховному Главнокомандующему, руководил фронтами, разрабатывал планы важнейших операций, определял основные задачи ВВС и ВМФ, координировал их действия, организовывал обеспечение действующей армии людскими и материальными ресурсами, планировал воинские перевозки, ежедневно докладывал об обстановке Верховному Главнокомандующему.
Как уже отмечалось, Генеральный штаб в годы войны продолжительное время работал без начальника. AM. Василевский почти постоянно находился на фронте как представитель Ставки (бывал в Москве по вызову Верховного Главнокомандующего всего несколько дней в месяц). Он, конечно, поддерживал непрерывную связь с Генштабом, но повседневного руководства его работой осуществлять не мог. Практически Генштабом руководил его первый заместитель А. И. Антонов. При организации управления войсками Генеральный штаб нередко оказывался в сложном положении: вносимые им предложения требовали согласования с начальником Генштаба, утверждения или одобрения Сталина, что усложняло работу ГШ и снижало ее эффективность.
В годы войны в руководстве Вооруженными Силами принимали участие командующие видами ВС и родами войск, другие военачальники. Наркомат ВМФ осуществлял общее руководство боевыми действиями флотов, оказывал помощь командующим фронтами и флотами в использовании сил, организации взаимодействия морских и сухопутных сил, особенно при проведении десантных операций, а также обеспечивал боевую деятельность ВМФ.
Командующий Военно-воздушными силами осуществлял руководство ВВС, организовывал воздушные операции и совместные действия воздушных армий при проведении операций групп фронтов, проводил усиление авиационных группировок за счет маневра воздушных армий и переброски новых авиационных соединений и частей, а также ведал вопросами базирования и материально-технического обеспечения авиационных объединений и соединений.
Командующие (начальники) артиллерией, ПВО, БТВ и инженерными войсками вносили предложения в Ставку и Генштаб по использованию соответствующего рода войск, усилению фронтов, осуществляли подготовку новых соединений и частей, решали другие вопросы.
Наркомат обороны в мирное время занимался военно-политическими, оперативными и административными вопросами, а в годы войны главным образом обеспечением Вооруженных Сил людскими ресурсами и материально-техническими средствами.
Совмещение Сталиным должностей Верховного Главнокомандующего и наркома обороны не требовало никаких предварительных согласований вносимых предложений, что повышало оперативность руководства. Решения, касающиеся оперативно-стратегического применения ВС, оформлялись директивами и распоряжениями Ставки, а административные вопросы — приказами наркома обороны. Генштаб работал под непосредственным руководством Верховного Главнокомандующего.
В настоящее время Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление по вопросам обороны. Одной из основных задач его является обеспечение финансовыми средствами и другими ресурсами Вооруженных Сил. На министра обороны возложено значительное количество административно-политических функций. Более четкое разграничение обязанностей министра обороны и начальника Генштаба позволит, на наш взгляд, оперативно осуществлять руководство Вооруженными Силами в мирное и военное время.
Сейчас в России уже в мирное время имеется Верховный Главнокомандующий. По нашему мнению, Генеральный штаб должен работать под его руководством, заниматься главным образом подготовкой Вооруженных Сил и планированием их применения при отражении агрессии. Являясь оперативно-стратегическим органом Ставки, он должен выполнять свои задачи в управленческой структуре, близкой к той, в которой ему придется функционировать в военное время. Это позволит начальнику Генерального штаба приобрести необходимые навыки работы с Верховным Главнокомандующим. Он будет докладывать непосредственно ему свои предложения, что обеспечит более оперативное принятие решений и эффективное руководство Вооруженными Силами, не потребуется ежедневно согласовывать вопросы применения ВС с министром обороны.
В годы войны руководство всеми войсками и силами, принимавшими участие в операции, было централизованным. Управление ими при ведении военных (боевых) действий осуществляли командующие (командиры) и их штабы. Различные оперативные группы для этого создавались крайне редко. Данное положение и ныне не потеряло своего значения, его забвение, как свидетельствует боевой опыт последних лет, приводит к неудачам и излишним потерям войск (сил).
Так, при вводе советских войск в Афганистан и ведении боевых действий 40-й армией система управления была нечеткой. Армия оставалась в подчинении командующего войсками Туркестанского военного округа, а фактически руководство ею осуществляла оперативная группа Министерства обороны СССР, некоторое время — даже главный военный советник ВС Афганистана, затем главком войск Южного направления. Командование округа занималось в основном всесторонним обеспечением армии, решая вопросы ее укомплектования личным составом и снабжения материально-техническими средствами.
Министр обороны Д.Ф. Устинов в Афганистан не выезжал. Только благодаря тому, что оперативную группу Минобороны возглавляли опытные военачальники, такие как С.Л. Соколов и В.И. Варенников, удавалось оперативно решать многие возникавшие проблемы, избегать излишних потерь.
При ведении боевых действий в Чечне, особенно в 1994-1996 годах, система управления соединениями и частями Российской армии имела много недостатков, была нечеткой и крайне сложной. Руководство войсками возлагалось на командование СКВО, МВД (внутренних войск МВД), Минобороны, ФСБ, а также на создаваемые командования группировок войск (сил). Отсутствие централизованного управления приводило к неподготовленным и несогласованным действиям войск, неоправданным потерям.
Сейчас при организации стратегического руководства Вооруженными Силами следует исходить прежде всего из оценки международной обстановки и степени угроз безопасности России.
Опыт Великой Отечественной войны показал, что система стратегического руководства, ее высшие оперативные органы — Ставка Верховного Главнокомандования, командования стратегических направлений — должны быть созданы заблаговременно и подготовлены к выполнению возложенных на них задач еще в мирное время, тогда с началом военных действий они будут способны обеспечить управление войсками (силами).
Переход на трехвидовую структуру ВС не означает, что ВВС и войска ПВО в своей сфере будут действовать самостоятельно, а управление ими осуществляться централизованно из Москвы. Это теперь немыслимо.
В настоящее время все военные округа являются приграничными. Военно-административное деление страны в основном совпадает с военно-стратегическими направлениями. Управления военных округов должны быть органами оперативно-стратегического руководства на этих направлениях, которым подчинены на военное время все войска, в том числе ПВО, ВВС, а также части и соединения других силовых структур, расположенные на территории округа. Целесообразно также создать объединенную систему тылового обеспечения всех этих структур на стратегических направлениях и соответствующие органы управления.
Для ведения крупномасштабных военных действий необходимо иметь различные резервы. Их подготовку можно было бы возложить на главкома Сухопутными войсками и командующих военными округами военного времени. Именно в последних проводится основная мобилизационная работа, мероприятия по материально-техническому обеспечению и подготовке соединений и частей.
На наш взгляд, на главнокомандующего Сухопутными войсками (не принимающего участия в боевом управлении) и командующих войсками военных округов (оперативных командований) должна быть возложена ответственность за противовоздушную оборону страны (округа), а также территориальную оборону. Войска ПВО следует передать из ВВС в состав главкомата Сухопутных войск. По нашему мнению, основным средством борьбы с авиацией противника будут зенитные ракетные войска, а войсковая ПВО располагает значительным количеством ЗРК. Командующие войсками военных округов (фронтов) организуют ПВО войск и объектов. В случае агрессии они должны руководить отражением нападения противника, ударов его авиации и управлять всеми войсками на данном направлении.
Оперативно-стратегические учения на направлениях должны проводиться систематически, а не по шестигодичному циклу. На них надо отрабатывать вопросы боевой готовности, оперативного использования войск, а также взаимодействия с воинскими формированиями других министерств и ведомств России.
Штабы военных округов и оперативных объединений (армий) должны быть стержнем всей системы управления.
Соединения и части постоянной готовности должны незамедлительно реагировать на возникающие угрозы в чрезвычайных ситуациях. Отработка их действий должна осуществляться на учениях.
Нельзя согласиться с бытующим мнением, что успехи войск не связаны с единоличным решением командиров, а также с тем, что только командиры рот принимают решения единолично, а выше решения вырабатываются коллегиально. Конечно, в этом процессе участвуют заместители командира (командующего), а также начальники служб, родов войск, специальных войск, используются автоматизированные системы управления. Однако и в этом случае командир (командующий) принимает решение лично и несет за него персональную ответственность.
В заключение необходимо отметить, что не все методы стратегического руководства прошлой войны будут пригодны в операциях XXI века. Для эффективного управления войсками и силами уже сейчас необходимы современная система управления, имеющая в своей основе автоматизированные командные пункты, космические средства разведки, функционирующие в реальном масштабе времени, разветвленные сети связи и надежно работающая радионавигационная система. Использование таких средств управления в свою очередь потребует от общевойсковых командиров и штабов более высокого уровня профессионализма.
1 Мюллер-Гиллебранд Б. Сухопутная армия Германии. 1933-1945 годы. Кн. 3. М.: Воениздат, 1976. С. 17.
2 Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза. 5-е издание. М.: Изд-во политической литературы, 1952. С. 39.
3 Великая Отечественная война 1941 — 1945. Книга первая «Суровые испытания». М.: Изд-во «Библиотека», «Мосгорархив», 1995. С. 259.
4 Баграмян И., Выродов И. Роль представителей ставки ВГК в годы войны. Органи-зация и методы их работы // Военно-исторический журнал. 1980. № 8. С. 25-33.
5 Цит. по: Сульянов А.К. Маршал Жуков. Минск: Харвест, 2002. С. 398-399.
6 Там же.
* Только 17 февраля 1945 года постановлением ГКО в состав Ставки ВГК были введены A.M. Василевский, А.И. Антонов и Н.А. Булганин.
7 Гареев М.А. Неоднозначные страницы войны. М., 1995. С. 280.
8 Горбунов М. Маршал Малиновский//Советская Россия. 1985. 12апр.; Гареев М.А. Маршал Малиновский // Красная звезда. 2000. 18 апр.
Все сталинские наркомы боялись навлечь на себя гнев вождя. Опасность попасть во «вредители» и «враги народа» они ощущали постоянно. Но война замедлила ход репрессивной машины. Воюющей стране всюду нужны были люди: на фронте — бойцы, в тылу — труженики, в отраслевых штабах — грамотные и умелые управленцы.
К последним относились наркомы с производственной родословной.
Биография наркома
Михаил Георгиевич Первухин окончил электропромышленный факультет Московского института народного хозяйства, получил квалификацию инженера-электрика. Работал инженером, начальником цеха и директором Каширской ГЭС, далее — в Мосэнерго и Главэнерго. С 1938 года стал заместителем, а потом и первым заместителем наркома тяжелой промышленности СССР. В 1939-м после разделения Наркомтяжпрома на несколько наркоматов был назначен наркомом только что созданного Наркомата электростанций и электропромышленности СССР. На этом посту проработал до 1940 года, когда был выдвинут заместителем председателя Совнаркома СССР и одновременно руководителем Бюро СНК по топливу и электроэнергетике.
Начальник котельной Каширской ГЭС Михаил Георгиевич Первухин. 1933 год.
С началом войны круг его должностей и обязанностей расширился. 24 июня 1941 года он был назначен заместителем председателя Совета по эвакуации при СНК СССР, 2 августа того же года — уполномоченным Государственного Комитета Обороны по Управлению военно-химической защиты Красной Армии, а в феврале 1942-го утвержден наркомом химической промышленности СССР.
«Я хорошо помню ночь с 25 на 26 февраля 1942 года, — рассказывал Первухин в одном из интервью. — Поздно ночью, как тогда было принято, я продолжал работать в своем кабинете, в Кремле. Вдруг раздался телефонный звонок. Это был Александр Николаевич Поскребышев. Он сказал: «Позвоните товарищу Сталину». Я набрал нужный номер, поздоровался и в ответ услышал спокойный, хорошо знакомый голос вождя: «Политбюро ЦК решило назначить вас, товарищ Первухин, по совместительству наркомом химической промышленности».
Выслушав это неожиданное для него сообщение, Первухин ответил: «Как инженер-электрик, товарищ Сталин, я слабо знаю химию и, откровенно говоря, не очень-то ее люблю». В ответ Сталин сказал: «Вы знаете, какое тяжелое положение сложилось в химической промышленности в связи с разрушением и эвакуацией большинства южных химических заводов. Необходимо поставить вас во главе этой отрасли, чтобы поскорее выправить создавшееся положение. Что же касается нелюбви к химии, то настоящий большевик-коммунист скоро изучит и полюбит порученное ему партией дело».
Первухину оставалось только поблагодарить Центральный Комитет за высокое доверие и обещать оправдать его.
Всё для фронта! Фото: РИА Новости
Слово наркома
Нарком нефтяной промышленности Николай Константинович Байбаков (1911-2008).
Производственником (а не политическим назначенцем) был и нарком нефтяной промышленности Николай Байбаков, сделавший карьеру на промыслах юга страны и ни одного дня не отдавший партийной работе. И Байбаков, и Первухин в своих воспоминаниях, не сговариваясь, отмечают, что отраслевые наркоматы (другим органам управления оба мемуариста оценок не дают) в ту пору действовали четко и слаженно. Если в довоенное время один нарком отбивался от просьб другого (я, мол, тебе помочь не могу, у меня нет мощностей, обратись в другой наркомат), то в годы войны такого не случалось. Ставилась, например, задача: моему наркомату нужен такой-то металл, такой-то прокат — и каждый наркомат по-своему старался эту задачу решить.
Нарком черной металлургии Иван Федорович Тевосян (1902-1958).
Вот характерный эпизод конца войны. Для современных бомбардировщиков с ракетными двигателями нужна была жаропрочная сталь. Ее поручили выплавить подмосковному заводу «Электросталь». И у него поначалу не получалось, шел сплошной брак. Тогда Сталин вызвал наркома черной металлургии СССР И.Ф. Тевосяна: «Товарищ Тевосян, ваш завод с важным поручением не справляется, а вы, между прочим, специалист по спецсталям. Надо бы срочно поправить дело. Справитесь?» — «Поеду на завод, разберусь и вам доложу, товарищ Сталин». И действительно разобрался. Собрал на заводе нужных специалистов, опытных рабочих, посоветовался, проследил весь режим плавки, а потом чуть ли не круглые сутки не уходил с завода.
Через месяц доложил, что задание выполнено.
Первая нефть Западной Сибири.
Полномочия наркома
Еще одна примета военного времени: полномочия наркоматов расширились. Даже при том, что все важнейшие государственные функции перешли к ГКО, наркоматы располагали возможностью на свой страх и риск, без согласования с верховной властью решать некоторые вопросы, причем не только оперативные. Им, например, предоставлялось право самостоятельно начать стройку. Или приступить к разработке нефтяного месторождения. Так, работы на перспективных площадях Западной Сибири были начаты без согласования с ГКО, по личному приказу Байбакова, в ту пору (1942 год) первого заместителя главы Нефтепрома.
«Права Совнаркома СССР официально не были расширены, но наркомам было дано право принимать самостоятельные решения во исполнение тех общих директив, которые они получали сверху, — рассказывал Первухин. — Например, спускалось задание — организовать там-то производство танков в таком-то количестве, и Вячеслав Александрович Малышев как нарком танковой промышленности СССР сам решал, где это делать, как делать и т. п. Ему такое право было дано. Как и другим наркомам. Многие вопросы, связанные с размещением эвако-заводов, их обеспечением местным сырьем, топливом, и ряд других проблем решали республиканские наркоматы. Что же касается официального предоставления им расширенных прав — такого решения я не помню. Наркоматы и наркомы многие вопросы решали самостоятельно, не дожидаясь каких-то особых указаний и директив. Если это, конечно, не противоречило общей задаче».
Первая нефть Западной Сибири.
Подвиг наркома
Алексей Иванович Шахурин был назначен наркомом авиационной промышленности в январе 1940 года, став в неполных 36 лет самым молодым членом правительства. До этого окончил Московский инженерно-экономический институт, работал электромонтером, фрезеровщиком, старшим инженером, затем начальником научно-исследовательского отдела Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. В 1925 году вступил в ВКП(б). Был парторгом ЦК ВКП(б) на авиационном заводе № 1, первым секретарем Ярославского, а затем Горьковского обкомов ВКП(б).
Вот как Шахурин вспоминал о своем назначении:
«В начале января 1940 года Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело вопрос «О работе Наркомата авиационной промышленности». Оно одобрило выводы и предложения специально созданной комиссии ЦК во главе с А.А. Ждановым и Н.А. Вознесенским. Комиссия после детального ознакомления с состоянием дел в авиапромышленности и в ВВС отметила, что материальная часть советской авиации «в своем развитии отстает по скоростям, мощностям моторов, вооружению и прочности самолетов от авиации передовых армий других стран».
На указанном заседании Политбюро ЦК решило обновить руководство Наркомата авиапромышленности. К моему большому удивлению, выбор пал тогда на меня.
В то время я работал первым секретарем Горьковского обкома партии. И вот вечером 9 января мне позвонил секретарь ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков. Поздоровавшись, он спросил, смогу ли я сегодня же выехать в Москву.
Я ответил утвердительно: ведь через два часа, т. е. в 23 часа, в столицу должен был по расписанию отправиться поезд. <…> Утром по приезде в Москву я сразу же к началу рабочего дня явился в ЦК, в приемную Маленкова. Его помощник сказал, чтобы я из здания никуда не отлучался. Пока можно было заняться какими-либо делами, побывать в отделах ЦК, если есть необходимость, но так, чтобы в нужное время меня можно было найти.
Какие тут дела, когда из головы не выходил и не давал покоя главный вопрос — зачем вызвали?
В раздумьях и догадках прошел почти весь день. Наконец, мне сообщили, что в 5 часов я должен быть в кабинете у И.В. Сталина.
Путь до Кремля был короток. Наш автомобиль въехал в ворота Спасской башни, и вскоре мы с работником аппарата ЦК оказались возле нужного нам здания. Поднявшись на второй этаж, вошли в приемную. Здесь нас уже ожидали и сразу же провели в кабинет Сталина. Это была длинная комната, где находился большой, покрытый синим сукном стол, а недалеко от него — письменный стол и столик с телефонными аппаратами.
Война закончилась — и нарком Шахурин, чья отрасль в последний год войны дала 40 тысяч самолетов, оказался не нужен. По надуманному обвинению — арестован
В кабинете вождя, кроме него, находились В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, А.А. Андреев, Н.А. Вознесенский, Л.П. Берия и ряд других руководителей партии и правительства. Все сидели, а Сталин ходил по комнате.
Поздоровавшись, он предложил сесть и какое-то время продолжал молча ходить. Потом остановился против меня и сказал:
— Товарищ Шахурин, мы хотим назначить вас наркомом авиационной промышленности. Там сейчас предстоит большая работа. Нужны свежие, грамотные люди, хорошие организаторы и к тому же хорошо знающие авиационное дело…»
Заняв пост наркома авиационной промышленности, Шахурин стал чуть ли не ежедневно бывать в главном кабинете Кремля. Нарком вооружения (позднее — боеприпасов) СССР Б.Л. Ванников по этому поводу писал: «Руководивший тогда этой отраслью А.И. Шахурин бывал у него (Сталина. — Авт.) чаще всех других наркомов, можно сказать почти каждый день. Сталин изучал ежедневные сводки выпуска самолетов и авиационных двигателей, требуя объяснений и принятия мер в каждом случае отклонения от графика, подробно разбирал вопросы, связанные с созданием новых самолетов и развитием авиационной промышленности».
Всё для фронта! Фото: РИА Новости
Из постановления Государственного Комитета Обороны от 2 ноября 1941 года
«О выпуске самолетов и авиационных моторов в ноябре 1941 г.»:
«Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. Обязать НКАП (т. Шахурина) обеспечить выпуск в ноябре 1941 г. на заводах наркомата: а) 1466 самолетов, в том числе: истребителей — 783 самолета, бомбардировщиков — 287 самолетов, штурмовиков — 140 самолетов, учебных — 287 самолетов; б) 2155 авиационных моторов…»
Председатель ГКО И. СТАЛИН».
Инициатива, решительность и находчивость нового наркома были высоко оценены: Шахурин и два его заместителя стали Героями Социалистического Труда.
Трагедия наркома
Большинство наркомов-производственников в годы войны имели некоторую неприкосновенность: не были фигурантами дел о «вредительстве», не попадали во «враги народа». Тем показательнее ПОСЛЕВОЕННАЯ судьба некоторых из них. Война кончилась — и нарком Шахурин, чья отрасль в последний полный военный год дала фронту более 40 тысяч самолетов, оказался больше не нужен. По надуманному обвинению за «злоупотребление и превышение власти при особо отягчающих обстоятельствах» Шахурин был арестован.
Нарком авиационной промышленности Алексей Иванович Шахурин (1904-1975).
Как свидетельствуют материалы по делу бывшего начальника Главного управления контрразведки, а затем заместителя министра внутренних дел В.С. Абакумова, абакумовские сотрудники «в течение трех недель допрашивали Шахурина непрерывно днем и ночью», а сам Абакумов заявлял обвиняемому: «…признается он или не признается в тягчайших преступлениях, все равно он, Абакумов, его расстреляет».
Нарком стойко перенес мучения, никого не оговорил, не потянул за собой. В мае 1946 года Военная коллегия Верховного Суда приговорила Шахурина к 7 годам тюремного заключения. Одновременно по тому же делу были осуждены главком ВВС Главный маршал авиации А.А. Новиков и еще несколько высших руководителей Военно-Воздушных Сил и отделов ЦК ВКП(б).
На свободу Шахурин вышел в 1953 году больным человеком (в одиночке следственной тюрьмы, лишенный даже прогулок, он перенес тяжелый инфаркт.) Тем не менее сразу вернулся к работе, получив назначение на должность первого заместителя министра авиационной промышленности. Проработал на ней недолго, вскоре перейдя в Государственный комитет Совета Министров СССР по внешним экономическим связям на должность заместителя председателя. Занимался вопросами сотрудничества стран СЭВ в области оборонной промышленности. Подорванное в заключении здоровье заставило его в 1959 году уйти на пенсию.
«Ошибки» наркома
Не избежал послевоенной расправы (хотя и не столь свирепой) и еще один руководитель отрасли — Иван Владимирович Ковалев. До войны он был заместителем начальника Южно-Уральской железной дороги, а затем начальником Западной железной дороги. Потом последовательно занимал должности начальника Военного отдела НКПС, начальника Управления дорог Северо-Западного направления НКПС.
Нарком путей сообщения Иван Владимирович Ковалев (1901-1993).
«И вот в самом начале 1939 года мне вдруг предложили перейти на работу в Наркомат путей сообщения СССР, — вспоминал Ковалев. — Я попросил оставить меня в прежней должности, поскольку только-только вошел в курс дел такого сложного и интересного хозяйственного организма, как Западная железная дорога. Нарком путей сообщения Каганович вроде бы внял моим доводам. Однако в апреле того же года он позвонил из Москвы и спросил, кто мог бы меня заменить, если мне придется отлучиться на некоторое время. Я назвал моего заместителя Виктора Антоновича Гарныка.
— Я его знаю, — сказал Каганович. — Он был начальником депо в Туле. Толковый товарищ. Приезжайте вместе в Москву.
Мы прибыли, и нарком без лишних слов вручил каждому из нас копии решения Политбюро ЦК ВКП(б) о наших новых назначениях. Меня назначили членом Коллегии и начальником Военного отдела НКПС, а Гарныка — начальником Западной железной дороги».
На Военный отдел наркомата возлагалась подготовка железнодорожного транспорта к возможной войне. Отдел работал в тесном контакте с сотрудниками Генерального штаба — начальником Управления военных сообщений генералом Трубецким, толковым специалистом из старых военных, и начальником Оперативного отдела полковником Василевским. Последний, будущий маршал Советского Союза, отвечал в Генштабе за разработку Западного театра военных действий и за развертывание войск на этом театре. Работать с ним, вспоминал Ковалев, было легко, «человек он был скромный, интеллигентный, даже несколько застенчивый; обладал большим багажом знаний, но не давил ими на собеседника».
В мае 1941 года постановлением СНК СССР Ковалев был назначен заместителем наркома госконтроля СССР по железнодорожному транспорту. С началом войны был переведен в РККА и в июле 1941-го стал начальником Управления военных сообщений Красной Армии. С 1943 года он становится первым заместителем начальника, а в 1944-м — начальником Центрального управления военных сообщений.
Сослуживцы Ковалева отмечали впоследствии его непреклонность во всем, что касается дела. Когда в 1942 году, в тяжелые месяцы отступления, в Государственном Комитете Обороны стали раздумывать о расформировании железнодорожных войск и переводе их в стрелковые части, Ковалев назвал эту идею недальновидной. Если через какое-то время, сказал он, советские войска перейдут в наступление, то некому будет восстанавливать железные дороги, а без них наступательные операции невозможны. К его мнению прислушались.
Мост, восстановленный военными железнодорожниками за восемь суток. Калининский фронт. 1943 год. Фото: РИА Новости
20 декабря 1944 года Ковалев сменил Кагановича на посту наркома путей сообщения СССР.
«На этот раз, — вспоминал Ковалев, — Сталин не спрашивал, хочу ли я того или не хочу. Вызвал и сказал примерно следующее:
— Пойдете в наркомат. Войну кончаем, а дела на транспорте у Кагановича снова плохие. Надо восстановить и поднять транспорт, чтобы на его основе поднять народное хозяйство».
Новый глава НКПС получал сводки по итогам дня, включая сведения о задержках тех или иных транспортов, причинах задержек, принятых мерах, и ежесуточно (обычно это происходило около двух часов ночи) докладывал Сталину о продвижении воинских эшелонов и о состоянии железнодорожной сети. Причем докладывал только по памяти, она, говорят, у него была феноменальная.
А потом пришла Победа. После нее Ковалев еще некоторое время, как бы по инерции, оставался главным советским железнодорожником. Но срок действия «охранной грамоты», выданной ему военным временем, уже истек. В апреле 1948 года Ковалев был обвинен в «ошибках при расходовании государственных средств, а также в деле подбора кадров», освобожден с поста наркома и направлен в Китай в качестве уполномоченного Совета Министров СССР и советника по проблемам транспорта при правительстве Народного Китая.
Руководители промышленных и оборонных наркоматов (слева направо): Д.Ф. Устинов (вооружение), Б.Л. Ванников (боеприпасы), А.И. Ефремов (станкостроение) и В.А. Малышев (танковая промышленность).
Охранная грамота наркома
Бывали случаи, когда во время войны нарком попадал под каток репрессивной машины, но проходил месяц-другой, и арестованный выходил на свободу — настолько он был нужен. Так произошло, например, с главой наркомата вооружения СССР Борисом Львовичем Ванниковым, которого спас случай. На каком-то совещании Сталину потребовалась оперативная информация по боеприпасам. Он тут же вызвал своего секретаря Поскребышева, приказал соединить по телефону с Ванниковым, который как нарком вооружения мог бы что-то прояснить, но… тот куда-то запропастился. Прошло минут десять. Небывалая вещь: звонит Сталин, а нарком не на связи. Наконец, Поскребышев доложил: «Ванников на проводе». Сталин стал говорить с Ванниковым. Рассматривал таблицу выпуска боеприпасов, что-то спрашивал, что-то просил уточнить. Присутствующие в кабинете члены ГКО видели, что ответы наркома не удовлетворяли Сталина. Он сказал:
— Товарищ Ванников, возьмите таблицу.
— Таблицы у меня нет, — ответил Ванников. — Я, товарищ Сталин, нахожусь на Лубянке.
— Что вы там делаете?
— Сижу во внутренней тюрьме.
— Вам нечего там делать. Сейчас же поезжайте в наркомат…
Война давала им отсрочку от ГУЛАГа. Нефть, уголь, металл, танки, самолеты, электроэнергия воюющей стране нужны были больше, чем сфабрикованные дела против руководителей отраслей, работающих на нужды фронта. Сталин понимал, что руководить нефтепромом — не то же самое, что командовать Главным управлением кинематографии. Это не комедию «Волга-Волга» разрешать к прокату, а давать стране нефть. Бесценный производственный опыт служил отраслевым наркомам в военные годы охранной грамотой. Ни Л.П. Берия, ни сменивший его В.Н. Меркулов, ни наследник Меркулова В.С. Абакумов не решались замахнуться на «отраслевиков». Сталин бы этого не одобрил. «Других нефтяников (металлургов, танкостроителей) у меня для вас нет».
Незаменимые есть. Жаль, что порой это очевидно только во время войны…
Наркомат обороны СССР
наркомы: С. К. Тимошенко (7.5.1940–19.7.1941); И. В. Сталин (19.7.1941–25.2.1946)
1-й зам. наркома: Г. К. Жуков (26.8.1942–1945)
зам. наркома: Г. И. Кулик (1.1939–8.1941); Г. К. Жуков (14.1.1941–26.8.1942); И. Т. Пересыпкин (7.1941–20.5.1943); Я. Н. Федоренко (20.7.1941–20.5.1943); П. Ф. Жигарев (20.7.1941–4.5.1942); Н. Н. Воронов (19.7.1941–1946); М. С. Громадин (9.11.1941–20.5.1943); А. Д. Румянцев (4.5.1942–19.4.1943); В. В. Аборенков (4.5.1942–20.5.1943); А. А. Новиков (4.5.1942–20.5.1943); В. В. Воробьев (4.5.1942–20.5.1943); А. М. Василевский (10.1942–3.1946); А. С. Щербаков (1942–20.5.1943); Ф. И. Голиков (4.1943–20.5.1943); В. С. Абакумов (4.1943–20.5.1943); С. М. Буденный (1939–20.5.1943); С. К. Тимошенко (1941–20.5.1943); Б. М. Шапошников (1940–20.5.1943); К. А. Мерецков (1940–20.5.1943); Н. Н. Воронов (1941–20.5.1943); Е. А. Щаденко (7.1941–20.5.1943); А. В. Хрулев (1941–20.5.1943)
Генеральный штаб РККА
начальники: Г. К. Жуков (14.1–30.7.1941); Б. М. Шапошников (30.7.1941–11.5.1942); А. М. Василевский (11.5.1942–19.2.1945); А. И. Антонов (19.2.1945–25.3.1946)
1-й зам. начальника: А. М. Василевский (1.8.1941–11.5.1942); А. И. Антонов (14.12.1942–19.2.1945)
зам. начальник: Н. Ф. Ватутин (1940–30.6.1941; 5.1942–6.1942);
Развед. управление (с 16.2.1942 — Гл. развед. упр.; 23.10.1942 выделено из состава Генштаба и передано в подчинение наркома обороны СССР): Ф. И. Голиков (7.1940–6.7.1941); А. П. Панфилов (6.7–15.9.1941, и.д.; 15.9.1941–8.1942); И. И. Ильичев (8.1942–23.10.1942)
Управление войсковой разведки (с окт. 1942; с февр. 1943 — Разведывательное управление):
Оперативное управление: Н. Ф. Ватутин (1940–30.6.1941); А. М. Василевский (1.8.1941–11.5.1942); А. И. Антонов (14.12.1942–20.5.1943); С. М. Штеменко (20.5.1943–27.4.1946)
Организационное управление (с 4.5.1943 Главное организационное управление)
Управление военных сообщений (до 25.4.1942)
Мобилизационное управление (до 25.4.1942)
Управление устройства тыла и снабжения (с 25.4.1942 — Управление устройства оперативного тыла)
Управление по укомплектованию войск (до 25.4.1942)
Военно-топографическое управление
Шифровальное управление (с 25.4.1942)
Отдел укрепленных районов (с 25.4.1942 — Управление укрепленных районов)
Военно-исторический отдел
Отдел по оперативным перевозкам (с 25.4.1942)
Отдел по использованию опыта войны (создан 25.4.1942, с Управление по использованию опыта войны)
Отдел кадров
Общий отдел (с 25.4.1942)
Управление войсковой разведки (создано 23.10.1942; с 19.4.1943 — Разведывательное управление Генштаба)
Управление спецзаданий (с 23.9.1944)
Главное разведывательное управление РККА
23.10.1942 выделено из состава Генштаба и передано в подчинение наркома обороны СССР
начальники: И. И. Ильичев (23.10.1942–7.1945); Ф. Ф. Кузнецов (7.1945–9.1947)
Главное управление политической пропаганды РККА (с 17.7.1941 — Главное политическое управление РККА)
начальники: Л. З. Мехлис (30.12.1937–9.1940; 21.6.1941–12.6.1942); А. И. Запорожец (9.1940–21.6.1941); А. С. Щербаков (12.6.1942–10.5.1945)
Главное автобронетанковое управление Красной Армии
7.12.1942 разделено на Гл. упр. формирования и боевой подготовки бронетанковых и мех. войск РККА и Гл. бронетанковое управление РККА.
начальник: Я. Н. Федоренко (7.6.1940–7.12.1942).
1-й зам. начальника: В. А. Мишулин (8.1941–1.1942)
Главное артиллерийское управление Красной Армии (ГАУ)
начальник: Н. Д. Яковлев (14.6.1941–11.1948)
Управление боевой подготовки наземной и зенитной артиллерии (до 19.7.1941)
Управление вооружения наземной артиллерии
Управление вооружения зенитной артиллерии
Управление стрелкового вооружения
Управление минометного вооружения
Управление складов и арсеналов
Управление ремонта
Управление кадров артиллерии (до 19.7.1941)
Управление механической тяги и самоходной артиллерии (21.12.1942)
Главное управление начальника артиллерии Красной Армии (19.7.1941 выделено из ГАУ)
Управление боевой подготовки наземной и зенитной артиллерии
Управление кадров артиллерии
Отдел военно-учебных заведений
Отдел мехтяги
Главное военно-инженерное управление Красной Армии
начальник: И. П. Галицкий (3.1941–7.1941, и.д.); Л. З. Котляр (7.1941–4.1942)
Управление военно-инженерной подготовки
Управление оборонительного строительства
Управление военно-инженерного снабжения и запасов
Организационно-методический отдел
Отдел кадров
Финансовый отдел
Технический совет
Главное управление Тыла РККА (создано 30.7.1941, с 9.6.1943 — начальник Тыла РККА)
начальник: А. В. Хрулев (8.1941–1946)
Главное управление формирования и укомплектования войск РККА
начальник: Г. И. Кулик (6.8.1941–8.1941); Е. А. Щаденко (8.1941–5.1943)
Главное управление Военных воздушных сил Красной Армии
начальники: П. Ф. Жигарев (4.1941–4.1942)
командующий ВВС РККА: П. Ф. Жигарев (с 29.6.1941)
Управление противовоздушной обороны Красной Армии (с нояб. 1941 — Главное управление ПВО территории страны, 31.5.1942 упразднено)
начальники: Н. Н. Воронов (6.1941–7.1941); А. А. Осипов (и.д.7.1941–11.1941); М. С. Громадин (11.1941–5.1942)
Главное управление контрразведки СМЕРШ (ГУКР СМЕРШ)
Создано из Управления особых отделов НКВД СССР 19.4.1943
начальник: В. С. Абакумов (19.4.1943–4.5.1946)
Заместители: Н. Н. Селивановский (19.4.1943–4.5.1946); П. Я. Мешик (19.4.1943–17.12.1945); И. Я. Бабич (19.4.1943–4.5.1946); И. И. Врадий (26.5.1943–4.5.1946)
Помощники (курировали деятельность фронтовых управлений): А. А. Авсеевич (4.1943–6.1943); Г. С. Болотин (1943–4.5.1946); В. П. Рогов (5.1943–7.1945); И. Т. Русак (с апр. 1943); П. П. Тимофеев (9.1943–4.5.1946); К. П. Прохоренко (29.4.1943–4.10.1944); И. И. Москаленко (5.1943–4.5.1946); А. П. Мисюрев (29.4.1943–4.5.1946); С. Ф. Кожевников (29.4.1943–4.5.1946); В. Т. Ширманов (1943–1944)
Секретариат: И. А. Чернов (29.4.1943–4.5.1946)
1-й отдел (агентурно-оперативная работа в центральном аппарате Наркомата обороны СССР): И. И. Горгонов (29.4.1943–4.5.1946)
2-й отдел (работа среди немецких военнопленных, проверка вернувшихся из плена военнослужащих РККА): С. Н. Карташев (29.4.1943–4.5.1946)
3-й отдел (борьба с агентурой противника, забрасываемой в советский тыл): Г. В. Утехин (29.4–23.9.1943); В. Я. Барышников (23.9.1943–22.5.1946)
4-й отдел (работа на стороне противника для выявления агентов, забрасываемых в тыл РККА): П. П. Тимофеев (29.4–23.9.1943); Г. В. Утехин (23.9.1943–27.5.1946)
5-й отдел (рук-во отделами СМЕРШ воен. округов): Д. С. Зеничев (29.4.1943–21.7.1944); А. П. Фролов (31.7.2943–27.5.1946)
6-й отдел (следственный): А. Г. Леонов (29.4.1943–18.5.1946)
7-й отдел (оперучет и статистика): А. Е. Сидоров (26.5.1943–27.5.1946)
8-й отдел (шифровальная связь): М. П. Шариков (29.4.1943–4.5.1946)
9-й отдел (опертехника): А. Е. Кочетков (29.4.1943–20.5.1946)
10-й отдел (обыски, аресты, наружное наблюдение): А. М. Збраилов (29.4.1943–27.5.1946)
11-й отдел (отдел «С» — спец. задания): И. А. Чертов (29.4.1943–27.5.1946)
Адм. — финанс. — хоз. отдел: С. А. Половнев (29.4–14.8.1943); М. К. Кочегаров (15.10.1942–27.5.1946)
Управление кадров Красной Армии (с июля 1941 — Главное управление кадров РККА)
нач.: А. Д. Румянцев (12.1940–19.3.1943); Ф. И. Голиков (4.1943–1950)
Железнодорожные войска
Начальники: Л. М. Каганович (1942); И. Д. Гоцеридзе (1942); В. А. Головко (17.6.1942–5.1944); Н. А. Просвиров (5.1944–4.1945); П. А. Кабанов (4.1945–1968)
командующий ВДВ РККА
В. А. Глазунов (23.8.1941–6.1943); А. Г. Капитохин (7.6.1943–9.8.1944); И. И. Затевахин (8.1944–1.1946)
Данный текст является ознакомительным фрагментом.