СИТУАЦИЯ
Отношения Советского Союза с Демократической Республикой Афганистан традиционно отличались дружественным характером, независимо от менявшихся в Кабуле политических режимов. Построенные при техническом содействии СССР объекты промышленности составляли к 1978 г. до 60 % всех афганских предприятий. Но в начале 1970-х гг. XX века Афганистан по-прежнему представлял собой одно из беднейших государств мира. Статистика свидетельствовала, что 40% населения проживало в абсолютной нищете.
Новый импульс отношения Советского Союза с ДРА получили после победы в апреле 1978 г. Саурской, или Апрельской, революции, совершенной Народно-демократической партией Афганистана (НДПА). Генеральный секретарь партии Н.-М. Тараки объявил о вступлении страны на путь социалистических преобразований. В Москве это встретили с повышенным вниманием. В советском руководстве оказалось немало энтузиастов «прыжка» Афганистана из феодализма в социализм, подобно Монголии или советским республикам Средней Азии. 5 декабря 1978 г. между двумя странами был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Но лишь по большому недоразумению утвердившийся в Кабуле режим можно было квалифицировать как социалистический. В НДПА обострилась давно шедшая борьба между фракциями «Хальк» (руководители – Н.-М. Тараки и Х. Амин) и «Парчам» (Б. Кармаль). В стране, по существу, провалилась аграрная реформа, ее лихорадили репрессии, грубо попирались нормы ислама. Афганистан оказался перед фактом развязывания масштабной гражданской войны. Уже ранней весной 1979 г. Тараки попросил ввести советские войска на территорию Афганистана, чтобы предотвратить худший сценарий событий. Позднее такие просьбы повторялись неоднократно и исходили не только от Тараки, но и других афганских руководителей.
РЕШЕНИЕ
Менее чем за год позиция советского руководства в этом вопросе поменялась от сдержанности до согласия на открытое военное вмешательство во внутриафганский конфликт. При всех оговорках она сводилась к желанию «ни при каких обстоятельствах не потерять Афганистан» (буквальное выражение председателя КГБ Ю.В. Андропова).
Министр иностранных дел А.А. Громыко поначалу выступил против оказания военной помощи режиму Тараки, но отстоять свою позицию не сумел. Сторонники ввода войск в соседнюю страну, прежде всего — министр обороны Д.Ф. Устинов, обладали не меньшим влиянием. Л.И. Брежнев стал склоняться к силовому решению вопроса. Нежелание других членов высшего руководства оспаривать мнение первого лица вместе с непониманием специфики исламского общества предопределили, в конце концов, принятие непродуманного по своим последствиям решения о вводе войск.
Документы свидетельствуют, что советское военное руководство (кроме министра обороны Д.Ф. Устинова), размышляло достаточно здраво. Начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза Н.В. Огарков рекомендовал воздержаться от попыток решать политические вопросы в соседней стране военной силой. Но в верхах проигнорировали мнение экспертов не только из Минобороны, но и МИДа. Политическое решение о вводе ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан было принято 12 декабря 1979 г. в узком кругу — на встрече Л.И. Брежнева с Ю.В. Андроповым, Д.Ф. Устиновым и А.А. Громыко, а также секретарем ЦК КПСС К.У. Черненко, т.е. пятью членами политбюро из 12. Цели ввода войск в соседнюю страну и методы их действий не определялись.
Первые советские части пересекли границу 25 декабря 1979 г. в 18.00 по местному времени. На аэродромы Кабула и Баграма по воздуху были переброшены десантники. Вечером 27 декабря спецгруппами КГБ и отрядом Главного разведывательного управления была осуществлена спецоперация «Шторм-333». В результате нее был захвачен дворец Тадж-Бек, где размещалась резиденция нового главы Афганистана Х. Амина, а сам он был убит. К этому времени Амин утратил доверие Москвы в связи с организованным им свержением и убийством Тараки и информацией о сотрудничестве с ЦРУ. Было спешно оформлено избрание генеральным секретарем ЦК НДПА Б. Кармаля, накануне нелегально прибывшего из СССР.
Население Советского Союза было поставлено перед фактом ввода войск в соседнюю страну в целях, как говорилось, оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу в защите Апрельской революции. Официальная позиция Кремля была изложена в ответах Л.И. Брежнева на вопросы корреспондента «Правды» 13 января 1980 г. Брежнев указывал на вооруженную интервенцию, развязанную против Афганистана извне, угрозу превращения страны в «империалистический военный плацдарм на южной границе нашей страны». Он упомянул также о неоднократных обращениях афганского руководства о вводе советских войск, которые, по его словам, будут выведены «как только отпадут причины, побудившие афганское руководство обратиться с просьбой об их вводе».
СССР на тот период, действительно опасался вмешательства в афганские дела США, равно как Китая и Пакистана, реальной угрозы для своих рубежей с юга. По соображениям политики, морали, сохранения международного авторитета Советский Союз также не мог далее безучастно наблюдать за развитием гражданского противоборства в Афганистане, в ходе которого гибли безвинные люди. Другое дело, что эскалацию насилия было решено пресечь другой силой, игнорируя специфику внутриафганских событий. Потеря контроля за ситуацией в Кабуле могло быть расценено в мире как поражение социалистического лагеря. Не последнюю роль в событиях декабря 1979 г. играли личные, равно как и ведомственные оценки ситуации в Афганистане. Факт, что Соединенные Штаты были крайне заинтересованы во втягивании Советского Союза в афганские события, считая, что Афганистан станет для СССР тем же, чем Вьетнам для США. Через третьи страны Вашингтон поддерживал силы афганской оппозиции, воевавшей против режима Кармаля и советских войск.
ЭТАПЫ
Непосредственное участие Советских Вооруженных Сил в афганской войне принято делить на четыре этапа:
1) декабрь 1979 г. — февраль 1980 г. — ввод основного состава 40-й армии, размещение по гарнизонам; 2) март 1980 г. — апрель 1985 г. — участие в боевых действиях против вооруженной оппозиции, оказание помощи в реорганизации и укреплении вооруженных сил ДРА; 3) май 1985 г. — декабрь 1986 г. — постепенный переход от активного участия в боевых действиях к поддержке операций, проводимых силами афганских войск; 4) январь 1987 г. — февраль 1989 г. — участие в проведении политики национального примирения, поддержка сил ДРА, вывод контингента войск на территорию СССР.
Первоначальная численность советских войск в Афганистане составляла 50 тыс. человек. Затем численность ОКСВ превысила 100 тыс. чел. В первый бой советские воины вступили уже 9 января 1980 г. при разоружении восставшего артиллерийского полка ДРА. В дальнейшем советские войска, против своего желания, втянулись в активные боевые действия, командование перешло к организации плановых операций против наиболее сильных группировок моджахедов.
Советские солдаты и офицеры проявили в Афганистане самые высокие боевые качества, мужество и героизм, хотя действовать приходилось в самых тяжелых условиях, на высоте 2,5-4,5 км, при температуре плюс 45-50°С и остром дефиците воды. С приобретением необходимого опыта выучка советских воинов позволяла успешно противостоять профессиональным кадрам моджахедов, подготовленным с помощью американцев в многочисленных учебных лагерях на территории Пакистана и других стран.
Однако втягивание ОКСВ в боевые действия не увеличило шансы на силовое разрешение внутриафганского конфликта. То, что нужно было выводить войска, понимали многие военачальники. Но подобные решения были вне их компетенции. Политическое руководство СССР считало, что условием вывода должен стать мирный процесс в Афганистане, гарантированный ООН. Однако Вашингтон, всячески препятствовал посреднической миссии ООН. Напротив американская помощь афганской оппозиции после смерти Брежнева и прихода к власти Ю.В. Андропова резко возросла. Лишь с 1985 г. в отношении участия СССР в гражданской войне в соседней стране произошли значительные изменения. Необходимость возвращения ОКСВ на родину стала полностью очевидной. Все более остро заявляли о себе экономические трудности самого Советского Союза, для которого масштабная помощь южному соседу становилась разорительной. В Афганистане погибли к тому времени несколько тысяч советских военнослужащих. В обществе зрело скрытое недовольство продолжающейся войной, о которой в прессе говорилось лишь общими официальными фразами.
ПРОПАГАНДА
О ПРОПАГАНДИСТСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАШЕЙ АКЦИИ В ОТНОШЕНИИ АФГАНИСТАНА.
Совершенно секретно
Особая папка
При освещении в нашей пропагандистской работе — в печати, на телевидению, по радио предпринятой Советским Союзом по просьбе руководства Демократической Республики Афганистан акции помощи в отношении внешней агрессии руководствоваться следующим.
Во всей пропагандистской работе исходить из положений, содержащихся в обращении афганского руководства к Советскому Союзу с просьбой о военной помощи и из сообщения ТАСС на этот счет.
В качестве главного тезиса выделять, что осуществленное по просьбе афганского руководства направление в Афганистан ограниченных советских воинских контингентов служит одной цели — оказанию народу и правительству Афганистана помощи и содействия в борьбе против внешней агрессии. Никаких других целей эта советская акция не преследует.
Подчеркивать, что в результате актов внешней агрессии, нарастающего вмешательства извне во внутренние афганские дела возникла угроза для завоеваний Апрельской революции, для суверенитета и независимости нового Афганистана. В этих условиях Советский Союз, к которому руководство Демократической Республики Афганистан за последние два года неоднократно обращалось с просьбой о помощи в отражении агрессии, откликнулся положительно на эту просьбу, руководствуясь, в частности, духом и буквой советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.
Просьба правительства Афганистана и удовлетворение этой просьбы Советским Союзом — это исключительно дело двух суверенных государств — Советского Союза и Демократической Республики Афганистан, которые сами регулируют свои взаимоотношения. Им, как и любому государству — члену ООН, принадлежит право на индивидуальную или коллективную самооборону, что предусматривается статьей 51 Устава ООН.
При освещении изменений в руководстве Афганистана подчеркивать, что это является внутренним делом афганского народа, исходить из заявлений, опубликованных Революционным Советом Афганистана, из выступлений Председателя Революционного Совета Афганистана Кармаля Бабрака.
Давать твердый и аргументированный отпор любым возможным инсинуациям насчет имеющегося якобы советского вмешательства во внутренние афганские дела. Подчеркивать, что СССР не имел и не имеет никакого отношения к изменениям в руководстве Афганистана. Задача Советского Союза в связи с событиями в Афганистане и вокруг него сводится к оказанию помощи и содействию в ограждении суверенитета и независимости дружественного Афганистана перед лицом внешней агрессии. Как только эта агрессия прекратится, угроза суверенитету и независимости афганского государства отпадет, советские воинские контингенты будут незамедлительно и полностью выведены с территории Афганистана.
ОРУЖИЕ
ИЗ УКАЗАНИЙ СОВПОСЛУ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ АФГАНИСТАН
УТВЕРЖДЕНО НА ЗАСЕДАНИИ ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС 21 АПРЕЛЯ 1981 ГОДА
(Секретно)
Спец. № 397, 424.
Посетите т. Кармаля и, сославшись на поручение, сообщите ему, что просьбы правительства Демократической Республики Афганистан о поставке специмущества для пограничных войск и отрядов партийных активистов и защиты революции внимательно рассмотрены.
Правительство СССР, руководствуясь стремлением оказать помощь правительству ДРА в проведении мероприятий по борьбе с контрреволюцией, изыскало возможность безвозмездно поставить ДРА в 1981 году 45 бронетранспортеров БТР-60 ПБ с боеприпасами и 267 войсковых радиостанций для пограничных войск и 10 тыс. автоматов Калашникова АК, 5 тыс. пистолетов Макарова ПМ и боеприпасы для отрядов партийных активистов и защиты революции, всего на сумму около 6,3 млн. руб…
МОГИЛЫ
…Суслов. Хотелось бы посоветоваться. Товарищ Тихонов представил записку в ЦК КПСС относительно увековечения памяти воинов, погибших в Афганистане. Причем предлагается выделять каждой семье по тысяче рублей для установления надгробий на могилах. Дело, конечно, не в деньгах, а в том, что если сейчас мы будем увековечивать память, будем об этом писать на надгробьях могил, а на некоторых кладбищах таких могил будет несколько, то с политической точки зрения это не совсем правильно.
Андропов. Конечно, хоронить воинов нужно с почестями, но увековечивать их память пока что рановато.
Кириленко. Нецелесообразно устанавливать сейчас надгробные плиты.
Тихонов. Вообще, конечно, хоронить нужно, другое дело, следует ли делать надписи.
Суслов. Следовало бы подумать и об ответах родителям, дети которых погибли в Афганистане. Здесь не должно быть вольностей. Ответы должны быть лаконичными и более стандартными…
А.А. Ляховский. Трагедия и доблесть Афгана. М., 1995
ПОТЕРИ
Военнослужащие, умершие в госпиталях на территории СССР от ран, полученных в ходе боевых действий в Афганистане, не вошли в официальную статистику потерь афганской войны. Однако цифры потерь непосредственно на территории Афганистана точны и тщательно проверены, заявил в интервью РИА Новости профессор кафедры термических поражений Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимир Сидельников. Он в 1989 году служил в Ташкентском военном госпитале и работал в составе комиссии Минобороны СССР на базе штаба Туркестанского военного округа, которая проверяла истинное количество потерь во время войны в Афганистане.
По официальным данным, в Афганистане погибли 15 тысяч 400 советских военнослужащих. Сидельников назвал «домыслами» утверждения некоторых СМИ о том, что в России и через 28 лет после вывода контингента советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года умалчивают об истинных масштабах потерь в афганской войне. «То, что у нас скрывают колоссальные потери — глупость, этого быть не может», — сказал он. По мнению профессора, подобные слухи появились из-за того, что очень большому числу военнослужащих понадобилась медицинская помощь. Войну в Афганистане прошли 620 тысяч граждан СССР. А за десять лет войны медицинская помощь была оказана 463 тысячам военнослужащих, сообщил он. «Эта цифра включает в себя, в том числе, почти 39 тысяч человек, получивших ранения в ходе боевых действий. Самая значительная часть обратившихся за медпомощью, около 404 тысяч, — это инфекционные больные, которые переболели дизентерией, гепатитом, брюшным тифом и другими инфекционными заболеваниями», — рассказал военный медик. «Но значительное число людей, которые поступали в госпитали на территории СССР, скончались на фоне тяжелых осложнений, раневой болезни, гнойно-септических осложнений, тяжелых ранений, травм. Некоторые лежали у нас до полугода. Эти люди, скончавшиеся в госпиталях, не вошли в число официально озвученных потерь», — отметил военврач. Он добавил, что не может назвать точное их число в силу того, что статистика по этим больным попросту отсутствует. По мнению Сидельникова, слухи о колоссальных потерях в Афганистане основаны порой на рассказах самих ветеранов боевых действий, которые зачастую «склонны преувеличивать». «Зачастую такие мнения основываются и на заявлениях моджахедов. Но, естественно, каждая воюющая сторона склонна преувеличивать свои победы», — заметил военврач. «Самые большие достоверные единовременные потери были, как мне известно, до 70 человек. Как правило, больше 20-25 человек за один раз не гибло», — сообщил он.
После развала СССР многие документы Туркестанского военного округа были утеряны, но медицинские архивы спасти удалось. «То, что документы о потерях в афганской войне сохранились для наших потомков в Военно-медицинском музее, несомненная заслуга военных медиков», — рассказал РИА Новости по телефону из Ташкента бывший военный разведчик, полковник в отставке Акмаль Имамбаев. После службы в южной афганской провинции Кандагар он служил в штабе Туркестанского военного округа (ТуркВО).
По его словам, удалось спасти «все до единой истории болезни» в 340-м общевойсковом госпитале в Ташкенте. В этот госпиталь поступали все раненые в Афганистане, а затем их переводили в другие медучреждения. «В июне 1992 года округ расформировывался. Его штаб заняло министерство по делам обороны Узбекистана. Большая часть военнослужащих к этому времени уже разъехалась к новым местам службы в другие независимые государства», — рассказал Имамбаев. Тогда, по его словам, новое руководство Минобороны России отказывалось принимать документацию ТуркВО, и за зданием бывшего штаба округа непрерывно работала печь, в которой сжигались сотни килограммов документов. Но все же даже в то непростое время офицеры, и в том числе военные медики, постарались сделать все возможное, чтобы документы не канули в Лету, сказал Имамбаев. По информации Минобороны Узбекистана, истории болезни военнослужащих, получивших ранения на территории Афганистана, после их закрытия направлялись в Военно-медицинский музей. «К сожалению, других статистических данных по этому вопросу в Узбекистане не сохранилось, так как все приказы и книги учета по 340-му общевойсковому военному госпиталю в Ташкенте до 1992 года были сданы в Подольский архив Минобороны СССР», — отметил ветеран. «То, что сохранили для потомков военные медики, офицеры Минобороны Узбекистана, переоценить трудно», — считает он. «Впрочем, не нам это оценивать. Мы только честно выполнили свой долг перед Отечеством, оставаясь верными присяге. А о том, была ли эта война справедливой или нет, пусть судят наши дети», — сказал ветеран афганской войны.
РИА Новости: Статистика потерь Советской Армии в Афганистане не включает умерших от ранений в госпиталях в СССР. 15.02.2007
АМНИСТИЯ
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
Постановление
от 28 ноября 1989 г. N 842-1
ОБ АМНИСТИИ СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ БЫВШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТИНГЕНТА СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ
Руководствуясь принципами гуманизма, Верховный Совет СССР постановляет:
1. Освободить бывших военнослужащих от уголовной ответственности за преступления, совершенные ими во время прохождения воинской службы в Афганистане (декабрь 1979 года — февраль 1989 года).
2. Освободить от отбывания наказания лиц, осужденных судами Союза ССР и союзных республик за преступления, совершенные во время прохождения воинской службы в Афганистане.
3. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании настоящей амнистии, а также с лиц, отбывших наказания за преступления, совершенные во время прохождения воинской службы в Афганистане.
4. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР в десятидневный срок утвердить порядок исполнения амнистии.
5. Настоящее Постановление вступает в силу с 15 декабря 1989 года.
Председатель
Верховного Совета СССР
М.ГОРБАЧЕВ
35 лет назад было принято решение о вводе советских войск в Кабул
Война в Афганистане длилась почти 10 лет, погибло более 15000 наших солдат и офицеров. Число погибших в войне афганцев, по разным данным, достигает двух миллионов. А начиналось все с дворцовых переворотов и таинственных отравлений.
Накануне войны
«Узкий круг» членов Политбюро ЦК КПСС, принимающий решения по особо важным вопросам, собрался в кабинете Леонида Ильича Брежнева в первой половине дня 8 декабря 1979 года. В число особо приближенных к генсеку входили председатель КГБ СССР Юрий Андропов, министр иностранных дел страны Андрей Громыко, главный идеолог партии Михаил Суслов и министр обороны Дмитрий Устинов. В этот раз обсуждалось положение в Афганистане, ситуация внутри и вокруг революционной республики, рассматривались аргументы ввода в ДРА советских войск.
Стоит напомнить, что Леонид Ильич к тому времени достиг самых высоких на 1/6 части планеты земных почестей, что называется, «достиг я высшей власти». Пять золотых звезд сияло у него на груди. Четыре из них звезды Героя Советского Союза и одна Социалистического Труда. Здесь же Орден «Победа» – высшая воинская награда СССР, бриллиантовый символ Победы. В 1978 году он стал последним, семнадцатым кавалером из числа удостоенных этой чести, за организацию коренного перелома во Второй мировой войне. Среди обладателей такого ордена — Сталин и Жуков. Всего было 20 награждений и семнадцать кавалеров (трое награждались дважды, Леонид Ильич и здесь сумел всех превзойти — в 1989 году он был лишен награды посмертно). Маршальский жезл, золотая сабля, готовился проект конной статуи. Эти атрибуты давали ему неоспоримое право на принятие решений любого уровня. Тем более, советники докладывали, что из Афганистана по части верности социалистическим идеалам и управляемости можно сделать «вторую Монголию». Для утверждения полководческого таланта товарищи по партии посоветовали генсеку ввязаться в небольшую победоносную войну. В народе поговаривали, что дорогой Леонид Ильич замахивается на звание генералиссимуса. Но с другой стороны, в Афганистане и правда было не спокойно.
Плоды Апрельской революции
27-28 апреля 1978 года в Афганистане произошла Апрельская революция (с языка дари этот дворцовый переворот называют еще Саурской революцией). (Правда, с 1992-го годовщина Апрельской революции отменена, взамен нее сейчас отмечается День победы афганского народа в джихаде против СССР.)
Поводом для выступления оппозиции против режима президента Мухаммеда Дауда стало убийство коммунистического деятеля, редактора газеты по имени Мир Акбар Хайбар. В убийстве обвинили тайную полицию Дауда. Похороны оппозиционного редактора вылились в демонстрацию против режима. Среди организаторов беспорядков были лидеры Народно-демократической партии Афганистана Нур Мухамед Тараки и Бабрак Кармаль, которых арестовали в тот же день. Еще один лидер партии Хафизулла Амин еще до этих событий был заключен под домашний арест за подрывную работу.
Итак, три лидера пока еще вместе и у них нет особых разногласий, все трое под арестом. Амин с помощью сына передал тогда верным НДПА (Народно-демократической партии Афганистана) войскам приказ о начале вооруженного восстания. Произошла смена правительства. Президент и вся его семья были убиты. Тараки и Кармаля освободили из тюрьмы. Как видим, революция или то, что мы называем революцией, далась легко. Военные взяли дворец, ликвидировали главу государства Дауда вместе с семьей. Вот и все – власть в руках «народа». Афганистан объявили Демократической Республикой (ДРА). Главой государства и премьер-министром стал Нур Мухаммед Тараки, его заместителем – Бабрак Кармаль, пост первого заместителя премьера и министра иностранных дел предложен организатору восстания Хафизулле Амину. Пока их трое. Но полуфеодальная страна не спешила проникаться марксизмом и внедрять на афганской земле советскую модель социализма с раскулачиванием, отъемом земель у помещиков, насаждением комитетов бедноты и партийных ячеек. Специалистов из Советского Союза местное население встречало в штыки. На местах начались волнения, переходящие в мятежи. Ситуация ухудшилась, страна словно вошла в штопор. Триумвират стал рассыпаться.
На снимке: член Политбюро ЦК КПСС, министр иностранных дел Андрей Громыко и член Политбюро ЦК Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), заместитель премьер-министра и министра иностранных дел Демократической Республики Афганистан Хафизулла Амин (слева направо) во время беседы, cоветско-афганские переговоры в Москве, 1978 год /Фото: Василий Егоров /ТАСС
Первым вычистили Бабрака Кармаля. В июле 1978 года он был отстранен от должности и отправлен послом в Чехословакию, откуда, зная сложность ситуации на родине, возвращаться не торопился. Начался конфликт интересов, война амбиций уже между двумя лидерами. Вскоре Хафизулла Амин начал требовать от Тараки отречения от власти, хотя тот уже побывал в Гаване, в Москве, был тепло встречен Леонидом Ильичем Брежневым, заручился его поддержкой. Пока Тараки путешествовал, Амин подготовился к захвату власти, сменил офицеров, верных Тараки, ввел в город подчиненные его клану войска, а затем решением внеочередного заседания Политбюро ЦК НДПА Тараки и его соратники были сняты со всех постов и исключены из партии. 12 тысяч сторонников Тараки были расстреляны. Дело было поставлено так: вечером арест, ночью – допрос, утром – расстрел. Все в восточных традициях. Москва уважала традиции, пока дело не дошло до устранения Тараки, который не согласился с решением ЦК об отстранении его от власти. Не добившись уговорами отречения, опять же в лучших традициях Востока, Амин приказал своей личной охране задушить президента. Это произошло 2 октября 1979 года. Народу Афганистана лишь 9 октября официально объявили, что «после непродолжительной и тяжелой болезни в Кабуле скончался Нур Мухаммед Тараки».
На снимке: генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев и премьер-министр Афганистана Нур Мухаммед Тараки во время встречи в аэропорту Внуково, Москва, 1978 год /Фото: Эдуард Песов/ТАСС
Плохой-хороший Амин
Убийство Тараки повергло Леонида Ильича в печаль. Ему все-таки сообщили, что его новый друг умер скоропостижно не в результате непродолжительной болезни, а был коварно задушен Амином. По воспоминаниям тогдашнего руководителя Первого главного управления КГБ СССР (внешней разведки) Владимира Крючкова, — «Брежнев, будучи человеком преданным дружбе, тяжело переживал смерть Тараки, в какой-то мере воспринимал ее как личную трагедию. У него сохранилось чувство вины за то, что именно он, якобы, не уберег Тараки от неминуемой гибели, не отговорив от возвращения в Кабул. Поэтому Амина после всего произошедшего он вообще не воспринимал».
Однажды во время подготовки документов к заседанию комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану, Леонид Ильич сказал сотрудникам: «Амин – нечестный человек». Этой реплики стало достаточно, чтобы начать поиск вариантов к устранению Амина от власти в Афганистане.
Москва между тем получала из Афганистана противоречивую информацию. Это объясняется тем, что ее добывали конкурирующие между собой ведомства (КГБ, ГРУ, МИД, Международный отдел ЦК КПСС, различные министерства).
Командующий Сухопутными войсками генерал армии Иван Павловский и главный военный советник в Демократической Республике Афганистан Лев Горелов, используя данные ГРУ и информацию, полученную во время личных встреч с Амином, сообщали в Политбюро мнение о лидере афганского народа как о «верном друге и надежном союзнике Москвы в деле превращения Афганистана в непоколебимого друга СССР». «Хафизулла Амин является сильной личностью и должен оставаться во главе государства».
По каналам внешней разведки КГБ сообщалась совершенно противоположная информация: «Амин – тиран, развязавший в стране террор и репрессии против собственного народа, предал идеалы Апрельской революции, вступил в сговор с американцами, ведет предательскую линию на переориентацию внешней политики с Москвы на Вашингтон, что он попросту — агент ЦРУ». Хотя никто и никогда из руководства внешней разведки КГБ ни разу не представил настоящих доказательств антисоветской, предательской деятельности «первого и самого верного ученика Тараки», «предводителя Апрельской революции». Кстати, после убийства во время штурма дворца «Тадж-Бек» Амина и его двух малолетних сыновей, вдова лидера революции с дочкой и младшим сыном поехала жить в Советский Союз, хотя ей предложили любую страну на выбор. Она сказала тогда: «Мой муж любил Советский Союз».
Но вернемся на совещание 8 декабря 1979 года, на которое собрался узкий круга Политбюро ЦК. Брежнев слушает. Товарищи Андропов и Устинов приводят доводы в необходимость ввода советских войск в Афганистан. Первый из них — защита южных рубежей страны от посягательств США, планирующих включить среднеазиатские республики в зону своих интересов, размещение на территории Афганистана американских ракет «Першинг», что ставит под угрозу космодром Байконур и другие жизненно важные объекты, опасность отделения от Афганистана северных провинций и присоединения их к Пакистану. В итоге решили рассмотреть два варианта действий: устранить Амина и передать власть Кармалю, послать в Афганистан часть войск для выполнения этой задачи. Вызванный на встречу с «малым кругом Политбюро ЦК КПСС» начальник Генштаба маршал Николай Огарков в течение часа пытается убедить руководителей страны от пагубности самой идеи ввода советских войск в Афганистан. Маршалу это не удалось сделать. На следующий день, 9 декабря Огаркова опять вызвали к Генеральному секретарю. В кабинете на этот раз были — Брежнев, Суслов, Андропов, Громыко, Устинов, Черненко, которому поручили вести протокол заседания. Маршал Огарков настойчиво повторил свои доводы против ввода войск. Он ссылался на традиции афганцев, не терпевших на своей территории иноземцев, предупреждал о вероятности втягивания наших войск в боевые действия, но все оказалось напрасным.
Маршала одернул Андропов: «Вас пригласили не для того, чтобы заслушивать ваше мнение, а чтобы вы записывали указания Политбюро и организовывали их выполнение». Точку в споре поставил Леонид Ильич Брежнев: «Следует поддержать Юрия Владимировича».
Так было принято решение, имевшее грандиозный результат, который выведет на финишную прямую крушение СССР. Трагедию Советского Союза из лидеров, принявших решение о вводе советских войск в Афганистан, не увидит никто. Смертельно больные Суслов, Андропов, Устинов, Черненко, развязав войну, ушли от нас в первой половине 80-х, не пожалев о содеянном. В 1989 году умрет Андрей Андреевич Громыко.
На ввод советских войск в Афганистан повлияли и западные политики. Решением министров иностранных дел и обороны НАТО 12 декабря 1979 года в Брюсселе был принят план размещения в Западной Европе новых американских ракет средней дальности «Круз» и «Першинг-2». Эти ракеты могли поражать практически всю европейскую часть территории СССР и нам надо было защищаться.
Окончательное решение
Именно в тот день – 12 декабря – и было принято окончательное решение о вводе советских войск в Афганистан. В Особой папке ЦК КПСС сохранился протокол этого заседания Политбюро, написанный секретарем ЦК К.У. Черненко. Из протокола видно, что инициаторами ввода советских войск в Афганистан были Ю.В. Андропов, Д.Ф. Устинов и А.А. Громыко. При этом замалчивался важнейший факт, что первой задачей, которой придется решать нашим войскам, станет свержение и устранение Хафизуллы Амина и замена его советским ставленником Бабраком Кармалем. Поэтому ссылка на то, что ввод советских войск на афганскую территорию осуществлялся по просьбе законного правительства ДРА, вряд ли обоснована. За ввод войск проголосовали единогласно все члены Политбюро. Однако примечательным является отсутствие на заседании Политбюро председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина, который, зная состояние экономики страны, будучи человеком высоконравственным, категорически высказался против ввода войск в Афганистан. Считается, что с этого момента у него произошел полный разрыв с Брежневым и его окружением.
Дважды отравленный Амин
13 декабря в локальную спецоперацию по устранению Амина вступил агент нелегальной разведки КГБ, возглавляемой генерал-майором Юрием Дроздовым, некий «Миша», свободно говорящий на фарси. В специальной литературе встречается его фамилия Талибов. Он был внедрен в резиденцию Амина в качестве шеф-повара, что говорит о блистательной работе нелегальной агентуры в Кабуле и самого генерала Дроздова, бывшего резидента в США. За афганскую операцию он будет награжден орденом Ленина. Бокал с отравленным напитком кока-колы, приготовленный «Мишей» и предназначавшийся Амину, был случайно передан его племяннику, шефу контрразведки Асадулле Амину. Первую помощь при отравлении ему оказали советские военные врачи. Затем в тяжелейшем состоянии его отправили в Москву. А после излечения его вернули в Кабул, где его расстреляли по приказу Бабрака Кармаля. Власть к тому времени переменилась.
Вторая попытка повара «Миши» будет удачнее. В этот раз он не пожалел отравы для всего коллектива гостей. Сия чаша миновала лишь службу охраны Амина, так как она питалась отдельно и вездесущий «Миша» со своим черпаком туда не добрался. 27 декабря Хафизулла Амин по случаю получения информации о вводе советских войск в Афганистан устроил пышный обед. Его заверили, что советское руководство удовлетворено изложенной версией о скоропостижной смерти Тараки и сменой руководства страны. СССР протягивал Амину руку помощи в виде ввода войск. На обед была приглашена военная и гражданская верхушка Афганистана. Однако во время обеда многие гости почувствовали себя плохо. Некоторые потеряли сознание. Отключился и Амин. Супруга президента немедленно позвонила в Центральный военный госпиталь и поликлинику советского посольства. Первыми прибыли военные врачи полковники терапевт Виктор Кузнеченков и хирург Анатолий Алексеев. Определив массовое отравление, они начали реанимационные действия по спасению Хафизуллы Амина, находившегося в коме. Они-таки вытащили с того света президента.
Можно представить реакцию шефа внешней разведки Владимира Крючкова на это сообщение. А к вечеру началась знаменитая операция «Шторм-333» — штурм дворца Амина «Тадж-Бек», который продлился 43 минуты. Этот штурм вошел в учебники военных академий мира. На штурм ради смены Амина на Кармаля пошли спецгруппы КГБ «Гром» — подразделение «А», или, по версии журналистов, «Альфа»(30 человек) и «Зенит» — «Вымпел» (100 человек), а также детище военной разведки ГРУ – мусульманский батальон» (530 человек) — 154-й отряд специального назначения, состоящий из солдат, сержантов и офицеров трех национальностей: узбеков, туркменов и таджиков. В каждой роте был переводчик с фарси, ими были курсанты Военного института иностранных языков. Но кстати и без переводчиков таджики, узбеков и часть туркмен спокойно владели фарси – одним из основных языков Афганистана. Командовал советским мусульманским батальоном майор Хабиб Халбаев. Потери при штурме дворца в спецгруппах КГБ составили всего пять человек. В «мусульманском батальоне» погибли шестеро. Среди десантников — девять человек. Погиб спасший Амина от отравления военный врач Виктор Кузнеченков. Закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР около 400 человек были награждены орденами и медалями. Четверо стали Героями Советского Союза. Орденом Боевого Красного Знамени (посмертно) наградили полковника Виктора Кузнеченкова.
Указа Президиума Верховного Совета СССР или другого правительственного документа о вводе войск так и не появилось. Все приказы отдавались устно. Только в июне 1980 года пленум ЦК КПСС одобрил решение о вводе войск в Афганистан. Факт убийства главы государства стал трактоваться Западом как свидетельство советской оккупации Афганистана. Это сильно тогда повлияло на наши отношения с США и Европой. Между тем, США все же ввели свои войска в Афганистан и война там продолжается до сих пор — 35 лет.
https://ria.ru/20230515/voyna-1871279385.html
Участие Советского Союза в войне в Афганистане в 1979-1989 годах
Участие Советского Союза в войне в Афганистане в 1979-1989 годах — РИА Новости, 15.05.2023
Участие Советского Союза в войне в Афганистане в 1979-1989 годах
В июле 1973 года в Афганистане была свергнута монархия и установлен республиканский строй. Это послужило толчком к началу гражданской войны между различными… РИА Новости, 15.05.2023
2023-05-15T01:00
2023-05-15T01:00
2023-05-15T01:00
справки
афганистан
ссср
борис громов
сергей сокол
нато
талибан
оон
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/05/0c/1871285316_0:137:3100:1881_1920x0_80_0_0_d6623f394cfb3633f945bdc65d70af6b.jpg
В июле 1973 года в Афганистане была свергнута монархия и установлен республиканский строй. Это послужило толчком к началу гражданской войны между различными общественно-политическими и националистическими силами страны.В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия (НДПА). Радикализм нового афганского руководства, поспешная ломка многовековых традиций народа и устоев ислама усилили сопротивление населения центральному правительству. Обстановка осложнялась иностранным вмешательством во внутренние дела Афганистана. СССР и некоторые другие страны оказывали помощь афганскому правительству, а страны НАТО, мусульманские государства и Китай – силам оппозиции.К концу 1979 года обстановка в стране резко осложнилась, нависла угроза свержения правящего режима. В связи с этим правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) неоднократно обращалось к СССР с просьбами об оказании непосредственной военной помощи. Советская сторона сначала отклоняла такую форму вмешательства, но, в условиях обострения афганского кризиса, 12 декабря 1979 года руководство СССР, опасаясь переноса военных действий на территорию среднеазиатских республик, приняло решение о направлении войск для оказания военной помощи правительству Афганистана. Решение было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС в соответствии со статьей 4 советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, заключенного 5 декабря 1978 года. Оно было оформлено секретным постановлением ЦК КПСС. Ввод советских войск в Афганистан рассматривался политическим руководством СССР как кратковременная мера, направленная на обеспечение безопасности южных границ Советского Союза. Основная задача ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) состояла в том, чтобы создать «санитарный кордон» у границ СССР в условиях надвигавшейся угрозы распространения исламского фундаментализма на территории советских мусульманских республик.16 декабря было отдано распоряжение о выделении из управления Туркестанского военного округа (ТуркВО) полевого управления 40-й армии и приведения ее в готовность к выполнению поставленных задач. Командующим армией был назначен первый заместитель командующего войсками ТуркВО генерал-лейтенант Юрий Тухаринов. Соединения и части 40-й армии были полностью приведены в готовность за 10-12 дней до ввода. Директивой министра обороны СССР от 24 декабря 1979 года устанавливалось, что советские войска на территории Афганистана расположатся гарнизонами и возьмут под охрану важные объекты. При этом их участие в военных действиях не предусматривалось.Ввод советских войск начался 25 декабря на кабульском направлении переправой по понтонному мосту через реку Амударья (город Термез) и маршем на Кабул 108-й мотострелковой дивизии. Одновременно афганскую границу пересекли самолеты военно-транспортной авиации с личным составом и боевой техникой 103-й воздушно-десантной дивизии.К началу февраля 1980 года на территории этой страны сосредоточились три дивизии (две мотострелковые и одна воздушно-десантная), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка и другие части.В последующем боевой состав советских войск в Афганистане постоянно уточнялся в целях его усиления. Наибольшая численность ОКСВ составляла 108,7 тысячи человек (1985), в том числе в боевых частях – 73,6 тысячи человек. Состав ОКСВ в основном включал: управление 40-й армии, три мотострелковые и одну воздушно-десантную дивизии, девять отдельных бригад и семь отдельных полков, четыре полка фронтовой и два полка армейской авиации, а также тыловые, медицинские, ремонтные, строительные и другие части и подразделения.Общее руководство ОКСВ осуществляла оперативная группа министерства обороны СССР, которую возглавлял маршал СССР Сергей Соколов, с 1985 года – генерал армии Валентин Варенников.Непосредственное управление боевой и повседневной деятельностью ОКСВ осуществлял командующий 40-й армией, подчинявшийся командованию войсками ТуркВО.На короткое время ввод советских войск стабилизировал ситуацию в Афганистане, но советское военное присутствие задело национальные чувства многих афганцев, чем не преминули воспользоваться внутренняя оппозиция и внешние силы. Началась эскалация вооруженного вмешательства извне в афганские дела, как со стороны Запада, так и консервативных мусульманских режимов региона.Советские войска в Афганистане охраняли и обороняли народно-хозяйственные объекты, аэродромы, жизненно важные для страны автодороги, осуществляли проводку транспортных колонн с грузами по территории, находившейся под контролем вооруженной оппозиции. Для снижения военной активности оппозиции ОКСВ вели активные боевые действия различного масштаба с применением всего арсенала обычных средств поражения, наносили авиационные удары по базам оппозиции. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и ликвидации наиболее агрессивных вооруженных групп противника. Это еще больше обострило обстановку. Количество беженцев в Пакистан и Иран стало возрастать, и соответственно стало возрастать количество забрасываемых оттуда в Афганистан обученных и хорошо вооруженных отрядов оппозиции. Таким образом, введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства страны против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывал Пакистан.Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.1-й этап: декабрь 1979 года – февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.2-й этап: март 1980 года – апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.3-й этап: май 1985 года – декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод на родину шести советских полков.4-й этап: январь 1987 года – февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода.СССР и после ввода войск в Афганистан продолжал искать возможности политического разрешения внутриафганского конфликта. С августа 1981 года он пытался обеспечить переговорный процесс ДРА с Пакистаном и Ираном, с апреля 1986 года – содействовать системной политике национального примирения.14 апреля 1988 года в Женеве (Швейцария) представителями Афганистана, Пакистана, СССР и США были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии невмешательства во внутренние дела республики, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. Были установлены крайние сроки вывода советских войск: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года, остальные подразделения – еще через шесть месяцев.С 15 мая 1988 года начался вывод ОКСВ, который завершился 15 февраля 1989 года. Выводом войск руководил последний командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов. Он последним из воинов ограниченного контингента советских войск в Афганистане 15 февраля в 10 часов 30 минут перешел мост через реку Амударью, разделявшую два государства в районе города Термеза.Военную службу в Афганистане прошло около 620 тысяч военнослужащих, в том числе в составе ОКСВ – 525,2 тысячи человек.Общие безвозвратные советские потери в Афганистане составили 14 453 человека. Потери военнослужащих 40-й армии составили: убитыми и умершими – 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров и генералов, ранеными – 49 985 человек. В ходе боевых действий на территории Афганистана, кроме того, погибли 572 военнослужащих органов государственной безопасности, 28 сотрудников министерства внутренних дел СССР, а также 190 военных советников, в том числе 145 офицеров. Из-за ранений прекратили свою службу в Вооруженных силах 172 офицера. Инвалидами стали 6669 «афганцев», в том числе инвалидами первой группы – 1479 человек. За военные и другие заслуги свыше 200 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 86 удостоены звания Героя Советского Союза, из них 28 – посмертно.Многие зарубежные политики и эксперты считали, что главным препятствием для прекращения войны в Афганистане являлось советское военное присутствие в этой стране. Однако после ухода советских войск, конфликт в этой стране не угас.После вывода советских войск режим президента Мохаммада Наджибуллы смог продержаться три года, но весной 1992 года, лишившись поступавшей ранее из Советского Союза военной и экономической помощи, рухнул под давлением исламской оппозиции.Моджахеды не смогли договориться между собой о разделе властных полномочий, и в период 1992-1994 года конфликт в Афганистане обрел форму войны «всех против всех». Теперь его основой стали межэтнические (пуштуны – непуштуны) и межконфессиональные (сунниты – шииты) противоречия, а также соперничество между лидерами основных моджахедских партий – возглавлявшим Исламское общество Афганистана Бурхануддином Раббани и основателем Исламской партии Гульбеддином Хекматьяром.Возникновение в конце 1994 года Движения талибов (находится под санкциями ООН за террористическую деятельность) стало реакцией ранее воевавших в составе разных моджахедских партий пуштунов из южных провинций на хаос, беспредел и узурпацию власти представителями других этнических групп. К осени 1996 года талибы взяли под контроль большую часть Афганистана, в том числе Кабул. Их противники из числа непуштунов – таджики во главе с Бурхануддином Раббани и Ахмадом Шахом Масудом, узбеки Абдул-Рашида Достума и шииты-хазарейцы закрепились в ряде северных провинций, объединившись в «Северный альянс». Талибы объявили Афганистан Исламским эмиратом и подчинили жизнь афганцев нормам шариата в их жесткой интерпретации. Практиковались публичные казни и телесные наказания, женщинам было запрещено учиться и работать, действовали жесткие правила в отношении внешнего вида и поведения афганцев. Из-за непрекращающегося сопротивления «Северного альянса» Движение талибов (находится под санкциями ООН за террористическую деятельность) прибегало к этническим чисткам вплоть до массовых убийств.Тесные связи талибов с террористическими группировками, в том числе «Аль-Каидой»* (запрещенная в России террористическая организация.), глава которой Усама бен Ладен стал основным подозреваемым в организации терактов 11 сентября 2001 года, дали повод США и их союзникам по НАТО ввести в Афганистан войска с целью свержения власти талибов. Талибы не были уничтожены, а укрылись в соседнем Пакистане и горных районах Афганистана, откуда в середине 2000-х годов начали вылазки против западных военных и нового правящего режима в Кабуле.Период истории Афганистана с 2001 по 2021 год характеризовался попытками насильственной демократизации страны по западным образцам. Несмотря на принятие в 2004 году Конституции и восстановление демократических институтов – поста президента, двухпалатного парламента, выборов – страна оставалась отсталой. Присутствие западных военных (фактически – оккупация) и финансовые вливания способствовали возникновению у республиканской элиты иждивенческих настроений и росту коррупции, которая к 2020-2021 годам выросла до колоссальных масштабов. Рост вооруженного сопротивления талибов, которые в условиях непопулярности правящего режима и сохранения иностранного военного присутствия стали восприниматься частью афганцев (особенно жителями сельской местности на юге и востоке) как национально-освободительное движение, вынудило американцев начать переговоры с талибами, итогом которых стало подписание в феврале 2020 года Дохийского соглашения о выводе сил США и НАТО из Афганистана к маю 2021 года.Несмотря на достигнутые договоренности, начавшийся в сентябре 2020 года переговорный процесс между самими афганцами быстро увяз в разногласиях. Весной 2021 года, с началом завершающей стадии вывода западных контингентов, талибы резко нарастили давление на вооруженные силы республики и к середине августа захватили все провинциальные центры Афганистана, а 15 августа без боя вошли в Кабул. Президент Ашраф Гани, члены правительства, парламентарии и лидеры большей части политических партий бежали из страны, а оставшиеся западные военные покинули Афганистан 31 августа 2021 года. 6 сентября 2021 талибы заявили, что под их контроль с боями перешел Панджшер, последняя из 34 афганских провинций. Представитель движения «Талибан»** (находится под санкциями ООН за террористическую деятельность) Забиулла Муджахид заявил, что война в Афганистане закончилась. 7 сентября 2021 года был объявлен состав временного правительства Афганистана, которое возглавил Мохаммад Хасан Ахунд, занимавший кресло главы МИД во время первого правления «Талибана»** (находится под санкциями ООН за террористическую деятельность) и находящийся под санкциями ООН c 2001 года. (Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Москва. В 8 томах. 2004 г.)* Террористическая организация, запрещенная в России** Движение находится под санкциями ООН за террористическую деятельностьМатериал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
афганистан
ссср
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/05/0c/1871285316_176:0:2907:2048_1920x0_80_0_0_09fda9f18a564c155bfeea1d098a3e2f.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, афганистан, ссср, борис громов, сергей сокол, нато, талибан, оон, безопасность
Справки, Афганистан, СССР, Борис Громов, Сергей Сокол, НАТО, Талибан, ООН, Безопасность
В июле 1973 года в Афганистане была свергнута монархия и установлен республиканский строй. Это послужило толчком к началу гражданской войны между различными общественно-политическими и националистическими силами страны.
В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия (НДПА). Радикализм нового афганского руководства, поспешная ломка многовековых традиций народа и устоев ислама усилили сопротивление населения центральному правительству. Обстановка осложнялась иностранным вмешательством во внутренние дела Афганистана. СССР и некоторые другие страны оказывали помощь афганскому правительству, а страны НАТО, мусульманские государства и Китай – силам оппозиции.
К концу 1979 года обстановка в стране резко осложнилась, нависла угроза свержения правящего режима. В связи с этим правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) неоднократно обращалось к СССР с просьбами об оказании непосредственной военной помощи. Советская сторона сначала отклоняла такую форму вмешательства, но, в условиях обострения афганского кризиса, 12 декабря 1979 года руководство СССР, опасаясь переноса военных действий на территорию среднеазиатских республик, приняло решение о направлении войск для оказания военной помощи правительству Афганистана. Решение было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС в соответствии со статьей 4 советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, заключенного 5 декабря 1978 года. Оно было оформлено секретным постановлением ЦК КПСС. Ввод советских войск в Афганистан рассматривался политическим руководством СССР как кратковременная мера, направленная на обеспечение безопасности южных границ Советского Союза.
Основная задача ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) состояла в том, чтобы создать «санитарный кордон» у границ СССР в условиях надвигавшейся угрозы распространения исламского фундаментализма на территории советских мусульманских республик.
16 декабря было отдано распоряжение о выделении из управления Туркестанского военного округа (ТуркВО) полевого управления 40-й армии и приведения ее в готовность к выполнению поставленных задач. Командующим армией был назначен первый заместитель командующего войсками ТуркВО генерал-лейтенант Юрий Тухаринов. Соединения и части 40-й армии были полностью приведены в готовность за 10-12 дней до ввода.
Директивой министра обороны СССР от 24 декабря 1979 года устанавливалось, что советские войска на территории Афганистана расположатся гарнизонами и возьмут под охрану важные объекты. При этом их участие в военных действиях не предусматривалось.
Ввод советских войск начался 25 декабря на кабульском направлении переправой по понтонному мосту через реку Амударья (город Термез) и маршем на Кабул 108-й мотострелковой дивизии. Одновременно афганскую границу пересекли самолеты военно-транспортной авиации с личным составом и боевой техникой 103-й воздушно-десантной дивизии.
К началу февраля 1980 года на территории этой страны сосредоточились три дивизии (две мотострелковые и одна воздушно-десантная), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка и другие части.
В последующем боевой состав советских войск в Афганистане постоянно уточнялся в целях его усиления. Наибольшая численность ОКСВ составляла 108,7 тысячи человек (1985), в том числе в боевых частях – 73,6 тысячи человек. Состав ОКСВ в основном включал: управление 40-й армии, три мотострелковые и одну воздушно-десантную дивизии, девять отдельных бригад и семь отдельных полков, четыре полка фронтовой и два полка армейской авиации, а также тыловые, медицинские, ремонтные, строительные и другие части и подразделения.
Общее руководство ОКСВ осуществляла оперативная группа министерства обороны СССР, которую возглавлял маршал СССР Сергей Соколов, с 1985 года – генерал армии Валентин Варенников.
Непосредственное управление боевой и повседневной деятельностью ОКСВ осуществлял командующий 40-й армией, подчинявшийся командованию войсками ТуркВО.
На короткое время ввод советских войск стабилизировал ситуацию в Афганистане, но советское военное присутствие задело национальные чувства многих афганцев, чем не преминули воспользоваться внутренняя оппозиция и внешние силы. Началась эскалация вооруженного вмешательства извне в афганские дела, как со стороны Запада, так и консервативных мусульманских режимов региона.
Советские войска в Афганистане охраняли и обороняли народно-хозяйственные объекты, аэродромы, жизненно важные для страны автодороги, осуществляли проводку транспортных колонн с грузами по территории, находившейся под контролем вооруженной оппозиции. Для снижения военной активности оппозиции ОКСВ вели активные боевые действия различного масштаба с применением всего арсенала обычных средств поражения, наносили авиационные удары по базам оппозиции. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и ликвидации наиболее агрессивных вооруженных групп противника. Это еще больше обострило обстановку. Количество беженцев в Пакистан и Иран стало возрастать, и соответственно стало возрастать количество забрасываемых оттуда в Афганистан обученных и хорошо вооруженных отрядов оппозиции. Таким образом, введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства страны против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывал Пакистан.
Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.
1-й этап: декабрь 1979 года – февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.
2-й этап: март 1980 года – апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.
3-й этап: май 1985 года – декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод на родину шести советских полков.
4-й этап: январь 1987 года – февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода.
СССР и после ввода войск в Афганистан продолжал искать возможности политического разрешения внутриафганского конфликта. С августа 1981 года он пытался обеспечить переговорный процесс ДРА с Пакистаном и Ираном, с апреля 1986 года – содействовать системной политике национального примирения.
14 апреля 1988 года в Женеве (Швейцария) представителями Афганистана, Пакистана, СССР и США были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии невмешательства во внутренние дела республики, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. Были установлены крайние сроки вывода советских войск: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года, остальные подразделения – еще через шесть месяцев.
С 15 мая 1988 года начался вывод ОКСВ, который завершился 15 февраля 1989 года. Выводом войск руководил последний командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов. Он последним из воинов ограниченного контингента советских войск в Афганистане 15 февраля в 10 часов 30 минут перешел мост через реку Амударью, разделявшую два государства в районе города Термеза.
Военную службу в Афганистане прошло около 620 тысяч военнослужащих, в том числе в составе ОКСВ – 525,2 тысячи человек.
Общие безвозвратные советские потери в Афганистане составили 14 453 человека. Потери военнослужащих 40-й армии составили: убитыми и умершими – 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров и генералов, ранеными – 49 985 человек. В ходе боевых действий на территории Афганистана, кроме того, погибли 572 военнослужащих органов государственной безопасности, 28 сотрудников министерства внутренних дел СССР, а также 190 военных советников, в том числе 145 офицеров. Из-за ранений прекратили свою службу в Вооруженных силах 172 офицера. Инвалидами стали 6669 «афганцев», в том числе инвалидами первой группы – 1479 человек.
За военные и другие заслуги свыше 200 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 86 удостоены звания Героя Советского Союза, из них 28 – посмертно.
Многие зарубежные политики и эксперты считали, что главным препятствием для прекращения войны в Афганистане являлось советское военное присутствие в этой стране. Однако после ухода советских войск, конфликт в этой стране не угас.
После вывода советских войск режим президента Мохаммада Наджибуллы смог продержаться три года, но весной 1992 года, лишившись поступавшей ранее из Советского Союза военной и экономической помощи, рухнул под давлением исламской оппозиции.
Моджахеды не смогли договориться между собой о разделе властных полномочий, и в период 1992-1994 года конфликт в Афганистане обрел форму войны «всех против всех». Теперь его основой стали межэтнические (пуштуны – непуштуны) и межконфессиональные (сунниты – шииты) противоречия, а также соперничество между лидерами основных моджахедских партий – возглавлявшим Исламское общество Афганистана Бурхануддином Раббани и основателем Исламской партии Гульбеддином Хекматьяром.
Возникновение в конце 1994 года Движения талибов (находится под санкциями ООН за террористическую деятельность) стало реакцией ранее воевавших в составе разных моджахедских партий пуштунов из южных провинций на хаос, беспредел и узурпацию власти представителями других этнических групп. К осени 1996 года талибы взяли под контроль большую часть Афганистана, в том числе Кабул. Их противники из числа непуштунов – таджики во главе с Бурхануддином Раббани и Ахмадом Шахом Масудом, узбеки Абдул-Рашида Достума и шииты-хазарейцы закрепились в ряде северных провинций, объединившись в «Северный альянс». Талибы объявили Афганистан Исламским эмиратом и подчинили жизнь афганцев нормам шариата в их жесткой интерпретации. Практиковались публичные казни и телесные наказания, женщинам было запрещено учиться и работать, действовали жесткие правила в отношении внешнего вида и поведения афганцев. Из-за непрекращающегося сопротивления «Северного альянса» Движение талибов (находится под санкциями ООН за террористическую деятельность) прибегало к этническим чисткам вплоть до массовых убийств.
Тесные связи талибов с террористическими группировками, в том числе «Аль-Каидой»* (запрещенная в России террористическая организация.), глава которой Усама бен Ладен стал основным подозреваемым в организации терактов 11 сентября 2001 года, дали повод США и их союзникам по НАТО ввести в Афганистан войска с целью свержения власти талибов. Талибы не были уничтожены, а укрылись в соседнем Пакистане и горных районах Афганистана, откуда в середине 2000-х годов начали вылазки против западных военных и нового правящего режима в Кабуле.
Период истории Афганистана с 2001 по 2021 год характеризовался попытками насильственной демократизации страны по западным образцам. Несмотря на принятие в 2004 году Конституции и восстановление демократических институтов – поста президента, двухпалатного парламента, выборов – страна оставалась отсталой. Присутствие западных военных (фактически – оккупация) и финансовые вливания способствовали возникновению у республиканской элиты иждивенческих настроений и росту коррупции, которая к 2020-2021 годам выросла до колоссальных масштабов. Рост вооруженного сопротивления талибов, которые в условиях непопулярности правящего режима и сохранения иностранного военного присутствия стали восприниматься частью афганцев (особенно жителями сельской местности на юге и востоке) как национально-освободительное движение, вынудило американцев начать переговоры с талибами, итогом которых стало подписание в феврале 2020 года Дохийского соглашения о выводе сил США и НАТО из Афганистана к маю 2021 года.
Несмотря на достигнутые договоренности, начавшийся в сентябре 2020 года переговорный процесс между самими афганцами быстро увяз в разногласиях. Весной 2021 года, с началом завершающей стадии вывода западных контингентов, талибы резко нарастили давление на вооруженные силы республики и к середине августа захватили все провинциальные центры Афганистана, а 15 августа без боя вошли в Кабул. Президент Ашраф Гани, члены правительства, парламентарии и лидеры большей части политических партий бежали из страны, а оставшиеся западные военные покинули Афганистан 31 августа 2021 года.
6 сентября 2021 талибы заявили, что под их контроль с боями перешел Панджшер, последняя из 34 афганских провинций. Представитель движения «Талибан»** (находится под санкциями ООН за террористическую деятельность) Забиулла Муджахид заявил, что война в Афганистане закончилась.
7 сентября 2021 года был объявлен состав временного правительства Афганистана, которое возглавил Мохаммад Хасан Ахунд, занимавший кресло главы МИД во время первого правления «Талибана»** (находится под санкциями ООН за террористическую деятельность) и находящийся под санкциями ООН c 2001 года.
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Москва. В 8 томах. 2004 г.)
* Террористическая организация, запрещенная в России
** Движение находится под санкциями ООН за террористическую деятельность
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников