Вариативные модули классного руководства

Тема: «Инвариантные и вариативные модули программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» как залог успешности реализации воспитательного потенциала школьников,

 развивающихся на фоне умственной отсталости»

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», вступившим в силу 1 сентября 2020 года, инициативной группой педагогов школы была разработана Программа воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца». Создание программы воспитания имеет триединую цель. Она, с одной стороны, должна помочь педагогам увидеть воспитательный потенциал совместной деятельности с детьми и способы реализации этого воспитательного потенциала. Второе – учесть специфику воспитательной работы нашей школы. Третье – решить проблемы личностного развития школьников, чтобы они могли гармонично входить в тот мир, который их окружает.

 Разработанная Программа воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» заменяет собой все ранее используемые в работе школы программы воспитания. Она построена с учетом специфики работы с школьниками, развивающимися на фоне умственной отсталости и особенностей их психофизического развития. Важно понимать, что программа воспитания это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.

 Программа имеет модульную структуру. Каждое направление воспитательной работы соответствует отдельному модулю. В структуре программы имеются инвариантные модули, т.е. обязательные для каждой школы и вариативные, самостоятельно отбираемые для реализации каждым образовательным учреждением с учетом имеющихся возможностей и специфики деятельности. Включение инвариантных и вариативных модулей в программу воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» является залогом успешности реализации воспитательного потенциала школьников, развивающихся на фоне умственной отсталости.

К инвариантным модулям Программы воспитательной работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» относятся:

— «Классное руководство»,

— «Школьный урок»,

— «Курсы внеурочной деятельности»,

— «Работа с родителями»,

— «Самоуправление»,

— «Профориентация».

Вариативными модулями выступают:

— «Ключевые общешкольные дела»,

— «Детские общественные объединения»,

— «Волонтерство»,

— «Организация предметно-эстетической среды»,

— «Работа с обучающимися с девиантным поведением и «группы риска», с семьями находящимися в социально опасном положении и семьями, относящимися к категории социального риска»,

— «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, основы  безопасного дорожного движения».

Цель Программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» — формирование гражданской позиции, понимания значимости трудовой деятельности в жизни человека, практической готовности к бытовому и производительному труду, ведения здорового образа жизни, воспитания законопослушного гражданина, осознания своей роли в жизни общества.

Достижению поставленной цели способствует реализация поставленных задач:

— реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

— реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

— вовлекать школьников во внеурочную деятельность, реализуя их воспитательные возможности;

— использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

— инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

— поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

— организовывать профориентационную работу со школьниками;

— развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

— организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;

— организовывать работу с обучающимися и семьями, состоящими на различных видах учёта;

 воспитание у школьников с умственной отсталостью устойчивых положительных качеств, осуществления духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, пропаганды идей добровольческого труда на благо общества и привлечения обучающихся к решению социально значимых проблем;

— создание условий для развития личности обучающихся, способных ориентироваться и действовать в динамично-изменяющейся дорожно-транспортной среде, привитие навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, воспитание социальной ответственности, уверенности и активной жизненной позиции в деле пропаганды и агитации в профилактике ДДТТ.

Одним из важнейших модулей в программе выступает модуль «Классное руководство». Данный модуль относится к инвариантным, то есть, обязательным для каждого образовательного учреждения, т.к. деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом реализации индивидуального подхода к ученикам. Классный руководитель способствует максимальному развитию каждого ребенка, сохранению его неповторимости, раскрытию его талантов и созданию условий для духовного, умственного, физического совершенства. Особенно важной деятельность классного руководителя является в воспитании школьников с умственной отсталостью. Глубокий интерес педагога к ученикам с ментальными нарушениями, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы классный руководитель создает благоприятные условия для успешной адаптации и вхождения ребенка с интеллектуальным недоразвитием в социум, развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности.

Целью реализации модуля «Классное руководство» является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Достижению поставленной цели способствует реализация поставленных задач:

— формирование и развитие коллектива класса;

— создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

— формирование здорового образа жизни;

— организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

— защита прав и интересов, обучающихся;

— организация системной работы с обучающимися в классе;

— гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;

— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

— организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

В рамках модуля «Классное руководство» предусмотрены следующие направления работы:

  • работа с классным коллективом:

— проведение тематических классных часов;

— групповые беседы с классом/частью класса по актуальным вопросам;

— организация дискуссий, игр, состязаний;

— проведение экскурсий;

— привлечение к участию в конкурсах, акциях;

— вовлечение в общественно полезный и творческий труд;

— выбор актива класса (с распределением обязанностей), представителей в Актив школы;

— проведение инструктажей с регистрацией в журнале.

  • индивидуальная работа с учащимися:

— знакомство с личным делом каждого ученика;

— посещение на дому, знакомство с родителями, жилищно-бытовыми условиями семьи, психологической обстановкой;

— изучение особенностей личностного развития учащихся через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх и составление уровня его  воспитанности;  

— оформление дневников наблюдений учащихся

 — индивидуальная работа по оформлению досье «Развитие», где  фиксируются учебные, творческие, спортивные, личностные достижения на каждого ученика, совместный анализ его успехов и неудач;

— коррекция поведения учащегося через организацию индивидуальных бесед по различным нравственным проблемам, через  предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе;

— составление плана воспитательной работы класса с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося;

— поддержка ребёнка в решении важных для него жизненных проблем, помощь в совместном решении проблемы;

— проведение классных часов.

  • работа с учителями, преподавателями в классе:

— регулярные  консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

— привлечение учителей к участию  во внутриклассных мероприятиях по предмету, делах, с целью лучшего узнавания и понимания  своих учеников;

— привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей;

— привлечение учителей к  участию в рейдах;

— совместная работа с социальным педагогом, школьным психологом по изучению особенностей, возможностей каждого ученика,  включение его  в проводимые тренингами общения.

  • работа с родителями учащихся или  законными представителями:

— организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

— создание и организация работы родительского комитета класса в решении вопросов воспитания и обучения  их детей;

— привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

— организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы;

— регулярное информирование родителей  о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

— помощь родителям школьников или их законным представителями в регулировании отношений между ними.

Не маловажным значением в осуществлении воспитательной деятельности школы является реализация модуля «Работа с родителями» с целью  согласования позиций семьи и школы в вопросе эффективного воспитания обучающихся.  Модуль «Работа с родителями» является инвариантным, обязательным, т.к. без осуществления взаимодействия с семьей школьника с интеллектуальными нарушениями не возможно полноценное его воспитание, социализация и развитие. Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.

Деятельность педагогического коллектива  в рамках модуля «Работа с родителями» направлена на:

— организацию работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, ориентированную на совместное решение проблем личностного развития детей;

— полноправное включение родителей (законных представителей) обучающихся в процессы обучения, развития и воспитания детей;

— координацию воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся;

— повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;

— обмен ценным опытом и находками в деле воспитания детей.

Видами и формами деятельности педагогов школы по реализации модуля «Работа с родителями» являются:

общешкольный Совет родителей школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, круглые столы с приглашением специалистов;

родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;

общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

Также одним из инвариантных, обязательных модулей Программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» является модуль «Самоуправление». Ученическое самоуправление предоставляет обучающимся с умственной отсталостью возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания. Обучающиеся, входящие в состав Актива школы представляют интересы всего ученического коллектива, они организовывают и проводят общешкольные мероприятия, коллективно-творческие дела, которые им интересны, при этом развивают свои творческие способности. Важным является не только результат совместной деятельности школьников и педагогов, но сам процесс деятельности. Развитие ученического самоуправления является важным фактором социализации личности ученика с умственной отсталостью, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.

Реализация модуля «Самоуправление» способствует:

— формированию детского коллектива, системной и планомерной организации его деятельности осуществляющейся, при сотрудничестве классного руководителя, учителя-предметника, педагога-организатора, воспитателя ГПД, обучающихся и их родителей;

— определению места конкретной личности в структуре детского коллектива;

— определению доступной коллективной деятельности;

— созданию для каждого обучающегося условий успешности, положительного эмоционального настроения;

— включению школьника во взаимоотношения с классным руководителем, учителем-предметником, педагогом-организатором, воспитателем ГПД и сверстниками.

-вовлечению обучающегося в практическую деятельность, через выбор адекватных видов деятельности; определению значимости конкретного вида деятельности в жизни группы (класса);

— развитию интереса к деятельности, организации посильного участия в деятельности каждого члена коллектива; предъявления поручений с учетом уровня развития учащихся.

Самоуправление в МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» осуществляется через организацию деятельности Актива школы и реализуется по следующим уровням:

  • школьный уровень:

— проведение заседаний Актива школы с обсуждением плана работы на четверть, на год;

— вовлечение членов Актива школы в организацию досуговой деятельности обучающихся (проведение спокойных и подвижных игр на перемене; организация и проведение утренней зарядки,  караоке и т.д.);

— дежурство по школе;

— проведение рейдов, акций;

— шефство над детьми.

— участие в деятельности Управляющего совета школы, Совета по урегулированию споров, бракеражной комиссии.

  • классный уровень:

— выбор кандидатур в Актив школы из числа обучающихся 5-10 классов;

— помощь учителю, классному руководителю в режимных моментах класса;

— проведение рейдов, акций в рамках класса;

— привлечение одноклассников к общешкольным делам.

  • индивидуальный уровень: 

— участие в творческих и спортивных мероприятиях;

— индивидуальное исполнение функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

Успешно функционирующая система ученического самоуправления в школе служит развитию личности обучающегося с умственной отсталостью и его самореализации, так как в процессе самоуправленческой деятельности у школьников развивается коммуникативная культура, вырабатываются лидерские, социально значимые качества. Обучающиеся осваивают социальные роли, приобретают определенные знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность. Школьная жизнь для них становится интересной, насыщенной и увлекательной.

Реализация каждого модуля программы является важным элементом программы воспитания в целом. Однако важно понимать, что сама по себе программа не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает не документ, а педагогический работник – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогическим работникам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание обучающихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа воспитания
направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение
проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги
могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми
деятельности.

Воспитательная программа является обязательной частью основных
образовательных программ ЛГМАОУ «Гимназия № 6» и призвана помочь всем
участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал
совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный идеал
личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого, общей целью
воспитания в ЛГМАОУ «Гимназия № 6» является формирование
у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению
ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории,
способности к успешной социализации в обществе.

Данная цель ориентирует педагогов, в
первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а
не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту.
Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий
педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию — являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели.

Конкретизация общей цели
воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет
выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем
уровням общего образования:

1.
В воспитании обучающихся младшего школьного
возраста (уровень начального общего образования) таким целевым
приоритетом является
создание
благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний –
знаний основных
норм и традиций того
общества, в котором они живут.

Выделение данного
приоритета
связано с
особенностями обучающихся младшего школьного возраста:
с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном
статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым
к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения.
Такого
рода нормы и традиции задаются в школе педагогическими работниками и
воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося.
Знание их станет базой для развития
социально значимых отношений обучающихся и
накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в
подростковом и юношеском возрасте
. К наиболее важным из них относятся следующие:  

       
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью),
братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая
старшим;

       
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу время, потехе час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

       
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор,
улицу, город, село, свою страну;

       
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными
растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по
возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные
зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы); 

       
проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и
стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

       
стремиться узнавать что-то новое, проявлять
любознательность, ценить знания;

       
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

       
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести
здоровый образ жизни;

       
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в
беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в
этом  людям;

       
уважительно относиться к людям иной национальной или
религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с
ограниченными возможностями здоровья;

       
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не
стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших. 

Знание обучающимся младших классов
данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет
особое значение для обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его
вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных
отношений.

.

Достижению поставленной цели
воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:

        
поддерживать
традиции школы и инициативы по созданию новых в рамках уклада школьной жизни,
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,

        
реализовывать
воспитательный потенциал и возможности школьного урока, поддерживать
использование интерактивных форм занятий с обучающимися на уроках;

        
инициировать
и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на
уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию,
проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;

        
инициировать
и поддерживать деятельность детских общественных организаций

        
вовлекать
обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по
школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

        
реализовывать
потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное
участие классных сообществ в жизни школы, укрепление коллективных ценностей
школьного сообщества;

        
развивать
предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные
возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного
имиджа и престижа Школы;

        
организовать
работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями,
направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

Планомерная реализация поставленных задач позволит
организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и
педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики
антисоциального поведения обучающихся.

1. Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе школы детское общественное объединение —
это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов
для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его
правовой основой является Федеральный 
закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
«Об общественных объединениях» 
(ст. 5). Воспитание в детском
общественном объединении осуществляется через (примечание: приведенный ниже
перечень видов и форм деятельности носит примерный характер. Если школа в
организации процесса воспитания использует потенциал детских общественных
объединений, то в данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать
те виды и формы деятельности, которые реализуются этими объединениями):

утверждение и последовательную реализацию в детском
общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов
объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация
состава выборных органов и т.п.), дающих обучающемуся возможность получить
социально значимый опыт гражданского поведения;

организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся
возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в
себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться,
слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь,
оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями
социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных
мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве
территории данных учреждений и т.п.); участие обучающихся в работе на
прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и
кустарниками, благоустройство клумб) и другие;

договор, заключаемый между обучающимися и детским
общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное
обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой
механизм, регулирующий отношения, возникающие между обучающимся и коллективом
детского общественного объединения, его руководителем, обучающимися, не
являющимися членами данного объединения;

клубные встречи — формальные и неформальные встречи членов
детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления
объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения,
празднования знаменательных для членов объединения событий;

лагерные сборы детского объединения, проводимые в
каникулярное время на базе загородного лагеря. Здесь, в процессе
круглосуточного совместного проживания смены формируется костяк объединения,
вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются лидеры,
формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется набор значимых
дел;

рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в
него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);

поддержку и развитие в детском объединении его традиций и
ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами,
чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется
посредством введения особой символики детского объединения, проведения
ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и
поддержки интернет-странички детского объединения в социальных сетях,
организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения
традиционных огоньков — формы коллективного анализа проводимых детским
объединением дел);

участие членов детского общественного объединения в
волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального
окружения в целом. Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых
акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью
обучающихся.

Модуль 2. «Экскурсии, экспедиции, походы»

Экскурсии, экспедиции, походы помогают обучающемуся расширить
свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести
важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у
них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и
эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего
времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках
следующих видов и форм деятельности (примечание: приведенный ниже перечень
видов и форм деятельности носит примерный характер. Если школа в организации
процесса воспитания использует потенциал экскурсий, походов и экспедиций, то в
данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы
деятельности, которые используются в работе именно их школы. При этом в их
реализации педагогическим работникам важно ориентироваться на целевые
приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников):

регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного
дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями
обучающихся: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на
природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди
обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например:
«фотографов», «разведчиков», «гидов»,
«корреспондентов», «оформителей»);

литературные, исторические, биологические экспедиции,
организуемые педагогическими работниками и родителями обучающихся в другие
города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь
российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий,
имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;

поисковые экспедиции — вахты памяти, организуемые школьным
поисковым отрядом к местам боев Великой отечественной войны для поиска и
захоронения останков погибших советских воинов;

многодневные походы, организуемые совместно с организациями,
реализующими дополнительные общеразвивающие программы и осуществляемые с
обязательным привлечением обучающихся к коллективному планированию (разработка
маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной
организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному
проведению (распределение среди обучающихся основных видов работ и
соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу туристского
путешествия (каждого дня — у вечернего походного костра и всего похода — по возвращению
домой);

турслет с участием команд, сформированных из педагогических
работников, обучающихся и их родителей, включающий в себя, например:
соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному
ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс
знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской
песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету;

летний выездной палаточный лагерь, ориентированный на
организацию активного отдыха обучающихся, обучение навыкам выживания в дикой
природе, закаливание (программа лагеря может включать мини-походы, марш-броски,
ночное ориентирование, робинзонады, квесты, игры, соревнования, конкурсы).

3. Модуль «Школьные медиа»

Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и
педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и видео
информации) — развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование
навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации
обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности (примечание: приведенный ниже перечень
видов и форм деятельности носит примерный характер. Если школа в организации
процесса воспитания использует потенциал школьных медиа, то в данном модуле
Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности,
которые используются в работе именно их школы. При этом в их реализации
педагогическим работникам важно ориентироваться на целевые приоритеты,
связанные с возрастными особенностями их воспитанников):

разновозрастный редакционный совет обучающихся, обучающихся
старших классов и консультирующих их педагогических работников, целью которого
является освещение (через школьную газету, школьное радио или телевидение)
наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых
дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;

школьная газета для обучающихся старших классов, на страницах
которой ими размещаются материалы о профессиональных организациях, об
организациях высшего образования и востребованных рабочих вакансиях, которые
могут быть интересны обучающимся; организуются конкурсы рассказов, поэтических
произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые
столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем;

школьный медиацентр — созданная из заинтересованных
добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников,
фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;

школьная интернет-группа — разновозрастное сообщество
обучающихся и педагогических работников, поддерживающее интернет-сайт школы и
соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности
образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания
общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и
организации виртуальной диалоговой площадки, на которой обучающимися,
педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые
для школы вопросы;

школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики,
клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных,
художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое
просвещение аудитории;

участие обучающихся в региональных или всероссийских
конкурсах школьных медиа.

4. Модуль «Организация предметно-эстетической
среды»

Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы,
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы. Воспитывающее
влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как (примечание: приведенный ниже перечень
форм работы со средой носит примерный характер. Если в организации процесса
воспитания используется потенциал предметно-эстетической среды, то в данном
модуле Программы необходимо описать формы работы, которые используются в данной
школе):

оформление интерьера школьных помещений (вестибюля,
коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных
установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия;

размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного
художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического
осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе
(проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с
интересными людьми и т.п.);

озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых
аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок,
доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий,
оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство
школы на зоны активного и тихого отдыха;

создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы
стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие обучающиеся, родители и
педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои книги, а
также брать с них для чтения любые другие;

благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе с обучающимся и своих классов, позволяющее обучающимся
проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного
общения классного руководителя со своими обучающимися;

размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов
школьного экспериментариума — набора приспособлений для проведения
заинтересованными обучающимися несложных и безопасных технических экспериментов;

событийный дизайн — оформление пространства проведения
конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек,
творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);

совместная с обучающимися разработка, создание и
популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы,
логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации
— во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и
иных происходящих в жизни школы знаковых событий;

регулярная организация и проведение конкурсов творческих
проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории
(например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских
горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для
детских проектов мест);

акцентирование внимания обучающихся посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной
организации.

В школе имеются
необходимые условия для образовательной деятельности в соответствии с требованиями
ФГОС, СанПиН (учебные кабинеты, питание, территория и т.д.).
Техническое оснащение
образовательно-воспитательного процесса соответствует требованиям на 100 %. Существующая
база здоровьесберегающей, информационной, безопасной среды образовательной
организации является основой, на которой каждый талантливый, творческий ребенок
может воплотить свою одаренность в высокие результаты деятельности,
подтвержденные в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня.

Иные проблемы,
выявленные в результате анализа, могут быть решены посредством реализации
программы воспитания. Это повлечёт за собой развитие инновационного потенциала
и организационной культуры образовательного учреждения с ориентацией на
выявление, поддержку и развитие талантливых, творческих детей как основы
совершенствования качества результатов деятельности школы.

1.Участие в реализации программы воспитания через модуль

«Классное руководство».

Слайд 1.

Одним из результатов реализации  Программы воспитания является приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. 

Программа воспитания призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у них основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Слайд 2.

Программа воспитания через модуль «Классное руководство» реализуется по следующим направлениям:

— гражданское, патриотическое, духовно — нравственное, эстетическое, физическое, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия, трудовое, экологическое воспитание и ценности научного познания.

Слайд 3.

Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, может предусматривать:

Слайд 4.

— планирование и проведение классных часов по вышеуказанным направлениям;

— инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;

— организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;

— сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, экскурсии, празднования дня рождения обучающихся;

— выработку совместно с обучающимися правил поведения класса;

— изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом;

— доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;

— индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;

— регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;

— информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;

— привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к участию в школьных и классных мероприятиях.

— проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.

2. Участие в реализации программы воспитания через вариативные модули воспитательной работы.

Программа воспитательной работы у воспитателей составлена в вариативных модулях (направлениях) воспитательной работы по дням недели.

Понедельник «Безопасность».

1. Профилактика детского дорожного травматизма

2. Информационная интернет безопасность детей

3. Антитеррористическая безопасность

4. Основы ГО и ЧС

4. Пожарная безопасность

5. Безопасность жизнедеятельности в быту и в жизни.

Вторник «Здоровье».

1.Гигиена (режим дня, личная гигиена)

2.Организация правильного (здорового) питания

3.Профилактика вредных привычек (ПАВ)

4.Ценностное отношение к своему здоровью

5. Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия

Среда «Семейные ценности», «Экология».

1.Духовно — нравственные основы семьи (взаимоотношения, уважение к старшим, распределение обязанностей в семье)

2.Семейные обычаи, праздники и традиции

3.Экологическое воспитание

Четверг «Профилактика. Подросток и закон», «Профорентация».

1.Правовое (воспитание культуры поведения, законопослушность)

2.Гражданское воспитание

3.Патриотическое воспитание

4.Трудовое воспитание

Пятница «Организация предметно-пространственной среды, Хозяйственно-бытовой день».

Суббота — творческий день

Досуговая программа педагога дополнительного образования

2. Кружковая работа воспитателя

Воскресенье — творческий день.

1. Кружковая работа воспитателя

Тестирование по итогам семинарских занятий.

(воспитатели 1-11 классов)

1. Чем руководствуется воспитатель в своей деятельности?

должностной инструкцией_________________________________________

2. Основными трудовыми функциями воспитателя являются:

1.Охрана жизни и укрепление здоровья детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

2. Воспитание детей.

3.Содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 

4. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности воспитательного процесса. 

 5.Планирование и осуществление воспитательной работы в соответствие с программой воспитания.

3. Развитие речи обучающихся осуществляется на:

(подчеркнуть нужные ответы)

— уроках и внеурочной деятельности;

— коррекционных занятиях;

— во время деятельности воспитателя;

— в бытовом общении;

4. Отметить верные утверждения (возможно несколько вариантов):

— необходимо строго соблюдать соответствие возрасту материалов для мероприятий;

— на открытых занятиях не рекомендовано использовать фразу «Говори полным ответом»;

— нельзя использовать в речи воспитателя уменьшительно- ласкательные слова по отношению к предметам и явлениям;

— нельзя организовывать диалог обучающихся.;

5. Виртуальная экскурсия, по сути, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии фотографий, виртуальные экскурсии обладаю

интерактивностью (общение, обратная связь с обучающимися)

6. Отметьте признаки, которыми должна обладать любая виртуальная экскурсия:

протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 минут) до более длительного времени;

наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения;

передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы;

активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследования объектов);

все выше перечисленные

7. Задачи проекта – это…

(Подчеркните верный ответ)

1. Цели проекта

2.Шаги, которые нужно сделать для достижения цели

3.Результаты проекта

8. Типы проектов по продолжительности (убрать лишнее)

1.Краткосрочные

2.Среднесрочные

3.Смешанные

4.Долгосрочные

9. Исследовательский проект – это

(Подчеркните верный ответ)

1.Проект, направленный на создание какого-либо продукта, выраженного в свободной форме

2.Проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой теме.

3. Проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы; предполагает исследование выбранной проблемы.

10. Какие методы можно будет применить в процессе проведения мастер- класса?

Демонстрация, объяснение, наблюдение, упражнение.

11.Что входит в содержание основной части мастер — класса?

(возможно несколько вариантов ответов)

демонстрация и комментарии автором мастер — класса своих «изюминок» (приёмов); комментарий плана действий, включающего поэтапную реализацию темы.

12. На каком этапе воспитательского занятия можно использовать проблемный вопрос или задачу?

1. Орг.момент

2.АОЗ.

3.ЗИМ.

13. Объяснение нового материала включает в себя…

1. 3-5 вопросов, рассказ

2. дидактическая игра, рассказ

3. рассказ, словарная работа

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Багульника болотного побеги инструкция по применению
  • Должностная инструкция для учителя начальных классов
  • Рублифин инструкция по применению цена отзывы пациентов
  • Ноохолин уколы инструкция по применению внутримышечно взрослым от чего помогает
  • Анвимакс шипучие таблетки инструкция по применению детям дозировка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии