В каком году под руководством русского педагога шацкого была организована небольшая группа

Слайд 1

История возникновения метода проектов Автор : учитель основ православной культуры МБОУ СОШ №2 г.Кольчугино Косацкая Т.П.,

Слайд 2

История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э.Коллингс). ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».

Слайд 3

Этот метод называют методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х,Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. И для этого требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести.

Слайд 4

Уильям Херд Килпатрик — американский педагог, ученик Дью, основоположник метода проектов. Килпатрик отвергал традиционную школу, основанную на передаче учащимся готовых знаний вне связи с реальными запросами и жизненными потребностями детей. Отрицал необходимость школьных программ, классно-урочной системы, подчёркивал значение положительного подкрепляющего воздействия воспитателя на ребёнка. Отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребёнка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта. У.Х. Килпатрик стал основоположником метода проектов . Он придавал ведущее место в обучении проектной деятельности.

Слайд 5

Родившись из идеи свободного воспитания, технология проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Слайд 6

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Слайд 7

А.С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования, так как именно он был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры.

Слайд 8

Сторонники метода проектов в советской России В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины: — отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами; — слабая разработанность методики проектной деятельности; — гипертрофия метода проектов в ущерб другим методам обучения; — сочетание метода проектов с педагогически неграмотной идеей комплексных программ. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931году метод проектов был осужден.

Слайд 9

В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающее действительности в совместной деятельности школьников.

Слайд 10

Евгения Семёновна По́лат — доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения. Автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию интернет-технологий и ресурсов в системе образования.

Слайд 11

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Слайд 12

Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

13 июня 2023 г. исполнилось 145 лет со дня рождения выдающегося российского и советского педагога-экспериментатора, автора трудов по вопросам воспитания, основоположника дополнительного образования, создателя экспериментальной опытной станции – школы нового типа в духе гуманистического воспитания, кандидата естественных наук, профессора педагогического факультета 2-го МГУ Станислава Теофиловича Шацкого.

С.Т. Шацкий родился 13 (1) июня 1878 г. в селе Воронино Духовщинского уезда Смоленской губернии, в семье мелкого военного чиновника, заслужившего потомственное дворянство. В 1881 г. семья переехала в Москву, где в 1885 г. Станислав был отдан на обучение в классическую гимназию № 6, считавшуюся одной из лучших в Москве (в настоящее время в этом здании располагается Информационный центр «Библиотека им. К.Д. Ушинского»). Однако воспоминания о гимназии у С.Т. Шацкого остались удручающие. В книге «Годы исканий» (Ч.1. «Старая школа», 1924) он описывает, как «в ней шла постоянная война учителей и учеников, ненадолго прерывавшаяся лишь во время экзаменов, когда интересы тех и других сближались, а после учебного года ученики группами идут и жгут или топят учебники». Всю жизнь Шацкого преследовало воспоминание о товарище-гимназисте, которому учитель математики собирался поставить единицу, а тот рыдал, целовал рукав учителя и просил пощады. В своей книге Станислав Теофилович выявил главные недостатки гимназического образования – деперсонализация, унижение ученика, безразличие учителей к жизни детского сообщества и пришел к заключению: «Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали… Так не надо ни учиться, ни учить».

В 1893 г. Станислав Шацкий с отличием окончил гимназию и в 1896 г. поступил на математический факультет Императорского Московского университета. Вскоре он перевелся на медицинский факультет, в 1898 г. перешел на отделение естественных наук физико-математического факультета, а в 1902 г. покинул университет. Твердо решив стать педагогом и считая за образец для себя школу Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, где много внимания уделялось труду учащихся, особенно на земле, С.Т. Шацкий перешел в Петровскую земледельческую академию (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева) на специальность агронома. Молодой человек считал для себя необходимым все делать профессионально, чтобы грамотно и умело руководить занятиями своих будущих учеников. Однако, несмотря на очевидные успехи в учебе и приглашение заняться научной работой, а также став любимым учеником К.А. Тимирязева, Станислав Шацкий в 1905 г. оставил академию, посчитав, что все необходимые знания им уже получены.

Одним из увлечений Станислава Теофиловича с юных лет была музыка. Он умел играть на фортепьяно, обладал хорошим голосом и в 1899-1901 гг., уже будучи студентом Московского университета, занимался в классе сольного пения профессора Московской консерватории Умберто Мазетти. В годы учебы в консерватории (1903-1905), Шацкий ездил с концертами по России и пользовался большим успехом. Репертуар драматического тенора включал огромное количество романсов, песен, оперных партий – он получил даже приглашение в оперную труппу Большого театра. В консерватории Станислав Теофилович познакомился с будущей женой, Валентиной Николаевной Демьяновой, окончившей музыкальный вуз с красным дипломом по классу фортепиано. Сам же С.Т. Шацкий, не пожелавший завершить обучение ни в одном  из вузов, не имел диплома о высшем образовании.

Педагогическую деятельность Станислав Шацкий начал с попытки создания частной школы, однако в этом ему было отказано. В 1905 г. он вместе с архитектором и педагогом Александром Устиновичем Зеленко, а также другими педагогами-единомышленниками стал вести культурно-просветительскую работу с детьми и подростками рабочих окраин Москвы (Марьина Роща) и в летней колонии в Щелкове. Были организованы первые в России детские кружки и клубы, где основное внимание уделялось трудовому и общественному воспитанию. Созданные в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». При приюте, который к весне 1906 г. посещало около 150 детей, были открыты мастерские: слесарная, столярная, швейная. Вернувшийся из заграничной поездки А.У. Зеленко предложил реализовать на российской почве аналог просветительного общества по работе среди детей и взрослых «Сетлемент» (англ. sentlement – поселение).

В 1906 г.  С.Т. Шацким, А.У. Зеленко и их единомышленниками было создано культурно-просветительское общество «Сетлемент», цель которого – содействие развитию и удовлетворению культурных и общественных потребностей малообеспеченного населения. В состав общества входили: дневной приют; детский сад; училище; кабинет врачебной помощи; ремесленные курсы; колония в Щелкове. На курсах обучали основным профессиям, что давало возможность выпускникам трудоустроиться. Проводились и общеобразовательные занятия – педагоги организовывали экскурсии, прогулки, подвижные и спокойные игры, устраивались вечеринки, литературные вечера и спектакли. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. Совместно с сотрудниками С.Т. Шацкий опубликовал первую работу о «Сетлементе» под названием «Дети – работники будущего». В 1908 г. «Сетлемент» был закрыт полицией за пропаганду социализма среди детей, а самого Шацкого арестовали. Однако в 1909 г. Общество возродилось под новым названием – клуб «Детский труд и отдых» (1909-1911), которым с 1910 г. руководил Станислав Теофилович.

С целью изучения педагогического опыта трудового воспитания Шацкий в 1910 г. посетил Скандинавию, а в 1911 г. организовал в Калужской губернии, на пустующей территории имения известного общественного деятеля М.К. Морозовой (территория современного Обнинска) летнюю детскую трудовую колонию «Бодрая жизнь». Каждое лето в колонии жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Колония «Бодрая жизнь», ставившая задачу физического, умственного и эстетического воспитания детей, представляла собой педагогическую лабораторию, где исследовалось развитие личности ребенка в процессе занятий трудом и игрой. Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Анализируя результаты опыта, С.Т. Шацкий пришел к выводу, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, так как являлись источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали выработке трудовых навыков. Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация в колонии детского самоуправления. Идеи Станислава Теофиловича о создании и развитии самодеятельного детского коллектива во многом перекликаются с учением А.С. Макаренко о детском воспитательном коллективе.

Свободное время колонистов «Бодрой жизни» отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Формированию у детей потребности в искусстве рассматривалось как средство общего развития личности. Большой интерес у детей вызывали музыкальные занятия, которые проводила Валентина Николаевна Шацкая (впоследствии крупнейший специалист по проблемам музыкального воспитания детей). Колонисты слушали классические произведения в ее исполнении, разучивали песни, осваивали начала музыкальной грамоты, пели в руководимом Шацкой хоре, участвовали в постановке опер и музыкальных спектаклей. В 1912 г. С.Т. Шацкий разработал проект опытной станции по детскому воспитанию, охватывавшей все возрастные группы детей (начиная с детского сада и кончая школой) и главные виды работ с ними, включая работу клубов, мастерских, детской библиотеки и детской трудовой колонии. Проект был повторен в 1915 г. – в него были включены также опытные курсы.

К 1917 г. Станислав Теофилович имел успешный опыт работы с детьми, признание и известность как педагог, печатные труды, творческие программы, состоял членом Московской городской управы. В своей статье «На пути к трудовой школе» (1918) педагог-экспериментатор представил модель новой трудовой школы, которая должна прийти на смену существующей, предлагая идти от ребенка, от особенностей детства и детской индивидуальности. На основе общества «Детский труд и отдых» С.Т. Шацкий создал в 1919 г. опытно-показательные учреждения, целью которых было содействовать культурному просвещению населения. Они составили «Первую опытную станцию по народному образованию при Народном комиссариате просвещения РСФСР», работой которой, по предложению А.В. Луначарского, руководил Станислав Теофилович (1919-1932). Задачей «Опытной станции» было исследование влияния среды на рост и развитие ребенка, использование в воспитательной деятельности всего ценного и позитивного в культуре среды, активное включение родителей в воспитательный процесс.

«Опытная станция» представляла собой комплекс педагогических и научно-исследовательских учреждений и состояла из двух отделений – сельского в Калужской губернии (школа-колония «Бодрая жизнь») и городского отделения в Москве. Сельское отделение включало в себя 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Колония «Бодрая жизнь» выполняла задачи методического центра. Городское отделение в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав «Опытной станции» входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Здесь осуществлялась совместная работа школы и населения по воспитанию детей, велась исследовательская деятельность.

Достижения «Первой опытной станции» в 1930-е гг. получили широкую известность в России и за рубежом. Знаменитый американский философ и педагог Джон Дьюи, приехав на станцию, не поверил своим глазам, а, покидая ее, убежденный противник советской власти подарил Станиславу Теофиловичу свою фотографию с надписью: «Я уезжаю от вас с чувством большого уважения к той стране, в которой возможны такие замечательные педагогические дела». С.Т. Шацкий читал лекции для российских и иностранных педагогов в Москве, Калуге и на Угодском Заводе, в колонии.  9 мая 1932 г. «Первая опытная станция» была расформирована, а на ее базе в Москве была создана «Центральная экспериментальная лаборатория Наркомпроса РСФСР», которая занималась обобщением передового опыта школ и учителей страны. В 1932-1934 гг. «Центральной экспериментальной лабораторией» руководил Шацкий. По образцу «Первой опытной станции» были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 г.

В 1920-е гг. кандидат естественных наук Станислав Теофилович Шацкий работал в должности профессора на педагогическом факультете 2-го МГУ. Он читал лекции для школьного и дошкольного отделений (ныне факультет начального образования и факультет дошкольной педагогики и психологии). Большое значение профессор придавал методике коллективной работы студентов по принципу «метода проектов», считая, что зачеты и экзамены формализуют обучение. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования – социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. Педагог-экспериментатор предлагал создать Центры педагогической работы по трем направлениям: научно-исследовательское, учебное, практическое. Являясь с 1921 г. членом учебно-педагогической секции Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР, С.Т. Шацкий стал одним из создателей комплексных программ, которые были введены в 3, 4 и 5 классах (1925-1926). По поручению Н.К. Крупской, в 1929 г. он подготовил новые программы для школ.

В 1929-1934 гг. С.Т. Шацкий являлся членом коллегии Наркомпроса РСФСР.  Во время своих зарубежных поездок он подробно изучал школьное дело, критически оценивал западные педагогические теории и пришел к выводу об использовании зарубежного опыта через призму отечественных традиций образования и воспитания: «Нам было ясно, что простая пересадка заграничных образцов на русскую почву имеет мало цены». Педагог-экспериментатор С.Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А.А. Фортунатов, М.Н. Скаткин, Л.К. Шлегер, В.Н. Шацкая и др. Станислав Теофилович был значительной фигурой российской педагогики XX века. Его труды и идеи по сей день оказывают значимое влияние на развитие педагогики, многие его рекомендации используются современными отечественными педагогами. Творчество С.Т. Шацкого стало предметом изучения в педагогических вузах студентами и учителями в школах.

13 февраля 1932 г. постановлением коллегии Наркомпроса РСФСР Станислав Теофилович Шацкий был назначен директором Московской консерватории. Теперь он совмещал две должности – директора консерватории и руководителя «Центральной экспериментальной лаборатория». Будучи крупным деятелем в области педагогики, новый директор консерватории ввел в знаменитом музыкальном вузе предмет преподавание педагогики. При активном участии Станислава Теофиловича в 1933 г. в консерватории была организована Школа высшего художественного мастерства (как аспирантура для исполнителей), среди первых аспирантов которой были; М.М. Гринберг, Н.Л. Дорлиак, Э.И. Гроссман, Я.И. Зак, А.Л. Иохелес, Г.С. Козолупова, И.Б. Швейцер, М.Б. Питкус, Е.Н. Алексеева и др. Директор стал одним из инициаторов открытия Оперной студии консерватории, которое состоялось 30 мая 1933 г. –  в Большом зале под управлением А.Ш. Мелик-Пашаева была исполнена опера В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро». С.Т. Шацкому принадлежит организация при консерватории национальных студий: Башкирское отделение (1932 г.), Татарская оперная студия (1934), Узбекская и Туркменская студии (1935). Позднее были открыты Казахское отделение (1936), Северо-Осетинское и Киргизское отделение (1941). По инициативе С.Т. Шацкого, А.Б. Гольденвейзера и Г.И. Литинского в консерваторию в 1933 г. был приглашен С.С. Прокофьев.

В августе 1932 г. по инициативе директора С.Т. Шацкого и профессора А.Б. Гольденвейзера при консерватории было создано Детское отделение для подготовки одаренных детей к поступлению в музыкальный вуз (в 1935 г. оно было преобразовано в Центральную музыкальную школу). В 1933 г. в Большом зале состоялся концерт-смотр юных музыкантов, в котором   участвовали и были награждены премиями будущие знаменитые исполнители: Б. Гольдштейн, Е. Гилельс, М. Фихтенгольц. В августе 1933 г. С.Т. Шацкий выступал в Париже на Всемирном конгрессе единства в педагогической среде в связи с угрозой фашизма и затем на конгрессе в Реймсе.

30 октября 1934 г., во время подготовки Московской консерватории к празднику Октябрьской Революции Станислав Теофилович Шацкий скоропостижно скончался в возрасте 56 лет. Захоронен выдающийся педагог на Новом Донском кладбище в Москве.

В 1937 г. на территории школы-колонии «Бодрая жизнь» в память о Станиславе Теофиловиче Шацком был установлен его бюст (скульптор С.Д. Меркуров). В 1949 г. бюст был перенесен на новое место. В 1961 г.  имя выдающегося педагога-экспериментатора было присвоено средней школе № 1 Обнинска, его имя также носит одна из улиц города. На сайтах Московской консерватории и средней школы № 1 им. С.Т. Шацкого города Обнинска открыты страницы о Станиславе Теофиловиче Шацком. В 1962-1965 гг. Академией педагогических наук РСФСР были изданы педагогические сочинения С.Т. Шацкого в четырех томах, в 1980 г. издательством «Педагогика» выпущен двухтомник его избранных педагогических сочинений.

Идеи великого педагога и наставника о добровольческой работе представителей интеллигенции и студенчества с детьми получили развитие в движении «Форпост культуры им. С.Т. Шацкого».  В 1971 г. в движение включились студенты Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. С 1971 по 1991 гг. в МГПИ работал 1-й экспериментальный студенческий педагогический отряд «Форпоста». Сначала он состоял из студентов различных факультетов, работавших на общественных началах, затем в педагогический отряд влились студенты других столичных вузов.

Знаменательно, что 2023-й год, когда мы отмечаем 145-летие выдающегося педагога-экспериментатора Станислава Теофиловича Шацкого, Указом Президента России объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника, в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя.

А.Ю. Кожевников, к.и.н.,

Дирекция изучения истории МПГУ

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БГПУ ИМ. М. ТАНКА

ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ОСНОВ
ДЕФЕКТОЛОГИИ

Реферат

по
курсу «Педагогические системы и
технологии: практический аспект»

на
тему:

«Проектная
технология обучения».

Выполнила:

студентка
I
курса 101 группы

заочного
отделения (бюджетная

форма
обучения)

Ирина
Анатольевна

МИНСК 2007

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ

  1. ИЗ
    ИСТОРИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА

  2. МЕТОД
    УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
    ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА

  3. КЛАССИФИКАЦИЯ
    УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ (по
    Коллингсу)

  4. ТРЕБОВАНИЯ
    К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

  5. ПОСТАНОВКА
    ЦЕЛИ

  6. ВЫБОР
    ТЕМЫ ПРОЕКТА

  7. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
    ЧЕРТЫ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА

  8. ЦЕЛЬ
    ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

  9. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
    ПОЗИЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

  10. СИСТЕМЫ
    ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

  11. СОВРЕМЕННАЯ
    КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ.

В
связи с социально-экономическими
изменениями в мире в современном обществе
возникла потребность в активных,
деятельных людях, которые могли бы
быстро приспосабливаться к меняющимся
трудовым условиям, выполнять работу с
оптимальными энергозатратами, способных
к самообразованию, самовоспитанию,
саморазвитию.

Среди
наиболее важных качеств современного
человека выделяются активная мыслительная
деятельность, критичность мышления,
поиск нового, желание и умение приобретать
знания самостоятельно. Тем самым на
образование возлагается функция, которая
бы способствовала развитию самостоятельности
и ответственности личности, была бы
ориентированна на ее саморазвитие,
самообразование, самореализацию.

Следовательно,
как справедливо замечают педагоги,
необходима смена существующей
дидактической парадигмы, ориентированной
на традиционное репродуктивное обучение,
за счет изменения форм и методов обучения,
его индивидуализации, увеличения
комплекса новейших технических средств,
широкого применения новых технологий
обучения. Причем акцент ставится на
более активные виды самостоятельной
индивидуальной работы.

Самостоятельная
работа

выделяется как непременный элемент
образовательного процесса многими
современными образовательными
технологиями (знаково-контекстное,
активное, проблемное обучение и др.),
поскольку самостоятельная учебная
деятельность позволяет ликвидировать
пробелы в восприятии учебной информации
на школьных занятиях; самостоятельная
работа

раскрывает способности обучаемых,
содействует учебной мотивации;
самостоятельность в действиях позволяет
перейти от уровня «репродукции» к
уровню «умений» и «творчества»
как критериев знаний.

Самостоятельная
работа

способствует развитию навыков и умений,
относящихся к организации собственной
работы. Это планирование своей
деятельности, реалистическое восприятие
своих возможностей, умение работать с
информацией, что особенно важно в связи
с интенсивным ростом объема
научно-технической информации и быстрым
обновлением знаний.

В
узком
смысле слова

самостоятельная
работа

— самостоятельное выполнение обучаемым
определенных заданий, которое
осуществляется как в школьное, так и во
внешкольное время в различных формах:
письменной, устной, индивидуальной,
групповой или фронтальной. Самостоятельная
работа является одним из важнейших
элементов познавательной деятельности
учащихся; стимулирует работоспособность,
повышает прочность знаний.

В
более
широком смысле слова

самостоятельная
работа

— универсальный способ образовательной
деятельности обучающегося, который
связан не столько с усвоением суммы
знаний, сколько с расширением границ
восприятия и осмысления человеком мира
и самого себя.

Главными
условиями правильной организации
самостоятельной
работы

учащегося можно назвать следующие:


обязательное планирование самостоятельных
занятий;


серьезная работа над учебным материалом;


систематичность самих занятий;


самоконтроль.

Не
менее значимым является создание
педагогических условий
,
при соблюдении которых самостоятельная
работа может быть более плодотворной
и эффективной:

1)
наличие у учащегося положительной
мотивации;

2)
четкая постановка познавательных задач
и пояснение способа их выполнения;

3)
определение преподавателем форм
отчетности, объема работы, срока сдачи;

4)
определение видов консультационной
помощи и критерия оценок;

5)
осознание учащимся полученного нового
знания как личностной ценности.

Самостоятельная
работа

всегда является эффективным видом
учебной деятельности при условии умелого
руководства со стороны преподавателя.
Становление творческой личности
обучаемого осуществляется в тесном
контакте с творческой деятельностью
педагога. В связи с этим очень важно
сформировать у учащихся творческий
подход к изучаемому предмету, стимулировать
творческое отношение к овладению
знаниями и систематически пополнять
эти знания через самостоятельную работу.

Задача
педагога

— дать нужное направление творческому
мышлению учащегося, стимулировать
творческий поиск, создавая соответствующие
ситуации и условия, дать толчок к
систематическому исследованию, анализу,
поиску новых, своих собственных путей
решения той или иной проблемы. Правильно
сформулированные цели и задачи
способствуют развитию творческого
мышления.

В
этой связи все большее внимание привлекает
метод
проектов.

Метод
проектов

не является принципиально новым в
мировой педагогике. Метод
проектов

возник еще в начале прошлого столе­тия
в США. Его называли также методом проблем,
и связывался он с
идеями гуманистического направления
в философии и образова­нии,
разработанными американским философом
и педагогом Дж.
Дьюи
,
а также его учеником У.Х.
Килпатриком
.

Дж.
Дьюи

предлагал
строить обучение на активной основе,
через целесообраз­ную
деятельность ученика, сообразуясь с
его личным интересом имен­но
в этом знании. Вот тут-то и важна проблема,
взятая из реальной жизни,
знакомая и значимая для ребенка, для
решения которой ему
необходимо приложить полученные знания.
Учитель может под­сказать
новые источники информации, а может
просто направить мысль
учеников в нужном направлении для
самостоятельного поис­ка, стимулировать
интерес детей к определенным проблемам,
пред­полагающим владение определенной
суммой знаний и через проек­тную
деятельность, предусматривающую решение
одной или целого ряда
проблем, показать практическое применение
полученных зна­ний. Другими словами,
от теории к практике, соединение
академи­ческих знаний с прагматическими
с соблюдением соответствующе­го
баланса на каждом этапе обучения.

Чтобы
ученик воспринимал знания как действительно
нужные, ему
необходимо поставить перед собой и
решить значимую для него проблему.
Внешний результат можно увидеть,
осмыслить, применить
на практике. Внутренний результат: опыт
деятельности, со­единить
в себе знания и умения, компетенции и
ценности.

Метод
проектов

привлек внимание и русских педагогов.
Идеи проектного
обучения возникли в России практически
параллельно с
разработками американских педагогов.
Под руководством русско­го
педагога С.Т.
Шацкого

в 1905 году была организована небольшая
группа
сотрудников, пытавшаяся активно
использовать проектные методы
в практике преподавания. Позднее, уже
при советской вла­сти эти идеи стали
довольно широко внедряться в школу, но
недо­статочно
продуманно и последовательно.
После революции 1917 года у молодого
советского государства хватало других
проблем: экспроприация, индустриализация,
коллективизация…
В
1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод
проектов был осужден, а его использование
в школе – запрещено.

Описание
метода и причину запрещения можно найти
в романе В.Катаева «Два капитана»:

«Старенькая
преподавательница Серафима Петровна
приходила в школу с дорожным мешком за
плечами, учила нас… Право, мне даже
трудно объяснить, чему она нас учила.
Помнится, мы проходили утку. Это были
сразу три урока: география, естествознание
и русский… Кажется, это называлось
тогда комплексным методом. В общем, все
выходило «мимоходом». Очень может быть,
что Серафима Петровна что-нибудь
перепутала в этом методе… …по мнению
Наробраза, наш детский дом был чем-то
вроде питомника юных дарований. Наробраз
полагал, что мы отличаемся дарованиями
в области музыки, живописи и литературы.
Поэтому после уроков мы могли делать
что угодно. Считалось, что мы свободно
развиваем свои дарования. И мы их
действительно развивали. Кто убегал на
Москву-реку помогать пожарникам ловить
в прорубях рыбу, кто толкался на Сухаревке,
присматривая, что плохо лежит… …Но так
как на уроки можно было не ходить, то
весь школьный день состоял из одной
большой перемены… …Из четвертой
школы-коммуны вышли впоследствии
известные и уважаемые люди. Я сам обязан
ей очень многим. Но тогда, в двадцатом
году, что это была за каша!»

Если
цитата из художественного произведения
кажется недостаточно «педагогической»,
обратимся к книге проф. Е.Г. Сатарова
«Метод проектов в трудовой школе»:

«Возьмем
для примера опыт построения комплекса
«Пути сообщения». Обычно в этом случае
рекомендуются «практические» работы,
не имеющие практической целевой
установки: изготовление из картона или
глины паровоза, составление диаграмм,
зарисовывание дороги, экскурсии и
измерения, рассказы о крушении поездов
и гибели пароходов, опыт с паром и т. д.
Применяя же проектный метод, мы должны
будем весь учебный материал и все формы
его проработки подчинить основной
проблеме – проекту улучшения дорог в
нашем районе. К осуществлению этого
проекта привлекаются родители. В классе
вырабатывается план работ, составляется
смета на улучшение окрестных дорог, в
мастерских ручного труда изготавливаются
необходимые инструменты, близ школы
закладываются цементные стоки для воды
и так далее. И уже в рамках осуществления
этого проекта дети знакомятся с различными
фактами из области географии, экономики,
транспортного дела, физики (паровая
машина, электричество, законы плавания
тел и др.), социологии (рабочие, их
объединения, борьба с капиталом), истории
культуры (эволюция путей сообщения),
литературы («Шоссе и проселок» Некрасова,
«Железная дорога» его же, «Стрелочник»
Серафимовича, «Сигнал» Гаршина, морские
рассказы Станюковича и т.д.). Основная
разница в том, что при методе проектов
комплексную тему намечают и прорабатывают
ученики, а не педагог… Проектный метод
может воспитать деятельных, энергичных,
предприимчивых граждан, умеющих
жертвовать личными интересами во имя
общественного блага, а, следовательно,
и необходимых при постройке новых начал
коммунистического общества».

Есть
несколько причин,
по которым метод проектов не смог
проявить себя:

• не
было учителей, способных работать с
проектами;

• не
было разработанной методики проектной
деятельности;

• чрезмерное
увлечение «методом проектов» шло в
ущерб другим методам обучения;

• «метод
проектов» неграмотно соединили с идеей
«комплексных программ»;

• отменили
оценки и аттестаты, а индивидуальные
зачеты, существовавшие прежде, заменили
коллективными зачетами по каждому из
выполненных заданий.

В
СССР метод проектов возрождать в школе
не торопились, а в англоговорящих странах
– США, Канаде, Великобритании, Австралии,
Новой Зеландии – применяли активно и
весьма успешно. В Европе он прижился в
школах Бельгии, Германии, Италии,
Нидерландов, Финляндии и многих других
стран. Разумеется, со временем произошли
изменения; сам метод не стоял на месте,
идея обросла технологической поддержкой,
появились подробные педагогические
разработки, позволяющие перевести метод
проектов из категории педагогических
«произведений искусства» в категорию
«практических приемов». Родившись из
идеи свободного воспитания, метод
проектов постепенно «самодисциплинировался»
и успешно интегрировался в структуру
образовательных методов. Но суть его
остается прежней – стимулировать
интерес учеников к знанию и научить
практически применять эти знания для
решения конкретных проблем вне стен
школы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Аннотация: Проектная технология — система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов.
В лекции рассмотрены педагогические основы проектного обучения и организация работы над проектом.
Подробно описана деятельность преподавателя и обучающихся на разных этапах работы над проектом. Представлены характеристика основных этапов проектного обучения и методы оформления и оценка выполнения проекта.

Введение

Теория проектов возникла во второй половине XIX века в США. В его основу заложены прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859 -1952г.). Продолжатель методов Д. Дьюи американский ученый У.Х. Килпатрик разработал основы теории метода проектов.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработкой американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Проектные технологии относятся к технологиям ХХІ века, предусматривающим умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Проектная технология — система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов.

Технология проектов всегда ориентирована на активную самостоятельную работу обучающихся (индивидуальную, парную и групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Педагогические основы проектного обучения

Основные цели проектного обучения:

  • создать условия, при которых обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников;
  • обучающиеся учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • обучающиеся развивают коммуникативные умения, работая в различных группах (командах);
  • у обучающихся формируются исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения);
  • развитие системного мышления, внимания, воображения и памяти.

В основе проектного обучения лежат идеи:

  • о необходимости формирования проектного мышления;
  • обеспечения целостности педагогического процесса (единства воспитания, обучения и развития);
  • создания условий для самостоятельного приобретения знаний;
  • обеспечения единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
  • перехода от вуза памяти к школе мысли;
  • усиления профориентационного аспекта процесса обучения;
  • разработки здоровьесберегающих технологий обучения;
  • поддержания положительной мотивации к самообразованию обучающихся;
  • формирования умений и навыков ориентироваться в информационно-образовательном пространстве;
  • самостоятельного конструирования знаний.

Теория проектного обучения является интегративной, так как она синтезирует в себе в той или иной мере все другие теории и концепции обучения.

Технология проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой — применение интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии и творческих областей.

Исходными теоретическими положениями для проектного обучения являются:

  1. В центре внимания – обучающийся.
  2. Содействие развитию творческих способностей.
  3. Педагогический процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении.
  4. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития.
  5. Комплексный подход разработки учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося.
  6. Глубокое осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Основными понятиями теории проектного обучения являются дефиниции «проект» и «проектная деятельность«. Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) — от идеи до ее воплощения. Проектная деятельность — это деятельность, направленная на выполнение проектов.

В педагогической практике применяются различные виды проектов. Рассмотрим их классификацию.

  1. По степени участия обучающегося в проекте: индивидуальные, парные и групповые.
  2. Проекты на основе доминирующей деятельности обучающихся: практико-ориентированные (от учебного пособия до пакета рекомендаций по изготовлению чего-либо); исследовательские (исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного изыскания); информационные (сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью презентации широкой аудитории — статья, информация в сети Интернет); творческие (максимально свободный авторский подход в решении проблемы).
  3. По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными. Монопроекты реализуются в рамках одной учебной дисциплины или одной области знания. Межпредметные выполняются во внеучебное время под руководством специалистов из разных областей знаний.
  4. По характеру контактов проекты бывают внутригрупповые, внутриинститутскими, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современной компьютерных технологий.
  5. По продолжительности выполнения проекта различают: мини-проекты — укладываются в одно занятие или даже его часть; краткосрочные — на 4-5 занятий; недельные, требующие на выполнение проекта 30-40 часов. Предполагается сочетание аудиторных и внеаудиторных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы; долгосрочные (годичные) проекты, как индивидуальные, так и групповые, выполняются, как правило, во внеучебное время.

На практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов.

При выполнении проекта указывается: проблема; цели и задачи проекта; учебный материал, который предполагается задействовать для решения указанной проблемы (литература); теоретическая и практическая значимость в какой-либо области знаний; отдельно следует указать какие цели интеллектуального, нравственного, культурного развития обучающихся при этом ставятся; сроки выполнения проекта; состав группы; порядок оформления результатов проекта.

Проекты выполняются в пять этапов: ценностно-ориентационный, планирования, конструктивный, презентации, оценочно-рефлексивный.

Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Оформление проекта включает: тема, предмет, группа, характер проекта (междисциплинарный), разделы науки, тип проекта, оборудование, цель и задачи проекта.

Выполненные проекты публично обсуждаются, защищаются обучающимися и заканчиваются разными видами презентаций. К ним относятся; научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная конференция, инсценировка, защита на ученом совете, реклама, пресс- конференция и др.

Для оценки качества выполненного проекта используются критерии. Они должны быть понятны и их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Качество проекта должно осуществляться на основе внешней экспертизы.

Преподаватель в процессе выполнения проекта выступает как энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы», координатор, эксперт. Позиция преподавателя должна быть открытой, дающей простор самостоятельности обучающихся. Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития.

Основные требования к использованию технологии проектов: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решений; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских процедур (определение проблемы, выдвижение гипотезы и вытекающих из нее задач и способов их решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы).

Деятельность Шацкого

     Станисла́в Теофи́лович Ша́цкий

 (1
июня
 1878 — 30 октября 1934) — российский и
советский 
педагог.

        Создал первые внешкольные учреждения для детей в России. Создал детские клубы и детский сад, которые носили общее
название «Дневной приют для приходящих детей». K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная).
       Прaктическая работа c детьми основывaлась на педагогической концепции, которую разрабатывали члены общества: необходимости создания условий, которые
помогли бы детям жить богатой эмоционaльной и умственной жизнью
. B обучении упор был сделaн на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между
педaгогами и детьми понимaлись как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавaлось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма.

Необычным явлением для педагогической практики того времени была оргaнизация
детского самоупрaвления. B 1908 году общество было закрыто по распоряжению правительства, которое увидело в его деятельности попытку
проведения социализма среди маленьких детей. 
    B 1911
году
 общество открыло детскую летнюю трудовую колонию
«Бодрая жизнь» (на территории современного города Обнинска). Основой жизни в
колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам,
постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Анализируя опыт колонии, С. Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского
коллектива
. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали выработке трудовых
навыков
. Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию — занятия в этих учреждениях восполняли отсутствие y детей школьного образования. Вместе c тем они
помогали устроить досуг детей, способствовали обогащению их общения. 
   
Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение,
опрос.

Идеи и принципы

1. Взаимосвязь обучения и воспитания

     Цели обучения и воспитания должны быть глубоко связаны между
собой. Учитель должен позаботиться о том, чтобы полученные ребенком знания, умения и навыки не служили средством унижения или оскорбления другого человека, инструментом манипулирования сознанием
людей. Надо не только научить считать ребенка, говорил Шацкий, важно научить его не обсчитывать. Только синтез нравственного и умственного, волевого и эмоционального воспитания
позволяет продуктивно решать поставленные жизнью вопросы.


2. Научение детей овладеванию и планированию деятельности
         В процесс обучения входило умение формулировать цель,
находить и планировать средства ее достижения, рефлексировать над трудностями, которые помешали выполнить поставленные задачи, и успешно преодолевать их.


3. Важность учета социальной ситуации, в котором происходит педагогический процесс.

       Образовательная задача школы в ее широком понимании – клуба, библиотеки, игровой площадки – заключается в глубоком и тщательном исследовании позитивного и
негативного начала детской субкультуры. Нельзя забывать, писал Шацкий, что «улица» воспитала Горького и Эдисона, выработав в них стремление преодолевать препятствия, упорно идти к намеченной
цели. Неформальная группа удовлетворяет потребности ученика в эмоциональных переживаниях, учит его ориентироваться в среде. Однако сильное влияние воровской субкультуры, ориентация на
низкопробные произведения литературы и искусства, жестокость и грубость отношений требуют воспитательной коррекции. Школа никогда не начинает с нуля, она стремится использовать ценное в
субкультуре детей, чтобы поднять педагогический процесс на новую ступень. Таким образом, согласно концепции ученого, цель воспитания всегда соотносится с целями социального окружения, в
котором происходит педагогический процесс.


4. Детское самоуправление
    
Особое внимание Шацкий уделял проблемам детского самоуправления, выступавшего важным инструментом создания условий для самоактуализации, саморегулирования
жизнедеятельности детей.
 


5. Всесторонне развитая автономная  личность – цель
воспитания
       Подлинная
школа, по Шацкому, преследует цель развить ребенка целостно и всесторонне, выдвигая на первый план трудовую, эстетическую, умственную, физическую, социальную деятельность. В синтезе, во
взаимопроникновении друг в друга эта деятельность способствует многостороннему развитию личности.
 
           Знакомившиеся с работой
Шацкого иностранные педагоги отмечали инновационность, принципиальную новизну целей и задач. Новой была направленность педагогической деятельности на перестройку микросоциального окружения силами
детей. Обращалось внимание на глубокое знание учителями и научными сотрудниками экономических, социальных и культурных факторов социализации, использование их в процессе обучения и воспитания
школьников.
 
       Принципом всей педагогической деятельности
Станислава Теофиловича стало изучение условий жизни и личного опыта школьников разных возрастных групп, установление того, что должна сделать школа в данной области, чтобы жизнь ребенка была
более здоровой, содержательной, интересной. Опыт работы школы в этом направлении Шацкий определил в афоризме «изучение жизни и участие в ней», ставшем «лозунгом» обновления педагогического
процесса в школе 20-х годов.
 
          В основу своей педагогической
деятельности Шацкий положил главный принцип советской педагогики 20-х гг. – связь школы и воспитания с жизнью, боевой, наступательный характер педагогической деятельности. Он понимал воспитание
как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни.
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Процедура обмена водительского удостоверения через госуслуги инструкция пошаговая
  • Книги про майнкрафт руководство на русском
  • Регидростандарт инструкция по применению для детей как разводить порошок
  • Янтарная кислота инструкция по применению цена уколы
  • Артродок капсулы инструкция по применению цена

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии