У
2.4.2.1.
Правила, инструкция, положения –
нормативные документы,
устанавливающие определённый порядок,
нормы работы для организации в целом
или по отдельным направлениям (процессам)
ее деятельности.
Правила
– нормативный правовой акт, содержащий
системно связанные
между собой нормы, требования осуществления
какой-либо
деятельности.
В
инструкции устанавливается технология
выполнения определенного
вида деятельности (работ) или порядок
применения положений законодательных
и иных нормативных правовых актов.
Положением
регламентируется: деятельность конкретной
организационной структуры или дается
порядок осуществления управленческого
действия, например: положение о
премировании.
2.4.2.2.
Правила (положение, инструкция) печатаются
на стандартном
листе бумаги формата А4 и имеют следующие
реквизиты: наименование
организации, наименование вида документа,
связанное
с заголовком к тексту (обозначением
краткого содержания или
назначения документа), гриф утверждения,
текст, визы.
Обозначение
вида документа и заголовок к тексту
правил (положения,
инструкции) согласуются, например:
Основные правила работы архивов
организаций;
Положение
об отделе организационной работы и
управления документацией;
Правила внутреннего трудового распорядка;
Положение о системе оплаты труда;
Инструкция
по заполнению трудовых книжек;
Должностная
инструкция специалиста отдела
организационной работы и управления
документацией.
2.4.2.3.
Текст правил (положения, инструкции)
излагается от третьего
лица единственного или множественного
числа. В тексте используются
слова: «должен», «следует», «необходимо»,
«запрещается»,
«не допускается».
В разделе
«Общие положения» указываются основания
разработки,
назначение нормативного акта и сфера
его распространения,
ответственность за нарушение установленных
правил и технологий. В разделе «Общие
положения» может также указываться
подчиненность
регламентируемого объекта.
Текст правил (положения, инструкции)
делится на разделы, подразделы, пункты
и подпункты. Разделы и подразделы могут
иметь собственные заголовки.
Нумерация
разделов, подразделов, пунктов и
подпунктов производится
арабскими цифрами.
2.4.2.4.
Правила (положение, инструкция) в
обязательном порядке
согласовываются (визируются) с
руководителем подразделения, подготовившим
проект документа, юридической службой
и отделом управления документацией ,
а также подразделениями, в компетенцию
которых входят вопросы,
отраженные в документе, после чего они
утверждаются ректором академии.
2.4.3. Протокол заседания
2.4.3.1. Обязательными
реквизитами протокола являются:
наименование
организации, наименование вида документа
(протокол),
дата, номер, заголовок к тексту, место
издания, текст, подписи,
при необходимости, визы.
В
заголовок к тексту протокола, как
правило, выносится указание органа
или делового мероприятия:
Протокол
заседания Научно-методического совета;
Протокол заседания Учёного совета.
2.4.3.2.
Текст
протокола состоит из двух частей: вводной
и основной. В вводной части протокола
указываются фамилии председателя,
секретаря, членов коллегиального или
совещательного органа, присутствующих
на заседании, при
необходимости, лиц, приглашенных на
заседание в качестве
экспертов или заинтересованных в
рассмотрении вопроса,
повестка дня.
Фамилии членов коллегиального
или совещательного органа перечисляются
в алфавитном порядке, лиц,
приглашенных на заседание, — с указанием
должностей и места
работы.
При
оформлении протокола с числом участников
более 15 человек
фамилии не перечисляются, а указывается
цифрой их общее количество;
список участников в таких случаях
прилагается.
Например: Присутствовало: 27 чел. (список
прилагается).
В
повестке дня заседания вопросы
располагаются по степени их сложности,
важности и предполагаемого времени
обсуждения. Вопросы
формулируются с предлогом «О (Об)» и
нумеруются арабскими
цифрами. Под формулировкой вопроса
указывается фамилия и инициалы
докладчика. Не рекомендуется вопрос
или группу вопросов обозначать словом
«Разное».
Основная
часть протокола состоит из разделов,
посвященных вопросам
повестки дня. Ход рассмотрения каждого
вопроса записывается
в последовательности: СЛУШАЛИ — ВЫСТУПИЛИ
— ПОСТАНОВИЛИ
(РЕШИЛИ).
В разделе
СЛУШАЛИ приводятся: фамилия и инициалы
докладчика, (наименование должности
указывается в повестке дня), полное
или краткое изложение доклада (сообщения,
отчета). Если докладчиком
представлен текст выступления, в
протоколе после указания
фамилии докладчика в скобках указывается
— (текст доклада прилагается).
В разделе
ВЫСТУПИЛИ указываются фамилии, инициалы,
при необходимости,
— должности выступавших и содержание
их выступлений
в той последовательности, в какой они
прозвучали на заседании.
Вопросы
к докладчику, выступающим и их ответы
протоколируются
по мере их поступления и записываются
в той же последовательности,
при этом слова «Вопрос», «Ответ» не
пишутся, а указываются
фамилии и инициалы лица, от которого
поступил вопрос или
ответ.
В тексте
постановляющей части протокола
используются глаголы в
неопределенной форме («утвердить»,
«рекомендовать»).
В
постановляющую часть записываются
принятые решения. Если решений
несколько, они нумеруются арабскими
цифрами. При принятии
решения голосованием, после записи
решения приводятся
результаты голосования с указанием
числа голосов, поданных
«за», «против», «воздержавшихся», а
также список лиц, не участвовавших
в голосовании.
Решения
по процедурным вопросам (об утверждении
повестки дня, о прекращении обсуждения,
о принятии к сведению справок, сообщений
и т.п.) также отражаются в тексте протокола.
В случае,
когда протокол фиксирует решение об
утверждении какого-либо
документа, в тексте протокола должна
содержаться ссылка
на этот документ, а сам документ
прилагается к протоколу.
2.4.3.3. Участник
заседания может высказать особое
мнение
по принятому решению. После
заседания особое мнение излагается
на отдельном листе, подписывается и
передается лицу, ответственному
за ведение протокола. Содержание особого
мнения
записывается в протокол после записи
соответствующего
решения.
К
протоколу могут прилагаться тексты
выступлений, список присутствующих
на заседании.
2.4.3.4.
Протокол
заседания подписывается председателем
и секретарем
заседания.
Датой протокола является дата заседания.
2.4.3.5.
Копии протоколов при необходимости
рассылаются заинтересованным
организациям и должностным лицам в
соответствии
с указателем рассылки; указатель
составляет и подписывает ответственный
исполнитель подразделения, готовившего
рассмотрение
вопроса.
Принятые
решения могут доводиться до исполнителей
в виде выписок
из протоколов. Выписка — копия части
протокола. В выписке воспроизводят
все реквизиты заголовочной части
протокола, вводную часть,
вопрос повестки дня, по которому готовится
выписка, и текст, отражающий
обсуждение вопроса и принятое решение.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- Наша профессия (1906)
- Кадровое делопроизводство (22923)
- Управление персоналом (1286)
- Трудовое законодательство (7876)
- Трудоустройство, обучение (899)
- Свободное общение (1338)
В ближайшую неделю день рождения празднуют:Repbyf,
Наталья,
Аля,
888,
Наталия,
Ирина,
Сергей,
пчелка,
Галина,
Лев,
Anastasiya,
Julia,
Alisa,
Елена,
Маргарита,
Ксюха,
Леонид Яковлев,
Марина,
Ирина,
Натка,
Юлия,
Олька,
Ксения,
Ацкая блондинка,
Анастасия,
Кристина,
Ксения,
Анастасия.
Посмотреть все
Голосование:
Как вы относитесь к возможной отмене трудовых книжек?
RSS
положение правила инструкции в чем различия?
Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.
|
|
|
|
« Первая ← Пред.1
След. → Последняя (1) »
Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться.
У
2.4.2.1.
Правила, инструкция, положения –
нормативные документы,
устанавливающие определённый порядок,
нормы работы для организации в целом
или по отдельным направлениям (процессам)
ее деятельности.
Правила
– нормативный правовой акт, содержащий
системно связанные
между собой нормы, требования осуществления
какой-либо
деятельности.
В
инструкции устанавливается технология
выполнения определенного
вида деятельности (работ) или порядок
применения положений законодательных
и иных нормативных правовых актов.
Положением
регламентируется: деятельность конкретной
организационной структуры или дается
порядок осуществления управленческого
действия, например: положение о
премировании.
2.4.2.2.
Правила (положение, инструкция) печатаются
на стандартном
листе бумаги формата А4 и имеют следующие
реквизиты: наименование
организации, наименование вида документа,
связанное
с заголовком к тексту (обозначением
краткого содержания или
назначения документа), гриф утверждения,
текст, визы.
Обозначение
вида документа и заголовок к тексту
правил (положения,
инструкции) согласуются, например:
Основные правила работы архивов
организаций;
Положение
об отделе организационной работы и
управления документацией;
Правила внутреннего трудового распорядка;
Положение о системе оплаты труда;
Инструкция
по заполнению трудовых книжек;
Должностная
инструкция специалиста отдела
организационной работы и управления
документацией.
2.4.2.3.
Текст правил (положения, инструкции)
излагается от третьего
лица единственного или множественного
числа. В тексте используются
слова: «должен», «следует», «необходимо»,
«запрещается»,
«не допускается».
В разделе
«Общие положения» указываются основания
разработки,
назначение нормативного акта и сфера
его распространения,
ответственность за нарушение установленных
правил и технологий. В разделе «Общие
положения» может также указываться
подчиненность
регламентируемого объекта.
Текст правил (положения, инструкции)
делится на разделы, подразделы, пункты
и подпункты. Разделы и подразделы могут
иметь собственные заголовки.
Нумерация
разделов, подразделов, пунктов и
подпунктов производится
арабскими цифрами.
2.4.2.4.
Правила (положение, инструкция) в
обязательном порядке
согласовываются (визируются) с
руководителем подразделения, подготовившим
проект документа, юридической службой
и отделом управления документацией ,
а также подразделениями, в компетенцию
которых входят вопросы,
отраженные в документе, после чего они
утверждаются ректором академии.
2.4.3. Протокол заседания
2.4.3.1. Обязательными
реквизитами протокола являются:
наименование
организации, наименование вида документа
(протокол),
дата, номер, заголовок к тексту, место
издания, текст, подписи,
при необходимости, визы.
В
заголовок к тексту протокола, как
правило, выносится указание органа
или делового мероприятия:
Протокол
заседания Научно-методического совета;
Протокол заседания Учёного совета.
2.4.3.2.
Текст
протокола состоит из двух частей: вводной
и основной. В вводной части протокола
указываются фамилии председателя,
секретаря, членов коллегиального или
совещательного органа, присутствующих
на заседании, при
необходимости, лиц, приглашенных на
заседание в качестве
экспертов или заинтересованных в
рассмотрении вопроса,
повестка дня.
Фамилии членов коллегиального
или совещательного органа перечисляются
в алфавитном порядке, лиц,
приглашенных на заседание, — с указанием
должностей и места
работы.
При
оформлении протокола с числом участников
более 15 человек
фамилии не перечисляются, а указывается
цифрой их общее количество;
список участников в таких случаях
прилагается.
Например: Присутствовало: 27 чел. (список
прилагается).
В
повестке дня заседания вопросы
располагаются по степени их сложности,
важности и предполагаемого времени
обсуждения. Вопросы
формулируются с предлогом «О (Об)» и
нумеруются арабскими
цифрами. Под формулировкой вопроса
указывается фамилия и инициалы
докладчика. Не рекомендуется вопрос
или группу вопросов обозначать словом
«Разное».
Основная
часть протокола состоит из разделов,
посвященных вопросам
повестки дня. Ход рассмотрения каждого
вопроса записывается
в последовательности: СЛУШАЛИ — ВЫСТУПИЛИ
— ПОСТАНОВИЛИ
(РЕШИЛИ).
В разделе
СЛУШАЛИ приводятся: фамилия и инициалы
докладчика, (наименование должности
указывается в повестке дня), полное
или краткое изложение доклада (сообщения,
отчета). Если докладчиком
представлен текст выступления, в
протоколе после указания
фамилии докладчика в скобках указывается
— (текст доклада прилагается).
В разделе
ВЫСТУПИЛИ указываются фамилии, инициалы,
при необходимости,
— должности выступавших и содержание
их выступлений
в той последовательности, в какой они
прозвучали на заседании.
Вопросы
к докладчику, выступающим и их ответы
протоколируются
по мере их поступления и записываются
в той же последовательности,
при этом слова «Вопрос», «Ответ» не
пишутся, а указываются
фамилии и инициалы лица, от которого
поступил вопрос или
ответ.
В тексте
постановляющей части протокола
используются глаголы в
неопределенной форме («утвердить»,
«рекомендовать»).
В
постановляющую часть записываются
принятые решения. Если решений
несколько, они нумеруются арабскими
цифрами. При принятии
решения голосованием, после записи
решения приводятся
результаты голосования с указанием
числа голосов, поданных
«за», «против», «воздержавшихся», а
также список лиц, не участвовавших
в голосовании.
Решения
по процедурным вопросам (об утверждении
повестки дня, о прекращении обсуждения,
о принятии к сведению справок, сообщений
и т.п.) также отражаются в тексте протокола.
В случае,
когда протокол фиксирует решение об
утверждении какого-либо
документа, в тексте протокола должна
содержаться ссылка
на этот документ, а сам документ
прилагается к протоколу.
2.4.3.3. Участник
заседания может высказать особое
мнение
по принятому решению. После
заседания особое мнение излагается
на отдельном листе, подписывается и
передается лицу, ответственному
за ведение протокола. Содержание особого
мнения
записывается в протокол после записи
соответствующего
решения.
К
протоколу могут прилагаться тексты
выступлений, список присутствующих
на заседании.
2.4.3.4.
Протокол
заседания подписывается председателем
и секретарем
заседания.
Датой протокола является дата заседания.
2.4.3.5.
Копии протоколов при необходимости
рассылаются заинтересованным
организациям и должностным лицам в
соответствии
с указателем рассылки; указатель
составляет и подписывает ответственный
исполнитель подразделения, готовившего
рассмотрение
вопроса.
Принятые
решения могут доводиться до исполнителей
в виде выписок
из протоколов. Выписка — копия части
протокола. В выписке воспроизводят
все реквизиты заголовочной части
протокола, вводную часть,
вопрос повестки дня, по которому готовится
выписка, и текст, отражающий
обсуждение вопроса и принятое решение.
Вопрос
На одном из этапов разработки инструкции по делопроизводству у нас в компании возник вопрос: «А в чем разница между регламентом, положением, инструкцией и правилами в части цели и содержания каждого из документов?»
Мы перестроили порядок по информационно-справочной документации (раньше все делалось только через служебные записки), но встал вопрос по организационно-правовым документам.
Будем признательны за помощь!
профессиональный управляющий документами,
документовед, приглашенный лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Разница – в цели создания и функциональном назначении видов документов. Вид документа – обобщенное название совокупности документов, принадлежащих к определенной системе документации и связанных между собой по признакам содержания и целевого назначения.
В процессе разработки инструкции по делопроизводству регламентируют прежде всего работу с документами, принадлежащими к системе организационно-распорядительной документации, в которой есть следующие подсистемы:
- организационная документация (документы этой подсистемы являются правовыми актами);
- распорядительная документация (документы этой подсистемы – также правовые акты);
- справочно-информационные документы;
- документы по личному составу;
- договорная документация.
Положение, правила, инструкция, а также устав, штатное расписание, структура и штатная численность являются документами подсистемы организационной документации. К организационным документам относятся и новые виды создаваемых в настоящее время документов – концепция, стратегия, политика.
На общепонятийном уровне определения видов организационных документов закрепляются словарями – энциклопедическими, русского языка и специальными отраслевыми.
В профессиональной сфере делопроизводства и архивного дела названия видов документов должны, конечно же, употребляться в терминологическом значении. Рекомендуем проанализировать цели создания и функциональное назначение организационных документов, которые закреплены в определениях их видов, зафиксированных в Единой государственной системе делопроизводства (М., 1974):
- «положение – правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы учреждения, структурного подразделения»;
- «инструкция – правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан».
Такую же юридическую природу имеют регламент и правила, определения и функциональное назначение которых были зафиксированы отраслевым словарем – Кратким словарем видов и разновидностей документов (М., 1974):
- «регламент – свод правил, определяющих порядок работы учреждения, предприятия»;
- «правила – свод обязательных для выполнения требований, норм».
В словарях фиксируется актуальное употребление того или иного слова в конкретном значении. В настоящее время новый словарь видов и разновидностей управленческих документов готовит ВНИИДАД, обобщая современную практику. Регламент как свод правил (название вида известно с 18 века, с петровских времен), правила и положение как свод правил, регулирующих определенную отрасль или направление деятельности, одинаково допустимы для наименования видов издаваемых организационных документов.
Опыт «лучших практик» показывает, что в настоящее время организации самостоятельно устанавливают видовой состав издаваемых организационных документов, разрабатывая и утверждая на высшем уровне принятия решений (совет директоров, правление) соответствующий стандарт или классификатор видов и разновидностей документов, которые подлежат обязательному применению в данной организации (конечно же, с учетом классификатора бизнес-процессов, классификатора функций или вопросов и участков деятельности организации). При разработке подобного стандарта учитываются требования действующего законодательства, указания вышестоящих и контролирующих организаций, «лучшие практики» и обычаи делового оборота, практика государственных органов и органов местного самоуправления. Определяются подробно цель создания, функция и даже структура текста (в общем виде) применяемого организационного документа.
Пример
В организации могут издаваться административные регламенты (по функциям и услугам, если брать пример с государственных органов) и технические регламенты (преимущественно по производственным процессам, по процессам контроля и поверки приборов и оборудования; обратите внимание, что на федеральном уровне утверждаются технические регламенты на продукцию, имеющие силу федерального закона).
Исходя из требований законодательства в государственных органах разрабатываются и утверждаются положения о подразделениях и служебные должностные регламенты.
Должностные инструкции, положения о должностях руководителей (например, положение о должности генерального директора, положение о должности члена совета директоров и т.п.) и положения о структурных подразделениях разрабатываются в организациях на основе требований подзаконных нормативных правовых актов.
Производственный процесс в целом может регламентироваться инструкцией, а одна из его составных частей (один из процессов) возможно регламентировать правилами его реализации, схемой или блок-схемой.
Регламентация видового состава документов в процессе разработки и регламентации процедуры, бизнес-процесса, функции и услуги (государственной, муниципальной, оказываемой клиентам организации и т.п.) способствует управляемости организации, повышает качество управления, позволяет оценивать его по показателям эффективности и обеспечивать реальный переход на электронный документооборот.
Трудовое законодательство с 2022 года подверглось существенным изменениям и дополнениям в части различных аспектов охраны труда, которой работодатели должны теперь уделять особое и повышенное внимание. В связи с этим приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н утвердил требования к разработке и содержанию правил и инструкций по охране труда с 2022 года (начало применения перенесено на 01.01.2023). В данной статье рассматриваем основные положения нового регламента для инструкций по охране труда, которые разрабатывают работодатели.
Чем руководствоваться
1 марта 2022 года вступил в силу приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н (далее – Приказ № 772н), который утвердил Основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем.
Этот регламент будет действовать до 1 марта 2028 года. Но учтите, что приказ Минтруда от 17.03.2022 № 140н установил не применять его до 1 января 2023 года.
Документ состоит из 3-х частей: общие требования, отдельные требования к правилам по охране труда и отдельные – к инструкциям.
Также см. «Охрана труда с 1 марта 2022 года: обзор новых правил и изменений».
Общие требования
Правила и инструкции по охране труда работодатель разрабатывает для обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей.
Причём в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков работодатель может устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности. Но при этом они не должны идти в разрез с государственными нормативными требованиям охраны труда.
Также см. «Профессиональные риски: что это и как ими управлять с 2022 года».
Сам порядок утверждения правил (стандартов) и инструкций по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии) регламентирует ст. 372 ТК РФ.
Конкретный перечень необходимых на предприятии правил (стандартов) и инструкций по охране труда определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности.
Вот, в чём главное отличие правил (стандартов) от инструкций по охране труда:
Правила (стандарты) | Инструкции |
Должны содержать требования по:
|
Должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем). |
То есть, правила и стандарты по охране труда носят больше организационный характер, а инструкции – это конкретные руководства.
Все эти документы наниматель должен поддерживать в актуальном состоянии. Также они должны соответствовать:
- производственным процессам работодателя;
- организационным или структурным изменениям.
Разработка и содержание правил по охране труда: требования
Форма утверждения правил
Правила по охране труда (далее – Правила) работодатель может разработать в 2-х формах:
- стандарт организации;
- иной локальный акт.
Действие Правил
Правила действуют в пределах данной организации. Они не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ трудового права.
Из чего исходить при разработке Правил
Разработку Правил работодатель ведёт на основе:
- анализа состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- результатов спецоценки условий труда и оценки профессиональных рисков.
Содержание Правил по охране труда
Правила по охране труда должны включать следующие главы:
- Общие требования.
- Требования охраны труда работников при организации и проведении работ.
- Требования к производственным помещениям и площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений) в целях обеспечения охраны труда работников.
- Требования к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест в целях обеспечения охраны труда работников.
- Требования к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в целях обеспечения охраны труда работников.
Далее опишем, что конкретно нужно включить в каждую главу Правил.
ГЛАВА ПРАВИЛ |
КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТРАЗИТЬ |
Общие требования | Сфера действия Правил
Описание вредных и/или опасных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей, характерных для сферы действия Правил |
Требования охраны труда работников при организации и проведении работ | Требования охраны труда, предъявляемые к работникам
Требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий, в т. ч. при назначении должностных лиц, ответственных за организацию, выполнение, контроль выполнения соответствующих мероприятий Требования при организации работ по наряду-допуску (при наличии) Меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, с указанием:
Способы контроля и управления, обеспечивающие:
Способы своевременного уведомления:
Меры по защите работников, реализация которых необходима при возникновении аварийных ситуаций. |
Требования к производственным помещениям и площадкам (при наличии процессов, выполняемых вне производственных помещений) | Это положения, связанные с соответствием производственных помещений и площадок безопасному выполнению работ. В том числе:
|
Требования к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест | Требования к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению
Требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков) Требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты Мероприятия по обеспечению безопасности труда при организации работ на опасном технологическом оборудовании. |
Требования к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства | В случае соответствующего вида деятельности сюда включают:
|
При необходимости Правила могут содержать требования или ссылку на требования:
- стандартов безопасности труда;
- государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), устанавливающих требования к факторам рабочей среды и трудового процесса;
- правил и норм безопасности;
- нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
Оформление и подписание Правил
Правила должны иметь лист согласования, который подписывают следующие лица:
- разработчик (представители участников разработки);
- руководитель юридической службы работодателя (при наличии);
- руководитель службы охраны труда (при его отсутствии – лицо, выполняющее функции специалиста по охране труда);
- лицо, ответственное за разработку Правил.
Причём работодатель вправе расширить круг лиц, согласующих разработанные Правила.
Если работодатель использует электронный документооборот, лист согласования Правил подписывают с учетом настроек маршрута согласования.
Утверждение Правил
Их утверждает работодатель (руководитель организации) или уполномоченное им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
Разработка и содержание инструкций по охране труда: требования
Из чего исходить при разработке Инструкций
Инструкцию по охране труда для работника разрабатывают исходя из:
- его должности или профессии;
- направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.
Разработку инструкций по охране труда работодатель ведёт на основе установленных государственных нормативных требований охраны труда и требований разработанных им Правил (при наличии), а также на основе:
- анализа трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу выполняемой работы, для которых разрабатывается инструкция;
- результатов спецоценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в т. ч. определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
- анализа требований соответствующих профессиональных стандартов;
- определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
- анализа результатов расследования несчастных случаев, а также типичных причин несчастных случаев на производстве и профзаболеваний для соответствующих должностей, профессий, видов работ;
- определения безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.
Инструкция по охране труда для работника должна учитывать требования безопасности, изложенные:
- в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования;
- технологической документации организации – с учетом конкретных условий производства применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.
Содержание Инструкций по охране труда
Инструкция по охране труда должна охватывать следующие вопросы:
- Общие требования охраны труда.
- Требования охраны труда перед началом работы.
- Требования охраны труда во время работы.
- Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
- Требования охраны труда по окончании работы.
Далее опишем, что конкретно нужно включить в каждый пункт Инструкции.
ВИД ТРЕБОВАНИЙ |
ЧТО ОТРАЗИТЬ |
Общие требования охраны труда | Указания о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка
Требования по выполнению режима рабочего времени и времени отдыха при выполнении соответствующих работ Перечень вредных и/или опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей Перечень специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными государственными нормативными требованиями охраны труда, или ссылка на локальный акт Порядок уведомления о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента (или ссылка на локальный акт) Правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы. |
Требования охраны труда перед началом работы | Порядок подготовки рабочего места
Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты) (при наличии) Порядок осмотра работником и подготовки к работе средств индивидуальной защиты до использования Порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков). |
Требования охраны труда во время работы | Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов
Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты) Указания по безопасному содержанию рабочего места Действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций Требования к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников |
Требования охраны труда в аварийных ситуациях | Перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие
Процесс извещения руководителя работ:
Действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при (исходя из результатов оценки профессиональных рисков):
|
Требования охраны труда по окончании работ | Действия при приеме и передаче смены – в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования
Последовательность отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры Действия при уборке отходов, полученных в ходе производственной деятельности Требования соблюдения личной гигиены Процесс извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы. |
Временные инструкции по охране труда
Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допустима разработка временных инструкций по охране труда для работников. Они обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования.
Временные инструкции вводят на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.
Утверждение Инструкций
Инструкции по охране труда утверждает работодатель (руководитель организации) или уполномоченное им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).
Пересмотр Инструкций
Инструкции по охране труда пересматривают в том числе в следующих случаях:
- при изменении условий труда работников;
- при внедрении новой техники и технологии;
- по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- по требованию представителей органов исполнительной власти региона в области охраны труда или органов федеральной инспекции труда (Роструд).