Руководителю
(в отличие от неформального лидера) для
управления группой требуются специальные
властные полномочия, то есть возможность
оказывать влияние на поведение людей,
действия «сверху».
Виды
власти руководителя:
— власть,
основанная на принуждении;
— власть,
основанная на поощрении;
— экспертная
власть, основанная на специальных
знаниях руководителя, которых не
имеют другие;
— эталонная
власть или власть примера, когда
подчиненные стараются быть похожими
на своего привлекательного и уважаемого
руководителя;
— законная
или традиционная власть, когда один
человек подчиняется другому в силу
того, что они стоят на различных
иерархических ступенях в организации.
Стиль
руководства —
это совокупность характерных методов,
приемов и действий руководителя по
отношению к подчиненным. Стиль
руководства определяется следующими
основными факторами:
— степень
делегирования руководителем своих
полномочий;
— степень
участия подчиненных в принятии решений;
— уровень
информированности подчиненных о
состоянии дел в организации;
— виды
власти, используемые руководителем.
Основные стили руководства:
• Авторитарный
стиль — характеризуется
концентрацией власти у одного
руководителя. Он сам принимает решения
и жестко определяет всю деятельность
подчиненных. При этом они получают
минимум необходимой информации.
Руководитель применяет в основном
прямые методы побуждения: приказ,
команду, распоряжение, требование.
Деятельность подчиненных строго
контролируется. Вступает с подчиненными
только в деловые контакты, не принимает
критику со стороны подчиненных.
Преобладает власть, основанная на
принуждении.
• Демократический
стиль — руководитель
децентрализует свою власть. Он
консультируется с подчиненными, которые
также принимают участие в выработке
решений. Подчиненные получают достаточную
информацию, чтобы иметь представление
о перспективах своей работы. Их инициатива
всячески стимулируется, руководитель
допускает элементы коллективного
самоуправления. Чаще применяет косвенные
методы побуждения: совет, рекомендация,
предложение, пожелание и т.п. Вступает
с подчиненными не только в деловые, но
и в доверительные личные отношения,
принимает критику со стороны подчиненных,
стараясь учитывать ее в дальнейшей
работе. Использует все виды власти,
но особенно власть, основанную на
поощрении, и власть примера.
• Либеральный
стиль — характеризуется
минимальным вмешательством руководителя
в деятельность коллектива. Работникам
предоставляется почти полная
самостоятельность, возможность для
творчества. Властные полномочия
используются слабо. Воздействие на
работников осуществляется просьбами,
иногда уговорами.
Какой
стиль управления лучший — вопрос
некорректный. Одно дело — управление
производственным коллективом или
армейским подразделением, и другое —
коллективом ученых или других
творческих работников. Более того, на
практике стиль руководства часто
представляет собой сочетание элементов
нескольких стилей. Выделенные стили
руководства — это всего лишь теоретические
модели.
Руководство
и управление группой не одно и то же.
Руководитель выполняет лишь основные
управленческие функции. Поэтому в
психологии в последнее время все больше
внимания уделяется так называемому
партисипа-тивному
(соучаствующему)
стилю руководства, когда к управлению
широко привлекаются исполнители.
21.
Понятие и структура общения
Общение
— это
одна из основополагающих форм социального
взаимодействия людей. В структуре любого
общения (официального или неофициального)
выделяют три стороны:
• Коммуникативная сторона состоит
в обмене информации между людьми.
При этом информация не только передается,
но и формируется, уточняется, развивается.
Основная цель информационного обмена
в общении — это выработка общего смысла,
единой точки зрения и согласия по поводу
различных ситуаций и проблем.
• Интерактивная
сторона представляет
собой обмен не информацией, а действиями
в процессе организации и осуществления
взаимодействия между людьми. Эта сторона
общения может проявляться в согласовании
действий, распределении функций,
воздействии на настроение, поведение
или убеждения партнера.
• Перцептивная
сторона —
это процесс восприятия партнерами друг
друга, их внешнего облика и внутреннего
мира. Эффективность восприятия (перцепции)
связана с социально-психологической
наблюдательностью, позволяющей по
внешним проявлениям индивида улавливать
его существенные особенности и
прогнозировать поведение.
Основные
механизмы социальной перцепции:
• Идентификация
(уподобление)
заключается в попытках поставить
себя на место партнера. Близким к
идентификации является механизм
эмпатии. Однако, при эмпа-тии происходит
не рациональное понимание проблем
другого человека, а стремление откликнуться
на них эмоционально.
• Рефлексия
— это
осознание индивидом того, как он
воспинимается партнером по общению.
В
процессе социальной перцепции важную
роль играют установки, приводящие к
следующим психологическим эффектам:
• Эффект
ореола — когда
ранее выработанные представления о
человеке мешают видеть его действительные
качества.
• Эффект
новизны —
когда в ситуации восприятия знакомого
человека новая информация о нем
оказывается более значимой.
• Эффект
стереотипизации —
когда воспринимаемый человек соотносится
с одним из известных людей. Сте-реотипизация
упрощает процесс социальной перцепции,
но, к сожалению, за счет искажения
реальной сущности партнера.
Виды
общения:
^
вербальное — невербальное; ^ контактное
— дистантное;
непосредственное
— опосредованное; ^ устное — письменное;
^ межличностное — массовое; ^ частное —
официальное (деловое); ^ искреннее —
манипулятивное.
Каждый
из видов общения имеет свои особенности.
Например, кодекс делового общения
содержит семь принципов:
^
принцип кооперативности (твой вклад
должен быть таким, какого требует
совместно принятое направление
разговора);
^
принцип достаточности информации
(говори не больше и не меньше, чем
требуется в данный момент);
^
принцип качества информации (не ври);
^
принцип целесообразности (не отклоняйся
от темы, сумей найти решение);
^
выражай мысль ясно и убедительно;
^
умей слушать и понять нужную мысль;
^
умей учитывать индивидуальные особенности
собеседника.
Этапы
общения:
^
появление потребности в общении, а также
намерения вступить в контакт;
^
ориентировка в целях, в ситуации общения;
^
ориентировка в личности партнера;
^
планирование содержания общения (обычно
бессознательно);
^
бессознательный или сознательный выбор
средств, фраз, манер поведения;
^
восприятие и оценка ответной реакции,
установление обратной связи;
^
корректировка направления и стиля
общения.
Средства
общения:
— язык
— обеспечивающий взаимопонимание
партнеров; встречающееся непонимание
друг друга часто происходит из-за
того, что собеседники придают различный
субъективный смысл употребляемым
словам’;
67—
интонация — благодаря которой слова
«Я тебя люблю» могут воздействовать
сильнее, чем «Я тебя очень люблю»;
— мимика
— движение лицевых мышц, выражающих
внутреннее душевное состояние;
— позы,
дистанция, взаиморасположение партнеров;
— взгляды,
контакты глаз;
— жесты.
Исследования
показывают, что удельный вес слов в
установлении взаимопонимания составляют
7%, интонаций — 38%, невербального
взаимодействия — 53%.
22.
В структуре
управления как
системе обычно выделяют следующие
компоненты: субъект управления, объект
управления, цели управления, управленческие
взаимодействия, функции управления,
механизмы управления и другие. Сам же
процесс
управления включает
в себя принципы, методы и функции
управления.
Принципы
—
это правила, положения, требования,
которыми руководствуются в управлении
или менеджменте. Их можно разделить
на три группы:
/.
Общие принципы:
—
принцип планирования;
—
принцип научной организации управленческого
труда;
—
принцип компьютеризации;
—
принцип инновации;
—
принцип структурных перестроек. 2.
Принципы
управления людьми:
—
партнерство в отношениях между
руководителями и коллективом;
—
делегирование (передача) части полномочий
подчиненным;
—
улучшение условий труда персонала;
—
отказ от необоснованных привилегий;
—
использование мер поощрения (экономических,
моральных, социальных);
—
расширение сфер общения с подчиненными;
—
поддержание хорошего психологического
климата в организации.
3.
Принципы,
связанные с формированием личности
менеджера:
— целенаправленное
воспитание и самовоспитание менеджеров;
— специальная
подготовка менеджерских кадров.
Методы
управления также можно разделить на
три группы:
— экономические
методы, реализуемые
путем материального стимулирования
труда работников (дифференцируемая
зарплата, премии, персональные надбавки
и т.п.);
— педагогические
методы, включающие
в себя индивидуальную и коллективную
работу по инструктированию, обучению
и воспитанию персонала (собрания,
совещания, беседы и т.п.);
— административные
методы, основанные
на нормативах и правах руководителя
как единоначальника, предполагающие
воздействие на коллектив и отдельных
его членов путем издания приказов,
распоряжений, решений и т.п.
Процесс
управления состоит из последовательного
ряда управленческих действий, которые
называют управленческими функциями.
Основные из них: планирование —
организация — координация — контроль.
Кроме оснрвных, можно назвать и другие
функции
управления: целеполага-ния,
прогнозирования, оперативного
регулирования, учета и анализа, результатов
деятельности. Особое место среди них
занимает функция мотивации или
стимулирования, которая как бы
пронизывает все остальные функции
и представляет особый интерес с точки
зрения психологии управления. При
этом управленческая деятельность
всегда циклична. Через определенные
промежутки времени (финансовый год,
учебный год, квартал, семестр и т.п.) она
повторяется, начиная с нового планирования
и заканчивая итоговым контролем.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Руководителю (в отличие от неформального лидера) для управления группой требуются специальные властные полномочия, то есть возможность оказывать влияние на поведение людей, действия «сверху».
Виды власти руководителя:— власть, основанная на принуждении;
— власть, основанная на поощрении;
— экспертная власть, основанная на специальных знаниях руководителя, которых не имеют другие;
— эталонная власть или власть примера, когда подчиненные стараются быть похожими на своего привлекательного и уважаемого руководителя;
— законная или традиционная власть, когда один человек подчиняется другому в силу того, что они стоят на различных иерархических ступенях в организации.
Стиль руководства — это совокупность характерных методов, приемов и действий руководителя по отношению к подчиненным. Стиль руководства определяется следующими основными факторами:
— степень делегирования руководителем своих полномочий;
— степень участия подчиненных в принятии решений;
— уровень информированности подчиненных о состоянии дел в организации;
— виды власти, используемые руководителем.
Основные стили руководства:Авторитарный стиль — характеризуется концентрацией власти у одного руководителя. Он сам принимает решения и жестко определяет всю деятельность подчиненных. При этом они получают минимум необходимой информации. Руководитель применяет в основном прямые методы побуждения: приказ, команду, распоряжение, требование. Деятельность подчиненных строго контролируется. Вступает с подчиненными только в деловые контакты, не принимает критику со стороны подчиненных. Преобладает власть, основанная на принуждении.
Демократический стиль — руководитель децентрализует свою власть. Он консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в выработке решений. Подчиненные получают достаточную информацию, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Их инициатива всячески стимулируется, руководитель допускает элементы коллективного самоуправления. Чаще применяет косвенные методы побуждения: совет, рекомендация, предложение, пожелание и т.п. Вступает с подчиненными не только в деловые, но и в доверительные личные отношения, принимает критику со стороны подчиненных, стараясь учитывать ее в дальнейшей работе. Использует все виды власти, но особенно власть, основанную на поощрении, и власть примера.
Либеральный стиль — характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность коллектива. Работникам предоставляется почти полная самостоятельность, возможность для творчества. Властные полномочия используются слабо. Воздействие на работников осуществляется просьбами, иногда уговорами.
Какой стиль управления лучший — вопрос некорректный. Одно дело — управление производственным коллективом или армейским подразделением, и другое — коллективом ученых или других творческих работников. Более того, на практике стиль руководства часто представляет собой сочетание элементов нескольких стилей. Выделенные стили руководства — это всего лишь теоретические модели.
Руководство и управление группой не одно и то же. Руководитель выполняет лишь основные управленческие функции. Поэтому в психологии в последнее время все больше внимания уделяется так называемому партисипативному (соучаствующему) стилю руководства, когда к управлению широко привлекаются исполнители.
1. 2. Кадровая политика
2. План
1. Типы власти в обществе
2. Стиль руководства
3. Современная кадровая политика
4. Принципы работы с персоналом
3. 1. Типы власти в обществе и Известны три исторических типа власти:
Охлократия – характеризуется отсутствием четкого
подчинения нормам морали и права, когда
общественное
поведение
определяется
на
стихийном собрании, митинге, сходке.
Автократия означает неограниченную власть в
обществе одного лица (как власть сильного вождя).
В зависимости от степени принуждения народа
выделяют:
Тиранию (Иван Грозный)
Диктатуру (Гитлер, Сталин)
Монархию (Петр-1, Наполеон, Екатерина-2).
Демократия предусматривает власть народа на
основе
общественного
самоуправления
(Новгородское вече, Парижская коммуна)
4. 2. Стили руководства
Стиль
руководства
–
это
устойчивая система способов,
методов
и
использует
руководитель.
форм,
которые
конкретный
5. В зависимости от личных качеств различают три стиля:
Авторитарный стиль (директивный) –
характеризуется централизацией власти в
руках руководителя, как единоначальника.
Демократический стиль (коллегиальный),
где руководитель играет направляющую и
вдохновляющую роль.
Либеральный
стиль
(разрешительный,
попустительский),
невмешательство
руководителя
в
работу
подчиненных.
Руководитель
не
демонстрирует
свое
руководящее положение, не слишком активен
в работе, нерешителен.
6. Автократический стиль руководства характеризуется высокой централизацией руководства и доминированием единоначалия
Преимущества:
1. Не требует особых материальных затрат
2. Позволяет быстрее наладить взаимодействие между
сотрудниками и подразделениями
Недостатки:
1. Подавляет инициативу
2. Требует громоздкой системы контроля
3. Повышает степень бюрократизма
7. Демократический стиль руководства – делегирование руководителем части своих полномочий и принятие решений на коллегиальной
основе. Актуально — при стабильной работе
предприятий и стремлении к введению инноваций.
Преимущества:
1. Стимулирует творческую деятельность
2. Снижает недовольство сотрудников от принятых решений,
так как они принимаются совместно
3. Повышает мотивацию труда
4. Улучшает психологический климат
Недостатки:
1. Не осуществляется жесткого централизованного контроля
2. Ответственность за выполнение заданий может
долго перекладываться
3. Затягивается процесс принятия решений и их выполнения
8. Либеральный стиль руководства – управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе и потому приходится
рассчитывать на их
дисциплинированность.
Преимущества:
1. Часто эффективен в организациях с
творческими видами деятельности
2. Не требует громоздкой системы контроля
за действиями подчиненных
Недостатки:
1. Нестабильные показатели в деятельности
организации
2. Требует высокой квалификации работников
9. Смешанный стиль предусматривает сочетание перечисленных выше типов.
Либеральный,
демократический,
авторитарный
стиль
преобладать
руководителя,
у
того
но
достигают абсолюта.
могут
или
никогда
иного
не
10. 3. Современная кадровая политика
Кадровая
политика
определяет
генеральную линию и принципиальные
установки в работе с персоналом на
длительную
перспективу.
Она
формируется государством, ведущими
партиями и дирекцией организации.
11. Кадровая политика предприятия должна находить отражение в следующем:
—
устав организации;
философия организации;
коллективный договор;
правила внутреннего трудового
распорядка;
— трудовой договор сотрудника;
— положение об оплате труда;
— положение об аттестации кадров.
12. Устав предприятия (положение об организации)
Является концептуальным кадровым документом.
Содержит:
данные о виде предприятия,
его наименовании и местонахождении,
предмете и целях деятельности,
органах управления и контроля, их компетенции;
о порядке образования имущества, его выкупа,
распределении прибыли (дохода),
условиях реорганизации и прекращении деятельности.
13. Философия организации —
Философия организации это совокупность моральных и
административных норм и правил
взаимоотношений
подчиненных
персонала,
достижению
глобальной цели предприятия.
14. Коллективный договор
Это правовой акт, регулирующий социальнотрудовые отношения между представителями
работников и работодателя.
Коллективный договор подписывается тремя
сторонами:
администрацией,
профсоюзным комитетом
трудовым коллективом.
15. Коллективный договор:
Вступает в силу с момента подписания и действует
в течение определенного срока.
Сохраняет свое действие при изменении органа
управления, смены руководства и структуры
организации.
При реорганизации договор сохраняет свое
действие
на
период
реорганизации,
затем
пересматривается.
При смене собственника имущества он
сохраняется три месяца, затем пересматривается
При ликвидации предприятия претензии по
договору
удовлетворяются
из
имущества
ликвидируемой организации.
16. Правила внутреннего трудового распорядка
Это отдельный локальный
нормативный
документ или приложение к коллективному
договору, регламентирующий:
Прием и увольнение сотрудников
Рабочее время
Организацию труда
Порядок разрешения трудовых споров
Получение социальных благ и гарантий
Вознаграждения и наказания.
17. «Правила…» имеют основные разделы:
Общие положения
Порядок приема и увольнения сотрудников
Время труда и отдыха
Основные обязанности сотрудников
Основные обязанности администрации
Служебная и коммерческие тайны
Меры поощрения и взыскания.
18. 4. Принципы работы с персоналом
Под
принципом
научное
которое
начало
при
понимается
(правило),
решении
надо
учитывать и соблюдать в работе
с персоналом.
19. Принципы работы с персоналом
Бюрократия
–
обеспечение
разумного
господства
центрального звена управления (администрации) над основной
частью
персонала
для
строгого
выполнения
нормативных
документов организации.
Дисциплинированность правила
внутреннего
трудового
все работники выполняют
распорядка,
а
менеджеры
применяют справедливые санкции к нарушителям дисциплины.
20. Принципы работы с персоналом
Единоначалие –
концентрация власти в руках
линейных руководителей, работник получат распоряжение и
отчитывается перед одним непосредственным начальником.
Коллегиальность тесном
контакте
друг
с
менеджеры работают в
другом
и
связаны
узами
сотрудничества и взаимозависимости, участвуя в выработке
наиболее важных решений.
21. Принципы работы с персоналом
Корпоративность –
гармония интересов всех
категорий персонала в обеспечении единства интересов и
усилий по достижению целей управления.
Оперативность –
решений
по
анализу
и
своевременное
совершенствованию
принятие
системы
управления персоналом, предупреждающих или оперативно
устраняющих отклонения и конфликты.
22. Принципы работы с персоналом
Ротация –
временное выбытие одних работников не
должно прерывать
процесс осуществления каких-либо
функций. Для этого каждый работник должен уметь
выполнять функции одного-двух работников своего уровня
и планомерно перемещаться по различным должностям.
Специализация –
разделение труда в системе
управления персоналом (выделяется труд руководителей,
специалистов, служащих).
23. Принципы работы с персоналом
Справедливое
вознаграждение
–
базируется на оплате по результатам индивидуального и
коллективного труда с возмещением стоимости рабочей
силы.
Эффективность
предполагает
экономическую
организацию системы управления персоналом на основе
снижения доли затрат на управление в общих затратах на
единицу выпускаемой продукции.
24. Задания для закрепления изученного материала
1. Неограниченная власть в обществе одного лица
характерна для типа власти — … .
А) автократия
Б) демократия
В) охлократия.
2. … предусматривает «власть народа» на основе
общественного самоуправления.
А) автократия
Б) демократия
В) охлократия.
25. Задания для закрепления изученного материала
3.
Принятие решений с одобрения подчинённых,
отсутствие контроля за деятельностью подчинённых,
нестабильные показатели характерны для … стиля
руководства.
А) авторитарного;
Б) демократического;
В) либерального.
4.
Стиль руководства, основанный
принципов
единоначалия
и
самоуправления – это … стиль.
А) авторитарный;
Б) демократический;
В) либеральный.
на
сочетании
общественного
26. Задания для закрепления изученного материала
5. … — это правовой акт, регулирующий социальнотрудовые
отношения
между
представителями
работников и работодателя.
А) философия организации;
Б) коллективный договор;
В) трудовой договор сотрудника.
6. Совокупность моральных и административных норм и
правил взаимоотношений персонала, подчиненных
достижению глобальной цели предприятия – это … .
А) философия организации;
Б) коллективный договор;
В) трудовой договор сотрудника
27. Задания для закрепления изученного материала
7. Принцип … — разделение труда в системе управления
персоналом.
А) гибкость;
Б) децентрализация;
В) кооперация;
Г) специализация.
8. Принцип … — гармония интересов всех категорий
персонала в обеспечении единства интересов и усилий
по достижению целей управления.
А) единоначалие;
Б) кооперация;
В) корпоративность;
Г) специализация.
28. Задания для самостоятельной работы
1.
2.
Из
устава
организации
(предприятия) выписать элементы
кадровой политики
Егоршин А.П. Основы управления
персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2011.
стр. 21-28.