Дисциплина
«Управленческая психология»
Специальность 42.02.01 «Реклама»
курс
III группа: 1р3
Преподаватель:
Жданова Наталия Владимировна
ЛЕКЦИЯ
3. Теории лидерства и стилей руководства. (2 часа).
План
лекции:
1. Лидерство
как важнейший фактор управления.
2. Теорий
лидерства.
3. Стили
управления.
Под лидерством обычно
понимают способность человека вести за собой других людей для достижения
конкретных целей. Лидерство является феноменом, описывающим процессы влияния в
группах или организациях, направленные на координацию групповых действий и
отношений в ходе достижении групповой цели. Лидерство как важнейший фактор
управления стоит в центре современной организации. В современной организации
лидерство многогранно, его следует понимать, как планирование, организацию и
управление деятельностью группы посредством установления коммуникаций.
К основным элементам
процесса лидерства относятся влияние, поддержка, обеспечение добровольного
участия и достижение целей.
Лидерство как
специфический тип отношений управления предполагает процесс социального
взаимодействия и влияния, когда индивид намеренно воздействует на других людей.
В отличие от собственного управления, лидерство предполагает наличие в
организации последователей – союзников, которые представляют
обязательную оборонную сторону медали, называемой лидерством.
Лидерство позволяет
заменить отношения «начальник — подчиненный» отношениями «Лидер —
последователь».
Факторы,
составляющие основу лидерства:
- объективные и
субъективные; - формальные
(инструментальные) и неформальные (эмоциональные); - внешние и
внутренние.
Процесс влияния на
людей позиции занимаемой в организации должности называется формальным
лидерством. Процесс влияния на основе авторитета, доверия, уважения, способностей
или других ресурсов, необходимых людям, называется неформальным лидерством. Идеальным
является сочетание всех основ лидерства.
Лидер (от
англ. leader – ведущий руководитель) – это лицо (группа лиц), которое может
оказывать реальное влияние на поведение работников.
Для осуществления
эффективного руководства менеджер должен обладать лидерским влиянием.
Определяющими чертами
при оценке лидера и его поддержке группой являются: энергичность,
решительность, настойчивость, целеустремленность, энтузиазм, честолюбие,
способности и знания, справедливость коммуникабельность, уверенность в себе и
др. Наиболее важными функциями Лидера являются: определение целей и средств их
достижения, координация действий членов группы, планирование их совместной
работы, поощрение и наказание, информационная, контролирующая,
представительская функции и др. Таким образом, лидерство является важнейшим
фактором в системе управления современной организации.
В зависимости от того,
что считается источником результативности лидерства и какой смысл вкладывается
в его феномен, выделяют пять групп теорий лидерства:
1. Теория черт
(лидерство и эффективность лидерства рассматривается как свойства личности);
2. Поведенческие теории
(эффективность лидерства есть функция поведения);
3. Ситуационные
(эффективность лидерства является следствием действия в ситуации);
4. Атрибутивные теории;
5. Теории обмена.
Теория
личностных качеств лидера объясняет лидерство наличием
определенного набора общих для всех лидеров определенных личных качеств.
Исследованиями выявлено свыше 80 характеристик: физиологических,
психологических, интеллектуальных, деловых, личностных. При этом наиболее
общими чертами, которые отличают эффективного лидера тех, кого он ведет за
собой, являются: честолюбие, энергичность, честность и прямота, уверенность в
себе, адаптивность, способности, знания. Особенно очевидно они проявляются из
известных выдающихся лидеров (теория великих людей). Практикой не
подтверждается наличие стандартного набора качеств, которые предопределяют
эффективное лидерство. Личные качества не гарантируют достижения успеха, а их
относительная важность в значительной мере зависит от других факторов, включая
ситуацию, в которой находится менеджер.
Поведенческие
теории лидерства рассматривают лидерство как
набор привычных моделей поведения руководителя. Они указывают, что эффективное
руководство зависит не столько от личных характеристик менеджера, сколько от
адекватности его поведения ситуации, уровня квалификации и предпринимаемых
действий.
Данные теории
акцентируют внимание на стиле лидерства, под которым понимается
совокупность характеристик приемов и методов, используемых руководителем в
процессе управления. Стиль отражает степень делегирования руководителем своих
полномочий подчиненным, используемый тип власти, методы работы с внешней
средой, способы влияния на персонал, привычную манеру поведения руководителя по
отношению к подчиненным.
Содержание
поведенческих теорий разнообразно, но большинство из них представляет поведение
лидера на основе двух основных параметров:
- поведение,
ориентированное на выполнение производственных задач (при
игнорировании потребностей и интересов подчиненных); - поведение,
ориентированное на человеческие отношения (уважение к
потребностям работников, забота о развитии персонала);
·
В целом поведенческие теории лидерства способствовали усилению
внимания к вопросам обучения эффективности приемам обучения.
·
Ситуационные теории лидерства обосновывают,
что решающую роль в эффективном менеджменте играют ситуационные факторы, не
отвергая при этом характеристик. В основе большинства ситуационных моделей
лежит положение о том, что выбор оптимального стиля руководства определяется на
основе мониторинга управленческой ситуации и анализа природы ее ключевых
параметров.
Ситуационные теории лидерства имеют важное
практическое значение, поскольку утверждают, множественность оптимальных стилей
лидерства в зависимости от стации они указывают на отсутствие единого
универсального стиля управления и устанавливают эффективность руководства в
зависимости от ситуационных факторов.
Атрибутивные теории лидерства утверждают, что лидерство в группе являются
не реально существующим феноменом, определяемым качествами личности и
поведениям лидера, а результатом субъективных восприятий и социальных представлений
подчиненных.
Чем точнее совпадают между воспринимаемыми
атрибутами и поведением лидера, с одной стороны, и представлениями подчиненных
– с другой, тем выше вероятность, что подчиненные будут воспринимать лидера как
лидера и позволят ему осуществлять процесс влияния.
Теории обмена представляют лидерство как сложный процесс
взаимодействия и взаимовлияния лидера и подчиненных. Ведущими среди них
является теория диад теория харизматического и трансформационного лидерства.
Главным утверждением этих теорий является то, что результативность лидерства
напрямую зависит от способности лидера обеспечить адекватное восприятие
подчиненными целей его деятельности.
Современные специалисты считают, что
лидерство – это сложный социальный процесс, а не следование определенному
подходу. Оно обусловлено взаимодействием ряда переменных:
·
характеристики лидера;
·
позиции, потребностей и других
характеристик его последователей;
·
характеристики организации
(цель, структура, задачи)
·
социальная, экономическая и политическая
среда.
Новые экономические условия приводят к
появлению новых организационных форм и особых стилей лидерства. На основе этих
моделей выдвигаются несколько идей управления и лидерства:
·
поддержка только высоко
прибыльных проектов;
·
управление помимо существующей
иерархии;
·
развитие информационных сетей,
объединяющих автономные элементы.
Вышеперечисленное определяется как управление
предпринимательской сетью. В целом новейшие теории лидерства
постулируют, эффективность адаптивного руководства — руководства,
ориентированного на реальность. Его главный тезис состоит в том, что менеджер
должен освоить все стили лидерства и умело варьировать их в различных
правленческих ситуациях. Применение того или иного стиля зависит от
квалификации менеджера и подчиненных, степени их зрелости, опыта решения
конкретных задач, внутреннего побуждения к достижению поставленных целей.
Руководитель, стремящийся добиться
эффективного управления, должен обладать прогрессивным типом мышления,
предприимчивостью, ключевыми компетенциями, концептуальными способностями,
высокой культурой управления.
Стили
управления
В повседневной работе перед каждым
руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями
подчиненных. Это получило название управленческого стиля.
Под стилем управления11 понимается манера поведения руководителя по
отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставить делать то, что в
данный момент необходимо.
Стили управления складываются под влиянием
конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные»,
т.е. обусловленные одним каким-то фактором, и «многомерные», т.е. учитывающие
два и более обстоятельств стили управления.
К «одномерным» стилям управления относят:
·
авторитарный;
·
демократический;
·
либерально – попустительский.
Характеристика стилей руководства
Параметры взаимодействия руководителя с |
Авторитарный (директивный) стиль |
Демократический стиль |
Либеральный стиль |
Приемы принятия решений |
Единично решает все вопросы |
Принимая, решение, советуется с |
Ждет указания руководства или отдает |
Способ доведения решения до исполнителей |
Приказывает, распоряжается, командует |
Предлагает, просит, утверждает |
Просит, упрашивает |
Приемы принятия решений |
Берет на себя или перекладывает на |
Распределяет ответственность в |
Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение и инициативе |
Подавляет полностью |
Поощряет, использует в интересах дела |
Отдает инициативу в руки подчиненных |
Отношение к подбору кадров |
Боится квалифицированных работников |
Подбирает деловых, грамотных работников |
Подбором кадров не занимается |
Отношение к недостатку собственных |
Все знает и умеет, гипертрофированное |
Постоянно повышает квалификацию |
Пополняет свои знания и поощряет эту |
Стиль общения |
Жестко формальный, необщительный |
Дружески настроен, любит общаться |
Боится общения, общается с подчиненными |
Характер отношений с подчиненными |
Диктуется настроением |
Ровная манера ведения. Постоянный |
Мягок, покладист, иногда легковерен |
Отношение к дисциплине |
Приверженец формальной жесткой |
Сторонник разумной дисциплины, осуществляет |
Требует формальной дисциплины, не умея |
Отношение к моральному воздействию на |
Считает наказание основным методом |
Постоянно использует разные стимулы |
Использует поощрение чаще, чем наказание |
«Многомерные» стили управления представляют собой комплекс взаимодополняющих,
переплетающих подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может
реализовываться наряду с ними.
Первоначально сложилась идея «двумерного»
стиля управления, основывающегося на двух подходах: первый, ориентируется на
создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата и
налаживание человеческих отношений; второй – на создание надлежащих
организационных и технических условий, при которых человек достаточно полно
сможет реализовывать свои способности.
Вопросы
для повторения:
1. Почему
лидерство является важнейшим фактором управления?
2. Теорий
лидерства описать.
3. Какой
стиль управления является на ваш взгляд наиболее эффективным? Пояснить.
Список литературы:
1. Вернер Зигерт, Лючия Ланг. «Руководитель без конфликтов»
Москва, 2018 год издательство «Экономика».
2. Розанова В.А. «Психология управления»
Москва, 2018 года ЗАО «Бизнес-школа», «Интел- Синтез».
3. Лавриенко В.Н. «Психология и этика
делового общения» Москва, 2017 года издательство «Юнити»
4. Дейл Корнеги «Как завоевать друзей и
оказывать влияние на людей» Челябинск, 2017 год.
5. Шекшня С.В. «Управление персоналом
современной организации». Москва, Бизнес –школа, «Интел –Синтез», 2016 год.
Под лидерством
обычно
понимают способность человека вести
за собой других людей для достижения
конкретных целей. Лидерство является
феноменом, описывающим процессы влияния
в группах или организациях, направленные
на координацию групповых действий и
отношений в ходе достижении групповой
цели.
Лидерство как
важнейший фактор управления стоит в
центре современной организации.
В современной
организации лидерство многогранно, его
следует понимать как планирование,
организацию и управление деятельностью
группы посредством установления
коммуникаций.
К основным элементам
процесса лидерства относятся влияние,
поддержка, обеспечение добровольного
участия и достижение целей.
Лидерство как
специфический тип отношений управления
предполагает процесс социального
взаимодействия и влияния, когда индивид
намеренно воздействует на других людей.
В отличие от собственного управления,
лидерство предполагает наличие в
организации последователей
– союзников,
которые представляют обязательную
оборонную сторону медали, называемой
лидерством (У. Бланк)10.
Лидерство позволяет
заменить отношения «начальник —
подчиненный» отношениями «Лидер —
последователь».
Факторы, составляющие
основу лидерства:
-
объективные и
субъективные; -
формальные
(инструментальные) и неформальные
(эмоциональные); -
внешние и внутренние.
Процесс
влияния на людей позиции занимаемой в
организации должности называется
формальным
лидерством.
Процесс влияния на основе авторитета,
доверия, уважения, способностей или
других ресурсов, необходимых людям,
называется неформальным лидерством.
Идеальным является
сочетание всех основ лидерства.
Лидер
(от
англ. leader
– ведущий руководитель) – это лицо
(группа лиц), которое может оказывать
реальное влияние на поведение работников.
Понятия «менеджер»
и «Лидер» не совпадают табл. 13.1.
Таблица 13.1.
Различие между менеджером и лидером
Менеджер |
Лидер |
Назначается официально |
Выдвигается |
Выполняет несколько |
Деятельность |
Несет перед законом |
Не несет перед |
Руководство имеет |
Лидерство имеет |
Для осуществления
эффективного руководства менеджер
должен обладать лидерским влиянием.
Определяющими
чертами при оценке лидера и его поддержке
группой являются: энергичность,
решительность, настойчивость,
целеустремленность, энтузиазм, честолюбие,
способности и знания, справедливость
коммуникабельность, уверенность в себе
и др. Наиболее важными функциями Лидера
являются: определение целей и средств
их достижения, координация действий
членов группы, планирование их совместной
работы, поощрение и наказание,
информационная, контролирующая,
представительская функции и др.
Таким образом,
лидерство является важнейшим фактором
в системе управления современной
организации.
В зависимости от
того, что считается источником
результативности лидерства и какой
смысл вкладывается в его феномен,
выделяют пять групп теорий лидерства:
1. Теория черт
(лидерство и эффективность лидерства
рассматривается как свойства личности);
2. Поведенческие
теории (эффективность лидерства есть
функция поведения);
3. Ситуационные
(эффективность лидерства является
следствием действия в ситуации);
4. Атрибутивные
теории;
5. Теории обмена.
Теория личностных
качеств лидера объясняет
лидерство наличием определенного набора
общих для всех лидеров определенных
личных качеств. Исследованиями выявлено
свыше 80 характеристик: физиологических,
психологических, интеллектуальных,
деловых, личностных. При этом наиболее
общими чертами, которые отличают
эффективного лидера тех, кого он ведет
за собой, являются: честолюбие,
энергичность, честность и прямота,
уверенность в себе, адаптивность,
способности, знания. Особенно очевидно
они проявляются из известных выдающихся
лидеров (теория великих людей). Практикой
не подтверждается наличие стандартного
набора качеств, которые предопределяют
эффективное лидерство. Личные качества
не гарантируют достижения успеха, а их
относительная важность в значительной
мере зависит от других факторов, включая
ситуацию, в которой находится менеджер.
Поведенческие
теории лидерства рассматривают
лидерство как набор привычных моделей
поведения руководителя. Они указывают,
что эффективное руководство зависит
не столько от личных характеристик
менеджера, сколько от адекватности его
поведения ситуации, уровня квалификации
и предпринимаемых действий.
Данные теории
акцентируют внимание на стиле
лидерства,
под которым понимается совокупность
характеристик приемов и методов,
используемых руководителем в процессе
управления. Стиль отражает степень
делегирования руководителем своих
полномочий подчиненным, используемый
тип власти, методы работы с внешней
средой, способы влияния на персонал,
привычную манеру поведения руководителя
по отношению к подчиненным.
К основным
поведенческим концепциям лидерства
относятся: теория «Х» и «У» Д. Мак-Грегора,
теория лидерства К. Левина, континуум
стилей руководства Р. Лайкерта,
управленческая решетка Р. Блейка и Дж.
Моутона, теория Э.Ф. Флейшмана и Э.Харриса
и др. Содержание поведенческих теорий
разнообразно, но большинство из них
представляет поведение лидера на основе
двух основных параметров:
-
поведение,
ориентированное на выполнение
производственных задач
(при игнорировании потребностей и
интересов подчиненных); -
поведение
ориентированное на человеческие
отношения
(уважение к потребностям работников,
забота о развитии персонала);
Обобщенно
характеристика поведенческих теорий
лидерства приведена в табл. 13.2.
Таблица 13.2.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1. Руководство и лидерство: теории и модели
Лекция 6
«Они могут, потому что думают, что
могут»
Вергилий
1
2. Некоторые аргументы «ЗА»
• Лидеры могут четко определять курс для выхода из экономического и
социального кризиса, поощрения продвижения кадров, определение
оптимального пути в будущее;
• Являются примером желанного руководителя, а также идеального
лидера;
• Лидеры выражают рабочую этику и этические ценности, которые
объединяют все общество в целом;
• Даже группы сотрудников, работающие на коллегиальной основе,
предпочитают руководство своей деятельности, что может
осуществить только всеми уважаемый лидер или руководитель;
• Современное общество ощущает увеличивающуюся потребность в
выдвижении все новых и новых лидеров в области медицины,
образовании, производства, гос. службы, военного дела…
2
3. Некоторые аргументы «Против»
• Часто для решения или постановки задач не требуется личность,
которая оказывает влияние на других людей (руководитель, лидер),
т.е. задачи могут быть решены при условии компетентного анализа
или действия;
• Само понятие «руководство» может противоречить идеалам
свободного общества;
• Лидер – это личность, которая находиться на особом положении по
отношению ко всем остальным… и ассоциируется с такими
неприглядными понятиями, как захват власти и получение
дополнительных выгод в виде прибылей и доходов.. «зачем тратить
деньги на выбор и поощрение лидеров?»
• Вместо того, чтобы определять характерные особенности лидеров,
формы их подготовки награды для них, организациям необходимо
создавать такие команды работников, которые будут выполнять
задания как единый организм
3
4. Причины изучения лидерства и руководства
в каждой группе одно лицо обязательно имеет большее
влияние, чем остальные члены этого маленького
коллектива и это лицо играет очень важную роль в каждой
группе
• организации будут менее эффективными, деятельность их
окажется менее производительной, в экстремальных
ситуациях такие группы окажутся не в состоянии
выполнять поставленную задачу, если лидеры будут
отсутствовать
4
5. Понятия и перспективы лидерства
1. Лидерство — это не тоже самое, что управление;
2. Лидерство — это комплексное понятие;
3. Характерные свойства лидерства могут быть развиты
путем опыта, обучения и анализа;
4. Эффективность лидерства зависит в основном от
соответствия лидера его команде, а также от ситуации;
5. Лидерство может быть заменено во многих ситуациях,
поскольку в некоторых случаях оно не вызывает важного
или незначительного воздействия.
5
6. Лидер и менеджер: сходства и различия
Менеджер — человек, который влияет на других через данную ему власть таким
образом, чтобы обеспечить выполнение задач организации для достижения ее
целей
Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с
ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и
источники, ее питающие
Лидер — человек, способный эффективно сочетать все возможные и имеющиеся у
него основы и источники власти в целях воздействия на людей
Лидер – человек влияющий на поведение других членов группы без
использования принудительных форм власти.
Менеджер это человек, который направляет работу других и несет
персональную ответственность за ее результаты
Лидер – это человек, который воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в
работников (может не брать на себя ответственность за результаты работы)
6
7. Различия в функциях лидера и руководителя
Наименование
функции
Лидер
Руководитель
Объект управления
Неофициальные
межличностные отношения
Официальные
межличностные
отношения
Субъект управления
Элемент микросреды
Элемент макросреды
Выявляется стихийно, на
эмоциональном фоне
Назначается или
избирается
целенаправленно,
осознанно
Методы влияния
Влияние основано на
авторитете, отсутствие
формальных властных
полномочий
Формальное влияние,
включающее
определенную систему
санкций, Властные
полномочия не зависят от
членов группы
Среда деятельности
Малая группа в которой
выбирают лидера
Малая группа и
социальные системы,
частью которых она
является и которые с ней
взаимодействуют
8. Отличия менеджера и лидера
Менеджер
Лидер
Администратор
Инноватор
Поручает
Вдохновляет
Работает по целям других
Работает по своим целям
План – основа действий
Видение – основа действий
Использует доводы
Использует эмоции
Контролирует
Доверяет
Поддерживает движение
Дает импульс движению
Профессионален
Энтузиаст
Уважаем
Обожаем
9. Сходства
• Являются субъектами управления
социальной общности
• Реализуют процессы социального влияния
в группах
• Имеют определенную субординацию
отношений
10. Различия
• Руководство – это социальный феномен,
так как руководитель призван осуществлять
регулирование официальных отношений
• Лидерство – это психологический феномен,
так как лидер осуществляет регулирование
межличностных отношений
(неформальных) в группе.
11. Власть и влияние
• Власть – это потенциальная способность индивида влиять
на поведение других людей.
• Власть – это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е.
она существует не только тогда, когда применяется
• Власть – это способность заставить других выполнить Вашу
волю
• Власть – это основной имеющейся в распоряжении
руководителя ресурс, позволяющий добиться изменения
поведения сотрудников.
• Авторитет – это власть, возникшая на формальной основе
(дается сверху), как данная кому-то и принимаемая
подчиненными как то, с чем они согласны и считают
правильным (получена снизу).
11
12. Власть: основы и источники
• Основой власти называется то, откуда она
происходит, а источником власти – то, через
что данная основа используется.
12
13. Источники власти в организации
13
14. Источники личной власти по Дж. Френчу и Б. Рейвену
Источник власти
Описание
Вознаграждение
Лидер обладает ресурсами, необходимыми для
вознаграждения последователей
Принуждение
Источник власти — страх (например, потерять работу)
Легитимность
Поведение лидера согласуется с разделяемыми
ценностями последователей, поэтому они «передают»
лидеру полномочия
Экспертиза
Основа власти — знания и опыт, относящиеся к заданию
Харизма
Черты личности, делающие лидера привлекательным в
глазах
14
15. Стратегии влияния
Возмездие (принуждение и запугивание)
Общая форма
Угроза
Социальное давление
Достаточно
Ощущаемый недостаток и давление времени
Избегайте причинять боль другим
Взаимодействие (обмен и интеграция)
Общая форма
Обещание
Уважение
«Кредит»
Обязательство
Взаимный компромисс
«Если вы этого не сделаете, вы пожалеете!»
«Если вы не подчинитесь, я вас накажу»
«Другие члены вашей группы согласны; так какое ваше решение?»
«Я перестану к вам придираться, если вы подчинитесь»
«Если вы не начнете действовать прямо сейчас, вы упустите возможность/создадите
проблемы другим людям»
«Если вы не согласитесь, это причинит вред другим»
«Если вы сделаете X, вы получите Y «
«Если вы подчинитесь, я вас вознагражу»
«Люди, мнением которых вы дорожите, будут думать лучше (хуже) о вас, если вы
подчинитесь (не подчинитесь)».
«Я сделаю для вас что-нибудь, чего вы хотите; вы тогда сделаете это для меня?»
«Вы обязаны подчиниться мне, поскольку в прошлом я оказал вам услуги» (Даже если я
не беру на себя никаких обязательств в отношении будущего…)
«Я снизил мое первоначальное предложение/цену, и теперь я надеюсь, что вы ответите
тем же» (не важно, насколько неразумным было мое первоначальное предложение)
«Я заинтересован только в небольшом обязательстве с вашей стороны» (Но потом я
потребую больше)
Рост обязательств
Обоснование (убеждение, основанное на фактах, потребностях и личных ценностях)
Общая форма
«Я хочу, чтобы вы сделали X, поскольку это согласуется с /хорошо для/ необходимо для…»
«Эти факты /мнение экспертов демонстрируют достоинства моей позиции/ просьбы»
Доказательство
«Вот что мне надо, вы поможете ?»
«Уступчивость поможет вам достичь своей личной цели»
Потребность
«Это действие соответствует вашей приверженности X»
Достижение цели
«Мы бы предприняли эту попытку, если бы могли положиться на ваши способности/опыт»
Схожесть ценностей Готовность
«Поскольку мы друзья, вы сделаете это?»
«Группе нужна ваша поддержка, сделайте это для общего блага»
Лояльность
Альтруизм
15
16. Подходы к изучению лидерства
16
17. Традиционные концепции лидерства. 1-Этап.Теория лидерских качеств или этап изучения «великого человека»
1930 – 1950 гг.
Р.Стогдилл, Р.Манн, У.Беннис, О.Тид и др.
«Быть большим – это далеко не всегда
достоинство. И маленьким тоже. Но и то
и другое может быть преимуществом.
Умеете ли Вы извлекать пользу из обоих
вариантов?»
Дж.Левинсон
17
18. Ральф Стогдилл 1948
Ум и интеллектуальные способности
Господство и преобладание над другими
Уверенность в себе
Активность и энергичность
Знание дела
18
19. О.ТИД
• Физическая и эмоциональная выносливость
• Понимание назначения организации и
направление её деятельности
• Энтузиазм
• Дружелюбие и привязанность
• Порядочность
20. Г.Юкл
Креативность
Организаторские способности
Способность убеждать
Дипломатичность
Тактичность
Риторические способности
Понимание задачи
21. Четыре группы лидерских качеств по У. Беннису
• Физиологические (рост, вес, сложение, внешний
вид и т.д.)
• Психологические или эмоциональные (честность,
смелость, независимость)
• Умственные или интеллектуальные ( ум, логика,
рассудительность, образованность, речевая
развитость)
• Личные деловые (такт, дипломатичность, умение
брать на себя ответственность)
22. Недостатки теории лидерских качеств
• Попытки определить особый набор черт
характера и умственных способностей идеального
руководителя имели ограниченный успех
• Перечень
потенциально
важных
качеств
руководителя может оказаться бесконечным и его
выбор определяется достаточно субъективно
• Существуют
различные
пути
измерения
личностных качеств руководителя
• Не
удалось
установить
связь
между
рассмотренными качествами и лидерством
23. Традиционные концепции лидерства. 2 Этап. Концепции лидерского поведения
1940-1970 гг.
Д.МакГрегор, К.Левин, Р. Лейкерт, П.Блейк,
Д.Мутон и др.
«В исследованиях лидерства необходимо
сконцентрироваться на динамике
взаимодействия между лидером и его «войском»
Цель этапа – найти единственный эффективный
стиль руководства
23
24. Хронология исследований
1. К. Левин (университет штата Айова) и три стиля
руководства
2. Исследования университета штата Огайо
(двухфакторная теория руководства)
3. Исследования Мичиганского университета
4. Р. Ликерт и системы управления
5. Управленческая сетка Р.Блейка и Дж. Моутона
(Техасский университет)
6. Заменители лидерства
25.
Стили руководства по К. Левину
•Диктаторский (авторитарный)
•Демократический
•Попустительский (либеральный)
26. Университет штата Огайо «Двухфакторная теория руководства»
• Структура отношений: определение ролей,
установление коммуникативных потоков,
правил, процедур работы, ожидаемых
результатов
• Отношения в структуре:
дружественность, взаимное доверие и
уважение, симпатия гармония,
чувствительность к друг другу
27.
Университет штата Огайо
четыре стиля руководства согласно исследованию
Высокое
Внимание
отношениям
в структуре
Низкое
Лидер уделяет меньше внимания
структурированию заданий для
работников, а больше занимается
удовлетворением их потребностей
и желаний
Лидер не справляется с
необходимым структурированием
работы, не стремясь компенсировать
это приложением максимальных
усилий по установлению наилучших
отношений с работниками
Низкое
Лидер в значительной мере
обеспечивает руководство работой,
уделяя одновременно большое
внимание установлению наилучших
отношений с работниками
Лидером уделяется основное
внимание структурированию
работы и всего того, что с ней
связано, при слабом учете
нужд и желаний работников
Внимание к
структуре
отношений
Высокое
28.
Мичиганский университет
четыре стиля руководства согласно исследованию
Высокое
Устанавливает предельно высокий
уровень выполнения работы и
напряженные задания
Концентрация
внимания на
работе
Низкое
Использует групповой, а не
индивидуальный подход к
управлению работниками
Лидер не справляется с
необходимым структурированием
Имеет тенденцию к оказанию
работы, не стремясь компенсировать
поддержки работникам и развитию
это приложением максимальных
хороших отношений с ними
усилий по установлению наилучших
отношений с работниками
Низкое
Концентрация
внимания на
работниках
Высокое
29. Выводы Мичиганского университета
• ЭЛ. Должен оказывать поддержку
работникам и развивать хорошие
отношения с ними
• ЭЛ. должен использовать групповой стиль
управления
• ЭЛ. должен устанавливать MAX уровень
выполнения работы и напряженные
задания
30.
Стили руководства по Рэнсису Лейкерту
•Эксплуататорско -Авторитарный (система 1)
•Благожелательно -Авторитарный (система 2)
•Консультативный (система 3)
•Система группового участия (система 4)
31. Системы управления 1,2,3,4
• Система 1 – не уверен и не доверяет (угрозы, наказания и
отдельные вознаграждения)
• Система 2 – снисходительная уверенность (мастер – раб).
Вознаграждения в определенной мере наказания.
• Система 3 – Значительная уверенность (начальник –
подчиненный). Вознаграждения, отдельные наказания и в
некоторой степени привлечение к участию в управлении.
• Система 4 — Полная уверенность и доверие во всем.
Материальное стимулирование, разработанное с учетом
участия работников в управлении.
32.
Управленческая решетка Блейка и
Мутона
1.9.
Управление людьми
9.9.
5.5.
Управление работой
33. Четыре типа лидерского поведения в зависимости от применения вознаграждения или наказания
33
34.
34
35.
Переменные или заместители
лидерства
Когда не требуется обращать внимание
на отношения с подчиненными в
рамках структуры
Когда не требуется обращать внимание
на структуру отношений и работу
На уровне качеств подчиненных
Способность, опыт, подготовка, знания
+
Независимость, самостоятельность
+
+
Профессионализм
+
+
Равнодушие к организационным
вознаграждениям
+
+
На уровне содержания работы
Ясность, честность и рутинность
+
Отсутствие альтернативных методов
выполнения работы
+
Обеспечивает получение собственной
обратной связи
+
Внутренне удовлетворяющая работа
+
+
На уровне организационного окружения
Формализация
+
Высокоспециализированная поддержка
+
+
Групповой подход, тесная взаимосвязь
+
+
У лидера нет прав вознаграждать
+
+
35
36. Ситуационный подход к лидерству
1960-1990 гг.
Ф.Фидлер, Т.Митчел, Р.Хаус,
П. Херси, К.Бланшар,
Танненбаум, Шмидт,
В. Врум, П.Йеттон и др.
37. Ситуационный подход к изучению лидерства
• Исследует взаимодействие различных
ситуационных переменных для того, чтобы
обнаружить причинно – следственную
связь в отношениях лидерства,
позволяющую предсказать возможное
поведение лидера и последствия этого
поведения
38. Континуум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта
Демократ полагает, что власть ему дается последователями, которых он ведет, и
что люди в своей основе обладают способностью к самоуправлению и
творческой работе в условиях правильного мотивирования. Автократ считает, что
власть дается его позицией в группе/организации и что люди внутренне ленивы
и на них трудно полагаться.
38
39. Модель ситуационного лидерства Ф.Фидлера
Определитесь со стилем руководства. Выбор стиля производиться по шкале НПС.
Шкала НПС (наименее предпочитаемого сотрудника )(LPC scale). Мотивационная система
поведенческих предпочтений руководителя, позволяющая определить ориентацию
лидера (на взаимоотношения или на задачи) посредством описания «наименее
предпочитаемого сотрудника».
Подумайте о всех людях, с которыми вам пришлось когда-либо работать, а затем
вспомните человека, с которым было работать труднее всего. На соответствующей месте
прилагаемой шкалы отметьте того индивида.
Если вы описали своего НПС очень позитивно – то вы лидер с высоким НПС и
ориентированы на отношения, если более негативно – лидер с низким НПС и
ориентированы на работу.
Открытый
1 2 3 4 5 6 7 8
Сдержанный
Придирчивый
Покладистый
Эффективный
Непродуктивный
Самоуверенный
Угрюмый
Нерешительный
Жизнерадостный
40. Оценка контролируемости и благоприятности ситуации
1. Отношения между руководителем и членами коллектива.
Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к
своему руководителю и привлекательность личности руководителя для
исполнителей (могут быть либо хорошими, либо плохими).
2. Структура задачи (структурированность работы). Подразумевает
привычность задачи, четкость ее формулировки и ее структуризации, а не
расплывчатость и бесструктурность (высокая и низкая
структурированность).
3. Должностные полномочия (уровень должностной власти). Это — объем
законной власти, связанной с должностью руководителя, которая
позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки,
который оказывает руководителю формальная организация (широкие и
ограниченные, либо сильная или слабая).
40
41. Методика выбора стиля по Ф. Фидлеру
1. Определиться с соответствующим стилем
руководства (работа//люди)
2. Идентифицировать ситуацию
3. Выбрать адекватный стиль управления
согласно ситуации
4. Изменить ситуацию под себя
42. Сводка ситуационных факторов по Фидлеру и соответствие предпочтительных стилей лидерства
42
43. Действия лидера по изменению ситуации согласно Ф. Фидлеру
Изменение взаимоотношений между лидером и его подчиненными
1. Проводите больше или меньше времени в неформальной обстановке со своими подчиненными
2. Приглашайте нужных людей для работы в вашей группе
3. Избавляйтесь от тех сотрудников с которыми трудно иметь дело
4. Предлагайте руководству продвижение нужных сотрудников в составе ваше й группы
5. Улучшайте моральную атмосферу в группе путем распределения доходов, премий, привлекательной
работы.
Изменение структуры поставленной задачи
Если вы хотите иметь менее распределенные по этапам задания, то вам можно посоветовать следующее:
1. Просите своего руководителя дать вам сложное и необычное задание и сами рассказывайте об этапах его
выполнения
2. При разработке этапов выполнения заданий приглашайте к сотрудничеству своих подчиненных
Если вы хотите иметь более детальный план работ, то вам можно посоветовать действовать следующим
образом:
1. Просите руководителя дать вам более структурированное задание или детальные инструкции
2. Разделяйте задание на мелкие этапы субзаданий, которые могут быть высоко структурированы.
Изменение власти руководителя
Для усиления властной позиции действуйте следующим образом:
1. С помощью организационных мероприятий неустанно показывайте подчиненным, кто есть босс
2. Вы должны быть уверены, что вы в курсе всех событий в коллективе
Для ослабления вашей властной позиции делайте следующее:
1. Приглашайте своих подчиненных для составления плана работ и принятия решений.
2. Позвольте свои подчиненным пользоваться большей властью
43
44. Модель ситуационного лидерства Херсея Бланшарда
Ключевые факторы
Зрелость последователей
Профессиональная
зрелость (ПрофЗ)
ЗНАНИЯ
УМЕНИЯ
НАВЫКИ
ОПЫТ
СПОСОБНОСТИ
Психологическая
зрелость (ПсиЗ)
МОТИВИРОВА-СТЬ
СТЕПЕНЬ ЖЕЛАНИЯ
44
45. Ситуационная модель Херси-Бланшара
Ситуационная модель ХерсиБланшара
S1 Говорить Указывать Направлять Устанавливать
S 2 «Продавать» Объяснять Прояснять Убеждать
S3 Участвовать Поощрять Сотрудничать Проявлять преданность
S 4 Делегировать Наблюдать Отслеживать Завершать
45
46. «Вероятность успеха» при выборе стиля лидерства по Херси-Бланшару
«Вероятность успеха» при выборе стиля
лидерства по Херси-Бланшару
Тип готовности
Вероятность успеха
Высокая ————————————————————————Низкая
R1 не могу, не
S1 Указывать
хочу
R2 не могу, но
S2 Убеждать
хочу
R3 могу, не хочу S3 Учавствовать
R4 могу и хочу S4 Делегировать
S2
S3
S4
S1
S3
S4
S2
S3
S4
S2
S1
S1
46
47. Подход на основе вертикальной парной связи Грина
Грин предложил теорию лидерства,
основанную на вертикальной парной
связи (ВПС), согласно которой не
существует последовательного
одинакового отношения лидера ко всем
подчиненным. Он может быть весьма
участливым по отношению к одному
подчиненному и весьма строгим и
жестким в отношениях с другим
подчиненным.
Внутригрупповые члены имеют шанс
получить более важные задания и более
существенное вознаграждение.
Внегрупповые члены получают менее
ответственные задания и менее
позитивные подкрепления, работа им
надоедает и они уходят из организации.
47
48. Модель Стинсона-Джонсона
Возможности
последователей
Структурированность работы
Низкая
Высокая
Высокие
Низкий интерес к
отношениям и низкий
интерес к работе
Высокий интерес к
работе и высокий
интерес к отношениям
Низкие
Высокий интерес к
работе и низкий интерес
к отношениям
Высокий интерес к
отношениям и низкий
интерес к работе
Модель Стинсона-Джонсона убеждает ее пользователей, что
характеристики последователей (их потребность в достижении и
независимости и их уровень знаний и опыта) являются критическими при
выборе лидером эффективного стиля.
48
49. 1973 г. ситуационная модель Врума-Йеттона-Яго
49
50. Комплексный подход. Новое в теория лидерства
Конец XX века
• Концепция атрибутивного лидерства
• Концепция харизматического лидерства
• Концепция преобразующего лидерства
51. Комплексный подход
Задача: необходимо увязать традиционные
подходы с позиции личностных качеств и
образцов поведения и ситуационными
подходами к изучению лидерства
52. Концепция атрибутивного лидерства H.H.Kelley или «почему люди ведут себя так, а не иначе?»
Атрибутивная задача лидера – разделить на категории
причины поведения подчиненных, согласно трем
направлениям:
1.Особенности личности
2.Специфика работы – сама работа
3.Организационное окружение или обстоятельства –
контекст ситуации
Т.о. знание причин, создавших ситуацию, усиливает
лидерское понимание и способность предсказывать
реакцию людей на ситуацию.
53. Модель атрибутивного лидерства
53
54. Выводы атрибутивной теории:
подчиненные склонны видеть причины их плохой работы вне, а руководители — в
подчиненных;
руководители, склонные отдавать предпочтение внутренним причинам при
объяснении плохой работы подчиненных, обычно проявляют большую пунктуальность
и направляют свое воздействие непосредственно на подчиненных,
плохая работа подчиненного в прошлом, согласно всем трем типам информации,
скорее всего приведет к выявлению руководителем внутренних причин;
серьезность сложившейся ситуации приводит руководителя скорее всего к выявлению
внутренних причин и к высокой степени пунктуальности в ответных мерах;
уклонение (с объяснением) подчиненного от ответственности или его извинение за
случившееся делает руководителя менее суровым и пунктуальным в ответном
поведении;
неизменный уровень выполнения работы переключает внимание руководителя с
причин, связанных со способностями подчиненного, на причины, имеющие отношение
к количеству прилагаемых усилий.
54
55. Концепция харизматического лидерства
• Харизма является формой влияния на других посредством
личностной привлекательности, вызывающей поддержку
и признание лидерства, что обеспечивает обладателю
харизмы власть над последователями
• Лидер с положительной харизмой (власть в интересах
работников, поощрение открытой коммуникации,
развитие инициативы и т.д.)
• Лидер с отрицательной харизмой (власть в личных целях,
не учитывает потребности работников, общение сверхувниз и т.д.)
56. Стадии харизматического лидерства
Стадия 1
Лидер оценивает
окружение,
адаптируется и
формулирует те
представления,
которые должны
реализоваться
Выявление
неиспользованных
возможностей и
недостатков в
нынешней ситуации.
Чувствительность к
запросам членов.
Формулирование
идеального
стратегического
видения будущего
Стадия 2
Согласовывает свои
представления с
ведомыми, используя
необходимые
средства
Ознакомление с
видением ситуации.
Признание статус-кво
неприемлемым, а
видения – как
наиболее
привлекательной
альтернативы.
Формулирование
побудительных
стимулов для ведомых
Стадия 3
Выработка доверия и
согласованности
Создание доверия на
основе технических
знаний, взятия на себя
риска,
самопожертвование и
нетрадиционного
поведения
Стадия 4
Служит ролевой
моделью и
«мотиватором» для
других
Демонстрация средств
для достижения цели
путем ролевого
моделирования,
наделения
полномочиями и
нетрадиционных
методов
56
57. Этика и харизма
Неэтический харизматический лидер
Использует власть только в личных целях
Этический харизматический лидер
Использует власть в интересах других
Продвигает только сове видение
Строит свое видение в соответствии с
нуждами и стремлениями последователей
Пресекает критику в свой адрес
Считается с критикой и извлекает из нее
уроки
Требует беспрекословного выполнения
своих решений
Коммуницирует только в одном
направлении: от себя вниз
Нечувствителен к потребностям и нуждам
последователей
Полагается на удобные внешние моральные
стандарты для удовлетворения своих
интересов
Стимулирует у последователей творческий
подход к делу и своим взглядам
Поощряет открытую и двухстороннюю
коммуникацию
Научает, развивает и поддерживает
последователей, делит свою славу с другими
Полагается на внутренние моральные
стандарты для удовлетворения
организационных и общественных
интересов
57
58. Концепция преобразующего (трасформативного) лидерства
Лидер реформатор – это преобразователь, а
не спаситель, он проявляет творчество, а не
кудесничество, за ним стоят реалии, а не
мифы, он ведет последователей от
результата к результату, а не от обещания к
обещанию, он ориентирует людей на труд,
а не на дивиденды, его цель не изменить
мир, а измениться в мире через развитие.
59. Трансформационное лидерство
• Способность вдохновлять и стимулировать
ведомых для достижения результатов,
превышающих первоначально
планируемые и обеспечивающих внутренне
поощрение
59
60. Модель преобразующего или реформаторского лидерства
60
61.
Л — Лидер
П — Последователь
Л. Определяет, что должен делать, чтобы
добиться намеченных результатов
Л. Определяет потребности П
Л. Уточняет роль П
Л. Уточняет, как удовлетворение
потребностей П будет обеспечено путем
выполнения роли для достижения
намеченных результатов
П. Чувствует уверенность в выполнении
ролевых требований (субъективная
вероятность успеха)
П. Признает ценность намеченных
результатов (с позиции удовлетворения
своих потребностей)
П. Самостоятельно вырабатывает
стимулы для достижения желательных
результатов (ожидаемые усилия)
61