Техническое руководство как функция исполнительной власти означает

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.

4. Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации.

5. Президент Российской Федерации утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти и вносит в нее изменения.

6. Президент Российской Федерации определяет в структуре федеральных органов исполнительной власти органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

Сущность
исполнительной власти постигается в
изучении теории государственной
власти
и теории разделения властей.
Исполнительная власть, государственная
власть и теория разделения властей,
будучи тесно взаимосвязаны, обеспечивают
на практике процесс демократического
государственного управления. Эффективность
и демократизм государственной деятельности
достигаются посредством разделения
государственной власти на три ветви:
законодательную, исполнительную
и судебную. Все они выполняют
предписанные им функции, и отсутствие
одной из них повлечет за собой нарушение
принципов демократии. Принцип разделения
властей является сегодня одним из
основных конституционных принципов
всех демократических государств. Все
ветви государственной власти уравновешивают
и взаимно контролируют друг друга.

Из
ст. 110—117 Конституции РФ следует, что
сущностью исполнительной власти
является, с одной стороны, практическое
применение законов, а с другой —
государственное управление, которое,
в свою очередь, должно основываться на
принципе законности.

Конкретизирующее
определение понятия «исполнительная
власть» (в узком смысле) будет следующим:
исполнительная власть — это деятельность
по управлению государством и обществом,
подчиненная контролю со стороны других
ветвей власти и состоящая в осуществлении
специально созданными органами
государственной власти особых функций
и установленной законом компетенции
.
Главным является указание на то, что
управление (государственное управление)
является сущностью исполнительной
власти. Имея в виду, что понятие
государственного управления имеет
множество обязательных и важнейших
признаков (о которых речь пойдет ниже),
необходимо учитывать их при детальной
характеристике самой исполнительной
власти.

Исполнительная
власть имеет следующие отличительные
признаки:

1.
Исполнительная власть обусловлена
существованием самого государства

(государственной властью) и необходимостью
разделения единой государственной
власти на законодательную, исполнительную
и судебную. Исполнительная власть —
обязательный признак современного
правового государства, ибо выполнение
столь разнообразных и сложнейших функций
и полномочий, которые необходимо
каждодневно осуществлять в государстве,
невозможно ограничить только рамками
одной ветви государственной власти.

2.
Исполнительная власть — это самостоятельный
вид (ветвь) единой государственной
власти
(ст. 10 Конституции РФ), которая
находится в постоянном взаимодействии
с властями законодательной и судебной.

3.
Исполнительная власть осуществляется
органами исполнительной власти
,
которые одновременно являются органами
управления (государственного управления
и местного самоуправления).

4.
Единство исполнительной власти в
РФ. Исполнительная власть как вид
государственной власти формируется в
Российской Федерации в соответствии с
конституционным принципом федерализма,
который проводит разграничения предметов
ведения и полномочий между органами,
осуществляющими исполнительную власть,
но находящимися на разных уровнях
управления (федеральном, центральном,
региональном, местном уровне), т.е. между
федеральными органами исполнительной
власти и аналогичными органами субъектов
РФ.

5.
Исполнительная власть, как и другие
ветви государственной власти, есть
власть подзаконная, т.е. ее организация
и функционирование должны основываться
на нормах законов и других нормативных
актов. Подзаконность исполнительной
власти означает, что организация и
деятельность публичного управления
регулируются правовыми нормами и
проводятся в целях реализации предписаний
закона при неукоснительном соблюдении
прав и свобод граждан, прав и законных
интересов всех участников управленческих
отношений.

6.
Важным признаком исполнительной власти
является ответственность за совершаемые
управленческие действия и принимаемые
административные акты
.

7. В
силу того, что одной из функций
государственного управления является
планирование, то оно выступает также
и в качестве основного признака
исполнительной власти.

8.
Исполнительная власть осуществляет
юрисдикционную (правоохранительную)
деятельность
. В рамках своей компетенции
органы исполнительной власти вправе
самостоятельно оценивать правомерность
действий (актов) субъектов исполнительной
деятельности, рассматривать и разрешать
возникающие споры, а также применять
меры принуждения, предусмотренные
законом.

Сущность
функций исполнительной власти выявляется
и посредством анализа результатов,
которые достигаются в процессе
осуществления исполнительной власти.
Данный подход позволяет выделить
следующие основные функции современной
исполнительной власти:

1)
исполнительная (правоприменительная)
функция, т.е. функция исполнения
Конституции РФ, федеральных законов и
законов субъектов РФ;

2)
«правозащитная» функция, т.е. функция
соблюдения и защиты прав и свобод
человека и гражданина. Органы исполнительной
власти обязаны признавать установленные
Конституцией РФ права и свободы человека
и гражданина, соблюдать, реализовывать
на практике, а в случае необходимости
защищать их;

3)
социально-экономическая функция, т.е.
создание условий для развития
хозяйственного строительства,
социально-культурного и
административно-политического управления;
эту функцию можно назвать обеспечительной,
так как она направлена на обеспечение
благосостояния населения и удовлетворение
публичных интересов;

4)
функция обеспечения законности и
соблюдения конституционного порядка
в стране;

5)
регулирующая функция, в рамках которой
осуществляются многие функции
государственного управления: руководство,
контроль, координация, планирование,
учет, прогнозирование и т.д.;

6)
нормотворческая функция, в соответствии
с которой органы исполнительной власти
осуществляют в установленных законом
пределах деятельность по принятию
нормативных актов, многие из которых
подлежат государственной регистрации
в Министерстве юстиции РФ;

7)
охранительная (юрисдикционная) функция,
означающая, что органы исполнительной
власти законодательно наделены
полномочиями по применению к юридическим
и физическим лицам мер государственного
(административного) принуждения в
случае, если указанными лицами нарушаются
нормы законодательства. Данная функция
исполнительной власти реализуется
посредством установленных законом
административно-процессуальных
производств, в рамках которых
контрольно-надзорные органы применяют
меры предупреждения, пресечения,
взыскания и восстановления (например,
наложение административных взысканий,
применение мер финансовой ответственности,
применение наказаний за нарушение
таможенных правил).

Принципы
организации и функционирования
исполнительной власти
по своему
содержанию практически не отличаются
от принципов государственного управления,
а также от принципов организации и
деятельности органов государственного
управления, ибо главным признаком
исполнительной власти является наличие
системы органов исполнительной власти
(или органов государственного управления).

Принципы
организации и функционирования
исполнительной власти можно разделить
на две большие группы: 1) конституционные
(иногда их называют социально-политическими),
которые установлены Конституцией РФ и
обусловлены по содержанию
конституционно-правовыми и иными
законодательными нормами; 2) организационные,
характеризующие организационные
связи между различными звеньями системы
государственного управления, которые
возникают в процессе деятельности
управленческих органов.

I.
Конституционные принципы организации
и деятельности органов исполнительной
власти:

1.
Участие политических партий в
управлении
. Участие политических
партий в формировании органов
исполнительной власти и принятии
важнейших практических решений в области
управления отвечает демократическим
принципам современного правового
государства. Пункт 3 ст. 13 Конституции
РФ устанавливает политическое
многообразие, многопартийность.
Завоевывая места в парламенте, политические
партии оказывают сегодня реальное
воздействие на формирование органов
исполнительной власти как на федеральном,
так и на региональном уровне.

2.
Демократизм формирования и
функционирования исполнительной власти.
Иногда этот принцип называют принципом
народовластия, народности. Демократизм
проявляется в свободном участии граждан
в формировании органов исполнительной
власти, в реальном их влиянии на
практическую деятельность по управлению
и осуществлению контроля за их работой,
в использовании в необходимых случаях
возможности судебной защиты.

3.
Принцип законности. Формирование
и функционирование системы органов
исполнительной власти должно базироваться
на нормах права и преследовать цели
обеспечения выполнения государственных
функций, признания, соблюдения и защиты
прав и свобод граждан. Государственная
защита прав и свобод человека и гражданина
является одним из главных проявлений
принципа законности. Соблюдение принципа
законности предполагает, что: а) вся
система государственного управления
строится только на законных основаниях;
б) осуществляемые государственными
органами управленческие функции
соответствуют требованиям законов и
иных нормативных правовых актов; в) за
исполнительной властью и воплощающей
ее государственными органами осуществляется
эффективный государственный и общественный
контроль; г) обеспечивается формирование
законопослушного кадрового потенциала
управления. Принцип законности будет
нарушен в случае, если действия органов
исполнительной власти (публичного
управления) приходят в противоречие с
требованиями законов, иных нормативных
правовых актов.

4.
Принцип федерализма. Принцип
федерализма в организации и функционировании
исполнительной власти вытекает из
федеративного устройства РФ (гл. 3
Конституции РФ). Федеративная система
обусловила сложную схему распределения
полномочий исполнительной власти. С
организационно-структурной точки
зрения, принцип федерализма задает два
уровня органов исполнительной власти:
а) федеральные органы исполнительной
власти; б) органы исполнительной власти
субъектов РФ, т.е. республик, краев,
областей, городов федерального значения,
автономной области и автономных округов.

II.
Организационные принципы функционирования
исполнительной власти:

1.
Принцип распределения и нормативного
установления функций и полномочий
.
Управленческая практика доказала
необходимость разумного рассредоточения
функций и полномочий исполнительной
власти по специальным органам управления,
составляющим систему органов исполнительной
власти.

2.
Принцип централизации и децентрализации
исполнительной власти. Принцип сочетания
централизации и децентрализации в
системе управления непосредственно
связан с принципом федерализма, а также
принципом распределения и нормативного
фиксирования функций и полномочий.

3.
Принцип отраслевого управления.
Принцип отраслевого управления
предполагает такую организацию системы
управления, при которой конкретные
органы государственного управления
выделяются в отдельную отрасль и
соединяются в единое целое на основе
специфических, самостоятельных и
аналогичных для данной отрасли функций
и задач управления; внутри этой отрасли
управления могут использоваться
специальные формы управления и применяться
специфические методы, которые могут не
распространяться на другие отрасли.

4.
Принцип межотраслевого управления.
Одним из существенных признаков
межотраслевого управления является
наличие у органа исполнительной власти
полномочий по управлению в установленных
законом пределах и в рамках осуществления,
как правило, одной управленческой
функции несколькими отраслями, сферами
управления, группой предприятий или
учреждений. Межотраслевое управление
направлено на усиление в управлении
координирующих, разрешительных
и контролирующих функций и полномочий.
Межотраслевое управление осуществляется
так называемыми органами надведомственного
(межведомственного), межотраслевого
управления и межотраслевой координации
по определенным направлениям управленческой
деятельности (стандартизация, сертификация
продукции, планирование и др.).

5.
Принцип территориального управления.
Самостоятельное осуществление субъектами
РФ исполнительной власти на своей
территории создаваемыми ими органами
государственного управления не должно
умалять значения централизованного
федерального регулирования, применяемого
федеральными органами управления в
определенных случаях и направленного
на обеспечение одинаковой управленческой
политики в России. В субъектах РФ
создаются территориальные органы
федеральных органов исполнительной
власти, а также межрегиональные или
органы исполнительной власти в федеральных
округах. При этом учитываются специфика
и особенности того или иного региона
России, социально-экономические,
климатические условия и многие другие
факторы.

6.
Принцип линейности и функциональности.

Линейный
вид организации
государственного
управления традиционно считается
простейшей организационной формой
строительства управления и состоит в
установлении между руководством органа
исполнительной власти (органа управления)
и объектом управления прямых организационных
связей, как правило, без находящихся
между ними других звеньев управленческой
структуры. Таким образом, каждый
нижестоящий орган управления (организация)
или каждый нижестоящий государственный
служащий (должностное лицо) имеет
вышестоящий орган (вышестоящего
руководителя), который наделен полномочиями
по выполнению властных организационно-правовых
мероприятий и административных актов
в отношении подчиненных практически
по всем направлениям деятельности
организации и осуществляемого ими
руководства.

Функциональный
тип
организации управления в широком
понимании предполагает рассредоточение
специальных функций государственного
управления для непосредственного
выполнения по отдельным структурным
подразделениям органа управления (по
главным управлениям, управлениям,
отделам, департаментам и т.д.). Например,
создаются отделы торговли, строительства,
жилищно-коммунального хозяйства,
здравоохранения, юстиции, управления
имуществом и пр.). При функ-циональном
способе управления руководитель имеет
несколько заместителей, с которыми он
и осуществляет практическую работу,
минимизируя контакты с другими служащими.
Однако это не означает его полного
отстранения от управления коллективом
или государственным органом.

7.
Принцип коллегиальности и единоначалия.
Организация деятельности органов
исполнительной власти осуществляется
в форме коллегиального или единоличного
управления (руководства). Управленческие
решения принимаются коллегиальным
органом путем голосования. Единоначалие
означает, что орган управления возглавляет
руководитель, несущий персональную
ответственность за организацию и
функционирование этого органа (например,
федеральный министр, глава областной
администрации).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.

Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.

Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации – Конституция, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства Российской Федерации входят назначаемые Президентом Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносятся Президентом в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции  по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации (федеральным министром), федеральная служба и федеральное агентство возглавляются руководителем (директором).

Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [1]:

1 блок – федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент
Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

    • Министерство внутренних дел Российской Федерации
    • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
    • Министерство иностранных дел Российской Федерации
    • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
    • Министерство обороны Российской Федерации
    • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
    • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
    • Министерство юстиции Российской Федерации
    • Федеральная служба исполнения наказаний
    • Федеральная служба судебных приставов
    • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
    • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
    • Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
    • Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)
    • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
    • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).

2 блок — федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

    • Министерство здравоохранения Российской Федерации
    • Министерство культуры Российской Федерации
    • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
    • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
    • Федеральное агентство водных ресурсов
    • Федеральное агентство лесного хозяйства
    • Федеральное агентство по недропользованию
    • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
    • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
    • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
    • Федеральное агентство по рыболовству
    • Министерство спорта Российской Федерации
    • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
    • Министерство транспорта Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
    • Федеральное агентство воздушного транспорта
    • Федеральное дорожное агентство
    • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
    • Федеральное агентство морского и речного транспорта
    • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
    • Федеральная служба по труду и занятости
    • Министерство финансов Российской Федерации
    • Федеральная налоговая служба
    • Федеральная пробирная палата (федеральная служба)
    • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
    • Федеральная таможенная служба
    • Федеральное казначейство (федеральная служба)
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
    • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
    • Министерство экономического развития Российской Федерации
    • Федеральная служба по аккредитации
    • Федеральная служба государственной статистики
    • Федеральная служба по интеллектуальной собственности
    • Федеральное агентство по туризму
    • Министерство энергетики Российской Федерации.

3 блок — федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:

    • Федеральная антимонопольная служба
    • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
    • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
    • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
    • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
    • Федеральное агентство по государственным резервам
    • Федеральное медико-биологическое агентство
    • Федеральное агентство по делам молодежи
    • Федеральное агентство по делам национальностей.

Правительство Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, и их заместителей по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452.

Такие органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство Российской Федерации или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством Российской Федерации, приказом федерального министерства.

Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и федеральных агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление.

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

[1] Перечень полных и сокращенных наименований дан в распоряжении Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства
Российской Федерации № 943/788 от 16.07.2008 «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Омский бекон руководство
  • Звездочка флю порошок инструкция по применению детям с 3 лет
  • Аналог мидокалма в таблетках отечественный цена инструкция по применению взрослым
  • Тюльпаны из гофрированной бумаги с конфетами своими руками пошаговая инструкция
  • Сименс посудомоечная машина инструкция значки что означают значки

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии