Обновлено: 22.09.2023
Управление в области социального обеспечения – классификация, законодательная основа, правовой статус
Координирование процесса социального обслуживания и защиты представляет собой один из важнейших аспектов в области социального обеспечения.
Управление – это осуществление деятельности, включающее контроль, координацию процессов, направленных на реализацию поставленных задач и выполнение установленных функций.
Управление социальным обеспечением состоит из двух составляющих – общего и оперативного управления.
Сам по себе процесс сформирован с учетом следующих организационно-правовых форм социального обеспечения:
- обязательное социальное страхование;
- социальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет, выделяемых из государственного бюджета;
- государственная социальная помощь.
Общее управление в области социального обеспечения на территории Российской Федерации реализуется с помощью Правительства РФ, представленного Государственной Думой, которая осуществляет единую государственную политику относительно соблюдения прав граждан в социальной сфере, регламентируемых Конституцией Российской Федерации, сфере здравоохранения, помогает в решении проблем семьи, материнства, детства.
Правительством России реализуется и контролируется деятельность министерств и органов исполнительной власти федерального уровня.
Оперативное управление органами социальной сферы обеспечивается денежными средствами, выделяемыми из государственного бюджета. Ответственность за оперативное управление возложена на государственные органы исполнительной власти, Министерство труда Российской Федерации, Министерство здравоохранения России, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство обороны, а также на государственные структуры, которые являются подведомственными.
Реализация функций оперативного управления социальным страхованием возложена на социальные не государственные внебюджетные фонды – Пенсионный Фонд России, Фонд Социального Страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Основная задача регламентируется законодательством и заключается в обеспечении прав застрахованных лиц по социальному страхованию в случае возникновения страхового случая. При этом стоит заметить, что Пенсионный Фонд России хоть и не входит в систему органов государственной исполнительной власти, но его правовой статус содержит в себе составляющие, которые аналогичны статусу государственных органов управления.
Деятельность фонда можно охарактеризовать специальной целью, задачами и функциями фондов, возложенными на них и закрепленными на уровне законодательства, которые направлены на финансирование социальных программ. Компетентность фонда определена совокупностью прав и обязанностей, а также предоставлением властных полномочий.
Фонд имеет право управлять государственной собственностью в пределах предоставленных ему прав; наделен полномочиями применения принудительного воздействия для исполнения правовых норм. Правовой статус Пенсионного Фонда России закреплен не в только в Положении о Пенсионном Фонде России, но гражданским законодательством, которым регламентируются требования как к юридическому лицу, которое было создано как государственное учреждение. Эти особенности распространяются и на Фонд социального страхования.
Пенсионный Фонд Российской Федерации
Организационно-структурное формирование и сфера деятельности Пенсионного Фонда России определяется целями, задачами, функциями, которые на него возложены.
Основной целью создания и деятельности Пенсионного Фонда является формирование и обеспечение гарантий со стороны государства в сфере пенсионного обеспечения и управление средствами, находящимися в его распоряжении. Эти цели могут быть достигнуты посредством осуществления следующих задач:
- обеспечение и поддержка финансовой стабильности пенсионной сферы;
- обеспечение прав граждан на получение социальных выплат;
- своевременное и полное финансирование выплат социальной сферы – пенсии, пособия;
- разработка и осуществление государственных программ в сфере социального обеспечения;
- финансирование целевых программ.
Функциями Пенсионного Фонда России являются:
- сбор и накопление обязательных страховых взносов и других финансовых средств;
- управление накопленными финансовыми средствами в соответствии с их целевым назначением.
Помимо основных функций, в последнее время на Пенсионный Фонд
возложены дополнительные функции, такие как:
- осуществление ежемесячных финансовых выплат отдельным категориям граждан;
- дополнительное ежемесячное финансовое обеспечение отдельных категорий граждан;
- осуществление выплат для неработающих пенсионеров по обязательному социальному страхованию;
- создание и ведение регистра для лиц, имеющих право на получение социальной помощи.
По мнению специалистов, возложение этих функций на Пенсионный Фонд отражается не только на его правовом статусе, но эффективности функционирования всей системы пенсионного страхования.
Реализация функций Пенсионного Фонда России осуществляется при взаимодействии с иными органами исполнительной власти непосредственно Российской Федерации, а также ее субъектов, муниципальными органами, общественными объединениями и другими организациями вне зависимости от их организационно-правовой структуры.
Министерство труда Российской Федерации в системе социального обеспечения
Основным органом государственной исполнительной власти, деятельностью которого является реализация государственной политики и правовое регулирование в сфере социального обеспечения населения является Министерство труда Российской Федерации.
Министерство труда представляет собой орган исполнительной власти федерального уровне. Оно выполняет функции по формированию и осуществлению государственной политики и нормативно-правовому управлению в сфере демографии, трудовой отрасли, уровня жизни населения и доходов граждан, оплаты труда, пенсионного обеспечения (включая и негосударственное), социального страхования, охраны труда, социального партнерства и трудовых взаимоотношений, уровня занятости и безработицы, государственной и альтернативной гражданской службы, социальной защиты и обслуживания населения (социальная защита семей, детей, женщин, опека и попечительство совершеннолетних недееспособных и частично дееспособных граждан), и управление государственным имуществом.
В подчинении Министерства находятся федеральные службы и агентства. Финансирование, предусмотренное на содержание этих служб и агентств, устанавливается государственным бюджетом. Самостоятельность определяется возложенными на них полномочиями, которые установлены Положениями об этих органах.
Роструд выполняет государственный контроль за соблюдением положений трудового законодательства и порядка проведения расследования и учета несчастных случаев, возникающих на производстве, а также за обеспечением государственных гарантий в сфере занятости населения, приема на работу в качестве безработных граждан, имеющих степень инвалидности, проводит контроль соблюдения стандартов в области социального обслуживания.
Органы социального обеспечения субъектов Российской Федерации, районного и местного уровня могут называться по-разному – министерства, комитеты, управления, но цели, задачи и функции у них идентичны.
В сфере управления социальным обеспечением важное место занимает деятельность органы социального обеспечения в пределах региона. Задачи, цели, функции, организационно-структурное строение указаны в Положениях об этих органах, утвержденных актами органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Положение о Департаменте защиты населения г. Москвы, утвержденное постановлением от 27 сентября 2011 года, определяет права, полномочия, управление этим Департаментом.
Характеристика регионального органа социального обеспечения
Орган регионального социального обеспечения относится к отраслевым органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и нетрудоспособных категорий населения, которым необходима поддержка со стороны органов социальной защиты. Деятельность такого органа основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах, государственных законодательных актах, а также Конституции, законодательных актах субъекта Российской Федерации и Положением о региональном органе социального обеспечения.
Как правило, такой орган относится к юридическим лицам, имеет бюджетные счета в банке и казначействе субъекта Российской Федерации. Финансирование на его содержание выделяется из бюджета субъекта России, часть денежных средств которого предназначена для государственного управления. Имущество, которое необходимо для реализации деятельности, передается в оперативное управление. Деятельность регионального органа осуществляется во взаимодействии с органами исполнительной власти государственного уровня, органами Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
В региональный орган социального обеспечения могут входить такие учреждения:
- республиканские, областные, районные управления в виде комитетов, отделов социальной защиты населения;
- стационарного и нестационарного социального обслуживания;
- государственные службы медико-социальной экспертизы;
- службы реабилитации инвалидов;
- приюты для подростков и детей;
- центры помощи семье и детям;
- социальная помощь для лиц без определенного места жительства;
Задачи, возлагаемые на региональный орган социального обеспечения
Задачами регионального органа в области защиты населения являются:
- проведение государственной политики в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, не достигшими совершеннолетнего возраста, а также нетрудоспособных категорий населения, нуждающихся в социальной защите;
- координация межотраслевого характера в сфере социальной защиты населения и проведение анализа социально-экономического состояния отдельных групп населения, мониторинг предоставления социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, прогнозирование развития социальной защиты;
- создание оптимальной системы социальной защиты, повышение уровня эффективности, формирование новых видов социального обеспечения населения (допустимо привлечение негосударственных организаций);
- внедрение современных технологий, формирование баз и банка данных обслуживаемого населения;
- контроль за соблюдением законодательства, требований, выдвигаемых государственными стандартами и нормами в сфере организации социальной сферы.
- взаимодействие с территориальными исполнительными органами власти по всевозможным вопросам защиты и обслуживания населения региона;
- разработка мероприятий по обеспечению социальных гарантий, установленных законом;
- в пределах региона контроль за исполнением федерального законодательства Российской Федерации и ее субъекта.
Функции регионального органа в области социальной защиты и обслуживания
Функции, которые региональный орган обязан выполнять в установленном порядке, представлены следующим образом:
Также органами социальной защиты населения проводится организация работы в сфере медицинского, культурного, социально-бытового обслуживания для лиц, находящихся в учреждениях социальной защиты; работа по проведению медико-социальной экспертизе граждан и создание и развитие Государственной службы, позволяющие проводить подобного рода экспертизы.
Задачи, возложенные на органы социальной защиты предусмотрены в сфере финансовой деятельности. К таковым относятся:
- обязательное сотрудничество с иными органами власти при рассмотрении проекта о бюджете субъекта;
- контроль за бюджетными расходами, а также распоряжением внебюджетных средств;
- оказание услуг для удовлетворений нужд государственного характера в области социального обеспечения и защиты населения.
Помимо вышеуказанных задач, территориальные органы разрабатывают и вносят на рассмотрение предложения в сфере развития и укрепления материально-технической основы социальной отрасли
Орган регионального значения имеет возможность пользоваться перечнем прав при решении задач и проблем, возникающих в процессе осуществления деятельности:
- внесение предложений по совершенствованию законодательных норм социальной защиты и обслуживания населения;
- издание методических рекомендаций и инструкций по различным направлениям деятельности по социальному обеспечению с дальнейшей передачей их в подведомственные организации;
- владение и распоряжение имуществом, которое закрепляется за ними в рамках оперативного управления.
Значение руководителя в сфере социального обеспечения
Основным принципом, на котором основано управление региональным органом социального обеспечения – принцип единоначалия, то есть во главе находится назначенный органом исполнительной власти субъекта России руководитель. Его заместители наделяются полномочиями и снимаются с должностей аналогично руководителю. Руководитель обладает довольно широкими полномочиями для надлежащего и ответственного осуществления выполняемой им деятельности – организация рабочего процесса и управление деятельностью регионального органа в сфере социального обеспечения, руководителем которого он является.
Контроль за исполнением обязанностей, возложенных на подведомственные организации осуществляется проведением заседаний правительства субъекта Российской Федерации и совещаний, на которых присутствуют региональные органы, деятельность которых непосредственно связана с вопросами социальной защиты и обслуживания населения; передачей на рассмотрение исполнительным органам власти субъекта Российской Федерации правовых актов в сфере совершенствования регионального законодательства, а также документов по вопросам осуществляемой деятельности органами регионального значения
В пределах своих полномочий руководитель может осуществлять такие процедуры:
- издание приказов и распоряжений, которые являются обязательными для исполнения сотрудниками как регионального органа, так и его подведомственными учреждениями;
- осуществление контроля за исполнением распоряжений руководителя;
- назначение и увольнение с должности сотрудников регионального органа, руководителей подведомственных организаций социальной защиты, учреждений стационарного характера;
- заключение трудовых договоров.
Процедура назначения на должность руководителей подведомственных организаций проводится только после согласования с руководителями административно-территориальных групп.
Руководитель также вправе определять полномочия для своих заместителей, распределять обязанности между несколькими руководителями, утверждать должностные инструкции и положения о работе структурных подразделений, а также структуру, штатное расписание, смету расходов на содержание сотрудников в пределах денежных средств, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации для государственного управления.
Руководитель наделен полномочиями, которые позволяют ему заниматься кадровыми вопросами, а именно организацией работы по повышению квалификации сотрудников, формированием кадровых резервов, совершенствованием условий труда сотрудников, обеспечением соблюдения работниками правил внутреннего распорядка, порядка работы с документами служебного характера. Он подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность, несет ответственность за правильность предоставления такой документации.
При органе социальной защиты создается коллегия. В ее состав входят: руководитель, его заместители, руководители подведомственных ему организаций и структурных подразделений. Помимо лиц, входящих в состав коллегии по должности, имеется список членов коллегии, который утверждается по представлению руководителя Правительством субъекта Российской Федерации. Коллегией рассматриваются вопросы, касающиеся деятельности и регионального органа в области социального обеспечения и структурных подразделений, входящих в его состав. По итогам проведенного заседания составляется протокол, постановления и приказы руководителя. Для субъектов Российской Федерации задачи, функции и организационная структура практически одинаковы.
В подчинении регионального органа находятся районные, городские управления, комитеты и отделы социальной защиты населения. Их функция заключается в организации и выполнении работ социального обслуживания пожилых граждан, людей с ограниченными физическими возможностями, детей; обеспечении отдельных категорий населения социальными пособиями, реабилитацией инвалидов, предоставление государственной социальной помощи гражданам. Так же они взаимодействуют с многочисленными общественными организациями, оказывающими помощь людям с ограниченными физическими возможностями.
ГОСТ
Управление социальным обеспечением
В юрисдикцию органов социального обеспечения входит одна из важнейших функций – управление данной сферой. Управление выступает в качестве неотъемлемой части осуществления социального обеспечения, и может подразделяться на несколько основных видов:
- Общее управление социальным обеспечением;
- Оперативное управление социальным обеспечением.
Управление выстраивается с учетом основных организационных и правовых форм социального обеспечения граждан. Это и социальное страхование граждан, и социальное обеспечение отдельных категорий, находящихся в зоне риска, а также государственная социальная помощь, осуществляемая в отношении граждан за счет государственного бюджета, ассигнованного в соответствии с законодательством государства.
Общее управление социальным обеспечение осуществляется в России непосредственно Правительством. На нем лежит ответственность за осуществление государственной социальной политики, а также за реализацию конституционных прав граждан в области социальной защиты и социального обеспечения. Эти права распространяются на социальное обеспечение, охрану здоровья и возможность получать качественные бесплатные медицинские услуги. Также государством оказывается содействие в решении социальных проблем, с которыми сталкиваются семьи, матери или дети. Всю ответственность берет на себя Правительство Российской Федерации, которое руководит деятельностью федеральных министерств и контролирует иные федеральные органы исполнительной власти.
Что касается оперативного управления органами социального обеспечения, то здесь ответственность возлагается на органы государственной исполнительной власти, на Министерство труда Российской Федерации, а также на Министерство образования и науки, Министерство обороны и другие органы, а также подведомственные им организации, которые имеют то или иное отношение к реализации социальной государственной политики в нашей стране.
Функции органов социального обеспечения, а также их цели и задачи
Функции оперативного управления социальным обеспечением, в также функции, которые в большей степени сконцентрированы на социальном страховании индивидов, осуществляются в пределах полномочий внебюджетных фондов. Они не являются частью государственной исполнительной власти, к ним относятся:
- Пенсионный Фонд России;
- Фонд Социального Страхования граждан;
- Фонд Обязательного Медицинского Страхования.
Эти фонды осуществляются свою деятельностью в соответствии с целями, которые определены федеральным законодательством. Это и обеспечение прав застрахованных граждан на социальное страхование и выплаты в случае, определенные законодательством как те случаи, при которых граждане имеют право на получение определенных страховых выплат.
Готовые работы на аналогичную тему
Важно акцентировать внимание на том, что Пенсионный Фонд России, а также и иные страховые социальные фонды не входят в систему федеральных органов исполнительной власти, но их правовой статус обладает некоторыми элементами, которыми обладают аналогичные органы социального управления в нашей стране.
Цели и задачи, которые закреплены за Пенсионным Фондом России, во многом определяют его структуру, а также сферу деятельности, в которой он имеет законные полномочия и может осуществлять свою деятельность. Цели его организации и осуществления деятельности заключаются в создании эффективных гарантий со стороны государства в отношении пенсионных выплат и пенсионного обеспечения категорий граждан, которые оказались именно в том случае, который предусмотрен законом. Эти цели возможно достигнуть лишь при реализации некоторых задач. К таким задачам относятся следующие:
- Поддержание стабильного состояния финансовой системы, а также стабильной обеспеченности пенсионного фонда и бюджета нашей страны в целом;
- Обеспечение прав граждан на получение адресной помощи в виде социальных выплат;
- Своевременные финансовые выплаты в виде пенсий, пособий, а также предоставление льгот и субсидий отдельным категориям граждан, которые заявили о своей неспособности самостоятельно удовлетворять первичные потребности;
- Финансирование целевых программ в отношении пенсионеров, лиц с ограниченным возможностями, а также многодетных семей, детей-сирот, матерей-одиночек.
В рамках социального обеспечения немаловажную роль играет правовое регулирование. Основным министерством в данной области является Министерство труда Российской Федерации. Это – федеральный орган исполнительной власти, который реализует функции по выработке и последующей эффективной реализации государственной политики в соответствии с нормативным правовым регулированием таких сфер, как: демография, трудовая сфера, уровень доходов населения, благосостояние, уровень жизни, оплата труда, пенсионное обеспечение граждан, их социальное страхование.
Важно подчеркнуть, что свои функции Министерство труда осуществляет во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, а также сотрудничает с исполнительной властью, которая принадлежит субъектам Российской Федерации.
Что касается органов социального обеспечения, действующих на уровне субъектов Российской Федерации, то они могут носить разнообразные названия – это и министерства, и департаменты, комитеты и управления по социальной защите, отделы, которые ориентируют свою работу на социальное развитие населения страны. Несмотря на различные названия, их функции и роль одинаковая – они нацелены на то, чтобы создать максимально комфортные условия для граждан, поддерживать уровень их доходов, а также осуществлять социальную защиту, социальное обеспечение и социальное страхование тех граждан, которые по тем или иным причинам не могут самостоятельно обеспечить себя необходимыми благами и услугами.
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
Организация работы органов социального обеспечения
вопросы к экзамену
1. Структура органов социального обеспечения, их подчиненность и взаимодействие.
Социальная защита населения в широком смысле этого понятия — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.
В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:
граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды;инвалиды из числа воинов-интернационалистов;граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;безработные;вынужденные беженцы и переселенцы;дети — круглые сироты;дети с девиантным поведением;семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети — круглые сироты, алкоголики и наркоманы;малообеспеченные семьи;многодетные семьи;одинокие матери;молодые, студенческие, семьи;граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом;лица с ограниченными возможностями;бомжи.
2. Министерство здравоохранения и социального развития РФ: правовое положение, структура. Задачи и функции в области социального обеспечения.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей.
Ранее эти функции выполняло Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) и Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Минздравсоцразвития имеет право осуществлять правовое регулирование в следующих областях: здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтическую деятельность; качество, эффективность и безопасность лекарственных средств; курортное дело; санитарно-эпидемиологическое благополучие; уровень жизни и доходов населения; оплата труда; пенсионное обеспечение; социальное страхование; условия и охрана труда; социальное партнерство и трудовые отношения; занятость населения и
В ходе прохождения практики я должна была освоить следующие практические навыки:
- анализа действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты;
- приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;
- формирования пенсионных и личных дел получателей пенсий и пособий, других социальных выплат и их хранения;
- пользования компьютерными программами назначения пенсий и пособий, социальных выплат, учета и рассмотрения пенсионных обращений граждан
- определения права на предоставление услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
При прохождении практики я должна была приобрести умения:
- анализировать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, назначения пособий, компенсаций, предоставления услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите с использованием информационных справочно-правовых систем;
- определять перечень документов, необходимых для установления пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
- формировать пенсионные дела; дела получателей пособий, ежемесячных денежных выплат, материнского (семейного) капитала и других социальных выплат;
- выявлять и осуществлять учет лиц, нуждающихся в социальной защите;
- следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности
Глава 1.Теоретические основы государственного социального обеспечения
1.1 Сущность социального обеспечения, его виды
Социальное обеспечение представляет собой систему экономических отношений, направленных на формирование и использование фондов денежных средств государства для материального обеспечения граждан в старости, по инвалидности, предоставление пособий и льгот семьям со сравнительно низкими доходами и иных случаях, предусмотренных законодательством.
Социальное обеспечение может быть имущественным (деньги, вещи, услуги) или неимущественным (например, психологическая помощь).
Виды социального обеспечения делятся на две группы:
1.Социально-обеспечительная помощь. Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые;
- имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности;
- нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить алиментарное существование;
- помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях.
Отличие социально-обеспечительной помощи от содержания состоит в том, что помощь имеет временный характер и не является основным источником средств к существованию.
Социальная защита населения в широком смысле этого понятия — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.
В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:
· граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);
· инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
· инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды;
· инвалиды из числа воинов-интернационалистов;
· граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
· вынужденные беженцы и переселенцы;
· дети — круглые сироты;
· дети с девиантным поведением;
· семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети — круглые сироты, алкоголики и наркоманы;
· молодые, студенческие, семьи;
· граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом;
· лица с ограниченными возможностями;
2. Министерство здравоохранения и социального развития РФ: правовое положение, структура. Задачи и функции в области социального обеспечения.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей.
Ранее эти функции выполняло Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) и Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Минздравсоцразвития имеет право осуществлять правовое регулирование в следующих областях: здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтическую деятельность; качество, эффективность и безопасность лекарственных средств; курортное дело; санитарно-эпидемиологическое благополучие; уровень жизни и доходов населения; оплата труда; пенсионное обеспечение; социальное страхование; условия и охрана труда; социальное партнерство и трудовые отношения; занятость населения и безработица; трудовая миграция; альтернативная гражданская служба; социальная защита; демографическая политика; защита прав потребителей.
Подведомственные органы исполнительной власти: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор); Федеральная служба по труду и занятости (Роструд); Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России).
Подведомственные государственные фонды: Пенсионный фонд России; Фонд социального страхования России; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Министр здравоохранения и социального развития РФ: Зурабов, Михаил Юрьевич (9 марта 2004 — 24 сентября 2007); Голикова, Татьяна Алексеевна (с 24 сентября 2007)
Заместители министра здравоохранения и социального развития РФ: Белов, Владимир Сергеевич (с 27 октября 2007 г.); Воронин, Юрий Викторович (с 18 декабря 2007 г.) — статс-секретарь с 12 апреля 2008 г.; Глебова, Любовь Николаевна (19 ноября 2005 — 28 марта 2008) — статс-секретарь; Левицкая, Александра Юрьевна (26 апреля 2004 — 26 июня 2008); Сафонов, Александр Львович (с 18 декабря 2007 г.); Скворцова, Вероника Игоревна (с 15 июля 2008 г.); Стародубов, Владимир Иванович (14 апреля 2004 — 25 марта 2008); Хальфин, Руслан Альбертович (с 8 декабря 2005 г.); Топилин, Максим Анатольевич (с 31 июля 2008 г.); Печатные органы: Служба крови — официальный печатный орган министерства.
Читайте также:
- Организация работы по накоплению информации доклад
- Доклад про любовь кратко
- Спектры магнитных полей доклад
- Человек как предмет воспитания доклад
- Туризм во владимирской области доклад
Органы социального обеспечения
Содержание:
- Что такое органы социального обеспечения
- Виды органов социального обеспечения и их классификация
- Порядок работы органов социального обеспечения
- Основные группы граждан, которые нуждаются в соцзащите
Что такое органы социального обеспечения
Социальное обеспечение — организованная государством форма помощи для утвержденного круга лиц, оказываемая при наступлении определенных юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
С целью осуществления социальной поддержки людей, которые нуждаются в общественной помощи государством, созданы специальные структуры — органы социального обеспечения. Их основной функцией является содействие улучшению жизни нуждающихся и социально незащищенных слоев населения, оказание им помощи и поддержки.
Государство, заботясь о благополучной жизни своих граждан, регулярно утверждает круг лиц, которым при регистрации определенных жизненных ситуаций, оказывается социальная помощь. Ее цель — выровнять социальное положение граждан, сделать так, чтобы никто не считал себя одиноким и беспомощным.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Помощь может оказываться в виде социального обеспечения — определенных законами выплат, услуг либо благ натурального происхождения. Она связана с невозможностью граждан самостоятельно обеспечивать себя, а также имеющихся на попечительстве нетрудоспособных членов семьи. Кроме денежных выплат социальным законодательством предусмотрено предоставление определенным категориям граждан социальных услуг, а также льгот на некоторые оплаты (например, жилищно-коммунальные услуги, покупку медикаментов, протезирование, проезд в транспорте и т.п.).
Организацией и контролем оказания населению социальной помощи уполномочены заниматься органы социального обеспечения. Структура их системы оговаривается в ст. 5 ФЗ от 28.12.2013 № 442. Кроме деятельности бюджетных структур по социальной защите населения, в Российской Федерации функционируют внебюджетные фонды, к которым отнесены:
- Пенсионный фонд РФ.
- Фонд социального страхования РФ.
- Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Совместная деятельность по социальной защите населения сводится к следующим мероприятиям:
- определение минимальной заработной платы, пенсий, стипендий для студентов;
- разработка системы мер для профилактики и снижения уровня безработицы;
- помощь в воспитании детей многодетным семьям, в т.ч. выплата им пособий;
- контролирование деятельности по соблюдению прав детей и др.
Согласно ст. 8, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в вопросе социального обслуживания отнесены:
- Регулирование на правовом уровне, а также обеспечение гарантии социального обслуживания в субъектах согласно возложенным полномочиям.
- Принятие решения по уполномоченному органу субъекта РФ, определение профильной организации (согласно полномочиям).
- Руководство предоставлением социальных услуг различными организациями, в т.ч. общественными.
- Разработка схем взаимодействия структур при осуществлении социального обслуживания населения.
- Установление количественной численности сотрудников в организациях социального обслуживания, хозяйственной части их функционирования.
- Контроль исполнения норм питания пациентов социальных организаций.
- Ведение реестров поставщиков социальных услуг и пр.
Функциональной обязанностью органов социального обеспечения является управление этой работой. Непосредственно управление делят на общее и оперативное.
Осуществление управления происходит в соответствии со спецификой организационных и правовых форм соцобеспечения. Сюда относятся:
- социальное страхование;
- социальное обеспечение определенных категорий зоны риска;
- социальная помощь государства.
Исполнителем общего управления выступает Правительство. Оно ответственно за следование государственной соцполитике и соблюдение конституционных прав каждого гражданина касательно сферы социальной защиты. В качестве таких прав рассматриваются охрана здоровья, качественные медуслуги, социальное обеспечение. Кроме того, на государстве — решение тех проблем, которые стоят перед многодетными семьями, а также одинокими матерями или отцами.
Оперативное управление — функция, которая требует принятия экстренных мер, поэтому осуществляется органами исполнительной власти. Ответственность возлагается на Министерства образования и науки, обороны и прочие, а также организации, которые им подведомственны.
Виды органов социального обеспечения и их классификация
Согласно ст. 5 ФЗ от 28.12.2013 № 442, система социального обслуживания населения представляет собой совокупность органов и организаций, обеспечивающих государственную защите слоев населения, нуждающихся в различного рода поддержке и помощи.
Данная система состоит из:
- Федерального органа исполнительной власти, на который возложена функция по разработке и внедрению государственной политики в сфере обеспечения социального обслуживания.
- Органа госвласти субъекта РФ, который уполномочен осуществлять функции, определенные ст.5 ФЗ от 28.12.2013 № 442 на территории субъекта.
- Организаций, осуществляющих социальное обслуживание, подведомственных федеральному органу исполнительной власти.
- Организаций, осуществляющих социальное обслуживание, подведомственных субъекту РФ.
- Структур негосударственной формы собственности (в т.ч. коммерческого либо некоммерческого характера), которые созданы для предоставления социальных услуг.
- Индивидуальных предпринимателей, деятельность которых направлена на соцзащиту населения.
- Структуры, подведомственные уполномоченному органу РФ, которые осуществляют полномочия по признанию людей в том, что они нуждаются в социальной защите, а также разработке специальных программ на муниципальных административных единицах.
Порядок работы органов социального обеспечения
По решению органов местного самоуправления создаются и, в случае необходимости, реорганизуются управления социальной защиты населения района или города. Это муниципальные структуры, которые подчиняются администрациям и органам соцзащиты области либо края.
Основной состав Управления следующий:
- Отделы: пенсионный и по труду и социальным вопросам.
- Учреждения подведомственные: Центр помощи семьям (детям), службы соцобслуживания, Центр социальной реабилитации для детей, не достигших совершеннолетия.
Свою деятельность Управление проводит на основании «Положения», утвержденного главами администраций городов (районов). В этом документе регламентируется деятельность, предусматривающая комплекс социально-экономических мероприятий, которые направлены на помощь нетрудоспособным гражданам и членам их семей.
Примечание
Назначение определенного вида помощи происходит по мере обращения гражданина в местные социальные службы. Алгоритмы назначения помощи предусматривают сбор личных документов, справок, подтверждающих текущее положение дел.
Социальная защита членов общества строится на таких принципах как:
- справедливость;
- адресность помощи;
- оперативность;
- объективность.
Работа всей отрасли направлена на увеличение охвата нуждающихся выплатами. При этом внедряется социальный контракт — процесс, когда анализируется возможность самообеспечения трудоспособных граждан с малым доходом, например, получение прочих профессиональных навыков, централизованный поиск работы, лечение от алкоголизма и прочих социальных болезней.
Управление работает методами, предусматривающими взаимодействие с органами местного самоуправления, внебюджетными фондами, предприятиями связи, организациями всех форм собственности и общественными структурами. В основе организации работы лежат Указы, постановления и распоряжения Президента и Правительства, законы и подзаконные акты, а также распорядительные документы краевого, областного, городского и районного уровней.
Основные группы граждан, которые нуждаются в соцзащите
Схема и порядок назначения социальной защиты гражданам четко определена и зависит от статуса нуждающегося в помощи. В первую очередь она полагается следующим категориям:
- лицам, находящимся на трудовых пенсиях, в т.ч. по возрасту и за выслугу лет;
- пенсионерам-инвалидам;
- гражданам при потере кормильца;
- женщинам по случаю беременности и родам;
- детям-сиротам;
- инвалидам Великой отечественной войны;
- семьям военнослужащих, которые погибли при исполнении своих профессиональных обязанностей;
- безработным гражданам;
- тем, кто имеет статус беженца либо вынужденного переселенца;
- молодым студенческим семьям;
- одиноким матерям (отцам), в т.ч. взявшим под опеку детей;
- гражданам, у которых диагностирована ВИЧ-инфекция либо СПИД;
- лицам без определенного места жительства;
- гражданам с ограниченными физическими возможностями и т.д.
Законом предусмотрено оказание материальной помощи на погребение, на содержание детей, на случай безработицы, при различного рода экстремальных ситуациях. Оговаривается оказание материальной помощи определенным категориям граждан в случае прохождения ими санаторно-курортного лечения, пребывания в домах престарелых, интернатах, обеспечения граждан с инвалидностью необходимыми средствами передвижения, товарами протезно-ортопедического ассортимента.
Примечание
Кроме материальной составляющей, государство предлагает гражданам бесплатно пройти профессиональное переобучение, получить трудоустройство, решает вопрос размещения нуждающихся в приютах, социальных гостиницах и прочих структурах для бездомных.
Управления и организации, имеющие статус социальных служб, целенаправленно функционируют, чтобы обеспечить государственную защиту всем членам общества, не имеющим средств к существованию либо требующих помощи для своей жизнедеятельности. При Управлениях и отдел соцобеспечения могут создаваться Центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центра для несовершеннолетних граждан. Их функционирование помогает при индивидуальной проблемной адаптации детей и подростков в новых коллективах, при неблагоприятных условиях жизни, длительных болезнях. В аналогичных структурах рассчитывается специальный штат, способный оказать нуждающемуся различные виды помощи, в т.ч. психологическую, антистрессовую.
Правомочия
региональных органов социального
обеспечения населения определяются
теми задачами, которые стоят перед
Минздравсоцразвития России.
Основные
задачи, функции и организационная
структура региональных органов
социального обеспечения закрепляются
в Положениях об этих органах, которые
обычно утверждаются актами исполнительного
органа субъектов РФ.
Региональный
орган социального обеспечения, или, как
его обычно называют, региональный орган
социальной защиты населения (региональный
орган социального обеспечения,
региональный орган социальной защиты
населения), является отраслевым органом
исполнительной власти субъекта РФ,
обеспечивающим реализацию политики
Российской Федерации и субъекта РФ в
области социальной защиты пожилых
граждан, инвалидов, семей с детьми, а
также иных нетрудоспособных категорий
населения, нуждающихся в социальной
поддержке.
Региональный
орган СЗН в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской
Федерации, международными договорами
России, федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами,
Конституцией, уставом или положением
о субъекте РФ, законами и иными нормативными
правовыми актами о субъекте РФ, а также
Положением о региональном органе
социального обеспечения.
Региональный
орган СО, как правило, является юридическим
лицом, имеет самостоятельный баланс,
бюджетные и иные счета в банке и
казначействе. Финансирование расходов
на его содержание осуществляется за
счет средств, предусмотренных в бюджете
субъекта РФ на государственное управление.
Имущество, необходимое для осуществления
деятельности, передается данному органу
в оперативное управление.
Свою
деятельность Региональный орган СЗН
осуществляет во взаимодействии с
федеральными органами исполнительной
власти, Законодательным органом субъекта
РФ, органами исполнительной власти
субъекта РФ, отделениями ПФР, ФСС России,
органами местного самоуправления,
организациями и общественными
объединениями.
Региональный
орган СО возглавляет государственную
систему органов социального обеспечения.
(На местах они чаще всего имеют наименование
органов социальной защиты населения.)
Организационная структура его может
включать в себя:
республиканские,
краевые, областные, окружные и районные
управления (комитеты, отделы) социальной
защиты населения;
учреждения
нестационарного и стационарного
социального обслуживания;
учреждения
государственной службы медико-социальной
экспертизы (МСЭ);
учреждения
государственной службы реабилитации
инвалидов;
учреждения
социальной помощи для лиц без определенного
места жительства;
центр
по обработке информации по начислению
и выплате пенсий и пособий;
центры
помощи семье и детям;
социальные
приюты для детей и подростков;
другие
государственные учреждения, осуществляющие
деятельность в области социальной
защиты населения7.
Основными
задачами регионального органа являются:
реализация
государственной политики в области
социальной защиты престарелых граждан,
инвалидов, семей с несовершеннолетними
детьми, а также нуждающихся в социальной
поддержке иных нетрудоспособных групп
населения, проживающих в регионе;
осуществление
межотраслевой координации в области
социальной защиты населения и мониторинга
социально-экономического положения
отдельных групп населения, анализ на
его основе состояния социальной поддержки
пожилых граждан, инвалидов, профилактики
детской беспризорности и безнадзорности,
положения семьи и прогнозирование путей
развития социальной защиты;
формирование
оптимальной сети органов и учреждений
социальной защиты, повышение эффективности
их работы, развитие новых форм и видов
социального обслуживания населения, в
том числе за счет привлечения
негосударственных организаций;
организация
работы по внедрению современных
информационных технологий и
автоматизированных систем, формирование
банка данных обслуживаемых лиц;
обеспечение
контроля за правильным и единообразным
применением законодательства, требований
государственных стандартов, иных норм
в области организации социальной защиты
населения.
Региональный
орган СЗН осуществляет многие функции,
такие как:
разработка
мероприятий по реализации государственной
политики в области социальной защиты
населения (целевые и комплексные
программы, проектов законов и иных
правовых актов субъекта РФ, регулирующих
отношения в области социальной защиты
населения, внесение этих проектов на
рассмотрение в соответствующие органы
исполнительной власти субъекта РФ и
должностным лицам, проведение заключения
по проектам правовых актов, подготовленных
другими органами исполнительной власти
города8;
осуществление
организационно-методического руководства
работой нижестоящих органов социальной
защиты населения, других подведомственных
учреждений по выполнению ими во
взаимодействии с территориальными
органами исполнительной власти
возложенных задач по социальной защите
населения;
организация
работы по назначению и выплате пособий
семьям с детьми, ежемесячных и
единовременных компенсаций малообеспеченным
жителям региона, организация других
социальных выплат;
взаимодействие
с учреждениями почтовой связи, кредитными
и другими организациями по вопросам
осуществления социальных выплат;
организация
работы по материально-бытовому устройству
инвалидов и престарелых, установлению
статуса льготных категорий граждан и
выдаче документов о праве на льготы.
При этом орган осуществляет в пределах
своей компетенции контроль за реализацией
соответствующими ведомствами льгот,
установленных законодательством для
отдельных категорий граждан;
заключение
договоров с транспортными организациями,
осуществляющими междугородные перевозки
льготных категорий граждан, а также с
операторами связи и возмещение им
понесенных расходов в порядке,
установленном законодательством;
организация
работы по социальному обслуживанию
пожилых и инвалидов, разработка мер,
направленных на повышение эффективности,
развитие форм и видов социального
обслуживания, обеспечение адресной
социальной поддержки малоимущих.
Региональный
орган СО организует социально-бытовое,
медицинское и культурное обслуживание
лиц, проживающих в стационарных
учреждениях социальной защиты; работу
по медико-социальной экспертизе граждан,
а также формирует и развивает сеть
учреждений Государственной службы МСЭ.
Сотрудники
регионального органа СЗН принимают
меры по созданию и развитию сети органов
и учреждений социальной защиты в
зависимости от потребности в них
населения, а также содействуют созданию
и развитию негосударственных служб,
осуществляющих социальное обслуживание
нетрудоспособного населения.
Основные
задачи регионального органа СЗН
определены и в финансовой сфере. К ним
относится, например, участие в разработке
проекта закона о бюджете субъекта РФ;
выполнение функций распорядителя
бюджетных средств региона; осуществление
контроля за исполнением бюджета и
использованием внебюджетных средств
и внутриведомственного контроля
деятельности подведомственных учреждений
и организаций; организация и проведение
конкурсов по размещению заказа на
поставку товаров; выполнение работ и
оказание услуг для государственных
нужд в сфере социального обеспечения.
С
учетом мнения территориальных органов
исполнительной власти субъекта РФ
региональным органом СЗН разрабатываются
предложения по развитию и укреплению
материально-технической базы отрасли,
формируется перечень объектов
строительства и реконструкции для
включения их в социальный заказ и др.
На
региональный орган СО возложено решение
и таких задач, как взаимодействие с
территориальными органами исполнительной
власти, органами местного самоуправления
по всем вопросам социальной защиты
населения, а также с общественными,
благотворительными, коммерческими,
некоммерческими организациями;
определение потребности подведомственных
ему органов и учреждений в специалистах,
осуществление контроля за работой но
подбору и расстановке кадров в них;
организация подготовки и повышения
квалификации работников; проведение
работы по реализации социальных гарантий,
установленных для государственных
служащих; решение вопросов улучшения
условий труда и быта сотрудников;
осуществление в пределах своей компетенции
контроля за соблюдением федерального
законодательства и законодательства
субъекта РФ в области социальной защиты
населения и пр9.
В
установленные сроки работники
регионального органа СО рассматривают
предложения, заявления и жалобы граждан,
а также осуществляют прием населения
по вопросам, отнесенным к его компетенции;
анализируют причины, вызывающие обращения
граждан, и принимают соответствующие
меры к их устранению.
Для
решения задач региональный орган СО
имеет право:
вносить
предложения по совершенствованию
законодательства в области социальной
защиты населения;
принимать
меры по развитию системы социальной
защиты и вносить в правительство субъекта
РФ предложения о введении новых форм
обслуживания, о развитии сети учреждений,
видов социальной помощи;
обобщать
практику применения законодательства
по вопросам социального обеспечения,
издавать и направлять в подведомственные
организации инструктивно-методические
указания по различным направлениям
деятельности;
владеть
и пользоваться имуществом, закрепленным
за ним на праве оперативного управления
и т.д.
Руководство
региональным органом СЗН осуществляется
по принципу единоначалия, возглавляет
его руководитель, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности
исполнительным органом субъекта РФ. По
представлению руководителя регионального
органа СЗН его заместители назначаются
на должность и освобождаются от должности
в аналогичном порядке.
Для
того чтобы решать поставленные перед
региональным органом СЗН основные
задачи, его руководитель наделен широкими
полномочиями: организация работы и
руководство деятельностью регионального
органа СЗН, координация и контроль за
деятельностью подведомственных органов
и учреждений социальной защиты; участие
в заседаниях правительства субъекта
РФ, различных совещаниях, проводимых
региональными органами государственной
власти по вопросам, отнесенным к
компетенции данного органа; внесение
в установленном порядке на рассмотрение
органов исполнительной власти субъектов
РФ и должностных лиц проектов правовых
актов, предложений по совершенствованию
законодательства региона, иных предложений
по вопросам деятельности регионального
органа СЗН.
В
пределах своей компетенции руководитель
регионального органа СО издает приказы
и распоряжения, обязательные для
исполнения работниками регионального
органа и подведомственных органов и
учреждений социальной защиты, осуществляет
контроль за их исполнением, назначает
на должность и освобождает от должности
работников аппарата регионального
органа, а также руководителей нижестоящих
учреждений социальной защиты населения,
руководителей стационарных учреждений
социального обслуживания и других
подведомственных ему учреждений,
заключает с ними трудовые договоры.
Назначение на должности руководителей
нижестоящих органов социальной защиты
населения осуществляется по согласованию
с главами административно-территориальных
образований. Руководитель регионального
органа СЗН также определяет полномочия
своих заместителей, распределяет
обязанности между ними, утверждает
должностные инструкции руководителей
структурных подразделений регионального
органа, утверждает положения о структурных
подразделениях регионального органа
СЗН, положения (уставы) о подведомственных
органах и учреждениях, а также структуру
и штатное расписание, смету расходов
на содержание работников в пределах
ассигнований, предусмотренных в бюджете
субъекта РФ на государственное
управление10.
Руководитель
регионального органа СЗН ведает и
кадровыми вопросами: организует работу
по повышению квалификации кадров,
формированию кадрового резерва, улучшению
условий труда и быта сотрудников,
обеспечивает соблюдение государственными
служащими и другими работниками правил
внутреннего трудового распорядка,
должностных инструкций, порядка работы
со служебными документами.
Как
руководитель государственного органа,
он подписывает бухгалтерскую и
статистическую отчетность, несет
ответственность за правильность и
своевременность ее представления,
осуществляет другие полномочия в
соответствии с федеральными нормативными
правовыми актами и нормативными правовыми
актами субъекта РФ.
При
региональном органе СЗН образуется
коллегия, в состав которой входят
руководитель органа СЗН (председатель
коллегии), его заместители (члены коллегии
по должности), руководители структурных
подразделений и подведомственных
организаций. Члены коллегии, кроме лиц,
входящих в ее состав по должности,
утверждаются правительством субъекта
РФ по представлению руководителя
регионального органа СЗН.
Коллегия
рассматривает вопросы деятельности
регионального органа СО и подведомственных
ему организаций, по итогам заседаний
коллегии оформляются протоколы,
постановления и но необходимости —
приказы руководителя регионального
органа.
Основные
задачи регионального органа СЗН, его
функции, организационная структура в
той или иной мере одинаковы для всех
органов СЗН субъектов Российской
Федерации.
Региональные
органы социального обеспечения населения
имеют в своем подчинении нижестоящие
органы — районные, городские управления,
отделы, комитеты социальной защиты
населения.
Соседние файлы в предмете Маркетинг
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Понятие системы социального обеспечения и ее структура
В философии системой называют взаимодействие элементов, взаимосвязь которых образует целостное единство. Социальное обеспечение тут идет в соответствии с признаками этой системы. Ведь это образование состоит из множества комплектов, которые в свою очередь находятся во взаимосвязи.
Анализ системы социального обеспечение
Для того чтобы дать компонентный и структурный анализ системы, необходимо определиться с понятием социального обеспечения. Ведь каждая система включает в свой состав внутреннюю организацию, которая показывает нам всю совокупность устойчивых связей объекта, при этом обеспечивая его целостность.
В свое время социальное обеспечение является достаточно сложной структурой, состав которой может изменяться под влиянием ее основы.
Также стоит отметить, что на данный момент есть две структуры: структура общественных отношений и социального обеспечения.
Сутью структуры общественных отношений является построение системы социального обеспечения в России.
Но какие виды отношений тут нужно учесть? По сути своей, социальное обеспечение включает в себя различные виды общественных отношений, например: социальные, политические, экономические и правовые.
Социальное обеспечение в экономическом аспекте
Если рассмотреть отношения по социальному обеспечению, то они будут являться лишь частью распределения экономических отношений. Ведь экономическая категория занимается выражением отношений в создании, распределении, перераспределении, а также в потреблении обществом необходимых частей продукта.
Социальные отношения представляют из себя часть уже имеющихся общественных социальных отношений.
Исходя из этого они связываются с главной задачей людей: обеспечением жизненными средствами и расширением возможностей человека, как производственной силы. В это время институты социального обеспечения ставят в приоритет обеспечить определенные группы людей: пенсионеров, инвалидов, людей потерявших трудоспособность, безработных, многодетных семей, малообеспеченных и другие слои населения. В этом и заключается главная мысль социальных отношений, которые базируются на экономике.
Социальное обеспечение в политическом аспекте
Если же рассматривать политический аспект, то в нем социальное обеспечение занимается отражением целей политики государства в той или иной области.
Ведь все отношения политического характера и отношения социального обеспечения очень тесно связаны с экономическими и социальными отношениями. В данной структуре главными будут являться именно экономические отношения, ведь они осуществляют свою работу через механизмы интересов при этом оказывают значительное влияние на политические отношения. Что же касается политических и социальных отношений, то они проявляются в следующем:
- Социальные отношения определяют из чего будут состоять политические отношения (что будут в себе содержать), а также в чем будет проявляться их направленность.
- В политических рамках, в основном, решаются все текущие социальные проблемы, а в роли социальных отношений выступает именно социальная политика.
Социальное обеспечение в правовом аспекте
Не стоит забывать и о правовых отношениях, они являются важнейшим элементом социального обеспечения, как системы общественных отношений.
Значение этих отношений проявляется в достижении целей социального обеспечения. Правовые отношения в своей структуре определяются входящими в нее отношениями, такими как: социальные, экономические и политические.
При этом стоит отметить, что правовое воздействие по социальному обеспечению ограничено взаимоотношениями с экономикой, социальными сферами, политикой и правами. Ведь, как известно, право имеет вторичное отношение к экономике и поэтому в конечном счете оно зависит больше от базиса. Поэтому взаимоотношения экономики и права в первую очередь взаимодействуют с правовыми, и экономическими отношениями.
В системе правовых и идеологических отношений основой являются социальные отношения, которые занимаются развитием и взаимодействием этого процесса. Однако, все это очень посредственно связано с политическими отношениями. И именно поэтому право занимается регуляцией лишь тех процессов, которые получили отражение в политике на данном этапе развития общества.
Правовые и политические отношения в соц обеспечении
В области социального обеспечения тесно связаны между собой правовые и политические отношения. В то время, как правовые средства требуются государству для применения социальной политики. Сама социальная политика в это время занимается использованием правовых норм, как средства для реализации целей, и способствует совершенствованию права.
Структура социального обеспечения
Углубленного разъяснения требует система структуры социального обеспечения. Основываясь на предыдущих тезисах можно сделать вывод, что в эту системы входят денежные средства, субъекты обеспечения, виды обеспечения, право, точнее, та его часть, которая касается регламентации социального обеспечения, а также органы, осуществляющие это обеспечение. Все это дает понимание системы социального обеспечения, как системы взаимодействующих и взаимосвязанных денежных потоков, а также субъектов обеспечения, учредительных органов, видов обеспечения и норм правовых актов.
В компоненты этой системы вводят ее основные части – государственная и негосударственная, и подсистемы: управление, финансирование, права и другие. Эти структуры направлены на реализацию прав граждан в социальной сфере. Каждая из вышеперечисленных сфер, образует относительно самостоятельную систему с внутренним составом, и поэтому в результате такого взаимодействия осуществляется функционирование системы в целом.
Кунилова Ксения
Эксперт по предмету «Социология»
преподавательский стаж — 5 лет
Стать автором
Органы, ответственные за управление социальным обеспечением
В юрисдикцию органов, чья деятельность нацелена на социальное обеспечение, входит несколько основных функций. Одна из них, наиболее значимая – это управленческая функция. Она подразумевает, что управление – это неотъемлемая часть осуществления социального обеспечения, и поэтому можно выделить несколько видов деятельности, которая осуществляется органами социального обеспечения:
- Общее управление социальным обеспечением;
- Оперативное управление социальным обеспечением населения.
Так, наиболее общее управление социальным обеспечением осуществляется в нашей стране Правительством, которое берет на себя ответственность за реализацию государственной социальной политики и ее принципов, которые определяют эффективность данной сферы и позволяют ей развиваться в различные временные периоды, учитывая специфику трансформаций окружающей действительности и сфер человеческой жизни. Также Правительство отвечает за реализацию непосредственных конституционных прав граждан, которые обозначены как часть социальной защиты и системы социального обеспечения населения.
К тому же, государство как орган, который является основным в государственной системе органов социального обеспечения, берет на себя всю ответственность за охрану здоровья населения, содействие в разрешении наиболее актуальных социальных проблем, с которыми сталкиваются отдельные категории граждан, в частности семьи, матери или дети, инвалиды и старики, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Правительство руководит деятельностью федеральных министерств, способно также контролировать иные федеральные органы исполнительной власти, которые обладают полномочиями в сфере социальной защиты или социального обеспечения.
Органы государственной власти в сфере социального обеспечения также обеспечивают оперативное управление. Здесь вся ответственность преимущественно возлагается на такие органы государственной исполнительной власти, как Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство труда Российской Федерации. Сюда же относятся некоторые подведомственные им организации, которые так или иначе связаны с социальной защите и нацелены на реализацию поставленных целей в социальной государственной политике в Российской Федерации.
«Государственная система органов социального обеспечения» 👇
Оперативное управление также может осуществляться благодаря некоторым органам, которые представлены внебюджетными фондами. Они не являются частью государственной исполнительной власти, относятся к иному крылу системы органов государственного обеспечения, но осуществляют особый вклад в развитие данной сферы. Так, к таким органам и организациям относятся следующие:
- Пенсионный Фонд Российской Федерации;
- Фонд Социального Страхования граждан;
- Фонд Обязательного Медицинского Страхования.
Фонды организованы в качестве внебюджетных учреждений, которые реализуют свою деятельность в соответствии с теми целями, которые определены федеральным законодательством. Это могут быть такие цели, как обеспечение прав застрахованных граждан на социальное страхование и социальные выплаты в случаях, которые определены законодательства, и считаются опасными для жизни или здоровья гражданина и членов его семьи. К тому же, эти случаи несут риски для дальнейшей жизни индивида, ухудшают его социальное и экономическое положение. Такие ситуации вынуждают гражданина обращаться к органам, которые имеют те или иные полномочия, и могут оказать ему квалифицированную помощь в реализации его интересов и потребностей.
Задачи государственной системы органов социального обеспечения
Безусловно, органы социального обеспечения образуют особую систему, которая следует свои принципам, а также реализует различные цели. Но не стоит забывать о том, что эти органы и их системный комплекс также реализует ряд определенных задач, которые могут помочь в оценке успешности деятельности и обеспечения в целом. Таким образом, необходимо разобрать данные задачи, чтобы более углубленно осознавать значимость системы социального обеспечения.
Во-первых, задача их заключается в том, чтобы обеспечить постоянное поддержание стабильного состояния финансовой системы, а также стабильной обеспеченности пенсионного фонда и бюджета государства. Важно грамотно распределять финансы и материальные средства для того, чтобы в дальнейшем при необходимости сформировать отдельный бюджет, который будет полностью или частично перенаправляться на нужды нуждающихся категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Во-вторых, важно обеспечение прав граждан на получение своевременной адресной помощи в виде социальных выплат. Это значит, что любой индивид вправе получить юридическую консультацию со стороны специалиста в отношении того, что ему необходимо для получения помощи со стороны государственных органов социального обеспечения, и какие трудности он может испытать при обращении в органы.
В-третьих, это своевременные выплаты, которые осуществляются, как правило, в виде пенсионных выплат, пособий, а также предоставляемых государством или отдельными внебюджетными организациями льгот и субсидий. На это имеют право отдельные категории граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и нуждаются в том, чтобы получить данную помощь, поскольку сами они не в состоянии обеспечить себя в силу тех или иных жизненных обстоятельств. Та5же стоит отметить, что задачей является финансирование целевых программ в отношении пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также сюда относятся такие категории, как многодетные семьи, дети-сироты, инвалиды, пенсионеры, матери-одиночки.
Замечание 1
Таким образом, система органов всесторонне охватывает различные сферы жизни, позволяет получить достойную поддержку тем гражданам, которые оказались в сложной жизненной ситуации, и нуждаются в разрешении подобных проблем.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме