Структура диспетчерского руководства на железных дорогах

Диспетчерское
управление движением поездов на полигоне
решает следующие задачи:

  • организация работы единой диспетчерской
    смены, локомотивных бригад, работников,
    связанных с движением поездов, по
    выполнению сменно-суточных и текущих
    планов и заданий эксплуатационной
    работы полигона;

  • обеспечение выполнения графика движения
    пассажирских и грузовых поездов;

  • организация беспрепятственного приема
    и сдачи поездов по внутриполигонным
    стыковым пунктам и междорожным стыковым
    пунктам с соседними железными дорогами;

  • обеспечение соблюдения требований
    нормативных документов по безопасности
    движения поездов и охране труда,
    техническораспорядительных актов,
    технологических процессов работы
    железнодорожных станций, единых
    технологических процессов работы
    железнодорожных путей необщего
    пользования и станций примыкания,
    организация и управление местной
    работой в границах полигона;

  • своевременное предоставление плановых
    «окон» для строительномонтажных работ,
    ремонта и текущего содержания
    инфраструктуры в границах полигона;

  • эффективная организация рабочего
    времени и времени отдыха локомотивных
    бригад;

  • контроль за содержанием и использованием
    эксплуатируемого парка локомотивов;

  • регулирование погрузочных ресурсов;

  • контроль за выполнением нормативов
    работы вагонов, принадлежащих
    железнодорожным администрациям
    государств — участников

Содружества;

  • принятие оперативных мер по ликвидации
    нарушений движения поездов, обеспечение
    своевременного пропуска хозяйственных
    и восстановительных поездов.

В процессе работы диспетчерский персонал
ЦУП П взаимодействует:

  • с оперативным персоналом дирекций
    тяги, входящих в границы полигона, –
    по вопросам организации работы
    локомотивов и локомотивных бригад, их
    передислокации;

  • с оперативным персоналом дирекций
    инфраструктуры, входящих в границы
    полигона, – по вопросам ремонта, текущего
    содержания пути, устройств СЦБ, связи,
    контактной сети, технического обслуживания
    и ремонта грузовых вагонов, устранения
    неисправностей, восстановления движения;

  • с оперативным персоналом ТЦФТО железных
    дорог, входящих в границы полигона, –
    по вопросам использования специализированных
    расписаний в графике движения поездов,
    исполнения договоров на отправление
    и доставку груженых и порожних вагонов;

  • с оперативным персоналом компаний
    сервисного обслуживания локомотивов,
    входящих в границы полигона, – по
    вопросам постановки локомотивов на
    ремонт или техническое обслуживание
    и их выдачу в эксплуатацию;

  • с диспетчерским персоналом железнодорожных
    путей необщего пользования и предприятий
    смежных видов транспорта, а также иных
    железнодорожных инфраструктур общего
    пользования, входящих в границы полигона,
    – по вопросам организации обмена
    поездами и вагонами;

  • с диспетчерским персоналом операторов
    железнодорожного подвижного состава
    – по вопросам организации работы с
    порожними вагонами и другим оперативным
    вопросам участия в перевозочном
    процессе, предусмотренным договором
    ОАО «РЖД» и оператора железнодорожного
    подвижного состава;

  • с диспетчерским персоналом Дирекции
    ЦСЖТ;

  • с диспетчерским персоналом Ситуационного
    центра мониторинга и управления
    чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД»;

  • с диспетчерским персоналом соседних
    дирекций управления движением, ЦУП П
    смежных полигонов – по вопросам обмена
    поездами по внешним междорожным стыковым
    станциям, своевременной передислокации
    локомотивов и локомотивных бригад,
    работающих на укрупненных полигонах
    работы тягового подвижного состава.

Оперативное
управление перевозочным процессом на
полигоне осуществляет оперативно-диспетчерский
персонал в рамках единой диспетчерской
смены ЦУП П.

Единую
диспетчерскую смену ЦУП П возглавляет
старший диспетчер (по управлению
перевозками (руководитель смены) (далее
– руководитель смены ЦУП П), который
координирует работу диспетчеров по
зонам ответственности, а также является
ответственным за разработку сменносуточного
плана поездной и грузовой работы
полигона.

Руководитель
смены ЦУП П в оперативном порядке
подчиняется главному диспетчеру ЦД.

Руководитель
смены ЦУП П, являясь единым оперативным
руководителем работы полигона, в
оперативном порядке организует совместную
работу с руководителями смен центров
управления содержания инфраструктуры
ДИ (ДИЦУСИ), дирекций тяги, входящих в
границы полигона, для выполнения
установленных параметров работы. Старшие
диспетчера по управлению перевозками
– руководители единых диспетчерских
смен на железных дорогах, входящих в
границы полигонов, обеспечивают
безусловное выполнение распоряжений
и указаний руководителя смены ЦУП П
всеми участниками процесса.

Организацию
выполнения и участие в разработке
осуществляют сменно-суточного плана
поездной и грузовой работы осуществляют
работники единой диспетчерской смены
ЦУП П, в состав которой входят:

  • старший диспетчер (по управлению
    перевозками (по сменносуточному
    планированию);

  • диспетчеры (по управлению перевозками)
    по направлениям);

  • старший диспетчер (локомотивный);

  • диспетчер (локомотивный);

  • инженер (сменный) логистического центра;

  • инженер (сменный по организации «окон»);

  • инженер (сменный) оперативно-распорядительного
    отдела.

Численность
вышеперечисленных сменных работников
единой диспетчерской смены ЦУП П
определяется штатным расписанием в
соответствии с местными условиями
работы полигона.

На
рисунке 2 представлена схема взаимодействия
ЦУП П с подразделениями Д и ЦД,
обеспечивающими оперативное управление
поездной и грузовой работой.


Рисунок
2 – Взаимодействие ЦУП П с ЦУП ЦД и
дирекциями управления движением

64

Старший
диспетчер (по управлению перевозками
(по сменносуточному планированию)
осуществляет формирование сводного
сменносуточного плана работы полигона,
при необходимости осуществляет его
корректировку, а также производит анализ
выполнения сменно-суточного плана.

Диспетчер
(по управлению перевозками) обеспечивает
подготовку информации о текущей и
плановой эксплуатационной работе
соответствующих направлений, а также
координирует работу оперативнодиспетчерского
персонала ДЦУП, входящих в границы
полигона, по кругу ведения.

Старший
диспетчер (локомотивный) и диспетчеры
(локомотивные) реализуют управление
тяговыми ресурсами (планирование
обеспечения, передислокация, контроль)
в границах полигона.

Инженер
(сменный) логистического центра, инженер
(сменный по организации «окон») и
диспетчеры (локомотивные) предоставляют
справочную информацию для разработки
сменно-суточного плана работы полигона
по зонам ответственности.

Инженер
(сменный) оперативно-распорядительного
отдела формирует аналитические справочные
материалы для руководства ЦУП П и ЦУП.

Единые
диспетчерские смены ЦУП П функционируют
для повышения роли и ответственности
диспетчерского персонала за оперативное
планирование и управление перевозочным
процессом, повышение эффективности
эксплуатационной работы, укрепление
технологической дисциплины, усиление
мотивации труда работников.

Соседние файлы в папке Практика 4 курс

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    18.04.202155.91 Кб30GDP мой.cdw

  • #

    18.04.202152.83 Кб18GDP мой.cdw.bak

  • #

    18.04.202152.83 Кб25GDP.cdw

Диспетчерское руководство перевозочным процессом, совместно с оперативным планированием поездной и грузовой работы, является важнейшей составляющей системы организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и должно обеспечивать выполнение плана перевозок и наилучшее использование технических средств в конкретных условиях на каждом участке и станции сети.
Диспетчерское руководство перевозочным процессом построено на принципах иерархического управления (то есть многоступенчато) с распределением функций между соподчиненными уровнями (частями) на базе территориальных и функциональных признаков, с целью обеспечения единства железнодорожной сети, непрерывности перевозочного процесса, а также организационной целостности управления на всех уровнях перевозочного процесса.
Оперативное управление движением на железных дорогах осуществляет диспетчерский аппарат на четырех уровнях: станциях, отделениях и управлениях дорог, в МПС России. В МПС оперативное управление движением реализуют оперативно-распорядительные отделы по районам сети Главного управления движения; в управлении дороги — оперативно-распорядительный диспетчерский аппарат отдела движения; в отделениях (на дорогах без концентрации диспетчерского управления в рамках ЕЦДУ) — диспетчерский аппарат подотдела движения дороги; на станциях — станционный (маневровый) диспетчер или дежурный по станции.
Для реализации оперативного управления по территориальному признаку ж.-д. сеть разбита на районы, дороги — на дорожные диспетчерские круги, участки и опорные станции, крупные станции — на сортировочные системы и парки. Такая структура диспетчерского руководства обеспечивает непрерывный контроль за ходом перевозочного процесса на всем протяжении сети, формирование непрерывной информации вышестоящих подразделений о работе низовых и доведение до исполнителей оперативных указаний руководителей всех уровней. Это позволяет быстро принимать необходимые меры для выполнения государственного плана перевозок, предотвращения возможных затруднений и оказания помощи тем участкам, на которых возникают трудности.

Оперативное руководство эксплуатационной работой на сетевом уровне

Оперативное руководство и контроль за эксплуатационной деятельностью дорог осуществляют оперативные отделы и диспетчерский аппарат ЦУП МПС РФ. Контроль за деятельностью ЦУП осуществляет заместитель министра путей сообщения. Приказы и оперативные указания ЦУП подлежат выполнению всеми работниками служб перевозок, локомотивного, вагонного и грузового хозяйств дорог, станций и депо.
ЦУП МПС в оперативном режиме управляет грузопотоками, вагонопотоками, поез-допотоками; обеспечивает взаимосвязь с представителями всех видов транспорта РФ; с крупными клиентами, операторскими компаниями, портами, пограничными станциями, зарубежными потребителями транспортных услуг; обеспечивает связь с транспортным отделом правительства РФ, с департаментами МПС по материально-техническому и безопасному обеспечению перевозок, с ЦФТО по организации внеочередных (приоритетных) перевозок; осуществляет контроль за: направлением действий железных дорог в поездной и местной работе для выполнения специальных заданий Департамента управления и руководства МПС России; возвратом железными дорогами России вагонов собственности других государств и т. д.; обеспечивает организацию работы по удовлетворению заявок ЦФТО на сетевые перевозки грузов с целью обеспечения вывоза готовой продукции с решающих предприятий всех отраслей экономики, пограничных станций, морских портов.
Общее оперативное руководство перевозочным процессом на сети ж. д. России осуществляет главный диспетчер ЦУП МПС (ЦДГПС). Основные функции диспетчера: организация работы диспетчерского аппарата ЦУП и его взаимодействия с диспетчерским аппаратом ж. д. России и соседних государств; руководство всеми видами эксплуатационной работы сети ж. д.; установление оперативных заданий диспетчерам, исходя из общего плана работы сети, и порядка их выполнения; анализ потребности и возможности обеспечения погрузки; организация выгрузки вагонов, поездообразования, хода передачи поездов между дорогами и с соседними государствами, взаимодействия с выделенными предприятиями и портами; контроль выполнения оперативного плана и заданий руководства МПС, беспрепятственности передачи вагонов и поездов между дорогами и с соседними государствами, выполнения графика движения пассажирских поездов, соблюдения плана формирования поездов, выполнения заданий по передаче и развозу местного груза на дорогах и отделениях, насыщения участков поездами и выполнения нормативов графика движения, выполнения железными дорогами регулировочных заданий по сдаче и передаче, соблюдения безопасности движения на сети дорог с немедленным сообщением о нарушениях руководству МПС и соответствующим департаментам.
Руководство поездной работой в регионах сети ж. д. (Центр, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток) осуществляют ведущие региональные диспетчеры (ЦЦГП). В обязанности ведущих региональных диспетчеров входит: выполнение заданий оперативного плана и указаний руководства МПС и Департамента управления перевозками; контроль работы диспетчеров дорог и отделений; обеспечение беспрепятственного продвижения поездов по участкам и их передачи по стыковым станциям между дорогами, с соседними государствами; слежение за соответствием числа планируемых составов, обеспечением их локомотивами, бригадами и «нитками» графика движения; слежение за эффективностью принимаемых на дорогах мер по приведению в соответствие планируемого составообразования, локомотивов, бригад и «ниток» графика движения поездов; контроль эксплуатационных условий работы выделенных сортировочных станций. Принятие мер по недопущению или ликвидации затруднений; контроль подвода поездов к выделенным станциям, передачи поездов по стыковым пунктам; слежение за соблюдением плана формирования и выполнением нормативов графика движения поездов; контроль выполнения вариантных графиков движения поездов в период проведения «окон» и обеспечение после их окончания скорейшего восстановления нормальной поездной работы; контроль движения пассажирских поездов и ввод в график при опоздании; контроль выполнения дорогами задания по сдаче вагонов в регулировку, сбора порожних вагонов, формирования из них маршрутов, пропуска и сдачи на соседние дороги; своевременное информирование главного диспетчера, руководителей ЦУП и Департамента управления перевозками обо всех случаях браков в поездной и маневровой работе, вызвавших перерыв в движении поездов.
Руководство работой парка поездных локомотивов железнодорожной сети осуществляет ведущий локомотивный диспетчер (ЦДГТ). Его основные обязанности: контроль за содержанием эксплуатируемого парка локомотивов и бригад, размерами движения поездов на участках обращения, дислокацией локомотивов, взаимодействием железных дорог на общих участках обращения локомотивов; контроль поездного положения с целью определения соответствия планируемого числа составов, локомотивов, бригад, эффективности принимаемых на отделениях и дорогах мерах по обеспечению составов локомотивами и бригадами; осуществление на участках обращения локомотивов, охватывающих несколько дорог, регулировочных мер по обеспечению локомотивами плана составообразования; контроль обеспечения дорогами беспрепятственной передачи поездов по междорожным стыковым пунктам; контроль за следованием новых локомотивов, следованием локомотивов в ремонт и по специальным нуждам, за своевременным направлением локомотивов на плановый ремонт; контроль за выполнением машинистами нормативов графика движения пассажирских и грузовых поездов; недопущение эксплуатации локомотивов на незакрепленных участках; контроль за соблюдением режима работы и отдыха локомотивных бригад в пунктах оборота.
Руководство работой с порожними крытыми вагонами, полувагонами, платформами и прочими вагонами, предназначенными для перевозок в составе формируемых поездов осуществляет ведущий вагонораспределитель (ЦДГВ). В его функции входят: контроль за выполнением железными дорогами заданий руководства МПС и Департамента управления перевозками по сдаче из-под выгрузки порожних вагонов, передаче их по стыковым пунктам между дорогами, комплексной регулировке, обеспечению порожними вагонами дорог массовой погрузки; слежение за фактическими регулировочными разрывами на дорогах; сбором порожних вагонов, формированием маршрутных поездов из порожних вагонов; планирование обеспечения порожними вагонами (кроме рефрижераторов и цистерн) районов массовой погрузки на несколько дней вперед и выдача руководству Департамента перевозок предложений по дополнительной постановке порожних вагонов «на рейс»; контроль за выполнением железными дорогами заданий по формированию маршрутов из порожних вагонов, в том числе крытых, платформ, полувагонов, зерновозов и др. и обеспечение их сохранности, ускоренного продвижения на всем пути следования до районов погрузки; контроль за выполнением планов погрузки по дорогам назначения; контроль за выполнением железными дорогами указаний руководства МПС и Департамента управления перевозками на остановку, изъятие и перемещение вагонов резерва МПС и технологического резерва; подготовка оперативных приказов, справок и отчетов о выполнении специальных заданий руководства ЦУП и Департамента управления перевозками.
Управление перевозками выделенных родов грузов (наливных, металлургических, угля, продуктов и др.) осуществляют «породовые» диспетчеры (ОДГН, ЦДГУ, ОДГМА и др.)
В состав оперативного отдела ЦУП МПС введены новые диспетчеры, которые обеспечивают: руководство работой с гружеными и порожними иностранными вагонами (ЦДГВИ), руководство погрузкой и выгрузкой вагонов (ЦДГГ), руководство работой с кольцевыми маршрутами, составленными из крытых вагонов, полувагонов, платформ и прочих вагонов в груженом и порожнем состоянии (ЦДГВК).
Руководство и диспетчерский аппарат ЦУП МПС осуществляют непрерывное взаимодействие с оперативным персоналом ЕЦДУ дорог.

Оперативное руководство эксплуатационной работой на дорожном уровне

Управление перевозочным процессом на железной дороге осуществляет Единый диспетчерский центр (ЕЦДУ), который является структурным подразделением службы перевозок Управления железной дороги. ЕЦДУ организует движение пассажирских, пригородных и грузовых поездов по графику; исполняет оперативные плановые задания диспетчеров ЦУП МПС по общесетевым грузовым перевозкам; организует грузовые перевозки по заявкам ДЦФТО; разрабатывает и организует движение согласно вариантным графикам движения поездов во время выполнения строительно-монтажных и ремонтно-пу-тевых работ; организует развоз местного груза и подачу вагонов под погрузку и выгрузку; обеспечивает выполнение технических нормативов работы дороги. Руководит работой ЕЦДУ начальник оперативно-распорядительного отдела (ДГ-ДЗ), он же является начальником ЕЦДУ и заместителем начальника службы перевозок. Основной функцией ДГ является организация взаимодействия диспетчерского аппарата ЕЦДУ с диспетчерами технических служб.
Планирование внутридорожных перевозок, а также участие в планировании сетевых перевозок на следующие сутки осуществляет заместитель ДГ по планированию (замДГП). В его обязанности входит: получение в ДЦФТО заявок на внутридорожные перевозки; выборка заявок, обслуживание которых целесообразно начинать в следующие сутки; прогнозирование высвобождения порожних вагонов после выполнения действующего плана внутридорожных перевозок на текущие сутки; составление плана обеспечения порожними вагонами по заявкам ЦФТО; выдача элементов оперативного плана внутридорожных перевозок начальнику смены; получение у ДГ заданий по объемам работ для сетевых перевозок на следующие сутки; планирование сетевых перевозок с выдачей элементов оперативного плана сетевых перевозок начальнику смены.
Общее оперативное руководство перевозочным процессом на дороге, а также руководство сменой диспетчеров ЕЦДУ обеспечивает начальник смены (ДГС). Его основные функции: организация работы диспетчерского аппарата ЕЦДУ и его взаимодействия с диспетчерским аппаратом опорных станций, выделенных предприятий по выполнению оперативного плана работы дороги; установление заданий диспетчерам, исходя из общего оперативного плана работы, и порядка их выполнения; осуществление контроля за выполнением оперативного плана, работой стыковых с соседними дорогами и соседними государствами станций, за выполнением графика движения и планов формирования грузовых и пассажирских поездов, содержанием и использованием локомотивов и бригад, своевременным обеспечением ими составов, за выполнением станциями регулировочных заданий по сдаче, передаче и постановке «на рейс» порожних вагонов, соблюдением безопасности движения с немедленным докладом о нарушениях руководству дороги и соответствующим службам.
Руководит территориальным районом управления дороги заместитель начальника смены (ДГЗС), его функции аналогичны функциям ДГС.
Руководство распределением вагонных парков на дороге осуществляет вагонорас-пределитель (ДНЦВ). В его обязанности входит: планирование обеспечения порожними вагонами районов массовой погрузки; контроль выполнения планов погрузки; оперативный контроль за работой кольцевых маршрутов; контроль за формированием маршрутов из порожних вагонов и обеспечение их продвижения на всем пути следования до районов погрузки; слежение за сбором порожних вагонов, формированием из них маршрутных поездов, постановкой маршрутов «на рейс» и др.
Организуют перевозки выделенных родов грузов диспетчеры «породовых» перевозок: диспетчер по перевозкам нефтехимических грузов; диспетчер по перевозкам угля и рудно-металлургических грузов; другие аналогичные диспетчеры.
Руководство поездной работой на диспетчерском круге дороги осуществляет поездной диспетчер (ДНЦ). Его основные функции: обеспечение безопасности движения поездов при максимальном использовании пропускной и провозной способности участков и линий; обеспечение скоростной обработки поездов на станциях; организация пропуска тяжеловесных и длинносоставных поездов; соблюдение расписания следования пассажирских поездов; слежение за продвижением поездов по перегонам и своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов по станциям; контроль за работой станций; выдача указаний по движению поездов дежурным по станциям, а при необходимости и машинистам локомотивов; обеспечение сбора порожних вагонов и развоза местного груза по станциям участка; организация подготовки составов и отправления их точно по графику; предоставление предусмотренных графиком движения поездов технологических «окон» по текущему содержанию пути, искусственных сооружений и устройств СЦБ; контроль за действиями дежурных по станциям.

Оперативное руководство эксплуатационной работой на отделенческом уровне

Руководство эксплуатационной работой бывших отделений в составе ЕЦДУ осуществляется в рамках территориальных районов управления дороги. Оперативным планированием и диспетчерским регулированием района управления руководит заместитель начальника смены (ДГСЗ). На станциях дороги эксплуатационная работа оперативно осуществляется под руководством маневровых (или станционных) диспетчеров (ДСЦ), а там, где их нет, — под руководством дежурных по станциям (ДСП). Каждая станция подчиняется одному поездному диспетчеру.
Контроль за выполнением заданий руководства дороги и службы перевозок на опорных станциях дороги осуществляет вагоно-распределитель (ДНЦВ). Его основными функциями в части опорных станций являются: контроль сдачи из-под выгрузки порожних вагонов и обеспечение ими районов массовой погрузки; контроль передачи порожних маршрутов на другие опорные станции дороги; контроль заданий на формирование опорными станциями маршрутов из порожних вагонов и обеспечение их ускоренного продвижения на всем пути следования до районов погрузки.
В локомотивных депо, на пунктах технического обслуживания вагонов, в энергоучастках, дистанциях пути, сигнализации и связи и в других подразделениях диспетчерские функции по организации движения поездов выполняют сменные дежурные или диспетчеры.
На отдельных дорогах сети, где не завершена реорганизация диспетчерского аппарата и не осуществлена полная концентрация диспетчерского управления на базе ЕЦДУ, руководство эксплуатационной работой отделения осуществляет начальник подотдела движения дороги. Оперативно руководит движением на отделении диспетчерский аппарат отдела движения, который возглавляет старший диспетчер отделения (ДНЦС). Диспетчерские смены возглавляют сменные дежурные по отделению (ДНЦО). В состав смен входят поездные участковые и узловые диспетчеры (ДНЦ), локомотивные и энергодиспетчеры (на отделениях с электрической тягой).

aurora

Подробности
Категория: СЦБ

Диспетчерское руководство эксплуатационной работой — централизованная система оперативного управления перевозочным процессом, осуществляемая диспетчерским аппаратом.
Регулирование движения поездов впервые введено в 1851 на одной из американских дорог и получило распространение на всех ж. д. США. Диспетчер выдавал приказ- путёвку на станции отправления поездной бригаде, которая несла ответственность за движение поезда. В приказе-путёвке указывалось, на каких станциях поезду предстоят по расписанию скрещения и обгоны. В начале 20 в. опыт американских ж.д. получает распространение в Европе. Во Франции возникает разновидность диспетчерского руководства — бюро советов и разъяснений, в котором участие диспетчера ограничивается совещательным характером; в Великобритании появляется контрольная система, при которой диспетчер (контролёр) обладает лишь контрольными, но не распорядительными правами. В Швеции и Норвегии диспетчер объединяет работу трёх служб — эксплуатации, тяги и пути и осуществляет общее руководство движением поездов. На современные железные дороги США, Канады и Великобритании действуют системы, которые основываются на расписаниях движения, во Франции, Германии, Японии, Нидерландах и ряде др. стран — на расчётных графиках. На железных дорогах России аппарат особых дежурных, на которых возлагалось Общее руководство движением поездов, был создай в 1918. Диспетчер выпускал поезда на участок, но не регулировал движение, а наблюдал за ним. Отделение получало со станций графики исполненного движения через 2—3 дня. С увеличением густоты перевозок чаще стали возникать затруднения в пропуске поездов, появилась потребность в изменении функций диспетчера. С 1923 вся оперативная работа по движению поездов на участке была сосредоточена в руках диспетчера, который нёс за неё полную ответственность. Такая система была впервые применена на участке Москва — Мытищи — Александров Северной железной дороги К 1934 диспетчерская система действовала уже на всей сети железных дорог
Объектами диспетчерского руководства являются маневровый район, сортировочные станции и горки, участки энергоснабжения, дистанции сигнализации и связи, линейные предприятия вагонного, локомотивного, путевого хозяйств (см. рис.). Для ведения диспетчерской работы в отделениях и управлениях дорог организованы диспетчерские круги. Основным функции диспетчерского аппарата — разработка оперативных планов и организация их выполнения. Для этого диспетчеры, руководящие перевозочным процессом, в дополнение к сменно-суточному плану составляют текущий план (на 3—4 ч), в котором предусматривается составообразование, назначение локомотивов с бригадами, обеспечение пропуска поездов по участкам, передачи их по стыковым пунктам и подвода к станциям, развоза местного груза, его погрузки и выгрузки. Система позволяет вести непрерывный контроль за выполнением оперативных планов движения поездов и наблюдение за работой станций, разработку и осуществление мер для продвижения поездов.
Структура диспетчерского управления эксплуатационной работой
Структура диспетчерского управления эксплуатационной работой.

На уровне МПС руководство возложено на единую диспетчерскую смену, размещённую в автоматизированным диспетчерском центре вправления (АДЦУ), в составе гл. диспетчера МПС, гл. локомотивного диспетчера, гл. диспетчера-вагонораспорядителя и ревизоров-диспетчеров. Зал АДЦУ оснащён мнемонической схемой сети железных дорог и информационное табло. Автоматизир. рабочие места оборудованы дисплеями и средствами связи. Диспетчерский аппарат МПС освобождён от сбора информации о поездной работе. Информация о проследовании поездов, наличии локомотивов и поездных бригад на выделенных (наиболее важных) станциях поступает в реальном масштабе времени через междорожные стыковые пункты.
В управлениях дорог диспетчерскую работу осуществляет оперативно-распорядительный отдел службы перевозок через дорожных диспетчеров, возглавляемых старшим дорожным диспетчером, диспетчерский круг которого определяется в зависимости от размеров и сложности работы. На этом уровне выполняются запланированные размеры движения и передачи вагонов по всем внеш. и внутреннего стыковым пунктам дороги; регулируется работа локомотивного парка; обеспечивается развоз местных вагонов и поступление порожних вагонов под погрузку; контролируется работа важнейших узлов и стыковых пунктов. Основным документами для контроля выполнения графика движения и поездной работы являются сокращ. график движения и поездное положение.
Для совершенствования работы применяются АСУ, создаются АДЦУ на железных дорогах, что способствует концентрированию руководства в едином структурном подразделении. Организация дорожных АДЦУ выполняется в три стадии: создание информационно-справочной системы с выдачей данных в реальном масштабе времени на технических средства коллективного отображения информации (мнемосхемы, информационное табло и индивидуальные дисплеи); внедрение информационно-прогнозной системы, позволяющей предвидеть поездную работу на предстоящий период; ввод в действие информационно-управляющей системы, которая на основе прогноза способна разрабатывать предложения по принятию решений в режиме диалога диспетчера с ЭВМ,
Работу поездного диспетчера на сети ж.       д. регламентируют Правила технической эксплуатации и Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах (1991). Поездной диспетчер единолично руководит движением поездов на участке и отвечает за выполнение графика движения. Приказы диспетчера подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на участке. В обязанности поездного диспетчера входят: эффективное использование технических средств, вагонного парка, локомотивов, участков и станций; контроль работы станций, выполнения графика движения и плана формирования поездов; своевременным передача указаний по движению поездов дежурным по станциям и машинистам; наблюдение за приёмом и отправлением поездов на станциях и пропуском их по участку; обеспечение безопасности движения. Поездной диспетчер ведёт график исполненного движения и отмечает все отклонения от норм, работы на участке и их причины. На участках с интенсивным движением поездов необходимые для поездного диспетчера записи может вести оператор. Поездной диспетчер отдаёт приказы, регистрируемые в журнале диспетчерских распоряжений: об открытии и закрытии перегонов или отд. путей перегонов; переходе с двухпутного движения на однопутное и обратно; переходе с одних средств сигнализации и связи при движении поездов на другие; отправлении поездов по неправильному пути (не специализированному для данного направления) или с разграничением времени (на перегонах, не оборудованных путевой блокировкой, либо при длит, повреждении путей); приёме поездов и отправлении их с путей, не предусмотренных для этого; назначении дополнит, поездов и порядке их следования.
При диспетчерском руководстве эксплуатационной работой для выполнения графика движения необходимо соблюдение следующих условий: недопущение на участках числа поездов большего, чем максимально предусмотрено графиком; взаимодействие диспетчерского и дежурного аппаратов отделений и станций с машинистами локомотивов и работниками др. служб; согласование подвода поездов поездными диспетчерами с работниками технического и грузовых станций, а также соседних отделений и дорог при передаче их по стыковым пунктам; своевременным обеспечение готовых к отправлению составов локомотивами. Для создания оптимальных условий, в которых реализуются макс. размеры движения поездов, осуществляются приёмы оперативного диспетчерского регулирования, направленные на повышение перерабатывающей способности технического станций, улучшение использования пропускной и провозной способности участков. Выбор регулировочных приёмов зависит от прогнозируемого или уже существующего режима поездной работы.
Оперативной работой всей сортировочной станции руководит станционный диспетчер, а каждой сортировочной системой — маневровый диспетчер. Станционный диспетчер организует взаимодействие сортировочных систем, приём и отправление поездов. Маневровый диспетчер отвечает за расформирование и формирование поездов (составляет план очерёдности расформирования и формирования, руководит работой парков станции, сортировочной горки и процессом составообразования в своей сортировочной системе). Диспетчерское руководство получило распространение и на грузовых станциях, в грузовых районах.

Близкие публикации:

© 2009-2023 — lokomo.ru, железные дороги.

ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО перевозочным процессом, совместно с оперативным планированием поездной и грузовой работы, является важнейшей составляющей системы организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и должно обеспечивать выполнение плана перевозок и наилучшее использование технических средств в конкретных условиях на каждом участке и станции сети.

Общие сведения

Диспетчерское руководство перевозочным процессом построено на принципах иерархического управления (то есть многоступенчато) с распределением функций между соподчиненными уровнями (частями) на базе территориальных и функциональных признаков, с целью обеспечения единства железнодорожной сети, непрерывности перевозочного процесса, а также организационной целостности управления на всех уровнях перевозочного процесса.

Оперативное управление движением

Оперативное управление движением на железных дорогах осуществляет диспетчерский аппарат на четырех уровнях: станциях, отделениях и управлениях дорог, в МПС России. В МПС оперативное управление движением реализуют оперативно-распорядительные отделы по районам сети Главного управления движения; в управлении дороги — оперативно-распорядительный диспетчерский аппарат отдела движения; в отделениях (на дорогах без концентрации диспетчерского управления в рамках ЕЦДУ) — диспетчерский аппарат подотдела движения дороги; на станциях — станционный (маневровый) диспетчер или дежурный по станции.

Реализация оперативного управления

Для реализации оперативного управления по территориальному признаку ж.-д. сеть разбита на районы, дороги — на дорожные диспетчерские круги, участки и опорные станции, крупные станции — на сортировочные системы и парки. Такая структура диспетчерского руководства обеспечивает непрерывный контроль за ходом перевозочного процесса на всем протяжении сети, формирование непрерывной информации вышестоящих подразделений о работе низовых и доведение до исполнителей оперативных указаний руководителей всех уровней. Это позволяет быстро принимать необходимые меры для выполнения государственного плана перевозок, предотвращения возможных затруднений и оказания помощи тем участкам, на которых возникают трудности.

См. также

  • Оперативное руководство эксплуатационной работой на дорожном уровне
  • Оперативное руководство эксплуатационной работой на отделенческом уровне и линейных предприятиях
  • Оперативное руководство эксплуатационной работой на сетевом уровне

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Глазные капли калий йодид инструкция по применению взрослым
  • Должностная инструкция педагога организатора в дши
  • Смена руководства патп 1
  • Аллергонаф глазные капли инструкция по применению
  • Jet pet doggy инструкция по подключению

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии