Стили руководства учителя физической культуры

Руководящие
функции учителя выполняют не только на уроке, но и во внеклассной работе. При
этом наблюдаются существенные различия в способах и приемах руководства,  в
связи с чем выделяют три стиля: авторитарный, демократический и либеральный.

      Авторитарный стиль
руководства.
     Учителя такого стиля руководят,  не считаясь с мнением
окружающих, сами определяют способы и средства достижения цели, потому что 
считают,  что они все знают сами и что лучше их все рано никто не решит. Всю
информацию такой учитель замыкает на себя, поэтому актив класса живет догадками
и слухами. Вольно или невольно учитель сковывает инициативу школьников, поэтому
у них ослабляется чувство ответственности за общее дело.  Общественные
поручения становятся для них формальностью  и  общественная  активность  у
учащихся падает.  Школьники  являются лишь исполнителями замыслов учителя, его
планов. Свои решения учитель авторитарного стиля руководства выражает в форме
указаний,  приказов, инструкций, выговоров и благодарностей.  Он мало считается
с межличностными отношениями в группе,  придает слишком большое значение
отрицательным качествам учащихся и недооценивает их положительные стороны.

     Старшеклассники в  большинстве
случаев отрицательно или настороженно относятся к учителям авторитарщикам, 
особенно  к  тем, которые только приказывают,  угрожают,  наказывают. Однако в
ряде случаев учащиеся относятся положительно к  учителю  авторитарного стиля
руководства, особенно когда высоко ценят его деловые качества, знания,  эрудицию,
умение интересно преподавать свой предмет. Действительно, в классах, где
преподают такие учителя, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость
(исключая крайне  авторитарный стиль,  при  котором успеваемость падает из-за
негативного отношения учащихся к учителю).

     Однако за внешним благополучием при
авторитарном стиле руководства могут скрываться значительные изъяны в работе
учителя  по формированию личности  школьника посредством физического
воспитания. У учащихся могут возникать неадекватные заниженные самооценки,
задерживается развитие коллективистских отношений между учащимися, развивается
культ силы и власти,  формируется и неадекватный уровень притязаний (учащиеся
ставят перед собой цели, не соответствующие их возможностям).

     Между учащимися и учителем физической
культуры,  ориентирующимся при принятии решений в основном на собственное
мнение и  не учитывающим мнение класса,  команды,  может возникнуть барьер
нетерпимости. Он выражается в нежелании учителя сблизить свою позицию по некоторым
вопросам (например, при избрании капитана команды, старосты спортивной секции 
и  т.п.)  с  позицией  коллектива школьников. Возникает взаимная
неуступчивость, ненужная запальчивость, переходящая в упрямство, вызывающая
взаимные обиды.

     Конечно, не следует понимать,  что
авторитарный стиль  руководства должен  быть совершенно исключен из практики
учителя.  Он может использоваться, но важно, чтобы он соответствовал ситуации,
а не  носил стихийный и неосознанный характер.  Например,  когда руководимая
учителем группа безинициативна, привыкла к пассивному выполнению распоряжений,
на первых парах целесообразнее использовать авторитарный стиль руководства, 
чтобы придать  деятельности группы организованный характер. Иногда учителю
требуется проявить «силу воли»,  чтобы  побороть  нежелательные 
тенденции  в  жизни школьного коллектива,  как  это  делал А.С. Макаренко. 
Однако при этом важно,  чтобы волевые и автократические  приемы  руководства
были направлены не на обезличивание и подавление индивидуальности учащихся, а, 
наоборот, на пробуждение активной жизненной позиции личности, победу 
коллективистских  тенденций  над  стихийностью и анархизмом.

      Демократический стиль 
руководства
. Позицию  учителя с этим стилем руководства можно
охарактеризовать как «первого среди равных». Своим поведением он
показывает, что его власть является необходимостью для рационального выполнения
стоящих перед  школьным коллективом задач, и не больше.

     Он пытается руководить так,  чтобы
каждый школьник  принимал максимальное участие в достижении общей цели.  Для
этого он распределяет ответственность между школьниками,  поощряет и развивает
отношения между ними,  создает атмосферу делового сотрудничества и
товарищества.  Решение принимает коллективно,  с учетом  мнения актива.
Опирается  в деятельности на помощь школьников,  учитывая их склонности и
способности.  Умело использует учащихся, пользующихся среди сверстников
авторитетом,  для укрепления сплоченности и дисциплины в коллективе.

     Учитель демократического стиля
руководства видит смысл своей деятельности не только в контроле и координации
действий школьного коллектива,  но  и  в воспитании и привитии учащимся
организаторских умений и навыков,  поэтому ставит перед ними мотивированные
задачи,  поощряет  индивидуальные  усилия каждого,  делает их достоянием
гласности. Это способствует развитию у учеников инициативы и творческой
самостоятельности.

     Учитель демократического стиля более
доступен учащимся;  они чувствуют себя  с ним свободнее и охотно с ним общаются, 
Поэтому учитель с таким стилем руководства лучше знает  внутреннюю  жизнь
учеников, их переживания, страхи, стремления, надежды. Вербальное общение
учителя с учениками основывается  на  просьбах,  советах, доверительной
интонации.  Установлено, что лишь 5% способов общения у такого учителя носит
характер команд или отрывистых  приказов.

     Учителя демократического стиля
руководства более  адекватно, чем учителя авторитарного стиля оценивают
положительные и отрицательные черты характера учащихся.

      Либеральный
(попустительский) стиль руководства.
  Этот стиль характеризуется
стремлением учителя как можно меньше вмешиваться в дела актива, предоставлением
учащимся большой свободы действий, притом не оправданной во многих ситуациях. 
Учителя с этим стилем руководства не  пользуются популярностью у учащихся из-за
их неумения организовывать и направлять деятельность учащихся, из-за их
недостаточной требовательности и принципиальности. Для них характерно
переоценивание положительных качеств учащихся и  недооценивание отрицательных.

Стиль руководства – это целостная, относительно устойчивая система способов общения педагога с учащимися, обладающая внутренним единством и обеспечивающая эффективное управление деятельностью занимающихся. При своей динамичности стиль руководства имеет устойчивые особенности, проявляющиеся в различных условиях. В спортивно-педагогической деятельности выделяются следующие стили руководства.

Авторитарный стиль руководства. Взаимоотношения с занимающимися строятся на основе подавления самостоятельности и инициативы. Руководитель предпочитает железную дисциплину и беспрекословное послушание, мало допускает свободы обсуждения заданий, поручений. Недостаточно прислушивается к занимающимся. Чаще имеет деловой авторитет, реже – личностный. Активно организует деловые взаимоотношения и недостаточно вникает в межличностные отношения. Уверен, что понимает своих учеников, однако адекватно представить структуру взаимоотношений в группе не может. Конфликтные ситуации возникают часто. Как правило, обращается к отдельным ученикам, а не к группе. Выделяет преимущественно слабых в техническом отношении занимающихся. Часто использует резкую и ироническую интонацию. Из форм обращения преобладают вопросы и неодобрения. Манера обращения нередко неадекватна ситуации общения.

Учитель физкультуры, придерживающийся авторитарного стиля руководства, сковывает инициативу учащихся, так как учащиеся являются исполнителями замыслов учителя. Учащиеся старших классов отрицательно относятся к таким учителям, и у них может возникнуть барьер нетерпимости. Нельзя говорить, что данный стиль руководства неприемлем. Важно, чтобы он соответствовал ситуации.

Из личностных качеств для педагога-автократа характерны: самоуверенность, принципиальность, несдержанность, нетактичность, шумливость, недоброжелательность.

Демократический стиль руководства. Взаимоотношения с занимающимися строятся на основе уважения личности. В достаточной степени допускается свобода обсуждений заданий и поручений. Учитель в большей степени прислушивается к мнению занимающихся, более доступен учащимся. Они чувствуют себя с ним свободно и охотно общаются на различные темы. Учитель в межличностных взаимоотношениях учитывает их при распределении заданий и поручений.

Педагог обращается равномерно ко всей группе, не выделяя кого-либо. В содержании обращений преобладает воспитательная информация и менее критическая. Чаще использует просьбу, совет, указание. Интонация ровная, приветливая. Манера обращения адекватна ситуации общения. Позицию такого учителя можно назвать «первый среди равных». Своим поведением он показывает, что его власть является необходимостью для решения педагогических задач. Он пытается руководить так, чтобы каждый учащийся принимал активное участие в достижении общей цели. Создавая атмосферу сотрудничества, учитель тем самым привлекает всех учащихся к занятиям.

Для педагога-демократа характерны следующие личностные качества: тактичность, прямота, доброжелательность, требовательность, сдержанность, уверенность.

Либеральный стиль руководства. Учитель такого стиля руководства предоставляет обучающимся максимальную самостоятельность, не занимает ведущей позиции во взаимоотношениях с ними. Авторитет недостаточно высок, слабо ориентируется в межличностных отношениях. Не вполне отчетливо понимает обучающихся, их состояние, поведение. Допускает свободу выбора упражнений и нагрузки. Прислушивается к мнению авторитетных учащихся. Объектами обращения педагог избирает сильных учеников, из обращений преобладает организационная информация. Из форм обращения чаще используются одобрения и указания. Любит использовать приветливую интонацию. Манера обращения зачастую неадекватна ситуации общения. Личностные качества, характерные для педагога-либерала: сдержанность, тактичность, участливость, простота в обращении, добродушие, неконфликтность.

Формирование стиля руководства

В качестве причин становления авторитарных отношений с занимающимися можно выделить следующие: недостаток в психолого-педагогических знаниях педагога; неумение пользоваться методами управления людьми; некоторые личностные качества педагога; недостаточная профессиональная компетентность.

Опорой авторитарного стиля руководства является административная власть и должностные права, а не личное влияние педагога. Такая установка педагога не всегда воспринимается учащимися. Постоянное использование в работе авторитарных отношений создает в коллективе специфический психологический климат, особенностью которого является постоянная напряженность и ослабленная межличностная связь между занимающимися. Авторитарный характер отношений отличается консервативностью. Основной признак авторитарности заключается в желании единолично принимать решения, исходя из собственного опыта. Успехи учащихся заботят педагога-автократа постольку, поскольку это увеличивает его собственный авторитет и престиж в глазах общественности.

Демократический характер отношений предусматривает, что занимающиеся – не слепые исполнители решений педагога, а его сотрудники, участники решения поставленных задач в учебном процессе. Демократизм же в отношениях с учащимися достигается прежде всего за счет моральных качеств, развитого чувства ответственности у педагога. Формирование демократических отношений обусловлено высоким уровнем профессиональных качеств педагога, уровнем социальной зрелости руководимого им коллектива; личностными качествами.

Либеральный характер отношений формируется при высоком уровне подготовленности учащихся; снижении уровня профессиональной компетентности педагога; наличии у него определенных черт характера.

Учитывая широкий контингент занимающихся в школе, педагог должен умело применять элементы того или иного стиля руководства, находя оптимальные характеристики взаимоотношений с ними в соответствии с обстановкой. В противном случае возникают конфликты.

Размышление о необходимости и высоком умении изменять характер отношений с занимающимися в связи с формированием их как личности мы находим в работе заслуженного тренера В. С. Растороцкого. Вот диалог его с журналистом: «…Люда (Турищева) мне давно говорила: “Владислав Степаныч, Наташа (Шапошникова) – другая, чем я. Вам с ней будет трудно…» – «Ты понял, что я должен? Я себя переделывать должен, мне полсотни скоро, а я должен перестраивать свою психологию» (С. Токарев, 1979).

Любой
учитель осуществляет свою педагогическую
деятельность с
помощью приемов и способов, которые в
совокупности опре­деляют тот или иной
стиль его деятельности.

Выделяют
следующие стили
педагогической деятельности.

  1. Демократический
    стиль —
    ученик
    считается равноправным партнером в
    общении и поиске знаний. Учитель
    привлекает уча­щихся к принятию
    решений, учитывает их мнения, поощряет
    са­мостоятельность суждений. Для
    учителя важна не только успевае­мость
    воспитанников, но и их личностные
    качества. Основными методами воздействия
    являются: побуждение к учебной
    деятель­ности, просьба, совет.
    Осуществляя педагогический процесс,
    учи­тель предъявляет повышенные
    требования к себе, к собственным
    психическим
    и профессиональным качествам. Он
    удовлетворен сво­ей
    профессией.

  2. Авторитарный
    стиль —
    учитель
    относится к ученику как к объекту
    педагогических воздействий, все решает
    единолично, ус­танавливает жесткий
    контроль за выполнением своих требований,
    не
    учитывая педагогических ситуаций и
    мнения учащихся. Он прак­тически
    никогда не обосновывает свои действия
    и решения. Ос­новными методами
    воздействия учителя являются приказ,
    поуче­ние или распоряжение. В результате
    учащиеся проявляют агрес­сивность,
    обнаруживают низкую самооценку и теряют
    учебную активность. Все их силы направлены
    на психологическую самоза­щиту.
    Учителя, придерживающиеся авторитарного
    стиля, зачас­тую не удовлетворены
    своей профессией. Особое внимание они
    уделяют методической стороне
    педагогической деятельности, по­этому
    часто занимают лидирующее положение
    в педагогических коллективах.

3.
Либеральный
стиль
заключается
в том, что учитель старается уходить от
самостоятельного принятия решений,
передавая ини­циативу коллегам, а в
процессе урока — ученикам; организация
и контроль за учебной деятельностью
школьников носит спонтан­ный характер.
В действиях такого учителя проявляется
нереши­тельность, частые колебания.
Среди учеников наблюдаются скры­тые
конфликты, в классе царит неустойчивый
микроклимат, при­чем заметно отсутствие
воспитывающего воздействия учителя на
учеников.

В
современной психологии различают
индивидуальные стили деятельности,
т.е. системы наиболее эффективных приемов
и спо­собов организации собственной
работы отдельным человеком. Благодаря
научно-исследовательской деятельности
B.C. Мерлина и его учеников были вскрыты
основные причины проявления того или
иного индивидуального стиля деятельности.
Формирование индивидуального стиля,
как правило, обусловлено склонностью
человека к тому способу выполнения
деятельности, который обус­ловлен
типологическими особенностями нервной
системы (тем­перамента). Такой путь
формирования стиля деятельности
назы­вают стихийным.

Существует
и сознательный, целенаправленный путь
форми­рования индивидуального стиля
деятельности. Он также базирует­ся
на учете сильных и слабых сторон индивида,
его типологичес­ких особенностях,
определяется либо глубоким самопознанием,
либо целенаправленными воздействиями
со стороны (например, усилия более
опытного педагога). Сознательный путь
формирова­ния стиля деятельности
сводится к приспособлению человека,
адаптации его психических свойств и
качеств к конкретной про­фессиональной
деятельности, требованию от него
осуществления высококвалифицированных
действий. В этом смысле возможно
формировать стиль деятельности на
основе определенного авто­ритета,
эталона конкретной личности.

Выделяются
следующие индивидуальные
стили педагогической
деятельности.

1.
Эмоционально-импровизационный
стиль,
В
этом случае учитель ориентирован
на процесс обучения. Объяснение нового
учебного материала строится логично,
интересно, но в процессе объясне­ния
часто отсутствует обратная связь с
учениками. Во время опро­са учитель
обращается к большому числу учащихся,
как правило, к
сильным школьникам. При опросе использует
много
неформаль­ных
вопросов и практически не дает возможности
воспитанникам сформулировать ответ.
Он сам принимает активное участие в
отве­тах учеников.

Для
осуществления педагогического процесса
такой учитель в основном использует
самый интересный учебный материал, а
не­интересный, хотя и важный, старается
оставить учащимся для самостоятельной
подготовки. Его деятельность отличается
высо­кой оперативностью. Он использует
большой арсенал методов обучения,
практикует коллективные обсуждения,
стимулирует спонтанные
высказывания.
Учителю
с эмоционально-импровиза­ционным
стилем индивидуальной педагогической
деятельности свойственны: интуитивность,
недостаточно серьезное отношение к
процессам закрепления и повторения
учебного материала, а также к осуществлению
контроля за усвоением учениками зна­ний.

  1. Эмоционально-методичный
    стиль.
    Учитель
    ориентируется на процесс
    и результат обучения, для чего нужны
    адекватное плани­рование
    учебно-воспитательного процесса,
    оперативность в дея­тельности и
    преобладание интуитивности над
    рефлективностью. Он внимательно следит
    за уровнем знаний учеников, постоянно
    включая в процесс обучения элементы
    повторения и закрепления пройденного
    учебного материала и методы контроля
    за усвоени­ем знаний, умений и навыков.
    Чато меняет формы работы на уроке,
    практикует коллективное обсуждение
    темы на уроках, стре­мится активизировать
    учебную деятельность всех членов
    группы, заинтересовать их особенностями
    своего предмета.

  2. Рассуждающе-импровизационный
    стиль.
    Также
    свойствен учи­телю,
    ориентированному на процесс и результат
    обучения. Для него характерно адекватное
    планирование учебно-воспитательного
    процесса, но при этом он проявляет
    меньшую изобретательность по сравнению
    с представителями первых двух стилей.
    Такой учи­тель не всегда способен
    обеспечить высокий темп работы,
    прак­тически не использует коллективное
    обсуждение. Во время опроса предпочитает
    мало говорить, но внимательно анализирует
    ответы школьников. Он любит воздействовать
    на учащихся косвенным путем (подсказки,
    уточнения). Как правило, дает возможность
    каждому ученику детально сформулировать
    свои высказывания.

  3. Рассуждающе-методичный
    стиль
    характерен
    для учителя, ори­ентирующегося
    преимущественно на результаты обучения.
    Такой учитель
    адекватно планирует учебно-воспитательный
    процесс, про­являя
    консервативность в использовании
    средств и методов педа­гогической
    деятельности. Его отличает высокая
    методичность (си­стематичность
    изучения нового, закрепление и повторение
    прой­денного учебного материала,
    проведение мероприятий, контро­лирующих
    усвоение знаний, умений и навыков
    учениками). Он редко проводит коллективные
    обсуждения. При опросе обращает­ся
    к небольшому количеству учеников,
    каждому дает значитель­ное время на
    ответ. Особое внимание уделяет слабым
    школьникам. Ему свойственна рефлективность.

Соседние файлы в папке психол спорта

  • #
  • #
  • #
  • #

Стиль деятельности учителя физической культуры

 Любой учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности.

  Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида: 1) демократический; 2) авторитарный; 3) либеральный. Для половины учителей физической культуры характерен демократический стиль общения, авторитарный стиль встречается у 40% учителей, а либеральный — у 9%. Учащиеся же в большинстве случаев (58% ответов) предпочитают демократический стиль общения, реже — либеральный (26%) и ещё реже — авторитарный (16%).

      Демократический стиль отличается тем, что ученик считается равноправным партнером в общении и поиске знаний. Учитель привлекает учащихся к принятию решений, считается с их мнениями, поощряет самостоятельность суждений школьников. Для учителя важна не только успеваемость воспитанников, но и их личностные качества. Основными методами воздействия являются побуждение к учебной деятельности, просьба, совет. Осуществляя педагогический процесс, учителя с демократическим стилем предъявляют повышенные требования к себе, к собственным психическим и профессиональным качествам. Они всегда удовлетворены своей профессией. Я  в своей деятельности считаю приемлемым использовать такой стиль общения.

     Для авторитарного стиля характерно, что ученик является объектом педагогических воздействий учителя, который все решает единолично, устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований, предъявляемых школьникам, не учитывая педагогических ситуаций и мнения учащихся. Учитель практически никогда не обосновывает ученикам свои действия и решения. В ходе педагогического процесса учащиеся проявляют агрессивность, обнаруживают низкую самооценку и теряют учебную активность. Все их силы направлены на психологическую самозащиту. Основными методами воздействия учителя являются приказ, поучение или распоряжение. Учителя с авторитарным стилем зачастую не удовлетворены своей профессией. Особое внимание они уделяют методической стороне педагогической деятельности, поэтому часто занимают лидирующее положение в педагогических коллективах.

     Либеральный стиль, на мой взгляд, состоит в следующем: учитель старается уходить от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе урока — ученикам; организация и контроль за учебной деятельностью школьников носит спонтанный характер. В действиях такого учителя проявляется нерешительность, частые колебания. Среди учеников наблюдаются скрытые конфликты, в классе царит неустойчивый микроклимат, причем заметно отсутствие воспитывающего воздействия учителя на учеников.

    Знаю, в современной психологии различают индивидуальные стили деятельности, т.е. системы наиболее эффективных приемов и способов организации собственной работы отдельным человеком. Поэтому формирование индивидуального стиля деятельности, как правило, обусловлено склонностью человека к тому способу выполнения деятельности, который является следствием имеющихся у него типологических особенностей проявления свойств нервной системы (темперамента). Такой путь формирования стиля деятельности называют стихийным.

        Существует и сознательный, целенаправленный путь формирования индивидуального стиля деятельности. Он также базируется на учете сильных и слабых сторон индивида, его типологических особенностей, определяется либо глубоким самопознанием, либо целенаправленными воздействиями со стороны (например, усилия более опытного педагога). Сознательный путь формирования стиля деятельности сводится к приспособлению человека, адаптации его психических свойств и качеств к конкретной профессиональной деятельности, требованию от него осуществления высококвалифицированных действий. В этом смысле возможно формировать стиль деятельности на основе определенного авторитета, эталона конкретной личности.

      Выделяют два стиля педагогического общения. В одном, преобладают организационные и дидактические цели, организующие и корректирующие действия, прямые обращения; во втором стиле преобладают дидактические цели, оценочные, контролирующие и стимулирующие действия и косвенные обращения. Стиль А характерен для учителей с сильной и лабильной нервной системой, а стиль Б более соответствует учителям с сильной и инертной нервной системой.

       Стили педагогического общения экстравертов-интровертов. Для учителей-экстравертов характерными приёмами являются следующие: обращение к учащимся на «ты», но дружески; тёплый тон обращений, использование шуток, юмора; выражение уверенности в успехе учащегося. Эти учителя часто одобряют ответы и действия учащихся, предупреждения и замечания делают в мягкой форме, в конфликтной ситуации ограничиваются мягкими упрёками.

      Для учителей-интровертов более характерно обращение к учащимся на «вы», но холодно, сдержанно; частое проявление раздраженного тона общения, гнева, с использованием нелестных для учащихся эпитетов; более частое использование порицаний, чем поощрений, высказываемых в жёсткой форме. Из этого описания следует, что учителя-интроверты более склонны к авторитарному стилю общения.

Стили руководства в оздоровительной физической культуре:либеральный, демократический, авторитарный.

Стиль руководства – это целостная, относительно устойчивая система способов общения педагога с учащимися, обладающая внутренним единством и обеспечивающая эффективное управление деятельностью занимающихся. При своей динамичности стиль руководства имеет устойчивые особенности, проявляющиеся в различных условиях. В спортивно-педагогической деятельности выделяются следующие стили руководства.

Авторитарный стиль руководства.

Взаимоотношения с занимающимися строятся на основе подавления самостоятельности и инициативы. Руководитель предпочитает железную дисциплину и беспрекословное послушание, мало допускает свободы обсуждения заданий, поручений. Недостаточно прислушивается к занимающимся. Чаще имеет деловой авторитет, реже – личностный. Активно организует деловые взаимоотношения и недостаточно вникает в межличностные отношения. Уверен, что понимает своих учеников, однако адекватно представить структуру взаимоотношений в группе не может. Конфликтные ситуации возникают часто. Как правило, чаще обращается к отдельным ученикам, чем к группе. Выделяет преимущественно слабых в техническом отношении занимающихся. Часто использует резкую и ироническую интонацию. Из форм обращения преобладают вопросы и неодобрения. Манера обращения нередко неадекватна ситуации общения.

Из личностных качеств педагогу-автократу характерны: самоуверенность, принципиальность, несдержанность, нетактичность, шумливость, недоброжелательность.

Демократический стиль руководства.

Взаимоотношения с занимающимися строятся на основе уважения личности. В достаточной степени допускается свобода обсуждений заданий и поручений. Руководитель в большей степени прислушивается к мнению занимающихся. Разбирается в межличностных взаимоотношениях, учитывает их при распределении заданий и поручений.

Обращается равномерно ко всей группе, не выделяя кого-либо. В содержании обращений преобладает воспитательная информация и менее критическая. Чаще использует просьбу, совет, указание. Интонация ровная, приветливая. Манера обращения адекватна ситуации общения.

Педагоги-демократы характеризуются следующими личностными качествами: тактичность, прямота, доброжелательность, требовательность, сдержанность, уверенность.

Либеральный стиль руководства.

Руководитель предоставляет занимающимся максимальную самостоятельность, не занимает ведущей позиции во взаимоотношениях с ними. Авторитет недостаточно высок, слабо ориентируется в межличностных отношениях. Не вполне отчетливо понимает занимающихся, их состояние, поведение. Допускает свободу выбора упражнений и нагрузки. Прислушивается к мнению авторитетных учащихся. Объектами обращения педагог избирает сильных учащихся, из обращений преобладает организационная информация. Из форм обращения чаще используются одобрения и указания. Любит использовать приветливую интонацию. Манера обращения зачастую неадекватна ситуации общения. Личностные качества, характерные для педагога-либерала: сдержанность, тактичность, участливость, простота в обращении, добродушие, неконфликтность.

Опорой авторитарного стиля руководства является административная власть и должностные права, а не личное влияние педагога. Такая установка педагога не всегда воспринимается учащимися. Постоянное использование в работе авторитарных отношений создает в коллективе специфический психологический климат, особенностью которого является постоянная напряженность и ослабленная межличностная связь между занимающимися. Авторитарный характер отношений отличается консервативностью. Основной признак авторитарности заключается в желании единолично принимать решения, исходя из собственного опыта. Успехи учащихся заботят педагога-автократа постольку, поскольку это увеличивает его собственный авторитет и престиж в глазах общественности.

В качестве причин становления авторитарных отношений с занимающимися можно выделить следующие: недостаток в психолого-педагогических знаниях педагога; неумение пользоваться методами управления людьми; некоторые личностные качества педагога; недостаточная профессиональная компетентность,

Демократический характер отношений предусматривает, что занимающиеся – не слепые исполнители решений педагога, а его сотрудники, участники решения поставленных задач в учебном процессе. Демократизм же в отношениях с учащимися достигается, прежде всего, за счет моральных качеств, развитого чувства ответственности у педагога. Формирование демократических отношений обусловлено высоким уровнем профессиональных качеств педагога, уровнем социальной зрелости руководимого им коллектива; личностными качествами.

Либеральный характер отношений формируется при высоком уровне подготовленности учащихся; снижении уровня профессиональной компетентности педагога; наличии у него определенных черт характера.

Учитывая широкий контингент занимающихся в школе, педагог должен умело применять элементы того или иного стиля руководства, находя оптимальные характеристики взаимоотношений с ними в соответствии с обстановкой. В противном случае возникают конфликты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Тенотен инструкция по применению детский сироп инструкция
  • Руководство по эксплуатации new holland l160
  • Руководство президентского полка
  • Клинистил инструкция по применению цена в аптеках екатеринбурга
  • Доктор мом малиновые пастилки от кашля инструкция

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии