Стиль руководства учителя это

Эффективность
педагогической деятельности во многом
зави­сит от стиля общения и стиля
руководства воспитанниками.

Что такое стиль
общения? Чтобы ответить на этот вопрос,
об­ратимся к наиболее общему толкованию
понятия «стиль».

Стиль — это
совокупность приемов, способов работы,
это ха­рактерная манера поведения
человека. По определению психолога А.
А. Бодалева, стиль — это
индивидуально-своеобразная манера
действования.

Стиль
общения педагога с детьми — категория
социально и нравственно насыщенная.
Исходя из этого, В. А. Кан-Калик пи­сал:
«Под стилем общения мы понимаем
индивидуально-типоло­гические
особенности социально-психологического
взаимодей­ствия педагога и обучающихся».

Стилевые особенности
педагогического общения и педагоги­ческого
руководства зависят, с одной стороны,
от индивидуальности педагога, от его
компетентности, коммуникативной
культуры, эмоционально-нравственного
отношения к воспитанникам, творческого
подхода к профессиональной деятельности,
с другой стороны, от особенностей
воспитанников, их возраста, пола,
обученности, воспитанности и особенностей
ученического коллектива, с которым
воспитатель вступает в контакт.

Рассмотрим
типичные стили педагогического общения,
харак­теристика которых дана В. А.
Кан-Каликом.

Наиболее
плодотворно общение
на основе увлеченности совмест­ной
деятельностью.
Оно
предполагает содружество, совместную
заинтересованность, сотворчество.
Главное для этого стиля — единство
высокого уровня компетентности педагога
и его нравствен­ных установок.

Эффективен
и стиль педагогического общения
на основе дежеского расположения.
Он
проявляется в искреннем интересе к
личности воспитанника, к коллективу, в
стремлении понять мо­тивы деятельности
и поведения ребенка, в открытости
контактов. Этот стиль стимулирует
увлеченность совместной творческой
дея­тельностью, плодотворные
взаимоотношения педагога с воспи­танниками,
но при этом стиле важна мера,
«целесообразность дружественности».

В выделенных стилях
общения взаимодействие «учитель—уче­ник»
рассматривается как двустороннее
субъект—субъектное вза­имодействие,
предполагающее активность обеих сторон.
В учебно-воспитательном процессе эти
гуманистически направленные стили
создают ситуацию комфорта, способствуют
развитию и проявле­нию индивидуальности.

В
системе взаимоотношений педагогов и
учащихся в обучении и воспитании
распространен стиль общение-дистанция.
Начинаю­щие
педагоги часто используют этот стиль
для самоутверждения в ученической
среде. Дистанция должна существовать,
она необхо­дима, так как педагог и
воспитанники занимают различные
соци­альные позиции. Чем естественнее
для воспитанника ведущая роль учителя,
тем органичнее и естественнее для него
дистанция в от­ношениях с педагогом.
Для педагога очень важно владеть
искусст­вом дистанции. На важность
этого момента указывал А. С. Мака­ренко,
подчеркивая, как важно избежать
фамильярности в общении.

Выделяют
и негативные стили общения. К ним можно
отнести: а) общение-устрашение,
которое
строится на жесткой регламен­тации
деятельности, на беспрекословном
подчинении, страхе, диктате, ориентации
детей на то, чего делать нельзя; при этом
стиле не может быть совместной увлеченности
деятельностью, не может быть сотворчества;
б) общение-заигрывание,
основанное
на желании нравиться воспитанникам,
завоевать авторитет (но он будет дешевым,
ложным); молодые педагоги избирают этот
стиль общения в силу отсутствия опыта
профессиональной деятельно­сти, опыта
коммуникативной культуры; в)
общение-превосходство
характеризуется
желанием педагога возвыситься над
воспитанни­ками; он поглощен собой,
он не чувствует учащихся, мало инте­ресуется
своими отношениями с ними, отстранен
от детей.

Отрицательные
стили общения ориентированы на
субъект-объектные отношения, т. е. в них
преобладает позиция педагога,
рассматривающего воспитанников как
объект воздействия.

Стили
педагогического общения находят свое
выражение в сти­лях педагогического
руководства.

Стиль педагогического
руководства проявляется в позициях
педагога и воспитанников, в преобладающих
способах взаимо­действия с личностью
и коллективом, в соотношении дисципли­нарных
и организационных воздействий, прямых
и обратных свя­зей, в оценках, тоне,
форме обращения.

Наиболее
распространена классификация стилей
руководства, включающая авторитарный,
демократический
и
либеральный
стили.

При
авторитарном
стиле руководства
педагог
все берет на себя. Цели деятельности,
способы ее выполнения единолично
задают­ся педагогом. Свои действия
он не объясняет, не комментирует,
проявляет чрезмерную требовательность,
категоричен в суждени­ях, не принимает
возражений, с пренебрежением относится
к мнениям, инициативе учащихся. Педагог
постоянно проявляет свое превосходство,
у него отсутствует сопереживание,
сочувствие. Воспитанники оказываются
в позиции ведомых, в позиции объек­тов
педагогического воздействия.

Преобладает
официальный, приказной, начальственный
тон обращения, форма обращения -указание,
поучение, приказ, инструкция, окрик.
Общение строится на дисциплинарных
воз­действиях и подчинении.

Этот стиль можно
выразить словами: «Делайте, как я говорю,
и не рассуждайте».

Такой стиль тормозит
развитие личности, подавляет активность,
сковывает инициативу, порождает
неадекватную самооценку; в отношениях
он воздвигает, по словам Г. И. Щукиной,
непрони­цаемую стену, смысловой и
эмоциональный барьеры между учи­телем
и учениками.

При
демократическом
стиле руководства
общение
и деятель­ность строятся на творческом
сотрудничестве. Совместная деятель­ность
мотивируется педагогом, он прислушивается
к мнению уча­щихся, поддерживает право
воспитанника на свою позицию, поощряет
активность, инициативу, обсуждает
замысел, способы и ход деятельности.
Преобладают организующие воздействия.
Этот стиль характеризуется
положительно-эмоциональной атмосферой
взаимодействия, доброжелательностью,
доверием, требователь­ностью и
уважением, учетом индивидуальности
личности. Основ­ная форма обращения
— совет, рекомендация, просьба.

Данный стиль
руководства можно выразить словами:
«Вместе задумали, вместе планируем,
организуем, подводим итоги».

Этот стиль
располагает воспитанников к педагогу,
способствует их развитию и саморазвитию,
вызывает стремление к совмест­ной
деятельности, побуждает к самостоятельности,
стимулирует самоуправление, высокую
адекватную самооценку и, что особен­но
значимо, способствует становлению
доверительных, гуманистических отношений.

При
либеральном
стиле руководства
отсутствует
система в орга­низации деятельности
и контроля. Педагог занимает позицию
стороннего наблюдателя, не вникает в
жизнь коллектива, в проблемы отдельной
личности, довольствуется минимальными
достижениями. Тон обращения диктуется
желанием избежать сложных ситуаций,
во
многом зависит от настроения педагога,
форма обращения — увещевания, уговоры.

Этот
стиль ведет к панибратству или отчуждению;
он не способствует развитию активности,
не побуждает к инициативе, самостоятельность
воспитанников. При таком стиле руководства
1 отсутствует целенаправленное
взаимодействие «учитель—ученик». Этот
стиль может быть выражен словами: «Как
все идет, так и
пусть
идет».

Заметим, что в
чистом виде тот или иной стиль руководства
встречается редко.

Наиболее
предпочтителен демократический стиль.
Однако в деятельности учителя могут
присутствовать и элементы автори­тарного
стиля руководства, например, при
организации слож­ного вида деятельности,
при установлении порядка, дисципли­ны.
Элементы либерального стиля руководства
допустимы при организации творческой
деятельности, когда целесообразна
по­зиция невмешательства, предоставления
воспитаннику самосто­ятельности.

Таким
образом, стиль руководства педагога
характеризуется гибкостью, вариативностью,
зависит от конкретных условий, оттого,
с кем он имеет дело — с младшими
школьниками или старшеклассниками,
каковы их индивидуальные особенности,
каков ха­рактер деятельности.

Нетрудно заметить,
что в стиле педагогического руковод­ства
проявляются стили педагогического
общения. Такие стили общения, как
дружеское расположение, совместная
творче­ская деятельность, присущи
демократическому стилю руко­водства.
А общение-дистанция, общение-устрашение,
обще­ние-превосходство являются
выражением авторитарного сти­ля
руководства.

Как сказываются
стили педагогического общения и
руковод­ства на результатах
педагогической деятельности?

Стилевые особенности
педагогического общения и педагоги­ческого
руководства оказывают решающее влияние
на развитие личности, мотивацию
деятельности и поведения ученика, они
сказываются также на межличностных
отношениях, нравствен­но-психологической
атмосфере детского коллектива.

Каждому педагогу
необходимо сформировать свой стиль
обще­ния и руководства. Он должен
органически вытекать из индивиду­альности
личности. Его становление предполагает
совершенство­вание свойств и качеств
педагога, овладение процессом общения,
его технологией.

В. А. Кан-Калик
рекомендует такую систему формирования
индивидуального стиля общения:

1) изучение и анализ
своих личностных качеств и особенно­стей;

2) установление
позитивных и негативных моментов в
лично­стном общении. Работа по
преодолению застенчивости, скован­ности;

3) овладение
элементами педагогического общения с
учетом индивидуальных особенностей;

4) овладение
технологией педагогического общения
(исполь­зовать многообразие приемов,
форм взаимодействия, сочетать вер­бальные
и невербальные средства, рефлексировать,
эмпатийно воспринимать воспитанника);

5) закрепление
индивидуального стиля общения в реальной
педагогической деятельности.

Воспользуйтесь
этой программой, займитесь изучением
и фор­мированием своего индивидуального
стиля педагогического об­щения и
руководства.

Подчеркнем: стиль
общения и руководства зависит от
нрав­ственных установок педагога —
от любви к детям, доброжелатель­ного
отношения к ним, от гуманистической
направленности личности учителя. Стиль
зависит и от знаний основ педагогики и
пси­хологии общения, владения
коммуникативными умениями (пер­цептивными,
вербальными).

Психологи утверждают,
что человек способен довольно точ­но
себя оценить, т. е. обычно он знает, над
чем ему надо рабо­тать, что преодолеть
и что развить, укрепить в себе. Помочь
вам выяснить, насколько вы приятны в
общении, сможет предлага­емый тест.

Проверьте себя.
Отвечайте «да» и «нет».

1. Вы любите больше
слушать, чем говорить? Да — 1, нет — 0.

2. Вы всегда можете
найти тему для разговора даже с незнако­мым
человеком? Да — 1, нет—0.

3. Вы всегда
внимательно слушаете собеседника? Да—1,
нет—0.

4. Вы любите давать
советы? Да — 0, нет -1.

5. Если тема
разговора вам неинтересна, станете ли
вы показы­вать это собеседнику? Да —
0, нет — 1.

6. Раздражаетесь
ли вы, когда вас не слушают? Да — 1, нет
— 0.

7. У вас есть
собственное мнение по любому вопросу?
Да — 1, нет — 0.

8. Если тема
разговора вам незнакома, станете ли вы
ее разви­вать? Да — 1, нет — 0.

9.
Вы
любите быть центром внимания? Да — 1,
нет — 0.

10. Есть ли хотя бы
три предмета, по которым вы обладаете
до­статочно прочными знаниями? Да —
1, нет — 0.

11. Вы хороший
оратор? Да — 1, нет — 0.

Исключите вопросы
4 и 5, по остальным подсчитайте баллы.

1—3 балла — с вами
тяжело общаться (вы или молчун, или
на­столько общительны, что вас
избегают). Избегайте крайностей!

4—9 баллов — вы не
слишком общительны, но достаточно
вни­мательный собеседник, хороший
слушатель.

10—11 баллов — вы
очень приятны в общении, друзья вряд ли
могут без вас обойтись.

Как молчаливость,
так и излишняя общительность в равной
мере создают затруднения в общении.
Приятный собеседник -тот, кто соблюдает
умеренность в общении, сбалансировано
го­ворит и слушает других.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Стили педагогического общения.

В школе две главные фигуры – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются.  

Учитель – это не только тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом. Он является  человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс.

Как же построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения?

Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «учитель-ученик”, назначение которой — оптимизировать учебный процесс. Но сегодня модель сотрудничества “учитель-ученик» устарела и приняла новый облик «человек-человек». И это в значительной мере поменяло  весь социально-психологический аспект их взаимодействия.

На первый план педагогического процесса сейчас выходит – общение.

Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач — и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов.

Психологические исследования неоднократно показывали, что отношение к преподавателю учащиеся часто переносят на предмет, который он преподает.

В педагогическом процессе взаимоотношения «человек-человек» —  первичны, и тем не менее, это обстоятельство не всегда осознается даже опытными учителями.

Начинающие же учителя очень часто испытывают трудности в общении с учащимися.

И не случайно, так как в общении педагог выполняет много функций — он выступает и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.

Верно найденный стиль педагогического общения, который соответствует неповторимой индивидуальности педагога, создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы и способствует решению многих задач.

Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль.

Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика.

 Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства обучением и воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.

Так как же мы общаемся с детьми?

Условно можно выделить три стиля педагогического общения:

  • авторитарный (подавление);
  • индифферентный (равнодушие);
  • демократический (сотрудничество).

Авторитарный педагогический стиль

У учителей авторитарного стиля наблюдается характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Она выражается в том, что учитель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Присутствует обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный учитель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т.д.  

Авторитарный педагог, как правило, субъективно оценивает успехи своих учеников, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. Они недооценивают учеников по таким параметрам, как коллективизм, инициативность, самостоятельность, требовательность к другим. Одновременно учителя этого типа склонны оценивать детей как импульсивных, ленивых, недисциплинированных, безответственных. Таким образом, педагог оправдывает свой жесткий стиль руководства.

Авторитарный учитель стремится к единоличному и безусловному управлению классом и устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявленных им требований. Такой учитель исходит из тех прав, которые дает ему положение учителя, но нередко пользуется этими правами без учета ситуации, не обосновывая свои действия перед учащимися.

Эти учителя, как правило, отличаются завышенной самооценкой. Они весьма критично и часто недоброжелательно относятся к опыту коллег, сами же очень болезненно воспринимают критические замечания. Для авторитарных учителей характерна низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.  

Нередко в классе у авторитарного педагога ученики теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживая низкую самооценку, агрессивность. Силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие ребенку отводится пассивная позиция: учитель стремится манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины. Он подчиняет детей своей власти в категорической форме, не разъясняет необходимости нормативного поведения, не учит управлять своим поведением, оказывает психологическое давление.

Авторитарный стиль ставит учителя в отчужденное положение от класса или отдельного ученика. Эмоциональная холодность, лишая ребенка близости, доверия, быстро дисциплинирует класс, но вызывает у детей психологическое состояние покинутости, незащищенности и тревоги. Этот стиль способствует достижению учебных задач, но разъединяет детей, так как каждый испытывает напряжение и неуверенность в самом себе.

Авторитарный стиль лишает ребенка возможности осознать свои обязанности и права как школьника, подавляет инициативу и не развивает мотивации целенаправленного управления своим поведением.

Дети, поведение которых регулируется авторитарным стилем, оставшись в классе без надзора учителя и не имея навыков саморегуляции поведения, легко нарушают дисциплину.

Авторитарный стиль руководства говорит о твердой воле учителя, но не несет ребенку любви и спокойной уверенности в хорошем отношении учителя к нему. Дети фиксируют свое внимание на негативных проявлениях авторитарного учителя. Они начинают бояться его. Все переживания, связанные с резкими формами проявлений взрослого, западают в душу ребенка, остаются в его памяти на всю жизнь.

Индифферентный стиль

По сути дела этот стиль является самоустранением учителя из учебного процесса, учитель снимает с себя ответственность за происходящее в классе.

Педагог не вмешивается в дела ребят без крайней необходимости, не проявляет инициативы в организации тех или иных мероприятий. Ему свойственны колебания, решения он принимает под давлением администрации — «сверху», или школьников — «снизу». Такой учитель не стремится к новшествам, остерегается и проявления инициативы учащихся. Педагог с таким  стилем взаимоотношений организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе  складывается  неустойчивый микроклимат, появляются скрытые конфликты между учениками и педагогом.

Чаще всего такой стиль характерен для педагога —  непрофессионала. Именно отсутствие профессионализма мешает учителю обеспечить дисциплину в классе и квалифицированно организовать учебный процесс. Этот стиль не обеспечивает и совместной деятельности детей — нормальное поведение просто не организуется, дети ведут себя в меру своей воспитанности, увлекая за собой даже дисциплинированных. Этот стиль также не обеспечивает детям возможности пережить радость совместной деятельности, т.к. учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступками и шалостями. Ребенок не осознает своих обязанностей. Этот стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности.

Демократический стиль – стиль сотрудничества

Учитель с данным стилем в первую очередь оценивает факты, а не личность.

Класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. Увеличивается инициатива, возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Демократический стиль предполагает, что учитель опирается на ученический коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят. Проблемы учащихся он обсуждает совместно с ними и при этом не навязывает свою точку зрения, а стремится убедить в ее правильности. Он терпим к критическим замечаниям учеников, стремится понять их.

Учителям, которым свойственен демократический стиль, стремятся привлечь самих ребят к решению задач обучения и воспитания. Поэтому в разговорах с учениками педагоги совместно с ними анализируют различные события, выясняют их точку зрения на происходящее, их оценки. При непосредственном взаимодействии с учениками  учитель пользуется не столько прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию. Конечно, в соответствующей ситуации такой учитель может прибегнуть и к безоговорочному приказу, но это не является типичным. Основными способами взаимодействия являются просьба, совет, информация. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников.

У учителей с таким стилем взаимоотношений школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Сами учителя больше обращают внимание на свои психологические умения. Для них характерна большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

Демократический стиль наиболее плодотворен. В нем требовательность гармонично сочетается с доверием, и нет преобладания одного над другим.  

Демократический стиль обеспечивает ребенку активную позицию: учитель стремится поставить учеников в отношения сотрудничества при решении учебных задач. При этом дисциплинированное поведение выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее активную работу.

Учитель разъясняет детям значение нормативного дисциплинированного поведения, учит управлять своим поведением, организуя условия доверительности и взаимопонимания.

Демократический стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает радость при достижении успеха. Такой стиль взаимоотношений объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. В то же время именно этот стиль придает значение особой важности личной деятельности, каждый хочет самостоятельно выполнять задание учителя, сам дисциплинировать самого себя. Дети, воспитываемые в условиях демократического стиля общения, оставшись в классе без надзора учителя, стараются дисциплинировать себя сами.

Демократический стиль руководства со стороны педагога говорит о высоком профессионализме, его позитивных нравственных качествах и любви к детям. Этот стиль требует от учителя больших психических затрат, но именно он является самым продуктивным условием развития личности ребенка. Именно в условиях демократического стиля руководства у ребенка развивается чувство ответственности.

Каков ваш стиль общения с учениками?

Не подлежит сомнению, что наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися.

Демократический стиль – это основа и условие эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности. 

Полезные советы.

Общение – явление, которое в себя включает как вербальную, так и невербальную составляющие. В термине “общение” мы чаще всего понимаем вербальную составляющую, т.е. обычную речь, и при этом не задумываемся над значением невербальных средств.

 Учеными доказано, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседники воспринимают 70% от сказанного и понимают 60% услышанного, а через 5 часов в их памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.

Поэтому в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальным. Люди в  большей степени  концентрируют свое внимание на том, что они видят, а не на том, что слышат.  

Невербальные средства – внешний вид человека (прическа, одежда, украшения, косметика), жесты, мимика, пантомимика.

Внешний вид педагога должен быть эстетично выразительным.

Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней. Главное требование к одежде учителя — скромность и элегантность. Витиеватая причёска, необыкновенный фасон платья и частые изменения цвета волоса отвлекают внимание учеников.

И причёска, и одежда, и украшения всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи — эффективному взаимодействию ради формирования личности ученика. И в украшениях, и в косметике — во всём учитель должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию.

Пантомимика — это выразительные движения всего тела или отдельной его части, пластика тела. Она помогает выделить во внешности главное, рисует образ.

Ни одна, даже самая идеальная, фигура не может сделать человека красивым, если ему не хватает умения держаться, подтянутости, собранности. Красивая, выразительная осанка педагога передаёт внутреннее достоинство. Прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в своих силах, вместе с тем сутулость, опущенная голова, вялость рук — о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.

Учитель должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке. Иметь открытую позу:  стоять лицом к классу, ноги на ширине 12—15 см, одна нога немного выдвинута вперёд, не скрещивать рук,  ладони открыты и повернуты к учащимся.  

Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Использовать жесты открытой ладонью. Во время урока по возможности держать свои руки на виду ладонями вверх – это поможет расположить к себе учеников и заполучить их доверие. Сделать это несложно: вы можете расположить руки на столе, за которым сидите. Если же вы просто стоите – убедитесь, что ваши ладони открыты и направлены в сторону учеников.

Не допустимы: покачивания назад, топтания на месте, манеры держаться за спинку стула, крутить в руках посторонний предмет, почёсывать голову, потирать нос, держаться за ухо.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником.  

Следует обратить внимание на походку, ведь она также несёт информацию о состоянии человека, его здоровье, настроении.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать.

Те, кто всегда держит руки в карманах — скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей.

Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Педагог во время урока не так часто передвигается по классу.  Но между учениками и учителем существует некое межличностное пространство – дистанция общения – это расстояние, характеризующее взаимодействие.

 Дистанцию принято считать:

  • до 45 см  — интимной,
  • 45 см — 1 м 20 см — персональной,
  • 1 м 20 см — 4 м — социальной,
  • 4 — 7 м – публичной;
  • более 7 м —  приводит к появлению барьеров в общении.

Изменение дистанции — приём привлечения внимания во время урока.  Рекомендуются движения вперёд и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперёд усиливает значимость сообщения, оказывает содействие сосредоточению внимания аудитории. Отступая назад, говорящий как бы даёт возможность слушателям отдохнуть.

Жесты педагога должны быть непринужденными, целесообразными, органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Преимущество отдаётся округлой и скупой жестикуляции. Следует обратить внимание и на такие советы: около 90% жестов следует делать выше пояса, так как жесты, сделанные руками ниже пояса, нередко имеют значения неуверенности, неудачи. Локти не должны держаться ближе, чем 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать никчёмность и слабость авторитета.

Различают жесты описательные и психологические.

Описательные жесты (показ размера, формы, скорости) иллюстрируют ход мысли. Они редко нужны, но применяются часто.

Значительно более важны психологические жесты, которые выражают чувство.

 Следует учитывать, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего опережают ход высказываемой мысли, а не идут за нею.

Жесты  могут быть открытые и закрытые.

Открытыми жестами считаются те, при которых руки разводятся в стороны или показываются ладони. Эти жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт. Подмечено, что расстегнутые пиджаки чаще приводит оппонентов к соглашению, чем застегнутые.

Жесты закрытые – это те, с помощью которых мы всячески заграждаемся, отгораживаемся от собеседника, перекрываем посторонними предметами или руками своё тело. Они говорят о том, что мы не вполне готовы доверять окружающим. Попытка утаить что-то от партнера или ощущение разочарования выражаются сцепленными в замок пальцами.

Сцепление рук за спиной или наложение ладони на ладонь сигнализирует о высоком самомнении и чувством превосходства над окружающими.  

Если руки засунуты в карманы, а большие пальцы торчат наружу (жест больше характерен для мужчин) – это означает властную натуру или агрессивное настроение.

Жесты прикосновения к лицу.

Прикосновение к носу, уху или шее должны вас насторожить – ваш собеседник, скорее всего, лжет (если, конечно, он не простужен!). При этом он еще может тереть глаза.

Люди, которые постоянно держат пальцы около рта, нуждаются в одобрении, защите, поддержке окружающих.

Любители подпирать щеку или подбородок — это обычно люди, чем-либо сильно увлеченные.

Признак того, что человек обдумывает какое-то важное решение – это когда он потирает подбородок.

Мимика.

Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот, неурядиц.

Исследования показывают, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации.

Широкий диапазон чувств выражает улыбка, которая свидетельствует о духовном здоровье и моральной силе личности. 

Важные выразители чувств — брови. 

  • Поднятые брови указывают на удивление,
  • сдвинутые — сосредоточенность,
  • неподвижные — покой, равнодушие,
  • в движении — увлечение.

Самыми выразительными на лице человека являются глаза.

«Пустые глаза — зеркало пустой души» (К.С. Станиславский).

Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, выработать умение пользоваться выразительным взглядом, избегать чрезмерной динамичности мышц лица и глаз («бегающие глаза»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»).

Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Он выполняет в отношениях с детьми такую важную функцию, как эмоциональное питание. Открытый, естественный доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнка важен не только для установления взаимодействия, а и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты. Психологи заметили, что чаще, к сожалению, взрослые смотрят детям прямо в глаза в те минуты, когда поучают, упрекают, ругают. Это провоцирует появление тревожности, неуверенности в себе, тормозит личностное развитие.

По своей специфике взгляд может быть:

  • Деловой — когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства.
  • Социальный — взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
  • Интимный — взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
  • Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Необходимо запомнить: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь. Стремиться держать в поле зрения всех учеников.

Мы рассмотрели лишь некоторые средства невербальной коммуникации, которые дают учителю возможность эффективно решать педагогические задачи. Вследствие невнимательности к владению этими средствами у учеников появляется равнодушие в отношении к учителю, его знаниям.

Как именно педагогу достичь внешней выразительности?  

  1. Научиться дифференцировать и адекватно воспринимать невербальное поведение других людей, развивать умение «читать лицо», понимать язык тела, времени, пространства в общении.
  2. Стремиться расширить личный диапазон различных средств путём тренировочных упражнений (развитие осанки, походки, мимики, визуального контакта, организации  пространства).
  3. Добиваться того, чтобы использование невербальных средств  происходило органично с внутренним переживанием, как логическое продолжение педагогической задачи, мысли и чувства учителя.

Учителю следует не примерять различные образы на себе, а снять «мышечные зажимы», скованность, чтобы  мысли и чувства благородно сияли во взгляде, мимике, слове.

Педагогическое руководство

Стиль педагогического руководства – совокупность индивидуально-типологических особенностей взаимодействия педагога с учащимися. Понятие «стиль педагогического руководства» может иметь следующие значения: 

— стиль руководства детьми, присущий конкретному педагогу (индивидуальный стиль педагогического руководства); 

— тип руководства детьми, обладающий определёнными свойствами. 

Существует несколько классификаций стилей педагогического руководства. Среди них наиболее распространена классификация, разработанная немецким психологом К. Левиным. Согласно этой классификации, выделяются три основных стиля педагогического руководства авторитарный, попустительский (анархический, игнорирующий, либеральный) и демократический (сотрудничающий).

Таблица 1.1

Особенности стилей педагогического руководства

Стиль

педагогического общения

Тактическая установка

педагога

Владение инициативой

в общении

Достоинства

Недостатки

Авторитарный

Диктат, опека

Инициатива педагога явная, инициатива детей «задавлена».

Единоличное решение проблем.

У учеников хорошие дисциплина и успеваемость, они качественно выполняют большой объём работы

Формирует безынициативность, безответственность (привычку хорошо работать только под контролем), показное послушание. Педагог вынужден постоянно решать за всех, сам всё контролировать.

Попустительский

Невмешательство

Педагог отдаёт инициативу учащимся, устраняется при решении проблем: как дети решат, так и будет.

Может способствовать развитию самостоятельности детей, если одновременно они получают опыт другого стиля общения (при общении с другими педагогами, в семье и т.д.)

Низкие результаты деятельности, слабая дисциплина. Низкая предсказуемость результатов воспитания.

Демократический

Сотрудничество с воспитанниками

Педагог владеет инициативой и стимулирует инициативу детей.

Совместное с детьми решение проблем.

Возрастают активность, творчество и самостоятельность детей.

Внешние показатели результатов деятельности могут быть несколько ниже, чем при авторитарном стиле, но выше, чем при попустительском.

Требует от педагога наибольших усилий на всех стадиях общения

Авторитарный, попустительский и демократический стили достаточно редко встречаются «в чистом виде». Чаще всего можно сказать лишь, что педагог тяготеет к тому или иному стилю руководства воспитанниками, или что он избрал тот или иной стиль в данной ситуации. 
 

18. Стили
педагогической деятельности.

Стиль педагогической деятельности – это стиль организации процесса обучения и воспитания, общения,
контрольной деятельности педагога, отражающий специфику реализации
педагогического процесса.

·       
Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а
не равноправный партнер. Учитель единолично решает, принимает решения,
устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований,
использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает
свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность или
осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую
самооценку, агрессивность. При авторитарном стиле силы учеников направлены на
психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие.
Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение. Для
учителя характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная
неустойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное внимание обращают на
методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.

·       
Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении,
коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию
решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не
только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия
являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим
стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности,
высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои
психологические умения. Для таких учителей характерны большая профессиональная
устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

·       
Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу
ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет
без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый
микроклимат, скрытые конфликты».

Каждый из этих стилей, выявляя
отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения — к
партнерству — к отсутствию направленного воздействия. Существенно, что каждый
из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо
диалогической формы общения.

А. К.
Маркова и А. Я. Никонова выделяют четыре стиля педагогической деятельности:

·       
Эмоционально-импровизационный.
Педагог ориентируется преимущественно на процесс обучения, в связи с чем для
урока отбирает наиболее интересный материал, а наименее интересный (хотя и
важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в
основном на сильных учеников, практикует коллективные обсуждения, использует
разнообразные методы обучения. Однако у него страдает методическая сторона
обучения, он плохо заботится о повторении и закреплении пройденного материала,
о контроле за знаниями учащихся. Его деятельности присущи не только гибкость,
но и импульсивность.

·       
Эмоционально-методический.
Преподаватель ориентирован как на процесс, так и на результат обучения.
Поэтапно отрабатывает весь учебный материал, заботится о повторении и
закреплении его, контролирует знания учащихся. Деятельность преподавателя
характеризуется высокой оперативностью (быстрой реакцией на ситуацию).
Стремится активизировать деятельность учащихся не внешней развлекательностью, а
содержанием предмета.

·       
Рассуждающе-импровизационный.
Сходен с предыдущим стилем, но характеризуется меньшей изобретательностью в
варьировании методов обучения, не всегда использует коллективные обсуждения,
темп проведения урока замедлен. Сам старается говорить меньше, а во время
опроса дает возможность учащимся подробно ответить на заданный вопрос. Для
этого педагога характерны меньшая чувствительность к изменению ситуации на
уроке, отсутствие самолюбования, осторожность, в нем сочетаются интуитивность и
рефлексивность.

·       
Рассуждающе-методический.
Педагог ориентирован преимущественно на результат обучения. Он проявляет
консервативность в использовании средств и способов педагогической
деятельности. Высокая методичность сочетается у него с малым набором
стандартных методов обучения. Этот преподаватель предпочитает репродуктивную
деятельность учащихся, коллективные обсуждения почти не использует. Он не
оперативен в реакциях на изменение ситуации на уроке, осторожен в своих
действиях, рефлексивен.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Инструкция по передаче дел в архив
  • Витамин b12 в ампулах для чего инструкция по применению
  • Руководство для самсунг 310
  • Indraworks engineering руководство на русском
  • Руководство для бмв х5 е70

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии