Стиль руководства деятельностью детей

Стили педагогического общения.

В школе две главные фигуры – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются.  

Учитель – это не только тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом. Он является  человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс.

Как же построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения?

Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «учитель-ученик”, назначение которой — оптимизировать учебный процесс. Но сегодня модель сотрудничества “учитель-ученик» устарела и приняла новый облик «человек-человек». И это в значительной мере поменяло  весь социально-психологический аспект их взаимодействия.

На первый план педагогического процесса сейчас выходит – общение.

Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач — и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов.

Психологические исследования неоднократно показывали, что отношение к преподавателю учащиеся часто переносят на предмет, который он преподает.

В педагогическом процессе взаимоотношения «человек-человек» —  первичны, и тем не менее, это обстоятельство не всегда осознается даже опытными учителями.

Начинающие же учителя очень часто испытывают трудности в общении с учащимися.

И не случайно, так как в общении педагог выполняет много функций — он выступает и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений.

Верно найденный стиль педагогического общения, который соответствует неповторимой индивидуальности педагога, создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы и способствует решению многих задач.

Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль.

Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и ученика.

 Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства обучением и воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.

Так как же мы общаемся с детьми?

Условно можно выделить три стиля педагогического общения:

  • авторитарный (подавление);
  • индифферентный (равнодушие);
  • демократический (сотрудничество).

Авторитарный педагогический стиль

У учителей авторитарного стиля наблюдается характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Она выражается в том, что учитель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Присутствует обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный учитель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т.д.  

Авторитарный педагог, как правило, субъективно оценивает успехи своих учеников, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. Они недооценивают учеников по таким параметрам, как коллективизм, инициативность, самостоятельность, требовательность к другим. Одновременно учителя этого типа склонны оценивать детей как импульсивных, ленивых, недисциплинированных, безответственных. Таким образом, педагог оправдывает свой жесткий стиль руководства.

Авторитарный учитель стремится к единоличному и безусловному управлению классом и устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявленных им требований. Такой учитель исходит из тех прав, которые дает ему положение учителя, но нередко пользуется этими правами без учета ситуации, не обосновывая свои действия перед учащимися.

Эти учителя, как правило, отличаются завышенной самооценкой. Они весьма критично и часто недоброжелательно относятся к опыту коллег, сами же очень болезненно воспринимают критические замечания. Для авторитарных учителей характерна низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.  

Нередко в классе у авторитарного педагога ученики теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли учителя, обнаруживая низкую самооценку, агрессивность. Силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие ребенку отводится пассивная позиция: учитель стремится манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины. Он подчиняет детей своей власти в категорической форме, не разъясняет необходимости нормативного поведения, не учит управлять своим поведением, оказывает психологическое давление.

Авторитарный стиль ставит учителя в отчужденное положение от класса или отдельного ученика. Эмоциональная холодность, лишая ребенка близости, доверия, быстро дисциплинирует класс, но вызывает у детей психологическое состояние покинутости, незащищенности и тревоги. Этот стиль способствует достижению учебных задач, но разъединяет детей, так как каждый испытывает напряжение и неуверенность в самом себе.

Авторитарный стиль лишает ребенка возможности осознать свои обязанности и права как школьника, подавляет инициативу и не развивает мотивации целенаправленного управления своим поведением.

Дети, поведение которых регулируется авторитарным стилем, оставшись в классе без надзора учителя и не имея навыков саморегуляции поведения, легко нарушают дисциплину.

Авторитарный стиль руководства говорит о твердой воле учителя, но не несет ребенку любви и спокойной уверенности в хорошем отношении учителя к нему. Дети фиксируют свое внимание на негативных проявлениях авторитарного учителя. Они начинают бояться его. Все переживания, связанные с резкими формами проявлений взрослого, западают в душу ребенка, остаются в его памяти на всю жизнь.

Индифферентный стиль

По сути дела этот стиль является самоустранением учителя из учебного процесса, учитель снимает с себя ответственность за происходящее в классе.

Педагог не вмешивается в дела ребят без крайней необходимости, не проявляет инициативы в организации тех или иных мероприятий. Ему свойственны колебания, решения он принимает под давлением администрации — «сверху», или школьников — «снизу». Такой учитель не стремится к новшествам, остерегается и проявления инициативы учащихся. Педагог с таким  стилем взаимоотношений организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе  складывается  неустойчивый микроклимат, появляются скрытые конфликты между учениками и педагогом.

Чаще всего такой стиль характерен для педагога —  непрофессионала. Именно отсутствие профессионализма мешает учителю обеспечить дисциплину в классе и квалифицированно организовать учебный процесс. Этот стиль не обеспечивает и совместной деятельности детей — нормальное поведение просто не организуется, дети ведут себя в меру своей воспитанности, увлекая за собой даже дисциплинированных. Этот стиль также не обеспечивает детям возможности пережить радость совместной деятельности, т.к. учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступками и шалостями. Ребенок не осознает своих обязанностей. Этот стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности.

Демократический стиль – стиль сотрудничества

Учитель с данным стилем в первую очередь оценивает факты, а не личность.

Класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. Увеличивается инициатива, возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Демократический стиль предполагает, что учитель опирается на ученический коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят. Проблемы учащихся он обсуждает совместно с ними и при этом не навязывает свою точку зрения, а стремится убедить в ее правильности. Он терпим к критическим замечаниям учеников, стремится понять их.

Учителям, которым свойственен демократический стиль, стремятся привлечь самих ребят к решению задач обучения и воспитания. Поэтому в разговорах с учениками педагоги совместно с ними анализируют различные события, выясняют их точку зрения на происходящее, их оценки. При непосредственном взаимодействии с учениками  учитель пользуется не столько прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию. Конечно, в соответствующей ситуации такой учитель может прибегнуть и к безоговорочному приказу, но это не является типичным. Основными способами взаимодействия являются просьба, совет, информация. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников.

У учителей с таким стилем взаимоотношений школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Сами учителя больше обращают внимание на свои психологические умения. Для них характерна большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

Демократический стиль наиболее плодотворен. В нем требовательность гармонично сочетается с доверием, и нет преобладания одного над другим.  

Демократический стиль обеспечивает ребенку активную позицию: учитель стремится поставить учеников в отношения сотрудничества при решении учебных задач. При этом дисциплинированное поведение выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее активную работу.

Учитель разъясняет детям значение нормативного дисциплинированного поведения, учит управлять своим поведением, организуя условия доверительности и взаимопонимания.

Демократический стиль ставит учителя и учеников в позицию дружественного взаимопонимания. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает радость при достижении успеха. Такой стиль взаимоотношений объединяет детей: постепенно у них появляется чувство «Мы», ощущение причастности к общему делу. В то же время именно этот стиль придает значение особой важности личной деятельности, каждый хочет самостоятельно выполнять задание учителя, сам дисциплинировать самого себя. Дети, воспитываемые в условиях демократического стиля общения, оставшись в классе без надзора учителя, стараются дисциплинировать себя сами.

Демократический стиль руководства со стороны педагога говорит о высоком профессионализме, его позитивных нравственных качествах и любви к детям. Этот стиль требует от учителя больших психических затрат, но именно он является самым продуктивным условием развития личности ребенка. Именно в условиях демократического стиля руководства у ребенка развивается чувство ответственности.

Каков ваш стиль общения с учениками?

Не подлежит сомнению, что наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с учащимися.

Демократический стиль – это основа и условие эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности. 

Полезные советы.

Общение – явление, которое в себя включает как вербальную, так и невербальную составляющие. В термине “общение” мы чаще всего понимаем вербальную составляющую, т.е. обычную речь, и при этом не задумываемся над значением невербальных средств.

 Учеными доказано, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседники воспринимают 70% от сказанного и понимают 60% услышанного, а через 5 часов в их памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.

Поэтому в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальным. Люди в  большей степени  концентрируют свое внимание на том, что они видят, а не на том, что слышат.  

Невербальные средства – внешний вид человека (прическа, одежда, украшения, косметика), жесты, мимика, пантомимика.

Внешний вид педагога должен быть эстетично выразительным.

Недопустимо небрежное отношение к своей внешности, но неприятно и чрезмерное внимание к ней. Главное требование к одежде учителя — скромность и элегантность. Витиеватая причёска, необыкновенный фасон платья и частые изменения цвета волоса отвлекают внимание учеников.

И причёска, и одежда, и украшения всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи — эффективному взаимодействию ради формирования личности ученика. И в украшениях, и в косметике — во всём учитель должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию.

Пантомимика — это выразительные движения всего тела или отдельной его части, пластика тела. Она помогает выделить во внешности главное, рисует образ.

Ни одна, даже самая идеальная, фигура не может сделать человека красивым, если ему не хватает умения держаться, подтянутости, собранности. Красивая, выразительная осанка педагога передаёт внутреннее достоинство. Прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в своих силах, вместе с тем сутулость, опущенная голова, вялость рук — о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.

Учитель должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке. Иметь открытую позу:  стоять лицом к классу, ноги на ширине 12—15 см, одна нога немного выдвинута вперёд, не скрещивать рук,  ладони открыты и повернуты к учащимся.  

Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Использовать жесты открытой ладонью. Во время урока по возможности держать свои руки на виду ладонями вверх – это поможет расположить к себе учеников и заполучить их доверие. Сделать это несложно: вы можете расположить руки на столе, за которым сидите. Если же вы просто стоите – убедитесь, что ваши ладони открыты и направлены в сторону учеников.

Не допустимы: покачивания назад, топтания на месте, манеры держаться за спинку стула, крутить в руках посторонний предмет, почёсывать голову, потирать нос, держаться за ухо.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником.  

Следует обратить внимание на походку, ведь она также несёт информацию о состоянии человека, его здоровье, настроении.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать.

Те, кто всегда держит руки в карманах — скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей.

Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Педагог во время урока не так часто передвигается по классу.  Но между учениками и учителем существует некое межличностное пространство – дистанция общения – это расстояние, характеризующее взаимодействие.

 Дистанцию принято считать:

  • до 45 см  — интимной,
  • 45 см — 1 м 20 см — персональной,
  • 1 м 20 см — 4 м — социальной,
  • 4 — 7 м – публичной;
  • более 7 м —  приводит к появлению барьеров в общении.

Изменение дистанции — приём привлечения внимания во время урока.  Рекомендуются движения вперёд и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперёд усиливает значимость сообщения, оказывает содействие сосредоточению внимания аудитории. Отступая назад, говорящий как бы даёт возможность слушателям отдохнуть.

Жесты педагога должны быть непринужденными, целесообразными, органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Преимущество отдаётся округлой и скупой жестикуляции. Следует обратить внимание и на такие советы: около 90% жестов следует делать выше пояса, так как жесты, сделанные руками ниже пояса, нередко имеют значения неуверенности, неудачи. Локти не должны держаться ближе, чем 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать никчёмность и слабость авторитета.

Различают жесты описательные и психологические.

Описательные жесты (показ размера, формы, скорости) иллюстрируют ход мысли. Они редко нужны, но применяются часто.

Значительно более важны психологические жесты, которые выражают чувство.

 Следует учитывать, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего опережают ход высказываемой мысли, а не идут за нею.

Жесты  могут быть открытые и закрытые.

Открытыми жестами считаются те, при которых руки разводятся в стороны или показываются ладони. Эти жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт. Подмечено, что расстегнутые пиджаки чаще приводит оппонентов к соглашению, чем застегнутые.

Жесты закрытые – это те, с помощью которых мы всячески заграждаемся, отгораживаемся от собеседника, перекрываем посторонними предметами или руками своё тело. Они говорят о том, что мы не вполне готовы доверять окружающим. Попытка утаить что-то от партнера или ощущение разочарования выражаются сцепленными в замок пальцами.

Сцепление рук за спиной или наложение ладони на ладонь сигнализирует о высоком самомнении и чувством превосходства над окружающими.  

Если руки засунуты в карманы, а большие пальцы торчат наружу (жест больше характерен для мужчин) – это означает властную натуру или агрессивное настроение.

Жесты прикосновения к лицу.

Прикосновение к носу, уху или шее должны вас насторожить – ваш собеседник, скорее всего, лжет (если, конечно, он не простужен!). При этом он еще может тереть глаза.

Люди, которые постоянно держат пальцы около рта, нуждаются в одобрении, защите, поддержке окружающих.

Любители подпирать щеку или подбородок — это обычно люди, чем-либо сильно увлеченные.

Признак того, что человек обдумывает какое-то важное решение – это когда он потирает подбородок.

Мимика.

Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот, неурядиц.

Исследования показывают, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации.

Широкий диапазон чувств выражает улыбка, которая свидетельствует о духовном здоровье и моральной силе личности. 

Важные выразители чувств — брови. 

  • Поднятые брови указывают на удивление,
  • сдвинутые — сосредоточенность,
  • неподвижные — покой, равнодушие,
  • в движении — увлечение.

Самыми выразительными на лице человека являются глаза.

«Пустые глаза — зеркало пустой души» (К.С. Станиславский).

Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, выработать умение пользоваться выразительным взглядом, избегать чрезмерной динамичности мышц лица и глаз («бегающие глаза»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»).

Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Он выполняет в отношениях с детьми такую важную функцию, как эмоциональное питание. Открытый, естественный доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнка важен не только для установления взаимодействия, а и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты. Психологи заметили, что чаще, к сожалению, взрослые смотрят детям прямо в глаза в те минуты, когда поучают, упрекают, ругают. Это провоцирует появление тревожности, неуверенности в себе, тормозит личностное развитие.

По своей специфике взгляд может быть:

  • Деловой — когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства.
  • Социальный — взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
  • Интимный — взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
  • Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Необходимо запомнить: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь. Стремиться держать в поле зрения всех учеников.

Мы рассмотрели лишь некоторые средства невербальной коммуникации, которые дают учителю возможность эффективно решать педагогические задачи. Вследствие невнимательности к владению этими средствами у учеников появляется равнодушие в отношении к учителю, его знаниям.

Как именно педагогу достичь внешней выразительности?  

  1. Научиться дифференцировать и адекватно воспринимать невербальное поведение других людей, развивать умение «читать лицо», понимать язык тела, времени, пространства в общении.
  2. Стремиться расширить личный диапазон различных средств путём тренировочных упражнений (развитие осанки, походки, мимики, визуального контакта, организации  пространства).
  3. Добиваться того, чтобы использование невербальных средств  происходило органично с внутренним переживанием, как логическое продолжение педагогической задачи, мысли и чувства учителя.

Учителю следует не примерять различные образы на себе, а снять «мышечные зажимы», скованность, чтобы  мысли и чувства благородно сияли во взгляде, мимике, слове.

Стили педагогического руководства

1.
Императивный
(авторитарный) стиль называют жестким,
так как он требует безусловного,
неукоснительного подчинения. Ребенку
отводится пассивная позиция, а учитель
стремится манипулировать классом,
считая дисциплину самым главным. Он
подчиняет детей своей власти в
категорической форме, не разъяс­няет
необходимости нормативного поведения,
не учит управлять сво­им поведением,
оказывает психологическое давление.
Эмоциональная холодность, лишаю­щая
ребенка близости, доверия, быстро
дисциплинирует класс, но вызывает у
детей психологическое состояние
покинутости, незащи­щенности и тревоги.

Этот
стиль способствует достижению учебных
задач, но разъединяет детей, так как
каждый испытывает напряжение и
неуверенность в самом себе. Императивный
стиль подавляет инициативу и не раз­вивает
мотивации целенаправленного управления
своим поведением. Дети, остав­шись в
классе без надзора учителя и не имея
навыков саморегуляции поведения, легко
нарушают дисциплину.

Императивный
стиль руководства говорит о твердой
воле учителя, но не несет ребенку любви
и спокойной уверенности в хорошем
отно­шении учителя к нему. Они начинают
бояться его. Все переживания, связанные
с резкими формами проявлений взрослого,
западают в душу ребенка, остаются в его
памяти на всю жизнь.

Императивный
стиль общения взрослого с ребенком в
своем край­нем выражении антипедагогичен
и потому недопустим в практике
общественного воспитания детей.

Императивный
стиль
затрудняет
сотрудничество и организацию познавательной
активности, поскольку насильственная
норматив­ность не дает естественности
в общении. Ребенок, конечно же, работа­ет
и решает задачи, предлагаемые учителем.
Он тоже тянет руку, что­бы ответить.
Но здесь появляются дополнительные
мотивы, которые конкурируют с мотивами
познавательными. Нуждаясь в эмоциональ­ной
поддержке со стороны учителя, ребенок
стремится получить
по­хвалу саму по себе как компенсацию
за напряжение,
возникающее
из-за стиля общения учителя.

2.
Демократический
стиль
обеспечивает
ребенку активную позицию: учитель
стремится поставить учеников в отношения
сотрудничества при решении учебных
задач. При этом дисциплинированное
поведе­ние выступает не как самоцель,
а как средство, обеспечивающее ус­пешную
работу.

Учитель
разъясняет детям значение нормативного
дисциплиниро­ванного поведения, учит
управлять своим поведением, организуя
ус­ловия доверительности и
взаимопонимания.

Демократический
стиль ставит учителя и учеников в позицию
дру­жественного взаимопонимания.
Этот стиль вызывает у детей положи­тельные
эмоции, уверенность в себе, дает понимание
ценности со­трудничества в совместной
деятельности и обеспечивает сорадость
при достижении успеха. Этот стиль
объединяет детей: постепенно у них
появляется чувство «Мы», ощущение
причастности к общему делу. Дети,
воспитываемые в условиях демократического
стиля об­щения, оставшись в классе
без надзора учителя, стараются
дисципли­нировать себя сами.

Демократический
стиль руководства говорит о высоком
профес­сионализме учителя, его
позитивных нравственных качествах и
любви к детям. Этот стиль требует от
учителя больших душевных напряже­ний,
но именно он является самым продуктивным
условием развития личности ребенка.
Именно в условиях демократического
стиля руко­водства у ребенка развивается
чувство ответственности.

Демократический
спить
несет
в себе призыв к сотрудничеству и
по­знавательной активности.
Нормативность, облеченная в привлека­тельную
для ребенка форму доверительного общения
по поводу теку­щего учебного задания,
организует его внимание, заставляет
работать память и мышление. Ребенок,
находясь в состоянии душевного ком­форта,
с удовольствием обращается к умственным
упражнениям. Онс удовольствием трудится
над заданием, стремится ответить и
огорча­ется, когда учитель призывает
отвечать кого-то другого.

3.
Либерапьно-попустительский
(антиавторитарный) стиль
снисхо­дительно
слаб, допускает вредное для ребенка
попустительство. Это стиль непрофессионала.
Отсутствие профессионализма мешает
учите­лю обеспечить дисциплину в
классе и квалифицированно организо­вать
учебный процесс. Этот стиль не обеспечивает
и совместной дея­тельности детей —
нормальное поведение просто не
организуется, дети ведут себя в меру
своей воспитанности, увлекая за собой
даже дисцип­линированных. Этот стиль
не обеспечивает детям возможности
пере­жить радость совместной
деятельности, учебный процесс постоянно
нарушается своевольными поступками и
шалостями. Ребенок не осоз­нает своих
обязанностей.

Либерально-попустительский
стиль общения взрослого с ребенком
антипедагогичен и потому недопустим в
практике общественного воспитания
детей.

Исследования
показали, что только демократический
стиль общения создает
условия для развития психической
активности ребенка. За оди­наковый
временной промежуток одни и те же дети
легче запоминают, лучше соображают,
фантазируют в условиях демократического
стиля общения, чем в условиях авторитарного
стиля. Демократический стиль дает
свободу познавательной деятельности,
ребенок не боится оши­биться
при решении поставленной задачи. Этот
стиль помогает ребенку даже
тогда, когда тот вынужден отрабатывать
действия, требующие от него
прежде всего волевой регуляции.

Опытный
учитель не скажет ребенку: «Встань! Ты
плохо себя ведешь!» Он скажет иначе:
«Кто мешает классу работать? Кто лиша­ет
нас права на тишину?» В этом случае
поведение ребенка оценива­ется прежде
всего с точки зрения его отношения к
другим.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Стили
управления детским коллективом

         Педагог,
который придерживается авторитарного стиля управления детским коллективом,
никогда не разбирается в причинах конфликта, а заставляет учеников согласиться
с его точкой зрения, настаивает на своей позиции, может чем-то запугать
учеников. Таким образом, видимый конфликт быстро будет прекращен, но на самом
деле проблема останется, конфликт усугубится и обязательно даст о себе знать.                                         Педагог,
который придерживается либерального, попустительского управления детским
коллективом, не придаст значения возникшему конфликту, останется равнодушным к
сложившейся ситуации. Конфликт в детском коллективе может развиваться в двух
направлениях:

·       
хорошо успевающий ученик может стать
изгоем в классе (вспоминается Лена Бессольцева из произведения «Чучело»);

·       
конфликт может прекратиться, если в
ситуацию вмешаются неравнодушные люди: другие учителя, работающие в классе,
родители и т.д. Дети, которых воспитывает своим поведением, стилем руководства
такой педагог, в будущем тоже могут стать равнодушными или не привыкшими отвечать
за свои поступки людьми.

Педагог,
который придерживается демократического стиля управления детским коллективом,
обязательно разберется в причинах конфликта, выслушает обе стороны, обсудит
проблему, убедит тех, кто был не прав, даст совет, как необходимо выйти из
сложившейся ситуации. Дети обязательно оценят честное, заинтересованное
поведение педагога. Конфликт будет обязательно исчерпан, а педагог будет
пользоваться заслуженным уважением.

Общее
в поведении педагога

Ученики
любого класса (3, 7, 10) должны знать критерии оценки, предъявляемые
государственной программой к устному и письменному ответам. С этими критериями
детей знакомит учитель-предметник на первом занятии. Если педагог
руководствуется этими критериями постоянно и по отношению ко всем детям в
классе, то вопросов о несправедливо выставленной оценке не возникает.                                                            Ребенок
любого возраста должен видеть свои ошибки в работе. Если ответ был устным,
учителю необходимо его прокомментировать или попросить детей отметить
положительные и отрицательные стороны ответа. Ученик должен знать, за что ему
была выставлена та или иная оценка. Все комментарии делаются корректно, с
надеждой на то, что в следующий раз ребенок учтет недочеты и получит оценку
выше.

Отличия

Специфика
каждого случая будет связана с возрастными особенностями детей.                                                                                                    В
третьем классе ученик может поинтересоваться своими ошибками. После пояснения
учителя он согласится с выставленной оценкой, т.к. привык выполнять требования
учителя.                                                                                В
подростковом возрасте (7-8 класс) детям свойственно отстаивать свою точку
зрения, поэтому педагогу необходимо придерживаться критериев оценки, терпеливо
объяснять ученику его ошибки, тогда и вопросов не будет возникать.                                                                                                                            Ученики
10 класса отличаются рассудительностью, чаще всего видят свои ошибки, а также справедливое
отношение учителя к ученику. Так как десятиклассники готовятся к сдаче ЕГЭ по разным
предметам, то свои знания они могут проверить тестовыми заданиями с ответами
(существует немало компьютерных программ). Таким образом, помимо учителя
существуют и другие независимые оценки, которые помогают ученикам 10 класса
адекватно реагировать на отметки, поставленные учителем.

Примеры
из личного опыта

Девочка
7 лет была отличницей, в 8 классе стала учиться на «4» и «5». Дома мама
требовала пятерок, ведь она тоже была отличницей, золотой медалисткой. Девочка,
получая оценки ниже пяти баллов, плакала, обвиняла в своих неудачах учителей,
иногда выпрашивала оценки, чем заслужила неуважение одноклассников.                                                                                  В
данном случае затруднение в общении возникли вследствие психологических
барьеров:

·       
перцептивной защиты, при которой
воспринимаемые обстоятельства (получение хороших оценок) искажаются в желательном
направлении.

Девочка считает, что её знания отличные, а её не
оценили достойно.

Таким образом, отрицание приобретает характер
искажения восприятия;

·       
социальная мимикрия. Девочка старается
походить на мать из неосознанных соображений безопасности. (Чтобы не ругали,
находит причины своей правоты).

Пути
решения проблемы

1.    
Неоднократные беседы с мамой и девочкой о
том, что важны знания, а не оценки.

2.    
Одноклассникам школьницы объяснялось, что
все люди разные, поэтому каждый переживает неудачи по-своему.

Результаты

1.    
Мама, девочка стали спокойнее относиться к
оценкам.

2.    
Школьница стала критичнее относиться к
себе, поэтому психологический барьер между ней и одноклассниками был преодолен.

Я
получила классное руководство в пятом классе. Класс очень сильный, но всегда
есть дети, чьи способности чуть ниже, менее уверенные в себе ученики. Но таких
немного. Все было бы замечательно, но постоянно возникала проблема: более
подготовленные дети тянули руки во время опроса у доски менее сильного ребенка,
кто-то пытался выкрикнуть правильный ответ, а в случае нелепой ошибки отвечающего
класс даже смеялся.

Причины

1.    
Неумение контролировать свои эмоции.

2.    
Завышенная самооценка детей, поощряемая
родителями: «Ты самый умный».

3.    
Многие дети-лидеры, поэтому друг перед
другом хотят себя показать.

Пути решения проблемы

1.    
Беседы с родителями на собрании о
недопустимом поведении детей, индивидуальные беседы с родителями отдельных
детей.

2.    
Беседы с детьми в классе о том, что
каждому человеку свойственно ошибаться, мы все учимся, поэтому никто не
застрахован от ошибок.

3.    
Обучение детей внимательно слушать
товарища и анализировать его ответ. Например, во время ответа ученика я не
разрешала классу поднимать руки, чтобы дать возможность отвечающему
высказаться, найти и исправить ошибку. Учила детей во время анализа ответа
товарища быть корректными, отмечать положительное, уметь правильно задавать
вопросы, чтобы отвечающий мог сам увидеть ошибку и её исправить.

4.    
Подбирала классу сложные задания для
самостоятельного выполнения, потом их коллективно разбирали. Затем следовал
вопрос: «Какие вы допустили ошибки?» Ошибок было немало, а я замечала: «Вот
видите, все допускаем ошибки. Не смеяться надо друг над другом, а помогать». К
концу года дети стали внимательнее относиться друг к другу, а потом нам вообще
удалось решить данную проблему.

СТИЛИ РУКОВОДСТВА УЧАЩИМИСЯ

СТИЛИ РУКОВОДСТВА УЧАЩИМИСЯ

Стиль руководства накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений учителя с учащимися: на то, как воспринимает учитель своих учеников, как часты его конфликты с учащимися, на психологический климат в детском коллективе и т. д. Весьма рельефно он влияет, например, на интенсивность общения различных учителей со школьниками. Исследования позволяют осуществить классификацию неотъемлемого элемента психолого-педагогической деятельности – стиля руководства.

На основании имеющихся исследований можно охарактеризовать шесть наиболее часто встречающихся у учителей стилей руководства учащимися. При автократическом (самовластном) стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному (властному) стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но при этом учащимся позволяют участвовать в обсуждении проблем коллективной жизни, вопросов, их затрагивающих. Однако решение в конечном счете всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и в результате делают определенный выбор. Но окончательное решение формулирует учитель, или оно должно быть им одобрено. Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, стремится понять их, вникнуть в их личные дела и проблемы. В организации деятельности коллектива старается занять позицию «первого среди равных».

При игнорирующем стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства, что ведет к дезориентации и ситуативности системы взаимоотношений учителя с учениками.

При попустительском, конформном стиле руководства преподаватель теряет контроль над руководством группой студентов по собственной инициативе или по инициативе выдающихся студентов лидеров либо идет на поводу желаний студентов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Диагностика регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися знаково-счетной учебной деятельности

Диагностика регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися знаково-счетной учебной деятельности
Для диагностики регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися знаково-счетной учебной деятельности используется модифицированная и адаптированная

Оценка уровня сформированности регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися наглядно-графической (образной) учебной деятельности

Оценка уровня сформированности регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися наглядно-графической (образной) учебной деятельности
Для оценки уровня сформированности регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися наглядно-графической (образной)

Диагностика регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися вербально-понятийной учебной деятельности

Диагностика регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися вербально-понятийной учебной деятельности
Для психологической диагностики регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися вербально-понятийной учебной деятельности используется

Психодиагностика регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися учебной деятельности по конкретному учебному предмету (анкета для учителей)

Психодиагностика регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися учебной деятельности по конкретному учебному предмету (анкета для учителей)
Анкета дается учителю для составления регуляторно-деятельностных характеристик выполнения учащимися деятельности по

16.6. Стили руководства

16.6. Стили руководства
Поскольку руководство людьми является одним из видов воздействия руководителя на подчиненных, стили руководства можно рассматривать как особую категорию стилей делового общения.С точки зрения А. А. Русалиновой (1980), стиль руководства — это

17.5. Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися

17.5. Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися
К таким особенностям относятся вспыльчивость, прямолинейность, резкость, торопливость, обостренное самолюбие, упрямство, самоуверенность, отсутствие чувства юмора, обидчивость, простодушие,

17.9. Взаимоотношения учителей с учащимися

17.9. Взаимоотношения учителей с учащимися
По данным Н. И. Гуткиной (1984), взаимоотношения между учителями и учащимися испытывают значительные трудности. Ученики отмечают следующее:• отсутствие взаимопонимания и человеческой близости с учителем — 43 %;• необъективный

51. Стили руководства

51. Стили руководства
Руководство – направленное воздействие на сотрудников, коллектив, в результате которого достигается повышение производительности труда. Руководство можно назвать процессом, при котором руководителю дается право власти над

1. Понятие руководства

1. Понятие руководства
Руководство – направленное воздействие на сотрудников, коллектив, в результате которого достигается повышение производительности труда. Руководство можно назвать процессом, при котором руководителю дается право власти над

Предотвращение и разрешение конфликтов с учащимися

Предотвращение и разрешение конфликтов с учащимися
Австралийские ученые Х. Корнелиус и Ш. Фэйр подчеркивают, что своевременное преодоление конфликта зависит от бдительности, поскольку он предваряется характерными сигналами. Это может быть возникновение эмоциональной

Педагогическое руководство

Стиль педагогического руководства – совокупность индивидуально-типологических особенностей взаимодействия педагога с учащимися. Понятие «стиль педагогического руководства» может иметь следующие значения: 

— стиль руководства детьми, присущий конкретному педагогу (индивидуальный стиль педагогического руководства); 

— тип руководства детьми, обладающий определёнными свойствами. 

Существует несколько классификаций стилей педагогического руководства. Среди них наиболее распространена классификация, разработанная немецким психологом К. Левиным. Согласно этой классификации, выделяются три основных стиля педагогического руководства авторитарный, попустительский (анархический, игнорирующий, либеральный) и демократический (сотрудничающий).

Таблица 1.1

Особенности стилей педагогического руководства

Стиль

педагогического общения

Тактическая установка

педагога

Владение инициативой

в общении

Достоинства

Недостатки

Авторитарный

Диктат, опека

Инициатива педагога явная, инициатива детей «задавлена».

Единоличное решение проблем.

У учеников хорошие дисциплина и успеваемость, они качественно выполняют большой объём работы

Формирует безынициативность, безответственность (привычку хорошо работать только под контролем), показное послушание. Педагог вынужден постоянно решать за всех, сам всё контролировать.

Попустительский

Невмешательство

Педагог отдаёт инициативу учащимся, устраняется при решении проблем: как дети решат, так и будет.

Может способствовать развитию самостоятельности детей, если одновременно они получают опыт другого стиля общения (при общении с другими педагогами, в семье и т.д.)

Низкие результаты деятельности, слабая дисциплина. Низкая предсказуемость результатов воспитания.

Демократический

Сотрудничество с воспитанниками

Педагог владеет инициативой и стимулирует инициативу детей.

Совместное с детьми решение проблем.

Возрастают активность, творчество и самостоятельность детей.

Внешние показатели результатов деятельности могут быть несколько ниже, чем при авторитарном стиле, но выше, чем при попустительском.

Требует от педагога наибольших усилий на всех стадиях общения

Авторитарный, попустительский и демократический стили достаточно редко встречаются «в чистом виде». Чаще всего можно сказать лишь, что педагог тяготеет к тому или иному стилю руководства воспитанниками, или что он избрал тот или иной стиль в данной ситуации. 
 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Руководство союза художников россии
  • Эниксум цена уколы инструкция по применению цена
  • Холодильник атлант двухкамерный инструкция по эксплуатации индикаторы регулировка температуры
  • Глюкофаж 750мг инструкция по применению цена
  • Тирет турбо гель для устранения сложных засоров инструкция цена отзывы

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии