Для эффективного
осуществления функций планирования,
организации, мотивации, контроля
необходимо эффективное руководство.
Руководство —
процесс социальной организации и
управления деятельностью членов группы.
Управлять деятельностью людей — значит
оказывать на них влияние, побуждая
работать на достижение целей организации.
Как определить
влияние?
Влияние —
поведение одного лица, которое
вносит изменения
в поведение другого. Влиять на других
людей можно через просьбу, пожелание,
угрозу, шантаж, приказ, мнение, идею
и т.д. Возможность влиять появляется в
том случае, если одно лицо находится в
определенной зависимости от другого.
Эти отношения зависимости определяются
как властные отношения. Руководитель
имеет возможность влиять на других
потому, что он наделен властью. Но
руководитель должен быть способным
оказывать
влияние на своих подчиненных, эффективно
ими управлять в целях выполнения ими
поставленных задач. Реализация такой
способности есть лидерство. Лидер
эффективно осуществляет формальное
и неформальное руководство. Итак,
определим еще одно понятие. Лидерство
— это
способность оказывать влияние на
отдельные личности, группы, направляя
их усилия на достижение целей организации.
Неформальные
группы и организации возглавляются
лидерами, которые в отличие от формальных
не назначаются, а завоевывают признание
работников. Формальный лидер действует
в рамках делегируемых ему полномочий.
Действия неформального лидера определяются
интересами группы или организации и
могут выходить за рамки формальных
отношений.
Руководство (или
лидерство) в формальной организации
осуществляется субъектом (руководителем),
который наделен определенной властью.
Власть определяется
как возможность влиять на поведение
других людей.
С понятием «власть»
связано понятие властные полномочия.
Это объем прав, которыми располагает
руководитель при принятии решений
по финансовым, кадровым, материально-техническим
вопросам без согласования с высшим
руководством.
В теории менеджмента
существует не один подход к проблеме
лидерства (руководства):
-
подход с позиции
личных качеств лидера, согласно которому
эффективные руководители обладают
определенным набором личных качеств.
Сформировав в себе эти качества, можно
стать эффективным руководителем; -
поведенческий
подход, который основной акцент делает
на определение наиболее эффективного
поведения лидера, стиля руководства; -
ситуационный, в
рамках которого ученые пытаются
определить, какое поведение и личные
качества лучше всего соответствуют
определенным ситуациям.
При ведем основные
положения теории личных качеств, которую
разработал У. Беннисом:
-
Управление
вниманием — способность лидера
представить результат деятельности
так, чтобы это было привлекательным
для других. -
Управление
значением — способность так передать
значение созданного образа, идеи и
видения, чтобы они были поняты и
приняты. -
Управление доверием
— способность построить свою деятельность
так, чтобы получить полное доверие
своих сотрудников. -
Управление собой
— способность знать и вовремя признавать
сильные и слабые стороны своей
деятельности) умение привлекать для
исправления слабых сторон ресурсы
других людей.
Кроме того, У.
Беннисом сделал существенный вклад в
использование теории в практике,
сформулировал качества лидера на основе
интеллектуальных способностей, черт
характера и профессиональных навыков:
Интеллектуальные |
Черты характера |
Профессиональные |
|
способности |
лидера |
||
Ум и логика; |
Инициативность; |
Умение заручиться |
|
рассудительность; |
гибкость; |
поддержкой; |
|
проницательность; |
бдительность; |
умение |
|
оригинальность; |
созидательность |
||
концептуальность; |
творчество; |
умение завоевывать |
|
образованность; |
честность; |
престиж; |
|
знание дела; |
целостность |
Такт и |
|
ораторские |
личности; |
||
качества; |
смелость; |
умение брать на |
|
любопытство, |
самоуверенность; |
риск. и |
|
познавательность; |
уравновешенность; |
умение |
|
интуиция |
независимость; |
умение убеждать; |
|
самостоятельность; |
умение менять |
||
амбициозность; |
умение быть |
||
потребность в |
чувство юмора; |
||
достижениях; |
умение разбираться |
||
настойчивость |
людях |
||
упорство; |
|||
энергичность; |
|||
властность; |
|||
работоспособность; |
|||
агрессивность; |
|||
стремление к |
|||
превосходству; |
|||
обязательность; |
|||
участливость |
Организация
«пронизана»
отношениями власти. Без власти нет
организации и нет порядка.
Власть определяется
не уровнем формальных полномочий, а
степенью зависимости от другого лица.
В этой связи руководитель обладает
властью над своими подчиненными, так
как они зависимы от ·него в вопросах
заработной платы, удовлетворения
социальных потребностей, предоставления
работы и т.п. По существу власть держится
на потребностях исполнителя или его
ожиданиях в отношении удовлетворения
потребностей, если подчиненный выполнит
указания (поручения) руководителя.
Власть начальника
над подчиненными — это только одна
сторона власти — видимая сторона. Но
есть и другая — власть подчиненных над
начальником. Ведь руководитель зависит
от подчиненных в вопросах получения
необходимой качественной информации
для принятия решений, ответственности
за результаты работы, которую выполняют
подчиненные, способности подчиненных
выполнять работу, неформальных
контактов.
Таким образом,
власть — процесс двусторонний, поэтому
эффективный руководитель будет
поддерживать баланс власти в
организации: использовать свою власть
над подчиненными в разумных пределах,
достаточных для достижения целей,
но не вызывающих непокорности подчиненных.
Власть проявляется
в определенных формах. Американские
ученые выделили следующие пять форм
власти:
-
Власть, основанная
на принуждении. При
этой форме подчиненный убежден в том,
что руководитель может помешать
удовлетворению какой-либо его потребности.
Это влияние через страх. Данная форма
власти приводит к определенному
результату, но она не способствует
раскрытию· потенциала работников. Эта
форма власти требует значительных
затрат на жесткий контроль, который
в условиях научно-технического прогресса
не всегда возможен. Кроме того, в
условиях жесткого контроля у
работников появляется желание обманывать
руководителей, искажать отчетные
данные и т.д. -
Власть, основанная
на вознаграждении. Подчиненный
верит, что руководитель имеет возможность
удовлетворить его потребности.
Рассматривается как наиболее эффективная
форма власти. Однако ее применение
возможно в том случае, если руководитель
обладает достаточными ресурсами.
Кроме того, руководитель должен хорошо
знать потребности подчиненных, а они
могут сильно различаться у разных
работников. -
Традиционная
(законная)
власть. В
данном случае человек реагирует на
должность, т. е. выполняет рекомендации
начальника, потому что так принято,
сложилось исторически. -
Экспертная
власть. Подчиненный
верит в руководителя и ценность его
знаний. Подчиненный убежден, что
специальные знания руководителя
позволят удовлетворить его потребности. -
Эталонная власть
(или власть,
основанная на харизме). -
Харизма — это
власть, построенная не на логике,
традиции, а на силе личных качеств
и способностей лидера. Подчиненный
выполняет распоряжения руководителя,
потому что хочет ему подражать.
Предполагается, что лидер должен
обладать привлекательной внешностью,
иметь хорошие риторические способности,
уметь хорошо держаться и т.д. Однако
исследования показали, что харизматические
лидеры не имеют стандартного набора
характеристик, т. е. так называемая
теория «великих людей» не нашла
практического подтверждения. Если
подчиненные видят в лидере идеальные
в их понимании черты, достойные
подражания, они подчиняются ему
беспрекословно.
Руководители в
своей деятельности используют все
формы власти в различных сочетаниях.
В эпоху
научно-технической революции характер
труда, его содержание, а в связи с этим
требования к работнику очень сильно
меняются. Труд все в большей степени
становится творческим, интеллектуальным,
становится той сферой, в которой
человек может проявить заложенные в
нем способности и таланты.
Уровень образования
людей значительно повысился; есть
организации, в которых все сотрудники
имеют высшее образование, а в наукоемких
отраслях встречаются коллективы,
где все сотрудники имеют ученые степени.
Если в первые десятилетия ХХ века
существовал интеллектyальный разрыв
между руководителями и исполнителями,
то сегодня такая грань наблюдается
нечасто. Мотивы трудовой деятельности
диктуются не материальными потребностями,
а социальными: желание испытать чувство
достижения результата, радость
творческих успехов, самореализация и
т.п. В этих условиях использовать власть
принуждения по меньшей мере абсурдно,
а властные отношения уступают место
отношениям сотрудничества. Толковый
словарь по управлению определяет
сотрудничество как совместное выполнение
работы, совместное участие в решении
проблемы или задачи. На психологическом
уровне происходит осознание каждым
участником непосредственного процесса
своей со. причастности и значимости
в выполнении работы, своей органической
включенности в единое целое организации.
Сотрудничество руководителя и руководимых
означает демократизацию производственного
и управленческого процессов, когда
управленческие функции децентрализуются
(распределяются между участниками
организации) и реализуются совместно
с руководителями. Сотрудничеству
принадлежит будущее.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Руководство, власть, лидерство и партнерство
Руководство, власть, лидерство и партнерство
Скачать материал
Скачать материал
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Руководство: власть, лидерство и партнерство
Сухарникова Татьяна Ильинична
Преподаватель экономики и менеджмента -
2 слайд
Власть
Власть – это возможность оказывать определенное влияние на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воли.
Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменения в образ мыслей и действия другого человека.
Власть и влияние являются средствами, которыми располагает руководитель для решения разнообразных деловых ситуаций. Однако, в определенной степени и подчиненный имеет власть над руководителем.
Источник власти – контроль руководителя над ресурсами, используемыми для удовлетворения каких-либо потребностей подчиненного.
Различают 3 источника власти:
Власть личности
Власть собственников
Власть самого предприятия -
3 слайд
Существует несколько видов власти:
Власть, основанная на принуждении – дает возможность менеджеру унижать, запугивать людей.
Власть, основанная на вознаграждении — один из самых эффективных способов влияния на людей.
Власть, основанная на авторитете, знаниях, профессионализме, опыте руководителя — предполагает влияние через так называемую разумную в него веру.
Власть, основанная на примере – особенно эффективна, когда предприятие переживает кризисную ситуацию.
Власть, основанная на законных правах – которыми, наделяется руководитель предприятия, приводит к тому, что последний берет на себя обязанности планировать работу, принимать решения.
В результате сотрудник может удовлетворять свои потребности высшего порядка, реализовывать свой творческий потенциал, что в конечном счете будет способствовать повышению эффективности работы. -
4 слайд
Лидерство
Лидерство — это способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей.
Благодаря лидерству руководитель осуществляет процесс стабильного влияния на подчиненных.
Главное в работе менеджера-лидера заключается в доверии к нему людей. Доверие приобретается благодаря высокому профессионализму и уважению к людям.
Качество лидера – это наличие признаков или особенностей, которыми он отличается от других сотрудников.
По данным американской Академии менеджмента, лидерство ассоциируется со следующими качествами:
Стремление к достижению целей
Желание
Честность и прямота
Уверенность в себе
Интеллектуальный потенциал
Навыки и знания
Обратная связь
Контроль над эмоциями -
5 слайд
Слова «лидер» и «руководитель» являются близкими по значению, поскольку номинальный руководитель обязан быть лидером своего руководителя.
Руководство — умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчиненными официальных поручений менеджера и решению поставленных задач.
Стиль руководства – это совокупность приёмов поведения руководителя по отношению к подчиненных.
Авторитетный стиль руководства – властный, основанный на стремлении утвердить своё влияние, авторитет, стиль руководства.Стиль руководства
Авторитарный
Демократический
Либеральный
Агрессивный
Агрессивно-податливый
Эгоистичный
Добросердечный
Совещательный
Участвующий -
6 слайд
Партнерство
Искусство строить взаимоотношения с деловыми партнерами, сотрудниками – важная составная часть деятельности менеджера.
Здесь большая роль отводится способности влияния на людей, умению учитывать все факторы: внешний вид, осанку, поведение и т.д.
Для менеджера, который стремится к укреплению деловых отношений с партнерами, самое главное создание и укрепление своего имиджа.
Имидж – это собирательный образ, складывающийся в создании людей и связанный с конкретными представлениями.
Созданию и поддержанию достойного имиджа, является соблюдение основных на этике определенных правил:
Прежде чем критиковать сотрудника, вначале отметьте его положительные стороны в работе.
Не говорите с людьми в приказном тоне.
Уважайте мнение своих подчиненных.
Если вы в чем-то не правы, то открыто в этом признайтесь. -
7 слайд
Процесс создания конструктивной обстановки в коллективе зависит от многих факторов, причем большинство из них плохо поддаются управляющему воздействию.
Поэтому очень важно:
Создание атмосферы сотрудничества
Стремление к ясности общения
Владения эмоциями
Открытость для новой информации
Энергичное достижение своих целей -
8 слайд
Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 366 236 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
-
Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 12.04.2021
- 247
- 2
- 12.04.2021
- 174
- 7
- 12.04.2021
- 117
- 0
- 12.04.2021
- 344
- 3
- 12.04.2021
- 111
- 0
- 12.04.2021
- 148
- 0
- 12.04.2021
- 4284
- 107
- 12.04.2021
- 526
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
-
Скачать материал
-
12.04.2021
3162
-
PPTX
212.1 кбайт -
16
скачиваний -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Сухарникова Татьяна Ильинична. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 2 года и 10 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 3724
-
Всего материалов:
2
Менеджмент — это не только умение ставить задачи, распоряжаться временем и бюджетом, но и работа с персоналом. Чтобы начать проект и успешно его завершить, руководителю необходимо получить доверие и повысить мотивацию сотрудников. У работников должно появиться желание следовать за лидером. Грамотные методы управления помогают достигнуть этого. Лидерские качества менеджера, стиль его руководства и особенности общения с командой напрямую влияют на успех проекта.
Большинство руководителей используют какую-то модель поведения, и не всегда это осознают. В этой статье мы не расскажем, как стать идеальным лидером и выбрать нужный тип управления. Сильный руководитель — тот, кто сочетает стили между собой и адаптирует их в зависимости от ситуации и типа личности конкретного сотрудника.
Разберемся подробнее в понятии «стили руководства», их разновидностях и расскажем, как выбрать метод в зависимости от ситуации.
Что такое стили руководства и зачем они нужны
Руководители выбирают стили управления коллективом в зависимости от своего характера, ценностей, возможностей и целей. В способах взаимодействия с сотрудниками прослеживается «почерк» менеджера — его индивидуальный стиль руководства. Определить тип руководства можно с помощью приемов, которыми управленец побуждает работников выполнять задачи и контролирует работу подчиненных.
Методы взаимодействия с персоналом и эффективность работы находятся в прямой зависимости друг от друга. Поэтому если руководитель сможет правильно подобрать стиль и гибко подстраивать его под ситуацию, то продуктивность сотрудников вырастет. Когда человеку предоставляют комфортные для него условия, он быстрее развивается, а мотивация растет.
Классификация стилей управления
Взглядов на типы руководства множество. Управленец может использовать несколько методов в большей или меньшей степени — это характеризует его уникальный стиль.
Чтобы разобраться в классификациях, нужно знать критерии, на основе которых были составлены теории. О том, какие стили руководства существуют и когда применять каждый из них для достижения результата, расскажем ниже.
Теория лидерства Левина
Одна из первых популярных классификаций. Теорию разработал немецкий и американский психолог Курт Левин в 30-х годах 20 века, в ней он учитывал социальное окружение. Он выделил три метода управления:
-
авторитарный;
-
либеральный;
-
демократический.
В основе такого разделения лежат следующие критерии:
-
насколько властный руководитель;
-
насколько сотрудники свободны.
Левин одним из первых обратил внимание на двойственную природу лидерства. Руководителю необходимо управлять персоналом так, чтобы члены группы могли достигать высоких показателей в работе, при этом испытывать удовлетворенность своей работой.
Стили различаются способом формулировки задачи, степенью участия руководителя и характером его общения с командой.
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
|
Кто принимает решение |
Руководитель |
Руководитель с опорой на мнение подчиненных |
Сотрудники |
Скорость принятия решений |
Высокая |
Средняя |
Зависит от сотрудников |
Сколько времени тратит руководитель |
Много |
Средне |
Мало |
Основная проблема |
Задачи застревают на проверке у руководителя |
Команда должна быть активной |
Команда может отклониться от решения задачи |
Авторитарный стиль
Авторитарный метод управления характеризуется жесткими методами руководства. Власть есть только у руководителя, со стороны сотрудников нет инициативы Его суть — диктаторство, приказы, наказания. Еще несколько особенностей авторитарного руководства:
-
Управленец четко ставит задачи, определяет пути их решения и сроки выполнения.
-
Делегирование задач внутри команды.
-
Сотрудники не имеют права голоса, но и не несут ответственности за результат.
-
Интересы компании выше интересов людей.
-
Руководитель взаимодействует с сотрудниками только в рамках задач.
Преимущества |
Недостатки |
|
|
В таблице видно, что минусов применения авторитарного стиля больше. Однако есть ситуации, когда руководителям необходимо использовать этот метод. Например, у сотрудников мало опыта: они не знают, как решать задачи, а их предложения не несут ценности для компании. Еще один сценарий применения — критическая ситуация, при которой нужно выполнить задачу качественно и быстро. Часто авторитарный способ управления применяют в сферах с высокой текучкой кадров. Например, в игровой индустрии.
С опытными подчиненными использовать авторитарное управление не рекомендуется. Контроль над задачами, в которых сотрудник хорошо разбирается, снизит мотивацию сотрудника.
Демократический стиль
Авторитарный стиль управления в менеджменте используется реже, чем демократическое управление, и считается менее эффективным. Разберемся, почему так происходит.
При демократическом стиле руководства сотрудники имеют больше свободы и могут предлагать идеи, а также управлять своим временем и устанавливать срок выполнения задач. Управленец прислушивается к мнению подчиненных, но решение принимает самостоятельно. Руководитель следит за работой только на основной стадии работы и направляет команду в нужную сторону, также его задача — обеспечить условия и выделить бюджет. Коучинг — популярный способ управления в демократическом стиле. Команда разбирается в задачах с помощью наводящих вопросов управленца.
Из преимуществ демократического стиля управления можно выделить:
-
Появление новых идей.
-
Высокая мотивация к труду.
-
Тесное взаимодействие между членами команды.
-
Повышение качества выполнения задач.
-
Высокая степень удовлетворенности своей работой.
-
Решения почти всегда верные.
Недостатков меньше, но они есть:
-
Для некоторых сотрудников самомотивации недостаточно.
-
Подбор кадров становится сложнее: нужно искать опытных людей, которые могут самоорганизовываться.
-
Время принятия решений увеличивается — сроки проекта срываются.
Обычно используют этот стиль руководители, когда работают с опытной и активной командой, которая может самостоятельно установить сроки и способы решения задач. Благодаря демократическому стилю управления сотрудники горят делом и быстрее развиваются. Подход также применяют, когда руководителю нужно время на решение более важных проблем. Например, ему нужно сосредоточиться на стратегии развития.
Однако собрать коллектив из профессионалов и устранить в нем текучку достаточно трудно — в этом и заключается сложность управления.
Либеральный стиль
Такое управление еще называют попустительским. Стили менеджмента подразумевают разную степень свободы сотрудников, но в этом типе руководства она ничем не ограничена. Подчиненные не только выполняют задачи, но и полностью несут ответственность за результаты. Руководитель — часть коллектива, он ставит себя наравне с сотрудниками.
Чаще всего так управляют персоналом и процессами те руководители, у которых нет лидерских качеств и психологических знаний. Есть признаки, по которым можно определить либеральный метод руководства:
-
у каждого свое мнение;
-
никто не хочет идти на компромисс;
-
нет единого понимания целей;
-
у каждого свой путь развития.
Стиль уместен только при высоком уровне дисциплинированности сотрудников. Иначе результатов придется добиваться очень долго. Если вы чувствуете, что у подчиненных мало опыта, не применяйте этот стиль. Делегируйте только задачи, которые соответствуют навыкам работника.
В таком стиле может работать только высокоорганизованная команда профессионалов, которые мотивированы завершить общий проект. Чаще всего только небольшие стартапы успешно используют либеральный стиль руководства. В таких командах руководитель наряду со всеми берет на себя задачи, просто у него они организационные.
Либеральный стиль руководства все же имеет свои плюсы. В команде, которая работает сплоченно над общей целью, и имеет четкие зоны ответственности, возрастает мотивация. Каждый хочет сделать свою часть проекта лучшим образом, потому что чувствует за нее гордость. Но чтобы собрать такую команду, должны сойтись звезды.
Cтили руководства и сценарии их применения
Не знаете, как управлять командой в разных ситуациях? Собрали для вас памятку по использованию стилей руководства.
Теория Лайкерта
Американский социолог Р. Лайкерт выделил стили управления в зависимости от того, на что направлена деятельность руководителя: на задачи или на человека. Два противоположных принципа Лайкерт разместил по разные стороны одной оси.
Какие бывают стили руководства согласно теории Лайкерта:
Эксплуататорско-авторитарный стиль — самый жесткий метод. У сотрудников и руководителя нет доверия друг к другу. Подчиненных всегда наказывают и никогда не поощряют. Сократить дистанцию между управленцем и работниками невозможно.
Благосклонно-авторитарный стиль — более мягкий метод управления. Дистанцию в команде держат также строго. Здесь выстраивается модель «барин-слуга». Руководитель снисходителен, но относится к подчиненных как к слугам. Они же уважают и бояться его как хозяина. Однако есть баланс между наказанием и поощрением.
Консультативно-демократический стиль характеризуется высокой степенью доверия. Руководитель ценит инициативу и самостоятельность сотрудников, но контролирует работу сам. Наказывают подчиненных чаще, чем поощряют.
Стиль, основанный на участии персонала, подразумевает полное доверие сотрудников к управленцу, и наоборот. Система наказаний используется редко или вообще отсутствует. На первом плане — материальное поощрение. У сотрудников есть возможность самостоятельно разрабатывать систему бонусов. Чаще всего руководитель общается с подчиненными неформально.
Чем дальше двигаемся от работы к человеку, тем больше авторитарное руководство отступает и появляется признаки демократии.
Управленческая решетка Блэйка-Моутона
Теория была разработана на основе исследований Лайкерта и Левина. Блейк и Моутон построили управленческую решетку — матрицу, у которой есть две оси (забота о деле и забота о людях). В каждой шкале по 9 делений. На их основе появились следующие стили управления руководителя:
-
1, 1 — Примитивное руководство
-
9, 1 — Авторитарное руководство
-
5, 5 — Производственно-социальное руководство
-
1, 9 — Социальное руководство
-
9, 9 — Командное руководство
Любому руководителю необходимо стремиться к показателю 9 по обеим осям матрицы. Эффективность будет расти, а сотрудники будут удовлетворены работой. Каждый руководитель может использовать этот стиль руководства. Для этого ему необходимо:
-
иметь профессиональную подготовку;
-
стремиться учиться;
-
уметь находить точки взаимодействия с коллективом;
-
повышать уровень знаний в области педагогики, психологии, управления.
Ситуации, при которых невозможно достигнуть модели 9, 9:
-
Небольшой опыт и недостаток навыков.
-
Недостаток профессиональной подготовки управленца.
-
Снижение мотивации в процессе работы.
-
Боязнь ответственности.
-
Разные взгляды и ценности сотрудников и руководителя.
Как выбрать стиль управления
В предыдущих разделах мы рассмотрели лишь 3 классификации. Чтобы выбрать подходящие стили и методы управления, нужно учитывать следующие факторы:
-
Критичность ситуации. Бывает так, что проблема требует незамедлительного решения. В этом случае совещания и делегирование обязанностей отнимают время. Поэтому в таких ситуациях даже либеральное руководство должно использовать авторитарный стиль.
-
Количество сотрудников. Если руководителю нужно привлечь большое количество работников для выполнения задачи, стоит обсуждать ее с коллективом и побуждать к проявлению инициативы.
-
Личность подчиненных. Грамотное управление должно строиться с учетом уникальности каждого человека, у всех свои особенности характера. Кто-то начинает работать только после наказаний, а кого-то они заставят покинуть команду.
Какие будут последствия, если выбрать неправильные стили управления персоналом:
-
Нездоровая атмосфера в коллективе. Психологическое давление со стороны руководителя порождает страх подчиненных и снижает их мотивацию. И наоборот — в расслабленной атмосфере сотрудники не будут продуктивны.
-
Качество идей и решений. Если сотрудники не будут проявлять инициативу, конечный продукт ничем не будет выделяться на фоне конкурентов.
-
Срыв сроков проекта. При авторитарном стиле работники выполняют задачи из страха и не задумываются о результате. Если применять демократию, сотрудники могут тянуть время столько, сколько им хочется.
-
Отсутствие авторитета руководителя. При использовании только либерального стиля сотрудники могут перестать видеть в управленце лидера и уважать его мнение.
Вывод
Стиль управления есть у каждого руководителя, но не все это осознают и пытаются изменить поведение так, чтобы деятельность была эффективной. Ни в одном учебном пособии вы не узнаете, как стать «идеальным» руководителем. Оптимальный стиль управления персоналом — тот, благодаря которому в конкретной ситуации можно добиться результатов, при этом не пожертвовать моральным и физическим состоянием сотрудников.
Эффективное управление состоит из методов влияния, которые можно обнаружить только на практике. Но если вы еще не нашли подходящий вид руководства, не стоит менять их каждый день. Переход на другие стили управления болезненно отражается на работниках и их моральном состоянии. Если появилась необходимость в изменении стиля, честно и открыто говорите с подчиненными о причинах и последствиях.
Подписаться на рассылку
Подпишитесь, чтобы раз в неделю получать статьи о финансах, продажах и управлении проектами.