Утвержден
Постановлением Минтруда РФ
от 21 августа 1998 г. N 37
КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Минтруда России от 21.01.2000 N 7,
от 04.08.2000 N 57, от 20.04.2001 N 35, от 31.05.2002 N 38,
от 20.06.2002 N 44, от 28.07.2003 N 59, от 12.11.2003 N 75,
Приказов Минздравсоцразвития России от 25.07.2005 N 461,
от 07.11.2006 N 749, от 17.09.2007 N 605, от 29.04.2008 N 200,
от 14.03.2011 N 194,
Приказов Минтруда России от 15.05.2013 N 205,
от 12.02.2014 N 96, от 27.03.2018 N 197)
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. В настоящее издание включены дополнения, внесенные Постановлениями Минтруда России от 24 декабря 1998 г. N 52, от 22 февраля 1999 г. N 3, от 21 января 2000 г. N 7, от 4 августа 2000 г. N 57, 20 апреля 2001 г. N 35, от 31 мая 2002 г. и от 20 июня 2002 г. N 44. Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.
Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Справочник содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Все ранее действовавшие квалификационные характеристики пересмотрены, в них внесены существенные изменения в связи с осуществляемыми в стране преобразованиями и с учетом практики применения характеристик.
В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. В Квалификационных характеристиках учтены новейшие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.
Нормативные материалы приведены по состоянию на 10 октября 2002 г.
Что это? Квалификация работника – это совокупность знаний, умений, опыта, позволяющих ему качественно выполнять должностные обязанности, иметь высокую производительность труда, состоять в кадровом резерве предприятия.
Как повышать? Повышение квалификации начинается с выявления потребностей компании, выбора сотрудников для направления на обучение. Это могут быть курсы, семинары, лекции, тренинги – любая форма подачи и усвоения информации.
В статье рассказывается:
- Что такое квалификация работника
- Уровни квалификации работника
- Определение уровня квалификации работников
- Повышение квалификации новых и действующих сотрудников компании
- Методы повышения квалификации работников
- Организация процесса повышения квалификации работников
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что такое квалификация работника
Квалификация – это степень проявления у работника следующих характеристик:
- знаний и умений;
- профессиональных навыков;
- опыта работы по профессии.
Квалификация работника представляет собой показатель соответствия заданному уровню профессиональных требований в конкретной области трудовой деятельности. Статьёй 195.1 Трудового кодекса РФ закреплено понятие «профессиональный стандарт», которое обозначает уровень квалификации, требующийся сотруднику для выполнения определённой работы.
Способность работника выполнять вменённые для данной специальности функциональные обязанности характеризует его компетенцию. Понятие «квалификация» описывается Трудовым кодексом РФ как сочетание образования сотрудника, его способностей и опыта в конкретной трудовой деятельности.
Уровень подготовленности специалиста должен быть подтверждён документом государственного или установленного образца. Это может быть аттестат, диплом, сертификат и т.д.
Согласно Федеральному закону от 03.12.2012 г. № 236-ФЗ профессиональный стандарт определяется квалификацией, необходимой для выполнения должностных обязанностей в рамках конкретной профдеятельности. Данный стандарт – это перечень условий, которым должен соответствовать работник для полноценного исполнения своих трудовых функций.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Уже скачали 22645
Квалификацию определяют:
Показатель | Описание |
Ступень квалификации | Полученное профессиональное образование, подтверждённое документом государственного или установленного образца |
Уровень квалификации | Объём и качество профессиональных навыков, полученных в рамках конкретной ступени квалификации. Это все знания и умения для выполнения определённого вида работы |
Каждый уровень квалификации работников по различным специальностям имеет определённые требования, которые утверждаются внутренними документами в системе аттестации и тарификации.
Уровни квалификации работника
К настоящему времени существует более 1200 профстандартов. Основу каждого из них составляет понятие уровня профессиональной квалификации как меры способности работника к выполнению должностных обязанностей в конкретной профессии.
Приказом Минтруда России от 12.04.2013г. № 148н утверждены 9 уровней квалификации, каждый из которых описывает следующие параметры:
- Полномочия и ответственность. Это умения работника самостоятельно осуществлять трудовую деятельность и принимать решения в ходе нее. Также это понимание меры ответственности за выполняемую работу.
- Характер умений. Данный показатель определяет степень сложности решаемых задач, начиная от стандартных, обусловленных физическим трудом, заканчивая исследовательскими, ставящими целью увеличение производительности труда.
- Характер знаний, когда оцениваются наличие и качество специального образования.
- Базовые подходы для приобретения уровня квалификации. Это получаемый опыт, разнообразные инструктажи, программы повышения квалификации работников.
Скачать
файл
Характеристики уровней квалификации профстандартов:
Уровень | Показатели по квалификационным уровням | Образование, необходимое для достижения уровня квалификации | ||
Должностные полномочия и ответственность | Требующиеся умения | Требующиеся знания | ||
1 | Реализация поставленных задач под контролем.
Личная ответственность. |
Выполнение заданий, не предполагающих включение интеллектуальных способностей (физический труд). | Минимальные специальные или базовые. | Краткий учебный курс или инструктаж.
Практические навыки. |
2 | Реализация определённых задач под контролем, а также самостоятельное выполнение известных заданий на основании имеющегося опыта.
Личная ответственность. |
Решение стандартных задач.
Подбор способа выполнения задания согласно инструкции. Адаптация способа достижения поставленной цели под меняющиеся условия. |
Специальные | Профессиональная подготовка или переподготовка, продолжительностью не менее 2 месяцев.
Прикладные знания |
3 | Реализация производственных функций под руководством, а также выполнение стандартных заданий без участия наставника.
Планирование трудовой деятельности в соответствии с полученным распоряжением руководства. Персональная ответственность |
Решение шаблонных практических задач.
Выбор способа исполнения на основании имеющихся знаний и опыта. Регулирование рабочего процесса в зависимости от внешних условий. |
Понимание ключевых факторов при реализации практических задач.
Применение в работе специальных знаний. |
Углублённая профессиональная подготовка, переподготовка, повышение профессиональной квалификации работников. Период обучения обычно длится до 1 года. |
4 | Реализация производственных функций под руководством, а также выполнение стандартных заданий, требующих анализа возникающих обстоятельств, своими силами.
Планирование собственной и коллективной деятельности Ответственность за личный труд, а также за слаженную работу подчиненных |
Возможность выполнять разные практические функциональные обязанности.
Выбор способа исполнения на основании имеющихся знаний и опыта. Регулирование рабочего процесса и возможность внесения в него изменений при необходимости. |
Владение научно-техническими и методическими знаниями при выполнении практических задач.
Применение специальных знаний. Умение оценивать и анализировать информацию. |
Среднее профессиональное техническое образование, обучение по программам подготовки квалифицированных кадров.
Прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Практические навыки и умения. |
5 | Принятие решений по своему усмотрению для реализации практических задач, требующих анализа и контроля за ситуацией и ее развитием.
Принятие участия в управлении путём выполнения поставленных задач внутри структурных подразделений Ответственность за собственные решения и действия, а также за выполнение функций своими подчиненными или подразделением |
Поиск решений для выполнения практических задач с элементами проектной деятельности
Способность определить и использовать нужный в меняющихся условиях способ действий. Анализ, регулирование и изменение при необходимости возникшей ситуации. |
Возможность применения технологических и методических профессиональных знаний.
Способность к поиску необходимой информации для достижения поставленных целей. |
Среднее профессиональное образование для специалистов среднего звена, обучение работников высшей квалификации.
Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих. Образование по специальным профессиональным программам. Практические навыки. |
6 | Оптимизация и упорядочивание собственной и коллективной деятельности для получения нужных результатов.
Содействие в формировании партнёрских отношений между сотрудниками или внутренними структурами. Ответственность за работу большой группы людей. |
Изучение, подготовка, реализация, методических и технологических инструментов в различных направлениях профессиональной деятельности | Применений специальных и передовых знаний методического и технологического характера.
Подбор и анализ информации, необходимой для осуществления профдеятельности. |
Высшее образование.
Среднее профессионально-техническое образование. Дополнительные обучающие программы. Практические навыки. |
7 | Формирование и принятие стратегических управленческих решений в больших учреждениях, в том числе в сфере инноваций.
Ответственность за полученные показатели в крупных предприятиях. |
Возможность нахождения решений по совершенствованию профессиональной деятельности организаций, в том числе с применением прогрессивных методов.
Поиск и внедрение современных технологий и решений. |
Осмысление методологических канонов профессиональной деятельности
Разработка актуальных прикладных решений в конкретной сфере. Поиск и применение нужной информации для развития организации и форм ее деятельности |
Высшее образование (специалитет или магистратура).
Обучение работников по дополнительным программам в целях повышение квалификации. Практические навыки. |
8 | Выработка стратегических планов и принятие важных решений для развития масштабных предприятий.
Ответственность за итоги деятельности больших организаций или отраслей. |
Осуществление проектной и исследовательской работы в целях оптимизации и совершенствования процессов. | Реализация актуальных методов межотраслевого и междисциплинарного характера.
Поиск и мониторинг сведений, способствующих развитию хозяйственной деятельности |
Образование по программам научно-педагогической направленности (аспирантура, адъюнктура), а также ассистентуры, ординатуры.
Ступени высшего образования (магистратура или специалитет). Прохождение дополнительных профессиональных курсов. Получение практических умений. |
9 | Выработка стратегических планов и принятие глобальных решений для развития процессов экономического и социального характера, а также для управления масштабными техсистемами.
Крупный вклад в конкретную сферу деятельности Ответственность внутригосударственного и международного масштаба. |
Достижение целей в проектной, исследовательской и методологической работе для увеличения результативности деятельности | Формирование ключевых знаний межотраслевого и междисциплинарного характера. | Образование по программам научно-педагогической направленности (аспирантура, адъюнктура), а также ассистентуры, ординатуры.
Прохождение дополнительных профессиональных курсов. Получение практических навыков. |
Определение уровня квалификации работников
В целом уровень квалификации работников зависит от образования и имеющегося опыта работы.
Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 24 сентября
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку
Если взять производственную сферу, то в ней разделение рабочих специальностей состоит из разрядов. Каждому работнику, в зависимости от его стажа, уровня подготовки, опыта и профессиональных заслуг, присваивается тот или иной разряд.
Только до 28.09
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300
Для данной сферы имеет место деление работников на:
- Высококвалифицированных. Обучение и профподготовка занимает не менее 2-х лет. Наличие значительного практического опыта. Работа с оборудованием механизации и автоматизации труда.
- Квалифицированных. Срок учёбы и профессиональной подготовки до 2-х лет. Наличие практического опыта работы. Возможность осуществления технических работ повышенного уровня сложности. Работа с оборудованием механизации труда.
- Малоквалифицированных. Непродолжительное обучение, отсутствие опыта выполнения практических задач. Могут справляться с заданиями средней и высокой сложности. Деятельность работников низкой квалификации с применением оборудования автоматизации и механизации труда имеет эпизодичный характер.
- Неквалифицированных. Рабочие, не имеющие профподготовки, а также не проходившие обучение. Выполняют вспомогательные обслуживающие работы.
Проведение подготовки и повышения квалификации работников организации направлено на достижение определённых результатов:
- Приобретение новых знаний и умений. Прошедшие обучение сотрудники имеют возможность по-новому оценить производственный процесс и внести предложения по его модернизации, а также реализовать идеи на практике.
- Стимулирование и мотивация кадров. Стремление работника наиболее полно реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности возрастает с пониманием того, что руководство заинтересовано в его развитии. Это, в свою очередь, сказывается на результатах его труда.
- Внедрение передовых технологий. В современном мире автоматизация и инновационные технологии затрагивают каждую сферу деятельности. Для поддержания конкурентоспособности компании должны своевременно обучать своих сотрудников новшествам, необходимых для улучшения рабочего процесса.
- Формирование собственного кадрового резерва. Некоторые современные компании в рамках кадровой политики целенаправленно занимаются «взращиванием» своих высококвалифицированных специалистов. Зачастую это бывает более оправдано, чем привлечение уже готовых работников.
- Снижение показателя текучести кадров. Если сотрудник компании понимает, что руководство готово вкладываться в него путем организации его обучения и видит возможность для карьерного роста, то он с большей вероятностью останется работать в данной организации.
Процесс повышения квалификации работников следует тщательно организовать. Не стоит учить весь кадровый состав одновременно. Также, во избежание необоснованных трат, нужно принимать во внимание наличие уже имеющихся знаний и навыков у сотрудников.
Для получения максимального результата от обучения и переподготовки сотрудников необходимо определить, кого конкретно нужно направить на курсы повышения квалификации. Целесообразно своевременно обучать топ-менеджеров и сотрудников, вносящих значительный вклад в итоги работы компании.
Читайте также
Обучать другие категории работников целесообразно при возникновении необходимости в этом. К примеру, если меняется профиль или алгоритм работы.
Для составления программы повышения квалификации кадров нужно проанализировать профессиональные возможности структурных подразделений и отдельных работников. Этой информацией обладают кадровые специалисты. Для данных целей существуют специальные методики повышения квалификации работников. Ниже приведены некоторые из них.
Повышение квалификации новых и действующих сотрудников компании
Как правило, люди стремятся продать свой труд как можно дороже вне зависимости от того, трудоустроены они или находятся в поиске работы. В организациях с действенной системой мотивации персонала работники обычно заинтересованы в повышении своей квалификации, так как от этого зависит оплата их труда. Результативность функционирования предприятия в целом также во многом зависит от наличия высококвалифицированных кадров.
Обучение новых сотрудников
Новые работники и молодые специалисты в первую очередь нуждаются в повышении квалификации. Для продуктивной деятельности им необходимо адаптировать имеющиеся знания и навыки со стандартами работы конкретной компании.
Обучение данной категории персонала обычно происходит путем наставничества со стороны более опытных коллег.
Повышение квалификации работающих сотрудников
На предприятиях с эффективной системой мотивации труда создаются условия для возможности повышения уровня квалификации действующего персонала. Специалистам HR-службы необходимо подобрать соответствующие обучающие программы. В этих целях они проводят аттестацию работников для выявления уровня их квалификации.
Проводя подбор учебных программ, нужно брать во внимание следующие факторы:
- стратегию развития организации;
- состояние и темпы модернизации техники и технологий;
- востребованность конкретных специалистов в перспективе;
- степень профессионализма действующих работников;
- финансовые возможности компании для организации обучения сотрудников.
Многие отечественные компании закладывают в бюджет средства на обучение кадров. Большое внимание повышению профессионализма своих работников уделяют промышленные предприятия.
Согласно проведенным исследованиям, около 74 % таких компаний занимаются подготовкой персонала. В транспортных и коммуникационных организациях это соотношение составляет 65 % от общего числа. Так же обстоят дела в строительной сфере. Примерно половина торговых организаций обучает свой персонал.
Значительная часть российских компаний привлекает к образованию сотрудников внешние учебные учреждения. Примерно 30 % денежных средств, заложенных на обучение, направляется на оплату таких расходов. На курсы повышения квалификации работников внутри фирмы приходится около 17 % данной статьи расходов.
Методы повышения квалификации работников
В зависимости от параметров организуемого обучающего процесса происходит подбор соответствующей методики. Исходя из нее определяется необходимость в помещении, оборудовании, инструментах и учебных материалах.
Методы обучения на рабочем месте, включают в себя:
- Производственный опыт. Погружаясь в определённый трудовой процесс, работник получает возможность приобретения необходимых умений и производственного опыта. Иногда для этого сотруднику предоставляются отгулы, а иногда учёба идёт в период трудовых часов.
- Инструктаж. Зачастую инструктажи проходят вновь принятые сотрудники. В каждой компании существуют свои нюансы рабочего процесса. Поэтому, даже при соответствии квалификации работника занимаемой должности, существует целесообразность в прохождении инструктажа.
- Ротация или смена работниками своих постоянных рабочих мест. При этом сотрудники овладевают новыми знаниями и опытом, не отрываясь от выполнения своих должностных функций. Это даёт возможность для более объективной оценки рабочего процесса, а также лучшего понимания его специфики и тонкостей.
- Ассесмент. Используется при подготовке специалиста к занятию руководящей должности в подразделении, где он работает. Это даёт возможность приобрести и усовершенствовать управленческие компетенции. Результатом данного метода является получение работником, переходящим на руководящую должность, целостного восприятия функционирования подразделения.
- Коучинг. Это процесс формирования устойчивых долгосрочных связей между учеником и наставником. Данный метод оправдан, когда работнику для качественного выполнения своих должностных обязанностей нужно получить большое количество нестандартных знаний и навыков. Обычно такая методика применяется на сложных производствах, где используются высокие технологии.
- Проектные группы. Действенность данного метода заключается в привлечении в проектную работу людей, не владеющих полными знаниями для достижения целей проекта. При взаимодействии с другими сотрудниками происходит обмен опытом и приобретение свежих, актуальных навыков.
В целом, рассмотренные выше методики носят прикладной характер. Их можно с успехом применять в масштабе конкретной компании.
Вместе с тем есть другие методики, предполагающие отвлечение от рабочего процесса и реализующиеся вне компании. Они могут быть следующих видов:
- Лекционные курсы. Это широко распространенная в настоящее время система повышения квалификации работников. Нужно учитывать, что теоретические знания принесут большую пользу при их сочетании с практическими методами.
- Курсы с элементами программирования. Этот вид обучения предполагает использование специальных программ, имитирующих реальную рабочую ситуацию. Таким образом, ученикам предоставляется возможность применить и опробовать полученные знания на практике.
- Семинары. Данный способ благоприятствует коммуницированию и социализации сотрудников. Здесь можно получить и развить навык публичных выступлений, проявить лидерские качества. Семинары могут организовываться в виде круглых столов, конференций и симпозиумов.
- Кейс-обучение. В ходе данного метода обучающиеся формируют навыки решения реальных производственных вопросов. Кейс-обучение может быть индивидуальным и групповым. Также оно может быть организовано в игровом формате.
- Тренинги. Это продолжительное обучение, в которое обычно включены несколько лекций и семинаров. Ученики не просто получают теоретические знания, но и закрепляют их практическими способами. Данный метод предполагает формирование небольших групп участников.
Читайте также
Наряду с вышеперечисленными существуют и другие способы обучения персонала, строящиеся на передовом опыте профессионалов в образовательной сфере. Все актуальные и эффективные методики основываются на наличии теоретической и практической составляющих, а также на развитии коммуникации и сотрудничества между учениками.
Организация процесса повышения квалификации работников
Процесс повышения уровня квалификации работников состоит из нескольких этапов. Рассмотрим каждый из них.
Этап 1: Выявление потребности
Изначально следует оценить необходимость подготовки персонала в масштабе подразделений и в целом по компании. Например, при планировании использования нового оборудования или усовершенствовании имеющегося может возникнуть потребность в обучении специалистов. Также нужно повышать квалификацию работников, если предполагается повышение сложности труда, увеличение количества рабочих мест или введение в товарную номенклатуру новых продуктов.
Вместе с тем необходимость подготовки может быть вызвана результатами состоявшейся аттестации или профессиональными притязаниями работника.
Этап 2: Выбор методики и формирование бюджета
Выявив потребности, нужно подобрать подходящий метод подготовки. Для этого оценивается соотношение результативности обучения с затратами, направленными на организацию данного процесса.
Расходы на повышение квалификации сотрудников нужно планировать в начале года. Их необходимо документально закрепить с постатейной разбивкой.
Этап 3: Выбор программы и преподавателей
Необходимо сформировать цели на обучение и подготовить ориентировочную программу. Это возможно сделать своими силами или воспользовавшись услугами бизнес-консультантов. Если обратиться в учреждение по профессиональной подготовке кадров, то можно получить готовую образовательную программу, а также профессиональных коучей.
Этап 4: Процедура повышения квалификации
Выбранная методика определяет процесс реализации. Обучение может проходить в самой организации без отрыва работников от производственного процесса, а может в образовательном заведении.
После этого реализуется мероприятия по повышению квалификации работников предприятия.
Этап 5: Анализ и подведение итогов
После завершения кадровой подготовки целесообразно проанализировать эффективность организованного обучения. Для этого создаётся квалификационная комиссия и проводится штатное тестирование. В состав комиссии должны войти руководители структур, чьи работники повышали уровень квалификации, и кадровые специалисты.
Проведя тестирование, нужно соотнести поставленные цели с результатами прохождения тестов. Таким образом, можно определить адекватность полученных знаний производственному процессу, а также целесообразность использования данного метода для повышения квалификации работников. Данное мероприятие следует проводить спустя 2-4 недели после обучения.
Важным элементом современного трудового процесса является повышение квалификации работников. Результативность данной процедуры зависит от нескольких факторов. Во-первых, это понимание принципов ее организации. Во-вторых, правильное выявление категории работников, нуждающихся в подготовке. В-третьих, применение соответствующих методик учебного процесса.
Закон о профстандартах действует уже несколько месяцев, однако далеко не все окончательно разобрались, как применять новый регламент в своих компаниях. В помощь работодателям
— практические рекомендации одного из самых авторитетных российских экспертов по трудовому праву
Марии Финатовой.
О чем эта статья?
В очередной раз о профессиональных стандартах, применение которых до сих пор многим непонятно. Поговорим о том, как научиться определять профессиональный уровень, на котором
находится работник.
Все квалификационные уровни, указанные в профстандартах, применяются при их разработке для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые
требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
Как определяется уровень квалификации
Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем
освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.
Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней
квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Всего уровней 9 и на каждом свои требования. Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем
ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований. 2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 –
специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.
Показатели уровней квалификации
Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на
основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.
Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие:
А на 6-м квалификационном уровне вот такие:
Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий:
- Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.
-
Затем проанализировать его трудовую функцию, определенную трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном
профессиональном стандарте. - После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
- И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям (ОТФ) подходит работник.
По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры
можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.
Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного
бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные. При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому
что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне. В данной ситуации работодатель
должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться, в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.
Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы
собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту. Поэтому важно и можно найти правильное
решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником.
Что делать после того, как узнали квалификационный уровень работника? Лучше всего организовать для него и его подразделения корпоративное обучение в нашей академии. Оставьте
заявку на бесплатный расчет стоимости обучения!
Как оценивают квалификацию персонала в вашей компании?
Уровни квалификации в профессиональных стандартах — это одна из 3 составляющих, указанных в методических рекомендациях Минтруда и соцзащиты РФ, которых следует придерживаться при разработке профстандартов. Из нашей статьи вы узнаете, что такое уровни квалификации, сколько их и где они применяются.
Кем и как могут разрабатываться профстандарты
В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профстандарт — это квалификационная характеристика, необходимая работнику при выполнении им соответствующей трудовой функции. Начиная с июля 2016 года применение профстандартов стало обязательным для некоторых категорий работодателей и профессий.
Проекты профстандартов могут разрабатываться работодателями (в т. ч. их объединениями и сообществами), некоммерческими и саморегулируемыми организациями с привлечением образовательных профучреждений, а также другими лицами. Главное при разработке проектов профстандартов — обеспечить соблюдение методических указаний Минтруда, макета профстандарта и верное применение уровней квалификации в профессиональных стандартах.
Проекты профстандартов вместе с необходимым пакетом документов подаются на рассмотрение в Министерство труда и соцзащиты РФ. По результатам анализа принимается решение об отклонении проекта профстандарта, его утверждении или отправке на доработку. Порядок создания и утверждения профстандартов прописан в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.
Обязательно применять профстандарты? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте ответ эксперта с ссылками на нормативную базу.
Сфера применения уровней профстандартов
Уровни профессиональных стандартов используются разработчиками для описания трудовой функции сотрудника, а также требований, предъявляемых к его обучению/образованию. Сами же уровни квалификации в профстандартах приведены в приказе Минтруда от 12.04.2013 № 148н.
Информацию о профессиональном обучении работников вы найдете в нашей статье «Ст. 196 ТК РФ: вопросы и ответы».
Уровни квалификации очерчивают круг требований:
- к знаниям, навыкам и умениям сотрудников;
- квалификационному уровню в зависимости от должностной ответственности и полномочий каждого сотрудника.
Описание квалификационных уровней профессиональных стандартов
Уровень |
Данные по квалификационным уровням |
Что требуется для достижения уровня квалификации |
||
Должностные полномочия и ответственность |
Необходимые умения |
Необходимые знания |
||
1 |
Выполнение заданий под руководством. Персональная ответственность |
Выполнение стандартных поручений (чаще физический труд) |
Элементарные или базовые специальные |
Прохождение инструктажа, непродолжительного обучающего курса. Практические умения |
2 |
Выполнение поставленных задач под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых задач. Персональная ответственность |
Выполнение стандартных поручений. Выбор подхода к выполнению задания из инструкций. Коррекция подхода к выполнению работы с учетом сложившихся условий |
Специальные |
Профобучение, переподготовка рабочих/служащих, как правило, на протяжении минимум 2 месяцев. Практические знания |
3 |
Выполнение заданий под руководством с элементами самостоятельности при выполнении стандартных заданий. Планирование своей работы исходя из условий полученного от руководства поручения. Персональная ответственность |
Решение стандартных практических задач. Подбор способа действия, основанного на знаниях и практическом опыте. Корректировка действий с учетом условий их осуществления |
Понимание фундаментальных основ при решении стандартных заданий на практике. Использование спецзнаний |
Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих, как правило, в срок до 1 года |
4 |
Выполнение заданий под руководством с элементами самостоятельности при выполнении типовых заданий, которые требуют анализа ситуации. Составление плана работы для себя, а также группы сотрудников. Ответственность за себя и своих подчиненных |
Умение решать различные практические задачи. Выбор способа действий исходя из практического опыта и полученных знаний. Контроль и оценка ситуации и в случае необходимости коррекция действий |
Понимание методических и научно-технических основ при осуществлении практических заданий. Использование спецзнаний. Способность к самостоятельной обработке информации |
Среднее профтехобразование, прохождение программы по подготовке квалифицированного персонала. Прохождение профподготовки, переподготовки и программ повышения квалификации. Практические навыки |
5 |
Самостоятельное принятие решений для выполнения практических задач, которые требуют исследования текущей ситуации и отслеживания ее изменений. Принятие участия в управлении решением полученных заданий внутри структурных подразделений. Ответственность за себя, своих подчиненных или подразделения |
Нахождение решения разнообразных практических заданий, предусматривающих элементы проектирования. Способность выбрать верный способ решения задачи при изменении ситуации. Контроль, анализ и в случае необходимости корректировка ситуации |
Использование технологических или методических профзнаний. Умение самостоятельно находить нужную для решения профессиональных заданий информацию |
Получение среднего профобразования при обучении специалистов среднего звена, подготовка высококвалифицированных кадров. Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих. Обучение по дополнительным профпрограммам. Практические навыки |
6 |
Самоорганизация своей работы, а также работы подчиненных для достижения поставленной цели. Способствование налаживанию двустороннего сотрудничества между работниками или подразделениями. Ответственность за подразделение или предприятие в целом |
Разработка, внедрение, анализ, контроль с возможной корректировкой направлений профдеятельности, а также методических и технологических решений |
Использование профзнаний методической и технологической направленности, в т. ч. инновационного характера. Самостоятельный анализ, поиск и анализ профинформации |
Получение высшего образования. Получение среднего профтехобразования по подготовке среднего звена. Дополнительные профпрограммы. Практические навыки |
7 |
Разработка стратегий, принятие решений для управления крупными организациями, в т. ч. по инновационной деятельности. Ответственность за результат работы крупных предприятий или подразделений |
Разрешение задач по развитию профдеятельности и предприятий с применением различных технологий и методов, в т. ч. инновационного характера. Разработка новых подходов, методик, технологий |
Понимание методологических основ профдеятельности. Разработка новых практических решений в определенной сфере. Нахождение источников и информации, необходимых для развития предприятия или профдеятельности |
Получение высшего образования (специалитет или магистратура). Обучение по дополнительным профпрограммам. Практические навыки |
8 |
Разработка стратегии для управления хоздеятельностью и процессами крупных предприятий с принятием самостоятельных решений. Ответственность за результативность работы крупных компаний или целых отраслей |
Разрешение проектно-исследовательских задач, направленных на повышение эффективности процессов |
Создание новых решений междисциплинарного, межотраслевого характера. Подбор и анализ информации для развития деятельности |
Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры. Программы высшего образования (магистратура или специалитет). Обучение по дополнительным профпрограммам. Получение практических навыков |
9 |
Разработка стратегии при управлении большими техсистемами, а также процессами экономического и социального характера. Особый вклад в определенную сферу деятельности. Ответственность за результат работы на международном и внутригосударственном уровнях |
Разрешение задач проектного, исследовательского и методологического характера, направленных на повышение эффективности деятельности |
Создание фундаментальных знаний межотраслевого и междисциплинарного направления |
Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры. Обучение по дополнительным профпрограммам. Получение практических навыков |
Итоги
Уровни квалификации при разработке проектов профстандартов помогают четче составить квалификационное описание трудовой функции работника. Всего предусмотрено 9 квалификационных уровней. Они являются основами для оценки общего набора знаний и умений сотрудника, достаточных для выполнения определенных трудовых функций.
Уже совсем скоро мы все начнем строить свою работу в соответствии с системой профессиональных стандартов, а вопросов по их применению еще немало. И поскольку обеспечение соблюдения требований законодательства по данному нововведению – это, как правило, «головная боль» сотрудников служб персонала, значит, и рассматривать процедуру работы с нормативным документом проще и понятнее на примере утвержденного профстандарта «Специалист по управлению персоналом».
Прежде чем мы начнем это делать, хочу напомнить основные моменты, связанные с введением данной системы.
1. Система профессиональных стандартов вступает в силу 1 июля 2016 года.
2. Для всех видов должностей выделено девять квалификационных уровней. К профстандартам, по которым законодательно не установлены требования к квалификации, относятся лишь первые три уровня. Начиная с Уровня 4, требования к квалификации работника предусмотрены.
3. Как разъяснило в своем письме от 10.02.2016 Министерство труда и социальной защиты РФ, наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в профессиональных стандартах, если Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям). Во всех остальных случаях применение профстандартов носит рекомендательный характер. За исключением отдельных категорий работодателей, для которых у Правительства РФ есть право устанавливать дополнительные обязанности в части применения профстандартов. К ним относятся: государственные внебюджетные фонды РФ, государственные или муниципальные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.
4. Нормативные акты, регулирующие введение системы профстандартов и работу в соответствии с ней:
- Статьи 195.1 и 195.3 Трудового Кодекса РФ
- Федеральный закон № 122-ФЗ от 02.05.2015
- Приказ Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 «Об утверждении макета профессионального стандарта»
- Приказ Минтруда РФ № 148н от 12.04.2013 «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
- Ответственность за неприменение работодателем профессиональных стандартов предусмотрена статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
5. Все принимаемые и утверждаемые профстандарты в разрезе должностей, профессий и видов деятельности выкладываются на сайте Министерства труда и социальной защиты в разделе «Реестр профессиональных стандартов». Ссылка на него http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov. Поскольку из-за огромного количества запросов данный ресурс часто перегружен, я выложила профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» на своем сайте, в разделе «Документы», посмотреть и скачать его можно по ссылке.
6. Справочная информация:
Профессиональная переподготовка – чтобы считать обучение именно профпереподготовкой, должны быть соблюдены 2 условия (Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»):
- Объем курса должен составлять не менее 250 академических часов
- По окончании должен выдаваться диплом установленного образца. Другие документы – сертификаты, свидетельства и т.п. – не действительны.
Повышение квалификации – обязательные условия здесь:
- Объем – не менее 16 ак. часов
- Документ по окончании – удостоверение о повышении квалификации (строго, без вариантов).
Как понять, какой уровень высшего образования у человека – бакалавриат, специалитет, магистратура, — если это не указано в дипломе?
До 2003 года у нас в стране во всех ВУЗах был специалитет, разделение началось с этого момента. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет четыре года, для «магистров» на базе бакалавриата – 2 года. Специалитет со сроком обучения не менее 5 лет сохраняется лишь по некоторым специальностям, перечень которых утвержден Правительством РФ.
Теперь, собственно, перейдем к рассмотрению профстандарта «Специалист по управлению персоналом», который был утвержден 06.10.2015. Нас будет в первую очередь интересовать самый актуальный для большинства вопрос – требования к квалификации. Как было сказано в подпункте 3, квалификационные требования будут обязательными к исполнению отдельными категориями работодателей.
Примечание: уровень квалификации указывается в разделе «Описание обобщенной трудовой функции» в правом верхнем квадрате.
Итак, к данной группе должностей и профессий относятся специалисты и руководители, выполняющие следующие обобщенные трудовые функции:
- Документационное обеспечение работы с персоналом
- Деятельность по обеспечению персоналом
- Деятельность по оценке и аттестации персонала
- Деятельность по развитию персонала
- Деятельность по организации оплаты и труда персонала
- Деятельность по организации корпоративной социальной политики
- Деятельность по организации работы с персоналом из числа иностранных граждан и лиц без гражданства
- Операционное управление персоналом и подразделением организации
- Стратегическое управление персоналом организации.
Таким образом, мы видим, что в группу должностей и профессий, относящихся к профстандарту «Специалист по управлению персоналом», входят
специалисты:
— по кадровому делопроизводству (квалификационный уровень 5)
— по подбору, оценке и аттестации, развитию персонала, по организации труда и оплате персонала (уровень 6)
— по организации корпоративной социальной политики (уровень 6)
и руководители (квалификационный уровень 7):
— операционные – руководители подразделений организации по управлению персоналом
— стратегические – вице-президент, директор по персоналу или заместитель генерального директора по управлению персоналом.
В зависимости от размера и структуры организации все или многих из этих функций могут быть как совмещены и выполняться одним сотрудником, так и разделены между работниками службы управления персоналом. В первом случае мы имеем дело с руководителем-универсалом, во втором – наблюдаем иерархичную структуру с четкой специализацией.
Давайте разберемся с требованиями профстандарта к квалификации таких специалистов и руководителей.
Возьмем, к примеру, специалиста по кадровому делопроизводству. Как мы уже установили, его квалификационный уровень в соответствии с профстандартом — пятый.
Требования к образованию и обучению: Среднее профессиональное образование – программа подготовки специалистов среднего звена; Дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации.
Как это понимать: для данного специалиста достаточным будет уровень среднего профессионального образования, высшее не требуется. Но оно должно быть профильным (либо Управление персоналом, либо Кадровое делопроизводство). Если базовое образование (даже высшее) – не профильное, необходима профессиональная переподготовка в данном направлении. Связка: не профильное среднее (или высшее) профессиональное образование + повышение квалификации силы иметь не будет, т.к. квалификацию можно повысить только при ее наличии.
Для данной категории сотрудников опыта работы по специальности не требуется.
Особых условий допуска к работе также нет.
На примере. Предположим, наш инспектор по кадрам имеет среднее профессиональное образование бухгалтера и год назад прошел семинар по кадровому делопроизводству (повышение квалификации), его опыт работы по специальности составляет 6 лет. Будет ли он соответствовать требованиям профстандарта?
Ответ: нет, т.к. у него отсутствует профессиональная переподготовка по направлению Управление персоналом или Кадровое делопроизводство. А без нее повышение квалификации значения не имеет. Опыт работы также не может компенсировать отсутствие профильного образования.
Что делать: проходить профессиональную переподготовку.
Листаем профессиональный стандарт дальше. В описании каждой трудовой функции есть разделы: Трудовые действия, Необходимые умения, Необходимые знания. Соответствие этим требованиям работодатель будет проверять самостоятельно, контролирующие органы — нет.
Возьмем представителей 6 уровня, например, специалиста по подбору персонала. Требования к его квалификации в соответствии с профстандартом:
Образование — Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки в области поиска и подбора персонала.
Опыт практической работы не требуется.
Здесь мы видим, что наличие высшего образования является обязательным (для 6 уровня допустим бакалавриат). Если высшее образование профильное (Управление персоналом), то все в порядке. Если нет, требуется профессиональная переподготовка в данном направлении. Дополнением к ней, но не заменой, может быть повышение квалификации.
Пример. Наш рекрутер имеет высшее образование по специальности «Менеджмент организации» и 3 года стажа. Достаточно ли этого для соответствия требованиям профстандарта?
Ответ: нет, т.к. базовое высшее образование – не Управление персоналом, а наличие опыта работы его отсутствие, как мы уже установили, не заменяет.
Что делать: либо получать второе высшее по специальности «Управление персоналом», либо проходить профессиональную переподготовку.
Похожие требования мы наблюдаем к специалистам по оценке, адаптации, развитию персонала.
Иное дело – специалист по оплате и нормированию труда, специалист по оплате и мотивации труда, специалист по компенсациям и льготам.
Здесь мы видим в качестве обязательного условия, диктуемого профстандартом, наличие экономического образования – либо высшего базового (бакалавриат), либо дополнительного в форме переквалификации. Кроме того, еще одним условием выступает повышение квалификации не реже чем раз в три года в области экономики, нормирования и оплаты труда. Т.е. если для ранее прозвучавших специалистов программы повышения квалификации носили рекомендательный характер, здесь они становятся обязательными. Если, к примеру, наш менеджер по компенсациям и льготам имеет высшее экономическое образование, но не повышал свою квалификацию более 3 лет, ему нужно срочно это сделать.
Профильный опыт для начала работы на данной позиции также не требуется.
Переходим к руководителям. Напомню, все обобщенные трудовые функции в профстандарте относятся к уровню квалификации 7.
1. Требования к руководителям подразделений (операционное управление):
- Образование — Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом, операционного и тактического управления; программы повышения квалификации в области управления персоналом, операционного и тактического управления.
- Опыт — Не менее 5 лет в области управления персоналом.
По образованию: здесь обязательно наличие высшего образования, но уже уровня не бакалавриат, а специалитет или магистратура. Профильным в данном случае (высшее или проф. переподготовка) будет как Управление персоналом, так и в целом управленческое (Менеджмент), экономическое образование.
Повышение квалификации рекомендуется, но не является обязательным требованием профстандарта. А вот заменить наличие профильного высшего образования или проф. переподготовку оно не может.
Опыт 5 лет – речь идет в целом об опыте в сфере управления персоналом, на позициях любого уровня.
Пример. Руководитель отдела подбора персонала имеет высшее психологическое образование, повысил год назад свою квалификацию, пройдя семинар по рекрутингу, его профильный опыт работы 3 года (2 года был специалистом по подбору, а потом 1 год – руководителем отдела). Соответствует ли он требованиям профстандарта?
Ответ: нет, причины две. 1) У него нет профильного образования (высшего или проф. переподготовки), психологическое – не является им, 2)его опыт в данной сфере меньше требуемого (три года вместо пяти).
Что делать: проходить переподготовку и нарабатывать нужный опыт, а пока придется понижать в должности (к примеру, до заместителя руководителя отдела).
2. Стратегическое управление персоналом (ТОП-менеджмент).
Требования к уровню квалификации:
- Образование — Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом, стратегического и операционного управления, экономики организации; программы повышения квалификации в области управления персоналом, стратегического и операционного управления.
- Опыт — Не менее 5 лет в области управления персоналом на руководящих должностях.
Здесь требования профессионального стандарта к образованию являются аналогичными тем, что предъявлялись к руководителям подразделений: высшее образование (специалитет, магистратура) по направлениям: Управление персоналом, Экономика, Управление предприятием (Менеджмент). Либо возможно наличие высшего образование необходимого уровня + профессиональная переподготовка по вышеуказанным направлениям.
Между операционным руководителями и стратегическими заметна разница в требованиях к опыту работы. В данном случае он должен быть именно управленческим, т.е. если у кандидата на позицию Директор по персоналу 6 лет стажа в качестве специалиста по персоналу любого профиля и 3 года – на позиции руководителя отдела, мы не сможем его принять на должность, т.к. ему не хватает двух лет.
В заключение хочу остановиться на тонком моменте, который будет волновать многих. Речь идет о ситуации, когда в небольшой организации вся служба персонала представлена в лице одного сотрудника. Как быть с ним? К какому уровню отнести его совмещенные трудовые функции? Какие требования предъявляет профстандарт к нему?
Четких разъяснений законодатель пока не дал, но, следуя логике, полагаю, что уровень данного специалиста будет шестым (если только вся его работа не сводится к кадровому делопроизводству, а есть как минимум подбор персонала). Следовательно, требования к образованию — стандартные для большинства должностей данного уровня, указанных в профстандарте «Специалист по управлению персоналом»: высшее профильное образование (специализация «Управление персоналом»), либо другое + переквалификация по направлению. Повышение квалификации – как рекомендация.
Для старта на данной позиции опыт работы не требуется.
Желаю успехов в освоении и внедрении профессиональных стандартов!
Галина Бобкова
P.S. С перечнем должностей специалистов, квалификация которых должна соответствовать профстандарту, можно ознакомиться здесь