Инструкции по отходам
Инструкции по обращению с отходами – это документы, регламентирующие порядок накопления отходов на территории организации, правила обустройства мест накопления отходов, требования безопасности при работе с отходами, действия в случае аварийных ситуаций и т.д.
Для отходов каждого класса опасности разрабатывается отдельная инструкция.
Инструкции по обращению с отходами разрабатывают все юридические лица и индивидуальные предприниматели, на территории которых образуются и накапливаются отходы производства или потребления.
Для разработки инструкций по обращению с отходами заказчик должен предоставить следующие исходные данные:
- Полные реквизиты организации;
- Перечень всех отходов, образующихся в организации.
Основные нормативные документы, регламентирующие разработку инструкций по обращению с отходами:
- Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»;
- СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003);
- Постановление Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках»;
- Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»;
- Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».
Инструкции по обращению с отходами не подлежат согласованию с надзорными органами.
Инструкции по обращению с отходами являются внутренними документами организации. Они утверждаются руководителем и хранятся на предприятии.
С положениями инструкций по обращению с отходами должны быть ознакомлены все лица, ответственные за обращение с отходами в организации.
Срок разработки инструкций по обращению с отходами – 1 рабочий день.
Стоимость разработки инструкций по обращению с отходами – от 5 000 рублей.
Заказать услугу
Срок осуществления административной процедуры:25 дней
Срок действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административной процедуры:5 лет
Размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры:Бесплатно
Перечень самостоятельно запрашиваемых документов и (или) сведений, не включенных в перечни документов и (или) сведений, предоставляемых для осуществления административной процедуры:Наименование документа и (или) сведений: копия(и) положительного(ых) заключения(й) государственной экологической экспертизы (в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. N 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду») по документации (если разработка таковой требуется в соответствии с законодательством) на объект по использованию отходов, объект хранения, захоронения или обезвреживания отходов
Наименование государственного органа, иной организации, у которых запрашиваются (получаются) документ и (или) сведения: государственное учреждение образования «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды
Структурное подразделение, местонахождение, должность, ФИО, номер служебного телефона работника, ведущего рассмотрение документов по вопросам осуществления административных процедур, ФИО работника, его заменяющего в случае временного отсутствия:Отдел контроля за обращением с отходами (ул. Плеханова, 18а):
- заместитель начальника отдела – Быкова Анастасия Ивановна, каб.203, тел.249 88 53;
- главный специалист – Потапович Елена Анатольевна, каб. 203, тел. 249 88 53;
- главный специалист – Койпиш Алексей Владимирович, каб. 203, тел. 282 88 63;
- заменяет начальник отдела Авраменко Елена Николаевна, каб. 204, тел. 358 88 54.
- Документация по обращению с отходами производства и потребления
- Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
- Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов
- Документация по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов
- Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности
- Паспорта (свидетельства) опасных отходов
- Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»
- Документация о Порядке осуществления производственного контроля в области обращения с отходами
- Документация по объектам размещения отходов (при их наличии).
- Документация в области обеспечения требованиий к транспортированию отходов
1. Документация по обращению с отходами производства и потребления
Документация по обращению с отходами производства и потребления представлена:
- приказом о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии и лиц допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности;
- инструкциями и регламентами в области обращения с отходами;
- документами, подтверждающими подготовку в области обращения с отходами I-IV классов опасности.
Основание:
ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)
1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.
2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности должны иметь соответствующие свидетельства (сертификаты) на право проведения таких работ.
Для работы с отходами V класса опасности специальной подготовки не требуется.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.
В ОмГТУ проводятся курсы повышения квалификации по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV класса опасности»
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Основание:
ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)
[…]
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
[…]
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
[…]
проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
[…]
ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)
[…]
2. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
3. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
4. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
[…]
Приказ Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Приказ Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»
Приказ Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Приказ Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов»
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Инвентаризация – деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим хозяйствующим субъектам.
Являясь исходными данными для расчета нормативов образования отходов, а также для определения источников образования отходов и их качественного состава, результаты инвентаризации отходов представляются в составе раздела «Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов) проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет территориальным органом Росприроднадзора при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а представляют в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30.
В решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица (его филиала и другого территориально обособленного подразделения), которому утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и срок их действия.
Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I-IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I-IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
3. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (для хозяйствующих субъектов, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства).
Основание:
ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)
[…]
7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
[…]
Приказ Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), являются нормативами образования отходов и лимитами на размещение отходов предприятия.
Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.
Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
4. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов
Основание:
ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)
[…]
1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
[…]
Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, обязаны быть в наличии:
- документы, подтверждающие передачу отходов сторонним организациям в течение учетного периода;
- документы, подтверждающие сбор (прием) отходов в течение учетного периода, с приложением паспортов на отходы I-IV класса опасности (материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности);
- документы, подтверждающие факты использования, обезвреживания и размещения отходов хозяйствующим субъектом на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период;
- акты приема отходов, накладные (приходные, расходные, товарно- транспортные и др.), счета-фактуры, при использовании отходов самим хозяйствующим субъектом – данные бухгалтерского учета.
5. Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (в случае осуществления деятельности).
Основание:
ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)
1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)
[…]
Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
[…]
Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062
«О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности«
Ссылка на Постановление в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности подтверждает право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) и является документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в соответствии с действующим законодательством.
6. Паспорта (свидетельства) опасных отходов.
Основание:
ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)
[…]
3. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I — IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
[…]
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712
«О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности»
Ссылка на Постановление в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445
«Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»
Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, хозяйствующие субъекты составляют и утверждают паспорт установленной формы. Заверенную хозяйствующим субъектом копию паспорта, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности направляют в территориальный орган Росприроднадзора.
Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.
7. Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
Основание:
ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
[…]Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.[…]
Приказ Росприроднадзора от 14.11.2011 № 828
«Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) и формированию официальной статической информации»
Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Приказ Росстата от 28.01.2011 № 17
«Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»
Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления по итогам отчетного года.
Статистическая отчетность 2-ТП (отходы) составляется на основании данных проводимого учета образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I-IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.
8. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
Основание:
ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
[…]1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
2. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.[…]
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Производственный контроль в области обращения с отходами представляет собой комплекс мероприятий, который включает в себя мониторинг, аналитический контроль и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами.
9. Объекты размещения отходов (при их наличии).
Основание:
ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
[…]
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
[…]
ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
[…]
- Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
-
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
-
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
-
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
-
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
- Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
- Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
- Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.
-
При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.
[…]
Приказ Минприроды России от 30.09.2011 №792
«Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»
Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, являющийся частью государственного кадастра отходов.
Государственный реестр объектов размещения отходов формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.
Информация об объекте размещения отходов направляется в Росприроднадзор для присвоения номера объекту размещения отходов и принятия правовых актов о включении указанного объекта в государственный реестр объектов размещения отходов.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
10. Требования к транспортированию отходов.
Основание:
ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
1. Транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:
- наличие паспорта отходов;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
2. Порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:
- наличие паспорта отходов;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Порядок транспортирования отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I-IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
КАК СОГЛАСОВАТЬ ИНСТРУКЦИЮ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА?
Процедура согласования инструкций по обращению с отходами производства предусмотрена Положением о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства[1] (далее — Положение № 1).
В соответствии с п. 2 Положения № 1 согласование инструкций осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — Минприроды) по месту осуществления деятельности по обращению с отходами производства, в т.ч.:
- Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды — в случае осуществления деятельности по обращению с отходами производства на территории г. Минска;
- областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды — в случае осуществления деятельности по обращению с отходами производства на территории двух и более районов одной области;
- районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды — в случае осуществления деятельности по обращению с отходами производства на территории соответствующих районов и (или) городов, за исключением вышеуказанного случая.
На основании п. 3 Положения № 1 инструкция должна быть представлена для согласования в течение 60 календарных дней со дня:
- государственной регистрации юридического лица, осуществляющего обращение с отходами производства, — для вновь созданных юридических лиц;
- прекращения действия согласования инструкции — для юридических лиц, действие согласования инструкций которых прекращено.
ВАЖНО
Для согласования инструкции в случае истечения срока действия ее согласования заявитель обращается в орган согласования не позднее чем за 30 календарных дней до истечения этого срока (п. 7 Положения № 1).
Для согласования инструкций юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами производства, представляют в орган согласования документы, указанные в п. 6.26 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[2] (далее — Единый перечень), а именно:
- заявление в произвольной форме на имя председателя или заместителя председателя городского или областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды (начальника городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды) на фирменном бланке организации (Пример 1);
Пример 1. Заявление о согласовании инструкции по обращению с отходами производства
- инструкцию в двух экземплярах, разработанную в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства[3] (далее — Инструкция № 45).
Срок согласования инструкции — 30 календарных дней (процедура бесплатная).
В соответствии с п. 5 Положения № 1 согласование инструкции оформляется грифом согласования, состоящим из слова «СОГЛАСОВАНО», наименования органа согласования, должности лица, согласующего инструкцию, его подписи и ее расшифровки, даты, которые заверяются печатью органа согласования (Пример 2).
Пример 2. Титульный лист инструкции по обращению с отходами производства с грифом согласования
После согласования один экземпляр инструкции остается в территориальном органе Минприроды, а второй — забирает заявитель.
Срок действия согласования инструкции составляет 5 лет и исчисляется с даты, указанной на титульном листе инструкции в грифе согласования (п. 6 Положения № 1).
Согласно п. 8 Положения № 1 решение об отказе заявителю в согласовании инструкции органом согласования принимается в случаях:
- несоответствия инструкции требованиям к порядку ее разработки и утверждения;
- в иных случаях, предусмотренных ст. 25 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»[4] (далее — Закон № 433-З).
Закон № 433-З
Извлечение
Статья 25. Отказ в осуществлении административной процедуры
Уполномоченный орган отказывает в осуществлении административной процедуры:
в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти заинтересованного лица, если иное не предусмотрено законодательными актами;
если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Решение об отказе заявителю в согласовании инструкции принимается в порядке, предусмотренном ст. 26 Закона № 433-З.
О принятом органом согласования решении об отказе заявителю в согласовании инструкции заявителю направляется уведомление в соответствии со ст. 27 Закона № 433-З (п. 9 Положения № 1).
Закон № 433-З
Извлечение
Статья 27. Уведомление о принятом административном решении
1. Административное решение, принятое в устной форме в ходе приема заинтересованного лица, подлежит объявлению заинтересованному лицу.
Административное решение, принятое в письменной форме (его копия, выписка из него), либо извещение о таком решении выдаются заинтересованному лицу или направляются нарочным (курьером), по почте не позднее семи рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено частью четвертой настоящего пункта.
Административное решение, принятое в электронной форме, либо извещение о таком решении направляются заинтересованному лицу через единый портал электронных услуг не позднее семи рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, если иное не предусмотрено частью четвертой настоящего пункта.
В случае принятия административного решения об отказе в осуществлении административной процедуры в соответствии с абзацем вторым статьи 25 настоящего Закона заинтересованное лицо не уведомляется о таком административном решении.
2. Заинтересованное лицо имеет право получить административное решение (его копию, выписку из него), выдаваемое при осуществлении административной процедуры, при обращении в уполномоченный орган.
Согласно п. 10 Положения № 1 решение об отказе заявителю в согласовании инструкции может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30–32 Закона № 433-З.
ПОЛУЧАЕМ РАЗРЕШЕНИЕ НА ХРАНЕНИЕ И ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА
Основания, условия и порядок выдачи разрешений на хранение и захоронение отходов производства (далее — разрешение) установлены Положением об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства[5] (далее — Положение № 2).
Согласно п. 2 Положения № 2 разрешения получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами.
ВАЖНО
При аренде (безвозмездном пользовании) зданий, сооружений и (или) иных объектов разрешение получает собственник передаваемого в аренду (безвозмездное пользование) здания, сооружения и (или) иного объекта, если иное не предусмотрено договором аренды (безвозмездного пользования).
В соответствии с п. 4 Положения № 2 выдача разрешений производится территориальными органами Минприроды по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов, в т.ч.:
- Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды — в случае хранения, захоронения отходов производства в г. Минске;
- областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды — в случаях:
– если среди отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, имеются отходы 1–2-го классов опасности, 3-го класса опасности свыше 5 т/год или суммарное количество отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, составляет свыше 100 т/год;
– хранения, захоронения отходов производства на территории двух и более районов одной области;
- районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды — в случаях хранения, захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением случаев, предусмотренных выше.
Для получения разрешения заявители представляют в орган выдачи разрешений заявление о выдаче разрешения в произвольной форме на имя председателя или заместителя председателя городского или областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды (начальника городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды) на фирменном бланке организации (Пример 3), а также документы, предусмотренные п. 6.24 Единого перечня:
- заявление на хранение отходов производства (по форме согласно приложению 1 к Положению № 2) или заявление на захоронение отходов производства (по форме согласно приложению 2 к Положению № 2);
ВАЖНО
В заявлениях указываются коды, наименования, степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь»[6]; далее — ОКРБ 021-2019).
- акт инвентаризации отходов производства[7];
К СЛОВУ
Форма акта приведена в приложении 3 к Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства[8].
- копию инструкции по обращению с отходами производства[9];
- расчет годового количества образования отходов производства;
ВАЖНО
В случае отсутствия у заявителя нормативов образования отходов производства, акта инвентаризации отходов производства и (или) инструкции по обращению с отходами производства, наличие которых не требуется, расчет годового количества образования отходов производства осуществляется на основании разработанной в установленном законодательством порядке проектной документации.
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (платежное поручение);
К СЛОВУ
Стоимость выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства — 8 базовых величин.
- копии заключений о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства (в случаях, предусмотренных законодательством об обращении с отходами).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Согласно п. 3 Инструкции о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства[10] производители отходов производства обеспечивают установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства не указаны в ОКРБ 021-2019.
Пример 3. Заявление о выдаче разрешения на хранение и захоронение отходов производства
Согласно пп. 11 и 12 Положения № 2 разрешение оформляется в двух экземплярах (по форме согласно приложению 3 к Положению № 2), подписывается руководителем органа выдачи разрешений или уполномоченным им заместителем и заверяется гербовой печатью, при этом один из экземпляров разрешения выдается заявителю, а второй — остается в органе выдачи разрешений.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
При выдаче разрешения областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды копия выданного разрешения в течение 10 календарных дней со дня его выдачи направляется в городскую, районную или городскую и районную инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту нахождения объекта хранения отходов, объекта захоронения отходов, указанных в разрешении.
Срок выдачи разрешения — 30 календарных дней.
В соответствии с п. 13 Положения № 2 срок действия разрешения составляет 5 лет и исчисляется с даты его выдачи.
ПОЛУЧАЕМ ДУБЛИКАТ РАЗРЕШЕНИЯ НА ХРАНЕНИЕ И ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА
Согласно п. 19 Положения № 2 и п. 6.24 Единого перечня в случае утраты разрешения заявитель вправе обратиться в орган выдачи разрешений, представив следующие документы:
- заявление о выдаче дубликата разрешения в произвольной форме на имя председателя или заместителя председателя городского или областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды (начальника городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды) на фирменном бланке организации (Пример 4);
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
К СЛОВУ
Стоимость выдачи дубликата разрешения на хранение и захоронение отходов производства — 4 базовые величины.
Пример 4. Заявление о выдаче дубликата разрешения на хранение и захоронение отходов производства
Дубликат разрешения выдается в течение 5 календарных дней со дня обращения заявителя и действует в течение срока действия ранее выданного разрешения.
ВАЖНО
Для получения согласованной инструкции по обращению с отходами, разрешения на хранение и захоронение отходов производства и его дубликата представитель юридического лица должен иметь при себе доверенность, оформленную в порядке, который установлен законодательством, и паспорт.
[1] Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 (в ред. от 02.07.2021; далее — Постановление № 818).
[2] Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
[3] Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (в ред. от 23.11.2020).
О разработке инструкций по обращению с отходами производства см.:
- Дубовец Д.Л. Составляем инструкцию по обращению с отходами производства // Экология на предприятии. 2020. № 10. С. 62–74. URL: www.vk.cc/bWfVSn;
- Разработка инструкций по обращению с отходами: разбираем нюансы // Экология на предприятии. 2021. № 3. С. 89–92;
- Дубовец Д.Л. Рассчитываем одну транспортную единицу // Экология на предприятии. 2021. № 6. С. 63–69;
- Разрабатываем инструкцию по обращению с отходами для сети магазинов // Экология на предприятии. 2021. № 9. С. 21–33;
- Разрабатываем инструкцию по обращению с отходами для сети магазинов (окончание) // Экология на предприятии. 2021. № 9. С. 29–43.
[4] В ред. от 09.01.2017.
[5] Утверждено Постановлением № 818.
[6] Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т.
[7] За исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций.
Микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»; в ред. от 09.01.2018).
О том, какие документы в области охраны окружающей среды не обязаны разрабатывать микроорганизации, см.: Воронько И.С. Какие требования по разработке природоохранной документации не распространяются на микроорганизации? // Экология на предприятии. 2021. № 8. С. 41–44.
[8] Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17 (в ред. от 20.11.2019).
Подробнее о проведении инвентаризации отходов производства см.: Воронько И.С. Инвентаризация отходов: каков порядок действий? // Экология на предприятии. 2020. № 11. С. 47–59. Скачать статью целиком бесплатно можно по ссылке www.vk.cc/c4FHHt.
[9] За исключением индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций.
[10] Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.11.2019 № 41/108/65.
Подробнее об установлении класса опасности отхода см.: Устанавливаем класс опасности отходов // Экология на предприятии. 2021. № 7. С. 47–56. URL: www.vk.cc/c4b4oK.
Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 10 (124), октябрь 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
1.
Проведение административной процедуры по
согласованию инструкции по обращению с
отходами производства. Требования к ее
содержанию. Типовые ошибки.
консультант управления регулирования обращения с отходами главного
управления регулирования обращения с отходами, биологического и
ландшафтного разнообразия Нестюк Екатерина Викторовна
2.
Нормативные правовые акты, регулирующие порядок
осуществления административной процедуры:
Закон Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур»;
Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 240 «Об административных процедурах,
осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2019 г. № 818 «О порядке
обращения с отходами»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548 «Об
административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования»;
Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики
Беларусь от 22.10.2010 № 45 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения
инструкции по обращению с отходами производства»;
Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики
Беларусь от 14.01.2022 № 3 «Об утверждении регламентов административных процедур в области
обращения с отходами».
3.
Согласование инструкций осуществляется территориальными
органами Минприроды по месту осуществления деятельности по
обращению с отходами производства, в том числе:
Минским городским
комитетом природных
ресурсов и охраны
окружающей среды
в случае осуществления
деятельности по
обращению с отходами
производства на
территории г. Минска
районными, городскими или
городскими и районными
инспекциями природных ресурсов и
охраны окружающей среды
областными комитетами
природных ресурсов и
охраны окружающей среды
в случае осуществления
деятельности по обращению
с отходами производства на
территории двух и более
районов одной области
в случае осуществления
деятельности по обращению с
отходами производства на
территории соответствующих
районов и (или) городов, за
исключением случая,
указанного в предыдущем
абзаце.
4.
Виды административных решений
При рассмотрении заявления заинтересованного лица уполномоченным
органом принимается одно из следующих административных решений:
об осуществлении
административной процедуры
Оформляется в виде грифа
согласования:
слово «СОГЛАСОВАНО»,
наименование органа,
уполномоченного на
осуществление
административной
процедуры,
должность лица,
согласующего инструкцию,
его подпись и ее
расшифровка,
дата согласования
заверяется печатью
об отказе в осуществлении
административной процедуры.
об
отказе
в
принятии
заявления заинтересованного
лица
принимается в письменной
форме
принимается в письменной
форме
5.
Отказ в принятии заявления заинтересованного лица
Решение об отказе в принятии
заявления принимается если:
не представлены документы и (или) сведения, включенные в перечни
документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными
лицами;
не соблюдены требования к форме или содержанию такого заявления;
рассмотрение заявления не относится к компетенции государственного
(в отказе указывается уполномоченный орган либо заявление
органа
направляется в соответствующий уполномоченный орган с
одновременным уведомлением об этом заинтересованного лица)
Отказать в принятии
повторного заявления
можно если:
не содержится новых сведений и имеется административное решение об
отказе в осуществлении административной процедуры по заявлению
обратившегося повторно лица
документы представленные вместе с
заявлением заинтересованного лица
ВОЗВРАЩАЮТСЯ
Отказ оформляется в
течение трех рабочих
дней со дня регистрации
такого заявления
6.
Отказ в осуществлении административной
процедуры
Уполномоченный орган отказывает в осуществлении административной процедуры:
в случаях ликвидации
(прекращения деятельности)
несоответствия инструкции
требованиям к порядку ее разработки
и утверждения
если заинтересованным лицом представлены
документы и (или) сведения, не соответствующие
требованиям законодательства, в том числе подложные,
поддельные или недействительные документы
7.
В инструкции:
Выявленные недостатки/несоответствия
Отсутствуют обязательные разделы установленные пунктом 8 Инструкции № 45;
Наличие в инструкции разделов и приложений не предусмотренных пунктом 8 постановления № 45;
Наличие в тексте инструкции информации, не предусмотренной требованиями действующего
законодательства;
Информация внутри инструкции противоречит сама себе;
Наименование или коды отходов не соответствуют Классификатору;
В тексте инструкции имеются ссылки на НПА (ТНПА) утратившие силу;
Порядок обращения с отходами производства описан не для всех отходов производства;
На грифе «Согласовано»:
не верное имя руководителя
отсутствует расшифровка
отсутствует подпись;
отсутствует дата утверждения инструкции по обращению с отходами производства.
В решениях об отказе в согласовании инструкций:
• не содержит фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении заявления
заинтересованного лица;
• не содержит порядок обжалования решения по административной процедуре по
согласованию инструкции;
• содержаться основания об отказе, не предусмотренные действующим
законодательством.
8.
Раздел «Общие сведения»
основные сведения о субъекте хозяйствования (наименование, место нахождения, учетный номер плательщика,
виды экономической деятельности, связанные с обращением с отходами производства, и т.п.);
место осуществления субъектом хозяйствования деятельности, связанной с обращением с отходами
производства (указывается адрес);
дата государственной регистрации субъекта хозяйствования;
сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, принадлежащих и (или)
эксплуатируемых субъектом хозяйствования, — для объектов хранения, захоронения, обезвреживания отходов,
объектов по использованию отходов и объектов, на которых осуществляется подготовка отходов;
сведения о наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы (в случаях,
предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической
экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду) по документации (если разработка таковой
требуется в соответствии с законодательством) на объекты, указанные выше.
Выявленные недостатки/несоответствия
не в полном объеме приведена информация, предусмотренная пунктом 9 Инструкции № 45
В разделе не были указаны:
учетный номер плательщика
сведения о вводе в эксплуатацию
зданий, сооружений и иных объектов
дата государственной регистрации
субъекта хозяйствования
сведения о наличии положительных заключений
государственной экологической экспертизы
9.
Раздел «Ответственные за организацию обращения с отходами
производства»
перечень должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за организацию обращения с
отходами производства, а также учета таких отходов;
обязанности должностных (уполномоченных) лиц, осуществляющих организацию
обращения с отходами производства, а также учета таких отходов.
При наличии двух и более должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за
организацию обращения с отходами производства, назначается одно должностное лицо по
координации обращения с отходами производства.
Раздел «Образование отходов производства»
порядок разработки нормативов образования отходов производства.
Выявленные недостатки/несоответствия
не в полном объеме соответствует требованиям пунктов 10, 11 Инструкции № 45
Информация не соответствует требованиям
В разделах не были указаны:
законодательства.
должностное лицо по координации
Например: согласование нормативов образования
обращения с отходами производства
отходов производства с территориальными
порядок разработки нормативов
органами Минприроды
образования отходов производства
10.
Раздел «Учет отходов производства»
порядок ведения учета отходов производства в местах образования
(поступления) отходов производства, за исключением организаций, в структуру
которых входит только одно производственное (структурное) подразделение,
для учета отходов производства которых ведется книга общего учета отходов
производства, а также количество, места ведения книг учета отходов
производства, способы определения фактического объема отходов
(взвешивание, замер, расчетный метод и иной способ);
порядок ведения общего учета образования (поступления) отходов
производства в целом от всех источников образования отходов производства у
субъекта хозяйствования и поступления отходов производства от других
субъектов хозяйствования, дату внесения сведений в книгу общего учета
отходов производства;
порядок сбора данных для представления государственной статистической
отчетности в области обращения с отходами производства;
порядок проведения инвентаризации отходов производства.
11.
Раздел «Учет отходов производства»
Выявленные недостатки/несоответствия
не в полном объеме соответствует требованиям пункта 12 Инструкции № 45
Не указаны:
порядок ведения учета ПОД-9, в
том числе места ведения книг
ПОД-9 и (или) их количество
порядок сбора данных для представления
государственной статистической отчетности
способы определения фактического
объема образующихся отходов
производства
дата внесения сведений в
книгу общего учета
отходов производства
Информация не соответствует требованиям законодательства:
согласованный порядок ведения учета отходов
производства не обеспечивает непрерывное
документальное отражение информации
в разделе указано, что госстатотчетность
предоставляется в районную инспекцию
указано, что ведется только книга ПОД-9, при
наличии нескольких структурных
подразделений
12.
Раздел «Сбор и хранение отходов производства»
описание системы сбора отходов производства, включая разделение отходов производства по видам, в том числе с
учетом агрегатного состояния, степени опасности и класса опасности опасных отходов производства, возможности их
использования;
порядок хранения отходов с учетом требований законодательства, в том числе технических нормативных правовых
актов (места временного хранения отходов, объекты хранения отходов, условия хранения отходов);
перечень отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов.
Сбор и разделение отходов производства по видам должны осуществляться с учетом требований законодательства об
обращении с отходами, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.
Хранение отходов (площадки и иные места, предназначенные для хранения отходов, мощности этих мест и т.п.) должно
осуществляться с учетом проектных решений, предусмотренных в проектной документации (если разработка таковой
требуется в соответствии с законодательством), прошедшей государственную экологическую экспертизу (в случаях,
предусмотренных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической
экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду).
Для субъектов хозяйствования, осуществляющих эксплуатацию объектов хранения отходов, дополнительно указывается:
краткое описание объектов хранения отходов.
Выявленные недостатки/несоответствия
не в полном объеме соответствует требованиям пункта 13 Инструкции № 45
Информация о хранении отходов не соответствует
требованиям законодательства:
места и (или) условия
хранения отходов
Например: описанные условия хранения отработанных свинцовых
аккумуляторных батарей с электролитом не соответствуют
требованиям постановления Совета Министров Республики
Беларусь от 09 марта 2007 г. № 297
13.
Раздел «Использование и обезвреживание отходов производства»
перечень отходов производства, которые направляются на использование, и (или) перечень
отходов производства, которые направляются на обезвреживание;
порядок передачи отходов производства на использование и (или) обезвреживание;
перечень технических нормативных правовых актов, в соответствии с которыми используются
отходы производства.
Для субъектов хозяйствования, которые осуществляют эксплуатацию объектов по использованию
отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, дополнительно указывается:
перечень объектов, на которых производится использование и (или) обезвреживание отходов;
перечень отходов, поступающих от других субъектов хозяйствования для использования и (или)
обезвреживания;
порядок использования и (или) обезвреживания отходов на таких объектах в соответствии с
утвержденным технологическим регламентом.
Раздел «Захоронение отходов производства»
перечень отходов производства, подлежащих захоронению.
Для субъектов хозяйствования, осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения
отходов, дополнительно указывается:
краткое описание объектов захоронения отходов.
14.
Разделы «Использование и обезвреживание отходов производства»,
«Захоронение отходов производства»
Выявленные недостатки/несоответствия
не в полном объеме соответствует требованиям пункта 14, 15 Инструкции № 45
информация о технических нормативных
правовых актах, в соответствии с которыми
используются отходы
при этом указано, что отходы используются для
собственных нужд
информация об эксплуатируемых
субъектом хозяйствования объектах по
использованию отходов
перечни отходов направляемых на
использование и или обезвреживание
Информация о хранении отходов не
соответствует требованиям законодательства:
Например указывались:
не соответствующий требованиям
перечень документов на получение
разрешения;
не существующие объекты
захоронения отходов производства
15.
Раздел «Перевозка отходов производства»
порядок перевозки отходов, осуществляемой в соответствии с требованиями законодательства
об обращении с отходами, гражданским законодательством, законодательством о
транспорте, а для перевозки опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, порядок, осуществляемый в соответствии с законодательством в области перевозки опасных
грузов;
порядок учета сопроводительных паспортов перевозки отходов производства.
Недостатки/несоответствия не выявлены
16.
В приложении «Образующиеся отходы производства»
наименования и коды образующихся отходов производства в соответствии с общегосударственным классификатором
Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденным
постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 сентября
2019 г. N 3-Т;
степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства в соответствии с
общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в
Республике Беларусь», а в случае отсутствия в нем этих сведений — в соответствии с заключением о степени опасности
отходов производства и классе опасности опасных отходов производства, получаемым в соответствии с Инструкцией о
порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства,
утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь,
Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
от 29 ноября 2019 г. N 41/108/65, с указанием даты и номера этого заключения и кем оно выдано;
физическое состояние;
источники образования отходов производства;
сведения о необходимости регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора
перевозки) и сделок об отчуждении опасных отходов другому субъекту хозяйствования в соответствии с Положением о
порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об
отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим
обращение с отходами, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2019 г. N
818, а также цель такой передачи, отчуждения.
Для отходов производства, степень опасности и класс опасности которых не указаны в общегосударственном
классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь» и
для которых отсутствует заключение о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов
производства, указываются опасные свойства отходов, необходимые для установления степени опасности отходов
производства и класса опасности опасных отходов производства в соответствии с Инструкцией о порядке установления
степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства.
В случае, определенном пунктом 20-1 настоящей Инструкции, в инструкции по обращению с отходами дополнительно
указывается обращение с отходами после их сбора и временного хранения (использование, обезвреживание,
захоронение или хранение).
17.
приложение «Образующиеся отходы производства»
Выявленные недостатки/несоответствия
не в полном объеме соответствует требованиям пункта 17 Инструкции № 45
Не указаны:
или указаны не в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2020 г. № 36
«О перечне опасных отходов, сделки с которыми подлежат регистрации» сведения о необходимости регистрации
сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки) и сделок об отчуждении
опасных отходов другому субъекту хозяйствования
опасные свойства для отходов производства, степень опасности и класс опасности которых не указаны в
общегосударственном классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 021-2019
источники образования отходов производства
цель передачи, отчуждения отходов производства
Информация не соответствует требованиям
законодательства:
вместо информации о физическом
состоянии отходов, учинены записи «28», «31»,
«32» и др.
18.
Приложения «Карта-схема источников образования отходов
производства», «Карта-схема хранения отходов производства»
Источники образования отходов производства схематично указываются в приложении
«Карта-схема источников образования отходов производства» к инструкции по
обращению с отходами.
Места временного хранения отходов и объекты хранения отходов указываются в
приложении «Карта-схема хранения отходов производства» к инструкции по обращению
с отходами.
Выявленные недостатки/несоответствия
Не указаны все источники
образования отходов и
(или) места хранения
отходов
карты –схемы
отсутствуют
Визуально не возможно
определить места хранения
отходов и (или) источники
образования отходов
Отсутствуют условные
обозначения
19.
Приложение «Расчет-обоснование количества отходов
производства для временного хранения»
указывается допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки (одна
транспортная единица), и обоснование этого количества и (или) периодичность вывоза отходов производства и
обоснование установления такой периодичности, которые устанавливаются с учетом грузоподъемности
транспортного средства и количества отходов производства, которое может быть перевезено таким
транспортным средством одним рейсом, но не более количества отходов производства, которое может быть
размещено в местах временного хранения таких отходов с учетом их мощностей.
Для субъектов хозяйствования, у которых в соответствии с технологическим процессом ежедневное (разовое)
образование отходов производства превышает одну транспортную единицу, устанавливаемую с учетом условий,
указанных в части первой настоящего пункта, допускается установление одной транспортной единицы с учетом
условий и мощности мест временного хранения таких отходов в соответствии с проектной документацией (если
разработка таковой требуется в соответствии с законодательством), прошедшей государственную
экологическую экспертизу (в случаях, предусмотренных законодательством в области государственной
экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду),
и обоснование этого количества.
Для субъектов хозяйствования, которые осуществляют подготовку отходов производства, дополнительно
указывается количество накопления отходов, предназначенных для подготовки, с учетом грузоподъемности
транспортного средства и количества отходов производства, которое может быть перевезено таким
транспортным средством одним рейсом, и обоснование этого количества.
Для субъектов хозяйствования, которые осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или)
объектов обезвреживания отходов, дополнительно указывается количество накопления отходов,
предназначенных для использования и (или) обезвреживания, составляющее не более одной четвертой годовой
мощности таких объектов, и обоснование этого количества.
20.
приложение «Расчет-обоснование количества отходов
производства для временного хранения»
Выявленные недостатки/несоответствия
не в полном объеме соответствует требованиям пункта 20 Инструкции № 45
Не указано:
обоснование одной транспортной единицы и периодичности вывоза отходов производства
или не соответствует требованиям пункта 20 Инструкции № 45
Информация не соответствовала требованиям законодательства:
транспортная единица установлена для отходов производства, для которых
устанавливается допустимое количество накопления до использования
транспортная единица установлена для отходов производства,
временное хранение которых не осуществляется (изложено ранее
в тексте инструкции
21.
Спасибо за внимание!