Пигров К. К. Руководство хором : под ред. К. Птицы / К. К. Пигров. М., 1964. — 220 с.
Учебное пособие для хоровых отделений ССУЗов и ВУЗов.
Краткая справка: ПИГРОВ Константин Константинович (1876—1962) — русский хоровой дирижер, общественный деятель, профессор Одесской консерватории, заслуженный деятель искусств УССР. Окончил регентские классы Придворной певческой капеллы (ученик А. Лядова и др.). Руководил многими хорами (Ростов-на-Дону, Ставрополь, Одесса); в том числе церковными (с которыми давал также общедоступные концерты, исполняя народные песни и классику), учебными (школы, гимназия, консерватория); был организатором и дирижером Молдавской капеллы «Дойна» (1930—39). Подготовленный Пигровым хор студентов Одессы удостоен 1-й премии на VI Всемирном фестивале молодежи (Москва, 1957). В работе с хорами Пигров добивался высокого технического совершенства, одухотворенности исполнения.
В книге «Руководство хором» (1964) обобщил свой хормейстерский и педагогический опыт. Особенно тщательно разработал вопросы хорового строя, отметив, в частности, важнейшее значение интонирования секунд.
Константин Константинович Пигров (очерк жизни и творческой деятельности) ………………… 3
Глава I. Общее понятие о хоре
Типы хоров в зависимости от состава голосов ……. 21
Виды хоров по числу самостоятельных партий (реальных голосов) и способу исполнения …………. 21
Разновидности хоров Советского Союза……… 23
Хоровые голоса, их объем и краткая характеристика …. 25
Виды хоров и их диапазоны…………. 29
Звуковой объем хоровых коллективов………. 34
Вопросы организационной работы в хоре…….. 35
Примеры из литературы для хоров различных видов …. 38
Глава II. Интонация и строй
Мелодический (горизонтальный) строи……… 41
Гармонический (вертикальный) строй………. 54
Глава III. Ансамбль………………. 78
Обзор главнейших аккордов с точки зрения хорового ансамбля ………. 82
Ансамбль в зависимости от вида фактуры хоровых произведений …………… 99
Глава IV. Воспитание дирижера хора ………… 130
Подготовка дирижера а занятиям с хором …….. 131
Глава V. Практическая работа хормейстера ……. 143
Техника управления хором………….. 144
Условия для работы с хором…………. 147
Способы выучивания хорового произведения……. 149
Разучивание двухголосных сочинений………. 151
Разучивание многоголосной музыки……… 156
Глава VI. Воспитание хорового певца-ансамблиста……. 164
Требования к певцу хора………….. 164
Работа над развитием голоса…………. 168
Работа над развитием чувства ритма……….. 171
Работа над развитием гармонического чувства…… 176
Работа в хоре над овладением музыкальной грамотностью . . . 178
Участие в хоре певцов-мальчиков и работа с ними …. 183
Работа с детьми по привитию им певческих навыков и способности петь в ансамбле…………… 184
Глава VII. Распевание хора…………… 187
Упражнения для распевания…………. 190
Задавание тона……………… 210
Задавание тона по камертону до………… 211
Задавание тона по камертону ля……….. 213
Заключение…………………. 214
Библиография.
На русском языке…………….. 215
На украинском языке……………. 216
Дополнительную информацию о Константине Константиновиче Пигрове можно найти на сайте Великие советские музыканты.
Управление хором, дирижирование
Н. Ковин. «Управление церковным хором»
скачать в формате PDF
Е. Кустовский «Дирижерская техника на клиросе»
или
купить (стоимость 165,00 руб.)
Е. Кустовский «Задавание тона на клиросе и всё, что с этим связано»
скачать в формате PDF
П. Г. Чесноков «Хор и управление им»
или
файл PDF
или
чтение онлайн.
Первая фундаментальная работа по хороведению росcийского автора. Не смотря на некоторое к-во спорных моментов — первым быть всегда тяжело — производит сильное впечатление: за каждым словом виден БОГАТЕЙШИЙ ОПЫТ хоровой работы…
К. Пигров. Руководство хором.
и
чтение онлайн.
Основатель украинской школы хороведения. Продолжает традиции П. Чеснокова. После Пигрова за хоровым отделением Одесской консерватории установилась слава «кузницы» приверженцев интонирования в чистом строе.
Мусин И. Язык дирижерского жеста
или
здесь
Мусин И. Техника дирижирования
чтение онлайн
Шамина. Работа с самодеятельным хором
чтение онлайн
Анисимов. Дирижер-хормейстер
чтение онлайн
Кан. Элементы дирижирования
чтение онлайн
Казачков. От урока к концерту
чтение онлайн
Работа с хором
чтение онлайн
Журов. Хрестоматия по дирижированию хором
чтение онлайн
Б. Асафьев. О хоровом искусстве.
скачать в формате PDF
Пигров, Константин Константинович — Руководство хором [Текст] : [учебное пособие для очных, заочных и вечерних отделений музыкальных училищ и высших музыкальных учебных заведений]
Карточка
Пигров, Константин Константинович (1876-1962).
Руководство хором [Текст] : [учебное пособие для очных, заочных и вечерних отделений музыкальных училищ и высших музыкальных учебных заведений] / Под ред. [и со вступ. статьей, с. 3-20] К. Птицы. — Москва : Музыка, 1964. — 220 с. : нот.; 22 см.
Хоровые коллективы — Методика работы — Учебники и пособия
Шифр хранения:
FB 801-83/16976-2
FB Б 64-22/47
FB Б 64-22/48
MZ Щ31 П33 (Б-ка Леонова)
Описание
Автор | |
---|---|
Заглавие | Руководство хором [Текст] : [учебное пособие для очных, заочных и вечерних отделений музыкальных училищ и высших музыкальных учебных заведений] |
Коллекции ЕЭК РГБ | Каталог документов с 1831 по настоящее время |
Дата поступления в ЭК | 29.10.2012 |
Каталоги | Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время) |
Сведения об ответственности | Под ред. [и со вступ. статьей, с. 3-20] К. Птицы |
Выходные данные | Москва : Музыка, 1964 |
Физическое описание | 220 с. : нот.; 22 см |
Тема | Хоровые коллективы — Методика работы — Учебники и пособия |
Язык | Русский |
Места хранения | FB 801-83/16976-2 |
FB Б 64-22/47 | |
FB Б 64-22/48 | |
MZ Щ31 П33 (Б-ка Леонова) |
Одесская национальная музыкальная академия.
имени А. В. Неждановой. Официальный сайт.
Издания.
Концертная афиша.
все концерты.
Год издания:
Пигров К.К. Хоровая культура и мое участие в ней.
Редактор-составитель: Серебри А.П.
Издательство : Одесская государственная консерватория им.
А. В. Неждановой, Одесса, 2001.
Одесская государственная консерватория им. А.В. Неждановой впервые издает не публиковавшийся ранее автобиографический очерк выдающегося музыканта, основателя Одесской хоровой школы Константина Константиновича Пигрова.
СОДЕРЖАНИЕ:
Слово об учителе — 3 К.Пигров. Хоровая культура и мое участие в ней — 6 Современники о выдающемся музыканте — 47.
СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ.
В 2001 году исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося хорового дирижера, педагога и ученого, основателя кафедры хорового дирижирования Одесской консерватории Константина Константиновича Пигрова.
Работал самозабвенно и увлеченно на протяжении всей своей большой жизни талантливый и самобытный художник К.К.Пигров (1876-1962). От сельского церковного певчего к званию профессора, заслуженного деятеля искусств Украины, заведующего кафедрой хорового дирижирования, Лауреата Первой премии Всемирного фестиваля (1957 г.) вела его трудовая жизнь, наполненная, по словам самого К.К.Пигрова, «непреодолимым влечением к хоровому пению». Духовная семинария г. Ставрополя, регентские классы Петербургской Придворной певческой капеллы, где он учился и общался с А.Лядовым, А.Аренским, Е.Азеевым, В.Соколовым, М.Щиглевым. С одержимостью окунулся в музыкальную жизнь Петербурга. Об этих и других событиях жизни, насыщенной познанием великого, можно узнать из автобиографического очерка К.К.Пигрова «Хоровая культура и мое участие в ней», написанного в 1957 году, на 81-м году жизни Мастера, и, к стыду нашему, до сих пор нигде не опубликованного.
Среди хоровиков принято считать книгу П.Чеснокова «Хор и управление им» первым фундаментальным трудом по хороведению, и многие не знакомы с интересной работой К.Пигрова «Оргашзащя хорового сшву в робггничому клубЬ>, изданной в 1931 г. в Харькове, где он выступает как новатор с принципиально новых профессиональных позиций. Книга К.К.Пигрова «Руководство хором», обобщающая огромный практический опыт, издана в 1956 и 1962 гг. в Киеве и в 1964 г. в Москве; учебник «Сольфеджио» для хоровиков (в соавторстве с его учеником В Шипом) издан в Москве в 1970 г.
Основные методические положения трудов Константина Константиновича признаны новаторскими. Если кратко, то прежде всего речь идет о работе над ансамблем и о ладовом подходе к работе над строем.
Жажда познания привела Константина Константиновича на исторический факультет Одесского (в то время Новороссийского) университета, который он окончил в 1923 году (47 лет от роду). Автобиографический очерк «Хоровая культура и мое участие в ней» содержит интереснейшие факты, касающиеся истории развития хорового профессионализма и методические материалы, которые используются при чтении курса «Методика работы с хором» в Одесской консерватории. Здесь можно вспомнить о крылатой фразе Константина Константиновича, обращенной к нам, его ученикам, на том же уроке «Методики»: «Вы говорите, ЧТО нужно делать, чтобы хор хорошо не:/, а главное нужно знать, КАК это делать».
Константин Константинович знал.
КАК научить хор, «совершеннейший инструмент из живых человеческих голосов», передавать тончайшие краски звуковой палитры: от миниатюр Леонтовича до масштабных шедевров мировой хоровой классики — «Реквиема» Моцарта, «Времен года» Гайдна, «Иоанна Дамаскина» Танеева и др Кстати, в последние годы жизни он, хоть и чувствовал себя достаточно хорошо, все же перед летними каникулами на занятии хора, говоря о планах на следующий год, расстраивался и просил хор спеть «Иду в неведомый мне путь » из «Иоанна Дамаскина».
И все же случилось это для всех нас неожиданно, 22 декабря 1962 года. На его рабочем столе осталась открытая тетрадь с немецкими переводами, которыми он занимался накануне, и программа концерта английского хора с портретом Роберта Шоу, выступление которого состоялось несколько ранее и произвело на Константина Константиновича огромное впечатление. До последнего дня светлый ум, подчиненная раз навсегда выработанному ритму жизнь — жизнь в любимом деле, избранном еще в семилетнем возрасте, когда мальчиком в глухом селе Ставропольской губернии он начал петь в церковном хоре.
Кафедра хорового дирижирования Одесской консерватории — детище Константина Константиновича, — основанная им в 1936 году, с гордостью называет себя «школой Пигрова». Сохранение и развитие традиций школы — удел учеников.
Многие воспитанники Пигровской школы ярко проявили себя как исполнители и педагоги, отмечены высокими почетными и учеными званиями. В нашей стране и за ее пределами известны имена Дмитрия Загрецкого, Анатолия Авдиевского, Василия Шипа, Григория Лиознова, Веры Луговенко, Михаила Гринишина, Виктора Иконника, Евгения Дущенко, Стефана Крыжановского, Жоржа Косинского, Петра Горохова, Виталия Газинского, Ивана Слёты, Леонида Бутенко, Владимира Подгородинского и многих других. Всего нас на сегодняшний день — свыше 800, выпускников Пигровской школы, наследников Мастера. Не все из нас занимают видные позиции в хоровом искусстве, но большинство знает, КАК сделать, «чтобы хор хорошо пел».
АЛИСА СЕРЕБРИ Заслуженный деятель искусств Украины, профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования Одесской государственной консерватории им.А.В.Неждановой.
Скачать: