Симфонический оркестр под руководством дирижера

Слушатели

На основе совпадения вкусов

Ого! Похоже, вы единственный,
кто слушает этот трек

Изображение артиста

Артист

Государственный академический симфонический оркестр им. Е.Ф. Светланова под управлением дирижера Ю.Потеенко

Страницей управляет артист

Звук гарантирует — этот профиль ведёт сам артист и его команда.

Подтвержденный профиль позволяет:

Редактировать страницу

Получать продвинутую статистику

Создавать авторские плейлисты

Размещать треки в плейлистах от редакции Звука

Верификацию можно пройти в СТУДИО — цифровом помощнике артиста и его команды.

Популярное за месяц

Обложка трека

Обложка трека

Обложка трека

Обложка трека

Обложка трека

Обложка трека

Релизы

Ресайзы:

Таб с двумя: 1365
Таб с одним: 700

Моб бол. с двумя: 1415
Моб бол. с одним: 725

Моб с двумя: 1625
Моб с одним: 785

Екатерина Мечетина родилась в семье музыкантов, начала заниматься музыкой с четырёхлетнего возраста.

Родился в Москве. В детстве мечтал управлять большим кораблём или автомобилем, но в результате управляет большим коллективом музыкантов. Симфонический оркестр радио «Орфей» возглавляет с 2011 года.

Иван Рудин закончил СССШ имени Гнесиных по классу специальное фортепиано в классе профессора Татьяны Зеликман. Сольную карьеру и гастрольную деятельность начал в 11 лет, дебютировав с симфоническим оркестром.

С 1993 по 1998 год Денис Лотоев являлся дирижером Симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной академической капеллы имени М. И. Глинки, с 1998 по 2000 год — дирижером Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра.

Один из самых востребованных дирижёров России и мира. Фабио Мастранджело можно назвать «самым известным итальянцем в музыкальных кругах современной России».

Симфонический оркестр радио «Орфей», основанный в январе 1998 года, продолжает традиции оркестров телевидения и радио. Коллектив с успехом совмещает концертную и музыкально-театральную деятельность с работой в студии, где записывает радио-, теле- и интернет-контент.

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза.

Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

Город

Москва

Год основания

1936

Тип

Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова

Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова (до 1991 года — Государственный академический симфонический оркестр СССР, сокращённо ГАСО или Госоркестр) уже более 75 лет является одним из ведущих коллективов страны, гордостью отечественной музыкальной культуры.

Первое выступление Госоркестра состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории. Спустя несколько месяцев была совершена гастрольная поездка по городам СССР.

Во главе коллектива стояли выдающиеся музыканты: Александр Гаук (1936-1941), которому принадлежит честь создания оркестра; Натан Рахлин (1941-1945), руководивший им в годы Великой Отечественной войны; Константин Иванов (1946-1965), впервые представивший Госоркестр зарубежной публике; и «последний романтик ХХ века» Евгений Светланов (1965-2000). Под руководством Светланова оркестр стал одним из лучших симфонических коллективов мира с огромным репертуаром, включавшим всю русскую музыку, практически все сочинения западных композиторов-классиков и огромное количество произведений современных авторов. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. — Марк Горенштейн.

24 октября 2011 г. художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский.

27 октября 2005 г. Государственному академическому симфоническому оркестру России было присвоено имя Е. Ф. Светланова — в связи с бесценным вкладом дирижёра в российскую музыкальную культуру.

Концерты Госоркестра проходили в самых престижных залах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве, «Carnegie Hall» и «Avery Fisher Hall» в Нью-Йорке, «Kennedy Center» в Вашингтоне, «Musikverein» в Вене, «Albert Hall» в Лондоне, «Pleyel» в Париже, Национальном оперном театре «Colon» в Буэнос-Айресе, «Suntory Hall» в Токио.

За дирижёрским пультом коллектива стояли звёзды мировой величины: Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Арнольд Кац, Эрих Клайбер, Отто Клемперер, Андре Клюитанс, Франц Конвичный, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Александр Мелик-Пашаев, Иегуди Менухин, Евгений Мравинский, Шарль Мюнш, Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Самосуд Самосуд, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Юрий Темирканов, Карло Цекки, Фриц Штидри, Арвид и Марис Янсонсы и другие замечательные дирижёры.

С оркестром выступали выдающиеся музыканты, в числе которых Ирина Архипова, Юрий Башмет, Элисо Вирсаладзе, Эмиль Гилельс, Наталия Гутман, Пласидо Доминго, Константин Игумнов, Монтсеррат Кабалье, Олег Каган, Ван Клиберн, Леонид Коган, Владимир Крайнев, Сергей Лемешев, Маргарита Лонг, Иегуди Менухин, Генрих Нейгауз, Лев Оборин, Давид Ойстрах, Николай Петров, Питер Пирс, Святослав Рихтер, Владимир Спиваков, Григорий Соколов, Виктор Третьяков, Генрик Шеринг, Самуил Фейнберг, Яков Флиер, Анни Фишер, Мария Юдина. В последнее время список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами Алёны Баевой, Александра Бузлова, Максима Венгерова, Марии Гулегиной, Евгения Кисина, Александра Князева, Мирослава Култышева, Николая Луганского, Дениса Мацуева, Вадима Руденко, Александра Рудина, Максима Федотова, Дмитрия Хворостовского.

Впервые побывав за рубежом в 1956 г., оркестр с тех пор регулярно представляет русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Германии, Гонконге, Дании, Испании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Турции, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и других странах, принимает участие в крупнейших международных фестивалях и акциях.

Особое место в репертуарной политике Госоркестра занимает реализация множества гастрольных, благотворительных и образовательных проектов, включающих в себя концерты в городах России, выступления в больницах, детских домах и учебных заведениях.

Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и компакт-дисков, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», «EMI Classics», «BMG», «Naxos», «Chandos», «Musikproduktion Dabringhaus und Grimm» и другие). Особое место в этом собрании занимает знаменитая «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от М. Глинки до А. Глазунова и работу над которой Евгений Светланов вёл на протяжении многих лет.

Творческий путь Госоркестра — это череда достижений, по праву получивших широкое международное признание и навсегда вписанных в историю мировой культуры.

Источник: официальный сайт оркестра

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Ссылки по теме

  • Официальный сайт

Большой симфонический оркестр
имени П. И. Чайковского,
Владимир Федосеев

13 апреля 2024, начало в 13:00

Концертный зал имени П. И. Чайковского

схема проезда

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом»,– говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский.

БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность.

В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».

В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире; за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra.

Владимир Федосеев

Владимир Федосеев родился в 1932 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) и аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). 

Карьеру симфонического дирижера начал в Заслуженном коллективе России оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Евгения Мравинского. В Ленинграде состоялся и театральный дебют Владимира Федосеева – в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском), где им была поставлена «Царская невеста» Римского-Корсакова.

В 1980–1990-е годы в парижском зале Плейель под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова; также под его управлением в Осло, Стокгольме и Мюнхене с участием Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти и Роберто Скандьюцци прозвучал Реквием Верди.

Дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: миланском Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Пиковая дама», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского), Венской государственной опере («Кармен» Бизе, «Борис Годунов» Мусоргского, «Чудесный мандарин» Бартока), Опере Цюриха («Жизнь за царя» Глинки, «Демон» Рубинштейна, «Аттила» Верди). В январе 2017 года Владимир Федосеев дирижировал на премьерных показах оперы «Турандот» Пуччини в московской «Геликон-опере», после чего был приглашен в театр на должность музыкального руководителя.

Владимир Федосеев – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского (с 1974 года), главный дирижер Венского симфонического оркестра (1997–2005); постоянный приглашенный дирижер Оперы Цюриха (с 1997 года), первый приглашенный дирижер Токийского филармонического оркестра (с 2000 года); приглашенный дирижер Симфонического оркестра Баварского радио, Филармонического оркестра Радио Франс, Симфонического оркестра Финского радио, Берлинского симфонического и Дрезденского филармонического оркестров, симфонических оркестров Штутгарта, Эссена, Кливленда и Питтсбурга. 

Центральное место в творческой биографии Владимира Федосеева занимает работа с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого маэстро является более четырех десятилетий. Под руководством дирижера оркестр укрепил свою международную известность, осуществил множество премьер сочинений современных композиторов, развивая творческие контакты с русскими и западными авторами (Дмитрием Шостаковичем, Георгием Свиридовым, Кшиштофом Пендерецким, Дэвидом Роузом, Рагнаром Сёдерлиндом, Владимиром Рубиным, Романом Леденёвым). 

Первыми крупными работами дирижера с БСО стали концертные исполнения, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» Масканьи, «Черевички» Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в том числе все симфонии Бетховена, симфонии Чайковского, Малера и Танеева, стали бестселлерами. Пластинка «Майская ночь» получила премию «Золотой Орфей» Французской академии звукозаписи (L’Académie du disque lyrique) и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии Брамса (Warner Classics) и симфонии Шостаковича (Pony Сanyon).

Владимир Федосеев – народный артист СССР, народный артист Российской Федерации, лауреат Государственных премий СССР и РФ, Премии Правительства РФ в области культуры, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», почетный профессор Московской консерватории. Маэстро удостоен множества других российских и международных наград, среди которых орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, орден Почета, орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени, Командорский крест II степени почетного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой», орден Славы и чести I степени, орден «За заслуги в культуре и искусстве», золотая медаль Российской академии художеств, золотая медаль Международного общества Густава Малера, Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения Чайковского и Шостаковича), российская национальная театральная премия «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», Европейская премия «Треббия».

Михаил Филиппов

Артист Московского академического театра имени Владимира Маяковского, народный артист России, лауреат Государственной премий РФ.

Родился в 1947 году в Москве. В годы обучения на филфаке МГУ играл в студенческой студии «Наш дом». Затем перешёл на актёрский факультет ГИТИСа (курс профессора Григория Конского), который окончил в 1973 году и поступил в Театр имени Маяковского. Играл в спектаклях «Наполеон Первый» (Наполеон), «Человек из Ламанчи» (Санчо Панса), «Беседы с Сократом» (Первый ученик Сократа), «Леди Макбет Мценского уезда» (Следователь), «Карамазовы» (Дмитрий Фёдорович Карамазов) и многих других постановках, сотрудничал с Театром имени Станиславского, «Театром на Покровке», агентством «Арт-партнёр XXI», театром «Эрмитаж». В числе спектаклей текущего репертуара Театра имени Маяковского – «Плоды просвещения» (Кругосветлов), «Кант» (Иммануил Кант), «Господин Пунтила и его слуга Матти» (Пунтила), «Таланты и поклонники» (Иван Семёныч Великатов), «Женитьба» (Кочкарев).

Пётр Фоменко вспоминал о совместной работе с Филипповым: «Когда пришёл в этот театр [Маяковского] ставить «Плоды просвещения», знал, кто будет играть роль профессора Кругосветлова. Работа была для меня радостной: очень интересно не тянуть актёра за собой, а идти вместе, на равных, подхватывать друг у друга идеи и мысли. … Этот артист обладает удивительной театральной интуицией, актёрской интеллигентностью в лучшем смысле этого слова. Принято считать, что последнее качество мешает актёру, но в его случае оно очень органично и радостно сочетается с его импровизационной сущностью. Филиппов обладает подлинным темпераментом мысли и темпераментом восприятия окружающего мира». («Театр», №3, 2000.) 

Михаил Филиппов сыграл в почти сорока фильмах и сериалах. Среди них «Красное и чёрное» (Фуке), «Артистка из Грибова» (Груздев), «Небеса обетованные» (Вася, младший сын «Кати Ивановой» / Василий Ильич Прохоров), «Петербургские тайны» и «Развязка Петербургских тайн» (Осип Захарович Морденко), «Змеиный источник» (следователь), «Русский бунт» (граф Панин), «Сверчок за очагом» (мистер Тэклтон), «Дети Арбата» (Алфёров), «Иван Грозный» (митрополит Макарий), «Шпион» (Сталин), «Гагарин. Первый в космосе» (Сергей Королёв), «Досье детектива Дубровского» (Иринархов) и другие работы.

Его искусство отмечено многочисленными премиями и наградами, в числе которых Премия Москвы (1997), театральная премия «Хрустальная Турандот» в номинации «Лучшая мужская роль» (2010, за роль Николая Степановича в спектакле «Тайные записки тайного советника») и Международная премия имени Станиславского в номинации «Мастерство актёра» (2011), Орден Почёта за многолетнюю деятельность в области культуры и искусства (2005) и Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013). 

23.02.2022 История симфонических оркестров Москвы и их тубистов

История симфонических оркестров Москвы и их тубистов

Это не энциклопедическая статья, которая ставит своей целью как можно полнее осветить рассматриваемые вопросы. Автор и помогавшие ему в сборе материалов — люди не ставившие перед собой задачу охватить в полном объеме все московские оркестры и всех работавших в них музыкантов. Сведения, изложенные в данной статье, будут дополняться, по мере их обнаружения и поступления к сведению.

История симфонических оркестров Москвы и их тубистов

Дополнительные биографические и другие, интересующие читателя сведения о дирижерах и музыкантах, можно получить в интернете набрав в поисковике фамилию, имя, отчество данной персоны или название объекта, вызвавшего интерес.

Автор статьи: Алексей Левашкин
ссылка на источник

Предисловие

Эта тема давно интересовала меня самого, и моего более молодого друга и коллегу Стаса Черёмушкина: музыканта–тубиста, автора сайта «Туба, как средство самовыражения».

Исследование этой темы началось еще в конце прошлого тысячелетия, когда приступил к созданию одного из моих первых произведений – книжки: «Картинки из истории тубы в России». Желающие могут ознакомиться с ней на сайте «Туба в России» (автор проекта Алексей Чарыков).

Продолжил исследование данной темы в своих публикациях. В одной из них «Дружеские встречи – воспоминания с коллегами–друзьями», где мои старшие коллеги вспоминают о своей работе в тех самых московских симфонических оркестрах, о которых пойдет речь дальше.

И еще одним толчком для исследования данной темы послужила публикация на сайте Belcanto.ru осуществленная критиком и журналистом Валентином Предлоговым: ClassicalForum.ru — Классическая музыка — Исполнители и стили: СО МГФ , МГАСО , ГАСО , БСО , оркестр Радиокомитета — кто от кого произошёл?

В процессе обсуждения и обдумывания данной темы, я пришел к выводу, что нужно сузить географию и ограничиться только Москвой и старейшими московскими оркестрами. Это ближе и доступнее для меня (во всяком случае), и вполне может хватить сил и времени, для изучения советского и дальнейшего периода симфонических оркестров, который мне знаком не только из средств массовой информации.

И здесь возникают новые сложности. В официальных сайтах данных оркестров очень мало информации об их происхождении и становлении, и даже даты изменения статуса и названий оркестров не всегда указываются. В основном, говорится о сегодняшних, или близко к ним лежащих днях, под современными названиями. Поэтому возможны некоторые расхождения в датах и деталях.

Я пользовался данными не только официальных сайтов оркестров, но и другими доступными в настоящее время данными. Я уже говорил о сайте ClassicalForum.ru, также в нынешнем году исполняется Вековой Юбилей Московской филармонии. По этому поводу открыт сайт: «100 лет Московской филармонии, история Московской филармонии в событиях, именах и звуках», который создан невероятным количеством людей, за что им огромное спасибо за проделанную работу.

arrow

Симфонический оркестр Московской филармонии

Московская филармония открылась в 1922 году под названием Госфил НКП (Народного Комиссариата Просвещения). 29 января в Большом зале Московской консерватории состоялось торжественное открытие Госфила. Симфонический коллектив, собранный для этого мероприятия из московских музыкантов назван в афише Государственным академическим оркестром, однако в реальности до создания Госоркестра пройдет еще почти 15 лет, а проблему создания собственного оркестра Филармония сможет решить лишь через 5 лет.

В 1928 году у филармонии наконец появляется собственный симфонический оркестр, с которым постоянно работают выдающиеся советские дирижеры Николай Голованов и Александр Орлов, выступают многие русские и зарубежные маэстро.

Николай Семенович Голованов Александр Иванович Орлов
Николай Семенович Голованов

Александр Иванович Орлов

Во время нашей беседы с Владимиром Игнатьевичем Мачехо (тубист), он вспоминал, что в конкурсе музыкантов исполнителей в 1941 году принимал участие Василий Никифоров, который в то время играл в оркестре филармонии. Вероятно, это был один из тех первых тубистов, которые играли в оркестре.

В начале Великой Отечественной войны, два крупнейших симфонических коллектива столицы — Оркестр филармонии и Госоркестр СССР — были объединены в один коллектив на базе ГСО СССР.

Филармония больше чем на десять лет осталась без собственного симфонического коллектива. В сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете был создан новый симфонический коллектив, получивший название Московского молодежного оркестра.

Через два года он вошел в состав филармонии и по сей день работает в ее штате — теперь публика знает его как Академический симфонический оркестр Московской филармонии (АСО МФ).

Самуил Абрамович СамосудПервым художественным руководителем оркестра был Самуил Абрамович Самосуд — превосходный музыкант и опытный руководитель.

По другим источникам: в 1951-1953 годах Самуил Абрамович Самосуд руководил Оперно-симфоническим оркестром при Всесоюзном радиокомитете, который был переведен в филармонию. В 1953-1957 годах он руководит Симфоническим оркестром Московской филармонии, а с 1957 года становится главным дирижером вновь созданного при Министерстве культуры коллектива: Оркестра Всесоюзного радио (с 1982 г. – оркестр Министерства культуры, а с 1991 г. – Симфоническая капелла России).

Из сообщений официального сайта Государственной Академической симфонической капеллы России – именно в 1957 году приказом по Главному Управлению Радиоинформации при Министерстве Культуры СССР был образован новый симфонический оркестр, вошедший в состав музыкальных коллективов Всесоюзного радио.

Руководство новым коллективом было поручено Самуилу Абрамовичу Самосуду (1884-1964гг). В 1965 г. встал вопрос о назначении главного дирижера, которым стал дирижер из Ярославля, воспитанник Ленинградской консерватории Юрий Аранович. В 1971 году во главе оркестра встал Максим Дмитриевич Шостакович. В 1982 году пост дирижера занял Геннадий Рождественский.


По воспоминаниям Владимира Николаевича Досадина: в 1955 году, после демобилизации из армии, В.Н.Досадин поступил в тот самый молодежный оркестр, который был организован под управлением Евгения Светланова. Но здесь происходит какая-то путаница в датах, дело в том, что Светланов в 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, стал дирижёром-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения (ныне Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского), а в 1955 году Светланов был приглашен в Большой Театр, и никак не мог возглавлять этот молодежный оркестр, разве только по совместительству с Большим. А по сведениям сайта 100-летия филармонии, этот Московский молодежный оркестр в 1953 году перешел в состав филармонии.


В организованном С.А.Самосудом в 1957 году Оперно-симфоническом оркестре Всесоюзного радио и телевидения, В.Н.Досадин поработал немного, до поступления в БСО [1958 г.], а в оперно-симфоническом оркестре его место занял Аничкин Михаил Федорович [1958-1961гг.].
В 1957-1960 годах художественным руководителем Симфонического оркестра Московской филармонии был Рахлин Натан Григорьевич.

В 1960 году Симфонический оркестр Московской филармонии возглавил Кирилл Петрович Кондрашин, под руководством которого коллектив быстро обрел международный авторитет и славу одного из ведущих советских оркестров.

В 1958 году Филармония выступает одним из организаторов Первого международного конкурса им. П. И. Чайковского. В 1958 году на I Международном конкурсе имени П.И. Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вана Клиберна (Van Cliburn), а затем, в 1960 году, первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США. Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии 16 лет [1960–1976гг.]. В творческом тандеме с маэстро коллектив обрел мировую славу. С 1973 года оркестр филармонии несет почетное звание – Академический.

Тоцкий Михаил Алексеевич - туба АСО МФ (1978 г.)
Тоцкий Михаил Алексеевич — туба АСО МФ (1978 г.)

Тубисты оркестра

С 1953 по 1961 годы в оркестре филармонии тубистом работал Евгений Александрович Моисеев, а затем в 1961 году на это место поступил мой первый учитель игры на тубе Михаил Федорович Аничкин, а Евгения Моисеева вместо Михаила Аничкина взяли в Оперно-симфонический оркестр радио, где Аничкин до этого работал.

В 1967 году М.Ф.Аничкин поступил по конкурсу в оркестр Большого Театра, а на освободившееся место в оркестре филармонии взяли Вадима Барама. Я также участвовал в конкурсе на место Михаила Федоровича Аничкина, но не прошел, из-за отсутствия опыта оркестровой игры.

Эти все сведения из моей памяти и сохранены в книжке – «Картинки из истории тубы в России». Сведения я собирал по крупицам в различных хранилищах архивов и библиотек. Фамилию Барам я запомнил случайно, только потому, что участвовал в том конкурсе и до читки допустили только его и меня.

Владислав Барам проработал в оркестре десять лет до 1977 года, а затем в оркестр филармонии поступил Юрий Яковлевич Ларин [1977-2001 гг.]. В 2001 году в оркестр поступил Юрий Афонин, который в 2004 году перешел в Большой Театр, где и работает в настоящее время. С 2004 по 2007 годы — Владимир Сакмаров. С 2007 по 2018 годы солистом-тубистом Академического симфонического оркестра Московской филармонии был Роман Кочергин. В настоящее время в АСО Московской филармонии работает Андрей Трифонов.

В дальнейшем оркестром руководили Дмитрий Китаенко [1976–1990гг.], Василий Синайский [1991–1996гг.], Марк Эрмлер [1996–1998гг.]. В 1998 году Академический симфонический оркестр Московской филармонии возглавил народный артист СССР Юрий Иванович Симонов.

arrow 

Государственный симфонический оркестр СССР (ГСО СССР)

Государственный симфонический оркестр СССР (ГСО СССР) был образован по постановлению правительства СССР в 1936 году.

1972-1992гг. Государственный академический симфонический оркестр СССР (ГАСО СССР);

1992-2005гг. Государственный академический симфонический оркестр России (ГАСО России);

с 2005 года современное название: ГАСО России имени Е. Светланова.

Первым его главным дирижёром становится Александр Васильевич Гаук. Первый концерт Госоркестра СССР состоялся 5-го Октября 1936 года, в Большом зале консерватории.

В 1941-1945 годах главным дирижёром Государственного симфонического оркестра СССР становится Рахлин Натан Григорьевич.

Мачехо Владимир Игнатьевич - туба ГАСО СССР (1970-1971 гг.)
Мачехо Владимир Игнатьевич — туба ГАСО СССР (1970-1971 гг.)

Тубисты оркестра

Антонов Г.И. и Поздняков В.Л. были первыми исполнителями партии тубы в Государственном Симфоническом Оркестре СССР. В начале войны Антонов ушел на фронт, а Поздняков умер в эвакуации. В 1942-м году Владимиру Игнатьевичу Мачехо, который был в эвакуации, и в то время работал тубистом в эвакуированной части Большого симфонического оркестра Радиокомитета, предложили перейти в Государственный Симфонический оркестр СССР, и в 1942 году он стал солистом Госоркестра, в котором проработал до 1984 года.

В 1965 году пост главного дирижера Государственного симфонического оркестра СССР занял Евгений Федорович Светланов. Два десятилетия его содружества с оркестром ознаменовались большими творческими свершениями: колоссальный рост репертуара за счет новых сочинений и возрождения редко звучащих произведений, расширение гастрольной географии в СССР и за рубежом, за выдающиеся творческие достижения коллектив Государственного симфонического оркестра с 1972 года носит почётное звание Академический.

Владимир Игнатьевич Мачехо тубист ГАСО СССР [1942-1984гг.], в декабре 1984 года состоялся конкурс, который успешно выдержал Алексей Романович Левашкин.

За время моей работы в ГАСО СССР, затем России (прим. автора), происходило много изменений и в штатном расписании, и в статусе, и в названии оркестра. В 1991 году, в связи с изменением штатного расписания, я был переведен на должность «заместитель концертмейстера-туба» басовой группы тромбонов.

В 1992 году приказом Министерства Культуры РФ; ГАСО СССР исключен из состава московской филармонии, и утверждено новое название – Государственный симфонический оркестр под управлением Е. Светланова. В 2001 году, в соответствии с приказом Министерства культуры РФ, утверждено название – Государственный Академический симфонический оркестр России.

Евгений Федорович Светланов Василий Серафимович Синайский Марк Борисович Горенштейн Владимир Михайлович Юровский Василий Эдуардович Петренко
Евгений Федорович Светланов Василий Серафимович Синайский Марк Борисович Горенштейн Владимир Михайлович Юровский Василий Эдуардович Петренко

В 2000 году Евгений Светланов был уволен с поста руководителя ГАСО России.

В 2000-2002 годах музыкальным директором Государственного академического симфонического оркестра России становится Василий Серафимович Синайский.

В дальнейшем оркестром руководили:

Марк Горенштейн [2002-2011гг.];

Владимир Юровский, художественный руководитель [2011-2021гг.];

Василий Петренко, художественный руководитель [2021г.-нв];

22 августа 2002 года А.Левашкин был уволен из оркестра по собственному желанию, далее в ГАСО России на должности артистов-тубистов по очереди работали: А.Котов, И.Габов, Ф.Мусин.

  arrow

Большой симфонический оркестр (БСО)

БСО организован в 1930 году, как первый оркестр отечественного радио.

1930-1952гг. Оркестр Всесоюзного радиокомитета;

1953-1973гг. Симфонический оркестр Всесоюзного радио (Оркестр ВРК);

1966г. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио (БСО ВР);

1974-1978гг. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения (БСО ВРиТ);

1979-1991гг. Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио (БСО ЦТ и ВР).

В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского: за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений.

Современное название: Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского.

А вот что говорится в других источниках:

В 20-х годах минувшего века на советском радио был создан небольшой камерный оркестр, который в 1930 году пополнился симфоническим коллективом. Через семь лет [1937 г.] коллектив был расширен и переименован в Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио.

Первым руководителем БСО [1930-1937гг.] был Александр Иванович Орлов. Воспитанник Петербургской консерватории, стажировавшийся в Высшей школе музыки в Берлине, Александр Орлов активно выступал как симфонический и оперный дирижер с 1907 года. Название Большой симфонический, полученное оркестром в 1937 году, было неслучайно: его состав достиг 100 музыкантов.

В том же 1937 году коллектив возглавил заслуженный деятель искусств Николай Семенович Голованов. Он был выдающейся личностью, с 1930 по 1953 гг. работал в Большом театре, где с 1948 по 1953 гг. являлся главным дирижером. Именно Голованову принадлежит заслуга создания в 1928 году Радиотеатра, на базе которого и был создан БСО. Под его руководством здесь был поставлен первый спектакль на радио: опера В.А.Моцарта «Директор театра».

В 1957 году преемником Н. С. Голованова на посту главного дирижера становится Александр Васильевич Гаук: крепкий профессионал, работавший с оркестром добросовестно и тщательно.

С 1961 по 1974 год главным дирижером Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио был Геннадий Николаевич Рождественский: тонкий и артистичный музыкант, обладавший виртуозной дирижерской техникой. Когда «железный занавес» несколько ослаб, Геннадий Рождественский получил возможность выезжать с оркестром за рубеж, справедливо получая лестные отклики европейской музыкальной критики на свои концерты.

С 1974 года по настоящее время художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского является народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев.

Досадин Владимир Николаевич - туба БСО радио и телевидения (сезон 1977-1978 года)
Досадин Владимир Николаевич — туба БСО радио и телевидения (сезон 1977-1978 года)

Тубисты оркестра

В 30-40-е годы партию тубы в БСО Всесоюзного радиокомитета исполнял Соколовский Н. И. ;
в Оперно-симфоническом оркестре Всесоюзного радиокомитета в 30-40-е годы, Краузе П. П.

Этим сведениям вполне можно доверять, они с сайта Валентина Предлогова ClassicalForum.ru, из письма «Большой симфонический», написанного Борисом Сударовым: Зам. главного редактора литературно драматического вещания Всесоюзного радио. Я проверял, и мне удалось получить подтверждение, что действительно, такой текст заархивирован и по-прежнему существует на этом адресе. Так что, можно верить этому дотошному журналисту, который, к сожалению, умер в 2014 году. Теперь уже мало желающих искать и находить подобные сведения.

Когда-то, еще в конце XX-го и начале XXI-го веков, когда я был достаточно молод и здоров для подобных исканий, я много бегал по различным архивам и библиотекам в Москве и Петербурге, и находил интересовавшие меня сведения. Но, к сожалению, времени для этого не хватало, отвлекала работа в оркестрах и различные домашние обязанности. Теперь я пробую собирать все находки и создавать с их помощью разные публикации, в том числе и эту статью. (прим. автора)

Также в поиске информации об оркестрах и их тубистах очень помогли мои коллеги: Александр Казаченков, Юрий Соболев, Василий Горбенко, Юрий Афонин, Олег Сотников, Сергей Тихонов. Сергей Тихонов, например, вспоминает, что бывал дома в гостях у Н. Соколовского, когда тот уже был пенсионером в преклонном возрасте, но выглядел крепким и здоровым человеком.

В наших воспоминаниях мы все часто говорили о Михаиле Алексеевиче Тоцком, который в послевоенные годы работал в сценическом-духовом оркестре Большого театра (Банда), и в БСО, но точные даты его работы в БСО никто не смог вспомнить. Вспомнили только одно событие, что, когда М.А.Тоцкий был директором БСО, он открыл вторую ставку для исполнителя партии тубы, и совмещал ее с директорскими обязанностями.

Также удалось найти в интернете, на сайте участников ВОВ, а также на сайте Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника – следующие сведения: Михаил Алексеевич Тоцкий (27.02.1917 – 1987гг.), родился в Ленинграде (Петрограде), умер в Москве. Тубист. В 1958-1966гг. и 1970-1986гг., артист оркестра Большого театра СССР, в 1966-1970гг., директор Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

В моих беседах со старшими коллегами Владимир Николаевич Досадин рассказывал о своей работе в БСО: Александр Васильевич Гаук предложил В. Н. Досадину, работать в Большом симфоническом оркестре [1958-1980гг., солист Большого Симфонического Оркестра]. После В.Н. Досадина в БСО работал Сергей Васильевич Тихонов, а с 1991 года по настоящее время работает Юрий Павлович Соболев. 

OM06
Тихонов Сергей Васильевич — туба БСО (1986 г.)

arrow  

Московский Государственный симфонический оркестр

Павел Леонидович КоганЕще об одном московском оркестре я хотел бы рассказать, это Московский Государственный Академический Симфонический Оркестр под управлением Павла Когана (МГАСО), так он теперь называется. Это старейший музыкальный коллектив России.

Оркестр был создан постановлением правительства СССР в 1943 году, как Симфонический оркестр Московской областной филармонии.

Является одним из пяти старейших концертных оркестров страны. В ???? г. (эти знаки вопросов говорят о том, что нет никакой информации ни на официальном сайте МГАСО, ни на каком-либо другом – когда?) переименован в Московский Государственный симфонический оркестр (также известен под названием «Московский симфонический оркестр»).

По этому поводу могу лишь сообщить, что, когда я в первый раз поступил на работу в этот оркестр, в 1973 году, то он назывался Московский Государственный Симфонический оркестр (соответственно записи в моей трудовой книжке) и входил в состав Государственного концертно-гастрольного объединения РСФСР «Росконцерт» Министерства Культуры РСФСР.

Музыканты оркестра тогда рассказывали, что совсем недавно это был Симфонический оркестр Московской областной филармонии. Удостовериться в подлинности даты изменения названия и статуса оркестра, можно лишь в архиве данных организаций.

OM19 OM20 OM21 OM22 OM23
Лев Петрович Штейнберг Николай Павлович Аносов Лео Морицевич Гинзбург Микаэл Никитович Тэриан Вероника Борисовна Дударова

Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра Народный артист СССР Лев Штейнберг. Он возглавлял оркестр вплоть до своей смерти в 1945 году. Затем руководство МГАСО осуществлялось такими прославленными советскими музыкантами, как Николай Аносов [1945-1950гг.], Лео Гинзбург [1950-1954гг.], Михаил Териан [1954-1960гг.], Вероника Дударова [1960-1989гг.]. Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны.

Левашкин Алексей Романович - тубист ГАСО СССР (1986 г.)
Левашкин Алексей Романович — туба ГАСО СССР (1986 г.)

Тубисты оркестра

Первый раз я проработал в оркестре в 1973-м году несколько месяцев, и уехал в Германию (тогда ГДР), поступив на службу в «Центральный ансамбль песни и пляски ГСВГ». До моего второго поступления в Московский Государственный Симфонический оркестр в 1981-м году, партию тубы в нем исполняли по очереди Сергей Тихонов и Юрий Стрельчук.

Соболев Юрий Павлович - туба МГАСО (примерно 1986 г.)
Соболев Юрий Павлович — туба МГАСО (примерно 1986 г.)

Более подробно о поступлении в оркестр, работе в нем, и всех перипетиях, связанных с этим, и вообще, о моей жизни и судьбе можно узнать в книжке: «Вспоминаю, как я случайно стал музыкантом» (автор А. Левашкин), на сайте «Туба в России». После меня в МГАСО партию тубы исполнял Юрий Соболев, в наши дни Рамиль Мардалимов.

Я уже рассказывал о помощи московских тубистов, которую мне оказывали в подготовке материалов для данной статьи. Далее я помещаю фотографии этих ребят и других моих коллег, о которых упоминается в данной статье.


Владимир Игнатьевич Мачехо Владимир Николаевич Досадин Михаил Федорович Аничкин Юрий Яковлевич Ларин Александр Петрович Казаченков
Владимир Игнатьевич Мачехо Владимир Николаевич Досадин Михаил Федорович Аничкин Юрий Яковлевич Ларин Александр Петрович Казаченков
Василий Алексеевич Горбенко Сергей Васильевич Тихонов Юрий Павлович Соболев Юрий Алексеевич Афонин Олег Викторович Сотников
Василий Алексеевич Горбенко Сергей Васильевич Тихонов Юрий Павлович Соболев Юрий Алексеевич Афонин Олег Викторович Сотников

Статьи по теме

Сводная таблица симфонических оркестров г.Москвы

Что такое Духовой оркестр? Давайте разберёмся

Роговой оркестр

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Двигатель утд 20 руководство по ремонту
  • Мануал по двигателям caterpillar
  • Должностная инструкция управляющего салона красоты образец
  • Чистоцвет инструкция для роз по применению
  • Руководство по эксплуатации для тгм 40 скачать

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии