Семинар классное руководство по

Симонова Светлана Ивановна, заместитель директора МОУ «ШКОЛА №
56 Г. ДОНЕЦКА»

Семинар

Классные классные или

Педагогическое мастерство
современного

классного руководителя

Цель: повышение профессионального мастерства классных
руководителей

Задачи:


составление модели современного классного руководителя;
– овладение педагогическими приёмами;


расширение и систематизация теоретических знаний о педагогических понятиях;
– обмен имеющимся опытом по работе с классными коллективами.

Ход семинара

1.     Приветствие
участников семинара. Прогнозирование результата семинара  

Только
та школа становится очагом

духовной
жизни, где помимо инте-

ресных
уроков имеются и успешно

применяются
самые разнообразные

формы
развития учащихся вне

уроков

В. А. Сухомлинский

Каждый из нас периодически вспоминает детство и часто
мысленно окунается в школьные годы. В душе мы бережно храним память о том
педагоге, с которым вместе переживали радостные минуты общения, который помогал
в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Очень
часто этим педагогом является 
классный руководитель. Он
действительно ближе всех ребенку. Проблемы здоровья, поведения, учебы, 
взаимоотношений с
одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и
многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно
сказать, что он – одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития
ребенка, становления его мировоззрения. С целью повышения
профессионального мастерства и престижа работы классных руководителей,
выявления талантливых педагогов, развития познавательной активности и
творческих способностей учащихся в нашей школе проводится «Неделя классных
руководителей».

«Школа – не здание, не
кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта,
идея, которые увлекают сразу троих –  ребенка, учителя, родителя – и тут
же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где
приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают
дни до отпуска и минуты до очередного звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»

                 
                     
                     
                     
                       А.А.Захаренко

Александр Антонович Захаренко — советский педагог, один из основателей педагогики
сотрудничества.

         Чтобы было интересно
работать, мы разделились на три группы по принципу каникул: осенние, зимние,
летние. Занятие мы проведём в форме деловой игры.

      Тема нашего семинара – «Классные классные
или Педагогическое мастерство современного классного руководителя»

2.  Создание творческой атмосферы
семинара

Я предлагаю
каждой группе вспомнить и прочитать стихотворение, соответственно названию
группы («Осень», «Зима», «Весна»)

3.    
Качества успешного классного руководителя

Составить список
качеств успешного классного руководителя, которые  ассоциируются с названиями
ваших групп. Вы записываете эти качества на листах А4 (горизонтально).

4.    
Фишбоун

Эти качества очень
необходимы педагогам для работы с классным коллективом. А какова же роль классного
руководителя при работе с классом? Сейчас мы определим это с помощью методики
«Фишбоун».

5.    
На скелет этой рыбки необходимо «нанизать» содержание (нужные
слова), чтобы он превратился в полноценную рыбку.

Роль классного
руководителя в работе с классным коллективом

 

Предполагаемые ответы

1.  
аналитик

2.  
стратег

3.  
психолог

4.  
духовный наставник

5.  
талантливый организатор

6.  
просветитель родителей

7.  
защитник здоровья
воспитанников

8.  
режиссёр

9.  
координатор

10.
мастер на все руки

11. взаимодействует с обучающимися, педагогами и родителями

12. организует в классе учебно-воспитательный процесс

13. организует систему  отношений, в том числе через органы
самоуправления

14.
организует социально значимую
творческую деятельность обучающихся

6.     Создание
Образа современного классного руководителя

У
каждой группы на столе лежит лист бумаги и фломастеры. Задание: изобразить Модель
(образон) современного классного руководителя (в любом виде: рисунок, схема,
таблица). Готовые модели прикрепляются к доске.

7.    
Проблемная ситуация

На доске размещена следующая информация:

Ведущие характеристики классного руководителя

ü
Исследовательская
компетентность

ü
Коадаптационное мастерство

ü
Методическая
компетентность

ü
Конкурентоспособность

Какой из термином вам не знаком? Переверните
Методические листы и прочитайте понятие «
коадаптационное мастерство». Стало
понятней?

Я вам раздаю вспомогательные материалы. У вас есть
несколько минут, чтобы вникнуть и дать своё объяснение, что такое коадаптационное мастерство
.

Карточка для работы

Адаптация
(от лат. аdaptatio – приспособление),
прилаживание. Это совокупность приспособительных реакций живого организма к
изменяющимся условиям существования, выработанных в процессе длительного
эволюционного развития и способных преобразовываться, совершенствоваться.

Психологическая
адаптация
– приспособление человека к существующим
в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей
данного общества.

Коадаптация (от позднелат. coadaptatio взаимное приспособление)
 в биологии
морфологическое и функциональное приспособление органов друг к другу в процессе эволюции; один из видов корреляции;
в
педагогике
– общее и взаимное приспособление к
изменившимся жизненным условиям.

Корреляция (от лат. correlatio – соотношение) – соотношение, соответствие, взаимосвязь, взаимозависимость (предметов, со-бытий, явлений или понятий).
В любом
педагогическом процессе составляющие его факторы находятся в тесной
взаимосвязи. Умение изменить один фактор так, чтобы получить соответствующее
изменение другого, сделает педагогический процесс более целенаправленным.

После того, как нам стало понятно, что это такое,
можем ли мы сказать, что мы владеем коадаптационным мастерством?

6. Практическое задание
«Копилка идей»

Понятия «классный час» и
«классное собрание»

6.1. Соотнесение
термина и объяснения

Классный час
(Час классного руководителя)

это форма
воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики
принимают активное участие в специально организованной деятельности,
способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. 

Классное
собрание

это наивысший
орган самоуправления в классном коллективе; форма работы самого ученического
коллектива, для которой характерна совместная деятельность учеников и
классного руководителя, где обучающиеся учатся общению, демократии,
сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.

7.2.         
Задание. Участникам предлагается за 2 минуты составить
список форм проведения классного часа и записать на Листе А3.

7.3.         
Творческая мастерская. Участникам предлагается определить о чём будет
классный час и в кой форме он будет проводиться, если эпиграфом взять то
стихотворение, которое команды подобрали в начале нашего семинара.

8.    
Педагогический сенкан

В конце семинара я
предлагаю составить сенкан, где вы отобразите самое главное, услышанное на
семинаре семинаре.

Схема составления сенкана (памятка)

1 строка – слово, указывающее на тему (обычно имя
существительное)

2 строка – описание темы с помощью двух
прилагательных

3 строка – описание действия, связанного с темой
с помощью трёх глаголов

4 строка – фраза из 4 слов, содержащая личное
отношение говорящего к теме

5 строка – синоним к первому слову, своего рода
итог.

«Классный руководитель»

Примерный сенкан

Педагог

Мудрый, грамотный

Воспитывает, сплачивает, заботится

Формирует дружный классный коллектив

Руководитель

8. Итог семинара

— Оправдались ли
Ваши ожидания от семинара?

И так я хочу вам
напомнить, что
 

Классный руководитель – это организатор и руководитель
целостного педагогического процесса

ü Это педагог (исследователь,
воспитатель, предметник). Он является «центром» организации, координации всех
влияний, оказываемых на отдельную личность, на коллектив учащихся;

ü это –
просветитель родителей в области воспитания;

ü это – помощник в
деятельности детских и юношеских объединений;

ü это – координатор
совместных усилий учителей-предметников, работающих в классе, психолога,
социального педагога.

Я желаю, чтобы у
вас всегда находилось время работать над собой. Педагогическое мастерство нужно
постоянно оттачивать. И тогда учащиеся смогут сказать: «А наш классный – самый
классный!»

Семинар для классных руководителей по теме:

«Воспитанием ли мы занимаемся?»

Цели:

ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля»;

подготовка учителя к анализу (самоанализу) своей педагогической деятельности на предмет ее вклада в воспитание личности;

развитие рефлексивных качеств личности педагога.

Подготовка:

1) Подготовка памятки «Признаки ситуации воспитания».

2) Подготовка листов с признаками ситуации воспитания.

3) Цветные карандаши (красный и зеленый) для каждого педагога.

4) Рулон яркой цветной туалетной бумаги для выполнения   демонстрационного упражнения.

Проведение

1.   Вступительное слово ведущего.

Отличается ли деятельность педагога по обучению учащихся от деятельности по их воспитанию? Как?

Педагог не только передающий знания, но и воспитывающий, совершает какие-то специфические действия. Какие именно?

2.   Что же такое воспитание?

Что же такое воспитание с точки зрения личностного подхода?

Воспитательная деятельность – это:

педагогическая деятельность, направленная на развитие у ребенка субъективного нравственного опыта посредством включения его в ситуацию преобразования собственной жизни, обретения ответственности, самостоятельности, критичности, системы смыслов, способности к нравственному выбору, в том числе в вопросах собственного образования;

помощь педагога в создании школьником собственного субъективного опыта, переживаний, выработки и соблюдении нравственных норм, а так же преодолении трудностей и снятии противоречий;

организация волевых, нравственных усилий школьников по работе со своим внутренним миром – ценностной, смысловой, нравственной сферы личности;

создание условий для проявления и развития личностных качеств воспитанника;

«включение» школьника в такую ситуацию, в которой он бы мог пережить события, совершить предметные или умственные действия, нравственные поступки, которые приведут его к этому опыту; это своеобразное «включение» школьника в цепь событий и их педагогическое сопровождение в событийном пространстве;

создание педагогом условий для поиска и обретения школьником смыслов ответственного, активно-творческого отношения к образованию, а так же для переноса этого опыта в область проектирования собственной жизни.

Цель воспитания – формирование нравственной культурной личности. Научить этикету, передать культурные традиции педагогу проще.  А вот как сформировать совесть, внутреннюю нравственную позицию человека?

Чтение отрывка из книги «Педагогика для всех»  Симона Соловейчика

«Если мы будем исходить из того, что у ребенка, который рядом с нами, нет совести, то воспитание станет невозможным.»

Совесть есть у всех. Не наше дело воспитывать совесть, совесть сама возникает в душе ребенка. Наше дело — воспитывать совестливость. Совесть — представление о той общей правде, на которой держится все. Постепенно ребенок начинает подчиняться не высшей морали, а групповой морали близких и уважаемых им людей, морали «эталонной группы». По совести — стыдно воровать, а с точки зрения сельских ребятишек бывает стыдно не залезть в чужой сад — это признак трусости. Поэтому, сколько бы ни уверяли мы мальчика или девочку, что плохо получать двойки, уговоры не действуют, если в классе презирают не двоечников, а отличников.

Уговоры здесь действуют мало, а наказания совсем не действуют, они лишь укрепляют уверенность ребенка в его правоте и заставляют гордиться — ведь каждый из нас гордится, если страдает за свои убеждения.

Принято считать, что если ребенку постоянно говорить «нельзя, нельзя», то постепенно это внешнее — извне идущее — «нельзя» превратится в моральную привычку, во внутреннее «не могу … иначе». Так ли это? Давайте посмотрим на эту ситуацию наглядно…

Демонстрация последствий множественных запретов.

Один педагог (желающий участвовать в демонстрации) выходит вперед.  Стул (стоит в центре, у доски,  развернут сиденьем к аудитории)- символизирует позицию школьника – «сел на школьную скамью». Садитесь, пожалуйста. Вы – школьник.

Ведущий берет на себя роль педагога, воспитывающего запретами. Итак…

1. Чтобы школьник привык к своей новой социальной позиции, важно удержать его на стуле:

— Где тебя ноги носили? Не смей туда бегать! Чтобы ноги твоей там не было! Если нет ногам покоя, значит что-то с головою! (ведущий перевязывает «школьнику» ноги)

2. Важно чтобы школьник научился самоконтролю:

— Не трогай! Не бери! Положи на место! Держи себя в руках! (ведущий перевязывает «школьнику» руки)

3. Важно, чтобы на уроках школьник был сосредоточен на учебном материале:

— Сиди спокойно! Развернись к доске! Не крутись! (перевязывают плечи).

— Не развешивай уши! В одно ухо влетело, в другое вылетело? На уроке слушай меня! (перевязывают уши)

— Не глазей по сторонам! Не заглядывай в чужую тетрадь! Глаза на доску! (завязывают глаза). Вот теперь к школьнику применен весь спектр внешних «нельзя».

Рефлексия после демонстрации:

обсуждение вопросов:

— Какие у вас есть чувства, мысли, когда вы смотрите на ученика в системе запретов идущих из вне?

— Как вы чувствуете себя, о чем думаете в роли школьника ограниченного запретами? А что вам хочется в этой ситуации? Сделайте то, что хочется.

— Насколько крепки эти запреты? Стало внешнее «нельзя» системой внутренних ценностей и руководств к действию? А почему? Пофантазируйте, а что нужно сделать в этом упражнении, чтобы «нельзя» стало «не могу»? (Укрепить путы — ужесточить запреты и систему наказаний – подергается, подергается и смирится).  Но тогда «не могу» станет не «не могу по-другому», а «не могу вообще». (Пассивность, безволие, безликость).

Вернемся к Соловейчику:

«Одним детям говорят «нельзя, нельзя», и оно превращается в «не могу», а в других случаях этого превращения почему-то не происходит…Можно заметить, что превращение «нельзя» в «не могу» почти всегда совершается в сфере «внешнего стыда», стыда разоблачения.    Глубинный человеческий стыд при нарушении правды не воспитывается запретами «нельзя, нельзя». У него другой корень — совесть.

Стыд внушить нельзя, природа стыда не позволяет внушать его. Можно тысячу раз повторять мальчишке: «Тебе должно быть стыдно!» — но ему не стыдно, и он ничего не может с собой поделать, даже если чувствует себя виноватым в том, что ему не стыдно.

Чтобы ребенка мучила совесть, чтобы он знал, что такое стыд, его нельзя стыдить. Стыдить — облегчать совесть. Сила стыда зависит не от того, насколько часто мы стыдим, а от того, насколько мы уважаемы подростком, насколько мы ему близки и дороги».

3. Работа в группах

Задание № 1.

Составьте перечень воспитательных действий педагога, продолжив фразы:

— «В ходе подготовки внеурочного занятия (урока) педагог занимается именно воспитанием, если…»

— «В процессе проведения внеурочного занятия (урока) педагог занят именно воспитанием, когда…»

— «Судя по результатам проведенного мероприятия (урока), можно утверждать, что педагог осуществляет процесс воспитания, если…»

После 10 – 15 минут обсуждения представьте размышления от своей группы.

Задание №2.

— Индивидуально ознакомьтесь со списком воспитательных действий.

— Отметьте зеленым цветом пять воспитательных действий, которые вы применяете чаще всего.

— Отметьте красным цветом пять воспитательных действий, которые вы применяете редко или не применяете вовсе к своим воспитанникам.

— На групповом листе воспитательных воздействий отметьте совпадения с тем, списком, который наработала группа. Что осталось вне поля внимания группы?

— Соотнесите свои редко применяемые воспитательные воздействия с теми воспитательными воздействиями, которые были упущены группой?

На что обратить внимание?!

Если многое совпадает, значит выявлена общая тенденция. И нужна дополнительная информация, помощь классным руководителям от администрации, методиста, психолога.

Не совпадает – ситуация локальна. Можно работать над ней в индивидуальном ключе.

Перечень действий педагога

«Я занимаюсь именно воспитанием», если:

— создаю ситуации для объединения и сплочения детского коллектива;

-создаю ситуацию для проявления ответственности и самостоятельности,    толерантности;

— учитываю возрастные особенности и жизненную ситуацию воспитанника;

— стимулирую проявление собственной инициативы ребенком;

— привлекаю в содержание воспитания жизненные факты и личный (и личностный) опыт;

— создаю ситуацию успеха;

— тренирую способность осуществлять выбор» в поле «нравственное-безнравственное» в разных жизненных обстоятельствах;

— помогаю ребенку в преодолении трудностей и снятии противоречий;

— привлекаю в процесс общения с детьми собственный жизненный, личностный опыт, но не провозглашаю: сделай, как я хочу;

— обращаюсь к формированию рефлексивных качеств личности;

— в общении с воспитанниками постоянно акцентирую внимание на том, что, зачем, почему совершаю Я, ближайшее окружение, общество;

— доверяю самостоятельности детей и надеюсь на их ответственность;

— вдохновляю на участие в общем деле на благо себе и другим;

— проявляю и демонстрирую личную заинтересованность;

— создаю и поддерживаю благоприятный психологический климат и атмосферу заинтересованности совместным бытием;

— настраиваю на удовольствие, радость (для себя и других) и успех;

— поддерживаю ситуацию взаимоподдержки и помощи».

4. Чтение завершающего отрывка

 из книги Симона Соловейчика.

«Воспитание воздействиями — это пассивная педагогика. Мы наметили в голове некий курс в виде Образа Ребенка, и теперь все наши действия определяются этим. Чуть реальный ребенок отклонится, мы начинаем реагировать. Если бы он следовал по заданной траектории поведения, мы бы спали. Мы не замечаем ребенка, мы замечаем одни лишь его недостатки.

Нравственно-духовное воспитание — это активная педагогика. Мы вызываем чувство симпатии, пробуждаем добро. Сами не спим душой и не даем заснуть душе ребенка.

Педагогика целей делает упор на то, что ребенок должен знать, должен уметь, должен понимать. Она говорит нам: надо, чтобы…  Надо, чтобы…  Педагогика средств делает упор на то, каким путем добиваться этих всем известных «должен и  должна». Она говорит: чтобы, надо… Чтобы, надо…

Чтобы дети выросли Нравственными людьми, надо добиваться от ребенка лишь того, чего мы можем добиться, не посягая на него самого. Будет нравственность — будет все; не будет нравственности — ничего не будет.»

В завершении семинара педагогам предлагается использовать признаки ситуации воспитания при конструировании урока и его воспитательного влияния, а также для проведения самоанализа воспитательного потенциала занятия. Раздаются памятки с перечнем признаков ситуации воспитания.

Признаки ситуации воспитания

(или воспитательные действия педагога)

Поддержка педагогом-воспитателем собственных усилий ребенка по нравственному самоизменению.

Становление ребенка как союзника воспитателя в преодолении собственной недостаточности, в «усилии над собой».

Акцентирование внимания педагога на сфере ценностей и смыслов совершаемых ребенком поступков, а не на внешних атрибутах и регламентации его деятельности.

Побуждение воспитанника к проявлению отношения к другому человеку как самоценности.

Формирование педагогом нравственных способностей воспитанника (к самоотдаче, к свободно избираемому нравственному поступку, к другодоминантности и т.п.).

Включение воспитанника в творческую (созидающую) жизнь с постоянной рефлексией ее целей и смыслов, каждого дела и поступка,

Побуждение воспитанника к проявлению волевого усилия, напряжения, стремления увести себя с «легкого пути»; жить по своему индивидуальному плану; помощь в продвижении по собственной траектории.

Фиксирование учителем-воспитателем внимания не на процессе и результате предметной деятельности, а на том изменении в поведении, сознании, нравственно-смысловой сфере личности (или возможности его), которое ожидаемо.

Формирование активной позиции воспитанников в процессе приобретения знаний, в социальных проектах, вследствие чего в их деятельности реализуются черты добровольности, мотивированности, самоорганизации.

Включение школьника в ситуации-события, ставящие его перед необходимостью проявления личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслотворчества, ответственности, воли, творчества, произвольности и др.) при решении экзистенциальных вопросов.

Цель: повышение профессиональной
компетенции классных руководителей

Задачи:

  • актуализировать чувства и эмоции педагогов по
    отношению к родителям «группы риска»:
  • обратить внимание педагогов на типологию
    родителей «группы риска»,
  • помочь классным руководителям в осознании
    вербальных и невербальных барьеров в общении с
    родителями «группы риска»;
  • способствовать формированию навыков
    эффективного общения педагогов с родителями
    «группы риска», развитию эмпатии по отношению к
    родителям «группы риска».

Необходимые материалы: листы А4,
бланки для упражнений, ручки, газеты

Формы работы: мини-лекция, мозговой
штурм, работа в группах, практические упражнения.

План семинара

1. Организация пространства

2. Приветствие. Знакомство с участниками.
Введение в тему.

Приветствие ведущего.
Упражнение «Имя+ настроение руками»
Упражнение «Продолжи предложение»

3. Основная часть. Блок 1

Упражнение «Солнце-воздух – вода»
Упражнение «Ассоциации»
Мини-лекция «Типы неблагополучных семей.
Психологические особенности родителей «группы
риска»
Упражнение «Графическое изображение
взаимодействия классного руководителя и
родителя «группы риска»
Упражнение «Мозговой штурм» «Позиции родителей
«группы риска» по отношению к школе, педагогам.
Причины. Трудности взаимодействия»
Упражнение «Где моя пара?»
Упражнение в парах «Чувства родителей «группы
риска» при взаимодействии с классными
руководителями, педагогами»

4. Перерыв

5. Основная часть. Блок 2

Упражнение «Разгоняем паровоз»
Мини-лекция с демонстрацией практических
упражнений «Психологические методы и приемы
эффективного взаимодействия классного
руководителя с родителями «группы риска»
Упражнение «Здравствуйте!»
Упражнение-эксперимент «Уважаемая, Мария
Ивановна»
Знакомство с памятками «Техники установления и
поддержки эмоционального контакта с родителем»,
«Техники и приемы привлечения внимания,
пробуждения интереса собеседника», «Техники и
приемы, способствующие ориентации в проблемах,
интересах, мотивах и позициях собеседника
Знакомство с памяткой «Методы и приемы снижения
эмоционального напряжения».
Упражнение « Нас с тобой объединяет»+
«Подчеркивание значимости»
Мини-лекция «Рефлексивное слушание и
«Я-сообщение» как эффективные способы
взаимодействия классного руководителя с
родителем «группы риска».
Знакомство с памяткой «ТЕХНИКА АКТИВНОГО
СЛУШАНИЯ».
Мини-тест «Умеем ли мы слушать»
Знакомство с памяткой «Теория «Я-высказывания».
Упражнение «Правила эффективного
взаимодействия классного руководителя с
родителем «группы риска».

6. Заключительная часть

Упражнение «Приемы «психологической
самоочистки» педагога»
Упражнение «Солнце: лучики резерва»
«Круг обратной связи»
Заполнение анкет обратной связи
Ритуал завершения.

ХОД СЕМИНАРА

1. Организация пространства

2. Приветствие. Знакомство с участниками.
Введение в тему

Приветствие ведущего

Упражнение «Имя + настроение руками»

Ведущий предлагает педагогам познакомиться,
назвать свое имя и показать свое настроение
сейчас с помощью рук, без слов. Следующий
участник называет имя и показывает настроение
предыдущего, а затем представляется сам и
показывает свое настроение. И так как «снежный
ком» до последнего участника. Первым
представляется ведущий и показывает свое
настроение.

Упражнение «Продолжи предложение»

Участникам раздаются карточки с началом
фразы«Родители «группы риска» — это…». Задание:
быстро, не раздумывая в течение 1 минуты
продолжить фразу и передать ведущему. Листочки
не подписываются. Ведущий обобщает
представления участников о родителях «группы
риска» (на уровне сознания): раскладывает их,
советуясь с участниками, на три группы –
«нейтральное отношение», «негативное
отношение», «позитивное отношение».
Как правило, негативного отношения, восприятия
родителей «группы риска» бывает в разы больше,
чем в остальных группах.
Далее проводиться обсуждение результатов
выполнения данного задания и причин негативного
восприятия большинством педагогов родителей
«группы риска».

3. Основная часть

1 блок

Упражнение «Солнце – воздух – вода»
(деление на 3 подгруппы).
Ведущий просит участников разделиться на три
подгруппы с помощью расчета на
солнце-воздух-воду. А затем размещает группы
«Солнце», «Воздух», «Вода» в разных частях
аудитории.

Упражнение «Ассоциации»

Каждая подгруппа придумывает свои ассоциации с
«родителями группы риска» и записывает их на
своем листе.
1 – ассоциация «растения» («Если бы родители
«группы риска» были растениями, то это были бы…»)
2 – ассоциация «транспортное средство» («Если бы
родители «группы риска» были бы транспортными
средствами, то это были бы…»)
3 – ассоциация «животное» («Если бы родители
«группы риска» были бы животными, то это были
бы…»).
Время выполнения – 2 минуты.

Далее представитель каждой подгруппы
рассказывает об ассоциациях участников (их может
быть несколько) и коротко поясняет «почему»
сравнили с тем или иным. Ведущий предлагает
проанализировать участникам, ассоциаций какого
плана было больше — негативных, позитивных,
нейтральных- и почему.  Причиной данной
ситуации многие педагоги считают свой
отрицательный опыт, накопленный в общении с
родителями «группы риска» в своей деятельности.

Обобщение: все родители очень разные.
И даже родители «группы риска» при казалось бы
однозначном критерии отнесения к этой группе –
тоже разные.

Мини-лекция «Типы неблагополучных семей.
Психологические особенности родителей «группы
риска»

Упражнение «Графическое изображение
взаимодействия классного руководителя и
родителя «группы риска»

Каждому участнику предлагается выполнить
следующее задание: на предложенном листе с
помощью двух кругов изобразите себя и типичного
для вас родителя «группы риска» во
взаимодействии, отразите на рисунке именно свой
тип взаимодействия с родителями. Затем каждый
участник показывает группе свой рисунок и
поясняет свой вариант. Далее ведущий предлагает
участникам объединиться в группы по похожести
рисунков и придумать название выбранного
способа взаимодействия КР (кл. руководителя) с
Ргр (родителем «группы риска»).

Упражнение «Мозговой штурм» (Приложение
1
)

Выполняется на листах в образованных в
предыдущем упражнении подгруппах. Тема: «Позиции
родителей «группы риска» по отношению к школе,
педагогам. Причины. Трудности взаимодействия».
Представление каждой подгруппой своей работы.
Обсуждение.

Упражнение «Где моя пара?»

Участникам предлагается найти себе пару в
аудитории по принципу «Размер ладони у нас
похож» (измеряем только путем накладывания
«ладонь-ладонь»)

Упражнение в парах «Чувства родителей «группы
риска» при взаимодействии с классными
руководителями, педагогами» (Приложение
2
)
В парах распределяются роли: один – «классный
руководитель», другой – «родитель «группы
риска». Каждой паре дается карточка с ситуацией.
Необходимо в парах согласно ролям проиграть
предложенную ситуацию. Задача каждого: понять,
какие чувства в данной ситуации испытывает
родитель «группы риска». (Предположить причину).
Далее идет обмен ролями и проигрывание другой
ситуации. Обсуждение: чувства родителей «группы
риска» при общении с классным руководителем.

4. Перерыв 5 минут

5. Основная часть

2 блок

Упражнение на снятие психоэмоционального и
физического напряжения «Разгоняем паровоз»

Участникам предлагается по очереди совершать
по два хлопка ладонями так, чтобы получился звук
разгоняющегося паровоза. Ведущий показывает
необходимую мелодию хлопков. Упражнение
проходит очень активно и снижает напряжение от
усталости.

Мини-лекция с демонстрацией практических
упражнений «Психологические методы и приемы
эффективного взаимодействия классного
руководителя с родителями «группы риска»
(Приложение 3)

С чего обычно начинается общение двух людей. С
приветствия, в нашем случае – со слова
«Здравствуйте». И оно может происходить по
разному и иметь в результате различный
результат.

Упражнение «Здравствуйте!» (Приложение
4
)

Каждому участнику дается карточка с названием
эмоции, которую может испытывать любой человек.
Задача: не показывая карточку остальным
участникам, произнести слово «Здравствуйте»,
пытаясь изобразить предложенную эмоцию. Задача
остальных при этом: попробовать понять, какие
чувства, эмоции вложил в это слово участник и
назвать ее. Дополнительно: а что вы почувствовали
в этот момент сами? Хочется ли дальше строить
разговор?

Обобщение:  все успешно справились
с данным заданием, то есть понимание, «как надо» и
«как не надо» у нас есть. Но не все так просто:
порой мы настолько переполнены своими чувствами
(чаще негативными) по поводу родителя «группы
риска», что, как бы мы не пытались соблюдать все
необходимые рекомендации для эффективного
общения, родитель «группы риска» (а он тоже
человек!) в первые секунды «считывает» все наши
эмоции и чувства на невербальном уровне, вне
зависимости от того, какие бы «сладкие» речи мы
не говорили при этом.

Упражнение-эксперимент «Уважаемая, Мария
Ивановна»
(Приложение 5)

Среди участников выбирается 5 человек, которые
будут  «классными руководителями» и
произносить предложенную фразу так, как написано
у них в карточке. Задача еще 5-ых — они«родители
«группы риска»: отслеживать свои эмоции и
чувства и проговаривать их после каждого
произнесения фразы.

Обобщение: ЧУВСТВА РОДИТЕЛЯ «ГРУППЫ
РИСКА» И ЕГО НАСТРОЙ В ОБЩЕНИИ С КЛ.
РУКОВОДИТЕЛЕМ, ОЧЕНЬ ЗАВИСИТ ОТ НАШЕГО НАСТРОЯ
(ПРИНЯТИЕ – ПОНИМАНИЕ-ПОДДЕРЖКА), НЕВЕРБАЛЬНОГО
И ВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Знакомство с памятками «Техники установления и
поддержки эмоционального контакта с
родителем»,  «Техники и приемы привлечения
внимания, пробуждения интереса собеседника»,
«Техники и приемы, способствующие ориентации в
проблемах, интересах, мотивах и позициях
собеседника (Приложение 6)

Важно – с какими чувствами пришли к нам
родители «группы риска». От нас – умение снижать
эмоциональное напряжение у партнера по общению.
Эта способность  является также очень важной
для разрешения любой психологической проблемы,
для выхода из стрессовой ситуации.

Знакомство с памяткой «Методы и приемы
снижения эмоционального напряжения» (Приложение
7
).

Предлагаю активно проработать некоторые
приемы снятия напряжения.

Упражнение «Нас с тобой объединяет» +
«Подчеркивание значимости»

Каждый участник по кругу, обращаясь по очереди
к трем другим участникам (третий справа сосед,
третий слева сосед и сосед напротив), находит
общее между собой и тем человеком, к которому он
обращается, заканчивая следующее предложение
«Нас с тобой объединяет…» + «Мне нравится в
тебе…»

Психологические приемы, рекомендуемые в случае
бурной негативной реакции, поведения родителя
«группы риска» в общении:

  • Проговаривание своих эмоций, открытое их
    предъявление (и, тем самым, их «обесточивание»),
  • Ответное противостояние (вербальное, взглядом,
    позой…),
  • Обесценивание ситуации, снижение ее значимости,
  • «изменение» ситуации (представление
    прозрачного экрана, от которого отскакивают
    слова, «уменьшение», «отдаление» обидчика,
    представление его ребенком…),
  • озадачивание, сбивание с толку неожиданными
    репликами, жестами,
  • «дзюдо» (благодарить за критику, соглашаться с
    ней, записывать слова «нападающего», просить
    повторить),
  • телесные реакции (глубокое дыхание, разворот
    плеча, «пропуская» мимо себя агрессию…).

ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ВСЕГДА НЕОБХОДИМА
ДЕМОНСТРАЦИЯ РАВНОЙ ПОЗИЦИИ!

Мини-лекция «Рефлексивное слушание и
«Я-сообщение» как эффективные способы
взаимодействия классного руководителя с
родителем «группы риска
»

Знакомство с памяткой «ТЕХНИКА АКТИВНОГО
СЛУШАНИЯ».

Мини-тест «Умеем ли мы слушать» (Приложение
8
)

Многие педагоги говорят: «Чувства родителя,
эмоции родителя… А у меня тоже есть чувства и
хорошо бы, чтобы родитель тоже знал о них!».
Сообщать родителю о чувствах, испытываемых
педагогом, можно как эффективно, так и не
эффективно. Различие станет понятным, если
уяснить разницу между конструкциями:
«ТЫ-сообщение», «Я-сообщение».

Знакомство с памяткой «Теория
«Я-высказывания».
Формула «Я-сообщение» оказывается более
эффективной, поскольку она реализует доверие и
уважение, давая родителю возможность сохранить
хорошее самочувствие и желание и дальше
взаимодействовать с педагогом.

ВАЖНО! ПОКАЗ ВЕРЫ В РОДИТЕЛЯ!!!

  • забыть о прошлых неудачах родителя,
  • помочь родителю обрести уверенность в том, что
    он справится с данной задачей,
  • позволить родителю начать с нуля, опираясь на
    то, что педагог верит в него, в его способность
    достичь успеха,
  • помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а
    не к ошибкам.

Упражнение «Правила эффективного
взаимодействия классного руководителя с
родителем «группы риска».

  • каждый на карточке пишет 3 основных по его
    мнению правила эффективного взаимодействия
    классного руководителя с родителем «группы
    риска».
  • Затем объединились в 3 группы, обсуждение,
    составление общих правил, включающих все
    предложенные,
  • Затем объединение в одну группу: ведущий
    обобщает и записывает на общем листе группы.

6. Завершение

Взаимодействие с родителями «группы риска»
часто психологически более
тяжело, чем с обычным родителем. Психологических
сил педагога тратится больше. В связи с этим
необходимо владеть приемами «психологической
самоочистки». Участникам предлагается обсудить
приемы, которые они используют. Например, приемы:
– приемы отреагирования – рассказать о ситуации
другому человеку, сделать физическое упражнение,
– ритуалы самоочистки – сменить одежду, умыться,
«стряхнуть грязь» с рук, смотреть на горящую
свечу, «сжигающую» психические загрязнения и т.д.

Упражнение «Солнце: лучики резерва» (Приложение 9)

Каждый участник получает карточку с
изображением солнца. Задание: на кружочке
написать свое имя, а на лучиках – свои качества и
умения, которые помогают/помогут вам эффективно
взаимодействовать при общении с родителями
«группы риска». По желанию написанные качества
зачитываются всем.

Упражнение «Снежки»

Участникам предлагается из газет сделать путем
активного «сминания» 3 снежка. Затем группа
делится на две подгруппы, которые выстраиваются
в две шеренги друг напротив друга на расстоянии 2
метров. Ведущий отмечает линию между шеренгами,
за которую переходить нельзя и объявляет
задание: участники будут играть в «снежки», игра
проходит в три тура по 30 секунд каждый, в течении
которых командам необходимо перекинуть как
можно больше «снежков» на сторону противника,
поднимая при этом «снежки» противника на своей
стороне и перекидывая их обратно. По сигналу
ведущего игра прекращается и подсчитывается
количество «снежков» на стороне каждой команды.
По итогам трех туров определяется команда –
победитель, которая получает свои заслуженные
аплодисменты от команды противника и ведущего.
Это упражнение проходит очень весело, активно и,
как говорят его участники, помогает сбросить
напряжение и придает сил и энергии для жизни.

«Круг обратной связи»

Ведущий предлагает участникам семинара
обменяться своими ощущениями, чувствами, мнением
о семинаре по схеме: «Я сейчас чувствую… я
думаю… я хочу сделать…»

Заполнение анкет обратной связи (Приложение 10)

Ритуал завершения – упражнение «Спасибо за
общение»

Первый участник подходит к любому из остальных,
пожимает ему руку со словами: «Спасибо тебе за
сегодняшнее общение» и остается с ним за руку.
Затем второй участник вместе с первым (за руку)
подходит к любому из остальных и тоже пожимает
руку с теми же словами и так далее, пока все
участники группы не окажутся «связанными»
рукопожатиями. В завершении ведущий благодарит
всех педагогов за работу и предлагает всем
вместе крикнуть во весь голос что-то ободряющее и
сплачивающее классных руководителей, например:
«Вместе мы – сила!». 

22

Лимонько Алла Станиславовна,
методист по дополнительному образованию
и воспитательной работе
городского методического центра
отдела образования
администрации города Тореза

Семинар-практикум для руководителей школьных методических комиссий классных руководителей

«Педагогический мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы»

Цель: представить алгоритм организации системного внутришкольного педагогического мониторинга эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы.

Задачи:

  1. Определить роль мониторинга в решении задач эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы.

  2. Познакомить  с  опытом внедрения внутришкольного педагогического мониторинга эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы.

  3. Организовать обсуждение проблемы организации педагогического мониторинга эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы.

Структура семинара

Этап

Методы и формы

Время

Ожидаемые результаты

1. Введение

Постановка проблемы

5 минут

Классные руководители должны понимать цели семинара

2. Определение понятий

Индивидуальная работа

10 минут

Определение понятия «мониторинг», «мониторинговые исследования», виды мониторинга.

3. Изучение проблемы

Выступление  кл.руководителей (теория и представление опыта)

30 минут

Классные руководители получают информацию о видах мониторинга и мониторинговых исследований.

4. Решение проблемы

Работа в малых группах

25 минут

Классные руководители выполняют задания и предлагают виды мониторинга, которые используют в своей деятельности.

5.Выводы.

Рефлексия.

15 мин.

«Круг обратной связи».

Всего

1 час 30 мин.

Приветствие (методист ГМЦ Лимонько А.С.). Добрый день, уважаемые коллеги! Рады приветствовать вас на семинаре-практикуме «Педагогический мониторинг эффективности воспитательного процесса, воспитательной системы».

Хочется начать семинар с притчи о воспитании.

Пять качеств карандаша

Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает: 
— Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне? 

Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку: 

— Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш…

Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.

— Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел! 

— Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.

Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле.

Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.

В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя — не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.

В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.

И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг.

1.Введение. Постановка проблемы.

Почему я выбрала эту притчу? Согласно притче, бабушка дала толчок своему внуку к анализу своих качеств, своих поступков, заставила задуматься о том, что в жизни можно все исправить, но при этом не забывать, «какой ты след оставишь». А педагогам поможет правильно направить развитие личности ученика изучение его характера, его участия в жизни класса и школы, педагогический мониторинг, о чем и пойдет речь на нашем семинаре.

2. Начнем с определения понятий (ведет руководитель ГМНК классных руководителей С.В. Толмачева).

Основными понятиями при изучении этой темы являются: «мониторинг», «мониторинговые исследования», «воспитанность»

Прием “Составление кластера” (в 3-х группах – определить группы можно разными способами (кленовый, дубовый, осиновый и т.д. листья).

Что такое «мониторинг», «мониторинговые исследования», «воспитанность»?

Варианты результатов работы групп

Одно из определений

Мониторинг — процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.

3. Изучение проблемы

Давайте сейчас поговорим с вами об особенностях мониторинга в школе.

3.1. Слово методисту по воспитательной работе ГМЦ Лимонько А.С.:

— Уважаемые коллеги! Внедрение нового Государственного образовательного стандарта — это инструмент перестройки научных основ образования, он приводит к внедрению и расширению всего учебно-воспитательного процесса. Программа воспитания, развития и социализации обучающихся очень важна, и ход ее реализации – необходимое звено в деятельности педагогического коллектива.

Для обеспечения обратной связи, которая осведомляет о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям, осуществляется мониторинг, в рамках которого проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. Основными принципами организации мониторинга являются принцип системности, который предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся; принцип личностно-социально-деятельностного подхода; принцип объективности; принцип детерминизма (причинной обусловленности); принцип признания безусловного уважения прав, который предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.

Конечно же, образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности воспитательного процесса в школе.

Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.

Вопрос систематического контроля качества учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися.

Чрезвычайно значимым сегодня является процесс непрерывного оценивания состояния и результатов динамического самодвижения школы и ее инновационных преобразований.

Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Что же такое мониторинг? Педагогический мониторинг можно рассматривать как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.

Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.

Мониторинг – это не просто контроль или диагностика чего-либо. Мониторинг идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности. Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений. 

Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближних и дальних целей.

Основным объектом мониторинга в ОУ является педагогическая система, которую условно можно разбить на блокиКроме того, в качестве объекта может выступать социум и родители. 

В школе создается банк данных, полученных в ходе мониторинга, по многим направлениям, в частности: 

1.Уровень успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся.

2.Организация процесса обучения (посещаемость учебных занятий, использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися и др.).

3.Уровень воспитанности учащихся.

4.Уровень работы по сохранению здоровья детей.

5.Уровень профессионального мастерства педагогов.

Эти данные должны использоваться педагогическим коллективом при разработке и мониторинге Программы развития школы, составлении учебного плана, постановке задач учебно-воспитательной работы.

Результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.

Мониторинг успеваемости учащихся позволяет видеть динамику (возрастание и убывание) основных показателей успешности каждого класса и принимать управленческие решения в зависимости от этой динамики: брать классы на классно-обобщающий контроль, включать необходимый контроль в план внутришкольного контроля.

По результатам диагностики составляются таблицы, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей. А далее следует этап коррекции.

3.2. О том, как можно мониторить уровень воспитанности учащихся расскажет руководитель ГНМК классных руководителей С. В. Толмачева:

Что такое воспитанность? На сегодняшний день воспитание и воспитанность – это феномены, имеющие большую значимость. Конечно, современное общество требует новых взглядов и идей. Не следует утверждать, что принципы, на которых зиждется психология воспитания, устарели. Они просто требуют изменения и трансформации в связи с общественным развитием. Эта проблема становится все более актуальной в научном мире и требует переосмысления.

Исследование такого вопроса, как воспитанность человека, обосновано методами и подходами педагогической науки, которые характеризуются надежностью и валидностью. Также воспитанность – это система общественных понятий, которые определяют жизнь человека (например, отношения, желания, ценности, поступки). Воспитание личности сочетает в себе общий и индивидуальный аспекты, которые имеют выражение в потребностях, ценностях, желаниях, мотивах и ориентациях. Они имеют поведенческую форму, проявляющуюся в следующем:

— Отношениях человека с внешним миром и своей жизнью.

— Отношении к достижениям цивилизации и культурным ценностям.

— Стремлении к реализации своих целей и потенциальных возможностей.

— Чувстве общности с окружающими людьми.

— Уважении прав и свобод ближнего.

— Активной жизненной и социальной позиции.

— Отношении к себе как к носителю индивидуальности.

Определение уровня воспитанности должно касаться не только отдельно взятого человека, но и целых групп людей и народов. Чтобы достичь этой черты характера, используют системную деятельность государственных и общественных институтов, отличающуюся целенаправленностью, для создания специальных условий, культивирующих воспитанность. Этот процесс называется воспитанием.

Воспитанность – это та характеристика, которая дает человеку больше возможностей сделать много хорошего для других людей, для себя. Социализация индивида включает в себя процесс воспитания, и ему отводится немаловажное значение.

Определение уровня воспитанности

Совокупность методов и методик, направленных на изучение уровня воспитанности, сформированности тех черт и личностных свойств человека, которые проявляются во взаимоотношениях между людьми, называется диагностикой воспитанности. Рассмотрим более детально это понятие. Диагностировать уровень воспитанности учащегося довольно сложно, ведь на саму процедуру могут воздействовать различные факторы внешней и внутренней среды. Например, отсутствие или ненадежность методик исследования, окружение и многое другое.

Чтобы можно было определить уровень воспитанности учащегося или взрослого человека, проводится сравнение данных, полученных в результате диагностики, с установленными нормами. Разница между исходным и финальным показателем говорит нам об эффективности воспитательного процесса.

Классификация критериев воспитанности

Еще раз повторим: эталонными характеристиками являются критерии воспитанности, которые на данный момент делятся на разные подвиды. Первая классификация подразделяет критерии на 2 группы: 1. Те, которые имеют связь с явлениями, не заметными для воспитателя, – планы, мотивационная сфера и убеждения человека. 2. Те, которые связаны с выяснением внешней формы продуктов воспитания – суждения, оценки и поступки. Вторая классификация делит критерии на следующие:

  • Содержательные. Они определяют то, насколько была усвоена содержательная сторона воспитания (знания, общественное поведение, положительные черты характера и полезные привычки).

  • Оценочные. Они направлены на четкую диагностику отдельного качества, то есть определяется уровень его сформированности.

Третья классификация выделяет такие критерии воспитанности:

  • Частные. Они применяются для получения промежуточных результатов в процессе воспитания.

  • Общие. Они выражают уровень воспитанности, которого достиг коллектив или личность.

Технология диагностики воспитанности

В процессе исследования такого качества, как воспитанность, ученые советуют соблюдать технологию, которая включает в себя ряд этапов.

Во-первых, экспериментатор организовывает классное собрание, на котором можно обсудить каждого школьника, или собрание коллектива. Только высказывания должны иметь вежливую форму и не нести большого негатива. Во-вторых, испытуемым предлагается дать самостоятельную оценку и характеристику себя по всей шкале. В-третьих, организовывается собрание учителей, где они обсуждают результаты исследования и сравнивают их с исходниками и критериями воспитанности. В-четвертых, каждый ученик получает общую оценку по шкале воспитанности. В-пятых, полученные результаты оформляются в таблицах и диаграммах. Школа и учителя имеют немаловажное значение в формировании воспитанности ученика, но роль семьи в воспитании ребенка еще больше.

Как исследуется воспитанность?

Диагностические методы:

Наблюдение. Этот метод позволяет получить информацию о свойствах личности благодаря поведенческим проявлениям в разных жизненных ситуациях.

Беседа. В процессе диагностической беседы экспериментатор уже может определить относительный уровень воспитанности учащегося.

Анкетирование. Ученые разработали специальный тест под названием «Анкета воспитанности». Испытуемый заполняет бланк с вопросами, а экспериментатор анализирует содержание ответов. Метод анализа и статистические методы обработки данных.

Диагностика воспитанности также включает биографический метод, анализ продуктов деятельности и т.д. Стоит отметить, что ни один прием не обладает полной универсальностью, ведь существуют некоторые требования к их применению. Поэтому, если экспериментатор хочет получить объемные достоверные данные, он должен использовать ряд методов и весь комплекс диагностического инструментария. Использование нескольких методов предоставляет следующие возможности: четкий и полный анализ качеств личности; снижение субъективности в оценке воспитанности, ведь полученные факты получены от различных методов диагностики; определение минусов и недостатков в воспитательном процессе учащихся.

Благодаря компьютеризации диагностической технологии получать и обрабатывать информацию по уровням воспитанности стало намного проще, и общие выводы говорят о достоверности и надежности имеющихся данных. Но любая педагогическая технология, в том числе и диагностическая, имеет как преимущества, так и недостатки.

Во-первых, диагностика воспитанности – сфера недостаточно изученная, и поэтому ее методологическая база разработана недостаточно. Педагог, планирующий диагностику, столкнется с ненадежностью тех или иных методик, и результаты, которые он получит, будут недостаточно точными и надежными.

Во-вторых, множество методов, используемых в диагностике, характеризуются трудоемкостью и требуют достаточно большого количества времени. Например, точность результатов наблюдения будет зависеть от его длительности.

В-третьих, определенные средства, такие как анкетирование и беседа, вряд ли дадут точные и достоверные данные. Использование различных методов и методик диагностирования воспитанности позволяет педагогу целостно рассмотреть это явление.

Конечно, есть некоторые недостатки и погрешности в представленной технологии, но ее успешно применяют специалисты в своей практической деятельности.

3.3. Выступление Козачковой Ю.В., учителя начальных классов МОУ «Школа №13 г. Тореза»

«Изучение уровня воспитанности учащихся»

Эффективность воспитательной работы школы определяется воспитанностью учеников и выпускников школы, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

Интегральным показателем воспитанности является общественная направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношения к окружающему миру. Главные виды направленности: «на себя», «на объект», «на других людей». Например, «на себя»: быть здоровым, жить весело, развлекаться; «на объект»: наличие интересного дела, увлеченность занятием; «на других людей»: желание помочь окружающим, наличие друзей.

Другим подходом к характеристике направленности личности является положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.

Кроме того, показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения.

Нет единой программы, определяющей требования к воспитанности школьника. Это невозможно сделать, так как существуют самые различные типы общеобразовательных школ, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга. В этой связи каждое учебное заведение в праве само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет направлен педагогический процесс в данной школе. В качестве ориентира для характеристики воспитанности выпускникам можно выбрать ряд интегральных отношений к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

Для изучения результатов и эффективности воспитательного процесса в школе наиболее объективными и реально измеряемыми показателями являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки учащихся. Поскольку реальным проявлением воспитанности являются поступки, то важно зафиксировать их, наблюдая за поведением учащихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора школьниками своих действий.

Одним из методов изучения направленности личности может стать добровольное участие учащихся в делах школы. Например, в школе через определенный промежуток времени появляются следующие объявления:

1. Ребята! Поможем учителям в оформлении сцены для концерта ко Дню освобождения Донбасса. 5 сентября приглашаем всех желающих в актовый зал к 15.00.

2. Всех желающих приглашаем на заседание СМИД (Союз Мальчишек и Девчонок) на разговор-поиск «Как нашу школу сделать красивой и уютной».

3. Тех, кто хочет принять участие в подготовке и проведении новогоднего праздника для младших школьников, ждем 25 ноября в 14. 00 в актовом зале школы.

Направленность личности учащегося достаточно ярко проявляется в ситуации выбора. Старшеклассники с большой заинтересованностью готовятся к проведению вечера. Но в первом классе заболел учитель, и у малышей может не состояться экскурсия. Старшеклассникам предлагается отказаться от участия в вечере и отправиться с младшими на экскурсию. Как поведут себя старшеклассники, какая реакция на просьбу возникнет у них – все может характеризовать воспитанность учащихся.

Поведение школьников в ситуации выбора свидетельствует о ведущих мотивах выбора. Например, в школе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня занятий, которые могут быть предложены, и которые зависят от реальных ситуаций в школе, от тех дел, к которым дети готовятся. Сопоставление результатов выбора учащимися занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы из поведения и деятельности. Увеличение числа выпускников школы, проявляющих активность при оказании содействия другим людям, свидетельствует о повышении эффективности воспитательной работы школы.

Другие методы мониторинга попробуем изучить практически (индивидуальная работа).

Направленность личности может быть изучена с помощью метода «недописанный тезис».

Предлагаем вам за небольшой промежуток времени закончить одно или несколько предложений. (Времени для завершения фразы дается, как правило, не более 15-20 секунд, затем идет начало следующего предложения). Например:

·Человек счастлив, когда…

· В хорошей школе всегда…

· Если бы я нашел клад, то…

·Если бы я все мог, то я…

·Самое главное в жизни…

·Нельзя прожить без…

При обработке материалов, полученных в результате использования данного метода, мнения школьников необходимо сгруппировать таким образом, чтобы можно было определить соотношение ценностей учащихся:

а) индивидуалистических или общественных;

б) вещно-предметных или духовных;

в) содержащих зло или добро для окружающих;

г) направленных на созидание или разрушение.

Направленность личности школьника, характер его ценностей можно выяснить с помощью анкеты, в которой предлагается дать ответ на следующие вопросы и задания:

1. Почему нельзя опаздывать на урок?

2. Напиши 10 слов или фраз, отвечая на вопрос: что ты большего всего ненавидишь?

3. Что ты собираешься делать в свободное время?

4. Напиши три желания в порядке их значимости для тебя.

Определение ведущих мотивов в школе возможно с помощью ранжирования. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в деятельности. Для ответа используется следующая шкала:

3 – привлекает очень сильно;

2 – привлекает в значительной степени;

1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности?

1. Интересное дело.

2. Возможность общения с разными людьми.

3. Возможность помочь товарищам.

4. Возможность передать свои знания.

5. Возможность творчества.

6. Возможность приобрести новые знания, умения.

7. Возможность руководить другими.

8. Возможность участвовать в делах своего коллектива.

9. Возможность заслужить уважение товарищей.

10. Возможность сделать доброе дело для других.

11. Возможность выделиться среди других.

12. Возможность выработать у себя определенные черты характера.

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) общественные мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (1, 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия в деятельности.

Установление эффективности воспитательной работы в школе предполагает сравнение показателей, характеризующих выпускников в течение нескольких лет. С этой целью можно оформить таблицу, в которой проанализировать за 2-3 года динамику изменения процента учащихся выпускных (9 и 11) классов, проявивших себя при проведении методик.

Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность:

1. Определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств;

2. Найти дифференцированный подход для формирования гражданской позиции учащихся в ОУ.

Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в учебной деятельности и поведении, активной общественной и гражданской позиции. Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.

Низкий уровень воспитанности представляется слабым, неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями.

Недопустимый уровень воспитанности школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.

Предлагаемую процедуру мониторинга рекомендуется проводить трижды с интервалом в 6-7 месяцев (в течение полутора-двух учебных лет). После второго этапа целесообразно провести «Коррекционно-развивающую программу». И тогда третий, заключительный этап мониторинга, принесет серьезные позитивные изменения в результаты.

Более того, участие педагогов образовательного учреждения (социальных педагогов, заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей, психологов и т. д.) в процедуре исследования «Мониторинга уровня воспитанности», подведение итогов исследования, а также – в «Коррекционно-развивающей программе», значительно повысит их компетентность как специалистов в области воспитания, а в частности – в профилактической работе.

Мониторинг воспитательной работы в ОУ (определение уровня воспитанности учащихся)

Ученый-психолог С.С. Бубнова разработала оригинальный подход к исследованию ценностных ориентаций личности, включающий: концепцию ценностных ориентаций как системообразующего фактора личности; методологические принципы исследования (нелинейность, иерархичность и динамичность).

Предлагаемые варианты мониторинга процесса воспитания в школе.

Что изучается (предмет мониторинга)

Как изучается

(механизм мониторинга)

1.Личность школьника как главный показатель эффективности процесса

воспитания.

Тестовая диагностика личностного роста школьников.

(«Уровень воспитанности учащихся». Методика Н.П. Капустина. «Ценностные ориентации». Методика С.С. Бубновой)

Методика индивидуального диагностического собеседования. (Методика «Жизненный опыт» Н. Е. Щурковой)

2.Детский коллектив как

условие развития личности школьника.

Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» А.Н. Лутошкина.

Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе.

3.Профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника.

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания.

4.Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.

Экспертный анализ и оценка организационных условий процесса воспитания.

4.1.Материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания.

Качественный и количественный анализ материально-технического оснащения процесса воспитания (оборудования, аппаратуры, культурно-массового, туристского, спортивного снаряжения, библиотечно-информацнонного фонда и т.д.), исходя из реальных материальных возможностей образовательного учреждения.

4.2.Укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания.

Анализ штатного расписания образовательного учреждения на предмет наличия необходимых и достаточных для осуществления процесса воспитания педагогических кадров (это могут быть классные руководители и классные воспитатели, зам. директора по воспитанию и организатор внеклассной работы в школе, старший вожатый и педагог дополнительного образования, социальный педагог и школьный психолог) и их профессиональной квалификации.

4.3.Предметно-эстетическая среда, в которой организуется процесс воспитания.

Анализ предметно-эстетической среды образовательного учреждения.

4.4 .Деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников.

Анализ деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников. (М.И.Рожков.)

4.5.Программное обеспечение процесса воспитания.

Анализ концепций, программ, планов воспитания в образовательном учреждении.

  1. Решение проблемы. Работа в малых группах.

— Уважаемые коллеги! Давайте попробуем использовать различные методики по определению воспитанности класса. Представитель от группы выберет методику, вы поработаете, подведете итоги и расскажете о своих впечатлениях. (Приложение. Папка «Раздаточный материал»).

Классные руководители выполняют задания и предлагают виды мониторинга, которые используют в своей деятельности

Рекомендации семинара: 

  1. Рекомендовать педагогам, специалистам, классным руководителям активизировать мониторинговую деятельность, эффективнее использовать потенциальные возможности участников образовательного процесса.

  2. Продолжить обучение, воспитание и развитие личности в инновационной системе, сочетая различные формы и методы для повышения социальной активности, инициативы и творчества учащихся.

  3. Педагогам, классным руководителям продолжить работу с Портфолио учащихся с целью оценки результатов их деятельности.

5.Выводы

Рефлексия впечатлений. «Круг обратной связи»

Что мне понравилось?

Что мне не понравилось?

Где я мог бы применить полученные знания?

Что бы я посоветовал?

Упражнение «Прощание». Ритуал завершения – упражнение «Спасибо за общение»

Все берутся за руки и передают друг другу хорошие пожелания.

Заключительное слово. (Методист А.С.Лимонько).

Если вы хотите что-то изменить, начните с себя. Все в ваших руках!

Находите время для работы.

Это – условие успеха!

Находите время для раздумий.

Это – источник силы!

Находите время для игры.

Это – секрет молодости!

Находите время для чтения.

Это – основа знаний!

Находите время для дружбы.

Это – условие счастья!

Литература

1.Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентаций личности. М., 1995.

2.Бубнова С.С. принципы и методы изучения ценностных ориентаций личности как системы с нелинейной структурой // Психологическое обозрение. 1997. №1.

3.Воспитательная система школы: проблема управления. Очерки прагматической теории /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. — М.. 1997.

4.Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. — Москва-Тула, 2002.

5.Григорьева AM. Педагог как профессиональный воспитатель — Тула, 1999.

6.Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.

7.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. — М., 1996.

8.Лутошкин А.Н. Как вести за собой. — М.. 1986.

9.Психологические тесты. /Под ред. А.А.Карелина: в 2 тт. — М., 2000.Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. — М.. 2000.

10.Современные ориентиры деятельности классного руководителя / Под ред. М.В.Шакуровой и В.В.Лактионова. — Воронеж, 1997.

11.Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой. Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. — М., 1999.

Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

 Все эти вопросы педагоги обсудили на теоретической части семинара «Новые подходы к работе классного руководителя в условиях реализации ФГОС, выслушав доклады:

  1. Инновационная деятельность и подходы в работе классного руководителя в рамках ФГОС (Сафонова Н.В., заместитель директора по ВР);
  2. Технология подготовки и проведения классного часа (Лезина Ю.Ю., заместитель директора по МР)
  3. Секрет успешности современного классного руководителя (Каменщикова Л.А., учитель- наставник, классный руководитель)
  4. «Системно-деятельностный подход в воспитательной работе» (Горяева Л.Б., учитель-методист, классный руководитель).

Для педагогов были подготовлены методические материалы (Оценка эффективности классного часа в соответствии с новым ФГОС, Технологии воспитательной работы, Формы проведения классного часа) для подготовки открытых классных часов в соответствии с требованиям стандарта, которые пройдут с 15 по 20 февраля в рамках месячника оборонно-массовой работы.

Также в рамках семинара выступили педагоги (Маркова Л.В., Иванов Д.Г., Искакова Г.З. и Бурбак Н.Н., которые посетили курсовые мероприятия в с. Яр-Сале по темам:

  • «Коррекционно-развивающее обучение и психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ОВЗ»
  • «Методическое сопровождение и подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Стиральная машина занусси с вертикальной загрузкой инструкция по применению
  • Горчичники при кашле инструкция по применению детям 8 лет
  • Пылесос филипс 2000 series инструкция по применению на русском языке
  • Кто подготавливает должностные инструкции на предприятии
  • Руководства по ремонту соболь скачать

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии