Другое весьма
влиятельное приложение идей вероятностного
подхода к проблематике руководства
нашло отражение и анализе мотивационного
аспекта этого феномена. В данной модели
эффективность руководителя рассматривается
как обусловленная силой его влияния на
три переменные:
— мотивацию
подчиненных в целом;
— способность
подчиненных к продуктивному выполнению
задания;
— удовлетворенность
подчиненных процессом труда.
В литературе
обсуждаемая разработка часто называется
теорией
пути — цели руководства
и более всего связывается с именами
исследователей организационного
поведения Р. Хауса и Т. Митчелла. Она
базируется на предположении, что
поведение руководителя является
мотивирующим подчиненных или приносящим
им удовлетворение в той степени, в
какой оно повышает вероятность достижения
подчиненными цели и разъясняет путь
продвижения к ней. Иными словами,
руководитель выступает как своеобразный
«мотиватор» активности подчиненных.
Структура
«мотивационной модели руководства»
включает следующие основные элементы:
— типы (или фактически
— стили) поведения руководители;
— аттитюды и
мотивацию подчиненных (своего рода
психологические референты эффективности
руководства);
— вероятностные
факторы (или ситуационный контекст
руководства).
Остановимся
подробнее на перечисленных выше
составляющих модели.
Авторы модели
выделяют четыре
типа (или,
по сути дела, стиля) поведения
руководителя, каждый из которых может
быть использован с целью повышения
мотивации подчиненных, а именно:
— поддерживающее
руководство (характеризуется главным
образом дружеским отношением руководителя
к подчиненным, проявлением интереса к
их потребностям, благополучию и статусу
при незначительном в то же время внимании
к условиям работы);
— директивное
руководство (предполагает четкую
регламентацию действий подчиненных,
детальное планирование трудового
процесса, поддержку установленных
рабочих стандартов, строгий контроль
выполнения заданий);
— соучаствующее
руководство (его отличает стремление
руководителя консультироваться с
подчиненными и учитывать их предложения
относительно принимаемого решения);
— руководство,
ориентированное на достижение (делает
акцент на эффективном выполнении
подчиненными заданий, стимулирует
подчиненных к максимальным усилиям в
достижении цели, постоянно изыскивает
пути совершенствования рабочих операций,
демонстрирует уверенность в успехе
подчиненных).
Причем, как
показывают исследования, различные
типы (или стили) руководства в зависимости
от ситуации могут реализовываться одним
и тем же руководителем.
Следующий блок
обсуждаемой модели — аттитюды
(социальные установки) и мотивация
подчиненных
— включает такие переменные, как:
— удовлетворенность
подчиненных работой;
— признание и
одобрение ими руководителя;
— уровень мотивации
трудовой активности подчиненных.
Эти переменные
фактически могут быть отнесены к классу
психологических характеристик
эффективности руководства.
Однако влияние
того или иного поведенческого стиля
руководителя на аттитюды и мотивацию
подчиненных носит не прямой характер,
а опосредовано так называемыми
вероятностными факторами. Согласно
модели, они образуют ситуационный
контекст организационного лидерства.
Выделяются два класса ситуационных
переменных:
— индивидуальные
особенности подчиненных;
— свойства окружающей
их среды.
Влияние вероятностных
факторов первого типа, т. е. индивидуальных
особенностей подчиненных, прослеживается
главным образом в плане их перцептивной
активности, разворачивающейся по двум
направлениям.
Во-первых, речь
идет о восприятии подчиненными поведения
руководителя либо как источника
непосредственного удовлетворения, либо
как средства получения будущего
удовлетворения. Лишь в этом случае (и в
зависимости от степени включенности в
восприятие подобных ожиданий подчиненного)
поведение руководителя может оказать
мотивирующее воздействие.
Во-вторых, речь
идет о восприятии подчиненными своих
собственных умений, релевантных стоящей
перед ними задаче, и чем выше уровень
воспринимаемых умений применительно
к требованиям задачи, тем менее вероятна
оценка подчиненными указаний и
инструкций руководителя как приемлемых.
Другой аспект
ситуационного контекста — свойства
организационной среды, в которой
функционирует подчиненный.
К ним относятся
переменные, не находящиеся под контролем
подчиненного, но важные с точки зрения
его удовлетворенности и способности
эффективно выполнять задание. Таких
переменных три:
— задачи, стоящие
перед подчиненными;
— формальная система
власти в организации;
— первичная рабочая
группа.
«Мотивационная
модель» указывает на троякую функцию
факторов среды. Предполагается, что
они:
• служат стимулами,
мотивирующими и направляющими подчиненного
на выполнение необходимых операций по
решению задачи;
— способны
стабилизировать поведение подчиненных;
— могут предоставлять
вознаграждения за выполнение требуемого
задания.
Таким образом,
степень влияния руководителя на мотивацию
подчиненных будет зависеть от того,
насколько недостаточной является
среда в отношении мотивационных стимулов,
средств стабилизации поведения или
вознаграждений. Чем менее заметны в
этом плане влияния среды, тем вероятнее
возможный рост влияния руководителя
(разумеется, при соответствующей его
активности).
Кроме того, согласно
модели поведение руководителя будет
мотивирующим в той мере, в какой оно
помогает подчиненным бороться с
неопределенностями среды, угрозой,
вызываемой действиями других лиц
или источниками фрустрации.
«Мотивационная
модель» содержит два
общих предположения
относительно вероятности влияния
поведения руководителя на мотивацию
и удовлетворенность подчиненных:
— поведение
руководителя одобряется подчиненными
и удовлетворяет их в зависимости от
того, насколько это поведение
рассматривается либо как непосредственный
источник актуального удовлетворения,
либо как средство получения будущего
удовлетворения;
— поведение
руководителя будет носить мотивирующий
характер (т.е. стимулировать рост трудовых
усилий работников) в той мере, в какой
оно, во-первых, ставит удовлетворение
потребностей подчиненных в зависимость
от эффективного выполнения ими работы
и, во-вторых, дополняет рабочую ситуацию,
обеспечивая подчиненных ресурсами (в
виде специальной подготовки, организации
действий, поддержки и вознаграждения),
необходимыми для эффективного выполнения
задания, но в ряде случаев недостающими
либо в подобной ситуации, либо у
подчиненных.
П. Херси и К. Бленчард
практикующие специалисты в области
организационного поведении, разработали
тренинговую программу под названием
«ситуационное руководство». Программа
имеет целью вооружить руководителей
психологическими средствами эффективного
управления и в основных своих чертах
сводится к следующему.
Согласно авторам
программы, руководитель должен строить
свое поведение с подчиненными в
зависимости от уровня развития их умений
и степени готовности, или мотивации, к
выполнению задания, что в совокупности
авторы называют зрелостью. Выделяются
четыре типа менеджерского поведения,
соотносящиеся со степенью зрелости
рабочей группы.
Когда подчиненным
недостает умения и готовности достичь
желаемой цели, руководителю рекомендуется
использовать так называемый убеждающий
(т.е. достаточно сильно мотивирующий
подчиненных) стиль. Руководитель,
придерживающийся этого стиля, должен
работать с подчиненными над развитием
их умений и мотивации, что характеризует
сам стиль как ориентированный одновременно
и на развитие личности работника, и на
решение задачи.
Если же подчиненным
недостает умения выполнить задание, но
их мотивация высока, руководителю
рекомендуется использовать так называемый
жесткий
(т.е. директивный) стиль. Этот стиль
всецело ориентирован на решение задачи
и сводит до минимума интерес руководителя
к сфере межличностных отношений.
В ситуации
противоположной предыдущей, т.е. при
наличии у подчиненных необходимых
умений для решения задачи, пи недостаточном
уровне готовности это сделать, руководителю
рекомендуется прибегнуть к соучаствующему
стилю управления. Этот стиль также в
значительной мере ориентирован на
решение задачи, однако между директивностью
и соучастием существуют значительные
различия.
Наконец, в ситуациях,
когда руководитель имеет дело с
подчиненными, обладающими высоким
уровнем подготовки и мотивации, ему
целесообразнее воспользоваться методом
делегирования
ответственности. Как полагают П. Херси
и К. Бленчард, в случае использования
этого стиля руководителю нет необходимости
специально концентрироваться на
проблемах решения задачи или
межличностных отношений.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Другое весьма
влиятельное приложение идей вероятностного
подхода к проблематике руководства
нашло отражение и анализе мотивационного
аспекта этого феномена. В данной модели
эффективность руководителя рассматривается
как обусловленная силой его влияния на
три переменные:
— мотивацию
подчиненных в целом;
— способность
подчиненных к продуктивному выполнению
задания;
— удовлетворенность
подчиненных процессом труда.
В литературе
обсуждаемая разработка часто называется
теорией
пути — цели руководства
и более всего связывается с именами
исследователей организационного
поведения Р. Хауса и Т. Митчелла. Она
базируется на предположении, что
поведение руководителя является
мотивирующим подчиненных или приносящим
им удовлетворение в той степени, в
какой оно повышает вероятность достижения
подчиненными цели и разъясняет путь
продвижения к ней. Иными словами,
руководитель выступает как своеобразный
«мотиватор» активности подчиненных.
Структура
«мотивационной модели руководства»
включает следующие основные элементы:
— типы (или фактически
— стили) поведения руководители;
— аттитюды и
мотивацию подчиненных (своего рода
психологические референты эффективности
руководства);
— вероятностные
факторы (или ситуационный контекст
руководства).
Остановимся
подробнее на перечисленных выше
составляющих модели.
Авторы модели
выделяют четыре
типа (или,
по сути дела, стиля) поведения
руководителя, каждый из которых может
быть использован с целью повышения
мотивации подчиненных, а именно:
— поддерживающее
руководство (характеризуется главным
образом дружеским отношением руководителя
к подчиненным, проявлением интереса к
их потребностям, благополучию и статусу
при незначительном в то же время внимании
к условиям работы);
— директивное
руководство (предполагает четкую
регламентацию действий подчиненных,
детальное планирование трудового
процесса, поддержку установленных
рабочих стандартов, строгий контроль
выполнения заданий);
— соучаствующее
руководство (его отличает стремление
руководителя консультироваться с
подчиненными и учитывать их предложения
относительно принимаемого решения);
— руководство,
ориентированное на достижение (делает
акцент на эффективном выполнении
подчиненными заданий, стимулирует
подчиненных к максимальным усилиям в
достижении цели, постоянно изыскивает
пути совершенствования рабочих операций,
демонстрирует уверенность в успехе
подчиненных).
Причем, как
показывают исследования, различные
типы (или стили) руководства в зависимости
от ситуации могут реализовываться одним
и тем же руководителем.
Следующий блок
обсуждаемой модели — аттитюды
(социальные установки) и мотивация
подчиненных
— включает такие переменные, как:
— удовлетворенность
подчиненных работой;
— признание и
одобрение ими руководителя;
— уровень мотивации
трудовой активности подчиненных.
Эти переменные
фактически могут быть отнесены к классу
психологических характеристик
эффективности руководства.
Однако влияние
того или иного поведенческого стиля
руководителя на аттитюды и мотивацию
подчиненных носит не прямой характер,
а опосредовано так называемыми
вероятностными факторами. Согласно
модели, они образуют ситуационный
контекст организационного лидерства.
Выделяются два класса ситуационных
переменных:
— индивидуальные
особенности подчиненных;
— свойства окружающей
их среды.
Влияние вероятностных
факторов первого типа, т. е. индивидуальных
особенностей подчиненных, прослеживается
главным образом в плане их перцептивной
активности, разворачивающейся по двум
направлениям.
Во-первых, речь
идет о восприятии подчиненными поведения
руководителя либо как источника
непосредственного удовлетворения, либо
как средства получения будущего
удовлетворения. Лишь в этом случае (и в
зависимости от степени включенности в
восприятие подобных ожиданий подчиненного)
поведение руководителя может оказать
мотивирующее воздействие.
Во-вторых, речь
идет о восприятии подчиненными своих
собственных умений, релевантных стоящей
перед ними задаче, и чем выше уровень
воспринимаемых умений применительно
к требованиям задачи, тем менее вероятна
оценка подчиненными указаний и
инструкций руководителя как приемлемых.
Другой аспект
ситуационного контекста — свойства
организационной среды, в которой
функционирует подчиненный.
К ним относятся
переменные, не находящиеся под контролем
подчиненного, но важные с точки зрения
его удовлетворенности и способности
эффективно выполнять задание. Таких
переменных три:
— задачи, стоящие
перед подчиненными;
— формальная система
власти в организации;
— первичная рабочая
группа.
«Мотивационная
модель» указывает на троякую функцию
факторов среды. Предполагается, что
они:
• служат стимулами,
мотивирующими и направляющими подчиненного
на выполнение необходимых операций по
решению задачи;
— способны
стабилизировать поведение подчиненных;
— могут предоставлять
вознаграждения за выполнение требуемого
задания.
Таким образом,
степень влияния руководителя на мотивацию
подчиненных будет зависеть от того,
насколько недостаточной является
среда в отношении мотивационных стимулов,
средств стабилизации поведения или
вознаграждений. Чем менее заметны в
этом плане влияния среды, тем вероятнее
возможный рост влияния руководителя
(разумеется, при соответствующей его
активности).
Кроме того, согласно
модели поведение руководителя будет
мотивирующим в той мере, в какой оно
помогает подчиненным бороться с
неопределенностями среды, угрозой,
вызываемой действиями других лиц
или источниками фрустрации.
«Мотивационная
модель» содержит два
общих предположения
относительно вероятности влияния
поведения руководителя на мотивацию
и удовлетворенность подчиненных:
— поведение
руководителя одобряется подчиненными
и удовлетворяет их в зависимости от
того, насколько это поведение
рассматривается либо как непосредственный
источник актуального удовлетворения,
либо как средство получения будущего
удовлетворения;
— поведение
руководителя будет носить мотивирующий
характер (т.е. стимулировать рост трудовых
усилий работников) в той мере, в какой
оно, во-первых, ставит удовлетворение
потребностей подчиненных в зависимость
от эффективного выполнения ими работы
и, во-вторых, дополняет рабочую ситуацию,
обеспечивая подчиненных ресурсами (в
виде специальной подготовки, организации
действий, поддержки и вознаграждения),
необходимыми для эффективного выполнения
задания, но в ряде случаев недостающими
либо в подобной ситуации, либо у
подчиненных.
П. Херси и К. Бленчард
практикующие специалисты в области
организационного поведении, разработали
тренинговую программу под названием
«ситуационное руководство». Программа
имеет целью вооружить руководителей
психологическими средствами эффективного
управления и в основных своих чертах
сводится к следующему.
Согласно авторам
программы, руководитель должен строить
свое поведение с подчиненными в
зависимости от уровня развития их умений
и степени готовности, или мотивации, к
выполнению задания, что в совокупности
авторы называют зрелостью. Выделяются
четыре типа менеджерского поведения,
соотносящиеся со степенью зрелости
рабочей группы.
Когда подчиненным
недостает умения и готовности достичь
желаемой цели, руководителю рекомендуется
использовать так называемый убеждающий
(т.е. достаточно сильно мотивирующий
подчиненных) стиль. Руководитель,
придерживающийся этого стиля, должен
работать с подчиненными над развитием
их умений и мотивации, что характеризует
сам стиль как ориентированный одновременно
и на развитие личности работника, и на
решение задачи.
Если же подчиненным
недостает умения выполнить задание, но
их мотивация высока, руководителю
рекомендуется использовать так называемый
жесткий
(т.е. директивный) стиль. Этот стиль
всецело ориентирован на решение задачи
и сводит до минимума интерес руководителя
к сфере межличностных отношений.
В ситуации
противоположной предыдущей, т.е. при
наличии у подчиненных необходимых
умений для решения задачи, пи недостаточном
уровне готовности это сделать, руководителю
рекомендуется прибегнуть к соучаствующему
стилю управления. Этот стиль также в
значительной мере ориентирован на
решение задачи, однако между директивностью
и соучастием существуют значительные
различия.
Наконец, в ситуациях,
когда руководитель имеет дело с
подчиненными, обладающими высоким
уровнем подготовки и мотивации, ему
целесообразнее воспользоваться методом
делегирования
ответственности. Как полагают П. Херси
и К. Бленчард, в случае использования
этого стиля руководителю нет необходимости
специально концентрироваться на
проблемах решения задачи или
межличностных отношений.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
From Wikipedia, the free encyclopedia
The path–goal theory, also known as the path–goal theory of leader effectiveness or the path–goal model, is a leadership theory developed by Robert House, an Ohio State University graduate, in 1971 and revised in 1996. The theory states that a leader’s behavior is contingent to the satisfaction, motivation and performance of his or her subordinates. The revised version also argues that the leader engages in behaviors that complement subordinate’s abilities and compensate for deficiencies. According to Robert House and John Antonakis, the task-oriented elements of the path–goal model can be classified as a form of instrumental leadership.[1]
Origins[edit]
The first theory was inspired by the work of Martin G. Evans (1970),[2] in which the leadership behaviors and the follower perceptions of the degree to which following a particular behavior (path) will lead to a particular outcome (goal).[3] The path–goal theory was also influenced by the expectancy theory of motivation developed by Victor Vroom in 1964.[4] Vroom built his work on the work of Georgopoulos et al. (1957): A path-goal approach to productivity. Journal of Applied Psychology. Volume 41, No. 6, pages 345–353.
Original theory[edit]
According to the first of all theory, the manager’s job is viewed as guiding workers to choose the best paths to reach their goals, as well as the organizational goals. The theory argues that leaders will have to engage in different types of leadership behavior depending on the nature and the demands of a particular situation. It is the leader’s job to assist followers in attaining goals and to provide the direction and support needed to ensure that their goals are compatible with the organization’s goals.[5]
A leader’s behavior is acceptable to subordinates when viewed as a source of satisfaction, and motivational when need satisfaction is contingent on performance, and the leader facilitates, coaches, and rewards effective performance. The original path-goal theory identifies achievement-oriented, directive, participative, and supportive leader behaviors:
- The directive path-goal clarifying leader behavior refers to situations where the leader lets followers know what is expected of them and tells them how to perform their tasks. The theory argues that this behavior has the most positive effect when the subordinates’ role and task demands are ambiguous and intrinsically satisfying.[6]
- The achievement-oriented leader behavior refers to situations where the leader sets challenging goals for followers, expects them to perform at their highest level, and shows confidence in their ability to meet this expectation.[6] Occupations in which the achievement motive were most predominant were technical jobs, sales persons, scientists, engineers, and entrepreneurs.[3]
- The participative leader behavior involves leaders consulting with followers and asking for their suggestions before making a decision. This behavior is predominant when subordinates are highly personally involved in their work.[3]
- The supportive leader behavior is directed towards the satisfaction of subordinates needs and preferences. The leader shows concern for the followers’ psychological well being.[6] This behavior is especially needed in situations in which tasks or relationships are psychologically or physically distressing.[3]
Path–goal theory assumes that leaders are flexible and that they can change their style, as situations require. The theory proposes two contingency variables, such as environment and follower characteristics, that moderate the leader behavior-outcome relationship. Environment is outside the control of the follower-task structure, authority system, and work group. Environmental factors determine the type of leader behavior required if the follower outcomes are to be maximized. Follower characteristics are the locus of control, experience, and perceived ability. Personal characteristics of subordinates determine how the environment and leader are interpreted. Effective leaders clarify the path to help their followers achieve goals and make the journey easier by reducing roadblocks and pitfalls. [1] [7] Research demonstrates that employee performance and satisfaction are positively influenced when the leader compensates for the shortcomings in either the employee or the work setting. According to Northouse, the theory is useful because it reminds leaders that their central purpose as a leader is to help subordinates define and reach their goals in an efficient manner.[8]
In college athletics[edit]
House (1971) refers to Rizzo (1970), stating that a leader initiating structure increases the path instrumentality for subordinates by decreasing role ambiguity. Also, he says that a leader who is initiating structure and consideration will have different effects depending on whether the task is satisfying or unsatisfying to the subordinate and whether the task-role demands are clear or ambiguous. This means that the more satisfying the task, the less positive the relationship is between consideration and subordinate satisfaction and performance – meaning people tend to act and enjoy it without considering whether they should not. Also, it means that when a coach is clear in setting goals and expectations, the goals are more likely to be achieved than if the goals and expectations are unclear. This is good for coaches, it means that when they can present a goal that is most satisfying to athletes, it is more likely for the athletes to have affective desire for achieving the goal.
For a college coach, practicing good ethics in this regard means creating goals that are within reach for a team, and working together with members of a team when creating these goals. Larson and LaFasto in their 1989 book «TeamWork» place a clear & elevating goal at the forefront of the necessary components for a successful team. «The image of a desired state of affairs that inspires action» is how Garfield defines a clear goal, according to the authors (p. 27). They say that when the goal is «unfocused and «politicized», it becomes a reason for ineffective team functioning. «A sense of mission» is a clear characteristic of peak performers’, says Garfield, according to the authors. Larson and LaFasto make no mistake in emphasizing the importance of clarity. «Elevating» to the authors means «personally challenging» (p. 31). A player asks the personal question of how worthwhile the goal itself is, and what type of difference it makes. The elevating factor of goal setting brings about a sense of urgency, causes a team to lose track of time (relates to the idea of «flow» in the field of positive psychology), and causes the rate of communication to increase, for example, players calling one another in the evening, outside the sport context, to talk about today’s practice or tomorrow’s game.
See also[edit]
- Leadership
- Leader–member exchange theory
- Substitutes for Leadership Theory
References[edit]
- ^ Antonakis, J.; House, RJ. (2014). «Instrumental leadership: Measurement and extension of transformational–transactional leadership theory» (PDF). The Leadership Quarterly. 25 (4): 746. doi:10.1016/j.leaqua.2014.04.005.
- ^ Evans, Martin G. (1970). «The effects of supervisory behavior on the path-goal relationship». Organizational Behavior and Human Performance. 5 (3): 277–298. doi:10.1016/0030-5073(70)90021-8.
- ^ a b c d House, Robert J. (1996). «Path-goal theory of leadership: Lessons, legacy, and a reformulated theory». Leadership Quarterly. 7 (3): 323–352. doi:10.1016/s1048-9843(96)90024-7.
- ^ Vroom, Victor H. (1964). Work and motivation. New York: Wiley.
- ^ House, Robert J. (1971). «A path-goal theory of leader effectiveness». Administrative Science Quarterly. 16 (3): 321–339. doi:10.2307/2391905. JSTOR 2391905.
- ^ a b c House, Robert J.; Mitchell, T.R. (1974). «Path-goal theory of leadership». Journal of Contemporary Business. 3: l–97.
- ^ «The basic idea behind path-goal theory.» University of Maryland. 2009-04-27. URL: http://terpconnect.umd.edu/~dbalon/EDCP317/notes/Path-Goal_Theory.pdf. Accessed: 2009-04-27. (Archived by WebCite at https://www.webcitation.org/5gLBry5Zs?url=http://terpconnect.umd.edu/~dbalon/EDCP317/notes/Path-Goal_Theory.pdf)
- ^ Northhouse, Peter. Leadership: Theory and Practice.
- Larson, Carl & LaFasto, Frank . (1989). «TeamWork». Sage Publications.
External links[edit]
- Definition at BusinessDictionary.com
Модель лидерства «путь — цель» Хауза и Митчелла
- Стили лидерства
- Ситуационные факторы
Воздействие поведения руководителя на производительность труда подчиненных исследуется в теории ситуационного лидерства «путь-цель». Опубликованная в начале 70-х годов модель, опирается на мотивационную теорию ожиданий. По мнению авторов результативность труда работников увеличивается, если прослеживается четкая взаимосвязь между их усилиями и результатом труда, а также между результатом и вознаграждением.
Хауз и Митчелл утверждают, что точно выбранный стиль лидерства помогает подчиненным быстрее достигать целей, а также систематизируют различные сценарии поведения лидера.
Схематически изображенная на рисунке 1 модель, демонстрирует взаимосвязь поведения лидера, ситуационных факторов и поведения работников.
Стили лидерства
Различают следующие стили руководства:
- Директивное лидерство. Отличается высокой организацией взаимодействия с работниками, включает подробные указания по выполнению заданий, а также информирование подчиненных когда, где и что от них ожидается.
- Поддерживающее лидерство. Делается упор на развитие работников и их нужды, развивается дружеский стиль общения.
- Лидерство, с установкой на достижение. Перед работником ставятся привлекательные цели, для достижения которых необходимо приложить усилия. Акцент в этом случае делается на качество работы, для применения этого стиля управления необходима абсолютная уверенность руководителя в способностях подчиненных.
- Лидерство, поощряющее участие. Подчиненные активно привлекаются к принятию решений, к их советам прислушиваются.
Согласно модель Хауза и Митчелла, лидер выбирает стиль поведения учитывая сложившуюся ситуацию, либо сочетает несколько стилей в работе.
Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь
Мне нужна помощь
Ситуационные факторы
Нужно выделить два фактора, определяющие модель поведения лидера:
- качества и способности работников,
- форма организации рабочей среды.
Анализируя характеристики работников выделяют три аспекта:
- Вера в предсказуемость происходящего. Работников разделяют на две группы. В первом случае человек уверен, что размер полученного вознаграждения зависит от усилий, который он прикладывает. Во втором — считает, что размер вознаграждения зависит от внешних факторов.
- Предрасположенность к подчинению. Наличие у работника желания быть ведомым, а также в случае, если подчиненный предпочитает избегать ответственности, предпочтительно применять директивное лидерство.
- Опыт и навыки работника. Значимый фактор, повышающий эффективность достижения цели.
Рисунок 1 – Модель теории «путь — цель», разработанная Хаузом и Митчеллом
Факторы среды, влияющие на стратегию поведения лидера:
- содержание и структура заданий,
- иерархическая система организации,
- культура группы.
Вышеуказанные факторы, а также их сочетания влияют на выбор стиля лидера. Так например — в организациях в жесткой иерархией неуместно лидерство, поощряющее участие; в коллективах, где высок уровень взаимной поддержки может оказаться малоэффективным поддерживающее лидерство; при жестком регламенте выполнения заданий, как правило, непродуктивно директивное лидерство.
Таблица 1 помогает определить стиль лидера и содержит рекомендации выбора стратегии поведения в типичных ситуациях. Точная поведенческая стратегия руководителя приводит к пониманию работниками взаимосвязи между вложенными в работу усилиями и вознаграждением. Что в свою очередь повышает уровень мотивации и удовлетворенности работой; уменьшает время, затраченное на достижение целей.
Таблица 1 – Примеры практического использования модели «путь — цель»
На практике стиль управления выбирают, а при необходимости меняют в зависимости от ситуации и ее динамики. Важно понимать, что на выбор стиля руководства не оказывает влияние результативность труда; напротив точно выбранный стиль управления увеличивает эффективность работы.
Теория лидерства «Путь – Цель» была предложена Робертом Хаусом и Теренсом Митчелом в 1970-е годы. Согласно этой теории, достижение целей в компании во многом зависит от поведения руководителя, который может мотивировать и направлять подчиненных таким образом, чтобы эти цели достигались. Руководитель воздействует на пути и способы работы, а также определяет систему вознаграждения сотрудников, что занимает одно из ключевых мест в теории, так как увеличение личной выгоды повышает заинтересованность сотрудников в достижении высоких результатов.
При этом руководитель не должен стоять на позиции абсолютной власти, он выступает, скорее, тренером, который координирует работу организации и помогает людям эффективно справляться с обязанностями.
Хаус и Митчел также выделили несколько стилей управления, которым может следовать лидер:
Директивный – руководитель четко определяет и ставит задачи перед коллективом, устанавливает требования и следит за их выполнением. Он использует как награды, так и наказания, но делает это разумно и расчетливо;
Поддерживающий – руководитель ориентируется на состояние сотрудников, их удовлетворение от работы. Ему присущи эмпатия и понимание, поэтому он заботится о позитивной атмосфере в коллективе, которая позволит сотрудникам чувствовать себя комфортно и, тем самым, с удовольствием работать на благо компании;
Соучаствующий – в данном случае руководитель практически ничем не отличается от подчиненных, на равных участвует с ними в рабочем процессе, консультируется в принятии решений и, в свою очередь, всегда готов дать совет и прийти на помощь при возникновении сложностей;
Ориентированный на достижения – руководитель выступает здесь как спортивный тренер, который каждый раз ставит перед сотрудниками новые и более сложные задачи, что не позволяет им расслабляться и забывать о главной цели – развитие компании.
Лидер компании может отдавать предпочтение какому-то определенному типу в зависимости от ситуации. Также стили можно комбинировать.
Кроме этого, Хаус и Митчел отмечают, что стиль руководства зависит от ряда ситуационных факторов.
Ситуационные факторы принято разделять на:
Характеристики последователей – к ним относятся поведение сотрудников, их настроение, предрасположенность к работе, направленность на результат, а также их навыки, умения, опыт и характер.
Характеристики рабочей среды – содержание и структура работы, система формальной власти (например, наличие или отсутствие в организации четкой иерархической структуры) и культура группы (допустим, насколько доверительные отношения между сотрудниками и насколько успешно они могут работать вместе в команде).
Теория лидерства «Путь – Цель» была неоднократно проверена на практике и доказала свою эффективность. Несмотря на то, что теория была разработана почти 50 лет назад, она не теряет своей актуальности, поэтому руководителям, нацеленным на результат, и сегодня стоит ориентироваться на нее в работе.
Подписывайтесь на канал
«Маркетинговый сок»
В теория пути – цели, также известный как траектория – цель теория эффективности лидера или модель путь – цель, это теория лидерства, разработанная Роберт Хаус, выпускник Университета штата Огайо, в 1971 году и пересмотренный в 1996 году. Теория утверждает, что поведение лидера зависит от удовлетворения, мотивации и производительности его или ее подчиненных. В пересмотренной версии также утверждается, что лидер проявляет поведение, которое дополняет способности подчиненного и компенсирует недостатки. По словам Роберта Хауса и Джон Антонакис, целевые элементы модели путь – цель можно классифицировать как форму инструментальное лидерство.[1]
Происхождение
Первая теория была вдохновлена работой Мартин Г. Эванс (1970),[2] в котором поведение лидера и восприятие последователями степени, в которой следование определенному поведению (пути) приведет к определенному результату (цели).[3] Теория пути-цели также находилась под влиянием теория ожидания мотивации, разработанной Виктор Врум в 1964 г.[4] Врум построил свою работу на работе Георгопулоса и др. (1957): Целенаправленный подход к производительности. Журнал прикладной психологии. Том 41, № 6, страницы 345–353.
Оригинальная теория
Согласно первой теории, работа менеджера рассматривается как руководство работниками по выбору наилучших путей для достижения своих целей, а также целей организации. Теория утверждает, что лидеры должны будут участвовать в различных типах лидерского поведения в зависимости от характера и требований конкретной ситуации. Работа лидера состоит в том, чтобы помогать последователям в достижении целей, а также обеспечивать направление и поддержку, необходимые для обеспечения совместимости их целей с целями организации.[5]
Поведение лидера приемлемо для подчиненных, когда рассматривается как источник удовлетворения, и мотивационно, когда удовлетворение потребностей зависит от производительности, а лидер способствует, тренирует и вознаграждает за эффективную работу. Исходная теория пути-цели определяет ориентированный на достижение, директива, совместный, и поддерживающий поведение лидера:
- В директивный путь-цель, разъясняющий поведение лидера относится к ситуациям, когда лидер сообщает последователям, чего от них ждут, и говорит им, как выполнять свои задачи. Теория утверждает, что такое поведение имеет наиболее положительный эффект, когда роль подчиненных и требования к заданиям неоднозначны и по сути своей удовлетворяют.[6]
- В ориентированное на достижение поведение лидера относится к ситуациям, когда лидер ставит перед последователями сложные цели, ожидает, что они будут действовать на самом высоком уровне, и демонстрирует уверенность в своей способности соответствовать этим ожиданиям.[6] Наиболее преобладающим мотивом для достижения был технический персонал, продавцы, ученые, инженеры и предприниматели.[3]
- В активное поведение лидера предполагает, что лидеры консультируются с последователями и спрашивают их предложения перед принятием решения. Такое поведение преобладает, когда подчиненные лично вовлечены в свою работу.[3]
- В благосклонное поведение лидера направлена на удовлетворение потребностей и предпочтений подчиненных. Лидер проявляет заботу о психологическом самочувствии последователей.[6] Такое поведение особенно необходимо в ситуациях, когда задачи или отношения вызывают психологический или физический стресс.[3]
Теория «путь – цель» предполагает, что лидеры гибки и могут менять свой стиль в зависимости от ситуации. Теория предлагает две непредвиденные переменные, такие как окружение и характеристики последователя, которые регулируют отношения поведения лидера и результата. Окружающая среда находится вне контроля структуры подчиненных задач, системы полномочий и рабочей группы. Факторы окружающей среды определить тип поведения лидера, необходимый для достижения максимальных результатов. Характеристики последователя являются средоточием контроля, опыта и воспринимаемых способностей. Личные характеристики подчиненных определяют, как интерпретируются окружение и лидер. Эффективные лидеры проясняют путь, чтобы помочь своим последователям достичь целей и облегчить путь, уменьшая препятствия и ловушки. [1] [7] Исследования показывают, что на производительность и удовлетворенность сотрудников положительно влияет, когда руководитель компенсирует недостатки либо в сотруднике, либо в рабочих условиях. По словам Нортуза, теория полезна, потому что она напоминает лидерам, что их главная цель как лидера — помочь подчиненным эффективно определять и достигать своих целей.[8]
В колледже легкой атлетики
Хаус (1971) ссылается на Риццо (1970), утверждая, что инициирующая структура лидера увеличивает инструментальность пути для подчиненных за счет уменьшения неоднозначности ролей. Кроме того, он говорит, что лидер, инициирующий структуру и рассмотрение, будет иметь разные эффекты в зависимости от того, удовлетворяет или не удовлетворяет задача подчиненного, а также от того, ясны или двусмысленны требования роли задачи. Это означает, что чем больше удовлетворяет задача, тем менее позитивна взаимосвязь между вниманием и подчиненным удовлетворением и производительностью — это означает, что люди склонны действовать и получать от этого удовольствие, не задумываясь о том, должны ли они этого не делать. Кроме того, это означает, что, когда тренер четко определяет цели и ожидания, цели с большей вероятностью будут достигнуты, чем если цели и ожидания неясны. Это хорошо для тренеров, это означает, что, когда они могут представить цель, которая наиболее удовлетворяет спортсменов, у них с большей вероятностью появится аффективное стремление к достижению цели.
Для тренера колледжа соблюдение этических норм в этом отношении означает постановку целей, которые достижимы для команды, и совместную работу с членами команды при их достижении. Ларсон и ЛаФасто в своей книге 1989 года «TeamWork» ставят ясную и возвышенную цель во главу угла необходимых компонентов успешной команды. По словам авторов, Гарфилд определяет четкую цель «образ желаемого состояния дел, который побуждает к действию» (стр. 27). Они говорят, что когда цель «несфокусирована и« политизирована », это становится причиной неэффективного функционирования команды.« Чувство миссии »- явная характеристика лучших исполнителей», — говорит Гарфилд, по словам авторов. Ларсон и ЛаФасто делают нет ошибки в подчеркивании важности ясности. «Возвышение» для авторов означает «личный вызов» (стр. 31). Игрок задает личный вопрос о том, насколько важна сама цель и какие изменения она имеет. Фактор постановки целей вызывает чувство срочности, заставляет команду терять счет времени (относится к идее «потока» в области позитивной психологии) и вызывает увеличение скорости общения, например, звонки игроков вечером, вне спортивного контекста, чтобы поговорить о сегодняшней тренировке или завтрашней игре.
Смотрите также
- Лидерство
- Теория обмена лидером и членом
Рекомендации
- ^ Antonakis, J .; Дом, RJ. (2014). «Инструментальное лидерство: измерение и расширение теории трансформационно-транзакционного лидерства» (PDF). The Leadership Quarterly. 25 (4): 746. Дои:10.1016 / j.leaqua.2014.04.005.
- ^ Эванс, Мартин Г. (1970). «Влияние надзорного поведения на отношения путь-цель». Организационное поведение и деятельность человека. 5 (3): 277–298. Дои:10.1016/0030-5073(70)90021-8.
- ^ а б c d Хаус, Роберт Дж. (1996). «Путь-цель теории лидерства: уроки, наследие и переформулированная теория». Руководство Ежеквартально. 7 (3): 323–352. Дои:10.1016 / с1048-9843 (96) 90024-7.
- ^ Врум, Виктор Х. (1964). Работа и мотивация. Нью-Йорк: Вили.
- ^ Хаус, Роберт Дж. (1971). «Целенаправленная теория эффективности лидера». Административная наука ежеквартально. 16 (3): 321–339. Дои:10.2307/2391905. JSTOR 2391905.
- ^ а б c Хаус, Роберт Дж.; Митчелл, Т. (1974). «Путь-цель теории лидерства». Журнал современного бизнеса. 3: l – 97.
- ^ «Основная идея теории пути-цели». Университет Мэриленда. 2009-04-27. URL: http://terpconnect.umd.edu/~dbalon/EDCP317/notes/Path-Goal_Theory.pdf. Доступ: 27 апреля 2009 г. (Архивировано WebCite по адресу https://www.webcitation.org/5gLBry5Zs )
- ^ Нортхаус, Питер. Лидерство: теория и практика.
- Ларсон, Карл и ЛаФасто, Франк. (1989). «Командная работа». Публикации Sage.
внешняя ссылка
- Определение на BusinessDictionary.com
Теория лидерства Хауса «Путь – Цель»
Опубликовано 2019-11-06 19:33 пользователем
Теория была разработана Робертом Хаусом и создана на основе Мотивационной теории ожиданий. Модель строится на предпосылке, что восприятие сотрудником влияния затраченных усилий на производительность во многом зависит от поведения руководителя. Лидеры помогают членам группы в получении вознаграждений при помощи определения путей к достижению целей и устранения препятствий для повышения эффективности. Они делают это посредством предоставления информации, поддержки и использования других ресурсов, требующихся сотрудникам для выполнения задачи.
Теория Хауса защищает концепцию «лидерство-служение». Согласно этой концепции. Лидерство не рассматривается как позиция власти. Напротив, лидеры выполняют функции тренеров и координаторов для своих подчиненных. В соответствии с теорией Хауса «путь – цель», эффективность лидера зависит от нескольких факторов, связанных с персоналом и окружающей обстановкой, а также от определенных стилей руководства. Содержание теории демонстрирует следующая схема:
Стили руководства
На схеме описано четыре стиля руководства:
- Директивный: Лидер дает руководящие указания, дает подчиненным понять, чего от них ожидают, устанавливает стандарты производительности и контролирует поведение, когда стандарты качества не соблюдаются. Он разумно использует награды и дисциплинарные меры. Данный стиль руководства идентичен стилю, ориентированному на решение задач.
- Поддерживающий: Лидер дружелюбно относится к подчиненным и показывает личную озабоченность в удовлетворении их потребностей, повышении их благосостояния и благополучия. Этот стиль аналогичен лидерству, ориентированному на людей.
- Соучаствующий: Лидер верит в принятие групповых решений и делится информацией с подчиненными. Он консультирует своих подчиненных в принятии важных решений, связанных с работой, в целях и задачах, а также в путях достижения целей.
- Ориентированный на достижение: Лидер устанавливает сложные задачи и поощряет сотрудников для достижения ими максимальной производительности. Лидер считает, что сотрудники способны надлежащим образом отвечать за выполнение непростых задач. Эта модель аналогична теории целеполагания.
Согласно теории, вышеуказанные стили лидерства не носят взаимоисключающий характер, и лидеры могут выбрать более одного стиля управления, подходящего для определенной ситуации.
Ситуационные факторы
Теория утверждает, что каждый из вышеописанных стилей руководства будет эффективен только в ситуациях одного типа, но не в других. Далее упоминается, что взаимосвязь между стилем руководства и эффективностью зависит от следующих параметров:
- Личностные характеристики сотрудников. В их число входят такие факторы, как потребности сотрудников, локус контроля, опыт, потенциальные возможности, удовлетворенность, готовность уйти из организации и беспокойство. Например, если подчиненные имеют высокую степень отсутствия возможностей, директивный стиль руководства будет излишним, а поддерживающий стиль – наиболее предпочтительным.
- Характеристики рабочей среды. Они включают такие факторы, как структура задач и система формальной власти, динамика команды, которые находятся вне контроля сотрудника. Например, для работников, выполняющих простые и рутинные задачи, поддерживающий стиль будет более эффективным, чем директивный. Подобным образом, соучаствующий стиль гораздо лучше подходит для нестандартных функций, чем для стандартных задач.
При низкой слаженности команды, необходимо использовать поддерживающий стиль руководства, тогда как в ситуациях, где существуют нормы, ориентированные на выполнение командой конкретных задач, наиболее эффективным будет директивный стиль или, возможно, стиль, ориентированный на достижение. Руководители должны применять директивный стиль для урегулирования командных норм, противоречащих формальным задачам команды.
Вывод
Теория была подвергнута эмпирической проверке в ряде исследований и получила серьезную исследовательскую поддержку. Эта модель постоянно напоминает руководителям, что их основная задача в качестве лидеров заключается в оказании помощи подчиненным при определении целей, а затем в оказании содействия при выполнении задач наиболее эффективным и результативным образом. Эта теория является ориентиром для руководителей в повышении степени удовлетворенности подчиненных и уровня производительности.
trainingtechnology.ru
Рубрика:
- Обучение
Ключевые слова:
- Обучение персонала
- Лидерство
Теория была разработана Робертом Хаусом и создана на основе Мотивационной теории ожиданий. Модель строится на предпосылке, что восприятие сотрудником влияния затраченных усилий на производительность во многом зависит от поведения руководителя. Лидеры помогают членам группы в получении вознаграждений при помощи определения путей к достижению целей и устранения препятствий для повышения эффективности. Они делают это посредством предоставления информации, поддержки и использования других ресурсов, требующихся сотрудникам для выполнения задачи.
Теория Хауса защищает концепцию «лидерство-служение». Согласно этой концепции. Лидерство не рассматривается как позиция власти. Напротив, лидеры выполняют функции тренеров и координаторов для своих подчиненных. В соответствии с теорией Хауса «путь – цель», эффективность лидера зависит от нескольких факторов, связанных с персоналом и окружающей обстановкой, а также от определенных стилей руководства. Содержание теории демонстрирует следующая схема:
Стили руководства
На схеме описано четыре стиля руководства:
- Директивный: Лидер дает руководящие указания, дает подчиненным понять, чего от них ожидают, устанавливает стандарты производительности и контролирует поведение, когда стандарты качества не соблюдаются. Он разумно использует награды и дисциплинарные меры. Данный стиль руководства идентичен стилю, ориентированному на решение задач.
- Поддерживающий: Лидер дружелюбно относится к подчиненным и показывает личную озабоченность в удовлетворении их потребностей, повышении их благосостояния и благополучия. Этот стиль аналогичен лидерству, ориентированному на людей.
- Соучаствующий: Лидер верит в принятие групповых решений и делится информацией с подчиненными. Он консультирует своих подчиненных в принятии важных решений, связанных с работой, в целях и задачах, а также в путях достижения целей.
- Ориентированный на достижение: Лидер устанавливает сложные задачи и поощряет сотрудников для достижения ими максимальной производительности. Лидер считает, что сотрудники способны надлежащим образом отвечать за выполнение непростых задач. Эта модель аналогична теории целеполагания.
Согласно теории, вышеуказанные стили лидерства не носят взаимоисключающий характер, и лидеры могут выбрать более одного стиля управления, подходящего для определенной ситуации.
Ситуационные факторы
Теория утверждает, что каждый из вышеописанных стилей руководства будет эффективен только в ситуациях одного типа, но не в других. Далее упоминается, что взаимосвязь между стилем руководства и эффективностью зависит от следующих параметров:
- Личностные характеристики сотрудников. В их число входят такие факторы, как потребности сотрудников, локус контроля, опыт, потенциальные возможности, удовлетворенность, готовность уйти из организации и беспокойство. Например, если подчиненные имеют высокую степень отсутствия возможностей, директивный стиль руководства будет излишним, а поддерживающий стиль – наиболее предпочтительным.
- Характеристики рабочей среды. Они включают такие факторы, как структура задач и система формальной власти, динамика команды, которые находятся вне контроля сотрудника. Например, для работников, выполняющих простые и рутинные задачи, поддерживающий стиль будет более эффективным, чем директивный. Подобным образом, соучаствующий стиль гораздо лучше подходит для нестандартных функций, чем для стандартных задач.
При низкой слаженности команды, необходимо использовать поддерживающий стиль руководства, тогда как в ситуациях, где существуют нормы, ориентированные на выполнение командой конкретных задач, наиболее эффективным будет директивный стиль или, возможно, стиль, ориентированный на достижение. Руководители должны применять директивный стиль для урегулирования командных норм, противоречащих формальным задачам команды.
Вывод
Теория была подвергнута эмпирической проверке в ряде исследований и получила серьезную исследовательскую поддержку. Эта модель постоянно напоминает руководителям, что их основная задача в качестве лидеров заключается в оказании помощи подчиненным при определении целей, а затем в оказании содействия при выполнении задач наиболее эффективным и результативным образом. Эта теория является ориентиром для руководителей в повышении степени удовлетворенности подчиненных и уровня производительности.
Модель лидерства «путь — цель» Хауза и Митчелла
- Стили лидерства
- Ситуационные факторы
Воздействие поведения руководителя на производительность труда подчиненных исследуется в теории ситуационного лидерства «путь-цель». Опубликованная в начале 70-х годов модель, опирается на мотивационную теорию ожиданий. По мнению авторов результативность труда работников увеличивается, если прослеживается четкая взаимосвязь между их усилиями и результатом труда, а также между результатом и вознаграждением.
Хауз и Митчелл утверждают, что точно выбранный стиль лидерства помогает подчиненным быстрее достигать целей, а также систематизируют различные сценарии поведения лидера.
Схематически изображенная на рисунке 1 модель, демонстрирует взаимосвязь поведения лидера, ситуационных факторов и поведения работников.
Стили лидерства
Различают следующие стили руководства:
- Директивное лидерство. Отличается высокой организацией взаимодействия с работниками, включает подробные указания по выполнению заданий, а также информирование подчиненных когда, где и что от них ожидается.
- Поддерживающее лидерство. Делается упор на развитие работников и их нужды, развивается дружеский стиль общения.
- Лидерство, с установкой на достижение. Перед работником ставятся привлекательные цели, для достижения которых необходимо приложить усилия. Акцент в этом случае делается на качество работы, для применения этого стиля управления необходима абсолютная уверенность руководителя в способностях подчиненных.
- Лидерство, поощряющее участие. Подчиненные активно привлекаются к принятию решений, к их советам прислушиваются.
Согласно модель Хауза и Митчелла, лидер выбирает стиль поведения учитывая сложившуюся ситуацию, либо сочетает несколько стилей в работе.
Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь
Мне нужна помощь
Ситуационные факторы
Нужно выделить два фактора, определяющие модель поведения лидера:
- качества и способности работников,
- форма организации рабочей среды.
Анализируя характеристики работников выделяют три аспекта:
- Вера в предсказуемость происходящего. Работников разделяют на две группы. В первом случае человек уверен, что размер полученного вознаграждения зависит от усилий, который он прикладывает. Во втором — считает, что размер вознаграждения зависит от внешних факторов.
- Предрасположенность к подчинению. Наличие у работника желания быть ведомым, а также в случае, если подчиненный предпочитает избегать ответственности, предпочтительно применять директивное лидерство.
- Опыт и навыки работника. Значимый фактор, повышающий эффективность достижения цели.
Рисунок 1 – Модель теории «путь — цель», разработанная Хаузом и Митчеллом
Факторы среды, влияющие на стратегию поведения лидера:
- содержание и структура заданий,
- иерархическая система организации,
- культура группы.
Вышеуказанные факторы, а также их сочетания влияют на выбор стиля лидера. Так например — в организациях в жесткой иерархией неуместно лидерство, поощряющее участие; в коллективах, где высок уровень взаимной поддержки может оказаться малоэффективным поддерживающее лидерство; при жестком регламенте выполнения заданий, как правило, непродуктивно директивное лидерство.
Таблица 1 помогает определить стиль лидера и содержит рекомендации выбора стратегии поведения в типичных ситуациях. Точная поведенческая стратегия руководителя приводит к пониманию работниками взаимосвязи между вложенными в работу усилиями и вознаграждением. Что в свою очередь повышает уровень мотивации и удовлетворенности работой; уменьшает время, затраченное на достижение целей.
Таблица 1 – Примеры практического использования модели «путь — цель»
На практике стиль управления выбирают, а при необходимости меняют в зависимости от ситуации и ее динамики. Важно понимать, что на выбор стиля руководства не оказывает влияние результативность труда; напротив точно выбранный стиль управления увеличивает эффективность работы.
Модель лидерства «путь — цель» Хауза и Митчелла
Лана Тарасова
Эксперт по предмету «Менеджмент»
Стать автором
В 70-е годы набрала популярность и активно развивалась модель ситуационного лидерства, основанная на мотивационной теории ожиданий. Теория ожиданий базируется на том, что работники решает задачи эффективно, только если видна четкая связь между вознаграждением и результатами работы, этим и объясняется название теории мотивации. Модель лидерства определяет наличие четкой связи между степенью лидерской эффективности и степенью влияния ожиданий на уровень мотивации. Идеально, когда вознаграждение полностью соответствует результату.
Хауз и Митчелл считали, что эффективный лидер – это тот, кто подталкивает последователей к достижению желаемых целей и результатов, учитывая различные ситуации, лидер меняет свое поведение.
Графически модель изображена на рисунке 1.
Стили лидерства
Выделяют несколько стилей лидерства в модели «путь-цель»:
- Директивное лидерство — жестко структурированная работа, подробные инструкции к ее выполнению с указанием что, как и когда делать.
- Поддерживающее лидерство – стиль лидерского поведения, основанный на проявлении внимания к потребностям работников, к их развитию. Общение с последователями происходит на равных.
- Лидерство, ориентированное на достижение – при таком стиле лидерства устанавливаются труднодостижимые, но привлекательные цели. Уделяется большое внимание качеству на всех этапах работы, высок уровень уверенности лидера в способностях подчиненных.
- Участвующее лидерство – лидер привлекает последователей к процессу принятия управленческих решений и прислушивается к их мнениям.
Модель Хауза и Митчелла, в отличии от модели Фидлера, основана на том, что лидер может менять стиль поведения или комбинировать несколько стилей при управлении работниками. Выбор стиля зависит от ситуации.
Ситуационные факторы
Чтобы анализировать модель ситуационного лидерства необходимо учесть следующие два фактора:
- характеристики последователей;
- форма организационной среды.
Описание последователей проводится на основании следующих параметров:
- степень веры в предсказуемость происходящего в зависимости от предпринятых действий. Есть два типа личности: индивид уверен, что полученное вознаграждение зависит от приложенных усилий; индивид уверен, что вознаграждение определяется исключительно внешними силами.
- склонность к подчинению – это степень податливости чужому влиянию и желание быть ведомым. Такие люди, как правило, стараются избегать излишней ответственности и предпочитают директивный стиль управления.
- опыт и профессиональные навыки, которые определяют насколько эффективно, работник будет справляться с поставленными задачами.
Рисунок 1 – Модель ситуационного лидерства «путь — цель» Хауза и Митчелла
Также в модели выделяется несколько факторов организационной среды, которая оказывает влияние на выбор лидером соответствующего поведения:
- содержание и структура работ;
- формальная система управления в организации;
- групповая динамика, нормы и нормативы.
Перечисленные факторы оказывают значительное влияние на стиль лидерства, так как, например, плохо структурированная работа требует от лидера директивной модели поведения. Или, например, если в организации не установлена четкая иерархическая структура, то директивный стиль поведения будет не эффективен, в отличии от демократичного, приоритет, которого забота о потребностях последователей, что приводит к сплоченности коллектива и укреплению доверительных отношений.
В таблице 1 отображены взаимосвязи ситуации, выбранного лидером стиля и результатом. Восприятие последователями ситуации и уровень мотивации последователей определяют их удовлетворенность работой, уровень выполнения работы и признание лидера.
Таблица 1 – Примеры применения модели ситуационного лидерства «путь — цель»
Практическое применение модели менеджерами ориентирует их на использование различных стилей в зависимости от ситуации. При этом следует помнить, что не результаты работы подчиненного должны влиять на выбор руководителем того или иного стиля, а наоборот, выбранный стиль должен способствовать повышению уровня выполнения работы.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата написания статьи: 08.02.2016