Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 32
1. Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным.
Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.
Положения устава общества или решения органов общества, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.
2. Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Абзацы второй — третий утратили силу с 1 июля 2009 года. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 312-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества определяются уставом общества.
Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества.
По решению общего собрания участников общества членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением указанных обязанностей. Размеры указанных вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания участников общества.
2.1. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом. Уставом общества может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся:
1) определение основных направлений деятельности общества;
2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее — управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;
3) установление размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу общества, членам коллегиального исполнительного органа общества, управляющему;
4) принятие решения об участии общества в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
5) принятие решения о проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, назначение аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества и определение размера оплаты ее (его) услуг;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности общества (внутренних документов общества);
7) создание филиалов и открытие представительств общества;
решение вопросов об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных статьей 45 настоящего Федерального закона;
9) решение вопросов об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона;
10) решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества;
11) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом вопросы, а также вопросы, предусмотренные уставом общества и не отнесенные к компетенции общего собрания участников общества или исполнительного органа общества.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
2.2. В случае, если решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества, отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительный орган общества приобретает право требовать проведения внеочередного общего собрания участников общества.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
3. Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, и члены коллегиального исполнительного органа общества, не являющиеся участниками общества, могут участвовать в общем собрании участников общества с правом совещательного голоса.
4. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.
5. Передача права голоса членом совета директоров (наблюдательного совета) общества, членом коллегиального исполнительного органа общества иным лицам, в том числе другим членам совета директоров (наблюдательного совета) общества, другим членам коллегиального исполнительного органа общества, не допускается.
6. Уставом общества может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества. Членом ревизионной комиссии (ревизором) общества может быть также лицо, не являющееся участником общества.
(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Функции ревизионной комиссии (ревизора) общества, если это предусмотрено уставом общества, может осуществлять назначенная (назначенный) общим собранием участников общества аудиторская организация (индивидуальный аудитор), которая должна быть независима (который должен быть независим) в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Членами ревизионной комиссии (ревизором) общества не могут быть члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, и члены коллегиального исполнительного органа общества.
1. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.
Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).
По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.
2. К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания акционеров на совершение определенных сделок. При отсутствии такого согласия или последующего одобрения соответствующей сделки она может быть оспорена лицами, указанными в абзаце первом пункта 6 статьи 79 настоящего Федерального закона, по основаниям, установленным пунктом 1 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с обществом. Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества.
На отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и (или) членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона.
Совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества (директором, генеральным директором), и членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Общество, полномочия единоличного исполнительного органа которого переданы управляющей организации или управляющему, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющую организацию или управляющего в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если полномочия исполнительных органов общества ограничены определенным сроком и по истечении такого срока не принято решение об образовании новых исполнительных органов общества или решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации либо управляющему, полномочия исполнительных органов общества действуют до принятия указанных решений.
4. Общее собрание акционеров, если образование исполнительных органов не отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции). Общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий управляющей организации или управляющего.
В случае, если образование исполнительных органов отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, он вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) и об образовании новых исполнительных органов.
В случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров, уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора). Уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) общества принять решение о приостановлении полномочий управляющей организации или управляющего. Одновременно с указанными решениями совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) управляющей организации или управляющему.
В случае, если образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров и единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) или управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности, совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или управляющей организации (управляющего) и об образовании нового исполнительного органа общества или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему.
Все указанные в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта решения принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Временные исполнительные органы общества осуществляют руководство текущей деятельностью общества в пределах компетенции исполнительных органов общества, если компетенция временных исполнительных органов общества не ограничена уставом общества.
5. Если уставом общества решение вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества и определенный уставом общества кворум для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества составляет более чем половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и (или) для решения указанного вопроса в соответствии с уставом общества или внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, необходимо большее число голосов, чем простое большинство голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в таком заседании, указанный вопрос может быть вынесен на решение общего собрания акционеров в случаях, определенных пунктами 6 и 7 настоящей статьи.
Вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий не может быть вынесен на решение общего собрания акционеров, если уставом общества предусмотрены иные последствия, наступающие в случаях, определенных пунктами 6 и 7 настоящей статьи.
Если условиями акционерного соглашения, заключенного акционерами общества, предусмотрены иные последствия, наступающие в случаях, определенных пунктами 6 и 7 настоящей статьи, неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств по акционерному соглашению не является основанием для освобождения от ответственности или от реализации мер по обеспечению исполнения обязательств, предусмотренных таким соглашением.
6. В случае, если при наличии условий, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящей статьи, решение по вопросу об образовании единоличного исполнительного органа общества не принято советом директоров (наблюдательным советом) общества на двух проведенных подряд заседаниях либо в течение двух месяцев с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества, общества, осуществляющие раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, обязаны раскрыть информацию о непринятии такого решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, а иные общества — уведомить о непринятии такого решения акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для сообщения о проведении общего собрания акционеров. Такое уведомление направляется акционерам или, если уставом общества определено печатное издание для опубликования сообщений о проведении общего собрания акционеров, опубликовывается в этом печатном издании не позднее 15 дней с даты проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, в повестку дня которого был включен вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества и на котором такой орган не был образован, а если второе заседание не состоялось, по истечении двухмесячного срока с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества. Список акционеров общества, которым направляется указанное уведомление, составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг общества на дату проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором не принято решение об образовании единоличного исполнительного органа общества, или в случае, если соответствующее заседание не состоялось, по истечении двухмесячного срока с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества. При этом, если в реестре владельцев ценных бумаг общества зарегистрирован номинальный держатель акций, уведомление направляется номинальному держателю акций для направления лицам, в интересах которых он владеет акциями общества.
Уведомление в соответствии с настоящим пунктом направляется от имени общества председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества. После направления уведомления акционерам или после раскрытия информации в соответствии с абзацем первым настоящего пункта председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества действует от имени общества до момента образования временного единоличного исполнительного органа общества.
Акционеры или акционер вправе предъявить требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества в течение 20 дней с момента возникновения обязанности общества осуществлять раскрытие указанной информации.
В течение пяти дней с даты окончания срока, предусмотренного настоящим пунктом для предъявления акционерами или акционером требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества, а также о созыве внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона, если к указанной дате получены данные требования от акционеров или акционера, владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций общества. В случае предъявления двух и более требований о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящим пунктом принимается решение о созыве одного внеочередного общего собрания акционеров.
Решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров и об образовании временного единоличного исполнительного органа общества принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в заседании, при наличии кворума, составляющего не менее чем половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
7. В случае, если при наличии условий, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящей статьи, решение по вопросу о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества не принято советом директоров (наблюдательным советом) общества на двух проведенных подряд заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) общества, общества, осуществляющие раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, обязаны раскрыть информацию о непринятии такого решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, а иные общества — уведомить о непринятии такого решения акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для сообщения о проведении общего собрания акционеров. Такое уведомление направляется акционерам или, если уставом общества определено печатное издание для опубликования сообщений о проведении общего собрания акционеров, опубликовывается в этом печатном издании не позднее 15 дней с даты проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, в повестку дня которого был включен вопрос о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества и на котором решение о досрочном прекращении полномочий такого органа не было принято. Список акционеров общества, которым направляется уведомление, составляется на основании данных реестра владельцев ценных бумаг общества на дату проведения второго заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором не принято решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества. При этом, если в реестре владельцев ценных бумаг общества зарегистрирован номинальный держатель акций, уведомление направляется номинальному держателю акций для направления лицам, в интересах которых он владеет акциями общества.
Акционеры или акционер вправе предъявить требование о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества в течение 20 дней с момента возникновения обязанности общества осуществлять раскрытие указанной информации.
В течение пяти дней с даты окончания срока, предусмотренного настоящим пунктом для предъявления акционерами или акционером требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона, если к указанной дате получены данные требования от акционеров или акционера, владеющих не менее чем 10 процентами голосующих акций общества. В случае предъявления двух и более требований о созыве внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящим пунктом принимается решение о созыве одного внеочередного общего собрания акционеров.
Решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в заседании, и при наличии кворума, составляющего половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
8. Созыв внеочередного общего собрания акционеров по основаниям, указанным в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества в порядке, предусмотренном статьей 55 настоящего Федерального закона.
Внесение вопросов в повестку дня указанного общего собрания акционеров и выдвижение кандидатов в исполнительные органы общества в данном случае осуществляются в порядке, установленном статьей 53 настоящего Федерального закона.
Формулировки вопроса, подлежащего включению в повестку дня общего собрания акционеров, созываемого по основаниям, указанным в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, и вопроса, ранее включенного в повестку дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, не должны различаться.
Если вопрос об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящей статьи, выносится на решение общего собрания акционеров, в повестку дня такого общего собрания акционеров должен быть включен вопрос о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и об избрании нового состава совета директоров (наблюдательного совета) общества.
9. Если в течение установленного настоящим Федеральным законом срока советом директоров (наблюдательным советом) общества не принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров по требованию лиц, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи, или принято решение об отказе в его созыве, внеочередное общее собрание акционеров может быть созвано в соответствии с пунктом 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.
Выбор модели управления для каждой компании индивидуален. Чтобы выбранная модель соответствовала интересам компании, нужно знать преимущества и недостатки управления руководителем и управляющим (управляющей компанией или управляющим — индивидуальным предпринимателем). В статье расскажем о двух моделях управления, покажем их положительные и отрицательные стороны с точки зрения норм законодательства, бухгалтерского и налогового учета.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА: ФОРМЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
Российское гражданское законодательство предусматривает две категории участников правовых отношений: физические лица (ФЛ) и юридические лица (ЮЛ). По отношению к участию в предпринимательстве у них есть права на извлечение дохода от собственных трудовых вложений. При этом юридические лица, которыми являются организации, априори имеют сложную структуру управления.
Основополагающее определение юридического лица и нормативное описание всех видов организаций содержит ст. 48 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ):
«Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Государство обеспечивает контроль за всеми организациями, зарегистрированными на территории Российской Федерации. Для этого каждая организация подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.
Информация ЕГРЮЛ является публичной. Любое заинтересованное лицо вправе получить определенные сведения об организации (например, на сайте налогового органа www.nalog.ru). В реестре есть информация о дате регистрации, организационной форме, собственниках и исполнительном органе на текущую дату.
Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом также включены в ЕГРЮЛ.
Для утверждения схемы управления создаваемого юридического лица должна быть выбрана форма ЮЛ. Предусмотренные законом формы юридического лица отражены в ГК РФ. Каждую форму создания юридического лица регламентирует отдельный федеральный закон.
Федеральные законы, регламентирующие отдельные формы создания юридического лица:
1. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) «Об обществах с ограниченной ответственностью».
2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 31.07.2020, с изм. от 24.02.2021) «Об акционерных обществах».
3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) «О некоммерческих организациях».
4. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (в ред. от 23.11.2020) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Выбранную форму юридического лица учредители организации должны закрепить в Уставе организации.
Наибольшее число вариантов форм управлений присутствует в законодательстве об обществе с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерном обществе (АО). Рассмотрим их подробнее.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
В Обществе с ограниченной ответственностью действует следующая система управления.
Общее собрание участников ООО — высший орган управления общества. Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале.
К компетенции общего собрания участников ООО относятся самые важные вопросы функционирования общества:
- определение основных направлений деятельности общества;
- утверждение Устава общества;
- образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;
- принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Совет директоров (наблюдательный совет) ООО — его образование в обществе с ограниченной ответственностью не обязательно.
Коллегиальный исполнительный орган ООО — осуществляет руководство текущей деятельностью общества. Чаще всего он именуется правлением или дирекцией, подотчетен общему собранию участников ООО и совету директоров. Формируется одновременно с избранием единоличного исполнительного органа.
Единоличный исполнительный орган ООО — осуществляет руководство текущей деятельностью общества. Как правило, это генеральный директор (директор, президент), который подотчетен общему собранию участников ООО и совету директоров (наблюдательному совету).
На практике часто возникает вопрос по правилам оформления трудовых отношений общества с генеральным директором (директором, президентом). Договор между ними от имени ООО может подписать:
- лицо, председательствовавшее на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества;
- участник общества, уполномоченный решением общего собрания участников общества;
- председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать физическое лицо.
Полномочия единоличного исполнительного органа ООО могут быть переданы управляющей организации или управляющему — индивидуальному предпринимателю, которые действуют как законные представители общества (ст. 42 Федерального закона № 14-ФЗ). На них в полной мере распространяются нормы, на основании которых действует единоличный исполнительный орган общества.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ
Рассмотрим систему управления в акционерном обществе.
Общее собрание акционеров является высшим органом управления общества (проводится ежегодно).
Совет директоров (наблюдательный совет) АО осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных Федеральным законом № 208-ФЗ к компетенции общего собрания акционеров.
Председатель совета директоров организует его работу, созывает заседания совета директоров акционерного общества.
Коллегиальный исполнительный орган осуществляет руководство текущей деятельностью АО. Исполнительный орган подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) АО и общему собранию акционеров.
Уставом общества, предусматривающим одновременное наличие единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа.
Единоличный исполнительный орган осуществляет руководство текущей деятельностью АО. Как правило, это директор, генеральный директор, президент. Он подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров, без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Извлечение из Федерального закона № 208-ФЗ
Статья 69. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор)
[…]
По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.
ВАРИАНТЫ ПЕРЕДАЧИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ
Наряду с единоличным исполнительным органом управления, в лице которого выступает избираемое физическое лицо, общества (ООО и АО) вправе принять решение о передаче полномочий стороннему управляющему — коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее — Управляющему).
Общество вправе привлекать на договорных началах Управляющего для выполнения функций своего исполнительного органа, устанавливать размеры выплачиваемых ему вознаграждений и компенсаций.
Если организация принимает решение об управлении единоличным исполнительным органом — физическим лицом (далее — Руководителем), с ним заключают трудовой договор с учетом всех требований, предъявляемых ТК РФ к такому типу трудовых отношений.
Важный момент: органы пенсионного обеспечения рекомендуют заключать данный договор независимо от принадлежности руководителя к числу собственников компании. То есть этот субъект может быть одновременно директором и собственником организации.
Это объясняется тем, что статус собственника отражает его права и обязанности по отношению к результатам деятельности общества, а его деятельность руководителя сопряжена с выполнением трудовых функций, что выражается в заключаемом трудовом договоре.
Права и обязанности Управляющего и Руководителя перед собственниками имеют определенные различия, которые лежат в основе выбора варианта управления фирмой. В части ответственности за свои действия закон уравнивает эти категории управления.
К СВЕДЕНИЮ
Единоличный исполнительный орган общества, управляющая организация или управляющий при осуществлении своих прав, исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно (ст. 71 Федерального закона № 208-ФЗ).
Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску (абз. 2 п. 1 ст. 53.1 ГК РФ).
УПРАВЛЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕМ (ЕДИНОЛИЧНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНОМ): ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, СПЕЦИФИКА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Единоличный исполнительный орган (Руководитель) имеет достаточно широкие полномочия (п. 3 ст. 40 Федерального закона № 14-ФЗ):
- без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
- выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
- издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
- осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом № 14-ФЗ или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Важный момент: наличие этих прав у Руководителя нужно учитывать собственникам, принимая решение о такой форме управления компанией.
Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества или общего собрания участников общества на совершение определенных сделок. При отсутствии такого согласия сделка может быть оспорена.
Поэтому при определении собственниками суммы сделки, не требующей согласования с ними, нужно проанализировать возможный объем последствий от ошибочных действий Руководителя, которые могут нанести компании ущерб.
Полномочия Руководителя могут одновременно определять Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), другие законы и нормативные правовые акты РФ, учредительные документы и локальные нормативные акты организации.
ЭТО ВАЖНО
На должность Руководителя может быть назначен один из собственников общества или наемный менеджер, не связанный с компанией имущественными отношениями. При заключении трудового договора с наемным менеджером необходимо учитывать специфику применения норм гл. 43 ГК РФ.
Согласно ст. 273–281 ГК РФ Руководитель сочетает в себе функции представителя организации в гражданско-правовых отношениях и, являясь стороной трудовых отношений, осуществляет функцию руководства организации.
Глава 43 ТК РФ не распространяется на трудовые отношения Руководителей в следующих случаях:
- Руководитель является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества. В этом случае руководитель осуществляет функцию единоличного исполнительного органа на основании закрепленного в учредительных документах соответствующего положения, и заключение с ним трудового договора не требуется (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.08.2010 № Ф03-5775/2010 по делу № А24-457/2010);
- управление организацией осуществляется Управляющим, то есть на основании гражданско-правового договора. Трудовой договор при этом не заключается.
В трудовом договоре с Руководителем могут предусматриваться специфические права и обязанности:
- возможность заключения договоров, в том числе трудовых;
- открытие в банках расчетных и других счетов;
- утверждение штатного расписания;
- применение к работникам организации мер дисциплинарного взыскания и поощрения в соответствии с действующим законодательством РФ;
- утверждение положения о представительствах и филиалах, уставов дочерних организаций.
Не допускается наделение Руководителей организаций правами и полномочиями, реализация которых может ухудшить положение работников данной организации по сравнению с законодательством о труде.
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5, 2021.
I Общее собрание
акционеров
1.
Высшим органом Общества является общее
собрание его акционеров
2.
К компетенции общего собрания акционеров
относятся следующие вопросы:
— внесение изменений
и дополнений в устав Общества или
утверждение новой редакции устава
(кроме связанных с увеличением уставного
капитала путем размещения дополнительного
выпуска акций в случаях, предусмотренных
законодательством РФ);
— принятие решения
о реорганизации Общества;
— принятие решения
о ликвидации Общества, назначение
ликвидационной комиссии и утверждение
промежуточного и окончательного
ликвидационных балансов;
— определение
количественного состава совета
директоров, избрание его членов и
досрочное прекращение их полномочий;
— принятие решения
об увеличении уставного капитала путем
увеличения номинальной стоимости акций.
— избрание членов
ревизионной комиссии и Общества и
досрочное прекращение их полномочий;
— избрание членов
счетной комиссии и досрочное прекращение
их полномочий;
— утверждение
аудитора Общества;
— утверждение
годовых отчетов, годовой бухгалтерской
отчетности, в том числе отчетов о прибылях
и убытках (счетов прибылей и убытков)
Общества, а также распределение прибыли,
в том числе выплата (объявление)
дивидендов, и убытков Общества по
результатам финансового года;
— определение
количества, номинальной стоимости,
категории (типа) объявленных акций и
прав, предоставляемых этими акциями;
— принятие решения
об уменьшении уставного капитала
Общества;
— принятие решения
о дроблении и консолидации акций
Общества;
— определение
письменной формы сообщения Обществом
информации акционерам, в том числе
определение органа печати в случае
сообщения в форме публикации;
— утверждение и
внесение изменений и дополнений в
Положение об общем собрании акционеров;
— принятие решения
об одобрении сделок, в совершении которых
имеются заинтересованность, в случаях,
предусмотренных статьей 83 Федерального
закона «Об акционерных обществах»;
— принятие решения
об одобрении крупных сделок, связанных
с приобретением и отчуждением Обществом
имущества, в случаях, предусмотренных
статьей 79 Федерального закона «Об
акционерных обществах»;
— утверждение и
внесение изменений и дополнений во
внутренние документы Общества,
определенных настоящим уставом;
— другие вопросы,
отнесенные к компетенции общего собрания
в соответствии с Федеральным законом
«Об акционерных обществах».
3.
Общее собрание не вправе рассматривать
и принимать решения по вопросам, не
отнесенным законодательством и уставом
Общества к его компетенции.
4.
Общее собрание не вправе принимать
решения по вопросам, не включенным в
повестку дня собрания, а также изменять
повестку дня
5.
За исключением случаев, установленных
Федеральным законом «Об акционерных
обществах», правом голоса на общем
собрании акционеров по вопросам,
поставленным на голосование, обладают
акционеры — владельцы обыкновенных
акций Общества.
6.
Решение общего собрания по вопросу,
поставленному на голосование, принимается
большинством голосов акционеров —
владельцев голосующих акций Общества,
предоставляющих право голоса по данному
вопросу, принимающих участие в собрании.
Здесь и далее под большинством голосов
понимается 50 процентов + 1 голос от
принявших участие в собрании.
7.
Повестка дня общего собрания акционеров
утверждается советом директоров, за
исключением случая, когда повестка дня
определяется лицами, созывающими
собрание. Председательствует на общем
собрании акционеров генеральный директор
Общества или председатель совета
директоров по решению совета директоров.
8.
Общее собрание акционеров правомочно
(имеет кворум), если на момент окончания
регистрации для участия в общем собрании
акционеров зарегистрировались акционеры
(их представители), обладающие в
совокупности более чем половиной голосов
размещенных голосующих акций Общества.
9.
Право на участие в объявленном общем
собрании акционеров имеют все акционеры,
включенные в список лиц, имеющих право
на участие в собрании
10.
Список лиц, имеющих право на участие в
общем собрании акционеров, составляется
на основании данных реестра акционеров
Общества на дату, устанавливаемую
советом директоров решением о созыве
собрания.
11.
Решения, принятые общим собранием, а
также итоги голосования доводятся до
сведения акционеров в порядке и сроки,
предусмотренные Положением об общем
собрании, но не позднее 25 дней с даты
принятия этих решений.
II. Совет директоров
1.
Совет директоров является органом,
осуществляющим общее руководство
деятельностью Общества, за исключением
решения вопросов, отнесенных к
исключительной компетенции общего
собрания акционеров.
2.
В компетенцию совета директоров Общества
входит решение вопросов общего руководства
деятельностью Общества, за исключением
вопросов, отнесенных уставом Общества
к компетенции общего собрания акционеров.
3.
К компетенции совета директоров Общества
относятся следующие вопросы:
— определение
приоритетных направлений деятельности
Общества;
— созыв годового
и внеочередного общих собраний акционеров
Общества;
— утверждение
повестки дня общего собрания акционеров;
— определение даты
составления списка лиц, имеющих право
на участие в общем собрании акционеров,
и другие вопросы, связанные с подготовкой
общего собрания акционеров, отнесенные
к компетенции совета директоров Общества
в соответствии с Федеральным законом
«Об акционерных обществах»,
Положением о совете директоров и
Положением об общем собрании акционеров;
— вынесение на
решение общего собрания акционеров
вопросов, предусмотренных подпунктами
2,5,12,13,15,16,17 пункта 14.2. настоящего устава.
— принятие решений
об увеличении уставного капитала
Общества путем размещения обществом
дополнительных акций в пределах
количества и категорий (типов) объявленных
акций и о внесении соответствующих
изменений в устав Общества в случаях,
предусмотренных законодательством РФ.
— принятие решений
о размещении Обществом облигаций и иных
эмиссионных ценных бумаг в случаях,
предусмотренных Положением о ценных
бумагах;
— определение
рыночной стоимости имущества, цены
размещения и выкупа эмиссионных ценных
бумаг в соответствии с Федеральным
законом «Об акционерных обществах»;
— принятие решений
о приобретении размещенных Обществом
акций в случаях, предусмотренных
настоящим уставом, а также облигаций и
иных эмиссионных ценных бумаг;
— избрание
(назначение) генерального директора
единоличного исполнительного органа
Общества и досрочное прекращение его
полномочий;
— определение
размера оплаты услуг аудитора, рекомендации
по размеру выплачиваемых членам
ревизионной комиссии Общества
вознаграждений и компенсаций;
— рекомендации по
размеру годового дивиденда по обыкновенным
акциям и порядку его выплаты;
— принятие решения
об использовании резервного и иных
фондов Общества;
— утверждение
внутренних документов Общества,
определяющих порядок деятельности его
органов управления;
— принятие решения
о создании филиалов и открытие
представительств Общества, утверждение
положений о них;
— принятие решения
об участии Общества в других организациях
и их объединениях, холдинговых компаниях,
финансово-промышленных группах;
— принятие решений
об одобрении крупных сделок, связанных
с приобретением и отчуждением Обществом
имущества, в случаях, предусмотренных
Федеральным законом «Об акционерных
обществах»;
— принятие решения
об одобрении сделок, в которых имеется
заинтересованность, в порядке,
предусмотренном Федеральным законом
«Об акционерных обществах»;
— утверждение
отчета об итогах размещения дополнительных
акций;
— утверждение
регистратора Общества и условий договора
с ним, а также
расторжение
договора с ним.
— решение иных
вопросов, предусмотренных Федеральным
законом «Об акционерных обществах»,
настоящим уставом, внутренними документами
Общества.
4.
Председатель совета директоров Общества
избирается членами совета директоров
Общества из их числа большинством
голосов от общего числа избранных членов
совета директоров Общества.
5.
Председатель совета директоров Общества
организует его работу в соответствии
с Положением о совете директоров,
созывает заседания совета директоров
Общества и председательствует на них,
организует на заседаниях ведение
протокола
III. Генеральный
директор
1.
Руководство текущей деятельностью
Общества осуществляется генеральным
директором (единоличным исполнительным
органом Общества) и правлением
(коллегиальным исполнительным органом
Общества). Генеральный директор является
председателем правления. Исполнительные
органы подотчетны совету директоров
Общества и общему собранию акционеров
2.
Права и обязанности генерального
директора и членов правления определяются
Положением об исполнительном органе
Общества, утверждаемым советом директоров.
3.
Генеральный директор без доверенности
действует от имени Общества, в том числе:
— распоряжается
имуществом Общества для обеспечения
его текущей деятельности;
— представляет
интересы Общества как в Российской
Федерации, так и за ее пределами;
— утверждает штаты,
заключает трудовые договоры с работниками
Общества,
применяет к этим
работникам меры поощрения и налагает
на них взыскания;
— руководит работой
правления, председательствует на его
заседаниях;
— рекомендует
совету директоров для утверждения
персональный состав членов правления;
— совершает сделки
от имени Общества, самостоятельно в
пределах до 25 процентов стоимости
активов Общества на дату принятия
решения о сделке или после утверждения
их органами управления Общества в
порядке,
предусмотренном
Федеральным законом «Об акционерных
обществах» настоящим уставом и его
внутренними документами;
— выдает доверенности
от имени Общества; открывает в банках
счета Общества; издает приказы и дает
указания, обязательные для исполнения
всеми работниками Общества;
— исполняет другие
функции, необходимые для достижения
целей деятельности Общества и обеспечения
его нормальной работы, в соответствии
с действующим законодательством
Российской Федерации и настоящим
уставом, за исключением функций,
закрепленных за другими органами
управления Общества.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
11.04.2015109.06 Кб10811.doc
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Исполнительный орган ООО осуществляет непосредственную оперативную деятельность по управлению обществом.
Руководством текущей деятельности общества могут заниматься единоличный исполнительный орган или единоличный и коллегиальный исполнительные органы.
На практике самый распространенный вариант ‒ это единоличный исполнительный орган, например генеральный директор. При этом уставом организации может быть предусмотрено создание коллегиального исполнительного органа.
Наш эксперт в своей статье рассмотрел варианты управления ООО, а также порядок избрания, полномочия и другие практические вопросы по этой теме.
Единоличный исполнительный орган
Единоличный исполнительный орган ‒ должностное лицо, действующее от имени общества на основании устава и обладающее правом осуществлять правоспособность этого общества по всем вопросам, не отнесенным к компетенции других органов общества ( ст. 40 Закона об ООО).
Название единоличного исполнительного органа определяется собранием участников общества и указывается в уставе общества. Это может быть директор, генеральный директор, президент и др.
Кто может быть единоличным исполнительным органом?
Единоличным исполнительным органом может быть только физическое лицо. Исключением является случай, когда общество передает полномочия единоличного исполнительного органа управляющему – коммерческой организации ( п. 2 ст. 40 Закона об ООО).
Законодательство не содержит никаких специальных требований к кандидатам. Генеральным директором может быть не только один из участников ООО, но и любое иное лицо. Исключение – члены ревизионной комиссии (ревизоры) ( п. 6 ст. 32 Закона об ООО).
Ограничения могут быть установлены самими участниками общества. Например, уставом общества может быть предусмотрено условие об избрании лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, только из числа его участников. Позиция подтверждается судебной практикой ( Постановление ФАС Уральского округа от 31.03.2009 № Ф09-1611/09-С4 по делу № А71-3038/2008-Г7).
Обращаем внимание, перед избранием директора необходимо проверить, не состоит ли он в реестре дисквалифицированных ( ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ). Если потенциальный кандидат подвергся дисквалификации, то ему запрещено занимать руководящие должности в исполнительном органе организации на срок от шести месяцев до трех лет ( ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Кроме того, такой гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ в связи с неисполнением административного постановления.
Не знаете, как лучше разрешить ситуацию? Аналитические материалы помогут разобраться.
подробнее
Какими полномочиями наделен единоличный исполнительный орган?
В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона об ООО директор общества может:
- без доверенности действовать от имени общества, в том числе представлять его интересы и совершать сделки.
Обратите внимание, принимать самостоятельное решение о заключении сделки директор может, только если она не является для общества крупной ( ст. 46 Закона об ООО) или с заинтересованностью ( ст. 45 Закона об ООО); - выдавать доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
- издавать приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания;
- осуществлять иные полномочия, не отнесенные Законом об ООО или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества. Например, организация и ведение бухгалтерского учета ( п. 1 ст. 7 Закона о бухучете), подготовка, созыв и открытие общего собрания участников ООО ( ст. 34, п. 2 ст. 35, п. 4 ст. 37 Закона об ООО), ведение списков участников ООО ( п. 2 ст. 31.1 Закона об ООО) и др.
Любые полномочия могут быть ограничены уставом. Это связано с тем, что директор осуществляет те функции, которые законом или уставом самого общества не отнесены к компетенции иных органов управления ( п. 1 ст. 40 Закона об ООО).
На практике в основном ограничивают полномочия руководителя ООО по заключению им сделок, например, включив в устав положение, запрещающее директору заключать сделки свыше определенной суммы и (или) заключать определенные сделки.
Формулировки об ограничениях полномочий должны быть прописаны явно и недвусмысленно. Во-первых, это поможет избежать спорных ситуаций, когда директор выходит за пределы своих полномочий. Кроме того, в соответствии с разъяснениями Верховного Суда неясности и противоречия в положениях учредительных документов юридического лица об ограничениях полномочий единоличного исполнительного органа толкуются в пользу отсутствия таких ограничений ( п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25).
Как избирается единоличный исполнительный орган?
Единоличный исполнительный орган избирается общим собранием участников ООО, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).
Как правило, генеральный директор избирается при создании общества. Такое решение принимается на собрании учредителей и включается в единый протокол по его итогам. Решение принимается большинством в 3/4 голосов ( ст. 11 Закона об ООО).
Если общество создается одним лицом, то решение принимается им единолично ( п. 1 ст. 11 Закона об ООО).
Если у общества появляется необходимость сменить генерального директора, то необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
- подготовить и созвать собрание участников ООО по вопросу прекращения полномочий директора и избрания нового.
Обратите внимание, если в обществе есть совет директоров, то предварительно необходимо проверить устав, поскольку решение данного вопроса может находиться в его компетенции ( п. 1 ст. 40, пп. 4 п. 2 ст. 33 Закона об ООО); - провести общее собрание участников и принять решения о прекращении полномочий прежнего и избрании (назначении) нового директора.
Если в обществе один участник, то решения принимаются им единолично и оформляются письменно ( ст. 39 Закона об ООО); - составить заявление по форме № Р13014 о внесении изменений в ЕГРЮЛ в связи с назначением нового директора;
- засвидетельствовать у нотариуса подлинность подписи на заявлении. Если документы направляются на регистрацию в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, то в данных действиях нет необходимости ( п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП);
- подать документы на регистрацию сведений о новом единоличном исполнительном органе.
На какой срок избирается единоличный исполнительный орган?
В Законе об ООО срок полномочий единоличного исполнительного органа не установлен. В нем указано лишь на то, что директор избирается на срок, предусмотренный уставом общества, а также на то, что его полномочия может досрочно прекратить уполномоченный орган ООО.
Обратите внимание, нормы Закона об ООО не устанавливают, что истечение срока, на который лицо было избрано руководителем общества, влечет с соответствующей даты прекращение его полномочий как единоличного исполнительного органа. Директор обязан выполнять функции единоличного исполнительного органа до момента прекращения его полномочий на основании решения уполномоченного органа управления общества или избрания нового руководителя.
Позиция подтверждается судебной практикой. Например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.02.2022 № Ф07-19405/2021 по делу № А21-16807/2019.
Изучите спорные ситуации с позиции судов и налоговых органов! Главный помощник – «Энциклопедия спорных ситуаций».
подробнее
С какого момента начинаются и прекращаются полномочия директора?
Директор начинает или прекращает действовать от имени общества с момента, определенного решением уполномоченного органа общества, независимо от того, внесены ли такие сведения в ЕГРЮЛ. Это связано с тем, что Закон об ООО не связывает возникновение либо прекращение полномочий руководителя общества с фактом внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений.
Позиция подтверждена судебной практикой. Например, Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24.11.2021 № 16-7060/2021. Бывшего руководителя организации привлекли к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Он обратился в суд с заявлением об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности. Свою позицию он аргументировал тем, что на дату совершения административного правонарушения он уже не являлся генеральным директором организации. В качестве доказательств он предоставил копии протокола общего собрания, а также трудовой книжки. Первая и апелляционная инстанции отказали заявителю в удовлетворении требований, поскольку из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, гражданин являлся директором общества на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения его к административной ответственности. Кассационный суд не согласился и отметил, что возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в единый государственный реестр юридических лиц таких сведений не связаны. Невыполнение юридическим лицом обязанностей по внесению в единый государственный реестр юридических лиц необходимых сведений на действительность самих сведений повлиять не может. Производство по делу было прекращено.
Аналогичную позицию занимали суды и по другим делам, например: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.11.2019 № Ф07-14194/2019 по делу № А56-35837/2018, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2021 № Ф09-8878/21 по делу № А76-21634/2020, Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.07.2021 № 88-12395/2021.
Коллегиальный исполнительный орган
Коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекции и др.) ООО ‒ орган общества, состоящий из нескольких членов и осуществляющий руководство текущей деятельностью ООО совместно с единоличным исполнительным органом (генеральным директором, президентом и др.). Правление, как и директор, подотчетно собранию участников и совету директоров ООО, если последний образован в обществе ( п. 3 ст. 65.3 ГК РФ, п. 4 ст. 32 Закона об ООО).
Коллегиальный исполнительный орган формируется исключительно по желанию участников общества. Положения о его создании, компетенции, порядке избрания и принятия им решений должны быть обозначены в уставе. Если устав не предусматривает положений о коллегиальном исполнительном органе, то избирать членов правления нельзя ( п. 1 ст. 41 Закона об ООО).
Кого можно выбрать в члены правления ООО?
Членом коллегиального исполнительного органа общества может быть только физическое лицо, которое может не являться участником общества ( ст. 41 Закона об ООО). При этом закон предусматривает исключение: нельзя избрать в правление более 1/4 от общего количества членов совета директоров, поскольку в таком случае данные лица не могут выполнять функции членов совета директоров ( п. 2 ст. 32, п. 1 ст. 41 Закона об ООО).
Уставом ООО можно предусмотреть дополнительные требования к членам правления. Например, можно установить в качестве требований к членам правления запрет на наличие связей (аффилированности) между ними и компаниями-конкурентами. Если член правления будет аффилирован, то это может сказаться на его объективности при принятии решений.
Порядок избрания, компетенция и порядок принятия решений коллегиальным исполнительным органом
Все вопросы, связанные с деятельностью коллегиального исполнительного органа регулируются уставом общества ( ст. 41 Закона об ООО).
В уставе ООО необходимо прописать обязательные сведения, такие как: об образовании правления, его компетенции и порядке принятия им решения. Остальные вопросы, регулирующие деятельность правления, вы можете прописать во внутреннем документе общества, например в положении о правлении ( ст. 41 Закона об ООО).
Рекомендуем включить в устав следующие положения:
- Порядок избрания членов правления
Как правило, данный вопрос относится к компетенции общего собрания участников, но может быть предан совету директоров, если он образован в ООО ( п. 1 ст. 41 Закона об ООО).
Решение принимается большинством голосов от общего числа голосов участников общества ( п. 8 ст. 37 Закона об ООО), но в уставе можно закрепить и иной подход – кумулятивное голосование. В таком случае число голосов, принадлежащих каждому участнику общества, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган общества, и участник общества вправе отдать полученное таким образом число голосов полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов ( п. 9 ст. 37 Закона об ООО).
Пошаговые инструкции, образцы документов и ссылки на правовые акты: получите доступ к «Готовым решениям».
подробнее
Обращаем внимание, устав общества может содержать требования к порядку формирования правления, отличные от установленных законом ( подп. 6 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Например, в нем может быть установлена возможность назначать членов правления от каждого участника общества, то есть формировать правление без проведения собраний и голосования.
- Количество членов правления
Поскольку правление является коллегиальным исполнительным органом, в нем должно быть минимум два члена. Максимальное количество законом не ограничено.
Рекомендуем устанавливать нечетное количество членов правления, чтобы избежать риска непринятия им решений по рассматриваемым вопросам в связи с равным количеством голосов.
- Срок полномочий
В законе нет требований к сроку полномочий коллегиального исполнительного органа. Например, можно избирать членов правления на срок полномочий директора.
- Компетенция правления
Определяется уставом. Например, к компетенции правления можно отнести решение наиболее сложных вопросов деятельности общества: принятие решений по заключению отдельных сделок, утверждение бизнес-плана и другие важные вопросы.
- Полномочия председателя правления ООО
Функции председателя правления выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, за исключением случая, если такие полномочия переданы управляющему ( п. 1 ст. 41 Закона об ООО).
Полномочия директора как председателя правления прописываются в уставе, поскольку в законе они не определены. Например, в уставе можно прописать, что председатель:
- организует работу правления, в частности формирует план его работы, повестку дня заседаний, вырабатывает наиболее эффективные решения по вопросам повестки дня, предоставляет членам правления информацию, необходимую для принятия решений по вопросам повестки дня;
- созывает заседания и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола;
- имеет право решающего голоса в случае равенства голосов.
- Порядок принятия правлением решений, в том числе в вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.
Итак, руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Сфера деятельности органов управления определяется законом и уставом общества.
Вопрос
В учредительных документах ООО единоличным исполнительным органом указан директор, при этом в выписке из ЕГРЮЛ значится генеральный директор.
Как верно указывать должность единоличного исполнительного органа при подписании документов?
Ответ
В документах следует использовать наименование «директор», поскольку данное наименование закреплено в учредительных документах.
Документом, который определяет состав и компетенцию органов управления, в силу ст. 12 Закона об ООО является устав, соответственно, необходимо использовать наименование, закрепленное в данном документе.
Другое наименование должности в ЕГРЮЛ, вероятно, связано с технической ошибкой регистрирующего органа при регистрации общества. Такая ошибка должна быть исправлена, и наименования единоличного исполнительного органа должны быть идентичными как в уставе, так и в ЕГРЮЛ.
Рекомендуем обратиться в регистрирующий орган с заявлением об исправлении указанной ошибки в ЕГРЮЛ.
Обратите внимание, допущенное несоответствие может вызвать множество сложностей в жизнедеятельности общества. Например, Решение Хабаровского УФАС России от 22.12.2017 № 475. При участии в закупках данный факт был расценен как предоставление недостоверной информации, а поданная заявка ‒ не соответствующая аукционной документации.
Взаимодействуйте уверенно с надзорными органами и органами власти.
подробнее
Автор: преподаватель-юрист «ЧТО ДЕЛАТЬ КОНСАЛТ» Анастасия Чекмарева
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г.
Контакты редакции: +7 (495) 784-73-75, smi@4dk.ru