1. Руководство сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах. Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми. Создание предметно-развивающей среды в разных возрастных группах.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Сюжетно-ролевыми называют игры, которые создаются самими детьми, активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.
Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость, инициативу.
Важность сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее. Но сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, и педагог не может заранее предвидеть все приемы руководства ею, как это делается при подготовке к проведению занятий, игр с правилами.
Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи как ко всему коллективу и к отдельным детям.
Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться с взрослыми своими намерениями. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие, конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение.
Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу. Такие советы обогащают замысел игры.
Иногда педагог становится участником игры, берет на себя какую-нибудь роль, часто совсем не главную, эпизодическую, но и в этой роли он может незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре он спрашивает, где продаются билеты, и таким образом наводит на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине он спрашивает о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.
Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.
Таким образом, педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:
— Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
— Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
— Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
— Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.
— Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
В режиме детского дня для сюжетно-ролевых игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации сюжетно-ролевых игр, прежде всего в интересах развития детей.
Методы и приемы:
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Вторая младшая группа:
Обучение способам игрового отражения действительности:
— включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)
— обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере
Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:
— вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)
— поощрение
-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)
— помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)
Средняя группа:
— включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)
— вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)
Приемы косвенного руководства.
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:
— внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений
— экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми
— создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)
— чтение художественных произведений, драматизация сказок
— наблюдение за играми других детей
-напоминания об интересных фактах из жизни.
Организация предметно-игровой среды
— сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек
— внесение в среду новой игрушки
— изготовление детьми атрибутов для игры
Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:
— ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)
— создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.
Организация воспитателем игр обучающего характера:
— театрализованные игры
— игры типа «Угадай, кто пришел? » «Угадай, кого я изображаю? »
— дидактические игры «Кому что нужно для работы»…
Создание игровой проблемной ситуации: — с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) — с помощью активизирующего общения педагога с детьми.
— поощрение
— привлечение в игру малоактивных детей.
Старший дошкольный возраст:
Приемы прямого руководства.
— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .
Приемы косвенного руководства.
— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)
— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,
— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,
— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого:
— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность
— спланировать ход игры, последовательность действий
— распределить роли, согласовать замысел,
— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,
— наблюдение за игрой детей,
— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)
— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,
— создать игровую ситуацию,
— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.
Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.
2. Составление плана воспитательно-образовательной работы в группе (по выбору) на неделю развитию игровой деятельности.
День недели |
Вид игры |
Задачи |
Методы и приёмы руководства |
Понедельник: Утро Прогулка Вечер |
Настольно-печатная игра «Собери картинку»
2. Подвижная игра «Карусель» Сюжетно-ролевая игра «Семья» |
-Упражнять детей в составлении целой картины из отдельных частей. Развивать зрительное восприятие. — Формировать умение ориенти -роваться в пространстве. — Учить детей ходить и бегать с ускорением и замедлением темпа по кругу — Учить детей использовать в игре свои знания и умения, связан -ные с приготов -лением пищи, сервировкой стола. |
— Наглядная и словесная беседа по картинке. — Познакомить детей с правилами новой игры. Показ игровых действий. — Рассказ воспи -тателя, как они играли, когда была маленькой. Беседа о взаимоотношениях в семье. |
Вторник: Утро Прогулка Вечер |
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» |
— Учить детей договариваться об условиях игры. Формировать умение использо -вать предметы – заместители — Упражнять де -тей в набивании мяча правой и левой рукой на месте. Развивать крупную мотори-ку рук. — учить детей подпрыгивать на двух ногах стоя на месте. — Учить детей играть вместе, продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры. |
— Наблюдение за работой медицинского работника. Рассматривание иллюстраций. — Создать интерес к игре. Подготовить атрибуты. Рассказать правила. Показать детям, как правильно приземляться на носки, полусог-нутые ноги. — Рассматривание иллюстраций и журналов, предметов. Обсуждение игрового сюжета. |
Среда: Утро Прогулка Вечер |
Дидактическая игра «Кто найдет – пусть возьмет»
Сюжетно-ролевая игра «Строители» |
— Учить использо-вать в игре знания о том, из каких материалов сде-ланы различные предметы. Разви-вать связную речь, внимание. — Упражнять детей в реакции на сигнал, действиям в команде. — Развивать связную речь, слуховое восприя-тие, внимание. — Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с замыслом. Использование разного строительного материала. |
— Подготовить для игры предметы, сделанные из разных материалов. Беседа. — Рассказ о баскетболе. Показ элементов игры. — Учить детей поддерживать правильный ход игры. — Чтение художественной литературы. Беседа о профессии. |
Четверг: Утро Прогулка Вечер |
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Сюжетно-ролевая игра «Ателье» |
— Закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Активизировать в речи соответст-вующие понятия. — Учить быстро передавать платок. Развивать ловкость, быст-роту, внимание. — Совершенство-вать умение ориентироваться в пространстве. — Учить детей развивать сюжет на основе знаний, распределять роли. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения. |
— Загадывание загадок. Чтение литературы о временах года. — Познакомить с правилами игры, предложить рассказать, что должны делать участники в различных игровых ситуациях. — Рассматривание иллюстраций и журналов, предметов (сантиметр, нитки, ткани). |
Пятница: Утро Прогулка Вечер |
Настольно-печатная игра «Домино»
Сюжетно-ролевая игра «Пост ГИБДД» |
— Развивать внимание, логическое мышление, речь. — Учить детей играть на всей игровой пло-щадке. Развивать быстроту реакции. — учить детей набрасывать кольца на колыш-ки, стараясь набросить как можно больше колец. — Углубить знания детей о дорожных знаках. Развивать мышление. Совершенствовать умения выполнять правила дорожного движения. |
-Формировать умение интересно и с пользой проводить досуг. Создать хорошее настроение. — Познакомить детей с правилами игры. Рассказать об истории её возникновения, о знаменитых спортсменах. — Подготовить атрибуты. Поощрять упорство в достижении цели, выдержки. — Обсуждение игрового сюжета. Загадывание загадок. Распределение ролей. |
Библиография
- Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание. 1973.
- Выготский Л.С. Детская психология. М., 2006
- Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин “Развитие ребенка и его отношений с окружающими”. М., 1993 , Центр общечеловеческих ценностей.
- Никитин Б.П. «Развивающие игры.», М.: Педагогика, 1981
- http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/66-igrovaya-deyatelnost/1074-kriterii-oczenivaniya-igrovoj-deyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta
- Эльконин Д.Б. Психология игры. — М: Владос, 1999
- Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Бойченко Н.А., Григоренко П.И., Коваленко Е.И., Щербакова Е.И.: Рад.Школа, 1982.
- Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Методические основы организации сюжетно-ролевой игры в возрастных
группах
Изучением особенностей сюжетно — ролевой
игры дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Эльконин Д. Б., Выготский
Л.С., Менджеритская Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова
Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М., Новосёлова С.Л.
Сюжетно-ролевые творческие игры – это
игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления,
представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для
каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
В играх ребенок не только отражает
окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее.
В игре воспитывается интерес и уважение к
труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не
только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит
побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.
Необходимыми элементами, обеспечивающими
интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных
качеств ребенка, являются знание – действие – общение. Особая роль при
этом принадлежит воспитателю. Именно от его личности, знаний, умений,
профессионального мастерства и способности творчески руководить игровой
деятельностью зависит использование ее для всестороннего развития личности
ребенка.
Итак, первое условие игры как
увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его
предметах (об их свойствах, качествах, назначении), событиях и явлениях
реального мира.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в
том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том,
что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или
огорчается по ходу игры.
Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется
наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой
воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об
окружающем мире.
Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру.
Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.
Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры,
без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр отражают конкретные условия
жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе
с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом его
игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.
Содержание сюжетно-ролевой игры – это то,
что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В
содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в
отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону
поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения
человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный
характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть
различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и
та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание.
Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но
прежде всего содержание детских игр.
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он
отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с
представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила
поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в
мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать,
так ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Условия,
при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли: ребенок
берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая
отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Знакомство с действительностью –
главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры; знакомство с этой
действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял
человек, его деятельность. Таким образом, основой сюжетно-ролевой игры является
мнимая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль
взрослого и выполняет ее в игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в
такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений,
существующую в этом мире.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как
правило, носит коллективный характер. Это не значит, что дети не могут играть в
одиночку. Но наличие детского обществ – это наиболее благоприятное условие для
развития сюжетно-ролевых игр.
Особенности сюжетно-ролевых игр:
1. Соблюдение
правил (правила вытекают из самой сути игры).
2. Социальный
мотив игр (игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому
разобраться в системе взрослых отношений).
3. В
сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие (ребенок отличает игру от
действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как
будто», «понарошку», «по-правде», но несмотря на это, игровые переживания
всегда искренни. Ребенок не притворяется. С усложнением игры и игрового замысла
чувства детей становятся более осознанными и сложными. Сюжетно-ролевая игра –
это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша).
4. В ходе
сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
5. В сюжетно ролевой
игре развивается воображения и творчество (плановость, согласованность действий
в длительных играх сочетается с импровизацией, дети намечают общий план,
последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые
образы).
6. Развитие
речи.
Виды
сюжетно-ролевых игр:
1.
Игры
на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх
большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают
то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2.
Игры
на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для
этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта,
парикмахерская, больница, транспорт, завод..)
3.
Игры
на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа
(герои войны, космические полеты)
4.
Игры
на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и
«летчиков», в Зайца и Волка… В этих играх ребята отражают целые эпизоды из
литературных произведений, подражая действиям героев, условиям их поведения.
5.
«Режиссерские»
игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.
Действует он при этом и за себя и за куклу.
Руководство сюжетно-ролевой игрой детей
старшего дошкольного возраста
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более
высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен
знать особенности организации игры в детском коллективе.
Термин «руководство игрой» обозначает в
педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и
приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими
игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного
возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр,
обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.
Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра с первых
ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она
становится все более творческой и саморазвивающейся. Основные компоненты
комплексного подхода к формированию игры сохраняются на всех этапах ее
развития. Меняется лишь роль каждого компонента. Для перехода игры на более
сложный этап важны все компоненты. Роль каждого из них меняется в зависимости
от уровня развития игры на данном этапе.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед
воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики
игр, углубление их содержания) ;
• использование игры в целях воспитания детского коллектива
и отдельных детей.
Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее,
сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
При руководстве сюжетно-ролевой игрой в старшем
дошкольном возрасте используются следующие приемы:
Приемы прямого руководства —
Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) –
не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение
ролевого поведения играющих после игры).
Приемы косвенного руководства —
обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения,
экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач,
беседы)
— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению
игровых полей.
Создание условий для развития творческой
сюжетно-ролевой игры:
— создание предметно- игровой среды (тематические
игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница»,
«Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и
игрушки, не свойственны для старшего возраста) ;
— расположение разнообразного игрового материала в
прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и
атрибутами;
— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для
изготовления самоделок;
— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии
с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого:
— вспомнить более подходящие для игры события,
установить их последовательность, спланировать ход игры, последовательность
действий;
— распределить роли, согласовать замысел;
— помощь в решении игровых задач, поддержание
познавательного интереса в игре;
— наблюдение за игрой детей;
— направление замысла и действий детей (совет,
подсказка, вопрос, изменение игровой среды) ;
— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на
замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения
действительности) ;
— создать игровую ситуацию;
— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми
способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей) .
Методика
применения сюжетно-ролевой игры:
1.
Выбор
игры.
2.
Педагогическая
разработка плана игры.
3.
Ознакомление
детей с планом игры и совместная его доработка
4.
Создание
воображаемой ситуации.
5.
Распределение
ролей.
6.
Начало
игры.
7.
Сохранение
игровой ситуации.
8.
Завершение
игры.
Сюжетно-ролевые
игры детей младшей группы детского сада
Первые сюжетные игры малышей протекают как игры
безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный
характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит
из 2-3 действий многократно повторяющихся. (например, давайте построим башню,
Дети по очереди ставят кубики друг на друга), а далее цепочки усложняются
(воспитатель готовит еду на игрушечной плите – кормит игрушек — …,заменяет
игрушечную посуду на воображаемую, на палочки вместо ложек…
Основными задачами руководства играми в младшей группе
являются:
1.
Развитие
обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых
действий.
2.
Развитие
и обогащение сюжетов игры.
3.
Формирование
умений детей играть рядом, а затем и вместе.
Одним из основных приемов руководства играмималышей
является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем
способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.
По мере обогащения игры игровыми действиями,
возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны
помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку, как к его персонажу. Все это
способствует становлению сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевые
игры детей средней группы детского сада
У детей средней группы появляются коллективные игры,
что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и
содержания, так и структуры игры: от игр на бытовые темы к играм с трудовым,
производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные
общественные события и явления.
У детей средней группы часто одновременно возникают
несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает
детям расширить знания детей для 1-2 игр, а затем постепенно переходить к
углублению содержания других.
Воспитатель должен использовать разнообразные приемы
для организации совместной игры.
Сюжетно-ролевые
игры детей старшей группы детского сада
В этом возрасте в играх наряду с действиями начинают
отражаться разнообразные общественные отношения, поступки( например, мама
проявляет заботу о сыне, причем не только кормит, одевает, купает, но и
воспитывает, читает ему книжку) Педагогу важно научить ребенку развертывать в
игре разнообразные сюжеты. Воспитатель предлагает ребенку основную роль, сам
берет себе дополнительную.
Основная задача руководства играми старших
дошкольников – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование
умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие
сюжета, подготовить игровую обстановку. Также педагог обязательно должен
обогащать содержание игр.
Во всех группах воспитатель время о времени должен
предлагать новую тему игры. При этом педагог не навязывает тему детям, а
старается лишь возбудить к ней интерес.
Сюжетно-ролевые
игры детей подготовительной группы детского сада
Основное содержание игры – отражение отношений и
взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной.
Все сюжетно-ролевые игры нося совместный, коллективный характер.
В игре четко выделяются подготовительный этап:
распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление
игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Количество вовлеченных в игру
увеличивается до 5-7 человек.
Дети подготовительной группы предъявляют более высокие
требования к качеству исполнения отдельных ролей, что нередко порождает
недовольство детей друг другом и приводит к возникновению конфликтов. Возникают
и устойчивые игровые группировки, но при этом возможно образование замкнутых
группировок, участники которых неохотно принимают в игру «посторонних». В таких
случаях необходимо прямое воздействие воспитателя на игры детей: участвуя в
сговоре детей перед игрой или беседуя по поводу прошедшей игры, педагог может
оценить поведение играющих. Беседы воспитателя с детьми должны быть короткими,
проходить в живой форме. Они требуют от педагога умения вникнуть в игровой
замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих.
Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Основная источник сюжетно-ролевой игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основная особенность сюжетно-ролевой игры – наличие воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается их сюжета и ролей.
Основные особенности сюжетно-ролевой игры:
-
Соблюдение правил.
-
Социальный мотив игр. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
-
В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
-
В ходе игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Постепенно замыслы игры становятся более стойкими. Некоторые игры могут продолжаться неделями, постепенно развиваясь. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными.
-
В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество. Дети импровизируют, используют игрушки-заместители.
-
Развитие речи.
Виды сюжетно-ролевых игр:
-
Игры на бытовые сюжеты (дом, семья, праздники, дни рождения. Здесь большое место занимают игры с куклами)
-
Игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)
-
Игры на героико-патриотические темы (космос, герои войны)
-
Игры на темы литературных произведений, кино, телепередач.
-
«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол
В младших группах игрушки для сюжетно-ролевой игры должны находиться в поле зрения ребенка, они должны быть видны и доступны.
В средней и старшей группах такой необходимости нет. Но дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения, и поддерживать соответствующий порядок.
В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам. Дети совместно с воспитателем могут сами изготавливать игрушки-самоделки для игры.
Руководство игрой:
Косвенное руководство:
-
Обогащение знаний детей о жизни
-
Обновление игровых материалов
-
Внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры.
Прямые приемы руководства:
-
Ролевое участие в игре
-
Разъяснение
-
Участие в распределении ролей
-
Совет по ходу игры
-
Предложение новой темы игры
Методика применения сюжетно-ролевой игры.
-
выбор игры (кратковременная или длительная)
-
разработка плана игры (сюжет, роли, содержание ролей)
-
ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка (в старшей и подготовительной группах)
-
создание воображаемой ситуации.
-
распределение ролей.
-
начало игры (чтобы игра была интересной и длительной, то в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с развитым творческим воображением)
-
сохранение игровой ситуации
-
завершение игры .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №7
«Детский сад общеразвивающего вида»
«Задачи развития сюжетных игр в возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО»
Составитель: Воспитатель
Авагян Е.С.
Майкоп 2017г.
Тема: «Задачи развития сюжетных игр в возрастных группах в соответствии с ФГОС»
Цель: Повысить педагогическую компетентность воспитателей по организации игровой деятельности, познакомить с особенностями сюжетно-ролевой игры (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО. Сформировать у педагогов понимание роли игры как основной деятельность детей, в которой усваиваются основные нормы поведения в обществе, закрепляются и переосмысливаются полученные из разных источников знания.
Задачи развития сюжетных игр в возрастных группах в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (по программе «От рождения до школы»)
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Задачи развития сюжетных игр |
||
1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений («Семья», «Магазин», «Больница», «Салон красоты», «Детский сад» и другие игры) 2. Способствовать отражению в играх сюжетов знакомых сказок и мультипликационных фильмов. 3. Развивать умение обмениваться ролями в совместной деятельности опыта в самостоятельные игры. 4. Способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры. 5. Подготавливать условия для создания игровой обстановки с использованием реальных предметов и их заместителей. 6.Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к общему замыслу и согласованию действий. |
1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, путешествия и другое), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов. 2. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии – через сложение новых творческих сюжетов. 3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера. 4. Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснить точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации. |
1.Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру. 2. Способствовать самостоятельному построению на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов. 3.Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера. 4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр. |
II младшая группа
-
Игры: «Готовим мишке обед», «Купаем куклу», «Лечим зайчика», «Принимаем гостей», «Посещаем парикмахерскую», «Детский сад», «Моряки».
-
Совместные игры, использование игрушек, предметов-заместителей
-
Интегрируется со всеми образовательными областями
-
Развивать диалог, использовать детали костюмов
-
Играть со взрослым, парами, малыми группами
-
Режиссерские игры по сказкам, стихам с использованием игрушек, затем исполняют простейшие роли сами в сказках, играх
-
Используют строительные игры, потом их обыгрывают: построили дом, поселили туда игрушки, разыграли несложный сюжет.
Средняя группа
-
Игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Моряки» и др.
-
Инсценирование сказок, мультфильмов.
-
Вести ролевой диалог, объединение в одной ролевой игре несколько сюжетов других игр.
-
Беседа об играх вначале: «Во что будете играть?», «Что произойдёт?», распределить роли до начала игры, что понадобится для игры, в том числе предметы-заместители, другой материал. Воспитатель провоцирует «проблему»: — корабль сбился с курса, — у парикмахера нет расчёски, — на обед нет хлеба, — не на чем отвезти больного в больницу, — на улице заболел человек.
-
Воспитатель участвует, но во II полугодии больше следит за игрой.
-
Режиссерская игра: сюжеты сказок, рассказов, полностью или часть сюжета, используются предметы, игрушки.
-
Театрализованные игры: дети сами действуют.
Старшая группа
-
Тематика игр связана больше с социальной деятельностью (в которые играли и раньше), но учитывать реалии сегодняшнего дня (магазин – супермаркет, парикмахерская – салон красоты, автостоянка и др.).
-
Новые игры: «Музей», «Библиотека», «Турагентство», «Милиция-полиция», «Служба спасения» — вместо служб 01, 02, 03, 04.
-
Практикуется изготовление игрушек для игры.
-
Практикуется игра одна и та же с расширением сюжета в течение нескольких дней, отображаются как бытовые, литературные, так и фантастические события.
-
Подготовка к играм: чтение, придумывание ситуаций, творческое создание обстановки для игр, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий.
-
Режиссерские игры: как с воспитателем, так и самостоятельно, ребёнок может управлять 1 – 2 игрушками.
-
Театральные игры: ширма, сцена, декорации, выразительное исполнение.
Подготовительная группа
-
То же, но игры более разнообразные по содержанию.
-
Придумывать сюжет до игры.
-
Продуктивная деятельность по созданию необходимых атрибутов для игры сегодня, а завтра играть.
-
Умение распределять роли, договариваться (использовать считалки, жеребьёвки, договор по желанию).
-
Режиссерские игры: управлять 1 – 2 игрушками, согласовывать свои действия с действиями сверстников, выразительно интонировать, комментировать события.
-
Игра-фантазирование (когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось…).
-
Подготовка: чтение, рисунки, картинки, экскурсии, используется замена места действия, сюжета
-
Продуктивная деятельность в процесс игр: рекламные плакаты, рисунки, карта сказочной страны, деньги, чеки.
-
Проявление типов детей в игре: дети-сочинители, дети-исполнители, актёры, дети-режиссеры, дети-практики.
Практическое задание «Разработка рекомендаций для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры
1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста — это игра.
2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.
3. Выполняйте требования СанПин 2.4.1.1249-03 о режиме дня.
4. Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.
5. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.
6. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.
7. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.
8. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.
9. Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы — в совместной игре со сверстниками.
10. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
11. Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».
12. В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.
13. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
14. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.
Яна Игоревна Архипенко
Эксперт по предмету «Педагогика»
Стать автором
Значение руководства сюжетно-ролевой игрой
Игра является не просто забавой для ребенка дошкольного возраста, а ведущим видом деятельности, в процессе которой формируется и развивается его личность.
Сюжетно-ролевая игра интересна детям тем, что в процессе игры они могут на время «войти» в мир взрослых, примерить на себе различные роли и профессии, понять их значимость в жизни. Кроме того, сюжетно-ролевые игры развивают у детей творческое отношение к окружающей действительности, дают выход энергии и эмоциям детям, учат общаться с окружающими людьми, обогащают его новыми знаниями, умениями, навыками и практическим опытом.
Замечание 1
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является первой «школой» для ребенка, которая формирует у него качества, необходимые для полноценного существования в окружающем социуме.
Важным моментом в процессе организации сюжетно-ролевой игры является руководство игрой. В детском саду сюжетно-ролевыми играми дошкольников руководят воспитатели. Во время руководства воспитатель оказывает воздействие на все стороны личности ребенка (чувства, воля, поведение и т.д.), используя их в целях всестороннего развития ребенка.
Процесс руководства сюжетно-ролевой игры необходим не только для того, чтобы игра развивалась по сюжету, но и для того чтобы воспитатель мог уточнить и углубить некоторые знания и представления детей. Например, для выполнения роли врача в игре ребенок должен не только иметь представление о работе врача, но и перевести ее игровые действия. Это достигается посредством руководства со стороны воспитателя (объяснение, показ, уточнение и т.д.).
Во время руководства воспитатель помогает детям устанавливать взаимоотношения, учит договариваться друг с другом и т.д.
Замечание 2
Таким образом, сюжетно-ролевая игра под руководством воспитателя не только закрепляет у детей конкретные знания и представления, но и выступает своеобразной формой активной познавательной деятельности по овладению новыми знаниями и умениями.
«Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников » 👇
Виды и направления руководства игрой
Руководством сюжетно-ролевыми играми дошкольников осуществляется в двух направлениях.
Косвенное руководство – осуществляется без непосредственного вмешательства воспитателя в игру детей, направлено на обеспечение получения детьми определенного практического и жизненного опыта.
Основные приемы: наблюдение, целевая прогулка, экскурсия, беседа, чтение, просмотр фильмов, специальные занятия и т.п.
В процессе сюжетно-ролевой игры воспитатель наблюдает за игрой детей, при необходимости он дает им указания, подсказки, направляет игру детей в нужное русло и т.д., но при этом сам он не выполняет игровых действий.
Прямое руководство – осуществляется путем вмешательства воспитателя в игру детей, либо он принимает в ней непосредственное участие.
Основные приемы: роль в игре, показ игрового действия, советы в процессе игры, разъяснения, беседа, различная помощь в ходе игры и т.п.
Данное руководство осуществляется у детей младшего дошкольного возраста, так как они не в полной мере еще овладели умениями играть. Воспитатель принимает непосредственное участие в игре, чаще всего он выполняет определенную роль, то есть играет вместе с детьми и при этом руководит ими.
Роль педагога в руководстве игрой
Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста зависит от возраста детей.
Дети младшего дошкольного возраста чаще нуждаются в помощи (руководстве) воспитателя в процессе игры, так как у них еще небольшой игровой опыт. Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточный игровой опыт и могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Руководство со стороны воспитателя необходимо только в том случае, если у детей возникла спорная или конфликтная ситуация, либо если игра организована воспитателем для усвоения ими конкретных знаний и умений.
Замечание 3
Таким образом, роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми дошкольников заключается в том, что он выступает как носитель игровых действий и игрового опыта, направленных на сохранение устойчивого игрового замысла.
Задача воспитателя в процессе руководства сюжетно-ролевыми играми в младшей дошкольной группе:
- Показать детям необходимые игровые действия.
- Описать сюжет и характерные черты персонажа.
- Упражнять детей в игровых действиях в различных ситуациях.
- Создание проблемных игровых ситуаций, с целью активации деятельности детей.
Таким образом, основная задача воспитателя младшей группы в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой заключается в том, чтобы научить детей играть и развивать у них игровые действия.
В средней дошкольной группе воспитатель в процессе руководства игрой выступает как партнер. Его основная задача заключается в обогащении игрового опыта детей.
Воспитатель средней группы во время руководства сюжетно-ролевой игрой:
- принимает непосредственное участие в игре;
- предлагает тему игры, ставить проблемные задачи или вопросы, проводит беседы перед началом игры, распределяет роли и обговаривает действия персонажей;
- при необходимости дает детям советы;
- вместе с детьми создает сюжет, следит за его развитием, комбинирует последовательность игровых действий;
- дает подсказки по ходу игры.
Воспитатель старшей и подготовительной к школе группе выступает в роли наблюдателя. Его основная задача формировать у детей умения и навыки строить и развивать сюжет игры совместными усилиями, понимать партнеров по игре и согласовывать с ними свои игровые действия.
В процессе руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников воспитатель:
- дает советы перед началом игры;
- в случае затруднений в ходе игры оказывает помощь (намек, подсказка, совет, наводящий вопрос и т.д.);
- при необходимости осуществляет прямое вмешательство в игру детей (особенно если она начинает приобретать отрицательное направление, воспитатель находит игровые действия и приемы исправить эту ситуацию и направить игру в нужное русло).
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме