Руководство самовоспитанием это

Педагогическое
руководство само­воспитанием учащихся
заключается

в организации про­цесса усвоения
педагогических образцов по самовоспитанию
личности.

Эта организация
предполагает
:

  • информацию об
    образце работы над собой,

  • побужде­ние
    детей следовать образцу,

  • помощь учащимся
    в овла­дении средствами и методами
    самовоспитания.

При этом следует
подчеркнуть особо
важное значение фор­мирования у
школьника стремления изменить самого
себя
. В
противном случае, когда такое стремление
не возникает и учащийся следует
предлагаемому воспи­тателем образцу
по иным мотивам (желание угодить учителю
или заслужить поощрение за образцовое
по­ведение и т. п.), он не включается в
процесс самовоспитания. Ребенок начинает
хитрить, маскировать негативные качества,
а на самом деле он равнодушен к своим
недостаткам.

Руководство
самовоспитанием учащихся начинает­ся
с информирования

их о пользе самовоспитания, о конкретных
примерах воздействия на себя автори­тетными
людьми. Поистине неисчерпаемы в этом
от­ношении возможности литературы и
истории.

Сообщая знания
о самовоспитании, важно учиты­вать
возрастные особенности учащихся
.

Для детей
переходного возраста

характерно неосознанное само­воспитание.
Их не интересуют сведения по теории
самовоспитания, им желательно давать
конкретную информацию о путях и способах
развития волевых качеств.

Юноши и девушки
более восприимчивы к теории самовоспитания,
им необходимы развернутые программы
систематического воздействия на себя.
Воспи­тателю при разработке таких
программ самовоспита­ния желательно
учитывать их наиболее актуальные
потребности и ставить задачи по
исправлению кон­кретных недостатков.
Учитывая позицию максимализма
самостоятель­ности подростков и
юношей, полезно, сообщая им знания по
самовоспитанию, подчеркивать мысль о
том, что им самим пора становиться
собственным вос­питателем: “Неужели
вас все время надо воспиты­вать? Вам
самим пора воспитывать себя, свою
само­стоятельность”. Такие обращения
побуждают школь­ников брать обязательства
по самовоспитанию.

При организации
самовоспитания учащихся важ­но
учитывать возможности и характер
восприятия знаний как лично значимых.
Важную роль
в активизации самовоспитания учащихся
играет
:

  • экспериментальная
    организация дея­тельности школьников
    по усвоению образцов само­воспитания,

  • организация
    самообязательств по совершенствованию
    личности и самоотчетов в группе,

  • чет­кая система
    стимулирования самовоспитания уча­щихся.

Отмечая важное
значение идеалов в самовоспита­нии
учащихся, нужно подчеркнуть, что далеко
не всякий, даже положительный, идеал
побуждает школь­ника к работе над
собой.

Идеал
может повлиять на самовоспитание
учащихся лишь при условии, что они
осознают ценность

его качеств, а за его поступками увидят
внутренний мир героя. Как часто юношу
или девушку увлекает внешность,
“суперменское” пове­дение отрицательного
героя, и тогда происходит раз­рушение
нравственного самовоспитания.

Таким образом,
руководство
самовоспитанием уча­щихся — сложный
и многогранный процесс
,
представ­ляющий собой систему учебных,
воспитательных и ор­ганизационных
мероприятий, направленных на созда­ние
благоприятных условий для систематической
ра­боты школьников по совершенствованию
своей лич­ности.

Руководство
самовоспитанием учащихся предпола­гает:

— определение
четких целей и задач по руко­водству
самовоспитанием;

— совершенствование
теоретической и методиче­ской
подготовки самих руководителей по
вопросам самовоспитания;

— применение
широкого спектра форм, методов эффективного
руководства;

— строгий учет
социально-психологических и пе­дагогических
особенностей процесса самовоспитания
учащихся.

В деле руководства
самовоспитанием учащихся очень важно
соблюдать меру
.
Мера присуща всем предметам и явлениям,
в том числе и качествам руководителя.
Превышение границы чревато негативны­ми
последствиями. Например, требовательность
при этом перерастает в придирчивость,
а доверие — в бес­контрольность и т.
п. Мелочная опека и помощь по пустякам
могут при­вести к исключению собственного
самовоспитания. Указания руководителя
должны носить характер совещательного
голоса, но ни в коем случае не быть
жесткими и обязательными для учащегося.
Учащийся имеет право выбора, с чего
начать самовоспитание, над чем работать
сегодня, завтра, через неделю, месяц.
Только деликатный совет способен
пробудить желание к самосовершенствованию
личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

2. Управление самовоспитанием

Жизнь показывает, что в процессе самовоспитания любой человек испытывает серьезные трудности, и поэтому этот процесс нельзя пускать на самотек; этим процессом необходимо управлять.

Руководство самовоспитанием – это сложный, многогранный процесс, представляющий систему учебных, воспитательных, организационных мероприятий, направленных на обеспечение целенаправленной, систематической и разносторонней работы по совершенствованию личности. [22, с. 255].

Управление процессом самовоспитания должно решать следующие задачи:

1)  возбуждение и поддержание стремления к самосовершенствованию;

2)  помощь в выработке объективного и критичного отношения к себе;

3)  участие в выработке программы самовоспитания (что развивать, а что — устранять);

4)  ознакомление с путями, методами и средствами самовоспитания.

Отсюда со всей очевидностью проявляется, насколько непросто выступать организатором и руководителем самовоспитания. От него требуется:

а) большой такт в работе с воспитуемыми;

б) высокая общая и психолого-педагогическая культура;

в) органическая взаимосвязь справедливой требовательности с заботой о подопечных;

г) глубокое овладение приемами и методами работы над собой и умение довести их до других;

д) умение объективно оценивать результаты работы, стойко переживать трудности и даже неудачи в управлении самовоспитанием;

е) умение создавать и поддерживать общественное мнение коллектива вокруг самовоспитания.

Именно такими умелыми организаторами и руководителями самовоспитания были А. М. Горький, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, для которых одним из важнейших рычагов воздействия на умы и сердца воспитанников был замечательный личный пример непрерывного самосовершенствования, неустанных педагогических поисков и находок.

Основными мерами по управлению самовоспитанием являются:

1)  разработка целей и задач самовоспитания;

2)  разъяснение сущности и содержания самовоспитания;

3)  ознакомление с методами и приемами работы над собой;

4)  оказание помощи в воспитании потребности и навыков самоанализа (большую помощь в этом оказывают социально-психологические тесты);

5)  составление программ самосовершенствования, определение направлений самовоспитания (толково и неформально сформулированная характеристика личности и может стать такой программой);

6)  распространение опыта и показ конкретных путей и результатов совершенствования личности;

7)  постоянная ненавязчивая готовность к оказанию конкретной индивидуальной помощи нуждающимся.

К. Маркс в первом томе «Капитала» писал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, только в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». [20, 23, с. 62].

И конечно же, как и вся работа с людьми, руководство самовоспитанием требует тонкой деликатности, большого такта, беззаветного доверия и любви к людям. И тогда даже самая малая победа над собой воспитанника будет великой наградой для воспитателя.

«Уже и маленькая победа над собой, — писал А. М. Горький, — делает человека намного сильнее…» [Цит. по: 5, с. 113].

Таким образом самовоспитание – с одной стороны, сугубо индивидуальный, с другой – социально обусловленный процесс, требующий глубоко профессионального и умелого управления.

Индивидуальное задание № 16 «Объективно ли Вы себя оцениваете?»(Некрасов В. П. Спорт и характер. М., 1986г.)

Методы самовоспитания – это совокупность приемов и способов педагогического воздействия воспитанника на самого себя с целью формирования и развития желательных и необходимых личностных качеств и устранения отрицательных.

Приемы самовоспитания следует рассматривать как частичное влияние питомца на самого себя, как некий единичный акт в каждом конкретном случае и методе. 

Совокупность методов и приемов самовоспитания должны составлять систему, которая для каждого человека является конкретной, индивидуальной и неповторимой. Вместе с тем анализ практики самовоспитания позволяет выделить группу наиболее распространенных методов и приемов.

• Процесс самовоспитания начинается с самосознания – осознание воспитанником себя как личности и своего места и жизненных ориентиров в общественной деятельности. Сознание является высшим уровнем развития сознания,

Самосознания состоит из трех взаимосвязанных процессов – самопознания, самоактуализации и саморегуляции, которые должны действовать согласованно. Ведущей среди них является волевая сфера, которая регулирует поведение и деятельность воспитанника. Воля активизирует деятельность личности воспитанника в соответствии с его установками, мотивами поведения, профессиональными задачами. «Самовоспитание требует, – писал В. А. Сухомлинский, – очень важного, мощного стимула – чувства собственного достоинства, уважения к самому себе, желание стать сегодня лучше, чем был вчера. Самовоспитание возможно только при условии, когда душа человека очень чувствительна к тончайшим, чисто человеческих средств воздействия – доброго слова, ласкового или укоризненного взгляда. Не может идти речь о самовоспитания, если человек привык к грубости и реагирует только на «сильное» слово, окрик, принуждение. По самой своей сути самовоспитания предполагает веру человека в человека, обращение к чести и достоинства человека. Педагогическое руководство самовоспитанием – это прежде всего отношения между педагогом и воспитанником, проникнуты глубокой взаимной верой в добрые намерения.

• Самопознание – начальный этап самовоспитания личности, изучение ею своих свойств, системы ценностей, жизненных целей, ведущих мотивов и мотиваций, характера, темперамента, особенностей процессов познания (ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и др), благодаря которому может самостоятельно определить, каких успехов он может достичь в той или иной деятельности, а также проанализировать возможности совершенствования повседневной деятельности,

Девиз «Познай самого себя» был начертаний на арке Дельфийского храма в Греции в V в, до н. есть. Он означал: познай волю богов в своей судьбе, подчинись ей. Древнегреческие мыслители времен Платона трактовали этот девиз так: познай свое предназначение, открой свои возможности, предскажи свое поведение.

Итак, основное правило самопознания – это поиск смысла жизни, своего истинного «Я». Академик А. В. Петровский предлагает два пути познания собственного «Я»: 

первый путь – внимательный анализ не столько замыслов собственных поступков, сколько самих поступков в соотношении с замыслами. Условно говоря, это выяснение смысла собственной жизни и его сопоставление с общественными и личностными ценностями, анализ собственных действий и конкретных поступков с точки зрения общечеловеческой, национальной и личностной морали, профессионального и личностного становления и деятельности; 

второй путь – обращение к возможностям науки и распознавания с ее помощью собственных индивидуально-психических свойств, жизненных установок и тому подобное. Этой наукой является психология личности.

Эти два пути, по мнению А. В. Петровского, многократно переплетаясь, приведут каждого, кто по ним пройдет, к познанию самого себя. 

Методически правильно организованное самопознание, А. В. Петровским, осуществляется с помощью самоизучения и самооценки.

• Самоконтроль и самоанализ – сопоставление принятого плана самовоспитания с реальностью, результатами деятельности, установление их несоответствия и внесение необходимой коррекции для достижения намеченного, поиск причин отклонений и тому подобное. Самоконтроль как метод самовоспитания развивается на основе способности воспитанника контролировать любую свою деятельность. 

Важно различать виды самоконтроля: непреднамеренный (непроизвольный) и преднамеренный (произвольный). 

Непреднамеренный (непроизвольный) самоконтроль может осуществляться в структуре восприятия, функционировать автоматически. Предметом непреднамеренного самоконтроля является не деятельность в целом, ее мотивы, а лишь ее процессуальная сторона. 

Преднамеренный (произвольный) самоконтроль определяется специальной целью и имеет значительные возможности стабилизации деятельности. Воспитанники, которые сознательно ставят перед собой цель – осуществить намеченную программу, не отвлекаться посторонними делами, будут способны более систематически и последовательно выполнять свои профессиональные и общественно-полезные обязанности. 

Самоконтроль выполняет функции стабилизации действий (реализации программы действий внутри деятельности) и коррекции (стабилизации) деятельности в соответствии с ее мотивами и мотивацией.

• Сущность метода самоорганизации жизни и деятельности заключается в том, что воспитанники, организуя свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами поведения, основными направлениями самовоспитания, эффективно работают над собой. Важным условием при этом является умение питомца управлять собой.

В процессе реализации программы самовоспитания у воспитанника формируется желание выполнять требования коллектива или воспитателя, придерживаться достойного поведения. Возникновение программы самовоспитания можно представить как следствие эволюции внешних требований к воспитаннику в его внутренние требования к своей деятельности.

Программа самовоспитания выполняется двумя путями: 

первый – подчинение собственной деятельности мотивам и мотивации самовоспитания и превращения их в деятельность самовоспитания; 

второй – реализация программы воспитания с сохранением учебной, спортивной и других видов деятельности, собственных смыслообразующих мотивов и при наличии сопутствующего мотива и мотивации самовоспитания.

Реализации данной программы способствует знание основных приемов и способов самовоспитания.

• Самообязательство – это добровольное принятие осознанных целей, задач, содержания самосовершенствования и определение на этой основе программы самовоспитания. Они возникают благодаря внутреннему убеждению в их необходимости и определяются условиями жизни, потребностями общества, обязанностями воспитанника. Это процесс сопоставления своего «Я» с требованиями, которые выдвигаются коллективом, группой, воспитателями, общественной организацией, обществом в целом.

• Самовнушение помогает воспитаннику обрести самоопределение необходимости развития у себя тех или иных качеств личности. Это – поиск доказательств необходимости исправления своих недостатков, мобилизация себя на достижение цели самовоспитания, истребления конкурирующих мотивов и обольщений.

• Самовнушение – это воздействие воспитанника на самого себя с целью самовоспитания, вследствие чего возникают различные психические и соматические состояния. Это техническая процедура, которая осуществляется путем повторения определенных вербальных формул, которые выражают желание, определенные другими формами самовоспитания. Примером целенаправленного самовнушения является аутогенная тренировка.

Аутотренинг – это эмоционально-волевое тренировки, суть которого заключается в развитии способностей к воздействию на психорегулирующие процессы. Для целенаправленного самовоздействия применяются специальные упражнения самовнушения в виде словесных формул. В процессе таких тренировок человек способен для себя создать модель представлений, чувств, эмоций, состояний и ввести эту модель в свою психику. 

• Самотренирование – направленность на активное выполнение задач, ведущих к поставленной цели самовоспитания, реализации программы самовоспитания, понимание каждой следующей препятствия как возможности для самосовершенствования. Этот метод дает возможность закрепить навыки и умения, необходимые воспитаннику в процессе профессиональной деятельности.

• Самопринуждение – это выявление недовольство собой в случае невыполнения самообязательств, назначение себе дополнительного задания и принуждение себя к его выполнению.

• Следование примеру – ориентация на поиск лучших примеров действий и поведения, их активное усвоение, что обогащает питомца опытом других людей, более авторитетных и выдающихся.

• Самостимулирование  – определение для себя определенных поощрений и взысканий и их применение. Самопоощрение и самонаказание – взаимосвязанные приемы самовоспитания. Самопоощрение – осознание и переживание своих успехов, награждения себя за успехи в выполнении программы самовоспитания благодарностью, свободным временем, любимым делом. Самонаказание – осознанное переживание вины перед собой, перед коллективом; недовольство собой.

Стимулирование самовоспитания может осуществляться с помощью создания внешних условий: 

– четкого внутреннего порядка (например в школе); 

– научной организации учебно-познавательной деятельности; 

– формирование позитивного общественного мнения в учебных коллективах; 

– выдвижение высоких требований к воспитанникам в сочетании с заботой о них; 

– привлечение каждого воспитанника к активной деятельности; 

– пропаганды воспитательной литературы; 

– организации досуга всех категорий воспитанников и тому подобное.

Стимулировать самовоспитание можно также, воздействуя на его внутренние предпосылки, то есть формируя сознательную мотивационную установку. Этому способствуют педагогически целенаправленные поощрения за достигнутые результаты в самосовершенствовании, оказание действенной методической помощи в разработке программы самовоспитания.

Основные этапы педагогического руководства самовоспитанием: 

  1. подготовительный – убеждение воспитанника в необходимости самовоспитания и в возможности достичь желаемых результатов; формирование потребностей, мотивов и мотивации самовоспитания; определение основных целей и задач самовоспитания. 
  2. основной – определение содержания самовоспитания; помощь в выборе приемов, способов, форм и методов самовоспитания в составлении программы самовоспитания и ее реализации; организация контроля за ходом самовоспитания и внесение в него необходимых коррективов. 
  3. заключительный – помощь в самоконтроле и приучение воспитанников к нему; стимулирование; суммирование достигнутых результатов и определение новых ориентиров к самосовершенствованию; корректировки и внесения нового содержания в программу самовоспитания и тому подобное.

Основные условия успешного осуществления самовоспитания: 

– создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе; 

– формирования ярких идеалов; 

– вооружение воспитанников приемами, способами, методами и формами самовоспитания, его эффективной методике; 

– привитие навыков и умений самообучения, выделение позитивных и негативных индивидуально-психических качеств; 

– помощь в разработке программы самовоспитания и ее реализации; 

– создание условий для самовоспитания; 

– популяризация положительного опыта самовоспитания, стимулирование за достигнутые положительные результаты и тому подобное.

Как правильно выбрать музыкальный инструмент ребенку?

Как правильно выбрать музыкальный инструмент ребенку?

Музыкальный инструмент обычно выбирают в возрасте от семи до восьми лет, и важно потакать желаниям и наклонностям детей.

Многие дети ежегодно подходят к изучению музыкального инструмента: правильный выбор также важ…..

Польза музыки в детстве

Польза музыки в детстве

Музыка положительно влияет на эмоциональное и когнитивное развитие мозга. Кроме того, многие исследования подтверждают, что музыкальная практика представляет собой не только конкретное преимущество в ближайшем будущем, но и капитал, который пригодится в старости.

Решаем математические задачи

Решаем математические задачи

Математические задачи играют огромную роль в процессе обучения математике. При обучении их решению стоит знать ответ на вопрос: Какие функции они играют в процессе обучения математике?

Ответ не прост, можно сказать…..

1. Педагогическое руководство самовоспитанием

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
САМОВОСПИТАНИЕМ

2. Изучаемые вопросы:

ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Назначение, сущность
самовоспитания личности.
и
функции
2.
Процесс
самовоспитания,
самовоспитания.
методы
3. Роль педагога в организации работы по
самосовершенствованию личности учащихся.

3. 1. Назначение, сущность и функции самовоспитания личности.

1. НАЗНАЧЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И
ФУНКЦИИ САМОВОСПИТАНИЯ
ЛИЧНОСТИ.

4.

Самовоспитание – это сознательная,
целенаправленная деятельность
человека, направленная на
совершенствование своих
положительных качеств и
преодоление отрицательных.

5.

Самовоспитание – это процесс
целенаправленного, сознательно
запланированного развития самой
личностью своих сил и способностей, а
также преодоления имеющихся
недостатков на основе личной
деятельности и специальных
упражнений и тренировок.

6.

Адаптация (от лат. adaptatio –
приспособление) – это форма
сознательного, а часто и неосознанного
изменения личностью себя, своего
поведения в соответствии с внешними
требованиями.

7.

Подражание как форма
самосовершенствования предполагает
копирование (сознательное или
неосознанное) чьих-то мыслей,
действий, образцов поведения и т. д.

8.

Самовоспитание – высшая форма
самосовершенствования учащимися своего
духовного мира, наиболее сложная и
длительная, так как связана она с
внутренней организацией стиля и
содержания всей жизни личности.

9. Основные функции самовоспитания в развитии личности:

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ САМОВОСПИТАНИЯ В
РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ:
• самовоспитание является важнейшим условием
развития, расцвета способностей, дарований личности;
благодаря целенаправленным личным усилиям
обеспечивается ускорение, интенсификация
психического, физического и духовного развития
личности;
самовоспитание помогает личности найти себя,
определить свое призвание;
самовоспитание становится для личности важным
условием самоуважения и укрепления чувства
собственного достоинства.

10. 2. Процесс самовоспитания, методы самовоспитания.

2. ПРОЦЕСС САМОВОСПИТАНИЯ,
МЕТОДЫ САМОВОСПИТАНИЯ.

11.

Процессу самовоспитания
предшествует сформированная
педагогом на основе умелого
использования ряда факторов
осознанная учащимися потребность
изменить себя, усовершенствовать
свои личностные качества и свойства.

12.

Самопознание – это процесс
открытия личностью себя,
выявление своих свойств, качеств,
особенностей и тех задатков,
которые необходимо развить в
способности.

13. Объектами самопознания являются:

ОБЪЕКТАМИ САМОПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
1. Направленность личности;
2. Способности личности;
3. Темперамент;
4. Качества личности и особенности
протекания психических процессов.

14.

Продуктивность этапа самопознания
обеспечивается использованием
личностью системы следующих методов и
приемов самопознания:
– самонаблюдение;
– самоанализ и самокритика;
– самооценка конкретных действий и в
целом образа «Я».

15.

Для формирования навыков самонаблюдения
учащихся целесообразно обучить следующим
приемам:
• самоопрос, самоанкетирование;
• воспоминание – мысленное
воспроизведение хода и результатов
ситуации, совершенных действий, поступков;
• сопоставление своего поведения, поступков
с проявленной позицией в этой же ситуации
другими участниками;

16.

Самоанализ и самокритика – установление
причинно-следственных связей в
совершенных действиях и поступках:
• что сделано и как;
• главная причина результата;
• личная и общественная значимость,
польза.

17.

Самооценка конкретных действий и в
целом образа «Я» (каким являюсь в
настоящем) – это представление
человека о важности своей личности,
деятельности среди других людей и
оценивание себя и собственных
качеств и чувств, достоинств и
недостатков.

18. Итогом этапа самопознания является:

ИТОГОМ ЭТАПА САМОПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:
• укрепление, стимулирование у учащихся
потребности в устранении тех или иных
недочетов в своем характере, поведении, в
целом в личности;
• мысленное формулирование перспективной
цели – каким хочу стать в будущем («Я»
будущее), и выдвижение аргументов для
утверждения важности для себя поставленной
цели (взвешивание всех «за» и «против»).

19.

Содержание проводимой педагогом
воспитательной работы на этапе самопознания
может включать следующие составляющие:
– проведение с учащимися беседы о том, какую
роль в жизни человека, развитии его личности
играют жизненные цели, представления о своем
будущем;
– индивидуальная помощь конкретному
учащемуся при ответах на вопросы: «Чего я в
жизни хочу достичь?», «Кем я хочу стать?», «Чем
мечтаю заниматься?», «Что важно для меня иметь
в будущем?» и др.;
– развитие у учащихся умения формулировать
цели, придавать им действенный характер.

20.

Психологическая и практическая
готовность учащегося к
самовоспитанию реализуется на
втором этапе самовоспитания –
этапе разработки программы
собственной стратегии достижения
поставленных целей.

21.

Примерная программа
совершенствования собственной
жизни включает формулировку:
• цели;
• распределение времени;
• разработку содержания программы.

22.

Третий этап самовоспитания –
реализация разработанной
программы.
На этом этапе речь идет о работе
личности над собой в соответствии с
разработанной программой на основе
различных методов.

23. Можно выделить следующие методы:

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:
• метод самоубеждения;
• метод самовнушения;
• метод самоактивизации и
самостимулирования;
• метод самопринуждения;
• метод эмпатии;
• метод аутотренинга.

24.

Важным условием успешности
процесса самовоспитания
является систематический
контроль и самооценка самой
личностью хода и результатов
выполнения программы.

25.

Процесс самовоспитания структурно можно
представить как совокупность следующих
взаимосвязанных между собой компонентов:
осознание личностью потребности изменить
себя, усовершенствовать свои личные качества
и свойства;
самопознание;
определение цели и разработка программы
собственной деятельности по самоизменению;
целенаправленная собственная деятельность по
самосовершенствованию;
самоконтроль и самооценка достигаемых
результатов, корректировка программы
деятельности.

26. 3. Роль педагога в организации работы по самосовершенствованию личности учащихся

3. РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ПО
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

27.

Концепция непрерывного воспитания
детей и учащейся молодежи в
Республике Беларусь одной из
составляющих воспитания определяет
воспитание психологической культуры,
направленной на развитие и
саморазвитие личности.

28.

Содержание воспитания по формированию
психологической культуры личности
направлено на развитие эмоциональноценностной сферы личности, творческого
потенциала и ресурсных возможностей
личности; формирование умений и навыков
эффективной адаптации к изменяющимся
условиям жизнедеятельности; развитие
коммуникативных способностей.

29. Условия воспитания психологической культуры личности:

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ:
• создание гуманной воспитывающей среды и
образовательного пространства;
• эффективное психологическое сопровождение и
освоение социально-психологических
компетенций в образовательном процессе,
формирование индивидуально-психологических
качеств личности;
• психологическое просвещение и диагностика;
• скоординированное взаимодействие
организаторов образовательного процесса.

30.

В соответствии с Концепцией обучающиеся
должны освоить базовые компоненты
психологической культуры, профессиональной
ориентации с учетом индивидуальнопсихологических особенностей и требований
профессии, понимать временную
перспективу, строить жизненные и
профессиональные планы, развивать
социальную компетентность на основе
становленя нравственного самосознания,
формирования профессиональнопсихологической культуры и культуры труда.

31. Условия воспитания потребности в развитии и саморазвитии:

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В
РАЗВИТИИ И САМОРАЗВИТИИ:
• фасилитация стремлений личности,
ориентированных на саморазвитие,
стимулирование личности к освоению
изменяющейся действительности и
собственному развитию;
• переход от педагогического проектирования
личности к самопроектированию;
• самооценивание своих сильных и слабых сторон
и степени своей готовности к новым,
усложненным действиям и поступкам.

32. Условия воспитания потребности в развитии и саморазвитии:

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В
РАЗВИТИИ И САМОРАЗВИТИИ:
• участие в волонтерской и иной социально
значимой деятельности;
• расширение представлений о себе,
формирование адекватной оценки себя и
других;
• проектирование целей и средств достижения
желаемого будущего.

33. Деятельность педагогов по организации самовоспитания предполагает следующие направления:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОВОСПИТАНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ
СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
• формирование у учащихся осознанной
потребности в саморазвитии и
самосовершенствовании;
• практическая помощь учащимся в
разработке программ самовоспитания и
их реализации;
• формирование в коллективе учащихся
общественного мнения о пользе и
важности для полноценного развития
личности самовоспитания.

34. Формирование у учащихся осознанной потребности в саморазвитии и самосовершенствовании предполагает:

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ОСОЗНАННОЙ
ПОТРЕБНОСТИ В САМОРАЗВИТИИ И
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
• обоснование значимости самовоспитания
во всестороннем развитии личности;
• раскрытие сущности, содержания понятия
«самовоспитание»;
• определение форм и методов работы,
стимулирующих развитие у учащихся
потребности в самовоспитании: проведение
этических бесед, диспутов.

35.

Практическая помощь учащимся в
разработке программ самовоспитания и их
реализации состоит в том, чтобы оказать
каждому учащемуся индивидуальную
помощь в выявлении его потенциала,
определении цели, стратегии жизни,
осуществлении самоанализа и самооценки,
разработке перспективной программы и ее
выполнении.

36.

Формирование в коллективе учащихся
общественного мнения о пользе и важности
для полноценного развития личности
самовоспитания осуществляется на основе
поощрения, поддержки учащихся,
занимающихся самовоспитанием, а также
утверждения в общественном мнении таких
учащихся, реализуя тем самым
естественные притязания личности на
признание достойного места в коллективе.

Статья рассматривает вопросы самовоспитания студентов как одного из важнейших факторов становления будущего специалиста. Процесс самовоспитания как высшей формы саморазвития закладывает основы нравственности и социальной зрелости молодого человека. Рассмотрены основные этапы самовоспитания, знание которых необходимо для управления этим процессом на уровне высшего учебного заведения.

Ключевые слова: осознанные цели; задачи самовоспитания; формы стимулирования самовоспитания; психолого-педагогическое руководство процессом самовоспитания.

Целенаправленное воспитание и самовоспитание студента – это значимый ориентир формирования общественно активной личности, способной созидательно решать усложняющиеся задачи стратегического развития России ХХI века.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на наиболее полную реализацию человеком себя как личности. Самовоспитание предполагает наличие полностью осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Проблема самовоспитания личности изучалась и разрабатывалась многими учеными в педагогике, психологии, философии и медицине. Фундаментальный вклад в теорию самовоспитания внесли А. Я. Арет, А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов. В ряде исследований (Б. Бондаревский, Н. Е. Ведерников, Н. Ф. Голованов, А. И. Иващенко и др.) были рассмотрены условия и факторы самовоспитания учащихся и студентов, даны принципы его организации и эффективность педагогического руководства.

Л. И. Рувинский в своей монографии «Теория самовоспитания» характеризует самовоспитание как «деятельность человека с целью изменения своей личности» [5]. Более

широкий подход в определении самовоспитания содержится у А. И. Кочетова, рассматривающего его как «осознанное управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности» [2].

Цель самовоспитания исходит из мотивов и стремлений человека. Без цели не может быть успешным ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Выбранные цели должны основываться на объективной самооценке, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и возможностей. Наряду с искоренением собственных недостатков целью самовоспитания может являться выработка желаемых качеств характера и способностей.

Одним из главных аспектов проблемы воспитания и самовоспитания является изучение и коррекция структуры личности участников педагогического процесса. Она включает нравственную мотивацию и соответствующие нравственные качества как основные условия процесса самообразования. Диагностика и коррекция личностной сферы студента в период его обучения в вузе способствует приобретению положительных качеств специалиста к началу профессиональной деятельности. Задачи воспитания трансформируются в задачи самовоспитания, которое развивается на основе самосознания личности. Чем старше личность обучающегося, чем больше развито самосознание, тем больше возможностей и перспектив в самовоспитании [3].

Говоря о цели самовоспитания, следует сказать о том, что она может быть как общей, направленной на разностороннее развитие собственной личности, овладение профессией, специальностью, так и конкретной – ориентированной на формирование трудолюбия, внимания, а также на преодоление лени, эгоизма, вспыльчивости, грубости и других негативных качеств.

Мотивы самовоспитания могут быть различны: жизненные устремления студентов; потребности действовать в соответствии с нормами общественной морали и общества; выполнение индивидуальных обязательств; понимание необходимости преодоления жизненных трудностей; следование положительному примеру, идеалу.

Следует сказать, что стремление к самовоспитанию характерно для большинства учащихся. Однако далеко не все из них занимаются им целенаправленно. Чаще всего из-за того, что не умеют правильно оценить свою цель. Их цели носят абстрактный, схематический характер [4].

В развитии стимулирования самовоспитания можно выделить три основных этапа, знание которых необходимо для практической работы, для управления этим процессом на уровне учебного заведения. Начальный этап стимулирования самовоспитания связан с традиционной воспитательной деятельностью педагога, которая так или иначе стимулирует внутреннюю активность учащихся в работе над собой, побуждает их к собственному развитию и самосовершенствованию. На этом этапе педагог осуществляет стимулирование самовоспитания в большей мере интуитивно, неосознанно, исходя из соображений целесообразности. Вследствие этого процесс стимулирования иногда носит импульсивный

характер, что отражается и на самовоспитании учащихся, которое также может быть в большей степени интуитивным, стихийным, импульсивным и в результате малоэффективным. Со временем, по мере накопления опыта, анализа собственной деятельности, достижения педагогической науки, повышения квалификации происходит осознание сущности самовоспитания, его роли и значения в процессе формирования личности, что и как делать, чтобы самовоспитание учащихся стало более эффективным. Поэтому данный этап – это уже осознанное целенаправленное, но пока ещѐ поисковое стимулирование самовоспитания. Как отмечает П. Н. Осипов, на этом этапе особенно важно оказывать педагогам помощь в повышении уровня их психолого-педагогических знаний по проблемам самовоспитания и его стимулирования, осуществить их собственную подготовку к такого рода деятельности.

Лишь целенаправленная психолого-педагогическая подготовка субъектов, в том числе и их осознанная целенаправленная самоподготовка к стимулированию самовоспитания

учащихся придаѐт этому процессу такой характер, который и обеспечивает наивысшую эффективность самовоспитания учащихся. И этот этап может быть назван как научная организация стимулирования самовоспитания учащихся [4].

Содержательная деятельность студента по самовоспитанию, как технологический процесс, включает следующие этапы (процедурные звенья):

– самоп оз н ан и е студентом уровня своей компетентности в сфере воспитанности (на этом этапе важно выделять не только сформированные положительные черты и качества, но и те, которые следует доформировать и от которых следует избавиться). При этом значимую роль играет рефлексия и саморефлексия студента на внешние и внутренние воздействия;

– самоц елеп олаган и е (при этом студенту следует определяться с целью самовоспитания, конкретизировать ее на уровне постановки задач с обозначением перспективных направлений их решения);

– самопроектирование (осуществление планирования на содержательном, методическом и технологическом уровнях);

– самоконтроль (порой студенты данный этап пускают на «самотек», в связи с чем следует на нем акцентировать персональное внимание);

– самооценка (предполагает выработку критериев оценки результатов самовоспитания и предметное руководство ими);

– самокорректировка (обусловлена динамикой развития жизни, учебы и профессиональной деятельности).

В ходе самовоспитания студентам важно опираться на потенциал следующих методов: самоанализ, самообязательство, самоубеждение, самоприказ, самопринуждение, самоограничение, самоободрение, самопоощрение, самостимулирование.

Знание и умелое использование указанных методов в деятельности по самовоспитанию, также как и содержательная характеристика этой деятельности, – показатель уровня

методической и технологической компетентности обучающихся в сфере самовоспитания.

Самовоспитание студентов, как было подчеркнуто, должно осуществляться под руководством преподавателя. В этой связи, в интересах достижения эффективности руководства, целесообразно определиться с пониманием его сущности и содержания.

Руководство самовоспитанием студентов – это целенаправленная деятельность преподавателя по созданию, поддержанию и развитию условий в созидательном сотрудничестве с обучающимися, способствующих достижению успеха в их самовоспитании.

В числе условий, наиболее значимых для самовоспитания студентов, выделим дидактические условия, предусматривающие:

– «вписывание» в определенные закономерности воспитывающего обучения;

– руководство в данном процессе принципами воспитывающего характера.

В числе закономерностей, вписывание в которые в ходе руководства самовоспитанием студентов способствует достижению запланированных результатов, выделим:

– диалектическую взаимосвязь объективно задаваемых преподавателем в образовательном процессе целей воспитания и субъективно осмысленного и осознанного отношения к ним студентов;

– системную взаимосвязь в созидательном сотрудничестве всех компонентов воспитания: мотивационно-целевого, содержательного, процессуального, контрольно-оценочного и корректировочного;

– взаимосвязь воспитывающей, обучающей и развивающей функций образования.

Для успешного руководства самовоспитанием студентов важно также опираться на действие определенных принципов, в числе которых:

– формирование у студентов веры в их уникальные способности, в том числе и воспитывающего характера, и потребности в их развитии;

– ориентация в воспитательном процессе на целесообразность решения всех образовательных задач с позиций их воспитывающей ценности;

– культивирование в образовательном процессе требований «воспитывающего обучения»

и «обучающего воспитания»;

– стимулирование творческого подхода в решении образовательных, в том числе и воспитательных задач.

Психолого-педагогическое руководство самовоспитанием студентов в рамках обозначенных парадигм ориентирует на использование педагогом технологии созидательного сотрудничества с обучающимися, включающей ряд этапов:

– диагностический;

– выработка у студентов готовности к самовоспитанию;

– непосредственное осуществление руководства.

Этап диагностирования предполагает определение уровня сформированности у студентов компетентности в сфере воспитанности.

Этап выработки у студентов потенциальной готовности к самовоспитанию предусматривает:

– выработку у них положительной мотивации, заинтересованности в самовоспитании;

– выработку умений эффективного самовоспитания.

Этап непосредственного руководства самовоспитанием студентов предусматривает:

– согласование целей сотрудничества в воспитании/самовоспитании;

– проработку плановых позиций созидательного сотрудничества;

– реализацию плановых позиций;

– оценку степени результативности сотрудничества в сфере воспитания;

– внесение целесообразных коррективов в содержание и процесс руководства самовоспитанием.

В процессе руководства самовоспитанием студентов значимо также и применение соответствующих методов:

– традиционных (убеждения, поощрения и т. д.);

– инновационно-деятельностных (методы моделирования и проявления в воспитательной работе творческой вариативности);

– тренингово-игровых (социально-психологические, деловые и инновационные игры);

– рефлексивных.

Для достижения успеха в руководстве самовоспитанием студентов преподаватель должен владеть определенными компетенциями:

– методологическими (знание концептуальной модели руководства самовоспитанием студентов и опора не нее в ходе создания, поддержания и развития условий, способствующих достижению успеха в их воспитании);

– дидактическими (опора на знание закономерностей и принципов руководства самовоспитанием студентов);

– методическими (владение методами самовоспитания студентов);

– технологическими (владение технологией руководства на этапах процедуры созидательного сотрудничества со студентами в ходе воспитательной деятельности).

Необходимо заметить, что самоперевоспитание и самопрофилактика значительно труднее самовоспитания. При самовоспитании студент формирует недостающие или слабо развитые положительные качества. При самоперевоспитании ему уже приходится искоренять помимо отрицательных качеств укоренившиеся негативные привычки и изменять сложившиеся стереотипы мышления и поведения, а при самопрофилактике устранять различные причины отклонений поведения и предупреждать их, что сделать в ограниченные сроки (5-6 лет обучения) вполне возможно. Вот почему в педагогическом эксперименте трудным студентам оказывалась посильная помощь и поддержка со стороны различных категорий преподавателей, осуществлялось руководство их самоисправлением.

Изучение специальной психолого-педагогической литературы, целенаправленное наблюдение и беседы с преподавателями позволили выявить основное содержание самоисправления студентов.

Необходимыми содержательными элементами являлись умственное, нравственное, и волевое самосовершенствование, а также систематическое педагогическое руководство этим процессом со стороны преподавателей.

Умственное самосовершенствование включало в себя:

самостоятельное овладение навыками учебной деятельности;

развитие своих умственных сил и способностей (внимания, наблюдательности, памяти, мышления);

выработку творческих, исследовательских качеств;

развитие познавательных возможностей; увеличение объема учебных знаний и др.

Нравственное самопереживание включало в себя:

выработку положительных качеств (дисциплинированности, коллективизма, трудолюбия, честности и др.);

искоренение отрицательных качеств (недисциплинированности, эгоизма, лености, лживости и др.);

осознанное следование положительному примеру успешных товарищей;

формирование привычек оценивать сильные и слабые стороны, определять ближайшие и дальнейшие цели своего нравственного совершенствования;

руководство в повседневной деятельности и поведении конкретным или обобщенным нравственным идеалом и др.

Самоперевоспитание и самопрофилактика студентов включали в себя:

овладение умениями и навыками в целях подготовки себя к будущей профессиональной деятельности;

овладение творческим опытом использования приобретѐнных знаний, научного багажа;

подготовку себя как будущего специалиста и др. Физическое самосовершенствование включало в себя: закалку организма по определенному плану и системе; формирование общефизических качеств; формирование спортивных умений и навыков;

проведение регулярных занятий на спортплощадке с заранее поставленной целью;

тренировку своего тела для правильной осанки, приобретение навыков здорового образа жизни.

Волевое самоисправление предполагало:

выработку умений доводить начатое дело до конца;

воспитание привычки выполнять любой труд, любую деятельность планово, добросовестно и качественно;

формирование умений преодолевать трудности; формирование умений владеть собой;

тренировку и упражнение отдельных волевых качеств (выдержки, выносливости, способности принимать решения в критических ситуациях и др.).

Для изучения возможностей перевоспитания 40 проблемных студентов в опытно — экспериментальной работе использовались методы наблюдения, анкетирования, опроса, беседы и интервью, анализа результатов практической деятельности и др.

Результаты исследования показали, что 56% проблемных студентов понимали самоисправление только как искоренение отрицательных качеств и недостатков поведения. Каждый четвертый из них (всего 26%) недостаточно представлял себе важность самоисправления или не видел в нем необходимости.

Необходимо отметить то, что, если недостатки в сознании и поведении студенческой молодѐжи еще не стойкие, то они поддаются искоренению при помощи процессов воспитания и самовоспитания. В данном случае профилактика и перевоспитание выступают как основные функции процесса воспитания [1].

В самоперевоспитании и самопрофилактике преподавателям и студентам необходимо было учитывать именно характер поставленных целей и задач. При наличии важной значимой цели и побудительных мотивов студенты овладевали практикой достижения

конкретных результатов, то есть способностью каждодневно выполнять поставленные задачи, твердо соблюдая распорядок дня, планируя свою учебную деятельность, подводя ежедневные итоги и др.

Стремление к самоперевоспитанию и самопрофилактике последовательно развивалось благодаря упорной работе на основе устойчивых интересов студентов по ликвидации учебной задолженности, воспитательной и социальной запущенности (пристрастия к вредным привычкам, бездуховности, пустому времяпрепровождению и т. п.).

В данном случае позитивный опыт самоперевоспитания показывает: если проблемный студент решил выработать у себя настойчивость, то для этого ему необходимы такие

качества, как внимательность, усидчивость, умение доводить начатое дело до логического конца и др. Здесь настойчивость выступает как стержневая линия самопрофилактики и самоперевоспитания, стимулируя формирование других сторон личности студента, дополняя, в свою очередь, более важные качества, необходимые для конечного успеха.

Таким образом, активизация самовоспитания и самоперевоспитания, а также руководство им являются важным и завершающим направлением воспитательной деятельности преподавателей по предупреждению и преодолению девиантного поведению у проблемных студентов.

Материал взят из: Казанская наука. №2 2013г

(Visited 715 times, 1 visits today)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Аспирантура научное руководство
  • Инструкция к алмазной мозаике с ручкой
  • Амброксол для ингаляций в небулайзере инструкция детям по применению дозировка
  • Профам 1000 инструкция по применению цена
  • Анализатор влажности эвлас 2м руководство по эксплуатации

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии