Руководство самостоятельной художественной деятельностью дошкольников

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И МЕТОДЫ ИХ РУКОВОДСТВА.

Кушмуратова Г.И.

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 63 «Весняночка», г.о. Тольятти

В настоящее время в обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности.

Изучая, результаты исследований уровня художественно-эстетического развития детей выявилась  актуальная проблема на сегодняшний момент  развития  современного дошкольного  образования:  как воспитание самостоятельности в художественной деятельности детей, так и педагогические руководства этой деятельностью.  

Одним из направлений развития детей в дошкольном образовательном учреждении является художественно — эстетическое, которое направлено  на развитие творческих способностей, активизацию детей, развития воображения и фантазии  детей. Мы попробуем на базе нашего детского сада рассмотреть эту проблему и найти пути ее решения, учитывая новые Федеральные Государственные Требования, индивидуальные особенности детей, гендерный подход и принципы построения предметно-развивающей среды.

Художественная деятельность – деятельность, в процессе которой развиваются творческие способности детей, включая в себя различные вид человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную,  оценочную, воспитательную, коммуникативную и игровую.

По своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.
         Самостоятельная художественная деятельность часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать и напевать знакомые мелодии, рассматривать картинки и произносить вслух известные им стихи или потешки, показывать сценки из кукольного спектакля и петь песенки или танцевать.
         Содержание самостоятельной художественной деятельности во многом зависит от тематики заданий, содержания непосредственной образовательной деятельности.
         Детская самостоятельная художественная деятельность значительно обогащается под влиянием различных художественных впечатлений: от праздников, развлечений, от знакомства с произведениями изобразительного искусства, музыки, художественной литературы.
         Произведения искусства не только обогащают видение мира, расширяют кругозор детей, но и вызывают у них стремление к собственному творчеству. Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью.
        Особенности руководства воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия. Каковы же эти условия?
Прежде всего, обучение художественной деятельностью строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если у ребенка сформирован навык самостоятельности в художественной деятельности , то он сумеет действовать и организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.
         Другое педагогическое условие — влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова.
         Следующее условие — предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей, красок, бумаги и т. д.), книжек с иллюстрациями, театральных игрушек, музыкальных инструментов. Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной игровой деятельности детей.
         И последнее — тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.
         В семье и в детском саду дети приобщаются к художественной деятельности по-разному. Родители должны учитывать рекомендации воспитателей, делиться с ними своими заботами, рассказывать об интересах своего ребенка, его играх дома. Так устанавливаются связи между различными формами организации детской деятельности.
         Методические приемы, которые применяются при организации всех видов деятельности, многообразны. Они характеризуют не только деятельность взрослого, приобщающего ребенка к художественному опыту, обучающего его знаниям, умениям. Необходимо учитывать и активность ребенка, который также должен овладеть соответствующими способами этой деятельности. Следовательно, происходит двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, действуют методы обучения, используемые воспитателем, и с другой — способы познания, которыми овладевает ребенок.
В более раннем возрасте или при ознакомлении с новым материалом воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный (пояснение и показ способов действий). В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог использует объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробные объяснения применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца, певческой интонации, произнесению слов, звуков и т. д.
        Метод формирования способов самостоятельных действий применяется тогда, когда ребенок сам находит необходимый прием исполнения, создает новый, свой вариант исполнения. Действуя самостоятельно, он творчески использует то, что ранее было в его опыте; следуя примеру, ищет наиболее подходящие приемы, в какой-то степени анализируя свои действия.
Чтобы непосредственная образовательная деятельность оказывала наиболее сильное влияние на развитие самостоятельной детской деятельности, воспитатель должен: — подобрать литературный и музыкальный репертуар, легко усваиваемый детьми, доступный им по тематике;
— продумать возможность использования детьми в часы досуга пособий, музыкальных инструментов, материалов для изобразительной практики, кукол для театрализованных игр, которые ранее использовались на занятиях;
— применять разнообразные приемы, побуждающие детей самостоятельно заниматься разными видами художественной деятельности («расскажи сказку и слепи из глины какой-либо ее персонаж», «наклей картинки музыкальных инструментов на картон — это будут карточки музыкального лото» и т. п.);
— научить детей способам самостоятельных действий, которые они смогут затем применить в своей практике;
— применять приемы, способствующие «самообучению» («выучи сам эту мелодию на металлофоне, потом сыграешь нам»), развивающие детскую взаимопомощь («когда будете играть, покажи Тане, как лучше действовать куклами в кукольном театре» и т. д.).
        Как уже отмечалось, праздники оказывают большое влияние на развитие самостоятельной деятельности детей, что отражается в сюжетно-ролевых играх. А также воспитатель же должен наблюдать за детьми, изучать их художественные интересы и развивать их. Осуществляя руководство, педагог создает доброжелательную атмосферу, побуждает детей к непринужденному общению друг с другом.
        Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются.
        Важным условием, обеспечивающим развитие детской художественной самостоятельной деятельности, является связь с семьей.
        В семье легко найти подход к ребенку, который стремится утвердиться в своей художественной практике. Важно, чтобы эти попытки были связаны со всем семейным укладом, чтобы ребенок чувствовал себя активным членом маленького, близкого ему коллектива.
        В семье необходимо позаботиться о создании благоприятной эстетической обстановки. Прежде всего, не должно быть антихудожественных предметов, будь то различные картины, вазы, настенные декоративные изделия.
        Если не только в детском саду, но и дома взрослые поощряют и поддерживают творческие наклонности ребенка, то они будут успешно развиваться.
        Методы руководства самостоятельной художественной деятельности требуют гибкого и чуткого подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальности. Поэтому воспитатель должен повседневно совершенствовать свое мастерство, увлекать детей любимым делом, устанавливать контакт с каждым из них, влиять своим примером, владеть в меру своих возможностей способами художественной практики. Все это входит в арсенал педагогических средств.

Литература:

1.Рыжова Н.В. Развитие творчества детей  в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с.

2. Михайлова М.А. Развитие творческих способностей у детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.

3. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1980. 208с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. г.Москва, 1978г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Понятие и особенности
самостоятельной художественной творческой деятельности
дошкольников……………………………………………………..4

2. Современные требования
к условиям организации самостоятельной художественно-творческой деятельности……………………………………….7

Заключение………………………………………………………………..13

Список использованной литературы……………………………………14

Введение

Формирование творческой
личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном
этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве.

 Н.
Михайленко, Н. Короткова в методических рекомендациях отмечают важность
обеспечения самостоятельной деятельности детей, так как в ее рамках развивается
творческая
 активность в разных видах
деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.) Здесь
ребенок получает возможность самореализации, так как становится хозяином
действий, отношений, обретает чувство самоуважения, собственного достоинства,
познает себя.

В связи с этим, Н. Михайленко, Н. Короткова
определяют важность разделения педагогического процесса на три составляющих
блока, а среди них – блок свободной самостоятельной деятельности детей, имеющий
значение для решения задач всестороннего воспитания личности ребенка. В своей
свободной деятельности ребенок актуализирует способности и умения,
складывающиеся как на занятиях, так и
 в
совместной деятельности со взрослым. Самостоятельная активность ребенка создает
необходимый базис для познавательной мотивации и интереса к собственной
познавательной деятельности. [9]
 

Проблемы проявления у детей
инициативы, самостоятельности и художественно-творческих проявлений, а также
характеристике педагогических условий, обуславливающих их развитие, исследовали
такие ученые, педагоги как, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.А. Езикеева,
Т.Г. Казакова, Л.Н. Комиссарова, Л.Я. Панкратова, Л.В. Пантелеева, Г.Н. Пантелеев,
А.Е. Шибицкая, Л.С. Фурмина и др.

Учитывая актуальность проблемы, в
данной работе рассмотрим тему: «Организация самостоятельной художественной
творческой деятельности в ДОУ».

1.                
Понятие и особенности самостоятельной
художественной творческой деятельности дошкольников

Н.А.Ветлугина рассматривает
самостоятельную художественную деятельность детей как деятельность по
инициативе самих детей, в которой они активно осваивают доступные им виды
искусства, организуя свои действия в форме игр, упражнений и придавая им
репродуктивный или творческий характер. [10]
 

Г.Г. Григорьева отмечает, что
самостоятельная художественная деятельность различна по содержанию, возникает
под влиянием различных мотивов и ребенок проявляет себя в ней как субъект
деятельности (самостоятельно ставит цель, определяет средства ее достижения,
выполняет работу и получает результат), что представляет особую ценность, так
как представляет одну из форм самодеятельности дошкольника. [3]

Изобразительная деятельность,
возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а
самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная
художественно-творческая
 деятельность
способствует самоактуализации детей, развитию у них самостоятельности,
инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной
художественной деятельности. Поэтому имеет значение обеспечение возможности
саморазвития, самореализации детей в самостоятельной художественно-творческой
деятельности.

Самостоятельная
художественно-творческая деятельность детей различна по своему содержанию: это
и театрализованные игры, и художественно-словесное творчество, музицирование,
изобразительная и декоративно-прикладная практика. Как отмечает Н.А.Ветлугина,
все эти виды искусства выступают как самостоятельные, и в их тесных
взаимосвязях, являют собой синтетическую художественную деятельность.
Анализируя труды А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Н.А.Ветлугина определяет
самостоятельную художественную деятельность детей как реализацию отношения
ребенка к различным видам искусства, и как то «среднее звено», которое
связывает объект (искусство) и субъект (ребенка). [10]

 Проблема формирования
самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в детском саду
широко рассматривается в педагогических трудах, и как отмечает Г.Г.Григорьева,
все аспекты в данном случае рассматриваются применительно к изобразительной
деятельности. Самостоятельная изобразительная деятельность осуществляется в
свободное время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок выбирает
тему, ставит цель, определяет
 средства
изображения, выполняет работу и получает результат. Автор отмечает, что смысл
самостоятельной деятельности заключается в формировании у детей способности к
самостоятельному отражению своих впечатлений. [3]

Н.А.Ветлугина, анализируя
исследования развития самостоятельной деятельности, отмечает сходство ее с
игровой, так как и та и другая возникают по инициативе детей в соответствии с
индивидуальными интересами детей, осуществляются по самостоятельному замыслу, в
них отражаются имеющиеся впечатления детей, их отношение к процессу
деятельности. Но у игры и художественно-творческой деятельности имеются

различия.
Мотивом художественной деятельности, по мнению Н.А.Ветлугиной,
 часто
выступает стремление детей к усовершенствованию

полученных
умений. Коллектив авторов под руководством Н.А.Ветлугиной, опираясь на основные
положения А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, сформулировали примерную структуру
самостоятельной художественной деятельности [10], которая представлена в
таблице 1.

Таблица 1

Структура самостоятельной художественной
деятельности дошкольников

Структурный
компонент

Характер
проявления

1

возникновение
художественных замыслов (цели) как проявление интересов ребенка,
обусловленных внутренними мотивами, имеющимся художественным опытом.

самостоятельный
выбор ребенком того

или
иного вида деятельности,

нахождение
формы ее организации,

привлечение
сверстников к участию,

 к
установлению взаимоотношений

и
распределению ролей, в подготовке

материальных
условий к ее осуществлению.

22

реализация замысла, качество которой зависит от
владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.

применение
адекватных способов действий – воспроизводящих и творческих, ранее усвоенных,
но видоизмененных детьми.

33

самоконтроль
действий, стремление приблизиться к поставленной цели.

совершенствование
ребенком своих действий

по
ходу развития деятельности, высказывание

предположений
по ее дальнейшему ходу и окончанию.

 Источником самостоятельности
являются впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах
дети выражают свои чувства, различные представления, интересы, стремления.
Полученный на занятиях художественный опыт, усвоенные знания, умения, навыки
дети переносят в новые необычные условия, где проявляются их интересы,
склонности к определенному виду деятельности, к любимой тематике. Искусство
также является источником самостоятельной изобразительной деятельности.
Различные его виды, живопись, музыка, литература, театр, кино и т.д., обогащают
дошкольников различными впечатлениями, способствуют созданию детьми
выразительных образов. [8]

Н.П. Сакулина подчеркивает, что в
процессе самостоятельной художественной деятельности проявляются различные
склонности ребенка.
 Склонность
 к
 изобразительной
 
деятельности
   говорит
 о
 
наличии очень

разнообразных
по своему характеру способностей, которые в дальнейшем могут
 
найти
   различное
   общественное
   применение.
 
В
   детской

самостоятельной
изобразительной деятельности выражаются художественные склонности – любовь к
цветосочетаниям, к созданию ритма узоров, выражение сказочных образов, картин
природы. [12]

Таким образом, возникая по собственной
инициативе детей, самостоятельная художественная деятельность проходит без
непосредственного участия и помощи взрослого. Но исследователи самостоятельной
художественной деятельности Н.А.Ветлугина и др. считают этот
 процесс
 не
 спонтанным,
 а
 педагогически
 обусловленным,
 
который

зависит
от установления правильного соотношения субъектных и объектных причин. [10] Те
художественные интересы,
 сформированные
с помощью взрослого, накопившиеся впечатления, желание закрепить то, что не до
конца усвоено – все это способствует проявлению самостоятельности в
художественно-творческой деятельности.

2.                
Современные требования к условиям
организации самостоятельной художественно-творческой деятельности

Руководство самостоятельной
изобразительной деятельностью требует от воспитателя внимательного отношения и
тонкого руководства.

Г.Г. Григорьева отмечает, что
инициативу ребенка легко нейтрализовать, и даже можно невольно разрушить
замыслы детей и разрушить саму деятельность, поэтому в целях сохранения
самостоятельности и активизации творчества детей, руководство такой
деятельностью должно быть косвенным. [3]

Н.А. Ветлугина определяет, что
особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка
побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные
педагогическое условия. [15]

Г.Г. Григорьева отмечает, следующее: «Самостоятельной
деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня».
 Также
определяет специфику руководства [3].

Здесь предполагается, что обучение на
художественных занятиях нужно построить так, чтобы дети действовали не только
по прямому указанию или показу
 
воспитателя,
   но
и
 
без
 
его
 помощи.
Руководство изобразительной деятельностью, по мнению Т.С.Комаровой, требует от
воспитателя умения тактично поддерживать инициативу и самостоятельность
ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию
творческого потенциала. [6]
   

Г.Г.Григорьева отмечает, что
содержание самостоятельной изобразительной деятельности определяет эмоционально-интеллектуальный
опыт детей, который может быть тесно связан с содержанием соответствующих
занятий. Увлеченность темой – наиболее ценный побудитель самостоятельной
деятельности. Оборудование, материал, работы, поделки детей, выполненные на
занятиях, введенный педагогом в зону самостоятельной деятельности, позволяют
обеспечить взаимосвязь между обучением на занятиях и самостоятельной
художественной деятельностью.[3]

Ознакомление детей с окружающим миром
и формирование ярких впечатлений, в том числе и художественных, от восприятия
произведений искусства, предметов народного творчества, праздников,
развлечений.

Любой вид художественного творчества,
по словам Т.Г.Казаковой, основывается на развитии эстетического восприятия,
образных представлений, образного мышления, воображения. Все это способствует
обогащению деятельности – любой, в том числе и самостоятельной. Благодаря
восприятию произведений изобразительного искусства, народного творчества
меняется установка на конечный результат деятельности, появляется внимание к
изобразительному материалу, его особенностям. Особенно яркое впечатление
производят изделия народного декоративно-прикладного творчества. [5]

Дети, также получают массу
впечатлений от праздников и развлечений, от звучания музыки, песен, красочного
художественно-оформленного помещения, костюмов, выразительных интонаций
художественного слова. По мнению Н.А.Ветлугиной, дети приобщаются к
общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это
становится косвенным побудителем, вызывающем у них желание передать свои
впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце и
т.д. [10]

Работа с семьей с целью создания
благоприятных условий для этой деятельности в домашнем кругу.

Г.В. Лабунская отмечает, что важную
роль играет семья в эстетическом воспитании, эстетической восприимчивости ко
всему окружающему, художественном развитии во всестороннем развитии личности
ребенка. Автор отмечает важность воспитания у детей наблюдательности, умения
видеть, рассматривать, анализировать.
 Интерес
родителей к искусству способствует
 
развитию
  интереса  
и
 у
 детей,
 
способствует
  обогащению

содержания
самостоятельной художественно-творческой деятельности, чем богаче впечатления,
получаемые ребенком в семье, тем интереснее и богаче его самостоятельная
деятельность. [7]

Поэтому, отмечает Г.Г. Григорьева,
родителям необходимо рассказать об условиях, которые следует создать для
ребенка в семье, раскрыть смысл изобразительной деятельности, значение ее для
общего развития детей, объяснить, на каком уровне находится деятельность их
детей, чем могут помочь ему родители. [3]

Создание материальной среды,
стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность.

Принципы построения
предметно-развивающей среды, направленной на решение задач формирования
творческого начала личности ребенка, развития его индивидуальности, активизации
личностно-ориентированной модели воспитания определены В.А. Петровским, для
развития самостоятельной художественно-творческой деятельности из них Г.Г. Григорьева
выделяет следующие [3]:

Принцип дистанции и сближения позиции
взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта.
 Размещение,
оформление предметной среды должно удовлетворять желание ребенка уединиться в
творчестве, в то же время, способствовать доверительному общению со взрослым.
То есть необходимо иметь в групповом помещении место, которое может быть
отделено (условное зонирование)
 от
пространства групповой комнаты, но в то же время иметь доступ и место для
коллективного творчества.

Принцип стимулирования активности,
самостоятельности, творчества.
 

Предметная среда, оснащение зоны все
должно побуждать у детей
   
инициативу, давать простор для творчества, следовательно, в размещении
оборудования необходима вариативность. Для детей младшего дошкольного возраста
предлагается рисование на длинной полосе бумаги, на доске, на стене, что
способствует сближению детей, объединению их рисунков. Для более старших
дошкольников предлагается размещение на ленточных столах, стол — «пятилистник»,
что способствует общению детей, обмену впечатлениями.

Принцип стабильности – динамичности
развивающей среды.
 Данный
принцип реализуется в смене и обогащении предметного содержания, его разумной
смене, рациональном расположении, позволяющего реализовывать замыслы в любое
время, в любой обстановке. Дети должны иметь возможность изменять среду по
своему усмотрению, если этого требуют их замыслы, интересы, настроение. Также
необходимо предусмотреть, чтобы место для самостоятельной деятельности было
хорошо освещено, имелись шкафы или полки для размещения изобразительного
материала.

Важно предоставить в распоряжение
детей бумагу различного цвета, фактуры, формата, цветные карандаши, фломастеры,
восковые мелки, сангину, мел, краски, кисти для рисования и аппликации, глину,
пластилин, природный и бросовый материал, всевозможные детские музыкальные и
шумовые инструменты, атрибуты к театрализованным играм, костюмы, маски, наборы
для конструирования и игрушки для обыгрывания построек и т.п. Качество и
количество меняются в зависимости от возрастной группы. В групповой комнате
также необходимо иметь место для демонстрации детских работ (паспарту, рамки,
стенды), а также использовать детские работы в качестве украшения групповой
комнаты. В зонах изобразительной деятельности полезно иметь альбом, папки с
репродукциями картин, фотографиями предметов декоративно-прикладного искусства
и т.п.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Данный
принцип воплощается в определении специального места и расположения материала
по изобразительной деятельности, это может быть комната-студия или уголок в
групповой комнате. Место для самостоятельной изобразительной деятельности может
быть обозначено информативной и функциональной эмблемой. В местах, специально
предусмотренных для изобразительной деятельности, можно использовать
соответствующую музыку, магнитофонные записи звуков живой природы. Также
необходимо предусмотреть выносной материал для изобразительной деятельности на
прогулке в соответствии с сезоном. В групповой комнате, в помещении ДОУ
целесообразно устраивать мини-галереи для демонстрации как детских работ, так и
репродукций картин известных художников.

Таким образом, современные требования
к организации самостоятельной художественно-творческой деятельности требует от
воспитателя следующего: создания благоприятных педагогических условий —
 чуткого
косвенного руководства, в случае, если ребенок отдает предпочтение какой-либо
деятельности, необходим индивидуальный подход, внимание взрослого к продуктам
детской деятельности, создания благоприятной предметной среды, обеспечивающей
ребенку выбор деятельности, в соответствии с его интересами, а самое главное,
имеющей развивающий характер.

Заключение

Педагогический процесс в ДОУ, условно
разделенный на три блока, обеспечивает в рамках блока свободной самостоятельной
деятельности детей возможность саморазвития ребенка, свободно выбирать
деятельность, отвечающую его способностям, склонностям, интересам. В процессе
самостоятельной деятельности у детей развивается творческая активность, интерес
к собственной познавательной деятельности, самостоятельность в выборе тем для
изображения и самореализации. Действуя самостоятельно, ребенок получает
возможность самоутверждения в себе само и в коллективе сверстников, что имеет
важное значение для развития полноценной личности ребенка. Такие авторы, как
Г.Г.Григорьева, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, одним из важных
условий развития и активизации самостоятельной художественно-творческой
деятельности детей выделяют наличие предметно-развивающей среды, способствующей
развитию интереса, инициативы, а также специфику взаимодействия воспитателя с
детьми в данном виде деятельности.

Предметная среда помогает развитию
интересов и способностей детей в самостоятельной деятельности, удовлетворяет
потребность в творческих проявлениях, самовыражении, осуществлении замысла
путем выбора соответствующего предмета оборудования, пособия или материала деятельности.
Оборудованная предметная среда побуждает детей к творческому преобразованию
окружающего пространства путем оформления интерьера, его части с использованием
результатов собственной продуктивной деятельности.

Таким образом, в самостоятельной
художественно-творческой деятельности дошкольники приобщаются к художественному
опыту, что в свою очередь, способствует развитию воображения, фантазии,
эстетического вкуса, самостоятельности и др., необходимых для всестороннего
развития личности дошкольника.

Список использованной литературы

1.Аллахвердова Н. Дети рисуют. – М.:
Знание, 2010. – 196 с.

2.Галанов А.С., Корнилова С.Н.,
Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ
«Сфера», 2009. – 80 с.

3.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника
в изобразительной деятельности. – М., 2011. – 344 с.

4.Доронова Т.Н. Изобразительная
деятельность и эстетическое развитие дошкольников. — М.: Просвещение, 2012. –
192 с.

5.Казакова Т.Г. Мир природы и детское
творчество. // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 7. – С.34-36.

6.Комарова Т. Детское изобразительное
творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2009. —
№ 2. – С.45-47.

7.Лабунская Г.В. Художественное
воспитание детей в семье. – М.: Педагогика, 2010. – 247 с.

8.Методика обучения изобразительной
деятельности и конструированию  / Т.С.Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и
др. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.

9.Михайленко Н., Короткова Н.
Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания. //
Дошкольное воспитание. – 2008. — № 5. – С.23-26.

10.Самостоятельная художественная
деятельность дошкольников. / Н.А.Ветлугина. – М.: Педагогика, 2012. – 208 с.

11.Сергеева Н. Рисунки – откровения
детской души // Обруч. – 2009. -№1.

12. Система
эстетического воспитания в детском саду  / Н.А. Ветлугина. – М., 2011. – 370 с.

13. Скибина
Е., Косенко С. Воспитание самостоятельной художественной деятельности детей //
Дошкольное воспитание. – 2008. — № 12.

 14.Швайко
Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. –
М.: Владос, 2010. – 144 с.

15.Эстетическое воспитание в детском
саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2012. – 207 с.

Автор: Перминова

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:»Обычная таблица»;

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:»»;

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:»Times New Roman»;

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида №414

Юридический адрес: г. Екатеринбург, Верх — Исетский район, ул. Юмашева 4а

Тел.  368-42-81, 368-41-64, Е-mail: MBDOU 414@mail.ru

Тема:  «Формы организации самостоятельной

детской изобразительной деятельности»

Воспитатель: Перминова Н.В.

Екатеринбург 2016

1. Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической

литературе

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной.

Самостоятельность – свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее условие самореализации личности её творческих возможностей [4, 256].

В советской психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается как стержневое личностное качество. Ее значение для развития ребенка отмечали H.К. Крупская, А.С. Макаренко. С.Л. Рубинштейн указывал, что самостоятельность — это общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения к труду, людям, обществу.

В зарубежной педагогике и психологии самостоятельность, как правило, отождествляется с нонконформизмом и противопоставляется конформности, т.е. преднамеренному или непроизвольному стремлению принять мнение и позицию группы во избежание конфликта с нею. Абсолютизация самостоятельности личности, ее независимости отражается в теории «свободного воспитания». Авторы ищут пути преодоления конформизма в предоставлении детям большей свободы от влияния взрослых, формировании у них индивидуалистических черт (Аш, Кретч, Кретчфильд и др.).

В советской педагогике и психологии самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности, тесно связанное с ее активностью и коллективистической направленностью. Она проявляется в инициативности, ответственности и относительной независимости ребенка (В.Й. Селиванов, М.И. Дидора). Предпосылки ее развития складываются в раннем возрасте, однако, лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системное строение и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения. К концу дошкольного возраста самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью, присущей, однако, не всем детям (А.А. Люблинская, М.И. Дидора).

Самостоятельность, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

♦ умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

♦ умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

♦ умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

♦ умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

♦ умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

♦ умение переносить известные способы действий в новые условия.

Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.

Рассматривая самостоятельность как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу мы видим, что почти все исследователи, изучающие особенности развития детей, подчеркивают огромную роль самостоятельности в развитии личности в целом.

2. Организация самостоятельной деятельности  детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

В соответствии с ФГОС образовательные задачи должны решаться

•          в ходе режимных моментов,

•         в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях),

•         в самостоятельной деятельности детей

•         в совместной деятельности с семьей.

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей [1].

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.  При этом особая роль отводится воспитателю.

В программе «От рождения до школы» в образовательной области «Художественно эстетическое развитие» предусмотрена самостоятельная деятельность детей: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации [5, 30].

Воспитатель должен создать разнообразную  предметно – развивающую среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.

Предметно – развивающая среда должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

В завершении хочу отметить, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая  выполняется без непосредственного участия  воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

3. Педагогические условия обучения изобразительной деятельности дошкольников.

В методической литературе встречаются различные названия занятий по изобразительной деятельности: предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация). При этом нередко добавляют: «и по замыслу».

Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности.

Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:

 — занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;

— занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;

— занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Безусловно, процесс творчества включает и репродуктивную деятельность, но она подчинена творчеству и входит в структуру творческого процесса.

Выделение разных типов занятий связано с решением проблемы обучения, ориентированного на развитие самостоятельности, творчества. Обучение, предполагающее прямую передачу дошкольникам «готовых» знаний, умений, преобладает на занятиях первого типа. Общие дидактические методы обучения, прямо соотносятся с этими типами занятий: информационно-рецептивный — с занятием по сообщению новых знаний, репродуктивный — с занятиями по упражнению в применении знаний и умений, частично поисковый (эвристический) и исследовательский — с творческими. Эти методы, организуя весь процесс обучения на занятии, интегрируют в себе все другие, более частные методы и приемы (обследование, беседа и т.п.), определяя характер познавательной деятельности детей в каждом из них.

Таким образом, в каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности. В педагогическом процессе все эти типы занятий имеют место. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

На занятиях педагог показывает, как по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушают, потом рассматривают иллюстрации и по ним составляют сказку, затем инсценируют ее в настольном театре или зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на фланелеграфе. Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно — в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Большое значение  в группе имеют книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты.

В свободном распоряжении детей  имеется достаточное количество книг (в детском книжном шкафу). Наряду с книгами имеется несколько тематических папок с картинками, фотографиями, детскими рисунками и  альбомов для свободного рассматривания детьми. Одной из наиболее ярких форм самостоятельной художественной деятельности является игра. Она может быть различной в зависимости от содержания деятельности.

Другое педагогическое условие — влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце. Важным условием, обеспечивающим развитие детской художественной самостоятельной деятельности, является связь с семьей. Все, что ребенок видит и слышит дома, не остается без его внимания. Взрослые поют, танцуют, рисуют, украшают помещения, ходят в театр, кино, смотрят телевизор. Ребенок, наблюдая, принимая в этом участие, получает художественные впечатления.

4. Самостоятельная художественная деятельность детей

Самостоятельная художественная деятельность может быть различной по  содержанию, однако все аспекты проблемы в данном случае рассматриваются применительно к изобразительной деятельности.

Самостоятельную изобразительную деятельность детей можно противопоставить изобразительной деятельности на занятии. Она осуществляется в свободное от занятий время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы.

Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет  собой одну из форм самодеятельности дошкольника, и уже в этом ее ценность. Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель (определяет тему изображения), средства ее достижения, выполняет работу и получает результат.

Если соотнести самостоятельную изобразительную и изобразительную деятельность детей на занятии, то смысл последней в конечном счете заключается в формировании у ребят способности к самостоятельному отражению своих впечатлений. Именно в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становления личности. Однако уровень самостоятельной деятельности детей различен в разные возрастные периоды. Это связано с объективными возрастными психофизическими возможностями дошкольников овладении деятельностью и субъективными условиями, в которых идет ее развитие (отношение взрослых, качество обучения и т.п.).

При создании благоприятных условий к 7 годам у дошкольника оформляется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности. Относительно высокий уровень самостоятельной деятельности проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей (определении тем изображения) согласно впечатлениям, которые его волнуют. Ребенок, восхищенный вечерним закатом солнца, стремится рассказать об этом в рисунке (другой ребенок — в стихах, музыке и т.п.). Под влиянием яркого циркового представления он может отразить впечатления в лепке или других видах деятельности. Для личностного развития важно, что у ребенка появляются самостоятельные устремления такого рода.

Получение нужного, удовлетворяющего ребенка результата и отношение к нему: стремление применить его в соответствии с первоначальным смыслом деятельности (подарить, привлечь зрителей к восприятию и сопереживанию содержания; бескорыстное удовлетворение от удачного поиска и исполнения задуманного) — также свидетельствует о высоком уровне самостоятельности детей. Одним из ярких проявлений такого отношения ребенка к результату деятельности является возвращение к теме или, что более ценно, к одной и той же работе, стремление улучшить ее; длительное, иногда в течение нескольких дней, занятие одним делом, темой (лепил клоуна, потом зверей, с которыми он выступает, потом других персонажей и т.п.).

Таким образом, в контексте самостоятельной художественной деятельности проявляется и формируется мотивационно-потребностная сфера личности ребенка. Под ее влиянием рождается инициатива в выборе тем, разработке замыслов, активном поиске способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы (применение результата в общении или других видах деятельности). Это и есть подлинное творчество. В условиях самодеятельности проявляется и наиболее успешно развивается творчество.

Самостоятельной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня.

Специфика руководства самостоятельной деятельностью такова:

1. Обучение на занятиях и развитие при этом самостоятельных способов действий.

2. Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, в том числе и художественных, от восприятия произведений искусства, предметов народного творчества, праздников и развлечений.

3. Работа с семьей с целью создания благоприятных условий для этой деятельности в домашнем кругу.

4. Создание материальной среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность.

Изобразительная деятельность наряду с игрой — одна из наиболее предпочитаемых детьми в свободное время. Однако анализ массовой практики показывает, что при отсутствии развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети рисуют наизусть то, что умеют. Если проанализировать рисунки детей, выполненные в свободное время, то, как правило, по тематике и способу изображения они сходны с темами занятий. Таким образом, обучение, ориентированное на развитие самостоятельности и творчества, — непременное условие становления самостоятельной художественной деятельности. Иначе ребенок остается в лучшем случае на уровне эмоционального побуждения к деятельности, но ограниченный в средствах, перестает ставить соответствующие цели.

Другое необходимое условие — обогащение детей впечатлениями и, как результат, наличие эмоционально-интеллектуального опыта. Чем богаче опыт, тем разнообразнее по тематике и содержанию детские рисунки, поделки. Дети могут рисовать на самые разнообразные темы (природа, космос, деятельность людей, транспорт и т.п.).

Самостоятельная  художественная  деятельность детей включает в себя  занятия различными видами изобразительной деятельности: лепкой, аппликацией, конструированием, художественным ручным трудом.

Заключение  

Самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определённый объём навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.

Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации. Ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.

Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка, развивается и аппликации, раскрытия ребёнку эстетического отношения у окружающему. Этому также способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями, умелое педагогическое руководство.

Даже если не все дети хотят заниматься изобразительной деятельностью вне занятий, воспитатель должен позаботится о развитии интереса к ней у дошкольников, желание попробовать свои силы в различных её видах.

Самостоятельна изобразительная  деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач развития таких качеств личности как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания детей. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.

Список используемой литературы:

1.                 Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года, ФГОС дошкольного образования.

2.                 Концепция художественного образования в России.

3.                 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.                Григорьева Г.Г. Игровые приемы  в обучении дошкольников изобразительной деятельности .- М.,1995г.

5.                  Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько — Мн.: Университетское, 1988. — 399с.

6.                Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996г

7.                 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.

Проблема
формирования самостоятельности у детей
широко рассматривается в современных
педагогических трудах. Ей посвящено
много исследований, ее изучают в самых
различных аспектах. Григорьева Г.Г.,
Косминская В.В., Комарова Т.С. и др. в
своих трудах рассматривали значение
самостоятельной изобразительной
деятельности в развитии ребенка.

Источник
самостоятельности

— впечатления от восприятия
окружающей
действительности. Свидетельство тому
— рисунки, лепка,
аппликации по замыслу, в которых дети
выражают свои представления,
интересы, стремления, проявляют различные
чувства.

Искусство
также источник

самостоятельной изобразительной
деятельности.
Различные виды его обогащают
детей впечатлениями.

Желание
поупражняться в способах действий,
полученных на
занятиях,
возникает у детей и вне занятий: они
рисуют, скажем, коврики
для кукольных комнат, рисуют то, что
особенно близко.

В
самостоятельное пользование в свободное
время следует пре­доставить
детям разнообразные альбомы
для раскрашивания
;
рабо­тая
с ними, дети решают разные изобразительные
задачи.

Самостоятельную
художественную деятельность детей
воспита­тель
может организовать как
в помещении, так и на воздухе:
рисование
мелом на
асфальте, выкладывание мозаики из
керамической плитки, лепка из
глины, рисование с натуры, созда­ние
скульптур из снега, украшенных цветными
льдинками.

Задача
воспитателя — наблюдать за самостоятельной
деятель­ностью детей, отмечать
особенности проявлений.

В
самостоятельной изобразительной
деятельности дети дей­ствуют
индивидуально, объединяются по
трое-четверо или боль­шими
группами.

Самостоятельная
художественная деятельность возникает
по инициативе самого ребенка.

Предположительно
намечается следующая структура
самостоятельной художественной
деятельности.

1.
Возникновение художественных замыслов
(цели)

2.
Реализация замысла

3.
Самоконтроль действий, стремление
приблизиться к поставленной цели.

Признавая,
что самостоятельная художественная
деятельность начинается по инициативе
детей и в основном проходит без
непосредственной помощи взрослого,
этот процесс не спонтанный,
а педагогически обусловленный.

Самостоятельной
деятельности детей во многом способствует
создание
среды:

оборудование места работы, приобретение
пособий, материалов, удобное их
размещение.

Наблюдая
за деятельностью,

возникающей по инициативе до­школьников,
педагог очень осторожно может
«подключиться»
к детским
замыслам: сначала в роли
благодарного зрителя
,
умею­щего удивляться, радоваться,
сопереживать. На фоне такого эмо­ционального
соучастия, обыгрывания образа, его
эстетического восприятия
возможны вопросы,
побуждающие ребенка к разви­тию
замысла, поиску способов действия;
советы,
если ребенок нуждается
в них.

Сомневаясь
в своих решениях, советуясь с детьми,
демонстрируя радость,
удовлетворение от их соучастия,
подхватывая и разви­вая их идеи,
воспитатель постепенно раскрывает им
сущность такой
деятельности.

14.Содержание
изо деятельности в группах разного
возраста
.

В
содержание изобразительной деятельности
младших
дошкольников

входит рисование, лепка, аппликация.

Рисование.
Из всех видов изобразительной деятельности
наверняка более увлекательным для
малышей является рисова­ние: карандаш,
кисточка оставляют след. Задача педагога
— подвести своих воспитанников к
пони­манию, что при помощи красок,
карандаша можно изобразить множество
вещей окружающего мира, помочь детям
усвоить простейшие элементы рисунка
(мазок, линия) и основные цве­та,
содействовать развитию движений руки.

Основные
объекты для изображения: человек,
природа, об­щество.

Лепка.
Лепка
является чрезвычайно важным видом
изобра­зительной деятельности, в
процессе которого происходит раз­витие
у детей чувств, восприятий и представлений.

В
содержание лепки включаются доступные
для пластичес­кого воплощения образы,
объекты природы.

Подведение
детей к передаче образа человека
происходит в три этапа:

первый
этап — фигуру человека лепит воспитатель,
дети наблюдают, свободно пользуются
материалами;

второй
этап — воспитатель создает фигурки,
передающие образы взрослых и ребенка,
а дети лепят для них разные гостинцы;

третий
этап — вы лепите взрослого, дети —
себя.

Аппликация.

Аппликационная
деятельность помогает малышам
исследо­вать материалы, площадь
фланелеграфа, листа бумаги, куска ткани,
знакомит с разнообразием их цветной
окраски, факту­рой и тем самым
способствует развитию сенсорной
культуры.

Педагог
подводит детей к пониманию того, что
вещи, существующие в окружающей мире,
можно не только узнать в вырезанных из
бумаги или картона силуэтах, но с ними
(си­луэтами) можно очень интересно
играть, передвигая по повер­хности
фланелеграфа; можно создавать сюжетные
картинки, а декоративными элементами
украшать другие предметы.

Средний
дошкольный возраст.

Рисование.

Основные
объекты для изображения: человек,
природа, об­щество.

В
детских рисунках отражается все
разнообразие окружа­ющего мира:
человек, природа, элементы общественной
жиз­ни.

Педагог подводит
воспитанников к осмысле­нию изображения
обобществленного образа человека,
передачи особеннос­тей в изображении
фигуры мужчины, женщины, ребенка в
сравнении. Человек может стоять, идти,
бежать, си­деть; он может быть веселым
и грустным, добрым и злым. Дети могут
показать это в своих рисунках. Воспитатель
отмечает творческие
проявления
и находки детей.

Средние
дошкольники знакомы уже и с некоторыми
видами декоративно-прикладного
искусства: знают элементы белорусского
геометрического и рас­тительного
орнамента.

Лепка.
В лепке стимулируется свободная
деятельность детей с материалами,
закрепляется и усложняется конструк­тивный
способ лепки, создаются сюжетные
композиции.

Дети
с удовольствием будут лепить предметы
с четко выраженной формой основных
частей: овощи, фрукты, птиц, рыб, домашних
и диких животных.

В
лепке дети отражают свои впечатления
от посеще­ния зоопарка, цирка,
праздничного утренника. Передают в
пластике сказочные образы, и образы
любимых игрушек .

С
помощью педагога средние дошкольники
уже могут создавать достаточ­но
сложные сюжетные композиции. Много
лепят по собствен­ному замыслу.

Аппликация.
В
аппликации, как в рисовании и лепке,
стимулируется свободная деятельность
детей с материалами; поддерживается
интерес к созданию аппликационных
компо­зиций; закрепляется техника
наклеивания подготовленных форм;
осваиваются приемы прямолинейного и
криволинейно­го вырезания.

Старший
дошкольный возраст.

Как
свидетельствуют данные исследований
в области пси­холого-педагогических
наук (Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина,
Т.С.Комарова, Н.С.Лейцес, А.Н.Матюшкин,
В.С.Мухина, Л.А.Панько, Б.Н.Теплов,
Г.Д.Чистякова и др.), у старших дош­кольников
хорошо развиты воображение, фантазия.
Они час­то придумывают невероятные
истории, рассказывают о нео­бычайных
происшествиях.

Рисование.
Старший дошкольник в своих рисунках
не только отражает окружающую
действительность (человек,
яв­ления природы, общественная жизнь),

но и передает личное отношение к ней.

В
декоративное рисование включаются
новые элементы бе­лорусского
геометрического и растительного
орнамента: вось­миугольная розетта;
василек, колокольчик, желудь, ягоды
смородины; элементы, передающие образы
животных.

Педагог
знакомит детей с некоторыми видами
русской росписи: хохломской, гжельской,
дымковской.

Лепка.
Дети старшего, возраста уже достаточно
хорошо владеют приемами и способами
лепки, что открывает большие возможности
для расширения тематики и воплощения
твор­ческих идей детей.

В
лепке, как и в рисовании, отражается
образ человека, объекты природы,
впечатления от знакомства с общественной
жизнью.

Дети
лепят по мотивам белорусской народной
игрушки и дымковской; создают образ
человека, образы сказочных геро­ев;
с большой любовью изображают своих
родных, передают в лепке образ «я».

Дети
лепят объемные вещи и украшают их
рельефом; лепят посуду по мотивам
белорусской народной керамики; игрушки;
украшают рельефом или способом
налепливания пластины.

Аппликация.
Дети уже овладели навыками рабо­ты
с ножницами, поэтому больше внимания
уделяется их творческим проявлениям:
подбор цветов в зависимости от цвета
фона; построение композиции; дополнение
новыми де­талями и т.д.

В
аппликации, как и в других видах
изобразительной деятельности, отражается
окружающий мир: человек, приро­да,
общество.

Не
меньше, чем предметная и сюжетная, детям
нра­вится декоративная аппликация.
Все элементы для данного вида аппликации
они готовят самостоятельно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Инструкция по эксплуатации фольксваген туарег 2019
  • Техническое руководство как функция исполнительной власти означает
  • Убедить своего руководства
  • Министерство социальной политики нижегородской области руководство
  • Омский бекон руководство

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии