Руководство самодеятельным коллективом

Многими
важными качествами должен обладать
человек, посвятивший себя педагогической,
воспитательной деятельности, Кроме
основательного знания предмета, он
должен знать педагогику, изучить
анатомию, музыку, быть психологом,
понимающим душевное состояние своих
учеников. От его общей культуры и знаний
во многом зависят мировоззрение,
моральные и эстетические принципы
участников художественной самодеятельности.
Все хорошее, как и все плохое, что есть
в учителе, переходит к ученикам. Вот
почему не следует допускать к воспитанию
людей не имеющих представление о
психологии, какими бы мастерами своего
дела они ни были.

Педагог
— должен быть настойчивым человеком.
Ему нужно обладать «глазом», способным
подмечать все ошибки и недостатки
кружковцев на уроке и репетиции, помня,
что в педагогике нет «несущественных»
мелочей: из многих, порой почти незаметных
частиц складываются характер, образ
мыслей, весь облик человека. Ошибки
нужно не просто подмечать, но и тут же
анализировать, вовремя сделать нужное,
исчерпывающее ясное замечание. Очень
важно для педагога уметь управлять
своими эмоциями. Когда преподаватель
переходит порог класса, он обязан
оставить за дверью все свои личные
переживания, как бы они ни были сильны
или даже тяжелы. Ведь если он чем-то
озабочен или рассеян, его тревоги или
рассеянность немедленно переходят к
участникам коллектива. Если он нервозен
или раздражен, весь урок пройдет в
атмосфере нездоровой возбужденности.
Его уныние или подавленность так же
отразятся на занятиях, перенесутся, как
по невидимым проводам и охватят коллектив.
И наоборот, если руководитель войдет в
класс с приветливой улыбкой и ласковым
словом, он как бы задает необходимый
тон занятию. Сразу ответно посветлеют
лица, заблестят глаза учеников, возникнет
прекрасная атмосфера, необходимая для
успешного проведения урока, в котором
физические усилия всегда сочетаются с
большой затратой нервной энергии.

Руководитель
непременно должен быть хорошим
организатором всего творческого процесса
и, если он чувствует, что у него к этому
нет природных способностей, он обязан
их развивать. Высокая требовательность
к самому себе поможет в этом.

Требования
предъявляемые к современному руководителю.:

Уметь:


организовывать и планировать,


принимать решения,


руководить (быть лидером),


общаться с людьми,


побуждать людей к деятельности,


решать конфликтнее ситуации в коллективе,


быть объективным к людям,


подбирать и обучать подчиненных,


подчиняться и соблюдать субординацию,


вести переговоры,

Обладать
следующими чертами:


аналитические способности,


широта интересов,


гибкость в отношении с людьми,


устойчивость к интересам,


терпимость к чужим мнениям,


объективность самооценки,


энергичность,


самодисциплинированность,


работоспособность.

Требования,
предъявляемые руководителю коллектива
художественной самодеятельности:

1.
Профессионализм (руководитель должен
иметь высшее специальное образование
и стаж работы не менее 3 лет).

2.
Организаторские способности.

3.
Он должен иметь высоко-художественный
вкус.

4.
Иметь чувство нового.

5.
Связь с повседневной жизнью.

6.
Уметь планировать работу коллектива.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

«Пермский государственный институт
культуры»

Контрольная
работа

по
дисциплине: «
Организация и руководство коллективом НХТ»

на
тему: «
Требования к профессиональным и личностным
качествам современного руководителя любительского художественного коллектива
»

                                                                                       
Выполнила: студентка

                                  
                              группы ЗХП-13

                                                               
Сафина К.С.

                                                                                      
Проверила:
Бородина Е.А.

Пермь
2016

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Профессиональные
качества современного руководителя любительского художественного коллектива.
…………………………………………………
..3

Личностные
качества
современного руководителя любительского
художественного коллектива……………………………………………………9

Заключение………………………………………………………………………12

Литература………………………………………………………………………13

Введение

Руководитель любительского
художественного коллектива это создатель и  организатор художественно-творческой
деятельности коллектива. Это активная, творческая личность, способная увлечь,
заинтересовать участников коллектива, это человек высокой культуры и глубоких
знаний, в совершенстве владеющий основами профессионального мастерства. От его
мировоззрения и эстетических позиций зависят направления творчества и
гражданско-идейные устремления всего коллектива. Педагогическое руководство
таким сложным организмом, как любительский коллектив, обязывает руководителя
быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к
самостоятельному разрешению любых ситуаций. Без преувеличения можно сказать,
что организация и само существования коллектива, его творческие успехи связаны
с именем руководителя, его профессионально-педагогической подготовкой и
нравственно-этическими качествами. В настоящее время в методической и
специальной литературе описываются предъявляемые требования к руководителю
любительского художественного коллектива, к его профессиональным и личностным
качествам. Потому что и сегодня, остается актуальным и важным вопрос о том, кто
и как будет воспитывать и развивать подрастающее поколение, наше будущее.

Профессиональные качества современного
руководителя любительского художественного коллектива

Среди наиболее важных факторов
предъявляемых к руководителю художественного коллектива  важнейшим является
профессионализм. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать
личность может только личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. К
профессионализму можно отнести способности и предрасположенность к работе
определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и
психические, психологические качества. Знания и навыки, необходимые для
определенной работы, специальное образование и практический опыт.  Склонность и
желание работать, иначе — воля и мотивация. Руководитель должен знать законы
психологии творчества и воспитания, принципы дидактики, реализуемые в
учебно-исполнительской работе в любительском художественном коллективе. Он
должен знать основные закономерности психического развития личности, возрастной
психологии, психологии индивидуальных различий, умело применять их в
практической работе с коллективом. В деятельности педагогов-руководителей
важное место занимают такие проявления творческой активности, как
педагогическая импровизация, педагогическая интуиция, воображение,
способствующие оригинальному продуктивному решению педагогических задач. В
структуре личности гармонично сочетаются научные и педагогические интересы и
потребности, развитая педагогическая рефлексия и творческая самостоятельность
создают условия для эффективной самореализации индивидуально-психологических,
интеллектуальных возможностей личности. Требования к навыкам и умениям
руководителя творческого коллектива предусматривают: умение планировать работу
коллектива, умение организовать репетиционную и исполнительскую работу,
владение специальной терминологией,  умение в работе с коллективом учитывать
возрастные и индивидуально-психологические характеристики участников.

Чтобы
успешно решать возложенные на коллектив задачи, руководитель, прежде всего,
должен быть квалифицированным специалистом.

Руководитель должен обладать
исполнительскими умениями и навыками на профессиональном уровне. И чем
совершеннее он владеет профессиональными качествами, тем лучше он сможет
научить участников своего коллектива.

Руководителю необходимо уметь
заразить своим замыслом, что чрезвычайно важно для обучения и воспитания
участников в силу непосредственной эстетически чувственной образности
искусства. Он должен быть знатоком истории и теории данного вида искусства,
уметь передать свои знания, следить за достижениями в области культуры и
искусства и привлекать к ним внимание участников.

Для того чтобы успешно руководить
коллективом, руководитель должен иметь незаурядные педагогические способности.
Под педагогическими способностями мы понимаем определенные
индивидуально-психологические особенности и профессионально значимые качества
личности, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической
деятельности. Так, Ф.П. Гоноболин в своих работах называет следующий ряд
педагогических способностей:

·       
Дидактические 
способности,
 позволяют руководителю успешно
осуществлять отбор форм и методов обучения участников коллектива.  Доступно,
ясно, выразительно, убедительно и последовательно излагать изучаемый материал,
стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей,
повышать учебно-познавательную активность  у самих участников коллектива.

·       
Экспрессивные способности,
позволяют найти наилучшую эмоционально-выразительную
форму изложения изучаемого материала.

·       
Перцептивные способности,  выражаются
в психологической наблюдательности руководителя по отношению к участникам
коллектива, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком
понимании возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков.

·       
Организаторские способности, позволяют
создание дружного и сплоченного коллектива, привлечение их к творческой
деятельности, успешное планирование работы с коллективом.

·       
Суггестивные или авторитарные способности,
способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию и умение на этой
основе завоевать авторитет в глазах участников коллектива, академические
способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей
области искусства.

·       
Коммуникативные способности, 
которые проявляются в умении руководителя устанавливать педагогически
целесообразные отношения с участниками коллектива, их родителями, а также с
коллегами и администрацией учреждения дополнительного образования.

·       
Исследовательские
способности,
 проявляются в умении познавать и
объективно оценить педагогические ситуации и процессы, проходимые в коллективе.

·       
Научно-познавательные
способности,
 предусматривают усвоение научных знаний в
области искусства, в которой существует коллектив.

К специальным педагогическим
способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и
педагогическому общению. Такт руководителя всегда представляет собой единство
высокоморального отношения к участникам коллектива и педагогически совершенной
формы обращения с ними. Педагогический такт, включает в себя не только вопросы,
связанные с психологическими сторонами личности руководителя, но и ориентацию
его в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные
установки и принципы, которым руководитель следует.
В
числе основных составляющих педагогического такта, следует назвать:

1. Предъявление разумных требований к воспитаннику,
основанных на чувстве его собственного достоинства.

Индивидуальный подход к участникам является одной из основных
предпосылок тактичности руководителя. Важно знать, что с детьми или подростками
разных типов темпераментов нужен разный тон в разговоре (с флегматиком —
твердый, с холериком — спокойный, с меланхоликом — мягкий). Чем лучше
руководитель будет знать особенности своих детей, тем меньше будет допускать
бестактности в отношениях с ними.

2. Доброжелательность и сотрудничество с участниками
коллектива.

Они могут болезненно реагировать на то, как относится к ним
руководитель, особенно тогда, когда они любят и уважают его. Их может обидеть
не только окрик, незаслуженный упрек, но и просто невнимательность, нежелание
выслушать, откликнуться на их просьбы. Это тоже относится к области
педагогического такта.

3. Доверие участников коллектива.

Педагогический такт предусматривает наличие у руководителя
веры в способности всех участников коллектива. Дети не всегда могут адекватно
оценивать свои силы и возможности. Они опираются на оценки взрослых, которым
они доверяют больше, чем себе. Поэтому руководитель должен очень осторожно
подходить к оценке их способностей. Не следует, конечно, преувеличивать
способности, но и не рекомендуется занижать их.

 4. Проявление гибкости, изобретательности, юмора.

Руководитель обязан мудро строить тактику взаимодействия с
детьми, что обусловлено разноплановыми ролями его педагогической деятельности.
Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется
резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена
профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности.

 5. Владение техникой общения. Конечно, руководитель
коллектива должен ясно и понятно излагать свои мысли, его речь должна быть
доступна детскому пониманию. Но часто встречаются руководители, которые во
время проведения занятий в  детском коллективе, разговаривают с детской
интонацией, речь примитивная и самое страшное, что они также общаются и с
подростками.

6. Проявление терпения, воли, самообладания.

Для педагогического такта большое, а иногда и решающее
значение имеют такие волевые черты, как выдержка и самообладание. Конечно, это
не значит, что руководитель должен всегда, что бы ни случилось, быть абсолютно
спокойным. Он может иногда, и вспыхнуть, взорваться, как говорил А.С.
Макаренко, но такие свои вспышки он должен всегда контролировать. В состоянии,
близком к аффекту, очень трудно принять правильное решение. Достаточно только
сказать, что вместе с потерей выдержки и самообладания руководитель-педагог
нередко теряет свой авторитет, а то и право на свою профессию. Самообладание и
выдержка вырабатываются точно так же, как и другие умения и навыки. Не
научившись владеть собой, руководитель не научится педагогическому такту.

На этих качествах, как на фундаменте базируется способность
руководителя  управлять не только своим поведением, но и регулировать
педагогический процесс.

7. Умение предвидеть результаты воздействия.

Педагогический такт требует от руководителя умения
предвидеть, как его замечание, требование воспримут дети, подростки, которым
они адресованы. Педагогический такт чаще всего нарушают именно те руководители,
которые почему-то считают, что дети легко переносят их крик, грубый тон,
пренебрежительный жест, ссылаясь на то, что они очень эмоциональные.

Педагогический такт во многом зависит
от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции
и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают
доверительные отношения между руководителем и участником художественного
коллектива.

Личностные качества
современного руководителя любительского художественного коллектива

Для руководителя обязательны такие
личностные качества как высокие моральные стандарты, высокий уровень внутренней
культуры, адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум
тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога,
целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность,
контактность.

Специально подчеркивается
необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей,
артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества руководителя,
как готовность к пониманию психических состояний участников и сопереживанию,
отзывчивость, заботливость (эмпатия), и потребность в социальном взаимодействии.
Нравственно-этические
личностные качества
составляют коммуникативную основу
педагогического общения. В данном случае от руководителя-педагога требуется
соблюдение принципов и правил профессиональной этики и этикета.

Нормой его поведенческих реакций должна выступать
человечность, уважительность, вежливость, корректность. А также обязательность,
деликатность, предупредительность, порядочность, забота, соучастие и
сострадание. Значительную роль играют при этом социальные установки
руководителя, его нравственно-этические взгляды и убеждения, ибо именно ими
руководствуется он, оказывая воздействие на своих воспитанников.

Эстетический аспект
связан с высокой культурой поведения руководителя, артистизмом его манер,
творческой импровизацией по ходу взаимодействия, а также умелым и уместным
использованием чувства юмора, зачастую помогающего руководителю найти
бесконфликтный выход из сложной ситуации. Вершиной владения руководителем
эстетическими основами являются не просто правильные поступки, а те действия,
которые не лишены оригинальности, изящества, остроумия без какого-либо
саркастического подтекста. В этом случае общение с руководителем-педагогом
становится для детей интересным и эмоционально привлекательным.

Если исходить из того, что главным регулятором человеческого
общения является мораль, то доминантой здесь выступает нравственно-этическая
мера, воспринимаемая участниками как доброта, принципиальность, справедливость,
внимание, деликатность, предупредительность, великодушие. Именно эти личностные
проявления руководителя способствуют гармонизации взаимоотношений с детьми в
самых сложных ситуациях. Уважая участников, руководитель должен уметь
показывать свое уважение педагогически целесообразно, т.е. применять к ним
воспитательные методы и приемы оптимально, ненавязчиво, деликатно.

В то же время уважение, душевная теплота и доброжелательность
не исключают требовательности со стороны руководителя, а предполагают ее.
Требовательность к личности участника должна увеличиваться и усложняться по
мере возрастания уважения к ней, с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей.

Заключение

Подводя итоги можно сказать, что руководитель любительского
художественного коллектива должен обладать качествами, характеризующие общую
культуру и направленность личности (эрудиция, широкий кругозор, высокая общая
культура, духовные потребности и интересы и т.д.) Качеством личности, определяющие
отношение к участникам коллектива.

Качеством личности, выражающие отношение к профессиональной
деятельности (профессиональная работоспособность, трудолюбие, организованность,
социальная ответственность, добросовестность, увлеченность педагогическим
трудом).

Качеством личности,  характеризующие отношение к себе, как к
руководителю-педагогу (уверенность в себе, самокритичность, требовательность к
себе, готовность к рефлексии, стремление к самосовершенствованию, стремление к
самореализации и т.д.). А также профессиональными знаниями, навыками
применительно к сфере своей деятельности и умение реализовать их на практике.
От руководителя требуется высокое педагогическое мастерство, такт, выдержка,
чтобы у каждого участника художественного коллектива через включение его  в
коллективную творческую деятельность сформировать новые ценностные ориентации и
мотивы, раскрыть творческий потенциал средствами искусства.

Литература

1.    
Лаврова Т.В.
Педагогический процесс в театральном самодеятельном коллективе как разрешение
типичных педагогических ситуации. 1982.

2.    
Каргин,А.С.
Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: учебное
пособие. Москва. Просвещение, 1984.

3.    
Дуликов В.З.
Организационный процесс в социокультурной сфере 2003

4.    
Гоноболин,Ф.Н. Психология.  Москва. Просвещение, 1973.

5.    
Беляев,С.Е. Музыкальная
дидактика: учебное пособие. Екатеринбург, 2008.

6.    
Жаркова,Л.С. Деятельность
учреждений культуры: учебное пособие. Москва. МГУКИ, 2000

Профессия Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель в России

Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель – это творческий работник, организующий работу самодеятельных коллективов по направлениям вокала, хореографии, театрального искусства, народного творчества. Он выполняет наставнические функции, ведет репетиционную работу, подбирает репертуар коллектива, формирует его стилистическую и сценическую узнаваемость. Помимо творческого руководства, руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель часто занимается решением практических вопросов деятельности – пополнение реквизита, выбор костюмов, приобретение музыкальных инструментов, планирование гастрольной деятельности и т.д.

О профессии Руководителя любительского творческого коллектива, преподавателя

Зарплаты: сколько получает Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель*

Начинающий: 25000 ₽ в месяц

Опытный: 35000 ₽ в месяц

Профессионал: 80000 ₽ в месяц

* — информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Развитию любительского творчества со стороны государства и общества уделяется большое значение. Практически в каждом городе или поселке действуют центры народного творчества, дома культуры и иные центры культурно-досуговой деятельности, в которых занимаются народные и любительские коллективы самых разных творческих направлений. Для обеспечения работы таких центров требуется достаточно много специалистов и профессиональных руководителей творческой сферы. Востребованность профессии руководителя любительского творческого коллектива высокая. Существует некоторый дефицит кадров в этой области работы с населением. С трудоустройством проблем не возникает.

Для кого подходит профессия

Квалифицированный и успешный руководитель любительского творческого коллектива должен быть профессионалом в своем направлении творческой деятельности. Он должен обладать определенным талантом, например, в области вокала, хореографии, этнохудожественного творчества. Также важнейшими качествами специалиста являются организационные способности, умение работать с людьми и развивать их талант. Профессия подходит тем, кто:

  • Склонен к культурно-просветительской работе;
  • Любит и понимает эстетику творческой деятельности, увлекается искусством во всех его направлениях;
  • Обладает педагогическими и организаторскими способностями, может управлять коллективом творческих людей;
  • Имеет гуманитарный склад ума,  обладает художественными навыками, склонен к творческой работе.

Карьера

Как правило, любительские коллективы не ставят перед собой амбициозных целей и не имеют широкой популярности. Однако такие творческие группы часто находят своего зрителя и добиваются определённого успеха в своей работе на местном уровне. Поэтому карьерные перспективы руководителя любительского творческого коллектива в целом невелики. Такие работники могут получить признание на региональном уровне и добиться некоторого успеха в качестве наставника, но рассчитывать на широкую узнаваемость и карьерный взлет на этом поприще не приходится. Чаще всего такие руководители и преподаватели работают на общественных началах или в рамках местных региональных культурных программ. Важным признаком успеха такого работника является личная удовлетворенность и признание его таланта со стороны коллег и зрителей.

Обязанности

Профессиональные обязанности руководителя любительского творческого коллектива, преподавателя включают в себя:

  • Подбор участников творческого коллектива, прослушивание кандидатов и оценку их творческого потенциала;
  • Планирование и проведение репетиций по направлениям творческой деятельности;
  • Наставническую работу в творческой сфере – проведение занятий по вокалу, хореографии, сценической пластике, актерскому мастерству и т.д.;
  • Подбор репертуара творческого коллектива, выбор песен, танцевальных номеров, постановочных сюжетов;
  • Выполнение хозяйственных функций по обеспечению деятельности коллектива, пополнение инструментального фонда, закупку реквизита, декораций, костюмов, обеспечение репетиционных и концертных площадок;
  • Популяризацию народного творчества серди населения, привлечение максимального количества участников в коллектив;
  • Взаимодействие с местными государственными органами, отвечающими за культурно-массовую работу, планирование выступлений и гастрольных поездок коллектива.

Оцените профессию:

Профессия больше подходит тем, кому нравятся следующие предметы в школе: ИЗО музыка МХК русский/литература обществознание танец

Похожие профессии

  • Science-художник

    Science-художник

  • Авангардный (современный) певец

    Авангардный (современный) певец

  • Аккомпаниатор

    Аккомпаниатор

  • Актер

    Актер

  • PR-менеджер

    PR-менеджер

  • Декоратор

    Декоратор

  • Антиквар

    Антиквар

  • Аранжировщик

    Аранжировщик

  • Гончар

    Гончар

  • Видеооператор

    Видеооператор

  • Диктор

    Диктор

  • Звукорежиссер

    Звукорежиссер

  • Искусствовед

    Искусствовед

  • Фотограф

    Фотограф

  • Артист хора

    Артист хора

  • Актёр драматического театра

    Актёр драматического театра

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Весы напольные атланта атн 823 инструкция по применению
  • Gamo riflescope 3 9x40 инструкция на русском
  • Алфавит в сезон простуд таблетки инструкция
  • Руководство могилевско департамента охраны
  • Таблетки от аллергии хлоропирамин инструкция цена

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии