1 апреля – ИА SM.News. Агентство «РБК» сообщило, что представители российской власти решили оспорить иск от бывшей структуры ЮКОСа, ссылаясь на то, что передача документом была «недействительной». По мнению Кремля, доставка служба доставки бумаг попирает суверенитет РФ.
Руководство России считает, что документы компания Yukos Capital Limited, являющейся в прошлом структурой компании ЮКОС, передала с нарушением регламента.
«Любое прямое вручение процедурных документов для РФ делопроизводителем иностранного суда на территории РФ путем курьерской доставки представляет собой нарушение суверенитета России», — высказался директор Международного центра правовой защиты Кондаков.
Стоит отметить, что именно его организация занимается отстаиванием интересов РФ по делу по претензиям компаний, бывших в прошлом частями ЮКОСа).
Россия
«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.
«После того, как на неделе смотрели Лигу чемпионов и Лигу Европы, понимаем, как деградировали наши команды. Конечно, уровень и той, и другой команды очень низкий. Хорошо, что «Спартак» победил, но могли и пропустить. Хотелось бы общего уровня выше. Порадовали вратари и той, и другой команды», — цитирует Шишкарева РИА Новости.
Он добавил, что нападающий красно-белых Александр Соболев сыграл безобразно, хотя и стал автором голевой передачи. Шишкарев предположил, что этот пас он отдавал скорее на удачу.
Также глава ФРГ отметил Бонгонда, который в эпизоде с голом сыграл великолепно.
«Сыграл великолепно, в три касания принял, подработал и пробил. Классика жанра! Сам гол получился замечательный», — сказал он.
Власти РФ считают приоритетом защиту российских компаний, а не западных
Санкции
Руководство России считает, что правительство РФ принимает все необходимые меры в интересах российской экономики, чтобы обеспечить безопасность отечественных компаний от агрессивных действий со стороны Запада, 14 июля об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Это было заявлено в ответ на предложение главы РСПП Александра Шохина о переходе правительства к политике «пряника» в отношении зарубежных компаний в России.
«Правительство, действительно, на фоне тех беспрецедентных, совершенно агрессивных действий в наш адрес в других странах, соответственно, принимает меры для защиты нашей экономики, наших компаний, в первую очередь», — заявил Песков.
По данным газеты «Ведомости», в июле подкомиссия правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями опубликовала список из десяти требований к иностранным компаниям, которые хотят выйти из бизнеса в России.
АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №11 2022 Г
А. ПЕРЕНДЖИЕВ,
доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат политических наук, доцент, полковник запаса
Развитие Российской Федерации в современном мире происходит на фоне как уже хорошо известных, так и новых вызовов и угроз ее национальной безопасности, что в первую очередь связано с геополитическим положением России и ее ролью в мировой политике. Проведение Россией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить доминирование в мире. Реализуемая ими стратегия сдерживания Российской Федерации предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления.
В международных отношениях в последние годы роль фактора силы не только не снижается, но и постоянно повышается. Определяющим фактором этой тенденции остаются неприемлемость для Российской Федерации планов продвижения к ее границам военной инфраструктуры НАТО и попытки придания военному альянсу глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права.
Сегодня западные страны развязали против России гибридную войну, а специальная военная операция на Украине начала использоваться как предлог для широкой антироссийской кампании.
Вместо поиска взаимоприемлемых путей к диалогу предпринимаются попытки изолировать нашу страну на международной арене, кроме того, против России вводятся экономические санкции. Коллективный Запад старается «балансировать на грани» между гибридными действиями и открытым вооруженным конфликтом с Россией.
Одновременно в мире происходят процессы замены устаревшей глобальной экономической модели во главе с США на новую глобальную экономическую модель, где лидирующее положение могут занять страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, КНР, ЮАР). Безудержное санкционное давление на нашу страну со стороны США, Европейского союза и других стран Запада повлекли за собой ответные экономические меры не только со стороны России, но и других незападных стран. Введение расчетов в национальной валюте между Россией и дружественными ей странами, снижение влияния доллара и евро на мировую экономику дает новый импульс в процессе распада старой глобальной экономической модели и замены ее на новую модель.
Специальная военная операция на территории Украины как результат неразрешенных противоречий в военно-политической сфере между Россией и Западом.
Ее причины, цели и задачи
24 февраля 2022 года Президент России — Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Владимир Путин объявил о начале спецоперации Российской армии на Украине. Принятию этого решения способствовали весьма серьезные причины, которые накапливались с момента начала развала СССР.
Во-первых, на протяжении последних 30 лет Россия настойчиво и терпеливо пыталась договориться с ведущими странами НАТО о принципах равной и неделимой безопасности в Европе. В ответ на предложения официальной Москвы Россия постоянно сталкивалась либо с циничным обманом, либо с попытками давления и шантажа. А Североатлантический альянс тем временем, несмотря на все протесты и озабоченность со стороны Российской Федерации, неуклонно расширялся и продолжает расширяться. Западная военная машина приблизилась к границам нашей страны вплотную.
Так, в начале 2022 года были отвергнуты российские предложения, содержащиеся в проекте Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности и в проекте Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора. В них шла речь, в частности, об отказе от дальнейшего расширения НАТО, включая присоединение Украины, а также других государств, об отказе от создания военных баз на территории государств, ранее входивших в СССР и не являющихся членами Альянса, включая использование их инфраструктуры для ведения любой военной деятельности, а также о возврате военных потенциалов, в том числе ударных, и инфраструктуры НАТО к состоянию на 1997 г., когда был подписан Основополагающий акт Россия — НАТО. Эти положения имеют для Российской Федерации принципиальное значение.
Во-вторых, недопустимые угрозы российской безопасности создало активное освоение Украины странами НАТО.
Таким образом, у руководства России до начала военной спецоперации вызывали особую озабоченность и тревогу те фундаментальные угрозы, которые из года в год, шаг за шагом грубо и бесцеремонно создавались западными политиками в отношении нашей страны — расширение блока НАТО на восток, приближение его военной инфраструктуры к российским границам.
Приведем в исторической последовательности и в табличной форме основные причины и аргументы обоснования и принятия решения о проведении военной спецоперации на Украине, которые были озвучены в телевизионном выступлении Президента России Владимира Путина 24 февраля 2022 года.
Таблица 1
Причины, аргументы обоснования и принятия решения
на проведение военной спецоперации на Украине
№ п/п |
Причины и аргументы |
Описание причин и аргументов как факторов обоснования и принятия решения о проведении спецоперации на Украине |
1. |
Ослабление и дальнейший развал СССР |
После ослабления и развала Советского Союза в конце 80-х годов прошлого века баланс сил в мире оказался нарушенным. Многие прежние договоры и соглашения фактически перестали действовать. |
2. |
Передел мира и пересмотр сложившейся системы международного права |
Сначала США и другие страны НАТО без всякой санкции Совета Безопасности ООН провели кровопролитную военную операцию против Белграда, использовали авиацию, ракеты прямо в самом центре Европы. Несколько недель непрерывных бомбежек по мирным городам, по жизнеобеспечивающей инфраструктуре. Затем наступила очередь Ирака, Ливии, Сирии. Нелегитимное использование военной силы против Ливии, извращение всех решений Совета Безопасности ООН по ливийскому вопросу привело к полному разрушению государства, к тому, что возник огромный очаг международного терроризма, к тому, что страна погрузилась в гуманитарную катастрофу, в пучину не прекращающейся до сих пор многолетней гражданской войны. Подобную судьбу уготовили и Сирии. Боевые действия западной коалиции на территории этой страны без согласия сирийского правительства и санкции Совета Безопасности ООН — не что иное, как агрессия, интервенция. |
3. |
Вторжение в Ирак |
Особое место в этом ряду фактов осуществления агрессии со стороны США занимает вторжение в Ирак (2003 год), которое также состоялось без всяких правовых оснований. Предлогом для вторжения послужила якобы имеющаяся у США достоверная информацию о наличии в Ираке оружия массового поражения. Впоследствии выяснилось, что все это — подтасовка, блеф: никакого химического оружия в Ираке нет. В этой ситуации имел место обман на самом высоком государственном уровне и с высокой трибуны ООН. Его результат — огромные жертвы, разрушения, невероятный всплеск терроризма. |
4. |
Обман со стороны США и всего Запада по поводу недопущения расширения НАТО на восток |
Сами американские политики, политологи и журналисты пишут и говорят о том, что внутри США создана в последние годы настоящая «империя лжи». Но США — это все-таки системообразующая держава. Все ее сателлиты не только безропотно и покорно поддакивают, подпевают ей по любому поводу, но еще и копируют ее поведение, с восторгом принимают предлагаемые им правила. Такое поведение противоречит не только принципам международных отношений, но прежде всего, общепризнанным нормам морали и нравственности. |
5. |
Попытка Запада окончательно уничтожить Россию в 90-е и начале 2000-х годов |
После развала СССР при всей беспрецедентной открытости новой современной России, готовности честно работать с США и другими западными партнерами и в условиях фактически одностороннего разоружения нас тут же попытались дожать, добить и разрушить уже окончательно. Именно так и было в 90-е годы, в начале 2000-х годов, когда коллективный Запад самым активным образом поддерживал сепаратизм и банды наемников на Юге России. Каких жертв, каких потерь нам тогда все это стоило, через какие испытания пришлось пройти, прежде чем мы окончательно сломали хребет международному терроризму на Кавказе. Мы помним это и никогда не забудем. |
6. |
Попытки Запада разрушить традиционные российские ценности |
Не прекращаются попытки разрушить наши традиционные ценности и навязать нам свои псевдоценности, которые разъедали бы нас, наш народ изнутри, те установки, которые они уже агрессивно насаждают в своих странах и которые прямо ведут к деградации и вырождению, поскольку противоречат самой природе человека. |
7. |
Нежелание США и их союзников договариваться с Россией |
В декабре 2021 года Россия в очередной раз предприняла попытку договориться с США и их союзниками о принципах обеспечения безопасности в Европе и о нерасширении НАТО. К сожалению, позиция официального Вашингтона не изменилась. США снова продемонстрировали свое нежелание договариваться с Россией по данному ключевому для официальной Москвы вопросу, преследуя свои цели, полностью игнорируя интересы Российской Федерации. |
8. |
Учет горького опыта начала Великой Отечественной войны в июне 1941 года |
Мы хорошо знаем из истории, как в 1940 году и в начале 1941 года Советский Союз всячески стремился предотвратить или хотя бы оттянуть начало войны. Для этого, в том числе, старался буквально до последнего не провоцировать потенциального агрессора, не осуществлял или откладывал самые необходимые, очевидные действия для подготовки к отражению неизбежного нападения. А те шаги, которые все же были в конце концов предприняты, уже катастрофически запоздали. |
9. |
Непринятие мер по предотвращению прямой агрессии против нашей страны может привести к тяжелым последствиям. Этому учит нас исторический опыт |
В результате неприятия необходимых мер по предотвращению агрессии наша страна оказалась не готова к тому, чтобы в полную силу встретить нашествие нацистской Германии, которая без объявления войны напала на нашу Родину 22 июня 1941 года. Врага удалось остановить, а затем и сокрушить, но колоссальной ценой. Попытка ублажить агрессора в преддверии Великой Отечественной войны оказалась ошибкой, которая дорого стоила нашему народу. В первые же месяцы боевых действий мы потеряли огромные, стратегически важные территории и миллионы людей. Второй раз мы такой ошибки не допустим, не имеем права. |
10. |
Расширение НАТО на восток. Приближение военной инфраструктуры Североатлантического альянса вплотную к границам России |
По мере расширения НАТО на восток ситуация для России с каждым годом становится все хуже и опаснее. Более того, в последние дни руководство НАТО прямо говорит о необходимости ускорить, форсировать продвижение инфраструктуры Альянса к границам Российской Федерации. НАТО ужесточает по отношению к России свою позицию. Официальная Москва продолжать просто наблюдать за тем, что происходит, больше не может. Это было бы со стороны российского военно-политического руководства абсолютно безответственно. |
11. |
Создание на исторических землях России враждебного ей политического проекта «анти-Россия». Военное освоение территории Украины со стороны НАТО |
На прилегающих к России территориях создается враждебная нашему государству «анти-Россия», которая поставлена под полный внешний контроль, усиленно обживается вооруженными силами натовских стран и накачивается самым современным оружием. Военное освоение прилегающих к границам России территорий, если это позволить сделать США и НАТО, останется на десятилетия вперед, а может, и навсегда. И будет создавать для России постоянно нарастающую, абсолютно неприемлемую угрозу. |
12. |
Переход США и НАТО красной черты по отношению к России |
Для США и их союзников это так называемая политика сдерживания России, очевидные геополитические дивиденды. А для нашей страны — в конечном итоге вопрос жизни и смерти, вопрос нашего исторического будущего как народа. Это реальная угроза не просто нашим интересам, а самому существованию нашего государства, его суверенитету. Это и есть та самая красная черта, о которой неоднократно говорили. Они ее перешли. |
13. |
Полный отказ современных властных структур в Киеве урегулировать мирным путем конфликт с Донбассом |
Те силы, которые в 2014 году совершили на Украине госпереворот, захватили власть и удерживают ее с помощью, по сути, декоративных выборных процедур, окончательно отказались от мирного урегулирования конфликта. Восемь лет, бесконечно долгих восемь лет Россия делала все возможное, чтобы ситуация была разрешена мирными, политическими средствами. Однако власти в Киеве продемонстрировали свое полное нежелание установить мир на Донбассе. |
14. |
Необходимость предотвращения геноцида в отношении жителей Донбасса |
Для нас, граждан России, нельзя было без сострадания смотреть на убийства мирных жителей на Донбассе, уничтожение его социальной инфраструктуры. Необходимо было немедленно прекратить этот кошмар — геноцид в отношении проживающих там миллионов людей, которые надеются только на Россию, надеются только на российских граждан. Именно эти устремления, чувства, боль людей и были для официальной Москвы главным мотивом принятия решения о признании народных республик Донбасса. |
15. |
Украинские нацисты и националисты стремятся отомстить крымчанам и севастопольцам за их выбор в сторону России |
Ведущие страны НАТО для достижения своих собственных целей во всем поддерживают на Украине крайних националистов и неонацистов. Которые, в свою очередь, никогда не простят крымчанам и севастопольцам их свободный выбор — воссоединение с Россией. |
16. |
Желание украинских националистов и неонацистов захватить Крым и другие российские территории |
Украинские националисты и неонацисты, конечно же, начнут военную агрессию против Крыма. Причем так же, как и против Донбасса. Откровенно заявляют они и о том, что претендуют на целый ряд других российских территорий. |
17. |
Стремление украинской стороны обладать ядерным оружием |
19 февраля 2022 года на Мюнхенской конференции президент Украины Владимир Зеленский заявил о намерении инициировать саммит стран-участниц Будапештского меморандума, предусматривавшего ее отказ от ядерного оружия. Для справки: Будапештский меморандум — межгосударственный документ о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. |
18. |
Неизбежность столкновения России с вооруженными формированиями украинских неонацистов |
Весь ход развития событий и анализ поступающей информации показывает, что столкновение России с украинскими неонацистскими вооруженными формированиями неизбежно. Это только вопрос времени: они готовятся и ждут удобного часа. Россия не может чувствовать себя в безопасности, развиваться, существовать с постоянной угрозой, исходящей с территории современной Украины. |
19. |
России не оставляют и не оставили другого выбора, как защищать себя и народные республики Донбасса военным путем |
В 2000-2005 годах Вооруженные Силы России дали военный отпор террористам на Кавказе, отстояли целостность нашего государства, сохранили Россию. В 2014 году Россия поддержала крымчан и севастопольцев. В 2015 Вооруженные Силы РФ поставили надежный заслон проникновению террористов из Сирии в Россию. Другого способа защитить нашу страну не было. То же самое происходит и сейчас. России просто не оставили ни одной другой возможности защитить себя, наших людей на Донбассе, кроме той, которую мы вынуждены будем использовать сегодня. Обстоятельства требуют от России и ее Вооруженных Сил решительных и незамедлительных действий. |
20. |
Оценка противостоящих России вражеских сил |
Те, кто претендуют на мировое господство, действительно, располагают сегодня большими финансовыми, научно-технологическими и военными возможностями. В руководстве России знают об этом и объективно оценивают постоянно звучащие в ее адрес угрозы в сфере экономики — так же, как и свои возможности противостоять этому наглому и перманентному шантажу. Военно-политическое руководство России оценивает их без иллюзий, предельно реалистично. |
21. |
Оценка собственных сил и возможностей |
Современная Россия даже после развала СССР и утраты значительной части его потенциала является одной из самых мощных ядерных держав мира. Более того, обладает определенными преимуществами в ряде новейших видов вооружения. |
Таблица 2
Правовые основы, цели и задачи военной спецоперации Вооруженных Сил Российской Федерации на Украине и в Донбассе
№ п/п |
Параметры проведения военной спецоперации на Украине |
Описание параметра проведения военной спецоперации |
1. |
На основании каких правовых актов проводится спецоперация (правовое обеспечение)? |
1) В соответствии со статьей 51 части VII Устава ООН; 2) с санкции Совета Федерации РФ; 3) во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием 22 февраля 2022 года договоров о дружбе и взаимопомощи с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой. |
2. |
О чем говорит статья 51 части VII Устава ООН? |
Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. |
3. |
Миссия спецоперации |
Защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. |
4. |
Цели спецоперации для выполнения миссии |
Стремиться к демилитаризации и денацификации Украины, а также к преданию суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации. |
5. |
Что не входит в планы проведения спецоперации? |
В планы проведения спецоперации не входит оккупация украинских территорий. Россия никому и ничего не собирается навязывать силой. |
6. |
Главная задача — дать право гражданам, проживающим на Украине, сделать выбор в вопросах принадлежности их территории. |
При создании СССР, после Второй мировой войны, людей, проживавших на тех или иных территориях, входящих в современную Украину, никто никогда не спрашивал о том, как они сами хотят обустроить свою жизнь. В основе российской политики — свобода, свобода выбора для всех самостоятельно определять свое будущее и будущее своих детей. Военно-политическое руководство России считает важным, чтобы этим правом — правом выбора — могли воспользоваться все народы, проживающие на территории сегодняшней Украины, все, кто этого захочет. |
7. |
С чем связаны цели и задачи проведения спецоперации? |
Сегодняшние события связаны не с желанием ущемить интересы Украины и украинского народа. Они связаны с защитой самой России от тех, кто взял Украину в заложники и пытается использовать ее против России и ее народа. Действия военно-политического руководства и Вооруженных Сил РФ — это самозащита от создаваемых угроз нашей стране, от еще большей беды, чем та, что происходит сегодня. |
8. |
На кого и на что рассчитывает военно-политическое руководство России внутри страны при проведении спецоперации? |
1) На слаженные и эффективные действия всех уровней власти (федеральный, региональный и муниципальный); 2) на специалистов, отвечающих за устойчивость российской экономики, финансовой системы, социальной сферы; 3) на руководителей российских компаний и весь российский бизнес; 4) на консолидированную, патриотическую позицию всех парламентских партий и общественных сил. |
9. |
Руководство России уверено в профессионализме и мужестве российских воинов |
У военно-политического руководства России нет сомнения в том, что преданные своей стране солдаты и офицеры Вооруженных Сил России профессионально и мужественно исполнят свой долг. |
10. |
Миссия и цели спецоперации будут достигнуты, задачи выполнены |
В конечном счете, как это всегда и было в истории, судьба России — в надежных руках нашего многонационального народа. А это значит, что принятые решения будут выполнены, поставленные цели — достигнуты, безопасность нашей Родины — надежно гарантирована. |
Таблица 3
Основные формы ведения и проявления террористической войны со стороны ВСУ
в отношении России, ЛНР и ДНР
№ п\п |
Формы ведения террористической войны со стороны ВСУ |
В чем проявляется форма |
1. |
Обстрелы мирных жителей |
Нанесение ракетных, минометных и артиллерийских ударов по мирным кварталам, улицам и площадям, где нет никаких военных объектов и не присутствуют воинские подразделения. При этом известно о фактах применения ВСУ запрещенных видов вооружений. |
2. |
Уничтожение социальной инфраструктуры |
Нанесение ракетных, минометных и артиллерийских ударов, а также ударов с применением беспилотных летательных аппаратов по больницам, школам, детским садам, объектам энергетического сектора, жилищно-коммунальной инфраструктуры и т. д. |
3. |
Размещение рядом с жилыми домами и объектами социальной инфраструктуры тяжелого вооружения и военной техники |
Расположение огневых позиций в непосредственной близости от жилых домов, больниц, роддомов, детсадов, поликлиник и других объектов социального назначения. |
4. |
Использование мирного населения в качестве «живого щита» при ведении боевых действий в городских условиях |
Имеется информация о том, что подразделения ВСУ прикрываются мирными жителями при выполнении боевых задач |
5. |
Использование методов ядерного терроризма и военно-политического шантажа |
Обстрелы атомных электростанций (Запорожской АЭС). |
6. |
Покушение на убийство и убийства сотрудников военно-гражданских администраций, известных российских журналистов, политологов и т. д. |
Например, 20 августа 2022 года убита дочь известного русского философа Александра Дугина — Дарья Дугина — известный политолог и общественный деятель. Ранее российские спецслужбы объявляли о задержании террористической группы, планировавшей по заданию кураторов из Украины убийство известных российских журналистов. 6 сентября с.г. неизвестные взорвали автомобиль коменданта города Бердянска. |
7. |
Планирование проведения терактов и диверсий на территории освобожденных регионов Украины, Донбасса и России |
Например, 29 июля 2022 года были задержаны лица, планировавшие, по заданию «Правого сектора» (запрещен в России) осуществить теракт в Липецке. 16 августа с.г. на складе военного назначения в Крыму, в районе населенного пункт Джанкой украинской стороной была осуществлена диверсия, при которой пострадал ряд гражданских объектов. |
ЛИТЕРАТУРА:
Обращение Президента Российской Федерации 24 февраля 2022 года [Электронный ресурс] URL: www.kremlin.ru/events/president/news/67843 (дата обращения: 03.10.2022).
Обнародованы документы о военно-биологической работе США на Украине. Минобороны РФ обнародовало документы о причастности Пентагона к организации военно-биологических работ на Украине [Электронный ресурс] URL: htpps://radiosputnik.ria.ru/20220527/biolaboratoriya-1791227912.html (дата обращения: 03.10.2022).
Заседание Правительства РФ 19 мая 2022 года [Электронный ресурс] URL: government.ru/news/45441/ (дата обращения: 03.10.2022).
Эксперт Перенджиев: страны БРИКС создают новую глобальную экономику в альтернативу Западу [Электронный ресурс] URL: htpps://riafan.ru/23567545-ekspert_perendzhiev_strani_briks_sosdayut_novuyu_global_nuyu_ekonomiku_v_al_ternativu_zapadu (дата обращения: 03.10.2022).
Министр обороны РФ Сергей Шойгу принял участие в пленарном заседании Первого Международного антифашистского конгресса [Электронный ресурс] URL: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12434551@egNews (дата обращения: 03.10.2022).
Раздел «Специальная военная операция» официального Интернет-сайта Минобороны России [Электронный ресурс] URL: https://z.mil.ru/spec_mil_oper.html (дата обращения: 03.10.2022).
Пленарное заседание ВЭФ-2022: главное из выступления Владимира Путина [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2022/09/07/939640-plenarnoe-zasedanie-vef-2022 (дата обращения: 03.10.2022).
Выступление Президента России на церемонии подписания договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России [Электронный ресурс] http://www.kremlin.ru/events/president/news/69465 (дата обращения: 03.10.2022).
Евгений Разумный / Ведомости
Россия впервые с 2016 г. обновила концепцию своей внешней политики, в которой впервые обозначила место страны в мире: он, по мнению Москвы, должен быть многополярным. Документ в актуальной редакции был обнародован 31 марта пресс-службой Кремля, за сутки до начала российского председательства в Совете Безопасности (СБ) ООН. С начала российской специальной военной операции звучали призывы ограничить влияние России в этом международном органе.
Государство-цивилизация
Российская концепция не случайно обнародована за сутки до начала председательства в СБ ООН, заявил «Ведомостям» замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов. В документе констатируется «особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы». Понятие «государство-цивилизация» звучит в документе подобного уровня впервые, говорит главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
«Главное отличие от всей предыдущей эпохи, от прежних доктринальных документов, даже от 2016 г., – это явное утверждение, что Россия больше не хочет интегрироваться в глобализационные процессы и проекты, в которых объективно доминирует Запад и включение в которые до последнего момента российским руководством признавалось необратимым. Теперь российское руководство считает страну готовой идти к самодостаточности», – отмечает Лукьянов.
Нынешний статус России, по мнению авторов документа, закрепляется местом постоянного члена СБ ООН, а одним из направлений внешней политики России названо «восстановление» роли организации как центрального международного «координирующего механизма». По словам Суслова, Россия хотела бы наступления «качественно новой эпохи»: «разбавить» тот состав постоянных членов СБ, который не меняется с момента основания ООН, «дружественными» государствами Азии и Африки.
Именно ООН рассматривается Москвой в документе как «главная площадка развития международного права», которое российская сторона декларирует «уважать». Российское же место в ООН в концепции внешней политики обосновывается «значительными ресурсами», ядерным оружием, правопреемственностью СССР и т. д.
Россия в этой системе выполняет задачу по «поддержанию глобального баланса сил и поддержанию многополярной международной системы», выступает в качестве «одного из суверенных центров развития», а также имеет деятельную роль в «ликвидации мировой системы колониализма». По мнению Суслова, во внешнеполитической доктрине очевиден расчет на то, что все перечисленные декларации должны благосклонно восприниматься странами Азии и Африки: «Это должно укреплять позиции и имидж Москвы в незападных странах и ослабить эффект антироссийской критики».
Гибридная война
В концепции говорится, что «ряд государств» пытаются остановить развитие «большей части» мира посредством санкций, конфликтов и «навязыванием деструктивных неолиберальных идеологических установок» в «логике глобального доминирования и неоколониализма». К примеру, Вашингтон видит Россию «угрозой своей гегемонии» и развязал против нее «гибридную войну нового типа». Специальная военная операция на Украине стала, судя по тексту внешнеполитической доктрины, поводом для «обострения многолетней антироссийской политики».
В документе впервые прямо отмечается, что против России ведется «гибридная война», говорит Суслов, до этого политики заявляли об этом лишь на словах. А также говорится о воле к укреплению многополярного мироустройства и наращиванию партнерских отношений во всех сферах – политике, экономике, безопасности – с незападными странами. «Это хотя и кажущееся «раздвоенной картиной» восприятие в целом адекватная в нынешней ситуации стратегия для российского руководства. Здесь недвусмысленно описывается роль, на которую оно претендует для России в мире и которую считает правильной», – считает эксперт.
США, как следует из концепции, наращивают и модернизируют вооружения, что грозит перерасти в «локальную, региональную или глобальную войну». В связи с этим Россия, следует из документа, оставляет за собой право использовать вооруженные силы для отражения и предотвращения вооруженного нападения на себя или своих союзников. Здесь авторы документа ссылаются на ст. 51 Устава ООН (прописывает право государств на самооборону, включая коллективную). Также Россия «оставляет за собой право» отвечать на санкции и применять другие политико-экономические меры противодействия.
Лукьянов отмечает, что именно из заявленной в начале документа самодостаточности в определении себя как «государства-цивилизации» вытекает декларируемое Москвой право «свободы рук» – возможность «превентивного» использования военной силы против угроз себе и союзникам. Конкретные союзники в данном документе не названы, но перечислены государства, «подвергающиеся давлению», с ними Россия намерена укреплять сотрудничество в рамках формирования региональных и трансрегиональных объединений.
Близкие друзья
Приоритетным и «наиболее важным» направлением внешней политики названы отношения с «ближним зарубежьем» – всеми, кто «поддерживает добрососедские отношения». На этой части постсоветского пространства Россия заявляет о намерении «предотвращать вооруженные конфликты» и пресекать «цветные революции», защищать их, в том числе в рамках ОДКБ. Новая концепция внешней политики закрепляет в том числе и значимость постсоветского пространства для Москвы. Там, в основном в Центральной Азии, сосредоточены страны – партнеры России и приоритет в отношениях с ними будет возрастать, отмечает политолог Станислав Притчин.
По его словам, это видно и по такому формату, как запущенный в 2022 г. диалог «Россия – Центральная Азия», а также обсуждение, хотя пока не завершившееся успешно, «газового союза» Казахстана, России и Узбекистана, что, скорее всего, определит конфигурацию энергетического и в целом экономического сотрудничества в регионе. «Для России, если смотреть с точки зрения диверсификации внешней политики, это серьезное направление, так как фактически свернуто сотрудничество инфраструктурное, экономическое и политическое с прежде ключевым партнером – ЕС», – подчеркивает Притчин.
Следующими по приоритетности названы отношения с Индией и Китаем в рамках более широкого географического понятия – Евразии. Отмечается, что Россия «стремится к преобразованию» субконтинента в «единое пространство мира, стабильности, развития и процветания». Для этого авторами документа предлагается укреплять ШОС, запускать «широкий интеграционный контур» БЕП, который, говорится в концепции, должен включить ЕАЭС, АСЕАН и ШОС в сопряжении китайского проекта «Один пояс – один путь» и других континентальных инфраструктурных инициатив, включая Север – Юг, Севморпуть и Европа – Западный Китай.
Третьим по важности партнером авторы концепции разместили «исламский мир» стран Ближнего Востока. Первыми среди них значатся Иран, а также Сирия, Турция, Саудовская Аравия и Египет. Россия считает своей миссией в регионе «сглаживание противоречий» и урегулирование вооруженных конфликтов в первую очередь между арабскими странами, Ираном и Израилем.
Наконец, четвертой по важности размещена Африка, с которой Россия, как следует из документа, «солидарна» в желании «более справедливого многополярного мира» и устранении «изощренной неоколониальной практики» Запада. Среди инструментов укрепления сотрудничества назван анонсированный на июнь форум «Россия – Африка». Пятыми в числе ключевых приоритетных направлений внешней политики Москвы названы Латинская Америка и страны Карибского бассейна, государства которых она обещает поддерживать перед лицом «давления США» через «взаимодействие в сферах безопасности» и «военно-технического сотрудничества».
Разобщенный Запад
При этом Москва «не считает себя врагом Запада». Россия, как следует из документа, надеется, что западные государства осознают «бесперспективность своей конфронтационной политики». Но пока она будет «всеми средствами» отстаивать свое право на «существование и свободное развитие», а также иметь целью «устранение рудиментов доминирования США и других недружественных государств».
Друзья России
Среди объединений, с которыми намерена укреплять сотрудничество Россия, – Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), РИК (Россия, Индия и Китай), БРИКС (участники РИК, а также Бразилия и Южная Африка), проект Большого Евразийского партнерства (БЕП), ЕАЭС и отчасти совпадающий с ним по участникам оборонительный блок ОДКБ. Целями России называется «оказание поддержки союзникам и партнерам в продвижении общих интересов», а также обеспечение их безопасности вне зависимости от «членства в международных организациях». К таковым относятся, в частности, признанные Россией Южная Осетия и Абхазия. Политолог Александр Немцев пояснил «Ведомостям», что таким образом документально закрепляется «вторичность» мнения других стран по поводу отношений России с непризнанными ООН союзниками. В целом это не ново для международной практики, как, например, отношения Турции с признанной ею Турецкой Республикой Северного Кипра или ряда западных стран – с Косовом.
Европа в документе не входит в пятерку ключевых направлений из-за «недружественности» отношения к России. Условием восстановления отношений с Брюсселем Москва видит отказ от антироссийского курса, на который влияют, по мнению авторов документа, США. Условием для нормализации отношений с ЕС названы «стратегический паритет», мирное сосуществование, «установление баланса интересов» и их обоюдного уважения.
Важно то, что в концепции подчеркивается: наша конфронтация с Западом вынужденная, уверен Суслов. Он напоминает, и это отмечается и в концепции, что Запад не един: Европа и «англосаксонский мир» отделены друг от друга. «Россия надеется на то, что «континентальные» европейские страны, Франция, Германия, Италия, будут менять свою политику и становиться «более независимыми» от американской внешней политики. А с другой стороны, даже с США Россия готова к конструктивным отношениям», – говорит эксперт.
Так что, по мнению Суслова, это не изоляция от Запада, а временная вынужденная конфронтация, ответственность за которую, по мнению Москвы, лежит на той стороне. Она же готова к возвращению к прагматичным отношениям, сказал эксперт. Лукьянов, в свою очередь, не считает данный «реверанс» искренним намерением к примирению. «Размежевание с Западом серьезное и долгосрочное, глубоко прочувствованное с обеих сторон и на обозримую перспективу», – заключает Лукьянов.
«Москва вынуждена укреплять отношения с «мировым большинством» (по доле населения) незападных стран, которые даны в градации по приоритетности отношений», – говорит Суслов.