Руководство редакционными комиссиями

РЕДАКЦИО́ННЫЕ КОМИ́ССИИ

  • рубрика

  • родственные статьи

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


РЕДАКЦИО́ННЫЕ КОМИ́ССИИ для со­став­ле­ния про­ек­та о кре­сть­я­нах, вы­хо­дя­щих из кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти, в Рос­сии врем. уч­ре­ж­де­ние при имп. Алек­сан­д­ре II для под­го­тов­ки кре­сть­ян­ской рефор­мы 1861. Об­ра­зо­ва­но 17.2(1.3).1859 Вы­со­чай­шим по­ве­ле­ни­ем имп. Алек­сан­д­ра II. Пред. – Я. И. Рос­тов­цев, с февр. 1860 – гр. В. Н. Па­нин. Пер­во­на­чаль­но соз­да­ны две ко­мис­сии (для со­став­ле­ния про­ек­тов об­щих и ме­ст­ных по­ло­же­ний), од­на­ко вско­ре по­сле на­ча­ла их ра­бо­ты Рос­тов­цев со­еди­нил ко­мис­сии в од­но уч­ре­ж­де­ние (со­хра­ни­ло на­име­но­ва­ние во мно­же­ст­вен­ном чис­ле). Со­стоя­ло из хо­зяй­ст­вен­но­го, адм. и юри­дич. от­де­ле­ний, а так­же фи­нан­со­вой ко­мис­сии. В Р. к. во­шли 17 пред­ста­ви­те­лей ве­домств, гл. обр. из чис­ла «ли­бе­раль­ных бю­ро­кра­тов», а так­же 21 член-экс­перт – по­мещи­ки, учё­ные и пуб­ли­ци­сты (пред­ста­ви­те­ли об­ще­ст­ва бы­ли при­вле­че­ны к раз­ра­бот­ке важ­ней­шей об­ще­рос­сий­ской ре­фор­мы впер­вые по­сле Уло­жен­ной ко­мис­сии 1767–1768/69). Ли­де­ром Р. к. стал Н. А. Ми­лю­тин, сре­ди чле­нов-экс­пер­тов осо­бую роль иг­ра­ли Ю. Ф. Са­ма­рин, П. П. Се­мё­нов (с 1906 Се­мёнов-Тян-Шан­ский), кн. В. А. Чер­кас­ский. Они вы­сту­па­ли за ос­во­бо­ж­де­ние кре­сть­ян с од­но­вре­мен­ным вы­ку­пом их на­де­лов у по­ме­щи­ков, что­бы обес­пе­чить кре­сть­янам не толь­ко юри­ди­че­скую, но и ма­те­ри­аль­ную са­мо­стоя­тель­ность. Им про­ти­во­стоя­ли круп­ные по­ме­щи­ки – гр. П. П. Шу­ва­лов, гр. Ф. И. Пас­ке­вич-Эри­ван­ский, М. П. По­зен и др. про­тив­ни­ки обя­зат. вы­ку­па на­де­лов при лич­ном ос­во­бо­ж­де­нии кре­сть­ян (мень­шин­ст­во чле­нов Р. к.). Борь­ба в Р. к. от­ра­жа­ла рас­кол в сре­де дво­рян­ст­ва, од­на­ко боль­шин­ст­во дво­рян бы­ли сто­рон­ни­ка­ми не­при­кос­но­вен­но­сти дво­рян­ско­го зем­ле­вла­де­ния и час­тич­но­го со­хра­не­ния вот­чин­ной вла­сти по­ме­щи­ков. Дея­тель­ность Р. к. от­ли­ча­лась глас­ным ха­рак­те­ром (ма­те­риа­лы боль­шин­ст­ва за­се­да­ний рас­сы­ла­лись пред­во­ди­те­лям дво­рян­ст­ва, из­вест­ным по­ме­щи­кам, учё­ным и т. д.) и ин­тен­сив­но­стью (про­ве­де­но 409 за­се­да­ний). Изу­чив про­ек­ты гу­берн­ских ко­ми­те­тов по кре­сть­ян­ско­му де­лу, Р. к. раз­ра­бо­та­ли об­щие для всей стра­ны прин­ци­пы ос­во­бо­ж­де­ния кре­сть­ян от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти, зе­мель­ных от­но­ше­ний в пе­ри­од вре­мен­но­обя­зан­но­го со­стоя­ния кре­сть­ян, вы­куп­ной опе­ра­ции (по её за­вер­ше­нии ос­во­бо­ж­дён­ные кре­сть­я­не ста­но­ви­лись соб­ст­вен­ни­ка­ми на­дель­ной зем­ли), уст­рой­ст­ва кре­сть­ян­ско­го са­мо­управ­ле­ния (ис­поль­зо­вал­ся опыт гос. де­рев­ни и пре­ду­смат­ри­ва­лось со­хра­не­ние об­щи­ны как низ­шей адм. еди­ни­цы). Ма­те­риа­лы Р. к. два­ж­ды (авг. – окт. 1859 и февр. – апр. 1860) об­су­ж­да­лись спе­ци­аль­но со­зы­вав­ши­ми­ся в С.-Пе­тер­бург де­пу­та­та­ми от гу­берн­ских ко­ми­те­тов по кре­сть­ян­ско­му де­лу. Боль­шин­ст­во из них тре­бо­ва­ли умень­ше­ния норм на­де­лов и уве­ли­че­ния по­вин­но­стей кре­сть­ян в пе­ре­ход­ный пе­ри­од (уч­те­но Р. к.), вме­сте с тем боль­шой ре­зо­нанс вы­зва­ли вы­ступ­ле­ния А. М. Ун­ков­ско­го в за­щи­ту прав кре­сть­ян; де­пу­та­ты вто­ро­го со­зы­ва фак­ти­че­ски на­стаи­ва­ли на со­хра­не­нии вот­чин­ной вла­сти по­ме­щи­ков и соб­ст­вен­но­сти дво­рян на кре­сть­ян­ские на­де­лы (это мне­ние не по­влия­ло на кон­цеп­цию ре­фор­мы). Р. к. за­кон­чи­ли ра­бо­ту 10(22).10.1860. Раз­ра­бо­тан­ные по­ло­же­ния и пра­ви­ла бы­ли в це­лом одоб­ре­ны Гл. к-том по кре­сть­ян­ско­му де­лу, Гос. со­ве­том и ут­вер­жде­ны им­пе­ра­то­ром 19.2(3.3).1861.

Ис­точн.: Вто­рое из­да­ние ма­те­риа­лов Ре­дак­ци­он­ных ко­мис­сий, для со­став­ле­ния по­ло­же­ний о кре­сть­я­нах, вы­хо­дя­щих из кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти: В 3 т. СПб., 1859–1860.

Лит.: Се­ме­нов Н. П. Ос­во­бо­ж­де­ние кре­сть­ян в цар­ст­во­ва­ние Алек­сан­д­ра II: Хро­ни­ка дея­тель­но­сти Ко­мис­сии по кре­сть­ян­ско­му де­лу: В 3 т. СПб., 1889–1892. См. так­же лит. при ст. Кре­сть­ян­ская ре­фор­ма 1861.

Вернуться к началу

Обновлено: 21.04.2023

РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ образованы в марте 1859 года для составления проекта крестьянской реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председатель Редакционных комиссий — Я. И. Ростовцев. Состояла из 31 человек — чиновников различных ведомств (Н. А. Милютин, Я. А. Соловьев, Н. П. Семенов и др.) и членов-экспертов — представителей поместного дворянства (князь В. А. Черкасский, Ю. Ф. Самарин, П. П. Семенов и другие). Составленный Редакционными комиссиями проект реформы подлежал обсуждению депутатов дворянских губернских комитетов. Деятельность Редакционных комиссий прошла через три этапа: март — октябрь 1859 года — изучение проектов губернских комитетов, закончивших свою работу и составление вчерне проекта реформы; ноябрь 1859 — май 1860 годов — исправление проекта согласно сделанным замечаниям и рассмотрение материалов остальных губернских комитетов; июль — октябрь 1860 года — окончательное завершение проекта реформы. 10 октября 1860 года Редакционные комиссии закончили свою работу. Проект, составленный Редакционными комиссиями, вызвал недовольство дворян, что нашло свое выражение в заявлениях депутатов губернских комитетов. Окончательный проект реформы претерпел серьезные изменения в сторону ущемления крестьянских интересов. В этот период (с февраля 1860 года), после смерти Ростовцова, председателем Редакционных комиссий назначается ярый крепостник граф В. Н. Панин, что явилось определенной уступкой дворянству.

П. А. Зайончковский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ — РЕНУВЕН. 1968.

Первое издание материалов Редакционных Комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, ч. 1-18, СПБ, 1859-60; Второе издание материалов редакционных комиссий. т. 1-3, СПБ, 1859-60; Приложения к трудам Редакционных Комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Сведения по помещичьим имениям, т. 1-6, СПБ, 1860; Семенов Н. П., Освобождение крестьян в царствование императора Александра II. Хроника деятельности Комиссий по крестьянскому делу, т. 1-3, СПБ, 1889-92; Семенов Тян-Шанский П. П., Эпоха освобождения крестьян в России (1857-1861 гг.) в воспоминаниях, т. 1-4, СПБ, 1911-16; Соловьев Я. A., Записки о крестьянском деле, «PC», 1880-84, т. 27, 30-31, 33-34, 36-37, 41.

Редакционные комиссии образованы в марте 1859 для составления проекта крестьянской реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председатель — Я. И. Ростовцев, с февраля 1860 — В. Н. Панин. Состояла из 31 человека — чиновников различных ведомств (Н. А. Милютин, Я. А. Соловьев, Н. П. Семенов и др.) и членов-экспертов — представителей поместного дворянства (князья В. А. Черкасский, Ю. Ф. Самарин, П. П. Семенов и др.). Деятельность Редакционной комиссии прошла три этапа: март — октябрь 1859 — изучение проектов большинства губернских комитетов и составление вчерне проекта реформы; ноябрь 1859 — май 1860 — исправление проекта согласно замечаниям, сделанным дворянскими депутатами, и рассмотрение материалов остальных губернских комитетов; июль — октябрь 1860 — окончательное завершение проекта реформы. Проект обсуждался депутатами дворянских губернских комитетов и вызвал их недовольство. Окончательный проект реформы претерпел серьёзные изменения в сторону ущемления крестьянских интересов. 10 (22) октября 1860 комиссия закончила работу.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Редакционные комиссии» в других словарях:

РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ — в России в 1859 60 рассматривали проекты крестьянской реформы, составленные губернскими комитетами. Состояли из чиновников и членов экспертов из поместного дворянства … Большой Энциклопедический словарь

РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ — РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ, государственное учреждение, создано в марте 1859 (первоначально предполагалось создать две Р. к., но создана была лишь одна, сохранившая наименование во множественном числе) для рассмотрения проектов крестьянской реформы,… … Русская история

редакционные комиссии — государственное учреждение, созданное в марте 1859 для рассмотрения проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости, составленных губернскими комитетами. Редакционные комиссии состояли из чиновников и членов экспертов представителей… … Энциклопедический словарь

Редакционные комиссии — образованы в марте 1859 для составления проекта крестьянской реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председатель Я. И. Ростовцев, с февраля 1860 … Большая советская энциклопедия

РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ — образованы в марте 1859 для сост. проекта крест. реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множеств. числе. Председатель Р. к. Я. И. Ростовцев. Состояла из 31 чел. чиновников… … Советская историческая энциклопедия

Комиссии — общее понятие. Одним из первых учреждений, носившим у насназвание К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. .С 1858г. учреждаются особые К. из лиц, по непосредственному избранию ЕгоВеличества, для рассмотрения ежегодных отчетов… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

комиссии — коллегиальные совещательные органы, создаваемые для выполнения определенной задачи. Учреждались на основании указов императоров, распоряжений министров, . По характеру деятельности различались комиссии следственные, законодательные, хозяйственно… … Москва (энциклопедия)

Комиссии — общее понятие см. Комитет. Одним из первых учреждений, носившим у нас название К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. (см. Ревизия счетов). С 1858 г. учреждаются особые К. из лиц, по непосредственному избранию Его Величества, для… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Александр II (часть 2, I-VII) — ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия

Крестьяне — Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

В марте 1859 г. подготовка крестьянской реформы вышла на новый уровень – для формирования проекта преобразований были созданы Редакционные комиссии. Планировалось учредить 2 комиссии, но в итоге сформировали только одну, хотя наименование было оставлено во множественном числе.

1859, мар. Создание Редакционных комиссий

Необходимость учреждения комиссий

После формирования новой программы правительства относительно проведения крестьянской реформы назрела необходимость откорректировать методику подготовки преобразований. Для оценки поступавших из губернских комитетов проектов положений о помещичьих крестьянах требовались единые критерии. Поэтому уже было нецелесообразно изучать каждый проект в отрыве от других. Участники Главного комитета задумывались над составлением единого законопроекта, предполагающего отмену крепостничества.

17.02.1859 г. на имя Я. Ростовцева приходит уведомление от А. Орлова, занимавшего пост председателя Госсовета. В нем указывалось на одобрение предложения Комиссии при Главном комитете о порядке рассмотрения законопроекта. При этом требовалось:

  • Учредить две Редакционные комиссии для систематизации предложений и проектов, поступающих от дворянских комитетов.
  • Определить, что 1-я комиссия будет составлять проекты общих положений проведения реформы, а 2-я – формировать местные положения с учетом особенностей каждой территории.
  • На должность председателя и начальника Редакционных комиссий назначить Ростовцева.

По распоряжению Александра II в Комиссию по общим положениям должны были назначать чиновников ключевых министерств и 2-го Отделения Императорской канцелярии. В Комиссию по местным положениям должны были назначать как чиновников, так и опытных людей из числа членов губернских комитетов или авторитетных помещиков.

Особенности работы

Особенности работы

В реальности была учреждена только одна Редакционная комиссия, председателем которой после образования в марте 1859 г. стал Я. Ростовцев. В 1860 г. на этом посту его сменил В. Панин. Формирование состава Редакционных комиссий осуществлялось непосредственно Я. Ростовцевым. При подборе кандидатур он опирался на мнение первых утвержденных членов – А. Милютина и П. Семенова-Тян-Шанского. В итоге число членов составило 31 чел. Среди них были чиновники ведомств – Милютин, Соловьев, Семенов и т.д., а также представители поместного дворянства – Черкасский, Самарин и др.

Редакционные комиссии работали в три этапа:

Депутаты, входящие в дворянские губернские комитеты, после обсуждения проекта выразили свое недовольство им. Поэтому итоговый вариант проекта крестьянской реформы подвергся доработке и изменениям, которые выразились в ущемлении прав крестьян. 10.10.1840 г. комиссия завершила свою деятельность.

Губернские комитеты занимали в целом консервативные позиции, обусловленные корыстными интересами местного дворянства. Большинство губернских комитетов выступало за сохранение на неопределенный срок временнообязанного состояния крестьян и требовало при его прекращении возврата помещикам крестьянских наделов. Редакционные комиссии не пошли навстречу этим притязаниям. Но и в самих Редакционных комиссиях не было единства мнений: шла острая борьба по вопросам конкретных норм наделов и повинностей, о функциях крестьянского сельского управления.

Губернские комитеты занимали в целом консервативные позиции, обусловленные корыстными интересами местного дворянства. Большинство губернских комитетов выступало за сохранение на неопределенный срок временнообязанного состояния крестьян и требовало при его прекращении возврата помещикам крестьянских наделов. Редакционные комиссии не пошли навстречу этим притязаниям. Но и в самих Редакционных комиссиях не было единства мнений: шла острая борьба по вопросам конкретных норм наделов и повинностей, о функциях крестьянского сельского управления.

Читайте также:

  • Самоокапывание и маскировка кратко
  • Внешний вид армян кратко
  • Палочки это в биологии кратко
  • Теннесси уильямс биография кратко
  • Методологические основания маркетинга в регулировании рынка рабочей силы кратко

В Главный
комитет продолжали поступать проекты
губернских комитетов. Для обобщения и
редактирования этих проектов, в начале
1859 г. принимая во внимание, что «поступающие
из Губернских комитетов проекты требуют
подробного и тщательного разбора и
сличения между собою, дабы, по совокупном
обсуждении всех заключающихся в них
предположений, составить, на основании
высочайше указанных начал, проект общего
Положения об улучшении и устройстве
быта помещичьих крестьян, с надлежащим
применением сего общего Положения к
особым условиям разнообразных местностей
Империи. По важности, обширности и
разнородности предметов сего труда,
его императорское величество изволил
признать необходимым возложить исполнение
оного на особые Редакционные комиссии,
составив их из чинов подлежащих ведомств
и призвав к участию в работах Комиссий
опытных в сельском хозяйстве помещиков
разных местностей России»23.

Созданные
Редакционные комиссии, работали
независимо от Главного комитета и
Государственного совета «подчиняясь
через своего председателя непосредственно
императору и представляя “как бы
отдельное в государстве временное
учреждение”»24.
В них вошли представители министерств,
ведомств и эксперты (из помещиков и
специалистов) по крестьянскому вопросу.
Они должны были рассматривать материалы,
присланные из губернских комитетов и
составлять проекты общих законов об
освобождении крестьян. В сущности, это
была одна комиссия, которую возглавил
генерал Я.И. Ростовцев. Характеризуя
его деятельность, в комиссиях Н.Н.Павлов
пишет «Ростовцев был искренне предан
нашему делу, настолько, насколько
искренность входила в его характер. Мне
сдаётся, что преданность его делу была
больше преданность воле государя и
средство расположения государя, не
находившего между своими приближёнными
лицами людей, сочувствующих предпринятым
им преобразованиям»25.
В состав редакционной комиссии вошёл
31 человек. В том числе Н.А. Милютин, Я.А.
Соловьёв, Н.П. Семёнов. Среди членов-экспертов
был петербургский губернский предводитель
дворянства граф П.П. Шувалов, члены
губернских комитетов: князь А.А.
Черкасский, Ю.Ф. Самарин, А.Д. Желтухин,
П.П. Семёнов. Ставший членом-экспертом
Ю.Ф. Самарин писал в марте 1859 г. Н.А.
Милютину: «Я придаю великую важность
этому первому шагу допущения совершенно
свободного совещательного элемента в
государственном вопросе. Если дело
поведено будет удачно и благоразумно,
то может приохотить и на будущее время
обращаться к этому же способу»26.

Работа
Редакционных комиссий началась 4 марта
1859 г. Первоначальное предположение о
создании двух Редакционных комиссий,
из которых одна должна была составить
проект общего положения для всех
губерний, а вторая – местные положения
для отдельных районов было изменено. В
результате была создана одна комиссия,
сохранившая старое наименование во
множественном числе: «Редакционные
комиссии». Комиссии были, по мнению Л.Г.
Захаровой «нетрадиционным учреждением
не только по своему составу, но и по
характеру деятельности. Они использовали
гласность как метод государственной
практики, её новый инструмент. … Гласность
сознательно использовалась для укрепления
либеральных сил в стране, для распространения
программы реформы»27.

Редакционные
комиссии подразделялась на четыре
отделения: юридическое, административное,
хозяйственное и финансовое. В юридическом
отделении председательствовал С.М.
Жуковский, в административном П.А.
Булгаков, в хозяйственном Н.А. Милютин
и в финансовом он же. Члены редакционной
комиссии распределились между отделениями
по собственному желанию.

В первые
дни работы Редакционных комиссий члены
их должны были представлены императору.
Александр II обратился к ним с речью, в
которой высказал свои пожелания: «Я
желаю только блага России….Я уверен,
что вы все любите Россию, как Я её люблю,
и надеюсь, что исполните всё добросовестно
и оправдаете моё к вам доверие.»28.

Задача
комиссии заключалась в том, чтобы изучить
проекты губернских комитетов, составить
из них свод и затем выработать из них
свой проект общего положения, но кроме
того «члены редакционных комиссий
должны были принимать во внимание все
полезные мысли, разбросанные как в
печатных сочинениях по крестьянскому
вопросу, так и в рукописных проектах и
мнениях»29.

Труды
Редакционных комиссий начались с
разработки детальных статистических
данных о населённых имениях. «Для
ускорения обработки массы материала
из него воспользовались лишь тем, что
относился к имениям, в которых числилось
не менее 100 душ крепостных»30.
Хозяйственные условия имений меньшего
размера не были приняты во внимание.
Только впоследствии по нескольким
уездам были обработаны данные об имениях
от 21 до 100 душ для сравнения с общими
результатами первоначальной работы.
«Таким образом, пренебрегли основательностью
работы ради большей скорости её
выполнения»31.

Проект
реформы, разработанный Редакционными
комиссиями, предполагалось широко
обсудить с депутатами губернских
комитетов, как это было обещано Александром
II дворянству ещё летом 1858 г. во время
его путешествия по России. Однако в
связи с тем, что точка зрения правительства
на содержание предполагаемой реформы
из-за напряжённого положения в деревне
существенно изменилось и находилось в
известном противоречии с предложениями,
разработанными губернскими комитетами,
было решено ограничиться вызовом в
Петербург отдельных представителей
этих комитетов по выбору правительства.

Депутаты
были приглашены, но не в Главный Комитет,
а в редакционную комиссию. При этом
решено было разбить их на две группы.
Это разделение на группы мотивировалось
планом работы редакционной комиссии,
установленным Ростовцевым. Ростовцев
разделил работы комиссии на три периода.
«В первом периоде, комиссия должна была,
на основании изучения проектов тех
губернских, которые ранее других начали
и окончили свои занятия, составить
вчерне или, как выразился Ростовцев
«оболванить» свой собственный проект»32.
Затем вызванные от этих же комитетов
депутаты должны были ознакомиться с
этим проектом, и предоставить на него
свои замечания. Тогда, приняв во внимание
эти замечания и изучив проекты остальных
губернских комитетов, редакционная
комиссия должна была исправить
составленный ею ранее проект и пригласить
для его обсуждения депутатов всех
остальных комитетов. В этом должна была
заключаться работа второго периода. В
третьем периоде предполагалась «новая
переработка, как говорил Ростовцев,
может быть ещё не окончательная»33.
После окончательной переработки проект
должен был поступить в Главный комитет.

В соответствии
с этим работу Редакционных комиссий
«можно подразделить на три этапа: первый
– с марта 1859г. по октябрь1859 г., второй –
с ноября1859 г. по май 1860 г., третий – с
июня по октябрь 1860 г.

В первый
период деятельности Редакционных
комиссий «самые резкие прения вызвал
вопрос о выкупе наделов»34.
Комиссии решили, что выкуп должен быть
добровольным, т.е. зависеть от воли
помещика. Предполагалось, что в течение
срочнообязанного периода, за 12 лет, эти
добровольные соглашения будут достигнуты.
В отношении наделения крестьян землёй
Редакционные комиссии заняли позицию,
отличную от губернских комитетов.
Размеры наделов, установленные комиссиями,
более чем вдвое превышал нормы губернских
комитетов. «Для нечернозёмной полосы
высший надел устанавливался от 3,5 до 8
десятин на душу, в чернозёмной – от 3 до
4,5, в степной – от 6,5 до 12,5 десятин. Размеры
оброка, на землю исходя из высшего
надела, устанавливались в 8 и 9 руб. и
лишь в промышленных районах Московской,
Ярославской, Владимирской и Петербургской
губернии 10 руб.»35.

К осени
1859 г. редакционные комиссии обработали
проекты, представленные комитетами 20
губерний. К этому времени были приглашены
в Петербург депутаты комитетов, проекты
которых были рассмотрены в этот период.

«Материалы
редакционных комиссий» печатались в
3000 экземплярах и широко рассылались
повсюду. Поэтому дворянство имело полную
возможность следить за деятельностью
Редакционных комиссий. Эта деятельность
вызвала недовольство дворянства, так
как проект реформы, составленный
комиссиями, в связи с изменившейся
правительственной программой значительно
отличался от проектов губернских
комитетов.

Комиссией
были отвергнуты предложения комитетов
о последующем возвращении (после периода
«временнообязанного состояния в 8—12
лет») земель в распоряжение помещиков,
были пересмотрены нормы земельных
наделов и оброков, снижены оценки
усадебной земли, изменены положения о
сохранении в том или ином объеме вотчинной
власти помещиков в отношении сельских
миров. Боязнь массовых крестьянских
выступлений вынуждала правительство
пойти на большие уступки, чем это было
желательно основной массе помещиков.
Поэтому предстоящий приезд депутатов
и ожидавшаяся с их стороны оппозиция
стали серьёзно беспокоить правительство.
Под впечатлением этого министр внутренних
дел С.С. Ланской по совету Н.А. Милютина,
представил царю перед самым прибытием
депутатов записку с суровой критикой
деятельности губернских комитетов и с
указанием на опасность допущения
сплоченной оппозиции правительству со
стороны депутатов губернских комитетов.
В записке подчёркивалось, что депутаты
вызываются «для представления
правительству тех сведений и объяснений,
кои оно признает важным иметь, относительно
местных особенностей разных губерний,
а вовсе не для разрешения «каких-либо
законодательных вопросов или изменения
в государственном устройстве»36.
Эта записка была одобрена императором
и в соответствии с ней для депутатов
была составлена инструкция, которая
низводила их значение до степени простых
экспертов, которые должны были отвечать
на предлагаемые им вопросы.

В конце
августа 36 человек от 21 губернского
комитета, так называемые депутаты
«первого приглашения», прибыли в
Петербург. Это были представители
преимущественно нечернозёмных губерний,
большинство которых были сторонниками
наделения крестьян землёй. Но даже у
такого состава проект Редакционных
комиссий вызвал большое недовольство,
почти все депутаты возражали против
установления раз и навсегда определённых
повинностей за, предоставляемые
крестьянам в «постоянное пользование»
полевые наделы, полагая, что при
непрерывном возрастании цен на землю
подобная мера несправедлива. Часть
депутатов от промышленных губерний,
требовала обязательного выкупа, часть
напротив стояла за возвращение помещику
всей земли по истечению срочнообязанного
периода. Многие депутаты считали
установленные комиссиями наделы слишком
высокими, а нормы оброка – слишком
низкими. «Различия между их воззрениями
и предначертаниями и предначертаниями
редакционной комиссии было самое
решительное»37.
Во многих губернских комитетах возникло
убеждение, что разрешение крестьянского
вопроса должно и будет принадлежать
дворянству.

К этому
времени относится записка М.А. Безобразова
составленная в защиту дворянского
сословия. В ней автор указывал, что
созванные в столицу депутаты не являются
выразителями интересов дворянства, так
как представляют назначенных губернаторами
членов от правительства, заседавших в
губернских комитетах. «Обращаясь к
обсуждаемому вопросу … полагаю
необходимым … собрать в Главный комитет
настоящих выборных от комитетов, а не
подставных партиями, сим выборным и
поручить рассмотрение соображений
Редакционных комиссий. Между тем обуздать
Министерство внутренних дел и Редакционную
комиссию в их самовольных действиях»38.
Далее Безобразов формулировал политические
требования дворянства. «Полагаю
необходимым прибавить ещё одно замечание,
собрание выборных есть природный элемент
самодержавия. В нём только оно может
освежить свои силы и находит нужный
совет … Самодержавие иначе и быть не
может, как властью облечённой полным
доверием подвластных…»39

По мнению
П.А. Зайончковского дворянство, несмотря
на различные политические взгляды,
добивалось реформ, которые «должны были
обеспечить ему участие в управлении
государством, что являлось бы компенсацией
за потерю вотчинной власти. Либералам
это представлялось в виде руководящей
роли во всесословных органах местного
самоуправления, крепостникам –
установлением своеобразной дворянской
олигархии, путём ограничения самодержавия
«выборными от земли»»40.

Во втором
периоде деятельности Редакционных
комиссий были изучены проекты остальных
25 губернских комитетов, а также были
пересмотрены постановления первого
периода с принятием во внимание этих
проектов. Затем были вызваны депутаты
от этих 25 комитетов.

Но прежде
чем они прибыли, в положении комиссии
произошла крупная перемена: 6 февраля
1860 г. умер Я. Ростовцев. По мнению Г.
Джаншиева: «Пока был жив Ростовцев,
бесчисленные придворные интриги и
чудовищные клеветы, сыпавшиеся на
Редакционную комиссию из лагеря
высокопоставленных крепостников, были
нейтрализуемы влиянием её могущественного
председателя»41.

Председателем
Редакционных комиссий был назначен
граф В.Н. Панин, «известный своей
приверженностью к дореформенному строю
и к крепостным порядкам»42.
По воспоминаниям Н.Н. Павлова впоследствии
Панин «не только не поддерживал комиссий,
но старался всячески вредить им,
представляя нас людьми вредными…»43.

В середине
февраля в Петербург прибыли 45 депутатов
от 25 губернских комитетов второго
приглашения. Это были представители
преимущественно чернозёмных и западных
губерний.

Критика
проекта разработанного Редакционными
комиссиями велась этими депутатами в
основном в одном направлении: они
стремились сохранить в своих руках всю
землю, а также и вотчинную власть над
крестьянами. Часть депутатов в своём
отзыве на проект административного
отделения о крестьянских учреждениях
настаивали на том, чтобы во главе волости
было поставлено лицо, избираемое
дворянами из числа помещиков данной
волости, которому бы непосредственно
подчинялись все органы крестьянского
управления.

Некоторые
депутаты увязывали будущую реформу с
преобразованиями местной администрации,
они указывали, что «Устранение
владельческого класса от участия в
волостной администрации, может повлечь
за собой расстройство всего внутреннего
управления»44.

Они также
подвергли проект острой критике, смысл
которой сводился к недовольству
нарушениями прав дворянской собственности.
Выражая дворянские настроения, Кошелев
писал: «И прежде дворянство было
недовольно некоторыми действиями
правительства по крестьянскому вопросу,
но, по крайней мере, просвещенное
меньшинство помещиков стояло на стороне
правительства, и сильно ратовало в его
пользу. Теперь и этим последним зажат
рот, ибо нечего сказать в оправдание
власти. Сама она действует почти
революционно, от других требует слепого,
безответного повиновения»45.

Вопреки
предложениям комиссий об обязательном
выкупе земли, консервативная часть
дворянства настаивала на поземельном
устройстве крестьян по добровольному
их соглашению с землевладельцами.

Третий
период деятельности Редакционных
комиссий был посвящён окончательной
кодификации проекта с учётом отзывов
депутатов первого и второго приглашений.

С самого
начала открытия третьего периода работы
Редакционных комиссий граф Панин
пробовал убедить большинство членов
комиссии отказаться от категорического
постановления, что наделы отводятся в
бессрочное пользование крестьян. Систему
бессрочного пользования упорно защищал
Н.А. Милютин, князь В.А. Черкасский и
другие. Графу В.Н. Панину так и не удалось
добиться своего в этом вопросе.

Изменения
проекта в основном касались преимущественно
уменьшения размеров надела, увеличения
повинностей и установления переоброчки
через 20 лет. В связи с понижением размера
наделов было произведено перераспределение
губерний и уделов по «местностям»
великорусских губерний. В чернозёмной
полосе это понижение размера душевых
наделов выразилось в следующем: «в 2
уездах – на ¾ — 1 десятину, в 25 уездах —
на ½ десятины, в 7 уездах и части 8 уездов
– на ¼ десятины. В нечернозёмной полосе
понижение было произведено в 73 уездах,
из них: на ¼ десятины — в 3 уездах и части
6 уездов, на ½ десятины – в 21 уезде и
части 7 уездов, на ¾ десятины – в 11 уездах
и части 2 уездов, на 1 десятину в 3 уездах
и части 5 уездов на 1,5 десятины – в 3
уездах и части 1 уезда.»46.
Ещё более значительные понижения размера
душевого надела было произведено в 11
уездах, а также в Новороссийских
губерниях, на Украине и в Белоруссии.
Повышение надела в связи с перераспределением
по «местностям» было произведено только
в 3 уездах чернозёмной полосы и части 4
уездов нечернозёмной.

В то же
время были увеличены повинности. Так
для всей чернозёмной полосы вместо
восьмирублёвого оброка был установлен
девятирублёвый. Для имений расположенных
в 25 верстах от Петербурга, был установлен
двенадцатирублёвый оброк.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Редакционные комиссии

Редакционные комиссии

        образованы в марте 1859 для составления проекта крестьянской реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председатель — Я. И. Ростовцев, с февраля 1860 — В. Н. Панин. Состояла из 31 человека — чиновников различных ведомств (Н. А. Милютин, Я. А. Соловьев, Н. П. Семенов и др.) и членов-экспертов — представителей поместного дворянства (князья В. А. Черкасский, Ю. Ф. Самарин, П. П. Семенов и др.). Деятельность Р. к. прошла три этапа: март — октябрь 1859 — изучение проектов большинства губернских комитетов (См. Губернские комитеты) и составление вчерне проекта реформы; ноябрь 1859 — май 1860 — исправление проекта согласно замечаниям, сделанным дворянскими депутатами, и рассмотрение материалов остальных губернских комитетов; июль — октябрь 1860 — окончательное завершение проекта реформы. Проект обсуждался депутатами дворянских губернских комитетов и вызвал их недовольство. Окончательный проект реформы претерпел серьёзные изменения в сторону ущемления крестьянских интересов. 10 (22) октября 1860 комиссия закончила работу.

         Источн.: Первое издание материалов Редакционных Комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, ч. 1—18, СПБ, 1859—60; Второе издание материалов редакционных комиссий…, т. 1—3, СПБ, 1859—60.

Лит.: Иванюков И., Падение крепостного права в России, 2 изд., СПБ. 1903; Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968.

П. А. Зайончковский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

Смотреть что такое «Редакционные комиссии» в других словарях:

  • Редакционные комиссии — образованы в марте 1859 для составления проекта крестьянской реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множественном числе. Председатель Я. И. Ростовцев, с февраля 1860 В. Н.… …   Википедия

  • РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ — в России в 1859 60 рассматривали проекты крестьянской реформы, составленные губернскими комитетами. Состояли из чиновников и членов экспертов из поместного дворянства …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ — РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ, государственное учреждение, создано в марте 1859 (первоначально предполагалось создать две Р. к., но создана была лишь одна, сохранившая наименование во множественном числе) для рассмотрения проектов крестьянской реформы,… …   Русская история

  • редакционные комиссии — государственное учреждение, созданное в марте 1859 для рассмотрения проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости, составленных губернскими комитетами. Редакционные комиссии состояли из чиновников и членов экспертов  представителей… …   Энциклопедический словарь

  • РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ — образованы в марте 1859 для сост. проекта крест. реформы в России. Предполагалось образовать две комиссии, однако создана была одна, сохранившая наименование во множеств. числе. Председатель Р. к. Я. И. Ростовцев. Состояла из 31 чел. чиновников… …   Советская историческая энциклопедия

  • Комиссии — общее понятие. Одним из первых учреждений, носившим у насназвание К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. .С 1858г. учреждаются особые К. из лиц, по непосредственному избранию ЕгоВеличества, для рассмотрения ежегодных отчетов… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • комиссии — коллегиальные совещательные органы, создаваемые для выполнения определенной задачи. Учреждались на основании указов императоров, распоряжений министров, . По характеру деятельности различались комиссии следственные, законодательные, хозяйственно… …   Москва (энциклопедия)

  • Комиссии — общее понятие см. Комитет. Одним из первых учреждений, носившим у нас название К., была учрежденная в 1733 г. генеральная счетная К. (см. Ревизия счетов). С 1858 г. учреждаются особые К. из лиц, по непосредственному избранию Его Величества, для… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Александр II (часть 2, I-VII) — ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Крестьяне — Содержание: 1) К. в Западной Европе. 2) История К. в России до освобождения (1861). 3) Экономическое положение К. после освобождения. 4) Современное административное устройство К. I. К. в Западной Европе. Судьбы крестьянского или земледельческого …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

5. Редакционные комиссии

Комитеты засели за составление проектов исходя из своих губернских нужд, т. е. губернских знаний и представлений. Проекты должны были идти в Петербург, поэтому были открыты Редакционные комиссии, во главе которых был поставлен генерал Ростовцев.

Если кто-нибудь из вас будет интересоваться биографией этого человека, то наверняка прочтет, что это был провокатор, предатель, доносчик, который предал декабристов, сообщив Николаю Павловичу все подробности заговора. В то время поручик Ростовцев, которому было 22 года, жил в одной квартире с Оболенским и знал о его убеждениях. Непосредственно перед восстанием Ростовцев ему сообщил, что он, Ростовцев, давал присягу на верность государю, что он не разделяет мыслей Оболенского и считает своим офицерским долгом обо всем доложить. Что он и сделал: он сумел добиться свидания лично с Николаем Павловичем, который еще не был императором, и рассказать ему о том, что в гвардейской среде существует заговор. При этом он не назвал ни одной фамилии. Вернувшись домой, он тотчас же все это передал Оболенскому, добавив, что фамилии он не называл. Представления об офицерской чести тогда были таковы, что Оболенский уважения к Ростовцеву не утратил, хотя большой любви к нему после этого, наверное, не испытывал.

С 1856 года Ростовцев работал над крестьянским вопросом, и был одним из самых знающих и добросовестных людей. Он соответствующим образом старался подбирать себе команду, и здесь надо упомянуть Николая Александровича Милютина, который был одним из главных делателей этой реформы. Их было два брата; один положил немало трудов на подготовку реформы для освобождения крестьян, а другой провел знаменитую военную реформу Александра II.

Редакционные комиссии, по логике вещей, должны были дождаться, когда губернские комитеты пришлют свои проекты, свести их воедино, посчитать, чего желает российское дворянство, прийти к какому-то соглашению и привести все к общему знаменателю. Но когда Редакционные комиссии были открыты, то им от правительства была предложена программа действий, т. е. они должны были обрабатывать эти самые губернские записки исходя из следующих предложений правительства:

1. освободить крестьян с землей;

2. конечной целью освобождения считать выкуп крестьянами их наделов у помещиков в собственность;

3. оказать поддержку делу выкупа финансовыми операциями правительства;

4. избегнуть или сократить переходное состояние (допустим, что ты свободен, но уезжать с места еще не можешь и, скажем, должен платить оброк);

5. барщину уничтожить законодательным порядком не позже, чем через три года после опубликования закона об освобождении;

6. дать самоуправление крестьянам в их быту.

Легко заметить, что в общем это соответствует второму проекту Министерства внутренних дел — освобождение крестьян с землей на условиях выкупа. Здесь также следует заметить, что коль скоро обязательным условием было освобождение крестьян с землей, то, следовательно, все те проекты, которые предусматривали освобождение крестьян без земли, попросту не могли рассматриваться всерьез. Редакционные комиссии должны были не просто обобщить все то, что им пришлют, а переработать все на условиях, предложенных правительством. И они принялись за работу.

Через некоторое время до губернских комитетчиков дошло, что их проекты в Петербурге как-то странно превращаются не совсем в то, что они собой являли. Поползли слухи, а потом в Петербург даже поехали депутации, пошли какие-то петиции, дошло даже до того, что один из депутатов в крайне резкой форме потребовал обуздать бюрократов, созвать выборных представителей дворянства, на которых и должна опираться высшая власть России. Реакция Александра II на это была очень интересной: он объявил всем губернским депутатам, которые проявляли излишнюю инициативу, высочайший выговор. Надо сказать, что такие вещи бывали не часто. Депутаты были созваны в своих губерниях губернаторами, которые зачитали определение императора, а это значило очень много. Никаких репрессий не было, но депутатам дали понять, что ими очень недовольны. До них дошло, что не во всем виновата бюрократия. В это время, в феврале 1860 года, после очень тяжелой болезни умер Ростовцев. Болезнь болезнью, но если бы он не работал на износ в Редакционных комиссиях, он, бесспорно, прожил бы гораздо дольше. Вздохнули с облегчением те, кто не желал добра Редакционным комиссиям: наконец-то главный освободитель крестьян умер, может, что-то изменится.

Изменения последовали. Граф Панин, известный своими ультраконсервативными взглядами, был назначен на место Ростовцева, и все противники освобождения крестьян вздохнули с облегчением: «Наконец-то настоящий человек, свой человек, который все сделает как надо». Реакция сотрудников в самих Редакционных комиссиях была совсем другая: «Как, после Ростовцева — Панин? Человек, который способен все уничтожить и затормозить?» Милютин собрался было подавать в отставку, но все-таки пошел за разъяснениями к императору и попытался поделикатнее объяснить, что Панин совсем не тот человек, который может продолжить дело Ростовцева. Император выслушал его и ответил буквально следующее: «Вы Панина не знаете, а я знаю. Его убеждения — это точное исполнение моих приказаний». Действительно, у Панина была такая редкостная черта. Его собственный консерватизм остался при нем, он в точности выполнил то, чего требовал император, а император хотел освобождения крестьян.

Опять получилась чисто дипломатически созданная ситуация: формально в глазах всех крепостников дело возглавлял ультраконсерватор Панин, а дело шло. Тут было явное умение повести дело, умение организовать работу в очень сложных условиях, в которых находилась тогда Россия.

{84}

Редакционные комиссии проработали 20 месяцев, практически без всяких перерывов, а 10 октябре 1860 года они были закрыты, потому что работу свою сделали. За это время они выработали проект 16 различных положений, обработали, опробовали и издали колоссальный статистический материал (указатели, справочники, журналы заседаний комиссий). Короче говоря, труды комиссии составили 18 толстых томов, плюс 6 томов статистических требований о всех поместьях, где было более ста душ крепостных крестьян, да еще 3 тома замечаний на работу губернских комиссий из губернских комитетов.

Как только Редакционные комиссии были закрыты, дело было перенесено в Главный комитет — так стал называться секретный комитет, который был образован для рассмотрения записок. В Главном комитете заседало 10 человек, Орлов по болезни там не председательствовал, а председателем был назначен великий князь Константин Николаевич, родной брат императора. Константин Николаевич полностью разделял мнение и желание своего венценосного брата и сделал все возможное, чтобы в Главном комитете была проведена работа так, чтобы все то, что наработали Редакционные комиссии, сохранилось. Мнения в Главном комитете полностью разошлись по некоторым вопросам. И здесь авторитет брата царя значил очень много, потому что можно было спорить просто с председателем комиссии, но с великим князем спорить было уже сложнее.

Константин Николаевич делал очень много своей личной инициативой, своей личной работой для того, чтобы все то, что наработано в Редакционной комиссии, почти без изменений прошло в Главном комитете. В последнем заседании Главного комитета принял участие император и выступил с небольшой речью. Он сказал, что он очень высоко оценивает деятельность Редакционных комиссий, но что теперь дело надо перенести в государственный совет, и он не допустит в решениях госсовета никаких проволочек — дело должно быть кончено к 15 февраля. А шел уже декабрь. «Этого, — высказал император, — я желаю, требую, повелеваю».

Объяснялся этот срок — 15 февраля — очень просто: посевную нужно было проводить уже в новых условиях. Таким образом госсовет был поставлен в достаточно жесткие условия, но шел еще декабрь, и оставалось два месяца. Как вы знаете, на это время падает конец Филипповского поста, и Новый год, и Рождество, и Святки, и Крещение. По вполне понятным причинам государственный совет, в котором заседали маститые сановники, на этот период закрывался: все разъехались по домам, по своим имениям и смогли собраться только к 28 января 1861 года, когда и возобновились заседания.

Совету нужно было уложиться в 10 дней. И за 2 месяца невозможно было прочесть 18 томов трудов и журналов Редакционной комиссии, а за 10 дней их трудно было даже пролистать. Тем более, что там были люди, которые не очень хорошо понимали друг друга Александр поставил госсовет в такие условия, когда им очень многое приходилось принимать на слух. И там опять началась настоящая борьба.

На всех заседаниях госсовета председательствовал лично император, зафиксированы случаи (поскольку велся журнал заседаний), когда он присоединял свой голос к восьми против тридцати пяти и таким образом решал дело в пользу Редакционной комиссии. К 15 февраля не успели — успели к 17-му. А дальше, вы знаете, 19 февраля был издан знаменитый Манифест об освобождении крестьян. Текст манифеста написал святитель Филарет Московский, который, впрочем, не разделял очень многое из того, что было подготовлено в этой реформе, но когда император обратился к нему с просьбой составить манифест, он конечно, согласился.

Читайте также

Устройство Комиссии

Устройство Комиссии
Прежние кодификационные комиссии из высших чинов не смешивались с сословными депутатами, которых призывали содействовать им в их работе: они, собственно, и составляли проекты нового уложения, пользуясь депутатами как вспомогательным средством.

Значение Комиссии

Значение Комиссии
В заботе о сословных правах, преобладающей в депутатских речах и наказах, для нас главное значение Комиссии 1767 г. Екатерина судила об этом значении по-своему, хвалилась этой Комиссией, сравнивая ее с французскими представительными собраниями при

VII. Расследование комиссии

VII. Расследование комиссии
Расследование комиссии, заседавшей в Сансе, продлится два года, включая перерывы в работе и процедурные происшествия. Начав работу 8 августа 1309 г., практически она начнет действовать только в ноябре, а завершит свою работу 5 июня 1311 г. Поэтому

VII Расследование комиссии

VII
Расследование комиссии
Расследование комиссии, заседавшей в Сансе, продлится два года, включая перерывы в работе и процедурные происшествия. Начав работу 8 августа 1309 г., практически она начнет действовать только в ноябре, а завершит свою работу 5 июня 1311 г. Поэтому

№20. Дополнения к предложениям комиссии по ВВС[107]

№20. Дополнения к предложениям комиссии по ВВС[107]
22 апреля 1940 г.1. В общем приказе Народного комиссара обороны указать, что в войне с Финляндией авиация во многих случаях была использована неправильно: действовала мелкими группами по целям, которые заведомо не могли быть

№27. Состав комиссии

№27. Состав комиссии
19 апреля 1940 г.[127]По войскам связи Председатель: Тов. Найденов Члены: МуравьевКаргополов Борзов Ковалев Псурцев Леонов Кириченко Лейкин РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2741. Л.

№29. Состав комиссии

№29. Состав комиссии
19 апреля 1940 г.[138]По инженерным войскам Председатель Тов. Хренов Члены: ПетровКовин БоляткоБычевский Назаров Афанасьев Колесников Дацюк АнучинРГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2741. Л.

№31. Состав комиссии

№31. Состав комиссии
19 апреля 1940 г. [141]По автотранспортной дорожной службе Председатель — Тов. Славин Члены: БогомоловРудаков Монахов Бобергон Баранов Гарфункаль Шатров Бажанов Абрамов Лисько ЗавалишинРГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2741. Л.

№33. Состав комиссии

№33. Состав комиссии
19 апреля 1940 г.[144]По снабжению горючимПредседатель — Тов. КотовЧлены: БычковКовырзинЛожнинЮровВыселковКощеевКутняковРГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2741. Л.

№35. Состав комиссии

№35. Состав комиссии
19 апреля 1940 г.[148]По железнодорожным войскамПредседатель — Тов. ТрубецкойЧлены: СкляровВиноградовМатюшевПироговБулычевЩелгуновРГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2741. Л.

№37. Состав комиссии

№37. Состав комиссии
19 апреля 1940 г.[151]По химическим войскамПредседатель — Тов. МельниковЧлены: ЛяшенкоУспенский Петров Озерский Верушкин ГускинРГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 2741. Л.

14 ЯНВАРЯ 1832 г. ЗАПИСКА МИНСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ ШЕФУ КОРПУСА ЖАНДАРМОВ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ С 10 ИЮНЯ ПО ДЕКАБРЬ 1831 г.

14 ЯНВАРЯ 1832 г.
ЗАПИСКА МИНСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ СЛЕДСТВЕННОЙ КОМИССИИ ШЕФУ КОРПУСА ЖАНДАРМОВ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ С 10 ИЮНЯ ПО ДЕКАБРЬ 1831 г.
Действия следственной комиссии начались с 10 июня минувшего года и до исхода сентября ограничивались доследованием дел и приведением к

5. «Наказ» Уложенной комиссии

5. «Наказ» Уложенной комиссии
Дальше надо переходить к вопросу о так называемом Наказе. Разбираясь с Сенатом, Екатерина очень быстро поняла, что у нас в стране последним регулярным законодательством было Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 года. Она также

5. Редакционные комиссии

5. Редакционные комиссии
Комитеты засели за составление проектов исходя из своих губернских нужд, т. е. губернских знаний и представлений. Проекты должны были идти в Петербург, поэтому были открыты Редакционные комиссии, во главе которых был поставлен генерал

XLI Вердикт комиссии Дьюи

XLI
Вердикт комиссии Дьюи
Прибыв в Мексику, Троцкий активно включился в работу по подготовке расследования московских процессов. О его настроениях того времени говорит письмо, направленное 3 февраля 1937 года Анжелике Балабановой: «Что значит пессимизм? Пассивная и

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Газовая плита gefest 5100 04 инструкция
  • Инсулин хумалог в шприц ручке квикпен инструкция по применению
  • Шампунь псорилом дегтярный инструкция по применению
  • В каком году под руководством русского педагога шацкого была организована небольшая группа
  • Hp laserjet p1005 инструкция на русском

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии