Структура редакции газеты
Штатная |
Обязанности |
Главный |
Разработка |
Литературный |
Стилистическая |
Арт-директор, |
Разработка |
Журналисты |
Поиск |
Структура
телестудии:
-
заведущий
телестудией -
видеоинженер
-
видеоинженер
-
телеоператор
-
звукооператор
Обязанности
корреспондента.
Корреспондент
(от французского correspondant, латинского
correspondere отвечать, осведомлять) сотрудник
средств массовой информации, присылающий
сообщения с мест. Обеспечивает
информацией и материалами событийного
характера. Подготавливает и ведет
телевизионные и радиорепортажи
с места событий, готовит материалы
нештатных авторов и сообщения
участников. Редактирует авторские
материалы, контролирует правильность
фактических данных, работает с письмами
телезрителей и радиослушателей.
Должен
знать требования к художественному
и информационному уровню телевизионных
и радиопередач, важнейшие
общественно-политические события,
достижения науки, культуры, экономики
в стране и в мире, технические
средства и технологию создания
телевизионных и радиопередач, принципы
литературного редактирования, основы
авторского права. Должен иметь высшее
образование.
Обязанности
корректора печатных сми
Корректор
осуществляет вычитку
отредактированных текстов
с целью обеспечения графического и
лексического единообразия различных
элементов текста, устранения орфографических
и пунктуационных ошибок, соблюдения
технических правил верстки, а также
исправления недостатков смыслового и
стилистического характера. При чтении
статей проверяет их комплектность
(наличие введения, иллюстраций и т. п.),
сравнивает их названия с заголовками
в тексте, обеспечивает правильность
написания и унификацию терминов,
символов, единиц измерения, условных
сокращений, единообразие обозначений
в иллюстрациях и статьях. В случае
обнаружения ошибок редактирует..
Устраняет неправильную разбивку статьи
на абзацы, согласовывает замеченные
стилистические погрешности. Дает
указания верстальщику по набору дефисов,
тире, многозначных чисел и т. п. При
чтении опубликованных в газете статей
проверяет соответствие сверстанной
статьи оригиналу. Исправляет
орфографические, пунктуационные и
технические ошибки, допущенные при
верстке. Подписывает статьи для публикации
в газете.
Профессиональные
обязанности коммерческого директора
СМИ.
-Ценовая
политика издания
-получение
прибыли от продаж
-поиск
средств на издание(спонсоров)
-реализация
изданий
-подбор
кадров
-контроль
за рейтингом издания
-распределение
средств полученных от спонсоров
-контроль
за повышением квалификации кадров
-изучение
своих конкурентов и конкурентоспособности
издания
—
поддержание
хороших отношений с ключевыми клиентами
—
заключение выгодных сделок.
-увеличение
прибыли издания
-прогноз
продаж издания
-контролировать
работу своих сотрудников
Существует
классическая структура редакции газеты,
которая редко соответствует реальной,
включающей, как правило, лишь некоторую
ее часть.
Главным
в редакции, как нетрудно догадаться,
является главный
редактор.
Он осуществляет общее руководство
процессом создания газеты в соответствии
с ее концепцией: одобряет выбор тематики
материалов авторами (в случае
необходимости дает им задания), редактирует
их стилистически и композиционно
(расставляет акценты), дает рекомендации
работникам техслужб (отделы дизайна и
верстки). Помимо изготовления газеты
главный редактор осуществляет важные
«политические» контакты на уровне
первых лиц, принимает на себя ответственность
за промахи своих подчиненных… Одним
словом, к главному редактору сходятся
все нити процесса производства газеты.
В
непосредственном подчинении главного
редактора находятся ответственный
секретарь и редакторы (начальники)
тематических отделов. Ответственный
секретарь
(функции которого иногда берет на себя
главный редактор) занимается
макетированием каждого номера —
расставлением материалов по полосам,
постоянных рубрик — на постоянные
места, следит, чтобы были все заголовки,
а «хвостов» (остатков текста, которые
не помещаются в отведенное материалу
место) не было и чтобы все это
соответствовало графической модели
издания. Журналисты подчиняются
начальникам (редакторам) отделов.
В
зависимости от типа издания, в редакции
могут существовать разные тематические
отделы (например, потребителей,
культуры, спорта, экономики, политики
и т. п.), но обязательными структурными
подразделениями будут такие
функциональные службы: рекламы,
распространения, производственный
отдел. На страницах многих газет и
журналов, в выходных сведениях (о них
шла речь в главе «Творческий конкурс»),
можно увидеть структуру редакции,
названия ее подразделений.
В
совместной редакционной деятельности
создание конечного продукта —
очередного газетного номера, предполагает
«ансамбль» творческих усилий журналистов.
Так, сотрудники одного отдела,
взаимодействуя друг с другом, готовят
материал для тематической страницы,
работники секретариата занимаются
макетированием, дежурная бригада —
вычиткой свежих полос и т. д. Чтобы
направить эти разнородные операции в
единое русло, необходимо четкое
согласование между участниками
редакционного процесса.
Координирующую
роль в редакционном коллективе выполняет,
как известно, редактор, стоящий во главе
журналистского коллектива, а также
различные коллегиальные органы
управления (редакторат, редколлегия,
редакционный совет).
В
функциональной группе четко проявляются
субординационные (должностные) связи,
а права и обязанности журналистов
регламентируются различными нормами
деятельности, принятыми в редакции.
Нормы
— это основной механизм координации,
упорядочения, поддержания, регламентации
многообразных редакционных отношений
и взаимодействий групп и их представителей.
Групповые нормы, считают теоретики,
выражают объективные закономерности
деятельности: обеспечивают существование,
функционирование редакции, включение
журналиста в редакционный коллектив,
наконец, процесс и механизмы группового
взаимодействия.
Редакционный
коллектив всегда выступает как
функциональная группа, в которой
четко соотнесены статус, роли и нормы.
В
функциональной группе действуют
следующие нормы:
— профессиональные
(регламентируют творческую деятельность
журналистов по различным показателям)
Профессиональные
нормы журналистской деятельности
вырабатываются и закрепляются в виде
различных должностных инструкций и
правил. Они охватывают широкий круг
вопросов, касающихся творческой
деятельности сотрудников издания.
— правовые
(регулируют правоотношения между
участниками совместной деятельности)
Принципиальные
основы законодательства о СМИ содержатся
в Конституции РФ: свобода мысли и слова,
запрет на антигуманную пропаганду
в различных ее проявлениях, беспрепятственное
движение информации, запрет на цензуру
(ст.29), идеологический плюрализм (ст.
13), неприкосновенность частной жизни
(ст.23 и 24) и др.»[3]. В законе РФ о СМИ можно
найти немало правовых норм, которые
обеспечивают право работников СМИ
на информацию, ее сбор, оглашение и т.д.
— этические
(направлены на нравственную регуляцию
поступков журналиста во взаимоотношениях
с коллегами).
Основное
содержание этических принципов и норм
включает ряд дополнительных требований,
направленных на нравственную регуляцию
поступков журналиста в отношениях с
коллегами.
Например,
в «Декларации принципов поведения
журналистов» провозглашаются следующие
принципы: «уважение правды и права
общества знать правду; отстаивание
принципа свободы при честном сборе и
публикации информации и права на
честный комментарий и критику и т.д.
В
тесном взаимодействии с функциональной
группой действует группа профессиональная.
Она в большей мере, чем первая, склонна
к изменениям. Это выражается, на наш
взгляд, в процессе постоянного обновления
(знаний, приемов деятельности, смене
их), а также в появлении у журналистов
каких-то новых мировоззренческих,
политических и нравственных ориентации.
Профессиональную
группу составляют, как правило,
журналисты-единомышленники,
объединенные общими интересами,
сходными убеждениями, а также
представлениями о профессиональном
долге.
журналистские
цели можно подразделить на общие
(групповые) и индивидуальные по следующим
признакам:
— по
идейно-политической направленности
газеты, определяющей ее характер,
позицию и лицо;
— по
ориентированности издания на читателей,
с учетом их возраста, образования,
профессий, интересов и т. д.;
— по
личным задачам журналистов относительно
общей линии редакции.
Общая
цель отражает практическую связь людей
в коллективе. Она может быть
сформулирована в различных документах,
манифестах, декларациях, лозунгах и т.
д. Как показывает практика, сегодня
многие издания стремятся придерживаться
принципа свободы слова и плюрализма
мнений, отстаивают собственную точку
зрения и т.п.
во
многих редакциях ориентируются на
общественное мнение коллектива, которое
формируется в процессе гласного
обсуждения деятельности журналистов
за определенный период. В этом смысле
гласность — это и условия, и форма
социального контроля. Основными
функциями гласности являются:
— информационная;
смысл этой функции очевиден — журналисты
нуждаются в информации о результатах
оценки своей деятельности, о значимых
событиях редакционной жизни. Утаивание
какой-либо информации отрицательно
сказывается на морально-психологическом
климате редакции;
— воспитательная;
обсуждение интересного опыта одного
журналиста ориентирует других на
повторение;
— стимулирующая;
гласность повышает действенность
материального и морального
стимулирования.
Совместная
деятельность журналистов всегда
подразумевает и наличие творческой
состязательности между сотрудниками
одной редакции. При сравнимости
результатов труда люди неизменно
сопоставляют свои индивидуальные
возможности с творческим потенциалом
соперников.
К
еще одному виду взаимодействия журналистов
в процессе совместной деятельности
можно отнести конкурентные отношения
между сотрудниками редакции. Творческие
конфликты могут возникнуть между
журналистами и в процессе выполнения
ими срочных редакционных заданий.
В
каждой редакции существует своя система
методов управления,
в которой выделяются три основных
направления: организационно-административные
методы, психологические методы,
экономические методы. К
организационно-административным
относятся моделирование и планирование.
Модель
издания — это выработанное в редакционном
коллективе представление о содержании
и организации материалов в издании.
Речь идет о тематических направлениях
и их соотношении в газете, еженедельнике,
журнале, распределении публикаций по
полосам, сочетании материалов разного
типа (по характеру отражения
действительности, жанру, авторства и
т.д.), использовании различных способов
организации текста в газете (отдельные
материалы, подборки, тематические полосы
и пр.).
Наконец,
модель издания предполагает разработку
композиции издания: типичных объемов
материалов, их взаимодействия на полосе,
способов макетирования и оформления
издания в целом и его частей.
Основные
характеристики модели могут быть
зафиксированы в редакционных документах.
Модель реализуется в ходе выпуска
издания, она может корректироваться в
связи с возникновением новых обстоятельств,
но основные ее характеристики обычно
устойчивы.
Номер
издания — это единичное целостное
выражение содержания и характера
информационной деятельности издания,
единство, в котором отражены черты
концепции издания. Концепция издания
(система основных способов осуществления
его целей) находит выражение в номере
благодаря двум обстоятельствам: 1) в
хорошо организованной редакции существует
устойчивая и постоянно работающая
система требований к сотрудникам; 2)
изначальные принципы организации
информации осуществляются через ряд
промежуточных этапов: создание
взаимосвязанных редакционных планов
(от годового до плана номера), разработка
сетевого плана-графика, содержащего
будущие характеристики номеров (объемы
по тематике, тип материалов, рубрики и
пр.), разработка системы рубрик и
тематических полос, подборок, “газет
в газете” и пр. с определенной
периодичностью их появления, принятие
секретариатом композиционно-графического
облика издания.
В
результате можно говорить о существовании
в редакции издания модели номера, то
есть системы представлений о том, как
конкретно должен выглядеть любой номер.
Модель номера предполагает, прежде
всего, обязательное присутствие в номере
издания структурно организованного
комплекса материалов. Эту структуру
характеризуют такие признаки, как: 1)
тема материала, 2) знак материала
(положительный, критический, проблемный),
3) характер отражения действительности
(информационный, аналитический), 4) тип
авторства и ряд других.
При
этом в модели номера комплекс материалов
рассматривается как в целом, так и в
рамках каждой полосы издания. Содержательная
сторона модели взаимодействует с его
композиционно-графической стороной,
где важны соотношения объемов материалов
и способы их размещения на полосе,
устойчивые элементы макета каждой из
полос и пр.
В
редакции существует обычно несколько
моделей номера (обычного выпуска,
субботней или воскресной газеты,
праздничного номера, номера с расширенным
объемом или иного формата). Модель номера
призвана закрепить при выпуске издания
преемственность и последовательность
деятельности редакционных коллективов,
устойчивость социально-коммуникативных
связей с аудиторией.
Следует
помнить цепочку: концепция издания —
модель издания — “лицо” издания
(особенности его задач, его традиции и
место в системе СМИ и в обществе) — модель
номера — “лицо” номера.
Разумеется,
кроме моделирования номера издания,
можно говорить о более масштабном
моделировании самого издания, разработки
его концепции и “лица”, о моделировании
редакции и ее структуры, о модели работы
редакции, о модели процесса выпуска
номера (графика выпуска, сетевой график
— модель работы редакции издания и в то
же время модель номеров газеты).
Моделирование
номера идет по 3 направлениям: 1)
содержательно-тематическая модель, 2)
композиционная модель (строится на
основе содержательно-тематической,
определяет размещение материалов по
дням, по номерам, по полосам), 3) графическая
модель (особенности дизайна, шрифт и
др.). На основе разработанной модели
осуществляется планирование.
Соседние файлы в папке ответы сми
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
12.03.20151.28 Кб9отв 3 сми.txt
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Подписка на издание
Власть
Экономика
В регионах
В мире
Происшествия
Общество
Спорт
Культура
Документы
Спецпроекты
ДокументыСпецпроекты
Контакты
Негоица Павел Афанасьевич
Генеральный директор ФГБУ «Редакция «Российской газеты»
+7 (499) 257-30-71director.rg@rg.ru
Фронин Владислав Александрович
Главный редактор ФГБУ «Редакция «Российской газеты»
+7 (499) 257-52-52office@rg.ru
Общая информация:
125993, Москва, ул. Правды, 24 стр. 4
Телефон:
+7 (495) 775-31-18
Факс:
+7 (499) 257-58-92
Email:
mail@rg.ru
Телетайп:
207270-Митра
Дирекция ФГБУ «Редакция «Российской газеты»
Редакция «Российской газеты»
Подписка
Реклама
Медиацентр
Справки
Издания «Российской газеты»
Отделы редакции
АО «Издательство «Российская газета»
Региональные филиалы «Российской газеты»
Зарубежная корреспондентская сеть «Российской газеты»
ЦЕЛИ – Прочитав эту главу, вы узнаете:
* как назначают или избирают главного редактора, газеты, каковы его обязанности и права;
* зачем создают редакционную коллегию газеты;
* каковы функции секретариата редакции и обязанности ответственного секретаря;
* как организована работа творческих отделов редакции и их корреспондентов;
* каковы обязанности обозревателя и специального корреспондента;
* какова роль собственного корреспондента газеты и как он работает.
ЗВЕНО УПРАВЛЕНИЯ
Его образуют редакторат, редакционная коллегия и секретариат редакции.
Редакторат редакции – важнейшая структура руководства и управления редакционным коллективом печатного периодического издания. В него входят главный редактор газеты и его заместитель (заместители).
Главный редактор печатного периодического издания – руководитель редакционного коллектива, организатор его деятельности и воспитатель работников редакции. Он осуществляет свои полномочия в соответствии с законом РФ о средствах массовой информации и уставом редакции. Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем периодического издания, издателем, распространителем, гражданами и их объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами, а также в суде.
В уставе редакции определяется порядок избрания или назначения главного редактора. Если редакция еще не имеет утвержденного устава или если она состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем нового периодического издания, в том числе порядок назначения главного редактора, определяются договором, который он заключает с учредителем.
От деятельности главного редактора во многом зависит судьба периодического издания. Недаром говорят: каков редактор, такова и газета. Особенности его характера, жизненного опыта, методов руководства коллективом – все сказывается на тематике и содержании, форме выступлений и дизайне издания. Поэтому к нему предъявляют высокие требования. Кроме широких и глубоких знаний, связанных, в частности, с той областью жизни общества, которую освещает его газета, – политикой, экономикой, культурой или другими, особое значение получают качества редактора как управленца. Особенно его умение быстро принимать решение по любому вопросу, связанному с деятельностью редакционного коллектива. Способность оценить изменения в конкретной обстановке, сложившуюся ситуацию и оперативно скорректировать прежние планы, задания и т.п. И затем подкрепить свое решение организационными мероприятиями, направленными на его реализацию.
Главный редактор определяет информационную политику газеты. Под этим понимают ее общественную позицию, отношение к событиям и процессам, которые происходят в различных сферах жизни общества – политике, экономике, культуре и др. От него прежде всего зависит роль газеты, которую она будет играть в общественной жизни, – объективного информатора, полезного советчика, помогающего людям понять, что происходит, и принять в соответствии с этим правильное решение. Или его газета станет выразителем и защитником интересов какой-либо экономической или политической структуры – партии, движения, финансовой корпорации – и активным участником борьбы, которую она ведет со своими противниками и конкурентами.
Определение целей, направления и характера информационной политики издания главным редактором не представляет особых трудностей, если он является его владельцем и учредителем. Но если главный редактор – просто специалист, нанятый учредителем для руководства редакцией и обеспечения выпуска газеты, его задача в определении информационной политики газеты намного усложняется. Чаще всего эту политику указывает ему учредитель, владелец издания, предоставляющий средства для его выпуска. Независимость главного редактора и возглавляемой им редакции в определении общественной позиции газеты резко ограничивается. Это может привести к возникновению конфликта и замене главного редактора. Правда, для того чтобы предотвратить противоречащее Закону о СМИ самоуправство администрации – учредителя газеты и частую смену ее редакторов, существует определенное ограничение. А именно: при регистрации юридического лица редакции в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия администрация заключает с главным редактором контракт на срок не менее четырех лет.
Это предполагает требовательность главного редактора ко всем его подчиненным, принципиальность и умение выдерживать твердую линию в своей деятельности, контролировать ход выполнения принятого решения. Важнейшая предпосылка этого – организаторское мастерство главного редактора, его умение сплотить всех сотрудников в единый коллектив – команду, способность каждого из них использовать до конца, взять от него все, что он может Дать общему делу. И воздать каждому по его заслугам.
Понятно, что в любом случае информационная политика газеты, проводимая ее главным редактором, является обязательной для всех работников редакции – как в выборе тем для публикаций, так и в определении их целей и разработке.
Авторитет главного редактора зависит от многих факторов. В том числе и от его профессиональных журналистских качеств, в частности его способностей публициста – пишущего журналиста. Ему не нужно часто выступать в своей газете – у него для этого просто нет времени, но он должен быть всегда готов выступить сам, тогда, когда это потребуется, по самому важному, принципиальному вопросу, когда читателю необходимо узнать мнение самого главного в газете человека. И он должен выступить в этом случае не хуже любого из журналистов его редакции.
В еще большей степени его авторитет зависит от методов его руководства редакцией. В столь сложном коллективе, деятельность которого имеет производственно-творческий характер, успех может принести лишь демократический стиль руководства. Для него характерно стремление руководителя вовлечь весь коллектив в обсуждение важнейших вопросов его жизни. Он стремится к общению с журналистами и другими работниками редакции, информирует их о положении дел, не избегает деловых критических замечаний и спокойно реагирует на них, использует чаще всего убеждение и поощрение. В такой редакции обычно устанавливается творческий микроклимат, ее сотрудники работают не за страх, а за совесть, инициативны, дорожат честью своего издания, с уважением относятся к руководителям.
Однако нередко в редакциях можно встретить и руководителя-автократа, который не доверяет коллективу и считается лишь со своим мнением. Он предпочитает методы голого администрирования, форму категорического приказа – без его обоснования, избегает контактов с подчиненными. Как правило, в таком коллективе руководитель не пользуется авторитетом, люди разобщены, часто возникают производственные конфликты. Обычно это приводит к серьезным недостаткам в деятельности редакции, понижению уровня периодического издания и даже к поиску сотрудниками редакции другого места работы.
Обязанности главного редактора усложняются тем обстоятельством, что с вхождением средств массовой информации в информационный рынок ему часто приходится решать не только творческие и управленческие задачи, связанные с подготовкой и выпуском газеты, но и экономические вопросы, от которых зависит
финансовая и техническая база издания и его существование. Такая ситуация возникает в большинстве редакций небольших периодических изданий. Однако в крупных редакционных коллективах главному редактору приходится ограничиваться руководством производственным менеджментом, доверяя руководство экономическим, финансовым менеджментом специалистам-менеджерам.
Заместитель главного редактора – первый его помощник на всех направлениях руководства редакционным коллективом. Это опытный журналист, обладающий качествами управленца, пользующийся авторитетом у работников редакции. Он замещает главного редактора во время его отсутствия — отпуска, болезни, командировки и т.п., получая в этот период все его полномочия – право подписи газеты в печать, в свет, издания приказов по редакции и др. В другое время заместитель главного редактора обычно отвечает за определенное направление деятельности редакции, например, за обеспечение газеты оперативной информацией и т.п.
В редакции небольшой неежедневной газеты у главного редактора обычно один заместитель. Но в большом коллективе крупного периодического издания – краевой или общенациональной газеты главному редактору требуется поддержка нескольких – двух, трех и больше заместителей. Так, в редакции «Известий» пять заместителей главного редактора, включая так называемых шеф-редакторов, а в еженедельнике «Московские новости» – два заместителя главного редактора. Иногда он поручает каждому своему заместителю курирование нескольких отделов редакции, ведущих важнейшие тематические направления издания – политику, экономику, культуру и др. Нередко главный редактор использует своих заместителей и в качестве сменных редакторов. Тогда каждый из них поочередно ведет номер газеты – формирует его и руководит процессом его подготовки и выпуска.
Как мы знаем, в состав заместителей главного редактора нередко входит и редакционный менеджер, руководящий коммерческими службами редакции.
Редакционная коллегия. Этот орган создают в помощь главному редактору. Его задача – формирование коллегиального – коллективного мнения при решении вопросов, имеющих большое значение для организации деятельности редакции.
Ранее коллегия действовала в редакциях всех без исключения городских, областных, краевых, республиканских и центральных газет. В наше время редколлегию создают в соответствии с уставом редакции газеты, если журналисты считают, что ее деятельность будет полезна для оптимизации руководства всем коллективом. Иногда же, как, например, в редакции «Московской правды», решают обойтись без коллегии.
В состав редколлегии входят главный редактор и его заместители, в том числе редакционный менеджер, ответственный секретарь и заведующие важнейших, но не всех, отделов редакции. Обычно она состоит из 5–7 человек, иногда и больше. Таким образом, в небольшой редакции редколлегии нет, ее роль играет весь коллектив журналистов.
Редколлегией руководит главный редактор. Она имеет совещательный характер и обсуждает все важнейшие вопросы, связанные с работой редакции, – изменения ее структуры, кадровые вопросы, моделирование и планирование ее деятельности, стимулирование лучших работников и подразделений коллектива. Редколлегия слушает отчеты руководителей подразделений коллектива. Каждый из ее членов имеет право свободно высказывать на ее заседаниях свое мнение. Поскольку в нее входят наиболее компетентные работники редакции, она способна обсуждать самые сложные вопросы с такой глубиной и обстоятельностью, которые не всегда доступны одному, даже весьма опытному руководителю. Однако в наше время уже не создают редколлегии, решения которых принимаются большинством их членов вопреки мнению главного редактора, – окончательное решение в результате коллективного обсуждения принимает руководитель коллегии – главный редактор.
Редколлегия работает по плану и графику, известным всем журналистам редакции. Члены коллегии поочередно готовят обсуждение вопросов, входящих в план ее работы.
Редакторат и редакционная коллегия осуществляют стратегическое руководство коллективом. Для него характерны определение целей и задач редакции на относительно длительный период времени, разработка и принятие решений, обеспечивающих достижение намеченных целей, перспективное планирование работы коллектива, итоговый контроль выполнения поставленных перед ним задач. Они определяют стратегию редакции. На основе этой стратегии разрабатывается тактика редакционной деятельности.
Секретариат редакции. Это организационно-творческий центр оперативного управления ее коллективом. Не случайно его называют штабом редакции – его задачи и обязанности во многом сходны с задачами и обязанностями штаба воинской части. Если редактор, его заместители и редколлегия определяют стратегию редакции, то секретариат, которым руководит ответственный секретарь, разрабатывает ее тактику. И принимает меры к ее воплощению в деятельности коллектива.
В задачи секретариата входят разработка моделей периодического издания и работы коллектива, планирование его деятельности, координация всех его творческих подразделений, подготовка номеров газеты и руководство процессом ее выпуска. К этому присоединяются обязанности по руководству техническими службами редакции, поддержанию трудовой, производственной дисциплины в коллективе. Секретариату непосредственно подчиняется отдел иллюстраций редакции. Кроме того, он осуществляет оперативный повседневный контроль за деятельностью всех творческих отделов и ее результатами.
Полифункциональный, разносторонний характер обязанностей секретариата, фактически охватывающих большую часть всех творческих и производственных процессов, протекающих в редакционном коллективе, определяет и требования, предъявляемые к его сотрудникам. Прежде всего к ответственному секретарю редакции. От его знаний и умений зависит не только процесс подготовки и выпуска каждого номера газеты, но и поддержание творческой атмосферы в редакции.
Ответственный секретарь вынужден быть в определенном смысле универсалом. Он первым определяет судьбу материала, представленного ему отделом, и включает его в состав очередного номера или возвращает для доработки, объясняя автору каковы недостатки и как их устранить. Ему приходится разбираться в особенностях всех жанров публикаций, образующих жанровую систему материалов газеты. Он редко выступает на полосах своей газеты как публицист – у него нет времени для сбора информации и ее разработки, но он должен уметь писать не хуже других журналистов редакции – и на этом держится его авторитет как одного из руководителей творческого коллектива. Особое значение имеют его знания и умения в области дизайна газеты – ее верстки, оформления и иллюстрирования, его мастерство в использовании технической базы редакции, новых технических средств. Заметим, что нередко ответственный секретарь непосредственно выполняет и обязанности бильд-редактора, отвечающего за редактирование всех иллюстраций газеты и высокий эстетический уровень ее дизайна. Сочетание инициативности с требовательностью, высокая работоспособность, умение инициировать новые свежие идеи и помогать их реализации – качества профессионального ответственного секретаря газетной редакции. И если мы утверждали прежде: каков главный редактор, такова газета, то теперь уточним: каковы редактор и ответственный секретарь, такова и газета.
В секретариате крупной ежедневной газеты, состоящем из ответственного секретаря, его заместителей и других сотрудников, устанавливается достаточно четкое разделение труда. Обычно ответственный секретарь руководит секретариатом, отвечает за планирование работы редакции и выпуска газеты. Кроме того, как член редколлегии, он принимает участие в обсуждении и решении всех важнейших вопросов жизни коллектива. Иногда он сочетает, по должности, обязанности одного из заместителей главного редактора и ответственного секретаря. Основная обязанность его заместителей – подготовка очередных номеров газеты: их планирование, редактирование материалов, макетирование полос, поочередное дежурство на выпуске. При этом каждый из заместителей, ведущий очередной номер, отбирает из материалов, подготовленных отделами редакции, самые важные и актуальные – в соответствии с планом номера или сетевым графиком – и объединяет их в органичное целое – газетный выпуск. Выполнение этой задачи облегчается при существовании в редакции единой компьютерной системы. Персональный компьютер сотрудника секретариата позволяет ему свободно и быстро формировать и макетировать полосы номера, пополняя их материалами из запаса, проверять выполнение редакционного плана, редактировать тексты и т.п.
При оптимальной организации труда в редакции редактирование всех материалов номера, как и их заголовков, производится в отделах. В секретариате лишь завершают эту работу – удаляют лишнее, как говорят, «выжимают воду», уточняют формулировки и т.п.
Структура секретариата и организация его работы зависит, понятно, от уровня периодического издания. В редакции небольшой региональной – городской или районной газеты секретариат обычно представлен одним ответственным секретарем. Ему приходится выполнять все обязанности, связанные с оперативным управлением редакционным коллективом, подготовкой и выпуском издания.
Изменение структуры редакции может привести и к изменению функций секретариата. При плоской структуре коллектива и утверждении института ведущих редакторов, сосредоточивающихся на планировании и формировании номеров газеты, задачи секретариата сужаются – он отвечает лишь за руководство процессом производства номера, его набора, верстки и выпуска.
С формированием в нашей стране информационного рынка ответственный секретарь становится в редакции одним из важнейших ее менеджеров, отвечающих за укрепление её экономической базы. К его обязанностям присоединяется необходимость поддержания непрерывных контактов с коммерческими службами редакции, в частности с отделом рекламы. Вместе с руководителем этого отдела он определяет место рекламных и частных объявлений в номере, их распределение по полосам, следит за их сочетанием с другими публикациями.
ЗВЕНО ИСПОЛНЕНИЯ
В него входят отделы редакции и журналисты, работающие вне рамок отделов.
Отдел редакции. Это основное творческое подразделение редакционного коллектива. Здесь создают публикации газеты – тексты и иллюстрации. Здесь же редактируют эти тексты, написанные журналистами – корреспондентами отдела или внередакционными авторами, готовят оригиналы иллюстраций. В отделе разрабатывают план его работы, составляющий часть общередакционного плана. Сотрудники отдела выполняют задания, направленные на укрепление его связей с читателями. Организация работы отдела зависит от его величины, состава и его типа.
Величина отдела определяется учредителем, владельцем издания и главным редактором газеты. В нем должно быть столько работников, сколько необходимо для выполнения его задач. В небольшой редакции отдел может быть представлен всего одним журналистом – его заведующим, иногда ему помогает один корреспондент. Но в редакции крупного издания в отделе обычно несколько сотрудников – его руководитель и три – пять корреспондентов. Практика показала, что излишнее укрупнение размеров отдела – до десятка человек – мешает организации его работы, приводит к необходимости введения в его состав заместителя заведующего.
Так же определяют и состав отдела. Его сотрудники должны быть специалистами в той области жизни общества – политики, экономики, культуры, которую отображают материалы отдела. Его руководитель – заведующий или начальник (в редакции военного издания) – опытный журналист, который обладает кроме таланта публициста качествами организатора. Он не только готовит свои выступления в газете, но и организует работу творческого коллектива отдела – планирует ее, распределяет задания, контролирует их выполнение. Заведующий оценивает результаты работы корреспондентов отдела, принимает их материалы и сдает в секретариат или возвращает для доработки. В зависимости от типа отдела и его величины организуют его работу. В небольшом отделе его работникам приходится выполнять самые разнообразные задания, переходя от одной темы к другой. В крупном отделе работу обычно организуют на основе так называемого предметного разделения труда. Так, в отделе экономических проблем один корреспондент отвечает за подготовку материалов, связанных с промышленностью, второй ведет сельскохозяйственную тематику, третий специализируется на транспортных проблемах. Углубление разделения труда в рамках отдела чаше всего ведет к сужению круга вопросов и проблем, освещаемых каждым из его сотрудников, к их тематической специализации. Она предоставляет журналисту значительно большие возможности для изучения какой-либо стороны жизни.
Но в любом случае, даже при узкой специализации, в отделе должна быть обеспечена взаимозаменяемость его сотрудников, – при болезни одного корреспондента или отъезде в командировку его коллега должен быть способен вести его тематические рубрики.
По существу все отделы редакции носят функциональный характер. Все они, независимо от их особых задач, выполняют общередакционные обязанности – дают газете информацию, ведут работу с авторским активом, с письмами читателей. Но вместе с тем каждый из них выполняет присущую только ему функцию. Это определяет тип отдела.
У отделов редакции – множество различных названий. Но независимо от этих названий все отделы можно свести к нескольким типам – отраслевому, жанровому, функциональному, региональному или проблемному.
Отраслевые отделы раньше занимали важнейшее место в структуре звена исполнения творческой части редакции. Такой отдел – промышленности, сельского хозяйства или народного образования освещает события или процессы, происходящие в какой-либо сфере жизни общества, в определенной отрасли народного хозяйства. Однако в последние годы отраслевые отделы редакции стали вытесняться проблемными отделами – экономических проблем, социальных проблем, правовых проблем и т.п. Иногда их называют еще проще: отдел политики или экономики. В подобном отделе легче организовать освещение всего комплекса взаимосвязанных проблем, возникающих в определенной области жизни общества.
Региональный (территориальный) отдел отображает события, происходящие лишь в границах определенного региона – области, республики или страны. Такие отделы и редакции представлены сейчас в структуре некоторых информационных агентств – ИТАР-ТАСС и др.
Иной тип представляют так называемые функциональные отделы. Каждый из них выполняет какую-либо функцию, связанную с обеспечением периодического издания материалами определенного характера. Поскольку подготовка всесторонней оперативной информации, иллюстраций, работа с редакционной почтой и руководство собственными корреспондентами ведутся в любой газетной редакции, во многих из них, в зависимости от их величины, могут создавать функциональные отделы внутренней информации, иллюстраций, писем или отдел собкоров.
Реже в редакциях создают жанровые отделы. Такой отдел занят подготовкой материалов в определенном жанре или группе жанров газетной публицистики. Примером может служить отдел фельетонов, готовящий для периодического издания фельетоны, памфлеты и другие сатирические материалы.
При плоской структуре редакции, как нам известно, в коллективе могут вообще отсутствовать отделы. Их функции выполняют сами корреспонденты, каждый из которых ведет определенную тематическую группу рубрик. Некоторым из них приходится специализироваться на выполнении функций, характерных для определенных функциональных или жанровых отделов. В такой ситуации в редакции трудятся корреспонденты, специализирующиеся, например, только на работе с письмами читателей или на подготовке сатирических текстов.
Корреспонденты составляют подавляющее большинство работников творческой части газетной редакции. Хотя корреспондент – литературный сотрудник находится на самом нижнем уровне ее функционально-административной структуры, он фактически является важнейшим лицом в редакционном коллективе. Именно он добывает и получает информацию, без которой невозможно существование газеты, он обрабатывает и использует ее, является автором большинства текстов и иллюстраций. Это специалист, профессионал, владеющий большинством методов и приемов получения и обработки информации, являющейся основой при создании заметок и репортажей, статей, корреспонденции и других публикаций.
Все это предопределяет требования, предъявляемые корреспонденту его руководителями. В обширный комплекс его знаний, умений и качеств входят оперативность и контактность, способность к первичному анализу собранной информации. И разумеется – творческий дар, прежде всего – способность литературно грамотно выражать и оформлять свои наблюдения и мысли в своих произведениях. От него требуют не только высокой работоспособности, но и свободного владения новой техникой, прежде всего компьютером. Ему приходится выполнять самые разные задания, связанные с обязанностями по отделу, в котором он работает, и по редакции. В соответствии с редакционным планом он готовит тексты в разных жанрах, выезжает в командировки, дежурит на выпуске номера и выступает в роли обозревателя на редакционных летучках.
Выполняя плановые задания, корреспонденту подчас приходится преодолевать мешающие обстоятельства, связанные с его самочувствием, настроением, ограничениями в выборе темы или жанра его очередного выступления. Он обладает определенными правами в отношениях с руководителями редакции и с людьми, у которых получает информацию, но его относительная свобода ограничена необходимостью корректировать свои действия в соответствии с позицией газеты и состоянием ее экономической базы, подчинять свои индивидуальные интересы интересам коллектива. Он – элемент редакционной системы, вносящий свой вклад в результаты ее деятельности.
Обозреватель. Некоторые журналисты редакции иногда работают вне рамок какого-либо отдела. К ним относится обозреватель. Часто он подчиняется непосредственно главному редактору или его заместителю. Если же он входит в состав отдела, то, как и другие его сотрудники, подчиняется заведующему отделом.
Обозреватель – один из самых опытных журналистов редакции. Это – аналитик, задача которого – наблюдать за явлениями и процессами, протекающими в определенной области жизни общества, определять их роль и значение, прогнозировать развитие ситуаций и сообщать об этом в своих публикациях. Обозрение, статья и комментарий – вот основные жанры выступлений обозревателя в газете.
Важное значение для организации его работы имеет его тематическая специализация. В крупных изданиях чаще всего выступает политический, экономический, спортивный обозреватели. Иногда их специализация сужается, широкую известность получили, например, политические (международные) обозреватели «Известий» А. Бовин и С. Кондрашов. В редакциях ряда столичных газет работают парламентские обозреватели, сообщающие о событиях, происходящих в Думе и Совете Федерации РФ. В деловых изданиях – в соответствии с их особенностями – экономические обозреватели выступают с финансовыми, коммерческими и другими обозрениями и статьями, посвященными экономике.
При отсутствии в редакции штатной должности обозревателя его роль может играть опытный корреспондент отдела. Подготовка обозрений включается в план его личной работы – в соответствии с тематикой и характером материалов отдела, в котором он работает. В редакциях небольших региональных газет подготовку обозрений могут поручать нештатным сотрудникам редакции, выступающим как общественные обозреватели.
Специальный корреспондент. Он также может работать вне рамок отдела и выполняет тогда задания главного редактора или ответственного секретаря. Это многоопытный журналист-универсал, легко переходящий от одной темы к другой и владеющий почти всеми жанрами публицистики. Это – резерв руководителей редакции, которые поручают спецкору выполнение самых ответственных и сложных заданий. Иногда его называют разъездным корреспондентом, вернувшись из одной командировки, он вскоре начинает готовиться к другой. Для него обязательно сочетание разносторонних способностей и умений – аналитичности и оперативности, мастерства в проведении расследований и др. Со временем у специального корреспондента может появиться своеобразная специализация, тематические и жанровые предпочтения.
В небольшой редакции, где нет штатных спецкоров, в их роли может выступать любой журналист любого отдела. Получив задание от заведующего отделом или ответственного секретаря, он выезжает в командировку, в результате которой в газете появляется статья или корреспонденция за его подписью и с пометкой: от нашего специального корреспондента. После этого он возвращается к выполнению своих обычных обязанностей в отделе.
Собственный корреспондент. Спецкор, обозреватель и корреспонденты отделов работают в центральном аппарате редакции. Вне этого аппарата работает собственный корреспондент газеты (собкор).
Задачи собкора разнообразны, его обязанности сложны. Это обусловлено уже его положением в коллективе, местом, которое он занимает в процессе подготовки номеров газеты. Собственный корреспондент, с одной стороны, – представитель своей газеты в регионе, с другой – представляет регион, где он находится, в своей газете. Если остальные журналисты редакции могут в любой момент контактировать со своими руководителями, получить совет или рекомендацию, следить за прохождением своих материалов в газету, то собкор находится в отдалении от редакции – за сто или тысячу километров. Он всегда один и должен сам принимать решения, связанные с подготовкой его выступления в газете. Как и спецкор, он универсал, который вынужден готовить оперативные сообщения и аналитические материалы во всех жанрах публицистики, переходить от одной темы к другой, рассказывать о положительном опыте и критиковать недостатки. Правда, у собкора также со временем появляются любимые темы и жанры, но это не освобождает его от обязанности сообщать обо всех важных событиях, используя при этом разнообразные жанровые формы.
Собственный корреспондент – редакция газеты в одном лице, к нему обращаются люди за советом и помощью, с предложениями и жалобами, он работает с письмами, которые приходят в его собкоровский пункт. Ему трудно одному, и он выявляет себя как организатор, формирует свой актив, выезжает в города своего региона. И при этом поддерживает непрерывную связь со своей редакцией.
Не случайно, поэтому собственными корреспондентами утверждают обычно самых опытных журналистов. Их готовят к работе, знакомят с регионом, который они должны обслуживать. Еще чаще собкора подбирают из числа журналистов, хорошо показавших себя в местной – областной, городской газете. Ему легче – он знает свой регион, понимает, о чем ему придется писать. И редакции легче решать задачи, связанные с обустройством его корпункта – обеспечением жильем, транспортом, связью.
Количество собственных корреспондентов редакции зависит от типа и уровня издания, от масштабов региона его распространения и размеров его аудитории. Редакция крупной общероссийской газеты имеет обычно несколько собкоров, иногда и за границей. Правда, в последние годы их количество сократилось, особенно за рубежами нашей страны – в основном по экономическим причинам. Если, например, редакция «Известий» имела более полусотни собственных корреспондентов по стране и почти столько же за границей, то в 90-е годы прошлого века их количество составило менее полутора десятка по России и еще меньше – за ее рубежами. Редакция крупной региональной газеты – краевой, областной – теперь имеет лишь несколько штатных собкоров. Каждый из них вынужден обслуживать группу соседних районов области. Их нехватку приходится восполнять с помощью нештатных, общественных собкоров.
Собственный корреспондент сможет успешно решать все свои задачи при выполнении нескольких условий. Первое из них – обеспечение собкора оперативной безотказной связью с редакцией. Такую связь лучше всего поддержат новейшие технологии: если редакция подключена к Интернету и обеспечит каждого своего собкора персональным компьютером, она сможет в кратчайшее время получать подготовленную им информацию. Оперативную связь с собкором поддерживают также с помощью факса и телефона. Однако передача собкором его текста по телефону может привести к появлению ошибок из-за плохой слышимости.
Второе условие – постоянное руководство редакцией деятельностью своего собкора. Его нельзя предоставлять самому себе. Практика выработала множество эффективных методов и форм такого руководства. В крупной редакции эти методы применяют с помощью отдела собкоровской сети. Его сотрудники помогают собкорам планировать их деятельность, ориентируясь на редакционный план работы. Они же контролируют выполнение заданий, включенных в план работы собкора. Отдел передает ему информацию о судьбе его материалов, протоколы обсуждений номеров газеты, в которых опубликованы его тексты.
Если такого отдела в редакции нет, его функции передаются одному из заместителей главного редактора или сотрудников секретариата.
Один из вопросов, которые обсуждает редакционная коллегия, – работа собкоров газеты. Если кто-либо из них ослабляет свою деятельность, допускает серьезные ошибки, его могут вызвать на редколлегию для отчета.
Третье условие обеспечения успеха собственного корреспондента – организация его учебы, повышения квалификации. Регулярно – один-два раза в год – всех собкоров газеты вызывают в редакцию. В течение нескольких дней они встречаются с руководителями газеты – её главным редактором, ответственным секретарем, генеральным менеджером и другими, обсуждают организацию своей работы, её достоинства и недостатки, обмениваются опытом. Если требуется, нового собкора вызывают на своеобразную стажировку в аппарат редакции. Он переходит из отдела в отдел, знакомится с их работой, участвует в планерках и летучках, постигает специфику требований к собкорам.
Четвертое условие – поддержка и защита собкора. Не секрет, что местная власть в том регионе, где находится собкор, часто болезненно реагирует на критику ее деятельности в газете. Она требует от него освещения в первую очередь ее достоинств и достижений. Но собкор подчиняется только руководителю своей редакции. И если местная администрация, не добившись удовлетворения своих требований, переходит к угрозам собкору, редакция обязана оградить его от преследований – с помощью гласности, обращения к судебным органам и т.п. Иногда приходится даже переводить собкора, спасая его от репрессий, в другой регион. Ранее в практике работы некоторых крупных газетных редакций были регулярные переводы собкоров из одного региона в другой, для того чтобы предотвратить процесс постепенного подчинения собкора местной власти.
Все это относится не только к штатным собственным корреспондентам газеты, но и к нештатным сотрудникам редакции. И в не меньшей степени к общественным собкорам, сеть которых организует редакция небольшой местной газеты.
Вопросы для самопроверки
* Кто входит в редакторат редакции?
* Кто назначает или избирает главного редактора газеты в соответствии с уставом редакции?
* Каковы обязанности главного редактора, и какие требования ему предъявляют?
* В чем заключаются обязанности заместителя главного редактора?
* Каковы задачи редакционной коллегии газеты?
* Кто входит в редколлегию и возглавляет ее? Как организована ее работа?
* Каковы функции секретариата редакции? Кто руководит им и как организована его работа?
* Какова роль творческих отделов в газетной редакции?
* Какие типы отделов вы знаете?
* Каковы обязанности обозревателя в редакции?
* Какова роль собственного корреспондента газеты и как организована его работа?
* Как редакция руководит работой своих собкоров?
Литература
Аграновский В. Вторая древнейшая. М., 1999.
Георгиев Д. Режиссура газеты. М., 1979.
Гуревин С.М. Номер газеты. М., 2002.
Гуревич С.М. Основы научной организации журналистского труда. М., 1987.
Мария Черных
Эксперт по предмету «Журналистика»
Стать автором
Определение 1
Средства массовой информации – это совокупность органов публичной передачи информации посредством технических средств.
Структура редакции современных средств массовой информации
По сути каждое СМИ является предприятием, в которое входят определенные структурные подразделения. Они выполняют задачи, необходимые для успешного функционирования предприятия. Главными службами СМИ являются:
- Редакция (журналисты, редакторы, технические работники);
- Служба распространения;
- Рекламная служба;
- Финансовая служба;
- Служба маркетинга;
- Юридическая служба;
- Администрация.
Все структурные подразделения тесно взаимосвязаны.
Редакция является лицом СМИ, тем, что собственно и воспринимается как СМИ. Однако редакция сама по себе функционировать не может, поэтому на нее работают другие службы.
Функциональная структура для всех современных СМИ с одной стороны довольно стандартна, но при этом на каждом предприятии – свое специфическое устройство, свое расписание должностных обязанностей, свое штатное расписание.
Возглавляет предприятие его собственник. Им может быть или один человек, или коллектив собственников, как частных, так представителей общественных или государственных структур. В печатных СМИ собственника называют издателем. Именно он отвечает за функционирование предприятия, за его прибыльность, а также определяет общую рекламную и информационную политику.
Непосредственное руководство предприятием осуществляет генеральный директор. У каждой службы есть руководитель, который отвечает за ее работу.
Ответственность за информационную часть несет режиссер или главный редактор, за рекламную часть – директор по рекламе и т.д.
Задачей главного редактора журнала или газеты является руководство творческим коллективом, организация информационного наполнения, оформление издания. Часто редактор ведет свою колонку.
«Структура современной редакции» 👇
Задача заместителя редактора – контроль качества и объема текстов, наличия и соответствия иллюстраций и заголовков, контроль за соблюдением требований законодательства и авторского права.
За «лицо» и содержание номера отвечает ответственный секретарь. Также он обеспечивает заполнение номера в срок и передачу его в типографию согласно утвержденному графику.
Задача художественного редактора – художественное оформление, иллюстрации, фирменный стиль издания. Именно он находит необходимый изобразительный материал – рисунки, фотографии.
За монтаж и сведение программ отвечает редактор телерадиовещания.
Редакция и рекламная служба СМИ – это две отдельные равнозначные службы. Нередко их сотрудники конфликтуют друг с другом. Например, по мнению продавцов рекламы, именно они приносят главный доход редакции, а журналисты, публикуя бесплатные новости о какой-либо компании, мешают им работать. В свою очередь, по мнению журналистов, рекламные работники спекулируют на их труде. И рекламщики, и журналисты борются за место в эфире и на полосах. Иногда какой-то материал заменяют рекламным, что вызывает недовольство журналиста, автора этого материала.
Редактор определяет ценность предоставленной журналистом информации, ее фактуру и объем. Поэтому именно за ним остается решающее слово по содержанию публикации. В зависимости от масштаба редакции СМИ, от ее внутренней организации, решения может принимать и главный редактор, и редактор отдела.
Как работает редакция СМИ
В первую очередь стоит заметить, что при всей кажущейся суматохе, беспорядке, царствующем в редакции, ее деятельность четко распланирована:
- Во-первых, распланировано информационное содержание. В редакции есть годовое расписание, а также краткосрочные расписания по отдельным темам. Кроме того, есть еженедельные планы, планы конкретного номера.
- Во-вторых, четко спланирована информационная политика.
- В-третьих, всегда четко обозначено время выхода в эфир передачи или выхода номера издания. В связи с тем, что материалы необходимо предоставить в печать согласно утвержденному графику, четко обозначено время сдачи материалов и всего номера издания. Поэтому ни один материал невозможно поставить на полосы после подписания номера в печать.
Например, ежедневные вечерние газеты принимают срочные материалы только до определенного утреннего часа. Утренние же газеты принимают срочные материалы в течение всего дня.
Еженедельные журналы и газеты, так же, как ежедневные издания, с новостями работают до самого подписания номера. Но в таких изданиях работа над большинством статей может продолжаться несколько дней или недель. Поэтому в редакции издания к срокам сдачи материала могут устанавливаться разные требования: для новости – одна неделя до публикации, а для статьи – две.
Материалы для телевидения и радио предоставляются не менее чем за два-три дня до выхода в эфир.
Ежемесячные издания, как правило, закрывают номер на две недели до его выхода, а материалы готовятся на два-три месяца. Ежемесячные журналы принимают информацию за шесть недель и более.
Для того, чтобы оценить возможность публикации и временные рамки, нужно представлять процесс работы с входящей информацией. Новости могут приходить с лент информационных агентств, на которые подписаны редакции. Также на те или иные новости выходят сами журналисты, используя свои знакомства и каналы. Кроме того, новости приходят в телефонных звонках и письмах читателей, в пресс-релизах.
Замечание 1
Во многих редакциях есть отделы писем, обрабатывающие входящую корреспонденцию. Они сортируют ее и передают интересные письма в соответствующие отделы.
Каждый материал – всегда результат коллективного труда. Журналист пишет, а на разных этапах подготовки к печати его направляют, правят, корректируют, сокращают и т.д.
Радио и телевидение по срокам могут быть более жесткими, чем пресса, ведь прямой эфир сдвинуть невозможно. Интернет в этом отношении менее напряжен. Разместить информацию на сайте возможно в любое время.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
УПРАВЛЕНИЕ РЕДАКЦИЕЙ печатного СМИ (газета, журнал) Доц. С. П. Суворова
Содержание лекции: • Состав и структура редакции. • Плоская и пирамидальная структуры творческого коллектива редакции. • Разновидности пирамидальных структур – однолинейная, многолинейная, штабная и матричная. • Централизованная и децентрализованная организация работы над материалом. • Виды планерок и дедлайнов. • Структура заявки материала.
Состав и структура редакции Редакция как предприятие состоит из: • Творческого коллектива редакции, который занимается выпуском издания, • Вспомогательных служб (техническая и коммерческая служба, финансовый отдел). Обычно доля творческого коллектива в общем числе сотрудников редакции составляет 30– 40%, то есть журналистов в редакции меньшинство.
Состав и структура редакции • Возглавляет редакцию генеральный директор. Он отвечает перед собственником издания за его прибыльность. • В подчинении у генерального директора находится главный редактор, который руководит творческим коллективом редакции, а также руководители вспомогательных служб. • Как правило, вспомогательные службы подразделяются на коммерческий отдел, который занимается распространением издания, продажей рекламы в нем, а также рекламой самого издания; финансовый отдел, включающий в себя бухгалтерию и административно-хозяйственную службу, и отдел информационных систем (технический отдел), куда входят специалисты по компьютерам.
Состав и структура редакции • В российских изданиях нередко один и тот же человек совмещает посты генерального директора и главного редактора. • Преимущества такого совмещения – централизация власти в редакции, прямой доступ к финансовым ресурсам, возможность оперативно менять кадровую и ценовую политику издания. • Недостаток – чрезмерная загруженность, когда один и тот же человек вынужден и руководить работой над изданием, и решать хозяйственные вопросы.
Состав и структура редакции • Когда эти посты занимают два человека, между ними, как правило, существует противоречие, так как генеральный директор заинтересован в прибыльности издания, а главный редактор – в реализации своих творческих амбиций. Если это противоречие разрешается конструктивным образом, издание получает дополнительный импульс к развитию. В случае же если эти два поста занимает один человек, не исключен крен в одну из сторон, обычно в сторону творчества. Может даже получиться, что главный редактор будет делать издание, интересное ему, но неинтересное читателям.
Плоская и пирамидальная структура творческого коллектива редакции • Творческий коллектив редакции в зависимости от его численности может иметь либо плоскую структуру, либо пирамидальную. • При плоской структуре все журналисты напрямую подчинены главному редактору, • При пирамидальной между главным редактором и журналистами появляются промежуточные звенья.
ПЛОСКАЯ СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА РЕДАКЦИИ
Плоская структура редакции: преимущества и недостатки • Преимущество плоской структуры – прямая связь между руководителем издания и подчиненными. В результате информация проходит в обоих направлениях быстро и без искажений. • Недостаток – слабая специализация сотрудников ввиду их небольшого количества. Это приводит к поверхности материалов, так как один сотрудник вынужден вести целый спектр тем и часто не в силах глубоко исследовать тему. Кроме того, при плоской структуре главный редактор часто вынужден сам заниматься редактированием текстов и контролем верстки, что мешает ему сосредоточиться на стратегическом управлении изданием.
ПИРАМИДАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА РЕДАКЦИИ
Пирамидальная структура редакции: преимущества и недостатки • Пирамидальная структура создает условия для глубокой специализации журналистов по отдельным тематическим направлениям. Поэтому тексты в крупных изданиях по глубине изложения материала разительно отличаются от статей в небольших малобюджетных газетах и журналах. • Недостаток пирамидальной структуры – сложность коммуникации между главным редактором и подчиненными, так как из-за наличия промежуточных структур в виде редакторов отделов и групп распоряжения главного редактора доходят до подчиненных с опозданием и нередко с искажением, а идеи рядовых сотрудников на пути к утверждению также проходят через несколько звеньев, что может приводить к эффекту «испорченного телефона».
Пирамидальная структура редакции • Количество промежуточных звеньев определяется исходя из существующего в менеджменте правила, что число подчиненных у одного человека не должно превышать семи. Поэтому, если творческий коллектив редакции превышает 50 человек, между журналистами и редакторами отделов может появиться звено «редакторы групп». Появление следующего промежуточного звена произойдет, когда количество журналистов превысит 350 человек, однако такие редакции практически не встречаются.
Пирамидальная структура редакции: разновидности • Если плоская структура творческого коллектива редакции однотипна, то пирамидальная структура может иметь несколько разновидностей: • Однолинейная, • Многолинейная, • Штабная, • Матричная.
Однолинейная структура редакции (разновидность пирамидальной структуры) • Наиболее распространена однолинейная структура, когда за каждым из отделов закреплено определенное тематическое направление (политика, экономика, культура, спорт, происшествия), а журналисты подчиняются только своему редактору отдела.
ОДНОЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА РЕДАКЦИИ
Однолинейная структура редакции (разновидность пирамидальной структуры) • Однолинейная структура могла бы считаться наиболее оптимальной, однако у нее существует очень существенный недостаток. • Многие явления в жизни слишком многогранны, чтобы соответствовать специализации отделов. Взаимодействие же между сотрудниками различных отделов при данной структуре крайне затруднительно, так как требует согласования на уровне редакторов отделов. В результате материал по сложной теме, как правило, готовят сотрудники лишь одного отдела, что приводит к неполному раскрытию темы и как следствие к проигрышу изданием борьбы с конкурентами, которые для раскрытия этой темы привлекли сотрудников из различных отделов. • Для устранения этого недостатка были придуманы две другие разновидности пирамидальной структуры редакции – многолинейная и штабная.
Многолинейная структура редакции (разновидность пирамидальной структуры) • В многолинейной структуре редакторы отделов, отвечающие за определенные тематические направления, имеют прямой выход на всех журналистов. Часто такой структуре соответствует пространственная организация рабочих мест в редакции, когда все журналисты располагаются в центре большого зала – ньюсрума, а редакторы отделов сидят по углам. • В этом случае редактор отдела может оперативно подключать к работе над темой журналистов различных специализаций, что позволяет осветить эту тему гораздо глубже и многостороннее.
МНОГОЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА РЕДАКЦИИ
Многолинейная структура редакции (разновидность пирамидальной структуры) • Однако многолинейная структура имеет очень серьезный недостаток. Он состоит в том, что у каждого редактора отдела отсутствуют журналисты, подчиненные только ему, а у каждого журналиста одновременно имеется несколько начальников, каждый из которых может давать ему указания. В результате одни журналисты могут быть недозагружены, а другие, наоборот, разрываться между выполнением заданий для разных редакторов отделов, что может привести к снижению качества их работы.
Штабная структура (разновидность пирамидальной) • Для сглаживания негибкости однолинейной структуры и чрезмерной гибкости многолинейной создан их гибридный вариант – штабная структура. • В этом случае большая часть журналистов редакции работает, как при однолинейной структуре, подчиняясь только редактору отдела. • Однако для освещения сложных тем, требующих совместной работы журналистов из разных отделов, создаются так называемые штабы – временные рабочие группы, работу которых могут одновременно курировать редакторы разных отделов.
ШТАБНАЯ СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА РЕДАКЦИИ
Матричная структура редакции (разновидность пирамидальной структуры) • Матричная структура редакции предусматривает двухуровневую систему подчинения сотрудников редакции. • Первый, вертикальный уровень соответствует однолинейной модели, когда журналисты подчиняются редакторам отделов, редакторы отделов – главному редактору. • Второй уровень является горизонтальным или продукториентированным. Руководители этого уровня отвечают за производство каких-либо редакционных продуктов и также подчиняются главному редактору.
МАТРИЧНАЯ СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА РЕДАКЦИИ
Матричная структура редакции (разновидность пирамидальной структуры) • Сущностное отличие матричной структуры от других редакционных структур заключается в том, что в данном случае журналист одновременно входит сразу в две формально не связанные друг с другом управленческие цепочки. • Например, в редакции существует отдел политики, и работающий в нем журналист подчиняется редактору отдела политики и учитывает разделение тем в данном отделе. • При этом редакция выпускает под одним или разными брендами некоторый спектр продукции – как отдельные издания, так и тематические страницы и приложения в рамках одного издания. В этом случае журналист также находится в подчинении у руководителей этих проектов и встроен в их организационную структуру.
И еще одна разновидность: • Кроме того, следует отметить такую разновидность организационной структуры редакции, когда отделы привязаны не к тематическим направлениям (политика, экономика, культура и т. д. ), а к жанрам материалов (новости, репортажи, интервью, комментарии и т. д. ). • В этом случае сотрудники каждого отдела готовят материалы только одного строго определенного жанра. • Такая структура обычно встречается в специализированных изданиях, например компьютерных или спортивных. • В изданиях же «общего интереса» к отдельным жанрам может быть привязана часть отделов, например отдел специальных репортажей или отдел комментариев.
Централизованная и децентрализованная организация работы над материалом • Работа над материалом в издании может быть централизованной и децентрализованной. • В первом случае один и тот же журналист выполняет все этапы работы над статьей – поиск темы, сбор информации и написание текста. • Во втором эти операции поделены между различными сотрудниками. Одни занимаются только поиском тем, другие – сбором информации, третьи – написанием текстов.
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД МАТЕРИАЛОМ
ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД МАТЕРИАЛОМ
Централизованная и децентрализованная организация работы над материалом • В российских изданиях децентрализованная организация работы над материалом встречается сравнительно редко. • Между тем эта схема – шаг вперед в повышении специализации журналистского труда и как следствие в достижении большей его эффективности. • Каждый сотрудник в этом случае занят только одной операцией: либо обзвоном ньюсмейкеров, либо подготовкой оперативной и справочной информации, либо рерайтом (от англ. Rewrite – переписать) – превращением собранного материала в текст в соответствии со стандартами издания.
Виды планерок и дедлайнов • Координация и контроль работы творческого коллектива редакции осуществляются через систему планерок и дедлайнов. • Планерка – это собрание руководства редакции. • Дедлайн – это время сдачи материала, полосы либо издания в целом.
Виды планерок и дедлайнов • Для выпуска одного номера издания, как правило, проводятся две планерки. • Первая посвящена обзору предыдущего номера и утверждению тем в следующий. • Вторая служит для контроля хода работы над номером и внесения корректив.
Виды планерок и дедлайнов В ежедневных изданиях 1. Первая планерка проводится в середине дня (в 11– 13 часов), 2. Вторая – за 2– 3 часа до подписания номера (в 16– 19 часов, в зависимости от времени сдачи номера в типографию). В еженедельниках 1. Первая планерка обычно проводится в день выхода издания, 2. Вторая – за сутки до подписания номера в печать.
Структура заявки материала Заявление материалов на планерке может происходить в 1. Устной форме, 2. Письменной форме. Для последнего случая в редакциях существуют специальные бланки заявок. Пример такого бланка (см. ниже):
Бланк заявки материала
Главный редактор, зам. главного редактора, корреспондент: общая характеристика работы • Работа главного редактора: стратегическое управление изданием, взаимоотношения с собственником, наем и увольнение сотрудников. • Работа заместителя главного редактора: организаторская часть — координация работы различных отделов; журналисткая часть — планирование номера, выбор и подача главных тем. • Работа корреспондента: поиск тем, сбор информации, подготовка текстов.
Редактор отдела: общая характеристика работы Работа редактора отдела состоит из трех частей: • Руководство корреспондентами; • Управление тематической повесткой отдела – выбор тем, определение иерархии тем (какие события главные, а какие второстепенные) и способов их подачи (жанр материала, на каких аспектах фокусировка, определение характера и тематики иллюстрации); • Редактирование текстов – редакторское чтение и правка текстов.
Дедлайн • Дедлайн материала – это время сдачи текста журналистом. • Если сотрудник сдал текст не вовремя либо в ненадлежащем виде, такого сотрудника могут оштрафовать. • Размер штрафа обычно сопоставим с дневным заработком журналиста. За срыв дедлайна полосы штрафуют уже редактора отдела, ответственного за эту полосу. • Чтобы все материалы были сданы вовремя, редакторы обычно так организовывают работу журналистов, чтобы часть материалов можно было сдать заранее. • За дедлайн всего номера в свою очередь отвечает ведущий редактор номера. Если время передачи номера в типографию будет пропущено, это грозит изданию серьезными санкциями. Впрочем, иногда руководство редакции осознанно срывает дедлайн. Если поздно вечером случаются какие-то важные события, редакция может пойти на то, чтобы заплатить типографии штраф, но за счет более позднего подписания номера полнее осветить событие и таким образом переиграть конкурентов.
Литература: • Колесниченко А. В. Практическая журналистика, М. , 2008; • Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста, М. , 2013.
Спасибо за внимание!