✔ Читать статью полностью… ✔
✔ Открыть новый сайт ✔
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Руководство правительством в годы первой мировой войны. Кто был Верховным главнокомандующим российской армией.
С появлением Гебена и Бреслау не только турецкая армия, но и флот оказались под командованием немцев. На прифронтовых станциях возникли пробки, и для их устранения целые составы сбрасывались под откос, а на тыловых дорогах не хватало вагонов. На Дальнем Востоке Россия оказалась втянутой войну с Японией, которую очень четко спланировали Соединенные Штаты и Британия. Одновременно происходила битва Галиции, которой войска русского ЮгоЗападного фронта нанесли крупное поражение австровенгерским войскам. Грей обещал немецкому послу Лондоне Лихновскому, что случае войны между Германией и Россией Англия останется нейтральной, при условии, если Франция не будет атакована. Представители западных союзников полагали, что Россия восстановит численный состав своей армии, улучшит проблему военного снабжения, но ей трудно будет возродить свое волевое начало. Учреждалась военная цензура, устанавливался перечень сведений, за разглашение которых определялись различные виды ответственности.
Николай Николаевич был Верховным главкомом русской армии в 19141915, а Советом министров РИ руководило в период Первой мировой войны несколько человек Горемыкин, Штюрмер, Трепов, Голицын. Замысел командования российского ЮгоЗападного фронта заключался окружении и уничтожении основной части сил австровенгерской армии на львовском направлении. Обойдя линию укреплений на франкогерманской границе они нанесли удар че рез территорию Бельгии, и поставили Францию тяжелое положение. Большим подспорьем при исследовании британоамериканской политики польском вопросе весной.
При этом был намечен главный удар наступления на район верденских укреплений для защиты, которых, по твёрдому убеждению германского командования, политика россии после крымской войны французское командование вынуждено будет пожертвовать последним человеком, так как случае прорыва фронта у Вердена откроется прямой путь на Париж. Большое воздействие на ход войны, на судьбы многих миллионов людей планеты оказали октябрьские события России. Сторонники ориентации на союз с Англией апеллировали к тому, что данный союз устранит опасность новой войны России с Японией поскольку Англия, будучи союзницей Японии, сможет воздействовать на нее Японию интересах России. Только благодаря энергии и трудолюбию русских моряков удалось создать хотя и небольшую, но боеспособную флотилию.
Годы Первой мировой войны начало и конец, кто победил.
На внутригерманском фронте началась реализация так называемой Промышленной программы Гинденбурга, согласно которой квалифицированных германских рабочих стали призывать армию, а на их места прислали 700 тысяч специалистов и рабочих из Бельгии. Для рассмотрения вопросов реквизиции станков, заводского оборудования, материалов и полуфабрикатов, целых заводов, земли, помещений. Англичане потеряли 9 тысяч пленными, 148 орудий и 100 танков, но избежали окружения и к 5 декабря отошли на исходные позиции. Происходило организационное смыкание буржуазии и царской бюрократии на почве общих интересов укрепления оборонной работы и развития военной промышленности. Совет министров в Царской ставке, станция Барановичи, 14 июня 1915 года. Австровенгерское командование тем временем планировало разгром правого крыла российского ЮгоЗападного фронта. По часовой стрелке, начиная с левого верхнего угла.
Барк издал циркуляр о том, что германское командование при помощи российских немцев и привлеченных к этому делу путем подкупа евреев хотело произвести. Первоначальные предположения о скором окончании войны, о том, что будем встречать рождество Берлине, остались лишь мечтами. Рост стихийных антиправительственных и антиимпериалистических движений. Зачем посылать России пушки, пулеметы, снаряды, аэропланы столь нужные западным союзникам, если у нее нет ни возможности доставить их на фронт, ни воли воспользоваться. Формирование вооруженных антибольшевистских. По характеру решаемых задач и достигнутым военнополитическим результатам события Первой мировой войны можно разделить на пять кампаний, каждая из них включала себя несколько операций.
Я писал тебе неоднократно, что я счастлив видеть, как чувства глубокой дружбы по отношению к Англии все более укрепляются моем народе, армии и флоте, Конечно, имеются отдельные лица, которые не разделяют этого мнения, но я постараюсь справиться и с ними. АвстроВенгрия последующем не смогла оправиться от поражения и удерживала фронт благодаря прямой поддержке Германии. Новые лидеры, как теперь и император Вильгельм, полагали, что решение находится на Востоке более, чем когдалибо. Наконец, лагере Советов начался раскол, приведший к выходу северный проспект 1 больница левых эсеров из правительства, что, естественно, ослабило Советскую власть. Летом 1917 года, действуя интересах Габсбургов, устами папы мирное посредничество воююшим странам предложил Ватикан.
Изменения в государственном управлении в годы Первой.
Действительные же хозяева завода, банковские воротилы Вышнеградский, Утин и другие не хотели нести повышенные расходы связи со срочным оборудованием заводов во время войны. Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Республики Казахстан является Президент Казахстана, который осуществляет общее руководство строительством. Черчилль предложил установить соотношение британских и германских линейных кораблей. О готовности Российской империи к Первой мировой войне. По мнению большевиков, такая ситуация могла возникнуть любой стране. Им противостояли войска под командованием воеводы то есть фельдмаршала Радомира Путника, который постепенно отступал, и начале декабря австровенгерские войска вошли Белград. В годы Первой мировой войны казачество выставило 160 полков и 176 отдельных сотен, вместе с казачьей пехотой и артиллерий более.
Но внимательному наблюдателю все более явной становится его способность занять более жесткую позицию. Государство и право России в годы Первой Мировой войны. Как раз укреплению их положения должны были содействовать важнейшие решения II съезда декреты о мире и земле. Лондоне начались советскобританские торговые а по сути и политические переговоры, которые завершились марте. В первый же день войска 11й армии не выдержали натиска врага и обратились бегство, вскоре ставшее паническим. В пояснение этой телеграммы считаю долгом сообщить, что несколько дней тому назад Энвер делал следующие предложения турки отзывают войска с кавказской границы 2 предоставляют нам армию во Фракии, могущую действовать против любого балканского государства, том числе и Болгарии, если она пойдет против нас 3 удаление всех немецких инструкторов из Турции.
Власти на местах, том числе и органы политической полиции, должны были не допускать замещения сознательными противники существующего строя какихлибо должностей, чтобы они не имели никаких возможностей для противоправительственной пропаганды и не могли способствовать усилению революционного брожения. Братание, как надеялись немцы и их союзники, должно было ускорить разложение русской армии. Война же, дав возможность увидеть, степень оппозиционности всех партий, помогла расправиться с самыми крайними противниками существующего строя, лишив 186 их тем самым возможности вести агитацию с думской трибуны. А от падения морального авторитета власти оставался всего лишь шаг до ее свержения. В начале 1917 года британцы понесли очень большие потери боях за Газу и вынуждены были отступить. Словакия была единственным вновь созданным государством Европе, что служило Гитлеру для пропагандистских целей. Этот въезд был расценен Сербии и во всех славянских землях, захваченных Австрией, как провокация.
Главы государств участвующих в первой мировой войне.
Кроме этого, на стороне белого движения начинают учавствовать войска Антанты. Отражением борьбы классов и партий вокруг вопросов военной политики являлась соответствующая борьба внутри правительства. Прологом июльского кризиса стал выход из правительства 2 июля 1917 года четырёх министровкадетов, покинувших кабинет знак протеста против признания автономии Украины, о которой Керенский, Церетели и Терещенко договорились с Центральной Радой. Чем долее будут медлить с подписанием соглашения, тем на более долгий срок будет она поставлена необходимость не объявлять о своем присоединении. Во втором периоде рассматриваемого мною временного отрезка действия турецкой армии на Месопотамском фронте были более успешны. Япония эту программу потребностей перевозках не включалась, так как Японские фирмыподрядчики сами обеспечивали свои поставки тоннажем и по линии перевозок здесь обычно трудностей не возникало. В это время резко возросла активность партизан, они даже захватили ряд городов.
Английское правительство потребовало от Берлина к исходу 4го числа дать ответ, готов ли он соблюдать бельгийский нейтралитет. Италии и вновь созданному государству Югославия было руководство правительством в годы первой мировой войны предоставлено право самим решить вопрос о спорных территориях. Их наследием стали более 1000 индивидуальных и братских захоронений, не считая различных обелисков, установленных 1920 1930е честь немецких солдат. Единственной партией, о самого начала выступавшей против мировой империалистической войны, были большевики. Лишь 20х числах сентября, после того, как большевики возглавили Петроградский и Московский советы, и после провала Демократического совещания, Ленин вновь заговорил о восстании, и только 10 23 октября Центральный комитет принятой резолюцией поставил восстание повестку. Со своей стороны они тоже высказали территориальные претензии к воюющим с ними державам.
6 Министрпредседатель Временного правительства Александр Фёдорович Керенский Верховный главнокомандующий с 30 августа 1917 по 3 ноября 1917 года. В России налицо сложилась ситуация полной потери управляемости страной, все более нарастали анархические тенденций развитии государства, сделавшие значительной степени неизбежным большевистский переворот. Моторов до двадцатых чисел мая прибыло лишь около 4% от обещанного количества 152. Помимо этого, победа под Эрзерумом имела для России и исключительно важное военнополитическое значение. Она предварялась тщательной разведкой, мощной артподготовкой, а проволочных заграждениях заранее были проложены проходы. Успешно для русских войск развивались бои на урмийском направлении, где был занят Рувандиз, и у озера Ван, где русские войска летом вступили Муш и Битлис. Численность германской армии определялась 115 тысяч человек и отныне она могла комплектоваться только на добровольческой основе.
В целом германский флот – кроме подводного – был блокирован своих портах. Немецкую делегацию возглавлял 329 начальник штаба Восточного фронта генерал Гофман, австровенгерскую — подполковник Покорный, болгарскую — полковник Ганчев, турецкую — генерал Зекки. Об этом свидетельствует тот факт, что за годы Первой мировой войны сумма вкладов в. Часто среди таких причин указывают непоследовательность и медлительность временного правительства при решении аграрных, земельных, государственных вопросов новые правители не могли договориться. Советскоанглийские отношения во время второй мировой войны, 19411945 Документы и материалы. Неоднократные протесты русской стороны не привели к радикальному изменению положения. Брусилова удалось осуществить прорыв австрогерманских войск на глубину 80 120. В ночь на 26 февраля прошли аресты, но они уже ничего не могли изменить. К 23 февраля в столице уже бастовало около 100 000 рабочих.
Объявление всеобщей мобилизации в Российской империи.
Равным образом представители русской и союзных армий и их помощники должны находиться главной квартире румынской армии. Многие из них в годы войны стали работницами ткацких фабрик. Германия внутренне положение в годы 1й мировой. Я вижу, как на всё это надвигается гнусная нацистская военная машина с её щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с её искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. Криптография в годы Первой мировой войны Экономический потенциал, уровень военных, технических и научных возможностей. Определенные успехи были достигнуты производстве артиллерийских снарядов и патронов основном за счет свертывания производства мирной продукции. Я молчал обо всем этом, потому что должен был молчать, потому что моим главным желанием было достичь окончательной разрядки и, если возможно, — длительного баланса интересов с этим государством.
Действовал чехословацкофранцузский договор, вселявший уверенность то, что Франция ради сохранения своих позиций Центральной Европе не принесет Чехословакию жертву нацистам. Недовольство продразверсткой и сочувствие повстанцам глубоко проникло массу красноармейцев из казаков и крестьян нередкими были случаи, когда части отказывались воевать против повстанцев, называя их “братьями” 69. Видный офицер республики Латвия похоронен не на Братском кладбище, где обычно хоронят старших офицеров латвийской армии, а на Лесном кладбище, что тоже вызывает вопросы. Итогами февральской революции 1917 года право византии кратко считают именно изменение этой ситуации. В начальный период войны патриотический подъем охватил все слои русского общества. Тогда советское правительство вступило в сепаратные переговоры с Германией.
Уже начале апреля английское Министерство морских перевозок приняло решение о создании резерва тоннажа за счет русской программы. В документе торжественно провозглашалось С непоколебимой уверенностью решимость всего сербского народа до конца отстаивать свое Отечество и свободу, королевское правительство настоящий судьбоносный момент считает своей главнейшей и единственной задачей — способствовать успешному завершению этого великого вооруженного противостояния, которое с самого начала стало одновременно и борьбой за освобождение и объединение всех наших неосвобожденных братьев сербов, хорватов и словенцев. В связи с открытием АвстроВенгрией военных действий России 31 июля началась всеобщая мобилизация.
Власть и общество России во время Первой мировой войны.
На Германии с Россией сошлись основное пламя межгосударственных битв, где немецкие войска бились с русскими, и основное пламя классовых битв, где немецкий и русский трудовой народ во главе с коммунистами поднялся на борьбу с германскими и российскими властями с целью установления своей власти. Хорватии, ведь Далмация всегда была составной частью хорватского государства внутри же АвстроВенгрии, как уже говорилось, Далмация имела другой статус, подчиняясь непосредственно Вене, а не Будапешту, как Хорватия и Славония. Люди, содержащиеся для войн, не производительная образование в древнем риме видео сила, а сила убийства и разрушения. Наедине с французским послом, накануне речи Думе премьер Трепов говорил.
Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые отечественной историографии предпринимается анализ политики польского эмигрантского правительства и его взаимоотношений с Великобританией годы второй мировой войны. Позднее правительство создало ряд особых комитетов. Френсису импонировало, как быстро схватывает суть дела Сазонов, и он постоянно отмечал его хороший английский язык. В июле 1917 года Временное правительство издало приказ источник не указан 2278 дней. В Российской империи к 1917 году сформировалась развитая мусульманская культура развитое. Вскоре немцы с помощью взятых с Западного фронта дивизий ликвидировали успехи и 1й русской армии, вытеснив ее из Восточной Пруссии. Президент предостерегает русских от веры способность германцев трансформировать свой автократический строй либеральный, желание изменить враждебное отношение к России на дружественное. Россия в первой мировой войне автора Уткин Анатолий Иванович.
Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. Она обесценила человеческую жизнь, многократно усилила накал народного возмущения и разрушительные общественные настроения, до предела обострила все глубинные социальные противоречия России и, конечном счете, ускорила и сделала неминуемым революционный взрыв. Россия опять ощущает угрозу со стороны Финляндии 7 и решила, что не будет этого терпеть. Между реорганизованным Временным правительством аппаратом заграничного снабжения и британскими часть римской империи это учреждениями началась борьба, которой не стороне Англии было преимущество дающего. Первый в истории Российской империи Государственный банк был учреждён 25 мая 1762 года императором Петром с целью эмиссии ассигнаций 2.
Общеизвестно, что Первая мировая война началась изза того, что сербский террорист Гаврило Принцип убил эрцгерцога Франца Фердинанда. Местные чиновники участвовали не только передаче денежных средств адресату, но и определении степени его нужды. США, Германия и Япония стали опережать в экономич. К началу мировой войны план Шлиффена остался единственным вариантом боевых действий со стороны Германии. Все необходимые для этого ресурсы страны будут предоставлены его распоряжение конгрессом Штатов. Запад мог только сожалеть об уходе политической фигуры, способствовавшей сближению Петрограда с Парижем и Лондоном. Декрета о мире Россия вышла из Антанты, что было подтверждено заключением сепаратного Брестского мира 1918 с центральными державами. Оставление силе блокады со стороны союзных и объединившихся держав на действующих для нее условиях, причем настигнутые море германские суда попрежнему будут под лежать захвату. Отдельные местности Российской империи в годы Первой мировой войны.
В компетенцию этих органов входило распределение военных заказов на предприятиях, контролирование их выполнения, отстранение администрации государственных и частных предприятий, проведение ревизий, закрытие предприятий. Но Ренненкампф, вместо поставленной ему задачи преследовать противника и блокировать его у Кенигсберга, почти бездействовал ссылаясь на тот факт, что его солдаты утомлены, генерал позволил своей армии очень медленное продвижение вперед вслед за противником. К этому же времени относится смерть двух крупных лидеров Конгресса – Г и Ферозшаха института российской истории российской академии наук Мехты ноябрь того же года, возглавлявших умеренное направление партии и препятствовавших сближению с экстремистами. Троцкий, кому неизвестно, видный социалдемократ, вступивший большевики летом 1917 года, как раз период стремительного подъема их влияния народе и советах.
Очень короткое по историческим меркам время существования маленького нового государства Латвия принесло много изменений по форме его социального устройства. На этом итальянское правительство тоже не остановилось и одновременно начало тайные переговоры с Антантой о той территориальной компенсации, которую смог бы получить Рим после вступления войну на стороне союзников. Интересы Франции и Германии сталкивались колониальном вопросе попытки Франции захватить Марокко встречали решительное противодействие со стороны Германии, также претендовавшей на эту территорию. К концу 1916 обе стороны устали от войны, и казалось, что настал подходящий момент для начала мирных переговоров. Война приближалась к своему апогею, усталость и ослабление обеих коалиций стали ощутимыми, На этом фоне новая мощь и энергия Америки выглядели более чем эффектно. Нам было сегодня весьма доверительно сообщено, что итальянский мр иностр.
Конфессиональная политика Российской империи в годы Первой.
Заманчивой задачей представлялось также экономическое завоевание России, которое немцы хотели облегчить себе её политическим ослаблением, отодвинув ее вглубь от морей за Двину и Днепр. С декабря 1892 года текст военной конвенции рассматривался обеими странами как окончательно принятый 31. Лидеры меньшевиков и эсеров, поддаваясь идейному давлению буржуазии, руководство правительством в годы первой мировой войны делали все больший упор на оборонческую сторону своей позиции. Если первые три военных займа стали своего рода экспериментами, отражением активного поиска оптимальных для периода войны эмиссионнотехнических характеристик кредитных операций государства и стратегии их размещения, то выпущенный октябре 1915 года четвертый заем был, по сути, результатом этих изысканий. Я чуть было не сказал, что впереди нас ждут жертвы, но понял, что это неподходящее слово.
Будучи уверенным, что победа будет за блоком Центральных держав, а Болгария получит все обещанные территории, царь Фердинанд I, настроенный прогермански, принял окончательное решение выступить на стороне Центральных держав. Внутренняя политическая ситуация и позиция различных партий россии накануне первой мировой войны. Официальный орган русского правительства в Дагестане газета Джаридат Дагистан вынужденно издавалась. В конце 1914 года противоборствующие армии на Западном и Восточном фронтах зарылись окопы. Правда, циркуляре дважды упоминалось о том, сообщаемые сведения не вполне проверенны и, возможно, что являются не вполне достоверными. Февральская революция в России Первая мировая война.
Были случаи, когда за войну до победного конца выступали местные крестьянские съезды 69. Относясь вообще отрицательно к постоянному увеличению вознаграждений, предлагаемых за греческое выступление, я тем не менее готов на этот раз горячо поддержать указанное предположение, если только оно способно побудить Грецию к безотлагательному выполнению своего обязательства отношении Сербии. Все участники старались реализовать свои политические цели, сформировавшиеся за предыдущие десятилетия. Финляндия изъявила готовность выступить на нашей стороне, Румыния тоже. Экономические трудности заставили правительство руководство правительством в годы первой мировой войны обратиться за помощью к союзникам. С началом войны Италия, член Тройственного союза, объявила о своем нейтралитете на том основании, что ни Германия, ни АвстроВенгрия не подверглись нападению.
По каждому из этих пунктов повестки дня перед делегатами выступали два докладчика – от Временного комитета Государственной думы и от Исполкома Петроградского Совета, защищавшие соответственно правительственнобуржуазную и соглашательскую точки зрения. К этому времени турецкое командование, перебросило на Кавказский фронт до 10 дивизий из руководство правительством в годы первой мировой войны Галлиполи, доведя численность своих войск на Кавказском фронте вновь более чем до 250. Рузвельта были вытеснены с ключевых постов американском правительстве. Изменения в государственном аппарате в годы Первой. Всё больше трудящихся требовали немедленного мира и осуждали шовинизм, протестовали против беспощадной эксплуатации, нехватки продовольствия, одежды, топлива, против обогащения верхушки общества. Вместе с тем, немецкие власти практиковали принудительный набор на работу для нужд германской армии.
Причиной тому были не только физические лишения, но и утрата веры победу, потеря смысла борьбы, превратившейся бойню. Одна из крупнейших операций Первой мировой войны, получившая название Галицийской по месту ее проведения, была осуществлена российскими войсками против австровенгерской армии августесентябре 1914 года. Как известно, царизм пытался использовать снятие с фронта отдельных частей для подавления революции, и, возможно, не остановился бы перед открытием фронта противнику, если бы получил этом поддержку военной верхушки. Их лозунги и слова ложились на серьезное народное недовольство В критическое время — апрельсентябрь. Данная концепция развития общества была впервые изложена Энгельсом труде Принципы коммунизма. Изменения в государственном строе России в годы первой мировой войны. Сербская армия сопротивлялась 2 месяца, а затем была вынуждена отступать Албанию.
Первая
мировая война, начавшаяся летом 1914 г.,
была вызвана резким обострением
противоречий между сложившимися задолго
до нее двумя враждебными группировками
крупных империалистических государств
–
Германией, Австро-Венгрией и Италией
(Тройственный союз) и Англией, Францией
и Россией (Антанта). Обе враждующие
группировки преследовали захватнические
цели, особенно воинственно были настроены
германские империалисты.
Россия
вступила в войну 19 июля 1914 г. В планы
господствующих классов России входили
захват принадлежащих Турции Константинополя
и проливов из Черного моря в Средиземное
–
Босфора и Дарданелл, отторжение из
состава Австро-Венгрии Галиции, овладение
Турецкой Арменией.
Изменения
в государственном аппарате.
Во время войны царское правительство
предприняло ряд мер, направленных на
приспособление деятельности отдельных
органов к военным условиям и усиливающих
вмешательство государства в экономику
страны. Ряд изменений свидетельствует
об очередном шаге России по пути
превращения феодальной монархии в
буржуазную.
Государственная
дума. Дума четвертого созыва, избранная
в 1922 г. на основе избирательного закона
от 3 июня 1907 г., представляла собой
октябристско-кадетское учреждение.
Социал-демократическая фракция, включая
большевиков, занимала в Думе 14 мест.
Через три месяца после начала войны она
была обвинена в государственной измене,
арестована, а затем осуждена и выслана
на вечное поселение в Туруханский край.
Дума
созывалась царем не регулярно. По
важнейшим вопросам государственной
жизни царь издавал указы в соответствии
со ст. 87 Основных законов Российской
империи 1906 г. в обход Думы. Лидеры
буржуазных фракций пытались повлиять
на политику правительства, добиться
создания ответственного перед Думой
правительства.
В
августе 1915 г. Лидеры буржуазно-помещичьих
партий в Думе и часть членов Государственного
совета образовали так называемый
Прогрессивный блок, участники которого
стремились не к ликвидации монархии, а
к ее оздоровлению. Основным требованием
блока было создание «правительства
доверия», ответственного перед Думой.
Буржуазия пыталась добиться от царя
уступок, надеясь, что ее представители
в решении государственных дел смогут
довести войну до победного конца и не
допустят революции.
Особые совещания.
Государственный аппарат оказался
неспособным решать поставленные войной
задачи. Возникла необходимость в создании
чрезвычайных органов. В 1915 г. были
образованы межведомственные органы –
особые совещания. Эти органы состояли
из представителей различных учреждений,
ведомств и организаций. Первым было
учреждено Особое совещание по снабжению
армии, которое несколько позднее было
преобразовано в четыре особых совещания:
по обороне, топливу, продовольственному
делу, по перевозке топлива, продовольственных
и военных грузов. 30 августа было создано
Особое совещание по устройству беженцев.
Местными
органами особых совещаний были их
комиссий и уполномоченные. Комиссии
особых совещаний были созданы в губернских
городах, уполномоченные действовали
как в губернских городах, так и в уездных.
Наиболее
важное значение имело Особое совещание
для обсуждения и объединения мероприятий
по обороне, которое относилось к числу
высших государственных учреждений и
не было подведомственно какому-либо
другому органу управления. Оно было
наделено широкими полномочиями.
Председателем его являлся военный
министр, в состав входили: председатели
Государственного совета, Думы, по девять
членов от этих же органов, по одному
представителю по назначению от министерств
– морского, финансов, путей сообщения,
торговли и промышленности и государственного
контроля, пять представителей от военного
министерства, по одному представителю
от Всероссийского земского и городского
союза и четыре представителя от
Центрального военно-промышленного
комитета.
В
компетенцию Особого совещания для
обсуждения и объединения мероприятий
по обороне государства входили высший
надзор за деятельность всех правительственных
заводов, арсеналов и мастерских, а также
частных заводов и предприятий,
изготовляющих предметы боевого и прочего
материального снаряжения армии и флота,
содействие образованию новых заводов
и предприятий такого назначения,
распределение законов между заводами.
Если
последнюю функцию –
распределение заказов выполняло Особое
совещание, то все остальные должны были
реализовать фактически его уполномоченные.
В
соответствии с Правилами о порядке
действия местных уполномоченных 1915 г.,
уполномоченные Особого совещания и их
заместители были назначены не только
в губернские города, но и в крупные
промышленные центры с организацией при
них заводских совещаний.
Особое
совещания явились формой вовлечения
представителей буржуазии во все звенья
учетно-регистрационного аппарата
государства, сращивания финансового
капитала с правительственным аппаратом.
Расширение прав
губернаторов и военных властей в местном
управлении. Военная
обстановка вызвала расширение компетенции
генерал-гебернаторов и военных властей
в местностях, объявленных на военном
положении. Их полномочия и взаимоотношения
определялись Положением о полевом
управлении войск и особыми Правилами
о местностях, объявленных на военном
положении. В период Первой мировой войны
в стране действовало чрезвычайное
законодательство конца XIX
в.
Объявление
местностей на военном положении давало
административной власти в лице
генерал-губернатора чрезвычайно широкие
права – административные, полицейские
и судебные. Он имел право издавать
обязательные постановления по вопросам,
относящимся к предупреждению нарушения
общественного порядка и государственной
безопасности, устанавливать ответственность
в виде тюремного заключения сроком на
три месяца или денежного штрафа до 3
тыс. руб. За нарушение этих постановлений.
Расширение
административной компетенции
генерал-губернаторов состояло вправе:
воспрещать всякие народные, общественные
и частные собрания; делать распоряжения
о закрытии всяких торговых и промышленных
заведений на срок или на все время
военного положения; разрешать чрезвычайные,
приостанавливать и закрывать очередные
собрания сословных и городских учреждений
и в каждом отдельном случае определять
вопросы, подлежащие устранению из
обсуждения этих собраний; приостанавливать
периодические издания на все время
объявленного военного положения;
закрывать учебные заведения на срок до
одного месяца и др.
Для
рассмотрения уголовных дел, переданных
в военные суды генерал-губернатором,
устанавливался особый порядок. Их
рассмотрение и решение должны были
производить в военных судах по правилам,
установленным Военно-судебным уставом.
Наряду с расширением
административных полномочий местных
губернских органов управления, полиции
и суда введение военного положения
означало установление широких прав
военных властей. Положение 1892 г. «О
местностях, объявленных на военном
положении» устанавливало, что с введением
военного положения направление действий
по охране государственного порядка и
общественного спокойствия переходит
к военным властям.
Командующий армией
уполномочивался: воспрещать удаляться
из места жительства таким лицам, которых
по их знанию, ремеслу или занятию
предполагается привлечь к работам для
достижения целей войны; назначать общие
и частные реквизиции; воспрещать вывоз
необходимых для работ орудий и материалов,
а также продовольственных и перевозочных
средств, фуража, дров и тому подобных
предметов, могущих потребоваться для
войны; распоряжаться об уничтожении
строений и истреблении всего, что может
затруднить движение или действие войск.
Более того, командующий армией
уполномочивался на принятие для охраны
государственного порядка или успеха
ведения войны любых мер, не предусмотренных
законом.
Изменения в
системе судебных органов.
Война вызвала изменения в системе
судебных органов и порядке их деятельности.
Законом от 20 июля 1914 г. была утверждена
новая редакция IV
раздела Военно-судебного устава «О суде
в военное время», в котором указывалось,
что в районе театра военных действий и
в местностях, объявленных на военном
положении, военно-судебная власть
принадлежит полковым, этапным,
военно-окружным судам и Главному военному
суду или кассационному присутствию.
При чрезвычайных обстоятельствах в
районах военных действий и местностях,
объявленных на военном положении,
учреждались военно-полевые суды.
Военно-полевой суд формировался из
офицеров в течение суток с момента
совершения преступления и приступал к
разбору дела немедленно. Дело слушалось
при закрытых дверях, приговор вступал
в законную силу и приводился в исполнение
не позднее суток после его вынесения.
Военно-полевым
судам были подсудны все военнослужащие,
лица, состоявшие при армии, жители
неприятельских областей, занятых русской
армией, лица гражданского ведомства в
местностях, объявленных на военном
положении, военнопленные.
Всероссийский
союз земств и городов (Земгор).
В начале войны царизм вынужден был дать
буржуазии разрешение на создание
Всероссийского союза земств и Российского
союза городов, объединившихся затем в
единый Всероссийский союз земств и
городов (Земгор). Этот орган первоначально
занимался организацией госпиталей,
производством медикаментов, заботой о
раненых и больных солдатах, а позднее
был допущен к участию в снабжении фронта
продовольствием и снаряжением.
Местными
органами Земгора были его областные и
местные комитеты. Правительство
представило Земгору права полувоенной
организации. Его чиновники носили
полувоенную форму и освобождались от
военной службы. При помощи Земгора
буржуазия добивалась усиления своего
влияния на государственные дела, получила
возможность более активного проникновения
в государственный аппарат.
Военно-промышленные
комитеты.
В мае 1915 г. Было начато создание влиятельной
организации буржуазии –
военно-промышленных комитетов. Положением
о военно-промышленных комитетах,
утвержденным царем 27 августа 1915 г., они
создавались для содействия правительственным
учреждениям в деле снабжения армии и
флота снаряжением и довольствием. Были
созданы центральный, областные и местные
военно-промышленные комитеты.
По
своему составу и характеру деятельности
военно-промышленные комитеты были
организациями крупного финансового
капитала, при помощи которых капиталисты
извлекали огромные прибыли из военных
заказов. Юридически военно-промышленные
комитеты являлись общественными
организациями.
Таким образом,
война внесла определенные изменения в
государственный механизм Российской
империи, однако они не были принципиальными
и даже сколько-нибудь существенными.
Вновь созданные государственные и
полугосударственные органы лишь
дополняли сложный бюрократический
аппарат, часто работавший на холостом
ходу. Вместе с тем в годы войны возросло
влияние буржуазии на государственное
управление, развился процесс сращивания
государства и монополий. Буржуазия
рвалась к власти. Обострились и всякого
рода противоречия, характерные для
тогдашней России, – противоречия между
трудом и капиталом, борьба крестьян за
землю, национальные конфликты. В стране
назрела революционная ситуация.
Военное управление
в годы Первой мировой войны.
«Положение о полевом управлении войск
в военное время» 1914 г. предусматривало
следующую структуру стратегического
руководства. Действующую армию возглавлял
Верховный Главнокомандующий. Он «есть
высший начальник всех сухопутных и
морских вооруженных сил, предназначенных
для военных действий. Он облекается
чрезвычайной властью, и повеления его
исполняются на театре военных действий
всеми без изъятия правительственными
местами и общественными управлениями,
а равно должностными лицами всех ведомств
и всем населением». Наделение
Главнокомандующего такой властью
привело к тому, что на этот пост накачались
члены царствующего дома, либо его занимал
сам царь.
19 июля (1 августа)
1914 г., в день объявления войны, Николай
II
назначил Великого князя Николая
Николаевича-мл. Верховным Главнокомандующим.
С самого начала Великий князь был
предупрежден о том, что это назначение
носит временный характер. Это сразу
поставило Верховного Главнокомандующего,
получавшего огромную власть, в весьма
двойственное, ущербное положение.
Временный характер
назначения Николая Николаевича-мл. в
большой степени ограничивал его
самостоятельность, в том числе и при
выборе ближайших сотрудников. Обладая
колоссальными полномочиями,
Главнокомандующий не был свободен в
этом важнейшем вопросе. Великий князь
Николай Николаевич-мл. хотел привлечь
генералов Палицына и Алексеева на
наиболее ответственные посты Ставки,
но Николай II
после того, как Николай Николаевич-мл.
изъявил свое согласие стать
Главнокомандующим, просил его принять
штаб уже в сформированном составе.
Кроме того, в
«Положении…», не было четкой формулировки,
подчинявшей Военного министра
Главнокомандующему. Министр отвечал
за укомплектование и снабжение армии,
ведал прохождением службы личного
состава армии. Взаимоотношение боевого
управления и планирования с боевым
снабжением и тылом осталось нерешенным.
Это была застарелая болезнь русского
военного механизма, в рамках которой
межличностные отношения приобретали
особое значение. Эти отношения у
Верховного Главнокомандующего и Военного
министра были враждебными.
Создание Ставки
верховного главнокомандующего как
органа оперативно-стратегического
руководства было новым явлением в
области управления войсками. Местом
расположения Ставки было избрано
местечко Барановичи –
важный железнодорожный узел в Минской
губернии (позже
Ставка была перенесена в Могилев).
При Верховном
главнокомандующем состоял штаб,
являвшийся органом управления всеми
сухопутными и морскими силами,
предназначенными для ведения войны. В
штаб ставки сначала входили управления
генерал-квартирмейстера дежурного
генерала начальника военных сообщений,
военно-морского и управление коменданта
ставки.
Первоначально
штаб ставки рассматривался как орган
оперативного управления, который не
занимался вопросами материально-технического
обеспечения. Этим должны были заниматься
штабы фронтов, непосредственно
связывавшиеся с управлением военного
министерства. Отсутствие централизации
вредно сказывалось на ходе ведения
военных действий.
Война показала,
что успешное стратегическое руководство
невозможно без объединения всех сил и
средств их обеспечения в одних руках.
После вступления Николая II
в должность Верховного Главнокомандующего
(август 1915 г.) Ставка постепенно
сосредоточила в своих руках управление
всеми отраслями снабжения – артиллерийским,
инженерным, авиационным, интендантским,
санитарным и ветеринарным. Штаб Верховного
Главнокомандующего разросся
до нескольких сот человек и включал к
октябрю 1917 года 16 управлений и 3 канцелярии.
В ходе войны были
развернуты фронты: Северный, Западный,
Юго-Западный и Кавказский. Боевой состав
фронта определялся русским командованием
в зависимости от поставленной задачи
и важности направления, на котором
предстояло действовать.
После ряда тяжелых
поражений русской армии Николай II,
не считая для себя возможным оставаться
в стороне от военных действий и считая
необходимым принять на себя в этих
тяжелейших условиях всю ответственность
за положение армии, 23 августа 1915 г.
возложил на себя звание Верховного
Главнокомандующего. При этом подавляющее
большинство членов правительства,
высшего армейского командования и
общественных кругов выступили
категорически против этого решения
императора, пытаясь убедить его оставить
во главе армии Николая Николаевича.
Снятие Николая Николаевича-мл. с поста
Верховного Главнокомандующего вызвало
большое возбуждение в политических
кругах, видевших в этом усиление позиций
императрицы Александры Федоровны и
Г.Е. Распутина.
Вследствие
постоянных переездов Николая II
из Ставки в Петербург, а также
недостаточного знания вопросов
руководства войной командование русской
армии сконцентрировалось в руках
начальника штаба Верховного
Главнокомандующего генерала М.В.
Алексеева и заменявшего его в конце
1916 – начале 1917 гг. генерала В.И. Гурко.
При этом Николай II,
хотя и получал каждый день обстоятельные
доклады о ходе воен. действий, крайне
редко вмешивался в решения Алексеева
и Гурко. Кроме того, длительные отлучки
из столицы привели к тому, что Николай
II
утратил жесткий контроль за правительством,
что вызвало усиление роли его супруги
императрицы Александры Федоровны.
После отречения
от трона Николая II
пост Верховного Главнокомандующего
занимали генерал от инфантерии Алексеев
М.В. (1.04.1917 – 21.05.1917), генерал от кавалерии
Брусилов А.А. (22.05.1917 – 19.07.1917), генерал
от инфантерии Корнилов Л.Г. (19.07.1917 –
27.08.1917), Керенский А.Ф. (30.08.1917 – 3.11.1917),
генерал-лейтенант Духонин Н.Н. (3.11.1917 –
9.11.1917), прапорщик Крыленко Н.В. (9.11.1917 –
5.03.1918).
Значительный вред
военному управлению Россия нанесла
т.н. «министерская чехарда», наряду с
другими ведомствами имевшая место и в
Военном министерстве. Главной причиной
ее было неготовность страны и армии к
современной войне.
Обнаружившийся
недостаток боевого снабжения и другие
недочеты Военного министерства вызвали
общественное негодование. 16 июня 1915
генерал Сухомлинов был снят с должности,
а в марте 1916 года арестован по обвинению
в злоупотреблениях и измене. После
шестимесячного заключения переведен
под домашний арест, после Февральской
революции снова арестован и в сентябре
1917 г. за неподготовленность армии к
войне приговорен к бессрочной каторге,
замененной заключением в крепости. 1
мая 1918 г., как достигший 70-летнего
возраста, освобожден. Умер в Берлине в
1926 г.
Управляющим Военным
министерством (с 10 сентября 1915 г. военным
министром) был назначен генерал от
инфантерии Алексей Андреевич Поливанов.
Одновременно Поливанов по должности
министра возглавил Особое совещание
по обороне государства. В своей
деятельности основное внимание Поливанов
сосредоточил на улучшении снабжения
армии. Во время управления Поливановым
Военным министерством острый кризис в
снабжении армии был в целом преодолен.
Поливанов был сторонником привлечения
широких кругов общественности к военному
производству. Перестройка военной
промышленности дала увеличение
производства в 1916 г. (по сравнению с 1915
г.) винтовок почти в 2 раза, пулеметов –
в 4 раза, патронов – на 70 процентов,
орудий – в 2 раза, снарядов – более чем
в 3 раза. Но Поливанову окружение царя
не простило тесной связи с оппозиционными
кругами Государственной Думы и
представителями буржуазии в Особом
совещании по обороне государства.
15 марта 1916 г.
Поливанов был освобожден от должности.
Военным министром был назначен генерал
от инфантерии
Д.С.
Шуваев,
с декабря 1915 возглавлявший Управление
главного полевого интенданта Ставки
Верховного Главнокомандующего. Выбор
пал на Шуваева во многом потому, что
обязанностью военного министра в этот
период было именно снабжение действующей
армии. Однако и он продержался на своем
посту не больше 9 месяцев.
3 января 1917 г. Д.С.
Шуваев был заменен генералом от инфантерии
М.А. Беляевым. Беляев провел всю службу
в канцеляриях и являлся чиновником-формалистом.
По определению военного историка A.M.
Зайончковского (генерал-лейтенант, в
1917 г. командовал 18 армейским корпусом),
«это был человек, мертвящий всякое живое
дело». Другой историк, А.А. Керсновский,
писал о Беляеве: «человек совершенно
ничтожный, всю жизнь не выходивший из
канцелярии и прозванный в Генеральном
штабе «Мертвой головой»1.
Зато Беляев сумел приобрести расположение
императрицы Александры Федоровны,
которая в своих письмах к императору
Николаю II
неоднократно предлагала кандидатуру
Беляева на пост военного министра.
Коснулась «чехарда»
и Штаба Верховного Главнокомандующего.
Начальниками Штаба Верховного
Главнокомандующего были: генерал
Янушкевич Н.Н. (19 июля (1 августа) 1914 г. –
18 (31) августа 1915 г.), генерал Алексеев
М.В. (18 (31) августа 1915 г. – 10 (23) ноября 1916
г.; 17 февраля (2 марта) – 11 (24) марта 1917 г.;
30 августа (12 сентября) – 9 (22) сентября
1917 г.). В конце 1916 г. и в 1917 г. временно
исполняющими обязанности начальника
штаба были генералы Гурко В.И., Клембовский
В.Н., Деникин А.И., Лукомский А.С., Духонин
Н.Н.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Предложить статью
Причины Первой мировой войны
Первая мировая война, которая началась летом 1914 г., и стала результатом обострившихся противоречий между двумя объединениями крупных империалистических стран:
- так называемый Тройственный союз, объединивший в своем составе Германию, Австро-Венгрию и Италию;
- так называемая Антанта, объединившая в своем составе Англию, Францию, Россию.
Замечание 1
Противоречия сформировались задолго до начала войны, но крайне обострились к лету 1914 г. Названные группы стран боролись за международное превосходство, преследовали захватнические цели. Для России война началась 19 июля 1914 г.
Для уяснения причин изменения государственного управления в годы Первой мировой войны важно понимать, какие цели Россия преследовала, вступая в войну. Буржуазия и помещики активно поддерживали царя, стремясь получить за счет военных действий новые территории, новые рынки сбыта, новые сырьевые источники, а кроме того, получить в прибыль от военных поставок. При этом в пропагандистских целях массам сообщалось, что война носит оборонительный характер, что она направлена на поддержку братских народов. Аналогичная обстановка складывалась и в других странах, участвующих в войне.
На начальном этапе России удалось провести несколько успешных военных операций, однако участие в войне очень быстро обнаружило те недостатки, которые имели место в социально-экономической среде, что стало результатом недостатка вооружения, военного снаряжения и, как следствие, неудач военных действиях и огромного числа жертв среди населения.
Изменения в государственном управлении в годы Первой мировой войны
Во время участия в войне царское правительство использовало специальное правовое регулирование, которое преследовало цель приспособить деятельность органов публичного управления для военных целей, в частности значительно усилилось вмешательство государства в экономические отношения.
Число большевиков в Четвертой Государственной Думе было незначительным, их деятельность была направлена на разоблачение захватнического характера войны, они вели агитацию в среде трудящихся, за что были подвергнуты уголовному преследованию.
Государственная Дума поддерживала политику царя относительно военных действий. Так, Думой были одобрены законопроекты, которые увеличивали налоговое бремя, – были повышены косвенные и прямые налоги. Фактически в рассматриваемый период Государственная Дума поддерживала все проекты законов царского правительства. При этом царь созывал Думу крайне редко – он пользовался своим исключительным законодательным правом ,лично принимал указы в условиях чрезвычайной ситуации, которые в последующем одобрялись Думой. Лидеры господствующих классов, заседающие в Думе, стремились обеспечить личные собственные захватнические интересы в войне, хотели упрочить влияние на политику царя и поэтому добивались формирования ответственного перед Думой правительства.
«Государственное управление в годы Первой мировой войны» 👇
Однако эти попытки царь отметал: он стремился возродить самодержавие, устранив парламентский орган. Для реализации своих планов в августе 1915 г. лидеры буржуазных и помещичьих фракций парламента и члены Государственного Совета образовали «Прогрессивный блок». Они провозгласили целью своей деятельности не ликвидацию монархии, а, напротив, «оздоровление» государственного устройства при сохранении монархической формы правления.
С началом войны стало очевидно, что государственный механизм, обеспечивающий управление в мирное время, не способен решать военные задачи, возникла необходимость учреждения специальных чрезвычайных органов управления. В 1915 г. были учреждены межведомственные особые совещания, в их состав входили представители различных органов исполнительной власти. Так, например, действовало Особое совещание по снабжению армии, в его задачи входило обеспечение обороны, обеспечение армии топливом, продовольствием, а также решение вопросов по доставлению топлива, продовольствия и грузов военного характера войскам.
На местах названные органы были представлены местными отделениями.
Замечание 2
В последующем Особое совещание по снабжению армии была разделено на четыре самостоятельных совещания, которые занимались отдельными направлениями – обороной, топливом, продовольствием и пр.
Так, важнейшую роль в управлении военного времени играла Особое обещание, ведающие вопросами обороны. Этому совещанию был придан статус высшего государственного органа, оно не было подконтрольно ни одному другому органу управления страной. Совещание было наделено широкой компетенцией, в частности:
- надзорными полномочиями в отношении деятельности правительственных и частных заводов, мастерских, которые занимались изготовлением предметов снаряжения для военных сил, а такое арсеналов;
- полномочиями по содействию учреждению новых заводов и предприятий, которые трудились бы для нужд армии.
На территории местного сообщества, где объявлялось военное положение, компетенция Генерал-губернатора значительно расширялась, он наделялся административно-полицейскими и судебными полномочиями, мог издавать обязательные постановления относительно предупреждения нарушений общественного порядка и безопасности страны, в частности предусматривать ответственность в форме тюремного заключения на срок, не превышающий трех месяцев, или денежного штрафа до трех тысяч рублей.
Кроме того, Генерал-губернатор наделялся правом по собственному усмотрению забрать из подсудности в административном производстве дела о преступлениях и проступках, ответственность за которые не превышала трех месяцев заключения или трех тысяч рублей штрафа, для самостоятельного разрешения. Также Генерал-губернатор имел право изымать любые уголовные дела для их рассмотрения по законам военного времени, исключать отдельные категории дел из подсудности судов общей юрисдикции и передавать их на разрешение военного суда, утверждать приговоры по отдельным категория дел, подсудных военным судам.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Изменения в государственном управлении в годы Первой мировой войны
Изменения в государственном управлении в годы Первой мировой войны
Россия была готова только к быстротечной войне: военные запасы были сделаны всего на три месяца. Мобилизация не вызвала общественного недовольства, однако она поглотила квалифицированных рабочих. Приток новых рабочих с низкой квалификацией немедленно отразился на производительности труда, а следователь но, и на объеме производимой продукции. Экспорт сырья для выплат по внешним долгам приводил к его нехватке внутри страны. Выходило из строя оборудование, которое Россия традиционно закупала на Западе (из-за экономической блокады этот источник был во многом закрыт). Все это вызывало сильное падение объема производства. 80 % предприятий работали на военные нужды, что сокращало выпуск потребительских товаров. Начался дефицит, в том числе и промышленных товаров в деревне. Нарушился баланс обмена между городом и деревней, начались рост цен на сельскохозяйственную продукцию и инфляция. Транспортный кризис (в 1916 г. 1/4 часть локомотивного состава была выведена из строя) не только не позволял России подтягивать войска к фронту и перебрасывать по его линии, но и парализовал внутреннюю торговлю.
Война изменила многое в расстановке политических сил внутри страны. Самые актуальные вопросы в государстве отошли как бы на второй план, все внимание сконцентрировалось на войне. Николай II, в 1915 г. принявший на себя командование военными силами и пребывавший в связи с этим в Ставке командования, оказался изолированным от управления страной. В его отсутствие правительство оказалось совершенно дезорганизовано. «Министерская чехарда» (за год сменилось пять министров внутренних дел, четыре министра сельского хозяйства и три военных министра) свидетельствовала о потере самодержавием рычагов управления государством.
Монархия стремительно теряла не только рычаги управления, но и общественную поддержку. В последний период существования монархии всеобщее недовольство вызывала личность близкого ко двору «старца» Г. Распутина. Увлечение мистицизмом при дворе сделало влияние Распутина довольно значительным. Царский фаворит, малограмотный крестьянин, по циркулирующим в России слухам, открыто вмешивался в политику, в военные вопросы, часто от его мнения зависела судьба министров и других членов правительства.
Недовольство политикой правительства проявилось в работе IV Государственной думы, созванной в 1912 г. Центральными вопросами в Думе стали:
Однако с затягиванием войны отношение партий к ней менялось. В течение 1916 г. легальная оппозиция умножила атаки против самодержавия. Когда Дума собралась 13 ноября 1916 г., в стране сложилась уже критическая обстановка. В своей речи в Думе, текст которой распространялся по всей стране в списках, П. Н. Милюков утверждал, что политика правительства продиктована «либо глупостью, либо изменой». А. Керенский от имени трудовиков потребовал отставки всех министров, «предавших свою страну».
25 февраля 1917 г. император издает указ о роспуске Государственной Думы. Ее депутаты создают 27 февраля Временный комитет
Государственной Думы, на основе которого позже было создано Временное правительство.
Первая мировая война привела к существенным переменам в государственном управлении Россией.
Необходимость решения чрезвычайных задач военного времени, перестройки хозяйства на военный лад обусловили создание чрезвычайных органов в стране.
Прежде всего был образован ряд межведомственных учреждений – особые совещания. В 1915 г. создано особое совещание по снабжению армии, которое позднее преобразовано в четыре особых совещания по обороне, топливу, продовольственному делу и по перевозкам продовольствия и военных грузов, 30 августа 1915 г. создано пятое особое совещание по устройству беженцев.
Особые совещания состояли из представителей соответствующих учреждений, ведомств и организаций. Так, в особое совещание по обороне входили: военный министр (председатель), председатель Государственного совета, председатель Государственной Думы, 9 членов Государственного совета, 9 депутатов Государственной Думы и пр. Примерно таким же образом были созданы и другие особые совещания.
Каждое совещание могло образовывать комиссии и комитеты в соответствии со своими функциями и задачами для предварительной подготовки вопросов, подлежащих обсуждению на совещаниях. Особые совещания имели право: издавать временные правила, обязательные к исполнению, налагать секвестр, устанавливать предельные цены, проводить реквизицию, заготавливать все необходимое для армии.
Практической задачей особых совещаний являлось улучшение снабжения армии. Однако, несмотря на большие полномочия и широкое представительство в них правительственных учреждений и общественных организаций, особые совещания плохо справлялись со своими функциями по снабжению армии.
Война вызвала изменения в органах военного управления в армии и потребовала расширения прав военных властей.
С момента объявления мобилизации вступило в действие Положение о полевом управлении войск, утвержденное 16 июля 1914 г. Полномочия военных властей и их взаимоотношения с органами гражданского управления определялись этим Положением и особы ми Правилами о местностях, объявленных на военном положении. Согласно Положению территория развертывания и действий вооруженных сил и их тыловых учреждений составляла театр военных действий. Все гражданское управление театра военных действий подчинялось главным начальникам соответствующих военных округов или военным генерал-губернаторам. Положение определяло структуру полевого аппарата управления войсками (ставки). Верховный главнокомандующий, являвшийся высшим начальником всех сухопутных и морских вооруженных сил, наделялся чрезвычайными полномочиями.
В районе театра военных действий его приказания исполнялись наравне с законами и распоряжениями центральных властей всеми правительственными учреждениями. Он подчинялся только царю и за свои действия нес ответственность только перед ним. Командующий армией мог принимать меры по обеспечению общественного порядка, государственной безопасности, совершенствованию обороны. За нарушение обязательных постановлений командующий армией мог устанавливать наказания, не превышающие трехмесячного заключения, или штраф до 3 тыс. рублей.
Для содействия правительственным учреждениям в снабжении армии и флота по инициативе представителей промышленности в годы Первой мировой войны были созданы военно-промышленные комитеты, функциями которых являлись:
– посредничество между казной и промышленностью;
– распределение военных заказов;
– регулирование сырьевого рынка и снабжение предприятий сырьем;
– регулирование внешней торговли;
– нормирование цен на сырье, т. е. мобилизация торговли;
– регулирование рынка труда и транспорта.
При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы, примирительные камеры и биржи труда. Эти органы брали на себя улаживание конфликтов между рабочими и предпринимателями.
В ноябре 1916 г. принимается постановление о введении продовольственной разверстки, устанавливаемой уполномоченными особых совещаний или земской управой. Расчет за изымаемые продукты производили в твердых ценах, в случае отказа назначалась реквизиция по ценам на 15 % ниже твердых. Устанавливалась карточная система для населения: продукты продавались несколько раз в неделю, ограничивали отпуск товаров в одни руки, лимитировали карточки.
В мае 1915 г. был создан Главный продовольственный комитет, в компетенцию которого входили сбор сведений о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, установление плана перевозок продовольствия и заготовительная деятельность. На местах создавались отраслевые отделения комитета и местные губернские комитеты. Это были чрезвычайные экономические органы.
Осенью 1916 г. параллельно с государственно-промышленными органами стали создаваться общественные организации, объединившиеся в Союз земств и городов (Земгор). Своей задачей они ставили оказание помощи раненым (организация госпиталей, поставка медикаментов, подготовка медперсонала), распределение заказов мелким предприятиям и посредничество между ними и казной. Юридической основой деятельности Союза стали договоры, заключавшиеся разными земствами между собой. Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации. Чиновники Земгора носили форму и освобождались от военной службы.
В годы войны произошли изменения в системе судебных органов. 20 июля 1914 г. утверждена новая редакция IV раздела военно-судебного устава «О суде в военное время». Согласно уставу в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, учреждались полковые и равные им корпусные военно-окружные суды и Главный военный суд, или Кассационное присутствие. При чрезвычайных обстоятельствах в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, образовывались военно-полевые суды. При полевом управлении главнокомандующим армиями фронта назначался заведующий военно-судной частью. Полковой командир имел право изменять состав полкового суда по истечении срока полномочий судей. Временные члены корпусных и военно-окружных судов назначались из строевых офицеров соответствующими командирами. Председатель Кассационного присутствия назначался царем.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Павел I. Изменения в государственном управлении
Павел I. Изменения в государственном управлении
Сын Екатерины II и Петра III – Павел более 30 лет дожидался осуществления своего права царствовать. Он вступил на престол уже зрелым человеком, имея сформированный план преобразований. Первым делом все крупные чиновники
Конституция СССР 1977 г. Изменения в государственном управлении
Конституция СССР 1977 г. Изменения в государственном управлении
Очередная Конституция СССР была принята 7 октября 1977 г. на внеочередной VII сессии Верховного Совета СССР десятого созыва. Во вводной ее части была дана краткая характеристика основных этапов истории страны
Накануне Первой мировой войны, 1914–1917 годы
Накануне Первой мировой войны, 1914–1917 годы
Однако изменение международной обстановки грозило прервать плодотворную работу Соединенных Штатов. Европейские нации обзавелись непомерно большими армиями. Помимо этого, тысячи резервистов стояли наготове. Попирая чужие
Императорская семья накануне и в годы Первой мировой войны
Императорская семья накануне и в годы Первой мировой войны
К началу войны дети Николая II и Александры Федоровны представляли собою прелестное сообщество из четырех сестер и брата в возрасте от 10 до 19 лет. Мы расстались с ними, когда Алексей Николаевич только родился, а
Внешняя политика. Япония в годы Первой мировой войны
Внешняя политика. Япония в годы Первой мировой войны
Вступление Японии в войну 1914 года формально было объяснено выполнением союзнического (англо-японский союз) долга по отношению к Англии, с которой Япония уже довольно давно расторгла старый неравноправный договор и
I Германия и русские революционеры в годы первой мировой войны
I Германия и русские революционеры в годы первой мировой войны
От редактора-составителяВзаимоотношения между большевистской партией и кайзеровским правительством в годы мировой войны долгое время оставались для историков загадкой. Сенсацией разносились по миру
Императорская семья накануне и в годы Первой мировой войны
Императорская семья накануне и в годы Первой мировой войны
К началу войны дети Николая II и Александры Федоровны представляли собою прелестное сообщество из четырех сестер и брата в возрасте от 10 до 19 лет. Мы расстались с ними, когда Алексей Николаевич только родился, а
Императорская семья накануне и в годы Первой мировой войны
Императорская семья накануне и в годы Первой мировой войны
К началу войны дети Николая II и Александры Федоровны представляли собою прелестное сообщество из четырех сестер и брата в возрасте от 10 до 19 лет. Мы расстались с ними, когда Алексей Николаевич только родился, а
Криптография в годы Первой мировой войны
Криптография в годы Первой мировой войны
Экономический потенциал, уровень военных, технических и научных возможностей каждой из сторон, степень и уровень оснащенности линий связи, готовность к получению информации о противнике, как лакмусовая бумажка, выявила война.
Англия в годы первой мировой войны
Англия в годы первой мировой войны
1 августа 1914 г. Германия объявила войну России, 3 августа — Франции. И лишь к ночи 4 августа Англия объявила войну Германии. Для этого был выбран удобный повод: вторжение германских войск в нейтральную Бельгию, что давало возможность
26. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. ПРИ АЛЕКСАНДРЕ I
26. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. ПРИ АЛЕКСАНДРЕ I
В 1802 г. Александр I (1777–1825) своим Манифестом об образовании министерств заменил коллегиальный принцип принятия решений в органах центрального управления на принцип единоначалия а
Николай Литвин Украинская проблема в годы Первой мировой войны
Николай Литвин
Украинская проблема в годы Первой мировой войны
Великая война, как называли ее современники, стала катализатором новой волны национального духа и шовинистических настроений в Австро-Венгрии, России и Германии. Известный психоаналитик Зигмунд Фрейд в
Глава 6 ИНДИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕ НЕЕ
Глава 6
ИНДИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕ НЕЕ
Объявление Англией войны с Германией в августе 1914 г. оказало большое воздействие на развитие событий в Индии. Она автоматически была вовлечена в войну на стороне метрополии и ее союзников. Вместе с тем руководство
Тема 9. Украина в годы первой мировой войны, революции и гражданской войны
Тема 9. Украина в годы первой мировой войны, революции и гражданской войны
Первая мировая война и украинский вопрос
На переломе XIX–XX веков оформились два мощных военно-политических блока, поставившие своей целью передел сфер влияния в мире. С одной стороны — это