ПЛАН-КОНСПЕКТЫ
ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
1. Требования безопасности при проведении занятий по тактической подготовке, возможные последствия их нарушения (показать на конкретных примерах).
2. Ответственность (обязанности) должностных лиц и личного состава по соблюдению требований безопасности. Скачать
Тактико-строевое. Действия при перевозке войск. Погрузка вооружения и военной техники на подвижной состав (вагоны, суда, самолеты и вертолеты) и посадка личного состава. Выгрузка техники, вооружения в оборудованных и необорудованных местах. Проведение мероприятий, обеспечивающих безопасность погрузки и перевозки. Скачать
Показное. Ознакомление с вооружением и военной техникой воинской части. Скачать
Общевойсковой бой, виды боя. Общие обязанности военнослужащего в бою. Нормы Международного гуманитарного права. Скачать
Рассказ. Общевойсковой бой, способы его ведения и средства вооруженной борьбы. Бой как понятие, его составляющие (удар, огонь, маневр). Черты современного общевойскового боя и требования предъявляемые к нему. Общие обязанности военнослужащего в бою. Нормы Международного гуманитарного права.Скачать
Тактико-строевое. Основы управления в бою. Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью. Изучение нормативов: «Надевание противогаза или респиратора» и «Надевание общевойскового защитного комплекта и противогаза».Скачать
Тактико-строевое. Подготовка обороны. Выбор места для стрельбы с учетом маскирующих и защитных свойств местности, а также местных предметов; его оборудование и маскировка. Подготовка к ведению огня днем (ночью): изучение местности; определение расстояний до ориентиров; закрытых (непоражаемых) участков местности и вероятных путей движения противника. Наблюдение за противником и местностью днем (ночью), доклад командиру о результатах наблюдения. Изучение нормативов: «Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета, гранатомета (огнемета) и зенитных средств», «Занятие окопа, траншеи, позиции (огневой позиции), опорного пункта или указанного места военнослужащим».
Скачать
Действия солдата в обороне. Переход к обороне вне соприкосновения с противником. Выбор и занятие места для стрельбы. Отрывка и маскировка одиночного окопа (лежа). Приспособление местных предметов к обороне, расчистка сектора обстрела и маскировка окопа. Подготовка оружия и боеприпасов к ведению огня. Наблюдение за полем боя. Изучение нормативов: «Занятие окопа, траншеи, позиции (огневой позиции), опорного пункта или указанного места военнослужащим» и «Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета, гранатомета (огнемета) и зенитных средств».
Переход к обороне в условиях непосредственного соприкосновения с противником. Занятие места для стрельбы под огнем противника. Самоокапывание и маскировка окопа (лежа). Ведение наблюдения. Действия по командам и сигналам командира отделения. Отражение атаки противника в ходе оборонительного боя. Ведение огня по команде командира и самостоятельно. Оценка и выбор цели, прицела и точки прицеливания. Отражение атаки живой силы противника. Уничтожение противника огнем, гранатой и в рукопашном бою. Изучение нормативов: «Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета, гранатомета (огнемета) и зенитных средств», «Изготовка к стрельбе из различных положений (лежа, с колена, стоя, из-за укрытия) при действиях в пешем порядке» и «Снаряжение магазина (ленты) патронами (присоединение порохового заряда к гранате)».
Скачать
Тактико-строевое. Действия при отражении атаки противника. Действия солдата во время огневой подготовки наступления противника, с получением сигнала о непосредственной угрозе применения противником оружия массового поражения. Ведение огня по противнику по мере его подхода к переднему краю обороны, смена места для стрельбы. Борьба с танками противника при преодолении заграждений и непосредственно перед позицией. Уничтожение противника перед позицией и при бое в траншее, взаимное прикрытие огнем в ходе боя, само- и взаимопомощь при ранении. Изучение нормативов: «Действия подразделения в обороне по занятию укрытия», «Действия подразделения в обороне при выходе из укрытия», «Смена огневой позиции (позиции, опорного пункта) в обороне (отход боевого охранения (огневой засады)) на новую (основную или запасную позицию): военнослужащим (расчётом)», «Обнаружение целей», «Развертывание пакета перевязочного индивидуального» и «Наложение первичной повязки».
Скачать
Тактико-строевое. Способы и приемы передвижения солдата в бою при действиях в пешем порядке. Приемы и способы передвижения на поле боя (ускоренным шагом, бегом, перебежками и переползанием), их применение в зависимости от интенсивности огня противника и рельефа местности. Сочетание огня с движением, использование местных предметов и укрытий в ходе передвижения для наблюдения и ведения огня. Наблюдение за противником и местностью в ходе передвижения, доклад командиру о результатах наблюдения. Изучение нормативов: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)», «Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета, гранатомета (огнемета) и зенитных средств» и «Надевание противогаза или респиратора».
Скачать
Способы и приемы передвижения солдата в бою при действиях в пешем порядке. Преодоление препятствий на поле боя. Приемы и способы передвижения на поле боя (ускоренным шагом, бегом, перебежками и переползанием), их применение в зависимости от интенсивности огня противника и рельефа местности. Сочетание огня с движением, использование местных предметов и укрытий в ходе передвижения для наблюдения и ведения огня. Наблюдение за противником и местностью в ходе передвижения, доклад командиру о результатах наблюдения. Преодоление минно-взрывных заграждений в составе отделения бегом в колонну по одному (по два) или на боевой машине по заранее проделанному проходу. Преодоление препятствий с опорой на плечи товарища, с помощью подручных средств, оказание помощи одним военнослужащим другому военнослужащему при перелезаниях через препятствия и т.д. Тренировка безопорных и опорных прыжков. Изучение нормативов: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)», «Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета, гранатомета (огнемета) и зенитных средств» и «Надевание противогаза или респиратора».
Скачать
Действия солдата в наступлении. Способы и приемы передвижения в бою при действиях в пешем порядке. Выбор укрытия, путей движения, приемов и способов передвижения: ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками и переползанием. Передвижение в бою в пешем порядке с использованием местности, местных предметов, уничтожение противника на ходу, с коротких остановок и с места после передвижения. Подготовка к атаке и ведение наступления. Подготовка к атаке: пополнение запасов боеприпасов, заряжание оружия, снаряжение гранат, выбор пути движения в атаку и наблюдение за сигналами командира. Движение в атаку. Преодоление минно-взрывных заграждений и различных препятствий, поражение целей противника огнем на ходу, уничтожение противника гранатами, порядок действий в паре и тройке по взаимному прикрытию огнем друг друга. Бой в траншее, ходе сообщения, воронке. Уничтожение противника огнем в упор и в рукопашном бою. Выполнение нормативов: «Действия подразделения в обороне по занятию укрытия», «Действия подразделения в обороне при выходе из укрытия», «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)», «Изготовка к стрельбе из различных положений (лежа, с колена, стоя, из-за укрытия) при действиях в пешем порядке» и «Укладка полного боевого комплекта в БТР (МТ-ЛБ и другие машины)».
Скачать
Тактико-строевое. Действия при подготовке и ведении наступления из положения непосредственного соприкосновения с противником. Подготовка к наступлению: пополнение боеприпасов, подготовка снаряжения, заряжание оружия, снаряжение гранат, выбор пути движения в атаку. Выход из траншеи и сближение с противником. Ведение огня на ходу. Преодоление минного поля (инженерных заграждений) и продолжение атаки, наблюдение за сигналами командира и действия по ним. Уничтожение противника в траншее и ходах сообщений, взаимное прикрытие огнем в ходе боя. Изучение нормативов: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)», «Доставка боеприпасов под огнем противника»; и «Оттаскивание «раненого»».
Скачать
Тактико-строевое. Действия при наступлении с выдвижением из глубины. Размещение личного состава в боевой машине (десантом на танке), занятие места в БМП (БТР, МТ-ЛБ). Выдвижение к рубежу перехода в атаку, подготовка оружия к спешиванию, спешивание. Преодоление минного поля (инженерных заграждений), ведение огня на ходу, атака переднего края обороны и уничтожение противника в первой траншее гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою. Действия при пленении противника. Изучение нормативов: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)», «Доставка боеприпасов под огнем противника» и «Надевание противогаза или респиратора».
Скачать
Тактико-строевое. Действия при совершении марша в пешем порядке. Подготовка снаряжения и оружия к движению. Ведение наблюдения в ходе движения и доклад командиру об изменениях обстановки. Действия при обнаружении инженерных заграждений; при встрече с группами противника и нападении его из засады; при воздушных налетах; при обнаружении очагов пожаров, участков заражений (разрушений). Оказание помощи раненым и их транспортировка. Изучение нормативов: «Определение направления (азимута) на местности», «Движение по азимутам в пешем порядке», «Использование шприц-тюбика из аптечки индивидуальной (АИ)», «Оттаскивание «раненого»», «Надевание противогаза или респиратора» и «Надевание общевойскового защитного комплекта и противогаза».
Скачать
Тактико-строевое. Действия солдата при расположении на месте. Выбор места расположения для отдыха, устройство ночлега, обогрев в зимних условиях. Способы добычи воды, ее обеззараживание и употребление. Разведение (добывание) огня, приготовление пищи.
Скачать
Самостоятельная подготовка. Современный общевойсковой бой. Предназначение и боевые задачи мотострелкового отделения, мотострелкового и танкового взвода. Огневые средства отделения и взвода. Походный, предбоевой и боевой порядки отделения и взвода. Обеспечение боевых действий отделения и взвода. Общие обязанности солдата в бою и по его штатному предназначению. Кодекс поведения военнослужащего Российской Федерации.
Скачать
Тактико-строевое. Сигналы и команды, подаваемые в боевой обстановке. Сигналы управления и оповещения, определенные строевым уставом и дополнительные (установленные командиром): сигнальными ракетами, дымами, рукой, флажками, лучом света (прожектором, фонарем), звуковыми средствами (стрельбой, свистом, сигнальной трубой, имитацией криков птиц и животных, ударами в металлические предметы). Команды и сигналы, подаваемые голосом и по средствам связи. Тренировка в выполнении сигналов и команд днем и ночью.
Скачать
Тактико-строевое. Обязанности наблюдателя. Выбор места для наблюдения, его занятие, оборудование и маскировка, оснащение наблюдательного поста. Назначение сектора и зон для наблюдения. Изучение местности, определение расстояний до ориентиров и местных предметов. Приемы наблюдения за противником и местностью, действиями соседей и за сигналами командира на месте и в движении. Демаскирующие признаки различных целей, их обнаружение. Сочетание наблюдения невооруженным глазом и с использованием средств наблюдения: оптических прицелов, биноклей, труб разведчика, стереотруб (в том числе против солнца). Наблюдение в ночных условиях, порядок освещения местности, подслушивание. Соблюдение светомаскировки. Определение расстояний до целей: по отрезкам местности, по степени видимости и кажущейся величине. Измерение вертикальных и горизонтальных углов. Целеуказание от ориентиров и местных предметов. Доклад о результатах наблюдения. Смена наблюдателей. Изучение нормативов: «Составление схемы местности с определением расстояний до ориентиров», «Обнаружение целей», «Определение координат целей (объектов)», «Определение направления (азимута) на местности», и «Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметровыми делениями)».
Скачать
Тактико-строевое. Передвижение на поле боя. Выбор места и скрытное расположение на нем для наблюдения и ведения огня; самоокапывание и маскировка. Выбор пути движения. Приемы и способы передвижения на поле боя: ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками и переползанием. Применение различных способов передвижения в зависимости от интенсивности огня противника и рельефа местности. Сочетание огня с движением. Использование непоражаемого пространства, местных предметов и укрытий в ходе передвижения для наблюдения и ведения огня. Тренировка в одиночном передвижении на поле боя с использованием защитных и маскирующих свойств местности и местных предметов. Наблюдение за полем боя и доклад о результатах наблюдения. Изучение нормативов: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)» и «Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета, гранатомета (огнемета) и зенитных средств».
Скачать
Тактико-строевое. Подготовка к обороне. Основные, запасные и временные огневые позиции, укрытия. Использование местных предметов для занятия огневой позиции. Выбор места, оборудование окопа и его маскировка. Изучение местности; тренировка в определении расстояний до ориентиров; определение закрытых и непростреливаемых участков местности, вероятных путей движения противника. Подготовка к ведению огня днем и ночью. Наблюдение за полем боя днем и ночью. Доклад о результатах наблюдения. Изучение нормативов: «Занятие окопа, траншеи, позиции (огневой позиции), опорного пункта или указанного места», «Доставка боеприпасов под огнем противника» и «Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета, гранатомета (огнемета) и зенитных средств».
Скачать
Тактико-строевое. Действия в обороне при отражении атаки противника. Действия при налете самолетов (вертолетов), артиллерийском (минометном) обстреле противником. Действия при обстреле из ручного гранатомета, подствольного гранатомета и при применении противником ручных осколочных гранат. Ведение огня по команде командира и самостоятельно. Смена огневой позиции (места для стрельбы). Бой с противником, ворвавшимся в траншею, оказание помощи товарищу. Особенности ведения обороны в населенном пункте. Выбор места для стрельбы в здании, в окне (бойнице, амбразуре), на чердаке, на крыше, в подвале и других местах, его оборудование, смена огневой позиции. Подготовка проломов в стенах для ведения огня изнутри здания, скрытого перемещения, использование заграждений. Особенности борьбы с бронеобъектами противника. Использование подземных коммуникаций и промежутков между домами для скрытого перемещения. Укрытие в подвальных помещениях при артиллерийских обстрелах и ведении огня прямой наводкой. Особенности ведения боя в здании. Меры предосторожности при наличии в населенном пункте мирных жителей. Само- и взаимопомощь при ранении. Изучение нормативов: «Действия подразделения в обороне по занятию укрытия», «Действия подразделения в обороне при выходе из укрытия», «Смена огневой позиции (позиции, опорного пункта) в обороне (отход боевого охранения (огневой засады)) на новую (основную или запасную позицию)», «Обнаружение целей», «Развертывание пакета перевязочного индивидуального» и «Наложение первичной повязки».
Скачать
Тактико-строевое. Борьба с танками, бронированными машинами и противотанковыми средствами. Боевые возможности вооружения подразделения по поражению бронеобъектов, их уязвимые места. Приемы и способы борьбы с танками, бронированными машинами и противотанковыми средствами противника, особенности борьбы с ними в населенном пункте, в горах и в лесу. Тренировка солдата в применении вооружения для уничтожения танков, бронированных машин и противотанковых средств противника. Обкатка личного состава танками.
Скачать
Тактико-строевое. Борьба со средствами воздушного нападения противника. Силуэты и опознавательные знаки самолетов и боевых вертолетов. Тренировка солдата в применении вооружения для борьбы с низколетящими самолетами, вертолетами и воздушными десантами противника. Использование тактических свойств местности, местных предметов и фортификационных сооружений для защиты от налетов самолетов и вертолетов противника. Применение табельных и подручных средств для борьбы с высокоточным оружием.
Скачать
Тактико-строевое. Подготовка и движение в атаку, действия при наступлении с выдвижением из глубины. Занятие места в БМП (БТР). Подготовка вооружения к использованию. Выдвижение к рубежу перехода в атаку, спешивание, действия при артиллерийском (минометном) обстреле противника, преодоление минно-взрывных заграждений, ведение огня на ходу, атака переднего края обороны и уничтожение противника в первой траншее гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою. Действия при обнаружении огневых средств противника, встрече с бронетехникой противника, ведении огня снайпером противника, при появлении самолетов (вертолетов). Действия при остановке атаки. Ведение переговоров по средствам связи. Действия при пленении противника. Поддержка соседа огнем для его продвижения вперед. Изучение нормативов: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)» и «Доставка боеприпасов под огнем противника».
Скачать
Тактико-строевое. Подготовка и движение в атаку, действия при наступлении с выдвижением из глубины. Занятие места в БМП (БТР). Подготовка вооружения к использованию. Выдвижение к рубежу перехода в атаку, спешивание, действия при артиллерийском (минометном) обстреле противника, преодоление минно-взрывных заграждений, ведение огня на ходу, атака переднего края обороны и уничтожение противника в первой траншее гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою. Действия при обнаружении огневых средств противника, встрече с бронетехникой противника, ведении огня снайпером противника, при появлении самолетов (вертолетов). Действия при остановке атаки. Ведение переговоров по средствам связи. Действия при пленении противника. Поддержка соседа огнем для его продвижения вперед. Изучение нормативов: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)» и «Доставка боеприпасов под огнем противника».
Скачать
Тактико-строевое. Подготовка и ведение боя ночью. Выбор места для стрельбы, подготовка оружия, средств ночного видения к ведению боя ночью. Приемы и способы наблюдения и ведения огня ночью. Соблюдение тишины, выдерживание направления движения в атаку, приемы бесшумного движения в атаку и преодоления препятствий. Действия в составе осветительного поста. Предохранение средств ночного видения от засветки. Определение места цели и ее характера по звукам и вспышкам выстрелов. Уничтожение противника прицельным огнем при освещении местности. Изучение норматива: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)».
Скачать
Тактико-строевое. Действия в сторожевом охранении (в секрете). Выбор, оборудование и маскировка позиции. Организация наблюдения за подступами к охраняемому подразделению, подготовка к ведению огня. Порядок пропуска военнослужащих (пропуск и отзыв). Действия солдата при приближении местных жителей и при попытке проникновения диверсионно-разведывательных групп противника в расположение подразделения. Ведение боя на занимаемой позиции. Порядок обращения с гражданскими лицами. Изучение нормативов: «Определение направления (азимута) на местности» и «Использование шприц-тюбика из аптечки индивидуальной (АИ)».
Скачать
(01) Тактико-строевое. Выживание солдата в различных условиях. Выбор места расположения для отдыха. Устройство ночлега, установка палатки. Приготовление пищи в котелке в различных условиях и с использованием подручных средств. Способы добычи воды, ее обеззараживание и употребление. Разведение (добывание) огня. Порядок и способы сбора дикорастущих растений, ловли рыбы и поимки диких животных для питания. Уничтожение следов своего пребывания. Способы эвакуации, укрытия, обозначения мест нахождения раненых летом и зимой.
Особенности ведения боевых действий зимой. Особенности подготовки вооружения, боевой техники и средств индивидуальной защиты к применению в условиях низких температур. Предупреждение переохлаждения и обморожения. Просушка обмундирования и обуви. Особенности оборудования окопов в мерзлых грунтах полунасыпного типа с применением льда, снега и земленосных мешков. Использование маскирующих свойств местности. Использование маскировочных халатов и маскировочной окраски техники. Маскировка огневых позиций, мест, потемневших от выхлопных (пороховых) газов и следов гусениц снегом. Особенности применения минно-взрывных заграждений зимой. Особенности ведения наблюдения в условиях плохой видимости. Спешивание и постановка на лыжи. Ведение наступления на лыжах. Особенности обнаружения минно-взрывных заграждений зимой. Использование условий, затрудняющих видимость (метель, снегопад) при ведении наступления, особенности ориентирования, взаимодействия и ведения огня в таких условиях. Правила транспортировки раненых на носилках и на подручных средствах. Взаимное опознавание при выходе в расположение своих войск. Изучение нормативов: «Укрытие личного состава в убежищах в полевом районе», «Измерение расстояний (углов) на местности с помощью бинокля (линейки с миллиметровыми делениями)» и «Оттаскивание «раненого»».
Скачать
Тактико-строевое. Переход к обороне вне соприкосновения с противником и ведение боя. Состав боевых групп в мотострелковом отделении, распределение обязанностей между военнослужащими в боевых группах при ведении оборонительного боя. Занятие отделением боевой позиции. Ведение наблюдения, расчистка полосы обзора и обстрела, установка малозаметных препятствий. Действия отделения во время огневой подготовки наступления противника. Действия боевых групп, БМП (БТР, МТ-ЛБ) при уничтожении атакующих танков, бронированных машин и пехоты противника. Маневр в ходе боя (смена позиции). Эвакуация экипажа «поврежденной» боевой машины. Порядок действий при применении противником оружия массового поражения. Н-Т-1б, 2, 4, 6, 7; Н – РХБЗ-6.
Скачать
Методика проведения занятий по тактической подготовке Методика проведения занятий по тактической подготовке
Высокая тактическая выучка подразделений
достигается систематическим и интенсивным
обучением, в ходе которого в ограниченное
время обучаемые решают различные задачи,
требующие от них большого объема знаний,
умений и навыков. Возросшие требования
к тактической подготовке вынуждают
постоянно совершенствовать существующие
и изыскивать новые формы, методы и
средства обучения, позволяющие в более
короткие сроки осваивать способы ведения
боевых действий.
Тактическая подготовка представляет
собой стройную систему учебных и
воспитательных мероприятий, имеет
конкретное содержание для всех категорий
обучаемых, определенную организацию
планирования, свои формы, методы, приемы
и средства обучения и воспитания, а
также количественные и качественные
показатели и нормативы, характеризующие
уровень тактической выучки.
Обучение – организованный и планомерный
процесс, включающий множество занятий
и учений. Условия проведения занятий и
учений, их продолжительность, а также
характер действий руководителя и
обучаемых могут быть самыми разнообразными,
поэтому для их систематизации введено
понятие «форма обучения».
Под формой обучения понимается
организационная сторона учебного
процесса, которая отражает в первую
очередь совокупность тех условий, в
которых осуществляется обучение, а
именно: состав обучаемых, структуру
занятия, место его проведения,
продолжительность, характер действий
руководителя занятий (учений) и обучаемых.
Они зависят от специфики военного
обучения и содержания предметов обучения,
требований, предъявляемых к подготовке
личного состава и подразделения в целом,
организационной структуры подразделений
и других факторов.
Тактико-строевые занятия являются
одной из форм обучения и начальной
ступенью боевой слаженности подразделений,
первыми шагами на пути к коллективному
боевому мастерству.
На тактико-строевых занятиях отрабатываются
техника выполнения приемов и способы
действий подразделений в различных
видах боя, сержанты и офицеры получают
практику в управлении подчиненными
подразделениями. При этом каждый прием
и способ действия сначала отрабатывается
по элементам в медленном темпе, а затем
слитно в пределах времени, установленного
нормативами. Тактическая обстановка
создается для отработки каждого учебного
вопроса отдельно и не связывается единым
замыслом. Противник обозначается
необходимым комплектом мишеней, макетов
или специально выделенными подразделениями.
Тактические учения – высшая и
наиболее эффективная форма обучения,
важнейшее средство боевого слаживания
подразделений, повышения их полевой
выучки и боевой готовности к решительным
действиям по выполнению боевых задач
в различных видах боя.
В ходе тактических учений подразделения
обучаются ведению боевых действий в
сложной, непрерывно развивающейся
тактической обстановке, днем и ночью,
на разнообразной местности, в любых
погодных условиях. Командиры овладевают
искусством организации боя и управления
подразделениями в бою, тактического
мышления и инициативы. Учения проводятся
по комплексным темам, включающим в себя
различные виды и способы боевых действий,
и должны способствовать развитию у
воинов активности, решительности,
стремления с первых минут боя обрушить
на противника всю свою мощь и вести
боевые действия до полного его разгрома.
На тактических учениях с боевой стрельбой
обучение осуществляется с реальным
ведением огня из всех видов оружия
штатных, приданных и поддерживающих
подразделений.
Для успешного решения учебно-воспитательных
задач недостаточно знать только формы
обучения, необходимо еще уметь обучать,
что находит свое выражение в правильном
и эффективном применении в ходе занятий
и учений различных методов обучения.
В зависимости от категорий обучаемых,
уровня их подготовки, цели занятия и
других факторов используются различные
методы обучения. Так, для приобретения
теоретических знаний применяются
лекционный метод, рассказ (объяснение),
беседа, показ (демонстрация) и
самостоятельное изучение учебного
материала; для формирования умений и
навыков – упражнение (тренировка) и
практическая работа.
В ходе тактической подготовки при
обучении роты и батальона применяется
несколько методов в сочетании друг с
другом: на тактико-строевых занятиях –
упражнение (тренировка), объяснение,
показ (демонстрация); на тактических
учениях – практическая работа, упражнение
(тренировка); на разборах – объяснение
и показ (демонстрация).
Объяснение – изложение учебного
материала с доказательствами и
рассуждениями руководителя. Оно
применяется для раскрытия положений
уставов, наставлений и другого материала
и заключается в кратком устном изложении
того или иного изучаемого положения
руководителем или обучаемыми, а также
в обосновании и анализе ими принятых
решений, выполненных действий. Объяснение
обычно сочетается с другими методами
обучения и может предшествовать
упражнению или показу, использоваться
в ходе и после упражнений и практической
работы, на разборах учений.
Показ (демонстрация) применяется
для формирования у обучаемых правильных
представлений о выполнении какого-либо
приема или действия, а также для
зрительного восприятия. Показ обычно
сопровождается кратким объяснением,
рассказом и часто используется в качестве
вспомогательного приема при применении
других методов обучения. Демонстрация
является разновидностью показа.
Упражнение (тренировка) –
многократное повторение обучаемыми
приемов и действий с постепенным
усложнением условий в целях выработки
навыков. Упражнение служит для того,
чтобы научить обучаемых применять
знания на практике, и поэтому считается
основным методом овладения воинским
мастерством. Разновидностью упражнений
является тренировка. На тренировке
создаются более сложные условия, чем
при выполнении упражнения для
совершенствования уже имеющихся навыков
и выработки умений.
IIрактическая работа заключается
в выполнении обучаемыми своих
функциональных обязанностей в сложной
тактической обстановке. Она служит для
дальнейшего совершенствования знаний,
навыков и умений, морально-психологических
и боевых качеств обучаемых в условиях,
максимально приближенных к боевым.
Практическая работа требует от обучаемых
большой самостоятельности и определенного
уровня подготовки, поэтому к ней следует
приступать лишь тогда, когда обучаемые
усвоят минимум необходимых знаний,
навыков и умений на предшествующих
занятиях.
Между методами обучения существуют не
только различия, но и тесная связь:
успешное применение одного метода
обязательно предполагает сочетание
его с другим.
Методы обучения нельзя рассматривать
в отрыве от форм обучения. Формы и методы
обучения следует применять творчески.
Умелое их сочетание позволит успешнее
достигнуть поставленные учебные цели,
откроет широкие возможности для
осуществления принципа единства обучения
и воспитания. Поэтому при планировании
занятий по тактической подготовке
командир подразделения для достижения
поставленной цели должен правильно
определить, какие применить формы и
методы обучения, чтобы выработать у
обучаемых навыки и умения действовать
на поле боя, в какой последовательности
проводить занятия, чтобы постепенно
усложнять условия обучения, переходить
от простого к более сложному.
Формы и методы обучения не являются
незыблемыми и постоянными. На их развитие
непрерывно влияют изменения в содержании
тактической подготовки как предмета
обучения.
Мастерство руководителя занятий
заключается в том, чтобы определить
главное звено в обучении, основной
элемент или прием, конкретную сумму
знаний, усвоение которых приведет к
повышению боеготовности подразделения.
Это мастерство приобретается кропотливым
трудом, творческим поиском новых, более
совершенных, форм и методов обучения
личного состава, внедрением в практику
обучения всего нового и полезного, что
появляется в лучших подразделениях.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия по тактической подготовке на учебных сборах с учащимися 10-х классов.
Тема. Движения солдата в бою. Передвижения на поле боя.
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности.
Раздел: Основы военной службы
Выполнил:
преподаватель-организатор ОБЖ
МАОУ СОШ №9
Писарев Виктор Владимирович
Тамбов
2019
Содержание
- Введение 3 стр.
- Методические указания по организации
и проведению занятия по тактической подготовке 4 стр.
-
Общие требования 4 стр.
- Подготовка к занятиям 5 стр.
- Порядок проведения занятия 7 стр.
- Ход занятия 6 стр.
- Выполнение нормативов по тактической подготовке 12стр.
- Используемая литература 15 стр.
- Введение
Тактическая подготовка является главным предметом обучения в системе боевой подготовки и составляет основу полевой выучки.
Самое эффективное оружие – это не танки и артиллерия, а умение действовать на поле боя таким образом, чтобы достичь максимального результата, не потеряв при этом ни людей, ни технику. Именно этому и учит программа тактической подготовки. Изучение других предметов носит подчиненный ей характер.
Основная цель тактической подготовки – выработка у каждого солдата и подразделения в целом практических навыков, умений и качеств, необходимых для успешного ведения современного боя.
Обучение тактике состоит из теоретических и практических занятий, на которых, овладев определенным багажом знаний, личный состав пытается выстроить ход боя.
Одними из задач обучения по тактической подготовке являются:
- обучить личный состав различным приемам и способам боевых действий, умелому применению оружия в сложных условиях боевой обстановки, на разнообразной местности, днем и ночью;
- формировать у личного состава высокие морально-боевые, психологические, физические качества и сознательную воинскую дисциплину.
- действовать выдержанно, с минимальным риском, и стараться выполнить поставленную задачу.
Занятия по тактической подготовке сводятся к тому, чтобы научить личный состав – грамотно действовать в боевой обстановке, в любое время года и суток, непрерывно наблюдать за полем боя и докладывать об обнаруженных целях, умело использовать свое оружие и средства защиты.
Данная методическая разработка предназначена для руководителей на учебных сборах с учащимися 10-х классов. В ней изложены материалы практического занятия по тактической подготовке.
Положения и рекомендации разработки должны оказать помощь руководителям в качественном обучении и умелом руководстве учащимися 10-х классов. В то же время эти положения являются основой для разработки приемов и способов действий в каждом конкретном случае, поэтому их следует применять творчески, сообразуясь с конкретными условиями обстановки и процесса обучения.
Содержание методической разработки не может дать исчерпывающие рекомендации на все случаи, поэтому руководители при совершенствовании своих знаний, а также при подготовке к занятиям с обучаемыми должны широко использовать уставы, наставления, руководства и другие учебные пособия.
- Методические указания по организации и проведению занятия по тактической подготовке
2.1. Общие требования
Одиночное обучение тактической подготовке осуществляется в ходе учебных сборов.
Основной формой обучения при этом являются тактико-строевые занятия, на которых отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий в боевой обстановке.
Тактико-строевые занятия являются первоначальной формой обучения. Их сущность состоит в том, что с обучаемыми отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий в боевой обстановке сначала по элементам в медленном темпе, а затем в целом в пределах установленного нормативами времени. Недостаточно освоенные элементы приема и прием в целом должны повторяться до тех пор, пока обучаемые не научатся выполнять их правильно и в установленное нормативом время.
Тактическая обстановка для проведения тактико-строевого занятия может создаваться для отработки каждого учебного вопроса (норматива) отдельно и не связываться единым замыслом. Она должна быть не сложной, но обеспечивать качественное обучение подчиненных.
Организуют и проводят тактико-строевые занятия с обучаемыми непосредственно руководители занятия.
Проводить тактико-строевые занятия можно на учебном тактическом поле или на необорудованной местности. Наиболее эффективны и поучительны те занятия, которые проводятся на учебном тактическом поле, где наряду с мишенями, инженерными сооружениями, заграждениями и участками разрушений могут применяться и звуковые эффекты боя.
Кроме того, тактико-строевые занятия могут проводиться и с применением лазерных имитаторов стрельбы.
Продолжительность тактико-строевых занятий устанавливается руководителем исходя из поставленных целей, и может составлять до 2-х часов. Основным методом обучения на тактико-строевых занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий на поле боя (входе отработки тактических нормативов). Могут применяться также объяснение и показ.
Основным методом обучения на тактико-строевых занятиях является упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий, при необходимости могут применяться объяснение и показ. Не добившись четкого выполнения одного приема, не отработав качественно и в полном объеме один учебный вопрос, не следует переходить к отработке следующего.
2.2. Подготовка к занятиям
Эффективность занятий в значительной степени зависит от качества их подготовки. Она представляет собой комплекс мероприятий, проводимых руководителем накануне занятий и включает:
- личную подготовку руководителя к занятию;
- определение исходных данных;
- выбор района (участка местности) для проведения занятия;
- разработку плана проведения занятия;
- подготовку района проведения занятия и средств материально-технического обеспечения к занятию.
В каждом конкретном случае объём, и содержание проводимых мероприятий будет определяться опытом руководителя и его методическим мастерством.
Подготовка руководителя. Основным методом подготовки является самостоятельная работа. Начинать самостоятельную работу необходимо с изучения руководящих документов. Ознакомление с этими документами поможет руководителю занятия определить главы и статьи боевого устава, наставлений и руководств, которые необходимо дополнительно изучить или повторить.
Готовясь к занятию, руководитель оценивает уровень подготовки обучаемых и с учетом этого определяет учебные цели.
Исходными данными для тактико-строевого занятия являются:
- тема и содержание учебных вопросов;
- учебные цели;
- место проведения и состав обучаемых;
- время и продолжительность;
- вооружение и материальные средства.
Все эти данные руководитель занятия берёт из Плана учебных сборов, расписания занятий и указаний начальника учебных сборов.
Работу над исходными данными целесообразно начать с уяснения темы занятия. Уяснение темы необходимо руководителю для того, чтобы понять, на фоне какой тактической обстановки будет проходить занятие.
В Плане учебных сборов, а следовательно, и в расписании занятий раскрывается содержание каждого занятия в виде учебных вопросов. Это облегчает работу руководителя занятия. В зависимости от уровня подготовки обучаемых и выделяемых средств материально-технического обеспечения он может уточнить продолжительность отработки учебных вопросов и на этой основе правильно определить, как и где начать занятие, где и чем его закончить, а также исходя из темы занятия, правильно определить и учебные цели.
Уяснив тему и содержание занятия, руководитель определяет его цели. При этом необходимо тщательно проанализировать уровень подготовки обучаемых. Это позволит правильно определить учебные цели занятия, окажет непосредственное влияние на содержание плана и на распределение времени на тот или иной учебной вопрос. Кроме того, важное значение будет иметь и правильная формулировка учебных целей, которая должна отвечать на вопрос, для чего проводится данное занятие и каких результатов нужно достичь в ходе его проведения. Причем цели занятия должны быть конкретными и направленными на повышение качества подготовки подразделения по данной теме.
Достижению поставленных целей занятия способствует правильное определение его продолжительности и произведенный расчет времени на отработку учебных вопросов. Каждая минута учебного времени должна быть строго рассчитана и использована для обучения.
При решении этой задачи необходимо исходить из степени важности каждого учебного вопроса и уровня методического мастерства руководителя. Кроме того, надо учитывать то обстоятельство, что для отработки наиболее важных и сложных вопросов необходимо выделять большую часть учебного времени.
Общая продолжительность занятия должна обеспечивать не только отработку всех учебных вопросов, но и включать передвижение подразделения к месту занятия и возвращение в расположение.
Важное значение для отработки учебных вопросов имеет умелый выбор района проведения занятия, учет его размеров и характера местности. Он, как правило, выбирается на учебном тактическом поле или вблизи пункта постоянной дислокации, чтобы меньше тратить времени на движение в район занятий и обратно. Размеры и характер необорудованной местности должны обеспечивать качественную отработку намеченных учебных вопросов занятия.
Рекогносцировка района занятия независимо от того, где оно проводится (на учебном тактическом поле или на незнакомом участке местности), должна проводиться в обязательном порядке. Не следует ею пренебрегать, полагаясь на знание местности, даже если занятие будет проходить на учебном тактическом поле.
Проводя рекогносцировку района занятия, руководитель должен уточнить:
- место, откуда необходимо начать занятие;
- на каком участке, какой вопрос целесообразно отработать и какую тактическую обстановку создать;
- порядок использования оборудования учебного тактического поля, какие работы нужно провести по подготовке местности и что для этого потребуется;
- требования безопасности при проведении занятия.
На основе уяснения (уточнения) исходных данных и проведенной рекогносцировки руководитель приступает к разработке плана проведения тактико-строевого занятия.
План является рабочим документом и может быть составлен в рабочей тетради или на отдельных листах. В плане должны найти отражение следующие вопросы:
- тема;
- учебные цели;
- время;
- место проведения занятия;
- материальное обеспечение;
- руководства и пособия;
- ход занятия.
План состоит из текстуальной части тактико-строевого занятия, в ней излагаются учебные вопросы и время на их отработку, действия руководителя, действий обучаемых.
Учебные вопросы излагаются в порядке их отработки с указанием времени, отводимого на их изучение. В графе «Действия руководителя» излагается:
- порядок работы руководителя при отработке учебных вопросов;
- по каким элементам и какие приемы или действия будут отрабатываться раздельно, а затем слитно, с указанием времени на отработку того или другого элемента, в том числе и нормативов;
- разбор занятия.
Необходимо помнить, что место окончания отработки одного элемента (учебного вопроса) является исходным пунктом для отработки следующего.
План проведения занятия утверждает начальник учебных сборов.
2.3. Порядок проведения занятия
Перед выходом на занятие руководитель проверяет наличие и экипировку личного состава, вооружение, средства материально-технического обеспечения, а также знание обучаемыми требований безопасности. Кроме того, он обязан установить необходимые требования безопасности при проведении занятия.
По прибытии в район занятия руководитель строит подразделение в две шеренги, объявляет тему, учебные цели занятия, порядок его проведения и первый учебный вопрос. Не исключена проверка знания личным составом теоретических положений по теме занятия.
Затем руководитель напоминает приемы и действия, которые предстоит отработать, вводит обучаемых в тактическую обстановку, объявляет порядок отработки вопроса по элементам, показывает лично (или привлекая наиболее подготовленных) выполнение элемента с краткими пояснениями, указывает места, для занятий. С занятием учебных мест обучаемые по команде руководителя приступают к отработке первого учебного вопроса и его первого элемента.
Место руководителя должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы обеспечивалось наблюдение за действиями обучаемых во время отработки каждого приема.
Отработка каждого элемента начинается в замедленном темпе, при этом основное внимание обращается на правильность его выполнения. В последующем темп постепенно увеличивается до времени, установленного соответствующим нормативом. Ошибки, допущенные обучаемыми, должны исправляться своевременно и умело.
Обнаружив общие ошибки, руководитель останавливает действие обучаемых, указывает на допущенные ошибки, разъясняет, а если необходимо, то и показывает, как выполнить те или иные действия, и продолжает тренировку до тех пор, пока ошибки не будут устранены.
Если же ошибки допускают отдельные обучаемые, то останавливать всех не следует. В этом случае на выявленные недостатки нужно обратить внимание только тех обучаемых, которые допустили ошибки, и добиться их устранения в процессе отработки последующих действий.
Тренировку можно проводить, применяя различные методические приемы:
- учить каждого солдата;
- потоком;
- учить одного, а тренировать всех.
Закончив обучение по одному элементу, руководитель в такой же последовательности отрабатывает последующие элементы.
После отработки учебного вопроса по элементам руководитель приступает к тренировке обучаемых действиям по всему учебному вопросу в целом. Для этого он изменяет направление действий обучаемых, добиваясь правильного и четкого выполнения приемов в установленное нормативом время.
После отработки учебного вопроса руководитель проводит частный разбор, затем объявляет обучаемым следующий учебный вопрос и порядок его отработки по элементам, доводит тактическую обстановку и приступает к отработке первого элемента в той же последовательности, что и при отработке предыдущего учебного вопроса.
Закончив отработку всех учебных вопросов, руководитель проверяет наличие обучаемых, вооружения материальных средств и проводит разбор, который является заключительной частью тактико-строевого занятия.
При разборе руководитель напоминает тему, цели занятия и как они достигнуты, анализирует действия обучаемых при отработке каждого учебного вопроса, подкрепляя свои выводы требованиями уставов, наставлений, отмечает наиболее положительные действия, а также недостатки в действиях обучаемых.
В заключение разбора руководитель подводит итоги выполнения поставленных задач и определяет результаты действий обучаемых, дает указания по устранению выявленных недостатков. Разбор должен быть объективным, принципиальным и поучительным.
- Ход занятия
№ п/п |
Содержание |
Время |
Действия руководителя |
Действия обучаемых |
1. Вводная часть |
||||
Перед выходом на занятие |
Проверяет наличие и экипировку личного состава, вооружение, средства материально-технического обеспечения, а также знание обучаемыми требований безопасности. |
|||
По прибытии в район занятия |
Объявляет тему, учебные цели занятия, порядок его проведения и первый учебный вопрос. |
|||
Напоминает приемы и действия, которые предстоит отработать, вводит обучаемых в тактическую обстановку, объявляет порядок отработки вопроса по элементам, указывает места, для занятий. |
По команде руководителя приступают к отработке первого учебного вопроса и его первого элемента. |
|||
2. Основная часть |
||||
1 |
Приемы «ложись» («к бою») |
Показывает лично (или привлекая наиболее подготовленных обучаемых) выполнение элемента с краткими пояснениями |
Рекомендуется разучивать по разделениям на три счета |
|
|
По счету «делай — РАЗ» |
Взять автомат в правую руку как удобнее, сохраняя строевую стойку |
||
По счету «делай — ДВА» |
Сделать шаг правой ногой вперед и несколько вправо, одновременно наклонить корпус вперед, опуститься на левое колено и поставить левую руку на землю впереди себя пальцами вправо. |
|||
По счету «делай — ТРИ» |
Опираясь последовательно на бедро левой ноги и предплечье левой руки, лечь на левый бок и быстро повернуться на живот, одновременно слегка раскинуть ноги в стороны носками наружу, голову пригнуть. |
|||
По команде «Ложись» |
Положить оружие вдоль тела дульной частью на левую согнутую руку, придерживая его правой рукой за цевье и ствольную накладку. |
|||
По команде «К бою» |
Взять автомат, как для изготовки к стрельбе лежа, не упирая оружие прикладом в плечо. |
|||
2 |
Приём «Встать» |
Приступить к показу приема «встать» по разделениям |
Разучивать также на три счета |
|
По счету «делай — РАЗ» |
Подтянуть обе руки на уровень груди, удерживая оружие в правой руке, одновременно свести ноги вместе, смотреть перед собой |
|||
|
По счету «делай — ДВА» |
Резко выпрямляя руки, оторвать грудь от земли и вынести правую (левую) ногу вперед |
||
По счету «делай — ТРИ» |
Быстро подняться (выпрямиться), приставить сзади стоящую ногу и взять автомат в положение «на ремень, принять строевую стойку. |
|||
3 |
Выполнение приемов в целом |
Предварительно разомкнув строй на два-три шага продолжает разучивание приема, устраняя на ходу недостатки, допускаемые обучаемыми, и постепенно повышая темп выполнения приемов. |
Обучаемые выполняют приём в целом. |
|
4 |
Перебежки |
Поясняет, что для перебежки подается предварительная команда «Такому-то перебежать туда-то». |
Наметить путь движения и укрытые места для передышки (яма, кочка и т. д.) |
|
Исполнительная команда «ВПЕРЕД». Во время тренировки следит за действиями каждого обучаемого, обращая внимание на то, чтобы они действовали сноровисто, умело использовали местность, не забывали отползать в сторону после перебежки и внимательно наблюдали за местностью. |
Быстро встать (вскочить) как это делается по команде «Встать», не приставляя сзади стоящей ноги, вынести ее вперед, одновременно выпрямляя другую ногу, стремительно перебежать. Длина одной перебежки должна быть 20—40 шагов. Оружие следует держать как удобнее: автомат — в правой руке. Перед остановкой замедлить движение и, выставляя левую ногу немного вперёд и влево, ставя ее на каблук, быстро залечь и отползти в сторону на локтях рук и носках ног для передышки. |
|||
5 |
Переползания |
Коротко поясняет, что в зависимости от характера местности применяются различные способы переползания: по-пластунски, на получетвереньках и на боку. |
В бою каждый солдат самостоятельно выбирает способ переползания. Приемы рекомендуется изучать по разделениям на три счета. |
|
6 |
Переползания по-пластунски. |
По счету «делай — РАЗ» |
Взять оружие правой рукой за ремень у верхней антабки и положить его на предплечье правой руки. |
|
|
По счету «делай — ДВА» |
Колено правой (левой) ноги подтянуть как можно дальше вперед и несколько в сторону и одновременно вытянуть левую (правую) руку как можно дальше вперед. |
||
По счету «делай — ТРИ» |
Согнутой ногой оттолкнуться и передвинуть тело вперед, одновременно подтянуть другую ногу и вытянуть другую руку. |
|||
7 |
Переползания на получетвереньках. |
По счету «делай — РАЗ» |
Встать на колени и опереться на предплечья или на кисти рук, удерживая оружие правой рукой у верхней антабки |
|
По счету «делай — ДВА» |
Подтянуть согнутую правую (левую) ногу под грудь, одновременно вытягивая левую (правую) руку вперед. |
|||
|
По счету «делай — ТРИ» |
Передвинуть тело вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги, одновременно подтягивая под себя другую согнутую ногу и вытягивая вперед другую руку. |
||
8 |
Переползания на боку. |
По счету «делай — РАЗ» |
лечь на левый бок, взять оружие правой рукой за цевье и ствольную накладку. |
|
|
По счету «делай — ДВА» |
подтянуть левую согнутую в колене ногу вперед, опереться на предплечье левой руки, одновременно правой ногой каблуком упереться в землю возможно ближе к себе; оружие положить на бедро левой ноги |
||
По счету «делай — ТРИ» |
разгибая правую ногу, передвинуть тело вперед, не изменяя положения левой ноги. |
|||
9 |
При обучении способам переползания |
Подает необходимые команды, например, «Рядовой Петров — ЛОЖИСЬ», а затем «Рядовому Петрову переползти к отдельному кусту, по-пластунски — ВПЕРЕД»; «Рядовым Петрову и Сизову переползти к насыпи, на получетвереньках — ВПЕРЕД». |
Тренировки можно проводить по одному, по два, по группам и заканчивать в составе всего отделения. |
|
10 |
Зачет |
Доводит условия проведения норматива |
Выполняют норматив по тактической подготовке |
|
3. Заключительная часть |
||||
Разбор занятия |
Подводит итоги выполнения поставленных задач и определяет результаты действий обучаемых, дает указания по устранению выявленных недостатков. |
- Выполнение нормативов по тактической подготовке
Особенности отработки нормативов по тактической подготовке
Нормативы в ходе занятий и тренировок отрабатываются на исправных учебно-тренировочных средствах.
Нормативы выполняются в соответствии с создаваемой руководителем тактической обстановкой.
При выполнении нормативов личным составом в средствах защиты кожи (ОЗК, Л-1 и т.п.) время увеличивается на 25%, а при работе в средствах защиты органов дыхания (противогазе, респираторе) — на 10%.
Порядок определения оценки за выполнения нормативов
Если норматив отрабатывается в процессе обучения несколько раз, то оценка за его выполнение определяется по последнему показанному результату или по результату контрольного занятия.
Индивидуальная оценка за выполнение нескольких нормативов по тактической подготовке определяется по оценкам, полученным за выполнение каждого норматива, и считается:
«отлично» |
если не менее 90% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценено «отлично» |
«хорошо» |
если не менее 80% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценены не ниже «хорошо» |
«удовлетворительно» |
если не менее 70% нормативов оценены положительно, а при оценке по трем нормативам положительно оценены два, один из них – не ниже «хорошо» |
«неудовлетворительно» |
если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно» |
Условия и порядок выполнения по отработке норматива «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)»
Наименование норматива |
Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника) |
Условия выполнения |
Обучаемые в составе подразделения «ведут боевые действия в наступлении». |
Порядок выполнения норматива |
Для перебежки руководитель занятия подает команду, например: «Рядовой Иванов, в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), перебежкой — ВПЕРЕД». Для переползания руководитель занятия подает команду, например: «Рядовой Петров, в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), ползком — ВПЕРЕД». Время отсчитывается от команды руководителя на передвижение до достижения указанного рубежа и изготовки к стрельбе. |
Порядок выполнения норматива
Действия руководителя |
Действия обучаемого |
Порядок выполнения приема |
1. Подает команду, например: для перебежки по одному – «Группа, в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), перебежкой, справа (слева, справа и слева) по одному – ВПЕРЕД». |
1. При передвижении на поле боя перебежками: |
|
Преодолевают участок местности глубиной 300 м короткими перебежками по одному. |
По исполнительной команде «ВПЕРЕД» правофланговый (левофланговый) вскакивает и, стремительно пробежав 20–40 шагов, занимает заранее выбранную позицию, изготавливается к открытию огня и прикрывает перемещение второго. Одновременно с остановкой первого начинает перебежку второй; выдвинувшись на линию первого перебегающего, он занимает заранее выбранную позицию, изготавливается к открытию огня и прикрывает перемещение первого. Первый, перебегающий при остановке второго, перебегает тем же способом до выхода на указанный рубеж. |
|
Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива. Фиксирует ошибки снижающие оценку. |
||
2. Подает команду, например: «Группа, в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), ползком справа (слева, справа и слева) по одному – ВПЕРЕД». |
2. При передвижении на поле боя переползанием по-пластунски: |
|
Преодолевает участок местности глубиной 50 м переползанием по-пластунски |
Для переползания по-пластунски обучаемые ложатся плотно на землю, правой рукой берут оружие за ремень у верхней антабки и кладут его на предплечье правой руки. Подтягивают правую (левую) ногу и одновременно вытягивают левую (правую) руку как можно дальше; отталкиваясь согнутой ногой, передвигают тело вперед, продолжают движение в том же порядке. При переползании голову высоко не поднимают. |
|
Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива. Фиксирует ошибки снижающие оценку. |
||
3. Подает команду, например: «Рядовой Иванов, в направлении такого-то предмета (на рубеж 50 м), перебежкой и переползанием – ВПЕРЕД». |
3. При передвижении на поле боя перебежками и переползанием по-пластунски: |
|
Преодолевает 50 м: перебежкой – 15 м, переползанием по-пластунски – 20 м и перебежкой – 15 м. |
По исполнительной команде «ВПЕРЕД» вскакивает и, стремительно пробежав 15 м, занимает заранее выбранную позицию, изготавливается к открытию огня, а затем выполняет переползание по-пластунски 20 м. Для переползания по-пластунски обучаемые ложатся плотно на землю, правой рукой берут оружие за ремень у верхней антабки и кладут его на предплечье правой руки. Подтягивают правую (левую) ногу и одновременно вытягивают левую (правую) руку как можно дальше; отталкиваясь согнутой ногой, передвигают тело вперед, продолжают движение в том же порядке. При переползании голову высоко не поднимают. На заключительном этапе вновь вскакивает и, стремительно пробежав последние 15 м, занимает заранее выбранную позицию, изготавливается к открытию огня. |
|
Включает секундомер. Контролирует порядок выполнения норматива. Фиксирует ошибки снижающие оценку. |
||
4. После выполнения норматива останавливает секундомер и фиксирует время выполнения норматива. |
Временные показатели и оценка за индивидуальное выполнение норматива
Оценка по времени |
||
«отлично» |
«хорошо» |
«удовлетворительно» |
Передвижение на поле боя перебежками |
||
2 мин 20 с |
2 мин 30 с |
3 мин |
Передвижение на поле боя переползанием по-пластунски |
||
1 мин 50 с |
2 мин |
2 мин 25 с |
Передвижение на поле боя перебежками и переползанием по-пластунски |
||
40 с |
45 с |
55 с |
Ошибки, снижающие оценку за выполнение норматива
На один балл |
До «неудовлетворительно» |
1. Голова и тело при переползании поднимаются от земли; 2. Длина перебежки между остановками более установленной; 3. Обучаемый во время остановки после перебежки не отполз в сторону и не изготовился для ведения огня; 4. Для остановки при перебежке не использовались имеющиеся укрытые места (укрытия) |
Допущена хотя бы одна ошибка, которая могла бы привести к травме (поражению) личного состава, поломке техники, вооружения |
- Используемая литература
- Учебное пособие. «СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА».
В. Апакидзе, Р. Дуков. — М.: Воениздат, 1991.
- Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Введён в действие приказом Министерства обороны РФ 11 марта 2006 г. № 111. — М.: Воениздат, 2006.
- Боевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Введен в действие приказом главнокомандующего Сухопутными войсками от 24 февраля 2005 года № 19. — М.: Воениздат, 2005.
- Сборник нормативов по Боевой подготовке Сухопутных войск. Введен в действие приказом главнокомандующего Сухопутными войсками от 21 декабря 1990 года № 163. — М.: Воениздат, 1991.