МОМЕНТЫ ЗАТЯГИВАНИЯ
Болты крышек коренных подшипников
88 – 102 Нм
Болты шатунов
26 – 33 Нм
Болт шкива коленчатого вала
110 – 130 Нм
Болт шкива распредвала
45 – 50 Нм
Болты маховика
67 – 70 Нм
Болты крепления масляного насоса
14 – 17 Нм
Болты крышки масляного насоса
9 – 13 Нм
Болты масляного поддона:
– 1-й этап
1 – 2 Нм
– 2-й этап
6 – 8 Нм
– 3-й этап (после 20 минут работы двигателя)
8 – 10 Нм
Пробка слива масла в масляном поддоне
21 – 28 Нм
Датчик давления масла
12 – 15 Нм
Болты регулировки зазора клапанов около рычагов
клапанов
50 – 55 Нм
Болты головки блока цилиндров:
– 1-й этап
35 – 40 Нм
– 2-й этап
70 – 75 Нм
– 3-й этап (спустя 10 – 20 мин)
довернуть на угол 90°
– 4-й этап (после 15 минут работы двигателя при
числе оборотов 1000 об/мин, при горячем
двигателе)
95 – 115 Нм
Кожух системы газораспределения
13 – 17 Нм
Впускной коллектор
17 – 21 Нм
Выпускной коллектор
21 – 25 Нм
Свечи зажигания
20 – 28 Нм
Корпус термостата
17 – 21 Нм
Болты крышки головки блока цилиндров:
– болты 1 – 6
5 – 7 Нм
– болты 9 и 10
2 – 2,5 Нм
– болты 7 и 8
5 – 7 Нм
– болты 9 и 10
5 – 7 Нм
Авторство — Ремонт и эксплуатация
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.
Сборка двигателя после ремонта – очень ответственный процесс. Неочевидными ошибками можно перечеркнуть все время и средства, потраченные на эту одну из самых затратных операций. Между тем многое сводится лишь к правильной последовательности и нормированным моментам затяжки резьбовых соединений.
Содержание статьи:
- 1 Роль подшипников скольжения во время работы двигателя
- 1.1 Схема крепления маховика
- 1.2 Зазор между вкладышем и коленвалом
- 2 Моменты затяжки при ремонте ДВС
- 2.1 Моменты затяжки резьбовых соединений
- 2.2 Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей
- 2.3 Моменты затяжки болтов ГБЦ
- 3 Признаки износа вкладышей коленчатого вала
- 4 Распространенные ошибки при затяжке ГБЦ
Следует изучить технологию крепежа и не нарушать её, особенно на самых важных деталях мотора.
Роль подшипников скольжения во время работы двигателя
Наиболее важной и массивной движущейся деталью автомобильного двигателя является коленчатый вал. Он связан с шатунами поршневой группы с одной стороны, получая от них энергию для вращения, и с маховиком с другой.
Коленвал располагается в подшипниках скольжения. Они имеют вид выполненных заодно с блоком цилиндров разъемных постелей.
Для демонтажа применена бугельная конструкция, когда полуокружность каждой постели крепится на двух болтах. Изнутри между материалами шеек коленвала и блоком (бугелем) располагаются износостойкие вкладыши, изготовленные из металла с низким коэффициентом трения по стали или чугуну шейки вала.
С точки зрения крепежных деталей и технологий важными здесь будут болты крепления маховика, их расположение, фиксация и порядок затяжки, а также вворачиваемые в плиту блока бугельные болты.
Схема крепления маховика
Самая распространенная схема крепления маховика к торцу коленчатого вала – это шесть болтов близко к геометрическому центру деталей. Ответная резьба выполнена в теле вала.
Расположение крепежных отверстий искусственно сделано асимметричным. Дело в том, что сочетание коленвала с маховиком должно обладать близким к идеалу балансом.
Иначе на таких больших скоростях вращения, которым соответствуют обороты максимальной мощности современного бензинового двигателя, вибрации выйдут за все допустимые пределы.
Соответственно, если отделить маховик от двигателя, а затем установить его обратно, то ошибка проворота относительно кривошипов коленвала должна быть исключена.
По теме: Что такое двухмассовый маховик: проверка и ремонт DMF
Дополнительной страховкой будут наносимые на маховик метки, как сделанные на заводе, так и мастером, производящим ремонт. Это скорее полезная привычка, чем острая необходимость.
В большинстве случаев поставить маховик неправильно просто не получится, расположение отверстий на нем и на валу не позволит. Но в любом случае проще и быстрее воспользоваться метками, чем проверять все возможные сочетания ради единственно верного.
Второе, что надо обязательно обеспечить, это надежная фиксация крепежных болтов. Момент их затяжки рассчитывается таким образом, чтобы любое страгивание крепежа в процессе эксплуатации было исключено. Рассчитываются все силы, действующие на каждый болт, берутся в расчет коэффициент трения и параметры резьбы.
Но опасность, возникающая при обрыве маховика, слишком велика, поэтому конструкторы позаботились о запасе. Сейчас специальные одноразовые болты крепления маховиков продаются с нанесенным слоем резьбового фиксатора, а затяжка производится на предел текучести болта, то есть после предельного момента совершаются один или два доворота на определенный угол.
Материал в таком состоянии перестает реагировать на возможные малые отвороты при эксплуатации снижением натяга, то есть болты держат с гарантией.
Зазор между вкладышем и коленвалом
Несмотря на особый антифрикционный материал шатунных и коренных вкладышей, работа их невозможна без постоянной подачи масла под давлением. Вал «всплывает» на масляной пленке.
Если бы шейки терлись с такими нагрузками по вкладышам, то мгновенно выделилось бы огромное количество тепла, металл задрало и провернуло. После чего все закончится стуком и заклиниванием мотора.
Чтобы обеспечить стабильное поступление масла, одновременно не потеряв давление в системе смазки, между валом и вкладышами поддерживается стабильный и очень малый зазор.
Величина его рассчитывается по многим параметрам — геометрическим, свойствам масла, давлению и производительности насоса, нагрузке и многому другому.
Порядок ее – несколько сотых долей миллиметра, зависит от конкретного мотора. Выставляется проточкой шеек коленвала и калиброванным размером вкладышей.
Моменты затяжки при ремонте ДВС
Для каждого двигателя существует таблица, куда сведены все моменты затяжки резьбовых соединений. Указывается номинальная величина и допустимые отклонения в виде минимума и максимума.
Моменты затяжки резьбовых соединений
Типовых значений для всех машин и болтов не существует. Момент зависит от:
- класса прочности крепежных изделий;
- материала крепежа и сопрягаемых деталей;
- геометрических параметров резьбы, диаметра и шага;
- типа резьбы, они могут отличаться по профилю в зависимости от используемого стандарта;
- наличия дополнительных веществ на резьбе, например, смазки или фиксирующих составов;
- дополнительных фиксаторов, например, это могут быть шайбы Гровера, различные виды более надежных стопоров.
Без подобной таблицы и надежного поверенного динамометрического ключа за ремонт двигателя лучше не браться.
Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей
На величину масляного зазора натяг со стороны крепежа в бугельном соединении не влияет. Всё усилие передается через плоскость бугеля, вкладыши не прижмутся к шейке вала.
Более того, для точного поддержания геометрии постелей часто используется отделение крышки методом разрыва с ломаной формой стыка, поэтому болты тянутся по таблице указанным в ней моментом.
Обычно это несколько десятков ньютон-метров. Может быть уточнение по порядку затяжки, нескольким этапам или доворотам.
Моменты затяжки болтов ГБЦ
Болты головки блока – это самое ответственное резьбовое соединение в автомобиле. Они отвечают за правильную деформацию прокладки и надежное уплотнение камер сгорания.
Здесь же проходят многочисленные каналы масла под давлением, а также системы охлаждения. Малейшая неплотность приводит к быстрому выходу из строя мотора в целом.
Это надо знать: Что означает степень сжатия, на что влияет и как её увеличить
Болты головки тянутся в несколько приемов, постепенно обжимая прокладку. Используется тот же прием, что описан выше – затяжка идет на предел текучести.
Например, достаточно типичный случай, хотя каждый мотор строго индивидуален и надо смотреть руководство:
- предварительная подтяжка до 40 Нм;
- второй этап подтяжки моментом до 80 Нм;
- первый доворот на 90 градусов;
- второй доворот на 90 градусов.
Порядок протяжки – по схеме из инструкции, они у всех двигателей разные, но примерно от центра к краям. Болты приобретаются новые, поскольку они уже были подвержены необратимой пластичной деформации.
Признаки износа вкладышей коленчатого вала
Несмотря на обилие масла, вкладыши со временем изнашиваются. Проявляется это достаточно однозначно:
- падает общее давление масла в системе смазки;
- появляются глухие стуки в нижней части двигателя;
- из-за износа упорных полуколец, часто выполненных заодно с вкладышами, коленвал приобретает нештатный осевой люфт.
Такое мотор эксплуатировать крайне нежелательно, поскольку все прочие узлы подвергаются ускоренному износу из-за масляного голодания и продуктов разрушения подшипников коленвала.
Распространенные ошибки при затяжке ГБЦ
Все варианты непредсказуемы, но есть типичные:
- чаще всего используют некондиционную или бывшую в употреблении прокладку, хотя она тут строго одноразовая;
- не соблюдается последовательность затяжки, а также чередование моментов;
- игнорируется необходимость доворотов, или они производятся с отклонениями по углу;
- из резьбовых колодцев не удаляется грязь и масло, что ведет к повреждениям резьбы и плохой затяжке.
Грубая ошибка – использование инструмента недостаточного качества. Конструкция рассчитана на высокосортную легированную инструментальную сталь, размеры головок невелики, а моменты большие.
Срезанные грани причинят крупные неприятности. То же произойдет и при излишних усилиях. Сорванная резьба или порванный болт влекут за собой очень сложные слесарные работы.
- Главная
-
Техсправочник
- __/tehspravochnik/__
-
Руководство по эксплуатации двигателей КамАЗ экологических классов Евро-2 и Евро-3. Двигатели КамАЗ 740.35-400, 740.37-400, 740.38-360, 740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.65-240
- __/tehspravochnik/rukovodstvo-po-ekspluatacii-dvigatelej-kamaz-ekologicheskih-klas/__
-
Моменты затяжки основных резьбовых соединений
Назад
Моменты затяжки основных резьбовых соединений
ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)
Таблица А.1
МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Наименование |
Условия затяжки |
Примечание |
Болты крепления 740.1005157-02 крышек коренных подшипников (вертикальные) коленчатого вала (M16) |
Затяжку проводить от средней опоры к крайним, начиная с правого ряда в два приема: — предварительно крутящим моментом 95… 120 Н-м (9,6… 12,0 кгс-м); — окончательно крутящим моментом 275…295 Н-м (28,0…30,0 кгс м) |
Позиция 6, рисунок 10 |
Стяжные болты крепления 7482.1005158, 7482.1005159 крышек коренных подшипников (горизонтальные) коленчатого вала (M16) |
Затянуть крутящим моментом 147… 167 Н-м (15,0…17,0 кгс-м) |
Позиции 4,5, рисунок 10 |
Болты крепления маховика: -М16 -М14 |
Перед вворачиванием резьба должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Затяжку проводить последовательно в два приема (предварительно и окончательно), окончательно крутящим моментом 245…264 Н-м (25,0…27,0 кгс-м) 167…186Н-м (17…19 кгс-м) |
Позиция 16, рисунок 12 |
Болты крепления полумуфты отбора мощности, гасителя крутильных колебаний и шкива коленчатого вала М12 |
Непосредственно перед сборкой нанести на 3…4 нитки резьбы болта герметик «Стопор-6» или «Унигерм 6» с полным заполнением профиля резьбы методом окунания или кисточкой. Поверхность резьбы при этом должна быть чистой, без следов масла и коррозии. Затянуть крутящим моментом 98,0… 117,6 Н-м (10,0…12,0 кгс-м) |
Позиции 10 и 22 рисунок 13. Позиции 5 и 18 рисунок 14 |
Гайки болтов крепления крышек шатунов |
Затяжку проводить в два приема: — предварительно с начальным крутящим моментом 76,5…80,4 Н-м (7,8…8,2 кгс-м); — окончательно, контролируя два параметра, угол поворота гайки, равный (50±5)° от положения после предварительной затяжки и величину момента 108…180 Н-м (11,0…18,3 кгс-м). При этом контроль угла поворота гайки является определяющим. Допускается затяжка крутящим моментом 127.5…137.3 Н-м (13,0…14,0 кгс-м) |
Позиции 6,7, рисунок 11 |
Болты крепления передней крышки блока цилиндров: — M10x1,25-6gx120; — M12x1,25-6gx120 |
Затягивать болты крутящим моментом: — 49,0…60,8 Н-м (5,0…6,2 кгс-м); — 88,1… 108,0 Н-м (9,0… 11,0 кгс-м) |
— |
Наименование |
Условия затяжки |
Примечание |
Болты крепления головок цилиндров М16 |
Перед вворачиванием резьба болтов должна быть смазана тонким слоем графитовой смазки. Болты затягиватьв три приема крутящим моментом: — первый прием — 39,0…49,0 Нм (4,0…5,0 кгс-м); — второй прием — 98,0…127,0 Н-м (10,0…13,0 кгс-м); — третий прием — 186,0…206,0 Н-м (19,0…21,0 кгс-м) |
Очередность затяжки согласно рисунку 19 |
Болты крепления крышек головок цилиндров М8 |
Затягивать болты крутящим моментом 12,7…17,6 Н-м (1,3…1,8 кгс-м) |
Позиция 12, рисунок 16 |
Болты крепления картера маховика: -М12 -М10 |
Затягивать болты в два приема крутящим моментом: — первый прием — 50,0…70,0 Н-м (5,0.. .7,0 кгс-м); — второй прием — 88,0…108,0 Н-м (9,0… 11,0 кгс-м); — первый прием — 20,0…30,0 Н-м (2,0.. .3,0 кгс-м); — второй прием — 43,1…54,9 Н-м (4,4.. .5,6 кгс-м) |
— |
Болты крепления оси ведущей шестерни привода распределительного вала М10 |
Затягивать в два приема, окончательно крутящим моментом 49,0…61,0 Н-м (5,0…6,2 кгс-м) |
Позиция 2, рисунок 8 |
Болт М12 крепления ведущей шестерни привода распределительного вала |
Затягивать крутящим моментом: 88,3…98 Н-м (9…10 кгс-м). |
Позиция 9, рисунок 8 |
Болты крепления масляного картера М8 |
Затягивать болты крутящим моментом 7,8…17,8 Н-м (0,8…1,8 кгс-м) |
— |
Болты крепления выпускных коллекторов М10 |
Затягивать в два приема, окончательно крутящим моментом — 43,0…55,0 Н-м (4,4.. .5,6 кгс-м) |
— |
Болты крепления корпусов компрессоров М6 |
Затягивать болты крутящим моментом 4,9…7,8 Н-м (0,5…0,8 кгс-м) |
— |
Болты крепления корпусов турбин М8 |
Затягивать болты крутящим моментом 17,65…24,51 Н-м (1,8…2,5 кгс-м) |
— |
Болты крепления трубопроводов подвода масла к турбокомпрессорам М14 |
Затягивать болты крутящим моментом 49,0…68,0 Н-м (5,0…7,0 кгс-м) |
— |
Болты крепления пакетов задних и передних пластин к валу привода ТНВД |
Затягивать болты крутящим моментом 90…100 Н-м (9,0…10,0 кгс-м) |
Рисунок 43 |
Болты крепления пакетов задних и передних пластин к полумуфте ведущей и насосу привода ТНВД |
Затягивать болты крутящим моментом 63,8…73,6 Н-м (6,5…7,5 кгс-м) |
Рисунок 43 |
Болт стяжной полумуфты ведущей привода ТНВД |
Затягивать болт крутящим моментом 58,9…64,7 Н-м (6,0…6,6 кгс-м) |
Рисунок 43 |
Болты крепления топливопровода низкого давления: — М14; -M10xl -М10×1,25 |
Затягивать болты крутящим моментом: — 39,2…49,0 Н-м (4,0…5,0 кгс-м); — 34,3…49,0 Н-м (3,5…5,0 кгс-м); — 19,6…24,5 Н-м (2,0…2,5 кгс-м) |
— |
Наименование |
Условия затяжки |
Примечание |
Болты крепления ТНВД к блоку: — V-образного — рядного |
— предварительно 6,9…8,8 Н м (0,7…0,9 кгс-м); — окончательно 13,7… 15,6 Н-м (1,4…1,8 кгс-м); — предварительно 5…15 Н-м (0,5… 1,5 кгс-м); — окончательно 45…55 Н-м (4,5…5,5 кгс-м). |
— |
Болты крепления масляного насоса М10 |
Затягивать болты крутящим моментом 49,0…68,6 Н-м (5,0…7,0 кгс-м) |
— |
стоек коромысел М10 |
Затягивать гайки крутящим моментом 41,0…53,0 Н-м (4,2…5,4 кгс-м) |
— |
Гайка крепления колеса компрессора |
Затягивать крутящим моментом 4,9…6,9 Н-м (0,5…0,7 кгс-м) |
Позиция 19, рисунок 25 |
Гайки скобы крепления форсунки М10 |
Затягивать гайки крутящим моментом 35,0…40,0 Н-м (3,5…4,0 кгс-м) |
— |
Гайки крепления турбокомпрессоров М10 |
Затягивать гайки крутящим моментом 44,0…56,0 Н-м (4,4…5,6 кгс-м) |
— |
Гайки топливопроводов высокого давления |
Затягивать гайки крутящим моментом 24,5…44,1 Н-м (2,5…4,5 кгс-м) |
— |
Г айки регулировочного винта коромысла М10 |
Затягивать гайки крутящим моментом 33,0…41,0 Н-м (3,4…4,2 кгс-м) |
— |
Пробки колпаков масляного фильтра |
Затягивать пробки крутящим моментом 24,5.. .39,2 Н-м (2,5…4,0 кгс-м) |
— |
Колпаки масляного фильтра |
Затягивать колпаки крутящим моментом 49,0.. .68,6 Н-м (5,0…7,0 кгс-м) |
— |
Сливная пробка картера масляного |
Затягивать пробку крутящим моментом 39,2…58,8 Н-м (4,0…6,0 кгс-м) |
— |
МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ
Наименование |
Момент затяжки, Н-м (кгс-м) |
Примечание |
Двигатель |
||
Болты крепления: |
||
головок цилиндров |
186-206 (19-21) |
М16 |
крышек коренных подшипников коленчатого вала: -вертикальные М16 -стяжные |
275-295 (28-30) 147-167 (15-17) |
|
картера маховика |
43,1-54,9 (4,4-5,6) 88-108 (9-11) |
для М10 для М12 |
направляющих толкателей |
73,3-93,2 (7,3-9,5) |
|
фланца оси ведущей шестерни привода распределительного вала |
49-60,8 (5-6,2) 88,3-98 (9-10) |
для М10 для М12 |
масляного картера |
8-17,8 (0,8-1,8) |
М8 |
радиатора системы охлаждения на раме |
54-59 (5,5-6,0) |
|
корпуса масляного фильтра теплообменника к блоку цилиндров |
88-122 (9-12,5) |
|
выпускных коллекторов |
43-55 (4.4-5,6) |
М10 |
корпуса компрессора |
4.9-7,8 (0,5-0,8) |
М6 |
корпуса турбины |
23,5-29,4 (2,4-3) |
М8 |
Гайки: |
||
крепления стоек коромысел |
41-53 (4,2-5,4) |
М10 |
регулировочного винта коромысла |
33-41 (3,4-4.2) |
М10 |
скобы крепления форсунки |
31-39 (3,2-4,0) |
М10 |
крепления муфты опережения впрыскивания топлива |
98-118 (10-12) |
|
крепления турбокомпрессора |
44-56 (4,4-5,6) |
|
крепления передних и задних опор силового агрегата |
54-59 (5,5-6,0) |
крепления насосного агрегата и теплообменника предпускового подогревателя |
44-53 (4,5-5.4) |
|
крепления выпускной трубы |
15-25 (1,5-2,5) |
|
крепления патрубков предпускового подогревателя |
44-53 (4,5-5,4) 15-25 (1.5-2,5) |
для М10 для М8 |
крепления фланцев приемных труб глушителя |
44-53 (4,5-5,4) |
|
болтов крепления поперечной балки поддерживающей опоры к раме |
98-137 (10-14) |
|
шпилек крепления задних опор двигателя |
118-137 (12-14) |
|
болтов крепления задних опор двигателя к раме |
196-265 (20-27) |
|
крепления выпускных патрубков |
43-54 (4,4-5,5) |
|
Винты заглушки корпуса муфты опережения впрыскивания топлива |
7.84-9,81 (0,8-1,0) |
|
Гайки болтов крепления кронштейнов топливного бака к раме |
49-59 (5-6) |
|
Сливная пробка картера масляного |
40-58,8 (4-6) |
|
Сцепление |
||
Болты крепления: |
||
пневмоусилителя сцепления |
88-98 (9-10) |
|
нажимного диска с кожухом в сборе к маховику: |
53,9-61.8 (5,5-6,3) 24.5-29,4 (2,5-3,0) |
для М10 для М8 |
Коробка передач |
||
Болты крепления: |
||
кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач |
73,5-93 (7,5-9,5) |
|
картера коробки передач к картеру сцепления |
137-196 (14-20) |
|
рычагов тяг дистанционного привода управления коробкой |
54-69 (5,5-7,0) |
для коробки передач мод. 142, 152 |
Гайка крепления: |
||
рычага переключения передач |
39-55 (4.0-5,6) |
|
фланца первичного вала коробки передач |
196-235 (20-24) |
Стяжные болты регулировочного фланца механизма переключения передач |
39-55 (4,0-5,6) |
|
Карданная передача |
||
Гайка крепления фланца: |
||
вала промежуточного моста |
186-206 (18,6-20,6) |
М 14 с торцевыми шлицами |
вала заднего моста |
118-132(11,8-13,2) |
М 12 с торцевыми шлицами |
Мосты |
||
Болты крепления: |
||
задних крышек мостов |
35-49 (3,6-5,0) |
|
крышек подшипников межколесного дифференциала |
343-392 (35-40) |
|
Гайки крепления: |
||
фланца ведущего конического зубчатого колеса |
235-353 (24-36) |
|
подшипников ведущего цилиндрического зубчатого колеса |
588-686 (60-70) |
|
заднего фланца промежуточного моста |
245-294 (25-30) |
|
фланца межосевого дифференциала |
245-294 (25-30) |
|
чашек межколесного дифференциала |
137-157 (14-16) |
|
главной передачи промежуточного и заднего мостов |
157-176 (16-18) |
|
полуосей промежуточного и заднего мостов |
118-137(12-14) |
|
Контргайки крепления подшипников ступиц: |
||
передних колес |
137-157 (14-16) |
|
заднего и промежуточного мостов |
137-157 (14-16) |
|
Подвеска |
||
Гайки: |
||
стремянок передних рессор |
431-539 (44-55) |
для М20 |
637-735 (65-75) |
для М24 |
|
стремянок задних рессор |
637-735 (65-75) |
для М24 |
785-883 (80-90) |
для М27 |
|
950-1050 (97-107) |
для М30 |
|
пальцев амортизаторов |
176-216(18-22) |
шпилек соединения кронштейнов осей балансира с кронштейнами задней подвески |
490-549 (50-56) |
|
стяжки кронштейнов оси балансира |
490-549 (50-56) |
|
пальцев реактивных штанг |
550-650 (56-66) |
|
шпилек крепления верхних рычагов и кронштейнов реактивных штанг |
440-550 (44-55) |
|
крепления кронштейнов задней подвески к раме |
176-216(18-22) 440-550 (44-55) |
для М16 для М20 |
Болты крепления: |
||
ушков передних рессор |
314-392 (32-40) |
М20 |
накладки ушка передних рессор |
49-98 (5-10) |
|
Стяжные болты: |
||
проушин передних кронштейнов передних рессор |
118-157(12-16) |
М14 |
задних кронштейнов передних рессор |
118-157(12-16) |
М14 |
Колеса |
||
Гайки крепления бездисковых колес к ступицам |
245-294 (25-30) |
|
Гайки крепления дисковых колес |
529-658 (54-67) |
с центрированием по центральному отверстию в диске |
Гайки крепления держателя запасного колеса |
118-142 (12.0-14,5) |
|
Рулевое управление и рулевой привод |
||
Гайки: |
||
рулевого колеса |
59-79 (6-8) |
|
шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг |
276-352 (28-36) |
|
болтов наконечников поперечной рулевой тяги |
47-59 (4,8-6.0) |
|
крепления сошки |
490-551 (50-56) |
|
Гайка регулировочного винта вала сошки |
59-64 (6,0-6.5) |
|
Болты крепления: |
||
механизма рулевого управления |
245-314(25-32) 412-470 (42-48) |
для механизмов мод. RBL |
крышки насоса |
43,2-54.9 (4,4-5,6) |
|
рулевой колонки |
41,2-51.9 (4,2-5.3) |
|
Гайки вилки карданного вала |
21.6-26,5 (2,2-2,6) 53-59 (5.4-6,0) |
для механизма мод. RBL |
Магнитная пробка |
29,4-40,0 (3-4) |
|
Тормозные системы |
||
болтов крепления кронштейнов тормозных камер к суппортам |
74-98 (7,5-10,0) |
|
болтов крепления передних тормозных камер к кронштейнам |
137,2-176.4 (14,0-18,0) |
|
болтов крепления задних тормозных камер к кронштейнам |
137,2-176.4 (14,0-18,0) |
|
болтов крепления головки цилиндра компрессора |
30,0-33,0 (3.0-3,4) |
|
болтов крепления осей колодок тормозного механизма |
39,2-49,0 (4,0-5,0) |
|
болтов крепления грязезащитного щитка к суппорту |
17,6-23.5 (1,8-2,5) |
|
крепления кронштейнов ресиверов к раме |
167,7-185,3 (17.1-18,9) |
М16 |
крепления хомутов кронштейнов ресиверов |
15-25 (1,5-2,5) |
|
соединений трубок пневмосистемы диаметром, мм: 6 8 12 |
9-12 (0,9-1,2) 14-21 (1.4-2,1) 15-25 (1,5-2,5) |
|
Электрооборудование |
||
Гайки крепления электропроводов к выводам стартера: — цепь питания — цепь управления |
17.6-21,6 (1,8-2,2) 2.9-4,6 (0,3-0,47) |
М12 М6 |
Кабина |
||
Гайки: |
||
стремянки рессоры задней опоры кабины к кронштейну |
53-77,5 (5,4-7,9) |
|
опор рычагов торсионов |
150-219 (15,3-22,3) |
|
кронштейнов заднего крепления кабины |
98,3-137,5 (10-14) |
|
кронштейнов переднего крепления кабины к поперечине |
168-207 (17-21) |
М14 |
246,5-315 (25-32) |
М16 |
|
Платформа |
||
Гайки: |
||
хомутов крепления брусьев платформы |
35-40 (3,5-4,0) |
|
болтов крепления надрамника к раме |
68,6-98 (7-10) |
для М12 |
176-216 (18-22) |
для М16 |
|
117,7-157 (12-15) |
для М14 |
|
крепления передних кронштейнов надрамника |
68,6-98 (7-10) |
|
крепления ловителя-амортизатора |
117,7-147 (12-15) |
|
крепления амортизатора платформы к опорам |
39,2-55 (4,0-5,6) |
|
крепления гидроцилиндра |
176-216 (18-22) |
|
крепления масляного насоса к коробке отбора мощности |
39-49 (4-5) |
|
крепления коробки отбора мощности |
39-49 (4-5) |
Позиция
Н·м
Генератор и система зажигания
Болт промежуточного ролика
44 ± 8
Гайка генератора
44 ± 10
Болт генератора
44 ± 10
Болт автоматического натяжителя приводного ремня
22 ± 4
Болт кронштейна навесных агрегатов
44 ± 8
Центральный болт шкива коленчатого вала
210, 0, затем 210
Болт катушки зажигания
10 ± 2
Свеча зажигания
25 ± 5
Дроссельный узел
Болт вакуумной трубки и вакуумного шланга
11 ± 1
Болт узла дроссельного узла
9,5 ± 2,5
Винт электромагнитного клапана продувки адсорбера
4,0 ± 1,0
Винт датчика абсолютного давления во впускном коллекторе (МАР)
4,0 ± 1,0
Впускной коллектор и топливная система
Задний болт защитного экрана форсунки
3,5 ± 1,5, затем 20 ± 2
Болт топливной рампы
3,5 ± 1,5, затем 20 ± 2
Болт кронштейна впускного коллектора
20 ± 2
Передний болт защитного экрана форсунки
3,5 ± 1,5, затем 20 ± 2
Болт и гайка впускного коллектора
3,5 ± 1,5, затем 20 ± 2
Болт направляющей трубки масляного щупа
10 ± 2
Болт датчика детонации
20 ± 2
Датчик давления моторного масла
10 ± 2
Выпускной коллектор
Болт кронштейна выпускного коллектора (сторона коллектора)
56 ± 8
Болт кронштейна выпускного коллектора (сторона блока цилиндров)
41 ± 10
Болт крышки датчика положения коленчатого вала
11 ± 1
Болт датчика положения коленчатого вала
11 ± 1
Кислородный датчик
44 ± 5
Болт экрана выпускного коллектора
14 ± 1
Гайка крепления выпускного коллектора
49 ± 5
Шланг и трубка системы охлаждения
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя
30 ± 9
Болт выходного патрубка системы охлаждения
24 ± 3
Болт входного патрубка системы охлаждения
24 ± 3
Болт корпуса термостата
24 ± 3
Гайка трубки системы охлаждения
24 ± 3
Болт насоса охлаждающей жидкости
24 ± 3
Электродвигатель управления подъемом клапанов
Болт датчика положения распределительного вала
11 ± 1
Болт электродвигателя управления подъемом клапанов
9,5 ± 2,5
Болт кронштейна электродвигателя
21 ± 5
Болт датчика высоты подъема клапанов
2,8 ± 0,8
Болт проушины для вывешивания двигателя
28 ± 8
Масляный поддон и крышка цепи привода механизма газораспределения
Клапан системы принудительной вентиляции картера (PCV)
2,5 ± 0,4
Пробка отверстия для слива масла
39 ± 5
Масляный фильтр
14 ± 2
Вставка фильтра <автомобили без маслоохладителя двигателя>
49 ± 5
Болт маслоохладителя двигателя <автомобили с маслоохладителем двигателя>
27 ± 2
Болт клапанной крышки
3,0 ± 1,0, затем 5,5 ± 0,5
Болт <M6> масляного поддона
10 ± 2
Болт <M8> масляного поддона
31 ± 2
Болт крышки цепи привода механизма газораспределения
10 ± 2
Болт <M6> крышки цепи привода механизма газораспределения
10 ± 2
Болт <M8> крышки цепи привода механизма газораспределения
24 ± 4
Болт <M10> крышки цепи привода механизма газораспределения
35 ± 5
Цепь привода механизма газораспределения
Болт натяжителя цепи привода механизма газораспределения
11 ± 3
Болт башмака натяжителя
11 ± 3
Болт успокоителя цепи привода механизма газораспределения
11 ± 3
Узел распределительного вала и коромысел
Болт масляного управляющего клапана (ОCV)
10 ± 2
Болт узла распределительного вала и коромысел
22 ± 3
Контргайка
9,0 ± 1,0
Болт звездочки устройства регулирования фаз газораспределения (V.V.T.)
77 ± 6
Головка цилиндров и клапаны
Болт крепления головки цилиндров
35 ± 2, +90°, затем +90°
Цепь привода масляного насоса <4J11>
Болт крепления ведущего диска
40, затем 130
Болт крепления маховика
40, затем 130
Болт башмака натяжителя цепи привода масляного насоса
10 ± 2
Болт звездочки привода масляного насоса
23 ± 2
Болт корпуса масляного насоса
28 ± 2
Болт проставки блока цилиндров (рамы лестничного типа)
24 ± 2
Цепь привода уравновешивающих валов <4J12>
Болт успокоителя цепи привода уравновешивающих валов
10 ± 2
Болт натяжителя цепи привода уравновешивающих валов
10 ± 2
Болт модуля уравновешивающих валов
20, 44, 0, 20, затем +135°
Болт башмака натяжителя цепи привода уравновешивающих валов
10 ± 2
Болт крепления ведущего диска
40, затем 130
Болт проставки блока цилиндров (рамы лестничного типа)
24 ± 2
Поршень и шатун
Болт крепления крышки шатуна
5,0, 20, затем +90°
Коленчатый вал и блок цилиндров
Болт крышки коренного подшипника коленчатого вала
26,5 ± 2,0, затем +45°
Болт импульсного диска коленчатого вала
11 ± 1
Руководство по ремонту автомобилей
РЕМОНТ , ОБСЛУЖИВАНИЕ , ЭКСПЛУАТАЦИЯ
полные технические характеристики. диагностика. электросхемы
Модели автомобилей :
Abarth Grande Punto
Acura CSX, Acura Integra, Acura MDX, Acura NSX, Acura RDX, Acura RL, Acura RSX, Acura TL,Acura TSX
Альфа Ромео 145 Альфа Ромео 146 Альфа Ромео 147 Альфа Ромео 156 Альфа Ромео 159 Альфа Ромео 164 Альфа Ромео 33 Альфа Ромео 75
Audi 100 Audi 200 Audi 80 Audi 90 Audi A1 Audi A2 Audi A3 Audi A4 Audi A5 Audi A6 Audi A7 Audi A8 Audi Allroad Audi B5 Audi Coupe Audi Q3 Audi Q5 Audi Q7 Audi RS6 Audi S3 Audi S4 Audi S6 Audi S8 Audi TT
Avia 21 , Avia 31
BAW Fenix
Beifan Benchi
BMW M3 BMW X1 BMW X3 BMW X5 BMW X6 BMW Z4 BMW двигатели BMW серия 1 BMW серия 3 BMW серия 5 BMW серия 6 BMW серия 7
Brilliance BS4 Brilliance BS6 Brilliance M1 Brilliance M2
Buick Enclave , Buick Excelle , Buick Regal
BYD F3 BYD Flyer BYD S6
Cadillac BLS , Cadillac CTS , Cadillac Escalade , Cadillac SRX , Cadillac STS
Chana Benni , Chana CV6
Chery A1 , Chery A13 , Chery A18 , Chery A3 , Chery Amulet , Chery Bonus , Chery Eastar , Chery Elara , Chery Fora , Chery Fulwin , Chery IndiS , Chery Jaggi , Chery Karry , Chery Kimo , Chery M11 , Chery Mikado , Chery Oriental Son , Chery QQ , Chery Sweet , Chery Tiggo , Chery Very
Chevrolet Avalanche , Chevrolet Aveo , Chevrolet Blazer , Chevrolet Camaro , Chevrolet Captiva , Chevrolet Cobalt , Chevrolet Conversion , Chevrolet Corvette , Chevrolet Cruze , Chevrolet Epica , Chevrolet Equinox , Chevrolet Evanda , Chevrolet Express , Chevrolet HHR , Chevrolet Impala , Chevrolet Lacetti , Chevrolet Lanos , Chevrolet Lumina , Chevrolet Malibu , Chevrolet Niva , Chevrolet Optra , Chevrolet Orlando , Chevrolet Rezzo , Chevrolet S-10 , Chevrolet Sens , Chevrolet Silverado , Chevrolet Sonic , Chevrolet Spark , Chevrolet Starcraft , Chevrolet Suburban , Chevrolet Tacuma , Chevrolet Tahoe , Chevrolet Tracker , Chevrolet TrailBlazer , Chevrolet Vans , Chevrolet Viva , Chevrolet Volt
Chrysler 300C , Chrysler 300M , Chrysler Cirrus , Chrysler Concorde , Chrysler Grand Voyager , Chrysler LeBaron , Chrysler LHS , Chrysler Pacifica , Chrysler PT Cruiser , Chrysler Sebring , Chrysler Town , Chrysler Country Voyager
Citroen Berlingo , Citroen BX , Citroen C-Crosser , Citroen C-Elysee , Citroen C1 , Citroen C15 , Citroen C2 , Citroen C25 , Citroen C3 , Citroen C3 Picasso , Citroen C4 , Citroen C4 Picasso , Citroen C5 , Citroen C6 , Citroen C8 , Citroen DS3 , Citroen DS4 , Citroen DS5 , Citroen Evasion , Citroen Jumper , Citroen Jumpy , Citroen Nemo , Citroen Saxo , Citroen Visa , Citroen Xantia , Citroen XM , Citroen Xsara , Citroen Xsara Picasso , Citroen ZX
Dacia Duster , Dacia Logan , Dacia Sandero , Dacia Solenza , Dacia SuperNova
Dadi Shuttle
Daewoo Damas , Daewoo Espero , Daewoo Gentra , Daewoo Istana , Daewoo Kalos , Daewoo Lacetti , Daewoo Lanos , Daewoo Leganza, Daewoo Matiz, Daewoo Nexia , Daewoo Nubira , Daewoo Sens , Daewoo Tacuma , Daewoo Tico , Daewoo Winstorm
DAF 105 , DAF 45 , DAF 75 , DAF 85 , DAF 95 , DAF CF
Daihatsu Be-Go , Daihatsu Boon , Daihatsu Cuore , Daihatsu Feroza , Daihatsu Sirion , Daihatsu Storia , Daihatsu Terios , Daihatsu YRV
Datsun Cherry , Datsun Sunny
Dodge Avenger , Dodge Caliber , Dodge Caravan , Dodge Challenger , Dodge Dakota , Dodge Durango , Dodge Intrepid , Dodge Journey , Dodge Magnum , Dodge Neon , Dodge Nitro , Dodge Ram , Dodge Stratus , Dodge Viper
Dong Feng
FAW Besturn B50 , FAW C1 , FAW Vita , FAW грузовые , FAW двигатели
FIAT 127 , FIAT Albea , FIAT Bravo , FIAT Croma , FIAT Doblo , FIAT Ducato , FIAT Fiorino , FIAT Linea , FIAT Marea , FIAT Multipla , FIAT Palio , FIAT Panda , FIAT Punto , FIAT Qubo , FIAT Scudo , FIAT Sedici , FIAT Stilo , FIAT Tempra , FIAT Tipo , FIAT Ulysse , FIAT Uno
Ford Bronco , Ford C-MAX , Ford Cargo , Ford Contour , Ford Cougar , Ford Courier , Ford Crown Victoria , Ford Econoline , Ford Edge , Ford Escape , Ford Escort , Ford Excursion , Ford Expedition , Ford Explorer , Ford F-series , Ford Fiesta , Ford Flex , Ford Focus , Ford Freda , Ford Fusion , Ford Galaxy , Ford Granada , Ford Ka , Ford Kuga , Ford Maverick , Ford Mondeo , Ford Mustang , Ford Orion , Ford Probe , Ford Ranger , Ford S-MAX , Ford Scorpio , Ford Sierra , Ford Taunus , Ford Taurus , Ford Thunderbird , Ford Tourneo , Ford Transit
Foton Auman , Foton Ollin
Freightliner Argosy , Freightliner Century Class , Freightliner Columbia
Geely CK , Geely Emgrand , Geely FC , Geely King Kong , Geely MK , Geely Otaka , Geely Vision
GMC Denali , GMC Envoy , GMC Jimmy , GMC S-15 , GMC Savana , GMC Sierra , GMC Sonoma , GMC Vans , GMC Yukon
Great Wall CoolBear , Great Wall Deer , Great Wall Florid , Great Wall Haval , Great Wall Hover , Great Wall Pegasus , Great Wall Safe , Great Wall Sailor , Great Wall Sing , Great Wall So Cool , Great Wall Steed , Great Wall V240 , Great Wall Voleex , Great Wall Wingle
Hino Dutro , Hino Ranger , Hino двигатели
Honda Accord , Honda Airwave , Honda Ascot , Honda Avancier , Honda Capa , Honda City , Honda Civic , Honda CR-V , Honda Crosstour , Honda Domani , Honda Edix , Honda Element , Honda Fit , Honda FR-V , Honda , HR-V , Honda Insight , Honda Inspire , Honda Integra , Honda Jazz , Honda Legend , Honda Logo , Honda Mobilio , Honda Odissey , Honda Orthia , Honda Partner , Honda Passport , Honda Pilot , Honda Prelude , Honda Rafaga , Honda Ridgeline , Honda S-MX , Honda S2000 , Honda Spirior , Honda StepWGN , Honda Stream , Honda Torneo , Honda двигатели
Hummer H1 , Hummer H2 , Hummer H3
Hyundai Accent , Hyundai Atos , Hyundai Avante , Hyundai Azera , Hyundai County , Hyundai Coupe , Hyundai Elantra , Hyundai Entourage , Hyundai Equus , Hyundai Galloper , Hyundai Genesis , Hyundai Getz , Hyundai Grace , Hyundai Grandeur , Hyundai H1 , Hyundai H100 , Hyundai H200 , Hyundai HD , Hyundai i10 , Hyundai i20 , Hyundai i30 , Hyundai i40 , Hyundai i45 , Hyundai ix20 , Hyundai ix35 , Hyundai ix55 , Hyundai Lantra , Hyundai Lavita , Hyundai Matrix , Hyundai Mighty , Hyundai NF , Hyundai Pony , Hyundai Porter , Hyundai Real , Hyundai Santa Fe , Hyundai Satellite , Hyundai Solaris , Hyundai Sonata , Hyundai Sonica , Hyundai Starex , Hyundai Terracan , Hyundai Tiburon , Hyundai Trajet , Hyundai Tucson , Hyundai Universe , Hyundai Veloster , Hyundai Veracruz , Hyundai Verna , Hyundai XG , Hyundai двигатели
Infiniti EX , Infiniti FX , Infiniti G , Infiniti M , Infiniti QX
International , International двигатели
Isuzu Amigo , Isuzu Aska , Isuzu Axiom , Isuzu Bighorn , Isuzu D-Max , Isuzu Elf , Isuzu Forward , Isuzu Giga , Isuzu Hombre , Isuzu Rodeo , Isuzu Trooper , Isuzu VehiCross , Isuzu Wizard , Isuzu двигатели
Iveco Daily , Iveco EuroCargo , Iveco EuroStar , Iveco EuroTech , Iveco EuroTrakker , Iveco Stralis , Iveco TurboStar
JAC 1020 , JAC 1045 K , JAC Refine , JAC Rein
Jeep Cherokee , Jeep Commander , Jeep Compass , Jeep Grand Cherokee , Jeep Liberty , Jeep Patriot , Jeep Wrangler
KIA Avella , KIA Besta , KIA Bongo , KIA Carens , KIA Carnival , KIA Ceed , KIA Cerato , KIA Clarus , KIA Forte , KIA Granbird , KIA Joice , KIA K2 , KIA K2500 , KIA Magentis , KIA Mohave , KIA Morning , KIA Opirus , KIA Optima , KIA Picanto , KIA Pregio , KIA Pride , Kia Quoris , KIA Retona , KIA Rio , KIA Rondo , KIA Sedona , KIA Sephia , KIA Shuma , KIA Sorento , KIA Soul , KIA Spectra , KIA Sportage , KIA Venga
Land Rover Defender , Land Rover Discovery , Land Rover Freelander , Land Rover Двигатели
Lexus CT200 , Lexus ES300 , Lexus ES330 , Lexus ES350 , Lexus GS300 , Lexus GS430 , Lexus GS450 , Lexus GX460 , Lexus GX470 , Lexus IS250 , Lexus LS460 , Lexus LS600 , Lexus LX470 , Lexus LX570 , Lexus RX270 , Lexus RX300 , Lexus RX330 , Lexus RX350 , Lexus RX400 , Lexus RX450 , Lexus SC430
Lifan 320 , Lifan Breez , Lifan Smily , Lifan Solano , Lifan X60
MAN 19 , MAN F90 , MAN F2000 , MAN L2000 , MAN M90 , MAN M2000 , MAN TGA , MAN TGL , MAN TGM , MAN TGX , MAN TGS
Mazda 121 , Mazda 2 , Mazda 3 , Mazda 323 , Mazda 5 , Mazda 6 , Mazda 626 , Mazda 929 , Mazda Atenza , Mazda Axela , Mazda Bongo , Mazda BT-50 , Mazda Capella , Mazda CX-5 , Mazda CX-7 , Mazda CX-9 , Mazda Demio , Mazda E2200 , Mazda Familia , Mazda Levante , Mazda Miata , Mazda Millenia , Mazda MPV , Mazda MX-3 , Mazda MX-5 , Mazda MX-6 , Mazda Navajo , Mazda Premacy , Mazda Protege , Mazda RX-7 , Mazda RX-8 , Mazda Titan , Mazda Tribute , Mazda Verisa , Mazda Xedos , Mazda двигатели
Mercedes-Benz 190 , Mercedes-Benz 207 , Mercedes-Benz 709-2644 , Mercedes-Benz A класс , Mercedes-Benz Actros , Mercedes-Benz Atego , Mercedes-Benz Axor , Mercedes-Benz B класс , Mercedes-Benz C класс , Mercedes-Benz E класс , Mercedes-Benz G класс , Mercedes-Benz GL класс , Mercedes-Benz LK класс , Mercedes-Benz MB 100D , Mercedes-Benz MK класс , Mercedes-Benz ML класс , Mercedes-Benz R класс , Mercedes-Benz S класс , Mercedes-Benz Sprinter , Mercedes-Benz Transporter , Mercedes-Benz Vaneo , Mercedes-Benz Vario , Mercedes-Benz Viano , Mercedes-Benz Vito , Mercedes-Benz W123 , Mercedes-Benz двигатели , Mercedes-Benz коробки передач
Mitsubishi Airtrek , Mitsubishi Aspire , Mitsubishi ASX , Mitsubishi Canter , Mitsubishi Cargo , Mitsubishi Carisma , Mitsubishi Cedia , Mitsubishi Challenger , Mitsubishi Chariot , Mitsubishi Colt , Mitsubishi Delica , Mitsubishi Diamante , Mitsubishi Dingo , Mitsubishi Dion , Mitsubishi Eclipse , Mitsubishi Endeavor , Mitsubishi Fuso , Mitsubishi Galant , Mitsubishi Grandis , Mitsubishi i-MiEV , Mitsubishi L200 , Mitsubishi L300 , Mitsubishi L400 , Mitsubishi Lancer , Mitsubishi Legnum , Mitsubishi Libero , Mitsubishi Mirage , Mitsubishi Montero , Mitsubishi Outlander , Mitsubishi Pajero , Mitsubishi RVR , Mitsubishi Shogun , Mitsubishi Space Gear , Mitsubishi Space Runner , Mitsubishi Space Star , Mitsubishi Space Wagon , Mitsubishi Triton , Mitsubishi Warrior , Mitsubishi двигатели
Nissan 100NX , Nissan 350Z , Nissan 370Z , Nissan AD , Nissan Almera , Nissan Altima , Nissan Armada , Nissan Atlas , Nissan Avenir , Nissan Bassara , Nissan Bluebird , Nissan Cabstar , Nissan Cargo , Nissan Cedric , Nissan Cefiro , Nissan Condor , Nissan Cube , Nissan Elgrand , Nissan Expert , Nissan Fairlady , Nissan Frontier , Nissan Fuga , Nissan Gloria , Nissan Interstar , Nissan Juke , Nissan Kubistar , Nissan Largo , Nissan Laurel , Nissan Liberty , Nissan Lucino , Nissan March , Nissan Maxima , Nissan Micra , Nissan Murano , Nissan Navara , Nissan Note , Nissan NP300 , Nissan NV400 , Nissan Pathfinder , Nissan Patrol , Nissan Pick-Up , Nissan Prairie , Nissan Presage , Nissan Presea , Nissan Primastar , Nissan Primera , Nissan Pulsar , Nissan Qashqai , Nissan Quest , Nissan R`nessa , Nissan Rogue , Nissan Safari , Nissan Sentra , Nissan Serena , Nissan Silvia , Nissan Skyline , Nissan Stagea , Nissan Sunny , Nissan Teana , Nissan Terrano , Nissan Tiida , Nissan Tino , Nissan Titan , Nissan Urvan , Nissan Vanette , Nissan Wingroad , Nissan X-Trail , Nissan Xterra , Nissan двигатели
Opel Agila , Opel Antara , Opel Ascona , Opel Astra , Opel Calibra , Opel Combo , Opel Corsa , Opel Frontera , Opel Insignia , Opel Kadett , Opel Meriva , Opel Mokka , Opel Monterey , Opel Monza , Opel Movano , Opel Omega , Opel Rekord , Opel Senator , Opel Signum , Opel Sintra , Opel Tigra , Opel Vectra , Opel Vita , Opel Vivaro , Opel Zafira
Peugeot 106 , Peugeot 107 , Peugeot 206 , Peugeot 207 , Peugeot 208 , Peugeot 3008 , Peugeot 306 , Peugeot 307 , Peugeot 308 , Peugeot 309 , Peugeot 4007 , Peugeot 4008 , Peugeot 405 , Peugeot 406 , Peugeot 407 , Peugeot 408 , Peugeot 5008 , Peugeot 508 , Peugeot 605 , Peugeot 607 , Peugeot 806 , Peugeot 807 , Peugeot Bipper , Peugeot Boxer , Peugeot Expert , Peugeot J5 , Peugeot Partner , Peugeot RCZ
Plymouth Neon , Plymouth Voyager
Pontiac Firebird , Pontiac Trans Sport , Pontiac Vibe
Porsche 911 , Porsche Cayenne
Renault 18 , Renault 19 , Renault 21 , Renault 25 , Renault 9, Renault 11 , Renault Clio , Renault Dokker , Renault Duster , Renault Espace , Renault Fluence , Renault Fuego , Renault Kangoo , Renault Koleos , Renault Laguna , Renault Latitude , Renault Lodgy , Renault Logan , Renault Magnum , Renault Major , Renault Mascott , Renault Master , Renault Megane , Renault Modus , Renault Premium , Renault Safrane , Renault Sandero , Renault Scenic , Renault Symbol , Renault Thalia , Renault Trafic , Renault Twingo , Renault Vel Satis , Renault двигатели
Saab 9-3 , Saab 9-5 , Saab 90, Saab 99, Saab 900 , Saab 9000
Scania 112 , Scania Автобусы , Scania серий P, Scania серий R, Scania серий T , Scania серия 3 , Scania серия 4
SEAT Alhambra , SEAT Altea , SEAT Arosa , SEAT Cordoba , SEAT Ibiza , SEAT Inca , SEAT Leon , SEAT Toledo
Skoda Fabia , Skoda Favorit , Skoda Felicia , Skoda Forman , Skoda Octavia , Skoda Pickup , Skoda Praktik , Skoda Rapid , Skoda Roomster , Skoda Scout , Skoda Superb , Skoda Yeti
SsangYong Actyon , SsangYong Chairman , SsangYong Istana , SsangYong Korando , SsangYong Kyron , SsangYong Musso , SsangYong Rexton , SsangYong Rodius , SsangYong двигатели
Subaru 1600 , Subaru 1800 , Subaru Baja , Subaru Dex , Subaru Forester , Subaru Impreza , Subaru Justy , Subaru Lancaster , Subaru Legacy , Subaru Leone , Subaru Outback , Subaru R2 , Subaru Tribeca , Subaru XT , Subaru XV
Suzuki Aerio , Suzuki Alto , Suzuki Baleno , Suzuki Escudo , Suzuki Grand Vitara , Suzuki Ignis , Suzuki Jimny , Suzuki Kizashi , Suzuki Liana , Suzuki Samurai , Suzuki SJ , Suzuki Splash , Suzuki Swift , Suzuki SX4 , Suzuki Vitara , Suzuki Wagon , Suzuki XL7
Toyota 4Runner , Toyota Allex , Toyota Allion , Toyota Alphard , Toyota Altezza , Toyota Amazon , Toyota Aristo , Toyota Auris , Toyota Avalon , Toyota Avensis , Toyota Aygo , Toyota bB , Toyota Belta , Toyota Blade , Toyota Brevis , Toyota Caldina , Toyota Cami , Toyota Camry , Toyota Carib , Toyota Carina , Toyota Celica , Toyota Chaser , Toyota Corolla , Toyota Corona , Toyota Corsa , Toyota Cresta , Toyota Crown , Toyota Curren , Toyota Duet , Toyota Dyna , Toyota Echo , Toyota Estima , Toyota FJ Cruiser , Toyota Fortuner , Toyota FunCargo , Toyota Gaia , Toyota Granvia , Toyota Harrier , Toyota HiAce , Toyota Highlander , Toyota Hilux , Toyota Ipsum , Toyota iQ , Toyota Isis , Toyota Ist , Toyota Kluger , Toyota Land Cruiser , Toyota Lite-Ace , Toyota Mark II , Toyota Mark X , Toyota Matrix , Toyota Nadia , Toyota Noah , Toyota Opa , Toyota Passo , Toyota Picnic , Toyota Platz , Toyota Porte , Toyota Prado , Toyota Premio , Toyota Previa , Toyota Prius , Toyota Probox , Toyota Progres , Toyota Ractis , Toyota Raum , Toyota RAV4 , Toyota Regius , Toyota RunX , Toyota Rush , Toyota Scion , Toyota Sequoia , Toyota Sienna , Toyota Sienta , Toyota Soarer , Toyota Solara , Toyota Sprinter , Toyota Starlet , Toyota Succeed , Toyota Supra , Toyota Tacoma , Toyota Tercel , Toyota Town-Ace , Toyota Toyoace , Toyota Tundra , Toyota Urban Cruiser , Toyota Vanguard , Toyota Vellfire , Toyota Venza , Toyota Verossa , Toyota Vigo , Toyota Vista , Toyota Vitz , Toyota Voltz , Toyota Voxy , Toyota Will , Toyota Windom , Toyota Wish , Toyota Yaris , Toyota двигатели
Volkswagen Amarok , Volkswagen Bora , Volkswagen Caddy , Volkswagen California , Volkswagen Caravelle , Volkswagen Crafter , Volkswagen Fox , Volkswagen Gol , Volkswagen Golf , Volkswagen Jetta , Volkswagen Kafer , Volkswagen LT , Volkswagen Lupo , Volkswagen Multivan , Volkswagen Passat , Volkswagen Phaeton , Volkswagen Pointer , Volkswagen Polo , Volkswagen Santana , Volkswagen Scirocco , Volkswagen Sharan , Volkswagen Tiguan , Volkswagen Touareg , Volkswagen Touran , Volkswagen Transporter , Volkswagen up! , Volkswagen Vento
Volvo 240, Volvo 960 , Volvo 340, Volvo 343, Volvo 345, Volvo 360 , Volvo 440, Volvo 460, Volvo 480 , Volvo 740, Volvo 760 , Volvo 850 , Volvo 940, Volvo 960 , Volvo B10 M , Volvo C30 , Volvo C70 , Volvo F, Volvo FH, Volvo FM, Volvo TF , Volvo FL, Volvo FE , Volvo S40 , Volvo S60 , Volvo S70 , Volvo S80 , Volvo V40 , Volvo V50 , Volvo V60 , Volvo V70 , Volvo VN, Volvo VNL, Volvo WX, Volvo WG, Volvo AC , Volvo XC60 , Volvo XC70 , Volvo XC90
Каталог руководств по обслуживанию и ремонту автомобилей самых популярных марок
© 2022 manuals4car.ru Все права защищены.
При упоминании использовании материалов активная ссылка на manuals4car.ru обязательна.
Момент затяжки коренных и шатунных вкладышей — необходимые инструменты, порядок затяжки и особенности
Моменты затяжки разных видов резьбовых соединений — это та степень усилия, с которой затягиваются элементы разъемного соединения, в частности, гайка и болт. При недостаточном показателе момента затяжки велика вероятность постепенного самопроизвольного свинчивания под воздействием вибрационных нагрузок. При чрезмерном затягивании может произойти разрушение стержня болта или срыв резьбового соединения. Чтобы избежать развития таких негативных сценариев, важно точно определять этот показатель.
Момент затяжки резьбовых соединений: таблица
При помощи резьбовых соединений осуществляется фиксация большинства деталей и узлов автомобильного транспорта. Все они несут на себе не только механическую, но и вибрационную нагрузку. Поэтому, затягивая любой вид резьбового соединения, уместно сохранить нужную степень затяжки, не превышая ее и не ослабляя чрезмерно.
Установленное значение пробной нагрузки при затягивании резьбовых соединений, которое исключает срыв резьбы, составляет около 85-90% от предела текучести. Фактически этот показатель является максимальным усилием на растяжение, которое одновременно обеспечивает надежное соединение без допущения свинчивания и не приводит к пластической деформации стержня болта или шпильки с резьбовой частью.
Когда выполняется затяжка колес, ГБЦ, шкива распределительного вала и прочих деталей и узлов, ориентируются на табличные значения, которые получены расчетным путем с учетом таких параметров:
- Сплава, из которого выполняются элементы резьбового разъемного соединения. А также от того, какие материалы используются при выполнении такого типа соединения.
- Класса прочности болта.
- Применяется смазка при свинчивании деталей или нет.
- Наличия антикоррозийного покрытия.
- Шага резьбы — крупный, мелкий.
- Диаметра отверстия и цилиндрической части, на которой нанесена резьба — фактического резьбового диаметра.
Если приводить ряд табличных примеров таких показателей моментов затяжки болтового или шпилечного резьбового соединения, то они могут быть выражены следующими таблицами.
Важно обратить внимание, что в таблице даны как кгс*м, так и Н*м, что является идентичными единицами измерения.
Необходимые инструменты
Чтобы добиться тех параметров момента затяжки, которые подходят для безопасной эксплуатации, требуется использовать соответствующие инструменты:
- аналоговый динамометрический ключ;
- цифровой динамометрический ключ.
Оба эти инструмента показывают то усилие, с которым происходит затягивание гайки на болте. При выполнении этого действия стоит учитывать ту погрешность, которую дает прибор. В противном случае можно не достигнуть необходимых показателей.
Примерные значения для легковых автомобилей
Далее представим отдельные примеры момента затягивания болтовых соединений для разных узловых частей легкового автомобиля Лада Приора, сведенные в табличной форме.
Узел или деталь автомобиля | Размер резьбы | Момент затяжки Н*м (Ньютон * метр) |
Болтовое соединение при крепеже головки цилиндра | М12 с шагом резьбы 1,25 | 85,7–90 |
Момент затяжки для коренных и шатунных видов вкладышей | М10 с шагом резьбы 1,25 | 68,3–84,4 |
Момент корректной затяжки для болтов шатуна для 16 клапанной версии | М9 с шагом резьбы 1 | 43,3–53,5 |
Болтовое соединение маховика | М10 при шаге резьбы 1,25 | 60,9–87,4 |
Для болтового соединения поддона картера | М14 | 58,8–88,3 |
На передней подвеске при креплении опоры к кузову | М8 | 19,7-24,3 |
Такими же будут моменты затяжки шатунов, ГБЦ, подшипников и ряда других узлов и деталей на аналогичных моделях машин марки Lada: ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, ВАЗ-2109, ВАЗ-2108, ВАЗ-2110, ВАЗ-21083 и др. Более точная информация представлена в справочных таблицах.
Справочная таблица для ВАЗ-2107:
Момент затяжки резьбовых соединений ВАЗ-2112:
Примерные значения для грузовых автомобилей и автобусов
Вот некоторые примеры моментов затяжки резьбовых соединений для грузовых машин или автобусов.
Примеры моментов затяжки резьбовых соединений для КамАЗ-740.
Из этой таблицы можно использовать численные значения, чтобы точно установить момент затяжки ГБЦ КамАЗа, его корзины сцепления, распредвалов и прочих элементов авто.
Порядок затяжки
Чтобы затяжка шатунных видов болтов, элементов двигателя, клапана или любого другого узла или детали была выполнена правильно, требуется соблюдать установленную технологию. Это минимизирует риски срыва резьбы или недостаточной герметичности.
Соблюдая технологию, необходимо выполнить следующие этапы:
- На подготовительном — разбирается крепежное соединение, устраняется грязь и коррозионные отложения.
- На предварительном — производят легкое без усилий навинчивание гайки на болт или конец шпильки. Если одна деталь соединяется сразу несколькими крепежными элементами, важно реализовать равномерную и постепенную затяжку для исключения перекосов. Профессионально необходимо закручивать резьбовые соединения, располагающиеся на противоположных концах, или действовать через один или два болта (шпильку).
- На окончательном этапе резьбовые элементы (гайка-болт или гайка-шпилька) затягиваются до указанных табличных величин при помощи динамометрического ключа. Именно этот инструмент позволяет исключить превышение рекомендуемого параметра или недотягивание до нужного значения.
Что такое подшипники скольжения, их виды и роль в работе ДВС
Подшипники скольжения служат опорой деталям типа вал, которые передают нагрузку другим элементам узла. По своим разновидностям они бывают:
- Радиальные — они передают силы, действующие в радиальном направлении (перпендикулярные оси цапфы).
- Упорные. Их основная функция — воспринимать и передавать силы, которые действуют параллельно оси цапфы.
- Радиально-упорные. Это та разновидность подшипников, которая воспринимает и радиальные, и параллельные силы по отношению к оси цапфы.
Виды, размеры и роль вкладышей коленвала
Двигатель является многокомпонентным механизмом, содержащим большое количество деталей. Если оценивать роль вкладышей коленвала, то они служат как подшипники скольжения, создавая необходимый момент вращения на коленчатом валу. В ВАЗ они защищают некоторые элементы, не допуская преждевременного износа сопрягающихся деталей.
По своим конструктивным особенностям они бывают:
- Коренные. Контактируют с той частью коленчатого вала, где она проходит через двигатель внутреннего сгорания.
- Шатунные. Чаще всего располагаются на шейке вала.
Размер вкладышей определяется стандартом. Отдельные типоразмеры содержатся в таблице.
Признаки износа коренных и шатунных вкладышей
Усилие, с которым необходимо затягивать шатуны, влияет на степень износа деталей, входящих в этот узел. Шейка коленчатого вала изнашивается гораздо быстрее, чем вкладыши этой части, хотя ее твердость больше.
Причиной износа является способность вкладышей накапливать мелкие твердые частицы, которые вместе с масляным смазочным составом попадают в зазор. Это приводит к процарапыванию шейки коленвала.
Из-за возникновения такого свойства требуется вовремя менять вкладыши. Но здесь требуется правильно определить время, когда необходимо выполнить это действие. Поспособствовать в этом сможет замер зазора. Можно ориентироваться на следующие цифры:
- В шатунных подшипниках зазор не может быть выше 0,1 мм.
- В коренных этот параметр не должен превышать 0,15 мм.
Общая рекомендация: менять вкладыши в тот момент, когда производится капитальный ремонт двигателя.
Измеряем зазор между вкладышем и коленвалом
Определить зазор между вкладышами и коленвалом можно двумя основными способами:
- С использованием микрометра. Желательно, чтобы измерительный прибор имел точность до 0,001 мм.
- С использованием специальной калиброванной проволоки из пластика:
- Необходимо сначала очистить рабочие поверхности вкладышей и шеек коленчатого вала.
- Осуществить укладку куска проволоки между проверяемыми элементами.
- Установить шатун вместе с крышкой или крышку коренного подшипника — здесь все зависит от того, у какой шейки осуществляется проверка.
- Далее завинчиваем резьбовые соединения и определяем нужный момент затяжки болтового шатуна. Например, для автомобилей ВАЗ этот показатель соответствует 51 Н*м. Для остальных моделей требуется использовать руководство для получения нужного показателя.
- После совершения этого действия узел опять разбирается, достается проволока. Проволока, которая сплющивается после такого воздействия, вынимается и измеряется по шкале, прилага вместе с комплектом.
Как и с каким усилием производится затяжка коренных и шатунных вкладышей
Следует учитывать, что моменты затяжки для этих элементов также определяются маркой и классом автомобиля. Например, для Лады Priora этот показатель составит:
- для коренного вкладыша интервал от 68,31 до 84,38 Н*м;
- для шатунного подшипника – от 43,3 до 53,5 Н*м.
Таблица усилий затяжки и классы прочности для метрических болтов
Когда отсутствуют руководство или возможность установить необходимый момент затяжки болтов для конкретных случаев (например, при фиксации колесного распредвала, маховика, ступицы, клапанной крышки или каких-либо других узлов авто, включая ГБЦ ВАЗа), можно использовать стандартную таблицу моментов затяжки болтового соединения. В этом случае ориентируются на тип нарезанной резьбы — метрической, дюймовой, упорной или какого-либо другого типа, а также на размер номинального диаметра.
Несколько примеров моментов затяжки представлены в таблице.
Диаметр резьбы | Моменты затяжки резьбы в зависимости от диаметра и класса прочности | ||
Класс прочности | |||
3,6 | 4,6 | 5,6 | |
М16 | 59,9 | 79,9 | 99,8 |
М18 | 82,5 | 110 | 138 |
М20 | 117 | 156 | 195 |
М22 | 158 | 211 | 264 |
М24 | 202 | 270 | 237 |
На эти показатели можно ориентироваться, определяя момент затяжки болтов ГБЦ.
Таблица усилий затяжки и классы прочности для дюймовых болтов
В ситуации, когда ориентиром служат показатели затяжки для резьбовых соединений, относящихся к дюймовой разновидности, допускается использовать такую таблицу стандартных показателей. Она пригодится в том случае, когда необходимо определить момент затяжки болтов ГБЦ или других узлов авто, произведенных за границей, где действуют соответствующие стандарты и единицы измерения. Например, на двигателе G4FC автомобиля марки KIA присутствует метрическая резьба, а у Cadillac, Buick и ряда других — дюймовая.