Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки
Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем
Например:
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск
PDF
Объем 169 страниц
2023 год
Руководство к практическому изучению гармонии
PDF
Подарите скидку 10%
Посоветуйте
эту книгу и получите
65,71 ₽
с покупки её другом.
О книге
Авторство книги принадлежит человеку, который был не только величайшим русским композитором, дирижером и общественным деятелем, но и педагогом, тем, кто в Московской консерватории заложил основы профессионального отношения к теоретическим предметам и создал серьезные традиции в изучении этих дисциплин. Пример тому – данный труд, в котором П. И. Чайковский обобщил масштабный пласт материалов, накопленных за время своей педагогической деятельности.Учебное пособие снабжено подробными методическими рекомендациями, образцами, схемами и практическими заданиями по каждому разделу.Издание адресовано студентам, аспирантам и педагогам средних специальных и высших учебных заведений, а также всем интересующимся трудами выдающегося русского композитора.
Описание книги
Авторство книги принадлежит человеку, который был не только величайшим русским композитором, дирижером и общественным деятелем, но и педагогом, тем, кто в Московской консерватории заложил основы профессионального отношения к теоретическим предметам и создал серьезные традиции в изучении этих дисциплин. Пример тому – данный труд, в котором П. И. Чайковский обобщил масштабный пласт материалов, накопленных за время своей педагогической деятельности.
Учебное пособие снабжено подробными методическими рекомендациями, образцами, схемами и практическими заданиями по каждому разделу.
Издание адресовано студентам, аспирантам и педагогам средних специальных и высших учебных заведений, а также всем интересующимся трудами выдающегося русского композитора.
Книга Петра Ильича Чайковского «Руководство к практическому изучению гармонии» — скачать в pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.
Возрастное ограничение:
12+
Дата выхода на Литрес:
19 июля 2021 г.
Последнее обновление:
2023
Общее кол-во страниц:
169
Правообладатель:
Издательство «Планета музыки»
Примечание к месту создания
Определено на основании письма П.И. Чайковского к П.И. Юргенсону от 15 июля 1871, направленного из Низов: «Окончивши оркестровку 1-го действия моей оперы, я энергически принялся за Руководство, которое непременно окончу к 1 сентября. Посылаю тебе, по уговору, часть написанного; и теперь каждые полторы недели буду тебе посылать по мере изготовления. Прими в соображение, что я каждый день пишу по 5 часов, а потому нет сомнения, что окончу скоро. Я тебе посылаю начало Руководства, но ему еще будут предшествовать небольшое предисловие и введение, которые я напишу после всего» (П.И. Чайковский — П.И. Юргенсон. Переписка: В 2-х т. — Т. 1: 1866–1885 / Составление и научная редакция П.Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2011. С. 15). По окончании раздела «От составителя» Низы указаны Чайковским как место написания текста.
Примечание к дате создания
Установлено на основании пометы П.И. Чайковского в конце раздела «От составителя» и письма к П.И. Юргенсону от 15 июля 1871, процитированного в Примечании к Месту создания. 21 августа 1871 датирована помета неуст. лица на л. 1.
Номер по ТБУС П.И. Чайковского
513
Количество листов
90 листов
Примечание к количеству листов
Листы разрознены. Ранее, возможно, они были переплетены.
Сведения о нумерации листов и страниц
Авторская нумерация страниц разделов «От составителя», «Введение» римскими (с. I-VIII) и арабскими цифрами (с. 1-172) (чёрные чернила).
Архивная нумерация листов: л. 1-90 (простой карандаш).
Тип бумаги
Писчая бумага марки «Lacroix Frères», Писчая бумага марки «Сурская фабрика Сергеева»
Примечание к типу бумаги
Л. 1-4, 31-90 — бумага марки «Lacroix Frères»
Формат 27х20,6 см
Л. 5-30 — бумага марки «Сурская фабрика Сергеева»
Формат 35,3х21,8 см
Средства записи
Чёрные чернила
Простой карандаш
Синий карандаш
Красный карандаш
Дата поступления
21 апреля 1941
Примечание к дате поступления
Данная рукопись поступила в составе фонда Рукописного отдела Библиотеки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В книгу поступления это собрание записано 21 апреля 1941 под номером 1200. Тем же числом датирован Приказ № 29 директора Московской консерватории А.Б. Гольденвейзера о передаче рукописных фондов консерваторской библиотеки Центральному музею музыкальной культуры имени Н.Г. Рубинштейна при Консерватории (ныне — ВМОМК имени М.И. Глинки). Акт передачи был составлен почти два месяца спустя — 19 июля 1941.
Источник поступления
Рукописный отдел Библиотеки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Предыдущие места хранения
До 1924 — архив Государственного музыкального издательства, ранее — издательство «П. Юргенсон».
Библиография
П. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. В 17-ти томах. Том III-А: музыкально-теоретические работы / том подготовлен Вл. Протопоповым. М.: Государственное музыкальное издательство, 1957. С. IX (факсимиле л. 9), XII-XIII.
Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского / ред.-сост. П. Е. Вайдман, Л. З. Корабельникова, В. В. Рубцова. 2-е издание. М.: П. Юргенсон, 2006. С. 837
Id: 257202
РУКОВОДСТВО к практическому изучению ГАРМОНИИ.
(С приложением критических замечаний автора на полях «Учебника гармонии» Н.А.Римского-Корсакова). №49
Руководство к практическому изучению гармонии. (С приложением критических замечаний автора на полях «Учебника гармонии» Н.А.Римского-Корсакова)
URSS. 2020. 208 с. ISBN 978-5-9710-7200-3.
Типографская бумага
- Мягкая обложка
- Твердый переплет799 р. ››
Аннотация
Вниманию читателя предлагается классическая работа великого композитора П.И.Чайковского, ставшая одним из первых научно-методических трудов в области музыкальной теории, написанных русским композитором-классиком. Фактически данная книга стала первым русским учебником по курсу гармонии, сразу же вошедшим в практику преподавания гармонии в России. Автор применил некоторые новые для своего времени моменты в методике преподавания этой …(Подробнее)дисциплины, в том числе развитие творческой инициативы ученика при его систематической работе над задачами по гармонизации мелодий; этот принцип работы по изучению гармонии применяется в педагогической практике и в наши дни.
Книга рекомендуется композиторам, музыковедам, преподавателям и учащимся музыкальных школ, историкам искусства.
Подробная информация:
Содержание
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Об авторе
Содержание
Oт составителя …………. 3 |
Введение. Учение об интервалах . ……. 5 |
Учение о гармонии |
Часть первая……….„ . . 9 |
Отдел первый, Консонирующие аккорды. Трезвучия … 10 |
Глава I. Трезвучия мажорной гаммы……. 10 |
II. Сочетание трезвучий мажорного лада …. 12 |
III. Сочетание трезвучий, не имеющих внешней связи . 15 |
IV. Уклонения от правил сочетания связных аккордов . 19 |
V, Гармонические секвенции……. 22 |
VI. Гармония минорного лада……, 24 |
VII. Широкое расположение аккордов….. 28 |
VIII. Обращения трезвучий…….. 29 |
IX. Обращения уменьшенных и увеличенных трезвучий . 34 Отдел второй. Диссонирующие гармонии: септаккорды и нонаккорды….. ……… 37 |
Глава X. Доминантаккорд………. 37 |
XI. Свободное ведение голосов ….. 43 |
XII. Нонаккорд………. . 45 |
XIII. Малый и уменьшенный септаккорды. …. 47 |
XIV. О сочетании между собою диссонирующих гармоний, |
разрешающихся в тоническое трезвучие . . 50 |
XV. Секвенцаккорды………. 54 |
XVI. Секвенцаккорды в миноре ….. 60 |
XVII. Гармонизация данных мелодий . . . . 63 |
Отдел третий. Модуляция………. 73 |
Г л а в а XVIII. Непосредственные модуляции …. 74 |
XIX. Модуляция проходящая ….. 81 |
XX. Гармонизация мелодий с модуляциями …. 85 |
XXI. Энгармонизм уменьшенного септаккорда … 88 |
XXII. Педаль (органный пункт)……. 90 |
Часть вторая. Случайные гармонические формы |
Отдел первый………….. 96 |
Глава XXIII. Задержания ……. … 96 |
XXIV. Предъем…………. 107 |
XXV. Проходящие ноты …… 110 |
XXVI. Аккорды с увеличенной квинтой….. 118 |
XXVII. Аккорды с увеличенной секстой….. 125 |
XXVIII. Вспомогательные ноты……… 131 |
Отдел второй. Мелодическое развитие голосов….. 138 |
Глава XXIX.Строгий стиль гармонии . ….. 138 |
XXX. Дальнейшее развитие голосоведения …. 150 |
XXXI. Гармоническая фигурация……. 155 |
XXXII. Свободные прелюдии . …… 159 |
XXXIII. Уклонения от гармонических законов …. 160 |
XXXIV. Каденции………… 162 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
I. Вариант текста из § 50 «Руководства к практическому |
изучению гармонии ……. 165 |
II. Программы по гармонии . …… 167 |
III. Замечания иа полях «Учебника гармонии Н. Римского-Корсакова …. . . …….. 172 |
IV. [О цефаутном ключе]….. ….. 196 |
V. Демественное пение……….. 199 |
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Приступая к составлению предлагаемого руководства, я всего менее имел в виду внести в музыкальную науку новую систему, новые взгляды. Убедившись в том, что при развивающейся в публике музыкальности потребность в учебниках делается с каждым днем настоятельнее, я решился по мере сил способствовать удовлетворению этой потребности.
Любители теоретических изысканий и музыкально-философских умствований не найдут в моей книге пищи для своей любознательности; за то я льщу себя надеждой, что учащееся поколение обретет в ней пособника на пути практического изучения техники искусства. Она не углубляется в сущность и причину музыкально-гармонических явлений, не тщится открыть принцип, связующий в научное единство правила, обусловливающие гармоническую красоту, но излагает в возможной последовательности выведенные путем эмпирическим указания для начинающих музыкантов, ищущих руководителя в своих попытках к сочинению. От этого я и не решаюсь свой скромный, специально педагогический труд назвать громким именем теории. Если и несомненно то, что музыкальная наука, постепенно совершенствуясь, найдет наконец ключ к теоретическому разъяснению гармонических таинств, то да позволено будет усомниться в том, что ознакомление с существующими в настоящее время, построенными на песке, теориями гармонии может принести существенную пользу учащимся. Ничто так не сбивает с толку начинающего, ничто так не ослабляет в нем энергию и рьяность к изучению музыки, как пространные, громкие, многословные, хотя, быть может, и остроумные разглагольствования о гармонии, встречаемые в некоторых учебниках и расточаемые некоторыми учителями.
Итак повторяю, руководство мое не прибавляет ни единой йоты к сокровищнице музыкальных теорий; я знаю, что в богатой музыкально-педагогической литературе оно прошло бы явлением незамеченным. Но на Руси, имеющей едва ли не одно только хорошее передовое сочинение по этой части , смею думать, что мой труд, преследующий в деле музыки серьезные практические цели, имеет некоторые данные быть трудом полезным; он вызван очевидною необходимостью в учебниках.
Я. Чайковский
Низы, 2-ое августа 1871 г.
Об авторе
Чайковский Петр Ильич
Великий русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Родился в Воткинске (Удмуртия), в семье горного инженера. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в министерстве юстиции (до 1863 г.). В 1865 г. окончил Петербургскую консерваторию по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна (по настоянию последнего оставил службу и целиком посвятил себя музыке). В 1866–1878 гг. — профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки). С конца 1870-х гг. несколько лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В 1885 г. избран директором Московского отделения Русского музыкального общества. С того же года постоянно жил в Подмосковье, в окрестностях города Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 г. — в самом Клину. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижер в России и за рубежом.
Хотя в творчестве П. И. Чайковского представлены почти все музыкальные жанры, главное в нем — симфонические произведения, а также оперы и балеты. Содержание его музыки универсально: оно охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. Богатство лирической мелодики, мастерское владение практически всеми музыкальными жанрами, блестящая композиторская техника (в особенности оркестровая), глубоко оригинальный характер его творчества — все это сделало его выдающейся фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры. Крупнейшие русские композиторы следующего поколения — С. В. Рахманинов, А. С. Аренский, А. К. Глазунов и С. И. Танеев — могут быть названы прямыми последователями Чайковского. Он также был автором стихотворений, либретто некоторых своих опер и многочисленных музыкально-критических работ, часть которых была собрана в книге «Музыкальные фельетоны и заметки (1868–1876)» (1898).
URSS. 2023. 152 с. Мягкая обложка. 399 р.
Перед читателями — книга выдающегося философа и психолога Г.И.Челпанова, в которой исследуются вопросы развития памяти. Рассматриваются физиологические основы памяти, ее психологическая сторона, наиболее целесообразные методы ее развития, основные условия прочного запоминания. Отдельные главы посвящены… (Подробнее)
2024. 416 с. Твердый переплет. 999 р.
Суперсимметричные теории поля—это теории, в которых спектр состояний точно вырожден и имеется равное число бозонов и фермионов с одинаковыми массами. Они были изобретены физиками, и с некоторыми вариантами этих теорий связывается надежда на построение «Единой теории всего»—гипотетической… (Подробнее)
2023. 400 с. Твердый переплет. 1299 р.
XX век принес человечеству масштабные войны, театры военных действий которых охватывали огромные физические пространства, что, в свою очередь, привело к необходимости строительства укрепленных линий, протяженных на многие сотни, а нередко и тысячи километров. В настоящей книге впервые… (Подробнее)
URSS. 2023. 280 с. Мягкая обложка. 699 р. Новинка недели!
Книга посвящена различным аспектам истории Испании XX–XXI вв. (1900–2018 гг.): политическому, институциональному и социально-экономическому развитию, национально-региональным отношениям, баскскому терроризму, каталонскому радикальному национализму, основным направлениям внешней политики.
Книга будет… (Подробнее)
URSS. 2024. 200 с. Мягкая обложка. 599 р. Новинка недели!
«Знание — сила. Мы можем столько, сколько знаем. Мы знаем столько, сколько помним» — крылатая фраза Фрэнсиса Бэкона давно стала расхожей настолько, что мы уже не вполне отчетливо понимаем, о каком знании он говорил. В первую очередь он говорил о научном методе познания окружающего мира… (Подробнее)
2023. 328 с. Твердый переплет. 599 р.
В своей новой книге «Что такое марксизм?» российский контркультурный писатель, публицист и педагог Алексей Цветков объединил цикл лекций, посвященных раскрытию и пониманию одной из наиболее известных философских систем.
Появившийся в XIX веке, марксизм не утратил своей актуальности и в наше… (Подробнее)
URSS. 2023. 520 с. Мягкая обложка. 899 р.
Книга посвящена исследованию влияния литературы и искусства на людей власти, на принимаемые ими решения. Яд литературы — та правда, которая может и убить, и вдохновить. Такой яд несут стихи и поэмы Пушкина, в свое время им «отравились» декабристы и славянофилы. Этим ядом пропитаны творения великих… (Подробнее)
2022. 216 с. Твердый переплет. 510 р.
Книга известного психолога, нейропсихолога, ведущей популярных семинаров для родителей, автора проекта #УзнайКакЛучшеДляРебенка Валентины Паевской.
Устали, не можете двигаться к своей цели и давно не ощущали себя счастливым? Не понимаете, куда исчезает энергия и как ее восстановить? Книга Валентины… (Подробнее)
URSS. 2023. 216 с. Мягкая обложка. 659 р.
На основе марксистской методологии и огромного фактического материала известный российский ученый Ю. И. Семенов предлагает собственную цельную и логически стройную интерпретацию философии как универсальной системы человеческого знания, взятого в единстве абстрактного мышления и эмпирического опыта…. (Подробнее)
2023. 464 с. Твердый переплет. 1059 р.
ПЯТЬ ПОРОКОВ КОМАНДЫ. 256 стр.
Глава одной высокотехнологичной компании подал в отставку, поскольку работа компании при нем разваливалась на глазах. «Менеджеры достигли совершенства в искусстве подставлять друг друга. Команда утратила дух единства и товарищества, его сменила нудная обязаловка…. (Подробнее)
|