6.2.1. Эксплуатант разрабатывает, утверждает и внедряет в своей организации руководство по организации наземного обслуживания (далее — РОНО). РОНО может по решению заявителя (эксплуатанта) включаться в РПП. Эксплуатант вносит в руководство изменения при: изменении условий эксплуатации воздушных судов; вступлении в силу нормативных правовых актов, регулирующих деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки; принятии решения эксплуатантом о совершенствовании руководств. Эксплуатант своевременно организует изучение персоналом эксплуатанта положений РОНО, в том числе при внесении в них изменений. Положения внутренних нормативных документов, принимаемых эксплуатантом, не противоречат требованиям РОНО (ФАП-246 п. 18). Эксплуатант при помощи персонала по обеспечению полетов организует соблюдение требований РОНО (ФАП-246 п. 53). |
Нормативные ссылки: ФАП-246 п. 18, 52, 53 |
Комментарии эксплуатанта |
Проверяемая документация: — руководство по организации наземного обслуживания; — документы, определяющие порядок разработки и внесения изменений в РОНО, организации изучения персоналом эксплуатанта изменений РОНО; — должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта по внесению изменений в РОНО, и связанные с РОНО внутренние нормативные документы эксплуатанта; — должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта по организации и контролю своевременного изучения персоналом эксплуатанта изменений РОНО. |
|
Выявленные несоответствия и/или замечания |
6.2.2. РОНО содержит производственную политику, процедуры и другую информацию, необходимую для исполнения своих обязанностей персоналом, осуществляющим наземное обслуживание (ФАП-246 п. 52). Если заявитель (эксплуатант) запрашивает (имеет) разрешение на перевозку опасных грузов, то он включает в текст РОНО информацию, которая позволит выполнять персоналу функции, связанные с приемкой, обработкой, погрузкой, перевозкой опасных грузов и действиями в аварийной ситуации в процессе полета и наземного обслуживания (ФАП-246 п. 55). Если заявитель (эксплуатант) не имеет допуска на перевозку опасных грузов, то он включает в РОНО указания и инструкции по выявлению и предотвращению случайной погрузки или перевозки на борту воздушных судов опасных грузов (ФАП-246 п. 56). Заявитель (эксплуатант) включает в РОНО описание обязанностей и ответственности сотрудников (ФАП-246 п. 59). Руководство по организации наземного обслуживания эксплуатанта должно содержать: — порядок обслуживания пассажиров; — порядок обработки багажа, включая работы по обработке ручной клади; — порядок обработки грузов и почты; — в случае если эксплуатант осуществляет перевозку опасных грузов, информацию, указанную в подпункте «в» п. 5.120 ФАП-128; — в случае если эксплуатант не осуществляет перевозку опасных грузов: 1. перечень разрешенных к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами с соблюдением требуемых условий предметов и веществ (Приказ Минтранса России от 25.07.2007 N 104); 2. методы и соответствующие пояснения, необходимые для исключения погрузки или перевозки на борту ВС опасных грузов; 3. действия, предпринимаемые в экстренных ситуациях, связанных с опасными грузами; 4. требование о необходимости направления отчета в Росавиацию в случае инцидента, связанного с опасным грузом или обнаружения незадекларированного или неправильно задекларированного опасного груза; — процедуры расчета центровки и контроля загрузки; — вопросы контроля работ по наземному обслуживанию; — процедуры контроля качества ГСМ, заправляемых в ВС эксплуатанта или процедуры проведения аудита организаций, которые обеспечивают заправку ГСМ по договору; — требования к чистоте критических поверхностей, а также допустимые к применению жидкости и технологии защиты ВС от обледенения. Если выполнение работ по наземному обслуживанию передается эксплуатантом сторонней организации по договору, то эксплуатант: обеспечивает контроль указанной организации в части соблюдения «Руководства по организации наземного обслуживания» эксплуатанта не реже, чем один раз в 720 последовательных календарных дней с фиксацией результатов контроля или использует результаты проверок, проводимых объединениями эксплуатантов (проект изменений ФАП-128). |
Нормативные ссылки: ФАП-246 п. 52, 55, 56, 58, 59; проект изменений ФАП-128. |
Комментарии эксплуатанта |
Проверяемая документация: — руководство по организации наземного обслуживания. |
|
Выявленные несоответствия и/или замечания |
6.2.3. Заявитель (эксплуатант) включает в РОНО информацию, необходимую для выполнения обязанностей в отношении опасных грузов персоналу, обслуживающему пассажиров и обрабатывающему груз, почту или багаж. Указанная информация должна включать сведения о порядке и процедурах информирования пассажиров о том, что некоторые виды опасных предметов и веществ: запрещены для перевозки в багаже; должны быть удалены из ручной клади. Заявитель (эксплуатант) включает в РОНО информацию и инструкции по перевозке опасных грузов, разрешенных для перевозки в багаже пассажиров и членов экипажа (ФАП-246 п. 58). |
Нормативные ссылки: ФАП-246 п. 58 |
Проверяемая документация: — виды информации (визуальная, звуковая и т.д.) для персонала, обслуживающего пассажиров и обрабатывающего груз, почту, багаж, включающей сведения о порядке и процедурах информирования пассажиров о том, что некоторые виды опасных предметов и веществ: запрещены для перевозки в багаже; должны быть удалены из ручной клади; — документированный порядок о процедурах информирования пассажиров о том, что некоторые виды опасных предметов и веществ: запрещены для перевозки в багаже; должны быть удалены из ручной клади, в случае предоставления данной услуги самим эксплуатантом; — инструкции по перевозке опасных грузов, разрешенных для перевозки в багаже пассажиров и членов экипажа. |
Комментарии эксплуатанта |
|
Выявленные несоответствия и/или замечания |
6.2.4. У заявителя (эксплуатанта) должна быть в наличии действующая редакция технических инструкций ИКАО по безопасной перевозке опасных грузов воздушным транспортом (ФАП-246 п. 57). |
Нормативные ссылки: ФАП-246 п. 57. |
Комментарии эксплуатанта |
Проверяемая документация: — технические инструкции ИКАО по безопасной перевозке опасных грузов воздушным транспортом. |
|
Выявленные несоответствия и/или замечания |
6.2.5. Эксплуатант осуществляет учет изменений эксплуатационной документации, актов воздушного законодательства, руководств эксплуатанта, а также: рассылку (доступ в электронном виде), обеспечивающую наличие действующих версий указанных документов в подразделениях эксплуатанта и у внешних поставщиков услуг, осуществляющих наземное обслуживание; пересмотр и внесение изменений, необходимые для поддержания актуальности информации, содержащейся в документах эксплуатанта; выявление устаревших, переизданных документов, их изъятие и уничтожение; хранение и рассылку документации, полученной из внешних источников, включая руководства и документы от уполномоченных органов и разработчиков воздушных судов и комплектующих. Эксплуатант назначает лиц, ответственных за выполнение требований данного пункта (ФАП-246 п. 20), |
Нормативные ссылки: ФАП-246 п. 20 |
Комментарии эксплуатанта |
Проверяемая документация: — документы, определяющие порядок выполнения и контроля выполнения требований, предусмотренных пунктом проверки; — должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта по выполнению (контролю выполнения) в части выполнения требований, предусмотренных пунктом проверки. |
|
Выявленные несоответствия и/или замечания |
6.2.6. Эксплуатант при осуществлении регулярных полетов (по расписанию) обеспечивает наличие (или доступ к электронной копии) РОНО в организациях, осуществляющих наземное обслуживание воздушных судов по договору в аэропортах, в которые выполняются полеты по расписанию (ФАП-246 п. 54). |
Нормативные ссылки: ФАП-246 п. 54 |
Комментарии эксплуатанта |
Проверяемая документация: — документы, определяющие порядок выполнения и контроля выполнения требований, предусмотренных пунктом проверки; — должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта по выполнению (контролю выполнения) в части выполнения требований, предусмотренных пунктом проверки. |
|
Выявленные несоответствия и/или замечания |
6.2.7. Эксплуатант планирует и реализует процедуры, обеспечивающие своевременное ознакомление персонала эксплуатанта с необходимой информацией, включая информацию о безопасности полетов, авиационной безопасности, персонале организаций, изменениях в законах, правилах и нормативных правовых актов государств, на территории которых осуществляется деятельность эксплуатанта, а также в руководствах эксплуатанта (ФАП-246 п. 21). |
Нормативные ссылки: ФАП-246 п. 21 |
Комментарии эксплуатанта |
Проверяемая документация: — документы, определяющие порядок выполнения и контроля выполнения требований, предусмотренных пунктом проверки; — должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта по выполнению (контролю выполнения) в части выполнения требований, предусмотренных пунктом проверки. |
|
Выявленные несоответствия и/или замечания |
6.2.8. В случае если эксплуатант использует электронную систему управления и контроля документации и данных, используемых непосредственно при производстве полетов, то эксплуатант производит в данной системе плановое резервное копирование указанных документов и данных, обеспечивающих ее сохранность (ФАП-246 п. 22). |
Нормативные ссылки: ФАП-246 п. 22. |
Комментарии эксплуатанта |
Проверяемая документация: — документы, определяющие порядок выполнения и контроля выполнения требований, предусмотренных пунктом проверки; — должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта по выполнению (контролю выполнения) в части выполнения требований, предусмотренных пунктом проверки. |
|
Выявленные несоответствия и/или замечания |
6.2.9. Эксплуатант обеспечивает авиационный персонал и летный экипаж каждого типа эксплуатируемого воздушного судна РЛЭ, в котором содержатся процедуры по эксплуатации воздушного судна в обычной, нештатной и аварийной ситуациях (ФАП-128 п. 5.14). |
Нормативные ссылки: ФАП-128 п. 5.14; Указание от 24.03.2005 N 6.1.14-427 УНЛД ФСНСТ «О порядке контроля сверки РЛЭ». |
Комментарии эксплуатанта |
Проверяемая документация: — документы, определяющие порядок, полномочия и ответственность персонала эксплуатанта по актуализации РЛЭ и обеспечению наличия РЛЭ каждого типа эксплуатируемого воздушного судна у авиационного персонала. |
|
Выявленные несоответствия и/или замечания |
Руководство по наземному обслуживанию (РОНО)
Что мы делаем в рамках предлагаемой услуги?
Мы разрабатываем для Вас руководство по наземному обслуживанию (РОНО) под ключ.
Руководство разрабатывается на основании информации о:
— обслуживаемых типах ВС;
— организационной структуры компании;
— заявляемых видах работ по наземному обслуживанию (обслуживание ВС в аэропорту, обслуживание пассажиров и т.п.);
— внутренних процедурах компании;
— количестве персонала;
— внутренних процедурах системы контроля качества;
— местах базирования;
— и т. д.
Какая применяется методическая основа для данной услуги?
Требования нормативной базы к разработке руководства по наземному обслуживанию:
— ФАП-246;
— ИКАО Приложение 18;
— ФАП-128;
— ФАП-82;
— ФАП-150.
Дополнительно, при разработке могут быть использованы стандарты IATA AHM, ISAGO, IS-BAH в зависимости от задач, которые Вы нам поставите.
Какой ожидаемый результат?
Вы получите руководство по наземному обслуживанию РОНО, которое гарантировано отвечает всем требованиям авиационных властей, при этом разработанные нами процедуры, включенные в РОНО (например, технологический график обслуживания ВС), позволят использовать их в работе.
Для чего можно использовать результат услуги?
Руководство по наземному обслуживанию воздушных судов, созданное нашей компанией позволит Вам значительно сократить время на подготовку к сертификации и время самого процесса сертификации, а так же приступить к операционной деятельности по реальному, рабочему документу.
Doc 10121. Руководство по организации наземного обслуживания. Издание первое, 2019.
Наземное обслуживание является существенным и критически важным элементом авиационной отрасли. Появление более крупных воздушных судов, увеличение состава наземного вспомогательного оборудования и необходимость более оперативной подготовки воздушных судов к очередному рейсу существенно осложняют деятельность по повышению уровня эксплуатационной безопасности. В результате увеличения объемов воздушного движения и распространения сторонних компаний по наземному обслуживанию сложность наземных операций на перронах аэропортов постоянно возрастает, и они становятся потенциально опасными.
Важно, чтобы безопасность полетов, надежность и согласованность летной эксплуатации постоянно обеспечивались и на земле. Зачастую перроны аэропортов являются наиболее загруженными зонами с интенсивным движением, в которых подготовка воздушных судов к очередному рейсу выполняется в стесненных условиях с существенными ограничениями по времени. В настоящее время в отличие от других областей авиационной отрасли деятельность сектора наземного обслуживания регламентируется в меньшей степени, чем в областях производства полетов, организации воздушного движения и эксплуатации аэродромов. Однако в некоторых государствах уже имеются планы по повышению уровня регулирования деятельности в области наземного обслуживания.
На протяжении ряда лет эксплуатанты воздушных судов и аэродромов и представители компаний по наземному обслуживанию совместно с регламентирующими органами ряда государств высказывают обеспокоенность относительно уровня и масштабов повреждений воздушных судов при наземном обслуживании и частоты происшествий, связанных с обеспечением безопасности воздушных судов, пассажиров и аэродромных рабочих. На международном уровне эту обеспокоенность разделяют различные группы и организации.
В Руководстве по организации наземного обслуживания этой проблеме уделяется особое внимание; оно разрабатывалось в тесном сотрудничестве с представителями отрасли, что позволило учесть опыт и профессиональные знания тех, кто непосредственно занимается подготовкой воздушных судов к очередному рейсу.
Инструктивный материал настоящего руководства отражает «хорошо зарекомендовавшую себя и признанную передовую отраслевую практику» в этой области. Вместе с тем при использовании этого материала и рекомендаций следует проявлять осторожность, поскольку они могут оказаться неприемлемыми или неподходящими для всех государств и организаций. Кроме того, они могут также в определенной степени дублировать государственные правила охраны труда и безопасности, призванные обеспечить защиту персонала, работающего в контролируемой зоне; однако данное руководство наглядно показывает то, каким образом деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов и персонала можно интегрировать в соответствующую систему управления безопасностью полетов (СУБП).