Руководство по фотографии на телефоне

Фотограф – это не обязательно тот, у кого в руках зеркалка. Можно иметь телефон с камерой и удивлять мир красивыми снимками.

2untitled

Профессионалы давно отметили для себя удобства фотографирования на смартфон — снимки можно отредактировать прямо на месте и сразу отправить их по назначению — почтой, с помощью социальных сервисов, фотохостингов или через облачное хранилище. При этом, качество снимков при правильном подходе не уступает результатам работы с профессиональной техникой. Так, сделанные смартфоном снимки, даже попадали на обложки глянцевых журналов.

Closing ceremony

Итак, начнем.

Камеру телефона надо протирать

Пока возможности камер не позволяют сделать макроснимок скопившейся на оптике грязи, зато бактерии способны добавить размытости и пятен.

led-kamera-v-iphone4g

Установите максимальные параметры качества

Поставьте в настройках камеры максимальное разрешения снимка, а также наилучшее значение качества. Выбирайте 4:3.

1367095033_2

Отключите эффекты

Черно-белый режим, сепия, инвертированные цвета и тому подобное имеют право на существования, однако все эти настройки лучше применять при редактировании фотографий на компьютере.

Foto_zvet_size

Установите баланс белого

Человеческий глаз подстраивается под освещение, и белый воспринимается как белый при любом свете. Однако камера “видит” объект, освещенный обычными лампами накаливания, более красным, чем его видит глаз.

Делайте-фотографии-при-низком-освещении-как-профессионал2

Не используйте ZOOM

В современных смартфонах использование даже самого минимального зуммирования приводит к резкому ухудшению качества картинки. На ней появляются шумы и теряется резкость. Если хотите сфотографировать объект ближе — подойдите к нему.

Не стоит забывать и об универсальных столпах фотографии — композиции, сюжете и фокусе.

Фокус

Все смартфоны обладают навыком автофокусировки, но для того, чтобы показать своему устройству, кто тут главный, можно указать точку самостоятельно, а на некоторых устройствах есть полноценный ручной фокус.

фокус

Избегайте фотографий перед зеркалом и селфи, сделанных с вытянутой руки. Зеркала часто “обманывают” механизм автофокуса. Лучше попросите кого-нибудь сфотографировать вас. Если вы предпочитаете фотографироваться сами, воспользуйтесь таймером, прислоните телефон к чему-нибудь и встаньте в кадр.

Свет

Старайтесь не фотографировать при плохом освещении, по крайней мере, если вы хотите, чтобы объект был освещен равномерно. Сенсор встроенной камеры телефона довольно слаб, и при высоком значении ISO (светочувствительности), позволяющем снимать в помещении без вспышки, уровень шума будет тоже очень высоким. Поэтому удачные фотографии в помещении получатся только при ярком свете.

рро

Если вам нужно сделать фото в помещении, обратите внимание на источники искусственного света в нем. Избегайте флуоресцентных ламп, так как их свет придает объектам зеленый оттенок.

Снимая при низкой освещенности, следите, чтобы камера была неподвижна. У встроенных камер при недостатке света сильно увеличивается время выдержки, и любое движение приведет к тому, что кадр получится смазанным.

Используйте правило третей

Компонуя кадр, представьте себе, что его делят на равные части две горизонтальные и две вертикальные линии. Пусть существенные линии или границы совпадают с ними (например, линия горизонта проходит на расстоянии 1/3 от верхней или нижний границы), а композиционно важные элементы попадают на точки их пересечения.

трети

Используйте вспышку

Использование вспышки, встроенной в мобильный телефон, не самый лучший вариант, но все же это лучше, чем ничего.

Не фотографируйте со вспышкой мобильного телефона на расстоянии далее 3-х метров, но и не ближе 1,5, чтобы не допустить пересветов и недоосвещённости.

вспышка

Наконец, сделайте снимок

Держите телефон неподвижно, когда нажимаете на кнопку. Сделав фото, продолжайте удерживать его на месте, пока изображение не запишется. Если вы переместите телефон сразу после нажатия на кнопку, вместо фотографии у вас может получиться смазанное пятно!

Делайте несколько снимков или пользуйтесь серией. Не рассчитывайте на один кадр, он не всегда будет удачным.

ребенок

Фотографируйте, располагая камеру на уровне глаз снимаемых на фото людей, чтобы избежать искажений, вызванных особенностями широкоугольного объектива мобильного телефона.

Не снимайте людей с расстояния дальше 6-7 метров и меньше одного метра. Старайтесь, чтобы главный объект съемки занимал достаточную площадь снимка, а не затерялся среди обилия второстепенных элементов.

При фотографировании в движении отключите автофокус. Камера мобильного телефона начнет срабатывать в ответ на нажатие кнопки фотографирования гораздо быстрее. При этом в кадре будет резким все, начиная с 1,5 метров.

Используйте сторонние приложения для камеры

Обычно, сторонние приложения, такие как Camera 360, например, имеют большое количество опций, которые скрыты в стандартном приложении. Особенно это касается Nexus-смартфонов, где настройки камеры всегда очень ограничены.

body3

Практикуйте

Читайте литературу по фотоискусству, практикуйте сами. Поймите, как работает оптика, что такое экспозиция, ISO, диафрагма, выдержка. Ведь даже самая дорогая зеркалка не сделает из вас профи, и наоборот, настоящий фотограф получит неплохие снимки со смартфона.

Автор: Лина Стопятюк

Превью: Depositphotos

Читайте также:

Учимся видеть как объектив

Пять необычных способов сделать фотографии интереснее

10 полезных YouTube-каналов для фотографов

Зачем использовать портретный режим? Какой выбрать объектив: обычный или телевик? Настраиваем камеру, строим композицию, управляем светом и располагаем модель. Расскажем про основы мобильной съемки, чтобы вы могли сделать хорошие фотографии, на которые будет приятно посмотреть и не стыдно поделиться с друзьями.

Настроим камеру

Перед тем, как мы перейдем к художественным приемам и практике, давайте разберемся с настройками камеры. Поскольку это не руководство по эксплуатации смартфона, мы не будем рассматривать всевозможные настройки, а затронем лишь необходимую часть, касающуюся нашей темы.

Интерфейс вашего приложения для съемки может отличаться от интерфейса приложения автора статьи, но во многом они схожи, поэтому поиск упомянутых функций не должен вызвать сложности.

Первым делом после запуска приложения убедитесь, что:

  1. установлен явный запрет на срабатывание вспышки: отключите ее постоянное срабатывание / автоматический режим;
  2. заданы желаемые пропорции соотношения сторон для будущих кадров.

Далее идем в «Настройки камеры» и ищем там опцию, отвечающую за активацию HDR. Проверьте, чтобы она была включена. Это обеспечит более насыщенные и прорисованные снимки.

Затем включаем отображение вспомогательной сетки во время съемки. Она поможет в построении композиции кадра.

После того, как мы выйдем из настроек, на экране появится та самая сетка в виде четырех линий. На готовых снимках ее видно не будет.

Если вы не смогли найти эти параметры, возможно, ваше приложение их не поддерживает. На помощь может прийти альтернативное приложение. Если и оно не решило проблему — ничего страшного. Это лишь технические улучшалки и вспомогательные инструменты, делать атмосферные портреты можно и без них.

На смартфоне автора статьи имеется три объектива: широкоугольный, обычный и телеобъектив. На них и будут сделаны все снимки в этой статье. Вдобавок будет несколько сравнительных фотографий, сделанных зеркальной фотокамерой. С ними мы и сравним полученный результат.

Изучаем основы: термины, ракурсы, фокусы, приемы композиции

Приступая к практике, мы немного окунемся в теорию. Она поможет с построением идеального кадра.

Что такое портрет и каким он бывает

Определимся с терминами. Портрет — это изображение человека, которое передает его визуальные характеристики. Есть несколько форматов портрета: головные, погрудные, поясные, по бедра, поколенные и ростовые. Портрет необязательно изображает одного персонажа — они бывают и групповыми. В фотографии все точно так же.

Кстати говоря, на передачу характера персонажа повлияет в том числе и уровень высоты объектива по отношению к модели, а еще так можно подчеркнуть детали или скрыть недостатки. Например, снимая ростовой портрет снизу, можно визуально удлинить ноги модели. Если снимать портрет сверху, то лицо модели будет казаться более узким.

На что обращать внимание при съемке

Точка фокусировки

Одним из главных элементов портрета являются глаза. Глаза всегда должны быть в резкости. Недопустимы промахи фокусировки, из-за которых резкость оказывается на ушах или волосах, а глаза при этом останутся размытыми.

Если фотографируете одного или нескольких человек в полный рост, следует обращать внимание на то, чтобы все герои кадра были в резкости одновременно. Пусть не получится сделать максимально резким взгляд всех героев, но это лучше, чем замылить отдельных людей или вообще всех. Такое может случиться, если точкой фокусировки неожиданно стал фон.

Многие современные смартфоны умеют в автоматическом режиме определять верную точку фокусировки, но иногда случаются промахи. Не спешите нажимать на кнопку спуска затвора, пока не убедитесь, что резкость установлена на желаемом объекте. Чтобы помочь смартфону быстрее сфокусироваться, достаточно тапнуть пальцем по экрану там, куда нужно навести фокус.

Композиция и как ее построить

Правильно выстроенная композиция — это половина успеха в фотографировании. Ее построение — отдельный процесс, который нужно тщательно продумывать. Суть заключается в том, чтобы максимально гармонично расположить все объекты относительно друг друга и получить наиболее выразительный кадр.

Вот четыре популярных геометрических приема построения композиции в фотографии:

  1. правило третей
  2. правило диагоналей
  3. правило равновесия
  4. правило линейной перспективы

Правило третей
Этот прием основан на правиле золотого сечения. Кадр мысленно делится двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Для того, чтобы упросить поиск этих точек, активируйте в настройках сетку, о которой мы говорили в самом начале статьи. В результате получается четыре точки на пересечениях этих линий. В этих точках и следует размещать главные объекты, поскольку глаза зрителя начинают изучать изображение именно с этих позиций.

Правило диагоналей
Кадр мысленно расчерчивается диагональными линиями. Не всегда эти линии идут строго из угла в угол. Выбирая точку съемки или раскладывая реквизит, нужно добиться того, чтобы объекты располагались параллельно воображаемым диагоналям. Тогда снимок обретет динамику.

Правило равновесия
Снимок должен быть сбалансирован или, другими словами, уравновешен. Самый простой способ добиться равновесия — представить под снимком точку опоры. Мысленно расположите ее по центру и представьте, что фото на нее опирается так, чтобы получилась своеобразная «качелька». Оцените количество элементов слева и справа: не перевешивает ли какая-то сторона. При правильном расположении ключевых и вспомогательных объектов фото не должно «заваливаться» на какую-либо из сторон.

Правило линейной перспективы
Суть этого приема композиции заключается в уходящих вдаль и/или сходящихся в одной точке линиях. Такой способ придает снимку объем за счет того, что ближние объекты кажутся больше, а дальние — меньше.

Укрощаем освещение

Хорошее освещение — залог успеха в фотосъемке. Чем меньше света, тем менее качественным получится фото. И наоборот. Игра света и тени позволяет придавать снимкам объем и отделять объекты от фона и друг друга.  Контролируя освещение, вы допустите меньше ошибок и получите качественные снимки. Но при неумелом использовании игра света и тени может испортить фотографию.

Вот несколько рекомендаций, как этого избежать:

  1. Если вы фотографируете в помещении, старайтесь использовать естественные источники освещения.
  2. Не располагайте модель между камерой и источником света, иначе вы рискуете получить темный силуэт на ярком или засвеченном фоне и потеряете детали. В подобных ситуациях выручает режим HDR, который мы активировали в настройках камеры. Но не во всех условиях съемки удастся получить желаемый результат.
  3. Если вы располагаете модель таким образом, что свет падет на нее спереди, желательно следить за тем, чтобы свет падал под углом. В противном случае изображение может получиться плоским.
  4. По той же причине контролируйте встроенную вспышку. При съемке портретов вспышку лучше вообще не использовать. В самом начале статьи мы отключили ее автоматическое срабатывание. Это было сделано, чтобы избежать неожиданных прямых «выстрелов» в лицо. Установите явный запрет, чтобы исключить случайное срабатывание. К тому же вспышка относится к неестественным источникам освещения, а значит, противоречит рекомендации № 1.

    Тем не менее, в некоторых случаях вспышка может понадобиться. Например, когда вы фотографируете модель, а источник света располагается над ней. Реальной проблемой могут стать фото, которые делают в середине дня, когда солнце находится в зените. Из-за расположения солнца появляются жесткие тени под бровями (в области глаз) и под кончиком носа. Можно попытаться это исправить, используя встроенную вспышку: она зальет темные участки небольшим количеством света.

  5. Используйте отражатели, чтобы подсветить затемненные участки модели. Самым простым из них может стать светлая стена или простой лист бумаги, который модель может держать за кадром.

Учим модель позировать

Постановочную фотосъемку оставим за пределами нашей статьи. Искусственное позирование часто придает модели не слишком естественный вид и портит фото. В конце концов это навык, которым не каждому дано обладать. Тем не менее, есть пара рекомендаций, которые помогут запечатлеть желаемое.

  1. Модели не обязательно замирать неподвижно, когда она позирует. Можно выполнить какое-либо действие или их последовательность. Например, пройтись, покружиться, поиграть с аксессуарами или волосами. Такие фотографии выглядят намного естественнее и живее.
  2. Очень важно следить за направлением взгляда. Если он направлен не в объектив, а в сторону, то в той части кадра, куда смотрит модель, желательно оставить свободное пространство. Позирование может передать характер героя, а его взгляд — стать связью со зрителем.

Убираем лишнее: включаем портретный режим, достаем телеобъектив, используем цифровой зум

В современных смартфонах часто есть специальный режим съемки — «Портрет». Он имитирует результат съемки зеркальной/беззеркальной фотокамерой со сменным объективом. О какой имитации речь и в чем ее смысл? При помощи искусственного интеллекта устройство определяет главный объект и его контур. Все, что находится за пределами контура, будет размыто, а то, что внутри, окажется в резкости.

Таким образом, получается имитация боке (размытия). Этот эффект обычно получали при съемке на «большие» фотоаппараты, где размытием можно управлять (делать его больше или меньше) за счет такого параметра (и не только), как диафрагма.

В смартфонах добиться подобного результата пока невозможно. При съемке портрета объектив с диафрагмой F/1.8 на смартфоне не даст такого же результата, как объектив с таким же значением на зеркальной камере.

Именно поэтому был придуман портретный режим. В некоторых смартфонах он имитирует работу с глубиной резко изображаемого пространства за счет увеличения / уменьшения размытия и выдает снимок «почти как на зеркалках». Первоочередная цель его применения — отделить главный объект от всего остального.

Еще одним способом сделать интересный портрет будет применение телеобъектива. Иногда его называют zoom-объективом. Его фокусное расстояние больше (длиннее), чем в стандартном, поэтому мы получим оптический эффект, увеличивающий объект. Съемка на объективы с длинными фокусными расстояниями позволяет:

  • сузить угол обзора, отсекая все лишнее;
  • визуально приблизить задний план;
  • добиться лучших пропорций модели.

Применение ультраширокоугольного объектива даст обратный результат.

Если ваш гаджет не имеет на борту телевика, выйти из положения позволит цифровой zoom. Перед его применением убедитесь, что в настройках выставлено максимальное стандартное разрешение снимка. Учтите, что высокие разрешения (от 64 Мп и более), не всегда будут давать лучший результат. Подробнее узнать об этом можно в данной статье.

Во время съемки приблизьте объект до желаемого размера, сохраняя баланс между результатом и качеством изображения, а затем сделайте снимок.

Помните, что цифровой (не путайте с оптическим) зум работает в ущерб качеству: при приближении изображение либо программно растягивается до заданного в настройках разрешения, либо программно обрезается, и у получаемого снимка разрешение уменьшится. В обоих случаях изображение станет менее качественным.

Механизм работы цифрового зума идентичен операции кадрирования — обрезанию уже готовой фотографии на этапе постобработки. Кстати говоря, с помощью кадрирования можно уже на этапе обработки фото «прозуммировать» снимки, снятые без цифрового увеличения. Не забывайте при этом о базовых правилах построения композиции. Тогда можно легко превратить, например, поколенные портреты в поясные.

Фотография — это искусство, а камера — инструмент, о тонкостях использования которого пишут объемные книги и инструкции, но не у каждого найдется время на чтение. Изучив некоторые приемы, вы сможете выйти на новый качественный уровень и делать больше удачных снимков. И если поймете, что это вам действительно интересно, тогда можно переходить к вдумчивому чтению тех самых книг и инструкций. 

Хотите делать достойные мобильные фотографии, которыми можно похвастаться? Тогда стоит отказаться от автоматической съёмки и наконец разобраться в Pro-режиме. Рассказываем, как использовать смартфон в качестве фотоаппарата и всё при этом контролировать. Выдержка, светочувствительность, диафрагма — сейчас всё поясним.

Светочувствительность (ISO)

Многие знают, что за этой аббревиатурой скрывается светочувствительность (чем больше значение, тем она выше), но лишь единицы меняют её в приложении камеры. Очень зря: умело играя параметрами, вы можете получить светлое, детализированное изображение даже в тёмном помещении или в вечернее время. Правда, если переборщить с ISO, картинка будет светлой, но «шумной», то есть некачественной, с точками, пятнами и прочими дефектами.

Светочувствительность имеет смысл менять при неидеальном освещении — делать её поменьше в яркий солнечный день и увеличивать вечером или в закрытых помещениях, куда не попадают прямые солнечные лучи. Снизив значение ISO (а в автоматическом режиме оно, как правило, завышено), можно избавиться от пересвеченных участков на фото и передать естественный цвет объектов.

Как правильно снимать на смартфон, используя ручные настройки: выдержку, баланс белого, ISO

Как правильно снимать на смартфон, используя ручные настройки: выдержку, баланс белого, ISO

Назвать идеальную величину ISO не получится — её просто нет. Практикуясь, вы научитесь чувствовать, что именно нужно выставить в конкретных условиях. Экспериментируйте.

Некоторые судят о качестве фото, рассматривая их на смартфоне. Хотите знать правду о своих снимках? Взгляните на них на большом экране компьютера. Там станет очевидным каждый случай, когда вы не попали в фокус, когда не справились с дрожанием рук или недостаточностью освещённости.

Диафрагма

Значение диафрагмы отвечает за размер отверстия, через которое свет попадает на фотоматрицу, тем самым создавая изображение. Это отверстие работает как зрачок человека: сужается при ярком освещении (чтобы не «слепнуть», то есть не пересвечивать снимки) и расширяется в темноте, чтобы, наоборот, впустить внутрь побольше света. Размер диафрагмы также оказывает влияние на резкость изображения: чем меньше диафрагма, тем больше резкость. Именно поэтому мы щуримся, когда хотим рассмотреть какие-то мелкие детали.

В оптике диафрагма обозначается десятичной дробью, например 2.0 или 4.5 (часто как f/1.7 или f/2.0). Небольшая путаница для новичков заключается в том, что чем меньше числовое значение, тем сильнее раскрыта диафрагма и меньше глубина резкости. И наоборот: больше значение — меньше диафрагма. Малая диафрагма хороша при съёмке портретов и объектов, которые требуют отдельного выделения в кадре. При широкой диафрагме (меньшее её числовое значение) лучше выходят многоплановые композиции с элементами, расположенными на разном расстоянии от фотографа.

Что же делать, если вам нужно побольше резкости (требуется закрыть диафрагму) и одновременно вы заинтересованы в том, чтобы улучшить съёмку при плохом освещении (требуется открыть диафрагму)? Искать компромисс, настраивая другие параметры фотосъёмки. Например, при закрытой диафрагме увеличить светочувствительность (ISO).

Если на настоящем фотоаппарате пользователь может менять размер диафрагмы, то в абсолютном большинстве смартфонов её значение постоянное и находится в диапазоне от 1.7 до 2.0. Менять значение диафрагмы в настройках смартфона, скорее всего, не получится. Однако если такая возможность есть, относитесь к ней как к значительному преимуществу. Обращайте внимание на этот параметр на этапе выбора мобильного устройства.

При прочих равных характеристиках камеры покупайте тот аппарат, у которого диафрагма шире, то есть меньше её числовое обозначение. Скажем, 1.7 предпочтительнее 2.0.

Выдержка

Выдержкой называют время экспозиции, в течение которого затвор камеры остаётся открытым и на матрицу попадает свет. Большинство кадров делается на коротких выдержках — сотые и тысячные доли секунды. Но вы точно видели снимки с длинной выдержкой в 20 или 30 секунд: отдельные объекты на таких фотографиях остаются чёткими, а другие красиво смазаны. Например, пейзаж ночного города, на котором огни автомобилей сливаются в единый цветной поток.

Короткая выдержка может зафиксировать в деталях даже движущийся объект — например, искры, летящие от огня. Однако чем динамичнее объект, тем меньше нужна выдержка для такой фиксации. При этом чем меньше выдержка, тем меньше света успеет попасть в камеру и могут возникнуть сложности с освещённостью кадра. Именно поэтому, выставляя ручные настройки, стоит помнить обо всех параметрах, которые мы рассматриваем в этом тексте: изменение одного параметра можно компенсировать или усилить изменениями других.

Чтобы поменять выдержку камеры своего смартфона, нажмите в режиме Pro или ручной съёмки на значок скорости затвора — как правило, это буква S или круг с сегментами. Шкала значений начинается с долей секунды и заканчивается десятками секунд. Если вы намерены снимать с долгой экспозицией, сразу берите штатив, без него нормального кадра всё равно не получится. При большой выдержке съёмка с рук — пустая трата времени и разочарование.

Как правильно снимать на смартфон, используя ручные настройки: выдержку, баланс белого, ISO

Как правильно снимать на смартфон, используя ручные настройки: выдержку, баланс белого, ISO

Как найти баланс между выдержкой, диафрагмой и чувствительностью

Все три ключевых параметра взаимосвязаны. Количество света, попадающего в камеру, можно увеличить, поднимая значения ISO, раскрывая диафрагму и удлиняя выдержку. При этом для каждого параметра есть побочное влияние: увеличенное ISO ведёт к нарастанию искажений (шума) на изображении, увеличенная диафрагма снижает глубину резкости, а с ростом выдержки усложняется съёмка с рук и динамичных сцен. Поэтому ваше мастерство фотографа будет состоять в том, чтобы со временем научиться понимать, как действовать в каждой ситуации. Это обязательно придёт с опытом.

Пока же вы можете отталкиваться от следующих двух рекомендаций:

  • При съёмке смартфоном с рук выдержка не должна быть длиннее 1/100 секунды. При 1/50 и более вы вряд ли удержите смартфон неподвижным и предметы в кадре «смажутся». Для каждой камеры и ситуации могут быть вариации, но искать идеальные значения начните с 1/100. Быстрые объекты останутся неподвижными на фото только если вы будете снимать с очень короткими выдержками. В большинстве случаев у вас для этого не хватит освещённости. 
  • Чтобы уменьшить количество фотографического шума, стремитесь к тому, чтобы держать значение чувствительности минимально возможным. Однако при такой настройке у вас не выйдут хорошими кадры при съёмке с рук в тёмное время суток и внутри помещений. В таких случаях смело поднимайте значение ISO до тех пор, пока не получится добраться до рекомендуемого нами значения выдержки (см. предыдущий совет). В части сюжетов вам поможет фотовспышка, но вы должны понимать, что вспышка не решает всех проблем, так как делает освещение объектов крайне неравномерным, особенно при съёмках на улице.

Ручной фокус

На первый взгляд странно пользоваться ручным фокусом, когда есть автоматический. Однако последний часто подводит и фиксируется совсем не там, где нужно. Автофокус плохо работает при недостатке света: в этой ситуации он, как правило, просто наводится «хоть на что-нибудь» и обычно это чуть лучше освещённый предмет на переднем плане. Ручную фокусировку есть смысл использовать в предметной съёмке или тогда, когда нужно навестись на не совсем очевидный для камеры участок. Сделать это не просто, а очень просто — достаточно нажать на экран в той точке кадра, которая должна быть резкой, и камера смартфона сфокусируется на ней.

В современных телефонах есть специальный режим, который позволяет сделать чётким отдельный объект и размыть фон вокруг него. В Samsung, например, это функция «Живой фокус», в других смартфонах она может называться «Боке», «Диафрагма» и т. д. Здесь тоже все несложно: включаете режим, нажимаете на нужную точку в кадре, а потом ползунком выставляете степень размытия окружающей обстановки.

Баланс белого

Так называют цветокоррекцию, в результате которой белые в реальности объекты на фотографии будут именно белыми, а не серыми, бледно-голубыми или жёлто-зелёными. Очень часто камера «не понимает», какой вид освещённости у снимаемой сцены: солнце или, скажем, люминесцентные лампы. Обычно в настройках мобильной камеры есть как предустановленные значения («солнечно», «пасмурно», «лампа накаливания» и другие), так и возможность задать цветовую температуру в Кельвинах (в среднем в диапазоне от 2 000 до 8 000 К). Для этого в режиме Pro надо найти значок с символами WB и подвинуть вправо или влево ползунок, добиваясь нужного оттенка на картинке. Достаточно небольшого опыта, чтобы, оценив ситуацию, научиться с первого же раза выбирать верный вариант.

Как правильно снимать на смартфон, используя ручные настройки: выдержку, баланс белого, ISO

Как правильно снимать на смартфон, используя ручные настройки: выдержку, баланс белого, ISO

Неподвижность смартфона как залог хороших фотографий: пять советов

  • Лучше использовать штатив или трипод. Если вы собираетесь всерьёз заняться мобильной фотографией, вам точно придётся их купить. Делать снимок с длинной выдержкой без штатива — заранее провальная идея.
  • Если нет специальных приспособлений, держите смартфон двумя руками, чтобы обеспечить его максимальную неподвижность. Наиболее удобные позы: локти плотно прижаты к рёбрам, вы сидите, стоите на коленях или лежите на животе.
  • Не возлагайте больших надежд на системы электронной стабилизации изображения, которые есть у флагманских моделей смартфонов. В принципе их можно даже отключить, так как они потребляют слишком много энергии аккумулятора, а особого эффекта не дают.
  • Нежелательно нажимать на кнопку камеры прямо на смартфоне — даже незаметное для вас движение может смазать снимок. Лучше используйте таймер (его можно выбрать в настройках приложения для съёмки) или пульт, который иногда идёт в комплекте со штативом.
  • При панорамной съёмке перемещайте смартфон плавно, без рывков и наклонов.

Для того чтобы делать качественные мобильные фотографии в профессиональном режиме, мало разобраться с каждой настройкой и функцией по отдельности — нужно понять, как они работают в комплексе, и не бояться экспериментировать. Тогда и результаты будут соответствующими.

Немаловажно выбрать и подходящий инструмент, так как не все смартфоны снимают одинаково, не все позволяют настроить режим съёмки по вашему желанию.

Ещё по теме:

Лучшие смартфоны для макросъёмки.

Пять Android-смартфонов, снимающих не хуже iPhone 11.

Наверное, каждый человек хотя бы раз это делал — фотографировал что-то на свой телефон. Например, маму или котика. Или свой обед в ресторане. Однако есть телефонные фото, которые неотличимы от профессиональных, а есть такие, что в соцсети загрузить неловко. Мы собрали 11 простых советов, которые позволят вывести качество ваших снимков с телефона на новый уровень. О том, как красиво фотографировать на смартфон, читайте в этом материале.

А вы знали, какая самая фотографируемая в мире еда? Правильно — пицца / Фото: unsplash.com

Выберите подходящую модель

У разных смартфонов разная, скажем так, специализация. Существуют телефоны, лучше заточенные под игры, есть — под энергосбережение. В целом большинство смартфонов, вышедших в последние 2-3 года, снимают прилично. Но если вам важно качество фотографий, стоит обратить внимание некоторые из следующих моделей камерофонов.

Среди топовых смартфонов одними из лучших камер обладают Apple iPhone 14 Pro, Huawei P50 Pro, Samsung Galaxy S22, Xiaomi 12T Pro. 

Среди бюджетных решений (до 20 тысяч рублей) внимания достойны Realme 10, Poco M5s и Oppo Reno 7. Обзор всех трёх камерофонов вы найдёте здесь.

Протрите камеру перед съёмкой

Совет номер ноль, который вы найдёте в любом гайде по мобильной фотографии: перед тем, как снять любой кадр на ваш смартфон, протрите камеру. Звучит банально, но это правда очень важно.

Телефоны обычно носят в карманах и сумках, зачастую вместе с мелочью, косметикой, перчатками и кучей других важных вещей. В результате камера пачкается и пылится, что плохо сказывается на качестве картинки. Кроме того, камеру смартфона легко запачкать во время разговора: причём любую из камер — фронтальная собирает отпечатки от прикосновения к лицу, тыльная — от пальцев рук.

Так что запаситесь салфетками и терпением. Каждый раз, когда вы достаёте телефон, чтобы сделать кадр, его нужно протирать.

Ищите ракурс

Часто фотографии с мобильника получаются скучными по единственной причине — вы снимаете с уровня глаз. Любой человек будет так фотографировать рефлекторно, просто потому что это удобно.

Но проблема в том, что основная камера большинства смартфонов — умеренный широкоугольник. И наиболее выразительными на такие объективы получаются широкоугольные кадры. Ну, и вторая причина, почему фото с уровня глаз кажутся скучными — потому что все так снимают. Это приедается.

Поэтому, если хотите вывести уровень своей мобильной фотографии на новый уровень — ищите ракурс. Снимайте от самой земли (или воды), с вытянутых над головой рук. Осматривайте свой объект съёмки с разных сторон и разных углов.

Небольшой импровизированный каток на озере с уровня глаз выглядит не особо впечатляюще, если опустить камеру до уровня льда, можно получить более эффектную картинку / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Не пренебрегайте экспокоррекцией

Очень часто именно недосвет в ступень отличает хорошую мобильную фотографию от плохой. Поэтому при съёмке смотрите, не получается ли кадр слишком тёмным.

Экспокоррекция есть во всех стандартных камер, чтобы с ней работать, не нужно лезть в глубины меню. Обычно её интерфейс появляется в момент, когда вы тыкаете пальцем в экран, чтобы сфокусироваться.

Экспокоррекция в камерах смартфонов Samsung Galaxy и Redmi / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Если снимок темноват, тянем ползунок вверх (или вправо), если пересвечен — наоборот: вниз (или влево). 

Это очень простая коррекция, которая качественно влияет на фотографии. Дело в том, что чаще всего на телефон снимают в JPEG, а для этого формата недосвет в ступень критичен. Его, конечно, можно поправить на постобработке в одном из мобильных редакторов, но это занимает дополнительное время и снижает качество снимков. В тенях могут начать теряться детали и появляться сильные шумы.

Используйте только оптический зум

Цифровой зум будет неизбежно портить качество снимка. Обязательно проверьте, какую технологию зумирования использует ваш смартфон, если не уверены, лучше ногами подойти ближе к снимаемому объекту, чем использовать цифровой зум. По сути, цифровой зум не приближает объект, а просто в режиме съёмки кадрирует вашу фотографию. Из-за этого падает качество.

В топовом сегменте множество телефонов с несколькими камерами, одна из которых более длиннофокусная. Например, у Apple iPhone 14 Pro и Samsung Galaxy S22 есть трёхкратный оптический зум. У Huawei P30 Pro — пятикратный. В этом случае для сюжетов, которые необходимо приблизить, стоит использовать его.

Не пренебрегайте правилами фотографии

Смартфон — всего лишь инструмент. Общий подход, техники, приёмы и правила фотографии не меняются в зависимости от того, взяли вы в руки полнокадровую зеркалку, бюджетный суперзум, камеру моментальной печати или смартфон.

Независимо от того, на что вы снимаете, всё это вас касается: композиция, правило третей и золотое сечение, хороший и плохой свет, типы света, золотой и синий час, правила кадрирования. Если что-то из этих терминов звучит незнакомо, то бегом изучать — это ваша зона роста.

Освойте мобильные редакторы фотографий

С помощью постобработки фотографии можно сделать лучше: аккуратно обрезать, убрав из кадра некрасивую урну, поправить баланс белого или экспозицию. Также можно сделать снимок резче и насыщеннее. Фотографии всегда от этого выигрывают.

Самые популярные мобильные приложения для обработки фотографий:

  • Snapseed;
  • PicsArt;
  • Polarr;
  • Lightroom mobile;
  • Fotor.

Исправленные экспозиция и баланс белого в Snapseed / Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Освойте про-режим и серийную съёмку

Автоматика не всегда идеально справляется с выставлением правильных настроек для съёмки. Особенно если речь идёт о сложных условиях типа съёмки в контровом свете или в пасмурный зимний день. Если чувствуете себя достаточно уверенно при съёмке, время разобраться с ручными настройками камеры смартфона.

В большинстве современных смартфонов есть PRO-режим, в котором вы вручную сможете управлять настройками камеры: ISO, выдержкой, фокусом и балансом белого. Если вы не очень хорошо разбираетесь в настройках камеры, запомните основные правила:

  • выдержка при съёмке с рук должна быть в районе 1/100, на этом значении фото уже не размазываются;
  • также выдержку подбирают с учётом сюжета: если в кадре животные или дети, которые быстро бегают, лучше ставить значения 1/500, 1/1000. Если снимаете пейзаж или спокойных взрослых людей, которые не дёргаются, достаточно 1/100. Если работаете со штатива, можно ставить 1/6, 1/15 и подобные значения;
  • ISO — чем ниже, тем меньше на картинке будет шумов. Но важно: лучше снять правильно досвеченную картинку с высоким ISO, чем недосвеченную с низким;
  • чем короче ваша выдержка (больше вторая цифра), тем более высокое ISO вам понадобится. Снимать быстро бегающих детей в темноте на телефон, скорее всего не получится: не хватит либо ISO, либо выдержки;
  • с ручным фокусом лучше работать только со штатива;
  • баланс белого подбирается следующим образом: дневной свет — 5200 К, тень — 7000 К, облачно — 6000 К, флуоресцентные лампы — 4000 К, лампы накаливания — 3200 К;

Когда правильный баланс белого решает всё / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

С ручным режимом лучше разобраться в спокойной обстановке и использовать его, когда в авторежиме получается какая-то ерунда. Например, когда вы снимаете детей днём на улице, и на снимках смаз — в таком случае есть смысл использовать ручной режим и сделать выдержку короче. Или если снимаете в снежный день, и картинка упорно получается слишком синяя.

Вторая важная вещь — серийная съёмка. Когда вы снимаете без серии, вы нажимаете кнопку и камера делает кадр, в серийке камера делает несколько снимков подряд. Такой подход позволяет создавать больше вариаций одного сюжета, чтобы точно получить хороший дубль. Это отлично страхует от моргнувших людей, неудачных позировок, случайных подмазов.

Режим серийной съёмки есть в большинстве стандартных камер, но иногда его нужно поискать в меню.

Попробуйте разные приложения для съёмки

Помимо стандартного приложения камеры, которое встраивается в любой уважающий себя смартфон, есть дополнительные приложения-камеры, которые позволяют работать с дополнительными функциями.

Одно из самых популярных приложений GCam от Google — оно даёт много свободы рукам при съёмке в слабых световых условиях. Помимо хорошего ночного режима, у приложения есть интересные режимы HDR.

Есть также Lightroom Camera — приложение очень полезно в случаях, когда родная камера смартфона не умеет снимать RAW-файлы.


Читайте также:
Что такое RAW-фото и как с ним работать


Знайте свои рамки

Снимая на смартфон, нужно смотреть на вещи трезво: даже если у вас замечательный новенький флагман, есть вещи, которые вы на него не снимете никогда. И точка. Например, если вам нужно снимать что-то быстро движущееся в плохих световых условиях, вам нужна полнокадровая камера со светосильным объективом. При попытке снять этот сюжет на телефон вы, скорее всего, съёмку запорете.

То же самое — если вам нужно получить снимки с сильно размытым фоном. Тут нет единого рецепта, чтобы понять, на что способен именно ваш телефон, только метод проб и ошибок.

Не забывайте про аксессуары

Если вы собираетесь снимать пейзажи, вам пригодится штатив, если планируете фотографировать предметку — штатив и свет. Например, набор удобных и компактных led-светильников.

Пейзажи и макро удобнее снимать со штатива / Фото: unsplash.com

Если интересуетесь таймлапсами, вам также понадобится серьёзный штатив, и хороший пауэрбанк, поскольку съёмка таймлапсов занимает достаточно много времени. В некоторых ситуациях штатив можно заменить струбциной.

Для работы проектов iXBT.com нужны файлы cookie и сервисы аналитики.
Продолжая посещать сайты проектов вы соглашаетесь с нашей
Политикой в отношении файлов cookie

Мобильные телефоны и смартфоны прочно вошли в нашу жизнь. Каких-то 15-20 лет назад они были не такими массовыми и доступными, но развитие технологий и их удешевление позволили сегодня практически каждому жителю земли иметь при себе мобильное устройство (конечно там, где это имеет смысл). С простых кнопочных звонилок с маленьким дисплеем и минимальной функциональностью телефоны превратились в сложные многофункциональные устройства – смартфоны. Одной из ключевых функций, которой обзавелись сначала телефоны, а потом и смартфоны, стало появление цифровой камеры. Мой первый телефон в далёком 2005 году был скромным устройством с монохромным дисплеем, что делало невозможным его использование в качестве фотоаппарата. Но уже тогда я знал (и даже видел в рекламе и у друзей) что существуют телефоны с фотокамерами. И уже тогда был абсолютно уверен в том, что в будущем эта технология будет очень востребованной, а качество фото, сделанных на телефоны, приблизится к уровню классических фотоаппаратов. Прошло каких-то 15 лет, телефоны и смартфоны смогли потеснить не только плёночные и бюджетные цифровые фотоаппараты, но и создать проблемы производителям дорогих фотографических устройств. В некоторых аспектах (например, использование нескольких фото модулей для разных целей, развитие технологий искусственного интеллекта при обработке снимка) смартфоны обогнали даже дорогие цифровые фотоаппараты. Более того, наличие мощной аппаратной начинки (позволяющей быстро фотографировать, просматривать и редактировать снимки), большого дисплея, доступа к мобильному интернету и постоянного наличия в кармане позволило сделать смартфоны самыми популярными фотоаппаратами, благо качество фотографий, сделанных ими, достаточно для большинства пользователей. Сегодня каждый владелец смартфона может сделать фотографии в любое время и в любом месте не только для домашней коллекции, но и выставив их на всеобщее обозрение в интернет.

К сожалению, лишь небольшой процент пользователей смартфонов знают все тонкости использования фотоаппарата в своих устройствах. Поэтому автору хотелось бы начать с азов и помочь читателю разобраться в основных понятиях и терминах, связанных с фотографией. В этой статье я попытаюсь максимально просто, но в то же время информативно объяснить ключевые параметры фотосъёмки, а также рассказать о их влиянии на конечный снимок.

Экспозиция

Для любого начинающего фотолюбителя важно знать понятие экспозиции. Давайте посмотрим, что говорит Википедия: «Экспозиция (в фотографии, кинематографе и телевидении) — количество актиничного (видимого) излучения, получаемого светочувствительным элементом». В среде фотографов существует понятие «правильная экспозиция», что означает получение фотографии с нужной яркостью, когда на фото достаточно хорошо видны как яркие объекты (например, светящаяся вывеска магазина или небо на заднем фоне), так и тусклые (например, плохо освещённые или находящиеся в тени объекты).

Примеры снимка с различной экспозицией (слева направо):
слишком малая экспозиция (недодержка), нормальная экспозиция, слишком большая экспозиция (передержка)

В обычной жизни выбор правильной экспозиции часто связан с тем, как фотограф видит объект съёмки своими глазами. То есть, если фото получилось светлее или темнее чем то, что мы видим собственным зрением, то нам будет казаться, что снимок выглядит неестественным. Хотя это и не обязательное условие, ведь в некоторых случаях камеры могут запечатлеть то, что не видно человеческому глазу (например, ночная съемка) или нужно достичь определённого художественного эффекта.

Пример ночного фото, сделанного на смартфон: звёзд на фото гораздо больше, чем наблюдатель видит своим зрением,
а комета Neowise имеет ярко выраженный хвост

Таким образом, подбор правильной экспозиции является одной из ключевых задач фотографа. На практике экспозиция зависит от трёх параметров – диафрагмы объектива, времени выдержки и светочувствительности плёнки или цифровой матрицы. Как минимум два из трёх параметров можно изменять при ручном режиме съёмки на смартфон. Давайте же подробно рассмотрим их.

Диафрагма

В среде профессиональных фотографов хорошо известно понятие диафрагмы. Обычно это механизм, создающий округлое отверстие определённого диаметра, расположенный за линзой объектива фотографического устройства. В большинстве фотоаппаратов диафрагма представляет собой механизм с изменяемым размером отверстия. За счёт изменения параметров диафрагмы можно добиться изменения двух важных эффектов фотосъемки – светочувствительности и глубины резкости.

Диафрагма обычно расположена внутри объектива за одной из линз. На фото изображена ирисовая диафрагма, размер отверстия которой может регулироваться

Начнём со светочувствительности. Чем она выше, тем светлее будет кадр при прочих равных параметрах. Касательно глубины резкости можно сказать следующее. Многие из вас слышали про такой эффект как боке. Он выражается в том, что при съёмке определённого объекта (например, портрета человека) задний фон размывается, что позволяет выделить объект и добиться определённого визуального эффекта. Таким образом, чем выше глубина резкости, тем менее размытым будет задний фон позади объекта съёмки (то есть боке менее выражен или вовсе отсутствует). И наоборот, чем меньше глубина резкости, тем более размытым будет задний фон.

В современных смартфонах всё гораздо проще. Подавляющее большинство из них имеют фиксированную диафрагму у каждого фото модуля (то есть, у смартфона с несколькими камерами параметры диафрагмы для каждой из них могут отличаться, что чаще всего и бывает). При этом встречаются смартфоны, у которых фото модуль с изменяемой диафрагмой, например Samsung Galaxy S9 и S9 plus, правда в них всего два фиксированных значения диафрагмы – f/1,5 и f/2,4. В новых же моделях линейки Galaxy S20 компания отказалась от изменяемой диафрагмы по неизвестным мне причинам.

На фото видны два варианта открытия диафрагмы для смартфона
Samsung Galaxy S9 plus — f/2,4 (слева) и f/1,5 (справа)

Таким образом, не имея возможности изменять диафрагму смартфона, можно лишь констатировать её наличие и определить её числовое значение. Именно оно даёт определённую информацию для размышления.

Обычно значение диафрагмы отображается следующим обозначением – «f 1/X» или просто «f/X»,  где «X» — число большее единицы. Например – f/1,4; f/1,7; f/2,0; f/2,4 и т.д. Это значение («1/X») обозначает отношение входного зрачка объектива (диаметр отверстия диафрагмы) к фокусному расстоянию для данного объектива. Это не обязательно помнить, достаточно лишь знать одну простую вещь – чем большее значение в знаменателе (тот самый «X» в нашем обозначении) тем меньшее отверстие диафрагмы. Например, отверстие диафрагмы со значением f/1,8 будет больше чем со значением f/2,4. А что нам даёт большее отверстие диафрагмы? В первую очередь, оно позволяет увеличить светочувствительность и соответственно получить более светлые снимки (при прочих равных условиях). Также оно позволяет сделать более выраженным эффект боке (другими словами — сильнее размыть задний фон).

Стандартные значения диафрагмы. Чем большее значение в знаменателе, тем сильнее закрыта диафрагма

В последние годы производители пытались максимально увеличить значение диафрагмы в камерах мобильных устройств. Наряду с другими усовершенствованиями (аппаратными и программными) это позволило улучшить качество вечерних и ночных фото, сделанных на смартфоны. Если в устройствах 2008-2010 годов применялись значения диафрагмы f/2,6 – f/2,8, то в сегодняшних смартфонах это значение увеличилось до f/1,5 – f/1,8. Но даже сегодня можно встретить смартфоны, у которых основная камера имеет значение диафрагмы f/2,0 или даже f/2,2. Правда с каждым днём их становится всё меньше.

Хотелось бы предостеречь читателя от поспешных выводов. Дело в том, что одно лишь значение диафрагмы в смартфонах само по себе ни о чём не говорит. Чтобы сравнивать фотографии с двух устройств в условиях недостаточной освещённости нужно учитывать множество других факторов – технологии и размер матрицы, её разрешение, оптику, наличие оптической стабилизации, алгоритмы обработки снимка и т. д. Тем не менее, при прочих равных параметрах, более светосильная оптика (больший размер отверстия диафрагмы) способна делать более качественные и освещённые снимки в условиях недостаточной освещённости. А усиление эффекта боке для такой оптики является лишь приятным бонусом.

Выдержка

Одним из ключевых параметров фото съёмки является выдержка. С технической точки зрения, это время, в течение которого свет (до этого прошедший через линзы и отверстие диафрагмы объектива) попадает на плёнку либо светочувствительную матрицу (для плёночных фотоаппаратов или цифровых соответственно). Чем больше это время, тем светлее получается снимок.

В фотографических устройствах время выдержки обычно указывается в секундах или долях секунды. Например, выдержка 1/3 означает время попадания света на матрицу или плёнку равное 1/3 секунды, или примерно 333,3 миллисекунды. Следуя этому примеру, выдержка 1/15,  1/30 или даже 1/1000 обозначает соответственно доли секунды, в течение которых свет попадает на светочувствительный элемент фотоаппарата. Целое числовое значение выдержки указывает время в секундах, в течение которого свет попадает на матрицу или плёнку. Например – 1 с (секунда), 2 с, 4 с, 8 с, 16 с и так далее. Буква «с» для обозначения выдержек от одной секунды и более является обязательной (для долей секунды символ «с» можно использовать по желанию).

Влияние выдержки на смазывание объектов на фото. Обратите внимание как уменьшение времени выдержки

(слева направо) влияет на отображение спиц и протектора покрышки

Каким же образом удаётся достичь определённого времени попадания света на матрицу фотоаппарата? Для этих целей используется затвор. Во всех старых и многих современных фотоаппаратах применяется механический затвор. Обычно он представляет собой шторку, расположенную непосредственно перед плёнкой либо светочувствительной матрицей фотографического устройства. При нажатии кнопки спуска шторка открывается на заданное время (время выдержки, которое мы настроили), что позволяет свету, идущему от объектива камеры, попасть на светочувствительный элемент и сохраниться на нём. Чем большее время выдержки, тем больше света попадает на светочувствительный элемент, соответственно конечное изображение будет более светлым. Кому интересно понаблюдать за принципом работы механического затвора на современных зеркальных фотоаппаратах, смотрите видео с канала «The Slow Mo Guys».

Пример механического затвора современного фотоаппарата

С появлением цифровых фотоаппаратов и других фото устройств с цифровой матрицей (видеокамеры, смартфоны) стало возможным использование электронного затвора. В этом случае никакой механической шторки (или другой преграды) между объективом и светочувствительной матрицей нет. Свет непрерывно попадает на цифровую матрицу устройства. Выдержка определяется временем между обнулением матрицы и моментом считывания с неё информации. В современных смартфонах используется именно такой тип затвора.

Камеры в современных смартфонах обладают лишь электронным затвором

Для обычного пользователя не обязательно знать все тонкости работы механизма затвора. Достаточно лишь понимать одну простую вещь – чем больше время выдержки (его числовое значение) тем светлее будет снимок. В то же время увеличение времени выдержки увеличивает вероятность того, что объекты на изображении окажутся размытыми (особенно актуально при съёмке движущихся объектов). Если пользователь указал большое время выдержки (например, более 1/30 секунды) то съёмка с рук (без использования штатива) становится затруднена, так как дрожание рук будет достаточным для того, чтобы конечное изображение потеряло чёткость. При съёмке подвижных объектов и длинной выдержке даже использование штатива не поможет. Поэтому для съёмки с рук и особенно движущихся объектов рекомендуется использовать малое время выдержки (вплоть до 1/4000 или даже 1/8000 секунды в современных фотоаппаратах).

В то же время, для вечерней и ночной съёмки неподвижных объектов (малое количество света) можно использовать большие значения выдержки (вплоть до 30 секунд и более в современных фотоаппаратах). В этом случае нужно использовать штатив, так как дрожание рук недопустимо и приводит к размытию фотографии.

 

Штатив и длинная выдержка помогут вам создать снимок звёздного неба (f/1,8; ISO-800; выдержка 32 с.)

Выбор времени выдержки всегда является компромиссом между чёткостью полученного кадра и его яркостью. Таким образом, время выдержки является одним из ключевых параметров при настройке экспозиции.

Светочувствительность ISO

Светочувствительный элемент (плёнка или цифровая матрица) фотографического устройства под воздействием света меняет свои физические или химические свойства. Благодаря этому, в конечном итоге, мы можем получить кадр, проявив плёнку или считав показания с цифровой матрицы. Светочувствительность определяет насколько плёнка или матрица чувствительны к падающему на них свету. То есть, чем выше светочувствительность плёнки, тем меньшее количество света необходимо для того, чтобы получить кадр необходимой яркости, или иными словами – правильной экспозиции.

Во времена плёночных фотоаппаратов у каждой марки плёнки была определённая светочувствительность. Параметры этой чувствительности определялись стандартом, которому плёнка соответствовала. В разное время стандартизацией светочувствительности плёнки занимались различные организации. На данный момент наиболее широко распространён стандарт ISO, созданный одноимённой организацией. Чем выше значение стандарта ISO, которому соответствует плёнка, тем более светочувствительна эта плёнка (при тех же условиях кадр будет более светлым).

Пример оформления коробки и кассеты 36 мм. фотоплёнки. Число 200 обозначает светочувствительность плёнки в ISO

Высокая светочувствительность плёнки даёт явные преимущества фотографу — для получения нужной яркости (правильной экспозиции) можно уменьшить время выдержки (что бывает полезно) или уменьшить диафрагму (и тем самым увеличить глубину резкости). Вот только в плёночных фотоаппаратах была одна серьёзная проблема – невозможность заменить плёнку, пока она не будет использована полностью (или же пожертвовать частью старой плёнки ради кадра на новую).

В отличие от плёночных камер, цифровые фотоаппараты и другие устройства с цифровым сенсором (смартфоны, видеокамеры и т.д.) в большинстве случаев обладают изменяемой светочувствительностью. Для удобства и в силу сложившихся традиций для цифровых устройств используют всё тот же стандарт светочувствительности — ISO. Вот только принцип увеличения светочувствительности происходит не так как на плёночных фотоаппаратах. В цифровых камерах свет попадает на светочувствительную матрицу, а не на плёнку, сама же матрица не является сменной (или её замена сильно затруднена).

Матрица основной камеры смартфона Samsung Galaxy S20 Ultra (фото с сайта iFixit)

Матрица имеет определённую величину чувствительности к свету, которая зависит от её технических характеристик (применяемая технология изготовления, физический размер и т.д.), но эта величина не может быть напрямую сопоставлена со светочувствительностью плёнки. Изменение светочувствительности матрицы достигается благодаря разной степени предварительного усиления сигнала с неё, а также изменениям в алгоритмах обработки снимка. Таким образом, одна и та же матрица цифрового фотоаппарата способна делать изображения разной экспозиции благодаря изменению лишь параметра светочувствительности (или иными словами, ISO). При этом нет необходимости изменять два других параметра, а именно – диафрагму и выдержку.

Давайте подытожим написанную выше информацию. Чем выше светочувствительность (ISO), выставленная во время фотографирования на цифровую камеру, тем выше яркость получаемого изображения. Например, кадр, сделанный на одну и ту же камеру с одинаковыми настройками выдержки и диафрагмы, будет ярче при значении ISO 200, чем при значении ISO 100.

Влияние параметра ISO на результат экспозиции снимка

Диафрагма, время выдержки и светочувствительность являются взаимозависимыми параметрами. Например, уменьшенное в два раза время выдержки можно компенсировать увеличением в те же два раза параметра ISO, а уменьшенную диафрагму можно компенсировать увеличением выдержки или ISO. Действительно, на практике изменение параметра светочувствительности позволяет делать менее размытые кадры (за счёт уменьшения выдержки) и кадры с большей глубиной резкости (за счёт закрытия диафрагмы), но с одной оговоркой. При высоких значениях ISO на фотографии начинают появляться цифровые шумы. У каждой матрицы фотоаппарата свои пределы допустимых значений ISO, в пределах которых цифровые шумы будут минимальными.

Влияние высоких значений ISO на появление цифровых шумов и ухудшение картинки. Особенно заметно по надписи

«Ok Google» и по часам в верхней правой части дисплея устройства

На смартфонах допустимый верхний предел ISO обычно ограничивается значением 400. Для зеркальных цифровых камер допустимые значения ISO могут быть 800, 1600, а иногда и 3200. При этом максимальные значения ISO для смартфонов и цифровых камер гораздо выше приведенных допустимых значений. Важно помнить одно простое правило – по возможности выставляйте наиболее низкие значения ISO, позволяющие сделать кадр нужной яркости. Если же такой возможности нет, постарайтесь использовать такое допустимое значение светочувствительности, при котором количество шумов будет минимальным. Максимальные значения ISO, доступные для данного устройства, стоит использовать лишь в самых крайних случаях, потому что неизбежно появление цифровых шумов, которые испортят качество конечного снимка.

Ручной режим съёмки

Большинство пользователей смартфонов используют фотоаппараты своих смартфонов лишь с автоматическими настройками съёмки. Это просто, понятно и оправданно. Но что означает режим ручной съёмки (в некоторых смартфонах это «PRO режим»)? Ведь различных настроек хватает на любом смартфоне. Ручной режим съемки на смартфоне – это как минимум возможность регулировки двух из трёх параметров экспозиции – выдержки и светочувствительности (ISO).

Ручной режим съёмки на смартфонах Motorola

В устройствах с изменяемой диафрагмой (которых среди смартфонов практически нет) в этом режиме будет доступна её регулировка. В ручном режиме также могут быть доступны настройки баланса белого, ручная фокусировка, экспокоррекция и другие настройки, но о них как-нибудь в другой раз. Проблема в том, что далеко не у всех смартфонов такой режим присутствует, хотя намечается тенденция к увеличению количества таких устройств. Поэтому если в вашем смартфоне есть такой режим съёмки, обязательно поэкспериментируйте с ним.

Какие же преимущества может дать ручной режим съёмки? В отличие от автоматических режимов, пользователь сам настраивает устройство во время съемки, каждый параметр индивидуально для каждого кадра. Поначалу это может показаться сложно, требуется некоторый практический опыт. С другой стороны, зная теорию и предназначение основных параметров экспозиции (выдержка, диафрагма, ISO), можно точно настроить каждый из них в соответствии с вашими требованиями. Например, при использовании штатива и съёмке неподвижных объектов, можно увеличить выдержку и уменьшить ISO, что даст вам картинку с правильной экспозицией и минимальным количеством шумов на фото.

Использование штатива в ручном режиме съёмки не обязательно, но крайне рекомендуемо в некоторых случаях

При плохом освещении автоматический режим повышает значения ISO (иногда до максимальных значений) при средней выдержке, ведь подразумевается, что пользователь ведёт съёмку с рук, а не со штатива. А вот ручной режим позволяет настроить каждый параметр индивидуально, добившись наилучшего качества. Например, фотографируя плохо освещённый объект или звёздное небо, можно увеличить выдержку до очень больших значений (от 4 секунд и выше) при этом оставив параметр ISO на приемлемом уровне. Удивитесь, но многие современные смартфоны даже в среднем сегменте могут запечатлеть звёздное небо, при этом звёзд на снимке вы увидите больше, чем своими глазами.

Созвездие Большой и Малой Медведицы. Фото сделано на смартфон, закреплённый на штативе, использовалась длинная выдержка — 32 секунды (фото прошло легкую постобработку)

Хотя в последнее время, особенно во флагманских моделях, появились отдельные режимы для ночной съёмки, но всё же приятно и интересно настроить каждый параметр индивидуально, а не строить догадки о том, как же сработает автоматика.

С чего начать и как получить первый кадр в режиме ручной съёмки? Просто включите этот режим и сделайте первый кадр, оцените правильность его экспозиции. Если яркости недостаточно, увеличьте выдержку или ISO, а вот если изображение слишком яркое – уменьшите данные параметры. Получив изображение с правильной экспозицией, вы достигли необходимого результата. Теперь попробуйте поэкспериментировать с каждым параметром по отдельности. Уменьшайте один параметр (например, выдержку), компенсируя другим параметром (например, увеличив ISO). Сравнивайте полученные снимки, оценивайте какой из них лучше и выявляйте закономерности и зависимости между параметрами. Так, снимок за снимком, вы будете набираться опыта и уже через пару сотен кадров сможете практически с первого раза угадывать настройки параметров для разных условий съёмки.

Конечно, размеры оптики, маленький сенсор камеры и невозможность регулировать диафрагму накладывают серьезные ограничения для любителя фотографировать на смартфон, ведь те же современные фотокамеры обладают гораздо большей гибкостью настройки. С другой стороны, даже тех параметров, которые есть, будет достаточно для многих пользователей, по крайней мере, в начале их пути в фотоискусстве. В конце концов, умения фотографа и его взгляды важнее фото инструмента. Поэтому пробуйте, экспериментируйте и удачных кадров!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Принтер pantum p2500w инструкция по применению
  • Руководством по проведению санитарно оздоровительных мероприятий
  • Как сделать гадалку из бумаги инструкция видео
  • Мануал шкода фабия 2002
  • Корнерегель инструкция по применению глазной гель инструкция по применению цена

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии