Как управлять поездом «Сапсан»: инструкция
Ровно год назад между Москвой и Санкт-Петербургом начал курсировать электропоезд «Сапсан». Начальник участка эксплуатации пункта оборота и экипировки ЭВС «Сапсан» Артем Рудюк рассказал «TechInsider» о том, как машинист управляет высокоскоростной машиной Siemens Velaro RUS.
1. Задатчик скорости
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Скоростью движения поезда управляет компьютерная система АУДиТ (Автоматическое управление движением и торможением). Подобно круиз-контролю в автомобиле, компьютер поддерживает скорость на заданном уровне независимо от рельефа. На экране машинист видит три показателя: зеленые цифры обозначают заданную скорость, красные — максимально разрешенную скорость на данном участке пути, белые — фактическую скорость движения поезда. Машинист не может выставить скорость выше разрешенной, в противном случае произойдет автоматическое торможение.
2. Дисплей
КЛУБ-у Комплексное локомотивное устройство безопасности (унифицированное) выполняет те же функции, что и навигационное устройство современного авиалайнера, а также черный ящик. Машинист вводит в КЛУБ-У информацию о маршруте, номер пути, номер поезда, вес состава, количество осей, свой табельный номер. С помощью системы позиционирования GLONASS/GPS КЛУБ-У помогает следить за расписанием и позволяет диспетчеру в реальном времени контролировать движение поезда. Информация обо всех действиях машиниста записывается на специальный картридж, который по окончании поездки сдается в архив.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
3. Рукоятка тяги
С ее помощью машинист управляет мощностью электродвигателей и ускорением поезда в соответствии с расписанием и условиями движения. Когда тяга превышает уровень, необходимый для поддержания заданной скорости, управление мощностью двигателей берет на себя компьютер.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
4. Рукоятка тормоза определяет интенсивность замедления. Непосредственно тормозными усилиями управляет компьютер. С помощью расположенной на рукоятке кнопки машинист выбирает один из трех режимов движения. В нормальном режиме приоритет отдается электродинамическому рекуперативному торможению двигателями, при котором поезд вырабатывает электроэнергию и отдает ее в сеть. При необходимости подключаются пневматические дисковые тормоза. В пропорциональном режиме, используемом в плохую погоду, тормозное усилие делится поровну между двигателями и пневматикой. Чистый пневматический режим дает машинисту максимальную точность в управлении и используется для заезда в тупик. Кроме того, с его помощью можно на ходу очистить тормоза от снега и грязи или прогреть композитные тормозные колодки.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
5. Задатчик направления движения переключает электродвигатели в режим переднего или заднего хода.
6. Основной экран показывает напряжение в контактном проводе (3,5 кВ), потребляемую силу тока, мощность и тяговые усилия каждого из четырех двигателей, в том числе в режиме рекуперативного торможения.
7. Экран «состояние тормозов» позволяет контролировать давление в тормозном цилиндре, тормозной магистрали и уравнительном резервуаре, а также состояние всех электродинамических, пневматических и стояночных тормозных механизмов. На экран также выводятся сигналы системы самодиагностики поезда. Указание на неисправность всегда сопровождается информацией о способах ее устранения.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
8. Проследование нейтральной вставки
На линиях переменного тока существуют нейтральные вставки, на которых напряжение отсутствует. Их нужно проходить с отключением главного выключателя, чтобы защитить цепь от короткого замыкания.
9. Рукоятка бдительности
Периодически компьютер подает звуковой сигнал, чтобы удостовериться, что машинист не спит. Отреагировать на него необходимо в течение семи секунд, нажав на рукоятку бдительности. Если машинист «проспит» сигнал, включится автостопное торможение.
10. Главный выключатель позволяет мгновенно выключить питание поезда, чтобы защитить электрические цепи от короткого замыкания.
?
?
Log in
If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link
- Транспорт
- Cancel
Как управлять поездом «Сапсан». Пособие для чайников
А вы знаете, что «Сапсаном» управляет только один машинист? И что будет, если машинисту станет плохо или ему надо будет отойти по нужде? И какой минимальный набор кнопок и рычагов нужен, чтобы управлять поездом?
ПОСТ ПЕРЕЕХАЛ НА ДРУГУЮ ПЛОЩАДКУ
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ ТУТ >>>
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 июля 2010 г. N 1465р
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНСТРУКЦИЮ «О ПОРЯДКЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПУСКА ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ «САПСАН» ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ПУТЯМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОАО «РЖД» И «ВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СООРУЖЕНИЙ, УСТРОЙСТВ И ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ ЭВС «САПСАН»
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Инструкцию «О порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных электропоездов «Сапсан» по железнодорожным путям общего пользования ОАО «РЖД», утвержденную распоряжением ОАО «РЖД» от 11 декабря 2009 N 2528р и «Временные технические требования к содержанию и эксплуатации сооружений, устройств и высокоскоростных электропоездов ЭВС «Сапсан», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 11 декабря 2009 N 2530р.
Старший вице-президент ОАО «РЖД»
В.А. Гапанович
Утверждены
распоряжением ОАО «РЖД»
от 06.07.2010 N 1465Р
I. Изменения, которые вносятся в Инструкцию «О порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных электропоездов «Сапсан» по железнодорожным путям общего пользования ОАО «РЖД»
Пункт 1.5. Инструкции «О порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных электропоездов «Сапсан» по железнодорожным путям общего пользования ОАО «РЖД» (далее — Инструкция) исключить.
Пункт 1.6. Инструкции изложить в следующей редакции: «На время включения ДСП режима скоростного и высокоскоростного движения на станциях должно автоматически выключаться воздействие устройств контроля схода подвижного состава (УКСПС) на схему перекрытия входных светофоров на запрещающее показание. При этом в случае срабатывания УКСПС, индикация на пульте управления ДСП и передача информационного сообщений машинисту при помощи речевого информатора или по поездной радиосвязи сохраняются. Порядок использования приборов УКСПС до момента их переустройства в соответствии с вышеизложенными требованиями должен быть определен начальником железной дороги и согласован с региональной дирекцией скоростного сообщения».
Абзац 1 пункта 2.4. Инструкции «О порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных электропоездов «Сапсан» по железнодорожным путям общего пользования ОАО «РЖД» (далее — Инструкция) изложить в следующей редакции: «Телеграммы (телефонограммы) с заявками на выдачу предвиденных предупреждений должны подаваться с таким расчетом, чтобы дежурными по станции выдачи предупреждений они были получены не позднее чем за 8 часов до начала действия. При возникновении непредвиденных обстоятельств, угрожающих безопасности движения, заявка о выдаче предупреждений передается непосредственно дежурными по станции, ограничивающими перегон. Дежурные по станции обязаны передать машинисту электропоезда «Сапсан» сообщение о непредвиденно возникших предупреждениях по радиосвязи при подходе поезда к станции до открытия входного сигнала с регистрацией сообщения в журнале диспетчерских распоряжений. Поездной диспетчер обязан контролировать своевременность и правильность выдачи непредвиденно возникших предупреждений через машиниста электропоезда «Сапсан» при его проходе по станциям. Отмена предупреждения, произошедшая во время следования поезда, производится регистрируемым приказом поездного диспетчера и передается машинисту по имеющимся видам радиосвязи лично поездным диспетчером».
Пункт 2.14. Инструкции изложить в следующей редакции: «Не менее чем за 20 минут до прохода электропоезда «Сапсан» все съемные подвижные единицы {ремонтные вышки, путевые вагончики, съемные дефектоскопные и путеизмерительные тележки) должны быть сняты с путей, а также с путей станции, имеющих выход на маршрут его приема и отправления, и закреплены. Запрещается выезд на перегон съемных единиц, а также моторно-рельсового транспорта несъемного типа, если до прохода электропоезда «Сапсан» остается менее 30 минут».
Пункт 2.15. Инструкции изложить в следующей редакции: «На участках путей скоростных и высокоскоростных линий все работы, в том числе не требующие ограждения места работы сигналами остановки, а также осмотр пути, искусственных сооружений и других объектов инфраструктуры, очистка стрелочных переводов, примыкающих к высокоскоростным участкам пути, должны быть прекращены не менее чем за 20 минут до проследования электропоезда «Сапсан». Путь, сооружения и устройства должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поезда, материалы и инструмент убраны с пути и не менее чем за 10 минут до прохода электропоезда «Сапсан» все работники должны отойти на расстояние не менее чем 5 метров на скоростных и высокоскоростных участках от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд.
Возобновление работ разрешается только после прохода поезда».
Пункт 2.16 Инструкции изложить в следующей редакции: «Работы на пути, расположенном рядом с тем, по которому ожидается проследование электропоезда «Сапсан» должны быть прекращены и работающие должны отойти на обочину этого пути на расстояние не менее 5 метров от крайнего рельса за 10 минут до его прохода.
Запрещается нахождение работников на междупутье при пропуске электропоездов «Сапсан» на перегонах на участках пути, расположенных на совмещенном земляном полотне».
Пункт 2.19. Инструкции изложить в следующей редакции: «Если перед проходом электропоезда «Сапсан» будет нарушена нормальная работа устройств СЦБ, дежурный по станции должен немедленно доложить об этом поездному диспетчеру и машинисту электропоезда «Сапсан» и принять необходимые меры установленным порядком. Пропуск электропоездов «Сапсан» по главным путям станций, на которых устройства СЦБ выключены из действия с сохранением пользования сигналами, должен осуществляться в соответствии с требованиями «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ», утвержденной МПС России 31.12.1997 N ЦШ-530.
Пункт 3.1. Инструкции изложить в следующей редакции: «Порядок действий локомотивной бригады при получении сообщения от комплексной бортовой системы управления (далее — КБСУ) о нагреве одного из узлов колесно-редукторного блока:
— В случае выявления КБСУ нагрева одного из узлов колесно-редукторного блока ЭВС, независимо от показаний КТСМ, поезд автоматически останавливается, после чего неисправный узел осматривается бортинженером и локомотивной бригадой.
— По результатам осмотра машинист совместно с бортинженером принимает решение о возможности дальнейшего следования. В случае возникновения разногласий окончательное решение принимает машинист.
— В случае принятия решения о выводе с перегона поезда с нагретой буксой или при наличии признаков ее неисправности, скорость поезда не должна превышать 20 км/час, включая движение по стрелочным переводам станций. Движение должно осуществляться плавно, поезд принимается на станцию на главный путь, при его занятости — на один из боковых путей с минимально возможным отклонением по стрелочным переводам.
— В случае если после остановки поезда в результате осмотра буксы вагона определено разрушение буксы, исключающее вращение колесной нары, машинист должен обеспечить вывод поезда с перегона при условиях исключения вращения колесной пары, следования на станцию со скоростью не более 5 км/час под наблюдением помощника машиниста и исключения движения поездов по соседнему пути.
— При получении информации по речевому информатору или по поездной радиосвязи от ДСП (ДНЦ) о срабатывании устройств КТСМ машинист обязан произвести проверку нагрева буксы через КБСУ и если нагрев не подтвердился или нагрев соответствует рабочим параметрам буксы — продолжить движение;
— При получении информации по речевому информатору или по поездной радиосвязи от ДСП (ДНЦ) о срабатывании устройств контроля волочения КТСМ машинист обязан действовать в соответствие с пунктом 3.5. настоящей инструкции».
Пункт 3.3 Инструкции изложить в следующей редакции: «В случае принятия решения о невозможности дальнейшего следования поездной бригадой выполняются следующие действия:
Машинист ЭВС «Сапсан» обязан:
— Поставить в известность ДСП, ДНЦ, руководителей региональной дирекции скоростного сообщения и диспетчерскую службу ООО «Сименс» о случившемся. Руководители региональной дирекции скоростного сообщения и ООО «Сименс», по согласованию со старшим дорожным диспетчером, определяют дальнейшие действия по доставке пассажиров до пункта назначения;
— Оставаться на составе до устранения неисправности или прибытия руководителей региональной Дирекции скоростного сообщения, другой локомотивной бригады ЭВС «Сапсан».
Начальник поезда и проводники вагонов обязаны:
— Организовать комфортное пребывание пассажиров в поезде;
— По прибытии другого ЭВС «Сапсан» и (или) иного подвижного пассажирского состава обеспечить, пересадку пассажиров, при безусловном обеспечении безопасности жизни и здоровья, пересаживаемых с соблюдением всех необходимых требований охраны труда и техники безопасности».
Абзац 2 пункта 3.5. Инструкции изложить в следующей редакции:
«Порядок действия локомотивной бригады при срабатывании устройств контроля волочения и схода подвижного состава:
Извещение машинистов о срабатывании устройств УКСПС должно выполняться при помощи речевого информатора. При получении от речевого информатора или по поездной радиосвязи информации от ДСП (ДНЦ) о срабатывании УКСПС или устройств контроля волочения КТСМ машинист…» и далее по тексту.
Пункт 7.1. Инструкции изложить в следующей редакции: «Маневровая работа с вагонами и составами электропоездов «Сапсан» на путях депо производится по заявке мастера, выделяемого для работы с электропоездом «Сапсан» (далее — мастер электропоезда)» и далее по тексту».
Пункт 7.2. Инструкции изложить в следующей редакции: «Любые маневровые передвижения разрешается производить в соответствии с требованиями ПТЭ, ИДП, ИСИ, распоряжения ОАО «РЖД» от 31.03.2010 N 684р «Об утверждении Регламента переговоров при поездной и маневровой работе на инфраструктуре ОАО «РЖД».
Абзац 4 пункта 7.4. Инструкции изложить в следующей редакции: «Скорость проследования маневрового светофора с запрещающим показанием на деповских путях — не более 10 км/час, на станциях — по разрешению ДСП не более 20 км/час по всему приготовленному маршруту, ограниченному данным светофором, с обязательной остановкой у данного светофора».
II. Изменения, которые вносятся во «Временные технические требования к содержанию и эксплуатации сооружений, устройств и высокоскоростных электропоездов ЭВС «Сапсан»
Пункт 5.4. «Временных технических требований к содержанию и эксплуатации сооружений, устройств и высокоскоростных электропоездов ЭВС «Сапсан» (далее Требования) изложить в следующей редакции: «На время включения ДСП режима скоростного и высокоскоростного движения на станциях должно автоматически выключаться воздействие устройств контроля схода подвижного состава (УКСПС) на схему перекрытия входных светофоров на запрещающее показание. При этом в случае срабатывания УКСПС, индикация на пульте управления ДСП и передача информационного сообщения машинисту по речевому информатору сохраняются».
Пункт 10.2 (примечание 14) Требований изложить в редакции: «В настоящем разделе изложены положения, дополняющие требования инструкции ЦРБ-393 и расширяющие диапазон ее действия для скоростей движения 160-250 км/час применительно к электропоездам «Сапсан».
Пункт 10.2.1 Требований изложить в редакции: «Пропуск электропоезда «Сапсан» со скоростями движения свыше 200 км/ч должен осуществляться на свободный перегон».
Пункт 10.3 Требований изложить в редакции: «На участках путей скоростных и высокоскоростных линий все работы, в том числе не требующие ограждения места работы сигналами остановки, а также осмотр пути, искусственных сооружений и других объектов инфраструктуры, очистка стрелочных переводов, примыкающих к высокоскоростным участкам пути, должны быть прекращены не менее чем за 20 минут до проследования электропоезда «Сапсан». Путь, сооружения и устройства должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поезда, материалы и инструмент убраны с пути и не менее чем за 10 минут до прохода электропоезда «Сапсан» все работники должны отойти на расстояние не менее чем 5 метров на скоростных и высокоскоростных участках от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд.
Возобновление работ разрешается только после прохода поезда.
Не менее чем за 20 минут до прохода электропоезда «Сапсан» все съемные подвижные единицы (ремонтные вышки, путевые вагончики, съемные дефектоскопные и путеизмерительные тележки) должны быть сняты с путей, а также с путей станции, имеющих выход на маршрут его приема и отправления, и закреплены. Запрещается выезд на перегон съемных единиц, а также моторно-рельсового транспорта несъемного типа, если до прохода электропоезда «Сапсан» остается менее 30 минут».
Пункт 11.4.8. Требований изложить в редакции: «На планерном совещании по выполнению работ на высокоскоростной линии железной дороги руководитель структурного подразделения, выполняющего работы или его заместитель должен выдать руководителю работ уточненную выписку из графика движения высокоскоростных поездов по участкам планируемых работ и провести с ними специальное собеседование о мерах безопасности труда при производстве работ на высокоскоростной линии. Информация о собеседовании должна записываться в журнале планерных совещаний».
Пункт 11.5.1 Требований изложить в редакции: «Руководители работ должны иметь при себе уточненную выписку из расписания движения высокоскоростных поездов. Перед началом работ руководитель работ обязан проверить работоспособность средств связи, уточнить время проследования высокоскоростного поезда у дежурного по станции и сверить с ним часы. В случае изменения графика движения поездов «Сапсан» дежурный по станции обязан заблаговременно довести до руководителя работ информацию о его изменениях».
Пункт 11.5.7 Требований изложить в редакции: «Работы на мостах, в тоннелях, путепроводах, а также на подходах к ним, в районе пассажирских платформ, в негабаритных местах, в местах выемок или насыпей, подпорных стен и других устройств, следует планировать таким образом, чтобы после их завершения вывести работников на расстояние не менее чем 5 метров на скоростных и высокоскоростных участках от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд не позднее, чем за 20 минут до прохода электропоезда «Сапсан».
Эксплуатация
Высокоскоростные электропоезда ЭВС1 и ЭВС2 с конструкционной скоростью 250 км/ч модели Velaro Rus предназначены для перевозки пассажиров на высокоскоростных электрифицированных линиях колеи 1520 мм постоянного тока напряжением 3000 В и переменного тока напряжением 25 кВ частотой 50 Гц, оборудованных высокими пассажирскими платформами.
После испытаний были внесены незначительные доработки в конструкцию, откорректировано программное обеспечение. Коммерческая эксплуатация электропоездов с пассажирами началась 17 декабря 2009 года.
Эффективность проекта Сапсан определяется комплексом экономических, эксплуатационных и социальных эффектов, связанных с существенным сокращением продолжительности поездки. В 2010 году на поездах Сапсан было перевезено около 25% всех пассажиров между Санкт-Петербургом и Москвой. Росту популярности способствовала гибкая тарифная политика ОАО РЖД. Число высокоскоростных ниток в графике на этом направлении постоянно увеличивалось, в августе 2010 года ежедневно курсируют уже 7 пар поездов. С 30 июля 2010 года после реконструкции нового участка открыт новый маршрут Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород (1 пара поездов в сутки) с максимальной скоростью 160 км/ч. С 9 августа 2010 года в графике оборота задействованы 8 составов электропоездов ЭВС1 и ЭВС2. В августе 2014 года в эксплуатацию введена первая пара электропоездов ЭВС2 Сапсан-2 второй партии.
Высокоскоростной электропоезд ЭВС2-04 «Сапсан» в депо Металлострой.
Фото: Олег Назаров, 2010 г.
Расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом длиной 644 км электропоезда преодолевают за 3ч45мин – 3ч50мин при движении без остановок на промежуточных станциях с максимальной скорость 250 км/ч. Маршрутная скорость движения составляет 168 км/ч. Выполнение графика движения составляет 98%, среднее заполнение поездов пассажирами – более 90%.
Система ремонта
Для электропоездов ЭВС разработана система технического обслуживания и ремонта, учитывающая фактические пробеги электропоездов в графике оборота. В основу системы положен годовой пробег электропоезда 450-500 тыс. км и необходимость проведения осмотра ходовых частей с периодичностью не более 5000 км.
План проведения технического обслуживания и ремонта электропоездов ЭВС1 и ЭВС2
Источник: Сименс, 2009 г.
Для проведения технического обслуживания и ремонта электропоездов Сапсан было полностью реконструировано моторвагонное депо ТЧ-10 Санкт-Петербург–Московское (Металлострой) Октябрьской железной дороги. Техническое обслуживание электропоездов осуществляется в основном в ночное время, кроме крупных видов ремонта.
В новом депо принята в эксплуатацию Система автоматического управления процессами ТО и ремонта СММS, которая позволяет принимать сообщения о неисправностях от системы диагностики поезда во время его нахождения на маршруте, планировать проведение работ по их устранению и информировать о необходимости в запасных частях.
Информационное табло системы CMMS в цеху депо Металлострой
© Профессионально об электропоездах, 2010 г.
Цех ТЧ-10 оснащен технологическим оборудованием с таким расчетом, чтобы все работы, в том числе по замене неисправных блоков и отдельных единиц оборудования, проводить во время планового технического обслуживания. Производственный цех оборудован тремя участками пути, длина которых позволяет обслуживать десятивагонный поезд целиком, каждый путь электрифицирован двумя системами электроснабжения (3 кВ постоянного тока и 25 кВ переменного тока). Вместо обычного контактного провода в цехе применена система токосъема с отводной контактной шиной.
Для обеспечения доступа к подвижному составу на каждом пути оборудованы эстакады, на всех уровнях каждой из эстакад обустроены подвесные сервисные площадки: для входа в вагон — на высоте 1,36 м от уровня головки рельса и выхода на крышу — на высоте 4 м. Такая конструкция позволяет обеспечить доступ работников к оборудованию электропоезда в любом месте.
Электропоезда ЭВС в цеху депо Металлострой
© Профессионально об электропоездах, 2010 г.
На одном из пути расположены две установки, позволяющие проводить замену тележки, исключая необходимость подъемки вагона, а поворотные круги обеспечивают передачу тележек от места хранения к месту подкатки под кузов.
© Олег Назаров
Источники информации:
1. Информационные материалы разработчика.
2. Депо «Металлострой», Техника железных дорог, 2009, №3.