15
49.0138
8.38624
arrow
0
arrow
0
4000
1
0
horizontal
https://www.kelechek.ru
300
true
0
1
- Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста
- Руководство для врачей домов ребёнка
- Стоматология детского возраста
Руководство для врачей домов ребёнка
Как избавиться от прыщей на спине?
Прыщи на спине, пояснице и плечах доставляют дискомфорт и болезненные ощущения. Лечение воспалённых участков кожи должно быть комплексным, особенно если гнойники появляются часто. Важно знать, что воспалительные процессы могут являться симптомом некоторого нарушения. В подобном случае желательно обратиться к специалисту, способному указать на первопричины образования фурункулов. Некоторые для избавления прыщей используют полисорб, об этом средстве…
О причинах недержания и лёгких решениях проблемы
В медицине невозможность регулировать мочеиспускание называют инконтиненцией, а среди основных причин подобного состояния медики не всегда упоминают лишь возрастные изменения, происходящие в организме. Действительно, подобные проблемы возникают не только у пожилых людей, хотя их процент среди общей массы пациентов приближается к 50-ти. Вызвать недержание способен даже сильный стресс (стрессовая инконтиненция), что автоматически ставит в группу…
Лечение гемофтальмы глаза
Гемофтальм встречается в общей популяции с частотой 7 случаев на 100 000 населения, что делает данную патологию распространенной причиной острого и подострого ухудшения зрения. Зачастую поставить диагноз трудностей не составляет. Упор же всегда делается на тактику лечения, которая напрямую зависит от этиологического фактора. Клинические проявления варьируют, наиболее характерные – безболезненное унилатераьное появление мушек, темных пятен…
Гастрит и его комплексное лечение
Гастрит представляет собой воспаление слизистой оболочки желудка. Согласно статистике, практически каждая семья знакома с заболеванием, ведь его признаки проявляются у 70% населения планеты. Основными симптомами являются боль в желудке, тошнота, рвота, диарея, изжога. Гастрит бывает как хроническим, проявляющимся постепенно, но безвозвратно, так и острым, возникающим моментально, и прогрессирующим за короткие промежутки времени. Обе формы гастрита…
Лечебное питание при сердечнососудистых заболеваниях
Правильное питание является одним из основных инструментов профилактики и лечения сердечнососудистых заболеваний. Благодаря подобной терапии стабилизируются функции сердца и сосудов, улучшается кровообращение, из организма выводятся шлаки и токсины, уменьшается отечность, а также нормализуется обмен веществ. Чтобы наладить работы сердечнососудистой системы, необходимо исключить из рациона соль. В крайнем случае, вы можете уменьшить объемы ее потребления. Чем…
Все о метеозависимости
Во время резкой перемены погоды многие люди страдают от головной боли, ломоты и боли в суставах, слабости, усталости, повышенной утомляемости, бессонницы и т.д. Это говорит о метеозависимости. Неожиданные сюрпризы природы неблагоприятно влияют на самочувствие людей, страдающих от гипертонии, гипотонии, заболеваний сердца и многих других заболеваний. В качестве основы профилактики зависимости от метеоусловий выступают регулярные активные…
Профилактика заболеваний почек
По статистике, каждый десятый житель планеты обладает тем или иным заболеванием, связанным с почечной системой. Хронические почечные заболевания стоят в одном ряду по серьезности рядом с сахарным диабетом и гипертонией. Именно поэтому так важно своевременно лечить подобные болезни, а еще лучше – предотвращать их появление. Заболевания почек, как и болезни других органов, происходят из малоподвижного…
Глаукома
Глаукома – страшное заболевание, которое может привести к частичной или полной потере зрения. Ее связывают с повышением внутриглазного давления, и ее сложно диагностировать самостоятельно. Именно поэтому многие обращаются за помощью к врачу в той стадии, когда обойтись без помощи хирургического вмешательства невозможно, но своевременная диагностика может спасти вам зрение. Итак, если вы отмечаете, что периодически…
Остановка сердца – что делать?
От внезапной остановки сердца никто не застрахован. К этому могут привести неправильное питание, избыточный вес, физические и эмоциональные перегрузки, стресс, наличие заболеваний сердечнососудистой системы. В особенности, к этому склонны люди, достигшие преклонного возраста. Именно поэтому так важно знать, что делать в таких случаях. Начнем с того, что поговорим о сердце. Это один из самых важных…
Боремся с коликами у малышей
Колики являются одной из главных проблем, с которыми сталкиваются новорожденные и их родители. Дело в том, что желудок малыша еще не адаптировался к условиям окружающей среды, и таким образом он реагирует на незнакомые продукты, попадающие к крохе через материнское молоко. Они начинаются через несколько дней после рождения, и заканчиваются к трем месяцам. Чаще всего колики…
Поиск
Последние добавления
- Светодиодные светильники: принцип работы и отличия от обычных
- Вопросы восстановления после лечения в наркологической клинике
- Эффективное лечение наркомании
- Методы реабилитации и помощь алко- и наркозависимым
- Получение наркологической помощи на дому
Рубрики
- Питание детей в возрасте до 1 года
- Питание детей в возрасте от 1 года до 3 лет
- Стоматология детского возраста
- Разное
- Врачи советуют
- Заболевания
- Болезни костей у детей
- Бронхиальная астма у детей
- Брюшной тиф у детей
- Гемолитические анемии у детей
- Детские инфекционные болезни
- Диатезы у детей
- Дифтерия у детей
- Инфекционный неспецифический ревматоидный артрит у детей
- Кожные болезни в детском возрасте
- Острые кишечные инфекции у детей
- Ревматизм в детском возрасте
- Сахарный диабет у детей
- Туберкулезный менингит у детей
- Туберкулёз у детей и подростков
- Эндокринные заболевания у детей
Уход и здоровье
- Гимнастика и массаж в раннем возрасте
- Неотложная помощь в педиатрии
- Основы учения о новорожденном ребенке
- Питание детей
- Питание здорового и больного ребенка
- Уход за ребенком
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДОМОВ РЕБЕНКА
Одним из специализированных учреждений охраны материнства и детства служит дом ребенка. Помимо домов ребенка общего типа существуют специализированные дома ребенка для дстей с дефектами умственного и физического развития.
Номенклатура специализированных домов ребенка представлена следующими видами учреждений: для детей с органическим поражением ЦНС и нарушениями психики; с органическими поражениями ЦНС без нарушений психики, в том числе ДЦП; с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата и другими дефеюами физического развития без нарушений психики; с нарушениями слуха и речи (глухонемых, оглохших, тугоухих); с нарушениями речи (заикающихся, с алалией и другими нарушениями), с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих), с туберкулезной интоксикацией, малыми и затухающими формами туберкулеза. Основную часть воспитанников домов ребенка составляют дети из социально неблагополучных семей.
Согласно Положению о домах ребенка, утвержденному приказом Минздрава СССР № 1525 от 19 11.1986, дом ребенка является учреждением здравоохранения, предназначенным для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям с дефектами умственного и физического развития
В доме ребенка общего типа воспитываются дети от рождения до трехлетнего возраста, в специализированных домах ребенка — до четырехлетнего возраста В специализированных домах ребенка (или специализированных группах, в зависимости от мощности дома ребенка) содержатся дети с дефектами умственного и физического развития кроме детей с задержкой психического и физического развития, обусловленной дефектами воспитания
Помещение дома ребенка, твердый и мягкий инвентарь, медицинское и хозяйственное оборудование должны отвечать санитарно-гигиеническим, медицинским и педагогическим требованиям, соответствовать имеющимся возрастным нормативам. Дом ребенка должен быть обеспечен необходимыми методическими пособиями и игрушками в соответствии с возрастом и психическим развитием детей.
В доме ребенка существует карантинная группа для вновь поступающих детей и изолятор для детей с инфекционными заболеваниями, не требующими стационарного лечения. Число коек в изоляторе должно быть не менее 10% от штатного числа мест в доме ребенка.
Во главе дома ребенка стоит главный врач, который является распорядителем кредитов, имеет право приема и увольнения персонала дома ребенка, отвечает за постановку медицинской, воспитательной, правовой и административно-хозяйственной работы в учреждении, обеспечивает работу данного учреждения в экстремальных условиях. Дом ребенка пользуется правом юридического лица, имеет самостоятельную смету, круглую печать, штамп учреждения с указанием своего полного наименования.
Нормативными документами определена наполняемость групп в доме ребенка: от рождения до 1,5 лет (10 детей), от 1,5 до 2-х лет (13 детей), от 2-х до 4-х лет (15 детей). Независимо от возраста количество детей в группах с патологией ЦНС не должно превышать 10 человек.
Сведения о поступивших воспитанниках заносят в журнал приема детей, который пронумеровывают, прошнуровывают, скрепляют печатью учреждения и постоянно хранят в архиве дома ребенка. При помещении воспитанников в больницу, санаторий их не относят к выбывшими, а по возвращении не считают вновь поступившими и не регистрируют в журнале приема.
На каждого ребенка оформляют история развития. В 2000 г. утверждена новая форма медицинской документации — «Медицинская карта ребенка, воспитывающегося в доме ребенка», форма № 112-1/у-00. Сопроводительную медицинскую документацию подклеивают в историю развития в отдельном пакете. Юридическую документацию хранят у главного врача или главной медицинской сесгры в сейфе, сведения юридической документации носят секретный характер, их хранятся в соответствии с установленными правилами и предъявляют только следственным и судебным органам по их официальному запросу.
Помещая ребенка на излечение в больницу или санаторий, дом ребенка обязан сообщить об этом родителям или лицам, их заменяющих (в случае временного устройства ребенка), а также интересоваться состоянием здоровья, заносить в историю развития отметки о ходе лечения.
В дом ребенка принимают (согласно инструкции о порядке приема детей), детей-сирот; детей одиноких матерей (отцов); подкинутых детей; детей родителей, лишенных родительских прав или в случае вынесения судебными органами решения об отобрании у них ребенка; детей родителей, признанных в судебном порядке безвестно отсутствующими; детей, находящихся в стационаре, не требующих обследования или лечения и не взятых родителями и лицами, их заменяющими, после неоднократных напоминаний; детей одного или двух родителей, не имеющих возможности их воспитывать (по состоянию здоровья, в связи с длительным отъездом, отбыванием наказания, нахождением под стражей в период следствия); детей с дефектами умственного и физического развития, независимо от наличия обоих родителей.
Детей принимают в дом ребенка из родильных домом, соматических отделений детских больниц, карантинов-распределителей, семей и так далее с периода новорожденное™ и содержат в нем до трехле! пего возраста. В виде исключения в домах ребенка общего типа moi у i находиться воспитанники в возрасте до 4-х лет с задержкой физического и психического развития, обусловленной условиями воспитания, если их перевод в другие учреждения в соответствии с заключением специалистов считают преждевременным.
Прием детей из родильных домов и карантинов-расп редел hi елей осуществляют непосредственно в группу, из семей и стационаров и карантинную группу или изолятор, где при этом осуществляю! необходимые лечебно-восстановительные мероприятия, соответствующие возрасту ребенка. Из карантинной группы (изолятора) ребенок поступает в группу. Каждое перемещение ребенка необходимо фиксировать в истории развития на лицевой стороне обложки с обоснованием в тексте.
Не подлежат приему в дом ребенка дети с острыми инфекционными заболеваниями, активной формой туберкулеза, активным сифилисом, СПИДом, заразными кожными заболеваниями, острыми заболеваниями ЦНС и другими заболеваниями, требующими стационарного лечения.
Документы, необходимые при оформлении в дом ребенка.
- Заявление одного или двух родителей или лиц, их заменяющих, о
временном устройстве ребенка. - Путевка соответствующего органа здравоохранения (МЗ респуб
лики, края, области и так далее). Путевку выдают на основании реше
ния исполнительных органов по месту жительства ребенка о необходи
мости его помещения в дом ребенка и предоставления ему жилой пло
щади при выходе из учреждения общественного воспитания. Путевка
фиксируется в специальном журнале учреждения, ее выдавшего; сиг
нальный листок подлежит возврату;
- Свидетельство о рождении ребенка.
- Выписка из истории развития (медицинской карты стационарно
го больного, истории развития новорожденного). Для детей, наблюдав
шихся в поликлинике, оформляют выписку из истории развития. В вы
писке должны быть отражены: социальный анамнез семьи, течение бе
ременности и родов у матери, особенности раннего неонатального пери
ода, перенесенные заболевания, данные осмотров специалистами (ото
риноларинголога, офтальмолога, ортопеда, хирурга, невролога), резуль
таты проведенных параклинических исследований Прилагают подлин
ники анализов на вирусный гепатиты В и С, ВИЧ-инфекцию, сифилис,
обследования на кишечную группу, дифтерию, результаты анализов
крови и мочи - Справка о состоянии здоровья матери (в случае направления ре
бенка из родильного дома) - Справка об отсутствии инфекционных заболеваний в квартире
или учреждении, из которых поступил ребенок. - Справка с места работы (с указанием заработной платы), учебы
родителей или лиц, их заменяющих, в случае временного помещения
ребенка в дом ребенка. - Сведения о родителях и близких родственниках (братья, сестры,
дедушки, бабушки), т.е. справка из домоуправления о составе семьи; - Документы, подтверждающие отсутствие родителей или невоз
можность воспитания ими своих детей (свидетельство о смерти, реше
ние суда о лишении родительских прав или отобрании ребенка, приго
вор суда, акт о подкидывании, согласие родителей на усыновление, от
каз от родительских прав, справка об отъезде, болезни родителей и др.).
При временном устройстве в дом ребенка детей, имеющих родителей или лиц, их заменяющих, органы здравоохранения или по их поручению администрация дома ребенка составляют соглашение о сроке пребывания ребенка (по форме заявления). В соглашении оговаривают участие родителей, одного из них или лиц, их заменяющих, в уходе за ребенком и его воспитании.
Подкинутых детей принимают в дом ребенка по акту, составленному в органах правопорядка, с последующим оформлением путевки в органах здравоохранения в трехдневный срок. Копию акта о подкидывании, составленного в доме ребенка, направляют в органы правопорядка. Подкинутым детям дом ребенка присваивает фамилию, имя, отчество и и трехдневный срок на основании вышеуказанного акта о приеме регистрирует ребенка в органах записи актов гражданского состояния. И случае оставления ребенка родителями в стационаре составляется со-О1 нстствующий акт, заверенный печатью
Главный врач дома ребенка имеет право взыскать в судебном порядке средства на содержание детей с родителей, если они не освобождены по закону от внесения платы за содержание детей. В этих случаях средства на содержание детей взыскивают с каждого из родителей в пользу дома ребенка, в котором находится ребенок в размере, установленном для взыскания с родителей алиментов на детей.
Выписка детей родителям или лицам, их заменяющих, осуществляют по заключению отдела просвещения по месту их жительства в срок, указанный в соглашении. Дом ребенка обязан уведомить их за 2 нед до истечения срока пребывания. Продление срока осуществляют по официальному распоряжению органов здравоохранения на основании нового соглашения.
В целях защиты прав и интересов детей в случае необоснованного отказа родителей или лиц, их заменяющих, взять ребенка по истечении указанного в соглашении срока, дом ребенка обязан предьянить иск о лишении их родительских прав.
Возвращение детей родителям, давшим согласие на усыновление (отказ), осуществляют в порядке, аналогичном порядку усыновления.
Перевод детей в детские дома общего типа осуществляют но достижении ими трехлетнего возраста, в детские дома народного образования для детей с нарушением интеллекта и дома-интернаты социального обеспечения — по достижении четырехлетнего возраста. Перевод осуществляют в соответствии с заключением медико-педагогической комиссии. Сведения о детях, подлежащих переводу, сообщают органам просвещения и социального обеспечения за 6 месяцев до срока перевода. При переводе ребенка в детский дом соответственно передают юридическую и медицинскую документацию (выписку из истории развития ребенка). Дом ребенка обеспечивает детей, переводимых в государственные учреждения, одеждой и обувью по сезону.
Детей, воспитывающих в доме ребенка, наблюдают педиатр и профильный специалист, при этом они осуществляют ежегодные углубленные медицинские осмотры врачами территориальных поликлиник, проводят необходимые профилактические и оздоровительные мероприятия, обеспечивают лечение больных детей, находящихся в изоляторе, проводят необходимую коррекцию дефектов умственного и физическо-i о развития по профилю.
Врач-педиатр дома ребенка отвечает за жизнь и здоровье, организацию условий жизни детей в доме ребенка, назначает вместе со старшим воспитателем и контролирует режим и проведение режимных процессов, питание, гимнастику, массаж, использование свежего воздуха, закаливание, профилактические прививки. Врач также следит за выполне-
нием санитарно-гигиенических требований, назначает индивидуальное питание детям до 1 года и ослабленным детям с проведением необходимых ежемесячных расчетов питания с целью его коррекции. Кроме того, педиатр осуществляет контроль за питанием детей старше года, развитием и состоянием здоровья детей путем проведения плановых профилактических осмотров; организует систематическое наблюдение за детьми диспансерной группы, назначает и контролирует проведение осмотров узкими специалистами, анализирует результаты их осмотров. Он также обеспечивает выполнение назначений по оздоровлению и лечению детей с отклонениями в состоянии здоровья, лечит дегей, не подлежащих госпитализации, в изоляторе дома ребенка с ежедневным осмотром, обеспечивает своевременную госпитализацию нуждающимся в ней детям, ведет установленную документацию, контролирует ведение документации в группах и изоляторе.
В домах ребенка дети постоянно находятся в социальной микросфере, которая представляет для них основу формирования поведенческих стереотипов. Любая ситуация помещения ребенка в дом ребенка сопровождается адаптационным синдромом, который, как правило, протекает тяжело в связи с отсутствием эмоционального контакта с родными и близкими. Дети, воспитывающиеся в доме ребенка, как правило, имеют меньшие возможности тренировки адаптационных механизмов, и у них отмечают более низкий уровень социальной адаптации.
Постоянное пребывание в стереотипных условиях группы, ограниченные контакты с внешним миром формируют к жестко закрепленным стереотипам поведения в конкретных условиях. Поэтому всякий переход в новые условия (госпитализация, перевод в другую группу и так далее) выступает сильным стрессовым фактором. К тому же, почти все дети в домах ребенка имеют отягощенные биологический, генеалогический и социальный анамнез, не всегда оптимальные показатели развития и состояния здоровья. Это, безусловно, снижает выносливость и работоспособность ЦНС, способствует возникновению неадекватных ответных реакций.
Из факторов, определяющих тяжесть и длительность адаптации, необходимо учитывать возрастные особенности личности ребенка, биологический и социальный анамнез, качество работы с вновь поступившими детьми.
В условиях дома ребенка легкая адаптация имеет место при пра-ипльной организации всей оздоровительно-воспитательной работы при приеме, переводе из одной труппы в другую или других перемещениях дсчей. Легче адаптируются дети из социально-неблагополучных семей, подкину!ые дети
Адаптацию средней тяжести чаще регистрируются в возрасте от 9 мес до 1,5 лет у детей с отклонениями в состоянии здоровья, при поступлении ребенка из относительно благополучной семьи, посещавшего детские дошкольные учреждения, при переводе из одной группы в другую, при плохо организованной оздоровительно-воспитательной работе.
Однако, чаще всего в домах ребенка регистрируют тяжелую адаптацию, характеризующуюся длительно и тяжело протекающими проявлениями неадекватного поведения, граничащего с преневротическими состояниями.
С учетом состояния здоровья воспитанников, как правило, с комплексом нарушений и ограничений, а также «омоложением» возраста поступающих в дома ребенка детей, перед персоналом домов ребенка встают новые задачи по выхаживанию детей первого года жизни, своевременной диагностике и реабилитационной помощи на ранних этапах В настоящее время в деятельности домов ребенка до 70% всего объема занимает медицинская реабилитация.
Сроки проведения профилактических осмотров в доме ребенка до 2-х мес (ежедневно), с 2-х до б-и мес (1 раз в 5 дней), с 6-и до 9-и мес (1 раз в 10 дней), с 9-и до 12-и мес (1 раз в 14 дней).
Текущая страница: 1 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]
Раиса Владимировна Ямпольская, Зинаида Сергеевна Макарова, Валерий Анатольевич Доскин
Развитие и воспитание детей в домах ребенка
Введение
Система организованной помощи сиротам и зазорнорожденным (незаконнорожденным) детям начала складываться в России еще в петровское время. Одним из первых инициативу в этом направлении проявил новгородский митрополит Иов. В 1707 г. он на собственные средства в Холмовской Успенской обители открыл приют для сирот, а в Новгороде основал десять так называемых сиропитальниц, где воспитывалось около 3 тыс. детей. Петр I, ознакомившись с этими заведениями, поддержал идею строительства приютов для детей-сирот и 4 ноября 1715 г. издал специальный указ. Великий российский реформатор «приказал избрать искусных женщин для сохранения зазорных младенцев, которых матери стыда ради отметывают в непристойные места, отчего эти младенцы безвременно погибают. А поэтому объявить, чтоб младенцев не отметывали, приносили б к тем госпиталям и клали в окно тайно. Госпитали построить и содержать из губернских доходов; приставленным женщинам на год давать денег по три рубля, да хлеба пол-осьмины на месяц, а младенцам на день по три деньги».
Трудная судьба сложилась у сиротских приютов: их закрывали и реформировали, о них забывали и вновь вспоминали.
Дома для детей-сирот были, есть и будут всегда. Во всяком случае, до тех пор, пока матери будут болеть, умирать и бросать своих детей. У каждого воспитанника дома ребенка своя трагическая судьба, но всех их роднит одно – у них фактически нет родителей. Они остро нуждаются в медицинской и педагогической помощи, им всем необходимы человеческое тепло, внимание и профессиональная забота.
В начале XX в. в России было всего 37 домов матери и ребенка. В то время многие врачи и общественные деятели называли их «домами ангелов». Детей там кормили, мыли, но взрослые практически с ними не общались, их не воспитывали и ничему не учили, вследствие чего у воспитанников развивался госпитализм, они тяжело болели и очень часто погибали.
После Великой Отечественной войны в Советском Союзе было открыто более 600 домов ребенка. Так страна пыталась помочь обездоленному поколению. Детей-сирот привозили в открывшиеся повсеместно дома ребенка из подвалов, из лесов, из сожженных дотла деревень.
В настоящее время в Российской Федерации 251 дом ребенка, в них воспитываются около 20 тыс. детей. В основном в дома ребенка попадают больные дети. Среди новорожденных – одну треть составляют недоношенные. Значительная часть воспитанников домов ребенка (более 70 %) имеет органические поражения центральной нервной системы. Только в Москве у 93 % малышей отмечается задержка психомоторного развития и более 70 % из них относятся к 3-й группе здоровья. У каждого ребенка в среднем 5,6 нарушения здоровья.
В последние годы в домах ребенка подавляющее большинство воспитанников (более 90 %) составляют так называемые социальные сироты. Это малыши, от которых отказались родители, или они просто подбросили ребенка в одно из медицинских учреждений. 6 % матерей таких детей находятся в заключении.
Помимо этого в дома ребенка помещают также детей тяжело больных и умерших родителей, одиноких матерей, новорожденных из студенческих семей, из семей эмигрантов и семей с тяжелыми материально-бытовыми условиями. В последние годы здесь нередко находятся до 50 % детей-инвалидов и детей с тяжелыми органическими поражениями центральной нервной системы, поступивших из благополучных семей.
Главная задача домов ребенка – сохранить малышам жизнь, выходить их на самых ответственных этапах возрастного развития. Следующая задача – возможно более полно реабилитировать, исправить «поломки» организма и оздоровить ребенка, сформировать правильное социальное поведение и личность каждого. При этом работники домов ребенка стремятся как можно раньше определить судьбу малыша, его будущее – решить, куда можно направить ребенка после четырех лет воспитания в данном интернатном учреждении, а самое главное – найти ему семью.
В домах ребенка работает огромная армия врачей, педагогов, воспитателей, средних медицинских работников и так называемый вспомогательный персонал.
Задача настоящей книги – осветить наиболее важные вопросы, стоящие перед сотрудниками домов ребенка, и, конечно, заставить их размышлять, анализировать и читать специальную литературу, которая поможет им найти решение многих медицинских и педагогических проблем.
Авторы руководства будут благодарны читателям за любые советы и конструктивные предложения.
Словарь медицинских терминов
Антенатальный период – период развития организма от момента оплодотворения до начала родов.
Геморрагия – кровотечение, кровоизлияние.
Гестационный возраст (лат. gestatio – ношение, беременность) – возраст плода, определяемый от зачатия до момента рождения.
Гиперкератоз – чрезмерное утолщение рогового слоя эпидермиса.
Депривация – лишение или ограничение удовлетворения каких-либо потребностей организма.
Дерматит – воспаление кожи.
Дизонтогенез – нарушение раннего онтогенеза на различных его стадиях.
Дизонтогенетические факторы – факторы риска, связанные с нарушениями в раннем онтогенезе ребенка (дизонтогенезом).
Донозологические отклонения – отклонения, предшествующие развитию болезни (нозологических форм).
Интранатальный период – период от начала родов до рождения ребенка.
Койлонихия – изменение ногтей, при котором ногтевые пластинки становятся вогнутыми.
Конъюнктива – наружная оболочка глаза, состоящая из эпителиального слоя и соединительно-тканной основы.
Латентный период – интервал времени от начала действия какого-либо раздражителя на биологический объект до появления ответной реакции.
Манифестация болезни – развитие выраженных клинических проявлений болезни после ее бессимптомного или стертого течения.
Мацерация – размягчение и разрыхление тканей вследствие длительного воздействия жидкости.
Метаболическая терапия – лечение препаратами, влияющими на обмен веществ.
Неонатальный период – период новорожденности, период жизни ребенка от момента рождения по 28-й день включительно.
Нистагм – непроизвольные ритмичные движения глазных яблок.
Нозологическая форма – определенная болезнь, выделенная на основе установленных этиологии и патогенеза и/или характерной клинико-морфологической картины; единица номенклатуры и классификации болезней.
Нозология – учение о болезнях и их классификации.
Онтогенез (греч. ontos – сущее, существо + генез) – совокупность последовательных, морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.
Парестезия – спонтанно возникающее неприятное ощущение онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и т. п.
Полиморфизм – различные формы, резко отличающиеся друг от друга.
Полиорганные нарушения – нарушения в работе сразу нескольких органов.
Постнатальный период – период, охватывающий весь период после рождения ребенка.
Резистентность – устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов.
Сублингвальное введение препарата – препарат вводится подъязычно.
Трансбукальное введение препарата – помещение препарата за щеку пациента.
Тремор – дрожание.
Раздел I
ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОМЕ РЕБЕНКА
ГЛАВА 1. Основные факторы, влияющие на развитие детей в доме ребенка
1. Физиологическая характеристика процесса развития детей
Ребенок – развивающийся организм с длительным периодом формирования, на протяжении которого ряд характеристик существенно меняется. Это отражается в возрастной периодизации, касающейся, в первую очередь, физического развития, а также процессов мышления и формирования личностных качеств.
Существуют две генетически запрограммированные программы развития – биологическая и социальная, которые реализуются в совокупности, но меняют свое доминантное значение в определенные периоды развития.
Первый этап развития ребенка происходит на протяжении 9 мес. беременности. Это так называемый антенатальный период.
На протяжении антенатального периода выделяются временные отрезки, когда организм ребенка более чувствителен к любым вредным факторам, исходящим, в первую очередь, от матери.
Основными повреждающими факторами в эти так называемые критические периоды развития являются хронические и острые заболевания матери, внутриутробная инфекция, профессиональная вредность, в частности работа с химическими и радиоактивными веществами, длительная работа за компьютером без защитных средств, прием лекарственных препаратов, алкоголизм, наркомания и т. д.
К такому временному отрезку относятся первые пять недель беременности, когда происходят интенсивное деление клеток зародыша и их специализация.
Следующий временной отрезок – это переход от стадии эмбриона в стадию плода, когда идет бурная дифференцировка морфологических структур (особенно 12-16-я недели беременности). На этой стадии может случиться выкидыш, здесь чаще всего формируются уродства, феномен недоношенности (замедление роста и развития). Значительная стигматизация (свыше 7–8 стигм) также указывает на неблагополучие этой стадии антенатального периода.
Наконец, последняя стадия беременности (26–30 недель), когда наиболее интенсивно развивается функциональное обеспечение. Неблагоприятные воздействия способствуют ослаблению и замедлению функционального созревания и ведут к рождению так называемого незрелого ребенка, требующего специального выхаживания в родильном доме.
Роды – сложный процесс, во время которого также могут возникнуть различные осложнения. Это может быть длительный безводный период или долгое прорезывание головки плода – факторы, вызывающие кислородную недостаточность, что может отразиться на функциональном состоянии центральной нервной системы новорожденного. Течение родов зависит и от положения плода. Травмы во время родовой деятельности – чаще всего переломы ключицы, травмы шейного отдела позвоночника, кефалгематомы – также осложняют течение раннего послеродового периода. Головной мозг регулирует всю программу развития и выполняет две основные функции: управление деятельностью всех жизнеобеспечивающих систем (кровообращения, дыхания, пищеварения и т. д.), а также психической деятельностью.
Известно, что нервные клетки как специфическая структура выделяются уже на 2-й неделе беременности и функционально включаются во все процессы роста и развития плода. Они окончательно формируются структурно к моменту рождения в виде головного мозга. Однако мозг растет и совершенствуется и после рождения на протяжении целого ряда лет. Вес мозга новорожденного составляет 350–400 г. Уже через год он утраивается, а у 6-летнего ребенка он близок к весу взрослого человека. Таким образом, наиболее интенсивное развитие мозга происходит в первые пять лет жизни.
Развитие обеспечивается функциональной активностью мозга, которая стимулируется информацией о деятельности жизнеобеспечивающих систем и сигналов, поступающих в мозг из внешней среды через органы чувств (зрение, слух, обоняние и т. д.).
Этот феномен имеет большое значение для работы персонала домов ребенка, поскольку там значительно снижено число этих сигналов.
Существуют выраженные особенности развития уже после рождения, характерные для первых трех лет жизни ребенка.
Во-первых, это очень быстрый темп развития по всем линиям. В течение первого года ребенок вырастает на 25 см и утраивает свой вес. Он начинает понимать речь, активно говорить, к году начинает ходить, у него расширяется сенсорное восприятие. Этот быстрый темп, хотя и замедляется в последующие 2 года жизни, но все же опережает темп развития в более старшем возрасте.
Во-вторых, очень четко проявляется взаимосвязь между показателями физического развития, психики и состояния здоровья.
В-третьих, формируются и закрепляются социальные связи.
Ребенок полностью зависит от взрослого, его психическое и физическое развитие, так же как и здоровье, обеспечивается теми воздействиями, которые он получает от окружающих взрослых. Ребенок, лишенный этих воздействий, не может стать полноценным человеком. Ярким примером этого являются дети-«маугли», которые, выживая среди животных, при возвращении в человеческое общество так и не становятся людьми в полном смысле этого слова, поскольку были упущены сензитивные сроки для развития психических функций. Эти дети не овладели человеческой речью и нормами ситуативного поведения, их основные жизнеобеспечивающие системы не достигли оптимальных значений, и большинство таких детей погибли через несколько лет от самых простых заболеваний.
Следовательно, в постнатальном периоде жизни ребенка для его оптимального развития требуется дополнительное воздействие социальных условий.
Так, созревание костно-мышечной системы непосредственно связано с условиями, обеспечивающими достаточную двигательную активность. Пищеварительная система зависит от качественного и соответствующего возрастным возможностям вскармливания и питания. Как уже говорилось, развитие мозга непосредственно зависит от поступающей к ребенку социальной информации из внешней среды.
Процесс социализации ребенка имеет определенные закономерности.
В первом полугодии жизни биологические потребности ребенка (в пище, тепле, эмоциональных воздействиях) удовлетворяются социальными способами, к которым ребенок привыкает и воспринимает как должное. Так, если ребенок находится на искусственном вскармливании, он через некоторое время не будет брать грудь, даже будучи голодным, так как кормится обычно из бутылочки. К сожалению, в домах ребенка или в очень неблагополучных семьях дети, лишенные эмоционального тепла и ласки, становятся вялыми, апатичными, у них исчезают стимулы морфофункционального созревания мозга – потребность в эмоциональном общении.
Второе полугодие жизни имеет свои характерные показатели социализации. Социальные воздействия постепенно усложняются, и ребенок привыкает к тому, как его кормят – на руках, в кроватке или за столом, из соски или ложки; к вкусовым качествам пищи. Становятся привычными воздействия при укладывании для сна – на руках, в кроватке, в коляске, с укачиванием или без него, в темной комнате или со светом и т. д.
Постоянно повторяющиеся способы воздействия на ребенка создают ему психологический комфорт, очень важный для его развития. Частые и резкие перемены в этих воздействиях нежелательны, так как являются для ребенка фактором, нарушающим его эмоциональное состояние.
«Удовлетворенность» жизнью ребенка на первом году жизни выражается так же и в такой социальной сфере, как человеческие взаимоотношения: он охотно, с положительными эмоциями общается с привычными для него близкими взрослыми и более старшими детьми. Расширяется сфера двигательной деятельности: ребенок ползает, затем начинает ходить, манипулирует с различными предметами, приобретает новые социальные навыки (пьет из чашки, держит ложку, садится на горшок и т. п.).
Процесс социализации на первом году жизни завершается тем, что ребенок как бы овладевает социальной средой, которая является источником его благополучного существования и создает оптимальные предпосылки для дальнейшего физического и психического развития, а также формирования здоровья.
Второй год жизни ребенка – это второй этап его социализации. В этот период жизни ребенок, будучи хорошо знакомым со всеми близкими ему людьми, все же наиболее зависим от какого-либо постоянно находящегося с ним взрослого. Именно этот человек лучше других понимает желания ребенка, который еще не может выразить их речью. Этот взрослый удовлетворяет все потребности ребенка наиболее привычными способами, он обеспечивает передвижение ребенка, который в первом полугодии второго года еще не ходит, он также играет с ребенком, обогащая его познавательную сферу.
Таким образом, с возрастом происходят определенные трансформации в тесных системных взаимоотношениях: в антенатальном периоде это система «мать – плод», на первом году жизни «мать – ребенок», на втором году «ребенок – постоянный взрослый». Этот постоянный взрослый стимулирует психическое и физическое развитие определенными педагогическими приемами. Он расширяет сферу взаимоотношений с ребенком: знакомит его с другими взрослыми, поощряя расширение этих взаимоотношений и как бы выводя ребенка во втором полугодии второго года в более сложную социальную жизнь, тем самым готовя почву и для общения со сверстниками.
Физическое развитие ребенка на втором году жизни, кроме прибавки в весе и длине тела, в первую очередь, выражается в совершенствовании качества движений. Приобретаются навыки равновесия, переступания через препятствия, ходьбы по лестнице. Совершенствуются функции кисти и пальцев: захватывание мелких предметов, проведение линий на бумаге, строительство из кубиков и т. п.
Развитие интеллекта стимулируется воздействием взрослых: чтение книжек с картинками, игры, различения цветов, более детальное определение величины и формы предметов, их назначение в окружающей жизни.
Личностные качества детей этого возраста имеют четко выраженные индивидуальные признаки, однако общим является подвижность ребенка, любознательность. Внимание и усидчивость очень кратковременны, легкая смена настроения создает определенные трудности для взрослого при общении с детьми этого возраста.
Третий год жизни ребенка характерен, в первую очередь, быстрым и бурным развитием психической сферы. Ребенок начинает понимать себя как личность, он стремится все «делать сам», не имея для этого соответствующих навыков и умений. Появляется так называемое упрямство, иногда агрессивность в случае несоответствия требований взрослого и желаний ребенка. Особенно болезненно реагирует ребенок на частые запрещения, сохраняются трудности сосредоточения, концентрации внимания и способности длительно заниматься каким-либо делом.
Описанные особенности развития характеризуют ребенка, воспитывающегося в нормальных семейных условиях. Они составляют фундамент формирования как психического, так и соматического здоровья в будущем.
Однако в доме ребенка не всегда удается обеспечить необходимые условия для оптимального развития. Можно выделить как объективные, так и субъективные факторы, мешающие реализации этих условий.
К объективным факторам следует отнести, в первую очередь, состояние здоровья ребенка еще до его поступления в учреждение. В большинстве случаев это дети, рожденные в социально неблагополучных условиях, от матерей с различной соматической и психологической патологией. Они рождаются недоношенными, с внутриутробной гипоксией и долго «созревают».
Объективны также и те недостатки, которые заложены в самой структуре и формах работы дома ребенка. Это стереотипы обстановки в группах, большое количество различных взрослых, обслуживающих ребенка, и сверстников и т. д.
Субъективные факторы – это отношение персонала к своей работе, знания, целенаправленно примененные к воспитанию ребенка в данных условиях, любовь к детям.
Сценарий развития детей в домах ребенка зависит от состояния здоровья малыша и условий его жизни – в первую очередь питания, двигательной активности, эмоционального общения с окружающими и конкретных педагогических воздействий. В семейных условиях ребенок получает самую разнообразную информацию в обычной жизни. Он может достаточно двигаться, постигая окружающую среду; с ним общаются родные, с которыми у него формируются близкие отношения. Взрослый направляет его в игре, стимулирует его речь. Таким образом, в первые 3 года жизни он получает достаточно впечатлений и воздействий для полноценного развития, формируется как личность. В дошкольном возрасте он получает дополнительные педагогические воздействия – в детском саду, подготовительных группах или при индивидуальном обучении.
Дети, растущие в условиях интернатного воспитания, лишены почти всего, что спонтанно стимулирует развитие. Отставание в развитии начинается с первых месяцев жизни такого ребенка, происходит задержка созревания структур мозга. При недостатке поступающей информации определенные структуры мозга не развиваются, вследствие чего ребенок не достигает возрастных показателей развития. Чем дольше идет этот негативный процесс, тем быстрее он становится необратимым, и в конечном итоге может привести к формированию различных отклонений в поведении, низкой способности к обучению, деформации нормальных социальных контактов и др. По статистике 70 % детей, воспитанных в интернатах, пополняют группу людей асоциального поведения.
Воспитание ребенка играет большую роль в обеспечивании его морфофункционального развития и формирования здоровья. В этом процессе наиболее существенны следующие моменты:
1. Положительное эмоциональное и речевое общение со взрослыми, в первую очередь с близкими людьми, а затем со всеми, кто принимает участие в воспитательном процессе.
2. Обеспечение ребенку возможности осуществить свои двигательные потребности, начиная с первых месяцев жизни. Для этого надо знать основные возрастные особенности формирования двигательной сферы.
3. Обязательное включение активной деятельности ребенка при обучении навыкам и умениям, расширении его познавательной деятельности.
Все воздействия на ребенка только тогда дают положительный результат, когда ребенок здоров, сыт, не хочет спать, не испытывает каких-либо неудобств.
Многое из того, что спонтанно достигается при нормальном семейном воспитании, в условиях дома ребенка обеспечить достаточно сложно. Однако очень многое можно сделать, имея соответствующие знания и желание обеспечить ребенку возможность полноценного развития.
Содержание
Количество страниц,
Год издания,
Тираж,
Переплет,
Авторы,
От автора,
Издательство,
Формат
Количество страниц
320
Год издания
1987
Тираж
15000
Переплет
Твердый переплет
Авторы
Р. Ямпольская, Лидия Дружинина, Э. Фрухт, Галина Юрко, Калерия Ладодо
От автора
В руководстве представлены санитарно-гигиенические требования к устройству содержанию и организации работы домов ребенка, изложены вопросы организации вскармливания и питания детей, основы педагогической работы с детьми раннего возраста, воспитывающимися в учреждении интернатного типа. Большое внимание уделено вопросам социальной адаптации детей, современным методам медико-педагогического контроля за состоянием здоровья детей, вопросам профилактики наиболее распространенных болезней и организации оздоровительной и воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и состоянии здоровья, приведены сведения по социально-правовой работе в домах ребенка. Руководство рассчитано на педиатров, средних медицинских работников и воспитателей домов ребенка.
Издательство
Медицина
Формат
60×90/16 (145х217 мм)
Книжные памятники Свет
Обратная связь
Добавить в
закладки
Версия для слабовидящих
Войти
НЭБ
-
Коллекции и спецпроекты
-
Новости
-
Электронные читальные залы
-
Информация для библиотек
-
Вопросы и ответы
-
Обратная связь
Наши продукты
Книжные памятники
Свет
Мы в соцсетях
Версия для слепых
Руководство для врачей домов ребенка
Скачать
marc21-запись
Руководство для врачей домов ребенка
Скачать marc21 -запись
Электронная копия документа недоступна
1987
Год издания
Москва
Место издания
О произведении
Издательство
Медицина
Ответственность
[Р. В. Тонкова-Ямпольская и др.]; Под ред. Л. В. Дружининой
Язык
Русский
Еще
Библиотека
Российская государственная библиотека (РГБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как
авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то
зарегистрируйтесь.