Руководство по бюджету это

What is a Budget Manual?

A budget manual is a set of rules and instructions used by large organizations to prepare their budgets and related reports. As organizations become larger and more complex, it is no longer possible for just one person to prepare a budget.

Instead, budgeting across the enterprise must be carefully coordinated among various actors. Financial analysts work closely with each group to collect budget information on a pre-set schedule and then send data up through higher rings of financial controllers until it can be aggregated by the chief financial officer’s (CFO’s) office.

Key Takeaways

  • A budget manual is a set of standardized routines and instructions that large organizations follow in budgeting and reporting.
  • Large and complex organizations rely on such a manual to coordinate budgeting activities across several actors.
  • Budget manuals are developed and updated through a budget committee that oversees standards and practices within the organization’s financial units.

The Basics of a Budget Manual

Budgeting within large organizations is an extremely complex task. Financial analysts must make assumptions about what the future will look like based on past data. This means that even the best budgeting process is subject to considerable inaccuracies. Then, as the year progresses, each group is held to a predefined budget, which may become inadequate due to changing conditions.

On the other hand, some groups will find that they have more money than they require, and may choose to surreptitiously use up the «extra» budget with unnecessary expenditures in order to avoid budget cuts.

The budget manual is usually developed and revised by a budget committee. A budget committee is a group that creates and oversees the standards for, practices to implement, and maintenance of an organization’s fiscal responsibility.

Budget committees play key roles in the success or demise of a company or other corporate entity. The budget committee has a unique perspective in that they are privy to all of the financial comings and goings of an organization. They see the whole picture, whereas people in individual departments only see their segment of the company.

Committees try to keep their organizational budgets on track, which then ensures smooth operation and financial solvency. Organizations that cannot soon encounter financial problems. Financial problems often have a negative effect on the valuation of a company.

Example of a Budget Manual

For example, the quality assurance department of the hypothetical XYZ company is allowed a budget of $500,000 per year. This money can be spent on salaries, additional training, equipment and other things the quality assurance department needs. Cindy, a longtime veteran of the quality assurance department, has left the company. The quality assurance department can cover the workload and keep running just fine without her, but to ensure they do not lose part of their budget for maintaining their headcount, they need to hire another person and spend the remaining money that would have gone to Cindy’s salary on training for the new person.

#статьи


  • 0

Как управлять бюджетом проекта: пошаговое руководство

Рассказываем, зачем нужен бюджет проекта, как его создать и контролировать.

Кадр: фильм «Похищение Фредди Хайнекена»

Анна Игнатьева

Обозреватель Skillbox Media по маркетингу и IT. С 2015 года работает с SEO, таргетированной и контекстной рекламой. Писала для Skypro, Yagla и Admitad.

Соблюсти план проекта, завершить его в срок и уложиться в бюджет — ключевые задачи проектного менеджмента. Но по данным исследования консалтинговой компании Wellingtone, только 34% организаций всегда соблюдают бюджет.

Мы перевели пошаговое руководство по управлению бюджетом проекта от Monday.com — разработчика сервиса для совместной работы над проектами.

Если вы с трудом удерживаете расходы по проекту в рамках бюджета, то это руководство для вас. В нём мы пошагово разберём, как составить эффективный бюджет проекта, и дадим практические советы.

  • Что такое бюджет проекта
  • Что включает в себя бюджет проекта
  • Почему бюджет важен
  • 7 шагов по созданию бюджета проекта и управлению им
  • Коротко об управлении бюджетом проекта
  • Как узнать больше о проектном менеджменте

Бюджет проекта — это общая стоимость задач, мероприятий и расходных материалов, нужных для выполнения проекта. Заинтересованные стороны и участники проекта договариваются ориентироваться при работе на это значение.

Также бюджет проекта — документ, в котором указано, на какие задачи пойдут выделенные деньги. Благодаря этому плану менеджеры и заинтересованные стороны могут отслеживать и контролировать расходы на проект.

Бюджет должен быть составлен до начала работы над проектом. После запуска бюджет увеличить не получится, если не изменятся требования к проекту.

В бюджете проекта отражены группы необходимых расходов. Чтобы получить их, сначала все расходы делят на крупные категории (как на диаграмме ниже). Но этого уровня детализации недостаточно, поэтому дальше каждую из них разбивают на подкатегории.

Круговая диаграмма с разделением бюджета на несколько категорий
Данные: Monday.com. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

В проектах обычно есть следующие статьи расходов:

  • расходы на оплату труда — зарплаты, пособия и налоги;
  • расходы на оборудование, программное обеспечение и другие материалы для проекта;
  • расходы на транспорт и логистику;
  • расходы на исследования и консультации экспертов, аналитиков, юристов;
  • расходы на обучение — курсы, конференции, тренинги по навыкам или инструментам.

В разных проектах расходы распределяются по категориям неодинаково. Расходы на материалы в бюджете строительного проекта будут выше, чем в проекте слияния или поглощения компаний. В проекте по внедрению технологии на обучение сотрудников выделят больше денег, чем на зарплаты инженеров.

Бюджет проекта может быть объёмным документом со сложной структурой. Но благодаря высокому уровню детализации можно создать точный бюджет, которому удобно следовать.

Бюджет проекта обеспечивает прозрачность коммуникации между командой проекта и заинтересованными в нём сторонами.

При реализации проекта бюджет позволит отслеживать, как фактические затраты соотносятся с планом, и доносить эту информацию до заинтересованных сторон. А если требования к проекту меняются, в бюджете отражают соответствующие затраты.

Также бюджет проекта важно вести, потому что:

  • Бюджет показывает прогресс проекта. По мере работы над проектом в бюджете отражают, какие задачи уже выполнены и сколько на них потрачено.
  • Бюджет помогает получить финансирование. Все заинтересованные в проекте люди могут увидеть в бюджете, как будут использованы вложенные деньги.
  • Бюджет помогает команде сосредоточиться на работе над проектом, так как расходы уже спланированы.
  • В бюджете есть данные о том, сколько реально стоили уже завершённые части проекта. Это позволяет точнее спланировать будущие расходы.

24% руководителей проектов считают, что нереалистично составленный бюджет приводит к проблемам — например, к повышению расходов. Чтобы успешно управлять финансами проекта, лучше не торопиться и составить точный бюджет.

Существует несколько методов создания бюджета. В статье используются рекомендации по составлению бюджета проекта из PMBok.

Шаг 1. Обдумайте этапы, задачи и объём необходимых для проекта ресурсов. Прежде чем планировать затраты, нужно точно знать, что именно потребуется сделать в рамках проекта.

Посмотрите на план проекта и определите, какие в нём будут этапы и задачи, какие действия нужно выполнить. Можно пообщаться с командой проекта и с заинтересованными сторонами, чтобы убедиться, что у всех одинаковые планы.

Собирайте всю информацию в сервисах для совместной работы — например, в Notion или Monday Workdocs. В них можно систематизировать мнения участников и сформировать представление о целях проекта.

Структура общего документа о проекте в Monday Workdocs
Изображение: Monday.com

На первом этапе планирования бюджета не нужно оценивать реальные затраты. Просто составьте список всего, что потребует расходов.

Когда вы сформируете список, вы поймёте, на какие ещё вопросы вам нужно ответить. Может потребоваться, например, информация, какие ресурсы вам доступны и определён ли окончательный объём работ по проекту.

Чтобы составить точный бюджет, можно обращаться и к другим проектным документам — например, к реестру рисков и календарю ресурсов.

Шаг 2. Оцените бюджет проекта. Когда у вас будет список потенциальных затрат, приступайте к оценке стоимости всего проекта. Бюджет можно оценить двумя способами: «сверху вниз» или «снизу вверх».

При оценке «сверху вниз» устанавливают общий бюджет, а потом эту сумму распределяют на отдельные задачи и операции. При оценке «снизу вверх» сначала оценивают затраты на каждую задачу проекта, а потом складывают их.

Определите методику оценки. Можно рассчитывать стоимость всех составляющих проекта одним способом, а можно выбирать методы, отталкиваясь от типа задач.

Вот три распространённые методики оценки:

  • Оценка по аналогии. В этом методе стоимость задачи определяют, опираясь на данные похожего проекта. Можно взять бюджет предыдущего проекта и скорректировать его под новые данные. Этот метод лучше всего подходит, если вы регулярно выполняете типовые проекты — например, устанавливаете или покупаете оборудование.
  • Параметрическая оценка. В этом методе тоже используют данные предыдущих или аналогичных проектов. Но вместо сопоставления затрат на задачи одного типа здесь используют статистические методы и алгоритмы для расчёта значений переменных. Смета в этом случае основана на данных и более точна.
  • Взвешенная трёхточечная оценка. По этому методу сначала определяется стоимость задачи в самом оптимистичном, самом пессимистичном и наиболее вероятном варианте, а потом рассчитывается средневзвешенное значение.

Какой бы метод вы ни выбрали, используйте самые новые данные из доступных. Учитывайте и другие факторы — например, ситуацию на рынке или потенциальные изменения в бизнесе.

Шаг 3. Утвердите бюджет проекта. Когда вы составите бюджет, вам нужно согласовать его с ключевыми участниками проекта.

Возможно, потребуется получить официальное одобрение от вашего руководства, но не менее важно согласовать бюджет с заинтересованными в проекте сторонами и финансовым отделом.

Фото: Gumbariya / Shutterstock

От них вы получите обратную связь по разным составляющим бюджета и сможете усовершенствовать его.

Шаг 4. Создайте трекер для отслеживания бюджета. В трекере этапы работы над проектом разбивают на задачи — и наблюдают, какие затраты на задачу были запланированы и сколько она стоила фактически. Это позволяет оценивать бюджет в режиме реального времени.

примечание

Для отслеживания бюджета проекта можно использовать «1C», «Битрикс24», Excel.

Если над проектом работает большая команда, для точности можно ограничить доступ к просмотру и изменению данных трекера: дать его только утверждённым участникам.

Шаг 5. Контролируйте бюджет проекта. Следите, как реальные затраты соотносятся с запланированными. Так вы сможете предвидеть, например, что объём работ придётся увеличить или что на проект может потребоваться больше денег. Если следить за бюджетом регулярно, у вас будет достаточно времени, чтобы скорректировать детали проекта и уложиться в план.

Шаг 6. Разработайте порядок изменения бюджета. Когда бюджет проекта утверждён, ваша цель как менеджера проекта — как можно точнее ему следовать. В большинстве случаев внести изменения в бюджет можно будет, только если объём или график проекта изменится по требованию бизнеса.

Но если изменения в объёме или сроках всё же возникнут, при перерасчёте бюджета нужно будет учесть все составляющие проекта, которых эти изменения коснутся.

Нужно также установить для команды порядок внесения изменений в бюджет. Например, создать форму запроса на изменения и настроить уведомления о новых сообщениях в ней для всех заинтересованных.

Шаг 7. После завершения проекта проанализируйте отчёт по бюджету проекта и сохраните его в архиве. При анализе оцените, что было сделано хорошо, а что не очень. Убедитесь, что фактические расходы точно отражены в отчёте, — это пригодится при составлении бюджета для будущих проектов.

Проведите анализ, даже если вы постоянно следили за изменениями бюджета в ходе работы. Только в 48% организаций анализируют бюджет после завершения проекта, а значит, в большинстве из них упускают важную для будущих проектов информацию.

  • Бюджет проекта — это общая стоимость всех задач, покупок и мероприятий, связанных с проектом. Также это документ, который определяет, как общая сумма распределяется между отдельными задачами.
  • В бюджете проекта расходы детализируются. Есть категории расходов на зарплаты, расходов на обучение, материалы, транспорт, исследования и консультации. В разных проектах деньги в бюджете распределяются между категориями по-разному.
  • Бюджет нужен, чтобы получить финансирование: этого легче добиться, если все заинтересованные в проекте лица видят, на что будут потрачены деньги. Также бюджет отражает прогресс проекта и то, насколько эффективно расходуются деньги.
  • Чтобы оценить бюджет проекта и управлять им, сначала нужно понять, на какие задачи и расходные материалы вы будете тратить деньги.
  • Когда вы определитесь с задачами, посчитайте, сколько денег уйдёт на выполнение каждой. Для этого можно использовать разные методы: оценку по аналогии, параметрическую оценку, средневзвешенную трёхточечную оценку.
  • На протяжении всего проекта нужно отслеживать, как тратятся деньги. Если реальные расходы начнут превышать плановые, у вас будет время заметить и исправить это.
  • После завершения проекта нужно проанализировать отчёт по бюджету. Полученные данные пригодятся при расчётах для будущих проектов.
  • Перед запуском проекта важно не только составить бюджет. Нужно понимать, какие в проекте есть риски, чтобы заранее продумать, как справиться с возможными проблемами. Почитайте об управлении рисками в переводе лекции от Google.
  • Также рекомендуем изучить гайд по управлению коммуникациями в проекте. Он поможет уложиться в бюджет и сдать проект вовремя.
  • Не знаете, как организовать работу над проектом? Изучите методологии Kanban и Scrum.
  • Если вы только собираетесь стать менеджером проектом и не уверены в своих знаниях, приходите на короткий курс Skillbox по управлению проектами. Вы научитесь планировать экономику проекта, формировать команду, запускать пилотные проекты и составлять стратегию развития проекта.
  • Если вы планируете стать менеджером проектов, вам может пригодиться курс по менеджменту проектов. На курсе вы с нуля научитесь управлять проектом и его бюджетом, общаться с заказчиками, руководить командой и презентовать проекты.

Фото: Gumbariya / Shutterstock

Как зарабатывать больше с помощью нейросетей?
Бесплатный вебинар: 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и увеличьте доход.

Узнать больше

Финконт

«Электронный бюджет» помогает повысить качество менеджмента госорганов посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий и создания единого информационного пространства в среде управления государственными, муниципальными, общественными финансами. Программа используется в управлении общественными финансами. Она разработана для увеличения открытости и прозрачности основной деятельности государственных органов. Далее расскажем о возможностях сервиса, уточним как работать в «Электронном бюджете», дадим пошаговую инструкцию.

Из чего состоит система «Электронного бюджета»

В систему «Электронного бюджета» входят более мелкие подсистемы, обеспечивающие планирование и учёт различных бюджетных операций:

  • управление расходами и доходами;
  • регулирование закупочной деятельности;
  • оплата труда;
  • учёт и отчётность;
  • управление денежными потоками;
  • планирование и формирование бюджета;
  • управление государственным долгом;
  • операции с финансовых и нефинансовых активов;
  • обеспечение информационными ресурсами;
  • ведение нормативной справочной информации;
  • деятельность в сфере национальных проектов;
  • операции финансового контроля.

Доступ к сервису «Электронный бюджет» предоставляется на портале www.budget.gov.ru. Для этого нужно войти в систему, используя логин, пароль и сертификат ЭЦП.

Какие возможности предоставляет сервис

Большинство функций портала находятся в разделе «Данные и сервисы». Сервис предоставляет следующие возможности:

  • конструктор данных: доходы, расходы, финансовый менеджмент, государственные долги и т.д.;
  • калькуляторы: расчёт налога на доходы физических лиц, налоговые вычеты, пособия по беременности и родам, расходы на энергосбережение, семейные расходы;
  • федеральные, региональные и местные опросы;
  • открытые данные о бюджетном процессе в РФ для последующего использования и обработки всеми желающими.

В системе можно управлять доходами и расходами, вести бюджетное планирование, осуществлять финансовый контроль и работать с закупками. Далее расскажем, как работать в «Электронном бюджете».

Пошаговая инструкция

  1. Опубликуйте приказ о назначении ответственных сотрудников, которые будут выполнять действия в системе и публиковать различные материалы. Каждый назначенный сотрудник должен получить собственный сертификат и ключ электронной цифровой подписи.
  2. Подготовьте рабочее место и установите программы и драйверы. ПО: драйвер используемого носителя ключевой информации сертификата пользователя, средство создания защищённого TLS-соединения «Континент TLS Клиент», средство электронной подписи «Jinn-Client» и «eXtended Container».
  3. Направьте заявку на подключение по специализированной унифицированной форме. Она обязательно должна содержать приказ о назначении допущенных к работе в системе сотрудников, файлы с сертификатами цифровых подписей, согласия работников на обработку персональной информации, доверенность одобренной Минфином формы (письмо Минфина № 21-03-04/35490).
  4. После того, как территориальный орган Федерального казначейства проверит пакет документов, установите на компьютере средство криптографической защиты и зарегистрируйте новых пользователей.
  5. Установите новые сертификаты электронных цифровых подписей (ЭЦП) и введите данные ответственных сотрудников в систему, затем распределите роли каждого исполнителя.
  6. Установите корневой сертификат Минфина, по которому вы сможете осуществлять вход в систему (сайт www.roskazna.gov.ru — ГИС — Удостоверяющий центр — корневые сертификаты).

Для работы в «Электронном бюджете» потребуется квалифицированная электронная подпись. Получить её можно в одном из аккредитованных удостоверяющих центров. Их перечень полный представлен в соответствующем разделе на портале Минцифры РФ.

Смотрите также:

  • Требования к формированию лотов при закупках медизделий вступили в силу с 1 июля
  • Новое в обучении пожбезопасности и сроках сдачи 6-НДФЛ: смотрите подборку изменений за неделю
  • Как заполнять трудовую книжку с 1 сентября 2021 года: новые правила

Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные мероприятия и получите подарок на почту!

Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.

ФИНАНСОВОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Финансовое бюджетирование представляет собой планирование доходов и расходов компании. За счет четкого планирования расходов можно спрогнозировать доходную часть деятельности, в том числе прибыль организации.

Основные ошибки при формировании финансовых бюджетов связаны с формальным отношением ответственных лиц к составлению тех или иных планов. В связи с этим ставятся задачи не только четкого планирования, но и контроля исполнения бюджетов, оценки результатов деятельности компании.

Принято считать, что наиболее высокий показатель исполнения бюджетов — 80–85 % и выше. В таком случае говорят о высоком качестве текущего планирования при сопоставлении плановых и фактических показателей по итогам деятельности в конце анализируемого периода. В качестве анализируемого периода чаще всего выступает календарный год, однако иногда наиболее эффективно анализировать деятельность компании в разрезе более коротких сроков (месяца, квартала).

В процессе финансового бюджетирования задействованы многие структурные подразделения компании. При этом консолидация данных может быть сосредоточена в одном подразделении, например, отделе (департаменте) бюджетирования. Суть такой структуры в том, чтобы собрать данные от разных подразделений в части планируемых расходных операций и свести общую картину силами одного подразделения. На основе имеющейся информации идет формирование итоговых бюджетов — бюджета доходов и расходов (БДР), бюджета движения денежных средств (БДДС).

Система финансового бюджетирования — это комплекс вспомогательных бюджетов, необходимых для формирования плана поступлений, расходований и прибыли компании.

На основании сформированных планов часто внедряют мотивационную составляющую, что обеспечивает менее формальное отношение к вопросу создания бюджетов со стороны работников компании. В ряде компаний от исполнения бюджетов зависит премия сотрудников, поэтому они более ответственно устанавливают плановые значения, стремятся к их достижению. Кроме того, повышаются координация и взаимодействие между смежными структурными подразделениями при достижении единой цели.

Сегодня финансовое бюджетирование признано основой для эффективного управления бизнесом. Это обусловлено необходимостью четкого планирования, координации и контроля.

Представим схематично основные этапы разработки системы бюджетирования:

  • изучают структуру компании;
  • анализируют и разрабатывают систему управленческого учета компании;
  • изучают бизнес-процессы;
  • анализируют рынки сбыта, конкурентную среду, реальные преимущества и недостатки компании и т. д.;
  • оценивают трудовые ресурсы и кадровый потенциал;
  • анализируют производственные возможности;
  • разрабатывают систему планов;
  • определяют лиц, ответственных за формирование планов;
  • определяют структуру передачи данных (каждый работник должен знать, за какой раздел бюджета отвечает, в какие сроки и в какой форме должен передать данные на следующую ступень бюджетирования);
  • устанавливают сроки формирования бюджетов и отчетов об их исполнении;
  • вносят изменения в учетную политику с учетом внедрения системы бюджетирования;
  • разрабатывают и внедряют бюджетный регламент или положение о системе бюджетирования;
  • разрабатывают систему контроля (периодичность контроля, мотивация за счет исполнения бюджетов, механизм оценки деятельности компании, механизм внесения изменений в планы в соответствии с полученными фактическими данными).

Многие компании не считают нужным внедрять бюджетный регламент, однако такая позиция не совсем верная. Практика показывает, что использование этого нормативного акта обеспечивает слаженную работу системы бюджетирования. Утверждая документ, который будет описывать полный процесс бюджетирования на предприятии, можно значительно облегчить дальнейшее функционирование системы.

Бюджетный регламент должен включать:

  • сроки начала и окончания планирования;
  • сроки сведения фактических данных;
  • полную схему участников бюджетного процесса с системой взаимодействия между ее звеньями;
  • формы всех бюджетных документов с описанием методологии их формирования и оформления;
  • мотивацию персонала и т. д.

Существует два основных принципа формирования бюджетов (особенно в части вспомогательных бюджетов):

  • принцип «снизу вверх» — предполагает формирование бюджетов «внизу» разными структурными подразделениями компании и дальнейшую их передачу «наверх» для создания сводного плана;
  • принцип «сверху вниз» — предполагает формирование сводного бюджета «наверху» исходя из целевых показателей, установленных руководством компании (управляющей компанией, советом директоров и др.), и дальнейший спуск установленных планов для подчиненных подразделений.

Бюджеты формируют в порядке, который предполагает создание отдельных вспомогательных бюджетов, способствующих составлению основных:

  • бюджета продаж;
  • бюджета производства;
  • бюджета производственных запасов;
  • бюджета прямых расходов на материалы;
  • бюджета прямых расходов на оплату труда;
  • бюджета производственной себестоимости реализованной продукции;
  • бюджета накладных расходов (общепроизводственных, общехозяйственных, коммерческих, административных и др.);
  • бюджета движения денежных средств;
  • бюджета доходов и расходов;
  • бюджетного баланса;
  • инвестиционного бюджета.

К числу основных бюджетов в системе финансового бюджетирования принято относить БДДС, БДР, бюджетный баланс и инвестиционный бюджет. Их формирование возможно только при помощи операционных (вспомогательных) бюджетов, поэтому первостепенная задача в рамках внедрения системы финансового бюджетирования заключается в разработке комплекса взаимосвязанных форм бюджетов.

БЮДЖЕТ ПРОДАЖ

Бюджет продаж относится к вспомогательным бюджетам. Он предназначен для отражения информации о запланированном объеме сбыта, цене реализации единицы продукции и планируемом доходе от продажи каждого вида продукции. Зачастую в бюджет дополнительно включают раздел «График поступления денежных средств» с информацией о планируемых сроках получения денежных средств от реализации.

График поступления денежных средств необходим, если компания может реализовать товар и получить за него выручку в разные отчетные периоды, что не редкость при использовании системы оплаты «авансовый платеж – окончательный расчет».

Обычно планирование осуществляют для календарного года с дальнейшей детализацией по кварталам, месяцам и другим отчетным периодам. В планирование бюджета продаж могут быть вовлечены многие структурные подразделения компании: коммерческий отдел, договорной отдел, отдел сбыта, отдел маркетинга, отдел продаж, экономический отдел, отдел бюджетирования и др.

Порядок формирования бюджета продаж и контроля за его исполнением

Этап 1. Разрабатывают регламент бюджетирования, в котором должны быть определены ответственные структурные подразделения, сроки предоставления информации, сроки формирования бюджета продаж, формы и рекомендации по его заполнению и др.

Этап 2. Собирают данные о состоянии рынка сбыта, его конъюнктуры; анализируют конкурентов (включая потенциальных), их ценовую политику, преимущества и недостатки; оценивают собственную конкурентоспособность и финансовые возможности потенциальных покупателей.

Этап 3. Собирают данные о заключенных и планируемых к заключению договорах на поставку выпускаемой продукции (оказание услуг, выполнение работ).

Этап 4. Собирают данные о фактических объемах реализации предшествующих периодов.

Этап 5. Формируют бюджет продаж на календарный год с детализацией.

Этап 6. Собирают информацию об имеющихся условиях оплаты (или планируемых условиях оплаты в случае еще не заключенных договоров) за товары, услуги или работы.

Этап 7. Формируют График поступления денежных средств как составную часть бюджета продаж.

Этап 8. Ежемесячно (еженедельно, ежеквартально, ежедневно) контролируют исполнение бюджета в части объемов реализации (в натуральном и стоимостном выражении), исполнения покупателями/заказчиками условий заключенных договоров.

Этап 9. Составляют отчет об исполнении бюджета продаж, чтобы выявить отклонения плановых показателей от фактических (как правило, отчеты исполнения бюджетов формируют на ежемесячной основе).

Этап 10. Корректируют бюджет продаж на основании отчета об исполнении бюджета (в случае значительных отклонений фактических показателей от плановых).

Замечания

  1. Бюджет продаж можно назвать первым шагом в системе бюджетирования, так как с этого документа начинается любое планирование.
  2. На основе информации бюджета продаж формируют остальные операционные планы.

Рассмотрим пример оформления бюджета продаж с детализацией по кварталам (табл. 1).

Таблица 1. Бюджет продаж с детализацией по кварталам, тыс. руб.

Показатель

Период

Итого

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Прогноз продаж

Товар № 1

         

Планируемый объем продаж, ед.

120

140

140

160

560

Прогнозируемая цена реализации единицы продукции

10

10

10

12

х

Выручка от реализации

1200

1400

1400

1920

5920

Товар № 2

         

Планируемый объем продаж, ед.

210

250

250

290

1000

Прогнозируемая цена реализации единицы продукции

4000

4000

4000

6000

х

Выручка от реализации

840

1000

1000

1740

4580

Итого выручка

2040

2400

2400

3660

10 500

График поступления денежных средств

Остаток дебиторской задолженности на начало периода

0

0

0

0

х

Первый квартал

2040

     

2040

Второй квартал

 

2400

   

2400

Третий квартал

   

2400

 

2400

Четвертый квартал

     

3660

3660

Остаток дебиторской задолженности на конец периода

0

0

0

0

х

Раздел «Прогноз продаж» содержит данные о прогнозных объемах продаж каждой номенклатуры выпускаемой продукции (в натуральном и стоимостном выражении) с учетом планируемой стоимости реализации единицы продукции.

В разделе «График поступления денежных средств» представлены сведения о планируемых сроках поступления от покупателей или заказчиков денежных средств за отгруженную продукцию. В данном случае поступления планируются в месяце реализации, то есть условия оплаты не предполагают предоплаты.

БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВА И БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

Бюджет производства — один из основных документов в системе финансового бюджетирования. Он определяет производственные возможности компании с учетом ее производственной мощности, планируемого спроса на продукцию, имеющихся запасов готовой продукции на складах.

Учитывая данные факторы, составляют оптимальную производственную программу. С одной стороны, она будет обеспечивать предложением спрос на рынке, с другой — возможна к исполнению с точки зрения имеющихся производственных площадей, оборудования и кадрового потенциала.

В данном случае производственную программу нужно формировать так, чтобы выпускаемая продукция была востребована на рынке. Ведь в случае выпуска «лишнего» объема увеличатся расходы на хранение готовой продукции на складах. Ее нужно будет реализовать в кратчайшие сроки, поскольку производство не останавливается.

С другой стороны, выпускать продукцию, равную запланированному объему продаж, нерационально. Высока вероятность того, что изменится запланированный объем реализации или возникнут сбои в работе производства, в связи с чем любое предприятие формирует определенный страховой запас для обеспечения бесперебойной работы.

Выпуск продукции в объемах, значительно меньших, чем потребность рынка, также нерационален, так как предприятие теряет возможность получить дополнительную выручку.

Учитывая все факторы, влияющие на объем производства, необходимо сформировать производственную программу с учетом сведений о запасах продукции на начало и конец анализируемого периода. Бюджет производства может быть сформирован исключительно с точки зрения планируемых объемов изготовления продукции всех номенклатурных групп. В некоторых компаниях формируют бюджет производственных запасов как самостоятельный операционный план.

Рассмотрим пример оформления бюджета производства (табл. 2).

Таблица 2. Бюджет производства с включением сведений о производственных запасах, ед.

Показатель

Период

Итого

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Товар № 1

         

Запас готовой продукции на начало периода

10

20

25

30

х

Прогноз объема производства

130

145

145

155

575

Прогноз объема продаж

120

140

140

160

560

Запас готовой продукции на конец периода

20

25

30

25

х

Товар № 2

         

Запас готовой продукции на начало периода

0

10

20

40

х

Прогноз объема производства

220

260

270

270

1020

Прогноз объема продаж

210

250

250

290

1000

Запас готовой продукции на конец периода

10

20

40

20

х

Бюджет производства состоит из нескольких разделов и учитывает следующую информацию:

  • фактические остатки готовой продукции на начало анализируемого периода;
  • планируемые объемы производства с учетом производственных возможностей компании и планируемых объемов реализации;
  • планируемые остатки готовой продукции на конец анализируемого периода (рассчитывают следующим образом: запас готовой продукции на начало периода + планируемый объем производства – планируемый объем реализации).

Бюджет формируют также по каждой номенклатурной группе в отдельности.

БЮДЖЕТ ПРЯМЫХ РАСХОДОВ НА МАТЕРИАЛЫ

Под прямыми расходами на материалы понимают расходы на основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты и т. д., необходимые для производства продукции.

Бюджет прямых расходов на материалы формируют исходя из плановых объемов реализации и производства, норм расходования материалов на единицу продукции. В данном случае на начальном этапе формируют нормативы расходования материалов на изготовление единицы продукции каждой номенклатуры, а затем определяют нормативы материальных расходов на весь объем.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Рекомендуем рассчитывать планируемые расходы на материалы не только для прогнозируемого объема реализации, но и для прогнозируемого объема производства, поскольку в рамках производственной деятельности придется расходовать материалы и на производство запасов готовой продукции.

График оплаты материалов стоит формировать исходя из общих объемов производства (не объемов продаж). Однако при формировании бюджета полной или производственной себестоимости реализованной продукции нужно брать сведения о материальных расходах применительно к объемам продаж.

Как формировать бюджет прямых расходов на материалы, показано в табл. 3.

Таблица 3. Бюджет прямых расходов на материалы, тыс. руб.

Показатель

Период

Итого

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Товар № 1

         

Прогноз объема производства, ед.

130

145

145

155

575

Материальные расходы для планируемого объема производства (норматив на единицу продукции — 2500 руб.)

325

362,5

362,5

387,5

1437,5

Прогноз объема продаж, ед.

120

140

140

160

560

Материальные расходы для планируемого объема продаж (норматив на единицу продукции — 2500 руб.)

300

350

350

40

1400

Товар № 2

         

Прогноз объема производства, ед.

220

260

270

270

1020

Материальные расходы для планируемого объема производства (норматив на единицу продукции — 1000 руб.)

220

260

270

270

1020

Прогноз объема продаж, ед.

210

250

250

290

1000

Материальные расходы для планируемого объема продаж (норматив на единицу продукции — 1000 руб.)

210

250

250

290

1000

Материальные расходы также планируют в разрезе номенклатурных групп предприятия в зависимости от запланированных нормативов расходования материальных ресурсов. В рассматриваемом примере для товара № 1 норматив материальных расходов на единицу продукции составляет 2500 руб., для товара № 2 — 1000 руб.

Имея сведения о нормативном значении материальных расходов на производство единицы продукции, формируют план расходов на материалы для каждой номенклатурной группы в отдельности. В данном случае рассчитан план и для объемов реализации, и для объемов производства, что понадобится для построения бюджета закупок материалов и себестоимости готовой продукции.

БЮДЖЕТ ЗАКУПОК МАТЕРИАЛОВ

Бюджет закупок материалов необходим для дальнейшего включения сведений в бюджет движения денежных средств. В данном случае нужно включать сведения о потребности в материалах для изготовления того количества изделий, которое запланировано в соответствии с производственной программой (не бюджетом продаж).

Планируемый объем закупок формируют исходя из:

  • суммы запасов материалов на начало периода;
  • суммы закупок материалов, необходимых для изготовления планируемого объема производства.

В случае необходимости создают страховой запас, чтобы обеспечить бесперебойный производственный процесс.

Бюджет закупок материалов формируют аналогично графику поступления денежных средств от реализации (см. табл. 1), учитывая условия оплаты, предусмотренные договорами поставки. Пример формирования бюджета — в табл. 4.

Таблица 4. Бюджет закупок материалов, тыс. руб.

Показатель

Период

Итого

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Остаток кредиторской задолженности на начало периода

0

0

0

0

х

Первый квартал

545

     

545

Второй квартал

 

622,5

   

622,5

Третий квартал

   

632,5

 

632,5

Четвертый квартал

     

657,5

657,5

Остаток кредиторской задолженности на конец периода

0

0

0

0

х

В рассматриваемом примере представлен вариант, когда условия оплаты не предполагают осуществления авансовых платежей.

БЮДЖЕТ ПРЯМЫХ РАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА

В данном случае принимают к планированию расходы на основную и дополнительную заработную плату основных производственных рабочих (можно включать расходы на выплату соответствующих страховых взносов).

К расходам на оплату труда основных производственных рабочих относят:

  • затраты на оплату труда, начисляемую за выполнение работ (оклад, тарифная ставка);
  • начисления стимулирующего характера (премии, надбавки);
  • компенсации, которые включают начисления за неотработанное время.

При планировании расходов на оплату труда учитывают:

  • количество основных производственных рабочих;
  • планируемые сокращения или набор персонала;
  • форму оплаты труда для основных производственных рабочих (повременная или сдельная);
  • норматив трудоемкости на изготовление единицы продукции или норматив расходов на оплату труда рабочих при изготовлении единицы продукции;
  • объем продаж;
  • объем производства.

Как при планировании бюджета прямых расходов на материалы, здесь также рекомендуем рассчитывать план и для объема производства, и для объема реализации. В первом случае полученная информация понадобится для составления бюджетов движения денежных средств, во втором — для формирования бюджета доходов и расходов и себестоимости реализованной продукции.

В таблице 5 приведен пример формирования бюджета прямых расходов на оплату труда основных производственных рабочих (табл. 5).

Таблица 5. Бюджет прямых расходов на оплату труда основных производственных рабочих, тыс. руб.

Показатель

Период

Итого

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Товар № 1

         

Прогноз объема производства, ед.

130

145

145

155

575

Расходы на оплату труда в расчете на объем производства (норматив на единицу продукции — 3200 руб.)

416

464

464

496

1840

Прогноз объема продаж, ед.

120

140

140

160

560

Расходы на оплату труда в расчете на объем продаж (норматив на единицу продукции — 3200 руб.)

384

448

448

512

1792

Товар № 2

         

Прогноз объема производства, ед.

220

260

270

270

1020

Расходы на оплату труда в расчете на объем производства (норматив на единицу продукции — 2100 руб.)

462

546

567

567

2142

Прогноз объема продаж, ед.

210

250

250

290

1000

Расходы на оплату труда в расчете на объем продаж (норматив на единицу продукции — 2100 руб.)

441

525

525

609

2100

Важный момент: вносить данные по уплате страховых взносов не обязательно. Эту информацию можно включить в дальнейшем в бюджеты себестоимости, бюджеты доходов и расходов и т. д.

БЮДЖЕТ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ

Данный документ предприятия формируют по-разному. Одни выделяют накладные расходы в отдельный самостоятельный бюджет, другие делят их на общепроизводственные и общехозяйственные.

Для простоты учета рассмотрим бюджет, сформированный для всех накладных расходов. В данном случае будем включать в бюджет расходы компании, которые не имеют непосредственного отношения к производственному процессу. К таким расходам относятся:

  • аренда помещений;
  • амортизация;
  • оплата труда сотрудников, не принимающих непосредственного участия в производственном процессе;
  • расходы на охрану труда;
  • затраты на ремонт и обслуживание помещений;
  • командировочные расходы;
  • расходы на обучение;
  • затраты на консультационные услуги;
  • расходы на приобретение канцелярских товаров;
  • расходы на телефонию и Интернет;
  • расходы на почтовые услуги и др.

Накладные расходы не имеют прямого отношения к процессу производства, поэтому в состав себестоимости переносят свою стоимость косвенно. Косвенное перенесение стоимости в состав себестоимости осуществляется пропорционально выбранной базе распределения, которая должна быть закреплена в условиях учетной политики компании. Наиболее распространенной базой распределения выступает оплата труда основных производственных рабочих (ОПР).

Рассмотрим пример формирования бюджета накладных расходов по кварталам (табл. 6).

Таблица 6. Бюджет накладных расходов, тыс. руб.

Показатель

Период

Итого

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Аренда

90

90

90

90

360

Амортизация

3

3

3

3

12

Оплата труда

150

150

150

150

600

Страховые взносы (30 %)

45

45

45

45

180

Расходы на содержание помещений, текущий ремонт и др.

20

20

20

20

80

Прочие расходы

10

10

10

10

40

Итого

318

318

318

318

1272

БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ

В состав производственной себестоимости включают все расходы, за исключением внепроизводственной статьи затрат. К внепроизводственным расходам относят расходы, связанные с реализацией и сбытом продукции:

  • подготовка продукции к транспортировке;
  • тара и упаковка;
  • доставка;
  • рекламные расходы и др.

В состав себестоимости включают прямые и косвенные расходы. Для рассматриваемого примера в качестве прямых расходов выступают:

  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда основных производственных рабочих;
  • страховые взносы.

В качестве косвенных расходов выступают расходы на амортизацию, аренду, оплату труда и страховые взносы (не основных производственных рабочих), затраты на содержание помещений и др.

Пример формирования бюджета производственной себестоимости продукции представлен в табл. 7.

Таблица 7. Бюджет производственной себестоимости реализованной продукции, руб.

№ п/п

Показатель

Период

Источник информации

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

1

Товар № 1

         

1.1

Запасы готовой продукции на начало периода

70 245

150 000

187 500

225 000

I кв. — бухучет II–IV кв. — п. 1.7

1.2

Материальные расходы

325 000

362 500

362 500

387 500

табл. 3

1.3

Расходы на оплату труда ОПР

416 000

464 000

464 000

496 000

табл. 5

1.4

Страховые взносы

124 800

139 200

139 200

148 800

30 % от ФОТ

1.5

Накладные расходы

150 669,70

146 091,09

143 115,42

148 380,06

табл. 6

1.6

Себестоимость произведенной продукции

1 016 469,70

1 111 791,09

1 108 815,42

1 180 680,06

п. 1.2 + п. 1.3 + п. 1.4 + п. 1.5

1.7

Запасы готовой продукции на конец периода

150 000

187 500

225 000

187 500

табл. 2

 

Себестоимость реализованной продукции (товар № 1)

936 714,70

1 074 291,09

1 071 315,42

1 218 180,06

п. 1.1 + п. 1.6 – п. 1.7

2

Товар № 2

         

2.1

Запасы готовой продукции на начало периода

0

37 549

75 098

150 196

I кв. — бухучет

II–IV кв. — п. 1.7

2.2

Материальные расходы

220 000

260 000

270 00

270 000

табл. 3

2.3

Расходы на оплату труда ОПР

462 000

546 000

567 000

567 000

табл. 5

2.4

Страховые взносы

138 600

163 800

170 100

170 100

30 % от ФОТ

2.5

Накладные расходы

167 330,30

171 908,91

174 884,58

169 619,94

табл. 6

2.6

Себестоимость произведенной продукции

987 930,30

1 141 708,91

1 181 984,58

1 176 719,94

п. 1.2 + п. 1.3 + п. 1.4 + п. 1.5

2.7

Запасы готовой продукции на конец периода

37 549

75 098

150 196

75 098

табл. 2

 

Себестоимость реализованной продукции (товар № 2)

950 381,30

1 104 159,91

1 106 886,58

1 251 817,94

п. 1.1 + п. 1.6 – п. 1.7

 

Всего (товар № 1 плюс товар № 2)

1 887 096

2 178 451

2 178 202

2 469 998

8 713 747

Для рассматриваемого примера при формировании бюджета себестоимости реализованной продукции изначально была рассчитана себестоимость всего объема произведенной продукции (на основании данных табл. 3 и 5). Исходя из данной информации, в дальнейшем рассчитали себестоимость продукции, планируемой к реализации.

БЮДЖЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Бюджет доходов и расходов визуально напоминает форму № 2 бухгалтерской отчетности (отчет о финансовых результатах). БДР допустимо разрабатывать под себя. Можно включать в бюджет или исключать из него какие-либо разделы.

Бюджет доходов и расходов формируют исходя из количества продукции, планируемой к реализации, и выручки, которую предприятие планирует получить от продажи этого количества. В этот бюджет попадают только расходы, которые имеют отношение к производству того количества продукции, которое планируется реализовать. Следовательно, расходы, необходимые для производства продукции на склад в качестве запаса, не будут учтены в данном документе.

Пример формирования БДР компании — в табл. 8.

Таблица 8. Бюджет доходов и расходов компании, руб.

Показатель

Период

Итого

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Товар № 1

         

Выручка от реализации

1 200 000

1 400 000

1 400 000

1 920 000

5 920 000

Себестоимость

936 714,70

1 074 291,09

1 071 315,42

1 218 180,06

4 300 501,27

Прибыль (убыток) от реализации

263 285,30

325 708,91

328 684,58

701 819,94

1 619 498,73

Товар № 2

         

Выручка от реализации

840 000

1 000 000

1 000 000

1 740 000

4 580 000

Себестоимость

950 381,30

1 104 159,91

1 106 886,58

1 251 817,94

4 413 245,73

Прибыль (убыток) от реализации

–110 381,30

–104 159,91

–106 886,58

488 182,06

166 754,27

Выручка от реализации, всего

2 040 000

2 400 000

2 400 000

3 660 000

10 500 000

Себестоимость, всего

1 887 096

2 178 451

2 178 202

2 469 998

8 713 747

Прибыль (убыток) от реализации, всего

152 904

221 549

221 798

1 190 002

1 786 253

В данном случае при наличии нескольких номенклатурных групп выпускаемой продукции стоит формировать бюджет доходов и расходов для каждой номенклатуры в отдельности. Подобный анализ помогает определить уровень рентабельности каждого вида выпускаемой продукции. Например, в рассматриваемом примере выпуск товара № 1 экономически более выгоден, чем выпуск товара № 2.

Нужно обратить внимание, что в первом, втором и третьем кварталах выпуск товара № 2 убыточен, при этом убыток от его реализации компенсируется за счет прибыли от продажи товара № 1. Исключением является четвертый квартал, когда компания может получить прибыль от реализации товара № 2.

За счет чего произошло изменение? Во-первых, в четвертом квартале (см. табл. 1) планируется значительный рост выручки от продаж, на что в большей степени повлияло повышение цены реализации единицы продукции.

Во-вторых, в четвертом квартале наблюдается небольшой рост объемов реализации, что также повлияет на размер выручки. При этом размер косвенных расходов практически не изменяется, в связи с чем нагрузка доли косвенных расходов на каждую единицу продукции становится меньше.

Поскольку финансовое бюджетирование нацелено не только на четкое и отлаженное планирование, но и на осуществление своевременных корректировок и уточнений, в данном случае стоит рассмотреть возможность увеличить цену реализации единицы товара № 2. Это может повлиять и на объем продаж. Второй вариант — наращивание объемов реализации (например, путем поиска новых рынков сбыта).

БЮДЖЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ

Инвестиционный бюджет может выступать в качестве самостоятельного бюджета или в составе бюджета движения денежных средств. Структурно БДДС представляет собой движение денежных потоков (по расчетным счетам и/или в кассе), отражая планируемые поступления и расходования денежных средств в процессе хозяйственной деятельности.

Для формирования БДДС денежные потоки классифицируют следующим образом:

  • потоки от основной деятельности, то есть от обычной деятельности;
  • потоки от финансовой деятельности — связаны с привлечением предприятием финансирования на долговой или долевой основе (изменяют величину и структуру капитала и заемных средств предприятия);
  • потоки от инвестиционной деятельности — связаны с приобретением, созданием или выбытием внеоборотных активов предприятия.

Зачастую в БДДС включается информация только по основной деятельности, а все прочие денежные потоки формируют отдельные бюджеты. Особенно это касается инвестиционного бюджета.

Вопрос включения тех или иных сведений в БДДС остается на усмотрение вышестоящего руководства. Все зависит от поставленных задач.

Поэтапная разработка бюджета движения денежных средств

Этап 1. Устанавливают фактические показатели остатков денежных средств на расчетных счетах и (или) в кассе предприятия на конец предшествующего отчетного периода.

Этап 2. Планируют поступления и расходования денежных средств в соответствии с запланированным объемом производства, инвестиционными планами, прогнозируемыми расходами и т. д. Важный момент: для детального планирования наиболее эффективно использовать операционные бюджеты, чтобы не перегружать информацией БДДС.

Плановые поступления денежных средств формируют с учетом конкретных или планируемых условий оплаты. С этой целью дополнительно составляют вспомогательные бюджеты — графики поступления денежных средств (аналогичные графику в табл. 1).

При планировании расходов учитывают данные из вспомогательных бюджетов или графиков оплаты (материалов, электроэнергии, аренды и др.) в соответствии с условиями оплаты (по договорам поставки, аренды и т. д.). Так, за аренду могут платить с опережением сразу за квартал; за электроэнергию и коммунальные платежи — в следующем месяце по факту расхода. Именно поэтому настоятельно рекомендуем формировать отдельные графики оплаты, соответствующие всем условиям оплаты, итоговые значения которых попадают в бюджет движения денежных средств.

Этап 3. Рассчитывают сash flow по каждому типу деятельности (текущая, финансовая, инвестиционная).

К СВЕДЕНИЮ

Сash flow представляет собой разницу между поступлениями и расходованиями денежных средств.

Этап 4. Определяют излишек или недостаток денежных средств на конец месяца.

Многие формируют бюджет движения денежных средств не совсем корректно, и он становится в определенной степени идентичным бюджету доходов и расходов, что в корне неверно.

Во-первых, БДДС отражает все денежные потоки компании вне зависимости от реализации продукции, в то время как бюджет доходов и расходов привязан к факту (плану) реализации продукции, в том числе по понесенным расходам.

Во-вторых, денежные потоки для БДДС формируют с учетом налога на добавленную стоимость (исполнители соблюдают это не всегда), что обусловлено фактом получения и расходования денежных средств. Так, за материал компания платит с учетом НДС. Одновременно с этим за реализованную продукцию она получает денежные средства с учетом данного налога.

При формировании отдельных графиков поступлений и расходований (оплаты) денежных средств БДДС можно составлять в упрощенной форме, включая только итоговые показатели по приходу и расходу средств. Весьма эффективный вариант при формировании БДДС с помощью MS Excel — использовать функцию группировки, которая позволяет скрывать и раскрывать необходимые разделы с помощью бокового меню при выборе символов «+» и «–».

Рассмотрим упрощенный бюджет движения денежных средств (табл. 9).

Таблица 9. Упрощенный бюджет движения денежных средств, тыс. руб.

№ п/п

Показатель

Период

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

1

Остаток денежных средств на начало периода

1200

900

1000

1500

2

Поступления денежных средств

4200

4200

4500

4800

2.1

Поступления по текущей (основной) деятельности

3200

3200

3500

3800

2.2

Поступления по финансовой деятельности

0

0

0

0

2.3

Поступления по инвестиционной деятельности

1000

1000

1000

1000

3

Расходования денежных средств

4500

4100

4000

4200

3.1

Расходования по текущей (основной) деятельности

3700

3300

3200

3400

3.2

Расходования по финансовой деятельности

0

0

0

0

3.3

Расходования по инвестиционной деятельности

800

800

800

800

4

Cash flow от основной деятельности

–500

–100

300

400

5

Cash flow от финансовой деятельности

0

0

0

0

6

Cash flow от инвестиционной деятельности

200

200

200

200

7

Излишек/недостаток денежных средств на конец периода

–300

100

500

600

8

Остаток денежных средств на конец периода

900

1000

1500

2100

Данный бюджет позволяет увидеть все денежные потоки компании в соответствии с рассмотренной ранее классификацией: от основной, инвестиционной и финансовой деятельности. Благодаря расчетам cash flow (пп. 4–6 табл. 9) и излишка (недостатка) денежных средств можно проанализировать, по каким сферам деятельности наблюдается положительная и отрицательная тенденция.

Для рассматриваемого примера в первом квартале по основной деятельности расход денежных средств превышает значения по поступлениям, что компенсируется за счет наличия денежных средств на начало периода и излишка средств по инвестиционной деятельности. Это суммарно способствовало положительному результату, запланированному по строке «Остаток денежных средств на конец периода» табл. 9.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внедрение системы финансового бюджетирования позволяет не только контролировать притоки и оттоки денежных средств, следить за показателями доходности, но и оценивать платежеспособность компании, финансовые результаты ее деятельности.

Для качественного функционирования системы нужно комплексно подойти к вопросам внедрения, разработать внутренний нормативный документ для обобщения всей информации по системе. Она должна разъяснять этапы внедрения, степень ответственности лиц, формирующих определенные бюджеты, а также сроки исполнения и особенности осуществления контрольных функций.

Наибольшей результативности можно добиться, разрабатывая формы каждого вида бюджета и отчета о его исполнении. Лучшим способом по праву считается вариант внедрения системы операционных (вспомогательных) бюджетов, которые нужны для формирования основных бюджетов. К рангу основных относят бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств.

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 1, 2019.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Руководство по эксплуатации шкода фабия 2006
  • Хлебопечка moulinex 573101 инструкция по эксплуатации
  • Хевел руководство компании
  • Бабезан инструкция по применению для животных
  • Салициловая мазь инструкция по применению состав

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии