Руководство педагога игровой деятельностью детей

Особенности руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста

Игровая деятельность – ведущая деятельность у детей дошкольного возраста. Она оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Именно в играх происходит полный и сложный процесс преобразования и усвоения жизненного опыта, формируются главные понятия человеческих взаимоотношений, вырабатываются личностные качества детей, повышаются возможности адаптивности детей в межличностных отношениях. Поэтому роль воспитателя в реализации данных процессов огромна.

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. 

Существует несколько классификаций игр:

Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой).

1) Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей):

Самостоятельные игры:

  • Игра – экспериментирование

Самостоятельные сюжетные игры:

  • Сюжетно – отобразительные
  • Сюжетно – ролевые
  • Режиссёрские
  • Театрализованные

2) Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Игры обучающие:

  • Сюжетно-дидактические
  • Подвижные
  • Музыкально-дидактические
  • Досуговые игры
  • Игры – развлечения
  • Интеллектуальные
  • Празднично – карнавальные
  • Театрально – постановочные

3)  Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:

  • Традиционные или народные

Сюжетно-ролевая игра

Д. Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.

Исследователи выделяют различные структурные элементы игры — основные и переход к сюжетно — ролевой игре происходит в тот момент, когда ребёнок принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно — ролевой игры. Дети с удовольствием отображают в своих играх бытовые эпизоды из жизни семьи. С обогащением представлений об окружающем мире в играх всё чаще отображается деятельность взрослых. Таким образом, главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

• игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

• игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

• игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

• игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.

Прежде чем начать играть, дети придумывают замысел, в нём находят воплощение представления о различных событиях. Младшим дошкольникам довольно часто ещё требуется помощь взрослого для того, чтобы появился замысел игры. Воспитатель создаёт игровую ситуацию, вносит новую игрушку. По мере обогащения игрового и жизненного опыта дети начинают сами определять, во что они будут играть.

Итак, усложнение в развитии игрового умения выражается в следующем:

— сначала замысел игры появляется по инициативе взрослого;

— потом — с помощью взрослого;

— в дальнейшем ребёнок определяет замысел игры по собственной инициативе.

Замыслы детских игр могут быть как однообразными, так и разнообразными. Чем разнообразнее замыслы, тем интереснее игры, а это напрямую зависит от впечатлений об окружающем мире. Следовательно, чтобы замыслы игр были разнообразными, а игры — содержательно интересными, требуется серьёзный подход к планированию и проведению работы по ознакомлению с окружающим миром (образовательная область «Познавательное развитие» (пункт 2.6 ФГОС ДО).

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т.д.). Решение педагогом задач этой образовательной области позволит детям успешно осваивать в интеграции содержание других образовательных областей, в том числе, ОО «Социально-коммуникативное развитие»: общение и взаимодействие в сюжетно-ролевой игре, умение быть внимательным к чувствам и эмоциям других и т.п.

В качестве основного метода организации сюжетно-ролевых игр можно использовать комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр (Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой).

Содержание работы организуется в соответствии с возрастом воспитанников:

Группа раннего возраста — приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

2-я      младшая группа — обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Требования к проведению игры:

В игре с детьми у взрослого может быть две основные стратегии. Взрослый может сам организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно — игровых материалов, или он может присоединиться к уже играющим детям. Он участвует с детьми в игре на равных и может влиять содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетной игре он может придумать сюжет игры, выступить с интересным предложением о её сюжетном продолжении, ввести в игру новый персонаж, создать проблемную ситуацию и т.д.

Направления руководства игрой

Задачи руководства игрой

Обогащение содержания игры

1.Побуждать переносить в игру события из повседневной жизни и тем самым осваивать назначение и свойства предметов.

2.Способствовать умению ставить разнообразные игровые задачи.

Формирование предметных способов решения игровых задач

3.Обогащать развёрнутые игровые действия с игрушками разнообразным содержанием.

4.Своевременно формировать игровые действия с предметами — заместителями.

5.Побуждать использовать игровые действия с воображаемыми предметами.

6.Подводить к пониманию замены отдельных игровых действий словом.

7.Способствовать тому, чтобы для решения поставленных игровых задач дети использовали  разнообразные предметные способы.

Развитие самостоятельности

8.Развивать у каждого ребёнка самостоятельность в постановке разнообразных игровых задач.

9.Побуждать детей самостоятельно выбирать различные предметные способы для решения поставленных игровых задач.

Побуждение к взаимодействию в игре

10.Поощрять интерес к играм сверстников.

11.Приучать играть, не мешая друг другу.

Поскольку игровые способы отображения окружающего мира достаточно сформированы, то дети легко справляются с выбором наиболее приемлемых для конкретной игровой ситуации предметных и ролевых способов решения игровых задач.

Ролевые действия в игре сопровождаются ролевой речью, на начальном этапе сюжетно — ролевой игры — ролевыми высказываниями (область «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное развитие», п. 2.6 ФГОС ДО). По мере обогащения жизненного опыта развитие звуковой и интонационной культуры речи ролевые действия становятся более разнообразными, что напрямую зависит от представления детей об окружающем мире.

Специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер.

Ролевые действия должны быть выразительны, что обеспечивается выполнением характерных движений, жестов, мимики.

Например, в роли мамы одна девочка демонстрирует, что мама ласковая, весёлая, а другая девочка в этой же роли — хмурая, строгая. При этом обе выразительно исполняют принятую роль, но средства выразительности у них разные.

Таким образом, в период формирования ролевых действий обращается внимание, как на разнообразие, так и на эмоциональную выразительность движений, жестов, мимики.

Сюжетно — ролевая игра предполагает сотрудничество с другими играющими, поэтому надо учить детей обращаться с ролевыми высказываниями к партнёру.

Нарастание количества ролевых высказываний постепенно приводит к возникновению ролевой беседы. Инициатором беседы может выступать взрослый.

Исходя из усложнения в развитии игры, задачи руководства игрой дополняются следующими:

— Побуждать детей принимать разнообразные роли.

— Способствовать тому, чтобы при исполнении роли дети использовали различные эмоционально выразительные ролевые действия.

— содействовать формированию умения сопровождать ролевые действия ролевыми высказываниями, обращёнными к игрушке — партнёру, воображаемому собеседнику, взрослому и сверстнику.

 Планирование игры по видам деятельности в течение всего образовательного процесса может быть организовано следующим образом:

• Непрерывная непосредственно образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

• Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

• Самостоятельная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.    Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

«Руководство
игровой деятельностью детей

дошкольного возраста»

Актуальность
данной темы не вызывает сомнения, так как некоторые воспитателя уделяют мало
внимания игровой деятельности, чрезмерно увлекаясь
либо пассивно обучающими методами, либо являясь пассивными наблюдателями
детских игр. Чтобы обучение посредством игры было эффективным, взрослым нельзя
занимать пассивную позицию. Преимущество игры перед любой другой деятельностью
в том
, что в её ходе дети сами, добровольно подчиняются
определённым правилам, открытым или заданным ролью. Это практически
единственная область, где дошкольники могут
проявить свою инициативу и творческую активность. И в тоже время именно в игре
они учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что делают, и действовать
правильно.

Эффективность игровых методов и приемов определяется
качеством руководства детской деятельностью. При этом воспитатель должен
помнить, что содержание и формы руководства на каждом возрастном этапе
должны быть различными. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Младший дошкольный возраст.

Осуществляя руководство детской деятельностью, воспитателю
следует максимально использовать игровые формы. Указывая ребенку на тот
или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства
или трудности это создает для игрового персонажа. Например, если малыш
нарисовал домик без окон, воспитатель от имени зайки может сказать, что ему
страшно сидеть в темноте.

Практика показывает: оценивать работы детей целесообразно
по ходу занятия, а не в конце его. При этом и замечания, и подсказки (как исправить) должны
исходить не от педагога, а от игрового персонажа :
зайчонок, а не воспитатель, просит малыша нарисовать окно в домике.

Такая форма
занятий способствует естественному переходу учебного задания в игру. Дети,
включившись в воображаемую ситуацию и с удовольствием пребывая в ней,
воспринимают новые игровые действия как
продолжение предыдущей игры.

Чтобы
объединить основную часть занятия с последующей игрой в
логическое целое
, вводится еще один персонаж, например,
зайчиха-мама. От лица этого персонажа воспитатель может предложить выполнить те
или иные игровые действия, которые будут
способствовать формированию или закреплению нужных навыков и умений.

Педагогу легко
включиться в такую игру в качестве равноправного партнера, увлеченно
участвовать в ней, на личном примере показывая образцы ролевого поведения.
Пример такого ролевого участия мы видели на занятии у Инголовой Надежды
Борисовны. Она взяла на себя роль Старичка — Лесовичка и действовала в
соответствии со взятой ролью.

С детьми,
которые выполнят задание раньше других, педагог проводит индивидуальные
беседы 
тремя-четырьмя детьми в течение одного занятия)
. Такие беседы очень
важны, потому что способствуют установлению доверительных отношений между
взрослым и ребенком. Желательно, чтобы тема беседы отвечала учебному и игровому
содержанию занятия
.

Для стимулирования
развития игры беседу желательно строить как разговор двух игровых
персонажей
, например мамы-зайчихи и зайчонка (за зайчиху говорит
воспитатель, за зайчонка – ребенок)
. Делясь с воспитателем
впечатлениями о том, что и как он только что делал, ребенок получает
практические навыки ведения ролевого диалога, осознает, чему он научился, и как
будет поступать в дальнейшем.

Необходимо подчеркнуть: развитие речи не является целью
индивидуальных бесед. Если ребенок затрудняется с ответом, не надо требовать и тем
более не следует добиваться, чтобы он отвечал в развернутой форме (особенно в начале года).
Можно подсказать малышу, что он должен говорить за своего персонажа. Самое
главное – создать атмосферу живого и интересного общения.

Средний дошкольный
возраст
.

В этом возрасте продолжается
работа по созданию у детей установки на
получение качественного результата.

Ребенок учится
соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценивать выполненную
работу с точки зрения значимых для него самого качеств.

Принимая
определенную роль и действуя в ней, ребенок спокойно воспринимает критические
замечания педагога, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Он относится к
критике как к напоминанию выполнять определенные правила игры, в которую вместе
с ним играет взрослый. Благодаря этому у детей появляется
желание довести начатое дело до конца и добиться результата.

Старший дошкольный
возраст
.

Особое внимание
в старших группах следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень
важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребенок в любом
виде деятельности добивался нужного
результата.

Успехи и
неудачи при выполнении заданий действуют на большую часть детей этого
возраста так же
как и раньше: успех радует, вдохновляет, а неудача приводит
к растерянности и отказу от работы. Задача взрослого состоит в том, чтобы
научить детей не драматизировать
неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего
не делает»
.

В результате психолого-педагогических исследований установлено: правильная
организация деятельности старших дошкольников состоит в
том
, чтобы, опираясь на игру, постепенно подводить детей к
выполнению учебных заданий. В начале года преобладают задания в форме игры,
а руководство и анализ детских работ
проводится в игровой форме. К концу года
соотношение заданий, даваемых в игровой и учебной формедолжно постепенно меняться:
предпочтение отдается учебным заданиям. Вполне достаточно сказать детям«Хотите познакомиться с новым приемом работы краской?»

Кроме того, к
концу старшего дошкольного возраста становится
возможным учить детей различать игровые и учебные задания,
понимать, что учебное задание является обязательным и его надо выполнять
независимо от того, хочется тебе этого или нет. А при использовании игровых форм
обучения необходимо выделять моменты, важные для овладения предпосылками
учебной деятельности: точное выполнение правил,
строгое распределение действий между участниками и т. п.

В течение
учебного года занятия следует строить таким образом, чтобы благодаря игровым методам
и приемам внимание детей постепенно
переводилось с результата выполняемых действий на способ получения этого
результата.

Очень важно
обучать дошкольников взаимодействию друг с
другом. Работа по данному направлению начинается с формирования
заинтересованного отношения к общему продукту.

На первых
занятиях общий продукт должен создаваться всей группой.

Дальнейшие
занятия направлены на формирование совместной деятельности
двух детей
 и разного рода взаимодействий между ними. Такое
взаимодействие должно восприниматься детьми как действительно необходимое для
успеха предстоящей работы. Например, при создании общей картинки дети должны
договориться о том, кто будет рисовать предмет, который может быть изображен
только в единственном числе. Целесообразно заранее показать,  к каким нелепостям приводят
несогласованные действия
: например, если на общей картинке про двух
жадных медвежат будут нарисованы две головки сыра, то теряется весь смысл.

Предметом обсуждения и согласования последовательно становится: время года,
когда разыгрываются изображаемые события, а также тот момент из жизни
персонажей, который будет изображен на обоих рисунках.

Опыт педагогов,
работающих по данной методике, показывает, что дети начинают рисовать «общие картинки» и
в свободное от занятий время. При этом они объединяются в пары на основе
личных, дружеских отношений. Ни в коем случае нельзя навязывать ребенку другого
партнера. Важно высказывать одобрение по поводу такой дружной работы, демонстрировать
их рисунки (если
они получились удачными)
 другим детям.

Руководство игровой деятельностью дошкольников

в практике работы воспитателя ДОО

Авхадеева Е.Т., воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк

Очень серьезное требование ФГОС дошкольного образования — вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока.

В условиях введения стандарта необходимо создавать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Иными словами, если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребенком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую психологический комфорт каждому ребенку в течение всего дня.

Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (непосредственно организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Ежедневно педагогу следует планировать и организовывать совместные игры:

• подвижные;

• дидактические;

• настольно-печатные;

• театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры);

• сюжетно-ролевые;

• игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения;

• коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей;

• профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний.

При организации и проведении совместных игр педагог должен занимать позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.

Начиная с двух — трех лет их основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.

Для развития свободной, самостоятельной игры педагогу нужно создать полноценную предметно-игровую среду и инициирует возникновение игр по интересам детей. (рисунок 2)

Рисунок 1 «Виды детской деятельности»

В групповой комнате особо выделяется пространство для размещения и оформления новой сюжетно-ролевой игры: вместе с детьми обсуждается ее название, эмблема, месторасположение. Важным условием возникновения длительных игр является то, что новый сюжет, созданный и оформленный в групповой комнате в удобном для всех месте. Игровые атрибуты могут быть размещены в отдельных стеллажах и шкафах, специально оборудованных коробках и корзинах. Важными условиями их использования является доступность для детей, многофункциональность, безопасность для жизнедеятельности детей, разнообразие и многообразие. В группе заранее, перед игрой продумывается и организовывается пространство для развития игры каждого ребенка: столы для рисования и работы с тестом, место для приготовления концерта или презентации, пространство для самого кафе или магазина.

Свободная самостоятельная игра начинается не с распределения ролей и скучной беседы, а с заранее условленного сигнала: со слов «А сейчас можно поиграть», с музыки, песенки, стихотворения, звукового сигнала. Педагог не распределяет роли, а способствует самостоятельному определению ребенка на роль. Педагог продумывает и свое пространственное расположение: находится там, откуда видны все играющие дети; располагается рядом с малышами в условиях разновозрастной группы или поближе к новому игровому пространству, где разворачивается новый, развивающийся сюжет.

При возникновении ссор и конфликтов между детьми воспитатель продумывает тактику поведения: обдумывает целесообразность вмешательства, приемы и способы психологической поддержки детей.

Педагог умело находит место и время для внесения запланированной заранее игровой ситуации (приглашения гостя, внесения новых атрибутов, диалога), которая предполагает удивление детей, стимулирование их творчества и фантазии. При обыгрывании момента удивления педагог не привлекает внимания всех детей искусственно, взаимодействует только с теми детьми, которые сами проявляют интерес к игровой ситуации.

А чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в игре с обучением и воспитанием надо правильно руководить ею.

Руководство детской игрой будет правильным лишь тогда, когда позволяет сохранить всю прелесть ее творческого характера. Здесь мы учитываем особенности руководства в среднем возрасте: воспитатель продолжает активно участвовать в игре, но чаще роль ведущего поручаем детям; правила игры объясняем до ее начала, при подведении итогов акцентируем  внимание на успехах, даже незначительных, чаще организуем словесные игры, игры на внимание. В руководстве играми существуют приемы.

Прямые:

Внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения, взятие на себя роли, подсказка в ходе игры, направление игры в нужное русло, переключение внимания на другую игровую ситуацию.

Косвенные:

Целевые прогулки и экскурсии, чтение литературных произведений, конструирование из природного материала и бумаги, работа с родителями (консультации, информационные папки).

При руководстве игрой мы стараемся учитывать интересы и желания детей. Мы должны суметь подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу, опереться на чувства, использовать юмор и предвосхищающую оценку.

В руководстве играми следует выделить три этапа:

Подготовка – проведение – анализ результатов.

В подготовку мы включаем: отбор игры, места, определение количества участников, отбор необходимого материала.

Проведение: объяснение игры начинаем с ознакомления с ее содержанием, с дидактическим материалом, после чего излагаются правила и описываются игровые действия.

Подведение итогов: ответственный момент – мы отмечаем тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен, порицаем тех, кто нарушал правила.

Кроме того, что игра организуется взрослыми, дети должны уметь самостоятельно организовать свою игру. Для воспитания навыков и умений самостоятельной организации игры мы используем: поручения, задания, беседы, поощрения.

Также путем советов, индивидуальных заданий и поручений формируем умение определения ребенком роли и доведение ее до конца. Развиваем навыки самостоятельного использования в играх материала для ряженья, маски, музыкальные инструменты. На протяжении всей своей деятельности в группе, мы стараемся изучить характеры, склонности и привычки детей, стараемся постоянно помогать детям лучше узнавать друг друга. Вместе с психологом проводим конкурсы на выразительность речи, мимики, жестов. Все это делаем для того, чтобы улучшить качество игры.

Каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями.

Чтобы дети играли, мы должны играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства. Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Без увлекательной игры не может быть страны детства. 

Литература

1. Арушанова, А. Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 6. С. 86-89.
2. Бабанский, Ю. К. Об управлении процессом воспитательного воздействия / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. — 1971. — № 8. — С. 33-41.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) / Л. И. Божович. — М.: Педагогика, 1968. — 464 с.
4. Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтеров. — М., 1916. — 592 с.
5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 224 с.
6. Давыдов, В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С. 18-21.
7. Каганер, Л. О. Планирование дошкольного воспитания / Л. О. Каганер // Дошкольное воспитание. — 1931. — № 9. — С. 7-10.
8. Лисина, М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни / М. И. Лисина // Вопросы психологии. — 1978. — № 5. — С. 73-78.
9. Маралов, В. Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (дошкольник — мл. школьник) / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. — М.: Прометей, 1990. — 220 с.
10. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. М. Л. Шипицыной. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. — 528 с.
11. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера ; научно-исслед. ин-т дошкольного воспитания ; Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
12. Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений / Г. А. Урунтаева. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 96 с.
15. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. — М.: Педагогика, 1970. — 143 с.

3

06.08.2020

Статья «Педагогические условия эффективного руководства игровой деятельностью дошкольников»

Искиндирова Елена Юрьевна

Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.

Оценить




2659

Содержимое разработки

Статья «Педагогические условия эффективного руководства

игровой деятельностью дошкольников»

Искиндирова Елена Юрьевна,

воспитатель МОУ «Детский сад № 336

Дзержинского района Волгограда»

Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.

Пиаже рассматривает суть игры в том, что ребенок играет не потому, что ему хочется играть, а вследствие образа мышления. По Пиаже игра – это есть образ мышления ребёнка, форма его существования.

Иной подход к игре у Фрейда. Для него игра – символическая деятельность с конкретным предметом, а сон – символика в чистом виде. Он предполагал, что игра выражает связь ребёнка с жизнью, взрослыми и со всем окружающим так же, в виде символов, как и сны взрослого человека. Фрейд уверен, что игра имеет две тенденции: одна стремление быть взрослым, вторая – тенденция к повторению, причем повторению до тех пор, пока не исчезнет напряжение связанное с игрой на данную тему. То есть по Фрейду игра выступает в качестве психотерапевтического инструмента, снимающего травмирующее напряжение. Это справедливо для психически травмированных детей как средство диагностики и лечения. Однако играть любят не только обиженные, травмированные дети. И для детской игровой активности не обязательно обижать и травмировать детей, поскольку игра – здоровая детская деятельность.

Самая успешная дошкольная программа разработана Марией Монтессори, построенная на естественных склонностях детей в сочетании с управлением, конкретными материалами и личным опытом.

Если оглянутся назад, в прошлое, то можно отметить, что к играм был подход как к свободной деятельности ребёнка, инициатором которой он был сам. Роль педагога сводилась к созданию условия для игры и обеспечение ее игровым материалом. В последние десятилетия игра стала рассматриваться как форма организации детской жизни.

Это обусловлено пониманием игры как ведущей деятельности детей данного возраста в силу их психофизиологических особенностей.

Изменилась и роль педагога. От пассивно — наблюдательной функции она перешла к тактическому руководству развитием игр и формированием в их процессе нравственных качеств и интеллектуальных навыков детей. Необходимо заметить, что вмешательство в детскую игру предполагает наличие у педагога необходимых знаний и умений, а так же авторитета, уважения и доверия у детей. В противном случае произойдёт отрицательный эффект.

Слово воспитатель означает “выявляющий всё лучшее в воспитаннике”. А для того чтобы выявить и развить всё лучшее в воспитаннике, необходимо знать, как построить воспитательный процесс, чтобы ребёнок воспринял нужную информацию, принял ее к сведению. Руководство игрой не должно сводиться чисто к косвенным либо прямым методам. Необходимо создать такие оптимальные условия, которые способствовали бы достижению более эффективного руководства детской игровой деятельностью.

В групповом коллективе необходимо создать благоприятный эмоциональный фон (воспитатель должен доброжелательно относиться ко всем детям, поощрять чуткое отношение детей друг к другу, пресекать враждебность, агрессию, грубость в коллективе)

Необходимо установить доверительные, дружелюбные отношения между воспитателем и воспитанниками (только при таком условии можно говорить об эффективном педагогическом процессе).

В процессе воспитания необходимо уделять основное внимание положительным, а не отрицательным качествам ребёнка (больше внимания акцентировать на положительных моментах в жизни детей, озвучивать положительные проявления характера).

Уважать индивидуальность в каждом ребенке (дать возможность детям проявить самостоятельность, своеобразие черт характера; очень серьезный момент в воспитательской работе – не спугнуть попытку ребенка где — то себя проявить, в чем- то себя попробовать).

Показывать детям, что вы цените их работу, даже если это просто попытка (из попыток складываются действия).

Не критиковать и не гасить энтузиазм детей (критика убивает любое желание, любую попытку; критику убрать из педагогического процесса).

Помогать детям справляется с трудностями, чтобы они их не угнетали (накопление затруднений создаёт чувство бессилия, которое занижает самооценку ребенка).

Поддерживать детей в их начинаниях (главное – создать уверенность в том, что ребёнок справится с поставленной перед ним задачей, дать стимул к выполнению этой задачи).

Когда дети будут чувствовать к себе уважение, заинтересованность, любовь, психологическую помощь со стороны педагога, когда они почувствуют к педагогу доверие, когда у них произойдёт внутреннее принятие педагога как старшего товарища, авторитетного взрослого, одним словом “своего”, только тогда можно говорить об эффективном руководстве со стороны данного воспитателя.

Помимо всего прочего, необходимо обратить внимание на материальное оснащение игровых зон, которое бы стимулировало и побуждало детей к игровой деятельности. «Главный принцип – непременная связь знаний полученных детьми, с содержанием игровой среды», то есть правильная ее организация. Необходимо продумать разумное сочетание игрушек, ролевых атрибутов, предметов – заместителей с теми знаниями, которые дети уже получили и внести такие атрибуты, которые бы стимулировали познавательную активность детей, возбуждали их воображение, побуждали бы к возникновении игровой ситуации. «Предметы -заместители необходимы для развития игры в любом возрасте».

Детям необходимо предоставить достаточное количество времени на проведение игровой деятельности. «Важным условием развития игровой деятельности является не только наличие всех видов игрушек, но и правильное определение времени для игр в режиме дня детского учреждения». Это время до зарядки, на прогулке, после сна, вечернее.

Нельзя резко сворачивать игру детей, если подошло время для проведения другой деятельности. Если детьми развёрнута большая сюжетно- ролевая игра, целесообразно оставить атрибуты на месте до следующего свободного времени для ее продолжения.

Чем больше ребенок уступает в развитии другим детям, тем беднее его игровой потенциал. Ребёнок не играет не потому что не хочет, а потому, что беден знаниями и опытом. Потому необходимо обращать большое внимание на такую сторону как обогащение детей знаниями об окружающем мире, новым впечатлениям, формированием практического опыта и развитие их индивидуальных способностей. Для этого необходимо уделять большое внимание занятиям по ознакомлению с окружающим миром, где надо давать в достаточной степени для данного возраста материал о природе; явлениях общественной жизни (труд взрослых – раскрывать сущность различных профессий); семейные отношения. Проводить беседы по закреплению пройденного материала, различные праздники, которые обогащают опыт детей.

Недопустимо использовать время, отведенное на игры, для какой- либо другой деятельности. К детским играм необходимо подходить очень серьезно, внимательно следить за ходом игры и стараться не упускать возможность для образовательно-воспитательной работы в процессе игры.

Детские игры отличаются своим многообразием «по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу».

В зависимости от вида игры, ее задач, необходимо тщательно продумать степень участия педагога в ней, приемы и методы руководства данной игрой.

«Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях».

Однако нельзя полностью брать на себя функции организатора игры, это приемлемо в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте необходимо создать условия, чтобы дети сами были организаторами игр, так как нередко дети слоняются по группе, не умея организовать игру самостоятельно, без участия взрослого. Необходимо поощрять самостоятельность, детей в проведении игр.

Итак, самостоятельные игры. Конечно, они не могут возникнуть на пустом месте. Для их возникновения проводится большая и кропотливая работа педагога по обогащению детей знаниями, опытом, по расширению их кругозора.

Для успешного протекания сюжетно — ролевых игр необходимо непрерывно углублять знания детей об окружающем мире, знакомить с событиями современности. Наблюдение, чтение, беседы о радио и телепередачах, рассказы взрослых подталкивают к пониманию того, что ребенок видит и слышит и созданию предпосылок для возникновения игр.

Из всего разнообразия самостоятельных игр на протяжении всего дошкольного детства сюжетно-ролевые игры являются основными в игровой деятельности детей. Развитие сюжетно- ролевой игры «происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, то есть от социальных влияний». Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра самостоятельна по своей сути, но эта самостоятельность относительна, так как в ней присутствует косвенное педагогическое руководство. Сюжетно-ролевая игра проходит несколько ступеней развития: от непосредственной работы педагога по обогащению детей знаниями и опытом к самостоятельной игре, где этот опыт и знания трансформируются детьми в соответствии с личным опытом и их эмоциональным отношениям к окружающему.

Руководство игровой деятельностью остаётся, но оно переходит от прямых методов (показ, объяснение) к косвенным методам руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемы (вопросы,

советы, напоминания и др.). Недопустимы прямые указания, замечания в адрес играющего ребенка, так как это может вывести его из состояния включенности в образ, игру. Ранее в младших группах педагог напрямую обучал детей способам игры – показывал, как играть с игрушкой, объяснял, для чего нужна данная игрушка или вещь, как их можно использовать в игре, самостоятельно составлял не сложный сюжет игры, распределял роли, играл с детьми, демонстрируя образы ролей и сюжетов, то к старшему возрасту дети самостоятельно придумывают сюжет, распределяют роли, выбирают игровой материал, создают игровое пространство, вносят в игру своё видение ситуации, разворачивают событие в соответствии со своим социальным опытом.

Иногда, когда дети зацикливаются на одном содержании, «можно применить метод скрытой инструкции».

Суть его состоит в том, что педагог в скрытой, ненавязчивой форме предлагает новые сюжеты, роли, игровые действия посредством рассказа с модифицированным сюжетом на заданную игровую ситуацию, или дети вдруг получают письмо, ситуацию содержания которого можно обыграть, или придумать поездку экскурсию куда либо и т.д.

Иногда “спасти” ситуацию можно, приняв на себя роль какого-либо нового персонажа и побуждая своими репликами и действиями к дальнейшему развёртыванию сюжета. Но этот подход в руководстве игрой приемлем в том случае, если дети принимают педагога как старшего друга, если его уважают и он пользуется авторитетом.

В идеале в старшем возрасте сюжетно-ролевые игры должны спонтанно организовываться самими детьми. Как правило, организатор игры становится ее ведущим, распределение ролей происходит по интересам (кто кем хочет быть), если возникают затруднения, взрослый предлагает обсудить кандидатуры. Содержание игры трансформируется и обогащается благодаря индивидуальному опыту каждого ребёнка. Поэтому иногда целесообразна замена исполнителя конкретной роли. В ходе игры можно применить такую замену ролей, как “отпуск”, “переезд”, “прием на работу”, “смена должности”, “ввод второго сотрудника” и т.д.

Как показывает практика, игра обусловлена стремлением к самостоятельности, стремлением получить конечный результат своих действий, общением со сверстниками, желанием удовлетворить разнообразные познавательные и художественные интересы.

На ход игры в старшем возрасте большое внимание оказывает сформированность детского коллектива, положительная оценка воспитателем отношений между детьми, дружба, а так же взаимооценка детей друг другом, так как в этом возрасте на первом плане в игре выступают отношения.

Можно косвенно изменять ситуации в игре, подводя в ходе беседы с детьми их мысли к тому, что «требования к товарищу по игре должны сочетаться с заботой о нем, готовностью помочь ему»Так воспитывается коллективизм, дружба, взаимопомощь.

Воспитатель должен озвучить одобрение таких проявлений в игре как забота, взаимовыручка, уважительное отношение друг к другу.

Похвала очень сильный стимул в детском возрасте, поэтому любые проявления инициативы по включению в игру новой сюжетной линии является хорошим подходом в стимулировании игры.

Для возникновения замысла игры целесообразно применять такие методы как чтение художественной литературы (дети любят подрожать своим сверстникам), яркий, впечатляющий рассказ воспитателя о каком либо событии, беседа.

Очень впечатляют детей встречи с представителями различных профессий, их рассказы из жизни, интересные случаи на работе.

Большое значение в игровой деятельности имеет игровой материал. Иногда достаточно внести в игровую зону новую игрушку, какой-либо атрибут, как игра приобретает новое русло, либо явится толчком для новой игры.

Педагог может ненавязчиво подсказать какие-либо новые действия персонажа или помочь обустроить игровое пространство какого-либо “заведения”.

Эти методы и приёмы можно применять ко всем самостоятельным играм.

Следующая группа игр – образовательно-воспитательная, проводимая по инициативе взрослого.

Наиболее часто используемые в практике – дидактические игры, главная задача которых – обучающая. «Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка».

Дидактические игры содержат в себе два начала – учебное и игровое их можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности – в группе, на участке. Дидактические игры делятся на два вида: игры – занятия и непосредственно дидактические.

В играх-занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю. В них воспитатель наряду с передачей определённых знаний учит детей играть. «В процессе дидактической игры внимание ребёнка обращается на выполнение игрового действия, а основная задача обучения им не осознаётся (происходит латентное обучение)».

Дидактические игры применяются при обучении математике, развитие речи, ознакомлении с окружающим миром, при развитии сенсорики.

Непосредственно дидактические игры как игровая деятельность имеют место в том случае, если детьми усвоены правила игры, если эти игры им интересны.

В дидактических играх решаются задачи умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического, воспитания.

«Доказана необходимость прямого управления развитием способностями ребенка». Эту задачу с успехом решает дидактическая игра.

Методы и приемы в дидактических играх как прямые – показ, объяснение, рассказ, обучение одного ребенка другим, так и косвенные воспитатель является равноправным участником, хвалит наиболее отличившихся детей. Если радость ребенка в игре достаточно автономна, то радость от учебных и трудовых действий непосредственно зависит от благоприятной оценки и поощрения со стороны взрослого».

По мере угасания интереса к игре воспитатель вносит усложнение в игру: разнообразит варианты, придумывает более сложные правила, изменяет игровую задачу, вносит меру поощрения, использует метод замещения одних предметов на другие. включает новые персонажи. включает новые игровые действия. Привлекательность дидактических игр – возможность выиграть. Но для этого необходимо владеть определенными знаниями, умениями, навыками. Однако есть дети как активные, раскрепощенные, так и пассивные, робкие, неуверенные в своих возможностях. Именно на таких детей педагогу следует обратить особое внимание. «Руководство воспитателем игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям».

Эти дети не включаются в дидактические игры либо потому, что не владеют нужными знаниями, приемами игры, которым их следует обучить (прямой метод – показ, рассказ), либо в силу своих психо – эмоциональных особенностей – застенчивость, неуверенность в себе. К таким детям необходимо применять особые методы и подходы в приобщении к обучающим играм, к развитию их активности. Прежде всего, необходимо выявить сильные стороны таких детей и всячески поощрять их инициативу в решении посильных задач. Это позволит им «пережить ситуацию успеха», повысит уверенность в своих возможностях, поднимет их авторитет в глазах сверстников. Здесь уместна похвала, поощрение за инициативу, предоставление им приоритета в выполнении какого – либо задания.

Иногда воспитателями умаляется роль дидактических игр в усвоении знаний. Это можно объяснить незнанием методики проведения их, и, как следствие этого – результат, не достигший поставленной цели.

Сюжетно – дидактические игры содержат как игровой элемент, отражающий трудовую деятельность взрослых, так и математические действия взрослых (желательно усвоенные на занятиях по математике), подчиненные строгим правилам.

Необходимое условие для успешности проведения сюжетно –дидактической игры – непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего в игре игровую роль, так как в ходе игры необходим контроль за правильным выполнением счетно – измерительных действий во избежание закрепления ошибок. Так — же воспитатель может руководить игрой, используя такие методы как «помощь в виде вопросов, разъяснений, советов и т. п., влиять на распределение ролей, подсказывать и создавать новые ситуации игры, подчеркивать, одобрять успехи детей, привлекая внимание коллектива, вызывать положительное эмоциональное настроение, стимулировать инициативу и творчество»

Сюжетно – дидактическая игра отличается от сюжетно – ролевой тем, что в ней присутствует счет и измерение. Дети не всегда пользуются счетом и измерением в своих играх. Поэтому воспитатель должен объяснить целесообразность применения математических знаний в быту. Эта задача решается таким методом, как создание такой игровой ситуации, где возникла бы необходимость в точном измерении и счете, что привело бы к осознанию практической необходимости в математических действиях.

После овладения детьми навыка применения математических действий в сюжетно – дидактической игре, игра, как правило, перерастает в сюжетно – ролевую, где роль воспитателя сводится к косвенному руководству по урегулированию морально – этических норм и правил.

Для того чтобы обучающие игры проходили успешно, необходимо прежде всего оснастить группу соответствующими возрасту дидактическими играми, игрушками и дидактическим материалом. Предоставить к ним свободный доступ.

В игре ребёнок полностью раскрывается и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям — к постижению нового.

Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им парой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных детей, и ещё для многого другого. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.

Список используемой литературы.

Анищенко О.А. Развиваем в игре. — Мн., Асар.2000.

Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. – М., Просвещение, 2002

Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность/ С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/415947-statja-pedagogicheskie-uslovija-jeffektivnogo

Также вас может заинтересовать

  • Доклад на педсовете «Патриотическое воспитание дошкольников»
  • Доклад «Создание ситуации успеха для каждого воспитанника»
  • Так ли важно рисование в жизни ребенка?
  • ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Организация оздоровительной работы с детьми ЗПР в условиях детского сада.

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Реализация технологии развития игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Автор: Притчина Лилия Рашитовна

Старший воспитатель МБДОУ ЦРР ДС №54

гзерск, Челябинская область

Пояснительная записка

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначен один из важнейших принципов — построение образовательной деятельности на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Перед педагогами дошкольных учреждений стоит непростая задача: амплификация детской самодеятельной игры как ведущего типа деятельности детей дошкольного возраста, обеспечивающего развитие ребенка и его готовность к переходу на следующий образовательный уровень. Этот подход требует от педагогов овладения новыми методиками и, что важнее, новыми взглядами на развитие детской игры.

Нашим коллективом реализуется Технология развития игровой деятельности, разработанная на концептуальных подходах Е.Е.Кравцовой доктора психологических наук, профессора, организатора и многолетнего директора «Института психологии имени Л.С. Выготского».

В статье представлены этапы внедрения и реализации данной технологии и организационно-методические материалы, направленные на формирование игровой компетентности воспитателей.

Статья будет полезна широкому кругу педагогических и руководящих работников, реализующих основные образовательные программы (в том числе адаптированные) дошкольного образования: воспитателям, узким специалистам, старшим воспитателям, заместителям заведующих.

Этапы внедрения и реализации технологии развития

игровой деятельности детей

Подготовительный этап (мотивационно – организационный)

Цель и задачи

Цель: изучение потребностей и возможностей педагогического коллектива по использованию инновационных технологий развития игровой деятельности в дошкольной организации.

Задачи:

провести диагностику профессиональных компетенций педагогов по организации игровой деятельности;

провести анализ особенностей использования игровых технологий в дошкольной организации;

провести анализ диагностики развития игровых умений детей;

 изучить содержание предметно-пространственной среды для поддержки игры;

изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт по использованию технологий развития игровой деятельности детей.

Содержание работы:

— проведение тематического контроля «Создание условий для организации игровой деятельности детей»

выявление используемых технологий, особенностей организации игровой деятельности в разных возрастных группах и возникающих при этом трудностей у педагогов, путей решения проблем;

анализ научно-методической работы, опыта работы других ДО по проблеме, условий дошкольных организаций (методических, технических, кадровых) по использованию технологий развития игровой деятельности.

— анализ имеющихся методических материалов по игровым педагогическим технологиям.

Выводы по подготовительному этапу:

1) На современном этапе в связи с принятием Закона «Об образовании в Российской Федерации», реализацией ФГОС дошкольного образования, обозначились приоритеты в деятельности дошкольного образования.

ФГОС поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии переводятся на игровой уровень, в котором дидактический компонент будет находиться в игровой оболочке.

ФГОС помогает найти уникальный баланс между игрой и обучением. Ведь именно в игре формируются такие качества как произвольное поведение, самосознание, творческое воображение, складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.

Однако на практике, в режиме дня дошкольников на свободную игру фактически не остается времени. На сегодняшний день актуален вопрос о том, как вернуть игру в ДОУ, и как следствие этого — вопрос о повышении игровой компетенции воспитателя.

Среди условий, способствующих возвращению игры, можно выделить во-первых, открытость образовательной программы, во-вторых развивающую предметно-пространственную среду, предполагающую гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов для самостоятельного построения игровой ситуации. И, наконец, ещё одним из важных условий формирования игры является позиция взрослого-воспитателя, его игровая компетентность.[1]

2) Изучив условия, созданные для организации игровой деятельности, в дошкольном учреждении, нами были сделаны следующие выводы:

— дети испытывают затруднения при самостоятельном замысле игры, игровые действия с игрушками однообразны, зачастую ролевые высказывания не выразительны;

отсутствует глубокий анализ диагностических материалов и интерпретации полученных материалов для последующего планирования и коррекции воспитателем педагогической деятельности;

— предметно-пространственная среда для поддержания детской игры однотипна, не учитывается закономерности развития игры у детей;

педагоги испытывают трудности при планировании своей деятельности по развитию игры и ребенка в ней.

3) Анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития. Согласно позиции ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Данные педагогических исследований (Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д.Б. Менджерицкая, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко и др.) подчеркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом выбор методов педагогического влияния на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, их психическое развитие, способности, умения и индивидуальные качества каждого. Кроме того, авторы исследований отмечают, что умело направлять игру детей могут только те воспитатели, которые овладели теорией и методикой руководства игровой деятельностью.

Эффективность руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста обусловлена такой организацией методической работы, в процессе которой у воспитателей формируются представления о стадиях развития сюжетных игр, их специфики и взаимосвязи, а также о конкретных способах руководства игровой деятельностью на каждой стадии развития детской игры.

Развитие дошкольников во всех областях – физической, когнитивной и психосоциальной усиливается благодаря самостоятельным играм детей. Игра дошкольника претерпевает изменения в границах возраста, что становится предметом психологических исследований. Так, известный отечественный психолог Е.Е.Кравцова предлагает следующую последовательность развития игры: режиссерская – образная – сюжетно-ролевая – игра с правилами – режиссерская. Обучение детей игре строится в контексте целенаправленного поэтапного развития воображения с учетом логики и закономерностей его развития. Данный концептуальный подход к развитию детской игры соответствует требованиями ФГОС дошкольного образования и теоретическим обоснованиям Образовательной программы дошкольной образовательной организации.

4) Приложение 1 «Опрос воспитателей по организации игровой деятельности детей»

Приложение 2 «Анкета на выявление уровня инновационного потенциала педагогов»

Основной этап (внедренческий)

Цель и задачи

Цель: создание условий для внедрения технологии развития игровой деятельности воспитанников (по классификации Е.Е.Кравцовой), развитие проектировочных умений и навыков педагогов.

Задачи:

— повысить профессиональную компетентность педагогов через проведение различных методических мероприятий, обучение на стажировочных площадках других дошкольных организаций;

— организовать систему обмена опытом среди педагогов по вопросам использования технологии; преобразовать предметно-пространственную среду для поддержки детской игры;

изменить модель взаимодействия педагога с детьми путем интеграции технологии развития игры в образовательную деятельность.

Содержание работы

проведение методических мероприятий: семинар-практикум, мастер-классы, педагогический десант, практико-ориентированные семинары сети детских садов «Школы Росатома»; «Ярмарка педагогических идей».

обучение на стажировочных площадках сети детских садов «Школы Росатома»;

— работа педагогов в творческих группах по разработке предметно-пространственной среды и функционала воспитателя, обеспечивающих развитие и поддержку детской игры;

— экспертиза предметно-пространственной среды по «Шкалам ECERSR»

Выводы по основному этапу.

1) Изучив периодизацию развития игры Е.Е.Кравцовой, педагоги детского сада в формате практико-ориентированных семинаров разработали «Методические рекомендации для экспертизы условий, обеспечивающих поддержку детской игры». При экспертной оценке необходимо обратить внимание на наличие следующих показателей:

Среда, которая располагает ресурсами и благоприятна для развития игровой деятельности ребёнка.

Маркеры среды, позволяющие установить, что игровая деятельность

проживается детьми группы, как ведущая и осмысленная ими.

2) В научно-методической литературе по проблеме формирования игровой компетентности воспитателей, среди личностных качеств и профессиональных умений отмечены, прежде всего, креативность и развитое воображение: умение придумать сюжет, по-новому увидеть привычную ситуацию, придать новое значение знакомым предметам, преодолеть сложившиеся стереотипы. Педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и – что особенно важно – серьезное отношение к игровой ситуации. Играющий верит в созданную им ситуацию и живет в ней.

Еще одно важное качество воспитателя, способствующее игре, – тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять директивно, давая указания и контролируя действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план и замысел.

Самый важный и тонкий момент при руководстве игрой – это соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. Поддержка игры предполагает косвенное, не директивное руководство: здесь недопустимы как авторитарная позиция взрослого, так и его полное устранение от игры детей.

И конечно, для дошкольного педагога важно знание разнообразных

игр – фольклорных, народных и современных. Такие игры представляют особый пласт культуры, адресованный детям и несущий в себе серьезный развивающий потенциал. Посредником в передаче этой культуры детям должен выступить, прежде всего, дошкольный педагог.

Перечисленные качества и способности должны стать необходимой составляющей игровой компетенции воспитателя, поскольку они лежат в основе игровой компетентности. Педагог должен уметь планировать деятельность, направленную на развитие ребёнка, а так же использовать специальные подходы в своей работе. Современный воспитатель должен уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребёнка. Если мы хотим всерьез развивать ребенка, нужно понимать, что функционал воспитателя должен быть непосредственно связан с видами игры.[1]

3) Работа в творческой группе над организацией ППРС и функционалом воспитателя по поддержке игры детей, позволила нам определить позицию (педагогические шаги) взрослого при взаимодействии с детьми на каждом этапе развития детской игры.

3) Приложение 3 «Периодизация развития детской игры Е.Е.Кравцовой»

Приложение 4 «Методические рекомендации для экспертизы условий, обеспечивающих поддержку детской игры»

Заключительный этап (обобщающий)

Цель и задачи

Цель: изучение результатов внедрения технологии развития игровой деятельности (по классификации Е.Е.Кравцовой).

Задачи:

провести рефлексию педагогов в оценке результатов своей деятельности по использованию технологии;

систематизировать и обобщить педагогический опыт педагогов;

 разработать систему контроля, включающей в себя диагностику, коррекцию, регулирование педагогических процессов с использованием технологии;

регулярно использовать технологию в педагогическом процессе.

Содержание работы

  проведение смотра-конкурса «Мастер игры»

анализ деятельности педагогов по использованию технологии;

выявление лучшего педагогического опыта по внедрению технологии среди воспитателей дошкольной организации;

 распространение опыта работы в формате стажировочной площадки;

участие в конкурсах профессионального мастерства;

составление методического кейса по реализации технологии.

Выводы по обобщающему этапу:

Для

анализ

а

деятель

ности педагогов по внедрению

технологии

развития игровой деятельности детей (по классификации Е.Е.Кравцовой)

мы выделили два направления

:

обеспечение условий для возникновения и развития игровой деятельности (достаточное количество времени для игры, наличие игровой площадки, необходимых игрушек и предметов и правильное расположение их, обогащение детей впечатлениями и хорошее их самочувствие).

методику руководства игровой деятельностью (методы и приемы, направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительного состояния детей; обеспечение активности играющих; направление детей на игру; удлинение и усложнение игровой деятельности). Данное направление анализировалось по результатам смотра-конкурса «Мастер игры».

На завершающем этапе были запланированы

и проведены

мероприятия, направленные на совершенствование опыта педагогов, обобщение распространение передового педагогического опыта.

3)  Приложение 5 «Карты для оценки функционала воспитателя для поддержки разных видов игры детей»

Используемая литература:

1. Бабина О.Г «Формирование игровой компетентности педагога» [Электронный ресурс]

2.Кравцова Е.Е. Воспитание волшебников. М.: Левъ, 2019. 300 с.

3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 5–21. doi:10.17759/psyedu.2019110401

Приложение 1

Опрос воспитателей по организации игровой деятельности детей

Уважаемые педагоги!

Просим вас ответить на вопросы.

В анкете представлены вопросы с вариантами ответов (среди которых Вы можете выбрать не один вариант), а также без вариантов, так называемые, открытые вопросы.

Диагностируете ли вы особенности игровой деятельности детей? Как вы это делаете и с какой целью?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы учитываете игровые интересы детей при организации сюжетно-ролевых игр?

А) организовываю с/р игры в соответствии с игровыми интересами детей разного пола.

Б) организовываю совместные с/р игры мальчиков и девочек на основе их игровых интересов

В) организовываю с/р игры в соответствии с образовательной программой д

Г) другое______________________________________________________________________________

Какие приемы руководства с/

р

игры вы используете чаще всего?

А) прямые приёмы руководства с\р игрой (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей на игру, разъяснение, совет по ходу игры, предложение новой темы и другие)

Б) косвенные приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой (направлены на обогащение детских представлений об окружающем мире через экскурсии, чтение книг, рассказы педагогов)

В) никакие

Г) другой вариант

Продолжите, пожалуйста, предложение: педагог в игровой деятельности – это….

______________________________________________________________________________________

Продолжите, пожалуйста, предложение: ребёнок в игровой деятельности…

А) субъект социальных отношений

Б) объект окружающей действительности

В) объект воспитания, обучения, развития

Г) другой вариант

В какие с/

р

игры вы играете с детьми?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Предлагаете ли вы детям новые игровые сюжеты, роли? Назовите некоторые из них______________________________________________________________________________________

8. Продолжите, пожалуйста, предложение: при организации с/р игры детей дошкольного возраста важно учитывать:

А) игровую субкультуру мальчиков и девочек

Б) уровень развития игровых умений

В) уровень познавательных способностей и кругозор детей

Г) другое

10. Из предложенных ниже качеств выберите те, которые, на ваш взгляд, необходимы ребёнку в игровой деятельности

— Ценное отношение — Интерес — Самостоятельность

— Исполнитель — Желание играть — Целеустремленность

— Избирательность — Репродуктивность — Творчество — Послушание — Подражательность — Активность

— Высокий интеллект — Свобода выбора — Инициативность

Благодарим вас за участие в опросе!

Приложение 2

Анкета на выявление уровня инновационного потенциала педагогов

Уважаемые, педагоги! Просим Вас принять участие в исследовании, направленном на выявление уровня инновационного потенциала педагогического коллектива

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Инструкция: Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, предложенные критерии педагогической деятельности по 5-балльной шкале: от 1 (низкая) до 5 (высокая)

Критерии

1

2

3

4

5

1

Стремление к творческим достижениям

2

Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации и коллег

3

Стремление к высокому профессионализму

4

Стремление к риску

5

Критичность мышления, способность к оценочным суждениям

6

Способность к самоанализу, рефлексии

7

Владение методами педагогического исследования

8

Способность к участию/ планированию экспериментальной работы

9

Способность к созданию авторской программы

10

Способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов

11

Способность к сотрудничеству

12

Работоспособность в творческой деятельности

13

Уверенность в себе

14

Ответственность

Анкета «Барьеры, препятствующие освоению инноваций»

Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшества в своей работе, то укажите причины, с чем это связано. Обведите данные варианты ответов.

Удовлетворенность достигнутыми результатами работы

Потребность работать в стабильных, привычных условиях (обстановке)

Неуверенность в своих силах

Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях

Плохое здоровье, другие личные причины

Большая педагогическая нагрузка

Небольшой опыт работы

Слабое материальное стимулирование

9. Отсутствие методической помощи

Приложение 3

Периодизация развития детской игры Е.Е. Кравцовой

Концептуальная модель развития детской игры Е.Е.Кравцовой основана на периодизации развития игры по наличию мнимой (воображаемой) ситуации.

1этап — режиссерская игра (2-4 года):

— самостоятельное придумывание сюжета;

— управление игрушками;

— перенос функций с одного предмета на другой.

2 этап — образная игра (4-5 лет):

— выделение основного действия с предметом;

— характерных признаков поведения людей (животных);

— принятие образа, роли;

3 этап — сюжетно-ролевая игра (5-6 лет):

— принятие роли, создание, развитие сюжета;

особая форма режиссерской игры: одновременное исполнение роли и руководство ролевыми отношениями.

4 этап — игра с правилами (5-7 лет):

— наличие определенной внутренней позиции и образа, оговоренного правилами.

5этап — режиссерская игра (6-7 лет):

— качественное обогащение сюжета.

Приложение 4

Методические рекомендации для экспертизы условий,

обеспечивающих поддержку детской игры

п/п

Наименование группы/ показателей

Методические рекомендации

для эксперта

ДА / НЕТ

Среда, которая располагает ресурсами и благоприятна для развития игровой деятельности ребёнка

1.

Среда позволяет ребёнку погрузиться в режиссёрскую игру

Детям предоставляется возможность уединения (например, ширмы, зонты, большие коробки, игровые палатки, пледы, шали, занавешенные столы и т.д.) образующие закрытое пространство.

В образовательной среде группы много различных предметов – заместителей из разнообразных материалов (бумажные, деревянные, тканевые, природные и т.д.)

Наличие мелких игрушек (фигурки настольного театра, машинки, куколки, фигурки из киндер-сюрпризов и т.д.)

В образовательной среде детей дошкольного возраста представлены различные макеты ограниченного пространства (лес, улица, дорога и т.д.) и материалы для изготовления макетов (игровые поля, коврики и т.д.)

Все материалы доступны детям в течение всего дня

2.

Среда позволяет ребёнку погрузиться в образную игру

В группе достаточное количество материалов для образных игр детей – костюмы для переодевания, реквизит (головные уборы – каски, короны, береты, веночки; различная обувь – ботинки, туфли и д.р.; аксессуары – кошельки, сумочки, дорожные сумки, чемоданы и д.р.; галстуки, бабочки, трости, жилеты, накидки, пиджаки и д.р.; волшебные палочки и др. атрибуты сказочных персонажей, людей различных профессий)

В образовательной среде группы есть место, где расположены ткани различных размеров, расцветок и фактур.

В образовательной среде группы старшего дошкольного возраста представлены элементы костюмов, изготовленные детьми, для выражения выбранного образа в игре

Для обогащения представлений об образах, принимаемых детьми в игре, в группе есть книги по различным тематикам с яркими красочными картинками, иллюстративный материал, мультфильмы, энциклопедии, и т.д.

Возможность использования звукового, музыкального сопровождения (музыкальный центр, инструменты, музыкальные игрушки и т.д.)

В пространстве группы есть место или небольшое возвышение (сцена) для демонстрации детьми образов, принятых на себя в игре или возможность её изготовления

Все материалы удобно хранятся и доступны детям в течение всего времен

3.

Среда позволяет ребёнку погрузиться в сюжетно-ролевую игру

В среде группы оборудование для игр (полки, столы, стулья, ширмы различной высоты, сундуки, коробки и т.д.), может использоваться детьми для разных игровых задач, что позволяет смоделировать игровое пространство под замысел ребёнка («больница», «дом», «библиотека», «космодром» и т.д.)

Среда группы не перегружена проработанными игрушками (куклы, машины, мягкие игрушки и т. д.), в ней достаточно игрового реквизита для поддержки игрового замысла детей (продукты, набор посуды, постельное бельё и т. д.). Однако «этот достаточный уровень» предполагает его некоторую нехватку, провоцирующую самостоятельное изготовление детьми материалов для игры

Пространство позволяет развернуть несколько сюжетов одновременно

Все материалы безопасны, доступны детям в течение дня.

4.

Среда позволяет ребёнку погрузиться в игру с правилами

В образовательной среде группы есть достаточное количество настольно-печатных, дидактических игр и других различных игр с правилами в соответствие с возрастом воспитанников.

В группе есть пространство, где ребёнок или несколько детей смогут объединиться для игры с правилами.

В группе есть атрибутика для подвижных игр, использованы другие помещения группового блока, холла для возможности игр детей со спортивным оборудованием.

В группах старшего дошкольного возраста есть игры-бродилки, другие игры с правилами из подручных материалов, созданные детьми по собственному замыслу.

5.

Условия для развития самостоятельности в игре

У детей имеется возможность выбора места и вида игр

Полифункциональность материалов (достаточно предметов-заместителей, способных дополнить или восполнить недостающее оборудование для игры по собственному замыслу) и трансформируемость пространства детьми (платформы, ширмы, «подвижная» мебель и т.д.)

В наличии различные вспомогательные материалы – верёвки, резинки, ленты, бинты, малярный скотч и крепёжные материалы (зажимы, прищепки, карабины и т.д.) для использования в вертикальном и горизонтальном пространстве.

Маркеры среды, позволяющие установить, что игровая деятельность

проживается детьми группы, как ведущая и осмысленная ими.

1.

Следы игровой деятельности

Пространство группы перестроено под игровой замысел детей. В группе сохраняются постройки (разметка пространства группы), отражающие игры, в которые играют дети сегодня.

В игровом пространстве сохраняются следы игровых замыслов, отражающие интерес нескольких групп детей или одного ребёнка.

В игровом пространстве находятся предметы-заместители, которые внесены в игры как недостающие для развития игры материалы

Следы игровой деятельности

В группе есть хотя бы одно стационарное место, где развёрнута режиссёрская игра на макете или игровом поле, либо если игра свёрнута рядом с макетом, хранятся игрушки, различные материалы в контейнере.

На стойке (полке и д. р.) с материалами для образной игры видны следы детского присутствия (костюмы, подобранные для сегодняшних игр, куски тканей, стянутые под воплощение замысла и т.д.).

Предусмотрена возможность зонирования пространства с потолка (крючки для тканей, шатры и т.д.) и оно задействовано детьми в игре.

В пространстве группы предусмотрена возможность передвижения построек для удобства уборки, промаркированные контейнеры для хранения материалов, стойки для костюмов, повышающие доступность использования материалов для игры.

В группе есть маркеры, знаки, отражающие правило «не ломать постройки», «не убирать игрушки», знаки личных предпочтений.

2.

Документация

В группах старшего дошкольного возраста присутствуют следы детской документации (детские проекты по обогащению игры, в которой живут дети; модели иерархических отношений; перечни ролей, включённых детьми в игру и т. д.)

Имеются фотоматериалы, отражающие игровую деятельность.

В режиме группы и в утренний и в вечерний отрезок времени предусмотрено не менее 3-х часов на игровую деятельность детей.

Приложение 5

Карта для оценки функционала воспитателя для поддержки режиссёрской игры

ФИО воспитателя__________________________________________________

Возраст детей_____________________________________________________

п/п

Показатель

Оценка

1

Воспитатель озвучивает, придает смысл разрозненным действиям ребенка.

2

Демонстрирует игру, разыгрывает сюжет с игрушками или предметами – заместителями, не привлекая детей.

3

Включается в игру, помогает развить сюжет.

4

Вбрасывает образовательные задачи, провокации в ходе игры.

5

Поддерживает самостоятельность и инициативу каждого ребенка.

6

Взаимодействует на основе принятия, поддержки, уважении границ другого.

7

Помогает детям в решении конфликтных ситуаций.

8

Создает условие для выбора ребенком деятельности, места, партнера, времени.

9

Обсуждает с детьми правила группы и предоставляет им возможность разрабатывать правила самим и фиксировать.

10

Организует, поддерживает, развивает совместную деятельность детей.

11

Провоцирует интерес ребенка к окружающему миру

12

Необычные, интересные, творческие задумки педагогов

13

Использование разных материалов для изготовления атрибутов к игре

14

Использование регионального компонента в организации игры

ИТОГО:

Критерии оценок:

1-2 балл – критический уровень

3 балла – достаточный уровень

5-4 баллов – оптимальный уровень

Карта функционала воспитателя для поддержки образной игры

ФИО воспитателя___________________________________________________

Возраст детей______________________________________________________

п/п

Показатель

Оценка

1

Воспитатель создает событийный ряд, расширяющий кругозор ребенка, позволяющий ему сформировать представление о разнообразных образах, которые затем появятся в его игре.

1.1

В группе прослеживается не менее 2 событийных рядов.

2

Проводит эвристические беседы и комментирует: содержание образа в событийном ряду;

2.1

Содержание созданного ребенком реального образа.

3

Обеспечивает условия для демонстрации детьми образов, находясь сам в роли зрителя и стимулируя детей к просмотру.

4

В течение дня не менее 4 раз демонстрирует образную игру, используя яркие средства

5

Необычные, интересные, творческие задумки педагогов

6

Использование разных материалов для изготовления атрибутов к игре

7

Использование регионального компонента в организации игры

ИТОГО:

Критерии оценок:

1-2 балл – критический уровень

3 балла – достаточный уровень

5-4 баллов – оптимальный уровень

Карта функционала воспитателя для поддержки сюжетно-ролевой игры

ФИО воспитателя___________________________________________________

Возраст детей______________________________________________________

п/п

Показатель

Оценка

1

Воспитатель изучает интерес детей, их социальный опыт.

2

Создает проблемные ситуации.

3

Мотивирует , поддерживает пути решения, предложенные детьми.

4

Педагог обогащает сюжет игры (чтение худ. лит-ры, экскурсии, просмотр видео, обсуждение событий)

4.1

Педагог обогащает ролевые действия частие педагога в главной или второстепенных ролях, в зависимости от сложившейся ситуации, обучение игровым действиям)

4.2

Педагог обогащает взаимоотношения детей в игре (использует технологию моделирования,

просмотр фото и видео, демонстрирующих различные эмоциональные проявления людей в нестандартных ситуациях)

5

Участвует в игре, выполняя главную или второстепенные роли

5.1

При необходимости участвует в сговоре

5.2

При необходимости участвует при распределении ролей: если ролей больше, чем детей; ролей меньше, чем детей

6

Педагог решает образовательные задачи.

6.1

Планирует педагогические задачи.

6.2

Создает провокацию (средовая, вербальная, деятельностная).

6.3

Поддерживает детскую инициативу в решении образовательных задач: использует вопросы с открытым ответом; оказывает эмоциональную поддержку; обеспечивает средовый ресурс (доступность, разнообразие).

7

Необычные, интересные, творческие задумки педагогов

8

Использование разных материалов для изготовления атрибутов к игре

9

Использование регионального компонента в организации игры

ИТОГО:

Критерии оценок:

1-2 балл – критический уровень

3 балла – достаточный уровень

5-4 баллов – оптимальный уровень

Карта функционала воспитателя для поддержки игры с правилами

ФИО воспитателя___________________________________________________

Возраст детей______________________________________________________

п/п

Показатель

Оценка

1

Педагог выделяет время в режиме дня для совместных игр детей из разных групп (разного возраста).

2

Создает условия для появления новой игры

2.1

Вербальные: педагог задает наводящие вопросы, рассказывает об игре из личного опыта, если игра не знакома детям;

2.2

Невербальные: создает провокации в среде, внося новые игровые предметы, поля и др.).

3

Педагог начинает играть самостоятельно (привлекает внимание детей, приглашает в игру)

4

Объясняет правила, чтобы игра состоялась, выделяет главное.

5

Педагог выясняет у ребенка необходимо ли ему зафиксировать правила игры (схемы, рисунки, маркеры).

6

Создает условия для поддержки и развития игры с правиламиключается в игру по просьбе ребенка)

7

Педагог вносит провокации в игру ( изменяет игровое поле, атрибуты; изменяет правила через внесение новых схем)

8

Педагог осознанно нарушает правила, для закрепления или появления новых правил в игре.

9

При нарушении правил детьми, педагог: обращается к ранее созданным схемам;

9.1

При отсутствии правил в игре дети зарисовывают их.

9.2

Договариваются об изменении правил.

10

Игра в свободной деятельности детей: педагог подготавливает в среде разнообразный материал для создания игры.

10.1

Педагог подготавливает пространство и время для проведения игры

11

Необычные, интересные, творческие задумки педагогов

12

Использование разных материалов для изготовления атрибутов к игре

13

Использование регионального компонента в организации игры

ИТОГО:

Критерии оценок:

1-2 балл – критический уровень

3 балла – достаточный уровень

5-4 баллов – оптимальный уровень

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

А вот и еще интересные новости по теме:

  • Контроллер tc4s 14r руководство пользователя на русском языке
  • Устройство зарядное автоматическое электроника 15мо 081 043 ту инструкция
  • Как вызвать яндекс такси с мобильного инструкция
  • Сканер атол sb2108 plus инструкция по настройке
  • Кто осуществляет руководство в сфере образования

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии