Общая информация
Работа по противодействию коррупции
Оценочный механизм
ОЭСР – международная организация, созданная в 1961 году для развития международной торговли и стимулирования экономического прогресса. Деятельность ОЭСР затрагивает широкий круг вопросов, в том числе финансы, экономическое развитие, здравоохранение, налогообложение, миграцию, защиту окружающей среды и т.д. По ряду направлений своей деятельности, включая антикоррупционную тематику, ОЭСР инициировала подписание международных соглашений, к которым могут присоединяться как страны-участницы ОЭСР, так и иные государства.
Членами ОЭСР являются 38 стран. Россия на данный момент в их число не входит.
Руководство организацией осуществляет генеральный секретарь, который избирается на пять лет с возможностью переизбрания. В настоящий момент должность генерального секретаря занимает Матиас Корманн (Австралия). Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже.
Работа ОЭСР по противодействию коррупции строится, в первую очередь, вокруг имплементации Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Конвенция была принята в 1997 году. На данный момент ее ратифицировали 38 стран-участниц ОЭСР и 6 стран, не входящих в организацию, в том числе и Россия (2012 г).
Конвенция изначально направлена на противодействие одной из коррупционных практик – подкупу иностранными компаниями должностных лиц других стран в целях получения конкурентных преимуществ. Вместе с тем, ее реализация предполагает внедрение ряда механизмов, воздействие которых выходит далеко за пределы узкой сферы, обозначенной в названии. В дополнение к Конвенции ОЭСР были приняты рекомендации по ее применению, которые зачастую существенно расширяют ее содержание.
В целях обсуждения хода реализации Конвенции была создана Рабочая группа ОЭСР по борьбе со взяточничеством при осуществлении международных коммерческих сделок. Встречи группы проходят четыре раза в год.
Наряду с деятельностью, направленной на имплементацию Конвенции, ОЭСР реализует множество иных проектов по антикоррупционной тематике. На сегодняшний день ОЭСР является одним из крупнейших международных аналитических центров по вопросам противодействия коррупции. В частности, ОЭСР регулярно публикует собственные аналитические материалы по таким темам, как внедрение стандартов поведения и регулирование конфликта интересов, противодействие коррупции в госзакупках, регулирование лоббизма и т.д.
На сайте ОЭСР есть отдельный раздел, посвященный противодействию коррупции. Он содержит текст Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и сведения о ее реализации отдельными странами, а также многочисленные рекомендации, руководства, пособия, иные публикации ОЭСР, информацию о мероприятиях, проводимых с участием ОЭСР.
ОЭСР проводит регулярный мониторинг имплементации Конвенции странами-участницами. Мониторинг разбит на четыре фазы: в ходе первой фазы анализируется содержание соответствующего законодательства страны, в ходе второй — эффективность применения этого законодательства на практике, в ходе третьей фазы рассматривается обеспечение выполнения Конвенции, рекомендаций по ее имплементации и неисполненные рекомендации, данные в ходе второй фазы, в ходе четвертой — правоприменение и сквозные вопросы, учитывающие потребности конкретных стран, и неисполненные рекомендации, данные в ходе третьей фазы.
Для проведения мониторинга из числа стран, ратифицировавших Конвенцию, по жребию выбираются две страны-оценщицы, которые анализируют соответствующее законодательство и документы, а также направляют своих экспертов для проведения рабочих встреч с представителями профильных ведомств оцениваемой страны.
По итогам каждой фазы оценки составляется отдельный отчет, содержащий, в числе прочего, рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Все отчеты можно посмотреть здесь.
Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и сопутствующие документы
Конвенция ОЭСР устанавливает имеющие обязательную юридическую силу требования по криминализации подкупа иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и предоставляет множество сопутствующих мер по их эффективной реализации. Данная Конвенция — первый и единственный международный антикоррупционный инструмент, ставящий в центр внимания «предлагающую сторону» взяточничества.
Пересмотренные рекомендации ОЭСР по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок
Пересмотренные рекомендации были приняты 26 ноября 2021 года. Их целью стало расширение возможностей стран-участниц Конвенции по предупреждению, выявлению и расследованию заявлений о подкупе иностранных должностных лиц. В Рекомендациях представлены дополнения и комментарии к толкованию и надлежащим способам применения на практике отдельных статей Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.
Руководство по лучшим практикам внутреннего контроля, этики и комплаенса
Настоящее Руководство подготовлено с целью оказания помощи компаниям при разработке и обеспечении эффективности реализации программ внутреннего контроля, этики и комплаенса или при принятии мер, направленных на предупреждение и выявление фактов подкупа иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, а также бизнес-организациям и профессиональным ассоциациям, которые играют важную роль в содействии принятию компаниями таких мер.
Руководство является гибким и должно быть самостоятельно адаптировано компаниями с учетом своих индивидуальных особенностей, в том числе размера, типа, организационной структуры и сферы ведения бизнеса, а также юрисдикции и иных базовых правовых принципов, в соответствии с которыми компания осуществляет свою деятельность.
Пересмотренные Рекомендации ОЭСР по борьбе со взяточничеством при осуществлении официальной поддержки экспортных кредитов
Пересмотренные рекомендации, принятые в 2019 году, устанавливают основные принципы по противодействию коррупции при предоставлении экспортных кредитов, включая скрининг таких операций, проверку добросовестности вовлеченных сторон, оценку полученных результатов и принятие на ее основе соответствующего решения о предоставлении экспортной поддержки.
Рекомендации Совета по налоговым мерам по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок
Рекомендации построены вокруг темы пресечения возможности получения взяток иностранными должностными лицам посредством принятия законодательных или любых других обязательных мер, позволяющих запретить применение налоговых вычетов к коррупционным доходам должностных лиц, а также мер по упрощению для налоговых органов порядка информирования правоохранительных органов о подозрениях на наличие фактов подкупа иностранных должностных лиц.
Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий
В Руководстве представлены принципы и стандарты ответственного ведения бизнеса в глобальном контексте в соответствии с применимыми законами и международно-признанными стандартами. Документ является единственным согласованным на многосторонней основе и всеобъемлющим кодексом ответственного делового поведения, который обязались продвигать правительства стран-участниц.
Официальный сайт ОЭСР
Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Раздел, посвященный вопросам противодействия коррупции, находится здесь.
Электронная библиотека ОЭСР
Сайт, на котором собраны все публикации ОЭСР. Отдельного раздела с публикациями по антикоррупционной тематике не предусмотрено, искать документы в общей базе можно по ключевым словам (например, corruption, integrity, ethics, etc.).
Официальный сайт ОЭСР в России
Сайт посвящен деятельности Российской Федерации в качестве члена ОЭСР и содержит информацию об основных событиях, связанных с участием России в данной международной организации, в том числе в части противодействия подкупу иностранных должностных лиц.
Руководство ОЭСР по регулированию конфликта интересов на государственной службе
В Руководстве определен набор основных принципов и стандартов для разработки и реализации политики по регулированию конфликтов интересов.
Принципы ОЭСР по обеспечению прозрачности и неподкупности лоббистской деятельности
Принципы предоставляют лицам, ответственным за принятие государственных решений, указания и рекомендации по обеспечению прозрачности и неподкупности при осуществлении лоббистской деятельности.
Руководство ОЭСР по проверке добросовестности ведения бизнеса
Руководство ОЭСР по проверке добросовестности (due diligence) ведения бизнеса призвано оказать практическую поддержку предприятиям при реализации Руководящих принципов ОЭСР для многонациональных предприятий, предоставляя понятные пояснения к рекомендациям по проверке добросовестности. Реализация этих рекомендаций может помочь предприятиям избежать или минимизировать неблагоприятные последствия, связанные с проводимыми ими операциями, существующими цепочками поставок и другими деловыми отношениями. Руководство включает дополнительные пояснения, советы и показательные примеры по проверке добросовестности.
I. Введение
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.
№ 273-Ф3 «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Под личной заинтересованностью федерального государственного гражданского служащего и сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации[1], которая влияет или может повлиять на объективное выполнение им служебных обязанностей, понимается возможность получения служащим в связи с выполнением служебных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав или услуг имущественного характера, для себя или для третьих лиц.
Под указанные определения попадает множество конкретных ситуаций,
в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов служащих,
составить исчерпывающий перечень таких ситуаций едва ли возможно. Тем
не менее можно выделить ряд ключевых областей регулирования, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
1) выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах;
2) выполнение оплачиваемой работы;
3) владение имуществом, ценными бумагами, банковскими вкладами;
4) получение подарков и услуг;
5) имущественные обязательства и судебные разбирательства;
6) взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
7) использование служебной информации.
В данных методических рекомендациях рассматриваются типовые ситуации конфликта интересов для каждой из указанных «областей регулирования»: приводится описание типовой ситуации и рекомендации как для служащих, так и для руководителей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В отдельных случаях приводится комментарий, поясняющий почему та или иная ситуация является конфликтом интересов, содержащий конкретные примеры типовой ситуации или другую полезную информацию.
Для целей настоящих методических рекомендаций понятие «отдельные функции государственного управления» означает, в том числе:
— размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе участие в работе комиссии по размещению заказов;
— осуществление государственного надзора и контроля;
— подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов;
— организация продажи приватизируемого государственного имущества, иного имущества, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности;
— лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды услуг и иные действия;
— проведение государственной экспертизы и выдача заключений;
— возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях и уголовных преступлениях, проведение административного и уголовного расследования;
— проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
— представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
— участие служащего в осуществлении оперативно-разыскной деятельности, работе органов следствия и дознания.
Под родственниками служащего понимаются: родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов. Следует также учитывать, что личная заинтересованность служащего может возникать и в тех ситуациях, когда выгоду получают или могут получить иные лица: например, друзья служащего и его родственники. Для обозначения этой категории лиц используется термин «лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах[2]».
II. Типовые ситуации конфликта интересов
1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления, в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах
1.1. Описание ситуации
Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.
Меры предотвращении и урегулирования
Служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме.
Непосредственному руководителю рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах. Например, рекомендуется временно вывести служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности является его родственник.
Комментарий
Осуществление служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:
— служащий является членом конкурсной комиссии государственного органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном органе является родственник служащего;
— служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника служащего.
При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение функций государственного управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если служащий предоставляет государственные услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.
2. Конфликт интересов, связанный с выполнением оплачиваемой работы
2.1. Описание ситуации
Служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении оплачиваемой преподавательской, научной и иной творческой работы в организации, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного управления. В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации служащий уже выполнял или выполняет в ней оплачиваемую преподавательскую, научную и иную творческую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения такой оплачиваемой работы в данной организации. В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует также уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме.
В случае, если служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, в которой служащий или его родственники выполняют оплачиваемую работу.
Комментарий
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля
2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[3]федеральный государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя и непосредственного руководителя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
В отношении сотрудников органов внутренних дел установлен более жесткий запрет, так в соответствии с требованиями части 4 статьи 34 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты»[4] сотрудник органов внутренних дел вправе заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью с предварительным уведомлением непосредственного руководителя (начальника) о выполнении оплачиваемой преподавательской, научной и иной творческой работы, если это не повлечет за собой конфликт интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником органов внутренних дел обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Ситуация, при которой служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и может порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.
Действующее законодательство не устанавливает прямых oграничений на трудоустройство родственников служащего. Тем не менее ситуация, когда родственники служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути схожа с ситуацией, рассмотренной в пункте 1.1 данных методических рекомендаций.
2.2. Описание ситуации
Служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
При направлении руководителю предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации. В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:
— услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями служащего;
— служащий непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;
— организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых служащий осуществляет отдельные функции государственного управления и т.д. При обнаружении подобных фактов рекомендуется принять решение, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги.
Комментарий
При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация, оказывающая платные услуги, предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными обязанностями служащего, например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в государственные органы и т.д. В этом случае служащий не только осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.
2.3. Описание ситуации
Служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники служащего или иные связанные с ним лица.
Меры предотвращения и урегулирования
Служащему рекомендуется при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства не давать никаких советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.
Комментарий
Данная ситуация в целом аналогична ситуации, рассмотренной в пункте 2.2. При этом «советы», предоставляемые сотрудникам проверяемых организаций, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться в устной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могут размещаться на сайге соответствующего государственного органа и т.д. В любом случае, если служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение представляется недопустимым с точки зрения служебной этики. Несмотря на то, что рекомендации служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов для членов семьи служащего или иных связанных с ним лиц и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.
2.4. Описание ситуации
Служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, выполняют оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
При направлении непосредственному руководителю предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.
В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники служащего уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой служащий выполняет иную оплачиваемую работу.
2.5. Описание ситуации
Служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.
Меры предотвращения и урегулировании
Представителю нанимателя рекомендуется указать служащему, что выполнение подобной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае, если служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении служащего от замещаемой должности.
2.6. Описание ситуации
Служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом изобретения, авторскими правами на которое обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.
Меры предотвращения и урегулировании
Служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется по возможности отказаться от участия в соответствующем конкурсе. Представителю нанимателя рекомендуется вывести служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в котором у служащего есть личная заинтересованность.
2.7. Описание ситуации
Служащий выполняет оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.
Меры предотвращения и урегулировании
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона
№ 79-ФЗ федеральному государственному гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или российским законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона № Э42-ФЗ работа сотрудников органов внутренних дел по совместительству не допускается, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником органов внутренних дел обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Об осуществлении такой деятельности сотрудник органов вну тренних дел обязан уведомить непосредственного руководителя (начальника).
Таким образом, сотруднику органов внутренних дел вообще запрещается заниматься оплачиваемой преподавательской, научной и иной творческой деятельностью в случаях:
— финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
— либо без письменного разрешения представителя нанимателя в случаях частичного финансирования за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Исключение составляют лишь те случаи, когда существуют иные нормы, предусмотренные международным договором или российским законодательством.
В любом случае представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.
3. Конфликт интересов, связанный с владением имуществом, ценными бумагами, банковскими вкладами
3.1. Описание ситуации
Служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
В случае, если служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, следует продать указанные ценные бумаги или передать их в доверительное управление и уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.
В случае, если родственники служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, служащий должен уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности. При этом родственникам служащего рекомендуется продать указанные ценные бумаги или передать их в доверительное управление.
Представителю нанимателя рекомендуется до принятия служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, ценными бумагами которой владеют служащий или его родственники.
Комментарий
Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что владение служащим ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, и он обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для родственников служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее важно понимать, что наличие в собственности у родственников служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.
3.2. Описание ситуации
Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют вклады.
Меры предотвращения и урегулирования
Служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме.
Представителю нанимателя рекомендуется до принятия служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравс твенных обязательствах, имеют вклады.
4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг
Согласно требованиям статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. При этом учитывается, что данный запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, стоимость которых превышает три тысячи рублей, которые получены служащими, признаются соответственно федеральной собственностью Российской Федерации и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
4.1. Описание ситуации
Служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Служащему и его родственникам рекомендуется не принимать никаких подарков от организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения. За исключением случаев дарения подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, стоимость которых превышает три тысячи рублей. В данном случае указанные подарки, полученные служащими признаются соответственно федеральной собственностью Российской Федерации и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.
Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей и служащий не передал его по акту в орган внутренних дел, то в отношении служащего рекомендуется применить меры дисциплинарной ответственности. Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то рекомендуется указать служащему на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения. В случае, если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками служащего подарков от физических лиц и или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:
— указать служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;
— предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;
— до принятия служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.
Комментарий
Законодательно фактически установлен запрет служащему получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (за исключением случаев дарения подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, стоимость которых не превышает три тысячи рублей).
Вместе с тем проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, закрепленный в законодательстве. Тем не менее необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности служащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации государственного органа и государственной службе в целом.
То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованной организации родственниками служащего. Действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ родственниками служащего. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения служащего.
4.2. Описание ситуации
Служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе и платные, служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.
Меры предотвращения и урегулирования
Служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме.
Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе и платные, служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.
4.3. Описание ситуации
Служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.
Меры предотвращения и урегулирования
Служащему не рекомендуется принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.
Представителю нанимателя, которому стало известно о получении служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей и что подобная практика может повлечь конфликт интересов.
4.4. Описание ситуации
Служащий получает подарки, награды или иные блага от иностранных государств или от некоммерческих организаций, финансируемых иностранными государствами.
Меры предотвращения и урегулирования
Несмотря на то, что в действующем законодательстве в отношении сотрудников не отрегулирован указанный вопрос, следует учесть, что в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ федеральному государственному гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. В связи с этим, в ходе рассмотрения указанной ситуации сотрудникам органов внутренних дел не рекомендуется принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько получение служащим подарка, награды и т.д. может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.
5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами
5.1. Описание ситуации
Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.
Меры предотвращения и урегулирования
В этом случае служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это служащему следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности. Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют имущественные обязательства.
5.2. Описание ситуации
Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники служащего.
Меры предотвращения и урегулирования
Служащему следует уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники служащего или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют имущественные обязательства.
5.3. Описание ситуации
Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.
Меры предотвращения и урегулирования
Служащему следует уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.
5.4. Описание ситуации
Служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, находятся в стадии судебного разбирательства с физическими лицами и организациями, в отношении которых служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулирования
Служащему следует уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства со служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.
6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы
6.1. Описание ситуации
Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до перехода на государственную службу.
Меры предотвращения и урегулирования
Служащему, в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении бывшего работодателя, рекомендуется уведомить непосредственного руководителя в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.
Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае, если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении бывшего работодателя.
Комментарий
Служащий, перешедший на работу в государственные органы из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации в целом. Возможна и обратная ситуация, при которой служащий по тем или иным причинам испытывает неприязнь к бывшему работодателю.
И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению служащим его должностных обязанностей.
При этом необходимо отметить, что наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения доходов для служащего, членов его семьи или организаций, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Тем не менее следует учитывать, что в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 18 Федерального закона № 79-ФЗ федеральный государственный гражданский служащий и частью 1 статьи 14 Федерального закона № 342-Ф3 сотрудник органов внутренних дел, т.е. служащие обязаны не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
6.2. Описание ситуации
Служащий ведет переговоры о переходе после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления.
Меры предотвращения и урегулировании
Служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной службы. В случае, если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, служащему следует уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.
Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с службы.
С трудоустройством бывших служащих также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации государственного органа, но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:
— бывший служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным органом, в котором бывший служащий ранее замещал должность;
— бывший служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным органом, в котором служащий ранее замещал должность;
— служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после ухода с государственной службы заниматься их реализацией.
7. Конфликт интересов, связанный с использованием служебной информации
7.1. Описание ситуации
Служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.
Меры предотвращении и урегулирования
Служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется, в том числе и на использование неконфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности. В связи с этим служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности. Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой.
[1] Далее – «служащие».
[2] Данный термин используется также в методических рекомендациях по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в федеральных государственных органах, одобренных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (пункт 2.10 протокола от 13 апреля 2011 г. № 24).
[3] Далее — «Федеральный закон № 79-ФЗ».
[4] Далее — «Федеральный закон № 342-Ф3».
(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
2. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить представителя нанимателя (работодателя), иное уполномоченное лицо, определенное настоящим Федеральным законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
(в ред. Федерального закона от 18.03.2023 N 70-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Представитель нанимателя, работодатель, иное уполномоченное лицо, указанное в части 2 настоящей статьи, если им стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязаны принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
(в ред. Федерального закона от 18.03.2023 N 70-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 10.07.2023 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. В случае, если лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.