Главная
Объединённый штаб ОДКБ
Командование
Командование
Начальник Объединенного штаба ОДКБ
генерал-полковник
СИДОРОВ
Анатолий Алексеевич
Первый заместитель начальника Объединенного штаба ОДКБ
генерал-лейтенант
КАЛОЕВ
Хасан Бекович
Заместители начальника Объединенного штаба ОДКБ
генерал-майор
ЛИСОВСКИЙ
Виктор Александрович
генерал-лейтенант
ШПЕКБАЕВ
Руслан Нуртолеуович
полковник
ТУКАЕВ
Эмильбек Рысбекович
Секретариат ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.
Руководство Секретариата:
Генеральный секретарь ОДКБ Тасмагамбетов Имангали Нургалиевич (краткие биографические данные) — Республика Казахстан;
Заместители Генерального секретаря ОДКБ:
— Семериков Валерий Анатольевич (краткие биографические данные) — Российская Федерация
— Ордабаев Самат Исламович (краткие биографические данные) — Республика Казахстан;
— Хайрулоев Тахир Шералиевич (краткие биографические данные) — Республика Таджикистан;
В состав Секретариата ОДКБ входят следующие основные структурные подразделения:
1. Управление политического сотрудничества. Начальник управления — Короневский Петр Аркадьевич (Республика Беларусь);
2. Управление проблем военной безопасности. Начальник управления — Давтян Сурен Людвигович (Республика Армения);
3. Управление противодействия вызовам и угрозам. Начальник управления Самаков Тынчтыкбек Калмурзаевич (Кыргызская Республика);
4. Управление делами. Начальник управления Булидоров Александр Петрович (Российская Федерация);
5. Организационно-плановое управление. Начальник Управления Бадалян Ара Генрихович
Управления при необходимости включают в свой состав отделы и группы. Кроме того, в составе Секретариата есть подразделения ведающие правовыми, финансово-экономическими и другими вопросами. Количество квотных должностей в Секретариате закрепляются за государствами — членами ОДКБ пропорционально их взносам в бюджет. Назначение должностных лиц на квотные должности Секретариата осуществляется Генеральным секретарем на ротационной основе через каждые три года по представлению государств-членов ОДКБ.
Главная
Объединённый штаб ОДКБ
Командование
Командование
Начальник Объединенного штаба ОДКБ
генерал-полковник
СИДОРОВ
Анатолий Алексеевич
Первый заместитель начальника Объединенного штаба ОДКБ
генерал-лейтенант
КАЛОЕВ
Хасан Бекович
Заместители начальника Объединенного штаба ОДКБ
генерал-майор
ЛИСОВСКИЙ
Виктор Александрович
генерал-майор авиации
КОЙШИКУЛОВ
Туралы Хамитович
полковник
ТУКАЕВ
Эмильбек Рысбекович
Организация Договора о коллективной безопасности
- От Договора к Организации
- Структура ОДКБ
-
Руководство
- Генеральный секретарь
- Заместители Генерального секретаря
- Начальник Объединенного штаба
- Документы
- Фотогалерея
- Видеогалерея
- Контакты
-
-
-
-
Ru|En
-
От Договора к Организации
Структура ОДКБ
Руководство
Генеральный секретарь
Заместители Генерального секретаря
Начальник Объединенного штаба
Документы
Фотогалерея
Видеогалерея
Контакты
Все новости
30-летие ОДКБ
Сессии Совета Коллективной безопасности ОДКБ
Уставные органы ОДКБ
Учения Коллективных сил ОДКБ
Взаимодействие с международными организациями
Пресс-центр
75-летие Победы
Все новости
30-летие ОДКБ
Сессии Совета Коллективной безопасности ОДКБ
Уставные органы ОДКБ
Учения Коллективных сил ОДКБ
Взаимодействие с международными организациями
Пресс-центр
75-летие Победы
— Семериков Валерий Анатольевич (краткие биографические данные) — Российская Федерация
— Ордабаев Самат Исламович (краткие биографические данные) — Республика Казахстан
— Хайруллоев Тахир Шералиевич (краткие биографические данные) — Республика Таджикистан
Союзное государство
Исполнительный комитет СНГ
Парламентская Ассамблея ОДКБ
Шанхайская организация сотрудничества
Евразийская экономическая комиссия
СОЮЗНИКИ. ОДКБ
Международный Комитет Красного Креста
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
Организация Объединенных Наций
Международная Организация по Миграции
Новым генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с 1 января следующего года станет Имангали Тасмагамбетов. В 2000-х он был премьер министром и государственным секретарем Казахстана, в 2017-2019 годах был послом стран в России. В должности он сменит Станислава Зася. Генсек ОДКБ назначается на три года.
«В рамках плановой ротации главы государств приняли решение о назначении представителя Казахстана Имангали Тасмагамбетова на должность Генерального секретаря ОДКБ с 1 января 2023 года сроком на три года»,— говорится в сообщении на сайте президента Казахстана.
Станислав Зась, перешедший на пост генсека ОДКБ после 12 лет работы в Совете безопасности Белоруссии, был назначен на руководящую должность в организации в январе 2020 года. Председателем Совета ОДКБ в 2023 году станет президент Белоруссии Александр Лукашенко, ранее данный пост занимал премьер-министр Армении Никол Пашинян.
О функциях ОДКБ в актуальных условиях — в материале «Ъ FM» «Армения вызывает ОДКБ».
https://ru.sputnik.kg/20230101/odkb-gensek-tasmagambetov-1071678424.html
Сегодня вступил в полномочия новый генсек ОДКБ
Сегодня вступил в полномочия новый генсек ОДКБ
Тасмагамбетов в разные годы был премьером, министром обороны Казахстана, акимом Астаны и Алматы, послом РК в России. 01.01.2023, Sputnik Кыргызстан
2023-01-01T14:59+0600
2023-01-01T14:59+0600
2023-01-01T15:21+0600
казахстан
политика
одкб
имангали тасмагамбетов
назначение
генеральный секретарь
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://sputnik.kg/img/07e6/0b/17/1070258744_368:67:1897:927_1920x0_80_0_0_cc2720942559dfef7eb85547d2e8e4f1.jpg
БИШКЕК, 1 янв — Sputnik. Имангали Тасмагамбетов вступил в должность генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Об этом пишет Sputnik Казахстан. Напомним, что 23 ноября 2022 года в Ереване на саммите ОДКБ было принято решение назначить Тасмагамбетова генеральным секретарем организации. Ранее эту должность занимал Станислав Зась, государственный секретарь Совета безопасности Беларуси.Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом ОДКБ и осуществляет руководство секретариатом. Согласно Уставу ОДКБ, генсек назначается на три года по представлению совета министров иностранных дел стран организации.Представитель Казахстана впервые будет возглавлять международную организацию.Зась, подводя итоги деятельности ОДКБ за 2022 год, пожелал успехов своему преемнику Тасмагамбетову.БиографияИмангали Тасмагамбетов родился в 1956 году в Атырауской области. Окончил естественно-географический факультет Уральского педагогического института имени А. С. Пушкина по специальности «учитель географии и биологии». Кандидат философских наук, доктор политических наук.Трудовую деятельность начинал как тренер ДЮСШ в селе Махамбет Атырауской области, учитель географии и биологии Махамбетской средней школы. В первые годы независимости Казахстана был председателем Государственного комитета по делам молодежи. Работал помощником президента, с 1995-го по 1997 год — заместителем премьер-министра. В 1997 году к посту вице-премьера добавились обязанности главы Министерства образования и культуры Казахстана. В 1997-1998 годах работал заместителем руководителя администрации президента.С конца 2004 года по апрель 2008-го возглавлял южную столицу. Далее до октября 2014 года был акимом Астаны, когда его назначили министром обороны Казахстана. 13 сентября 2016-го стал вице-премьером Казахстана. С 2017-го по 2019 год последняя госдолжность — Чрезвычайный и Полномочный посол РК в РФ. 18 декабря 2019 года Тасмагамбетов ушел на пенсию по возрасту.
https://ru.sputnik.kg/20221220/russia-odkb-zas-strany-kommentariy-1071298897.html
казахстан
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2023
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e6/0b/17/1070258744_357:57:1901:1215_1920x0_80_0_0_d36e818d9d7a6bdb15daada317063581.jpg
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
казахстан, политика, одкб, имангали тасмагамбетов, назначение, генеральный секретарь
казахстан, политика, одкб, имангали тасмагамбетов, назначение, генеральный секретарь
Сегодня вступил в полномочия новый генсек ОДКБ
14:59 01.01.2023 (обновлено: 15:21 01.01.2023)
Подписаться на
Тасмагамбетов в разные годы был премьером, министром обороны Казахстана, акимом Астаны и Алматы, послом РК в России.
БИШКЕК, 1 янв — Sputnik. Имангали Тасмагамбетов вступил в должность генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Об этом пишет Sputnik Казахстан.
Напомним, что 23 ноября 2022 года в Ереване на саммите ОДКБ было принято решение назначить Тасмагамбетова генеральным секретарем организации.
Ранее эту должность занимал Станислав Зась, государственный секретарь Совета безопасности Беларуси.
Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом ОДКБ и осуществляет руководство секретариатом. Согласно Уставу ОДКБ, генсек назначается на три года по представлению совета министров иностранных дел стран организации.
Представитель Казахстана впервые будет возглавлять международную организацию.
Зась, подводя итоги деятельности ОДКБ за 2022 год, пожелал успехов своему преемнику Тасмагамбетову.
«Я очень рад, что высшим должностным лицом в нашей организации будет уже состоявшийся управленец, государственный деятель, человек с большим жизненным и управленческим опытом. Хочу пожелать ему успехов», — сказал он во время пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik в Москве.
Биография
Имангали Тасмагамбетов родился в 1956 году в Атырауской области. Окончил естественно-географический факультет Уральского педагогического института имени А. С. Пушкина по специальности «учитель географии и биологии». Кандидат философских наук, доктор политических наук.
Трудовую деятельность начинал как тренер ДЮСШ в селе Махамбет Атырауской области, учитель географии и биологии Махамбетской средней школы. В первые годы независимости Казахстана был председателем Государственного комитета по делам молодежи. Работал помощником президента, с 1995-го по 1997 год — заместителем премьер-министра. В 1997 году к посту вице-премьера добавились обязанности главы Министерства образования и культуры Казахстана. В 1997-1998 годах работал заместителем руководителя администрации президента.
С конца 2004 года по апрель 2008-го возглавлял южную столицу. Далее до октября 2014 года был акимом Астаны, когда его назначили министром обороны Казахстана. 13 сентября 2016-го стал вице-премьером Казахстана. С 2017-го по 2019 год последняя госдолжность — Чрезвычайный и Полномочный посол РК в РФ. 18 декабря 2019 года Тасмагамбетов ушел на пенсию по возрасту.
Политика ,
23 ноя 2022, 20:05
0
Новым генсеком ОДКБ станет экс-посол Казахстана в России
Генсеком ОДКБ с 2023 года будет бывший посол Казахстана в России Имангали Тасмагамбетов
Имангали Тасмагамбетов
Новым генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с 1 января следующего года станет бывший посол Казахстана в России Имангали Тасмагамбетов, говорится в сообщении пресс-службы президента республики по итогам прошедшего 23 ноября заседания глав ОДКБ.
«В рамках плановой ротации главы государств приняли решение о назначении представителя Казахстана Имангали Тасмагамбетова на должность генерального секретаря ОДКБ с 1 января 2023 года сроком на три года», — сказано в публикации.
Тасмагамбетов сменит на посту генсека ОДКБ Станислава Зася, который занимает эту должность с 2020 года, а до того был госсекретарем Совета безопасности Белоруссии.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — межправительственный военный союз в Евразии, в который в настоящее время входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 года.
Цели ОДКБ — укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.
Имангали Тасмагамбетову 65 лет. С 1993 по 1995 год он занимал должность помощника президента Казахстана, затем еще два года — заместителя премьер-министра. В 1997–1998 годах был заместителем руководителя администрации президента, в 1998–1999 годах — первым помощником главы республики.
В 2002 году его назначили премьер-министром, а в 2003-м — государственным секретарем Казахстана. Позже он был акимом (главой администрации) Алма-Аты (2004–2008) и Астаны (2008–2014).
Затем в течение двух лет Тасмагамбетов возглавлял Минобороны Казахстана. 13 сентября 2016 года он снова стал заместителем премьер-министра, а с 3 февраля 2017-го был чрезвычайным и полномочным послом в России. В декабре 2019 года Тасмагамбетов указом президента был освобожден от должности в связи с достижением пенсионного возраста.
Организация Договора о коллективной безопасности | |
---|---|
ОДКБ | |
Флаг ОДКБ |
|
|
|
Страны-члены ОДКБ | |
Членство |
|
Секретариат | Москва, Сверчков переулок, 3/2, строение 1 [1] |
Тип организации | региональная международная организация |
Официальные языки | русский |
Руководители | |
Генеральный секретарь |
|
Основание | |
Подписание Договора о коллективной безопасности | 15 мая 1992 |
Вступление в силу Договора о коллективной безопасности | 20 апреля 1994 |
Подписание Договора о создании ОДКБ | 7 октября 2002 |
Вступление в силу Договора о создании ОДКБ | 18 сентября 2003 |
odkb-csto.org | |
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), реже «Ташкентский пакт»[2][3][4], «Ташкентский договор»[2] — региональная международная организация[5], провозглашаемыми целями деятельности которой являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам»[6]. Начало ОДКБ было положено 15 мая 1992 года подписанием Договора о коллективной безопасности в Ташкенте (Узбекистан). Высшим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ), который назначает Генерального секретаря организации[7].
Содержание
- 1 История
- 2 Цели и задачи
- 3 Структура ОДКБ
- 4 Встречи глав государств-членов ОДКБ — заседания Совета коллективной безопасности
- 4.1 Саммит ОДКБ в сентябре 2008
- 5 Государства — члены организации
- 6 Перспективы развития
- 7 Эмблема
- 8 См. также
- 9 Примечания
- 10 Литература
- 11 Ссылки
История[править | править код]
15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ).
Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года.
Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора; в этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ.
На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.
2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении ОДКБ статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.
16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.
4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран ОДКБ одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Согласно подписанному документу, КСОР будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
3 апреля 2009 года представитель секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ[8].
14 июня 2009 года в Москве состоялась сессия Совета коллективной безопасности государств, по решению которой должны были быть созданы КСОР. Однако Белоруссия отказалась от участия в сессии по причине разгоревшейся «молочной войны» с Россией, посчитав, что без прекращения действий, подрывающих основы экономической безопасности партнёров, принятие решений по другим аспектам безопасности не представляется возможным. Тем не менее, решение о создании КСОР на саммите было принято остальными странами-членами, однако оно оказалось нелегитимным: в соответствии с пунктом 1 Правила 14 Правил процедуры органов ОДКБ, утверждённых Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ о документах, регламентирующих деятельность ОДКБ от 18 июня 2004 года, неучастие страны-члена организации в заседаниях Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности означает отсутствие согласия страны-члена организации на принятие рассматриваемых этими органами решений и, соответственно, отсутствие консенсуса для принятия решений в соответствии с Правилом 14. Таким образом, рассматривавшиеся 14 июня на саммите ОДКБ в Москве документы не могут считаться принятыми из-за отсутствия консенсуса. Помимо Белоруссии, документ по КСОР не был подписан и Узбекистаном. На саммите в Москве документ одобрили пять из семи входящих в организацию стран: Россия, Армения, Киргизия, Казахстан и Таджикистан.
2 октября 2009 года информационные агентства распространили новость о том, что Республика Беларусь присоединилась к соглашению о КСОР на основании заявления президента РБ. Все процедуры по подписанию документов о КСОР на сегодняшний день завершены[9]. Тем не менее, уже 6 октября выяснилось, что Белоруссия так и не подписала[10] соглашение о КСОР. Кроме того, Александр Лукашенко отказался от наблюдения за заключительной фазой учений сил оперативного реагирования ОДКБ, которые прошли 16 октября 2009 года на полигоне Матыбулак в Казахстане[11].
20 октября 2009 года в секретариат ОДКБ поступили[12] документы, подписанные Белоруссией.
В июне 2010 года из-за ситуации в Киргизии, связанной с противостоянием киргизской и узбекской диаспор, фактически приведшей Киргизию к состоянию гражданской войны, был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности. КССБ был созван для решения вопроса о военной помощи Киргизии, заключающейся во введении в страну частей КСОР. С этой просьбой к президенту РФ Дмитрию Медведеву обратилась и президент Киргизии Роза Отунбаева. Тогда, после отказа ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве — члене ОДКБ, резкой критике эту организацию подверг президент Белоруссии Александр Лукашенко.[1]
Между тем, ОДКБ помогала Киргизии: организовывала поиски зачинщиков беспорядков и координацию сотрудничества по пресечению деятельности террористических групп, которые фактически влияли на ситуацию из Афганистана, борьбу с наркомафией, работающей на юге Киргизии, контроль всех информационных источников, работавших на юге страны. Некоторые эксперты полагают, что ОДКБ поступила верно, что не послала силы КСОР в Киргизию, поскольку это бы ещё больше усугубило межнациональную рознь в стране[13].
28 июня 2012 года Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ (официально приостановлено 19 декабря того же года).
Цели и задачи[править | править код]
Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран — участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. ОДКБ как единый военно-политический союз ни разу не участвовал в боевых операциях.
С 2005 года Россия начала безвозмездно готовить кадры для стран ОДКБ в своих военных учебных заведениях[14]. В 2010 году в РФ училось около 2,5 тыс. военнослужащих из Казахстана, Белоруссии, Армении, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана[14].
Структура ОДКБ[править | править код]
Участники заседания совета коллективной безопасности ОДКБ.
Москва, 23 декабря 2014 года
Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию её целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.
Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
Постоянный Совет ОДКБ — орган, который занимается вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, в период между сессиями Совета. Постоянный Совет состоит из Постоянных и Полномочных представителей, назначаемых государствами-членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами, и действует в соответствии с Положением, утверждаемым Советом.
Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету.
Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.
Объединённый штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации, отвечающий за подготовку предложений по военной составляющей ОДКБ, организацию и координацию практической реализации решений органов ОДКБ по вопросам военного сотрудничества.
На Объединенный штаб ОДКБ возлагаются задачи, связанные с формированием, функционированием и применением Войск (Коллективных сил) ОДКБ, подготовкой и проведением совместно с министерствами обороны (генеральными штабами вооруженных сил) государств – членов Организации совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, военно-техническим сотрудничеством, координацией совместной подготовки кадров и специалистов для вооруженных сил государств – членов ОДКБ, а также с организацией функционирования Центра кризисного реагирования ОДКБ.
Встречи глав государств-членов ОДКБ — заседания Совета коллективной безопасности[править | править код]
Дата | Место проведения | |
---|---|---|
1 | 15 мая 1992 | |
2 | 6 июля 1992 | |
3 | 24 декабря 1993 | |
4 | 10 февраля 1994 | |
5 | 25 мая 1995 | |
6 | 3 ноября 1995 | |
7 | 17 мая 1996 | |
8 | 28 марта 1997 | |
9 | 5 марта 1998 | |
10 | 2 апреля 1999 | |
11 | 29 июня 2000 | |
12 | 25 мая 2001 | |
13 | 12 мая 2002 | |
14 | 28 апреля 2003 | |
15 | 18 июня 2004 | |
16 | 23 июня 2005 | |
17 | 23 июня 2006 | |
18 | 6 октября 2007 | |
19 | 5 сентября 2008 | |
20 | 4 февраля 2009 | |
21 | 15 июня 2009 | |
22 | 10 декабря 2010 | |
23 | 12 августа 2011 | |
24 | 15 мая 2012 | |
25 | 23 сентября 2013 | |
26 | 8 мая 2014 | |
27 | 23 декабря 2014 | |
28 | 15 сентября 2015 | |
29 | 14 октября 2016 | |
30 | 30 ноября 2017 | |
31 | 23 мая 2018 | |
32 | 28 ноября 2019 |
Саммит ОДКБ в сентябре 2008[править | править код]
5 сентября на саммите Организации договора о коллективной безопасности была принята декларация, в которой, в частности, была высказана глубокая озабоченность «предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия». В декларации также выражена поддержка «активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе». Лидеры государств — членов ОДКБ призвали к обеспечению прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии.
Как указано в декларации, государства ОДКБ «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». ОДКБ выступила с предупреждением в адрес НАТО: «Серьёзный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств — членов ОДКБ».
Выступая на пресс-конференции по завершении саммита, российский президент Дмитрий Медведев заявил: «Мы продолжим работу по наращиванию военной составляющей. Среди намеченных направлений деятельности ОДКБ — углубление коалиционного военного строительства. ОДКБ была и останется гарантом суверенитета и территориальной целостности наших стран и невмешательства в их дела… Наша организация молодая, и, чтобы поднять её авторитет, нам надо развивать военную составляющую. Без известной жесткости и укрепления военной компоненты организация развиваться не может»[15].
Государства — члены организации[править | править код]
Начало ОДКБ было положено 15 мая 1992 года подписанием Договора о коллективной безопасности в Ташкенте (Узбекистан) главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана[16]. В 1993 году к ОДКБ присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. Впоследствии Азербайджан, Грузия и Узбекистан покинули ряды организации. Любая страна — участница ОДКБ вправе выйти из состава ОДКБ в любое время по собственному желанию[17]. На момент вступления договора в силу в 1994 году ОДКБ насчитывал 9 членов, в настоящий момент — 6.
Согласно действующему Уставу Организации Договора коллективной безопасности государствами — учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании договора коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности от 21 апреля 1999 года. Государствами — членами ОДКБ являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств[18].
Текущий состав:
Государство | Дата ратификации Соглашения о создании ДКБ (от 15 мая 1992 года)[19] |
Дата ратификации Протокола о продлении ДКБ (от 2 апреля 1999 года) |
Дата ратификации Устава ОДКБ (от 7 октября 2002 года) |
---|---|---|---|
15 мая 1992 | 2 апреля 1999 | 18 сентября 2003 | |
31 декабря 1993 | 2 апреля 1999 | 18 сентября 2003 | |
15 мая 1992 | 2 апреля 1999 | 18 сентября 2003 | |
15 мая 1992 | 2 апреля 1999 | 18 сентября 2003 | |
15 мая 1992 | 2 апреля 1999 | 18 сентября 2003 | |
15 мая 1992 | 2 апреля 1999 | 18 сентября 2003 |
Государства-наблюдатели при парламентской ассамблее:
Бывшие члены:
Перспективы развития[править | править код]
- Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России, два от Казахстана, остальные страны ОДКБ представлены одним батальоном. Общая численность личного состава коллективных сил — около 4 тысяч человек[23]. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолётов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.
- При этом стоит отметить что многие политики оценивают перспективы ОДКБ весьма неоднозначно, например Александр Лукашенко назвал бесперспективной дальнейшую деятельность ОДКБ, так как организация не реагирует на «государственный переворот в одной из стран-членов» (имелись в виду события в Киргизии)[2]. Тем не менее, Белоруссия рассматривает деятельность ОДКБ перспективной, но не в военном плане:
Организация договора о коллективной безопасности не рассматривается нами в качестве военного блока. Это международная региональная организация, которая занимается широким спектром проблем в области безопасности. В поле зрения ОДКБ, помимо военных угроз, находятся вопросы противодействия международному терроризму, наркобизнесу, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности, коллективное реагирование на чрезвычайные ситуации, гуманитарные катастрофы, [которых, слава богу, пока вроде не было], широкий спектр угроз в информационной сфере и борьба с киберпреступностью. Это не декларативная задача, которая записана в каких-то уставных документах, это реальные конкретные алгоритмы коллективного реагирования на потенциальные вызовы и угрозы[24].
У нас бывало недопонимание с российским руководством. Но мы — братья и друзья! И всё, что касается ОДКБ, — шутки в сторону. Здесь у нас никогда не было никаких недопониманий, — заявил 26 октября президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на встрече с участниками заседания Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ[25].
Эмблема[править | править код]
На флаге организации — цитадель, ориентированная бастионами по основным сторонам света (ср. 4-лучевая роза ветров НАТО).
См. также[править | править код]
- Шанхайская организация сотрудничества
- НАТО
- Объединённая система ПВО СНГ
- Вооружённые силы Российской Федерации
- Вооружённые силы Казахстана
- Вооружённые силы Республики Беларусь
- Вооружённые силы Армении
- Организация Варшавского договора (ОВД)
Примечания[править | править код]
- ↑ ОДКБ: Контакты
- ↑ 1 2 The Prospects of a New Cold War? Towards the Consolidation of the Russian-led CSTO Military Alliance // Global Research, 08.05.2009
- ↑ От объединенной оппозиции требуют определиться: НАТО или ОДКБ // УНИАН, 01.06.2012
- ↑ Ташкент меняет союзников // Зеркало недели, 06.07.2012
- ↑ Ст. 1 Устава ОДКБ
- ↑ Ст. 3 Устава ОДКБ
- ↑ Структура ОДКБ
- ↑ ВЗГЛЯД / Иран может получить статус наблюдателя в ОДКБ
- ↑ Белоруссия присоединилась к соглашению о КСОР ОДКБ. Lenta.ru (2 октября 2009). Дата обращения 5 октября 2009.
- ↑ Договор о коллективных силах ОДКБ остался без подписи Лукашенко. Lenta.ru (2 октября 2009). Дата обращения 6 октября 2009.
- ↑ Лукашенко ещё раз нажал на антиКСОРовский рычаг. Tut.by (2 октября 2009). Дата обращения 16 октября 2009.
- ↑ Лукашенко подписал договор о коллективных силах ОДКБ. Lenta.ru (20 октября 2009). Дата обращения 22 октября 2009.
- ↑ Турарбекова: ОДКБ сегодня находится в стадии институционализации, поэтому она не должна участвовать в урегулировании горячих конфликтов (недоступная ссылка — история ). Центр изучения внешней политики и безопасности. Дата обращения 27 октября 2010. (недоступная ссылка)
- ↑ 1 2 Быстренко В. И. ДКБ — ОДКБ — непростой путь к коллективной безопасности // Наука и Мир. — 2015. — Т. 2. — № 2 (18). — С.12
- ↑ Организация антинатовского договора. Коммерсант (6 сентября 2008). Дата обращения 6 сентября 2008.
- ↑ Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), справка // РИА Новости
- ↑ Устав организации договора о коллективной безопасности. Дата обращения 8 марта 2010.
- ↑
Устав СНГ. Раздел II. Статья 7. Исполнительный комитет ОДКБ. Дата обращения 14 января 2008. Архивировано 7 февраля 2009 года. - ↑ Сведения о ратификации документов, принятых в рамках ОДКБ в 1991 – 2009 годах (действующих по состоянию на 1 января 2009 года) (недоступная ссылка). Исполнительный комитет ОДКБ. Дата обращения 14 января 2008. Архивировано 6 апреля 2009 года.
- ↑ 1 2 Афганистан и Сербия стали наблюдателями при ПА ОДКБ — РИА Новости, 11.04.2013
- ↑ 1 2 Нарышкин: Иран мог бы стать наблюдателем в Парламентской ассамблее ОДКБ // ТАСС, 06.11.2014
- ↑ Узбекистан второй раз выходит из ОДКБ // РИА Новости, 28.06.2012
- ↑ О КСБР на сайте официального представительства ОДКБ
- ↑ Совет безопасности: Белоруссия не рассматривает ОДКБ как военную организацию и как конкурента НАТО (недоступная ссылка). Центр изучения внешней политики и безопасности. Дата обращения 28 октября 2010. Архивировано 24 ноября 2010 года.
- ↑ Александр Лукашенко встретился с участниками заседания Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ (недоступная ссылка). Дата обращения 26 октября 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
Литература[править | править код]
- Николаенко В. Д. Организация Договора о коллективной безопасности (истоки, становление, перспективы) 2004 ISBN 5-94935-031-6
Ссылки[править | править код]
- Официальное интернет-представительство Организации ДКБ
АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №4 2023 Г
А. СИДОРОВ,
начальник Объединенного штаба ОДКБ,
генерал-полковник
28 апреля 2023 года исполняется 20 лет с момента создания Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
Создание Объединенного штаба ОДКБ
В Москве, в районе Аэропорт, названном в честь располагавшегося ранее здесь Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе, есть приметное место, огороженное кованным забором. Над колоннами въездных ворот и сегодня сохранились скульптуры авиаторов. Проходящие мимо москвичи и гости столицы могут догадаться о принадлежности этой территории к оборонному ведомству по круглосуточно дежурящим у ворот людям в военной форме.
Здесь, на территории Международного военного центра Министерства обороны Российской Федерации Объединенным штабом Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) во исполнение решений глав шести государств бывшего Советского Союза, входящих в ОДКБ, рассматриваются вопросы совершенствования системы коллективной безопасности.
28 апреля 2023 года исполняется 20 лет с момента создания Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Объединенный штаб ОДКБ играет важную роль
в вопросах создания и развития военной составляющей Организации, способной эффективно реагировать на современные вызовы и угрозы военной безопасности в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах.
Впервые идея создания совместных органов управления системы коллективной безопасности была зафиксирована в Меморандуме о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности и его адаптации к современной геополитической ситуации, а также в Модели региональной системы коллективной безопасности, принятых на Минской сессии Совета коллективной безопасности государств — участников ОДКБ (СКБ ОДКБ) 24 мая 2000 года. Этапы ее реализации:
май 2001 года, СКБ ОДКБ, г. Ереван, Республика Армения — решение о создании межгосударственного органа военного управления системы коллективной безопасности государств — участников Договора о коллективной безопасности;
ноябрь 2002 года — подготовка группой координаторов замысла создания военно-штабного органа ОДКБ — Объединенного штаба ОДКБ, одобрен Решением Совета министров обороны ОДКБ СМО ОДКБ) от 20 ноября 2002 года;
28 апреля 2003 года, СКБ ОДКБ, г. Душанбе, Республика Таджикистан — создание на материально-технической базе Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва) постоянно действующего рабочего органа ОДКБ и СМО — Объединенного штаба ОДКБ, его деятельность решено организовать, начиная с 1 января 2004 года.
Дата принятия Решения СКБ ОДКБ — 28 апреля 2003 года, считается днем образования Объединенного штаба ОДКБ.
Являясь постоянно действующим рабочим органом Организации, Объединенный штаб отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей системы коллективной безопасности ОДКБ.
Деятельностью Объединенного штаба, службу в котором проходят военнослужащие Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, руководит начальник Объединенного штаба, назначаемый решением глав государств по представлению Российской Федерации.
Главами государств — членов ОДКБ на Объединенный штаб возложены задачи, связанные с формированием, функционированием и применением Войск (Коллективных сил) ОДКБ; подготовкой и проведением совместно с оборонными ведомствами государств — членов совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки; военно-техническим сотрудничеством; координацией совместной подготовки кадров и специалистов для вооруженных сил государств — членов; организацией функционирования Центра кризисного реагирования ОДКБ и его взаимодействия с уполномоченными национальными органами.
В октябре 2016 года в г. Ереване СКБ ОДКБ утверждены документы по совершенствованию деятельности Объединенного штаба. С 1 января 2018 года Объединенный штаб функционирует в новых структуре и штате, соответствующих реально возложенным на него задачам, что позволило придать новый импульс развитию военной составляющей Организации: реализован принцип коалиционного управления, предусмотрены специалисты родов войск и специальных войск, видов всестороннего обеспечения.
Новым структурным подразделением Объединенного штаба и важным элементом системы коллективной безопасности Организации стал Центр кризисного реагирования ОДКБ.
Основы военного сотрудничества
Особенностью деятельности ОДКБ, как и ряда других международных организаций, является консенсус — принцип принятия решения на основе общего согласия. Любое государство при голосовании имеет один голос. В таких непростых условиях совмещения интересов шести оборонных ведомств государств — членов ОДКБ формируются предложения и принимаются решения в сфере военного сотрудничества, развития военной составляющей Организации.
Сегодня в рамках ОДКБ наработана необходимая нормативная правовая база, регламентирующая деятельность Организации по всем направлениям обеспечения коллективной безопасности, непосредственное участие в разработке которых принял Объединенный штаб. К настоящему моменту заключено
и ратифицировано около 60 международных договоров по наиболее принципиальным вопросам межгосударственного взаимодействия в сфере коллективной безопасности, подписано более 300 документов на уровне глав государств, секретарей советов безопасности, а также руководителей ключевых министерств — обороны и иностранных дел наших государств.
Объединенным штабом непрерывно осуществляется работа по уточнению действующей нормативной правовой базы, регламентирующей статус, порядок формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности, а также порядок принятия решений на их применение.
Большое внимание уделяется развитию всех компонентов Войск (Коллективных сил) ОДКБ, приведению их структуры, состава и оснащения в соответствие с реально существующими вызовами и угрозами военной безопасности государств — членов ОДКБ, совершенствованию подготовки к выполнению задач по предназначению.
Совместно с генеральными штабами вооруженных сил государств — членов ОДКБ, заинтересованными министерствами и ведомствами, а также Секретариатом ОДКБ проводится ежегодное уточнение состава и дислокации компонентов Войск (Коллективных сил) ОДКБ для внесения необходимых изменений в соответствующие нормативные правовые документы.
При организационной и координирующей роли Объединенного штаба получают дальнейшее развитие Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР), постоянно совершенствуются Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, Миротворческие силы, Коллективные авиационные силы (КАС) и совместное формирование РХБ защиты и медицинского обеспечения.
Принимаются решения по развитию системы управления, порядку формирования и подготовки соответствующих командований. Организована и продолжается работа по созданию объединенных военных систем.
Разработаны и ежегодно уточняются планирующие документы оперативного развертывания КСОР ОДКБ и КСБР ЦАР.
Постоянно совершенствуются КСОР ОДКБ. Выделенные первоначально государствами — членами ОДКБ в их состав наиболее боеготовые и мобильные соединения, воинские части, подразделения и формирования сил специального назначения на настоящий момент усилены частями и подразделениями разведки, РХБ защиты, инженерного и материально-технического обеспечения, а также подразделениями авиации. Учитывая опыт урегулирования конфликта в Сирии, для охраны командных пунктов и поддержания правопорядка в районах выполнения задач по предназначению в состав КСОР включены подразделения военной полиции и комендантской службы.
При активном задействовании научного потенциала базовых научно-исследовательских и учебно-методических организаций ОДКБ осуществляется работа по созданию объединенных систем военного назначения (прежде всего — ПВО, управления и связи, материально-технического обеспечения). При этом большое внимание уделяется разработке подходов к обеспечению межрегионального взаимодействия созданных коалиционных группировок в рамках общей системы коллективной безопасности.
В развитие направления материально-технического обеспечения, исходя из необходимости правового регулирования вопросов организации и осуществления материально-технического и медицинского обеспечения Войск (Коллективных сил) ОДКБ при совместном решении ими задач по обеспечению коллективной безопасности, а также в ходе совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки Объединенным штабом подготовлено и в 2021 году подписано главами государств Соглашение о совместном материально-техническом и медицинском обеспечении Войск (Коллективных сил) ОДКБ.
Совершенствование системы кризисного реагирования ОДКБ
«Будь готов как штык»
В рамках работы по совершенствованию механизмов кризисного реагирования в 2016 году главами государств — членов ОДКБ принято решение
о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ (далее — ЦКР ОДКБ). Он был создан на фондах военного городка, где размещается Объединенный штаб, и стал функционировать с 2018 года.
При планировании структуры, оснащения и механизмов взаимодействия ЦКР ОДКБ с оборонными и другими заинтересованными ведомствами государств — членов ОДКБ были учтены лучшие наработки Национального центра управления обороной Российской Федерации, непосредственное оснащение Центра и обеспечение его функционирования осуществляется Министерством обороны и Генеральным штабом Российской Федерации с применением новейших средств коммуникации. Это позволяет ЦКР ОДКБ обеспечивать информационный обмен с Национальным центром управления обороной Российской Федерации, центральными командными пунктами вооруженных сил государств — членов ОДКБ, организационную, информационно-аналитическую и информационно-технологическую поддержки деятельности уставных и рабочих органов ОДКБ в интересах своевременного принятия решений, направленных на обеспечение безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитета государств — членов ОДКБ в рамках кризисного реагирования, в том числе, в режиме закрытой видеоконференц-связи между членами уставных органов ОДКБ и электронный документооборот.
Данная работа осуществляется также при активном взаимодействии с Антитеррористическим центром СНГ и Координационной службой Совета командующих Пограничными войсками государств — участников СНГ. Анализ вызовов и угроз коллективной безопасности регулярно рассматривается как один из ключевых вопросов в ходе заседаний Военного комитета и СМО ОДКБ.
Внедрена система проведения тренировок по регионам коллективной безопасности, а также с привлечением представителей министерств по чрезвычайным ситуациям государств — членов ОДКБ.
С 2018 года с использованием возможностей ЦКР ОДКБ ежегодно проводятся стратегические командно-штабные тренировки и деловые игры, в ходе которых в соответствии с алгоритмом работы готовятся предложения органам ОДКБ по урегулированию кризисных ситуаций в зоне ответственности ОДКБ.
В условиях санитарно-эпидемиологических ограничений, в которых находились государства — члены ОДКБ с 2020 года, ЦКР открыл еще одну возможность своего использования: на базе ЦКР в режиме видеоконференции (в открытом и закрытом режимах) обеспечивается проведение совместных мероприятий различного уровня, предусмотренных в формате ОДКБ.
С использованием ресурсов ЦКР проведено и обеспечено свыше 315 международных мероприятий, в том числе с участием глав государств, руководителей оборонных ведомств, генеральных штабов, а также консультации и рабочие встречи представителей заинтересованных министерств и ведомств государств — членов по важнейшим вопросам развития военной составляющей
и совместной подготовки коллективных сил ОДКБ.
Реализация мероприятий совместной оперативной и боевой подготовки
«Тяжело в учении — легко в бою» — военная мудрость, ставшая лейтмотивом при подготовке солдат и офицеров к практическим действиям.
В условиях современной подготовки войск она остается не менее актуальной и реализуется, в том числе, в рамках мероприятий совместной оперативной и боевой подготовки Войск (Коллективных сил) ОДКБ, в которых участвуют органы ОДКБ, заинтересованные национальные органы исполнительной власти, а также национальные контингенты государств — членов ОДКБ, включенные в состав Войск (Коллективных сил) ОДКБ:
совместные учения с КСБР ЦАР «Рубеж» проводятся с 2004 года;
совместные учения «Взаимодействие» с КСОР ОДКБ — с 2009 года;
с 2010 года в качестве самостоятельного направления подготовки выделились совместные учения, проводимые с формированиями сил специального назначения КСОР ОДКБ: совместные учения «Кобальт» с органами управления и формированиями сил специального назначения; совместные учения «Гром», к участию в которых привлекаются подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; совместное учение «Скала» со спасательными подразделениями государств — членов ОДКБ;
совместное учение с Миротворческими силами ОДКБ «Нерушимое братство» — с 2012 года.
С 2015 года была активизирована работа по созданию совместных (объединенных систем) Войск (Коллективных сил) ОДКБ: с 2016 года начали проводиться совместные учения «Поиск» с силами и средствами разведывательных служб и подразделений государств — членов ОДКБ, в 2018 году проведено командно-штабное учение с КАС ОДКБ «Воздушный мост», а с 2019 года проводятся специальные учения с силами и средствами материально-технического обеспечения государств — членов ОДКБ «Эшелон».
Очередным шагом в совершенствование системы совместной оперативной и боевой подготовки в 2017 году стало ее выведение на оперативно-стратегический уровень. При этом был осуществлен переход к проведению совместных учений в формате оперативно-стратегического учения под наименованием «Боевое братство», которое на сегодняшний момент является высшей формой совместной подготовки в ОДКБ, в ходе которого в рамках единой оперативно-стратегической задачи (обстановки) в течение года одновременно или последовательно задействуются все элементы системы коллективной безопасности ОДКБ в нескольких регионах коллективной безопасности.
Объединенным штабом постоянно уделяется внимание вопросам актуализации и повышения эффективности мероприятий совместной оперативной и боевой подготовки сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ. С каждым годом совместная подготовка в формате ОДКБ становится более насыщенной, отрабатываемые в ходе совместных учений задачи наращиваются по количеству и усложняются по содержанию.
В 2022 году в формате ОДКБ внедрен новый подход к подготовке и проведению учений. Каждое учение начинается с совместной штабной тренировки Объединенного штаба, Секретариата ОДКБ и оперативных групп заинтересованных министерств и ведомств государств — членов ОДКБ по выработке проектов решений на формирование и развертывание сил и средств системы коллективной безопасности в кризисном регионе коллективной безопасности. На базе ЦКР ОДКБ усиленная дежурная смена осуществляет контроль перегруппировки и развертывания воинских контингентов в районах проведения учений. Следующий этап – активная фаза учения, которая завершается практическими действиями Коллективных сил. Учение завершается лишь по возвращении всех войск в пункты постоянной дислокации.
Миротворческая операция ОДКБ в Республике Казахстан
«Цену куска хлеба в голод узнаешь, цену настоящей дружбы в беде узнаешь» — казахская народная пословица.
В январе 2022 года Коллективные силы ОДКБ впервые за 30 лет с момента подписания Договора о коллективной безопасности были задействованы
в реальной обстановке кризисного реагирования — для нормализации обстановки на территории Республики Казахстан в связи с возникновением угрозы безопасности, стабильности и суверенитету страны, вызванной, в том числе, вмешательством извне.
5 января президент Казахстана обратился к лидерам государств — членов ОДКБ с просьбой об оказании помощи. Принимая во внимание тенденцию быстрого негативного развития ситуации, главами государств в ходе телефонных переговоров в кратчайшие сроки (в тот же день) было принято решение
о направлении в Республику Казахстан миротворческих контингентов государств — членов ОДКБ в соответствии с Договором о коллективной безопасности, Уставом Организации и Соглашением о миротворческой деятельности.
Нормативное правовое закрепление достигнутых договоренностей завершилось подписанием 6 января Решения Совета коллективной безопасности ОДКБ «О мерах по нормализации обстановки в Республике Казахстан».
В соответствии с данным решением вопросы организации подготовки и проведения миротворческой операции были возложены на Совет министров обороны ОДКБ.
Весь личный состав Объединенного штаба с 5 января был переведен на усиленный режим работы. Незамедлительно было организовано взаимодействие с оперативными группами оборонных ведомств государств — членов ОДКБ, сбор и согласование состава выделяемых сил и средств, осуществлялась подготовка соответствующих Решений Совета министров обороны ОДКБ: «О формировании Коллективных миротворческих сил ОДКБ и проведении миротворческой операции на территории Республики Казахстан»; «О Командующем Коллективными миротворческими силами ОДКБ, структуре и штате Командования Коллективных миротворческих сил ОДКБ». Указанные проекты документов были подготовлены в кратчайшие сроки и согласованы
с руководителями оборонных ведомств государств — членов ОДКБ.
Организованная и слаженная работа Объединенного штаба позволила в сжатые сроки спланировать воинские перевозки самолетами ВТА ВКС России; оказать содействие в выдаче в кратчайшие сроки дипломатических разрешений на перелеты самолетов ВТА России с личным составом, вооружением и военной техникой контингентов КМС ОДКБ в Республику Казахстан; организовать взаимодействие ЦКР ОДКБ с уполномоченными органами Минобороны России, руководителями и оперативными группами министерств обороны государств — членов ОДКБ, Полномочным представителем Республики Казахстан при ОДКБ, оперативной группой Минобороны России в Республике Казахстан, Командующим КМС ОДКБ.
Оперативная группа Объединенного штаба ОДКБ непосредственно в г. Алматы осуществляла контроль за реализацией Решений органов ОДКБ, а также оказывала содействие в оперативном решении всех вопросов по размещению, пребыванию и материально-техническому обеспечению национальных контингентов КМС ОДКБ.
В Центре кризисного реагирования ОДКБ с 6 января было организовано круглосуточное дежурство усиленных смен оперативного состава под руководством заместителей начальника Объединенного штаба ОДКБ.
Миротворческая операция была проведена в период с 6 по 13 января в три этапа.
В ходе первого этапа:
осуществлена перегруппировка на территорию Республики Казахстан национальных воинских контингентов пяти государств — членов ОДКБ
с вооружением, военной и специальной техникой. В период с 6 по 9 января совершено более 100 самолето-рейсов военно-транспортной авиации ВКС России;
в первоочередном порядке подразделениями ВДВ Вооруженных Сил Российской Федерации во взаимодействии с формированиями Вооруженных Сил Республики Казахстан взяты под контроль аэродромы Алматы и Жетыген, обеспечено их функционирование и дальнейший прием воздушных судов.
Высокая оперативность переброски войск и прибытие первых воздушных судов с воинскими контингентами на территорию Республики Казахстан оказали положительное влияние на стабилизацию обстановки. Действия радикальных группировок стали более осторожными, резко сократилось массовость их проявления.
В ходе второго этапа:
Коллективные силы ОДКБ во взаимодействии с подразделениями Вооруженных Сил и других силовых структур Республики Казахстан блокировали район проведения операции, обеспечили безопасность мирного населения, создали условия для зачистки города и области от радикальных группировок, восстановления государственного управления, возобновления функционирования основных систем жизнеобеспечения.
Коллективными силами были взяты под охрану объекты государственного и административного значения, а также жизнеобеспечения, что позволило Вооруженным Силам Республики Казахстан высвободить подразделения и, усилив свою группировку во взаимодействии с подразделениями Комитета национальной безопасности и Министерства внутренних дел, установить в последующем контроль над всеми районами города. В то же время во взаимодействии с подразделениями Росгвардии России были взяты под охрану объекты космодрома Байконур. На постоянной основе осуществлялся круглосуточный воздушный контроль обстановки в городе с использованием беспилотной авиации.
В ходе третьего этапа:
проведены мероприятия административно-режимного характера, в том числе совместное патрулирование на боевой технике районов города. Демонстрация присутствия миротворческих сил ОДКБ в районе конфликта обеспечила уверенность в безопасности мирного населения и создала условия по стабилизации обстановки. Из районов с неблагоприятной криминогенной обстановкой эвакуировано на территорию Российской Федерации более 2000 граждан России, в том числе одиннадцать представителей посольств Австрии, Венгрии и семь граждан иностранных государств.
После заявления президента Казахстана о завершении миротворческой операции национальные воинские контингенты были возвращены в пункты постоянной дислокации. Воинские перевозки осуществлялись после передачи объектов, ранее принятых под охрану, подразделениям вооруженных сил и других силовых структур Республики Казахстан.
Проведенная миротворческая операция продемонстрировала мировой общественности, что ОДКБ реально существующая сила, способная оперативно реагировать на любые кризисные ситуации.
Главы государств в заявлении Совета коллективной безопасности ОДКБ в связи с 30-летием Договора о коллективной безопасности и 20-летием Организации Договора о коллективной безопасности (16 мая 2022 года) отметили:
«Проведенная в январе 2022 года миротворческая операция ОДКБ в Республике Казахстан подтвердила готовность Коллективных сил эффективно решать задачи по обеспечению безопасности государств-членов и продемонстрировала международному сообществу дееспособность Организации к оперативному развертыванию и завершению миссии, тем самым проявив высокий статус ОДКБ в системе международных и региональных организаций».
Помимо проведения миротворческой операции в Республике Казахстан сложная обстановка в зонах ответственности ОДКБ требовала оперативной реакции в Центрально-Азиатском и Кавказском регионах. Оперативные группы под руководством начальника Объединенного штаба выезжали в Республику Таджикистан (2021 год) и Республику Армения (2022 год) с целью детального изучения обстановки в районах таджикско-афганского и армяно-азербайджанского приграничья. По итогам поездок были подготовлены предложения СКБ ОДКБ по предотвращению (урегулированию) кризисных ситуаций.
Подготовка военных кадров
«Вместе мы сила».
Важным направлением военного сотрудничества (с 2005 года) является совместная подготовка военных кадров и специалистов для вооруженных сил государств — членов ОДКБ.
На настоящий момент по инициативам Объединенного штаба решениями СМО, КССБ и СКБ ОДКБ статус базовых учебно-методических организаций ОДКБ придан 11 военным учебным заведениям, осуществляющим подготовку по специальностям: общевойсковым, противоводушной обороны, ракетных войск и артиллерии, войсковой противовоздушной обороны, связи, материально-технического обеспечения, информационной безопасности, радиоэлектронной борьбы, подготовки персонала Миротворческих сил ОДКБ, медицинским и фармацевтическим специальностям, а также подготовки кадров, отвечающих за обеспечение национальной безопасности и обороноспособности государств — членов Организации.
Статус базовых научно-исследовательских организаций придан 7 профильным научно-исследовательским организациям и военным учебным заведениям, которые осуществляют научно-теоретическую и научно-практическую проработку вопросов создания, совершенствования, подготовки и применения сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ в области исследования проблем ПВО, ПРО, МТО, медицинского обеспечения, радиоэлектронной борьбы, военно-технического сотрудничества Организации и проблем развития и применения авиационной составляющей ОДКБ.
В 2022 году система пополнилась базовой организацией по разминированию — Международным противоминным центром Вооруженных Сил Российской Федерации. Базовая организация предназначена для подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов в области разминирования для государств — членов ОДКБ и выполнения задач разминирования в зоне ответственности ОДКБ, в том числе в составе сводных международных подразделений.
Военная академия Генерального штаба ВС РФ является ведущей среди базовых учебно-методических и научно-исследовательских организаций государств — членов ОДКБ, на базе которой ежегодно проводятся учебно-методические сборы с руководящими кадрами и ведущими специалистами оборонных ведомств, правоохранительных органов, аппаратов советов безопасности, органов безопасности и специальных служб, а также органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, государств — членов ОДКБ.
В 2022/2023 учебном году организован прием на обучение в военных учебных заведениях Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по 1871 выделенной квоте в 59 образовательных учреждениях, которые обучаются по 827 специальностям.
Всего за годы сотрудничества в военных учебных заведениях государств Организации прошли совместное обучение около 24 тысяч военнослужащих.
Именно совместное, потому как за кафедрой военного института, военного училища и академии, на учебных полях и полигонах, войсковых стрельбищах и танкодромах формируется настоящая мужская дружба между будущими выдающими военачальниками, на которых возлагается обеспечение мира и стабильности в государствах — членах Организации.
В условиях нарастания вызовов и угроз
В юбилей принято говорить об успехах и достижениях. И это правильно: нам есть чем гордиться. Как и то, что нам есть над чем работать, чтобы соответствовать современным вызовам и угрозам, уметь противостоять не только открытому противнику, как это бывало ранее в истории наших государств, но и гибридным угрозам безопасности и суверенитету, прокси-войнам, попыткам ослабить нас изнутри.
Обстановка в зоне ответственности Организации Договора о коллективной безопасности характеризуется как сложная и напряженная. Основным источником вызовов и угроз военной безопасности является деструктивная деятельность части западных элит по «расшатыванию» обстановки вокруг Организации и внутри отдельных государств — ее членов. В фокусе внимания ОДКБ остаются продвижение наступательной инфраструктуры НАТО вплотную к западным границам Беларуси и России, нарастающая военная активность на фоне агрессивной риторики стран Балтии и украинского кризиса.
На этом фоне попытки отдельных государств укрепить собственные позиции на Кавказе, получить доступ к ресурсам Каспия и прямой выход в Центральную Азию с учетом высокого конфликтного потенциала на армяно-азербайджанской границе способствуют эскалации кризиса в Кавказском регионе коллективной безопасности.
Одновременно поддержка Соединенными Штатами международного терроризма, широкая экспансия радикальных идей c использованием новых методов пропаганды и активным вовлечением в экстремистские организации молодежи провоцируют в Центральной Азии возникновение новых очагов напряженности.
В условиях нарастания современных вызовов и угроз система коллективной безопасности ОДКБ должна быть готова адекватно и эффективно на них реагировать. Именно на это нацелена деятельность Объединенного штаба, являющегося частью военной составляющей Организации.
20-летний итог слаженной и организованной работы офицеров Объединенного штаба способствует успешному решению задач по развитию Войск (Коллективных сил) и совершенствованию системы коллективной безопасности ОДКБ, обеспечению суверенитета и государственной целостности государств — членов Организации.