осуществляет проектную деятельность в сфере культуры в диапазоне от локальных проектов до системных программ регионального и городского развития, использует потенциал культурных ресурсов для интенсификации развития территории или сообщества
Искусство расширяет возможности. Искусство помогает трансформировать сообщества, и в результате получается лучшее развитие детей, лучший город, лучшая нация и, конечно, лучший мир
Роберт Р. Линч, президент некоммерческой организации «Американцы за искусство» (Americans for the Arts) (Источник)
Культурное наследие и культура в целом — важный и даже определяющий ресурс территориального и регионального развития. Менеджер, занимающийся социокультурными проектами — не просто специалист, работающий в некой культурной институции, будь то библиотека, музей или галерея современного искусства. В центре деятельности руководителя социокультурных проектов стоит работа с культурными ресурсами, практиками и смыслами, решение задач регионального, социального и культурного развития.
Для такой деятельности нужны профессионалы, понимающие суть современных процессов городского развития и культурного потребления. Эти специалисты призваны работать со средовыми эффектами и долгосрочными программными действиями, способны организовать эффективную коммуникацию между различными субъектами территориального развития, найти уникальное решение. При этом взаимодействие с аудиторией может происходить в различных форматах: от музеев, фестивалей, выставок до социальных сетей и новых цифровых технологий.
Руководитель социокультурных проектов обладает системным и универсальным подходом к менеджменту и предпринимательству в областях, основой которых является творческая составляющая. Они работают в сфере городского развития, в подразделениях PR и корпоративной социальной ответственности крупных компаний, в аналитических отделах исследовательских центров, в консалтинговых агентствах, различных культурных фондах; создают собственные культурные бизнесы.
Драйверы профессии
- Высокий потенциал использования культурных ресурсов для развития территорий
- Рост «креативной экономики»
- Развитие как некоммерческого, так и коммерческого сектора в сфере культуры, расширение зоны влияния малого и среднего бизнеса в гуманитарной сфере
Задачи, которые решает специалист
- Координация социокультурных проектов на всех этапах
- Разработка концепций и проектирование новых культурных практик
- Разработка новых форматов мероприятий, новых сервисов и технологий в сфере культуры
- Поддержание партнерства с различными государственными, общественными и коммерческими структурами
Необходимые компетенции
- Владение современными социально-культурными и информационными технологиями индустрии культуры
- Владение практическими аспектами культурологического знания (культурное консультирование, менеджмент культуры, проектная деятельность)
- Системное понимание характера современных культурных процессов
- Знания в истории и современной культурологии, знания в области проблем современной культуры
- Знание особенностей функционирования учреждений и организаций культуры, рынков, аудиторий
- Навыки организации проектов в сфере культуры
- Знание истории искусства, основных направлений, эстетических традиций
- Знания в области медиа и маркетинга
- Знания в области авторского права
Магистерская программа НИУ ВШЭ
Цифры и факты
Жизнь культуры своим непостоянством напоминает поверхность моря. Волнение возникает внезапно, и полный штиль сменяется чередой бегущих барашков, которые появляются и исчезают буквально на глазах. Волны гаснут быстро, но именно они формируют образ моря и создают иллюзию движения. В культуре волны называют проектами, то есть брошенными вперед.
Проекты возвышаются над поверхностью культурного моря и потому заметны каждому. Более того, они и придумываются затем, чтобы привлечь внимание, заявить о себе. Откуда берется эта врожденная демонстративность? Суть дела состоит в том, что культурная практика складывается отнюдь не из одних проектов, и не им отводится главное место в государственной культурной политике.
В поле зрения органов управления находится, прежде всего, рутинный процесс культурного производства. Он включает ежедневную текущую работу учреждений культуры и складывается из повторяющихся в определенной последовательности операций: охрана и реставрация памятников, формирование музейных собраний и библиотечных фондов, музейно-экскурсионное обслуживание посетителей, прокат концертов и спектаклей и т.п.
Здесь и открывается простор для всевозможных инструкций, нормативов, форм описания и отчетности. Процесс деятельности учреждений культуры состоит из набора заранее известных процедур и поддается администрированию. Поэтому
ПРОЕКТ В КУЛЬТУРЕ ЯВЛЯЕТСЯ АНТИПОДОМ РУТИННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Из оппозиции проект — рутинная деятельность проистекает «революционная» сущность проектов. Они ломают установившийся порядок вещей, давно сложившиеся и освященные традицией процедуры культурной деятельности. Без волн-проектов море культуры превратилось бы в стоячее болото.
Жизнь культурных инициатив и проектов коротка, но именно они отвечают за модернизацию и развитие.
Под определенным углом зрения собственно культурой следует считать только то, что находится на острие, постоянно рождается, а не преподносится в готовом виде. Проекты принадлежат культуре производящей, а не культуре воспроизводящей образцы, нормы, ценности, а, следовательно, стереотипы и стандарты. В любом случае
ПРОЕКТЫ – ЭТО РАСТУЩИЙ СЛОЙ КЛЕТОК КУЛЬТУРЫ.
Если рутинная деятельность фиксирует нижнюю границу проектного слоя культуры, то за пределами верхней границы мы встречаемся с тем, что обозначается словом прожекты. В русском языке не случайно закрепилась антитеза проекты-прожекты. Прожекты — это как бы пародии на проекты, они сохранили форму своих прототипов, но утратили связь с реальностью или заведомо пренебрегли ею. Тем самым прожекты оказались лишенными основания, а точнее обоснования. Итак,
ПРОЕКТ – ЭТО НЕЧТО НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ, НО НЕ НЕСБЫТОЧНОЕ.
Необходимость указанных ограничений продиктована тем, что сегодня само понятие «проект» стало предельно размытым. В угоду моде проектом называют любое телодвижение в культуре, что превратило понятие в подобие товарной марки. Хочешь выгодно продать вещь, – назови ее проектом.
Сетовать по поводу неграмотного употребления понятия вряд ли разумно. В постоянно меняющемся мире, где изменения остались единственной константой, колоссально вырос спрос именно на проекты. Таким образом,
ПРОЕКТ ЕСТЬ РЕАКЦИЯ КУЛЬТУРЫ НА ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.
Понятие «проект», еще недавно подразумевавшее фиксацию основных идей, средств и плана деятельности, заметно расширилось. Дистанция между культурным проектом и его реализацией предельно сократилась, а в ряде случаев вообще исчезла. Проектные начала проникли в саму деятельность, и их слиянию в немалой степени способствовала эфемерная, бумажная, нематериальная природа культурного продукта.
Культура бесцеремонно отняла у техники и сферы производства слово, прежде ассоциировавшееся с точными расчетами. Свою лепту в эту «кражу конца века» внесли и СМИ, упорно именующие проектами любой новый творческий продукт, и шоу-бизнес, выставляющий в качестве проектов готовящиеся в глубокой тайне эстрадные программы, и художники, обретшие, наконец, универсальное определение для своей деятельности в сфере современного искусства. Надо смириться и признать, что
ПРОЕКТ СТАЛ СПОСОБОМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ АВТОРА.
Слово переиначили, наделили новыми смыслами, но врожденные признаки проекта остались почти неприкосновенными. Именно они внесли элементы порядка в изначальный хаос свободной, то есть нестандартизированной сферы культурной практики.
К признакам проекта, отличающим его от рутинной деятельности и прожектов, относятся:
- целенаправленность
- целостность
- ограниченность во времени
- инновационность
- коммуникативность
- адаптированность к внешним условиям
Тем, кто всерьез собирается заняться составлением проектов, полезно было бы начать с чтения «Сказки о царе Салтане», представляющей собой, помимо прочего, великолепное пособие по проектированию. Уже в первых строках пушкинской сказки каждая из трех сестер в невинном разговоре за прялкой представила свой проектный замысел.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, – Первый проект
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
– «Кабы я была царица, –
Говорит её сестрица, – Второй проект
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
– «Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, – Третий проект
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Зная события, последовавшие за неосторожно высказанными вслух мыслями, мы можем сделать ряд выводов, касающихся характера постановки цели в проектах.
Первый: цель должна стоить того, чтобы к ней стремиться.
Второй: определение цели является предпосылкой успеха, но не гарантирует его.
Третий: успех зависит от способа достижения цели.
Четвертый: цель должна соотноситься с направлением деятельности и потенциалом, то есть быть реальной.
Пятый: цель и этапы ее осуществления должны быть выстроены в определенной последовательности.
Шестой: достигаемый, в конечном счете, результат должен быть способен развиваться самостоятельно и порождать новые типы деятельности.
Цель у всех сестер была одна – стать царицей, но старшие предложили проекты затратные, нереальные, не имеющие перспектив и, главное, — никак не соотнесенные с целью.
Фантазия сестер-неудачниц не шла дальше обыденных домашних занятий, пусть и приобретших гипертрофированные размеры в соответствии с их представлениями о царской жизни. Естественно, Салтан, выступивший в роли эксперта, определил этих девиц к станку и на кухню.
Напротив, младшая сестра сумела поставить цель реальную, позволяющую неженатому Салтану решить свои проблемы и непосредственно связанную с царским бракосочетанием.
Все проекты похожи на лестницу, но это лестница приставная, где нельзя перепрыгивать через ступеньки. Венчание – честной пир – кровать слоновой кости – зачатие – рождение богатыря.
ПРОЕКТ ВСЕГДА СИСТЕМЕН И СОСТОИТ ИЗ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.
В нашем примере царь Салтан и не заметил, как сам стал составной частью проекта. Вот почему его отъезд на войну повлек за собой далеко идущие последствия и едва не поставил под вопрос осуществление задуманного.
Фактор ограничения во времени важен не только сам по себе. Он является показателем планируемости работы по осуществлению проекта, дает возможность реализовывать его поэтапно и просчитать сроки «грядущих родин». Изготовление «полотна на весь мир», напротив, представляло собой рутинную деятельность в чистом виде. «Пир на весь мир» имел временные границы, но был не более чем одноразовой акцией, после которой, рано или поздно, все снова бы проголодались.
Настоящий проект, хотя и является ответом на внешний запрос, может считаться относительно независимым и самодостаточным, по крайней мере, на стадии реализации.
Инновационность и неповторимость, казалось бы, относятся к бесспорным характеристикам проектной деятельности. В действительности все обстоит сложнее, поскольку степень инновационности бывает разной. Проект может быть новым для данной сферы, данного региона, данной организации, или новым вообще, то есть уникальным. Факт рождения сына в законном браке не представлял собой ничего необычного, а вот появление на свет наследника престола, да к тому же богатыря, содержало ярко выраженный элемент инновационности. На что и купился царь Салтан.
Новизну проекта всегда можно подвергнуть сомнению. Именно этим и занялись позднее родственники князя Гвидона по материнской линии, высмеивавшие смелые начинания на пустынном прежде острове:
«Что тут дивного? ну, вот!
Белка камушки грызёт…»
Или:
«Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!»
Иными словами, очень многое при определении степени инновационности зависит от интерпретации проектной идеи. К тому же,
ЧЕМ НЕОРДИНАРНЕЕ ПРОЕКТ, ТЕМ БОЛЬШЕ СТЕПЕНЬ РИСКА.
Поэтому, куда важнее новизны творческий характер замысла. Проектная деятельность пронизана творчеством. Увидеть проблему — искусство, красиво выразить ее словами — тоже искусство, а если еще сформулировать решение проблемы — проект появится на свет сам собой.
Как уже говорилось, проект всегда к кому-то обращен: к руководству, властям, общественности, благотворительным фондам. Эта врожденная коммуникативность объясняется постоянно возрастающим значением внешних факторов и непрерывно усложняющимся социальным контекстом проектирования.
Времена, когда творец создавал нетленные ценности в башне из слоновой кости, давно миновали. Поэтому даже самый некоммерческий проект создается как бы на продажу. На лбу у любой проектной инициативы прямо под сияющей звездой написано:
РЕШИВ ВАШИ ПРОБЛЕМЫ, Я РЕШУ И СВОИ.
Отсюда проистекает важность для проектов техники коммуникации и партнерских технологий. Подстрелив «злого коршуна», будущий князь Гвидон кардинальным образом решил для себя проблему обустройства на необитаемом острове. Однако главная его цель – воссоединение семьи – вряд ли была бы достигнута, если бы не корабельщики (доставка информации и продвижение проекта), царевна-Лебедь (главный ресурс и средства реализации) и даже ткачиха с поварихой (сбор и распространение информации о мировом опыте).
Коль скоро главные предпосылки успеха лежат во внешней среде, проект вынужден к ней приспосабливаться. Адаптивность предполагает умение вписываться в определенные рамки, встраиваться в заданный контекст. Самый блестящий проект, игнорирующий это условие, обречен, а его автор наверняка попадет пальцем в небо.
Рамки – это ни что иное, как современные тенденции в развитии общества, обуславливающие, в свою очередь, эволюцию культурных запросов. Становление рынка, развитие гражданского общества, формирование единого информационного пространства – все это не только рамки, но и каналы возможного финансирования проектов.
Князь Гвидон тоже старался привлечь внимание Салтана, действуя поочередно в сферах: градостроительства («новый город со дворцом»), финансовой политике (белка с золотыми орешками), обороны («тридцать витязей прекрасных»). Преуспел наш герой, однако, лишь благодаря удачному выбору невесты.
Проектам на роду написана короткая, но славная жизнь. Обычно выделяют четыре фазы полного проектного цикла:
- замысел
- планирование и оформление
- реализация
- завершение.
Конечно, не всем инициативам удается пройти весь путь. Какие-то из них застревают на стадии эмбриона. Встречаются проекты-малолетки, проекты-подростки, с присущими им трудностями переходного возраста. Зрелые проекты часто забывают о своем происхождении, но есть и проекты-матки или метапроекты, порождающие массу себе подобных.
Управиться с разновеликими проектами не просто, и менеджер проекта – фигура на редкость несчастная. Ему надо управлять тем, чего еще нет, и действовать в обстановке непрерывных рисков и неопределенности. Мало того, по мере реализации проект утрачивает свои проектные качества, перестает быть самим собой.
Даже при наличии всех «проектных» признаков культурной инициативе не дано достигнуть четкости проекта технического. Менеджер работает в достаточно расплывчатом поле и имеет дело с постоянно «расползающимся» объектом. Поневоле ему приходится все время оглядываться по сторонам, чтобы понять, какую фазу жизненного цикла проходит «его подопечный».
Между тем, собрать воедино мысли и действия абсолютно необходимо. Вот почему культурные проекты уже в силу своей аморфной природы предназначены для внедрения информационных технологий.
ИНФОРМАЦИЯ ДАЕТ В РУКИ МЕНЕДЖЕРА ВЛАСТЬ.
Именно власти не хватает менеджеру проектов, поскольку он действует вне системы администрирования. С помощью информации можно управлять проектом, а можно управиться и даже расправиться с ним. Не случайно большая часть сказки о Царе Салтане посвящена усилиям героев, направленным на получение и распространение информации. Им приходится прибегать к разного рода ухищрениям, перехватывать гонца, подменять грамоты, превращаться в муху или комара – и все для того, чтобы войти во всемирную сеть коммуникаций, тогда именовавшуюся молвой.
Сегодня есть кому ответить: «Это чудо знаю я». Роль Царевны-Лебедь принимает на себя интернет, хотя вопрос: «Но, быть может, люди врут», — остается.
Область информационных технологий проектна на 90 процентов. Однако значение и роль их не одинаковы в различных культурных инициативах. Если оставить в стороне чисто информационные проекты от баз данных до произведений медиа искусства, то речь должна идти об информационной составляющей культурных инициатив.
Однако информационная составляющая не тождественна информационному сопровождению проектов и не сводится к проявлениям разного рода PR-активности. Подготовка проекта на современном уровне предполагает постоянную компьютерную рефлексию. Поэтому сегодня
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЕСТЬ СРЕДСТВО КОНКРЕТИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ ЗАГОТОВОК.
В культурных проектах эти технологии обеспечивают:
- доступ к информации;
- взаимодействие партнеров;
- расширение базы проектирования;
- создание новых ресурсов и т.д.
Но, прежде всего, компьютерное обеспечение означает создание пространства проектной коммуникации.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ ПРЯМО ПРОПОРЦИОНАЛЬНА СЛОЖНОСТИ ПРОЕКТА.
На стадии замысла или формулирования основной идеи особенно велика роль человека творческого, способного угадать проектную потребность, увидеть привычную ситуацию в новом свете, найти нужные слова и мысленно представить еще не существующее как реальность.
Но один ум хорошо, а два – лучше. Поэтому, при разработке проектной идеи, идеальным средством организации деятельности является создание общедоступного сайта. Он позволяет ориентироваться в проблемном поле, собрать и провести ревизию идей, бытующих в рамках определенного социума. Но есть и противоречие:
ИНФОРМАЦИЯ ФИКСИРУЕТ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ, А ПРОЕКТ – ТО, ЧЕГО ЕЩЕ НЕТ.
Уже на стадии планирования крайне желательно приступить к разработке компьютерной модели проекта. Компьютерный двойник появляется на свет вместе с самим проектом и должен отражать существенные стороны проектной работы.
Параллельный рост продолжается на стадии реализации, но здесь информационный двойник начинает жить уже самостоятельной жизнью. Он фиксирует результаты и как бы подтверждает значимость каждого проектного действия.
Компьютерный двойник (информационная составляющая) доступен не только участникам проекта. Он растет в полном смысле слова на глазах у заинтересованной части интернет-аудитории. У будущего потребителя возникает чувство сопричастности акту созидания нового культурного продукта. Впрочем, иногда речь может идти и о реальном участии.
Когда проект вступает в стадию реализации, не вредно задаться вопросами, то ли мы делаем и туда ли мы идем. Культурные проекты всегда нетипичны, и для того, чтобы проект незаметно не переродился, необходимо постоянно следить за его исполнением.
С этой целью осуществляется компьютерный мониторинг проекта, включающий контроль и оценку деятельности по его реализации. Информация, постоянно поступающая от всех участников проекта, порой разделенных большими расстояниями, собирается и анализируется менеджером. Анализ информации позволяет отслеживать движение проекта, прокладывать и корректировать проектный курс.
Завершение – очень ответственный момент в жизни проекта, поскольку закончить его гораздо труднее, чем начать. Все интересное, творческое осталось позади, хочется заняться новым делом, а надо доводить проект до ума и «вбивать последние гвозди».
Преодолеть проектную инерцию помогает перенесение деятельности по совершенствованию на будущее. В рамках поддержки проектов вполне найдется время для коррекции ошибок и разрешения проблем, связанных с функционированием проекта уже как факта культурной реальности.
Однако на выходе, благодаря компьютерной рефлексии проекта, мы получаем уже не один, а два культурных продукта – реальный и виртуальный.
Итак, особое место в жизни проекта принадлежит информационной составляющей. Она должна сопровождать все фазы его развития, но информационный двойник растет быстрее самого проекта и порой норовит стать кукушонком, выбрасывающим из гнезда «родных птенцов».
Важным в такой ситуации будет не то, чем является проект на самом деле, а то, как он представлен в информационных сетях. Виртуальная реализация культурных инициатив стала сегодня едва ли не главным искушением для авторов проектов.
На межпроектном уровне значение информационных технологий необычайно возрастает. Они обеспечивают дистанционный доступ к культурным ресурсам, позволяют осуществлять мониторинг социокультурной ситуации и, тем самым, содействуют расширению сферы культурного проектирования. Так формируется проектная политика, которую проводят на уровне регионов ресурсные центры, опирающиеся на авторитет и полномочия держателей информации.
Необходимость подобного внешнего или косвенного управления связана с тем, что очень часто проекты высасываются из пальца, выдумываются на пустом месте. На другом полюсе лежат инициативы, представляющие собой позиции годового плана учреждения. Они преподносятся под проектным соусом, но от этого суть дела не меняется.
НАСТОЯЩИЕ ПРОЕКТЫ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ СОЦИУМОМ.
Практика показала, что для проектной деятельности идеально приспособлены саморазвивающиеся структуры, не сопротивляющиеся воздействиям внешней среды, а эволюционирующие вместе с ней. Это могут быть творческие группы, временные коллективы, небольшие фирмы, объединения волонтеров, ассоциации и тому подобное. Этот неинституциональный слой культуры и является средой, порождающей огромное большинство проектов.
Сегодня, во многом благодаря информационным технологиям, одинаковый по ценности культурный продукт производится порой огромными организациями и крошечными группами единомышленников. Культурные инициативы вообще строятся на неиерархическом типе отношений между людьми. Недостающие ресурсы участники проекта черпают извне, выстраивая различные цепочки партнерских отношений.
Выгодно ли заниматься проектной деятельностью в культуре? Всякий руководитель знает, что ничего кроме головной боли и седых волос некоммерческий проект ему не сулит. И все-таки выход есть.
Если разумный проект грамотно реализован, то одним из его результатов будет создание новых ресурсов. Перефразируя известную пословицу можно сказать:
«ОДИН ПРОЕКТ – НЕ ПРОЕКТ, ДВА ПРОЕКТА – ПОЛПРОЕКТА,
ТРИ ПРОЕКТА – ПРОЕКТ».
Для того чтобы затраченные усилия не пропали даром, необходимо выйти на проектный режим и научиться в нем работать. Это значит последовательно идти от анализа ситуации к целям, от целей к задачам и стратегии, от стратегии – к планам осуществления.
Фонд культурных проектов «Четверг” рассказывает, как пошагово запустить свой проект в сфере культуры и искусства. Какие вопросы нужно задать себе на этапе планирования, зачем проекту миссия и что такое “поцелуй» — рассказываем с помощью кейса выставки АРТ-ПАМЯТЬ.
Проект начинается с идеи
Это простая, но важная мысль: для хорошего проекта нужна не просто хорошая идея, а идея, на которую вам будет не жалко потратить свое время, энергию и другие ресурсы. Задайте себе вопрос: «Стал бы я делать это бесплатно?» Если ответ — да, значит, вы двигаетесь в верном направлении. Конечно, работать бесплатно не стоит, но такой ответ — это показатель вашей осознанности.
Многие проекты в сфере культуры и искусства — это некоммерческие проекты, их цель не состоит в получении прибыли. Как вы будете привлекать аудиторию, сотрудников и инвесторов, если деньги не являются основной мотивацией для участия в проекте? Для этого нужна яркая идея — уникальная, интересная и в то же время понятная концепция, которая ведет автора и команду проекта в едином направлении. Например, недавно в интервью Юрию Дудю актер Антон Лапенко, звезда социальных сетей и создатель сериала «Внутри Лапенко», рассказал, как получил финансирование от креативного продюсера телеканала ТНТ Вячеслава Дусмухаметова. Он прокомментировал, почему продюсера заинтересовало сотрудничество: «Я увидел в нем человека творческого. Он работает не только за деньги, но еще и за идею».
Идея — первый шаг в работе над проектом. Чтобы продвинуться дальше, нужно трансформировать ее в проект.
Идея есть, что дальше?
Главная задача автора — это превратить свою идею в проект. Он должен соответствовать трем основным свойствам:
1. Иметь определенный временной срок. Проект может длиться три часа, три дня или три месяца. Главное — он должен иметь завершение.
2. Быть уникальным. Что-то должно отличать его от проектов, которые уже существуют, пусть даже небольшая часть.
3. Иметь критерии успеха или неуспеха. Их нужно определить на этапе планирования проекта, чтобы впоследствии вы могли оценить полученный результат.
Как начать работу над культурным проектом?
Первый шаг — это инициирование, то есть создание проекта. В 2019 году Фонд запустил социокультурный проект АРТ-память, в рамках которого мы хотели соединить художников и людей, проживающих в домах престарелых. Такая нестандартная связка стала концептуальным ядром проекта. Нас давно интересовала тема индивидуальной и коллективной памяти, а особенно отражение этой темы в искусстве. Тогда мы столкнулись с вопросом: как именно работать с исторической памятью? И решили связаться с одним из московских домов престарелых, чтобы пообщаться с людьми-свидетелями совсем другого мира и образа жизни.
Мы сразу поставили перед собой задачу — перевести истории этих людей на язык художественного высказывания. Для этого мы пригласили к сотрудничеству художников, работающих с разными медиумами (фотография, инсталляция, графика, видео). На этом же этапе мы определили, какого результата хотим достичь: провести выставку АРТ-память, где будут экспонироваться работы художников. Чтобы добиться поставленной цели, нам нужно было ответить еще на несколько вопросов:
О чем, зачем и для кого проект? АРТ-память — социокультурный проект. Это значит, что центр тяжести, суть проекта, находится между культурной и социальной составляющей. Нашей главной задачей было найти баланс между ними. АРТ-память — это проект, который:
а) исследует феномен памяти через работу с менее социально защищенной группой
б) пытается найти новый художественный язык для такого высказывания.
В этом заключается специфика проекта и его главный вызов. Мы стремились сохранить равновесие: не превратиться в благотворительный проект, но в то же время не заниматься «искусством ради искусства». Как сохранить этот баланс? Во-первых, с помощью позиционирования: на всех платформах Фонда проект обозначен как социокультурный. Мы четко артикулировали, что художники и люди, живущие в доме престарелых, — это равноправные участники проекта. Для названия проекта мы использовали сложносоставное слово, чтобы сразу показать, что АРТ-память — это история про взаимовыгодное сочетание культурного и социального. Финал АРТ-памяти, выставка работ, тоже стал совместным опытом: художники и жители дома престарелых обсуждали экспонаты выставки и делились впечатлениями от проекта.
Мы решили провести еще одну выставку, но уже в культурном пространстве, поэтому договорились о проведении мероприятия на одной из музейных площадок Москвы. Чтобы не отбрасывать в сторону социальную составляющую проекта, мы предложили сотрудничество благотворительному Фонду, который будет представлен на выставке. Тогда посетители смогут не только увидеть произведения искусства, но и включиться в работу над решением социальной проблемы напрямую (например, подписаться на пожертвования или стать волонтером).
Важно:
На этом этапе вы разрабатываете миссию и визию проекта. Миссия — предназначение проекта. Это те пути изменения, которые вы хотите привнести в мир с помощью своей инициативы. Это ответ на вопрос «зачем?». Визия — глобальное видение проекта, то как вы собираетесь менять окружающий мир. Миссия проекта АРТ-память — это исследование феномена исторической памяти через художественные концепты. Визия — сделать это с помощью живой коммуникации с людьми-свидетелями, чтобы создать культурное поле для обмена смыслами.
Каковы цели и предполагаемые результаты вашего проекта? Цель проекта — это то, какие задачи решает ваш проект. Особенность проекта АРТ-память в том, что проект имеет сразу две цели. Первая, художественная, заключается в том, чтобы показать, как искусство работает с темой памяти. Вторая, социальная, состоит в привлечении внимания к теме одиночества жителей домов престарелых и их вынужденной социальной депривации.
Какова базовая концепция проекта в одном предложении? Этот прием позволяет быстро и четко объяснить, зачем вы инициируете проект. Например, для проекта АРТ-память мы сформулировали следующие концепцию: память нуждается в посреднике, этот посредник — искусство. Такая короткая и емкая формулировка помогает определить для себя основной посыл проекта.
Лайфхак:
Пропишите 5 причин для осуществления проекта — в будущем вам будет проще вести коммуникацию и проводить питчинги и презентации проекта. Попробуйте придумать секретный ингредиент проекта. Секретный ингредиент — это элемент проекта, который делает его более интересным, привлекательным и может быть вашим тузом в рукаве во время PR-кампании. Например, в рамках резиденции для художников АРТ-памяти мы провели музыкальный мастер-класс по игре на барабанах. Это позволило участникам найти общий ритм и начать слушать друг друга. Такое мероприятие — интересный и нестандартный инфоповод, который привлек внимание к проекту в наших социальных сетях, а также стал отличительной чертой арт-резиденции.
Еще один полезный прием — подумать о каком-нибудь приятном и неожиданном бонусе, который участники проекта могут получить в знак признательности. Команда Фонда называет этот ход «поцелуем». Так вы демонстрируете внимание и заботу по отношению к вашей команде и другим участникам проекта. Участники АРТ-памяти получили в подарок от Фонда значок в форме голубого троллейбуса — неофициального символа 60-х. Этот значок — мерч АРТ-памяти, который работает как офлайн-ссылка и наружная реклама проекта.
В чем особенность работы над проектом в сфере культуры и искусства?
Создавая культурный проект, вы занимаетесь формированием среды. Одна из главных целей такого проекта — это формирование единого культурного поля и создание в нем новых связей. Как это осуществить? Занимайтесь формированием среды на каждом этапе создания проекта: чем больше таких мини-сред сформировано, тем больше вероятность создать общее высказывание, а значит — тем выше качество всего культурного проекта. Например, в рамках АРТ-памяти мы провели резиденцию для художников, закрытую выставку их работ в доме престарелых и запланировали открытую выставку с параллельной программой — каждое из этих мероприятий само по себе формирует среду, а также решает задачу формирования культурного поля проекта в целом.
Если вы хотите качественно изменить культурную среду своего района, города или региона — расскажите о своей инициативе Фонду «Четверг». Фонд запустил «Акселератор культурных проектов» — это возможность для людей с любым опытом со всех регионов России превратить свою идею в полноценный проект и получить всестороннюю поддержку Фонда. Подача заявок завершится 17 мая, отправить заявку можно по ссылке.
В «Акселератор культурных проектов” входит бесплатная обучающая онлайн-программа, всероссийский конкурс проектов и очная летняя школа для победителей. Они соберутся в Москве, чтобы развивать свои проекты вместе с экспертами в области культурного менеджмента и командой Фонда. Школа “Акселератора» — это недельный цикл лекций и мастер-классов, а также возможность представить свои проекты инвесторам и потенциальным спонсорам.
Управление проектом – это управление процессом его воплощения (исполнения). А реализация проекта – это совокупность действий, направленных на достижение целей проекта. В данном понятии находятся части науки и искусства, творческий труд управленцев и исполнителей.
Не так давно в культурной сфере активно начала развиваться проектная деятельность, а в менеджменте появилось направление менеджмент проектов или проектный менеджмент. Он включает финансовые и трудовые ресурсы, организационное и правовое обеспечение воплощения творческого замысла проекта. Процесс управления проектами задаёт направление людям в культуре на достижение конкретного результата в определённое время.
Современное производство в сфере культуры и искусства внесло новые термины в менеджмент творческо-производственной деятельности: «продукт», «услуга», «производитель», «потребитель». Соответственно изменились инструменты управления культуротворческими проектами.
Менеджмент культуротворческих проектов выполняет пять ключевых функций: планирование, организация, координация, контроль и мотивация. Разберём основные функции. Планирование-это основа для разработки и воплощения проекта. При функции планирования ставятся долгосрочные и краткосрочные цели, которые разбиваются на небольшие задачи. А остальные функции управления ориентированы на решение вопросов в процессе исполнения проекта. Функции организации присуще основные принципы:
- ситуационный, определяющий границы и особенности организации;
- принцип партнёрских отношений – это создание отношений, основанных на взаимном уважении и интересе;
- принцип неизменного действия фактора — цели.
Руководителю проекта в процессе исполнения функции организации требуется умение: ставить цели и задачи проекта, устанавливать направления деятельности для реализации целей, распределять эти направления между исполнителями, наладить координацию творческо-производственных процессов. Управленческая функция в сфере культуры – это совокупность деятельности всех специалистов, включённых в проект, определение роли, ответственности каждого человека.
Систему управления, созданную с учётом проекта, его целей, можно увидеть в виде блоков. К ним относятся: маркетинговый, финансово-экономический, рекламы и связи с общественностью, художественно-творческий и технический. Система управления представляет собой сложную динамическую систему, так как может изменяться в зависимости от вопросов, решаемых в проекте.
Таким образом, системный подход к управлению проектами можно представить в виде цепочки: цель-ресурсы-план-решение-реализация.
Похожее из блога
-
Feb 27, 2022
NFT Арт. Что это…
Современные технологии делают искусство совершенно другим, отличным от прежнего. В прошлые века схема создания чего-то нового (картины, скульптуры, театральной постановки..
-
Jul 14, 2020
6 блогеров в сфере…
В настоящее время мир переполнен информацией. В социальных сетях много различных пабликов и групп, поэтому не знаешь, что и выбрать. ..
-
Nov 28, 2019
Что такое умный музей?
Музей – это не только объект искусства, архитектуры или ландшафта. Это сложный комплекс систем, который взаимодействуют друг с другом и..
-
Nov 15, 2019
Будущие профессии в культуре
Каким будет человек будущего? Этот вопрос задают визионеры и футуристы, все, кто стремится в будущее, создает его уже сейчас и..
-
Nov 11, 2019
В Москве пройдёт Международный…
Хотите связать свою жизнь с креативными индустриями, профессионально развиваться в творческом секторе или открыть свой стартап? Приходите на Международный форум..
-
Nov 7, 2019
Как получить паспорт (книжку)…
Паспорт волонтёра или личная книжка волонтёра (ЛКВ) – это документ для регистрации волонтёрской деятельности, содержащий сведения обо всех её видах…
-
Oct 8, 2019
Организация гастролей театра
Гастрольная деятельность – это выступление театрального коллектива не в своём театре, а за его пределами, то есть в других городах,..
-
Sep 26, 2019
Мотивация работников культуры
Работники в сфере культуры – это работники творческой деятельности. У творческих людей главная потребность в самореализации. Это необходимо учитывать для..
-
Sep 5, 2019
OPEN CAll для художников…
Фонд «InLoco» и Институт исследования стрит-арта объявляют open call и приглашают художников и скульпторов подать заявки на участие в параллельной..
-
Aug 28, 2019
Арт-волонтёрство
Движение волонтёров – это группа людей, которые объединены главным принципом – помогать друг другу и всем окружающим людям. Есть две..
-
Aug 8, 2019
Обновляемость библиотечного фонда
Библиотечный фонд (БФ) – это основной библиотечно-информационный ресурс библиотеки. Он состоит из изданий в различных форматах, а именно: аудиовизуальные, электронные..
-
Aug 3, 2019
10 секретов для иллюстратора
Иллюстрация в России вновь возвращается и переживает бурную волну развития. И пока эта ниша относительно не заполнена, пользуясь «секретами», у..
-
Jul 12, 2019
Реставрация домов и памятников…
Реставрация памятников архитектуры — это процесс восстановления и подновление подлинных древних частей памятника архитектуры с учётом его исторического прошлого. Такие..
-
Jun 13, 2019
Календарь культурных праздников
Полезные даты, когда Вы можете поздравить работников культуры. Даты профессиональных праздников в нашем обзоре: 23 июня — День балалайки —..
-
May 5, 2019
Ежегодная “Ночь музеев” пройдет…
В этом году темой акции стали “Элементы”, мероприятия посвятят 150-летию со дня появления таблицы Менделеева. Свой вариант темы для «Ночи..
-
Apr 25, 2019
Анализ арт-рынка
Арт-рынок — это совокупность взаимодействующих друг с другом субъектов и институтов, которые создают, вводят в обращение и потребляют искусство. За..
-
Apr 14, 2019
Запретный плод. Первая конференция…
В ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет первая молодежная междисциплинарная конференция «Запретный плод. Ограничения, пределы, рамки. Современное понимание границ». В тематических секциях..
-
Apr 4, 2019
Программа повышения квалификации «От…
Программа повышения квалификации «От управления проектами к управлению изменениями в музее» будет организована в рамках международного форума «», который состоится..
-
Mar 23, 2019
Вдохновляющие TED видео о культуре
Джулиан Трежер: Как говорить так, чтобы люди хотели слушать Вы никогда не ощущали, что вы говорите, а никто не слушает?..
О «Сколково», центре современного искусства «Винзавод», собственной мотивации и правильно поставленных целях.
В прошлые выходные в рамках образовательного проекта «Битва креативных менеджеров» в резиденции креативных индустрий «Штаб» прошла лекция руководителя проекта «Культура» инновационного центра «Сколково» и экс-директора «Винзавода» Елены Пантелеевой. Кроме этого, она работала с такими изданиями, как Blacksquare, Winzavod ArtReview, «Аргументы и факты», Elle, L’Officiel и Harper’s Bazaar. После лекции журналист Enter пообщался с Еленой и узнал о современных тенденциях в искусстве, а также о том, как создать идеальное медиаиздание.
О карьере до «Сколково»
Мне посчастливилось в начале своей карьеры создать несколько радиопрограмм, посвященных современному искусству в московском FM-диапазоне, затем я работала в таких журналах, как L’Officiel, где основала раздел «Искусство». Основной акцент нашей деятельности был направлен на современных художников — в то время журналы выполняли лишь роль каталогов,у нас же была возможность брать интервью у художников, публиковать их работы. Примерно в 2006 году, когда в России была стабильная финансовая и политическая ситуация, открылась ярмарка «Арт-Москва» и появились люди, которые захотели вкладывать в область современного искусства свои средства. В то же время появился человек, который предложил мне создать журнал о современном искусстве с ноля. Я не стала отказываться — так появился журнал Blacksquare. Этот проект просуществовал недолго, в 2009 году был экономический кризис и, к сожалению, наш журнал закрылся.
Меня пригласили работать в центр современного искусства «Винзавод», самый крупный в России центр современного искусства, который специализируется на современных художественных практиках. На территории «Винзавода» находятся главные частные художественные галереи нашей страны. Моей задачей было сделать так, чтобы в этом городке все было взаимосвязано и все объекты дополняли друг друга как концептуально, так и экономически. После работы с «Винзаводом» меня пригласили развивать культурные проекты в инновационный центр «Сколково». Как и для любого другого города, здесь нужна среда, позволяющая воплощать культурную политику и разрабатывать форматы, интересные тем людям, которые развивают свою деятельность в «Сколково». Сейчас этот город похож на мегастройку XXI века — здесь пока не существует профессиональной выставочной площадки для предметов современного искусства. Я же занимаюсь развитием лекционных и междисциплинарных программ, где я могу познакомить креативные индустрии с учеными и технологами. Я верю, что эти умы могут продуктивно работать. А также мы развиваем Public Art — искусство в общественных пространствах, чтобы подчеркнуть возможности той инновационной среды, где все мы работаем.
О культурной жизни «Сколково»
В каждом городе есть культурная повестка. Город Сколково уникальный, его населяют, в основном, инженеры и технологи, и нам необходимо создать такую повестку, которая будет составлять не только досуговые мероприятия, но и будет полезна для работы. Когда вы приезжаете в город, визуальные ключевые знаки создают незабываемую атмосферу, говорящую о том, что здесь рождается новое. Сейчас я готовлю проект «Практика смыслов» — это лекционная платформа с мастер-классами и семинарами, где художники делятся своим опытом, который может пригодиться для ученых. Это опыт работы с материалами, менеджерский опыт, опыт работы с идеями. Надеюсь, ученых, как людей высокообразованных, заинтересует искусство, поэтому в нашем городе развивается досуговая составляющая. У нас есть популярный танцевальный клуб, фотоклуб и так далее: там можно занять себя вечерами, чтобы не ехать в Москву. С другой стороны, мир ученых и мир художников тесно связаны — некоторые ученые и художники даже дружат. И те и другие создают что-то новое, только первые визуализируют это, а последние — показывают нам красоту формул.
- Персональная выставка Олега Доу «Одинокий нарцисс» в Osnova gallery.
Об идеальном издании
Главный принцип — один в поле не воин. Вы можете быть идеологом, придумать название, концепцию, но без тех людей, которые верят в вашу идею, невозможно начать работать. Понятие синергии очень важно, когда вы с командой все время говорите «мы» и ощущаете себя частью этого организма, который работает как часы. Медиабизнес — это не тот бизнес, который сразу принесет деньги, и об этом вам постоянно напоминает инвестор, который вложил свои средства и хочет получить результат в скором времени. Нужно создавать не утопические идеи, а реальные и работающие. На сегодняшний день, по моему мнению, идеальным изданием, посвященным современному искусству, является сайт, который каждый день сообщает вам, что происходит на планете. Причем контент должен быть не плоским, а желательно с прямыми эфирами, видео, разветвленной корреспондентской сетью. Обязательно должен быть печатный орган, но это скорее ежемесячный продукт. Я вижу, что любое медиаиздание — это еще и организация, которая создает свои информационное поводы, это еще и площадка, которая должна создавать свои мероприятия и формировать новости. Приближенным к идеалу изданием об искусстве для меня является The Art Newspaper.
- Открытие выставки «Форма незримого» в ЦСК «Винзавод». Октябрь, 2016.
О сотрудничестве между художниками и кураторами
Художник, арт-менеджер и куратор являются звеньями одной цепи. И при отсутствии хоть одного из них работа невозможна. Только во взаимодействии и плотной идеологической работе появляется результат. Есть глобальные задачи, которые играют на долгосрочный результат и только от самого человека зависит, будет ли это рутиной. Поиск партнеров, маркетинг и пиар такие же важные составляющие для достижения цели, особенно если цель представляет из себя интересный и экономически оправданный проект.
О команде
Создание команды, поиск людей, которые поверят в вас — это очень важно. Но в этом плане я придерживаюсь принципа — лучше меньше людей, но профессионалов.
Вообще, будущее за теми людьми, которые уже сейчас видят цель и идут к ней. Главное — не разочаровать всех на выходе. Оперативные задачи из разряда телефонных звонков, документоооборота и так далее — для меня самая скучная история. Может быть, издалека мир современного искусства кажется таким загадочным и интересным, но в этот мир стоит идти только людям с повышенной стрессоустойчивостью. Работать в области креативных индустрий нужно тем, кто может оперативно реагировать на трудности. Кроме этого, поскольку мир современного искусства основан на коммуникации, слово «связи» здесь ключевое. Когда вы всех знаете, легче добиться результата за счет хороших отношений и репутации.
- Монографическая выставка Гелия Коржева в Третьяковской галерее.
О целях в работе
Результат — это та самая цель, которую вы ставите перед собой, руководством и командой. С другой стороны, в арт-бизнес нужно идти только в том случае, если вы знаете, в чем ваша миссия и также принятия как факта той данности, что вы существуете в этом мире, потому что не можете в нем не быть. Художники же не ходят на работу, они работают, потому что это часть их самих. Я тот человек, который создает условия для работы художников и кураторов. Вообще, мне кажется, что мир двигают только ученые и художники, потому что именно они своими проектами заставляют земной шар вертеться.
Текст: Лолита Малова