-
Особенности консультативной работы с группой
Групповое
психологическое консультирование —
разновидность психологического
консультирования; форма консультативного
и терапевтического воздействия,
противостоящая индивидуальному
психологическому консультированию.
Консультативные
группы, согласно Джеральду Кори,
представляют собой группы, сосредоточенные
на межличностной коммуникации и
интерактивной обратной связи, а также
применении различных методов, относящихся
к принципу «здесь-и-сейчас»
Консультативные
группы в значительной степени отличаются
от других видов групп, в рамках которых
происходит групповая практика и групповой
процесс, в частности, они отличаются:
-
от психотерапевтических
групп по своим целям. Психотерапевтичсекие
группы характеризуются исследованием
того, как можно изменить поведение,
переживания и мысли клиентов, а также
использованием меж- и внутриличностной
оценок, диагнозов и интерпретаций для
установления связи между материалом
прошлого и событиями будущего; -
от образовательных
или темоцентрированных групп,
характеризующихся представлением
участникам группы и обсуждением в ней
знаний и навыков, полученных специалистом
где-либо в ходе обучения; -
от групп, ориентированных
на решение задач, которые характеризуются
применением принципов групповой
динамики, а также практиками/процессами
совместного решения групповых проблем,
построением команды и программы развития
консультирования; -
от групп самопомощи
или групп поддержки, в рамках которых
объединяются люди со схожими жизненными
трудностями или проблемами, создавая
систему поддержки, которая защищает
их от психологического стресса и
стимулирует изменять свою жизнь.
-
Типы поведения в группе
В социальной
психологии выделяют четыре основных
типа поведения людей в малой группе.
Обособляющий тип.
Хорошо выражена индивидуальная
ориентировка. Оптимальное решение задач
возможно только в условиях относительного
обособления от группы, самостоятельно.
Ведомый тип.
Выражена тенденция к конформности,
подражательству, добровольному
подчинению. Оптимальное решение групповой
задачи возможно в контакте с более
уверенными и компетентными членами
группы.
Лидирующий тип.
Индивидуум ориентирован на власть в
группе. Оптимальное решение задач
возможно при условии подчинения себе
других членов группы.
Сотрудничающий
тип. Индивидуум
постоянно стремится к совместному с
другими решению задач и следует за
группой в случаях разумных решений.
Знание типов поведения
участников группы помогает психологу
при распределении ролей, способствует
более глубокому пониманию механизмов
психологической несовместимости
отдельных ее членов.
Совпадение
формального и неформального лидера в
одном лице упрощает ситуацию, несовпадение
делает групповой процесс более сложным.
-
Стили руководства группой
При
руководстве группой консультанту
необходимо определиться с уровнем,
уместностью и полезностью самораскрытия.
Согласно Дж. Кори, также как и И. Ялому[9],
процесс самораскрытия консультанта
должен быть полезен в первую очередь
его клиентам. Как он отмечает, при
недостаточном самораскрытии консультанта
группе, при котором он работает в рамках
определённой роли, и чётко очерченой
для себя — например, консультанта, он
может «прятаться за фасадом»
профессионализма, а также потерять в
группе личную идентичность. Возможными
причинами недостаточного самораскрытия
являются: — страхи показаться
непрофессиональным или потерять уважение
членов группы; — потребность в сохранении
дистанции или стремление утвердить
определённый тип отношений, например
— только отношений консультант/клиент,
доктор/пациент — что может редуцировать
общение личностей к формальной
коммуникации. При слишком сильном
самораскрытии группе, консультанты
нередко руководствуются потребностью/желанием
быть выслушанными и принятыми, или могут
быть втянуты к излишней откровенности
членами группы.
Вопрос
о стилях руководства, осуществляемых
ведущим в группе, тесно связан с ролями,
в которых он (ведущий) выступает — с одной
стороны, а с другой — с его личностными
особенностями.
Согласно
классической классификации стилей
управления малой группой — авторитарный,
демократический, попустительский, —
руководство тренинговой группой можно
рассматривать с точки зрения доминирования
ведущего и жесткого или мягкого
структурирования процесса. Как указывает
Т. Высокиньска-Гонсер, «директивный
психотерапевт контролирует (планирует)
ход занятий, самостоятельно устанавливает
нормы функционирования группы и приводит
их в исполнение, дает советы и указания,
осуществляет интерпретации. Недирективный
психотерапевт предоставляет участникам
группы свободу выбора тем и направлений
дискуссии, не начинает действий и не
ускоряет их, не навязывает исполнения
норм — он использует главным образом
технику отражения и кларификации».
Соседние файлы в папке папочка
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Консультативная группа выполняет лидирующие функции в реализации, задает направление и отслеживает реализацию согласованных стратегий, планов и мероприятий PAGnet.
Формирование Консультативной группы
С целью эффективного представления интересов Партнерства PAGnet, Консультативная группа должна представлять различные сферы компетенции, которые входят в Партнерство PAGnet. Критерии включении в Консультативную группу PAGNetвключают направленность на успех программы работы PAGnet, а также соответствующие знания, опыт или доступ к ресурсам. Консультативная группа формируется путем номинации по основным сферам компетенции, как описано в процедуре создания Рабочей группы, и должна постоянно проходить оценку участников с целью обеспечения постоянной эффективности.
Состав Консультативной группы
Консультативная группа должна состоять из не более девяти членов, которые представляют основные направления деятельности PAGnet, включая представителей:
- национальных властей, отвечающих за общественное здоровье и транспорт
межправительственных организаций, работающих в вопросах общественного здоровья, поездок и транспорта; и
академических учреждений, проводящих исследования в сферах общественного здоровья, путешествий и транспорта
Функции Консультативной группы
Предполагается, что Консультативная группа:
- обеспечивает лидерство и задает направление развития PAGnet, включая содержание сайта, список мероприятий, членство и встречи;
- отслеживает реализацию согласованных стратегий, планов и мероприятий;
- формирует приоритеты мероприятий, проводимых в рамках PAGnetв соответствии с миссией PAGnet, а также целями и рекомендациями членов;
- поддерживает членов PAGnetв соответствии с согласованной стратегией;
- ·одобряет план работы и бюджет PAGnet;
- координирует, способствует популяризации, а также мобилизует ресурсы для поддержки PAGnet;
- отслеживает прогресс реализации PAGnet и предоставляет регулярные обновления, включая отчеты собственных встреч, членам, другим заинтересованным сторонам и общественности;
- предоставляет обзор работы и оценивает использование PAGNet;
- проводит оценку ежегодного отчета, подготовленного Модератором PAGnet;
- координирует предложения членов PAGnetпо процедурам и инициативам;
- рекомендует Модератору соответствующие правила и руководства для обеспечения интеграции PAGnet;
- при необходимости организует сообщества, рабочие и целевые группы;
- рассматривает и рекомендует любые изменения в механизм работы PAGnet;
- рассматривает любые другие вопросы, связанные с PAGnet, поднятые любым из ее членов или Модератором;
- осуществляет общее руководство и организацию работы PAGnet;
- при поддержке Секретариата ВОЗ проводит ежегодный обзор PAGnetи представляет отчеты, которые могут распространяться среди членов.
Председатель Консультативной группы
Консультативная группа избирает Председателя из членов Консультативной группы. Председатель выбирается на срок один год и может быть переизбран, но не может работать более двух сроков подряд. Председатель председательствует на заседаниях Консультативной группы. Консультативная группа, следуя той же процедуре, избирает среди членов Вице-председателя.
Слайд 1
Групповое консультирование Работу выполнила: м агистр 2 курса Назипова Гульнара
Слайд 2
Под групповым психологическим консультированием понимается терапевтическое взаимодействие между консультантом (несколькими консультантами) и группой клиентов, объединенных по определенным признакам и критериям. Критерии отбора участников в одну группу зависят от консультативных и терапевтических целей и задач в конкретной группе.
Слайд 3
Групповое консультирование имеет следующие цели : работа с проблематикой участников группы: изучение, диагностика и помощь в разрешении затруднении; укрепление общего психического состояния, а также в некоторой степени и физического; коррекция поведенческих паттернов и стереотипов участников группы через изучение особенностей и механизмов эффективных способов взаимодействия со средой; осуществление личностного роста участников группы через развитие у них различных параметров роста: самосознания, рефлексии, повышение самооценки и т. п.; формирование способности к самонаучению и самокоррекции , то есть использованию своих внутренних ресурсов для изменений и решения возникающих проблем и затруднений; коррекция эмоциональной сферы участников группы, выработка более позитивных и адекватных способов эмоционального реагирования; раскрытие внутреннего потенциала участников, творческой энергии, формирование умения жить в полную силу и “здесь и сейчас” и позитивного отношения к жизни.
Слайд 4
В групповом психологическом консультировании существуют следующие нормы и принципы работы: принцип “здесь и теперь” , предполагающий, что все происходящее в группе — действия, обсуждения тем, испытываемые участниками чувства и т. п. — должно обсуждаться в настоящем. Это означает, что участники не должны обсуждать какую-то прошлую ситуацию, но должны высказывать, анализировать и проживать те чувства, которые они испытывают по отношению к этой ситуации сейчас, будучи такими, какие они есть в данный момент своей жизни. Консультанту в этом случае следует контролировать соблюдение этого принципа и переводить “чувства из прошлого” в “чувства в настоящем “, используя специальные техники и приемы и обращая внимание участников группы на их актуальное состояние ;
Слайд 5
принцип искренности и открытости , предполагающий соблюдение следующих правил : • все, что рассказывается в группе, является правдой; • участникам группы следует стремиться к самораскрытию и озвучивать действительно значимые для них темы и переживания; предоставление честной обратной связи, в том случае, если участник решил высказаться по поводу кого-то из других членов группы или по поводу работы с кем-то, но если в ответ на просьбу дать обратную связь участник не хочет этого делать, то он может отказаться, но не лгать;
Слайд 6
принцип Я , предполагающий, что основное внимание каждого участника группы должно быть направлено внутрь себя, на саморефлексию и самопознание, в том числе и оценочные высказывания по отношению к другому лицу должны строиться исходя из своих чувств, эмоций и ощущений; принцип активности , предполагающий активное участие всех членов группы и не допускающий возможности пассивно “отсидеться”; принцип права выбора , означающий, что если кто-то из участников не хочет высказываться или делать какое-либо упражнение и т. п., никто не имеет права заставлять его делать это;
Слайд 7
принцип ответственности , предполагающий, что каждый из участников несет личную ответственность за себя, свои действия, свой выбор и результаты своей работы; принцип конфиденциальности , означающий, что каждому из участников гарантирована анонимность и конфиденциальность и то, что происходит в групповом пространстве, не будет вынесено за его пределы. Этот принцип распространяется как на участников, так и на руководителей группы.
Слайд 8
О тличительные особенности группового консультирования : группа как мини-модель социума , так как в группе создается ситуация, в которой индивид проявляет все те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции, что и в реальной жизни; также группа дает обратную связь относительно поведения индивида, и на основании этой обратной связи он может осознавать свои поведенческие установки и при необходимости изменять их на более продуктивные;
Слайд 9
групповая динамика , понимаемая как характеристика социально- психологических процессов и явлений, которые происходят в группе по мере ее развития и изменения и оказывают определенное влияние на всех участников группы, и имеющая следующие характеристики: • включает в себя ряд стадий, которые определяются сменой преобладающего типа взаимодействий и взаимоотношений между участниками, а также определенными особенностями поведения участников; • может служить диагностической процедурой, позволяющей консультанту определить уровень актуального развития членов группы и выстроить и спланировать свою дальнейшую работу;
Слайд 10
ролевые стереотипы участников группы , позволяющие: • выстроить мини-модель социума и осуществить проекции и переносы участников; • анализ и проработка этих проекций и переносов может служить терапевтическим инструментом работы; • анализ ролевых стереотипов может помочь участникам осознать и скорректировать непродуктивные способы взаимодействия и адаптации в среде.
Слайд 11
В групповом психологическом консультировании существуют следующие особенности, отличающие его от индивидуального : использование как методов индивидуальной работы, которые обычно применяются в индивидуальном консультировании, так и методов и техник, специально разработанных для группового воздействия; помимо использования специально разработанных техник и методик групповой работы, консультант может использовать в терапевтических целях следующие феномены группового пространства: • ролевые позиции участников группы, отличающиеся многообразием и индивидуальностью; • взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы; • групповую динамику, особенности или специфику развития группы на той или иной стадии работы; • личность психотерапевта, которая является одним из важнейших факторов личностного роста в группе, так как представляет собой определенную модель для участников.
Слайд 12
П реимущества группового консультирования: помощь в решении межличностных проблем через создание мини-модели социума и обнаружение и коррекцию всех противоречий и трудностей в реальном взаимодействии с окружающими; возможность получения обратной связи по поводу своих стереотипов в поведении и личностных качеств, что помогает расширению взгляда участников на себя и свою проблематику; возможность получения эмоциональной поддержки и принятия стороны других участников группы, имеющих схожие проблемы;
Слайд 13
возможность научения и приобретения новых умений, навыков, а также более продуктивных и адаптивных способов взаимодействия с окружающими и способов решения возникающих противоречий и проблем через общение и взаимодействие с другими равными партнерами — членами группы; возможность идентификации себя с другим человеком, что способствует расширению сознания и большему пониманию проблем других людей;
Слайд 14
возможность более полно и глубоко понять и проработать личные проблемы каждого из участников через создание в группе определенного напряжения, которое обостряет индивидуальные противоречия и конфликты; облегчение процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания, которые становятся возможны в полной мере через взаимодействие с другими людьми; экономическая выгода, так как работа участника в группе стоит дешевле, чем индивидуальная терапия или консультирование.
Слайд 15
Ограничения группового консультирования: не все клиенты могут работать в группе. Некоторым нужен опыт индивидуального консультирования, один на один с консультантом, где они прорабатывают ряд базовых проблем, без решения которых работа в группе становится невозможной; групповое консультирование предъявляет особые требования к консультанту, который должен уметь одновременно сосредоточиваться на беспокойствах каждого клиента, отвечать на взаимодействия членов группы и отслеживать групповую динамику ;
Слайд 16
при консультировании в группе всегда есть риск нарушить баланс между личными и собственно групповыми проблемами (проблемы «группового процесса»); далеко не каждый клиент может довериться группе, что ограничивает возможности его «самораскрытия»; трудно быть абсолютно уверенным в вопросе о том, каким категориям клиентов больше подходит групповая форма работы, а каким – индивидуальная ; давление групповых норм может заставлять клиентов необоснованно заменять нормами группы свои собственные;
Слайд 17
в результате работы в группе могут происходить «сдвиги» в мотивационной сфере, в целевых установках клиентов. В частности, групповой опыт может стать « самоценностью »; группа может использоваться клиентом не для изменений в своем внутреннем мире, а для самовыражения; в группе есть все условия как для психологического роста, так и для психологического разрушения. Всегда есть шанс, что участники группы уязвимы и могут получить «психологические травмы» при конфронтации с другими членами группы, так же как и шанс, что специалист может потерять контроль над ситуацией в группе.
Групповое
консультирование
Лекция 1
Литература
Д. Кори Теория и практика группового консультирования.
И. Ялом Групповая психотерапия. Теория и практика.
Р. Кочюнас Психотерапевтические группы: теория и
практика.
К. Рудестам Групповая психотерапия. Психокоррекционные
группы: теория и практика.
Д.С. Витакер Группы как инструмент психологической
помощи.
Р. Смид Групповая работа с детьми и подростками.
Группа как инструмент
психологической помощи
Малая группа служит эффективным
средством психологической помощи,
если она тщательно спланирована и
ведется таким образом, чтобы
наращивать свой потенциал в качестве
средства психологической поддержки.
Терапевтическая ценность
группы
○
В группе заложены уникальные психотерапевтические возможности, которые
отсутствуют или занимают очень незначительное место в индивидуальной
психотерапии. Прежде всего межличностное (социальное) обучение, позволяющее
более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, а также
приобрести более эффективные социальные навыки. Группа дает возможность
глазами других посмотреть на себя и свои проблемы, моделировать свое поведение
«здесь и теперь». В группе можно получить различные реакции других ее участников
на свое поведение, увидеть с их помощью последствия своего поведения не только
в группе, но и вне ее. Группа не только позволяет участникам всесторонне увидеть
себя, но и оказывает поддержку при практике новых способов поведения. Группа
предоставляет участникам возможность обмениваться жизненным опытом,
способами «создания» и решения проблем, учиться на опыте других участников, а
также безопасно выражать свои чувства и мысли в пространстве «здесь и сейчас».
○
Группа значительно лучше соответствует повседневной реальности
индивида, чем контакт психотерапевта – клиента. В группе без усилий
«воссоздается» повседневная жизнь каждого участника – здесь они бывают такими,
какими обычно бывают в отношениях с другими людьми. Это позволяет более
«пространственно» увидеть их жизнь и в особенности проблемы и трудности
отношений. Взаимосвязь межличностных процессов в группе и межличностных
отношений вне группы увеличивает вероятность того, что усвоенные в группе новые
способы поведения, изменившееся понимание себя и своих отношений с другими
будут перенесены в ситуации реальной жизни.
Общие цели группового консультирования
○
○
○
• Научиться доверять себе и другим.
○
• Усилить самопринятие, самоуважение, доверие к себе и обрести
новый взгляд на себя.
○
• Обнаружить альтернативные пути преодоления обычных проблем и
разрешить конкретный конфликт.
○
• Усилить самоуправление, автономию, ответственность перед собой и
другими.
○
○
• Осознать возможность выбора и научиться делать его мудро.
○
○
○
○
• Освоить более эффективные социальные навыки.
○
• Понять свои ценности и решения и найти пути их изменения.
• Достичь самопознания и развить чувство уникальной идентичности.
• Осознать сходство потребностей и проблем членов группы и развить
чувство универсальности.
• Составить план изменения конкретного поведения и заставить себя
следовать этому плану.
• Стать более чувствительным к потребностям и чувствам других.
• Научиться тому, как противостоять другим честной прямо.
• Отказаться следовать ожиданиям других и научиться жить
самостоятельно.
5
Терапевтические
группы
Исходя из
основной цели,
можно выделить
три типа групп
Темоцентрированные
группы
ТИПЫ
ГРУПП
Группы решения
проблем
Группы самопомощи
6
I
Цели
Формат
Участники
Личностный рост, обучение,
развитие специальных навыков
Встречи, мастерские, тренинги
Группы тренировки социальных навыков
и группы по развитию уверенности в
себе, группы управления стрессом.
Собираются не для
отреагирования и проживания, а
нацелены получить конкретный
результат.
Консультирование, краткосрочная
групповая работа
Люди, имеющие жизненные и
личностные трудности, готовые к
исследованию и пониманию сути
проблем
Терапевтические группы
Люди, заинтересованные в
глубинном трансформации
личности или с различными
психоэмоциональными
расстройствами
Группы самопомощи
С высокой мотивацией меняться
самостоятельно и помогать
другим, пережившие
определенный опыт
II
Изменение поведения,
исследование взаимодействий
III
Восстановление, лечение и
реконструкция личности. Коррекция
эмоциональных и поведенческих
расстройств.
IV
Создавание атмосферы поддержки
и единомыслия, разделение опыта
7
Модели групповой работы
Образовательная
Действия
Аналитические
Люди с одной и той же
проблемой, имеющие
один и тот же
болезненный опыт могут
поделиться друг с
другом. Основной
элемент — участники
группы дают друг другу
информацию, инструкции
и советы как справляться
с этой проблемой.
Стимулирование в людях
эмоциональных реакций.
Главный инструмент
изменений — сама группа,
а не техника или
ведущий. Главный
вопрос: «Какие события
в группе показались
наиболее значимыми?»
Группа как социальная
лаборатория и
микрокосм
К группам действия
относят:
психодраматические,
гештальт-труппы;
транзактный анализ;
группы встреч.
8
Групповая психотерапия
Групповая психотерапия — это процесс переобучения, который включает в себя как
сознательное, так и бессознательное, как настоящее, так и прошлое. Некоторые
терапевтические группы, прежде всего, ориентированы на коррекцию эмоциональных и
поведенческих расстройств, которые препятствуют успешному функционированию, или
посредничество в решении глубинных психологических проблем. Их целью может быть
меньшая или большая трансформация структуры личности, степень которой зависит от
теоретической ориентации терапевта. Преследуя подобные цели, терапевтические группы
нуждаются в большем количестве времени для их реализации, чем другие виды групп. Люди,
которые составляют такую группу, могут страдать от серьезных эмоциональных проблем,
глубокого невротического конфликта или психотических состояний, а некоторые могут
демонстрировать социально девиантное поведение. Многие из них нуждаются в лечении, а не в
превентивной или развивающей работе. Групповой терапевт обычно является клиническим или
консультирующим психологом, психиатром. Он использует широкий набор вербальных методик
(которые используют и консультанты) и некоторые техники для осуществления регрессии к
ранним переживаниям, для выявления бессознательной динамики и помощи клиентам в
переживании травматической ситуации.
Групповое консультирование
Групповое консультирование преследует как превентивные, так и оздоровляющие цели.
Группа вовлекается в межличностный процесс, в котором особое значение придается
сознательным мыслям, чувствам и поведению. Часто консультативные группы являются
проблемно-ориентированными. Их содержание и цели определяются членами группы,
которые в большинстве своем являются нормально функционирующими людьми, чья
заинтересованность в работе связана с задачей развития продолжительной и успешной
жизни. Групповому консультированию присуща ориентация на рост, и в этом случае
основной задачей становится развитие внутренних ресурсов и внутренней силы.
Участники могут столкнуться с кризисной ситуацией или конфликтом или пытаться изменить
пораженческий стиль поведения. Группа предлагает поддержку и эмпатию, необходимые для
создания атмосферы доверия, что ведет к раскрытию и исследованию внутренних смыслов.
Члены группы становятся ассистентами в развитии навыков, направленных на разрешение
межличностных проблем, что готовит их к встрече с подобными проблемами в будущем.
Преимущества групповой
формы психологической
работы
• Групповой опыт помогает решению межличностных проблем; человек
избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими
трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и
другие переживают сходные чувства; могут получать обратную связь и
реагировать на неё.
• В группе человек может обучаться новым умениям,
экспериментировать с различными стилями отношений.
• Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает
прояснить психологические проблемы каждого.
• Цель – создать свободные интеракции (обмен переживаниями,
чувствами, мыслями, идеями, смыслами, ассоциациями, фантазиями,
снами и пр.) в группе, когда каждый в каждый момент может высказать,
что у него на душе.
11
Психологический риск участия в
группе
Группа может действовать как весьма мощный катализатор личностных
изменений, но в то же время содержать в себе определенный риск для
членов группы. Именно групповой консультант несет ответственность
за минимизацию неизбежного психологического риска, связанного с
групповым консультированием.
В группе есть все условия как для психологического роста, так и для
психологического разрушения. Всегда есть шанс, что участники группы
уязвимы и могут столкнуться с негативными переживаниями при
конфронтации с другими членами группы, так же как и шанс, что
специалист может потерять контроль над ситуацией в группе.
Правило 48 часов — не предпринимать никаких кардинальных
изменений в своей жизни.
12
Основные принципы работы
группы
Здесь и сейчас
активный обмен
переживаниями
Открытость,
активность,
искренность и
уважительное
отношение
Принцип Я
Ответственность
Конфиденциальность
основное
внимание
каждого
участника
направлено
внутрь себя
каждый из
участников несет
личную
ответственность
за себя
все, о чем говорится
в группе должно
остаться внутри
группы
все происходящее
в группе
обсуждается в
настоящем
Чувства, а не
идеи
13
Личные отношения между
консультантом и членами группы
В этическом кодексе Американской ассоциации консультирования
сказано:
Консультант осознает влияние своего отношения к клиенту и избегает
эксплуатации доверия и злоупотребления зависимостью клиента.
Консультант прилагает усилия, чтобы избежать установления
двойственных отношений с клиентом, которые могут повлиять на его
профессиональные суждения или нанести клиенту вред. Когда
двойственных отношений нельзя избежать, консультант должен
предпринять
соответствующие
шаги,
предупредив
клиента,
обратившись к консультации и супервизии, а также документации, чтобы
убедиться, что он не эксплуатирует клиента и его суждения объективны.
14
Общение членов группы
Группа учит людей тому, как устанавливать близкие или интимные отношения,
но не обеспечивает эти отношения. Члены группы, общаясь за ее пределами,
несут ответственность за разглашение той информации, которая была
получена в ходе встречи. Любой тип групповой социализации, препятствующий
эффективному функционированию группы, непродуктивен и должен быть
устранен, как, например, формирование коалиций.
Знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала
тренинга ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной
информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к
отчуждению такой диады от группы.
Если члены группы осознают те ловушки и трудности, которые связаны с
социализацией вне группы, и готовы приносить в группу то, что они обсуждают
во время внегрупповых встреч, значит, они обучаются тому, как поддерживать
свою безопасность и безопасность группы, а также эффективно управлять
внегрупповой социализацией.
15
Качественный состав групп:
гетерогенная или гомогенная?
• По своему составу гомогенные группы изначально более склонны к
сплоченности, психологическая атмосфера в них более комфортна, люди
чувствуют себя более свободно и раскованно. Главным недостатком
гомогенных групп является недостаточная почва для споров.
• Деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко
отличен по каким-то параметрам от других: например, нежелательно
объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше
восемнадцати.
• Группа создается как можно более гетерогенной относительно
симптоматики, личностной структуры, социального статуса, возраста
и пола.
• Группа должна быть как можно более гомогенной относительно
способностей переносить фрустрацию и прорабатывать конфликты,
короче относительно силы Я.
16
Количественный состав
группы
• Для группы, состоящей из взрослых, восемь человек плюс один
консультант — весьма походящий размер.
• Оптимальным принято считать двенадцать участников. Такое
количество дает возможность свободного взаимодействия каждого с
каждым; кроме того, имеет организационные преимущества:
двенадцать делится на два, три, четыре, что позволяет создавать
разнообразные подгруппы.
• В традиционной тренинговой группе нежелательно число участников,
превышающее восемнадцать человек.
17
Частота и длительность
встреч
• Как часто должна встречаться группа? Как долго должны длиться встречи?
• Ответ на эти вопросы также зависит от типа группы и в некоторой степени от
опытности консультанта. Раз в неделю — это обычный режим работы
консультативных групп. С детьми и подростками лучше встречаться чаще, но
делать встречи более короткими.
• Для взрослых, которые функционируют относительно хорошо, двухчасовые
встречи каждую неделю вполне достаточны, поскольку позволяют проводить
интенсивную работу.
• Можно планировать группы, совершенно различные по своему типу:
• однократная встреча группы
• группа с ограниченной продолжительностью, собирающаяся раз в неделю
на 1,5 – 2,5 часа, продолжающаяся около двадцати встреч
• группа, собирающаяся ежедневно на 2 часа в течение пяти дней
• группа, собирающаяся раз в неделю на два с половиной часа без
конкретного срока завершения и т.д.
18
Стадии развития группы
I стадия
Формирование группы. Подготовка проекта группы,
объявлении о наборе группы, знакомство с
потенциальными кандидатами. Начало.
II стадия
Ориентационная фаза, время исследования.
III стадия
Переходная стадия. Работа с конфликтами, защитами и
со-противлением.
IV стадия
Рабочая стадия. Активные действия: работой со
значимыми личностными трудностями и переводом
инсайта в действие как в группе, так и за ее пределами.
V стадия
Стадия объединения и закрепления полученного опыта.
VI стадия
Постгрупповые мероприятия и оценка результатов работы
группы.
19
Стадия формирования
группы
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
цели группы
тип клиентов
обоснование работы в группы
методы работы
правила группы
длительная, краткосрочная, выходного дня.
частота и время встреч.
структуры и формата группы
степень открытости группы (открытая или закрытая)
методы знакомства и отбора членов группы
способ объявления о наборе членов группы
20
Предгрупповое интервью
•
•
•
•
•
Эмоциональный и психический статус
Предыдущий опыт терапии;
Страхи и ожидания;
Что такое групповая терапия;
Групповой контракт (правила)
21
•
•
•
•
•
•
•
•
Люди с повреждениями мозга
Люди пограничного и психотического спектров
Алко- и наркозависимые
Люди в ситуациях кризиса;
Суициидальные клиенты;
Не могут регулярно посещать;
Люди, которых вы считаете не подходящими;
Люди с проблемами, не входящими в сферу ваших
компетенций.
«Нежелательны
е» кандидаты
для группы
К неподходящим для группового опыта кандидатам
относятся лица, которые под давлением критики становятся
либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными;
лица, демонстрирующие в напряженной ситуации столь
сильные чувства к другим участникам группы, что те
ощущают себя преследуемыми, и лица с низкой
самооценкой, которые постоянно ждут успокаивания.
22
Будущий участник группы имеет право получить до начала занятий.
• Ясное представление о целях группы.
• Описание группы (краткосрочная, долгосрочная), основных процедур и правил поведения.
• Предгрупповое интервью для определения того, подходит ли именно эта группа во главе именно
с этим консультантом для полноценного удовлетворения потребностей клиента.
• Возможность получать любую информацию о группе, задавать вопросы, вы-сказывать свое
беспокойство в связи с услышанным.
• Обсуждение того, в каких аспектах групповой процесс может быть/не быть конгруэнтен
убеждениям и ценностям членов группы.
• Развернутая информация об уровне образования и квалификации группового консультанта.
• Информация, касающаяся стоимости группы, в том числе и стоимости кон-трольных сессий,
проводящихся после окончания группы, а также сведения о длитель-ности группы, о частоте и
продолжительности встреч, о групповых целях и техниках, кото• Информация о психологическом риске участия в группе.
• Осведомленность об обстоятельствах, в которых консультант может нарушить правило
конфиденциальности, следуя правовым, этическим или профессиональным требованиям.
• Разъяснение того, какие услуги могут и не могут быть оказаны в группе.
• Помощь в формулировании личных целей участия в группе.
• Ясное понимание того, что группа предполагает разделение ответственности между
консультантом и участниками группы.
• Обсуждение прав и обязанностей членов группы.
23
Правила группы
Хорошие рамки — это то, что удерживает структуру,
которая дает основу для эффективной работы группы. В
любой группе будут нарушения, которые должны вызывать
интерес консультанта, но не становиться поводом для
наказания. Только сильные нарушения могут быть
поводом для исключения из группы.
Пример — на одной из групп возник вопрос об оплате
сессий, когда участник болен. Группа пришла к
договоренности, что каждый участник имеет возможность
пропустить две встречи в год — не оплачивав их. Это дало
возможность понять, что правила довольно четкие, но
могут быть гибкими.
24
Примерные правила
Регулярность посещений необходима для того, чтобы в группе сформировалась безопасная, доверительная
рабочая атмосфера. Если кто-то периодически отсутствует, то это нарушает групповые процессы. Если кто-то в силу
обстоятельств задерживается или пропускает встречу, нужно сообщить об этом заранее. Часто на группу бывает не
хочется идти, когда имеется некоторая неудовлетворённость происходящим в ней или переживанием различных
эмоций. Если эту неудовлетворённость заметить и высказать, и дать выход своим эмоциям, то это может оказаться
предметом обсуждения и изменить то, что происходит в лучшую сторону.
Свобода. Каждый участник может выбрать свой способ бытия в группе, но следует учитывать свои задачи и цели
участия в группе. Чтобы у всех участников были определенные гарантии безопасности, каждый участник может
прервать любой разговор о себе. Не допускается заставлять кого-то что-то делать, рассказывать о чем-то и т.п.
Каждый участник может покинуть группу, но перед этим обязан объяснить мотивы своего ухода, так как он не только
свободен, но и ответственен перед другими участниками и ведущими.
Правило «СТОП»: если кто-то не хочет или не готов говорить на какую-либо тему, он может сказать «стоп, я не
хочу говорить об этом», и остальные не должны требовать от него ответа. Это правило призвано сохранять
безопасность в группе и защищать участников.
Участники должны стремиться говорить всё, что приходит им в голову. Если у кого-то из участников
возникает сопротивление к высказыванию каких-то мыслей, чувств, переживаний, то это, вероятно, связано с тем,
что мешает свободному проявлению себя и в повседневной жизни. Важно озвучивать такие реакции сопротивления,
т.к. это важный материал для анализа.
Каждый определяет для себя свой безопасный уровень самораскрытия и делится ровно стольким количеством
личной информации, какое считает комфортным для себя. При этом участники должны быть искренними в своих
высказываниях и не вводить друг друга целенаправленно в заблуждение. Отношения в группе должны быть честными
и не предполагать обмана — если кто-то что-то говорит, то предполагается что он так и считает на самом деле.
Примерные правила
Соблюдение психологической безопасности и бережное отношение. Реагируя на слова другого участника,
следует говорить исключительно про себя и свой эмоциональный отклик. Не интерпретировать. Не оценивать. Не
анализировать. Не предлагать решение проблемы. Цель – выразить свои чувства, рассказать о своем похожем опыте,
о своей сходной ситуации.
Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что…”,
“Некоторые из нас думают…” заменяем на “Я считаю, что…”, “Я думаю…”. По-другому говоря, говорим только от
своего имени и про свой опыт.
Все разногласия между участниками решаются в группе, а не за ее пределами.
Используйте группу как место личного эксперимента, чтобы увидеть за вашими привычными способами
поведения
и
общения
содержательную
часть
своей
проблемы.
Старайтесь увидеть проявление вашей проблемы в том, что происходит или не происходит с вами на занятии группы.
Используйте принцип «здесь и сейчас».
Все, что происходит на группе не должно выноситься за пределы группы для соблюдения правил безопасности и
конфиденциальности. Использование фото, видео и звукозаписывающей техники запрещено. по усмотрению и
согласованию участников группы при условии обязательного соблюдения
Оплата производится максимум в течение суток после завершения встречи, если не было оговорено иначе. Пропуски
оплачиваются.
II стадия: «в или из»,
ориентационная фаза, время
исследования
Две основные задачи стадии для участников
группы:
1. определить цель, ради которой они вступили в
группу, и метод ее достижения.
2. заняться
своими
социальными
взаимоотношениями в группе — т. е. создать
для себя нишу, которая не только обеспечит
комфорт,
необходимый
для
выполнения
первичной задачи, но и даст дополнительное
удовлетворение, проистекающее от чистого
удовольствия
участия
в группе.
“Что это за группа?”,
“Что будем
делать?”
“Как мне это поможет?” Члены
группы встревожены, неуверены, зависимы. Одни замыкаются в себе,
другие рассказывают про свои заболевания, но при этом все ждут
информации и указаний от консультанта. Каждый ищет для себя такую
роль, которая обеспечит ему благополучное существование в группе, и
задается вопросом, будут его любить и уважать или игнорировать и
отвергать, подходит ли ему группа или нет.
27
II стадия: основные характеристики
• Участники проверяют обстановку и знакомятся друг с другом.
• Члены группы знакомятся с нормами и тем, что от них ожидается, узнают о том, как функционирует группа и
как участвовать в ней наиболее эффективно.
• Члены группы проявляют социально желательное поведение, принятие риска сравнительно низкое, а
исследование характеризуется напряженностью.
• Если члены группы готовы выражать то, что они думают и чувствуют, постепенно устанавливается
групповая сплоченность и доверие.
• Члены группы волнуются по поводу того, будут ли они исключены из группы или включены в нее, они ищут
свое место в группе.
• Центральной проблемой является формирование доверия или его отсутствие.
• Встречаются периоды тишины и неловкости, члены группы могут ждать указаний.
• Члены группы решают, кому можно доверять, насколько они могут раскрываться, насколько безопасна
группа, кому они нравятся и не нравятся и насколько можно включаться в работу.
• Члены группы узнают о базовых моментах группы — уважении, эмпатии, принятии, заботе и
ответственности — то есть обо всех компонентах, которые необходимы для построения доверия.
28
Способы установления
доверия
1. Консультант, который показывает, что он заинтересован
в благополучии .членов группы и группы в целом,
вызывает доверие.
2.
Участники будут доверять группе больше, если их
поощряют говорить о своих страхах, поскольку разговор
о них обычно показывает, что эти страхи разделяют и
другие участники группы.
3. Доверие может быть потеряно или обретено, в
зависимости от того способа, посредством которого
преодолеваются негативные чувства.
29
«Круги» знакомства
1. Сначала все кратко представляются (как хотят).
2. На втором кругу каждый добавляет о себе что-то еще,
позволяющее больше узнать о нем.
3. На третьем кругу каждый говорит о том, что привело его в
группу и чего он ждет от своего участия в ней.
4. На четвертом кругу каждый участник старается осознать и
выразить то, что он чувствует именно в данный момент.
Давайте начнем с того, что мы все представимся друг другу. Назовите имя, по
которому вы хотели бы, чтобы к вам обращались во время работы группы,
скажите несколько слов о себе – то, что сейчас хотели бы сказать, а также что
чувствуете в данный момент. Так мы познакомимся и лучше почувствуем
состояние друг друга в эти первые мгновения нашей общей работы. Кто хотел
бы начать?«
«Чем будет эта группа для вас?», «Чего больше всего ждете от группы и больше
всего боитесь?», «Чем хотели бы здесь заниматься, чтобы получить то, ради
чего пришли сюда?
30
Упражнения: за и против
ПРОТИВ: структурированные упражнения ограничивают живое спонтанное развитие, и их
использование снимает с участников ответственность за структурирование собственного
опыта.
ЗА: структурированные упражнения помогают определить и ярче высветить групповые
интересы, более целенаправленно решить индивидуальные и групповые проблемы.
Одни психотерапевты утверждают, что на первых занятиях группа должна «бороться сама
за себя», так как преждевременное введение упражнений мешает выражению важных
индивидуальных чувств. Другие психотерапевты считают, что структурированный подход
особенно важен на ранних этапах развития группы для мотивации участников и
ориентации их в плодотворном для достижения целей направлении.
Упражнения не должны использоваться произвольно и нейтрально.
возможностей упражнения. Важно понимать смысл и задачу упражнения!
смысла
и
31
Упражнение на знакомство
32
Принцип восприятия
1+
2
3-
4
33
Формула конструктивной
обратной связи
○
Обратная связь концентрирует внимание на поведении, а не на
личности как таковой. Нам следует говорить о том, что люди делают
и какие чувства в нас это вызывает, а не о том, что мы о них
думаем. Эффективная обратная связь касается лишь тех аспектов
поведения, которые могут быть изменены.
○
П – позитив, начинаем с положительного отношения
○
С – суть критики (поведение)
○
И – инструкция (как можно исправить)
○
Х – хорошо (зачем человеку это делать, что хорошего принесет
исправление)
○
О – ок? Что ты об этом думаешь?
Задание: Какую обратную связь вы дадите человеку, который:
очень много говорит / перебивает / дает советы / опаздывает /
не принимает участия в работе группы
34
Роль консультанта на II
стадии
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
поощрять формирование терапевтических норм группы;
учить участников ориентироваться в групповом процессе;
создавать безопасную, основанную на взаимном доверии атмосферу;
определить общие цели группы;
помочь участникам установить индивидуальные конкретные цели работы в группе;
поощрять участие всех в дискуссиях;
уменьшать зависимость участников от терапевта;
делиться с ними ответственностью за группу;
структурировать работу группы;
преодолевать сопротивление участников работе.
35
Роль консультанта на II
стадии
МОДЕЛИРОВАНИЕ: создавать атмосферу, психологически присутствовать в группе и быть искренним,
обращать внимание на вербальные и невербальные послания, преодолеть соблазн оставаться
единственной авторитетной фигурой и раскрывать ресурсы участников
ПОМОЩЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЦЕЛЕЙ: снять запросы, определить желаемые изменения и обозначить
усилия каждого члена группы на то, что он должен сделать, чтобы достичь этих изменений
СТРУКТУРИРОВАНИЕ: обеспечение терапевтической структуры, снижение тревожности и повышение
спонтанности, помочь членам группы выразить свои страхи, ожидания и личные цели. Например, члены
группы участвуют в парных, круговых и структурированных опросах, чтобы прояснить для себя и других
свои жизненные трудности.
Ялом обнаружил, что как слишком сильная, так и слишком слабая «управленческая» активность
консультанта препятствуют росту членов группы и автономии группы в целом. Структура группы — это
способ обеспечения автономного функционирования каждого участника.
ОТКРЫТАЯ РАБОТА С НЕГАТИВНЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ
ОБУЧЕНИЕ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ БАЗОВЫМ МЕЖЛИЧНОСТНЫМ НАВЫКАМ, ТАКИМ, КАК АКТИВНОЕ
СЛУШАНИЕ И РЕАГИРОВАНИЕ
36
-
Особенности консультативной работы с группой
Групповое
психологическое консультирование —
разновидность психологического
консультирования; форма консультативного
и терапевтического воздействия,
противостоящая индивидуальному
психологическому консультированию.
Консультативные
группы, согласно Джеральду Кори,
представляют собой группы, сосредоточенные
на межличностной коммуникации и
интерактивной обратной связи, а также
применении различных методов, относящихся
к принципу «здесь-и-сейчас»
Консультативные
группы в значительной степени отличаются
от других видов групп, в рамках которых
происходит групповая практика и групповой
процесс, в частности, они отличаются:
-
от психотерапевтических
групп по своим целям. Психотерапевтичсекие
группы характеризуются исследованием
того, как можно изменить поведение,
переживания и мысли клиентов, а также
использованием меж- и внутриличностной
оценок, диагнозов и интерпретаций для
установления связи между материалом
прошлого и событиями будущего; -
от образовательных
или темоцентрированных групп,
характеризующихся представлением
участникам группы и обсуждением в ней
знаний и навыков, полученных специалистом
где-либо в ходе обучения; -
от групп, ориентированных
на решение задач, которые характеризуются
применением принципов групповой
динамики, а также практиками/процессами
совместного решения групповых проблем,
построением команды и программы развития
консультирования; -
от групп самопомощи
или групп поддержки, в рамках которых
объединяются люди со схожими жизненными
трудностями или проблемами, создавая
систему поддержки, которая защищает
их от психологического стресса и
стимулирует изменять свою жизнь.
-
Типы поведения в группе
В социальной
психологии выделяют четыре основных
типа поведения людей в малой группе.
Обособляющий тип.
Хорошо выражена индивидуальная
ориентировка. Оптимальное решение задач
возможно только в условиях относительного
обособления от группы, самостоятельно.
Ведомый тип.
Выражена тенденция к конформности,
подражательству, добровольному
подчинению. Оптимальное решение групповой
задачи возможно в контакте с более
уверенными и компетентными членами
группы.
Лидирующий тип.
Индивидуум ориентирован на власть в
группе. Оптимальное решение задач
возможно при условии подчинения себе
других членов группы.
Сотрудничающий
тип. Индивидуум
постоянно стремится к совместному с
другими решению задач и следует за
группой в случаях разумных решений.
Знание типов поведения
участников группы помогает психологу
при распределении ролей, способствует
более глубокому пониманию механизмов
психологической несовместимости
отдельных ее членов.
Совпадение
формального и неформального лидера в
одном лице упрощает ситуацию, несовпадение
делает групповой процесс более сложным.
-
Стили руководства группой
При
руководстве группой консультанту
необходимо определиться с уровнем,
уместностью и полезностью самораскрытия.
Согласно Дж. Кори, также как и И. Ялому[9],
процесс самораскрытия консультанта
должен быть полезен в первую очередь
его клиентам. Как он отмечает, при
недостаточном самораскрытии консультанта
группе, при котором он работает в рамках
определённой роли, и чётко очерченой
для себя — например, консультанта, он
может «прятаться за фасадом»
профессионализма, а также потерять в
группе личную идентичность. Возможными
причинами недостаточного самораскрытия
являются: — страхи показаться
непрофессиональным или потерять уважение
членов группы; — потребность в сохранении
дистанции или стремление утвердить
определённый тип отношений, например
— только отношений консультант/клиент,
доктор/пациент — что может редуцировать
общение личностей к формальной
коммуникации. При слишком сильном
самораскрытии группе, консультанты
нередко руководствуются потребностью/желанием
быть выслушанными и принятыми, или могут
быть втянуты к излишней откровенности
членами группы.
Вопрос
о стилях руководства, осуществляемых
ведущим в группе, тесно связан с ролями,
в которых он (ведущий) выступает — с одной
стороны, а с другой — с его личностными
особенностями.
Согласно
классической классификации стилей
управления малой группой — авторитарный,
демократический, попустительский, —
руководство тренинговой группой можно
рассматривать с точки зрения доминирования
ведущего и жесткого или мягкого
структурирования процесса. Как указывает
Т. Высокиньска-Гонсер, «директивный
психотерапевт контролирует (планирует)
ход занятий, самостоятельно устанавливает
нормы функционирования группы и приводит
их в исполнение, дает советы и указания,
осуществляет интерпретации. Недирективный
психотерапевт предоставляет участникам
группы свободу выбора тем и направлений
дискуссии, не начинает действий и не
ускоряет их, не навязывает исполнения
норм — он использует главным образом
технику отражения и кларификации».
Соседние файлы в папке папочка
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
The stages of group counselling according to Corey and Corey (1997) range from: The initial stage, The transition stage, The working stage and The final stage.
In this article, we will look into what group counseling is, what it is used for and the 4 stages of group counseling developed by Corey and Corey in 1997.
What is group counseling?
Group counseling is a form of counseling that’s given to patient groups, typically close peers. The people participating understand that it’s safe and comfortable for them to speak about their problems with each other so they can work through them together as well as input from the group leader as needed. Being able to deal with your feelings in this way makes it easier for people to enjoy life, by helping them overcome their fears and worries.
In addition, people who have a difficult time with interpersonal relationships can benefit from the social interactions that are a basic part of the group counseling experience.
Most groups are composed of students of differing ages, backgrounds and experiences. This helps to provide additional perspectives.
What happens during group therapy sessions?
Before attending the group counseling sessions, trained professional counselors will meet their clients individually to conduct a pre-group evaluation and gather information about the types of problems they are experiencing.
Once both parties agree that group counseling is a good match, the clinician should provide information about the time, date and location of the sessions.
The focus may vary depending on which type of group activity is being worked on, but it’s common for members to meet in a private room sitting in a circle with other like-minded people who want to share with one another specifically regarding substance abuse or eating disorders etc. It’s important to understand how each session goes down so you know whether you fit in with this particular crowd!
Within an atmosphere of trust, group therapy sessions involve members speaking freely about their feelings and talking directly to one another about all of their personal problems.
Although no one will ever be forced to divulge their deepest secrets, counselors expect group members to feel free to relate openly and be honest with others for the sake of relieving any pent-up emotional stress in order that they may discover that they aren’t alone in their problems.
Along with allowing other members to observe the growth of one another’s emotional health, counselors also model healthy behaviors by thoroughly resolving the problems at a deeper level. Most groups meet on a weekly or biweekly basis for a predetermined number of weeks for optimal consistency.
In other words, group therapy is a means for struggling individuals to find camaraderie amongst each other and work towards resolving their personal issues together.
Most, if not all people are hesitant in going to therapy because some believe it will be similar to the past: being alone in a room and speaking endlessly without knowing what the results would yield.
Group sessions break those barriers of apprehension by providing a more community-driven environment, built upon cooperation and collaboration rather than competition and individual dominance.
Like all groups, therapeutic groups change and evolve over time. Knowledge of group development can help the group therapist distinguish if members reflect personal and individual or group developmental issues.
Furthermore, knowledge of how members cope in the face of group developmental issues can aid the therapist in formulating specific interventions at those times (Bernard, Burlingame, Flores, Greene et al., 2008).
Group leaders must understand the strength and potency of groups in order to be effective. They must plan ahead of time and be aware of the group’s current level of development. With this information, they may use suitable techniques to assist their groups in completely developing (Gladding, 1994).
The likelihood of operating a counseling group efficiently and effectively increases with proper planning and strategic intervention.
Stages of group counseling
Making decisions in advance is an important part of forming counseling groups. The initial phase in the process is pregroup planning. Leaders create groups with the goal of producing useful and practical outcomes for participants. Those linked with aims, membership, regulations, time, place, and dynamics are among the most essential concerns.
Corey and Corey (1997) developed the following stages: initial, transition, working and final.
Stage 1
The initial stage of group counseling involves screening, orientation, and determining the structure of the group.
The major functions of the group leader during this stage are establishing ground rules and norms for the group, helping members express their fears and expectations, assisting group members in identifying concrete personal goals, and sharing expectations and hopes for the group.
The members during this stage attempt to create trust, become involved in establishing group norms, establish personal goals and learn about the dynamics of the group process.
Stage 2
The transition stage. Members initiate a disclosure of information that goes beyond personal history.
The major functions of the leader during this phase are encouraging members to express their anxiety, dealing openly with conflicts that occur in the group, and helping members become autonomous and independent.
During this stage, group members are concerned about being accepted by the group. The successful management of this stage will mature into action or working stage.
Stage 3
The working or action stage. This is when the main work begins. During this stage, group members feel free to explore their thoughts and feelings and work on their concerns.
The major functions of the group leader are encouraging members to translate insight into action and assisting them make the necessary changes to achieve their goals.
This stage is characterized by group members introducing personal issues that they are willing to work on, providing and receiving feedback, applying what they learn in the group to their daily lives, and offering support and encouragement to other group members.
Stage 4
The final or termination stage. The final stage is characterized by stock taking, sadness and anxiety regarding the termination of the group.
Members may begin to decrease their intensity of participation to prepare for termination, and they may also evaluate how they experienced the group.
The major functions of the leader during this stage are to assist group members in working towards termination, provide opportunities for them to receive further counseling if necessary, and help them gain a useful understanding of what they have learned.
Just like every other intervention, group counseling also has its obstacles.
- During the beginning and transition periods, resistance is frequent. During the early stages of a group, individuals are often afraid to participate. Members communicate their anxieties and hesitations, as well as their aspirations and expectations, throughout this stage. In certain circumstances, the participants are wary of the leader, believing that they may be deceived.
- Even if individuals are ready to participate, some initial resistance is to be expected, regardless of the sort of organization. What members do talk about is likely to be secondary to what they keep buried inside.
- Because resistance is sometimes the result of unmet expectations, addressing and discussing these anxieties early on will benefit the entire group. The degree of trust that may be created in the group is determined by how the group counselor or leader handles these emotions.
Conclusion
Counseling groups work best when the rules are simple and straightforward. Many members will forget parts of the regulations if there are more than a dozen. Similarly, if the rules are ambiguous, some members will invariably break them, whether in text or spirit.
Rules in counseling groups should adhere to professional organizations’ ethical standards, such as the Association for Specialists in Group Work.
Members should pledge to respect each other’s privacy, refrain from verbally or physically attacking one another, actively engage in the group process, and speak one at a time.
The ability of group leaders to design and execute groups is critical to conducting effective group counseling. Extra preparation time is critical to the group’s survival. Screening members, choosing a realistic number of group participants, establishing a regular meeting site and time, and creating rules are all part of this procedure.
Leaders of groups must then understand and use group phases, as well as use proper counseling skills in a timely manner. Many factors influence the success of group counseling. Finally, studying how groups work and then personally investing in them are the keys to running good counseling groups.
Reference
- Ajufo, Beatrice. (2019). Group Counselling.
- Corey, Marianne Schneider, Gerald Corey, and Cindy Corey. Groups: Process and Practice. Belmont, CA: Brooks/Cole, 2010.
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЕ
ПО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2021 г. N 144 «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию» постановляю:
1. Образовать консультативную группу по научно-технологическому развитию.
2. Утвердить прилагаемые:
а) Положение о консультативной группе по научно-технологическому развитию;
б) состав консультативной группы по научно-технологическому развитию.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
15 апреля 2021 года
N 220
1. Консультативная группа по научно-технологическому развитию (далее — консультативная группа) образована для экспертного и аналитического обеспечения разработки концепций важнейших инновационных проектов государственного значения (далее — важнейшие инновационные проекты), а также для оценки предложений о разработке федеральных научно-технических программ по вопросам, требующим отдельного решения Президента Российской Федерации.
2. Консультативная группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Положение о консультативной группе и ее состав утверждаются Президентом Российской Федерации.
4. Основными задачами консультативной группы являются:
а) экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепций важнейших инновационных проектов и представление этих концепций в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию;
б) рассмотрение и оценка предложений о разработке Правительством Российской Федерации федеральных научно-технических программ по вопросам, требующим отдельного решения Президента Российской Федерации, подготовка по результатам их рассмотрения заключений и направление таких заключений в Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и в президиум этого Совета;
в) обеспечение подготовки информационно-аналитических материалов по вопросам, связанным с деятельностью Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, а также рекомендаций этому Совету и его президиуму;
г) обеспечение проведения научной и научно-технической экспертизы предложений по вопросам, связанным с деятельностью Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
5. Консультативная группа осуществляет экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепции каждого важнейшего инновационного проекта с учетом:
а) целей важнейшего инновационного проекта, в том числе их соответствия задачам, связанным с достижением необходимого уровня национальной безопасности, высоких показателей эффективности экономики в целом или ее ключевых секторов, а также с повышением качества жизни населения;
б) возможных способов достижения целей важнейшего инновационного проекта, преимуществ таких способов и рисков их применения;
в) предложений об объемах и источниках финансирования важнейшего инновационного проекта и сведений об имеющихся расходных обязательствах Российской Федерации, связанных с решением задач, аналогичных задачам важнейшего инновационного проекта;
г) предполагаемых результатов, сроков и этапов реализации важнейшего инновационного проекта, а также целевых индикаторов и показателей его реализации на каждом этапе;
д) предложений об основных мероприятиях, осуществляемых на каждом этапе реализации важнейшего инновационного проекта;
е) предложений об основных исполнителях и ключевых участниках важнейшего инновационного проекта;
ж) предложений о модели и механизмах управления важнейшим инновационным проектом.
6. Консультативная группа для выполнения возложенных на нее задач имеет право:
а) запрашивать и получать от органов государственной власти и организаций необходимые документы, материалы и информацию по вопросам, относящимся к компетенции консультативной группы;
б) привлекать к работе и приглашать для участия в своих заседаниях ведущих российских ученых и специалистов, представителей заинтересованных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, образовательных организаций высшего образования, научных организаций, организаций реального сектора экономики, институтов развития, а также других организаций.
7. В состав консультативной группы входят ведущие российские ученые и высококвалифицированные специалисты, не являющиеся членами Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
8. Консультативная группа формируется в составе руководителя консультативной группы, секретаря консультативной группы и членов консультативной группы, которые принимают участие в ее работе на общественных началах. Общее число членов консультативной группы составляет не более 15 человек. Ротация состава консультативной группы осуществляется не реже одного раза в два года.
9. Руководителем консультативной группы является секретарь Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
10. Руководитель консультативной группы:
а) организует работу консультативной группы, определяет повестку дня ее заседаний и порядок их проведения;
б) вносит предложения консультативной группы в Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и в президиум этого Совета;
в) осуществляет иные полномочия, касающиеся обеспечения деятельности консультативной группы.
11. Секретарь консультативной группы:
а) информирует членов консультативной группы о дате, месте и времени проведения очередного заседания консультативной группы и о вопросах, включенных в повестку дня заседания;
б) осуществляет подготовку проектов повестки дня заседаний и проектов решений консультативной группы, а также организует подготовку необходимых материалов к заседаниям;
в) по решению руководителя консультативной группы направляет необходимые материалы членам консультативной группы;
г) ведет протоколы заседаний консультативной группы и представляет их руководителю консультативной группы.
12. Члены консультативной группы вправе:
а) вносить предложения по повестке дня заседаний консультативной группы;
б) участвовать в подготовке материалов к заседаниям консультативной группы, а также проектов решений консультативной группы;
в) излагать в письменном виде свое мнение по вопросам, включенным в повестку дня заседания консультативной группы, в случае отсутствия возможности участвовать в заседании.
13. Члены консультативной группы обязаны:
а) участвовать в работе консультативной группы лично;
б) не разглашать информацию о вопросах, включенных в повестку дня заседания консультативной группы, а также не комментировать публично ход обсуждения этих вопросов.
14. Заседания консультативной группы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
15. Заседания консультативной группы могут проводиться в очной форме или в режиме видеоконференции.
16. Решения консультативной группы принимаются на основе консенсуса и носят рекомендательный характер.
17. По решению руководителя консультативной группы по отдельным вопросам повестки дня заседания может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов участвующих в заседании членов консультативной группы. При равенстве голосов решающим является голос руководителя консультативной группы.
18. Решения консультативной группы оформляются протоколом, который подписывается руководителем консультативной группы.
19. При необходимости решения консультативной группы по отдельным вопросам, относящимся к ее компетенции, доводятся до сведения председателя Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, председателя президиума этого Совета, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Российского научного фонда и иных организаций.
20. В случае возникновения ситуации, при которой прямая или косвенная личная заинтересованность члена консультативной группы в решении отдельных рассматриваемых консультативной группой вопросов (возможность получения доходов, материальной выгоды или иного преимущества) влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им своих обязанностей (привести к конфликту интересов), такой член консультативной группы должен уведомить об этом ее руководителя, а также не участвовать в обсуждении этих вопросов и в принятии соответствующих решений.
21. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности консультативной группы осуществляется Управлением Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике.
22. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности консультативной группы осуществляется Российским научным фондом за счет доходов, получаемых Фондом от своей деятельности и использования своего имущества.
Фурсенко А.А. |
— |
помощник Президента Российской Федерации (руководитель консультативной группы) |
Нечаева Е.К. |
— |
заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике (секретарь консультативной группы) |
Безруков А.О. |
— |
советник главного исполнительного директора публичного акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть» (по согласованию) |
Гулев С.К. |
— |
главный научный сотрудник федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук, член-корреспондент Российской академии наук (по согласованию) |
Гурьев А.А. |
— |
президент некоммерческой организации «Российская ассоциация производителей удобрений» (по согласованию) |
Димитров И.Д. |
— |
президент общества с ограниченной ответственностью «ДИД Групп» (по согласованию) |
Королев Р.А. |
— |
заместитель начальника отделения федерального государственного унитарного предприятия «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (по согласованию) |
Куцев С.И. |
— |
директор федерального государственного бюджетного научного учреждения «Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова», академик Российской академии наук |
Ливанов Д.В. |
— |
ректор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)» |
Лукьянов Ф.А. |
— |
профессор-исследователь факультета мировой экономики и мировой политики федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (по согласованию) |
Маслов А.В. |
— |
член правления, руководитель блока стратегии и инвестиций публичного акционерного общества «Интер РАО» (по согласованию) |
Нарайкин О.С. |
— |
вице-президент федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», член-корреспондент Российской академии наук (по согласованию) |
Порфирьев Б.Н. |
— |
научный руководитель федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, академик Российской академии наук (по согласованию) |
Филиппов С.П. |
— |
директор федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт энергетических исследований Российской академии наук, академик Российской академии наук (по согласованию) |
Хлесткина Е.К. |
— |
директор федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова» |
Мультикультурное психологическое консультирование (МПК) — один из видов психологического консультирования, сфокусированный на культурных аспектах осуществления психологической помощи — на том, как происходит поиск психологической помощи, как организован консультативный процесс и его результаты в различных культурах.
Появление мультикультурного психологического консультирования[править | править код]
Как отмечает Дж. Кори, «многие консультативные подходы терпят неудачу при встрече с клиентами, которые являются представителями меньшинств, или «этническими клиентами»,[1] потому что узко и стереотипно понимают их потребности», то есть не учитывают/ не понимают их культурных особенностей и запросов.
Общая характеристика[править | править код]
Согласно Педерсену, мультикультурное консультирование имеет дело с двумя и более людьми, по-разному воспринимающими социальную среду, но пытающимися работать вместе.[2]
Согласно Сью, консультанты так или иначе сталкиваются с выбором одного из двух возможных путей при консультировании: первый, используемый гораздо чаще, состоит в монокультурализме и этноцентризме, что предполагает консультантам некоторый комфорт и безопасность. Другой путь — это мультикультурализм, признающий и ценящий разнообразие. Монокультурное консультирование, согласно Сью, не может удовлетворять требованиям современного мультикультурного общества.[3][4]
Эффективность консультативной работы с клиентами, отличающимися по полу, сексуальным ориентациям, возрасту, профессиональному опыту, ожиданиям, эмоциональному выражению и другим культурно-опосредованным особенностям их идентичности, а также возможность понимания таких клиентов и их запросов может быть связана с культурными характеристиками консультанта и принятыми в той или иной культуре особенностями организации практик психологической помощи.
Педерсен предлагает рассматривать мультикультурное психологическое консультирование как затрагивающее такие «переменные», как[5]:
- этнографические переменные (этническая принадлежность, национальность, религия и язык);
- демографические переменные (возраст, пол, место жительства);
- статусные (социальные, образовательные, экономические) переменные;
- переменные принадлежности (формальная принадлежность к семье или организации, и неформальная принадлежность к определённым идеям и образу жизни).
Мультикультурное консультирование сконцентрировано не только на понимании расовых и этнических групп и меньшинств (среди которых, афроамериканцы, азиатские американцы, латиносы, коренные американцы, многочисленные белые этносы и др.), но также женщин, геев и лесбиянок, людей с физическими недостатками, пожилых людей и других. То есть мультикультурное консультирование должно обеспечивать концептуальное осознание сложности и разнообразия плюралистического общества, видение уникальности каждой личности, и понимание того, как личность может находить общий язык с теми, кто отличается от неё. Таким образом, в мультикультурном консультировании простого понимания о существовании различных культурных групп недостаточно; важно понять разнообразие внутри группы — каждый человек, участвующий в мультикультурном консультировании, должен быть рассмотрен в противопоставлении фону его культурной группы, а консультанту, согласно Педерсену, следует выявлять ту степень, в которой клиент оказывается окультурен различными группами.[6]
Американской психологической ассоциацией (АПА) сформулированы «Руководящие принципы для работников служб этнически, лингвистически и культурноразнообразных популяций» (1993),[7] в которых подчёркивается:
- ответственность консультанта, который должен ознакомиться с культурными ценностями своих клиентов, прежде чем работать с ними;
- важность социокультурной основы, с позиций которой рассматриваются разнообразные ценности, стили взаимодействия и культурные ожидания;
- эффективная мультикультуральная консультативная практика требует как знаний, так и навыков.
Подходы к мультикультурному психологическому консультированию[править | править код]
Согласно Джеральду Кори, к мультикультурному консультированию, как к пониманию и работе с разнообразием мировоззрений клиентов существует как минимум 2 подхода.[8]
Первый представлен универсальным, или транскультурным подходом, основанном на предположении, что базовые человеческие различия важны, независимо от культуры (М.А. Фукуяма). Этот подход исследует сходства в опыте людей и предлагает транскультурную модель для обучения эффективного консультанта, которая включает:[8]
- понимание культуры как целостности, и понимание того, как она влияет на человека, общество и процесс помощи другому человеку;
- определение культуры в широком смысле для охвата пола, сексуальной ориентации, возраста, этничности и расы;
- предоставление информации обо всех формах притеснений, включающих расизм, сексизм, гомофобию;
- исследование значимости половых ролей;
- помощь в развитии индивидуальной идентичности человека как представителя культуры;
- помощь в понимании своих взглядов на мир и того, как они соотносятся с семьёй и культурным происхождением;
- развитие лояльности и гордости за свою культуру и семейные связи.
Согласно представительнице этого подхода М.А. Фукуяме, чрезмерное акцентирование различий, отделяющих одну культурную группу от другой, может привести к формированию стереотипии.
Второй, фокусированный подход оспаривает необходимость получения глубинных знаний об особенностях культур (Локк Д.К.). Этот подход базируется на трёх основных моментах:[8]
- способность консультанта исследовать собственные расовые представления и позиции и определять, как они соотносятся с культурными различиями между индивидами и группами;
- способность обсуждать проблемы, соответствующие конкретной расе, на институциональном уровне;
- способность видеть клиента одновременно как индивидуальноть и члена группы.
Литература[править | править код]
- Шойгу Ю. С., Павлова М. В. Культурно-неспецифические и культурно-специфические реакции пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
- Handbook of multicultural counseling. (2001) Ed. by Ponterotto J.G., Casas J.M., Suzuki L.A., & Alexander C.M. (2nd ed.), Thousand Oaks, CA: Sage.
- Handbook of multicultural competence for counseling and psychology. (2003) Ed. by Pope-Davis D.B., Coleman H.L.K., Liu W.M., & Toporek R.L. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.
- Ivey A.E., D’Andrea M., Ivey M.B. and Morgan, L.S. (2002). Theories of counseling and psychotherapy: A multicultural perspective, 5th ed. Boston, MA.: Allyn & Bacon.
- Principles of Multicultural Counseling and Therapy. (2008) Ed. by Uwe P. Gielen, Juris G. Draguns, Jefferson M. Fish. — Routledge. — 488 p. — ISBN 978-0-8058-6204-1
- Sue, D.W., Ivey, A.I., Pederson, P.B. (1996) A Theory of Multicultural Counseling & Therapy, Pacific Grove:Brooks/Cole.
См. также[править | править код]
Психологическое консультирование
Психологическая помощь
Культурная психология
Кросс-культурная психология
Психология культуры
Культурно-историческая психология
Примечания[править | править код]
- ↑ См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 37.
- ↑ См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 34.
- ↑ Sue D.W. The challenge of multiculturalism: The road less traveled // American Counselor, 1992, 1(1). — Pp. 6-14.
- ↑ См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 36.
- ↑ Pedersen P. B. Multiculturalism as a generic framework// Journal of Counselling & Development, 1991, 70, 1: 6—12.
- ↑ См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 34-35.
- ↑ American Psychological Association (1993). Guidelines for providers of psychological services to ethnic, linguistic and culturally diverse populations. // American Psychologist, 1993, 48(1). — Pp. 45-48.
- ↑ 1 2 3 См.: Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — С. 35-36.
Слайд 1
Групповое консультирование Работу выполнила: м агистр 2 курса Назипова Гульнара
Слайд 2
Под групповым психологическим консультированием понимается терапевтическое взаимодействие между консультантом (несколькими консультантами) и группой клиентов, объединенных по определенным признакам и критериям. Критерии отбора участников в одну группу зависят от консультативных и терапевтических целей и задач в конкретной группе.
Слайд 3
Групповое консультирование имеет следующие цели : работа с проблематикой участников группы: изучение, диагностика и помощь в разрешении затруднении; укрепление общего психического состояния, а также в некоторой степени и физического; коррекция поведенческих паттернов и стереотипов участников группы через изучение особенностей и механизмов эффективных способов взаимодействия со средой; осуществление личностного роста участников группы через развитие у них различных параметров роста: самосознания, рефлексии, повышение самооценки и т. п.; формирование способности к самонаучению и самокоррекции , то есть использованию своих внутренних ресурсов для изменений и решения возникающих проблем и затруднений; коррекция эмоциональной сферы участников группы, выработка более позитивных и адекватных способов эмоционального реагирования; раскрытие внутреннего потенциала участников, творческой энергии, формирование умения жить в полную силу и “здесь и сейчас” и позитивного отношения к жизни.
Слайд 4
В групповом психологическом консультировании существуют следующие нормы и принципы работы: принцип “здесь и теперь” , предполагающий, что все происходящее в группе — действия, обсуждения тем, испытываемые участниками чувства и т. п. — должно обсуждаться в настоящем. Это означает, что участники не должны обсуждать какую-то прошлую ситуацию, но должны высказывать, анализировать и проживать те чувства, которые они испытывают по отношению к этой ситуации сейчас, будучи такими, какие они есть в данный момент своей жизни. Консультанту в этом случае следует контролировать соблюдение этого принципа и переводить “чувства из прошлого” в “чувства в настоящем “, используя специальные техники и приемы и обращая внимание участников группы на их актуальное состояние ;
Слайд 5
принцип искренности и открытости , предполагающий соблюдение следующих правил : • все, что рассказывается в группе, является правдой; • участникам группы следует стремиться к самораскрытию и озвучивать действительно значимые для них темы и переживания; предоставление честной обратной связи, в том случае, если участник решил высказаться по поводу кого-то из других членов группы или по поводу работы с кем-то, но если в ответ на просьбу дать обратную связь участник не хочет этого делать, то он может отказаться, но не лгать;
Слайд 6
принцип Я , предполагающий, что основное внимание каждого участника группы должно быть направлено внутрь себя, на саморефлексию и самопознание, в том числе и оценочные высказывания по отношению к другому лицу должны строиться исходя из своих чувств, эмоций и ощущений; принцип активности , предполагающий активное участие всех членов группы и не допускающий возможности пассивно “отсидеться”; принцип права выбора , означающий, что если кто-то из участников не хочет высказываться или делать какое-либо упражнение и т. п., никто не имеет права заставлять его делать это;
Слайд 7
принцип ответственности , предполагающий, что каждый из участников несет личную ответственность за себя, свои действия, свой выбор и результаты своей работы; принцип конфиденциальности , означающий, что каждому из участников гарантирована анонимность и конфиденциальность и то, что происходит в групповом пространстве, не будет вынесено за его пределы. Этот принцип распространяется как на участников, так и на руководителей группы.
Слайд 8
О тличительные особенности группового консультирования : группа как мини-модель социума , так как в группе создается ситуация, в которой индивид проявляет все те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции, что и в реальной жизни; также группа дает обратную связь относительно поведения индивида, и на основании этой обратной связи он может осознавать свои поведенческие установки и при необходимости изменять их на более продуктивные;
Слайд 9
групповая динамика , понимаемая как характеристика социально- психологических процессов и явлений, которые происходят в группе по мере ее развития и изменения и оказывают определенное влияние на всех участников группы, и имеющая следующие характеристики: • включает в себя ряд стадий, которые определяются сменой преобладающего типа взаимодействий и взаимоотношений между участниками, а также определенными особенностями поведения участников; • может служить диагностической процедурой, позволяющей консультанту определить уровень актуального развития членов группы и выстроить и спланировать свою дальнейшую работу;
Слайд 10
ролевые стереотипы участников группы , позволяющие: • выстроить мини-модель социума и осуществить проекции и переносы участников; • анализ и проработка этих проекций и переносов может служить терапевтическим инструментом работы; • анализ ролевых стереотипов может помочь участникам осознать и скорректировать непродуктивные способы взаимодействия и адаптации в среде.
Слайд 11
В групповом психологическом консультировании существуют следующие особенности, отличающие его от индивидуального : использование как методов индивидуальной работы, которые обычно применяются в индивидуальном консультировании, так и методов и техник, специально разработанных для группового воздействия; помимо использования специально разработанных техник и методик групповой работы, консультант может использовать в терапевтических целях следующие феномены группового пространства: • ролевые позиции участников группы, отличающиеся многообразием и индивидуальностью; • взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы; • групповую динамику, особенности или специфику развития группы на той или иной стадии работы; • личность психотерапевта, которая является одним из важнейших факторов личностного роста в группе, так как представляет собой определенную модель для участников.
Слайд 12
П реимущества группового консультирования: помощь в решении межличностных проблем через создание мини-модели социума и обнаружение и коррекцию всех противоречий и трудностей в реальном взаимодействии с окружающими; возможность получения обратной связи по поводу своих стереотипов в поведении и личностных качеств, что помогает расширению взгляда участников на себя и свою проблематику; возможность получения эмоциональной поддержки и принятия стороны других участников группы, имеющих схожие проблемы;
Слайд 13
возможность научения и приобретения новых умений, навыков, а также более продуктивных и адаптивных способов взаимодействия с окружающими и способов решения возникающих противоречий и проблем через общение и взаимодействие с другими равными партнерами — членами группы; возможность идентификации себя с другим человеком, что способствует расширению сознания и большему пониманию проблем других людей;
Слайд 14
возможность более полно и глубоко понять и проработать личные проблемы каждого из участников через создание в группе определенного напряжения, которое обостряет индивидуальные противоречия и конфликты; облегчение процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания, которые становятся возможны в полной мере через взаимодействие с другими людьми; экономическая выгода, так как работа участника в группе стоит дешевле, чем индивидуальная терапия или консультирование.
Слайд 15
Ограничения группового консультирования: не все клиенты могут работать в группе. Некоторым нужен опыт индивидуального консультирования, один на один с консультантом, где они прорабатывают ряд базовых проблем, без решения которых работа в группе становится невозможной; групповое консультирование предъявляет особые требования к консультанту, который должен уметь одновременно сосредоточиваться на беспокойствах каждого клиента, отвечать на взаимодействия членов группы и отслеживать групповую динамику ;
Слайд 16
при консультировании в группе всегда есть риск нарушить баланс между личными и собственно групповыми проблемами (проблемы «группового процесса»); далеко не каждый клиент может довериться группе, что ограничивает возможности его «самораскрытия»; трудно быть абсолютно уверенным в вопросе о том, каким категориям клиентов больше подходит групповая форма работы, а каким – индивидуальная ; давление групповых норм может заставлять клиентов необоснованно заменять нормами группы свои собственные;
Слайд 17
в результате работы в группе могут происходить «сдвиги» в мотивационной сфере, в целевых установках клиентов. В частности, групповой опыт может стать « самоценностью »; группа может использоваться клиентом не для изменений в своем внутреннем мире, а для самовыражения; в группе есть все условия как для психологического роста, так и для психологического разрушения. Всегда есть шанс, что участники группы уязвимы и могут получить «психологические травмы» при конфронтации с другими членами группы, так же как и шанс, что специалист может потерять контроль над ситуацией в группе.