В
начале деятельности наибольшие симпатии
получили идеи Лаврова
и Бакунина,
реализуя эти идеи, народники предприняли
«хождение
в народ».
Это
было неорганизованное мероприятие,
стихийное движение радикальной молодёжи.
Движение в народ весной 1874
года из Петербурга, Москвы, Саратова,
Самары. Особого размаха «хождение в
народ» получило в Поволжье. Студенты,
уходя жить в деревню, стремились не
только помогать крестьянам, но и при
помощи пропаганды
идей социализма поднять крестьян на
революцию.
Крестьяне
не откликнулись на призыв, пропаганда
успеха не имела. Поднять восстание нигде
не удалось. Полиция начала аресты
народников, судили 770 человек.
«Земля и воля» 1876 -1879 гг. Процесс Веры Засулич.
«Хождение
в народ» подорвало идеи бакунизма и
способствовало распространению
ткачевских
идей.
В результате возникает новая
организация
«Земля
и воля» под руководством Георгия
Валентиновича Плеханова.
В
1876
году
она провела
демонстрацию в Петербурге у Казанского
собора.
Демонстрация подавлена, участники
посажены в тюрьму. В 1877
году,
петербургский градоначальник Ф.Ф.
Трепов,
обходя с проверкой тюрьмы, вступил в
конфликт с участником «Земли
и воли» Боголюбовым.
В
январе
1878
года,
Вера Засулич совершает покушение на
Трепова,
он остается в живых. В
марте 1878 года,
состоялся знаменитый
процесс Веры Засулич.
Настроения общества и обстоятельства
дела были таковы, что
суд присяжных оправдал ее, а Ф.Ф. Трепов
ушел в отставку. В.
Засулич эмигрировала за границу,
раскаявшись в содеянном.
Но, важнейшим значением этого события
станет то, что общество оправдает
ТЕРРОРИЗМ, как способ борьбы с властью.
На
этой почве в 1879 году в «Земле и воле»
началась
идейная борьба и как следствие раскол.
В результате, организация распалась
на 2, с разными целя и методами борьбы.
Организация «Черный
передел»
— лидеры Плеханов,
Засулич, Аксельрод, осталась
на позициях использования метода
пропаганды.
Организация
«Народная
воля» —
лидеры Софья
Перовская (дочь министра),
Андрей
Желябов (сын крепостного крестьянина),
Николай Кибальчич (создатель арсенала
оружия «Народной воли») видели
главным методом
ТЕРРОР.
«Народная
воля»
сосредоточила свои усилия на терактах
в отношении императора России — Александра
II.
-
В
апреле
1879
года произошло второе
покушение
на Александра II
студентом Соловьевым.
Он стрелял в императора у Зимнего
дворца. Соловьёв казнён. -
Осенью
1879
года организовано два
взрыва царского поезда. -
5
февраля 1880 года
совершен взрыв в Зимнем дворце террористом
Степаном
Халтуриным, который заложил динамит
под столовой царя.
9
февраля 1880
года Александр II
создает Верховную
распорядительную комиссию по борьбе с
терроризмом, во главе которой назначен
Михаил Тариелович Лорис-Меликов
(происходил из армянских дворян, был
известен, как уважаемый боевой генерал,
противник революции). Он видел целью
своей деятельности
не только борьбу с терроризмом, но
подготовку программы по привлечению
представителей
земского самоуправления
к участию в обсуждении проектов
необходимых государственных реформ.
Эта программа представляла собой
разработку проекта КОНСТИТУЦИИ.
Вместе
с тем, деятельность М.Т. Лорис-Меликова
привела к аресту Андрея
Желябова и других
народовольцев. Деятельность Лорис-Меликова
в истории получит название «ДИКТАТУРА
СЕРДЦА».
4)
Софья Перовская, оставшаяся
на свободе, организовала последние
покушения на царя. Утром 1
марта 1881
года Александр II
одобрил конституцию Лорис –Меликова
и назначил ее подписание на 4
марта 1881 года. Сразу после заседания он
поехал на смотр войск и возвращался
по
Екатерининскому каналу, где
С.Перовская расставила «бомбистов».
Александр
II
был смертельно ранен Игнатием
Гриневицким,
который бросил бомбу под ноги царя. В
15 часов 1
марта 1881
года Александр II
умер в Зимнем дворце.
В
1881
году террористы были казнены, на месте
гибели Александра
II
новый император Александр
III
построит Храм
СПАСА НА КРОВИ.
Убийство
Александра II
не оправдало ожидания народников. Оно
еще раз подтвердило неэффективность
террористических методов борьбы и
привело к ужесточению правящего режима
в государстве. В целом, деятельность
народников в значительной степени
затормозила возможность эволюционного
преобразования России.
Внешняя
политика России в 60е-70е XIX века.
План:
-
Международное
положение России после Крымской войны. -
Русско-турецкая
война 1877-1878 годов.
1.
Направления
внешней политики:
—
Западное – отношения с европейскими
державами.
—
Восточное – отношения с Турцией и
Китаем, присоединение Средней Азии.
В
1856
году министром иностранных дел был
назначен князь Александр Михайлович
Горчаков.
В
годы Крымской войны был послом и
удерживал Австрию
от
вступления в войну. А.М.
Горчаков
– опытный дипломат, сторонник реформ
и просвещенный человек. Желал обеспечить
благоприятную обстановку для проведения
реформ, избегая вступления России в
различные союзы коалиции.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В чём были причины такого исторического явления как движение «хождение в народ» 1874 года? После стабильного правления Николая I, которое завершилось провальной для России Крымской войной, началась эпоха реформ Александра II.
Эти реформы были направлены на демократизацию страны, на переход к конституционной монархии. Однако все эти действия со стороны власти совершались довольно-таки осторожно и медленно, так как страна ни экономически, ни политически, ни духовно не была готова к таким кардинальным переменам.
- Причины хождения в народ
- Движение хождение в народ 1874 г.: основные события
- Результаты «хождения в народ»
Причины хождения в народ
Либерально настроенные представители прогрессирующего общества, воспитанные на учениях Бакунина, Ткачева, Лаврова, требовали и ждали от власти решительных шагов. Хождение в народ было связано с деятельностью молодого поколения из интеллигенции, воспитанного в духе борьбы за общечеловеческое счастье.
Эта прогрессивная интеллигенция решила взять ситуацию в свои руки. Она желала внедрить просвещение в тёмный крестьянский народ, пытаясь, таким образом, поднять «низы» против «верхов». В этом и была цель хождения в народ.
Поэтому противоречивость поведения власти, неуверенные и поверхностные реформы породили «брожение умов». Так и возникло движение народников.
Движение хождение в народ 1874 г.: основные события
В 1874 году началось «хождение в народ» народников. Общее число народников составляло примерно 2500 человек. Действовали они в 50 губерниях. Само по себе движение имело массовый характер.
По своим идеям и взглядам народники представляли утопический социализм.
Какие конкретно цели они преследовали? Хождение в народ революционных народников главной своей целью ставило развитие масштабного революционного движения «для народа и с народом», которое смогло бы принудить власть завершить преобразование страны в полном объёме. А для этого было необходимо «разбудить народ».
Но народникам не удалось достичь своей цели. Причины неудачи хождения в народ кроются в том, что народ не интересовался политикой. Крестьянин думал о насущном – как прокормить семью.
Помимо этого, начались массовые аресты народников, хотя и первоначально власть не усматривала в них серьёзную угрозу подрыва основ государственности. А главное – народники столкнулись в своей деятельности с непониманием и полнейшей аполитичностью народа. Поэтому очень скоро они прекратили «хождение в народ» и начали активную силовую деятельность.
Результаты «хождения в народ»
После неудачной попытки «поднять народ» народники организационно начали оформлять своё движение. Возникли такие организации, как «Земля и Воля», которая позже преобразовалась в организацию «Народная воля».
Основной задачей этой организации было совершение террористических актов (как способ политической борьбы). Народовольцы совершали акции, состоящие из следующих этапов:
- 1. планирование – собирание информации, выявление наиболее удобного места и времени совершения теракта;
- 2. приобретение оружия либо взрывчатки;
- 3. совершение самого теракта.
Народники, которые не принимали такой способ борьбы, организовали движение «Чёрный передел». Такой раскол также показывает, насколько много противоречий было и в самом движении народников, особенно в способах и методах реализации своих идей.
Народовольцы поняли, что бессмысленно внедрять идеи социализма – надо самим действовать – жёстко и радикально. Они выбрали систематический террор. Объектами террористических актов становились чиновники, члены царской семьи, а также сам император Александр II.
Цареубийство должно было стать отправной точкой для начала революционного движения, однако, привело к исчезновению самой организации и к политике Александра III – к контрреформам и гонениям революционно настроенной интеллигенции.
Народничество перестало иметь статус освободительного движения. Именно переход к силовым методам борьбы и террористическим актам привело народничество к гибели.
Материал из РУВИКИ — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 июля 2022 года; проверки требуют 6 правок.
Хождение в народ — движение студенческой молодёжи и революционеров-народников в Российской империи с целью «сближения» с народом, его просвещения и революционной агитации непосредственно среди крестьянских масс.
Первый, студенческий и просветительский этап начался в 1861 году, а наибольшего размаха в форме организованной революционной агитации движение достигло в 1874 году. «Хождение в народ» повлияло на самоорганизацию революционного движения, но не оказало существенного воздействия на народные массы. Это словосочетание вошло в русский язык и сегодня употребляется иронически[1].
Первый этап[править | править код]
В середине XIX века в России вырос интерес к высшему образованию, особенно к естественным наукам. Но осенью 1861 года правительство повысило плату за обучение и запретило студенческие кассы взаимопомощи[1]. В ответ на это в университетах произошли студенческие волнения, после которых многие студенты были исключены из учебных заведений. Значительная часть активной молодёжи оказалась выброшенной из жизни — исключённые студенты не могли ни устроиться на государственную службу по причине «неблагонадёжности», ни продолжать учёбу.
Герцен в газете «Колокол» в 1861 году писал:
Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?.. Сказать вам куда?.. В народ! К народу! — вот ваше место, изгнанники науки…
В последующие годы число «изгнанников науки» росло, и хождение в народ стало массовым явлением. В этот период бывшие и несостоявшиеся студенты становились сельскими учителями и фельдшерами[2].
Большую известность приобрела пропагандистская деятельность революционера Заичневского, автора прокламации «Молодая Россия», который ходил в народ ещё в 1861 году. Однако в целом в этот период движение носило социально-просветительский характер «служения народу», и радикальная якобинская агитация[3] Заичневского была скорее исключением.
Второй этап[править | править код]
В начале 1870-х годов народники поставили задачу вовлечения народа в революционную борьбу. Идейными руководителями организованного революционного хождения в народ были народник Н. В. Чайковский, анархист П. А. Кропоткин, «умеренный» революционер-теоретик П. Л. Лавров и радикальный анархист М. А. Бакунин, который писал:
Ступайте в народ, там ваше поприще, ваша жизнь, ваша наука. Научитесь у народа, как служить ему и как лучше вести его дела.
Теоретический взгляд на эту проблему развивал нелегальный журнал «Вперед!», издававшийся с 1873 года под редакцией Лаврова. Однако революционная молодёжь стремилась к немедленным действиям, происходила радикализация взглядов в духе идей анархиста Бакунина[4]. Кропоткин развил теорию, согласно которой для осуществления революции передовая интеллигенция должна жить народной жизнью и создавать в деревнях кружки из активных крестьян с последующим их объединением в крестьянское движение. Учение Кропоткина соединяло идеи Лаврова о просвещении масс и анархические идеи Бакунина, который отрицал политическую борьбу в рамках институтов государства, само государство и призывал к всенародному бунту.
В начале 1870-х годов было немало случаев хождения в народ отдельных революционеров. Например, Кравчинский агитировал крестьян Тульской и Тверской губерний ещё осенью 1873 года с помощью Евангелия, из которого он делал социалистические выводы. Пропаганда в переполненных избах продолжалась далеко за полночь и сопровождалась пением революционных гимнов[5]. Но общий взгляд на необходимость массового хождения в народ сложился у народников к 1874 году. Массовая акция началась весной 1874 года, была связана с общественным подъёмом, во многом оставалась стихийной и втягивала в себя разные категории людей. Значительная часть молодёжи была вдохновлена идеей Бакунина немедленно поднять бунт, но в силу разнообразия состава участников пропаганда также была разнообразной, от призывов немедленно начать восстание до скромных задач просвещения народа[6]. Движением было охвачено около сорока губерний, главным образом в Поволжье и на юге России. Развернуть пропаганду в этих регионах было решено в связи с голодом 1873—1874 годов в Среднем Поволжье, народники также полагали, что здесь живы традиции Разина и Пугачёва[7].
Практически хождение в народ выглядело так: молодые люди, как правило учащаяся молодёжь, по одному или небольшими группами под видом торговых посредников, мастеров и т. д. передвигались от села к селу, выступая на сходках, беседуя с крестьянами, стараясь зародить недоверие к властям, призывали не платить налоги, не повиноваться администрации, объясняли несправедливость распределения земли после реформы. Среди грамотных крестьян распространялись прокламации. Опровергая устоявшееся в народе мнение, что царская власть от Бога, народники первоначально пропагандировали атеизм. Столкнувшись со стойкой религиозностью народа, они стали её использовать, пропагандируя христианское равенство и нестяжательство. Однако, если пропаганда против помещиков находила у крестьян некоторый отклик, то пропаганда против самодержавия не воспринималась вовсе и даже вызывала враждебность[7][4].
В «хождение в народ» также были привлечены женщины. Одной из таких активисток была Софья Лешерн фон Гертцфельд, а также Екатерина Брешко-Брешковская[8].
В 1875 и 1876 годах хождение в народ продолжалось. В 1875 году Всероссийская социально-революционная организация, оставаясь на позициях народников, начала пропаганду уже среди рабочих. В 1876 году организация «Земля и воля» решила изменить тактику и объявила о «втором хождении в народ». Было решено перейти от неудачной практики «летучих отрядов» к организации постоянных поселений агитаторов. Революционеры открывали в сёлах мастерские, устраивались работать учителями или врачами и пытались создать революционные ячейки. Однако опыт трёх лет агитации показал, что крестьянство не воспринимает ни радикальные революционные и социалистические призывы, ни разъяснения текущих нужд народа, как их понимали народники. Попытки поднять народ на борьбу серьёзных результатов не принесли, а правительство обратило внимание на революционную пропаганду народников и развернуло репрессии. Многих пропагандистов сдавали властям сами крестьяне. Аресту подверглось более 4 тысяч человек. Из них к дознанию было привлечено 770 пропагандистов, и 193 человека в 1877 году предстали перед судом. Однако осуждены на каторгу, тюрьму и ссылку были только 99 обвиняемых, остальным либо зачли предварительное заключение, либо они были полностью оправданы[7].
Бесплодность революционной пропаганды в народе, массовые аресты, процесс 193-х и процесс пятидесяти в 1877—1878 годах положили конец движению. Постоянное пребывание в деревне ощутимых результатов по сближению с крестьянством не дало и к концу 1878 года из-за репрессий правительства в деревнях осталось всего два поселения народников[9].
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
- ↑ Нигилистические и радикальные настроения «образованной» российской молодёжи этого периода, отвергавшей ценности своих отцов, описаны в романе Тургенева «Отцы и дети»
- ↑ В своей прокламации Заичневский призывал «двинуться на Зимний дворец, чтобы истребить живущих там».
- ↑ 1 2 История России XIX—XX вв.
- ↑ «Вперёд», 43, 1876.
- ↑ Впоследствии на «процессе 193-х» приговоры варьировали от полного оправдания до девяти лет каторги.
- ↑ 1 2 3 Фёдоров В. А. История России 1861—1917 Архивная копия от 17 июля 2019 на Wayback Machine
- ↑ Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860—1930 / Пер. с англ.. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. — С. 616.
- ↑ Лариса Бадя. Революционные движения во второй половине XIX века. «Хождение в народ» и политический террор. «Земля и воля» // Энциклопедия для детей. Том 5. История России и ее ближайших соседей. Часть 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. — Аванта+, 1997. — С. 531. — 704 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-89501-002-4, 5-89501-001-6.
Литература[править | править код]
- Пелевин Ю. А. «Хождение в народ» 1874-1875 гг. // Вопросы истории. — 2013. — № 4. С. 64-97; № 5. С. 83-98; № 6. С. 38-50.
- Пелевин Ю. А. Хождение в народ. — Saarbrücken: Dictus Publ.: Lambert acad. publ., 2014. — 313 с. ISBN 978-3-8473-8554-7
Ссылки[править | править код]
- Что скрывает «хождение в народ»? — YouTube
Народничество – революционное движение в России во второй половине XIX века, делавшее акцент на сближении прогрессивной интеллигенции с крестьянской общиной.
- 1 Предпосылки возникновения народничества
- 2 Цели первых народнических организаций («ишутинцы», «народная расправа», «чайковцы»)
- 3 Хождение в народ как форма популяризации социалистических идей среди крестьян
- 4 Организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»
- 5 Идейные течения народничества
- 6 Либеральное народничество
- 7 Карательная политика царизма в отношении народовольцев
- 8 Окончание деятельности народничества
- 9 Историческое значение движения народников
Предпосылки возникновения народничества
Идея возникновения народничества принадлежала революционным демократам, писателям А.И.Герцену и Н.Г.Чернышевскому, которые обосновали теоретические положения этого направления.
Представители нового революционного движения требовали передать землю крестьянам, ликвидировать самодержавие, лишить дворянство привилегий.
Для возникновения народничества сложился ряд предпосылок:
-
российская экономика носила переходный характер от феодализма к капитализму;
-
поиску выхода из экономического тупика препятствовали сохранение крепостного права, самодержавия и непоследовательность внутриэкономического курса правительства Александра II;
-
неприятие революционно настроенной частью интеллигенции идей капитализма, как искусственно навязанных для аграрной России;
-
идеализация разночинцами крестьянской общины и стремление создать на её основе справедливое социалистическое общество, минуя стадию капитализма.
Цели первых народнических организаций («ишутинцы», «народная расправа», «чайковцы»)
Организация, годы существования, место |
Руководители |
Цели |
Деятельность |
Программа |
Методы |
---|---|---|---|---|---|
Ишутинский кружок (1863-1866), Москва. |
Ишутин Н. А. Каракозов Д. В. |
Подготовить крестьянскую революцию с помощью интеллигенции |
|
Пропаганда среди крестьян идей социализма. |
Тактика террора и заговора; неудачное покушение Каракозова на Александра II. |
Общество «Народная расправа» (1869), Москва |
Нечаев С. Г. |
Свергнуть существующий строй и подготовить «народную мужицкую революцию» |
|
|
Жёсткая дисциплина, обман, шантаж, убийство коллеги – студента Иванова. |
Объединённые народнические кружки – «чайковцы» (1871-1874), Петербург. |
Чайковский Н. В. Натансон М. А. Перовская С. Л. |
|
|
Борьбе за политические свободы противопоставляют распространение научной и революционной литературы (в том числе произведений Чернышевского, Герцена, Добролюбова, К.Маркса). |
Пропагандистская и просветительская работа. |
Ёмкий лозунг «В народ» выдвинул А. И. Герцен в 1861 году, предполагая под ним сближение интеллигенции и народа.
Идею сближения с народом осуществили народнические организации 70-х годов XIX столетия. 37 российских губерний охватило «хождение в народ», в котором участвовали 2,5 тыс. человек.
Несмотря на единую цель – популяризацию революционных идей среди крестьян – единого плана и программы не было вследствие разрозненности и разных методов воздействия: от мирных путей перехода к социализму до разрушения государственных устоев и физического устранения представителей правящей элиты.
В конце 70-х годов новая волна народников попыталась донести свои идеи до крестьян и больше сблизиться с ними через «оседлую пропаганду» (молодёжь селилась рядом с крестьянами для тесного сближения и пропаганды социалистических идей). Однако, вскоре народникам пришлось признать, что долгожданной победы крестьянской революции в России не будет, так как в среде крестьян политические идеи не находили отклика.
Организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»
Организация, годы существования, место |
Руководители |
Цели |
Деятельность |
Программа |
Методы |
---|---|---|---|---|---|
«Земля и воля» (1861-1864 – самоликвидация). (1876-1879 — восстановление) Москва, Петербург. |
Г. Плеханов, А. Михайлов, С. Перовская, Д. Лизогуб, Н. Морозов и др. |
Подготовка крестьянской революции |
|
|
|
«Народная воля»- террористическое крыло «Земли и воли» (1879-1987) Москва, Петербург. |
П. Лавров, С. Перовская, А. Желябов, В. Фигнер и др. |
Заставить правительство пойти путём демократических реформ, направленных на социальное преобразование общества. |
Физическое уничтожение наиболее одиозных членов правительства. Подрыв основ действующей власти и поднятие революционного духа народа. |
В программе партии указано, что народовольцы немедленно прекратят террор, как только в России будет установлена конституция. |
Индивидуальный Террор — убийство Александра II поднимет народ на борьбу против самодержавия. |
Тайное народническое общество «Чёрный передел» («осколок» общества «Земля и Воля») (1879-1881), Петербург |
Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич. |
Замена помещичьего землевладения на коллективное владение землёй крестьянскими общинами. |
|
Программа идей общества «Чёрный передел» легла в основу ленинского Декрета о земле, принятого в октябре 2017 г. |
|
Идейные течения народничества
Представители народничества считали революцию единственным правильным решением в освобождении народа от самодержавия, но высказывались за разные методы осуществления революции.
-
Бунтарское направление. Лидер — выходец из дворян М.Бакунин. Разрушение существующего государства и установление на его руинах социалистического общества с принципами всеобщего равенства. Движущая сила революции — крестьяне, доведённые до отчаяния нищетой и бесправием, и беднейшие слои пролетариата (люмпены). Бакунинцы называли революцию бунтом, способным распространиться на весь мир.
-
Заговорщическое направление. Лидер — публицист П.Ткачев. Теория Ткачева гласила, что небольшая группа заговорщиков способна совершить государственный переворот и захватить власть, поскольку самодержавие в России не имеет классовой опоры, а возлагать надежды на крестьянство не стоит. Следующий этап – проведение революционно-социалистических преобразований и новое общество готово.
-
Пропагандистское направления. Лидер — профессор военной академии П.Лавров.
Лавров считал, что Россия в силах «перепрыгнуть» через капитализм и путём революции (движущая сила – интеллигенция) прийти к социалистическому обществу. Интеллигенция в силу образованности и понимания происходящего должна «понести в народ» социалистические идеи, разбудив его революционное сознание.
Либеральное народничество
Николай Михайловский — теоретик этого направления, разделяя точку зрения большинства народников о некапиталистическом пути развития России, призывал к мирным политико-социальным реформам в обществе, осуждал террор и основным направлением своей деятельности считал культурно-просветительскую работу среди населения через печатные органы и земские организации.
Карательная политика царизма в отношении народовольцев
Выступления народников беспощадно карались органами власти, на стороне которых были тюрьмы, армия, полиция. Восемь процессов над участниками революционного движения (1877 – 1887 гг.) привели к тому, что большинство из них оказались на каторге в Сибири, погибли в тюрьмах, а к наиболее опасным, с точки зрения правительства, была применена смертная казнь (Желябов, Каракозов, Кибальчич, Перовская, Соловьёв, Халтурин, и др.).
Окончание деятельности народничества
Не сумев поднять крестьян на борьбу против существующего строя, убедившись в равнодушии крестьян к идеям народников, потерпев крах в ошибочной теории индивидуального террора, репрессии со стороны царизма, громкие судебные процессы привели к тому, что в конце 80-х годов народничество утратило влияние.
В дальнейшем преемниками народников стали социалисты-революционеры – эсеры.
Историческое значение движения народников
- Народники серьёзно подняли вопрос о самом многочисленном слое населения России – крестьянах, отражая их интересы и настроения.
- Зарождение первых революционных организаций.
- Вовлечение молодёжи в процесс политической борьбы.
- Отказ от террора как главного метода политической борьбы.
- Реальная помощь крестьянам в образовании, лечении, налаживании быта, юридических вопросах («теория малых дел»).
- Тема народничества отражена в творчестве писателей и художников второй половины XIX века: Короленко, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Верещагина, Крамского, Репина и др.
«Хождение в народ» – это явление, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Аграрную Россию не сотрясали буржуазные революции. Против самодержавия и крепостничества поднялись лучшие представители дворянства. Крестьяне получили свободу по реформе 1861 года, носившей половинчатый характер, что вызвало их недовольство. Революционную эстафету приняли разночинцы, поверившие в возможность достижения социализма через крестьянское восстание. Статья посвящена движению прогрессивной интеллигенции по просвещению и революционной пропаганде среди народа.
Предыстория
Молодёжь из среднего сословия тянулась к образованию, однако осень 1861-го ознаменовалась повышением платы за обучение. Были запрещены и кассы взаимопомощи, помогающие бедным студентам. Начались волнения, жестоко подавляемые властями. Активисты не только исключались из университетов, но и оказывались выброшенными из жизни, так как их не брали на государственную службу. А. И. Герцен назвал пострадавших «изгнанниками науки». В издаваемом за границей журнале «Колокол» он предложил им отправиться «в народ».
Так стихийно началось «хождение в народ». Это движение переросло в массовое в начале 70-х, приобретя особый размах летом 1874-го. Призыв был поддержан революционером-теоретиком П. Л. Лавровым. В своих «Исторических письмах» он высказал идею необходимости «уплаты долга народу».
Идейные вдохновители
К тому времени в России сформировалась утопическая идея о возможности крестьянской революции, победа которой приведёт к социализму. Её приверженцев называли народниками, ибо они говорили об особом пути развития страны, идеализируя крестьянскую общину. Причины «хождения в народ» кроются в безусловной вере разночинцев в правильность этой теории. В революционной идеологии выделилось три течения (схема представлена чуть выше).
Анархист М. А. Бакунин считал, что народ готов к бунту и достаточно призыва, чтобы крестьяне взялись за вилы. П. Л. Лавров предлагал «критически мыслящим» представителям интеллигенции сначала помочь народу (крестьянам) осознать свою миссию, чтобы затем совместно творить историю. Лишь П. Н. Ткачёв утверждал, что революция должна быть совершена профессиональными революционерами для народа, но без его участия.
«Хождение в народ» народников началось под идейным руководством Бакунина и Лаврова, когда уже были созданы первые объединения – московский и петербургский кружки Н. В. Чайковского и «Киевская коммуна».
Основные цели
Тысячи пропагандистов отправились в глухие деревни под видом торговцев и ремесленников, переодетых мастеровыми. Они полагали, что их костюмы вызовут доверие крестьян. С собой они несли книги и пропагандистские воззвания. Тридцать семь губерний были охвачены движением, особенно активно – Саратовская, Киевская и Верхневолжская. Триединая цель «хождения в народ» включала следующие моменты:
- Изучение крестьянских настроений.
- Пропаганду социалистических идей.
- Организацию восстания.
Первый этап (до середины 1874-го) называется «летучей пропагандой», ибо революционеры, рассчитывая на свои сильные ноги, переходили от одного поселения к другому, не задерживаясь надолго. Во 2-й половине 70-х начался второй этап – «осёдлая пропаганда». Народники селились в деревнях, выступая в роли врачей, учителей или ремесленников, специально осваивая необходимые навыки.
Результаты
Вместо поддержки революционеров встретило недоверие. Даже в Нижнем Поволжье, где должны быть живы традиции Емельяна Пугачёва и Степана Разина. Крестьяне охотно слушали речи о необходимости раздела помещичьей земли и отмены податей, но, как только дело доходило до призывов к бунту, интерес угасал. Единственной реальной попыткой восстания стал «Чигиринский заговор» 1877 года, жестоко подавленный самодержавием. Часто сельчане сами сдавали пропагандистов жандармерии. За шесть лет к дознанию было привлечено 2564 человека.
На картине И. Репина 1880 года запечатлён момент ареста пропагандиста в крестьянской избе. Главной уликой служит чемодан с литературой. Картина наглядно показывает, чем закончилось «хождение в народ». Это привело к массовым репрессиям. Наиболее активные были осуждены в Санкт-Петербурге в 1878-м. Суд вошёл в историю как «Процесс ста девяноста трех», на котором около ста человек были приговорены к ссылке и каторжным работам.
Историческое значение
Почему движение революционной молодёжи закончилось крахом? Среди основных причин следует назвать:
- Неготовность крестьянства к революционному перевороту.
- Отсутствие связей и общего руководства.
- Свирепость полиции.
- Отсутствие у пропагандистов навыков конспирации.
К какому выводу привело неудачное «хождение в народ»? Это можно понять из последующих исторических событий. Начался массовый отход от бакунизма и поиск новых форм политической борьбы. Возникла потребность в единой общероссийской организации на условиях строжайшей конспирации. Она будет создана в 1876-м и через 2 года войдёт в историю под названием «Земля и Воля».