Библиографическое описание:
Ерзиков, А. Ю. Организация и механизм управления государственным заказом / А. Ю. Ерзиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73780/ (дата обращения: 24.09.2023).
В статье автор пытается осветить основные принципы организации и управления государственным заказом.
Ключевые слова:
государственный заказ, управление, заказчик.
Среди актуальных проблем эффективного расходования бюджетных средств является механизм управления государственным заказом, осуществляемый через систему управления размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, который направлен на сокращение и оптимизацию расходов бюджетов всех уровней.
Помимо этого, несовершенство системы государственных закупок становится причиной низкой степени эффективности использования бюджетных средств и результативности мероприятий в области управления государственным заказом.
В настоящее время законодательство о контрактной системе представляет собой динамично развивающуюся отрасль права, что позволяет обеспечить эффективность внедрения инновационных технологий.
Модернизация организации механизма управления государственным заказом позволяет обеспечивать единство экономического пространства, расширять возможности для участия в закупках отдельных категорий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Развитый механизм государственных закупок позволяет более эффективно и более справедливо использовать при выполнении государственного заказа потенциал частного предпринимательства, обществ инвалидов, предприятий в малых городах, что содействует обеспечению устойчивости экономического развития, ускоренному и сбалансированному решению актуальных задач социально-экономического развития. С ростом тенденций социальной ориентации экономики, особенно в кризисных условиях, значимость системы государственных закупок многократно увеличивается.
В широком смысле под государственным заказом понимается заказ, который выдают уполномоченные властные органы на изготовление каких-либо товаров, оказание услуг или проведение работ. Это делается в интересах государства, а средства на приобретении выделяются из двух источников: федерального бюджета и фондов внебюджетного типа.
Если говорить в более узком смысле, то под государственным заказом следует понимать более конкретный список благ, которые приобретает тот или иной орган государственной власти.
Основные функции государственного заказа представлены в таблице 1.
Таблица 1
В ходе формирования государственного заказа необходимо учитывать реальные нужды органа государственной власти и учреждений, в которые будут направлены закупленные товары, работы, услуги, а также потребности всего населения страны в целом.
Система государственного заказа в Российской Федерации строго регулируется действующим законодательством. Правоотношения, возникающие при осуществлении государственного заказа, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).
Сторонами государственного контракта выступают следующие субъекты: государство — заказчик товаров, работ, услуг и исполнитель — которым может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, типа собственности, месторасположения и так далее. Кроме этого, в качестве исполнителя может выступить и частное лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Следует отметить, что в Российской Федерации государство выступает в качестве крупнейшего заказчика и потребителя продукции целого ряда отраслей, государственные заказы традиционно занимают высокий удельный вес в структуре расходов федерального бюджета, превращая государственный спрос в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру.
Исполнитель обязан неукоснительно соблюдать достигнутые с заказчиком договоренности и исправно отчитываться перед ним обо всех произведённых в рамках исполнения заключенного контракта расходах, совершать иные действия, предусмотренные законодательством.
Механизм проведения государственных закупок предусматривает несколько форм организации торгов.
Можно отметить самые распространенные формы организации торгов:
1) конкурс. Конкурсные мероприятия бывают двух видов: открытого и закрытого. Победителем становится поставщик (подрядчик, исполнитель), который предложит самые лучшие условия исполнения государственного контракта. Данная форма проведения государственных закупок может включать неограниченное количество лотов, а отбор происходит на основании сравнения документации, поданной в заявках на участие;
2) электронный аукцион. Проводится на специализированных электронных площадках. Также имеет две формы: открытую и закрытую. Победителем признается тот участник, который предложит самую низкую цену за исполнение контракта.
Таким образом, государственный заказ является одним из важных компонентов финансово-бюджетной системы страны. Система государственных заказов является одним из основополагающих институтов государственного регулирования. От правильности функционирования данного института во многом зависит рациональность и эффективность использования бюджетных средств.
Литература:
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Российская газета от 12 апреля 2013 г. № 80; СЗ РФ 8 апреля 2013 года № 14 ст. 1652.
- Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление. — М.: Юрайт, 2014.
- Доронин С. Н. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации. Риск — ориентированная технология управления. — М.: Форум, 2015.
- Джиоева Е. Г. Гражданско-правовые риски процедур определения поставщика, подрядчика, исполнителя. — Российская юстиция, 2016.
- Кичик К. В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. — М.: Юстицинформ, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный заказ, государственная власть, государственный контракт, закупка, контрактная система, оказание услуг, Российская Федерация, федеральный бюджет, эффективность использования.
Добавлено в закладки: 1
Государственные заказы
Хорошей поддержкой для бизнеса, особенно его малого звена, часто становятся государственные заказы. Одним из наиболее распространенных современных методов проведения закупок в последнее время стал тендер, представляющий собой размещение государственного заказа на покупку товаров и оказание услуг и определение в результате наиболее достойного исполнителя или продавца.
Как принять участие в конкурсе на госзаказ?
Государственный заказ представляет собой приобретение определенных товаров или услуг с целью удовлетворения нужд какой-либо государственной сферы, средства на это идут с отчислений налогоплательщиков, поступающих в различные бюджетные и небюджетные фонды.
Все существующие государственные закупки осуществляются строго по нормам, определяемым законодательством и специальными нормативными актами.
На видео: Вводный курс по тендерам
Тендеры по сути являют собой соревнование среди представителей малого и среднего бизнеса в том, кто сможет оказать требуемую услугу лучшим образом и в результате получит долгосрочный заказ. Распространенная сегодня разновидность таких конкурсов — электронный тендер, предусматривающий подачу кандидатур на электронных площадках. Такой вид тендера дает гарантию честности и прозрачности конкурсного отбора, а также не отнимает времени потенциального исполнителя, так как заполнить необходимую форму можно в онлайн-режиме.
Для начала важно знать, что закупки по государственным заказам могут представлять собой как открытый, так и закрытый конкурс. В первом случае заказчик просто оглашает условия проведения тендера, а принять в конкурсе участие могут абсолютно все желающие. Если конкурс закрытый, приглашение к участию получают только кандидаты, изначально определенные заказчиком.
Представители малого бизнеса должны помнить, что для них государство предоставляет льготы. В том числе среди льгот – сниженная ставка обеспечения заявки, обязательно вносимого при ее подаче: если для остальных участников торгов эта сумма составляет 5 процентов, то для субъектов малого бизнеса она не превышает 2%. Еще одно существенное преимущество, позволяющее представителям малого бизнеса получить преимущество при распределении госзаказов, – обязательная, установленная законом квота в размере 10-20 процентов: именно столько закупок в течение года должны делать заказчики в среде малого бизнеса.
На видео: Как выиграть тендер
Участие в тендере: основные шаги
Чтобы получить возможность выполнять государственные заказы, индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу нужно принять участие в тендере.
Это делают по определенной схеме:
- ознакомиться с правилами и требованиями к участию в тендере, убедиться в их соответствии по отношению к своим услугам или товарам. На этом этапе важно оценить собственные возможности и существующие предпринимательские риски;
- подать заявку — лично или онлайн на специальном сайте;
- собрать и подать документы, которые в своем требовании установил заказчик;
- ожидать результаты рассмотрения заказчиком результатов тендера. В это время инициатор конкурса внимательно изучает все поданные предложения, на основании всех плюсов и минусов оглашает свое решение. Если есть такая потребность, заказчик может продлить срок подачи заявок на участие в тендере. Компания-заказчик имеет также возможность отказаться от проведения тендера. Она может сообщить об этом в первые 3 месяца после сообщения о его проведении.
Этапы участия в электронном тендере следующие:
- регистрация собственной электронной подписи, являющейся обязательным условием для участия в таком виде конкурса. По сути, электронная подпись являет собой полноценную замену настоящей подписи любого гражданина. Эту услугу оказывают специализированный аккредитованный центр;
- выбрать конкурс, соответствующий специфике деятельности компании;
- подать заявку, скрепив ее электронной подписью;
- ждать результатов, параллельно можно отслеживать ход рассмотрения заявки в онлайн-режиме.
Как получить госзаказ: оформление и подача документов
Кандидат на выполнение государственного заказа подает свою заявку с тендерным предложением на указанный адрес в оговоренные в самом заказе сроки.
Предложение должно вмещать в себя такую информацию:
- первая часть текста содержит согласие потенциального исполнителя с правилами проведения тендера и готовность выполнять требуемые условия. Здесь же дается характеристика товара или услуги, которые предоставляет кандидат;
- вторая часть содержит характеристику продавца, знакомит адресата с лицензиями, реквизитами и сертификатами, которыми обладает потенциальный продавец.
В том случае если заявка на участие в тендере не электронная, то есть кандидат отправляет ее посредством почты, все документы в конверте с указанием названия и номера лота, а также основной информации об организации или физическом лице, подающем свою кандидатуру, отправляют на заданный адрес.
Заполнить заявку важно правильно, так как при допущенных ошибках в оформлении ее ждет отклонение. В связи с этим важно проверить правильность заполнения и состав прилагаемого пакета документов.
Перечень документов обычно следующий:
- оригинал и копия свидетельства о госрегистрации предприятия (копию заверяют печатью);
- свидетельство, подтверждающее присвоение компании налогового номера (подается оригинал и копия);
- справка из банка, обслуживающего предприятие, как гарантия платежеспособности организации;
- справка об отсутствии долга перед налоговой службой;
- сертификаты качества товара, прочие сертификаты, подтверждающие этот показатель;
- декларации, гарантирующие соответствие товара существующим стандартам;
- при поставке товаров, которые производятся не лично заявителем, справка от производителя либо дилера;
- список прилагаемых претендентов на заказ документов, который должен быть заверен подписью руководителя компании и печатью самого предприятия.
Если заявку подает индивидуальный предприниматель, для него список документов немного меньше и включает только копию выписки из ЕГРИП и копии документов, которые подтверждают личность.
Зачастую для участия в конкурсе на выполнение госзаказа потенциальному поставщику нужно оплатить залог, или обеспечение заявки, чтобы подтвердить свою финансовую состоятельность, которую, как правило, вносят перед подачей заявки. Сумма такого залога зависит от объемов госзаказа и определяется установленной процентной ставкой, которая обычно составляет от 0,5 до 5 процентов.
Такое обеспечение возвращается заявителю в определенных случаях:
- при отозвании участником своей кандидатуры до завершения официально установленного срока подачи заявок;
- при отклонении поданной заявки или если вторая ее часть не соответствует заявленным требованиям;
- когда конкурс завершается заключением контракта с автором заявки.
На видео: Участие в тендерах для новичков
Участвуя в тендере, важно уложиться не только в сроки, указанные по отношению к самому конкурсу, но и учитывать при этом время, необходимое для сбора и подачи документов. Как утверждают опытные предприниматели, всего на подготовку документов обычно требуется около 20 дней, в то время как сроки, предназначенные для подачи заявок с прилагающимся пакетом документов, не всегда терпят такое время.
Многие предприниматели, для того чтобы увеличить собственные шансы получить госзаказ, принимают в штат специалиста, отвечающего за выполнение этой функции.
Все субъекты предпринимательства и юридические лица, занимающиеся вопросами госзакупок, должны знать, что полезную для них официальную информацию о проводящихся государственных закупках можно почерпнуть на одном сайте, являющимся официальным порталом, на котором размещают все сведения на эту тему.
Выполнение всех требований госзаказа, при условии соответствия кандидата нормам, необходимым для получения заказа — главное, что нужно для успеха в тендере. Если же победа в тендере все же состоялась, для субъекта предпринимательства важно качественно выполнить требуемое взятые на себя обязательства, поскольку в ином случае его ожидают определенные санкции, в том числе уплата неустойки и попадание в реестр недобросовестных исполнителей. Исполнитель же, который справился со своей задачей успешно, будет иметь хорошую репутацию в сфере госзакупок и в дальнейшем сможет рассчитывать на победу в тендерах.
Понравилась статья из нашего справочника? Сохраните в соц. сетях, расскажите друзьям — это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этой статье из справочника, а именно — Как участвовать в государственных заказах: пошаговое руководство, ПРОГОЛОСУЙТЕ — это анонимно и всем видно. Может есть чем поделиться и дополнить?
Загрузка…
5 0
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
Стать автором
Понятие государственного заказа
Государственный заказ представляет собой заказ, который распространяется на поставку товара либо выполнение работ, оказание услуг и оплачивается из средств бюджета (федерального бюджета, бюджета субъектов, местных бюджетов, а также внебюджетных фондов).
Участником системы заказа могут выступать:
- государственный либо муниципальный орган,
- участник, который размещает заказы,
- уполномоченные органы и специализированные организации,
- комиссия или комиссия, размещающие заказы,
- органы контроля, а также информационные органы контроля.
Замечание 1
Государственные а также муниципальные заказчики — это органы власти, которые являются получателями средств бюджетов.
Стадии управления закупками
Можно выделить следующие стадии управление муниципальными и государственными закупками:
- Формирование заказа. Происходит работа по планированию заказов для оптимизации бюджетных расходов. Данный процесс находится в ведении менеджмента финансов. Финансовый менеджмент — это особый вид деятельности, который позволяет собрать, систематизировать, передать и хранить информацию, а также позволяет вырабатывать решения в сфере управления.
- Размещение заказа — это деятельность, которая предусматривается законодательством о размещении заказов и выражается в деятельности заказчиков по заключению контрактов с ними на выполнение заказа.
- Исполнение заказов. Сюда включаются следующие этапы: мониторинг выполнения контракта, исполнение заказов, учёт результатов, анализ и сопоставление результатов закупок.
- Контроль и обеспечение информации является заключительным этапом при проведении закупках. Благодаря этой стадии предусматривается создание системы связи и системы контроля за результатами реализации контрактов по итогам государственных и муниципальных закупок, а также проводится анализ между поставленными плановыми задачами и выполненными результатами.
«Управление государственными и муниципальными заказами» 👇
Порядок заключения контракта
В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусмотрено три возможности заключить договор:
- Статья 529 ГК РФ гласит, что поставить товары можно по договорам поставки товаров для муниципальных или государственных нужд. Выдается заказчику извещение о прикреплении к поставщику покупателя. Заключается договор поставки.
- Статья 531 ГК РФ определяет, что договор заключается между поставщиком и заказчиком, а продукция отгружается по разнарядке покупателя,
- Классический способ. По условиям договора товары передаются непосредственно заказчику.
Последний вариант является единственно возможным при оказании услуг и выполнении работ, которые предусматриваются по договору.
Целью управления государственными и муниципальными заказами выступает максимально эффективное расходование бюджетных денежных средств, борьба с коррупцией. Достижение данной цели позволит более эффективно управлять государственными и муниципальными закупками.
Замечание 2
Управление государственными и муниципальными заказами – это система, которая ориентируется на рыночные отношения, но не применяет рыночные механизмы (имеется в виду существование антимонопольных мер).
На сегодняшний день политологи отмечают стабильность в государстве, подъем экономики, и общее повышение уровня жизни людей. Укреплен авторитет России на международной арене, возросла роль страны в мире в целом. Связаны эти достижения с тем, что во всех областях отмечается эффективное государственное и муниципальное управление.
Область государственных и муниципальных заказов является особенным звеном в структуре государственного управления. За последние десятилетия были произведены значительные изменения, которые повысили эффективность государственного и муниципального заказа. Немаловажную роль играет Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ для государственных и муниципальных нужд». Для реализации данного нормативно-правового акта на федеральном и региональных уровнях проводится комплекс работ для усовершенствования размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Автор: Пушкин Андрей, управляющий партнер юридической компании Tenzor Consulting Group
На сегодняшний день, рынок государственного заказа в России становится все более актуальным и востребованным, нормативная база всем хорошо знакомого 94-го Федерального закона растет как на дрожжах и пополняется все новыми и новыми дополнениями и разъяснениями. Так что же кроется за пресловутым законом о госзакупках? Что таит в себе «загадочная душа» госзаказчика? Как все — таки честно выиграть тендер и не прогореть? На эти и многие другие вопросы вы сможете найти ответы в этой статье.
Рынок госзаказа – как все начиналось…
Учитывая опыт цивилизованных стран мира, справедливо считать, что одним из главных и надежных партнеров для бизнеса является государство, которое гарантирует не только постоянное наличие потребности в товарах, работах, услугах, но и выступает гарантом оплаты за них и своим добросовестным отношением к делу, что несомненно привлекает многих представителей бизнес-сообщества.
Проведение торгов – самый эффективный способ организации государственных закупок. Он приемлем, как для государства, которое получает продукцию запрашиваемого качества по разумным (а в отдельных случаях даже низким) ценам, так и для поставщиков (исполнителей). Последние, помимо выгодных государственных контрактов, приобретают стимул к развитию своего бизнеса и доброе имя надежного и проверенного компаньона.
В России необходимо было принять такой нормативный правовой акт, который бы на законодательном уровне закреплял всю сложную и справедливую систему отбора государственным заказчиком частного партнера, который бы не допускал усиление коррупции и сделал бы процедуру, предшествующую заключению государственного контракта более прозрачной и приемлемой.
Так был принят Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Конечно же, данный закон далеко не идеален, и, по мнению многих экспертов, был разработан в спешке и не смог учесть многих тонкостей действующего законодательства. Именно поэтому мы с вами сейчас становимся свидетелями постоянных изменений в действующий закон и многочисленных разъяснений профильных министерств и ведомств.
Законодателем предусматривалось, что новый закон поможет развитию добросовестной конкуренции, усовершенствует деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, будет способствовать более эффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширит возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, обеспечит его гласность и вседоступность.
Наша страна уже несколько лет активно эксплуатирует 94-ый Федеральный закон, хотя многие считают, что это он эксплуатирует нас.
По обе стороны баррикад
Участнику размещения заказа вышеупомянутый закон принес возможность найти в лице государства надежного заказчика, который не скроется поле перечисления аванса, подписания акта выполненных работ и не начнет в спешки «сливать активы», чтобы не расплачиваться за проделанную работу. Основным достоинством 94-го закона в глазах поставщика является публикация в интернете конкурсной документации. Теперь поставщик сразу получает исчерпывающую информацию о конкурсе. С принятием закона о госзакупках канула в лету в прошлом странная ситуация, когда поставщику, изучившему короткое извещение о конкурсе, нужно было доехать до заказчика, получить конкурсную документацию — а в результате, возможно, выяснить, что данный конкурс тому неинтересен.
Кроме того, отслеживая результаты того или иного тендера, частный бизнес сможет оценить конкурентоспособность занимаемой им ниши, узнать о заказах и о ценах своих коллег по цеху, провести мониторинг схожих конкурсов и выработать свою собственную политику, как в отношении своего бизнеса, так и в отношении заключения государственных контрактов.
Если посмотреть на закон глазами госзаказчика, то выяснится, что ему, лишь прибавились новые хлопоты. Помимо отказа, от возможности быстро и легко заключить госконтракт со «своей» компанией, он вынужден теперь удвоить трудоемкость процедур и наряду с бумажной волокитой сделать по существу то же самое, но еще и в электронном приложении. Теперь вытащить «своего» из общей массы желающих поработать с государством становиться все труднее, и чтобы достичь поставленной цели, предстоит учесть кучу нюансов, преодолеть множество бюрократических процедур
Маленькие хитрости
Стараясь не привлекать внимание к извещению о проведении торгов, недобросовестный государственный заказчик всевозможными способами хочет уберечь себя от ненужного потока заявок потенциальных участников объявленного тендера и разрабатывает различного рода уловки, с помощью которых найти нужную закупку становиться просто нереальным.
Так, например, при размещении информации о предмете государственного контракта на официальном сайте «www.zakupki.gov.ru» такой госзаказчик вместо русских букв использует латинские (или вставляет цифры). В итоге, набирая поисковую комбинацию участник не может найти интересующий его заказ, что приводит к необоснованному ограничению доступа желающих к участию в конкурсе.
Иван Бегтин, создатель поисковика по государственным закупкам приводит пример документов с сайта zakupki.gov.ru, где произведена замена русских букв на латинские: «право заключения государственного k0нтраkтa нa пр0д0лжeниe рeк0нcтрукции 0бъekтa «Рek0нcтрукция пр0изв0дствa тубeркулин0в для диaгн0cтиkи бakтeри0з0в у жив0тных». Из этого примера, становится ясно, что даже если мы попытаемся найти хотя бы часть слова, то нам это вряд ли удастся – тем самым у госзаказчика остаются все шансы заключить госконтракт «для себя».
Также незаконно можно включить в конкурсную документацию дополнительные, часто невыполнимые требования. А потом на основании несоблюдения условий торгов отклонить ненужные заявки.
Очень распространенным «обходным» путем является отстранение участников от конкурса по формальным причинам, так как правила заполнения многотомной конкурсной документации, которые построены на соблюдении различных мелких нюансов, созданы таким образом, что придраться можно к любой запятой.
Кроме того, в соответствии с п. 3.2 ст. 60 Федерального закона не проводится рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям качество работ и квалификация, тем самым представляется хорошая возможность подтянуть по этим признакам «своего» кандидата и присудить ему большее количество баллов, чем остальным участникам.
Так, например, государственный заказчик может создать новую компанию (некое ООО) и вывести ее на конкурс. Затем завышая баллы по критерия «качество работ и квалификация участника размещения заказа», он оставляет за бортом именитых и хорошо зарекомендовавших себя других участников, заключая государственный контракт со своей компанией.
Нам приходилось сталкиваться со случаями, когда срок выполнения работ ставился настолько нереально коротким, что отпадала всякая необходимость участвовать в подобного рода торгах – на это и рассчитывал государственный заказчик, размещая извещение о проведение тендера, на это и рассчитывала та «своя» компания, у которой эта работа уже была выполнена и оставалось только лишь подписать акт выполненных работ за нее и получить, выделенные из бюджета деньги.
Для наглядности приведем случай, когда наша компания подготовила заявку на выполнение одной очень важной для страны НИР, выиграла открытый конкурс, заключила государственный контракт, получила аванс и уже начала работать, как вдруг, очень авторитетный государственный заказчик со всей «конспиративной вежливостью» намекнул о том, что сама НИР уже выполнена, акты выполненных работ подписаны, притом с компанией, которую мы обошли по баллам, и что при приемке работ нам будет очень и очень трудно, а скорее всего невозможно ее сдать и добиться подписания акта-сдачи приемки результата НИР. Госзаказчик вежливо предложил нам расторгнуть контракт по соглашению сторон. Нетрудно догадаться, какая перспектива у участника размещения заказа в случае отказа и попытки противодействовать подобным явлениям.
Меч возмездия
Единственно верный способ восстановить справедливость – это предусмотренная законом возможность обратиться в Федеральную антимонопольную службу и в судебные органы за защитой своих прав.
Участникам размещения заказа нужно не боятся идти и подавать жалобы на действия госзаказчиков, смело обжаловать результаты торгов, добиваться наказания виновных и не упускать возможность отменить результаты размещения заказа и громко заявить о себе, прекратив произвол и беззаконие, творящиеся в стенах госорганов.
В этом, по-нашему мнению, должен помочь Федеральный закон № 160-ФЗ от 17.07.2009 г. «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ», который вводит понятие дисквалификация госслужащих и ряд новых штрафов для них за нарушения законодательства о госзаказе. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Кроме того, КоАП РФ предусматривает, что за нарушение должностным лицом государственного или муниципального заказчика сроков опубликования в официальном печатном издании или сроков размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информации о размещении заказа не более чем на два рабочих дня влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей; на юридических лиц — десяти тысяч рублей. В случае более чем на два рабочих дня влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.
Однако, несмотря на принимаемые федеральными органами власти меры по ужесточению контроля над выполнением требований законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, в Федеральную антимонопольную службу продолжает поступать большое число жалоб от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на нарушения при проведении конкурсов по государственным закупкам.
Очень хочется верить, что приведенные выше штрафные санкции заставят представителей государственного заказчика впредь более добросовестно исполнять свои обязанности перед обществом и не демонстрировать свою явную аффилированность в том или ином размещаемом заказе.
Сам Глава ФАС Игорь Артемьев признался в одном из интервью, что «эти поправки в закон удалось провести «нечеловеческими усилиями»: настолько велико было сопротивление со стороны прикормленных чиновников и их многочисленных лоббистов. Теперь им придется значительно сократить аппетиты возле одной из самых щедрых госкормушек».
Как выиграть торги?
Ну, как бы ни складывались отношения в сфере госзакупок, в них нужно участвовать, а главное уметь побеждать. Вопрос как заключить пресловутый государственный контракт волнует очень многих. Конечно, тендер выиграть можно, важно лишь правильно рассчитать свои силы и грамотно продумать тактику.
В первую очередь необходимо внимательно изучить всю конкурсную документацию и провести мониторинг информации об объявлении, проведении, изменении условий проведения, отмене и итогах федеральных, региональных торгов; нужно понять свои силы и оценить степень возможности участия именно в данном тендере, а также вероятности выполнения предусмотренной государственным контрактом работы, услуги.
Главное — грамотно и четко заполнить предлагаемые формы документов с целью не только выполнить требования государственного заказчика, но чтобы именно ваша заявка была признана победителем и именно с вами был заключен государственный контракт.
Кроме того, не стоит забывать, что подавая заявку на участие в торгах, претендент подтверждает свою готовность предоставить товар, работу или услуги, необходимые заказчику. Необходимо неукоснительно следовать выбранной стратегии и после заключения государственного контракта соблюдать то, что было указано к заявке.
Старайтесь четко следовать инструкциям по заполнению заявки и всех приложений к ней, придерживайтесь всех принципов, которые обозначил для вас госзаказчик.
Нелишним будем провести собственное расследование ранее объявленных тем же госзаказчиком тендеров по схожему предмету с целью выяснить круг бывших участников размещения заказа и проанализировать их возможности повторного участия и предложений в этот раз.
Обязательно расписывайте все свои достижения и заслуги, и чем подробней вы это сделаете, тем больше шансов на победу. Неплохо бы приложить к заявке рекомендации партнеров по бизнесу, благодарственные письма и положительные отзывы о деятельности компании.
Обращение за помощью к профессиональным юристам помогает сократить временные и финансовые затраты на подготовку к участию в конкурсе, аукционе или запросе котировок на право заключения государственного или муниципального контракта и сводит вероятность отклонения Вашей заявки к минимуму.
В случае, если вы обнаружили, что государственный заказчик проводит процедуру размещения заказа, не в форме, предусмотренной законом или явно ущемляет и нарушает ваши права — не стоит бояться обратиться с жалобой в ФАС, не стоит опасаться направлять претензии и запросы с целью разъяснения конкурсной документации, нужно активнее проявлять свою позицию и уметь отстаивать и защищать свои права – только тогда у нас есть шансы заставить государство уважать наши интересы, считаться с нами и играть по честным и справедливым правилам.
Библиографическое описание:
Ерзиков, А. Ю. Организация и механизм управления государственным заказом / А. Ю. Ерзиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73780/ (дата обращения: 24.04.2023).
В статье автор пытается осветить основные принципы организации и управления государственным заказом.
Ключевые слова:
государственный заказ, управление, заказчик.
Среди актуальных проблем эффективного расходования бюджетных средств является механизм управления государственным заказом, осуществляемый через систему управления размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, который направлен на сокращение и оптимизацию расходов бюджетов всех уровней.
Помимо этого, несовершенство системы государственных закупок становится причиной низкой степени эффективности использования бюджетных средств и результативности мероприятий в области управления государственным заказом.
В настоящее время законодательство о контрактной системе представляет собой динамично развивающуюся отрасль права, что позволяет обеспечить эффективность внедрения инновационных технологий.
Модернизация организации механизма управления государственным заказом позволяет обеспечивать единство экономического пространства, расширять возможности для участия в закупках отдельных категорий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Развитый механизм государственных закупок позволяет более эффективно и более справедливо использовать при выполнении государственного заказа потенциал частного предпринимательства, обществ инвалидов, предприятий в малых городах, что содействует обеспечению устойчивости экономического развития, ускоренному и сбалансированному решению актуальных задач социально-экономического развития. С ростом тенденций социальной ориентации экономики, особенно в кризисных условиях, значимость системы государственных закупок многократно увеличивается.
В широком смысле под государственным заказом понимается заказ, который выдают уполномоченные властные органы на изготовление каких-либо товаров, оказание услуг или проведение работ. Это делается в интересах государства, а средства на приобретении выделяются из двух источников: федерального бюджета и фондов внебюджетного типа.
Если говорить в более узком смысле, то под государственным заказом следует понимать более конкретный список благ, которые приобретает тот или иной орган государственной власти.
Основные функции государственного заказа представлены в таблице 1.
Таблица 1
В ходе формирования государственного заказа необходимо учитывать реальные нужды органа государственной власти и учреждений, в которые будут направлены закупленные товары, работы, услуги, а также потребности всего населения страны в целом.
Система государственного заказа в Российской Федерации строго регулируется действующим законодательством. Правоотношения, возникающие при осуществлении государственного заказа, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).
Сторонами государственного контракта выступают следующие субъекты: государство — заказчик товаров, работ, услуг и исполнитель — которым может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, типа собственности, месторасположения и так далее. Кроме этого, в качестве исполнителя может выступить и частное лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Следует отметить, что в Российской Федерации государство выступает в качестве крупнейшего заказчика и потребителя продукции целого ряда отраслей, государственные заказы традиционно занимают высокий удельный вес в структуре расходов федерального бюджета, превращая государственный спрос в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру.
Исполнитель обязан неукоснительно соблюдать достигнутые с заказчиком договоренности и исправно отчитываться перед ним обо всех произведённых в рамках исполнения заключенного контракта расходах, совершать иные действия, предусмотренные законодательством.
Механизм проведения государственных закупок предусматривает несколько форм организации торгов.
Можно отметить самые распространенные формы организации торгов:
1) конкурс. Конкурсные мероприятия бывают двух видов: открытого и закрытого. Победителем становится поставщик (подрядчик, исполнитель), который предложит самые лучшие условия исполнения государственного контракта. Данная форма проведения государственных закупок может включать неограниченное количество лотов, а отбор происходит на основании сравнения документации, поданной в заявках на участие;
2) электронный аукцион. Проводится на специализированных электронных площадках. Также имеет две формы: открытую и закрытую. Победителем признается тот участник, который предложит самую низкую цену за исполнение контракта.
Таким образом, государственный заказ является одним из важных компонентов финансово-бюджетной системы страны. Система государственных заказов является одним из основополагающих институтов государственного регулирования. От правильности функционирования данного института во многом зависит рациональность и эффективность использования бюджетных средств.
Литература:
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Российская газета от 12 апреля 2013 г. № 80; СЗ РФ 8 апреля 2013 года № 14 ст. 1652.
- Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление. — М.: Юрайт, 2014.
- Доронин С. Н. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации. Риск — ориентированная технология управления. — М.: Форум, 2015.
- Джиоева Е. Г. Гражданско-правовые риски процедур определения поставщика, подрядчика, исполнителя. — Российская юстиция, 2016.
- Кичик К. В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. — М.: Юстицинформ, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный заказ, государственная власть, государственный контракт, закупка, контрактная система, оказание услуг, Российская Федерация, федеральный бюджет, эффективность использования.
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
Задать вопрос автору статьи
Понятие государственного заказа
Государственный заказ представляет собой заказ, который распространяется на поставку товара либо выполнение работ, оказание услуг и оплачивается из средств бюджета (федерального бюджета, бюджета субъектов, местных бюджетов, а также внебюджетных фондов).
Участником системы заказа могут выступать:
- государственный либо муниципальный орган,
- участник, который размещает заказы,
- уполномоченные органы и специализированные организации,
- комиссия или комиссия, размещающие заказы,
- органы контроля, а также информационные органы контроля.
Замечание 1
Государственные а также муниципальные заказчики — это органы власти, которые являются получателями средств бюджетов.
Стадии управления закупками
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Бесплатное пробное занятие
*количество мест ограничено
Можно выделить следующие стадии управление муниципальными и государственными закупками:
- Формирование заказа. Происходит работа по планированию заказов для оптимизации бюджетных расходов. Данный процесс находится в ведении менеджмента финансов. Финансовый менеджмент — это особый вид деятельности, который позволяет собрать, систематизировать, передать и хранить информацию, а также позволяет вырабатывать решения в сфере управления.
- Размещение заказа — это деятельность, которая предусматривается законодательством о размещении заказов и выражается в деятельности заказчиков по заключению контрактов с ними на выполнение заказа.
- Исполнение заказов. Сюда включаются следующие этапы: мониторинг выполнения контракта, исполнение заказов, учёт результатов, анализ и сопоставление результатов закупок.
- Контроль и обеспечение информации является заключительным этапом при проведении закупках. Благодаря этой стадии предусматривается создание системы связи и системы контроля за результатами реализации контрактов по итогам государственных и муниципальных закупок, а также проводится анализ между поставленными плановыми задачами и выполненными результатами.
«Управление государственными и муниципальными заказами» 👇
Порядок заключения контракта
В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусмотрено три возможности заключить договор:
- Статья 529 ГК РФ гласит, что поставить товары можно по договорам поставки товаров для муниципальных или государственных нужд. Выдается заказчику извещение о прикреплении к поставщику покупателя. Заключается договор поставки.
- Статья 531 ГК РФ определяет, что договор заключается между поставщиком и заказчиком, а продукция отгружается по разнарядке покупателя,
- Классический способ. По условиям договора товары передаются непосредственно заказчику.
Последний вариант является единственно возможным при оказании услуг и выполнении работ, которые предусматриваются по договору.
Целью управления государственными и муниципальными заказами выступает максимально эффективное расходование бюджетных денежных средств, борьба с коррупцией. Достижение данной цели позволит более эффективно управлять государственными и муниципальными закупками.
Замечание 2
Управление государственными и муниципальными заказами – это система, которая ориентируется на рыночные отношения, но не применяет рыночные механизмы (имеется в виду существование антимонопольных мер).
На сегодняшний день политологи отмечают стабильность в государстве, подъем экономики, и общее повышение уровня жизни людей. Укреплен авторитет России на международной арене, возросла роль страны в мире в целом. Связаны эти достижения с тем, что во всех областях отмечается эффективное государственное и муниципальное управление.
Область государственных и муниципальных заказов является особенным звеном в структуре государственного управления. За последние десятилетия были произведены значительные изменения, которые повысили эффективность государственного и муниципального заказа. Немаловажную роль играет Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ для государственных и муниципальных нужд». Для реализации данного нормативно-правового акта на федеральном и региональных уровнях проводится комплекс работ для усовершенствования размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Главная
Руководство
РуководствоБиография Директор Департамента Славянский Сергей ВалентиновичТел. каб. E-mail: Биография Первый заместитель директора Остапенко Александр ЮрьевичТел. Вн.тел. каб. E-mail: Биография Заместитель директора — начальник управления размещения государственного заказа Бердюгин Максим АлександровичТел. Вн.тел. каб. E-mail: |