Руководство Европейского Суда по правам человека «Право
на жизнь» (по состоянию на 31 декабря 2018 года) <10>
———————————
<10> Режим доступа: URL: https://www.echr.coe.int/Documents/Guide_Art_2_RUS.pdf.
Европейский Суд… устанавливал, что утверждения лиц, имеющих серьезные заболевания, относятся к сфере действия статьи 2 Конвенции, когда соответствующие обстоятельства потенциально предусматривают ответственность государства (пункт 5 Руководства).
Европейский Суд рассматривал по существу дела, связанные со статьей 2 Конвенции, по жалобам лиц, которые утверждали, что их жизнь подвергалась риску, хотя такой риск еще не стал реальным, если Суд был убежден в том, что фактически существовала серьезная угроза для их жизней (пункт 6 Руководства).
Аналогичным образом в делах, связанных с несчастными случаями с потенциально летальными…, или экологическими бедствиями…, Суд рассматривал жалобы заявителей, которым благодаря случайности удалось выжить, в свете статьи 2 Конвенции (пункт 7 Руководства).
В отличие от статьи 4 Американской конвенции по правам человека, которая предусматривает, что право на жизнь должно защищаться «в целом с момента ее начала», статья 2 Конвенции умалчивает о временных ограничениях права на жизнь и, в частности, не определяет «каждого» (toute personne), чья «жизнь» защищается Конвенцией (пункт 56 Руководства).
Европейский Суд, учитывая отсутствие в европейских странах единого мнения по научному и правовому определению начала жизни, постановил, что вопрос о начале права на жизнь относится к пределам свободы усмотрения, которыми, как считает Суд согласно устоявшейся практике, должны обладать государства в этой сфере (пункт 57 Руководства).
[С]реди государств — членов Совета Европы отсутствует консенсус в отношении того, разрешать ли прекращение искусственного поддержания жизнеобеспечения, хотя большинство из них (государств) склоняется к допустимости этого. Европейский Суд отметил: хотя подробные акты, регулирующие прекращение лечения, в разных странах отличаются, однако существует консенсус относительно важнейшего значения мнения пациента в процессе принятия решения, каким бы образом не выражались такие желания. В связи с этим Суд считает, что в сферах, касающихся как прекращения жизни, так и ее начала, государствам должны быть предоставлены пределы усмотрения не только в отношении того, разрешать или нет искусственное поддержание жизненных функций, и разработки норм, подробно регулирующих такое прекращение, но и относительно средств установления баланса между защитой права пациентов на жизнь и защитой их права на уважение частной жизни и их личной самоидентификации. Вместе с тем Европейский Суд подчеркнул, что эти пределы свободы усмотрения не являются неограниченными и Суд сохраняет за собой право проверять, выполнило ли государство свои обязательства, предусмотренные статьей 2 Конвенции (пункт 62 Руководства).
Рассматривая вопрос о назначении или прекращении лечения, Европейский Суд принимал во внимание следующие факторы:
— наличие во внутригосударственном праве и практике законодательной базы, совместимой с требованиями статьи 2 Конвенции;
— были ли учтены ранее выраженные желания заявителя и его близких;
— а также мнения медицинского персонала и возможность обращения в суд в случае сомнений в том, было ли принято оптимальное решение в наилучших интересах пациента (пункт 63 Руководства).
Женщина впервые возглавила Европейский суд по правам человека
Первой в истории Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) женщиной-председателем стала судья Шиофра О’Лири из Ирландии. Она вступит в должность с 1 ноября
Новым председателем Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) избрана судья Шиофра О’Лири из Ирландии — она станет первой женщиной в истории организации на этом посту. Об этом сообщает пресс-служба ЕСПЧ на официальном сайте.
Как сообщают представители ЕСПЧ, 54-летняя Шиофра О’Лири вступит в должность 1 ноября и сменит на этом посту Роберта Спано из Исландии, возглавлявшего ведомство с мая 2020 года. С 2015 года она исполняла обязанности судьи от Ирландии в Европейском суде по правам человека, а в январе 2022-го была назначена вице-председателем ведомства. До работы в ЕСПЧ О’Лири в течение нескольких лет преподавала в европейских университетах.
«Судья О’Лири превосходно служила с момента своего назначения в Европейском суде по правам человека, и ее избрание на пост председателя — свидетельство высокого уважения, которым она пользуется в суде. Тот факт, что первой женщиной на посту главы ЕСПЧ стала именно судья из Ирландии — повод для гордости», — отметил министр иностранных дел Ирландии Саймон Ковени в Twitter.
Европейский суд по правам человека был создан в 1959 году государствами — членами Совета Европы, которые ратифицировали в 1950 году Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и является международным судебным органом. 15 марта этого года Россия подала заявление о выходе из Совета Европы. 7 июня Госдума приняла два закона, которые позволяют России не исполнять решения ЕСПЧ, принятые после 15 марта. Выплаты компенсаций по постановлениям, вынесенным ранее, будут осуществляться в рублях и на российские счета.
The European Court of Human Rights is an international tribunal established for enforcement of the European Convention on Human Rights. It is an organ of the Council of Europe and judges are elected to the Court by the Council’s Parliamentary Assembly in respect of each Member State. However, they do not represent the state, as they hear cases as individuals. Judges of the Court as of 30 April 2023[1] are, in order of precedence:
Name | Country | Position[2] | Term began | Term ends[3] |
---|---|---|---|---|
Síofra O’Leary | President | 2 July 2015 | 2 July 2024 | |
Marko Bošnjak | Vice President | 30 May 2017 | 30 May 2025 | |
Yonko Grozev | Section President | 13 April 2015 | 13 April 2024 | |
Georges Ravarani [lb] | Section President | 1 November 2015 | 1 November 2024 | |
Marko Bošnjak | Section President | 30 May 2017 | 30 May 2025 | |
Pere Pastor Vilanova | Section President | 1 November 2015 | 1 November 2024 | |
Krzysztof Wojtyczek [fr] | Judge | 1 November 2012 | 1 November 2021 | |
Faris Vehabović | Judge | 3 December 2012 | 2 December 2021 | |
Egidijus Kūris | Judge | 1 November 2013 | 1 November 2022 | |
Iulia Motoc | Judge | 18 December 2013 | 18 December 2022 | |
Branko Lubarda | Judge | 13 April 2015 | 13 April 2024 | |
Carlo Ranzoni | Judge | 1 November 2013 | 20 September 2024 | |
Mārtiņš Mits [nl] | Judge | 3 September 2015 | 3 September 2024 | |
Armen Harutyunyan | Judge | 17 September 2015 | 17 September 2024 | |
Stéphanie Mourou-Vikström | Judge | 17 September 2015 | 17 September 2024 | |
Gabriele Kucsko-Stadlmayer | Judge | 1 November 2015 | 1 November 2024 | |
Alena Poláčková | Judge | 29 December 2015 | 29 December 2024 | |
Pauliine Koskelo | Judge | 1 January 2016 | 1 January 2025 | |
Georgios Serghides [nl] | Judge | 18 April 2016 | 18 April 2025 | |
Tim Eicke | Judge | 12 September 2016 | 12 September 2025 | |
Lətif Hüseynov | Judge | 4 January 2017 | 4 January 2026 | |
Jovan Ilievski | Judge | 1 February 2017 | 1 February 2026 | |
Jolien Schukking [nl] | Judge | 3 April 2017 | 3 April 2026 | |
Péter Paczolay [hu] | Judge | 24 April 2017 | 24 April 2026 | |
Lado Chanturia | Judge | 8 January 2018 | 8 January 2027 | |
María Elósegui | Judge | 15 March 2018 | 15 March 2027 | |
Ivana Jelić | Judge | 12 July 2018 | 12 July 2027 | |
Gilberto Felici | Judge | 26 September 2018 | 26 September 2027 | |
Arnfinn Bårdsen | Judge | 1 January 2019 | 1 January 2028 | |
Darian Pavli | Judge | 7 January 2019 | 7 January 2028 | |
Erik Wennerström | Judge | 1 April 2019 | 1 April 2028 | |
Raffaele Sabato | Judge | 5 May 2019 | 5 May 2028 | |
Saadet Yüksel | Judge | 1 July 2019 | 1 July 2028 | |
Lorraine Schembri Orland | Judge | 20 September 2019 | 20 September 2028 | |
Anja Seibert-Fohr | Judge | 1 January 2020 | 1 January 2029 | |
Peeter Roosma | Judge | 4 January 2020 | 4 January 2029 | |
Ana Maria Guerra Martins | Judge | 1 April 2020 | 1 April 2029 | |
Mattias Guyomar | Judge | 22 June 2020 | 22 June 2029 | |
Ioannis Ktistakis | Judge | 8 March 2021 | 8 March 2030 | |
Andreas Zünd | Judge | 29 March 2021 | 29 March 2030 | |
Frédéric Krenc | Judge | 13 September 2021 | 13 September 2030 | |
Diana Sârcu | Judge | 6 December 2021 | 6 December 2030 | |
Kateřina Šimáčková | Judge | 13 December 2021 | 13 December 2030 | |
Davor Derenčinović | Judge | 2 January 2022 | 2 January 2031 | |
Mykola Gnatovskyy | Judge | 27 June 2022 | 27 June 2031 | |
Anne Louise Bormann | Judge | 1 April 2023 | 1 April 2032 | |
Marialena Tsirli | Registrar | December 1, 2020 | ||
Abel Campos | Deputy Registrar | December 1, 2020 |
Sections[edit]
The Court is divided into five Sections, to which each of the judges is randomly assigned.[4]
See also[edit]
- List of members of the European Court of Justice
Notes[edit]
- ^ «Composition of the ECHR — Judges, Sections, Grand Chamber». www.echr.coe.int. Retrieved 2022-04-26.
- ^ «Composition of the Court». European Court of Human Rights. Retrieved 1 November 2020.
{{cite web}}
: CS1 maint: url-status (link) - ^ «Procedure for electing judges to the European Court of Human Rights» (PDF). Committee on Legal Affairs and Human Rights, Parliamentary Assembly of the Council of Europe. 9 February 2011. p. 7. Archived from the original (PDF) on 11 February 2011. Retrieved 19 February 2011.
- ^ «Composition of the Sections». European Court of Human Rights. Retrieved 19 February 2014.
Council of Europe |
|
---|---|
Institutions |
|
Members |
|
Observers |
|
Former members |
|
International human rights organisations and institutions |
|
---|---|
Types |
|
International institutions |
|
Regional bodies |
|
Multi-lateral bodies |
|
Major NGOs |
|
ICRC – organization with special status based on Geneva Conventions |
|
Европейский суд по правам человека англ. European Court of Human Rights фр. Cour européenne des droits de l’homme |
|
Изображение здания суда, используемое в качестве эмблемы международной организации |
|
Вид |
международный суд |
---|---|
Инстанция |
суд апелляционной инстанции, суд высшей инстанции |
Юрисдикция |
47 государств — членов Совета Европы |
Орган обжалования |
Большая палата Европейского суда по правам человека |
Дата основания |
1959 (первоначально) |
Языки делопроизводства |
английский, французский |
Состав |
ПАСЕ избирает по одному судье от каждой страны — члена Совета Европы |
Управомочен по |
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод |
Срок службы |
9 лет |
Членов |
47 судей |
Руководство | |
Президент |
Дин Шпильман |
Вступил в должность |
1 ноября 2012 года |
Зал заседаний | |
|
|
Местоположение |
Страсбург, Франция |
Сайт | |
echr.coe.int |
Европейский суд по правам человека
Центральный вход Европейского суда по правам человека
Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.
Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.
Содержание
- 1 История возникновения
- 2 Условия подачи жалоб
- 3 Юрисдикция Европейского суда по правам человека
- 4 Распределение жалоб по странам и по итогам рассмотрения
- 5 ЕСПЧ и Грузия
- 6 ЕСПЧ и Россия
- 7 См. также
- 8 Примечания
- 9 Ссылки
История возникновения[править]
Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.
Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.
С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.
Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.
Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.
Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года (когда он был реформирован) принял решения по существу в 837 делах, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан. Первое решение по существу дела суд принял в 1960 году (Lawless v. Ireland), первое решение по существу в пользу заявителя — в 1968 году (Neumeister v. Austria). После реформы Суда в 1998 году его активность повысилась, и к началу 2010 года суд вынес уже 12 198 решений по существу, из них в 10 156 констатировал нарушения конвенции или её протоколов.[1]
Условия подачи жалоб[править]
Прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.
- Предметом жалобы могут быть только права и свободы гарантируемые конвенцией или её протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нём отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. В частности, Конституция РФ (глава 2, «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все права человека, о которых говорит конвенция, называет и некоторые другие, например, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на социальное обеспечение и др. Эти права закреплены в другой конвенции Совета Европы — Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского суда основана исключительно на конвенции о защите прав человека и основных свобод.
- Согласно статье 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государств-участников конвенции (они называются в конвенции высокими договаривающимися сторонами) их прав, признанных в конвенции или в протоколах к ней.
Заявителю необязательно являться гражданином государства — члена Совета Европы или вообще гражданином государства, на которое он подает жалобу.
Чаще всего при рассмотрении жалоб Суду приходится иметь дело с так называемыми прямыми (непосредственными) жертвами: обращающееся лицо само непосредственно уже стало жертвой нарушения его права.
Кроме этого, в практике Европейского суда существуют и другие понятия жертвы. Лицо может быть признано потенциальной жертвой в случае, если оно подвергается реальному риску применения к нему законодательства, противоречащего Европейской конвенции, и его права, закреплённые в конвенции, будут нарушены. В данном случае очень важно указать, почему к заявителю применимы положения законодательства, при каких обстоятельствах существует реальный риск такого применения.
Косвенная жертва: в практике Европейского суда признано, что лицо может испытывать нарушение своих личных прав и из-за того, что нарушены права другого. Поэтому в определённых обстоятельствах лицо может подать жалобу о нарушении своих прав несмотря на то, что само непосредственно не претерпевало ущерба. Для этого необходимо, чтобы у этого лица с непосредственной жертвой была очень близкая связь (родственная или иная). Наиболее распространённым примером является обращение родственников лица, пострадавшего по вине государственных органов по причине необеспечения ими надлежащей защиты права на жизнь, в результате чего родственники испытывают нравственные страдания и несут материальные убытки.
- Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом. Этот срок восстановлению не подлежит.
- Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации конвенции государством. В случае с Российской Федерацией такой датой будет 5 мая 1998 года.
- Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты. Для Российской Федерации исчерпанием внутренних средств правовой защиты будет прохождение заявителем первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций[источник не указан 43 дня].
- Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несёт ответственность государственная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению.
Юрисдикция Европейского суда по правам человека[править]
Зал суда
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ (ст. 15, ч. 4 Конституции РФ). Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколам к ней (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ). Согласно этому закону (ст. 1) РФ признала ipso facto обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека по толкованию и применению конвенции и протоколов к ней в случае предполагаемых нарушений Россией положений перечисленных международных договоров. Вступившие в силу для Российской Федерации в мае 1998 года, конвенция и протоколы являются составной частью правовой системы страны и обладают большей юридической силой, чем национальные законы.[2]
Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.
За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.
В соответствии со ст. 46 конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников конвенции.
Распределение жалоб по странам и по итогам рассмотрения[править]
Согласно данным на конец 2012 года, верхнюю часть списка стран по числу переданных судейским составам жалоб, находящихся на рассмотрении, занимают:
- Россия — 28 600 (22,3 %)
- Турция — 16 900 (13,2 %)
- Италия — 14 200 (11,1 %)
- Украина — 10 450 (8,2 %)
- Сербия — 10 050 (7,8 %)
- Румыния — 8700 (6,8 %)[3]
По числу жалоб, переданных судейским составам, на душу населения, первые места в 2012 г. занимают Сербия, Лихтенштейн, Хорватия и Румыния. Эстония находится на 7 месте, Украина — на 11-м, Латвия — на 12-м, Россия — на 21-м. Последние места занимают Ирландия, Испания, Дания, Германия.[4]
По статистике за 1959—2010 годы, 96% поданных в Суд жалоб были признаны неприемлемыми. Из остальных 4%, по которым были вынесены решения по существу дела, в 83% случаев суд усмотрел нарушения конвенции или её протоколов.[5]
ЕСПЧ и Грузия[править]
Грузинской судьёй в ЕСПЧ с 1 февраля 2008 года является Нона Цоцория.[6]
На конец 2012 года Грузия занимает 20-е место по числу жалоб в ЕСПЧ на душу населения.[4]
Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из Грузии растёт:[7]
- 2006 год — 105
- 2007 год — 162
- 2008 год — 1771
- 2009 год — 2122
ЕСПЧ и Россия[править]
C 1 ноября 2012 г. судьей от России в Европейском суде по правам человека избран Дмитрий Дедов, бывший до этого судьей Высшего арбитражного суда России. На эту должность также претендовали: судья Верховного суда по уголовным делам Ольга Ведерникова и доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского Государственного университета Андрей Бушев. Ранее российскими судьями в ЕСПЧ были Владимир Туманов и Анатолий Ковлер[8].
Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук, в 2008 году — Георгий Матюшкин.
На конец 2012 года Россия занимает 1-е место по общему числу жалоб в ЕСПЧ и 21-е место по числу этих жалоб на душу населения.[4]
Согласно статистике ЕСПЧ, количество дел из России, передаваемых судейским составам, меняется следующим образом:
- 2006 год — 10 132
- 2007 год — 9497
- 2008 год — 10 146
- 2009 год — 13 666[7]
- 2010 год — 14 309
- 2011 год — 12 455
- 2012 год — 10 755[4]
Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты.[9] Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах общей юрисдикции, и надзорной инстанции в случае, если дело рассматривалось в системе арбитражных судов; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора в суд общей юрисдикции до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна.
По состоянию на январь 2010 года Судом приняты решения по существу по 862 российским делам, в 815 из которых было установлено нарушение хотя бы одной из статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.[10] В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов.
Вместе с тем, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин и президент Дмитрий Медведев отметили, что Россия не передавала Европейскому суду по правам человека часть своего суверенитета, позволяющую принимать решения по изменению российского законодательства. Президент и глава Конституционного суда подчеркнули, что при определении границ компетенции ЕСПЧ необходимо исходить из того, что именно Россия ратифицировала договор, которым учреждена юрисдикция ЕСПЧ.[11][12] Валерий Зорькин указывал, что Россия не должна принимать к исполнению те решения ЕСПЧ, которые идут вразрез с Конституцией России.[11][13]
В 2006 году глава МИД РФ Сергей Лавров назвал некоторые решения ЕСПЧ политизированными. В частности, он упомянул «дело Илашку» — участника приднестровского конфликта 1991—1992 годов. В 2004 году суд обязал Россию выплатить компенсацию морального вреда (187 тыс. евро) Илие Илашку за то, что его и четырёх его соучастников содержали в приднестровской тюрьме по обвинению в убийствах. Суд также постановил, что Россия, фактически контролирующая силовые органы Приднестровья, должна освободить оставшихся в тюрьме Александра Лешко, Андрея Иванцока и Тудора Петрова-Попу.
См. также[править]
- Международный суд ООН
- Международный уголовный суд
- Международный трибунал по бывшей Югославии
Примечания[править]
- ↑ The European Court of Human Rights. Some Facts and Figures. Strasbourg: Council of Europe, 2010. Pp. 3, 5, 17
- ↑ Сасов, 2011, с. 94
- ↑ Annual Report 2012 ЕСПЧ, 2013 (англ.) С. 149-150
- ↑ 1 2 3 4 Annual Report 2012 ЕСПЧ, 2013 (англ.) С. 156-157
- ↑ Statistic on judgments by State (англ.) P. 15, 22
- ↑ Composition of the Court (in order of precedence as at 23.06.2009)
- ↑ 1 2 Годовой отчет за 2009 (англ.) С. 155-156
- ↑ В Европейский суд по правам человека избран новый судья из России
- ↑ Доступ россиян к Европейскому суду хотят усложнить. Новая газета (7 июля 2007). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 21 августа 2008.
- ↑ The European Court of Human Rights. Some Facts and Figures. Strasbourg: Council of Europe, 2010. — p. 17 (англ.)
- ↑ 1 2 Решения ЕСПЧ не должны затрагивать суверенитет России, заявил глава КС РИА Новости, 19 ноября 2010
- ↑ Медведев: Россия не позволит ЕСПЧ выносить решения, меняющие её законы РИА Новости, 11 декабря 2010
- ↑ Валерий Зорькин. Предел уступчивости Российская газета № 5325(246), 29 октября 2010
Ссылки[править]
Европейский суд по правам человека на Викискладе? |
- Официальный сайт (англ.) (фр.)
- Факты и статистика о Суде 1959—2009 (англ.)
- Сводки суда по странам, 1959—2009 (англ.)
- Тематические справки по практике Суда (англ.)
- Анализ статистических данных за 2011 год. (англ.)
- Сайт о ЕСПЧ (рус.)
- Европейский Суд по правам человека: справочно-информационный центр на русском языке
- Информационная система по документам Европейского Суда по правам человека
- Портал «Европейский суд по правам человека — жалобы»
- Обращение в Европейский Суд по правам человека. Учебное пособие М.: Мемориал, 2006 ISBN 5-902962-02-1
- Европейский Суд по правам человека — блог
- Решения Суда
- Решения ЕСПЧ на русском: EuropeanCourt.ru, espch.ru, umn.edu, hri.ru minjust.ru memo.ru
- Практика Европейского Суда
- Решения Европейского Суда по прецедентным делам
- Специальный выпуск «Бюллетеня конституционного правосудия», Венецианская комиссия, 2000
- Практическое руководство по критериям приемлемости жалобы в Европейский Суд по правам человека
|
---|
Генеральный секретарь (англ.) · Комитет министров (англ.) · Парламентская ассамблея · Конгресс местных и региональных властей · Европейский суд по правам человека · Комиссар по правам человека · Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью · Венецианская комиссия |
|
|
---|---|
Органы ООН | |
Совет по правам человека ООН • Комитет по правам человека ООН • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам • Комитет по ликвидации расовой дискриминации • Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (нем.) • Комитет против пыток • Комитет по правам ребёнка (англ.) • Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей • Комитет по правам инвалидов (англ.) | |
Региональные органы | |
Африка | Африканская комиссия по правам человека и народов (англ.) • Африканский суд по правам человека и народов (англ.) |
Европа | Европейский суд по правам человека • Европейский комитет по предупреждению пыток (англ.) • Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью • Европейский комитет по социальным правам (фр.) • Консультативный комитет Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств • Комитет экспертов Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств • Бюро по демократическим институтам и правам человека • Агентство ЕС по правам человека (англ.) |
Америка | Межамериканская комиссия по правам человека • Межамериканский суд по правам человека (англ.) |
Международные представители | |
Верховный комиссар ООН по правам человека • Верховный комиссар ООН по делам беженцев • Комиссар Совета Европы по правам человека • Верховный комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам • Специальный представитель ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми • Представитель ОБСЕ по свободе СМИ (англ.) | |
Ведущие НПО | |
Международный комитет Красного Креста • Международная амнистия • Human Rights Watch • FIDH | |
Права человека • Международное право прав человека |