02 июля 2021 года Президентом Российской Федерации подписан Указ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
В нем, в качестве приоритетных направлений по реализации национальной безопасности затронуты вопросы обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.
Целью работы является достижение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природы, смягчение негативных последствий изменения климата.
Как отмечается в документе, в последние десятилетия интенсивный рост производства и потребления в мире сопровождается увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду и ухудшением ее состояния, что влечет существенное изменение условий жизни на Земле, в том числе, снижение их качества.
«Развитие «зеленой» и низкоуглеродной экономики становится главным вопросом в международной повестке дня. Возрастающая конкуренция за доступ к природным ресурсам — один из факторов усиления международной напряженности и возникновения конфликтов между государствами», — констатировано в стратегии.
На сегодняшний день экологическая безопасность в нашей стране реализуется на основании Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента России от 19.04.2017 № 176.
Это документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.
Важной составляющей частью экологической безопасности страны является грамотная организация экологической безопасности на предприятии.
Под экологической безопасностью предприятия понимают обеспечение соответствия его природоохранной деятельности нормативным требованиям. В свете повышения уровня экологической ответственности предприятия его экологическая безопасность для окружающей среды и населения в значительной степени определяет его конкурентоспособность.
Экологическая безопасность напрямую связана с организацией и проведением контроля, который определён Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следующим образом: «…контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной
Экологический контроль на предприятии можно разделит на два блока. Это организация внутреннего и внешнего контроля.
В сегодняшнем материале речь пойдет об организации на предприятии внутреннего контроля, как успешной составной части единого механизма работы предприятия.
Внутренний контроль реализуется на предприятии посредством проведения ряда мероприятий.
Требования экологической безопасности на предприятии.
В соответствии с нормами действующего законодательства предприятие работа которого оказывает негативное влияние на окружающую среду обязано:
1. Организовывать полноценный экологический аудит на предприятии;
2. Разработать программу экологического контроля деятельности предприятия на основе аудита, и документы;
3. Поставить объекты, которые негативно влияют на окружающую среду, на государственный учет;
4. Оформить разрешительную документацию в сфере экологического нормирования;
5. Регулярно направлять отчетность в государственные контролирующие органы;
6. Вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду;
7. Иметь в штате сотрудников, которые отвечают за организацию экологической безопасности на предприятии.
Первое, с чего нужно начать обеспечение экологической безопасности предприятия, это экологический аудит.
Экологический аудит — комплексная независимая оценка, позволяющая установить объективную картину работы по защите окружающей среды на предприятии.
Данное понятие впервые определено в нашей стране Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Главными целями экологического аудита являются:
- Сбор достоверной информации о хозяйствующем субъекте;
- Проверку соблюдения им требований законодательства в области охраны природы, а также международным и внутренним стандартам (если объект стремится им соответствовать);
- Разработку грамотной экологической политики;
- Повышение конкурентоспособности, развития производства;
- Увеличение привлекательности для инвесторов.
При определении принципов обеспечения экологической безопасности необходимо начать с определения категории производственного объекта. Присвоение категории объекту осуществляется при постановке его на учет в контролирующем органе.
Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны поставить на государственный учет.
Требования охраны труда и экологической безопасности указывают, что любой производственный объект, который оказывает на природные объекты хотя бы один из видов воздействия, перечисленных выше, подлежит обязательной постановке на государственный учет. Такое требование установлено п. 1 ст. 69.2 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды».
Для дифференциации уровня негативного влияния объекта на благополучие окружающей среды ему присваивается одна из категорий.
Категорирование таких объектов производится с учетом критериев, определенных ст. 4.2 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды».
В их список входят производственная отрасль, к которой относится конкретное предприятие интенсивность негативного влияния генерируемых им отходов на экологию, особенности технологического цикла и иные факторы. С учетом этих критериев все действующие производственные объекты дифференцируются на четыре категории:
- I – предприятия, оказывающие значительное отрицательное действие на благополучие окружающей среды;
- II – предприятия с умеренным уровнем отрицательного действия;
- III – предприятия с незначительным уровнем такого влияния;
- IV – предприятия с минимальным уровнем такого воздействия.
В зависимости от присвоенной категории определяются обязанности компании в отношении соблюдения требований природоохранного законодательства. При этом компании IV категории освобождены от большинства обязанностей в этой области. А вот предприятия I-II категорий, напротив, несут повышенную ответственность. Так, компании I категории обязаны оформлять комплексное экологическое разрешение для своей деятельности. А компании II категории должны составлять декларацию о характере влияния на окружающую среду.
Так, например, Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой организована проверка ООО «Живая вода», основной деятельностью которого
является производство безалкогольных напитков; минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках.
В ходе проверки установлено, что предприятием на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поставлено 6 источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (5 источников организованных, 1 не организованный).
В данной связи, ведомством приняты меры прокурорского реагирования, в отношении виновных лиц вынесены постановления о возбуждении административного производства по ст. 8.46 КоАП РФ. В адрес руководства предприятия внесено представление об устранении нарушений закона.
Органом контроля вынесены постановления о привлечении к административной ответственности виновных лиц с назначением наказания в виде штрафов. Предприятием нарушения устранены.
Также, например, в деятельности ООО «НижнекамскРезиноТехника» в рамках проверки установлено, что предприятием не обеспечено проведение в полном объеме инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в проекте нормативов предельно-допустимых выбросов отражены сведения о вулканизационных прессах в количестве 2 шт., по факту их количество составляет 11 шт.).
В данной связи прокуратурой руководителю общества внесено представление, по результатам которого проведена в полном объеме инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Разрешительная документация.
Следующим этапом успешной организации экологической безопасности на предприятии является оформление разрешительной документации.
Вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как её отсутствие исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности необходимо определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс
Разрешительная документация в сфере экологического нормирования, которая должна быть оформлена в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
- лицензии на все виды деятельности предприятия, связанные с природопользованием и обращением с отходами;
- разрешения на предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- разрешения на предельно допустимые сбросы вредных (загрязняющих) веществ в наземные и подземные водные объекты;
- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
- паспорта опасных отходов;
- договоры и разрешения на использование воды;
- СЭЗ – санитарно-эпидемиологическое заключение;
- сертификаты соответствия топлива, сырья, оборудования и т. д.
Последствия неполучения разрешительной документации.
Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности
Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном, так и судебном порядке.
Природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «УК «ПЖКХ» требований законодательства об охране атмосферного воздуха.
В ходе проверки установлено, что на границе санитарно-защитной зоны с северо-восточной окраины полигона ТКО «Восточный» выявлено загрязнение атмосферного воздуха по этилбензолу в 8.1 раза. Кроме того, предприятие осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без утвержденного в установленном порядке проекта предельно допустимых выбросов и разрешения на выбросы в атмосферный воздух.
В связи с чем, по постановлениям прокуратуры виновные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в адрес директора Общества внесено представление об устранении нарушений закона.
Вместе с тем, ввиду неисполнения предписания Обществом в добровольном порядке прокуратурой в суд направлено исковое заявление с требованием о разработке проекта предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в отношении объекта «Полигон утилизации твердых бытовых отходов «Восточный». Требования прокурора удовлетворены в полном объеме, приняты меры к устранению нарушений закона.
Экологическая отчетность является важным и неотъемлемым аспектом в сферах деятельности предприятий, которые используют природные ресурсы или воздействуют негативным образом на окружающую среду.
Организация эффективной экологической отчетности и учета на предприятии, обоснована практическим опытом, который показывает, что отсутствие должного внимания к окружающей среде увеличивает риск загрязнения природы с одной стороны, а с другой – уменьшает экономическую жизнеспособность компании, конкурентную способность, а также имидж предприятия в целом.
В экологическую отчетность входят документы установленной формы, которые предоставляются предприятиями в органы государственного контроля для оценки соблюдения норм экологической безопасности в процессе ведения хозяйственной деятельности.
Виды экологической отчетности:
- Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов
- Подтверждение НООЛР (технический отчет по обращению с отходами в 2022 году)
- Форма 2-ТП (отходы)
- Форма 2-ТП (воздух)
- Форма 2-ТП (водхоз)
- Отчет по форме 4 – ОС (текущие затраты)
- Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
- Отчет по программе ПЭК
- Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
10. Инвентаризация выбросов и т.д.
Межрайпрокуратурой проведен анализ статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух). Установлено, что ООО «Алга» не представило ежегодный государственный статистический отчет по форме 2-ТП (воздух).
В данной связи руководителю Общества внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам которого ООО «Алга» указанный отчет сдан.
Аналогично по несвоевременному предоставлению вышеуказанного отчета руководителю ООО «Асянь» внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, Обществом приняты меры к устранению нарушений закона, а именно в целях дальнейшей своевременной подготовки и сдачи отчетов назначено ответственное лицо.
За любое негативное воздействие на окружающую среду, то есть выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также за размещение отходов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата.
При определении платы учитываются объем и масса загрязняющих веществ в пределах нормативов, в пределах разрешенных выбросов и сбросов, превышающие такие нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов и их превышение.
Организация экологической службы и производственного контроля
Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия.
В случае, если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.
Однако часто предприятия избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:
- назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности;
- найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.
Кроме того, в целях закрепления за должностными лицами ответственности, правил и обязанностей, планов реализации природоохранных мероприятий, изменений во внутренней распорядительной документации, необходимо оформление соответствующей организационно-распорядительной документации, включающей в себя приказы, распоряжения и т.д.
Производственный контроль и экологический мониторинг.
Необходимость комплексного наблюдения за состоянием всех компонентов природной среды обусловлена спектром влияния осуществляемой деятельности, антропогенных и природных факторов на воздух, воду, почву и наличием связей между компонентами природной системы.
Изменения одного из природных компонентов неизбежно влекут за собой изменения следующих. Поэтому первостепенной целью и главной задачей экологического мониторинга является отслеживание этих изменений.
Мониторинг экологического состояния и исполнение производственного контроля на предприятии является непременным условием природопользования.
Обязанность и ответственность природопользователей в вопросах мониторинга окружающей среды определяются природоохранным и санитарно-гигиеническим законодательством РФ. Прямыми правовыми основаниями экологического мониторинга являются требования Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
Производственный контроль и экологический мониторинг является необходимым условием для функционирования практически всех организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги.
Основная задача производственного контроля и экологического мониторинга – обеспечение безопасности для здоровья человека и окружающей природной среды при выполнении работ, оказании услуг, а также при производстве и реализации продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд.
Осуществляется производственный контроль и экологический мониторинг посредством полевых наблюдений и исследований, проведения лабораторных исследований и испытаний, а также анализа и прогноза влияния деятельности предприятия на здоровье человека и окружающую природную среду.
В общей сложности в структуру производственного контроля и экологического мониторинга входят следующие услуги:
- Разработка программы производственного контроля;
- Разработка программы мониторинга;
- Разработка программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов в пределах его воздействия на окружающую среду;
- Разработка программы регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной;
- Разработка программа производственного контроля качества питьевой воды;
- Отбор проб воды и их лабораторные исследования;
- Отбор проб воздуха и их лабораторные исследования;
- Мониторинг грунтовых вод;
- Мониторинг растительного и животного мира;
- Отбор проб почвы, грунтов и их лабораторные исследования
- Анализ состояния окружающей среды и прогноз её изменения в будущем.
Подводя итоги вышесказанного необходимо отметить, что в настоящее время, когда развитие промышленности достигло высокого уровня, вопросы экологической безопасности встали в один ряд с важнейшими задачами, которые актуальны при организации работы любого предприятия.
Грамотная организация экологической безопасности на предприятии позволит избежать привлечения к ответственности, сократить расходы организации и увеличить доходы, в значительной степени определить конкурентоспособность, повысить предпринимательскую и инвестиционную привлекательность предприятия.
Последнее обновление: 29 июня 2022 г., 21:48
02.07.2021 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В нем в качестве приоритетных направлений по реализации национальной безопасности затронуты вопросы обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.
Стратегическое планирование
Целью работы по планированию является достижение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природы, смягчение негативных последствий изменения климата.
Как отмечается в документе, в последние десятилетия интенсивный рост производства и потребления в мире сопровождается увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду и ухудшением ее состояния, что влечет существенное изменение условий жизни на Земле, в том числе снижение их качества.
«Развитие «зеленой» и низкоуглеродной экономики становится главным вопросом в международной повестке дня. Возрастающая конкуренция за доступ к природным ресурсам — один из факторов усиления международной напряженности и возникновения конфликтов между государствами», — констатировано в стратегии.
На сегодняшний день экологическая безопасность в нашей стране реализуется на основании Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента России от 19.04.2017 г. № 176.
Это документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.
Экологическая безопасность предприятий
Важной составляющей частью экологической безопасности страны является грамотная организация экологической безопасности на предприятии.
Под экологической безопасностью предприятия понимают обеспечение соответствия его природоохранной деятельности нормативным требованиям. В свете повышения уровня экологической ответственности предприятия его экологическая безопасность для окружающей среды и населения в значительной степени определяет его конкурентоспособность.
Экологическая безопасность напрямую связана с организацией и проведением контроля, который определен Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон «Об охране окружающей среды») следующим образом: «…контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды».
Экологический контроль на предприятии можно разделить на два блока. Это организация внутреннего и внешнего контроля.
В данном материале речь пойдет об организации на предприятии внутреннего контроля как успешной составной части единого механизма работы предприятия.
В настоящее время, когда развитие промышленности достигло высокого уровня, вопросы экологической безопасности встали в один ряд с важнейшими задачами, которые актуальны при организации работы любого предприятия.
Экологические требования к предприятиям
Внутренний контроль реализуется на предприятии посредством проведения ряда мероприятий.
В соответствии с нормами действующего законодательства предприятие, работа которого оказывает негативное влияние на окружающую среду, обязано:
1. Организовывать полноценный экологический аудит на предприятии.
2. Разработать программу экологического контроля деятельности предприятия на основе аудита и документы.
3. Поставить объекты, которые негативно влияют на окружающую среду, на государственный учет.
4. Оформить разрешительную документацию в сфере экологического нормирования.
5. Регулярно направлять отчетность в государственные контролирующие органы.
6. Вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
7. Иметь в штате сотрудников, которые отвечают за организацию экологической безопасности на предприятии.
Отсутствие должного внимания к окружающей среде увеличивает риск загрязнения природы, с одной стороны, а с другой — уменьшает экономическую жизнеспособность компании, конкурентную способность, а также имидж предприятия в целом.
Экологический аудит
Первое, с чего нужно начать обеспечение экологической безопасности предприятия, — это экологический аудит.
Экологический аудит — комплексная независимая оценка, позволяющая установить объективную картину работы по защите окружающей среды на предприятии.
Данное понятие впервые определено в нашей стране Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Главными целями экологического аудита являются:
— сбор достоверной информации о хозяйствующем субъекте;
— проверка соблюдения им требований законодательства в области охраны природы, а также международным и внутренним стандартам (если объект стремится им соответствовать);
— разработка грамотной экологической политики;
— повышение конкурентоспособности, развития производства;
— увеличение привлекательности для инвесторов.
Категория и учет объектов
При определении принципов обеспечения экологической безопасности необходимо начать с определения категории производственного объекта. Присвоение категории объекту осуществляется при постановке его на учет в контролирующем органе.
Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны поставить их на государственный учет.
Требования охраны труда и экологической безопасности указывают на то, что любой производственный объект, который оказывает на природные объекты хотя бы один из видов воздействия, перечисленных выше, подлежит обязательной постановке на государственный учет. Такое требование установлено п. 1 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Для дифференциации уровня негативного влияния объекта на благополучие окружающей среды ему присваивается одна из категорий.
Категорирование таких объектов производится с учетом критериев, определенных ст. 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В их список входит производственная отрасль, к которой относится конкретное предприятие, интенсивность негативного влияния генерируемых им отходов на экологию, особенности технологического цикла и иные факторы. С учетом этих критериев все действующие производственные объекты дифференцируются на четыре категории:
— I — предприятия, оказывающие значительное отрицательное действие на благополучие окружающей среды;
— II — предприятия с умеренным уровнем отрицательного действия;
— III — предприятия с незначительным уровнем такого влияния;
— IV — предприятия с минимальным уровнем такого воздействия.
В зависимости от присвоенной категории определяются обязанности компании в отношении соблюдения требований природоохранного законодательства. При этом компании IV категории освобождены от большинства обязанностей в этой области. А вот предприятия I-II категорий, напротив, несут повышенную ответственность. Так, компании I категории обязаны оформлять комплексное экологическое разрешение для своей деятельности. А компании II категории должны составлять декларацию о характере влияния на окружающую среду.
Мониторинг экологического состояния и исполнение производственного контроля на предприятии являются непременными условиями природопользования.
Нарушители закона
Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой организована проверка ООО «Живая вода», основной деятельностью которого является производство безалкогольных напитков, минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках.
В ходе проверки установлено, что предприятием на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поставлено шесть источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (пять источников организованных, один — не организованный).
В данной связи ведомством приняты меры прокурорского реагирования, в отношении виновных лиц вынесены постановления о возбуждении административного производства по ст. 8.46 КоАП РФ. В адрес руководства предприятия внесено представление об устранении нарушений закона.
Органом контроля вынесены постановления о привлечении к административной ответственности виновных лиц с назначением наказания в виде штрафов. Предприятием нарушения устранены.
Другой пример: в деятельности ООО «НижнекамскРезиноТехника» в рамках проверки установлено, что предприятием не проведена в полном объеме инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в проекте нормативов предельно-допустимых выбросов отражены сведения о вулканизационных прессах в количестве двух штук, по факту их количество составляет 11 штук).
Прокуратурой руководителю общества внесено представление, по результатам которого проведена в полном объеме инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Разрешительная документация
Следующим этапом успешной организации экологической безопасности на предприятии является оформление разрешительной документации.
Вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как ее отсутствие исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности необходимо определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.
Разрешительная документация в сфере экологического нормирования, которая должна быть оформлена в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
— лицензии на все виды деятельности предприятия, связанные с природопользованием и обращением с отходами;
— разрешения на предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
— разрешения на предельно допустимые сбросы вредных (загрязняющих) веществ в наземные и подземные водные объекты;
— нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
— паспорта опасных отходов;
— договоры и разрешения на использование воды;
— СЭЗ — санитарно-эпидемиологическое заключение;
— сертификаты соответствия топлива, сырья, оборудования и т. д.
Вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как ее отсутствие исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Неполучение разрешительной документации
Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности.
Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном, так и судебном порядке.
Природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «УК «ПЖКХ» требований законодательства об охране атмосферного воздуха.
В ходе проверки установлено, что на границе санитарно-защитной зоны с северо-восточной окраины полигона ТКО «Восточный» выявлено загрязнение атмосферного воздуха по этилбензолу в 8,1 раза. Кроме того, предприятие осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без утвержденного в установленном порядке проекта предельно допустимых выбросов и разрешения на выбросы в атмосферный воздух.
В связи с чем по постановлениям прокуратуры виновные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в адрес директора Общества внесено представление об устранении нарушений закона.
Вместе с тем ввиду неисполнения предписания добровольном порядке прокуратурой в суд направлено исковое заявление с требованием о разработке проекта предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в отношении объекта «Полигон утилизации твердых бытовых отходов «Восточный». Требования прокурора удовлетворены в полном объеме, приняты меры к устранению нарушений закона.
Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны поставить их на государственный учет.
Экологическая отчетность
Экологическая отчетность является важным и неотъемлемым аспектом в сферах деятельности предприятий, которые используют природные ресурсы или воздействуют негативным образом на окружающую среду.
Организация эффективной экологической отчетности и учета на предприятии обоснована практическим опытом, который показывает, что отсутствие должного внимания к окружающей среде увеличивает риск загрязнения природы, с одной стороны, а с другой — уменьшает экономическую жизнеспособность компании, конкурентную способность, а также имидж предприятия в целом.
В экологическую отчетность входят документы установленной формы, которые предоставляются предприятиями в органы государственного контроля для оценки соблюдения норм экологической безопасности в процессе ведения хозяйственной деятельности.
К видам экологической отчетности относятся:
1. Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.
2. Подтверждение НООЛР (технический отчет по обращению с отходами в 2022 году).
3. Форма 2-ТП (отходы).
4. Форма 2-ТП (воздух).
5. Форма 2-ТП (водхоз).
6. Отчет по форме 4-ОС (текущие затраты).
7. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
8. Отчет по программе ПЭК.
9. Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
10. Инвентаризация выбросов и т.д.
Межрайпрокуратурой проведен анализ статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух). Установлено, что ООО «Алга» не представило ежегодный государственный статистический отчет по форме 2-ТП (воздух).
В данной связи руководителю Общества внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам которого ООО «Алга» указанный отчет сдан.
Аналогично по несвоевременному предоставлению вышеуказанного отчета руководителю ООО «Асянь» внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено.приняты меры к устранению нарушений закона, а именно в целях дальнейшей своевременной подготовки и сдачи отчетов назначено ответственное лицо.
Плата за НВОС
За любое негативное воздействие на окружающую среду, то есть выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также за размещение отходов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата.
При определении платы учитывается объем и масса загрязняющих веществ в пределах нормативов, в пределах разрешенных выбросов и сбросов, превышающие такие нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов и их превышение.
Служба экологического контроля
Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия.
В случае если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.
Однако часто предприятия избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:
— назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности;
— найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.
Кроме того, в целях закрепления за должностными лицами ответственности, правил и обязанностей, планов реализации природоохранных мероприятий, изменений во внутренней распорядительной документации необходимо оформление соответствующей организационно-распорядительной документации, включающей в себя приказы, распоряжения и т.д.
Производственный контроль и экологический мониторинг
Необходимость комплексного наблюдения за состоянием всех компонентов природной среды обусловлена спектром влияния осуществляемой деятельности, антропогенных и природных факторов на воздух, воду, почву и наличием связей между компонентами природной системы.
Изменения одного из природных компонентов неизбежно влекут за собой изменения следующих. Поэтому первостепенной целью и главной задачей экологического мониторинга является отслеживание этих изменений.
Мониторинг экологического состояния и исполнение производственного контроля на предприятии являются непременными условиями природопользования.
Обязанность и ответственность природопользователей в вопросах мониторинга окружающей среды определяются природоохранным и санитарно-гигиеническим законодательством РФ. Прямыми правовыми основаниями экологического мониторинга являются требования Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
Производственный контроль и экологический мониторинг являются необходимыми условиями для функционирования практически всех организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги.
Основная задача производственного контроля и экологического мониторинга — обеспечение безопасности для здоровья человека и окружающей природной среды при выполнении работ, оказании услуг, а также при производстве и реализации продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд.
Осуществляется производственный контроль и экологический мониторинг посредством полевых наблюдений и исследований, проведения лабораторных исследований и испытаний, а также анализа и прогноза влияния деятельности предприятия на здоровье человека и окружающую природную среду.
В общей сложности в структуру производственного контроля и экологического мониторинга входят следующие услуги:
— разработка программы производственного контроля;
— разработка программы мониторинга;
— разработка программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов в пределах его воздействия на окружающую среду;
— разработка программы регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной;
— разработка программы производственного контроля качества питьевой воды;
— отбор проб воды и их лабораторные исследования;
— отбор проб воздуха и их лабораторные исследования;
— мониторинг грунтовых вод;
— мониторинг растительного и животного мира;
— отбор проб почвы, грунтов и их лабораторные исследования;
— анализ состояния окружающей среды и прогноз ее изменения в будущем.
Подводя итоги вышесказанного, необходимо отметить, что в настоящее время, когда развитие промышленности достигло высокого уровня, вопросы экологической безопасности встали в один ряд с важнейшими задачами, которые актуальны при организации работы любого предприятия.
Грамотная организация экологической безопасности на предприятии позволит избежать привлечения к ответственности, сократить расходы организации и увеличить доходы, в значительной степени определить конкурентоспособность, повысить предпринимательскую и инвестиционную привлекательность предприятия.
Обеспечение экологической безопасности
АТК является сложной и ресурсоемкой
работой, требующей системного подхода,
основанного на четком определении
целей системы и подсистем, способов,
методов и сроков их достижения и
необходимых ресурсов. Поэтому для
решения такой задачи, например, на
уровне региона, города, группы АТП или
владельцев транспортных средств
целесообразно разрабатывать целевую
экологическую программу, представляющую
собой комплекс факторов и мероприятий,
обеспечивающих достижение поставленных
перед АТК целей (рис. 27.2).
При этом вышестоящей системой является
регион (город) с его экологической
обстановкой, а подсистемой — АТК,
оказывающий наряду с другими подсистемами
(промышленность, коммунальное хозяйство
и др.) влияние на окружающую среду.
Вышестоящая система устанавливает для
АТК и для других подсистем цель первого
уровня ЦН° и время ее достижения в виде
допустимых годовых суммарных и
покомпонентных выбросов, сбросов и
отходов. АТК как подсистема второго
уровня устанавливает свои цели Ц;
для стационарных и передвижных источников
загрязнения таким образом, чтобы было
обеспечено достижение генеральной
цели ЦН° в заданное время.
Это позволяет для всех уровней АТК
назначить свои управляемые, понятные
и контролируемые целевые нормативы,
оценить их влияние на достижение
поставленной цели и определить
способы (мероприятия) достижения
поставленных целей, например улучшение
технического состояния автомобилей,
применение топлива с улучшенными
экологическими характеристиками,
утилизация и вторичное использование
отработанных масел, аккумуляторов и
т.д.
Таким образом, на третьем уровне дерева
систем появляется достаточно большой
перечень мероприятий, которые могут в
принципе благоприятно сказаться на
повышении экологической безопасности
АТК и улучшении экологической ситуации
в регионе (городе).
Очевидно, что по организационным,
ресурсным и другим ограничениям
практически одновременно задействовать
все мероприятия невозможно. Они
составляют лишь потенциальный
перечень, из которого при формировании
программы для конкретного региона
(города), АТП, СТО выбирается некоторая
группа мероприятий.
Механизм формирования, корректирования
и реализации мероприятий экологической
программы представленный на рис. 27.3,
учитывает динамичность изменения
структуры и условий работы АТК, методов
ресурсосбережения, развитие рыночных
отношений и других факторов, влияющих
на масштабы, содержание и эффективность
мероприятий программы, а также наличие
обратных связей.
Рис. 27.3. Схема формирования, корректирования
и реализации программы снижения вредного
воздействия АТК на окружающую среду
региона
На основе федеральных и региональных
(городских) законов, нормативов,
стандартов, постановлений, директив
(1-4), обобщения отечественного и
зарубежного опыта (6) и результатов
НИОКР (7), а также результатов мониторинга
окружающей среды и вклада АТК в ее
загрязнение (11, 12) для данного региона
(города) определяется генеральный
целевой норматив для АТК; формируются
потен-
циальные направления и мероприятия по
повышению экологической безопасности
АТК (9); определяется концепция программы
(10); разрабатывается методика оценки
приоритетности предлагаемых мероприятий
(13). Затем, используя методику (13),
концепцию (10), целевые показатели
загрязнения окружающей среды АТК (12),
производятся анализ и классификация
предложений по мероприятиям (14); их
ранжирование по приоритетности и
формирование стандартного банка
мероприятий (15), из которых затем
выбираются достоверные и первоочередные
мероприятия (16.1), имеющие максимальный
ранг и являющиеся основой программы
краткосрочных мер (19); достоверные и
перспективные (16.2), составляющие группу
средне- и долгосрочных мероприятий
(17), реализуемых, как правило, на
федеральном (1) и региональном (2) уровнях;
и недостоверные или требующие уточнения
показатели (16.3), которые возвращаются
для уточнения в банк (15) или для
дополнительного исследования (7).
Обязательным элементом таких программ
являются целевые нормативы
ЦН/ (20), определяющие конкретные уровни
сокращения загрязнений окружающей
среды после реализации намеченных
мероприятий в течение заданного
времени. Периодическое сопоставление
целевых нормативов (20) и целевых
показателей (12), полученных на
основании объективного мониторинга
окружающей среды (11), даст возможность
установить уровень выполнения мероприятий
программы.
Природоохранная деятельность на АТП
организуется и осуществляется в
соответствии с действующим
законодательством, подзаконными актами,
а также экологическими программами
вышестоящей системы и нормативными
документами. Ответственность за
соблюдение установленных правил и
требований несет руководитель (владелец)
предприятия. Основные из них приведены
ниже. АТП, располагающее собственной
ПТБ, должно иметь
-
экологический паспорт, утвержденный
и зарегистрированный подразделением
Роскомприроды (расчеты предельно
допустимых выбросов в атмосферу,
предельно допустимых сбросов в водоемы,
объемов образующихся отходов); -
разрешения на ПДВ, водопользование и
сброс воды, на хранение и вывоз отходов; -
подлинники актов, протоколов, предписаний,
выданных государственными органами
по контролю за состоянием окружающей
среды;
государственную отчетность о
природоохранной деятельности;
-
государственные стандарты на токсичность
ОГ автомобилей и другую техническую
и нормативную документацию.
Экологический паспорт является
документом, характеризующим состояние
природоохранных работ на АТП, и
оформляется в соответствии с ГОСТ
17.0.0.04-90.
Расчет ПДВ выполняется в соответствии
с «Рекомендациями по оформлению и
содержанию проектов ПДВ в атмосферу
для предприятий» и согласовывается
с местными органами Госкомсанэпиднадзора.
После утверждения расчета в территориальном
отделении Роскомприроды АТП получает
разрешение на ПДВ установленной
формы.
Расчет ПДС выполняется в соответствии
с «Методикой расчета ПДС в водные
объекты со сточными водами»,
согласовывается с местными органами
Госкомсанэпиднадзора и территориальным
отделением Роскомприроды. Затем АТП
заключает договор с региональным
органом, контролирующим охрану водных
ресурсов, и получает разрешение на
водопользование с указанием лимитов
водопотребления и водоотведения.
Расчет объемов образующихся на
предприятии отходов выполняется в
соответствии с «Методикой оценки
объемов образования отходов производства
и потребления». На его основе АТП
разрабатывает «Проект размещения
лимитов промышленных отходов»,
представляет его в орган Госкомсанэпиднадзора
и получает от него разрешение на
хранение и вывоз промышленных отходов,
в котором указан их перечень, объемы
хранения и место утилизации.
АТП должно располагать необходимыми
производственными помещениями,
оснащенными оборудованием в соответствии
с существующими нормами, применять
технологии, обеспечивающие высокое
качество ТО и ТР, и поддерживать ПС в
технически исправном состоянии. Кроме
того, предприятие должно быть оснащено
приборами для контроля токсичности
автомобилей: 1 газоанализатор на 50
бензиновых автомобилей и 1 дымомер — на
50 дизельных.
Малые АТП и владельцы автомобилей, не
имеющие ПТБ, обязаны проводить ТО и ТР,
а также проверку и регулировку токсичности
своего ПС на крупных оснащенных АТП
или на специализированных предприятиях
и СТО.
Выпускаемые на линию автомобили должны
быть технически исправны, а токсичность
их ОГ соответствовать действующим
экологическим стандартам.
Предприятие обязано проводить
организационно-технические и другие
мероприятия, обеспечивающие снижение
загрязнения окружающей среды и
рациональное потребление природных
ресурсов, и силами ИТС вести экологическое
обучение и повышение квалификации
персонала.
АТП должно быть отделено от жилой
застройки санитарно-защитными зонами.
Трубы котельных и вентиляционные выводы
производственных участков, выбрасывающих
вредные вещества (сварочный, аккумуляторный,
окрасочный и др.), должны быть оборудованы
специальными улавливающими фильтрами.
Концентрации загрязняющих веществ,
выбрасываемых ПТБ в атмосферу, на
границе санитарно-защитной зоны не
должны превышать установленные ПДК
вредных веществ в воздухе населенных
пунктов. Уровни создаваемого предприятием
шума также не должны превышать значений,
регламентированных санитарными
нормами.
Необходимо соблюдать установленные
нормы водопотребления и водоотве-дения,
содержать в исправном состоянии очистные
сооружения и обеспечивать очистку
стоков до уровней, оговоренных в
разрешении на ПДС. Следует также строго
соблюдать правила сбора, хранения и
утилизации промышленных отходов.
Приемка и выдача ТСМ должна быть
организована таким образом, чтобы
исключалась возможность их попадания
на почву и в канализацию.
Предприятия, расположенные в регионах,
где температура самого холодного месяца
достигает -15 °С, должны оснащать открытые
стоянки устройствами подогрева или
разогрева двигателей.
Государственная отчетность о
природоохранной деятельности на АТП,
имеющим ПТБ, ведется по следующим
формам Госкомстата:
«Отчет об охране атмосферного
воздуха», форма 2-тп (воздух);
«Отчет об использовании воды (при
заборе воды из собственных водоемов)»,
форма 2-тп (водхоз);
«Отчет о ходе строительства водоохранных
объектов» (предприятия, имеющие
предписания от административных органов
о таком строительстве), форма 3-ос;
«Отчет о текущих затратах на охрану
природы» (покупка оборудования,
приборов, специальной тары для отходов,
нейтрализаторов и др.), форма 4-ос;
— «Капитальные вложения на природоохранные
цели», форма 18-кс.
Оформленные на
специальных бланках отчеты в установленные
сроки на
правляются органам
местной администрации.
• Государственный экологический
контроль за соблюдением АТП природоохранных
требований осуществляют территориальные
органы Роскомпри-роды, Госкомсанэпиднадзора
и органы местной администрации, а
контроль за
соблюдением лицензионных требований,
в том числе экологических, — Российская
транспортная инспекция. Руководство
АТП обязано создавать им условия для
проведения осмотров и замеров и
предоставлять всю необходимую
документацию. • Для природоохранной
работы на крупных и средних АТП
целесообразно создавать специальное
структурное подразделение или
экологическую группу в составе
технического отдела или отдела
безопасности движения, а на малых
предприятиях приказом руководителя
назначать ответственного за эту работу.
В обязанности экологической службы
АТП входит систематический контроль
токсичности автомобилей, принятие
оперативных решений по приведению
парка в соответствие с действующими
экологическими стандартами; выбор
необходимых организационно-технических
мероприятий, проверка работы очистных
сооружений и соблюдения правил хранения
отходов, ведение экологической
документации, осуществление контактов
с государственными экологическими
службами региона. План природоохранных
мероприятий АТП должен составляться
на основании целевой экологической
программы региона и данных о фактическом
размере загрязнений, образующихся
на данном предприятии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
ПО ШЕСТОМУ РАЗДЕЛУ
-
Перечислите виды воздействия
автотранспортного комплекса на
окружающую среду. -
Назовите токсичные
компоненты отработавших газов бензиновых
и дизельных автомобилей. -
Объясните понятие
«предельно допустимые концентрации
токсичных веществ». Перечислите
их виды. -
Каков состав и
масса токсичных веществ, выбрасываемых
в атмосферу с отработавшими
газами бензинового и дизельного
автомобилей? -
Что такое массовые
выбросы вредных веществ и чем они
отличаются от приведенных выбросов? -
Как рассчитываются приведенные выбросы?
-
Как определяется
относительная опасность токсичных
выбросов отработавших газов автомобиля? -
Как определяется
относительная агрессивность токсичных
выбросов отработавших газов
автомобиля? -
Какие вещества в
отработавших газах бензиновых и
дизельных автомобилей представляют
наибольшую опасность?
-
Назовите основные
факторы, влияющие на загрязнение
окружающей среды автотранспортным
комплексом региона. -
Назовите основные
факторы, влияющие на величину загрязнений,
образующихся на АТП. -
Перечислите
основные выбросы, сбросы и отходы,
образующиеся при производственной
деятельности АТП. Каковы их источники? -
Каковы нормируемые
в эксплуатации и при сертификационных
испытаниях параметры
токсичности бензиновых, газобаллонных
и дизельных автомобилей? Чем они
отличаются? -
Перечислите
основные технические и организационные
мероприятия ИТС, обеспечивающие
экологическую безопасность автомобилей
в эксплуатации.
Раздел
седьмой
ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ
ТЕХНИЧЕСКОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля
Стоимость курса:
6 500 рублей
Категория слушателей:
-
- Специалисты, квалификационные характеристики которых содержат требования в области экологического законодательства, принципов управления охраной окружающей среды и практической реализации методов и процессов организации обеспечения экологического контроля и экологической безопасности
Программа разработана в целях осуществления единой государственной политики в области повышения квалификации руководящих работников и специалистов, субъектов хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, для обновления их теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач в области охраны окружающей среды, а также в соответствии со ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Цель реализации программы
Совершенствование профессиональных компетенций слушателей для их применения в практической деятельности с целью создания комплекса организационных и технических мер, направленных на обеспечение экологической безопасности, минимизацию негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности в промышленности на окружающую среду.
К освоению Программы обучения допускаются:
-
- лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование,
- лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Планируемые результаты обучения
Слушатели, успешно завершившие обучение, могут занимать должности специалистов экологических служб (отделов) хозяйствующих субъектов, непосредственно осуществляющих:
-
- производственный экологический контроль,
- экологическое проектирование,
- работы и услуги природоохранного назначения,
- функции по обеспечению систем управления экологической безопасностью хозяйствующих субъектов
Важно знать!
Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Учебный план
№ п/п |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего,
час |
Форма контроля знаний | |
1. | Экологическое и природно-ресурсное законодательство | 12 | Тест | |
2. | Экологический фактор. Экономическое развитие | 14 | Тест | |
3. | Экологический контроль | 12 | Тест | |
4. | Экологический менеджмент | 10 | Тест | |
5. | Документирование деятельности по обеспечению экологической безопасности | 12 | Тест | |
6. | Основы нормирования в области охраны окружающей среды.
Система природоохранных норм и нормативов. Документирование по обеспечению экологической безопасности |
10 | Тест | |
7. | Экологическое проектирование и экспертиза | 16 | Тест | |
8. | Компьютерная обработка данных учета и оценки техногенного воздействия на окружающую среду | 8 | Тест | |
Итоговая аттестация | 2 | Зачёт | ||
ИТОГО | 96 | — |
Приказ командира воинской части
«Об организации обеспечения экологической безопасности»
ОБРАЗЕЦ
П Р И К А З
КОМАНДИРА ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 00000
№______
«____»__________20__ года г. Мурманск
Об организации обеспечения экологической безопасности
войсковой части 00000 в 20__ году
Во исполнение требований:
природоохранного законодательства Российской Федерации,
статей 81, 104, 324, Приложений № 8 и № 9 Устава внутренней службы ВС РФ,
«Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в ВС РФ», утвержденного приказом Министра обороны РФ 2014 г. № 333,
«Инструктивно-методических указаний по обеспечению экологической безопасности войск (сил) ОСК Северного флота»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Задачами обеспечения экологической безопасности (ОЭБ) части считать:
выполнение требований природоохранного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации по ОЭБ;
предотвращение (снижение) негативного воздействия деятельности подразделений на окружающую среду (ОС);
предотвращение возникновения ЧС с вредными последствиями для военнослужащих, гражданского персонала и ОС;
подготовка к ликвидации экологических последствий возможных ЧС, в частности – аварийного разлива нефтепродуктов;
продолжение очистки территории от загрязнений нефтепродуктами и отходами, ликвидация несанкционированных свалок отходов;
подготовка по ОЭБ военнослужащих и гражданского персонала;
нормирование допустимого воздействия объектов части на ОС с использованием всех источников финансирования;
сбор, передача достоверной, своевременной и полной информации об экологической обстановке, в первую очередь – государственной статистической отчетности;
эффективная эксплуатация специальных технических средств ОЭБ;
определение потребности в денежных и материальных средствах на ОЭБ, их своевременное истребование и эффективное расходование;
устранение организационных и технических предпосылок к экологическим правонарушениям, их своевременное, полное, объективное расследование, привлечение виновных к ответственности с погашением за их счет вреда, причиненного ОС, сумм штрафов, незаконно переплаченных сумм платы за негативное воздействие на ОС.
2. Во исполнение требований раздела 2.8. «Инструктивно-методических указаний по обеспечению экологической безопасности войск (сил) ОСК Северного флота», обязанности начальника службы (экологической безопасности) войсковой части 00000 возложить на ____.
Ввести в действие должностные обязанности начальника службы (экологической безопасности) войсковой части 00000 (Приложение № 1 к настоящему приказу) в качестве дополнения к его обязанностям по штатной должности.
Начальнику штаба войсковой части 00000 произвести корректировку должностных обязанностей ____ с учетом исполнения им обязанностей начальника службы (экологической безопасности) войсковой части 00000.
Установить время еженедельного доклада начальника службы (экологической безопасности) командиру войсковой части 00000 – по четвергам в 15.00.
3. На комиссию по безопасности военной службы войсковой части 00000 возложить ежегодное экологическое обследование территории и акватории части с разработкой акта.
Обследование проводить ежегодно в период 15 июля по 20 августа в соответствии с требованиями пункта 3.1.6. и приложения № 5 « ….указаний по ОЭБ войск (сил) …….».
Председателю комиссии акт экологического обследования представлять на утверждение командиру войсковой части 00000 к 20 августа ежегодно. После утверждения копию акта экологического обследования направлять в службу (экологической безопасности) войсковой части 11111, акт хранить в деле документов по обеспечению экологической безопасности в течение 5 лет.
4. На комиссию по безопасности военной службы войсковой части 00000 возложить при необходимости проведение административных расследований по фактам экологических правонарушений и разработку проектов приказов о наказании виновных.
5. Делопроизводство по ОЭБ в части вести начальнику службы (экологической безопасности) войсковой части 00000 в отдельном деле, в соответствии с «Временной инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации» № 205/2/588, утвержденной Министром обороны Российской Федерации 19.08.2009 г.
6. Ввести в действие План обеспечения экологической безопасности войсковой части 00000 на 20__ год (приложение № 2 к настоящему приказу).
Планировать ОЭБ начальнику службы (экологической безопасности) войсковой части 00000 под методическим руководством службы (экологической безопасности) округа ежегодно в сроки планирования мероприятий боевой подготовки. План ОЭБ части разрабатывать с учетом Плана ОЭБ войсковой части 11111. Проект приказа о введении в действие Плана представлять на подпись командиру войсковой части 00000 к 25 ноября.
Введенный в действие План установленным порядком доводить до исполнителей, копию Плана к 01 декабря представлять в службу (экологической безопасности) войсковой части 11111, План хранить в деле в течение 3-х лет.
7. Ввести в действие дополнения к должностным обязанностям должностных лиц части по ОЭБ (приложение № 3 к настоящему приказу).
8. Ответственность подразделений за территории, казарменный и жилищный фонд, отдельные объекты части распределить в соответствии со схемой (приложение № 4 к настоящему приказу).
9. Для ликвидации возможного аварийного разлива нефтепродуктов на территории войсковой части 00000 организовать нештатное аварийно-спасательное формирование численностью ___ человек. Командиром указанного нештатного АСФ назначить начальника склада ГСМ в/ч 00000____________.
10. Иметь предупредительные надписи следующего содержания и в следующих местах:
- «Место временного хранения металлолома» – перед входом на площадку сбора металлолома с восточной стороны автопарка;
- «Место временного хранения отработанных автопокрышек» – перед входом на площадку сбора автопокрышек с восточной стороны автопарка;
- «Место временного хранения отработанных люминесцентных ламп» – на хранилище № 4 склада КЭС;
- «Место временного хранения твердых бытовых отходов» – на площадках размещения контейнеров для ТБО (с восточной стороны от здания столовой, за зданием управления части, с западной стороны здания казармы № 2);
- «Пункт временного хранения отработанных нефтепродуктов» – на воротах пункта сбора отработанных нефтепродуктов, в северо-восточном углу территории склада ГСМ.
- «Сброс нефтепродуктов и мусора в водные объекты ЗАПРЕЩЕН» – на причале № 2 склада ГСМ.
Размеры и оформление предупредительных надписей – в соответствии с требованиями Приложения № 11 к ст. 186 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации69.
11. Подготовку военнослужащих и гражданского персонала по ОЭБ организовать следующим образом:
- технические аспекты эксплуатации источников возможного загрязнения ОС и специальных технических средств предотвращения загрязнения изучать в рамках специальной подготовки военнослужащих и гражданского персонала. Включить вопросы ОЭБ в планы занятий по изучению источников возможного загрязнения ОС;
- организацию ОЭБ изучать в рамках подготовки военнослужащих и гражданского персонала всех категорий к сдаче зачетов на допуск к самостоятельному управлению подразделением, к самостоятельному обслуживанию вооружения и военной техники (заведования), к несению дежурной и вахтенной службы. Включить в зачетные листы дополнительные вопросы согласно приложению № 5 к настоящему приказу;
- правовые вопросы ОЭБ изучать в рамках общественно-государственной подготовки и правового обучения военнослужащих и гражданского персонала всех категорий. Дополнить перечни тем занятий по общественно-государственной подготовке согласно приложению № 6 к настоящему приказу.
12. Систему обращения с отходами, образующимися в подразделениях, организовать следующим образом:
- Твердые бытовые отходы, отходы столовой ежедневно в 17.00 выносить силами дежурной службы под руководством дежурных по подразделениям и размещать в контейнерах. Руководство обращением с твердыми бытовыми отходами в части в целом возложить на заместителя командира войсковой части 00000 по МТО, в подразделениях – на командиров подразделений;
- Металлолом до сдачи на склад технического имущества вышестоящего довольствующего органа хранить на специально выделенной площадке с восточной стороны автопарка. Руководство обращением металлоломом в части в целом возложить на заместителя командира войсковой части 00000 по МТО;
- Отработанные ртутьсодержащие люминесцентные лампы всех типов и отработанные энергосберегающие лампы до сдачи на склад или до передачи на утилизацию хранить в кладовой в хранилище № 4 склада КЭС в штатной таре. Руководство обращением с отработанными ртутьсодержащими люминесцентными лампами в части в целом возложить на начальника КЭС;
- Отработанные нефтепродукты групп ММО, МИО и СНО до сдачи на склад вышестоящей довольствующей службы горючего и смазочных материалов хранить в резервуарах пункта сбора отработанных нефтепродуктов. Учет нефтепродуктов групп ММО, МИО и СНО вести по формам, предусмотренным нормативными актами по службе горючего. Сдачу этих нефтепродуктов заверять печатями тех воинских частей (организаций), которым они сданы. Руководство обращением с отработанными нефтепродуктами в части в целом возложить на начальника службы горючего.
Сжигание каких-либо отходов, сброс их в водные объекты и на рельеф местности ЗАПРЕТИТЬ.
13. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя командира войсковой части 00000 по МТО и начальника службы (экологической безопасности) войсковой части 00000.
14. Приказ довести до военнослужащих и гражданского персонала войсковой части 00000 в части касающейся.
КОМАНДИР ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 00000
НАЧАЛЬНИК ШТАБА ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 00000
Приложение № 1
к п. 2 приказа командира в/ч 00000
от «___»________20__г. №____
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАНОСТИ
начальника службы (экологической безопасности)
войсковой части 00000
1. Начальник СЭБ воинской части:
предназначен для оказания помощи командиру по организации ОЭБ;
отвечает за ОЭБ на объектах воинской части;
непосредственно подчиняется командиру воинской части;
осуществляет деятельность по ОЭБ в отношении подчиненных подразделений воинской части;
обязан знать требования природоохранного законодательства, нормативных правовых актов Министра обороны Российской Федерации и его заместителей по ОЭБ;
организует выявление, ведение учета и анализ факторов военной службы, негативно влияющих на ОС, источников загрязнения ОС, экологическое обследование;
разрабатывает проекты приказов командира части по ОЭБ;
участвует в разработке вопросов ОЭБ воинской части в боевых документах;
разрабатывает меры и организует предотвращение (снижение) негативного воздействия на ОС;
разрабатывает меры и организует ликвидацию последствий негативного воздействия на ОС;
разрабатывает меры и организует ликвидацию экологических последствий ЧС;
разрабатывает план ОЭБ воинской части;
разрабатывает план работы Службы;
проводит ведомственный экологический контроль в подчиненных подразделениях;
участвует в государственном экологическом контроле в подчиненных подразделениях;
разрабатывает и ведет документацию по ОЭБ воинской части;
непосредственно ведет учет негативных воздействий на ОС за воинскую часть, включая учет в области обращения с отходами;
оперативно и регулярно информирует командира части об экологической обстановке в воинской части;
разрабатывает и представляет донесения по ОЭБ за подчиненные войска (силы);
разрабатывает и представляет предложения по совершенствованию ОЭБ;
организует расчет и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за воинскую часть;
взаимодействует со специально уполномоченными органами государственной власти в области ОЭБ;
участвует в подготовке сил (АСФ) ликвидации экологических последствий ЧС;
взаимодействует по ОЭБ с начальниками отделов и служб воинской части, командирами подразделений, с органами местного самоуправления;
организует и проводит подготовку по ОЭБ военнослужащих и гражданского персонала части;
расследует каждый факт экологического правонарушения в воинской части, готовит материалы для привлечения к ответственности виновных в нарушении природоохранного законодательства, правовых актов Министерства обороны по ОЭБ.
2. Начальник СЭБ воинской части имеет право:
проверять и оценивать по указанию командира воинской части состояние ОЭБ в подразделениях;
запрашивать и получать от должностных лиц в установленном порядке и в пределах своей компетенции сведения, документы по ОЭБ;
представлять командиру воинской части предложения об устранении нарушений природоохранного законодательства, нормативных правовых актов Министерства обороны по ОЭБ, а также о привлечении к ответственности виновных в экологических правонарушениях.
Приложение № 5
к п. 11 приказа командира в/ч 00000
от «___»________200__г. №____
ДОПОЛНЕНИЕ
к перечням тем занятий по общественно-государственной подготовке
Правовые и гуманитарные вопросы обеспечения экологической безопасности изучать с военнослужащими и гражданским персоналом в объеме 1 занятия продолжительностью 3 часа в каждом периоде обучения по следующим темам:
1. С офицерами штаба и командирами (руководителями) подразделений: «Обеспечение экологической безопасности Вооруженных Сил – реализация и природоохранного законодательства России органами военного управления».
2. С офицерами и должностными лицами гражданского персонала: «Работа командования по обеспечению экологической безопасности. Ответственность за экологические правонарушения».
4. С сержантами (старшинами): «Предотвращение загрязнения окружающей среды при эксплуатации вооружения и военной техники. Ответственность за экологические правонарушения».
5. С рядовыми (матросами), работниками из числа гражданского персонала: «Обязанности по предотвращению загрязнения окружающей среды при эксплуатации вооружения и военной техники. Ответственность за экологические правонарушения».